Михаил Александрович Врубель • Демон летящий • [1899] Государственная Третьяковская галерея • Москва, Россия Произведения Искусства, Мир, Город, История Искусства. М. Врубель. Демон летящий. Михаил Александрович Врубель — русский художник, который работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства.
Печали и демоны Михаила Врубеля
Богоматерь с младенцем. Демон четвертый. Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.
Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «... Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».
Демон пятый. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «...
Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета. Отцу Михаила Александровича работа не понравилась: «Демон этот показался мне злою, чувственною...
Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве. Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи.
Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов. Демон шестой. Лермонтовский В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева.
Отец умер и не узнал, как образ демона оформился, окреп, прославил и погубил его сына, но так и остался неуловимым и непокоренным. Написана в 1899 году и является частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Работа над картиной не закончена по неизвестной причине. Лермонтов » На картине изображён демон, летящий над Кавказом.
На фоне хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река предположительно — Терек. Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом. Картина выполнена в мрачных коричневых тонах, в абстрактном стиле.
Его поисками занимались сотрудники Владивостокского уголовного розыска, но так и не нашли… Без наводчиков не обошлось? Прошло 60 лет. В декабре 2005 года во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Игоря Грабаря Москва на экспертизу поступил рисунок «Демон летящий», якобы выполненный Михаилом Врубелем.
И тут экспертов ожидал сюрприз с «пропиской» рисунка. По имевшимся данным, он должен был находиться в фондах Приморской государственной картинной галереи, куда попал из краеведческого музея имени В. Но неведомым путем оказался в Первопрестольной. Эскиз картины «Демон летящий» появился в экспозиции Владивостокского государственного областного музея так ранее назывался краеведческий музей имени Арсеньева. Рисунок Врубеля в числе других картин и рисунков известных русских и западноевропейских художников был передан Третьяковской государственной галереей периферийному «коллеге» для пополнения его фондов. В Советском Союзе подобные акции со стороны центральных музеев были обычным явлением.
Благодаря таким щедрым жестам в 30-е годы прошлого столетия сформировалась основная коллекция художественного отдела краеведческого музея имени Арсеньева. Новорожденному учреждению культуры по наследству перешла часть фондов музея, в том числе и дары Третьяковки. Только «Демона летящего» среди них не было. Рисунок исчез! Его следы обнаружились в папке «Акты о пропажах картин», которая в 1966-м была передана картинной галерее вместе с архивными документами. Как раз там хранился и акт о краже рисунка Михаила Врубеля от 4 января 1945 года за подписями сотрудников краеведческого музея имени В.
Арсеньева: заведующей фондами М. Бирюстиковой, ученого-секретаря З.
По задумке демон сидящий должен олицетворять титана. Юноша, изображенный на картине, принял задумчивую позу. Он сидит, обхватив ноги руками, и смотрит вдаль. Его напряжение выдают крепко сжатые кисти. Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть. Его оголенный торс смотрится очень внушительно. Мышцы на загорелых руках выпирают, что в контрасте с юным лицом смотрится очень непривычно. Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже.
Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня. Художник взял нижний ракурс, чтобы умышленно сделать своего и так большого демона еще больше. Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно. Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим. Его угрюмое выражение лица, вопросительные складки на лбу и печальные глаза скорее вызывают сочувствие, чем отвращение. Цветовая гамма "Демон" Врубеля написан на контрастах. Синий цвет, который присутствует как в одежде юноши, так и в земле, на которой сидит фигура, олицетворяет надежду. Холодные оттенки на картине поддерживаются лиловыми цветами заката. Остальная часть картины выполнена в теплых оранжево-коричневых тонах.
Фигура освещена солнцем, что делает ее менее мистической и более земной. Можно рассматривать холодные оттенки в картине как рождение какого-то нового мира, о котором мечтает демон. Вся напряженность позы главного героя повествует о том, что реальность персонажа мало устраивает. Закат дня, написанный в холодных оттенках, должен донести до зрителя мысль, что в жизни все плохое когда-нибудь заканчивается. Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева. Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону.
Анализ картины На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана. Такая аналогия неслучайна. Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом. Врубель писал, что демон — это состояние его души. Сегодня можно услышать мнение критиков о том, что художник сошел с ума именно потому, что выбрал главным героем своих картин потустороннее существо из ада. Но у Врубеля было другое мнение на этот счет. Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно. Следует внимательно посмотреть на картину, и можно в ней найти множество противоречий. Например, фигура титана мощная и мускулистая. А вот лицо совсем юное и очень грустное.
Зритель может понять, что участь демона не нравится главному персонажу, но ничего со своей судьбой он сделать не может. В картине хорошо передается три состояния: скованность, тоска и беспомощность. Холодный мир, который нашел демон на вершине горы, это не то, что он ожидал там увидеть. Стиль, в котором написана картина, помогает ее лучшему пониманию. Осколки кристаллов как бы формируют фигуру. Зритель может предположить, что художник хотел до него донести то, что даже те индивиды, которые сделаны из камня, могут иметь тонкую и ранимую душу. Критика Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Где находится это полотно сегодня? Там же, где и находилось два столетия назад — в Третьяковской галерее. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир.
160 лет со дня рождения русского художника Михаила Александровича Врубеля
Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона», — вспоминала Екатерина Ге, сестра супруги художника — Надежды Забелы-Врубель. hudozhnik Mihail Vrubel 16 Михаил Александрович Врубель.
Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
«Демон летящий» — незаконченная картина русского художника Михаила Врубеля. hudozhnik Mihail Vrubel 16 Михаил Александрович Врубель. Михаил Александрович Врубель.
Демоны Михаила Врубеля
Крылья —трепещут, и хрустальный венец полыхает в лучах заходящего солнца. Тут все служили государю, несли тяготы бытия, исполняли приказы. Мать скончалась, когда Мишеньке не было и пяти лет — всем в доме заправляла мачеха, питерская немка по фамилии Вессель. К счастью, она оказалась добра, хотя и по-тевтонски холодновата. Будущий «демон» учился рисовать, листая картинки в шикарно иллюстрированных журналах. Блестящая учёба в гимназиях петербургской, потом — в одесской и занятия в Обществе поощрения художников сформировали его знания, вкус, критический разум. О карьере художника дворянский мальчик и не помышлял — его прочили в юристы. Профессия адвоката считалась модной, а барышни гадали: кто лучше в качестве жениха — офицер или присяжный поверенный? Диплома он так и не получил — захлестнула богемная жизнь. Врубелю нравились актрисы, компании живописцев, громкие выставки, премьеры, концерты. И — литература.
Именно тогда-то он и нарисовал «Свидание Анны Карениной с сыном» - роман Льва Толстого наделал много шума. Будучи натурой, не склонной к тотальной праздности, Врубель поступил вольнослушателем в Академию Художеств и стал брать уроки у Павла Чистякова его учениками были и Репин, и Суриков, и Серов. Первые серьёзные штудии — под руководством академиста-ментора - выглядят совершенно «не по-врубелевски». Например, портрет сестры Насти — юная особа написана в профиль, с причёской a-la grecque. Опытная рука и хорошая прорисовка. Начало самостоятельного «я» — реставрация Кирилловской церкви в Киеве, куда Врубель отправился по запросу профессора Адриана Прахова — историка, археолога и художественного критика. Помимо этого, молодой художник должен был создать фрески и росписи, объединяющие византизм с Модерном. Будущий певец "Демона" полноценно раскрылся в храмовой живописи, а в космически-запредельной Богоматери все узнавали профессорскую жену - Эмилию, сложным и болезненным отношениям с которой посвящён целый раздел выставки. Прахова ценила талант Врубеля, но он желал видеть её своей Прекрасной Дамой и — небесною музой. Эта художественно-платоническая экзальтация пугала и нервировала жену профессора.
После рая — прямиком в ад. Зал трёх демонов — летящего, сидящего и поверженного. Он соответствовал настроениям - был хмур, насмешлив, не жаловал царя и — трагически рано погиб, успев снискать превеликую славу. Врубель создаёт иллюстрации к "Демону" - эта вещь, не являясь самой востребованной при жизни поэта, стала культовой на рубеже столетий. Популярен демонизм, как таковой — неслучайно Тэффи высмеивала расхожий типаж — «демоническую женщину», которая на поверку оказывалась просто дурой. Все жаждали мятежа супротив устоев и —Бога, а лермонтовский персонаж годился для этого наилучшим образом. Сам Врубель оправдывает героя: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Эскизы, наброски, удачные и неудачные ракурсы — мы отслеживаем ту колоссальную работу, что проделал художник, ища своего Демона.
В замыслах художника оперный герой слился с главным персонажем одноименной поэмы М. Это не удивительно, ведь именно в это время живописец занимался иллюстрированием юбилейного книжного издания Лермонтова. С этого момента «Демон» всегда присутствовал в жизни и творчестве Врубеля. В результате художнику удалось создать отличные иллюстрации к сборнику стихов и прозы М. Лермонтова, а также создать три живописных полотна, оказавших огромное влияние на ход развития российской и мировой живописи. Кроме сидящего Демона, живописец изобразил летящего и поверженного героя. Описание картины Полотно имеет горизонтальную ориентацию. В центре картины располагается основной персонаж в полу обнаженном виде. При этом часть головы и ног персонажа отсечены, так как не поместились на полотне. Крепкий торс героя обнажен и рельеф тела подробно отображен вплоть до мельчайших деталей, его массивные плечи выведены вперед и ярко выражены. Пальцы рук крепко сцеплены между собой и вывернуты на внешнюю сторону. Ноги по визуальному ощущению скрещены и покрыты синей тканью. Таково видение Демона Врубеля. Задумчивый и мрачный вид персонажа изображен в профиль и написан с выразительными чертами лица. Длинные, пышные каштановые волосы героя величественно откинуты назад. Сидящую мрачную фигуру озаряет свет уходящего солнца, выделяя задумчивый взгляд и правильные черты лица, освещая мускулистое тело воина. На заднем плане произведения располагаются последние лучи угасающего солнца на фоне скалистых гор и легких вечерних облаков. Блики засыпающего солнца пытаются играть на цветочной поляне, на которой разместился угрюмый персонаж. Опечаленный демон бросает свой задумчивый взор вдаль, его вид навеивает мысли об отчаянии, глубоком разочаровании и безысходности. Картина наполнена множеством противоречивых элементов — одухотворенный лик и мощное тело героя, расслабленная спина и напряженные, готовые разорвать оковы руки, сгущающаяся тьма и яркая мозаика солнечных бликов среди цветов. Картина написана в мрачном стиле, присущем этому художнику.
Одновременно посещал вечерние классы Академии художеств. С 1880 года учился в Петербургской Академии художеств. Был великолепно образованным человеком, обладал огромной трудоспособностью и наблюдательностью, умением подолгу анализировать натуру, добиваться максимальной точности изображения. Деятельность В 1884 году был приглашен в Киев, где исполнил свою первой крупную работу - фрески Кирилловской церкви. Для изображения апостолов художнику позировали душевнобольные из расположенной рядом психиатрической больницы. В 1887 году исполнил цикл эскизов для фресок во Владимирском соборе в Киеве. Работу ему закончить не дали, и в конце года он уехал в Венецию. Мозаики Сан-Марко, живопись Возрождения оказали огромное влияние на индивидуальный стиль Врубеля. С 1889 года жил в Москве. Давняя любовь к музыке привела Врубеля в частную оперу С. Мамонтова, и он принял участие в оформлении опер «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане». Некоторое время жил в доме Мамонтовых на Садовой-Спасской улице, где по его эскизам был построен и оформлен дворовый флигель.
На нем изображен низвергнутый крылатый богоборец. Живописец запечатлел момент, когда сраженный ангел падает на скалы и обращается в Демона. Изломанная обнаженная фигура ангела покоится на его собственных крыльях с прекрасными сине -золотыми перьями. Эти волшебные крылья распластаны под телом бывшего хозяина и служат ему то ли неуютным ложем, то ли саваном. Фигура кажется неодушевленной — хрупкое, бесполое существо словно уже мертво — его кожа голубоватого «трупного» оттенка, тело застыло в неестественной позе.
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля
Общие пластические идеи объединяют двух мастеров, вставших на путь деконструкции академической системы. Но если Моро увлечен скорее разложением традиционной формы, то Врубель в своем кристаллическом формообразовании открывает процесс конструирования новых принципов, автономных от непосредственного зрительного опыта. Обращает на себя внимание контрастное соотношение масс в пространстве, характерное для монументального искусства. Скульптурная объемность фигуры уподобляется своими очертаниями раскрывающемуся цветку или чаше.
Эти очертания несколько раз повторяется в пространстве, ограниченном жестом рук, что создает ощущение нарастающей изнутри огромной энергии. Колени, замкнутые руками, образуют форму, напоминающую сердце, подобное голубому цветку или кристаллу. Множественность контуров усиливает эффект постоянного превращения форм и их смысловой многогранности.
Кисти рук напряженно сплетены и в то же время подобны разрываемым цепям. Руки Демона несут память о могучих крыльях, которых нет у героя. Покрытый тенью профиль контрастен массивному телу и словно принадлежит другому существу.
Он «сын небесного изобилия и земной скудости». Черты лица будто расплавлены в закатных лучах и находятся в процессе трансформации. В этом гиганте закована огромная энергия, и в то же время он исполнен меланхолии.
Устремив взгляд к закатным лучам, он вспоминает покинутый им мир небесной гармонии и о чем-то скорбит — быть может, о несовершенстве красоты земной. Томление Демона по абсолютной красоте не бесплодно. Оно несет творческий заряд.
Мир вокруг озаряется новым, фантастическим сиянием. Цветы, окружающие фигуру, превращаются в кристаллы, преображенное сиянием вещество. Неслучайно наиболее отчетливо на фоне заката прочитывается крестообразный цветок — ирис, традиционная символика которого связана с идеей устремленности души в мир горний.
Демон и прекрасные цветы составляют единое целое. Атмосфера преображения мира, в котором в соответствии с заветами символизма словно происходит метафорическое «развоплощение зримого и овеществление незримого», выявляет мистическую природу явлений. Аналогию этому состоянию можно найти в программном для символистов стихотворении Шарля Бодлера «Гармония вечера»: Вот час, когда в полях, струя благоуханье, Кадильницы цветов возжег незримый клир, За звуком аромат уносится в эфир, — Печально-плавный вальс, истомное порханье!
Кадильницы цветов возжег незримый клир; Трепещет скрипки вздох, как сердце в миг страданья; Печально-плавный вальс, истомное порханье! Прекрасен, как алтарь, закатных туч порфир. Шарль Бодлер В художественной манере Врубеля ощущается титанический натиск на живописную поверхность, позволяющий постичь процесс высекания искр жизни из косной материи.
Мощные мазки — грани — находятся в непрестанном движении. Художник творит нетленное сверхвещество живописи, своего рода философский камень. Накладывая краски мастихином, Врубель синтезирует приемы масляной живописи, ваяния и мозаики.
Своеобразие живописного метода Врубеля, проявившееся в «Демоне сидящем », заключается в особом приеме стилизации — кристаллической огранке форм. Сложная пластическая игра форм в картине помогает художнику уйти от поверхностного аллегоризма, превращая произведение в развернутую живописную метафору. В одухотворенной жизни подвижной пластической ткани рождается ощущение постоянно трансформирующегося символического образа, перед зрителем разворачивается последовательная метаморфоза: хрупкие, нежные в закатном свете цветы превращаются в кристаллы, более совершенные и вечные.
Кристаллы отбрасывают свет, то есть происходит процесс трансформации материи в энергию, что служит метафорой эволюции форм материального мира в духовные, бестелесные. Мазки дробят форму и вновь собирают ее в кристаллические соцветия. В результате рождается потрясающий своим эстетическим напряжением парадокс, где отрешенной созерцательности и «благородной инерции» героя противопоставляется экстатический творческий натиск автора.
Символический смысл «Демона сидящего» отражает устремленность к идеальной красоте сквозь лабиринт относительной красоты чувственного мира. Это первое произведение, воплотившее тему Демона, стало наиболее совершенным творением Михаила Врубеля. Активное включение мастера в контекст русской художественной жизни произошло десятилетием позже и оказало влияние на теорию и практику русского поэтического и изобразительного символизма.
Тамара и Демон. Бумага на картоне, черная акварель, белила, проскребание. Государственная Третьяковская галерея Следующий этап в осмыслении темы — обращение к иллюстрациям поэмы Михаила Лермонтова «Демон».
Оказавшись перед задачей иллюстрирования, Врубель невольно погружается в мир человеческих романтических страстей, которыми живет герой Лермонтова.
Разумеется, это больше, чем портреты — это своего рода сотворение мира и придание его насельникам формы с убедительными анатомическими подробностями и имен. Таков один из шедевров Врубеля — "Пан". Но фактически художнику удался "портрет" самого настоящего Пана — древнегреческого бога дикой природы, пастушества и скотоводства. Французский поэт-символист Эмиль Верхарн, увидев "Пана", был впечатлен до крайности и записал: "…это настоящая эманация вод, лесов и полей. Чтобы создать такую сильную, незабываемую фигуру, надо чувствовать и мыслить так, как чувствовали и мыслили дивные мастера Возрождения древней Греции". С "Паном", на мой взгляд, перекликается "Богатырь" — олицетворение веселого и не очень доброго боевого русского духа. Добрый и всетерпеливый русский дух в былинах и в творчестве Врубеля другой — богатырь-пахарь Микула Селянинович. Встречу богатырей Вольги и Микулы Михаил Александрович отразил, в том числе, в изразцовых панно для великолепного декоративного камина.
Искусствоведы считают, что к сотворению мифологических персонажей Врубель подошел, набравшись опыта работы с театральными декорациями и костюмами. Но, честно говоря, когда смотришь на его картины с языческими богами, богатырями, духами, святыми, материалистическое объяснение кажется недостаточным… Особенно оно не убеждает в отношении великих врубелевских Демонов. Главным событием выставки в Новой Третьяковке ее кураторы назвали "встречу" трех полотен М. Они "составляют своеобразную трилогию — уникальное произведение длиною и ценою в жизнь", - поэтически сказано в буклете. Это действительно так. Впервые к образу Демона Врубель обратился в 1885 году — и сам себя приговорил к пожизненной разработке этой темы. Такая казенная формулировка не передает и сотой доли того, что значили Демоны для живописца. Он не нарисовал Демона, даже не породил его — он его прожил. Все, созданное до "Демона поверженного" до 1902 года , "при всей радикальности укладывается в рамки своего времени и выражает характерные для рубежа столетий поиски в области формотворчества, созданное после—принадлежит уже целиком новому ХХ столетию".
Так поясняет буклет. Эти две эпохи тоже отражены в построении экспозиции, разделенной на две очевидные части. Разговор относительно Демона — месседжа творца — надо начать с того, что расхожее представление о Демоне как о "делегате" адских сил Врубель не разделял. Для него он олицетворял, скорее, духовное начало мира. Сам художник так характеризовал своего героя: "Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый…". Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. Но то были не рядовые иллюстрации, визуализирующие героев и сюжет. Нет, Врубель вышел далеко за рамки прикладного сопровождения текста. Есть мнение, что он в своих рисунках воплощал особенности поэтики Лермонтова — и "закадровый" смысл поэмы.
Для него он явно сводился к возможности существования свободного духа в человеческом мире. Эта идея не отпускала художника на протяжении более чем десяти лет. Сидящий мыслитель превратился в летящего в тучах завоевателя крылья которого словно бы распахиваются на весь небосвод, загораживая Землю от солнца и от Бога , а тот бесславно канул со звездной высоты на земную твердь. Но между этими тремя вехами был создан едва ли не сонм графических рисунков — не только набросков к гигантским станковым полотнам и их предварительных вариантов, но и сюжетов, раскрывающих те или иные особенности Демона и его взаимоотношений с людьми. Думаю, не будет слишком дерзким предположить, что в образ Демона Врубель всегда вкладывал себя — даже несмотря на отсутствие портретного сходства поздние Демоны, летящий и поверженный, скорее, опять же напоминают Надежду Забелу. Одиночество "художника в толпе" было ему знакомо… Портрет Саввы Мамонтова и маски ливийских львов. Хотя социальное бытие Михаила Александровича выглядело вполне благополучным. Он не голодал, не нищенствовал, не сталкивался с непониманием своего творчества — напротив, был в фаворе, в моде и получал выгодные заказы. Счастливейшим событием для Врубеля стала встреча с Саввой Мамонтовым.
С момента знакомства в 1889 году и до самого банкротства Мамонтова, вызванного обвинениями в финансовых злоупотреблениях, то есть те же десять лет, художник находился под покровительством могущественного и понимающего в искусстве мецената, инициатора многих крупных культурных начинаний. Это Мамонтов ввел Врубеля в свою семью в благодарность художник нарисовал портреты самого промышленника и всех его домочадцев , в круг состоятельных заказчиков, в среду меценатов, готовых поддерживать его замыслы, и, что особенно важно, в свое театральное предприятие. Именно там Врубель встретил свою будущую супругу. А еще — получил массу выгодных предложений, например, об украшении богатых особняков и служебных помещений. Распространено мнение, что работа на заказ убивает талант.
Одновременно с большим цветным полотном размером 1,14 х 2,11 метра Врубель также писал иллюстрации для юбилейного издания поэта. Демон, изображенный на картине Врубеля, не имеет ничего общего с тем образом, который мы привыкли встречать в литературе. Это и не библейский демон, искушающий Христа. При созерцании врубелевского демона у зрителя возникают те же чувства, что и при знакомстве с лермонтовским «демоном» - романтичным и тоскующим. В этом же году появляется акварель «Голова Демона на фоне гор». Мрачный искуситель устремляет свой взгляд в неведомую даль... Голова Демона на фоне гор. Фото: соцсети Спустя почти десятилетие Врубель возвращается к демонической теме и создает «Демона летящего». На этот раз персонаж, изображенный на холсте, мрачен, его черты едва уловимы. Многие детали плохо прорисованы художником и замысел картины до конца не ясен.
Занимаясь росписью Кирилловской церкви, живописец отмечал в разговорах со своими близкими некую отчужденность, которую он испытывал по отношению к религиозным обрядам. Врубелю нравилась суровая монументальность храмов, он считал, что религией творческих людей является искусство. Эскизы оформления Владимирского собора в Киеве, сделанные Врубелем после работы над Кирилловской церковью, не были приняты — в обликах святых слишком явно проступали земные, а то и вовсе тревожащие взор и смущающие душу образы. Впоследствии они стали проявляться в набросках, из которых художник затем создаст своих знаменитых Демонов. Соприкосновение с мрачной стороной духовного мира не проходит бесследно для человека. До конца своих дней, Врубель был тяжело душевно болен, страдал галлюцинациями, периодически лежал в больнице. В минуты просветления он пытался обратиться к Богу, покаяться, но обрести гармонию и душевный мир художнику так и не удалось. Слишком тяжела была степень поврежденности души, которая так долго вглядывалась в бездну демонической природы. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и, время от времени, брал уроки живописи. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета. Осенью 1880 года был принят в Академию художеств. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» обе 1886. Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон, Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески. В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано. В 1889 году художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом С. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном сидящим » 1890 и иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова 1891.
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ - ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ
Михаил Александрович Врубель принадлежал к плеяде художников и графиков, своим необычным и новаторским творчеством вызывающих всю гамму эмоций публики и критики: раздражение, недоумение, откровение, восторг. В 1899 году Врубель бросает, не закончив, «Демона летящего». Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения. Позже он создаст картину «Демон летящий», где тот изображён как могучий властелин мира, и «Демон поверженный», в которой герой находится на грани гибели. Летящего демона Михаил Врубель писал, как часть из серии иллюстраций для поэмы Михаила Лермонтова «Демон».
Анализ картины Михаила Врубеля Демон летящий
В конце 1891 года художник с семьей Мамонтовых уехал в Италию. В 1896 году Врубель создал декоративные панно для нижегородской выставки «Микула Селянинович», «Принцесса Греза». В 1900 году на Парижской выставке его работы были отмечены золотой медалью. С 1885 по 1902 год главной темой в искусстве художника и в живописи, и в скульптуре стали образы Демона — «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный» и т. В 1891 году Врубель осуществил серию иллюстраций к произведениям М. Личная жизнь На одной из репетиций русской частной оперы познакомился с певицей Надеждой Ивановной Забелой. В 1896 году в Женеве состоялась их свадьба. В браке имел сына Савву, умершего во младенчестве.
Последние годы С 1901 года у художника появились первые признаки душевного заболевания, в следующем году его здоровье резко ухудшилось. С этих пор он часто находился в различных психиатрических клиниках. Будучи больным, он продолжал писать. В самом конце своей трагической жизни безумный и ослепший художник утверждал, что он жил во все времена, строил готические соборы и вместе с Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу в Ватикане.
Изначально «Демон летящий» находился в экспозиции краеведческого музея имени В. Арсеньева, откуда был похищен 4 января 1945 года. Его поисками занимались сотрудники Владивостокского уголовного розыска, но так и не нашли… Без наводчиков не обошлось? Прошло 60 лет.
В декабре 2005 года во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Игоря Грабаря Москва на экспертизу поступил рисунок «Демон летящий», якобы выполненный Михаилом Врубелем.
Рисовал он скорее для общего развития. Постепенно, однако, живопись увлекала Мишу всё больше. После гимназии было решено ехать в Петербург и поступать на юридический. В столице его закрутила богемная жизнь. Учёбу Врубель не окончил. В то время он увлекался философией и делал иллюстрации к литературным произведениям. Знакомство с богемой и новые увлечения навели Врубеля на мысль о поступлении в Академию художеств. Но и её окончить он не сумел, несмотря на то, что под влиянием Валентина Серова сменил дендизм на аскетизм.
Началось испытание жизнью. Врубель отправился в Киев расписывать церкви. Там его навестил отец Александр Михайлович Врубель. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём… Больно, горько до слёз». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Тогда художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве. В то время заказов у него толком не было, приходилось добывать деньги учительством и мелкими подработками. В Москву Врубель переехал случайно — вероятнее всего, из-за увлечения цирковой наездницей.
Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона.
Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Художник сравнивал мятежный дух со страдающим человеком, не находящим себе места в этом мире. Когда картина «Демон поверженный» была уже написана, Врубель продолжал работать над ней, словно зачарованный. Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. Врубель на протяжении всего вечера говорил только о себе и о гениальности своего произведения. Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность.
Он постоянно повторяет жене, что довольно ему быть скромным, теперь он станет вести себя иначе. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий». Очарованный истинной свободой и величием, Врубель писал это произведение в надежде на прекрасное будущее, славу, почтение. Но вдруг он останавливается и вовсе прекращает свою работу. Но почему? Вот он видит демона, устремленного в небеса, вольного, словно ветер.
История одной картины. Демоны Михаила Врубеля
Особенно он оживлял глаза. Врубель превосходно рисовал и видел характер форм. Он как бы был предшественником всего грядущего течения, исканий художников Запада. Из русского искусства он был восхищен иконами новгородцев. Фарфоры Попова и Гарднера восторгали его так же, как в литературе Пушкин и Лермонтов - он считал, что после них в литературе русской был упадок. Как- то летом у Врубеля, который жил со мною в мастерской на Долгоруковской улице, не было денег. Он взял у меня 25 рублей и уехал. Приехав вскоре обратно, он взял большой таз и ведро воды, и в воду вылил из пузырька духи, из красивого флакончика от Коти.
Разделся и встал в таз, поливая себя из ведра. Потом затопил железную печь в мастерской и положил туда четыре яйца и ел их с хлебом печеные. За флакон духов он заплатил 20 рублей… - А чудно, - говорю я ему. Словно это так необходимо. Раз он продал дивный рисунок из «Каменного гостя» - Дон Жуан за 3 рубля. Так просто кому-то. И купил себе белые лайковые перчатки.
Врубель много рисовал, делал акварели-фантазии, портреты и бросал их там, где рисовал, Я никогда не видал более бескорыстного человека. Когда он за панно, написанные Морозову, получил 5000 рублей, то он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришел поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей - цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актеры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завернутое в салфетку шампанское и наливал всем. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и еще не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг.
Во время работы над декорациями в частной опере С. Мамонтова он познакомился с Н. Забелой, которой буквально в тот же день сделал предложение, и та к удивлению многих согласилась. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился». Считается, что именно Надежда Забела изображена на картине «Царевна-лебедь». К сожалению, их единственный сын умер в двухлетнем возрасте, а семейную жизнь омрачала болезнь художника.
Сестра перенесла острое меланхолическое состояние. Брат от другой матери по второй жене отца — Авт. Сестра перенесла временный паралич".
Зная эту сложную наследственность и самые известные картины художника, можно подумать, что автор иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон» и нескольких одноименных картин и сам был похож на «духа изгнанья». Однако ничего пугающего и отталкивающего в облике юного Михаила Александровича не было. Невысокий блондин хрупкого телосложения, с белесыми усиками, общительный и приветливый - он напоминал «молодого венецианца с картины Тинторетто или Тициана», вспоминал художник Лев Ковальский.
И все же «дух изгнанья» стал его сутью и смысловом существования. Сама судьба постоянно сталкивала его с лермонтовским героем, и с годами — все больше Дух захватывал его, рос изнутри и вырывался наружу… Быть может, так было предначертано самой судьбой? Вот несколько странных пересечений судеб Михаила Врубеля и Михаила Лермонтова, чье поэтическое творчество так тонко и глубоко художник смог осмыслить в живописи.
В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» Михаила Юрьевича Лермонтова, в том же году в Омске родился будущий художник. Его отец был потомственным военным — штабс-капитаном Тенгинского пехотного полка, в котором некогда в звании поручика служил и поэт. Врубель, как и Лермонтов, в детстве не отличался крепким здоровьем — только в три года он начал ходить.
Как раз тогда умерла от чахотки мать будущего художника Анна, то же заболевание унесло жизнь Марии Лермонтовой, когда ее сыну было два года. Оба ребенка были окружены в детстве любовью и заботой: будущего поэта опекала бабушка, а будущему художнику повезло с мачехой. Елизавета Вессель, вторая жена Александра Врубеля, всерьез взялась за здоровье Миши, и во многом благодаря ее режиму, домашним играм и представлениям Врубель вырос довольно крепким малым, интересовавшимся литературой, музыкой и искусством.
Несмотря на природную артистичность и открытость, оба — Лермонтов и Врубель — с детства были ранимы, и, несмотря на любовь к общим театрализованным играм и находчивость, могли вдруг вспыхнуть и убежать в свою комнату. Оба много познали широту мира с юных лет. Лермонтов ездил с бабушкой в Москву, на Урал и Кавказ.
Оба с детства увлекались науками: Лермонтов больше математикой, а Врубель — геологией. Оба неплохо знали латынь и могли читать сочинения античных писателей в оригинале. Оба в институтские годы увлекались философией, все больше немецкой: Лермонтов тяготел к Шеллингу, модному в студенческих кругах в конце 20 - начале 30-х годов ХIХ века, Врубель особенно был увлечен Кантом.
Оба получили довольно основательное образование, впрочем, у Врубеля оно было более углубленным. И оба в угоду семье учились тому, к чему душа не лежала. Будущий художник по желанию родителей окончил юрфак, прежде чем поступить в Академию художеств.
Лермонтов по настоянию бабушки поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Наконец, оба были романтическими натурами, истинное призвание в которых проросло, несмотря ни на что. И главное — на протяжении многих лет раз за разом оба возвращались к одной и той же теме — Демону.
Наброски своей главной поэмы Лермонтов сделал еще в 15-летнем возрасте и до последнего переписывал, исправлял. Литературоведы уверены, что если бы поэт не погиб на дуэли в 1941 году, он бы еще не раз вернулся к редакции «Демона». Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро.
Он работал с утра до полудня, пока публики было мало. Каждый день зрители видели, как меняется изображение. В итоге художника пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику: он слышал хор голосов в своей голове.
Воображал себя то Христом, то Пушкиным, то ему казалось, что он расписывает стены Ватикана в компании Рафаэля и Микеланджело… Одержимость Эмилией Из истории болезни: «Явился в клинику 10 февраля 1902 г. Диагноз: Paralysis progressiva. Выписался с значительным улучшением 16 сентября 1903 г.
Согласно статье преподавателя психиатрической клиники 2-го Московского М. Цубиной «Болезнь и творчество Врубеля с психопатологической точки зрения», основанной на архивных данных, художник к тому моменту уже 10 лет, как был заражен сифилисом. То есть с 1892 года.
Однако, возможно, врачи ошибались — богемный образ жизнь художник начал вести многим раньше. Paralysis progressiva прогрессивный паралич — особая форма нейросифилиса, вызывающая тяжелые последствия для всего организма, говорится в статье невролога с мировым именем Марка Долева. Болезнь вызвана бледной трепонемой возбудитель сифилиса , которая проникает в нервную систему, оказывая на нее разрушительное действие.
Расстройство чаще всего проявляется в возрасте 35-50 лет и имеет неопределенные неврастенические жалобы.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Тогда художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве. В то время заказов у него толком не было, приходилось добывать деньги учительством и мелкими подработками.
В Москву Врубель переехал случайно — вероятнее всего, из-за увлечения цирковой наездницей. Несмотря на то, что творчество художника не принимали, называли уродским и богохульским, он не оставлял богемного образа жизни. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, Врубель распорядился им следующим образом: «Он дал обед в гостинице «Париж», где жил.
На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило.
И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг». Михаил Врубель. Wikimedia Commons На рубеже веков Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение едва ли не в день встречи. В 1901 году у них родился сын.
Образ жизни в семье резко изменился.
Врубеля критиковали за излишнюю уродливость картин. Иллюстрация к «Демону» Лермонтова Новые испытания и «Сказочный цикл» В 1892 году, прямо перед свадьбой с оперной певицей Надеждой Забелой, Врубель заражается сифилисом, но, погруженный в работу, не придает значения первым его симптомам.
Видимые окружающим изменения обнаруживаются лишь в 1898 году. Коллеги и родственники стали замечать несвойственную Михаилу Александровичу ранее раздражительность и жалобы на головную боль, которую он глушил огромными дозами обезболивающего. К симптомам прибавилась и бессонница.
Все признаки говорили о нейросифилисе — бактериальном заболевании, поражающем головной и спинной мозг. В период с 1898 по 1902 год художник создает «Сказочный цикл» картин, последний перед тем, как болезнь возьмет верх и внесет свои зловещие изменения в его творчество. Искусствоведы говорят о том, что картины Врубеля до «Демона летящего» можно отнести к светлым и здоровым работам, хотя и подмечают, что в палитре цветов, выбранных для них, уже отражаются изменения физического и душевного состояния автора.
Врубель в своей картине «Портрет сына» 1902 года отразил всю тревогу, которую испытывал. После появления на свет ребенка вся ответственность за семью легла на плечи Врубеля. Он рисует еще усерднее, не выходит из мастерской по пятнадцать часов.
Каждый день, работая над картиной, он добавляет лицу Демона все боле страшные и мучительные черты. Психическое состояние Михаила Александровича становится все хуже. Работу он дописывает уже на выставке, до самого дня ее открытия.
В этот день художника помещают в психбольницу Первого Московского университета в состоянии перевозбуждения, которое вызвала недавняя выставка. Жене и сестре было запрещено посещать его. Лечащий врач Бехтерев, проведя тесты, диагностировал у Врубеля прогрессивный паралич — заболевание, возникающее на фоне осложнения сифилиса.
Одним из предписаний был отдых на природе, Михаила Александровича просили не браться за кисть хотя бы пару недель. Он и его семья послушались совета и отправились на отдых в Рязань, но по дороге у художника снова начались приступы бреда и галлюцинаций. Как только Врубель вернулся в Москву, он сразу же был отправлен в больницу Ф.