Фильм «Чучело» был снят в 1983 году и, конечно, использовал классический, реалистический киноязык того периода. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. Читать онлайн книгу «Чучело» автора Владимира Железникова полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Известный детский писатель и кинодраматург Владимир Железников, автор повести «Чучело», скончался на 91 году жизни в Москве, передает ТАСС. Казанский ТЮЗ представил первую премьеру сезона — свою версию «Чучела» по мотивам повести Владимира Железникова под над названием «Чучело.
Скончался автор повести "Чучело" Владимир Железников
Краткое содержание повести Железникова «Чучело» по главам познакомит читателя с душераздирающей историей про девочку-изгоя, которую безжалостно гнобил весь класс. Чучело, он написал еще много - из самых знаменитых - Каждый мечтает о собаке, Жизнь и приключения чудака, а сейчас написал Чучело2. Сценарий по мотивам пьесы В. Железникова «Чучело» написан Э.П. Кузнецовой, спектакль поставлен режиссером Д.Н. Барсуковой. Режиссер Ролан Быков снял фильм «Чучело» после семилетнего перерыва. Смотреть онлайн фильм Чучело (1984) в онлайн-кинотеатре Okko.
Глава первая
- Трансляции в этом месте
- Новости партнеров
- В.К. Железников. Жизнь и творчество. Повесть Чучело.
- Почему он стал писать для детей?
- Трансляции в этом месте
Чучело (фильм)
Глава 1 Ленка бежала по улицам города там быстро, что ничего не успевала замечать по сторонам. Вокруг мелькали одноэтажные дома. Злые собаки готовы были сорваться за ней вслед. Кошки удивленно смотрели на эту сумасшедшую. Вид у нее действительно был лихой.
Прохожие орали вслед ненормальная. Она была в отчаянии. Ей хотелось уехать отсюда как можно быстрее. Подальше от этих людей, готовых сожрать друг друга живьем.
Взять к примеру ее одноклассников. Как они могли с ней так поступить? За что? Глава 2 Дедушка Лены, Николай Николаевич Бессольцев, вернулся на родную землю после почти тридцатилетнего отсутствия.
Остаток жизни он хотел провести именно здесь, в своем доме, которому было почти сто лет. Здесь он вновь почувствовал себя счастливым. Даже болезни отступили. Дом находился в плачевном состоянии.
Дед в силу своих возможностей потихоньку пытался восстановить его. В городе к чудаковатому старику относились настороженно. Уважали, но сторонились. Друзьями он не обзавелся.
Праздники не отмечал. Все свои сбережения спускал на покупку редких картин. Денег не оставалось даже на одежду. По этой причине он носил пальто, затасканное до дыр.
На рукавах красовались огромного размера заплатки. Из-за них ребятня дала ему прозвище «заплаточник». Так и умер бы в тоске и одиночестве, если бы в его жизни не появилась внучка Ленка. Двенадцатилетний, несуразный подросток с двумя торчащими в разные стороны косичками.
Глава 3 Жизнь Ленки перевернулась во время осенних каникул. В этот день она ощущала себя ужасно одинокой. Вернувшись домой она просит деда дать денег на билет, чтобы поехать к родителям. Старик отказывает ей в ее просьбе.
Лена разозлилась. Она грозится продать одну из картин, а на вырученные деньги осуществить задуманное. Дед не сдержался, залепил нахалке пощечину. Лена выбежала из дому.
Дед следом. Сегодня день рождения у Димки Сомова. Осталось дождаться красавицу Шмакову с ее ухажером Поповым. Не хватало еще Мироновой по прозвищу Железная Кнопка.
Принципиальная, обладающая сильной волей, она никому не давала спуска. На этот раз с ее подачи досталось худенькому очкарику Васильеву за то, что отказался идти к Димке. Увидев Лену, подростки стали обзывать ее чучелом, требуя уехать из города.
Похожая ситуация была и с ролью Димы Сомова: режиссер отчаялся настолько, что даже попробовал на эту роль своего пасынка, который уже был утвержден на роль Васильева, но это оказалось неудачной затеей. Однажды он случайно увидел сына Натальи Кустинской, Митю Егорова, режиссер просто затребовал его к себе на съемки: «Мне нужен этот мальчик. У него серьёзное лицо и капризная губа! На роли пробовались дети и других знаменитых актеров: Филипп Янковский, Мария Миронова. Интересно отметить, что, когда на роль Железной Кнопки не прошла Марина Мартанова, режиссер «немного» подкорректировал сценарий: роль мальчика переписал на девочку в произведении Владимира Железникова был мальчик Толик Рыжий, в кино вместо него появилась девочка Марина. Также можно отметить тот факт, что Ролан Быков в фильме снял почти всю свою семью: жена Елена Санаева играла роль учительницы, старший пасынок Олег - старшего брата Вальки, а младший Павел - Васильева.
Он даже хотел снять тестя Всеволода Санаева в роли Николая Николаевича, но тот заболел. Роль дедушки Лены Бессольцевой в итоге исполнил Юрий Никулин. Это была его последняя роль в полнометражном кино. После премьеры ребята, участвовавшие в съемках, проснулись знаменитыми. К сожалению, почти для всех из них эта картина стала единственной в жизни. То, что фильм действительно оказался удачным, подтверждает любовь к нему зрителей. Фильм до сих пор пользуется популярностью. Резонанс в обществе 36 лет назад премьера этого фильма состоялась только после вмешательства Андропова — чиновники не хотели его выпускать на экраны из-за того, что советские дети были показаны слишком жестокими. Появление «Чучела» вызвало очень бурную реакцию и у зрителей, и у критиков: режиссера Ролана Быкова обвиняли в избыточном изображении детской жестокости и нагнетании черных красок, не подозревая о том, что в основе сюжета лежала не вымышленная, а реальная история.
Еще до того, как фильм появился на экранах, он подвергся острой критике — ведь он получился еще жестче, чем сценарий.
Одноклассники Лены так прозвали его за то, что он все свои деньги тратил на покупку картин своего родственника-художника, а сам ходил в старых вещах. Дедушка живёт в своём мирке, наслаждается искусством, радуется картинам, как ребёнок. Он не замечает проблем внучки и ничем не может ей помочь.
После того, как одноклассники зверски травили Лену, он решает, что нужно уехать из города. Дарит школе дорогую картину, девочка на которой очень похожа на Лену. События происходят накануне её свадьбы, поэтому она ничего не замечает. Маргариту Ивановну не уважают, её мнение для детей не играет роли.
Они смело сбегают в кино с последнего урока, что приводит к отмене поездки в Москву. Только перед отъездом Лены Бессольцевой, когда она приходит в класс попрощаться, классная замечает весь ужас происходящего. Она раскаивается, что была занята личной жизнью и допустила такую ситуацию. Дима Сомов Одноклассник Лены, сын обеспеченных родителей.
Пытается защищать Лену, но вскоре попадает в ту же компанию, которая занимается унижением и травлей одноклассников. Он труслив, не умеет стоять на своём, защищать свои интересы. Железная Кнопка Одноклассница Лены по фамилии Миронова. Она — лидер класса, остра на язык, считает свою правоту единственно возможной.
Её боятся все в классе, вынося приговор, она не считается с правдой, учитывает свои интересы. В её семье нет любви и уважения, мать Мироновой старается скрыть всё некрасивое, а не решить проблему. От этого страдает дочь. Второстепенные персонажи Валька.
Одноклассник Лены, грубый, безжалостный, корыстный. Ловит бездомных собак и сдаёт их на живодёрню за деньги. Об этом узнаёт Дима Сомов, но у него не хватает духу рассказать всё классу, он боится угроз старшего брата Вальки. Мальчик убеждён, что в жизни главное иметь много-много денег.
Самая красивая девочка в классе, но за внешностью скрывается пустота. Хочет заполучить в слуги Диму Сомова. Темы Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами. Основная тема произведения — конфликт в детском коллективе.
Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них. При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом.
Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям.
Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды «предатель», «суд», «шпион» и т. Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить. Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков.
Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила. Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены.
Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг. В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем. У Лены, кроме всего прочего, происходит внутренний конфликт с самой собой — она винит и не может простить себя, за то, что невольно, из простоты поддерживала насмешки класса над её дедушкой. Также за то, что сама стыдилась перед одноклассниками его странного вида.
Тема искусства. Дедушка собирает и хранит картины, специально для них топит весь дом, изводит дрова и деньги. Класс Лены выказывает Николаю Николаевичу пренебрежение и бросает насмешки, из-за того, что тот плохо одет и занимается непонятными детям вещами. Однако герой стойко терпит лишения, чтобы собрать и сохранить творческое наследие предка, которое он подарил городу.
Проблемы В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью. Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений — между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости.
У Димы проявляется его личная проблема благородства — желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств. Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя. Существует в классе Лены и проблема неправильного понимания верных принципов — радикальность и жестокая непримиримость к оступившемуся, чего неотступно добивается Железная Кнопка, искренне считающая себя борцом за правду. Проблема непонимания между близкими присутствует в отношениях дедушки и внучки, на первых порах их общения.
Поглощённый поиском и устроением в доме картин, дедушка не сразу замечает и понимает происходящее с Леной, из-за чего ему приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать её на откровенность. Смысл Основная идея, выраженная в повести «Чучело» — необходимость остаться человеком в любых условиях и обстоятельствах, и никогда не разменивать свои лучшие качества. Также автор побуждает читателя к старанию разглядеть и понять в коллективе того, кто выглядит «чучелом», вместо того, чтобы торопиться бросать в него камни. Другая главная мысль повести «Чучело» — об ответственности взрослых за детскую жестокость.
Никто из взрослых не вмешался в конфликт, не защитил девочку, а учительница Маргарита Ивановна даже не заметила происходящего с детьми.
Тогда Лена решает бросить вызов классу — она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников. Позже дедушка Лены также принимает решение — отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы.
Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника. Характеристики героев. Главные герои Лена Бессольцева Девочка-подросток, худенькая, угловатая, улыбчивая. Её искренность, прямота никак не вписывается в общую компанию одноклассников, поэтому они смеются над Леной, издеваются над ней. У Лены сильный характер и стойкие принципы. Она умна, добра и непреклонна в вопросах правды, не умеет врать и подстраиваться. Ситуация складывается так, что ей объявляют бойкот, обвинив в предательстве.
Лена ждёт, что настоящий виновник сам признается, но напрасно. Кульминацией становится её появление на дне рождения Сомова в обгорелом платье, постриженной наголо. Она говорит правду шокированным одноклассникам. Николай Николаевич Бессольцев Дед Лены, пожилой человек, нелюдим и необщителен. Одноклассники Лены так прозвали его за то, что он все свои деньги тратил на покупку картин своего родственника-художника, а сам ходил в старых вещах. Дедушка живёт в своём мирке, наслаждается искусством, радуется картинам, как ребёнок. Он не замечает проблем внучки и ничем не может ей помочь. После того, как одноклассники зверски травили Лену, он решает, что нужно уехать из города.
Дарит школе дорогую картину, девочка на которой очень похожа на Лену. События происходят накануне её свадьбы, поэтому она ничего не замечает. Маргариту Ивановну не уважают, её мнение для детей не играет роли. Они смело сбегают в кино с последнего урока, что приводит к отмене поездки в Москву. Только перед отъездом Лены Бессольцевой, когда она приходит в класс попрощаться, классная замечает весь ужас происходящего. Она раскаивается, что была занята личной жизнью и допустила такую ситуацию. Дима Сомов Одноклассник Лены, сын обеспеченных родителей. Пытается защищать Лену, но вскоре попадает в ту же компанию, которая занимается унижением и травлей одноклассников.
Он труслив, не умеет стоять на своём, защищать свои интересы. Железная Кнопка Одноклассница Лены по фамилии Миронова. Она — лидер класса, остра на язык, считает свою правоту единственно возможной. Её боятся все в классе, вынося приговор, она не считается с правдой, учитывает свои интересы. В её семье нет любви и уважения, мать Мироновой старается скрыть всё некрасивое, а не решить проблему. От этого страдает дочь. Второстепенные персонажи Валька. Одноклассник Лены, грубый, безжалостный, корыстный.
Ловит бездомных собак и сдаёт их на живодёрню за деньги. Об этом узнаёт Дима Сомов, но у него не хватает духу рассказать всё классу, он боится угроз старшего брата Вальки. Мальчик убеждён, что в жизни главное иметь много-много денег. Самая красивая девочка в классе, но за внешностью скрывается пустота. Хочет заполучить в слуги Диму Сомова. Темы Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами. Основная тема произведения — конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них.
При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом. Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям. Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды «предатель», «суд», «шпион» и т.
Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить. Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила. Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг.
В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем.
14 сентября 1984 года официальная премьера фильма Ролана Быкова «Чучело»
Читать онлайн книгу «Чучело» автора Владимира Железникова полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. В повести «Чучело», написанной Владимиром Железниковым, рассказывается о советской школьнице Лене. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом», заставит вас на многое взглянуть другими глазами.
Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально
Но ей было некогда — ее ждал в Москве жених. Глава 8 «Страшно, когда один против всех, даже если ты прав». Так думала Лена, когда ее окружили одноклассники. Шанс выскочить дал ей Васильев, а Димка сбежал с ней на пару. От погони они прятались в парикмахерской. Особо злился Рыжий: его отец в Москве, они давно не виделись.
У Сомова была надежда, что Лена тоже сболтнула про кино учительнице. Но оказалось, что она его «спасала». Значит, вся ответственность по-прежнему на нем. Глава 9 Пока Лена делала прическу в парикмахерской, Сомов ее бросил, чтобы избежать встречи с одноклассниками. И Лена попала к ним в руки совсем одна.
Ее «обстреляли» горохом и потащили в укромное место. Васильев и Димка, пусть с опозданием, бросились на ее поиски. Глава 10 Лена сбежала от травившей ее «стаи». Захлопнув за собой калитку, видела, что Сомов что-то говорит ребятам. И думала, что бойкоту конец.
А вечером в ее окошко просунулась ревущая «медвежья голова». И дедушка сорвал ее, а под ней было «жалкое и ничтожное» лицо Сомова. Уверенная, что Диму вынудили это сделать, Лена выскакивает на улицу его спасать. А возвращается поникшая, в грязном платье. Оказывается, Сомов с ними заодно.
Она даже окно разбила в доме, где веселились одноклассники. И Сомов. Глава 11 В сад, где Лена вешала сушить вчерашнее платье, прокрался Сомов. Он назвал себя «подлым трусом», сказал, что немедленно признается во всем. И поцеловал ее.
Как назло, их увидел Валька. Он утащил платье с веревки. Дима помчался вдогонку, Лена за ним. В сарае уже ждали одноклассники. И Сомов струсил в сотый раз.
Признался, а потом сказал, что пошутил. И Лена вошла в сарай, чтобы придать Димке сил. Но вышло только хуже. Сомов присоединился к травле. Как и все, швырял ее платье по кругу, а когда в него вырядили огородное пугало это будто она, «чучело» — согласился его поджечь.
Больше Лена ему не верила — и ударила по лицу. Страх исчез. Вся компания разбежалась, спасаясь от горящего чучела в ее руках. Глава 12 Лена ждала восстановления справедливости от Маргариты Ивановны. Но та, счастливая жена, обо всем забыла.
И Лене лишь осталось объявить ей, что она уезжает. Было обидно, но Лена чувствовала, что получает по заслугам. Разве не она стыдилась дедушки, когда сам Сомов назвал его «нищим»? А ведь Лена знала, что дедушка тратит пенсию на прекрасные картины крепостного художника, ее предка. Праздник в доме Сомовых был в разгаре.
Кажется, ее отъезд для всех станет облегчением. Только упрямый Васильев, как и обещал, к Сомову не пошел. Он заглянул к Бессольцевым. Из вежливости посмотрел картины, пожалел, что их никто не видит. При этих словах дедушка вдруг оживился, будто придумал что-то.
А еще Васильев обвинил Ленку в трусости. А уж этого она стерпеть не могла. Глава 13 Тетя Клава из парикмахерской стричь ее не хотела. Рыжий сын ее Толик рассказал, что из-за нее сорвалась та поездка. Лена ей первой призналась, что невиновна.
Впрочем, Сомова не назвала. И тогда та остригла ее наголо — как потребовала Ленка. Раз она чучело — пусть так и выглядит. И в платье она влезла в то самое, с обгоревшего пугала. И в таком виде явилась на праздник к Сомову.
Каждого задела иронией, выдала живодера Вальку, поздравила именинника, развела руками, что в класс к ним затесалось противное «чучело». Уходя, добавила, что они вызывают в ней жалость. Праздник померк, все разошлись. Только Шмакова праздновала победу над Сомовым. Его тайна была в ее руках.
Именно поэтому, когда он подходил к «Машке», всегда старался не шуметь и прислушивался. Честно, Николай Николаевич кое в чем подозревал Машку. Ну, что она имела родственное влияние на Ленку, как на своего потомка, потому что уже на следующий день после того, как он принес «Машку», он слышал, как Ленка кому-то сказала: — Не смотри на меня так. Я все равно этого делать не буду. Ни за что! Николай Николаевич быстро вошел в комнату, ему было интересно, кто же пришел к Ленке, но там никого не было. Николай Николаевич спросил Ленку, с кем она разговаривала.
А она смутилась и ничего не ответила. Но ему-то было ясно с кем — с Машкой. А еще через два дня — Николай Николаевич хорошо это помнил, потому что было 7 Ноября и он ранним утром первый на их улице вывесил флаг на воротах, а потом стал готовить праздничный завтрак, — зазвонил телефон, Ленка так стремительно бросилась к нему, что он не успел руку протянуть к аппарату, хотя стоял рядом. Она схватила трубку, сказала «алло? Николай Николаевич догадался, что это был Димка, и быстро скрылся в мезонине, чтобы дать им свободно поговорить. И услышал, к своему великому удивлению, как Ленка… запела песенку. Но самое потрясающее — там, внизу, так ему показалось, звучали два голоса, а не один.
Как будто Ленка пела, а ей кто-то подпевал. Или это ветер завывал в трубах, или это скрипели высохшие половицы? Николай Николаевич застыл, стоя в окружении картин. Песня оборвалась, потом Ленка рассмеялась и крикнула в ответ: — С Машкой! Это все было в прошлом. В милом, счастливом прошлом, а теперь оборвалось, расстроилось, разлетелось на куски. Надо было как-то вырваться из заколдованного круга.
Только осторожно, внимательно, не теряя тропы, предупреждал себя Николай Николаевич. Он поднялся в мезонин и, как, бывало, Ленка, вышел поочередно на каждый из четырех балкончиков и посмотрел на четыре стороны света, надеясь, что какая-нибудь из сторон надоумит его. Но из этого ничего не вышло. Николай Николаевич спустился в сад. Он стал пилить сухие ветки с деревьев и замазывать свежие раны коричневой краской, оставшейся после ремонта крыши. Он подумал, что эта работа может привлечь Ленку, но она не пришла к нему на помощь. Значит, ей не захотелось макать кисть в банку с краской и проводить по светлому срезу дерева, образуя яркое пятно на сером стволе яблони?
Работая в саду, Николай Николаевич все время следил за Ленкой. Она вышла один раз из дома, и он тут же появился за ней тенью. Куда она — туда и он. Все хотел сорвать слово с ее молчаливых губ, разговорить ее, рассмешить… Но она упорно молчала. Вроде онемела. Он поймал ее грустный, испуганный взгляд. Его ножом по сердцу резануло — так захотелось ей помочь, так бесконечно захотелось ее спасти!
Он бросился к ней. Но Ленка прошла мимо, ее голова мелькнула среди черных от дождей веток и исчезла. После этого Николай Николаевич бросил работу в саду, вернулся в дом, лег на кровать, накрывшись с головой одеялом, надеясь передохнуть и проснуться с каким-то твердым и определенным решением. Его сон был короток и тревожен. Ему показалось или, может быть, приснилось, что кто-то тихонько позвал его и потянул почему-то за нос. Он сразу открыл глаза — перед ним стояла Ленка. Николай Николаевич заморгал глазами — закрыл и открыл — пусто, никакой Ленки.
Тут ему окончательно расхотелось спать, и он вскочил — это его так страх подбросил: что это Ленки не слышно и чем она занимается? Он осторожно прокрался в Ленкину комнату, чтобы убедиться, что она цела и невредима. Ленка тоже спала — устала за этот многотрудный день. Уже наступили сумерки, и редкий осенний туман неслышно бил в окно. И в этом вечернем освещении Ленкино лицо показалось ему необычно одухотворенным: лицо милое, прямо лик святой. На пороге он оглянулся в последний раз, чтобы полюбоваться на Ленку, и… застыл в изумлении: она смотрела на него вполне бессонными глазами. Более того, Ленка следила за Николаем Николаевичем, как кошка за мышью, которая вот-вот собиралась его сцапать, — не хватало только, чтобы она подумала, что он следит за нею.
Он решил рассмешить ее этим сообщением — и рассмешил. Николаю Николаевичу нравилось, когда Ленка так смеялась — будто колокольчик звякнул и упал в траву. И тут до Николая Николаевича совершенно неожиданно дошло, что Ленка разговаривала с ним. Значит, простила? Ленка кивнула. Ленка снова кивнула. Как ты посмела?
Ты могла оставить меня без носа. Или оцарапать, что тоже малоприятно. Помнишь, я тебе про Рыжего рассказывала, что он как цирковой клоун, что ему и парика не нужно, что он от рождения рыжий. И все ребята над ним хохотали, и я хохотала, и он сам над собой смеялся громче всех, и у него от хохота даже слезы стояли в глазах. Все кричат: «Рыжий! Все орут, и он орет, все бьют, и он бьет, если ему даже не хочется. Я знал таких людей.
Ленка по-новому открывала для себя смысл происходящего. Ее подвижное лицо сразу изменилось — оно приобрело растерянное выражение, оно говорило: как же это произошло, что она издевалась над Рыжим только потому, что он рыжий?! Брови у нее трагически сломались, уголки губ опустились. Она повернулась к Николаю Николаевичу, и он увидел в серовато-розовом свете угасающего дня ее большие печальные глаза. Глава девятая Димка поджидал Ленку около парикмахерской, пока та делала прическу, чтобы поразить весь мир. Он стоял, облокотившись на поручень витрины, и с большим любопытством читал журнал «Юный техник». Потом он увидел Миронову и Шмакову.
Они разговаривали, медленно приближаясь к нему. Димка, раньше чем он сам успел что-то подумать, почему-то спрятался за угол парикмахерской. Ему это было не вполне понятно, и он уже собрался выйти из укрытия, но вспомнил, что его родители еще не знали, что он не уехал в Москву. Он побежал домой, чтобы сообщить им об этом. По дороге он подумал, что нехорошо, что он бросил Ленку, не предупредив. Она выйдет из парикмахерской с новой прической, радостная, веселая, а его нет. А вдруг она нарвется на этих ненормальных и они снова станут к ней приставать, побьют ее — с них станется.
Он решительно повернул обратно, столкнулся нос к носу с Валькой, почувствовал, что засбоил, растерялся, чего раньше с ним никогда не бывало. А пока бежал, представил себе, как смело откроет ребятам тайну своего «предательства». Вот будет хохот!.. Ему-то они ничего не сделают, он сможет им доказать, что был прав.
Дальше — огромная история. В 1930-е годы он был снесён, остался только центральный собор от него, и построили, Владимир Владимирович, речной вокзал. Речной вокзал — это региональный памятник. Есть письмо-обращение, я попросил бы, если можно, распоряжение — сделать рабочую группу и Мединского туда включить, потому что он очень хорошо знает нашу историю. Мы много чего делали с ним по региону, в том числе и наш мемориал.
Если такое распоряжение выйдет, то мы с Министерством культуры и речной вокзал передвинем и, соответственно, восстановим Отроч монастырь. Путин: Вы хотите его передвинуть? Руденя: Чуть-чуть. Он сделан на части того места, где была церковь. Это та церковь, где Малюта Скуратов задушил патриарха Филиппа. Путин: Это только одна из версий. Дело в том, что до сего момента единственным и никем не оспариваемым источником информации относительно гибели митрополита Филиппа были "Жития святых", в которых сообщалось следующее Цит по: "... На другой день, когда святый митрополит Филипп священнодействовал в Успенском соборе, царь послал туда боярина своего Алексея Басманова с большим числом опричников. Вошедши в собор, Басманов приказал в слух всего народа прочитать судебный приговор о низложении митрополита.
Потом опричники бросились на святаго, как дикие звери, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую, разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и, посадив на дровни, повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями. Потом, по воле царя, Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь, причем святый много зла претерпел от приставников. Прошло около года, как святый находился в заточении, удручаемый от приставников различного рода скорбями. В это время царь, путешествуя в Новгород и приближаясь к Твери, вспомнил о святом Филиппе и послал к нему вышеупомянутого Малюту Скуратова. Последний внезапно вошел в келлию святаго. Между тем святитель еще за три дня до этого говорил бывшим при нем: «Вот, приблизился конец моего подвига», — и причастился Честны;х и Животворящих Таин Христа Бога нашего. Вошедши в келлию святаго Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святаго и сказал: — Владыко святый, дай благословение царю идти в Великий Новгород. Но святый отвечал Малюте: — Делай, что хочешь, но дара Божия не получают обманом. Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою.
В этом фильме блистательно сыграли самобытный музыкант и актёр Петр Мамонов Царь и великий русский актёр Олег Янковский Филипп. Для Янковского это была последняя роль в кино.
Глава 3 Жизнь Ленки перевернулась во время осенних каникул. В этот день она ощущала себя ужасно одинокой. Вернувшись домой она просит деда дать денег на билет, чтобы поехать к родителям. Старик отказывает ей в ее просьбе.
Лена разозлилась. Она грозится продать одну из картин, а на вырученные деньги осуществить задуманное. Дед не сдержался, залепил нахалке пощечину. Лена выбежала из дому. Дед следом. Сегодня день рождения у Димки Сомова.
Осталось дождаться красавицу Шмакову с ее ухажером Поповым. Не хватало еще Мироновой по прозвищу Железная Кнопка. Принципиальная, обладающая сильной волей, она никому не давала спуска. На этот раз с ее подачи досталось худенькому очкарику Васильеву за то, что отказался идти к Димке. Увидев Лену, подростки стали обзывать ее чучелом, требуя уехать из города. Свидетелем неприятной сцены стал дед Лены.
Ей пришлось рассказать ему правду. Глава 5 Как не старалась Лена влиться в новый коллектив, одноклассники не хотели ее принимать в свою компанию. Дружелюбная и милая, немного наивная, она смеялась вместе с ними, когда ребята обзывали ее деда «заплаточником». Ей казалось, что они просто шутят. Позже она поняла, что они не такие, как кажутся на первый взгляд. Злые и бессердечные.
Бедность их семьи как красная тряпка для быка. Из-за нищеты деда они и стали называть ее Чучелом. Один Димка не насмехался над ней. Он даже уступил место за партой. Однажды классу предложили провести каникулы в Москве. Ребята подрабатывали, откладывая каждый рубль в общую кубышку.
Глава 6 Необходимая сумма собрана. Отметить событие решили походом в кинотеатр. Ребята сбегают с последнего урока, кроме Шмаковой и Попова. Они не успели. Им пришлось остаться в классе и спрятаться при виде входящей в кабинет классной. В это время Димка вернулся за копилкой и попался женщине на глаза.
Она потребовала объяснений. Димка держался до последнего, пока она не назвала его трусом. Лена тоже слышала этот разговор. В этот момент она стояла под дверью. Когда они с Димкой вернулись к ребятам, Лена ждала, что он во всем сознается, но нет. Дима упрямо молчал.
Глава 7 Для ребят стала полной неожиданностью новость о том, что поездки не будет. Всему виной коллективный срыв урока. Учительнице самой досталось от директора, но дети не желали слушать ее объяснений. Класс был возмущен, считая сложившуюся ситуацию несправедливой.
Владимир Железников «Чучело»
В начале 1973 года был написан сценарий. Назывался он «Чучело». так ее прозвали одноклассники. Сожжение чучела (анализ эпизода повести Железнякова «Чучело»). Повесть «Чучело» была написана Железниковым в 1981 году на основе истории с племянницей. Владимир Карпович Железников написал повесть «Чучело» в 1981 году и впервые поднял в отечественной детской литературе проблему школьной травли (буллинга, выражаясь по‑новому).
Смерть, эмиграция и никакого кино. Судьбы детей-актеров из «Чучела»
Его сюжет, актуальный много лет назад, остается таковым и сейчас. Помню, как к нам в поселок привезли фильм «Чучело». В небольшом доме культуры с деревянными неудобными складными стульями негде было сесть. Все места заняты.
К маме подошла билетер, сказала, что фильм для взрослых. Мама ответила, что мне уже 7 лет. Серьезная тетя ушла, а я села между мамой и папой.
Фильм напоминал наш поселок: неуютный, заброшенный, с редкими дореволюционными аристократичными зданиями, со старыми избами, с парикмахерской, разместившейся по соседству с овощным магазином, со сломанными скамейками. И мне жалко было дедушку. Уже тогда я понимала, что ему тяжело жить с людьми, которые воспитаны по-другому, по-советски, где предатель — это необходимая роль, без которой социума не будет.
Эльвира Гарайшина Психолог, психоаналитик Главная героиня, Лена Бессольцева, с идеальными представлениями о мире пришла новенькой в шестой класс. У нее есть любящий дедушка, который скупает у горожан картины своего крепостного деда-художника. Иногда отдает за это последнее.
Относительно этого обстоятельства на интересный факт в своих воспоминаниях указывает Владимир Железников. Писатель — это не профессия, а призвание. Но однажды, еще в юные годы, Владимир Карпович зачитал свое небольшое эссе одному многоопытному литератору. Тот раскритиковал произведения незрелого прозаика, но все же высказал мнение, что писательскому делу обучиться можно.
Правду сказал профессионал или нет, не столь важно. Но, обучаясь в литературном институте, Владимир Железников вынужден был еще и трудиться. Работу он нашел в популярном детском журнале «Мурзилка». И именно в стенах редакции этого издания нашел свое истинное призвание.
Здесь начал свой творческий путь один из лучших советских детских писателей. Рассказы были изданы под общим названием «Разноцветная история». В этой книге он впервые затронул тему становления личности ребенка, которая в его творчестве стала затем основой. Жизненный принцип — заступаться за слабых и всегда поступать по совести — нашел отражение во многих художественных произведениях, которые создал Владимир Железников.
Писатель, создающий прозу для детей и подростков, должен прежде всего уметь раскрывать проблему развития взрослеющей личности. Эту непростую задачу решать Железникову удавалось всегда мастерски. Поучительная проза Железникова Этого автора можно назвать писателем для взрослых и детей. Образы, которые созданы в его книгах, — сложные и яркие.
Мир детей в творчестве Железникова представлен как некое подобие взрослого мира. Здесь те же проблемы. Так же не хватает взаимопонимания. Возможно, дети, воспитанные на рассказах Железникова, вступив во взрослую жизнь, смогут избежать многих нравственных ошибок.
Сценарий Владимир Железников известен не только в нашей стране, но и за ее пределами. Его книги переведены на многие языки. И, без сомнения, такой деятельный человек не мог ограничиться публикацией рассказов и повестей. В качестве сценариста он дебютировал в 1974 году.
На советские экраны вышел фильм «Чудак из пятого класса». А спустя двенадцать лет, совместно с режиссером Роланом Быковым, была создана кинолента «Чучело», ставшая одним из лучших детских фильмов советской эпохи. За сценарии к этим двум картинам Железников был удостоен Государственной премии. Злость и несправедливость порождает страх.
Ребенок боится быть не таким, как все. Этой важной теме посвящено произведение «Чучело», которое в 1982 году написал Владимир Железников. Фото, расположенное выше, — это кадр из фильма, снятого по мотивам повести. Кинолента пользуется и сегодня огромной популярностью благодаря работе режиссера и превосходному актерскому составу.
Но стоит отдать должное автору повести и сценария. Железников впервые поднял тему детской жестокости в столь резкой форме. Советские писатели и сценаристы, работающие до него в этом жанре, предпочитали изображать жизнь школьников в более радужных тонах. Дети в книге Железникова абсолютно реальные.
Они способны на предательство, обман и на жестокость. Но и добрыми они умеют быть. Для этого им не хватает лишь взаимопонимания. Повесть «Чучело» — произведение о добре и милосердии.
Но оно учит также быть сильным, уметь противостоять злу. Владимир Железников — детский писатель, с творчеством которого интересно и полезно будет ознакомиться каждому взрослому. Ведь жизненные ценности для всех возрастов едины. Писатель создал более двадцати художественных произведений.
В качестве автора и соавтора он принял участие в создании тринадцати кинолент. С 1988 года писатель исполнял обязанности художественного руководителя киностудии «Глобус». Ушел из жизни 3 декабря 2015 года. Похоронен в Москве.
Железникова «Чучело» актуальна и сегодня. История замысла По окончании карантина библиотеки возобновляют свою работу.
А ребята орали: «Мы в Москву не хотим!.. И пошла к выходу.
В Москву на свои деньги… Я сейчас к директору… Он нас простит. Честное слово, мы больше не будем. Маргарита Ивановна, можно я к директору? Маргарита крутнулась на каблуках, медленно вернулась, взяла копилку в руки, подняла высоко над головой и… грохнула об пол!
Ну, это было как извержение вулкана! Или как землетрясение!.. Лично у меня пол под ногами заходил ходуном. До сих пор мы еще на что-то надеялись, вроде чудика Васильева.
А тут поняли: не видать нам Москвы как своих ушей. Все сидели тихо, но как только дверь захлопнулась, бросились к разбитой копилке. И началось… «Давайте ей назло разделим деньги и погуляем! А чудик Васильев еще хотел их остановить.
Лохматый оттолкнул его и приказал: «Дели, Шмакова! А Димка вдруг сорвался с места как бешеный и стал всех отталкивать: «Не трогайте! Я сейчас эти деньги сам соберу и достану новую копилку! Ну, тут на помощь Вальке бросились Лохматый и Рыжий.
Они скрутили Димке руки, влезли в его карманы и вытащили деньги. А он, такой бедненький, бился у них в руках, изворачивался, выкручивался. Потом они его отпустили. Ах ты, Димочка, Димочка!
Командир ты наш главный… Откомандовался!.. И Димку она совсем убила — он сидел как побитая собака. Мне его было жалко. А Шмакова тем временем считала деньги — шевелила губами, точно листья шелестели по траве.
Нос у нее удлинился, она и носом помогала себе считать. Только один раз отвлеклась, когда краем глаза увидела, что Валька стащил рублевку и спрятал в карман. Тут она закричала не своим голосом, что Валька прикарманил рублевку. Лохматый схватил Вальку за шиворот, тот сразу вернул деньги и сделал вид, что обиделся, что, мол, они не поняли его шутки.
Знаем мы твои шутки, — зло отрезала Шмакова и снова радостно запела: — Все!.. Чин чином. Как в кассе — по двадцать три рэ! Я в нашем универмаге видела.
Потом стали брать другие… Одни хватали, другие брали небрежно, третьи пересчитывали. Лохматый взял две стопки и одну отнес Мироновой. На столе остались Димкины деньги и мои. Димка стоял рядом со мной, и я чувствовала, как его бил озноб.
Он рванулся к столу, схватил свои деньги и заорал: «Жмоты несчастные!.. Подавитесь этими деньгами!.. Я обрадовалась, что он снова храбрый, и тоже закричала: «И мои отдай! А он совал Вальке эти деньги, а они падали на пол и рассыпались, потому что Валька испуганно отступал от него, отталкивал его руки и твердил: «Да отстань ты от меня, псих!..
А я от него зарядилась храбростью, как электричеством. Меня прямо распирало от гордости за Димку: все-таки большинство ребят по-прежнему его уважали. Я подумала, что сейчас самое время рассказать про Маргариту. Он ей все выложил не от трусости, а оттого, что был за правду.
И я теперь тоже носилась по классу, подскакивала к ребятам и говорила: «Давайте деньги, давайте, возвращайте! И я тоже повторяла, вслед за ним, каждое его движение и слово: «Ну скажи нам тогда ты, дорогая Железная Кнопка, что же ты считаешь главным? Но нам с Димкой наши остроумие и находчивость не помогли. Мы не испугали Железную Кнопку.
Она — не я. Она сама кого хочешь испугает. Она мне нравится, только она очень беспощадная. Я поняла.
Кто-то донес Маргарите, что стерли ее надпись на доске. Так что выходит — нас предали». Она умная, Железная Кнопка, догадалась. А я, когда услышала ее слова: «Нас предали», закачалась.
Меня как обухом по голове стукнуло. Посмотрела на Димку, хотела ему крикнуть: «Ну чего же ты молчишь, потом поздно будет! И Димка, вижу, сник. И блеск у него в глазах пропал, и храбрость куда-то улетучилась.
Вот так Железная Кнопка! Взяла Димку на зубок и перекусила. Ну, тут и началось. Все ребята стали кричать.
Они вопили как сумасшедшие: «Ну, мы его!..
А спустя двенадцать лет, совместно с режиссером Роланом Быковым, была создана кинолента «Чучело», ставшая одним из лучших детских фильмов советской эпохи. За сценарии к этим двум картинам Железников был удостоен Государственной премии. Злость и несправедливость порождает страх. Ребенок боится быть не таким, как все.
Этой важной теме посвящено произведение «Чучело», которое в 1982 году написал Владимир Железников. Фото, расположенное выше, — это кадр из фильма, снятого по мотивам повести. Кинолента пользуется и сегодня огромной популярностью благодаря работе режиссера и превосходному актерскому составу. Но стоит отдать должное автору повести и сценария. Железников впервые поднял тему детской жестокости в столь резкой форме.
Советские писатели и сценаристы, работающие до него в этом жанре, предпочитали изображать жизнь школьников в более радужных тонах. Дети в книге Железникова абсолютно реальные. Они способны на предательство, обман и на жестокость. Но и добрыми они умеют быть. Для этого им не хватает лишь взаимопонимания.
Повесть «Чучело» — произведение о добре и милосердии. Но оно учит также быть сильным, уметь противостоять злу. Владимир Железников — детский писатель, с творчеством которого интересно и полезно будет ознакомиться каждому взрослому. Ведь жизненные ценности для всех возрастов едины. Писатель создал более двадцати художественных произведений.
В качестве автора и соавтора он принял участие в создании тринадцати кинолент. С 1988 года писатель исполнял обязанности художественного руководителя киностудии «Глобус». Ушел из жизни 3 декабря 2015 года. Похоронен в Москве. Железникова «Чучело» актуальна и сегодня.
История замысла По окончании карантина библиотеки возобновляют свою работу. Пока обслуживание читателей ведётся по предварительным заявкам. И вот на сегодняшний день поступило несколько заказов на повесть Владимира Железникова «Чучело». Книга входит в списки летнего чтения семиклассников. А мне вспомнилось знакомство с этой историей в моём советском детстве.
В 1983 году на большие экраны вышел фильм Ролана Быкова, снятый по повести Владимира Железникова «Чучело». Для учеников среднего и старшего звена нашей школы был организован массовый выход в кино на дневной сеанс. Надо сказать, что мы любили подобные мероприятия. А ещё подстёгивало интерес к фильму то обстоятельство, что в главной роли снялась дочь Аллы Пугачёвой. В эпоху до Интернета мы узнавали новости из прессы.
Так и в этот раз в журнале «Советский экран», который выписывали в большей половине семей моих одноклассников, появился анонс фильма и фотография юной Кристины Орбакайте. Сказать, что мы — девчонки всего класса, рассматривая журнальные фотографии, не лестно отзывались о внешности Кристины, это ничего не сказать. Спустя несколько лет после памятного похода в кино, мне удалось прочесть повесть Железникова. Впечатление было настолько же сильным, как от просмотра фильма. Книга действовала на меня отталкивающе и гнетуще, но в то же время притягивала.
Поэтому чтение затянулось надолго. Однако сейчас я понимаю, что Владимир Железников открыл новую страницу в советской детской литературе, где нет отшлифованных героев, не прослеживается идеологическая составляющая, где показана жизнь без прикрас, такая, какая она есть… Книга до сих пор не потеряла своей актуальности. Проблемы, затронутые в повести, к сожалению, не изжили себя. Современным языком подобные проявления называют буллинг. В одной из своих публикаций я рассказала о книге, автор которой столкнулась с проблемой травли своего ребёнка и поделилась опытом, как избежать этого страшного явления.
Несколько слов о сюжете повести Железникова. В маленьком старинном городке на берегу Оки живёт Николай Николаевич Бессольцев. В его столетнем фамильном доме хранится коллекция картин прадеда — крепостного художника. Николай Николаевич собирает недостающие картины, тратя на это все свои деньги, при этом его пальто красуется заплатками на локтях. За это Николай Николаевич получил от горожан прозвище Заплаточник.
Однажды к нему приехала внучка Ленка — нескладная длинноногая девчонка, открытая и дружелюбная с широкой улыбкой на лице.
Было Чучело, стало — Пугало
Сцены в помещениях снимались в декорациях на Мосфильме. Тверской речной вокзал сыграл в фильме сразу несколько ролей: парикмахерская, где работает мама Марины вид снаружи , сцена в начале и в конце арка со ступеньками, по которой вначале ребята гонят Лену, а в финале Лена вместе с дедушкой спускается по ней к причалу и галерея, в которой Лена первый раз появляется перед зрителем, а потом по ней её преследуют ребята. Внешний вид дома Бессольцевых снимали в Старице Тверская область , там же и развалины старой церкви в парке церковь Вознесения бывшего Вознесенского монастыря , в сенях которой сжигали чучело. Кино не хотели выпускать на экран, так как обычные советские школьники показаны чрезвычайно жестокими. К зрителям фильм попал только по личному распоряжению Андропова. Быков никак не мог выбрать сюжет для нового фильма и сильно переживал из-за разногласий с руководством Госкино. На следующее утро, по веселому настроению Быкова, его жена поняла, что книга ему приглянулась. На съемочную площадку Дмитрий попал случайно — пробы проходил его друг и парень пришел «за компанию».
Поначалу Егоров не хотел сниматься в роли Димки Сомова, уж очень, по его словам, несимпатичным был его герой. Против съемок сына выступила и Наталья Кустинская, но тут парню повезло — отец в это время был в Америке. Матери же Ролан Быков заявил со свойственной ему прямотой: «А тебя вообще никто не спрашивает! Когда стало известно, что это дочь Аллы Пугачевой, практически никто не сомневался, что известная певица применила административный ресурс и попросту протолкнула дочь на главную роль. В одном из дублей Кристина неудачно споткнулась, результатом стала сломанная рука. Девочке наложили гипс, и она продолжила съемки пряча руку в зеленый шарф. Алла Пугачева требовала остановки съемочного процесса, но Кристина мужественно настояла на продолжении работы.
В свое время девочка тоже взяла на себя чужую вину, за несколько недель ее совершенно затравили еще вчера вполне приветливые одноклассники.
Она не от мира сего, этакий князь Мышкин в женском воплощении. Не случайно, когда одноклассники приставляют ее к стене и рисуют вокруг головы мишень, чтобы метать дротики, этот кружок превращается в нимб святой мученицы. Прекрасно справился со своей ролью Димки Сомова Даниил Кукушкин. Это дебют двадцатилетнего актера. Его герой, невзирая на трусость и предательство, вызывает сочувствие. Судить его имеет моральное право только Ленка, но уж точно не зрители. Как пояснил режиссер Радион Букаев, в спектакле он обращается с вопросом к каждому: "А как бы вы поступили в этой ситуации, смогли бы пойти против всего класса?
А ведь это тоже жертвы буллинга, но уже по другую сторону. Им, повзрослевшим и умудренным, приходится жить с этим рубцом на совести. Как Вальке, который по окончании квартирника остается один на сцене, опустошенный и подавленный.
Бедность их семьи как красная тряпка для быка. Из-за нищеты деда они и стали называть ее Чучелом. Один Димка не насмехался над ней. Он даже уступил место за партой. Однажды классу предложили провести каникулы в Москве.
Ребята подрабатывали, откладывая каждый рубль в общую кубышку. Глава 6 Необходимая сумма собрана. Отметить событие решили походом в кинотеатр. Ребята сбегают с последнего урока, кроме Шмаковой и Попова. Они не успели. Им пришлось остаться в классе и спрятаться при виде входящей в кабинет классной. В это время Димка вернулся за копилкой и попался женщине на глаза. Она потребовала объяснений. Димка держался до последнего, пока она не назвала его трусом.
Лена тоже слышала этот разговор. В этот момент она стояла под дверью. Когда они с Димкой вернулись к ребятам, Лена ждала, что он во всем сознается, но нет. Дима упрямо молчал. Глава 7 Для ребят стала полной неожиданностью новость о том, что поездки не будет. Всему виной коллективный срыв урока. Учительнице самой досталось от директора, но дети не желали слушать ее объяснений. Класс был возмущен, считая сложившуюся ситуацию несправедливой. Им было обидно и идти навстречу классной они не собирались.
Маргарита Ивановна, поддавшись эмоциям, в гневе разбивает копилку. Ребята пытались вычислить предателя, и первым на кого пало подозрение стал Димка Сомов. Они вспомнили, что он возвращался в класс. Лена ждала, что он сам все расскажет, но зря. Трус он и есть трус. Пожалев одноклассника, девочка берет вину на себя. С этого момента класс объявил ей бойкот, даже не разобравшись в случившемся. Глава 8 Все учащиеся школы поехали в Москву, кроме 6«А». Над Леной издевались как могли.
Инициатором травли была Железная Кнопка. Она наказывала всех, кто по ее мнению поступал плохо. Дима тоже попал под горячую руку одноклассников. Если бы они вовремя не убежали и не спрятались в парикмахерской, им бы не поздоровилось. Дима дал Лене слово, что расскажет правду, когда придет время. Глава 9 Лена решила сменить прическу, укоротить волосы. Сомов сначала хотел ее дождаться, но передумал. Он был уверен, что Ленке ничего не будет и ушел, оставив ее одну. Одноклассники подкараулили девочку, воспользовавшись ситуацией.
Они окружили ее и начали издеваться. Обзывали чучелом и предательницей. Если бы мать Рыжего не заступилась за девочку, непонятно, чем дело бы кончилось.
Весь, кроме Мироновой по прозвищу «Железная Кнопка». Класс пошёл в кино.
А под партой сидели Шмакова и Попов. Они обнаружили, что копилку с деньгами Димка забыл в классе. Сомов вернулся и попался на глаза Маргарите Ивановне, классному руководителю. Лена, которая тоже вернулась в школу, слышала разговор Сомова и Маргариты Ивановны. Димка рассказал, что весь класс сбежал с уроков в кино.
Весь класс получил выговор, и в Москву их не взяли. Бойкот Ребята расстроились и решили выяснить, кто предал всех. Миронова придумала проверить пульс у всех, чтобы узнать, кто же предатель. Лена испугалась за Димку и сказала, что предала она. Она ждала, что Сомов сознается, но он промолчал.
И одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот. Все уехали в Москву. Кроме 6-го класса. Одноклассники начали травить девочку. Сомов попытался заступиться за Лену, и ему тоже объявили бойкот.
Теперь ему и Лене Бессольцевой осталось только убегать от мстительных одноклассников. Сомов спросил Лену, когда же она рассказала всю правду Маргарите Ивановне. И тогда Лена сказала Димке, что она соврала одноклассникам, чтобы спасти его. Димка решил всё рассказать, но долго не признавался. А Шмакова и Попов всё знали, но молчали.
Всё это время Лена терпела издевательства и молчала. Девочка рассказала всё только деду, тот выслушал её и понял. История продолжалась, Димка ничего не сказал одноклассникам. Он струсил, но боялся признаться в этом. Лена пошла в парикмахерскую, чтобы сменить причёску.
Димка пообещал её подождать, но ушёл.
Было Чучело, стало — Пугало
В процессе этих поисков Виктор с печальной трезвостью констатирует свое окончательное превращение из настоящего писателя в «чучело писателя». 40 лет назад, 14 сентября 1983 года, в прокат вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова — одна из главных советских молодежных драм. Детский писатель Михаил Яснов, известный как автор стихотворения «Чучело-Мяучело», скончался в возрасте 74 лет. В повести «Чучело», написанной Владимиром Железниковым, рассказывается о советской школьнице Лене.