Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Перед тем, как Иисус отправился креститься, Господь пришел во сне старцу Иоанну и дал ему наказ крестить всех, кто придет к нему с покаянием.
19 января — праздник Крещения Господня, или Богоявление
По окончании литургии духовенство и все молящиеся крестным ходом прошествовали на иордань, устроенную на озере Селигер около архиерейской пристани, где игумен Гавриил совершил великое освящение воды. На праздничную трапезу вместе с братией были приглашены гости и паломники монастыря, где игумен Гавриил зачитал поздравление митрополита Тверского и Кашинского Амвросия, священноархимандрита монастыря «Нило-Столобенская пустынь».
И вот, Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим именем Богоявления. Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января как и Крещения служило не историческое соответствие этого числа дню рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения.
Второй Адам — Христос, по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, — в шестой, ему соответствовало 6 января, первого месяца года. Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Перенесение праздника на 25-е число и торжественное его богослужение имело своей целью поставить противовес языческим суевериям и тем самым обратить сердца людей к познанию истинного Бога. Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота — день рождения явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и пр.
Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасителем людей, Победителем смерти. Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно — во второй половине IV века.
Караганды в сослужении секретаря епархиального управления протоиерея Димитрий Патрикеева и клириков собора. По сугубой ектении была вознесена молитва о восстановлении мира, читаемая во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По завершении литургии состоялся праздничный крестный ход и чин Великого освящения воды.
И ставит точку. Как это стоит понимать? В письмах Сенеки к Луцилию можно обнаружить достаточно развернутое обсуждение того, что для философа очень важно поддерживать бодрость тела, но лишь в той степени, в которой это необходимо для занятия философией, возвращения добродетелей и борьбы со страстями. Апостола Павла часто называют христианским стоиком или стоическим христианином, это никак его не умаляет.
Источник учения у апостола Павла — это божественное откровение, но это говорит о том, что стоицизм, как и другие философские учения, подготовили в Римской империи почву, на которую затем пали семена христианства. Благодаря тому, что почва была вспахана и удобрена философией, христианство дало такие обильные всходы. Философские учения того времени предполагали необходимость аскетических практик для тех, кто следует философии. Читая древних философов люди пытались, например, воздерживаться в пище. Покупали еду на самую маленькую сумму и в течение дня питались только ею. Сенека описывает, как это здорово, когда самая простая пища приносит, если ты голоден, не меньшее удовольствие, чем самые изысканные яства. При этом, тебе не нужно тратить много денег, а значит, много времени и сил на то, чтобы обеспечить себя едой. У этих философских предтечей христианства уже были подобные опыты аскетического делания. Таким образом, на фоне той эпохи жизненный образ Иоанна Крестителя не выглядит чем-то совершенно вычурным и необычным.
О нашем времени такого сказать нельзя, поскольку мы живем в обществе потребления. Сама мысль о том, что человек себя в чем-то ограничивает, кажется противоестественной. Деятельность Иоанна Крестителя конечно же выдающаяся: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» Мф 11:11. Однако эта деятельность в той или иной мере перекликалась с духовными и философскими запросами эпохи. Таким образом, Иоанн креститель был величайшим подвижником, на которого смотрели не как на чудака, но с уважением, как на выдающегося человека. Тогда становится понятным пятый стих, который логически вытекает из четвертого: «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Подобное возможно только в том случае, если на него смотрели не просто как на необычного человека, а как на того, от которого исходит учение Божие, и, придя к которому, можно получить определенную пользу, благодать от пребывания рядом с ним. В русском языке глагол «креститься» появился как перевод греческого термина «баптизо» погружаться, погружаю и это не случайно. Креститься — церковное понятие, этот термин стал ассоциироваться с конкретным церковным таинством.
Богословы — переводчики на церковно-славянский язык предлагают очень глубокое осмысление этого термина. Креститься — взойти на крест и оставаться на нем. Апостол Павел говорит: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» Гал 5,24. Он свидетельствует, что борьба со грехом, взращивание добродетели, путь к Богу требуют колоссального усилия, которое предполагает преодоление своей греховной природы иногда настолько тяжелое, настолько болезненное, что его можно сравнить с восхождением на крест. В десятой главе Евангелие от Марка Господь Иисус Христос заранее предупреждает свих учеников о том, что произойдет в Иерусалиме. Это перевод греческого текста на русский язык, однако в самом оригинале написано не «убьют Его», а «будут убивать». К сожалению, в переводе этот смысл несколько утрачивается, однако переводчики прибегли к данному выражению для большей ясности. Для читателя, незнакомого с той эпохой, непонятно, что значит «будут убивать». Будут убивать или все же убьют?
Господь же, говоря так, имел в виду то, что Он будет подвергнут римскай казни распятия, которая предполагает медленную смерть. Она была создана римлянами именно для того, чтобы человек мучался как можно дольше. Умирание начиналось уже в тот момент, когда били плетьми. Исследование туринской плащаницы свидетельствует, что не только кожа, но даже мышцы Господа Иисуса Христа уже отошли от кости после избиений. Далее, уже в момент распятия, положение рук на горизонтальной перекладине предполагало очень долгий процесс мучений, прежде чем человек умрет. Таким образом, подобный механизм казни предполагает особенно сильные страдания. Именно это хотели передать переводчики текста Библии на церковно-славянский язык, когда переводили термин «погружение». Апостол Павел говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я человек!
Итак, перевод термина «баптизо» как «крещение» богословски оправдан. Однако для понимания повествования крещения самого Иисуса необходимо помнить, что в греческом тексте это слово все же значит «погружение». Встает вопрос, по какой причине, Иоанн Креститель в качестве внешней формы покаяния предлагает именно погружение в воду? Специалисты утверждают, что существовало две разные практики. Одна из них, погружение в воду, имела место в языческом мире и была хорошо известна язычникам. Данная практика использовалась при различных мистериях например, при мистериях Изиды и символизировала очищение от скверны и начало новой жизни. Кроме того, она применялась в обряде инициации рабов. Раб, купленный на рабовладельческом рынке, попадая в дом к знатному римлянину, по сути, начинал новую жизнь. С него снимали одежду после пребывания на рабовладельческом рынке это было скорее мерой необходимой дезинфекции , несколько раз окунали в воду, давали новое имя и новую, часто белую одежду.
Подобное омовение было и средством очищения тела, и знаком новой жизни. Погружение в воду было известно и иудеям. В первом веке до Рождества Христова все шире в Иудее распространяется практика ежедневного, по нескольку раз в день погружения в воду в специальные резервуары, которые называли «миквы». К этим миквам предъявлялись определенные требования: вода в ней должна была быть проточная, то есть живая вода. Омовение в микве считалось ритуальным очищением это не было в полном смысле очищением от греха, считалось, что через данный ритуал человек получал силу, чтобы дальше служить Богу. Археологи, во второй половине двадцатого века обнаружив квартал с миквами в городе Сипфорисе, были крайне удивлены. Практически около каждого дома обязательно располагался данный ритуальный резервуар для воды. Однако позже стало ясно, что и в других городах подобная практика имела место, кроме того, не только в жилых кварталах могли располагаться миквы. Также они были найдены и около Иерусалимского храма.
Паломники, которые приходили из разных провинций Римской империи, подходя к Храмовой горе конечно же были уставшими. Прежде чем взойти на гору они совершали ритуальное омовение, которое не только придавало им духовные силы, но и силы физические. Ступенчатый вход в микву, которая была найдена неподалеку от юго-западного угла Храмовой горы, был разделен невысоким барьерчиком, чтобы уже омытые люди шли, не сталкиваясь, с теми, кто еще только направляется к воде. Практика омовения в микве существовала с первого века до Рождества Христова и до семидесятого года нашей эры после первого антиримского восстания [3]. Говоря о миквах, нельзя не упомянуть поселение Кумран, где было обнаружено огромное количество еврейских рукописей с 1948-1952 г. Эти рукописи датируются с середины третьего века до Рождества Христова по середину первого века по Рождестве Христовом и носят в большинстве своем религиозный характер. Кумран изучал французский исследователь Аббат Ролан де Во. Мыслил он в терминах католического монастыря. Монахи занимались переписыванием книг в специально отведенных для этого комнатах — скрипториях.
Один человек читал текст манускрипта, а писцы, стоя за небольшими столиками, записывали то, что слышали.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
Мертвец не может поднять живого, больной не исцеляет врача, и я знаю немощь моего естества! Ко мне не приступают херувимы со страхом, мне серафимы не покланяются и не возглашают трисвятое. Я не имею престолом небо, меня не предуказывала волхвам звезда, Моисей, угодник Твой, едва сподобился видеть «сзади тебя» Исх. Зачем повелеваешь Ты мне совершать то, что превосходит мои силы?
Не имею я длани, которою бы мог окрестить Бога: «мне надобно креститься от Тебя». Я родился от престарелой, ибо Твоему повелению не могла противоречить природа. Находясь в утробе моей матери и не имя возможности говорить сам, я воспользовался тогда ее устами, а теперь сам своими устами, прославлю Тебя Невместимого, Которого вместил девический ковчег.
Я не слеп, как иудеи, ибо знаю, что Ты — Владыка, Который только на время принял вид раба, чтобы уврачевать человека; знаю, что Ты явился для того, чтобы спасти нас; знаю, что Ты — камень, отсеченный от горы без посредства рук, — камень, верующий в который не будет обманут. Меня не приведут в заблуждение видимые знаки Твоего смирения, и я духом уразумеваю величие Твоего Божества. Я — смертен ты же — бессмертен; я — от бесплодной, а Ты — от девы.
Я родился раньше Тебя, но не выше Тебя. Я мог только раньше Тебя выступить на проповедь, но не смею крестить Тебя: я знаю, что Ты — секира, лежащая у дерева Мф. Я видел серп готовый отсекать страсти и возвещал что скоро повсюду откроются источники исцелении, ибо какое место останется недоступным для Твоих иудеев?
Ты будешь очищать одним словом прокаженных течение крови прекратится чрез одно прикосновение к краю риз Твоих от одного Твоего повеления расслабленный снова укрепится силами. Ты напитываешь дочь хананеянки крупинками Твоих чудес, брением отверзаешь очи слепому. Как же Ты просишь, чтобы я возложил на Тебя руки?
Он пришел в то время, когда Иоанн возвестил о Нем народу, говоря: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» Мр. После сего возвещения пришел Иисус креститься. Хотя Он и не имел нужды в этом, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии и Сам бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения. Пришел Он креститься и для того, дабы освятить естество воды, пришел креститься, чтобы и для нас устроить купель святого крещения.
Он пришел к Иоанну еще для того, дабы тот, узрев сходившего на крещаемого Святого Духа и услышав свыше глас Бога Отца, был неложным свидетелем о Христе. Но Господь сказал Иоанну: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» Мф. Под правдою святой Златоуст разумеет здесь заповеди Божьи, как будто бы Иисус говорил так: «поелику я совершил все заповеди, какие даны в законе, и осталась только одна — относительно крещения, то Мне подобает исполнить и эту». Крещение же Иоанново также было Божественною заповедью, как это видно из слов Иоанна: «Пославший меня крестить в воде сказал мне» Иоан.
О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византии написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, водами погребсти человеческий грех, исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить водное естество и подать нам образ и пример Крещения. Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся Гал. О святой воде.
По окончании литургии духовенство и все молящиеся крестным ходом прошествовали на иордань, устроенную на озере Селигер около архиерейской пристани, где игумен Гавриил совершил великое освящение воды. На праздничную трапезу вместе с братией были приглашены гости и паломники монастыря, где игумен Гавриил зачитал поздравление митрополита Тверского и Кашинского Амвросия, священноархимандрита монастыря «Нило-Столобенская пустынь».
Please wait while your request is being verified...
В ночь на 19 января 2024 года в монастыре «Нило-Столобенская пустынь» молитвенно встретили праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Стать прихожанином. Контакты. Новости. Во-вторых, это начало земного служения Господа Иисуса Христа, начиная от Крещения на Иордане от Иоанна.
Божественная литургия посвященная празднику Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Путь к Иисусу Христу открыт, он совершенно свободен, бесплатен, просто надо верить и чувствовать, как лань, жажду, «так желает душа моя к Тебе, Боже». Мы уже вчера начали потреблять освященную воду. Священники обильно всех кропили. Сегодня на праздничном богослужении мы причастились святых Христовых Таин. Прикоснулись к источнику нашего спасения. Благодать Божия не вода, но кровь Господа нашего Иисуса Христа. Он излил ее нашего ради спасения.
Его ребро стало источником нашего спасения. Из ребра истекла кровь и вода. Пусть каждый из нас почувствует жажду, но особенно испытает радость, от того что есть возможность испить от этой воды. Отведать чуть-чуть благодати Божией. И наша жизнь изменится. После того мы обязательно сами станем источником этой благодати.
Когда человек уже тронутый благодатью Божией, то он и сам становится источником благодати. К нему притягивается благодать. Все переходит друг другу. Желаю, чтобы все люди имели жажду, и могли подойти к источнику, как лань, и пить.
Божественную литургию возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк. Его Высокопреосвященству сослужили клирики Свято-Успенского кафедрального собора: благочинный Трифонова монастыря игумен Вениамин Веселов , клирик храма иерей Вадим Маринич, насельники монастыря: игумен Алипий Сторожук , иеромонах Досифей Чернядьев.
В праздник Богоявления звучали церковные песнопения в исполнении хора Свято-Успенского кафедрального собора под регентством Анны Русаковой. Клирик Свято-Успенского кафедрального собора иерей Вадим Маринич поздравил верующих с праздником: — Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с праздником Крещения, Богоявления и с днем каждого православного христианина — Днем Ангела! В крещении мы все с вами получаем Ангела-хранителя и имя того святого покровителя, которым мы с вами названы. Раньше праздник Крещения, Богоявления и Рождества встречали вместе, сейчас идет разделение около двух недель. И вот эти две недели включают в себя жизнь Спасителя — тридцать лет до выхода Его на проповедь.
Иоанна Златоуста, и также прошёл чин Великого освящения воды. В богослужениях приняли участие все клирики нашего храма за исключением иерея Георгия, находящегося в командировке.
Настоятель храма протоиерей Симеон рассказал на проповеди о смысле праздничного отрывка Евангелия, посвящённого событию Крещения Господня. Также раздача освящённой воды, была организована на улице в павильоне, и люди не стояли в очереди. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.
Напомним, ритуалы освящения воды и массовые крещенские купания начались еще накануне, в Крещенский сочельник. В Москве организованы 56 купелей в девяти городских округах. Купели оборудованы безопасными сходами к воде, палатками для переодевания и обогрева.
А в Московской области обустроено больше двухсот мест для крещенских купаний.
Богоявление Господне
В первую очередь вопрос о крещении Иисуса Христа должен быть рассмотрен в системе богословских координат, и только после этого — в свете догматических резолюций. В ночь на 19 января 2024 года в монастыре «Нило-Столобенская пустынь» молитвенно встретили праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В первую очередь вопрос о крещении Иисуса Христа должен быть рассмотрен в системе богословских координат, и только после этого — в свете догматических резолюций.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Главная страница Новости КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в. 19 января, в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Гедеон (Харон) совершили Божественную литургию в Богоявленском соборе города Казани.