Фото: РИА Новости. Капитаном «Челюскина» стал полярный исследователь Владимир Воронин, который низко оценивал ледовые качества нового судна.
Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин"
Пока никаких других подробностей узнать не удается. По словам Купавых, с самого начала подводных работ не получается наладить связь по спутниковому телефону с руководителем экспедиции Алексеем Михайловым. В данный момент связь с полярными дайверам поддерживается из порта Анадырь, откуда и пришло известие об обнаружении "Челюскина". Более полную информацию, как предполагается, можно будет узнать завтра, когда научно-исследовательское судно вернется в порт. Уникальный подводный поход, посвященный юбилею легендарной эпопеи по спасению экспедиции Отто Шмидта, начался 16 августа 2004 года.
Инициатором беспрецедентного исследования стал Русский подводный музей. Цель ученых — поиск бортового журнала и других исторических документов, которые могли бы помочь достоверно установить ход событий 1934 года. Ученый-историк Алексей Михайлов уверен, что документы могли хорошо сохраниться. Из Москвы на Чукотку специалисты прибыли неделю назад.
Лаврентьев" вышло в море. На его борту находятся 40 человек.
Шмидт с прилетевшим к пароходу лётчиком Кукановым вылетел на остров Врангеля, куда самолёт доставил радиста, продовольствие, а оттуда вывез несколько зимовщиков. До Тихого океана — 280 километров. Огромный путь — от Мурманска до Колючина — пройден в 40 дней. Зарядами аммонала взрывают нагромождённый лёд, пешнями и ломами обкалывают отдельные глыбы. Груды осколков, обломков и мелких кусков льда, тысяча тонн погружают на самодельные сани, отвозят в сторону. Наконец 5 октября лёд начало разводить. Мощная трещина прошла через пространство, очищенное челюскинцами от льда.
В дальнейшем он попадает в дрейф.
В 1933 году других пароходов для ледового плавания фирма не строила, не строила она их и позднее. Правда, среди прочих, построенных тогда, был пароход «Sonja», внешне напоминающий «Лену». Но при строительстве здесь не применялось ледовые подкрепления, а следовательно, для плавания среди льдов «Sonja» не предназначалась.
Новая передача судов советской стороне произошла только в 1936 году, когда «Burmeister and Wain» построила для СССР 3 судна—лесовоза. Особый интерес представляет вопрос о координатах гибели «Челюскина». Казалось бы, ответ на этот вопрос должен был быть ясен. Эти координаты были занесены в судовой журнал, сообщены на Большую землю для обеспечения скорейшего поиска и спасения людей с льдины и стали известны каждому экипажу самолета, участвовавшему в спасении полярников.
Однако в августе 2004 года экспедиция по поиску «Челюскина» с борта научного судна «Академик Лаврентьев» закончилась неудачей. А ведь за исходные данные была взята запись в штурманском журнале от 18 февраля 1934 года. Именно эти данные руководитель экспедиции Отто Шмидт сообщил в последней радиограмме с борта погибающего «Челюскина». Затем были проверены все известные в архивах координаты, оставленные экспедициями 1974 и 1979 годов.
И здесь поисковиков—исследователей ждали неудачи. Раздосадованный руководитель экспедиции Алексей Михайлов заявил, что причиной неудачи является фальсификация данных о месте гибели парохода. Естественно, возник вопрос: «По каким причинам произошло засекречивание или искажение информации в открытой печати о координатах гибели «Челюскина»? Координаты, приведенные известным советским полярным исследователем и историком Владимиром Визе, нам уже известны.
В газете «Los? Angeles Times» от 12 апреля 1934 года были приведены координаты. В навигационных картах Дальневосточного морского пароходства отмечено, что «Челюскин» затонул в координатах 68 градусов 17 минут северной широты и 172 градуса 50 минут западной долготы. Если эти точки нанести на навигационную карту и проложить по ним линию, то несложно определить, что между крайними точками —расстояние в… 11 морских миль или около 20 километров в направлении 115 градусов.
Средняя из них — это точка, указанная В. Визе, находится в 64 милях от мыса Ванкарем, рядом с которым расположен поселок с таким же названием. Досаду Алексея Михайлова можно понять, ведь поисковые возможности современных исследовательских судов реально позволяли за несколько суток неоднократно осмотреть район предполагаемого залегания «Челюскина» и найти местоположение затонувшего судна. Тем более что 15—ю годами ранее, в сентябре 1989 года, легендарное судно, лежащим на глубине 50 метров, уже нашло советское гидрографическое судно «Дмитрий Лаптев», имевшее современные системы спутниковой навигации.
Эта находка практически подтвердила точку с координатами, указанными В. Визе Однако и в 2004 году затонувшее судно найти не удалось. Через два года, в 2006 году, в российских СМИ появилась информация, что «Челюскин» найден. Более того, кое?
И, скорее всего, оказался прав. Но ведь иных транспортов в этом районе СССР не терял, так может, версия о существовании «Пижмы» или парохода под иным именем не является литературным вымыслом? А ведь этот «призрачный» пароход мог следовать, допустим, в Чаунскую губу, не с запада, а с востока. А может действительно некое судно шло оттуда?
Дело в том, что до похода «Сибирякова» в 1932 году снабжение спецстроек до Лены включительно проводилось со стороны Тихого океана, так как пролив Вилькицкого считался непроходимым для неледовых судов. Начало восточноленским операциям в 1927 году положило плавание парохода «Колыма» капитан П. После неудач, постигших «Колыму» в следующем году, временно до 1936 года прекратили плавания из Владивостока в Лену. Но продолжались колымские экспедиции, перевозившие грузы и людей для нужд треста «Дальстрой» и Северо—Восточных Колымских лагерей.
Эти суда сопровождал и зимовал с кораблями первой из них, 1932 года ледорез «Литке», на помощь которого очень рассчитывали инициаторы экспедиции на «Челюскине». Между тем суда Северо—Восточной полярной экспедиции Наркомвода в 1932 году под проводкой «Литке» с трудом дошли до бухты Амбарчик, доставив туда заключенных для строительства перевалочного порта и грузы для колымских приисков «Дальстроя». В Амбарчике они встретились с «Сибиряковым», который привел из Тикси 2 речных парохода и несколько барж для того же «Дальстроя». Впервые в истории полярного судоходства в восточном секторе Арктики находилось столько судов, а помочь им мог только ледорез, который самоотверженно и делал свое дело, получая все новые повреждения.
Из обмена радиограммами с «Литке», ведущим 3 судна особых экспедиций в ста милях восточнее, у мыса Шелагского, капитан Воронин первым на борту «Челюскина» понял, что на помощь «Литке» рассчитывать не приходится. Все их плавания проходили в крайне тяжелых условиях. У мыса Биллингса стали на зимовку три парохода колымской экспедиции». А Владимир Визе вторил ему: «В том же году 1933 … пароходам «Север» совершившему еще рейс в устье Лены и «Анадырь» пришлось зазимовать вторично, на этот раз недалеко от мыса Биллингса.
Их положение усугублялось тем, что на «Хабаровске» и «Анадыре» находилось 168 пассажиров, причем большая часть из них числилась, как «пассажиры Дальсгроя», то есть были вывозимыми из Амбарчика заключенными. И совсем уж критическим положение делало то, что более половины пассажиров были больны цингой, а на кораблях не было достаточных запасов продовольствия и теплой одежды. Сергиевского «оставление пассажиров Дальсгроя на зимовку допустить нельзя по известным соображениям» предпринял неимоверные усилия, чтобы пробиться к этим пароходам. Эти усилия были успешны, и пароходы вернулись во Владивосток, правда, только летом 1934 года.
А может среди них была и «Пижма»? В 1933 году в колымском рейсе участвовали четыре парохода и шхуна «Крестьянка»; всем судам, за исключением парохода «Хабаровск», удалось в тот же год вернуться во Владивосток. Обратный путь от Колымы к Беринговому проливу был связан с большими трудностями. Пароход «Свердловск» капитан А.
Мелехов несколько раз испытал сильнейшие ледовые сжатия, причем имел крен до 30 градусов». Итак — пароход «Челюскин» погиб, но эта катастрофа породила сразу несколько новых тайн, которые еще ждут своих исследователей. Но — только серьезных исследователей! Данный текст является ознакомительным фрагментом.
На льду обосновались 104 человека, в том числе 10 женщин и двое детей, причем один из них, девочка геодезиста Васильева Карина, родилась уже во время похода. Еще восемь человек покинули пароход ранее около острова Колючин. Шмидт отправил в Москву сообщение о случившемся. Два дня спустя на совещании в Кремле организовали специальную комиссию под руководством Валериана Куйбышева. Было решено пробиваться к лагерю челюскинцев на собачьих упряжках, однако эта попытка не увенчалась успехом. За историческим походом «Челюскина», как потом и за спасательной операцией, следили все газеты страны.
Сообщения регулярно появлялись на радио. Гибель парохода стала общенациональным горем. Все искренне переживали за судьбу команды и пассажиров. После раздумий Иосиф Сталин категорически отказался от любого иностранного содействия. Спасение людей осуществлялось исключительно силами граждан СССР. В ожидании спасателей им пришлось просидеть на льдине при температуре минус 40 градусов от трех недель до двух месяцев.
Он смог забрать десять женщин и двоих детей. Следующий рейс состоялся только 7 апреля.
Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода
гибель «Челюскина». Пароход «Челюскин» спокойно дрейфовал в Чукотском море. Команда не спала, так как ночью тронулся лед и корпус заскрипел от сжатия, на котором после того образовалась трещина. "Челюскин" затонул 13 февраля 1934 г. между мысами Северный и Уэлен: 104 человека, в том числе десять женщин и два ребенка, сумели высадиться на льдину, где был разбит лагерь Шмидта. Так, например, отдельную остановку предполагается сделать в месте гибели парохода «Челюскин». Он затонул, раздавленный льдами, в Чукотском море в феврале 1934 года.
Два месяца на льдине
«Челюскин» вмёрз в огромную льдину, равную по своим размерам площади, занимаемой Москвой. Больше месяца они спасали челюскинцев – экспедицию ледокола «Челюскин», который увяз и затонул во льдах Чукотского моря. Происшествия - 24 сентября 2007 - Новости Санкт-Петербурга -
Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода
Советский пароход «Челюскин» в ходе полярной экспедиции в сентябре 1933 был заблокирован сплошными льдами и начал дрейф. Спустя пять месяцев, 13 февраля 1934 года, судно было раздавлено льдами и затонуло в течение двух часов. Перед этим экипаж и исследователи в составе 104 человек эвакуировались на лед, сняв с парохода необходимые грузы.
Краткий курс истории. Покоритель Арктики Биография парохода «Челюскин» была очень короткой. Советское правительство заказало это судно известной датской компании «Бурмейстер и Вайн», оно сошло со стапелей в 1933 году. Пароход был современный, имел усиленный корпус и мог развивать скорость 12 узлов. Планировалось, что пароход откроет регулярную навигацию по Северному морскому пути и тем самым подтвердит приоритеты Советского Союза в Арктике. Большим энтузиастом этого проекта стал учёный с мировым именем Отто Юльевич Шмидт. В 1932 году ему удалось на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» пройти по Севморпути за одну навигацию, правда, в конце плавания пароход потерял винт, и оставшиеся мили он прошёл на буксире. Пароход «Челюскин» летом 1933 года в Ленинграде.
Возглавить экспедицию парохода «Челюскин» назначен Шмидт, а капитаном — Владимир Воронин. На борту было 112 пассажиров. Корабль во время движения отрабатывал и практические задачи для будущего.
Воронину , который был на судне пассажиром. Тем не менее в Мурманске Биезайс сошёл с корабля, и Воронин вступил в обязанности капитана «Челюскина» [4]. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов. Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно.
В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода « Александр Сибиряков ». До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин ; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина [6] [7] ; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавленным сместившимся палубным грузом.
Это и привело к будущей гибели судна. Подготовка к путешествию Авантюрная цель похода ледокола «Челюскин» воодушевляла многих энтузиастов, посвятивших свою жизнь исследованию Севера. Однако и среди восторженных голосов раздавались закономерные вопросы о пригодности корабля к будущей экспедиции. Одним из таких скептиков был капитан судна Владимир Воронин. Изучив «Челюскина», он отметил перед официальным начальством ряд недостатков конструкции. В Севморпути, однако, внимания на них не обратили. Ледокол «Челюскин» отправился в путь 2 августа 1933 года. На отплывшем из Мурманска корабле находились 112 человек. Некоторые из них не были напрямую связаны с экспедицией. Так, один из геодезистов взял с собой на борт беременную супругу. Сам корабль был сильно перегружен, поскольку на его борту поместили дополнительный груз, разведывательный гидросамолет и несколько сборных домов, предназначенных для поселения на острове Врангеля. Эти препятствия судно преодолело без каких-либо проблем. Однако чем дольше шла экспедиция, тем тяжелее экипажу было продолжать путешествие. В Карском море корабль наткнулся на большой необитаемый остров, не указанный ни на одной карте. Проведенные исследования объяснили это странное стечение обстоятельств. Оказалось, что на картах остров Уединения находился на целых 50 миль к востоку от своего реального местоположения. Ошибку удалось определить работавшему на «Челюскине» астроному-геодезисту Якову Гаккелю. Тем временем встречи с опасным льдом продолжались. Первым повреждением стала порча стрингера, вслед за которым лопнул шпангоут. Инженер Ремов придумал удачную конструкцию деревянных креплений, заменившую испорченные детали, однако это не отменяло того факта, что «Челюскину» не следовало отправляться в арктическую пустыню в одиночку. Для установки новых деталей экипаж разгрузил носовой трюм в нем хранился уголь. Этой кропотливой работой пришлось заняться всем: ученым, морякам, строителям и хозяйственникам судна. Члены экспедиции разделились на бригады и вовремя справились с поставленной задачей. Позже, уже во время зимовки на льду, этот принцип организации труда вновь пригодился челюскинцам. Пленники льдов 23 сентября корабль оказался окончательно заблокированным. Сплошные льды окружили и сковали его приблизительно на том же самом месте, где за год до того остановился пароход «Александр Сибиряков». Добраться до конечной цели похода, острова Врангеля, Шмидт не смог. Теперь экспедиция ледокола «Челюскин» продолжилась в совершенно новых условиях. Корабль двигался на восток вместе с дрейфом многолетних льдов. Лед становился все тоньше, а от чистой воды экипаж отделял путь в несколько километров. Казалось, что благополучное спасение неминуемо. Недалеко от «Челюскина» находился ледокол «Литке». Его капитан предложил помочь судну вырваться из ледяного плена.
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
Комплексная экспедиция продолжается. Об этом ранее писала "РГ". Ледокол Северного флота "Илья Муромец", на борту которого и работают исследователи, отправился к острову Врангеля. Здесь они изучат места, связанные с Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана 1910-1915 годов в восточных районах Чукотского моря. Кстати Ранее отряд в районе полуострова Таймыр обнаружил следы экспедиции Владимира Русанова, уточнил координаты артиллерийских батарей на побережье Карского моря.
Отто Юльевич Шмидт путь. Челюскин маршрут экспедиции.
Карта мыс Челюскин география. Памятник мыс Челюскина. География крайние точки Евразии. Евразия мыс Челюскин. Мыс Челюскин крайняя точка России. Мыс Челюскин, станция мыс Челюскин,.
Карта России мыс Челюскин на карте России. Мыс чиморскин на карте. Остров Челюскин на карте России. Мыс Челюскин на карте Евразии. Крайние точки Евразии мыс Челюскин мыс Дежнева. Семён Челюскин маршрут путешествия.
Маршрут экспедиции семена Челюскина. Экспедиция семена Челюскина на карте. Мыс Челюскина на карте России. Экспедиция Челюскина 1933. Отто Шмидт Челюскин. Экспедиция на корабле Челюскин.
Мыс Челюскин 1742. Мыс Челюскина Экспедиция. Станция мыс Челюскин. Отто Юльевич Шмидт маршрут экспедиции. Отто Юльевич Шмидт карта. Шмидт Отто Юльевич Челюскин.
Крайняя Северная точка мыс Челюскин на карте. Северный мыс Евразии Челюскин. Мыс Челюскин и мыс Дежнева. М Челюскин на карте России. Мыс Челюскина на карте Евразии. Гора Базардюзю крайняя точка.
Где находится мыс Базардюзю на карте России. Гора Базардюзю крайняя точка на карте.
Наконец 5 октября лёд начало разводить. Мощная трещина прошла через пространство, очищенное челюскинцами от льда. В дальнейшем он попадает в дрейф. На льду сделан первый аэродром. Зимовка протекает благополучно. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом.
Создана комиссия по оказанию помощи под председательством Куйбышева.
Это была единственная гибель среди членов экспедиции. Не было ни одного проявления паники, ни одного нарушения порядка". По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы. Челюскинцы на льдине Период с 13 февраля по 13 апреля 1934 года члены полярной экспедиции вынуждены были провести на льдине.
Но не под открытым небом. Благодаря тщательной подготовке на льду океана удалось обустроить "сносную" жизнь, которую каждый старался сделать "возможно культурнее и лучше" Шмидт. В "ледяном лагере" благодаря спасенным с судна пиломатериалам построили деревянный барак. Была выстроена пекарня и даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся! В лагере готовили аэродром, несмотря на то что лед покрывался трещинами, торосами, заносился снегом и постоянно ломался.
Экспедиция получала радиограммы, в которых сообщалось об организации спасения и всех мероприятиях. Кроме того, так как лагерь дрейфовал, летчикам необходимо было постоянно направлять его точные координаты. Спасение экспедиции За судьбой челюскинцев следил, без преувеличения, весь мир. И если сама экспедиция прославила полярных исследователей, то ее спасение стало триумфом полярной авиации и приобретением бесценного опыта использования авиатехники в суровых и непредсказуемых условиях Арктики. В лагере был составлен список, согласно которому первыми должны были доставить на берег женщин и детей.
Опубликование списка вообще вызвало много огорчений, так как намеченные к более ранней отправке усиленно доказывали, что они могут уступить свою очередь другим. Однако список соблюдался строго", — пишет Шмидт. Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. Поиски проводились в условиях повышенной сложности: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильные ветры, пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок. Самолет Ляпидевского 28 раз вылетал на поиски экспедиции и только на 29-й ее нашел.
Причем летчик сумел посадить свою машину на площадке, которая была втрое меньше, чем было необходимо. От летчиков во время спасательных операций требовалось наивысшее напряжение сил и ресурсов организма. Это был самый настоящий подвиг. Массовая и успешная эвакуация полярников возобновилась позже, когда на помощь прибыли летчики Слепнев, Каманин и Молоков. Итоги экспедиции Несмотря на то что выйти в Тихий океан "Челюскину" не удалось, основная цель была достигнута — проходимость СМП доказана.
Арктическая экспедиция обследовала затонувший пароход "Челюскин"
Экспедиция уже прибыла к берегам Чукотки, где почти 90 лет назад легендарное судно пошло ко дну. Задача предстоит сложная – съемкам мешают сильное течение и мутная вода. В район кораблекрушения ученых доставил ледокол "Илья Муромец". В навигационных картах Дальневосточного морского пароходства помечено, что "Челюскин" затонул в координатах 68 градусов 17 минут северной широты и 172 градуса 50 минут западной долготы. 13 февраля в Москве получили радиограмму: «В 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов». Ровно через два часа «Челюскин» затонул в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэлен. Экспедиция на пароходе «Челюскин» должна была повторить сквозной проход архангельского ледокольного парохода «Александр Сибиряков» по Северному морскому пути за одну навигацию. Фото © РИА Новости. К началу сентября "Челюскин" вышел на открытую воду, но здесь вместо таранящих судно льдин пришлось преодолевать жестокую качку.
Экспедиция в Арктике провела видеосъемку затонувшего парохода "Челюскин"
Краткий курс истории. Спасение челюскинцев | В Чукотском море, где пришлось зимовать «Челюскину», под влиянием постоянных в том районе ветров передвигаются мощные поля льда. |
НЕ СДАДИМСЯ! /К 90-летию Челюскинской эпопеи | Участники экспедиции Северного флота впервые произвели подводную видеосъемку затонувшего в Чукотском море в 1934 году парохода «Челюскин», сообщает РИА «Новости». |
Завершилась экспедиция к месту гибели парохода «Челюскин» | В 1930-е годы новость о спасении 104 членов экипажа корабля "Челюскин", затонувшего в арктических льдах, облетела весь мир. Среди команды были 10 женщин и двое детей. |
Экспедиции в Арктике впервые удалось заснять затонувший пароход «Челюскин» | 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул советский пароход «Челюскин». |
Место гибели челюскина - фото сборник | На карте России мыс Челюскин — крайняя северная точка Красноярского края. |
Челюскин где - фото сборник
Лётчики, снявшие челюскинцев со льдины, стали первыми, кому присвоено звание Героев Советского Союза, почти всех участников экспедиции наградили орденами Красной Звезды. Среди награждённых - крымский татарин из-под Судака Ибрагим Факидов. А вот симферопольский крымчак Илья Сельвинский остался без ордена - он и ещё семь членов экспедиции сошли на берег в октябре 1933-го, на разведку. Арктический поэт Идея покорить грузопассажирскими пароходами Северный морской путь возникла в 1932-м, после того как ледокол «Сибиряков» за 64 дня в летнюю навигацию прошёл от Архангельска до Чукотки.
Теперь же необходимо было «обкатать» путь для доставки грузов, сменить зимовщиков на станции острова Врангеля и обогатить научные знания о Севере. Для ответственного задания пароход переименовали в «Челюскин» в честь исследователя Севера Семёна Челюскина. В арктический рейс пароход вышел 16 июля 1933-го из Ленинграда, экспедицию возглавили те же, кто покорял Север на «Сибирякове»: профессор, математик, географ, астроном Отто Шмидт и капитан парохода, полярный мореплаватель Владимир Воронин.
Кстати, Воронин противился назначению капитаном на «Челюскин», понимая так же, как и комиссия, принимавшая корабль, что для такого плавания пароход не готов, хоть, как писал позднее Илья Сельвинский, и «надели на него ледовый пояс». Но всё-таки 112 членов команды «Челюскина» в «ответственный арктический рейс» вышли, зайдя по пути в Копенгаген Дания , где устранили несколько дефектов корабля. Затем - Мурманск и «в лёд», следуя по пути во Владивосток.
Сохранилось немало воспоминаний журналиста и поэта, фотографии, пьеса «Умка - Белый медведь», поэма «Челюскиниана», роман «Арктика», собранные им советские и зарубежные газеты, касающиеся экспедиции. В этом походе меня как писателя больше всего интересует подчинение льдов человеку. Убеждён, что для меня как поэта кстати, ни один поэт в Арктике ещё не был настоящая экспедиция станет плодотворной».
Шмидт - математик; языки; арктик. Воронин В. Гаккель Як.
Эмблема скромности: когда его имя нанесли на карту во время похода открыто несколько новых земель. Факидов Ибр. В 1921-м неграмотен, сейчас физик, ассистент академика Иоффе.
Решетников Ф. Бывший беспризорник. Громов Б.
Теперь у нас 113 человек. Жена геодезиста Васильева родила дочку". Корабли приветствовали друг друга. В Восточно-Сибирском море стали попадаться тяжелые льды; 9 и 10 сентября "Челюскин" получил вмятины по правому и левому борту. Лопнул один из шпангоутов. Усилилась течь судна... Опыт дальневосточных капитанов, плававших северными морями, утверждал: 15-20 сентября - самый поздний срок для входа в Берингов пролив. Плавание осенью в Арктике - дело трудное.
Зимой - невозможное. Уже на этом этапе руководству экспедиции пришлось думать о возможной зимовке во льдах. В один из осенне-зимних сентябрьских дней осенних по календарю, зимних по холоду к «Челюскину» прибыло несколько собачьих упряжек. Это был визит вежливости и дружбы чукчей, поселок которых находился в 35 километрах от парохода. Никто не знал, сколько времени продлится ледовое заточение, где каждый лишний человек мог составить достаточно серьезную проблему. Восемь челюскинцев, больных, слабых, или просто в условиях дрейфа не нужных, были отправлены пешим путем… На корабле осталось 105 человек. До чистой воды оставались считанные мили. Но никакие усилия команды, не смогли спасти положения.
Движение на юг стало невозможным. В проливе началось движение льдов в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море. Судьба корабля зависела полностью от ледовой обстановки. Зажатый льдами пароход самостоятельно передвигаться не мог. Судьба оказалась не милостива… Все это предшествовало знаменитой радиограмме О. Шмидта, начинавшейся словами: "13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен "Челюскин" затонул, раздавленный сжатием льдов... О ее действиях постоянно сообщалось в печати. В возможность спасения многие специалисты не верили.
Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены, и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения. Ледоколов, которые бы могли плавать в зимних условиях Ледовитого океана, тогда еще не было. Надежда была только на авиацию. Правительственная комиссия направила на спасение три группы самолетов. Отметим, что кроме двух «Флейстеров» и одного «Юнкерса» остальные самолеты были отечественными. Итоги работы экипажей таковы: Анатолий Ляпидевский сделал один рейс и вывез 12 человек; Василий Молоков за девять рейсов - 39 человек; Каманин за девять рейсов - 34 человека; Михаил Водопьянов совершил три рейса и вывез 10 человек; Маврикий Слепнев за один рейс - пять человек, Иван Доронин и Михаил Бабушкин сделали по одному рейсу и вывезли по два человека. Два месяца, с 13 февраля по 13 апреля 1934г. Сохранить человеческий коллектив в таких экстремальных условиях - большой подвиг.
История освоения Арктики знает случаи, когда люди в таких условиях не только теряли способность к коллективной борьбе за жизнь, но даже ради личного спасения совершали по отношению к товарищам тяжкие преступления. Душой лагеря был Отто Юльевич Шмидт. Там, на льдине, Шмидт издавал стенную газету и читал лекции по философии, о чем ежедневно сообщалось во всей центральной советской прессе. Вся мировая общественность, специалисты авиации и полярники дали челюскинской эпопее наивысшую оценку. В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия - звание Героя Советского Союза. Оно было присвоено летчикам А. Ляпидевскому, С. Леваневскому, М.
Слепневу, В. Молокову, Н. Каманину, М. Водопьянову, И. Одновременно все они были награждены орденами Ленина. Были награждены все бортмеханики, включая двух американских. Все участники экспедиции, находившиеся на льдине, кроме детей, были награждены орденами Красного звезды. Дополнительная неофициальная версия В 1997 г.
Его автором выступил Анатолий Стефанович Прокопенко, историк-архивист, в прошлом возглавлял знаменитый Особый архив ныне Центр хранения историко-документальных коллекций — огромное сверхсекретное хранилище трофейных документов из двадцати европейских стран. После Особого архива — заместитель председателя Комитета по делам архивов правительства РФ, консультант Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при президенте РФ. В газете было сказано буквально следующее: «Из фонда знаменитого полярного летчика Молокова можно узнать, отчего Сталин отказался от иностранной помощи при спасении экипажа ледокола «Челюскин». А оттого, что волею судеб поблизости вмерзла в лед баржа-могила с заключенными». Версия о наличии второго корабля в экспедиции «Челюскина» описана Эдуардом Ивановичем Белимовым в работе «Тайна экспедиции «Челюскина». Автор работы - Э Белимов - кандидат филологических наук, более двадцати лет работал в НЭТИ на кафедре иностранных языков, затем уехал в Израиль. Он изложил свою версию событий в виде рассказа сына человека, выжившего после гибели второго парохода «Пижма», ведомого кораблем «Челюскин». Этот человек стал также близким другом родившейся на «Челюскине» Карины.
Такой источник информации заставляет воспринимать каждое слово и деталь очень серьезно. В газете «Версты» появилась практически идентичная версия от лица гражданина Израиля Иосифа Закса, на сведения которого сослались питерские журналисты. Он утверждает, что зимой 1934 года в Чукотском море по указанию Сталина был взорван и затоплен корабль "Пижма", который сопровождал легендарного "Челюскина". По словам Закса, на борту этого судна, а точнее, в трюмах, находились 2000 заключенных, которых везли на работу на рудники Чукотки под конвоем сотрудников НКВД. Среди заключенных на "Пижме" находилась большая группа классных радиолюбителей-коротковолновиков. После взрывов на «Пижме» они добрались до запасного комплекта радиопередатчика, и их позывные услышали на базах американской авиации. Правда, летчики успели спасти немногих. Позже все спасенные, в том числе и отец Иосифа Закса, будто бы приняли другое гражданство.
Похоже, что Яков Самойлович у Э. Белимова в точности соответствует Иосифу Заксу, цитируемому петербуржцами. Корреспондент газеты «Труд» в Казани 18 июля. Гурьянова о том, что его наставник, летчик полярной авиации, говорил, что в 1934 году он перехватил радиосеанс американских летчиков, базирующихся на Аляске. История была похожа на легенду. Речь шла о спасении русских в районе гибели "Челюскина", но не членов экипажа, не участников научной экспедиции Отто Шмидта, а каких-то таинственных политзаключенных, оказавшихся в районе знаменитого дрейфа челюскинцев. После знакомства с версией Белимова ему стало ясно, о чем была речь. В отличие от ранее опубликованной версии Белимова в телевизионной версии охранники взяли с собой семьи.
Цель "Пижмы" проверить возможность доставки ЗК по морскому пути в это время. Когда "Челюскин" попал в ледовый плен и началась операция по его спасению, было принято решение взорвать "Пижму". Семьи охранников были перевезены на санях к "Челюскину", а 2000 заключенных ушли на дно вместе с кораблем. В середине сентября 2004 г. Александр Щегорцов написал, что, по его мнению, гипотеза о втором судне, следовавшим за «Челюскиным», имеет право на существование. Возможно, судно имело другое название не «Пижма» и вполне вероятно оно не затонуло, как «Челюскин». При этом никаких дополнительных оснований для своего мнения автор не привел. К сожалению, такое сообщение очень похоже на старый «армянский» анекдот: Правда ли, что академик Амбарцумян выиграл в лотерее сто тысяч?
Отвечаем: правда, но не академик, а дворник, и не выиграл, а проиграл, и не в лотерее, а в карты, и не сто тысяч, а сто рублей. Прошу прощения за такое отступление от серьезного духа изложения. Обсуждение версий Первоначально заметим, что ни одна из версий не исключает другую. Официальная версия как бы не знает о существовании других вариантов, живет или делает вид независимо. Вторая версия мрачно дополняет первую, дает расширительное нечеловеческое толкование реализации целей экспедиции. Мысленно возвращаясь во времена плавания «Челюскина», можно представить себе, что Отто Юльевич Шмидт — научный руководитель экспедиции - ставил перед собой интереснейшую научную задачу изучения Северного морского пути и не мог отказаться от навязанных условий этой экспедиции. Это мог быть вопрос не научного будущего, а вопрос жизни. Наша задача попытаться составить истинную картину по имеющейся на сегодняшний день информации.
По возможности, разобрать эти две колоды и выбросить фальшивые карты. В рамках официальной версии возникает, пожалуй, только три вопроса: о соответствии парохода задачам экспедиции, о численности людей и координатах гибели парохода. Для экспедиции по Северному морскому пути было использовано судно, специально спроектированное советскими конструкторами-кораблестроителями для плавания во льдах арктического бассейна. Пароход по техническим данным был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблем. Пароход был предназначен для плавания между устьем Лены отсюда и первоначальное название корабля «Лена» и Владивостоком. Еще год тому назад были сделаны попытки получить информацию об этом заказе от строителя. Причина неудачных попыток оказалась в следующем. Руководитель музея Христиан Мортенсен Christian Hviid Mortensen любезно дал возможность воспользоваться сохранившимися материалами, относящимися к постройке «Челюскина».
К их числу относятся фотографии спуска на воду «Лены» и испытательного плавания корабля публикуются впервые , а также пресс-релиз с описанием «Челюскина», дающий представление о техническом совершенстве корабля. Фрагмент фотографии спуска на воду был размещен мною на сайте www. Однако мы оказались не в состоянии идентифицировать кого-либо на снимке. В 1933 г. Других пароходов для этих условий плавания фирма не строила ни в 1933 г. Пароход «Sonja», на который ссылаются на сайте www. В соответствии с данными изготовителя пароход водоизмещением 7500 т под названием «Лена» был спущен на воду 11 марта 1933 г. Испытательное плавание прошло 6 мая 1933 года.
Корабль был построен в соответствии со специальными требованиями Ллойда, самой почтенной и уважаемой организации в мире в области судостроения, с примечанием "Усиленный для навигации во льдах". Мы получили копии регистрационных журналов Lloyd Register за 1933-34 гг. Пароход «Лена» был зарегистрирован Ллойдом в марте 1933 г. Тоннаж 3607 т.
В трудных ситуациях предусматривалось участие ледоколов. Большая часть пути была преодолена благополучно, но всё изменилось в Чукотском море. Здесь дорогу преградили сплошные льды, ледокол был далеко и уже не мог помочь, да и на быстрое потепление тоже не приходилось рассчитывать. Начался беспримерный дрейф корабля, продолжавшийся пять месяцев. Казалось, что самое страшное уже позади, до чистой воды Берингова пролива оставалось несколько миль, когда в результате мощнейшего сжатия пароход был раздавлен льдами и затонул.
Гибель «Челюскина». Были также выгружены приготовленные заранее запасы продовольствия, палатки, спальные мешки и т. При разгрузке единственным погибшим оказался завхоз Б. Потерпевшие кораблекрушение смогли организовать в ледовом лагере чёткую дисциплину и порядок, благодаря чему удалось сохранить жизнь людей и создать условия для дальнейшей эвакуации. Трагедия в Беринговом проливе всколыхнула всю страну. Тысячи людей рвались спасать экспедицию.
Работы осуществлялись с борта морского спасательного судна «Лазурит». Были проведены водолазные спуски с использованием современного поискового оборудования для идентификации и обследования судна, фото- и видеосъёмка, затем члены экспедиции воздали почести погибшему пароходу. Как отметили исследователи, последние десятилетия никто всерьёз историей гибели «Челюскина» не занимался. Несколько погружений были организованы ещё в советское время, но тогда не было той аппаратуры, которая есть сейчас.
Исследование проводится в рамках проекта морской инженерной компании «Фертоинг» по сохранению морского исторического наследия России.