1946–1950 гг. — четвёртая пятилетка в СССР; 1946 г. — административная реформа, создание министерств вместо наркоматов.
Четвертая пятилетка (1946-1950) - цели, планы и итоги восстановления экономики
One moment, please... | В марте 1946 верховный совет ссср принял закон о четвертом пятилетнем плане. |
План и результаты 📙 четвертой пятилетки (1946-1950 гг.) - Экономика | У Советского Союза было 2 варианта развития экономики. |
История России: Пятилетки – основные этапы развития страны в простом изложении | Проект посвящен истории Четвёртой пятилетки в СССР (1946-1950 годы), периода активного восстановления народного хозяйства после Второй мировой войны и ускоренного развития промышленности. |
Пятилетка в четыре года. Положение трудящихся
В 1947 году было произведено 9,6 тыс. Транспорт В 1950 году гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 году. На 1949 год промышленный потенциал СССР составлял четверть от американского: 65 млрд долларов против 250 млрд. По производству главных видов промышленной продукции, по данным американской разведки, преимущество было за США. Интересные факты В Липецке, который стал центром Липецкой области в 1954 году, появились несколько улиц, которые были названы в честь пятилетки. Сегодня осталась одна — улица 4-й Пятилетки. Роль советской науки в этих исследованиях непрерывно возрастает.
Большое внимание ЦК ВКП б и правительство уделяли вопросам технического прогресса в промышленности, строительстве, на транспорте, развитию новых отраслей промышленности, обеспечивающих технический прогресс во всем народном хозяйстве. Как уже отмечалось, в 1947 г. При Совмине СССР были созданы Государственный комитет по использованию атомной энергии, специализированные комитеты по реактивной технике, радиолокации и др. Были приняты меры к усилению связей науки с производством.
Самоотверженным трудом строителей, металлургов, с помощью всего советского народа были восстановлены и в значительной степени реконструированы основные металлургические гиганты Донбасса и Приднепровья - «Запорожсталь», «Азовсталь», макеевский им. Кирова, краматорский, енакиевский заводы. Успешно шло возрождение железорудной базы - Криворожского бассейна. К началу 1948 г. Полное восстановление металлургических заводов Украины закончилось в 1951 г. Всего же за годы восстановления учитывая и 1943—1945 гг. Хотя общее число работающих агрегатов еще не достигло довоенного, средняя мощность технически усовершенствованных доменных, мартеновских и коксовых печей, прокатных и трубопрокатных станов к концу четвертой пятилетки стала выше, чем в 1940 г. К концу 1950 г. Кирова, выплавки стали на Енакиевском металлургическом заводе, «Азовстали» и др. Она производила больше, чем до войны, проката, черных металлов, железной руды, электроэнергии, минеральных удобрений, почти столько же, как до войны, стали, чугуна, угля. Восстановление и развитие машиностроения, транспорта и легкой промышленности. Машиностроители Советской Украины в годы четвертой пятилетки налаживали выпуск новых машин и агрегатов, призванных обеспечить механизацию труда во многих отраслях народного хозяйства, повысить производительность труда. Выпуск тракторов возрос более чем в 2 раза, металлургического оборудования - в 2,7, электромоторов нормальных - в 2,5, электромоторов взрывобезопасных - в 3,3, плугов тракторных - в 3, культиваторов тракторных - в 5,7, молотилок сложных - в 5,1, вагонов товарных - в 2,1, экскаваторов - в 9,3, велосипедов - в 4,4 раза. Уже в первом году четвертой пятилетки на харьковском машиностроительном заводе «Свет шахтера» была изготовлена углепогрузочная машина. На шахтах «Дельта-3» треста «Ворошиловуголь» успешно прошли испытания установки «угольный струг» для механизации очистных работ на пологопадающих пластах. В сентябре 1946 г. Сверх задания было выпущено 100 машин. Машиностроители Украины изготовляли оборудование и для арктических экспедиций, для горнорудной промышленности и судостроительных верфей Крайнего Севера. Значительных успехов в этом достигли коллективы харьковских электромеханического завода, «Свет шахтера» и др. Коллектив Новокраматорского машиностроительного завода в 1950 г. Завод поставил также 97 экскаваторов и драглайнов для строителей Волго - Донского канала, тысячи сложных турбинных деталей, подъемных механизмов и другое оборудование. Для автомобильной и тракторной промышленности страны новокраматорцы создавали горизонтально - ковочные машины, различные краны. Одесский завод радиальных станков в 1950 г. Январского восстания приступил к серийному выпуску 10—тонного железнодорожного самоходного крана и освоил выпуск 25—тонного крана. Коллектив Одесского станкостроительного завода им. Кирова наладил выпуск координатно - расточных станков высокой точности. Большой вклад в создание новых, более совершенных орудий труда внесли машиностроители харьковских тракторного завода им. Рабочие завода «Серп и молот» освоили выпуск комбайновых моторов. На предприятии «Свет шахтера» был освоен выпуск высокопроизводительных транспортеров, а на заводе «Красный Октябрь» - мощных прессов. Коллектив ХЭМЗа изготовлял электродвигатели новейших типов, взрывобезопасные моторы для химической и горной промышленности, а также уникальные машинные агрегаты для шагающего десятикубового экскаватора. Несмотря на то что стране практически заново пришлось восстанавливать такие гиганты сельскохозяйственного машиностроения, как Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, «Ростсельмаш», Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения им. Октябрьской революции, запорожский комбайновый завод «Коммунар» и др. В феврале 1948 г. В этом же году коллектив предприятия выпустил больше машин, чем, в 1940 г. Превзошел довоенный уровень производства в 1949 г. За годы четвертой пятилетки работники машиностроительной промышленности поставили сельскому хозяйству страны 536 тыс. Если до начала войны в стране работали три тракторных завода, то в 1950 г. С каждым годом росла энергонасыщенность отечественных тракторов, улучшались их эксплуатационные характеристики. Харьковский завод транспортного машиностроения в 1957 г. Малышева в 1946 г. Коллектив харьковского машиностроительного завода «Свет шахтера» достиг по объему производства довоенного уровня и изготовлял скребковые конвейеры и средства шахтного освещения. В этом же году довоенного уровня производства достиг Харьковский электромеханический завод. Харьковский завод малых агрегатных станков в 1946 г. В 1946 г. В 1947 г. Одновременно с реконструкцией и восстановлением старых машиностроительных заводов в республике велось строительство новых. Стал в строй Запорожский трансформаторный, начали выпускать продукцию такие новые заводы, как Киевский мотоциклетный, Харьковский подшипниковый, Львовский и Винницкий инструментальные. В эти годы были сделаны первые шаги в авиа- и автомобилестроении. Серийное производство самолетов АН-2 освоил коллектив Киевского авиационного завода. Было начато строительство Львовского автосборочного завода, превращенного в 1951 г. В республике началось производство дорожных машин, значительно возросло изготовление оборудования и приборов автоматики и телемеханики, сложной измерительной техники и радиоаппаратуры.
Интересные факты В Липецке, который стал центром Липецкой области в 1954 году, появились несколько улиц, которые были названы в честь пятилетки. Сегодня осталась одна — улица 4-й Пятилетки «Русские ученые внесли свой вклад в решение проблемы атома. Роль советской науки в этих исследованиях непрерывно возрастает. В плане новой пятилетки и восстановления и развития хозяйства намечены экспериментальные и теоретические работы, которые должны привести к практическому использованию атомной энергии на благо нашей Родины и в интересах всего человечества» Лев Ландау, 1946 год.
План и результаты четвертой пятилетки (1946-1950 гг.) - показатели, задачи и особенности
Особенности четвертого пятилетнего плана В период действия четвертой пятилетки была разработана денежная реформа. Однако советский общественный и государственный строй, социалистическая плановая система хозяйства обеспечили их преодоление. В течение одиннадцатой пятилетки в Казахской ССР завершилось создание сырьевой базы, техническое обновление, реконструкция и увеличение мощности горно-обогатительных предприятий. 75 лет назад в СССР стартовала четвертая пятилетка, результатом которой стало настоящее экономическое чудо.
Четвертая пятилетка 1946-1950 гг
Экономист Г. Ханин в своих исследованиях пришёл к следующему выводу: «в последние годы четвертой пятилетки советская экономика твердо встала на путь интенсивного развития » [8]. НПЗ Советского Союза как и до войны перерабатывали практически всю добываемую нефть — сырьё не вывозилось. Добыча нефти в 1945 году составила 19 436 тыс.
Машиностроение Объём выпуска продукции машиностроения в СССР в 1950 году был в 2,3 раза больше, чем в 1940 году. В 1947 году было произведено 9,6 тыс. Транспорт В 1950 году гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 году.
Согласно расчётам Д.
Документ подразумевал построение фундамента социалистической экономики с акцентом на индустриализацию страны и резкое повышение производительности труда. В дальнейшем экономика СССР развивалась по пятилеткам до прекращения существования самого государства. Председатель Русского экономического общества имени С. Шарапова, доктор экономических наук Валентин Катасонов рассказал в интервью RT, как возникла система пятилетних планов развития народного хозяйства и какую роль она сыграла в истории Советского Союза. Она базировалась на развитии и всяческом поощрении рыночных отношений, экономической либерализации. Сам НЭП пришёл на смену военному коммунизму, существовавшему в период с Октябрьской революции и до 1921 года. В это время рыночные отношения практически полностью отсутствовали. Было прямое распределение ресурсов — как производственных, так и товаров потребительского назначения.
Это ухудшало ситуацию в стране. Тогда было принято решение о переходе к НЭПу, который также был заведомо временным решением, потому что на почве развития товарно-денежных отношений возникали и росли капиталы. А практически любой капитал, когда он становится большим, начинает рваться к власти. Стабилизировав ситуацию в стране, большевики намеревались перейти к какой-то другой модели. Во второй половине 1920-х годов началась дискуссия о том, как стоит переходить к директивному планированию экономики. Причём к такому, при котором директивы являются обязательными к исполнению и, по сути дела, имеют силу закона. Ведь Октябрьская революция была нацелена на ликвидацию капитализма и переход к строительству социализма. Но это не очень-то хорошо получилось, раз в начале 1920-х годов всё начало возвращаться на круги своя. Иосиф Сталин провёл серьёзную работу, чтобы создать политические предпосылки для экономических изменений, в частности, нейтрализовал своих внутрипартийных оппонентов.
И только после этого перешёл к созданию принципиально новой модели народного хозяйства. Это стало самой настоящей революцией. Формально первая пятилетка была запущена 1 октября 1928 года. Но в это время управленческому аппарату и представителям народного хозяйства не было ещё до конца понятно, что им нужно делать. А вот в 1929 году была проведена XVI конференция ВКП б , на которой более чётко были определены цели и задачи развития экономики в целом и индустриализации в частности. Ключевых задач было три: преодоление отставания от экономически развитых стран Запада, обеспечение экономической независимости и самодостаточности СССР, создание мощной промышленной основы для укрепления обороноспособности. Уже в конце 1920-х было очевидно, что иностранная интервенция против советского государства неизбежна.
Капитальные вложения в отрасли народного хозяйства составляли около 48 млрд.
Была восстановлена Днепрогэс, отрасли металлургии также практически восстановились, были восстановлены и введены в эксплуатацию заводы Юга и шахты Донбасса. Уже к концу 1948 г. Активно восстанавливался и жилищный фонд. Свыше 200 млн. При этом, как и прежде, всё жильё было предоставлено государством бесплатно. Заданный в четвертую пятилетку план по ее завершению был выполнен и даже перевыполнен. За этот период было сделано очень многое. В эти годы были введены в эксплуатацию такие знаковые предприятия, как Закавказский металлургический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Рязанский станкостроительный завод и др.
Всего порядка 6,5 тыс.
Советский плакат времён Четвёртого пятилетнего плана Советский плакат времён Четвёртого пятилетнего плана Таким образом, за годы Четвёртого пятилетнего плана 1946-1950 гг. Тяжёлым оставалось положение в сельском хозяйстве.
Литература и источники: 1. Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 года. Алексеев, Б.
Мазуров «История России в схемах и таблицах». Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах».
Четвёртая пятилетка в СССР
Партийные организации СССР развернули активную деятельность по разъяснению задач и значения первой послевоенной пятилетки в деле укрепления экономического могущества страны, улучшении жизни советских людей. 75 лет назад в СССР стартовала четвертая пятилетка, результатом которой стало настоящее экономическое чудо. Вторая пятилетка была проведена в Советском Союзе с 1933 по 1937 годы. Проект сообщения ТАСС о наличии в СССР атомного оружия с правкой Сталина. Пятилетний план предусматривал, что продукция всей промышленности Советского Союза в 1950 г. Этот уровень производства был не только достигнут, но и значительно превзойдён промышленностью СССР.
Первая послевоенная пятилетка в ссср. Восстановительная четвертая пятилетка (1946–1950 гг.)
Четвертая пятилетка СССР (1946–1950) – четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР после окончания Великой Отечественной войны. В марте 1946 верховный совет ссср принял закон о четвертом пятилетнем плане. Успешное выполнение плана четвертой пятилетки явилось новой большой победой Советского государства, социалистической системы, результатом самоотверженных усилий всего советского народа, организаторской и идеологической работы Коммунистической партии.