Интерфакс: Арктический совет приостанавливает работу в связи с действиями России на Украине, сообщается в четверг в совместном заявлении стран-участниц организации. Посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов заявил, что Россия может выйти из Арктического совета при нарушении ее членских прав в организации. Российская Федерация заканчивает председательства в Арктическом совете, в состав которого входят восемь стран. Деятельность Арктического совета утратит смысл без участия в нем России, считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. Арктический совет — межправительственная организация арктических государств.
Итоги председательства России в Арктическом совете и будущее сотрудничества в регионе
Арктический совет посетовал на проблемы из-за прекращения работы с Россией | И тогда можно будет поставить знак равенства между единственной международной организацией (Арктический совет), призванной содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечению устойчивого развития приполярных районов и. |
Чем занимается Арктический совет - Парламентская газета | Поскольку в Арктическом совете председательствовать РФ теперь будет исключительно сама с собой, остается проанализировать, что мы потеряли с остановкой работы этой организации. |
Государственная комиссия по вопросам развития Арктики | Первое после длительного перерыва заседание рабочей группы Арктического совета состоится 3 апреля в режиме видеоконференции, сообщил РИА Новости посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов. |
Россия завершила председательство в Арктическом совете: что было сделано и как продолжит работу | Напомним, Общественный совет Арктической зоны при Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики образован в сентябре 2020 года, и призван обеспечить учет потребностей и интересов граждан Российской Федерации. |
МИД подвел итоги председательства России в Арктическом совете
План председательства в Арктическом совете с самого начала был рассчитан до августа 2023 года, поэтому Россия проведет еще ряд мероприятий, призванных содействовать социально-экономическому развитию, сохранению экологии северных широт и научному изучению Арктики. Приглашаем принять участие в 8-ом Международном Арктическом саммите «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов» (Саммит Арктика 2024). организация, созданная на основании международного договора с целью международной защиты прав и интересов американских и канадских членов правительств коренных народов в Арктическом совете, в который входят восемь стран. Арктический совет — важнейшая межправительственная организация Заполярья — постепенно восстанавливает свою деятельность после продолжительной паузы, вызванной решением семи западных государств резко ограничить сотрудничество с Россией на фоне ее. Читайте последние статьи из зарубежных СМИ по теме Арктический совет: Что будет делать НАТО со своей огромной зоной влияния в Арктике? «Россия не собирается инициативно предпринимать шаги по упразднению Арктического совета» (АС), – заявил замглавы МИД РФ, шерпа России в БРИКС Сергей Рябков на пресс-конференции, посвящённой приоритетам председательства России в АС.
Арктический совет – нынешнее состояние и перспективы развития
Проблематика приглашения российской стороны на мероприятия, которые будут организовываться в период норвежского председательства, не обсуждалась. Позиция МИД РФ такова: неприглашение представителей России на мероприятия Арктического совета будет означать нарушение ее прав как страны-члена, и в таком случае продолжение участия нашей страны в деятельности этой организации вряд ли будет возможным. Россия выстраивает многовекторную политику в высоких широтах. Наша страна намерена развивать сотрудничество в Арктике с конструктивно настроенными партнерами как в двустороннем, так и многостороннем форматах, которые уже доказали свою эффективность. Прорабатывается ряд двусторонних проектов в таких сферах, как научные исследования, логистика, охрана окружающей среды, а также морское сотрудничество. Одна из важных областей диалога — наука о Заполярье.
У нас нет проигравших, есть постоянное стремление к росту профессиональных знаний. Продолжаем в арктических условиях движение и развитие северных креативных идей. Мотивация на успех, отличное настроение и желание расти и развиваться — это всегда наш девиз! Поделитесь ссылкой.
На эту тему с 2009 года ведётся скрупулёзный переговорный процесс, нацеленный на выработку компромиссного решения, которое будет пользоваться максимально широкой поддержкой, в идеале — консенсусом. Российская сторона совместно с единомышленниками активно над этим работает. Российская Федерация, как и подавляющее большинство государств-членов ООН, выступает в пользу исправления исторической несправедливости в отношении Африки, нынешняя представленность которой в Совете Безопасности никак не соответствует ни общему числу государств континента, ни их современной роли в международных делах. А вот западные страны, строго придерживающиеся блоковых подходов, определяемых в Вашингтоне и Брюсселе, напротив, уже существенно перепредставлены в СБ ООН.
Кроме того, масштабное российское присутствие в Арктике становится фактором влияния на США в том числе в вопросе продолжения военных действий на Украине. США еще с 80-х боятся нашего военного вторжения. Еще один связан с тем, что Америка начнет оспаривать необходимость запрашивать разрешение на проход своих судов в территориальных водах России. На конференции Ассамблеи Полярного круга в Рейкьявике он заявил, что укрепление отношений между Китаем и Россией увеличивает риски в Арктике. Адмирал выразил опасения относительно того, что коммерческий и научный интерес со стороны Пекина к Северному морскому пути может быть предвестником его военного присутствия в этом регионе. Аналогичное мнение высказала канадский профессор Анесса Кимбалл. По ее словам, Запад раздражает арктическая стратегия России и планы Китая, которым он ничего противопоставить не может. При этом таяние льдов в полярных областях готовит новые вызовы для НАТО. И, по словам эксперта, альянс к ним не готов. Тем временем, Россия, действительно, расширяет свои возможности в Арктике. Партнер из ОАЭ — одна крупнейших в мире логистических компаний с представительством в более чем 40 странах. Совместное предприятие должно наладить маршрут между западной и восточной частями Евразии. Для решения этой задачи 14-я бригада противолодочных кораблей Кольской флотилии Северного флота в ближайшее время получит боевой ледокол «Иван Папанин». Появление в российской Арктике вооруженного крылатыми ракетами «Калибр» ледокола поможет в обеспечении стратегического сдерживания. Боевой ледокол "Иван Папанин".
Горячий Север: НАТО будет вынужден воевать с Россией и Китаем в Арктике
организация, созданная на основании международного договора с целью международной защиты прав и интересов американских и канадских членов правительств коренных народов в Арктическом совете, в который входят восемь стран. В 2014 году был учрежден Арктический экономический совет (АЭС) в качестве независимой организации деловых кругов арктических государств. Арктический совет – межправительственная организация арктических государств, деятельность которой направлена на сотрудничество в области охраны окружающей среды приполярных районов. организация, созданная на основании международного договора с целью международной защиты прав и интересов американских и канадских членов правительств коренных народов в Арктическом совете, в который входят восемь стран.
Рябков: Россия не будет инициативно предпринимать шаги по упразднению Арктического совета
С мая 2021 года, в период председательства России, впервые по линии Арктического совета было инициировано обсуждение вопросов защиты прав интеллектуальной собственности коренных народов в условиях глобализации, социальной ответственности предпринимателей, а также государственно-частного партнерства в сфере устойчивого развития северных этносов. Россия предложила ряд проектов и инициатив, в частности, касающихся цифровизации культурного и языкового наследия коренных народов, развития креативных индустрий и традиционной арктической медицины, создания международной арктической научной станции на безуглеродной энергии, обеспечения биобезопасности в регионе и создания единой цифровой музейной платформы. Повышение эффективности научной деятельности и развитие сотрудничества в этой сфере также являлось одной из основных целей России на посту председателя Арктического совета. Создание такой структуры является шагом к формированию общероссийского консорциума Арктических университетов, открытого для международного партнерства. Помимо этого, в рамках Северного форума по устойчивому развитию было подписано соглашение о создании Российско-азиатского консорциума арктических исследований, членами которого стали более десяти организаций.
План председательства в Арктическом совете с самого начала был рассчитан до августа 2023 года, поэтому Россия проведет еще ряд мероприятий, призванных содействовать социально-экономическому развитию, сохранению экологии северных широт и научному изучению Арктики. В ближайшие месяцы состоятся порядка 20 событий, среди них: Международная конференция по биоразнообразию в Арктике и Международный форум по особо охраняемым природным территориям в Арктике в рамках ПМЭФ-2023, Второй всероссийский форум-фестиваль волонтеров «Арктика. Лед тронулся», Арктический фестиваль «Териберка», фестиваль «Берингов пролив», Международные морские арктические учебно-научные экспедиции «Обучение-через-исследования». Оператор мероприятий председательства — Фонд Росконгресс.
Хотя формально Арктический Совет не принимает решений относительно арктической безопасности значимость этой площадки для диалога по этой повестке также высока, особенно в вопросах выстраивания инфраструктуры преодоления последствий стихийных бедствий, взаимопомощи судов и экспедиций в Арктике в условиях чрезвычайных ситуациях.
Ротация стран-председателей происходит каждые два года. Россия председательствовала с мая 2021 года, а в мае 2023 года председательство в совете перешло к Норвегии. В марте 2022 года западные страны объявили о приостановке участия в любых мероприятиях объединения в знак протеста против специальной военной операции Украине. Практически замороженными оказались очень важные для северных стран исследования окружающей среды, климата и создание инфраструктуры коллективной безопасности. В конце 2023 года Bloomberg писало, что США расширили континентальный шельф в зоне претензий России на 1 млн кв. Большая часть этих территорий находится в Арктике и Беринговом море рядом с границами России и Канады. Расширяя шельф, США рассчитывают получить доступ к редкоземельным минералам, использующимся для производства тяговых батарей для электромобилей. В декабре 2023 года председатель комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин назвал притязания США на континентальный шельф в Арктике провокацией. Россия, по его словам, несмотря ни на что, продолжит принимать необходимые меры для соблюдения национальных интересов страны в арктическом регионе. Ранее заслуженный зоолог и профессор охраны морской среды в Университете Аляски Рик Стейнер заявил, что США должны отозвать свои претензии на расширение континентального шельфа в Арктике и призвать другие государства к таким же шагам ради защиты Северного Ледовитого океана. Аналогичную точку зрения высказал и научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.
На ЕППР возложена ответственность за разработку и обновление Практического руководства для реализации Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике 2013 г. ЕППР также поддерживает реализацию Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике 2011 г. Деятельность группы направлена на развитие сотрудничества между арктическими странами и расширение обмена опытом и информацией в сфере предотвращения, подготовки и действий в чрезвычайных ситуациях. На российских предприятиях «Атомфлот» и «Звёздочка» реализована третья фаза проекта по контролю над источниками радиоактивности. Мандат ПАМЕ заключается в разработке политических и иных мер, связанных с сохранением и устойчивым использованием морской и прибрежной среды Арктики. В рамках группы осуществляются проекты по реализации Стратегического плана по защите арктической морской среды, оценке арктического морского судоходства, портовых мощностей по переработке судовых и грузовых отходов, изучению крупных морских экосистем, обновлению региональной программы действий по защите арктической морской среды от антропогенной деятельности. В ПАМЕ в настоящее время действуют несколько временных целевых групп: - Целевая группа по морскому сотрудничеству была учреждена в 2015 г. Изначально США активно продвигали в рамках целевой группы по морскому сотрудничеству инициативу по учреждению регионального наднационального механизма управления арктическими морями, однако эта идея не была поддержана другими государствами-членами АС. На министерской сессии АС в Фэрбанксе в мае 2017 г. В случае принятия министрами решения о создании такого нового органа, он будет сформирован, как ожидается, на основе юридически не обязывающего акта и решения данного органа будут приниматься на основе консенсуса как и в целом в АС. При этом по инициативе российской стороны было зафиксировано, что одним из основных принципов деятельности такого органа будет уважение суверенитета и суверенных прав прибрежных арктических государств в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. В 2015 г. Россия одной из первых представила в эту группу соответствующий национальный доклад по этой тематике. Основные направления деятельности АС и результаты работы За время существования АС в его рамках реализовано большое количество различных проектов, в первую очередь — в области охраны окружающей среды Арктики. В 2013 году учреждён постоянный Секретариат АС Тромсё, Норвегия , который оказывает административную поддержку развитию международного сотрудничества под эгидой АС. В 2016 году в состав Секретариата АС вошёл Секретариат коренных народов, который был расположен в Копенгагене и обслуживал интересы постоянных участников АС. С целью придания системе финансирования проектов более системного и организованного характера в Арктическом совете создан совместный фонд для финансирования природоохранных проектов преимущественно на территории России — Инструмент Поддержки Проектов ИПП, англ. Project Support Instrument. Объём фонда в настоящее время составляет около 16 млн. Фонд управляется Северной экологической финансовой корпорацией. Россия является крупнейшим его донором. Запуск ИПП позволил вывести деятельность Арктического совета на качественно новый организационный уровень путём постепенного перехода финансирования проектов на «бюджетную» основу, а также, в перспективе, создания на его основе международного финансового фонда Арктического совета. Одним из примеров работы ИПП является проект по использованию ветроэнергетической установки на территории сельскохозяйственного производственного кооператива «Тундра» Мурманская область. В рамках этого проекта старые, неэффективные дизель-генераторы были заменены на новые комплексные ветродизельные установки.
Россия заканчивает председательство в Арктическом совете
Добровольчество В рамках данной лаборатории участники поделятся международным опытом преодоления вызовов пандемии covid-19 и обсудят вопросы организации системного и частного добровольчества в мире, проблемы и возможности добровольцев, экологическое добровольчество. В процессе сотрудничества участники выработают предложения для создания Дорожной карты, а также реализуют международные добровольческие миссии! Бизнес-акселерация В рамках дискуссионной площадки данного трека участники обсудят, как трансформировался бизнес во время пандемии, а также поделятся опытом развития природного туризма с оглядкой на хрупкость арктической экосистемы. Главной темой обсуждений станет бизнес и предпринимательство Арктики: субсидирование, государственно-частное партнёрство, инвестиции, start-ups, scale-ups и иные возможные формы бизнес-акселерации.
В МИД отметили, что такое решение приведет к росту рисков и бросает вызов мягкой безопасности в Арктическом регионе. Хотя формально Арктический Совет не принимает решений относительно арктической безопасности значимость этой площадки для диалога по этой повестке также высока, особенно в вопросах выстраивания инфраструктуры преодоления последствий стихийных бедствий, взаимопомощи судов и экспедиций в Арктике в условиях чрезвычайных ситуациях.
RU - Арктический совет приостанавливает работу в связи с действиями России на Украине, сообщается в четверг в совместном заявлении стран-участниц организации. Как отмечается в документе, основой деятельности совета "всегда служили принципы суверенитета и территориальной целостности". С мая 2021 года и до мая 2023 года в Арктическом совете председательствует Россия.
Издается с 1997 года.
Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах Авиакомпании «Россия», а также региональных авиакомпаний.
Рябков: Россия не будет инициативно предпринимать шаги по упразднению Арктического совета
11 мая закончилось председательство России в Арктическом совете и начинается процесс передачи статуса Норвегии. Научные сотрудники Центра арктических исследований (ЦАИ) В.П. Журавель и Д.С. Тимошенко в своих выступлениях проанализировали итоги председательства РФ в Арктическом совете (2021-2023 гг.) и обозначили проблемы в председательстве Норвегии в данной организации. межправительственная организация арктических государств. В двух российских столицах завершился VII Международный Арктический саммит «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов» (Саммит «Арктика–2023»). Норвегия приняла от России председательство в Арктическом совете в четверг, в то время как сотрудничество между западными арктическими государствами и Москвой по региональному полярному органу заморожено из-за вторжения на Украину.
Международная деятельность Ассоциации за 2023 год
На днях в Салехарде состоялась 13-я сессия Арктического совета, на которой рассказали об итогах двухлетнего председательства РФ в этой организации. О международном сотрудничестве в Арктике. Первое после длительного перерыва заседание рабочей группы Арктического совета состоится 3 апреля в режиме видеоконференции, сообщил РИА Новости посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов. Интересы в Арктике появились даже у Сингапура Сингапур намерен войти в состав Арктического совета в качестве страны-наблюдателя, сообщил на конференции Arctic Frontiers в норвежском городе Тромсе министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт.
МИД подвел итоги председательства России в Арктическом совете
В 2013 году учреждён постоянный Секретариат АС Тромсё, Норвегия , который оказывает административную поддержку развитию международного сотрудничества под эгидой АС. В 2016 году в состав Секретариата АС вошёл Секретариат коренных народов, который был расположен в Копенгагене и обслуживал интересы постоянных участников АС. С целью придания системе финансирования проектов более системного и организованного характера в Арктическом совете создан совместный фонд для финансирования природоохранных проектов преимущественно на территории России — Инструмент Поддержки Проектов ИПП, англ. Project Support Instrument. Объём фонда в настоящее время составляет около 16 млн. Фонд управляется Северной экологической финансовой корпорацией. Россия является крупнейшим его донором. Запуск ИПП позволил вывести деятельность Арктического совета на качественно новый организационный уровень путём постепенного перехода финансирования проектов на «бюджетную» основу, а также, в перспективе, создания на его основе международного финансового фонда Арктического совета. Одним из примеров работы ИПП является проект по использованию ветроэнергетической установки на территории сельскохозяйственного производственного кооператива «Тундра» Мурманская область. В рамках этого проекта старые, неэффективные дизель-генераторы были заменены на новые комплексные ветродизельные установки. Важно отметить, что за время своей работы рабочими группами АС подготовлен целый ряд докладов по таким направлениям, как перспективы судоходства в Арктике, тенденции биоразнообразия, поведение нефтяных разливов и разливов иных опасных и токсичных веществ в полярных водах.
Разработан ряд носящих необязательный характер руководств, в том числе Руководство по освоению морских месторождений нефти и газа; Руководство по перекачке очищенной нефти и нефтепродуктов в водах Арктики; Руководство по безопасной транспортировке нефти в арктических водах; Практическое руководство по ликвидации последствий нефтяных разливов в арктических водах. Одним из наиболее важных достижений Арктического совета за время его работы можно считать разработку под его эгидой и подписание в 2011 году арктическими государствами первого в истории панарктического соглашения — о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике Панарктическое Соглашение. Успешный опыт разработки и принятия данного соглашения высоко оценен государствами-участниками АС, и в 2011 году арктическими государствами принято решение о создании в рамках Арктического совета Целевой группы для разработки международного документа в сфере готовности и реагирования на морские нефтяные загрязнения в Арктике. Работа группы привела к подписанию в 2013 году Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике. Следующий международный договор, разработанный в АС, был подписан в 2017 году — Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества. В 2014 году был учреждён Арктический экономический совет АЭС в качестве независимой организации деловых кругов арктических государств. В его состав входят по три представителя от государств-членов и постоянных участников АС. В 2015 году учреждён Арктический форум береговых охран. Россия и Арктический совет Россия, без преувеличения, является одним из ключевых игроков в Арктике в целом и в АС в частности. Вместе с тем, обладание данными преимуществами не означает, что Россия может занимать пассивную позицию и наблюдать за деятельностью АС.
Наоборот, исходя из того, что все решения в АС принимаются на основе консенсуса, России необходимо принимать активное участие во всех проектах и на всех направлениях работы АС, а также продолжить выходить с собственными инициативами. В связи с двадцатилетием Арктического совета в сентябре 2016 года по инициативе российской стороны было принято специальное заявление министров иностранных дел арктических государств, в котором подтверждено намерение содействовать дальнейшему развитию международного сотрудничества в Арктике. Заключение За более чем двадцать лет своего существования Арктический совет стал основной международной площадкой для практического многостороннего сотрудничества в Арктике.
Все эти страны - входят в коллективный Запад под руководством США. Меняется миропорядок, и все действия хороши. Помните фразу чешской эмигрантки М. Олбрайт: Сибирь - слишком большая территория, чтобы принадлежать одному государству. Реакция других участников Арктического Совета Но Арктический совет, созданный в 1996 г. Арктический совет должен объединять, а не разъединять. Блум - старший научный сотрудник Полярного института Международного научного центра им. Вильсона: Россия может иметь свои собственные взгляды на то, какие права она имеет участвовать в различных проектах, которые были запущены в соответствии с мандатами совета; Неясно, как реализовать инициативу 7ки, если регулярные структуры Совета будут использоваться.
Добровольчество В рамках данной лаборатории участники поделятся международным опытом преодоления вызовов пандемии covid-19 и обсудят вопросы организации системного и частного добровольчества в мире, проблемы и возможности добровольцев, экологическое добровольчество. В процессе сотрудничества участники выработают предложения для создания Дорожной карты, а также реализуют международные добровольческие миссии! Бизнес-акселерация В рамках дискуссионной площадки данного трека участники обсудят, как трансформировался бизнес во время пандемии, а также поделятся опытом развития природного туризма с оглядкой на хрупкость арктической экосистемы. Главной темой обсуждений станет бизнес и предпринимательство Арктики: субсидирование, государственно-частное партнёрство, инвестиции, start-ups, scale-ups и иные возможные формы бизнес-акселерации.
Однако, пока мы не решим проблему легитимности нашего представительства, на существующих площадках, создание новых механизмов, может нарушить нашу работу и формирует атмосферу недоверия. К сожалению, все чаще от нашего имени говорят люди, которые не имеют такого мандата. Именно такая ситуация сложилась в нашем социокультурном регионе. Так, например, в экспертных семинарах Совета ООН по правам человека по тематике расширения участия от нашего имени говорили люди, аффилированные с иностранными структурами и высказывающиеся с ненавистью о российских сообществах коренных народов. Скажу больше: мы уже видим неприемлемые ситуации, когда мандатариями органов ООН становятся якобы наши представители, которых мы категорически не признаем своими лидерами и экспертами. Российский Совет старейшин коренных народов направлял по этому поводу письмо председателю Экономического и социального совета. Считаем, что Фонд добровольных взносов должен убедиться, что гранты на участие в мероприятиях ООН выделяются людям, имеющим мандат от органов принятия решений коренных народов.
Итоги председательства России в Арктическом совете и будущее сотрудничества в регионе
Определена предварительная дата проведения очередного 7-ого Международного Арктического Саммита «Арктика: перспективы, инновации и развитие регионов» в 2023 году. Россия передала Норвегии полномочия председателя в Арктическом совете в ходе 13-й сессии этой международной организации, которая состоялась 11 мая 2023 года в Салехарде. Очередной, 7-ой Международный Арктический саммит «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов» (Саммит Арктика-2023) состоялся 31 мая — 02 июня 2023 года. Отсутствие статуса международной организации сегодня не позволяет Арктическому совету принимать обязательные решения.
Блинкен: США приветствуют председательство РФ в Арктическом совете
Арктический совет – нынешнее состояние и перспективы развития | В 2022 году Россия продолжила реализацию программы своего двухлетнего председательства в Арктическом совете, сквозной темой которого стало «Ответственное управление для устойчивой Арктики». |
Арктический совет рискует остаться без России | В 2022 году Россия продолжила реализацию программы своего двухлетнего председательства в Арктическом совете, сквозной темой которого стало «Ответственное управление для устойчивой Арктики». |
7 Международный Арктический Саммит Арктика: Перспективы, Инновации И Развитие Регионов | арктический совет, норвегия Эстафету председательства в АС принял норвежский посол по делам Арктики Мортен Хеглунд. |
Чем занимается Арктический совет | Два космических аппарата «Арктика-М» в составе системы обеспечивают круглосуточный мониторинг поверхности и облачности Земли и морей в арктическом регионе и прилегающих территориях. |
Арктический совет – нынешнее состояние и перспективы развития
Можно не сомневаться, что статус и задачи Совета после этого немедленно поменяются в интересах США. Причиной стал традиционный историко-правовой подход России к статусу Арктики. Он отражен в двусторонних договорах нашей страны, начиная с русско-английской конвенции 1825 года и русско-американской конвенции 1867 года, и включает нормы о разграничении арктических пространств по секторальной линии идущей по меридиану к Северному полюсу. Тот же историко-правовой подход зафиксирован в Илулиссатской декларации 2008 года, которую подписали министры иностранных дел пяти арктических прибрежных государств — России, США, Канады, Дании, Норвегии. Однако натовцам гораздо ближе Конвенция ООН по морскому праву, принятая в 1982 году, но не ратифицированная Вашингтоном.
Она определяет, что территория государства включает лишь шельф, границы которого определены в 200 морских миль, а с претензиями на большее стране необходимо подавать заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, созданную в 1997 году; для этого требуется урегулировать спорные вопросы с «другими заинтересованными странами». Сейчас риск большого конфликта в Арктике заметно растёт. Правда, срок службы единственного действующего тяжелого полярного ледокола американской береговой охраны «Полярная звезда» через пару лет заканчивается, а новые не строились уже более 40 лет. То, как дальше будут развиваться события за Полярным кругом, приоткрывает исследование Фонда Карнеги.
В ходе реализации данной стратегии стала очевидной необходимость более тесного сотрудничества арктических государств, в первую очередь, в области управления природными ресурсами и охраны окружающей среды, что и было реализовано 19 сентября 1996 г. Нескольким организациям, представляющим интересы коренных народов Севера, в АС предоставлен статус «постоянного участника», некоторым неарктическим государствам предоставлен статус «постоянного наблюдателя», а целый ряд межправительственных и неправительственных организаций наделены статусом «наблюдателя». В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус "постоянного участника" был предоставлен Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов. Количество "постоянных участников" может быть увеличено, но не должно превышать число государств-членов совета.
Согласно учредительной Декларации, статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные. В настоящее время постоянными наблюдателями являются Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, а также Конференция парламентариев Арктического региона, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирный союз охраны природы, Совет министров северных стран, Северная экологическая финансовая корпорация, Северный форум и ряд других всего 26 международных и неправительственных организаций. Статус наблюдателя предоставляется таким странам как Китай, Индия Италия, Южная Корея, Япония, ряду других государств и Европейской комиссии. Вопрос о предоставлении статуса наблюдателя пересматривается каждые два года.
Рабочие группы В АС шесть тематических рабочих групп. Каждая действует на основании специального мандата и состоит из председателя, правления или руководящего комитета и секретариата. Рабочими группами осуществляются различные проекты и разрабатываются носящие необязательный характер документы руководства, доклады, оценки и другие по вопросам, отнесённым к их ведению мандатом. Мандат АМАП заключается в том, чтобы осуществлять мониторинг и оценку состояния Арктического региона в связи с загрязнением например, стойкими органическими загрязнителями, тяжёлыми металлами, радионуклидами, веществами, приводящими к закислению океана, нефтяными углеводородами и проблемами изменения климата, документируя их уровни и тенденции, пути, процессы и воздействие на экосистемы и людей, а также предлагая действия по снижению сопутствующих угроз на рассмотрение правительств.
АМАП совместно с Международным арктическим научным комитетом участвуют в инициативе «Сеть арктических опорных наблюдений». Взаимодействие АМАП с международными организациями сосредоточено на расширении сотрудничества со структурами Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и связано с планируемой будущей работой по комплексному мониторингу и оценке загрязнения воздуха, в ходе которой особое внимание будет уделяться совершенствованию научных знаний о воздействии воздушных загрязнителей на Арктику. АМАП также участвует в оценке эффективности Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 2001 г. АМАП является партнёром в усилиях по координации программы Европейского союза «Горизонт 2020» и поддерживает инициативу EU-PolarNet, направленную на улучшение координации между полярными исследовательскими институтами Европейского союза и на разработку комплексной европейской полярной исследовательской программы.
Под наблюдением группы осуществлялся ряд многосторонних проектов, в частности, по сокращению применения бромсодержащих пламягасителей, снижению содержания ртутных загрязнений в выбросах в атмосферу, по утилизации просроченных пестицидов. АКАП призвана содействовать усилиям по снижению экологических рисков и предотвращению загрязнения окружающей среды в Арктике. АКАП выступает в качестве укрепляющего и поддерживающего механизма АС в целях поощрения национальных действий по сокращению выбросов и других видов проникновения загрязняющих веществ в окружающую среду и по снижению экологических, медицинских и социально-экономических рисков. АКАП в сотрудничестве с органами власти арктических государств разрабатывает пилотные проекты, которые создают потенциал и демонстрируют деятельность по сокращению выбросов загрязняющих веществ.
Обмен информацией и знаниями о передовом опыте, технологиях, нормативно-правовых актах, существующий между арктическими государствами, является ключевым инструментом. АКАП способствует выполнению арктическими государствами международных договоров, касающихся вопросов загрязнения Арктики. В рамках АКАП реализуются следующие проекты: 1. Снижение содержания ртути в выбросах в атмосферу стран Арктики 2.
Остальные участники будут решать свои национальные вопросы, но к работе Арктического совета это не имеет никакого отношения», — пояснил аналитик. В беседе с RT заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, член Общественной палаты России Никита Данюк назвал решение возобновить работу совета без РФ «максимально политизированным», потому что «Россия контролирует самую протяжённую арктическую зону, и большая часть этого региона относится к исключительной экономической и политической сфере РФ». И самое главное, нет никакого инструмента по приостановке членства и лишению права РФ участвовать в заседаниях Арктического совета. Иными словами, это очередное попрание юридических норм договоров, на которое готов пойти Запад с единственной целью — выстроить иллюзорную изоляцию России», — говорит Данюк.
С его точки зрения, у России остаётся полное право не руководствоваться теми решениями, которые будут приняты в формате Арктического совета без её участия. Также по теме «Расширяется инфраструктура в Арктике»: как в России строятся новые ледоколы для нужд ВМФ В России до 2033 года построят пять новых ледоколов и три универсальных судна, сообщил замначальника штаба материально-технического... В рамках Арктического совета получалось достигать консенсуса так, чтобы взаимные интересы всегда были важнее существующих противоречий», — пояснил Данюк. Аналитик полагает, что если говорить о международной деятельности по арктической проблематике в целом, то ни одно важное решение принять в этой сфере без участия России невозможно.
Его вердикты абсолютно ни на что не будут влиять, это будет «клуб по интересам», а главный интерес — это как можно сильнее насолить России, потому что без её участия международное сотрудничество, особенно в Арктике, не представляется реальным», — заключил эксперт. Ошибка в тексте?
Затем план освоения Арктического региона разработала Индия. И тогда можно будет поставить знак равенства между единственной международной организацией Арктический совет , призванной содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечению устойчивого развития приполярных районов и военным блоком НАТО: Россия останется в Арктическом совете единственной страной — не членом НАТО. Можно не сомневаться, что статус и задачи Совета после этого немедленно поменяются в интересах США. Причиной стал традиционный историко-правовой подход России к статусу Арктики. Он отражен в двусторонних договорах нашей страны, начиная с русско-английской конвенции 1825 года и русско-американской конвенции 1867 года, и включает нормы о разграничении арктических пространств по секторальной линии идущей по меридиану к Северному полюсу. Тот же историко-правовой подход зафиксирован в Илулиссатской декларации 2008 года, которую подписали министры иностранных дел пяти арктических прибрежных государств — России, США, Канады, Дании, Норвегии. Однако натовцам гораздо ближе Конвенция ООН по морскому праву, принятая в 1982 году, но не ратифицированная Вашингтоном.
Она определяет, что территория государства включает лишь шельф, границы которого определены в 200 морских миль, а с претензиями на большее стране необходимо подавать заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, созданную в 1997 году; для этого требуется урегулировать спорные вопросы с «другими заинтересованными странами». Сейчас риск большого конфликта в Арктике заметно растёт.