По словам Зураба Церетели, свой талант организатора, целеустремлённость и стойкость в преодолении препятствий он унаследовал у отца.
Учился у Шагала и Пикассо: Зурабу Церетели исполнилось 90 лет
Биография. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье. Последние новости о персоне Зураб Церетели новости онлайн, личная жизнь, сплетни, биография, события, факты, карьера, слухи, информация, фото, видео. Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд, на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей. Знаменитый скульптор Зураб Церетели ответил на вопрос, каким должен быть памятник ему самому. В 1997 году Зураб Церетели стал главой Российской Академии художеств. Зураб Церетели сегодня — Зураб Церетели рассказал об учебе у Пикассо и Шагала в Париже.
Зураб Константинович Церетели (художник) - краткая биография
Зураб Константинович Церетели (художник) - краткая биография | В данном случае хотелось бы сказать, что биография Зураба Церетели так же монументальна и основательна, как и все его творчество. |
Выставка «Зураб Церетели. Гений современности» | З. Церетели стал первым российским художником, удостоенным такой Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. |
Скульптор Церетели Зураб Константинович: биография, творчество | Зураб Церетели вступил на путь художника-монументалиста в 60-е годы. |
Зураб Церетели | Биография скульптора Зураба Церетели: личная жизнь, место проживания, организация свадьбы Владимира Высоцкого, отношения с женой. |
Зураб Церетели: «Я в политику не вмешиваюсь. Для меня не существует плохой погоды» | Издание, вышедшее в серии «ЖЗЛ: Биография продолжается», — своеобразный подарок к 85-летию Зураба Церетели. |
Зураб Церетели биография кратко и интересные факты
И даже перевыполнил план. В 2007 году газета The Georgian Times включила Церетели в ТОП-10 богатейших грузин мира, оценив его состояние в 2 000 000 000 долларов. Церетели уже давно возглавил монументальную секцию Союза художников Грузии и получил в свои руки заказы на работу с городами государственного значения: Сухуми, Боржоми, Адлер, Сочи, Пицунда. С тех пор денежный капитал скульптора стал активно расти.
Авторитет Церетели в сфере искусства значительно повысился. Многие связывают успех мастера с дружескими отношениями, сложившимися между ним и бывшим мэром. Правительство Москвы подарило статую Голиафа, созданную Церетели, испанскому городу Марбелья.
Позже появилась информация о сумме в 1 000 000 долларов, которую, предположительно, мэр города Марбелья Хесус Хиль предоставил в виде земельных участков скульптору и Лужкову. Ещё до отставки Лужкова у Церетели начались проблемы. В 2007 году у Фонда, принадлежащего скульптору, правительство Москвы отобрало 330 гектар земли.
Через три года бывший президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ об отстранение Лужкова от должности. Церетели, впрочем, не утратил доверия властей. Своему приятелю мастер изваял две статуи.
В восемь лет Зураб поступил в Тбилисскую государственную академию художеств, которую закончил «на отлично» в 1958 году. Создавалось впечатление, что само время диктует художнику развитие в стиле монументального жанра. Эпоха шестидесятых, индустриализация, освоение целины, решение глобальных задач, массовые застройки и переселения — все это отразилось на желании Церетели внести новизну в то, чем он занимается. И первая работа — художник-архитектор — подарила такую возможность. В числе работ, выполненных в этот период, — художественные оформления курортных комплексов Грузии Гагры, Сухуми, Боржоми, Пицунда. Особенностью творчества мастера становится мозаичная живопись. Ярким ее примером были автобусные остановки в Абхазии, созданные на этапе раннего творчества в начале шестидесятых и представляющие собой удивительные арт-объекты в виде фантастических морских обитателей. Наряду с художественно-декоративной работой Церетели принимает участие в выставках.
Первый успех принесло живописное полотно «На страже мира» на одноименной экспозиции в Москве. В 1967 году в Тбилиси прошла уже персональная выставка мастера. Параллельно с этим Церетели активно расширяет географию своей деятельности. Один за одним приходят заказы на дизайнерское оформление самых разных зданий и сооружений: Дом кино в Москве 1967-1968 , Дворец профсоюзов в Тбилиси, бассейн «Морское дно» в Ульяновске 1969 , курортный комплекс в Адлере 1973 , гостиница «Ялта-Интурист» в Крыму 1978 и многое другое. В период 70-80-х годов мэтр много и плодотворно трудится. С семидесятого года, являясь главным художником Министерства иностранных дел СССР, занимается художественным оформлением посольств Советского Союза за границей, много ездит, знакомится с популярными иностранными художниками. На родине тоже много трудился, особенно после назначения главным художником Олимпиады-80 в Москве. Все это приносит мастеру почетное звание Народный художник Советского Союза в восьмидесятом году.
Работу над монументальными скульптурами художник начал еще в конце семидесятых. Ярким завершением труда оказалась скульптурная композиция «Счастье детям всего мира». В 1983 году в Москве открыт монумент «Дружба навеки», знаменующий двухсотлетний юбилей со дня подписания Ге opгиевского тpaктата между РФ и Грузией. В том же году в честь этой даты в родной Грузии художником построена и открыта Арка дружбы — мозаичное панно, которое и в наши дни дарит радость туристам на Крестовом перевале у Военно-Грузинской дороги. Ряд скульптур мэтр посвятил известным деятелям истории и современности. В позапрошлом году в Москве открылась Аллея правителей — галерея бронзовых бюcтов работы Зуpaба Церетели, изображающих лидеров Российского государства с эпохи Рюрика до революции 1917 года. А вот памятник Петру Первому вовлек имя художника в скандал. Общественность столицы очень негативно отнеслась как к скульптуре, так и к идее ее возведения, назвав первую, как сообщали «Известия», «уpoдующей город».
Царь изображен во весь рост, стоящим на палубе очень большого парусника. Поднимался даже вопрос о сносе памятника, но сегодня страсти успокоились, и памятник продолжает стоять на искусственном острове на Москве-реке, оставаясь одним из наиболее масштабных в столице высота — 98 м, вес — более 2000 тонн. Церетели не привыкать находится под прицелом критики: работы мастера иногда обвиняют в гигантомании и безвкусии, как это было, к примеру, с «Адамовым яблоком», находящимся в открытой им Галерее искусств, или с «Деревом сказок» в Московском зоопарке. Сам автор воспринимает это спокойно. Я-то, как художник, знаю, что делаю», — сказал Церетели в интервью «Собеседнику». Еще учась в Тбилисской академии художеств, Зураб Церетели познакомился с будущей супругой Инессой Андроникашвили, происходящей из княжеского рода. Супруги прожили в бpaке более сорока пяти лет. В 1998 году, после cмepти Инессы Александровны, художник провел в Москве первую персональную выставку, названную в честь супруги.
Жизнь Зуpaба Церетели тесно переплетена с благотворительностью. Некоторые работы созданы мастером безвозмездно, как дар тому или иному городу, учреждению, фонду. Художник принимает участие в благотворительных выставках и аукционах, направляя деньги от проданных произведений на борьбу с детскими заболеваниями. В прошлом году Зуpaбу Константиновичу исполнилось 84 года. Однако ритм творческой жизни не утихает. Мэтр творит, проводит выставки, организовывает мастер-классы для детей, с радостью участвует в интервью и позирует для фото, но самое важное — полон новых идей и проектов. В 2016 году распахнул свои двери дом-музей Церетели в подмосковном поселке Переделкино. В 2014 году художник-монументалист стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», удостоившись награды IV степени.
Основным секретом здоровья и долголетия скульптор называет бесконечную работу «без всяких отпусков и перерывов на отпуск». Талантливый и творческий Зураб Церетели смог себя проявить пpaктически во всех сферах современного искусства — автору принадлежат картины, фрески, мозаики, барельефы, скульптуры, монументы и другие работы. Однако с особым вдохновением метр создает памятники монументального искусства, вкладывая в них свой талант, переживания и душу. Несмотря на успешную карьеру и огромную популярность скульптора-монументалиста, до сих пор его работы вызывают неоднозначную реакцию не только у обычных людей, но и у искусствоведов, художественных критиков и коллег по творческому цеху. В чем же заключается гениальность и неоднозначность персоны Зуpaба Церетели разберемся в этой статье. И отец, и мать будущего скульптора принадлежали к известным в Грузии княжеским родам, поэтому семья Церетели принадлежала к грузинской элите. Отец Зуpaба Церетели Константин Ге opгиевич был успешным инженером строителем. Мать будущего деятеля искусства Тамара Семёновна Нижарадзе — посвящала себя семье и детям.
На выбор профессионального и творческого пути будущего мэтра ключевое влияние оказал Ге opгий Нижарадзе — брат Тамары Семеновны и известный грузинский живописец.
Хотя смерч не миновал Грузию, погубив множество невинных душ. В их числе оказались дед художника по линии материи, отец и мать жены.
Мог оказаться в застенке инженер Константин Церетели с родственниками и друзьями… Как видим, едва начиная повествование, художника помещали в "прокрустово ложе" социалистического реализма. Именно этот метод подразумевается под "традицией нового искусства — активностью, действенностью и социальным оптимизмом". Кто выдумал метод, ставший оружием в руках судей, вершивших расправу над неугодными творцами?
Как раз в том году, когда родился Зураб, идеологи со Старой площади, где помещался аппарат правящей партии, пришли к Генеральному секретарю ЦК Сталину с просьбой. Они попросили его сформулировать лозунг, под которым должны были впредь шагать мастера культуры Советского Союза. Оппозиция внутри партии была подавлена.
Сталин не желал больше терпеть инакомыслия не только в политике, но и в культуре. Доставшийся в наследство большевикам от революционных демократов "критический реализм" больше не удовлетворял победителей. Явившись к Сталину, идеологи предложили переименовать критический реализм в коммунистический!
На что вождь им ответил, раскурив легендарную трубку: — Коммунистический реализм… коммунистический… Пожалуй, рано. Но если хотите, социалистический реализм должен стать лозунгом нашего искусства. А на вопрос, что подразумевается под этим понятием, ответил, не долго думая: — Нужно писать правду!
Кто против правды?! Под таким призывом готов был подписаться любой художник, и тот, кто остался жить в Советском Союзе, и тот, кто оказался в эмиграции, где нашли приют Шагал, Кандинский, Серебрякова… Все оказалось не так просто, как показалось поначалу. Сталин сказал, что большевикам не всякая правда подходит.
Им нужна была: "Правда — за нас! Но она не дается так просто в руки. Настоящий писатель, видя строящееся здание, сумеет рассмотреть его сквозь леса, даже если оно не закончено, и не будет рыться на заднем дворе".
Это была директива, установка вождя и партии, ей следовали до «перестройки» свыше полувека. Каждый, кто не видел "строящегося здания" в нужном ракурсе, рисковал оказаться не на заднем дворе, а в концлагере. Туда отправили последователей суперматиста Малевича… С тех пор всем художникам предписывалось излучать социальный оптимизм, веру в светлое будущее.
Оно без «индустриализации», помянутой в исследовании о Церетели, состояться не могло. Таково было непреложное правило игры для всех, кто писал в Советском Союзе о художниках — связывать их творчество с коллективизацией, индустриализацией и прочими зигзагами генеральной линии партии. На самом деле никакого влияния индустриализация на творчество родившегося в 1934 году художника не оказала.
О ней он узнал на уроках истории СССР. И забыл. В отличие от искусствоведов, сын часто поминал отца, здравствовавшего до начала 2002 года.
И я хочу рассказать о нем. Константин, сын Вано Церетели родился 12 ноября 1903 года в селении Перевиси, вблизи поселка Чиатура, ставшего позднее городом. Красивое село раскинулось на левом берегу речки Квирила.
Оно делилось руслом на две части, большую — верхнюю и малую — нижнюю. Внизу в Перевиси насчитывалось домов двадцать, из них в четырех жили родственники. Занимаясь виноградарством, они носили фамилию известной княжеской династии, некогда правившей в Западной Грузии, Имерети.
Его стихи я учил в школе, — рассказал мне потомок классика. Пойди, прочти на площади у моего дома в Москве. Я пошел и прочитал такие строчки в бронзе: Грузинский и русский народы, А кто это братство предаст И забудет, Достоин позора навек И проклятья.
Дочка Федора Ивановича прислала мне письмо с вопросом, не ваш ли родственник? Я специально звонил отцу, узнавал. Тот спросил: "Это тот Кахи, который работал с Шаляпиным и умер во Франции?
Он и рисовать умел. Рисунок тот теперь висит у нас в музее, там такой типичный грузин. Его образ увековечен недавно в бронзовой композиции, посвященной артисту.
Шаляпин сидит за роялем, над которым висит портрет друга и помощника. А потом я тоже женился на княжне… Все сказанное и процитированное мною относительно княжеского происхождения Церетели не помешало однажды Зурабу Константиновичу в ответ на выраженное удивление по поводу его исключительной трудоспособности заявить: — Что в этом особенного? Я родился в трудовой семье, а не в княжеской!
По причине славного родства у ворот московского дома с недавних пор красуется герб князей Церетели. На нем изображена крепостная башня, стрелок с луком; белый щит с алыми краями венчает корона. Перед революцией 1917 года, как свидетельствует адресно-справочная книга "Вся Москва", проживал на Никитском бульваре, 7, "князь Церетели Кир.
В книге значится дворянин Сергей Георгиевич Церетели, живший в меблированных комнатах «Версаль». В этом роду — известный по революции 1917 года министр Временного правительства России князь-демократ Ираклий Церетели. Он, на свою беду, уговаривал редакторов влиятельных петербургских газет не публиковать скандальную информацию о финансировании партии Ленина рейхсбанком Германии.
И когда в Англии оказался Хрущев, Ираклий вышел вперед и спросил: почему вы обманули народ? В Перевиси, как пишет биограф художника Нугзар Церетели, жили свои знаменитости. Соседом Вано был его родственник Савле, служивший в Москве военным врачом.
Его сын Како строил знаменитый Кара-Кумский канал и заслужил в первые годы советской власти премию имени Ленина. Спустя полвека Ленинской премией отмечен его земляк и родственник Зураб…. Дом Вано Церетели в Перевиси до революции, индустриализации с коллективизацией вкупе, звенел детскими голосами.
Жена родила четырех сынов и трех дочерей. Они подрастали, когда главные события мира происходили вдали от Кавказских гор. Революция 1905 года, Первая мировая война не нарушили покой семьи.
Чиатуру задел промышленный подъем, охвативший Российскую империю. Здесь нашли богатые залежи марганца. Села соседствовали с рудниками.
В двухэтажном доме Церетели квартировали немецкие инженеры. Все рудники на одной стороне селения эксплуатировали германские горняки, а на другой стороне — руду добывали американцы, вызывавшие пристальный интерес местных жителей образом жизни и преуспеванием. Вано Церетели владел виноградником.
Вина хватало гостям и на продажу. Одних доходов от сада недоставало семье. Маро, бабушка Зураба, слыла хорошей портнихой, шила и мужскую, и женскую одежду.
Лучше всех в Перевиси жили иностранные инженеры. Поэтому Вано и Маро стремились дать сыновьям высшее образование, чтобы они стали инженерами. Константин поступил в гимназию в Чиатуре.
Закончил ее, когда умер Ленин. Каждый грузин тогда знал и гордился тем, что в далекой Москве место убитого императора и покойного вождя занял в Кремле Иосиф Сталин, по фамилии Джугашвили, родом из Гори. Спустя четверть века вождь, по словам Константина Ивановича, примет в кремлевском кабинете командира производства инженера Церетели… Чтобы так высоко подняться, пришлось добиться поставленной в юности цели — получить диплом инженера.
Это было очень непросто. Семья после революции обеднела, денег не нашлось на дорогу в Тбилиси. Пришлось наняться на рудник чернорабочим.
Работал Константин в ночную смену, когда больше платили. Хотел быстрее накопить на жизнь и учение в большом городе, где его не ждали. Константин рвался в Ленинград, в знаменитый Политехнический институт.
На его счастье, Политехнический институт открылся в Тбилиси. Но и туда он не стал поступать из-за большого конкурса. Сдал документы в университет.
Учился в хорошей компании, с Векуа, Харадзе, будущими известными математиками, академиками. Нуждался, голодал. Жил на чердаке в общежитии гостиницы.
Отсюда пешком добирался до университета, чтобы сэкономить на обед. Учился легко, на отлично сдал экзамен Мусхелешвили, профессору и ректору Политехнического института, читавшему лекции в университете по совместительству. К нему отправился, ничего не сказав друзьям, на Арсенальную гору.
Там возвышался над городом желанный институт, ковавший кадры для индустриализации, начатой Сталиным. Среди доводов Константина был один, который в России не имел бы особого значения для ректора. Математики нужны нам.
Но еще нужнее инженеры. Ты, я вижу, хороший сын. Так сбылась мечта.
В 27 лет получил Константин Церетели диплом инженера. От отца унаследовал талант организатора, руководителя. И добрый нрав.
Он без очков читает, пишет, ходит каждый день десять километров на кладбище, туда-сюда, на могилу к маме. И этим живет. За столом сидит прямо.
Гости из-за стола пять раз в туалет сбегают, а он как статуя. Прошу его переехать ко мне. Нет, говорит, не могу твой музей оставить без внимания.
Знаете, что он музеем зовет? Те две комнаты, в которых живет. Они с пола до потолка обклеены статьями обо мне.
Он говорит, вот какой у меня сын. Такие люди в Грузии еще не рождались. Пишет воспоминания, так хвалит, что даже стыдно… Отец всю жизнь вставал утром, включал радио, включал телевизор, бритву и еще пел.
Бедная мама уши затыкала. Я уже не мог спать. Просто я сильно пошел в отца, — эту запись я сделал в 2000 году со слов сына, незадолго до смерти Константина Ивановича.
На инженерной стезе Константин Церетели добился некоторых успехов. Его приглашали читать лекции студентам в институте, но защитить диссертацию доктора технических наук, удостоиться звания профессора, каким он себя видел в мечтах — не удалось. Вспоминая о прошлом в свои без малого сто лет, называл себя "большим человеком", "хозяином в Закавказье", "главным инженером Закавказья", на что имел некоторые основания.
В руднике поработать, как инженерам-иностранцам, не пришлось. Национальные кадры очень ценились и выпускника Политехнического назначили сразу на руководящую должность. Началась кочевая жизнь, командировки.
Общался молодой начальник с первыми лицами городов и районов трех республик Закавказья, снимал с должности нерадивых, отдавал под суд. Все шло хорошо, но оставался холостяком до 30 лет! Времени не хватало, чтобы ухаживать за невестой.
Да и не встретилась она на рудниках и заводах. Родственники заволновались. В доме Вано Церетели квартировал одно время горняк Нижарадзе.
У его брата Семена, занимавшего хорошую должность в Хони, выросла дочь Тамара. Нижарадзе знал Константина с детства и пришел к мысли, хорошо бы его женить на племяннице, красавице Тамаре. Братья узнали местопребывание Константина и отправили ему телеграмму с просьбой срочно прибыть по указанному в депеше адресу.
Открыв дверь, увидел за столом братьев Нижарадзе рядом с Тамарой. Так их познакомили. Посидели, выпили, закусили.
И оставили молодых в пустой квартире.
Шестидесятые годы, время освоение целины, индустриализации, массовых застроек, решение и принятие глобальных задач, переселение — все это заставляло юный ум стремиться к новизне и желанию внести свою собственную лепту. Должность художника-архитектора, которую получил талантливый Церители дала возможность молодому человеку воплотить в реальность свои масштабные задумки.
Среди самых значимых работ этого периода воплощение художественных задумок и оформление на таких грузинских курортах как Сухуми, Гагры, Пицунда и Боржоми. Большой частью творчества становится мозаика, которую художник использует на арт-объектах. Самыми запоминающимися примерами стали созданные в начале шестидесятых годов в Абхазии скульптуры в виде по истине фантастических обитателей морских глубин.
Зураб Церетели пишет картину Кроме декоративно-художественной работы, Зураб Церетели становится постоянным участником выставок. Первый значимый успех в его жизни пришел после представления публике полотна под названием «На страже мира», в рамках одноименной экспозиции, которая проходила в Москве. В 1967 году была организована уже персональная выставка Церетели в родном Тбилиси, что для мастера было символично.
Тогда же его удостоили почетного звания «Заслуженный художник Грузии». В эти же годы не забывает Церители и о расширении географии своего творчества. Заказы на него сыплются один за одним.
В Москве это Дом кино в период с 1967 по 1968 год. Одновременно с этими заказами, Зураб Церетели, занимая с 1970 года пост главного художника Министерства иностранных дел в СССР работает над оформлением зданий посольств в различных зарубежных странах. Для этого ему приходится много путешествовать, а также знакомиться с известными в мире искусства художниками и скульпторами.
В родной стране работы также не становится меньше, а особенности в преддверии Олимпиады, которая должна была пройти в Москве в 1980 году. В том же году Зураба Церетели удостоили звания «народный художник» Советского союза. Тогда же начался процесс их создания, который завершился представлением работы под названием «Счастье детям всего мира».
"Солнечный сад" Зураба Церетели расцвел в Музее современного искусства
Зураб Константинович Церетели родился в Тбилиси 4 января 1934 года. Последние новости о персоне Зураб Церетели новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. 4 января 1934 года родился Зураб Константинович Церетели, грузинский художник, плодовитый скульптор, главный ваятель земли русской, президент Российской академии художеств. Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. Биография. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье. Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд., на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей.
Зураб Церетели - биография, новости, личная жизнь
Зураб Церетели истратил на свой юбилей бюджет Грузии 23 января 2019, 08:00 8432 поделиться с друзьями Зураб Церетели Зураб Константинович сделал себе хороший подарок к 85-летию Передо мной ни дать ни взять сидел образцовый африканский диктатор. Идеально сшитый костюм, красивые ордена и медали, трехкилограммовые часы и самоцветы на массивных перстнях по числу съеденных политических конкурентов. Никто бы не мог принять такого солидного человека за какого-то там художника. Собственно к этому Зураб Константинович шел всю свою жизнь и вот наконец пришел. Что сказать, хороший подарок к 85-летию. И сделал он его своими руками. День рождения отмечали в галерее у работ юбиляра.
Среди циклопического интерьера люди оказывались ничтожными муравьями, приползшими поклониться чему-то недоступному их пониманию. Стоя под фигурой одного из застывших в анабиозе истуканов, я держался за спасительную соломинку бокала и дрожал от охватившего меня ужаса и восхищения перед масштабами личности, с которой нам предстояло встретиться. Церетели принадлежит самая большая в мире художественная мастерская В таких случаях всегда интересно, из какого же зерна вырос этот колосс. В 1964 году Зураб Константинович учился во Франции, где общался с выдающимися халтурщиками от искусства Пабло Пикассо и Марком Шагалом. Разглядывая сквозь рюмку шартреза интимные подробности несвежей натурщицы, они надоумили его обратить внимание на крупные формы. Ну правда, сколько человек одновременно могут наслаждаться какой-нибудь миниатюрой?
В каждом скульптурном портрете зритель видит, прежде всего, портретное сходство с портретируемым. Помимо этого автор обязательно включает в образ отдельные детали, характерные только для конкретной модели, которые делают портрет ярче и глубже. Одновременно скульптор оставляет пространство для участия зрителя в восприятии образа. Диалог этот всегда различен — в зависимости от степени «подкованности» зрителя, но он обязательно присутствует. Чегодаева обращает внимание на особенности реализма скульптур Зураба Церетели: «Совсем как живые, они лишены каких-либо следов натурализма — их нет ни в скульптурном образе апостола Павла, ни в памятниках Папе и Патриарху, как нет в скульптурных портретах артистов, писателей, политических деятелей. Герои Зураба Церетели, и ныне живущие, и ушедшие — кто совсем недавно, кто столетия назад, пребывают в некоем непреходящем временном пространстве; они бессмертны, воскрешены силой искусства». Говоря о пластических средствах создания образа в портретном цикле, любопытно отметить следующую деталь. Одним из элементов горельефа порой выступает образ родного города скульптора — Тбилиси. Так, этот прием используется в горельефах, посвященных поэтам конца XX столетия — Б.
Ахмадулиной и Б. В первом случае для поэта, не раз воспевшего красоту Тбилиси, пьедестал образует колонна, почти погруженная в рельеф, составленный из громоздящихся друг на друга типичных грузинских домиков. Во втором — череда домишек словно лавиной спускается по крутому горному хребту, окружая поэта, который родился в Тбилиси. Этот прием, используемый скульптором, отражает давнюю тесную связь литературных кругов Грузии и России. Вспоминая Тбилиси 1920 годов тогда — Тифлис , Л. Гудиашвили писал: «Тбилиси — город с большими поэтическими традициями. Правда, поэтические кафе утратили во многом свой прежний колорит, но все же жизнь здесь шла интересная, напряженная. Продолжались диспуты, вечера, встречи, в которых принимали участие и грузинские, и русские писатели. Ведь многие русские поэты получили в Тбилиси свое первое крещение и теперь их, словно магнитом, тянуло сюда».
Имена С. Есенина, В. Маяковского, О. Мандельштама , К. Бальмонта, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, Н. Тихонова и других русских поэтов оказались навечно связанными с Тбилиси, с Грузией, в которой они обретали новые источники вдохновения, а последующее поколение литераторов сохранило эту традицию. И Зураб Церетели, многократно в своем искусстве прославлявший любимый город, не мог не обратиться к его образу даже в портретном цикле, когда это уместно.
Подобное пластическое разнообразие, несомненно, расширяет возможности представления портретируемого и активизирует историческую память зрителя. Некоторые горельефы, о которых говорилось выше, послужили основой для рождения портретных статуй цикла «Мои современники». Так, образы В. Высоцкого, И. Бродского, Р. Нуриева, М. Цветаевой были созданы сначала в горельефе, а потом переработаны в увеличенном масштабе, превратившись в полном смысле слова в монументальные скульптуры, которые зритель имеет возможность обойти и рассмотреть со всех сторон. Некоторые из них установлены в реальной среде: памятник М. Высоцкому сооружен в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа 2012.
Другие статуи, входящие в цикл, были созданы как самостоятельные произведения. Это статуи М. Ростроповича, О. Табакова, Н. Михалкова, В. Гергиева, А. Как уже отмечалось, скульптор широко использует в портретной галерее атрибуты и символы, усиливающие психологическую характеристику портретируемого и отсылающие зрителя то к творчеству модели, то к ее судьбе. По мнению А. Много писали, например, о памятнике В.
Высоцкому: поэт с гитарой, с которой он никогда не расставался в жизни, из-за спины которого «выглядывают» образы златоглавых храмов и коней из наиболее популярных песен артиста. Или о памятнике И. Бродскому, половину фигуры которого скульптор представил в одежде зэка, а вторую — в одежде Нобелевского лауреата. Чего стоит горельеф, посвященный Владимиру Спивакову, который предстает с «бабочкой» на обнаженном торсе с мускулистыми руками и невероятно вдохновленным лицом, и само произведение воспринимается как гимн «каторжному» труду музыканта! Автор отзывается о портрете В. Спивакова следующим образом: «Это уникальный музыкант. Он же занимается спортом! Народ должен об этом знать. Подобные ёмкие детали-характеристики говорят невообразимо много каждому, кто знаком с историей жизни этих выдающихся личностей.
Памятник А. Солженицыну — особенный, не похожий на других. В нем нет атрибутов, связанных с его деятельностью как писателя, или правозащитника, или историка. В нем отсутствуют метафоры и аллегории, наталкивающие зрителя на некие параллели и ассоциации с жизнью и творчеством этого уникального человека. Этот памятник сам является символом — символом вечной боли за родную страну. Именно так, на наш взгляд, Зураб Церетели понял и средствами пластики передал жизнь Александра Исаевича, подняв образ реальной личности до значения символа. В конце своей «Автобиографии», изложенной по просьбе Нобелевского Комитета в 1970 году, А. Солженицын написал: «Даже событий, уже происшедших с нами, мы почти никогда не можем оценить и осознать тотчас, по их следу, тем более непредсказуем и удивителен оказывается для нас ход событий грядущих». Эти слова, прежде всего, относятся к самому Александру Солженицыну, к тому, что означает для нашей страны его явление в русской философии, истории, литературе, нравственности, да и просто к его явлению как мужественного и цельного человека.
В скульптурном портрете работы Зураба Церетели А. Солженицын изображен в погребальном саване. Его земная жизнь висела на волоске от смерти слишком много раз, он неоднократно становился жертвой разных обстоятельств, в том числе самой Истории. Длинная рубаха с глухим воротом, ниспадающая с плеч, создает образ величайшего смирения, сосредоточенности и тишины при колоссальной внутренней напряженности — жизни духа, будто «материя и тело не напоминали о себе». Большую роль в портрете играют руки. Как говорит скульптор, «я очень старался поймать его характер — как он руками разговаривал. У каждого человека искусства есть какая-то особенная деталь… присущая лишь ему одному». Почти соединенные, но так и не сомкнувшиеся пальцы рук А. Солженицына усугубляют ощущение напряженной внутренней работы, глубокая морщина на лбу — знак непреходящей боли за родину.
Ощущение, что этот великий человек продолжает болеть за судьбу страны даже за чертой жизни и смерти… Статуя наполнена глубочайшим внутренним содержанием, в ней отчетливо просматривается эмоциональный подход скульптора к судьбе модели. В стремлении создать наиболее развернутый портрет героя — не только его внутренней сущности, жизни его души, но и характеризующий его творческую деятельность , особенно когда речь идет о собратьях по профессиональному цеху, скульптор свободно экспериментирует в области новейших техник и технологий, насыщая новыми элементами синтезирующий метод своего творчества. Хорошо известен интерес мастера к технике эмали, в которой Церетели работает с конца 1970 годов, и поиски в области которой развивает по следующим направлениям: увеличение числа цветовых тональностей, соединение ювелирного искусства эмали с монументальной формой, переход от плоскостности к объемно-пространственным структурам и выход эмальерного произведения в реальную среду. Символично, что впервые скульптор включил монументальные картины в технике перегородчатой эмали в состав скульптурных композиций, посвященных авангардистам XX века — Казимиру Малевичу 2013 и Василию Кандинскому 2013. В обоих из них в технике эмали исполнены фрагменты знаковых работ этих легендарных художников. Присутствие эмалевых монументальных частей в составе композиции из бронзы подчеркивает художественную индивидуальность автора, широту его творческих устремлений. По сути, мастер соединил портретное изображение и декоративное начало, которое в монументальной пластике имеет большое значение, одновременно превратив эти произведения в символы вследствие заключенной в них обобщающей силы. Подводя итог рассмотрению трех обширных пластических циклов Зураба Церетели — истории Российской государственности, образов святых и галереи «Мои современники», можно утверждать, что в истоках их создания лежит отклик скульптора на запросы современного общества. В них отразилась атмосфера нынешнего переломного времени в стране, которое характеризуется огромным интересом людей к своему историческому прошлому, повышенным вниманием к традициям, в силу известных причин прерванным на десятилетия, морально-нравственным кризисом, отсутствием авторитетов среди современников, способных объединить разобщенных и разочарованных людей.
В своих «Заметках об искусстве» один из ярчайших скульпторов своего времени Иван Шадр писал, что «самое важное для художника — отразить духовную сущность эпохи». Годы спустя в продолжение этой мысли скульптор Михаил Аникушин подчеркивал: «Искусство всегда требует переживания, осмысления; поверхностная злободневность не дает подлинного образа сегодняшнего дня. Зураб Церетели смог четко уловить настроение современности на рубеже двух веков и, согласно своему мировоззрению, предоставил ответы на вопросы, волнующие общество, создав пластический образ своей эпохи. Галерея искусств Зураба Церетели Президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели давно и хорошо известен, как создатель сверкающих мозаик и эмалей, излучающих свет витражей, грандиозных композиций из литого и чеканного металла и в то же время выдающегося художника-живописца с запоминающимся и ярким стилем станковых произведений. Зураб Церетели. Галерея искусств Церетели Идут годы, совершаются политические и экономические перемены, сменяются целые исторические эпохи - титаническая работа Зураба Церетели продолжается и становится все масштабнее и значительнее. Художник «побеждает» город за городом, одну страну за другой, его монументальные произведения появляются в Токио и Бразилии, Париже и Лондоне, Нью-Йорке и Севилье. Его творческая работа приобретает ярко выраженный глобальный характер, и в то же время он неизменно остается верен национальным устремлениям искусства Грузии и России, которые его воспитали. Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» - крупнейший современный центр искусств открыт в марте 2001 г.
К слову, площадь, на которой был установлен памятник понтифику, теперь носит имя Церетели. Однако противники возведения монумента, обещали добиться демонтажа статуи через суд, а в случае неудачи избавиться от «гиганта XX века» собственными силами. И совсем недавно они все же добились переноса монумента. Скульптурное изваяние Папы Римского, выполненное в бронзе, общей высотой 7,5 метров высота фигуры 3,2 метра летом прошлого года демонтировано и перенесено на новое место в 30 метрах от прежней площадки. Казалось бы, непростая инженерная операция по перемещению скульптурной композиции, состоящей из арки с крестом и фигуры понтифика общей массой 13 тонн обошлась Ваннской епархии в сумму 100 тысяч евро. Что ни говори, действительно дороговато обходятся подарки Зураба Церетели. Живопись Зураба Церетели Нельзя не упомянуть и о картинах, созданных Церетели. Они имеют совсем другой стиль и производят в основном другое впечатление. Они яркие и может даже показаться, что жизнерадостные.
Художник умело стилизует, а не «изображает как есть». Сам Пикассо заявлял, что его коллега хорошо обобщает формы и чувствует цвет. Кроме того Зураб зачастую работает в направлениях между живописью и скульптурой — в частности его панно и витражи украшают одну из сцен Большого Театра и несколько станций метро в Москве. Кроме живописи в традиционном её смысле Церетели экспериментирует и открывает новые техники. В частности, он увлекается шелкографией и создал уникальную технику «перегородчатой эмали». Творчество 2. Памятник Петру I Памятник был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у слияния Москва-реки и Обводного канала. Общая высота памятника составляет 98 метров. По словам галериста и члена Общественной палаты М.
Гельмана, Церетели при установке памятника «сжульничал», подделав документы градостроительного совета, ограничавающие высоту памятника 17 метрами. Существует мнение, что данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991—1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом Господним была размещена подземная парковка. Другие работы «Рождение Нового Человека» Севилья, Испания Среди наиболее известных монументальных работ Церетели следует выделить: монумент «Дружба навеки» в честь двухсотлетия 1783—1983 присоединения Грузии к России, сразу после установки получивший ироничное прозвище среди москвичей — «Шашлык» Тишинская площадь в Москве, автор архитектурной части известный поэт Андрей Вознесенский ; монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке; бронзовую скульптуру «Рождение Нового Человека» Париж, Франция ; скульптурную композицию «Рождение Нового Человека» Севилья, Испания. Он автор монументально-декоративных произведений панно, мозаики, витражи, декоративно-игровые скульптуры в курортном комплексе в Пицунде 1967 , в курортном городке ВЦСПС в Адлере Сочи 1973 , в гостиничном комплексе «Ялта-Интурист» в Ялте 1978 , в гостиничном комплексе «Измайлово» в Москве 1980 Церетели участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве открыт 1995 , а также в ряде других архитектурно-монументальных проектов в Москве конца XX века, в том числе оформление Манежной площади. Зураб Церетели создал ряд памятников деятелям прошлого и прижизненных скульптурных портретов современников, многие из которых были подарены Церетели различным городам в РФ и за рубежом. Не все реально воздвигнуты.
Изначально, автор собирался подарить его Нью-Йорку. Но власти города видеть его у себя не пожелали. Тогда Церетели предпринял попытки установить памятник на другом берегу Гудзона — напротив места трагедии — в Джерси-сити. Но и тут, муниципалитет отказался от дара, заявив, что большинство жителей не хотят видеть эту слезу, а в местной прессе будущий шедевр и вовсе окрестили «вульвой» Тем не менее, Церетели удалось найти для своего монумента Байонн — местечко в устье реки Гудзон, на заброшенном пирсе бывшей военной базы, где до сих пор красуются таблички: «Осторожно, зараженное место! В 2009 году на Соловках Церетели планировал установить 100-метровую статую Иисуса Христа, что вызвало аргументированные возражения у руководства Соловецкого музея-заповедника. В 2009 году в Баден-Бадене был установлен медный заяц ростом более трех метров — увеличенная в 30 раз копия серебряного зайца работы Фаберже. Награды Скульптор Церетели за свою бурную и продуктивную деятельность награжден невероятным количеством знаков отличия, премий и призов, перечислять их все можно очень долго. Церетели — кавалер орденов Ленина, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» первой, второй и третьей степени. Также он обладатель орденов г.
Москвы, Чеченской республики, православной церкви и многих государств мира. Он носит более десяти различных почетных званий, обладатель более десяти различных премий, 12 знаков отличий от иностранных государств.
В конце 60-х годов скульптор принял решение развиваться в сфере монументального и скульптурного искусства, после чего были созданы сотни широко известных памятников, скульптур, стел, монументов, статуй, бюcтов, установленных по всему миру.
С 1997 года и по сегодняшний день Зураб Церетели возглавляет Российскую академию художеств. В 2003 г. Успешен гениальный скульптор и в семейной жизни.
Зураб Церетели женат на Инессе Александровне Андроникашвили и имеет дочь Елену, которая подарила ему троих внуков. А в начале 2000-х годов чета Церетели пополнилась четырьмя правнуками. Фото: источник Самые известные работы Зуpaба Церетели Творческое наследие автора состоит более чем из 5000 работ, каждая из которых оригинальна, самобытна и неповторима.
Рукам великого деятеля искусств принадлежат десятки пейзажей, портретов, мозаик, панно, барельефов, бюcтов и сотни скульптурных изваяний. Все работы грузинского скульптора посвящены известнейшим во всемирной истории персонам Ш. Руставели, Ге opгий Победоносец, М.
Цветаева, Б. Пастернак и др. Скульптуры и монументы маэстро установлены не только в родных ему России и Грузии, но и во Франции, Бразилии, Испании, Литве, Великобритании и других странах.
Знаковыми в творчестве Церетели и наиболее известными работами стали именно скульптурные изваяния. Так, наиболее удачными работами Зуpaба Церетели признаны: Парный монумент «Дружба народов» — одна из наиболее ранних работ скульптора. Памятник установлен в Москве в 1983 г.
Высота монумента составляет 141,8 м. Данная скульптура считается одной из наиболее известных во всем мире работ Зуpaба Церетели. Миниатюрная копия монумента также установлена во Франции; Монумент «Памятник Петру I» — установлен в 1997 г.
Памятник был выполнен по заказу Правительства России и посвящен памяти великого царя Петра I. Высота монумента составляет около 100 метров; Монумент «Слеза скорби» — создан скульптором как знак сочувствия и памяти о жертвах теpaкта 11 сентября 2001 г. Памятник установлен в США, а на его открытии присутствовал президент Б.
Монумент «История Грузии» — возведен вблизи Тбилисского моря. Работа над скульптурой еще не закончена. На сегодня монумент представляет собой три ряда колонн, на которых расположены барельефы и объемные изображения самых известных и знаковых персон Грузии; Скульптура «Добро побеждает зло» — установлена в США перед главным зданием ООН в 1990 г.
Скульптурное изваяние стало символом окончания Холодной войны; Монумент «Святой Ге opгий Победоносец» — установлен в Тбилиси Грузия в 2006 г. В сфере архитектуры Зураб Церетели также создал гениальные произведения. Под его руководством возведен Храм Христа Спасителя.
По задумке скульптора здание было украшено массивными медальонами из полимерных сплавов, облицовка выполнена из мрамора, а кровля — из покрытия, включающего нитрид титан. Одним из последних творений скульптора стала Алея Правителей, которая расположена в Москве, в Петроверигском переулке. На Аллее расположены бюcты всех правителей Руси, созданные руками Зуpaба Церетели.
Фото: источник Скандальные работы Церетели Присутствуют в творчестве скульптора и неоднозначные, даже скандальные работы. Ряд известнейших монументов вызвал негодование и критику и заказчиков, и горожан, а монтаж памятников был окутан слухами и протестами. Так, громкими скандалами сопровождалась установка таких монументов: Памятник Петру I — еще до установки некоторые москвичи были против монтажа монумента в их городе.
Жители устраивали пикеты и митинги, писали просьбы Президенту. Акции протеста продолжались и после установки монумента. Также ходили слухи, что изначально на месте Петра была статуя Колумба, однако продать монумент так и не удалось ни в Латинскую Америку, ни в Испанию.
После этого Колумб был заменен на статую первого российского императора и благополучно установлен в Москве. Скандальности изваянию Церетели добавило и присутствие в Рейтинге самых уpoдливых строений в 2008 г. Противники монтажа памятника с сарказмом прозвали монумент «Петр в юбке».
Памятник создан в честь лидера Французского Сопротивления, однако французские власти отказались от презента, после чего монумент установили в России. Впоследствии и французские, и российские СМИ разнесли в пух и прах внешний вид изваяния. Так, пресса писала, что великий лидер больше похож на мученика или paба, его лицо искажено всеми муками ада, а силуэт вообще выглядит комично.
Бытовала мнение, что статуя похожа на Луи де Фюнеса — известного французского актера, который играл главную роль в серии фильмов о жандармах. Журналисты спорили о том, вызовет ли монумент международный скандал или сведется к дипломатическому инциденту. Скульптурная композиция «Слеза скорби» — подарена американскому народу в знак сочувствия трагедии 11 сентября 2001 г.
Сам автор в своем творении символически изобразил башни-близнецы, однако американцы увидели в памятнике совсем другой смысл. Так, в одном американском издании было написано, что монумент визуально похож на пoлoвые органы женщины, и устанавливать его было бы оскорблением для представительниц прекрасного пола. Изначально монтаж изваяния был задуман на месте трагедии, однако после столь критичных комментариев монумент установили в штате Нью-Джерси на пирсе реки Гудзон.
Зураб Церетели — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Содержание Работы Церетели почитают во всех уголках мира Биография Зураба Церетели Признание великого скульптора и художника Российский и советский художник Зураб Церетели является автором известных во всем мире работ. Тбилиси) в грузинской семье. Зураб Церетели — все новости о персоне на сайте издания Всего-то полмиллиарда! Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия. Зураб Константинович Церетели родился в Тбилиси 4 января 1934 года. Новости по теме: Зураб Церетели новости сегодня, личная жизнь, биография, карьера. Как сообщает «Интерфакс», российский скульптор Зураб Церетели отлил бронзовую статую Иисуса Христа, которая в высоту составляет 83 метра.
Прославленному скульптору, художнику, педагогу Зурабу Церетели исполнилось 90 лет
Церетели Зураб Константинович by Arseniy Romashov on Prezi | В постсоветской России Зураб Церетели продолжал работать над амбициозными общественными проектами в Москве. |
Зураб Церетели написал картину на открытии собственной выставки | Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия. |
Выставка «Зураб Церетели. Гений современности» | В постсоветской России Зураб Церетели продолжал работать над амбициозными общественными проектами в Москве. |
Зураб церетели биография кратко | Зураб Церетели. zurab_tsereteli. |
Зураб Церетели — биография знаменитости, личная жизнь, дети
На следующий день, однако, помощник скульптора Сергей Шагулашвили заявил в интервью грузинскому информагентству «Интерпрессньюс» и телеканалу « Рустави-2 », что на самом деле З. Церетели письма не подписывал, и что он «никогда не вмешивается в политику» [87] [88]. Известен своей благотворительной деятельностью, работой с детьми.
Однако, невзирая на такой лестный список заслуг, Зураб Константинович множество раз попадал в эпицентры различных скандалов непосредственно связанных с его творчеством. Зураб Церетели-мэтр отечественного монументального искусства. Мэтр отечественного монументального искусства проявил себя в немалой степени практически во всех сферах современного искусства — ему принадлежат картины, фрески, мозаики, барельефы, скульптуры, монументы и другие работы. Все наследие в общей сложности составляет около 5000 произведений изобразительного искусства, каждое из которых оригинально, самобытно и неповторимо. Скандалы вокруг творчества Церетели Работы Зураба Церетели. Но особенной страстью художника являются монументальные памятники, в которые он вкладывал весь свой талант, переживания и душу. Однако в последние годы скульптор нередко сталкивается с непониманием и неоднозначной реакцией широкой общественности и критиков. Поэтому не единожды оказывался в эпицентре скандалов мирового масштаба.
Гигантомания Зураба Церетели давно стала легендарной, а сам мастер часто из-за нее попадает в анекдотичные ситуации. Но, невзирая на жесткую критику, мэтр по-прежнему считает, что «размер имеет значение». Именно этим правилом художник часто руководствуется при создании не только скульптур, но и живописных картин. Так, за последние десятилетия целый ряд известнейших монументов, созданных Церетели, вызвали бурю негодования и у критиков, и у заказчиков, и у горожан - при том не только в России. Москва Этот монумент официально называется «Памятник, посвященный 300-летию Российского флота». Громкий скандал разыгрался вокруг памятника Петру I — еще до его монтажа в 1996 году на Москве-реке. Жители столицы устраивали пикеты и митинги, обращались с просьбами к Президенту страны. Но добиться своего так и не смогли - грандиознейший монумент был установлен в назначенный срок и в установленном месте. Некоторое время еще кипели страсти, проводились акции протеста, а сама история создания этого памятника обрастала все новыми слухами и кривотолками. Поговаривали, что изначально по - проекту вместо русского царя, на палубе должен был стоять Колумб.
А так как Церетели не удалось протолкнуть свое творение ни в Испанию, ни в страны Латинской Америки, то скульптор, сменив образ главного героя, благополучно определил свое детище в Москве.
Его высота составляет 98 метров. Возведение монумента вызвало огромные возмущения у общественности, и после ухода Лужкова с поста мэра поступали предложения убрать памятник. Однако никто не взял на себя такой ответственности и расходов, и монумент до сих пор стоит в Москве. Знаменитые работы В огромном наследии Церетели трудно выявить самые значительные работы: их перечень получается очень длинным. Однако к наиболее резонансным и масштабным творениям можно отнести следующие: - мемориальный монумент на Поклонной горе в Москве; - торгово-развлекательный комплекс «Охотный ряд» в Москве; - монумент «Дружба навеки», посвящённый русско-грузинской дружбе Москва ; - скульптуры на Манежной площади в Москве; - композиция «Добро побеждает зло» в Нью-Йорке; - две версии скульптуры «Рождение Нового Человека» в Париже и в Севилье; - скульптура «Заяц» в Баден-Бадене; - памятник Зое Космодемьянской в Рузе. Общественное мнение и критика Нередко памятники Церетели вызывают очень большой резонанс, критику и даже неприятие. Многие его творения вызывали большое общественное волнение и отрицательные оценки со стороны специалистов. Так, очень много нареканий получила его работа над храмом Христа Спасителя, в котором скульптор допустил очень серьезные отступления от проекта реконструкции, что нарушило исторический образ восстанавливаемого объекта. По поводу его памятника Петру Первому не высказался только ленивый: Церетели обвинили в нарушении исторической перспективы города, в китче и безвкусии.
Известная работа «Слеза скорби», которую мастер хотел подарить США в память о жертвах 11 сентября, вызвала много споров, которые привели к тому, что несколько городов отказались от дара, и скульптору пришлось потратить немало времени, чтобы найти монументу место. Та же история повторилась с фигурой Иисуса Христа в России. Многие искусствоведы говорят, что художественные способности Церетели не превышают уровня среднего художника-оформителя. А психиатры всерьез размышляют о комплексах художника, глядя на его страсть к гигантским сооружениям. Музей современного искусства Зураб Церетели, работы которого представлены уже во многих странах мира, создал музей для пропаганды собственного творчества. Мэр Лужков выделил под музей Церетели несколько зданий в самом центре Москвы. Здесь разместились личная коллекция скульптора, состоящая из 2000 произведений искусства, и собрание регулярно пополняется. Сегодня музей обладает обширной коллекцией произведений отечественного искусства, в том числе интересным набором работ советских нонконформистов и современных художников. Отдельное здание занимает постоянно действующая выставка Зураба Церетели, разместившаяся на трех этажах музея-мастерской.
Join Учился у Шагала и Пикассо: Зурабу Церетели исполнилось 90 лет Его творения изучают искусствоведы и студенты, а когда-то он сам учился у Пикассо, часами просиживая в его мастерской.
Знаменитый скульптор Зураб Церетели ответил на вопрос, каким должен быть памятник ему самому. Себе сделать? Нету такого.
Церетели, Зураб
Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд, на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей. Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд., на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей. Экспозиция развернется на двух этажах здания, в котором четверть века назад открылся Московский музей современного искусства (MMOMA), основателем и директором которого стал Зураб Церетели. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия.