В связи с тем, что появление шаровой молнии как природного явления происходит редко, а попытки искусственно воспроизвести его в масштабах природного явления не удаются, основным материалом для изучения шаровых молний являются свидетельства.
Владимир Карцев - Приключение великих уравнений
Франклин, вооруженный правильными теоретическими представлениями, смог пройти тысячелетний путь стихийных первооткрывателей за какие-то месяцы. Загадка в форме шара В монастырь пришел донос от "попа Иванище" из села Новые Ерги. Было это в 1663 году: "... Сейчас мы имеем описания шаровой молнии куда более подробные, чем это, первое в русской литературе. Но и теперь они носят романтическую, эмоциональную окраску. Может быть, долго нам придется ждать, когда шаровая молния будет запрятана, покорная, в электрический утюг. Лаврентьев в 1963 году: "Интересно было бы выяснить загадку шаровой молнии - любопытнейшего явления природы... Несмотря на попытки ученых объяснить это явление, известное людям уже тысячи лет, шаровая молния так и остается загадкой. Одни считают, что здесь замешан новый вид энергии кусочек антиматерии , а другие отрицают это. Что таит в себе тайна шаровой молнии?
Может быть, еще неведомую область знаний? Вот одни из первых "портретов" шаровой молнии, при описании которой, по выражению известного французского астронома Камилла Фламмариона, "мы вступаем в мир чудес, более удивительных, чем те, о которых рассказывается в арабских сказках, более запутанных, чем Критский лабиринт, - мир громадный и фантастический". И действительно, первые описания шаровой молнии очень любопытны и при этом не всегда сходятся с описаниями, например, более поздних исследователей. Так, вовремя грозы 14 - 15 апреля 1718 года в Куэньоне близ Бреста были замечены три огненных шара, диаметр каждого из которых был более одного метра. У доктора Гатье де Клобри, изуродованного шаровой молнией около Блуа, борода оказалась не только сбритой, но и уничтоженной навсегда; она никогда уже более не росла. Доктор долго был болен после этого; голова его распухла до такой степени, что достигла полутора метров?! Другие сведения в известной степени повторяют то, что замечают и современные "молниеловы". Мы приведем здесь, с риском утомить читателя, несколько описаний шаровой молнии, выполненных сотни лет назад и в более близкие времена, для того, чтобы впоследствии попытаться в них разобраться, разумеется, лишь с той степенью достоверности, которая возможна сейчас, когда загадки шаровой молнии полностью еще объяснены быть не могут даже с помощью весьма ухищренных гипотез. В марте 1720 года огненный шар упал во время грозы на землю в небольшом французском городке.
Отскочив, он поразил каменную башню и разрушил ее. В 1772 году лондонские священники Уайтхауз и Питкери увидели в своей церкви окруженный черным дымом огненный шар величиной с кулак, который разорвался с грохотом артиллерийского залпа, распространяя запах серы. Питкери был ранен. На его теле, обуви, часах, одежде остались следы, типичные для "обычной" молнии. Русский ученый Г. Рихман был поражен в голову молнией, которая, по свидетельству гравера Соколова, "имела вид шара" 1752г. Десятки случаев относятся к "похищению" шаровой молнией драгоценностей и золота. В 1761 году молния проникла в церковь венской академической коллегии, сорвала позолоту с карниза алтарной колонны и отложила ее на серебряной кропильнице. Молния походила на котенка средней величины, свернувшегося в клубочек и катящегося при помощи лап.
Она подкатилась к ногам рабочего, как бы желая поиграть с ним, - тот в страшном испуге отодвинул тихонько ноги, тогда молния поднялась на уровень его лица. Рабочий, как мог осторожно, отвел голову назад. Шар продолжал подыматься к потолку и направлялся, по-видимому, к тому месту в каменной трубе, где когда-то было пробито отверстие, теперь заклеенное бумагой. Молния отклеила бумагу, не попортив ее, затем по-прежнему тихо-благородно ушла в трубу, где и взорвалась со страшным грохотом и роковыми для трубы последствиями. Он, по-видимому, образовался за счет "обычной", перед тем ударившей молнии и проник на кухню через трубу и камин. Женщины, находившиеся на кухне, посоветовали молодому крестьянину, у ног которого оказался шар, раздавить "эту мерзость" и загасить. Однако юноша этот бывал в Париже, где "электризовался" за пару су в день на Елисейских Полях и с тех пор чувствовал уважение к таинственным проявлениям электричества. Поэтому он оставил просьбы и советы товарок без внимания, а шар меж тем выкатился во двор, где и разорвался в соседнем хлеву - там его попыталась обнюхать свинья, отнюдь не знакомая с электрическими материями.
Юго-западная башня в результате удара была разнесена на кусочки: один такой "кусочек" весом в полтора центнера был переброшен через крышу церкви на расстояние около 50 метров, другой, поменьше - на расстояние 400 метров. Взрыв был ужасен - башня целиком оказалась в воздухе, раздробленная на тысячи обломков, которые затем каменным дождем упали на город. Приблизительно шестая часть зданий города была полностью разрушена, остальные были в угрожающем состоянии. Погибло более трех тысяч человек. Все эти случаи, разумеется, вызваны отсутствием громоотвода. Сейчас такого практически не бывает. Специальные меры применяются для защиты от молнии общественных и жилых зданий, линий электропередач, кораблей и самолетов. Современные гражданские и военные самолеты весьма часто подвергаются ударам молний. Удар, яркий сноп света, какое-то гудение; самолет может немного побросать из стороны в сторону и - все. Иногда на крыльях остаются небольшие отверстия, прожженные молнией, иногда сгорает антенна, но это уже в самых тяжелых случаях. Однако считать, что теперь ущербу, вызываемому молнией, пришел конец, преждевременно. Каждый год в Соединенных Штатах по вине молний происходит примерно 7500 лесных пожаров. Гибнут редкие деревья; строевой лес, взращиваемый десятилетиями, гибнет в минуты; гибнут лесные обитатели; прелестные пейзажа, много лет радовавшие людей, превращаются в безрадостные обугленные пространства. Можно себе представить, какие беды приносила молния в старину, когда не имели ни малейшего понятия о ее сущности и мерах защиты. Понятия, возможно, и не имели, а защищались, и даже иной раз не так уж малоэффективно. Конечно, речь идет не о ритуальных плясках и молитвах. Считается установленным, что древнеримский правитель Нума Помпилий знал о том, что молния "предпочитает" всевозможные острия, интуитивно понимал "молниепроводность" железа и умел делать громоотводы типа тех, которые устраиваются сейчас. Его преемник, Тулл Гостилий, видимо, не был столь искусен и поэтому погиб от молнии - один из первых исследователей, поплатившийся за знания жизнью. Современным ученым-историкам предстоит проверить, существовала ли когда-нибудь римская медаль с надписью "Юпитер Элиций", на которой будто бы изображен парящий над облаками Юпитер, а под облаками - этруск, пускающий для защиты от Юпитеровых стрел воздушный змей. Предстоит выяснить достоверность и другой медали, на которой, как говорят, был изображен храм Юноны, защищенный сверху остриями. Немецкий исследователь Кемпфер уверял, что во время грозы японские императоры укрывались в специальном убежище, над которым был устроен большой резервуар с водой. Храм в Иерусалиме за полторы тысячи лет видел немало свирепых палестинских гроз, но ни разу не пострадал от молнии. Крыша его была покрыта кедром, на который нанесен толстый слой позолоты. На крыше были установлены высокие железные колья - чтобы не садились на крышу птицы. Стены также были позолочены, а на паперти были цистерны, куда по металлическим трубам сливалась с крыши дождевая вода. Все основные элементы громоотвода - налицо. Император Август носил во время грозы тюленью шкуру, а пастухи в Севеннских горах использовали для защиты змеиную кожу. Приволжские жители закутывались во время грозы в войлок. Моряки XV века привязывали к верхушкам мачт обнаженные мечи. Более древние свидетельства: Ктезий Гиндский - один из спутников древнегреческого путешественника и историка Ксенофонта - писал о том, что царь Артаксеркс и его мать Паруз-ата подарили ему два меча: "Если эти мечи воткнуть в землю острием кверху, то они отвращают облака, град и грозы. Сам царь провел в моем присутствии некоторые опыты, подвергая опасности собственную особу". Правда, этому свидетельству верили мало, потому что несколькими строками ниже Ктезий повествует о виденном им у того же Артаксеркса колодце 16 локтей в окружности и 100 локтей глубины , который раз в год наполняется чистым золотом в жидком виде. А вот и вполне достоверные сведения: во времена правления Карла Великого крестьяне устанавливали на полях металлические и деревянные шесты, обязательно с бумажками на них - иначе шесты считались "недействительными" - и защищались таким образом от молнии. Карл в "Капитуларии 789 года" запретил пользоваться шестами под вполне современным лозунгом "борьбы с суевериями". Наказание за неповиновение было в духе того времени - смертная казнь. Эти сведения приведены здесь с единственной целью показать, что хотя электрическая природа молнии стала понятной лишь в относительно недавние времена, люди нащупали все-таки правильные пути защиты от нее: во-первых, хорошо изолироваться тюленьи и высушенные змеиные шкуры, войлок , во-вторых, дать молнии более удобный, хорошо электропроводящий путь - воткнуть в землю меч или шест, покрыть крышу храма металлическими плитками.
Формы слова. Формы словоизменения. Очертания частей тела, фигура разг. Красавица с пышными формами. Дать сведения по форме. Готовые лекарственные формы готовые лекарства. Это безусловный признак книжного стиля. Это подтверждает типичная для текстоврассуждений композиция: 1 тезис научить мыслить нелегко ; 2 обоснование формальное усвоение знаний не формирует мышление ; 3 вывод научить мыслить способен только педагог-профессионал. Подтверждением этому служат, например, слова из текста: личность, мышление, процесс, профессионал-педагог. В том, что школа должна учить мыслить, как будто никто не сомневается. Но каждый ли сможет ответить прямо на прямо поставленный вопрос: а что это значит? Что значит «мыслить» и что […] «мышление»? Вопрос далеко не простой и в некотором смысле каверзный, что и обнаруживается, стоит копнуть чуть поглубже. Очень часто, и, пожалуй, гораздо чаще, чем кажется, мы путаем здесь две очень разные вещи. Особенно на практике. Развитие способности мыслить и процесс формального усвоения знаний, предусмотренных программами, — два процесса, отнюдь не совпадающих автоматически, хотя и невозможных один без другого. Слова, сказанные две с лишним тысячи лет назад Гераклитом Эфесским, не устарели и поныне. Уму — или способности умению мыслить — «многознание» само по себе действительно не научает. А что же научает? И можно ли ему научить научиться вообще? Пользоваться мозгом для мышления умеет … учить далеко не каждый профессионал-педагог. Представление о «врожденности», о «природном» происхождении способности или «неспособности» мыслить — лишь занавес, скрывающий от умственно ленивого педагога те обстоятельства и условия, которые фактически пробуждают и формируют ум, способность самостоятельно мыслить. Таким представлением обычно оправдывают непонимание реальных условий формирования личности ребенка, ленивое нежелание вникать в них и брать на себя нелегкий труд по их организации. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Четкая организация производства. Образовательная организация. У ребенка слабая организация. Действие от глагола «организовать». Организация субботника. Организация похода. Радуга возникает из-за того, что солнечный свет испытывает преломление в капельках воды, дождя или тумана, парящих в атмосфере. Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов, в результате чего белый свет разлагается в спектр. Данное явление вызвано дисперсией. Наблюдателю кажется, что из пространства по концентрическим кругам дугам исходит разноцветное свечение при этом источник яркого света всегда должен находиться за спиной наблюдателя. Радуга представляет собой каустику, возникающую при преломлении и отражении внутри капли плоскопараллельного пучка света на сферической капле. Чаще всего наблюдается первичная радуга, при которой свет претерпевает одно внутреннее отражение. Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный. Небо между двумя радугами обычно имеет заметно более тёмный оттенок. Также возможно наблюдение радуги и более высоких порядков, но уже, преимущественно, в лабораторных условиях. В яркую лунную ночь можно наблюдать и радугу от Луны. Поскольку человеческое зрение устроено […], что при слабом освещении наиболее чувствительные рецепторы глаза — «палочки» — не воспринимают цвета, лунная радуга выглядит белесой; чем ярче свет, тем «цветнее» радуга в её восприятие включаются цветовые рецепторы — «колбочки». Самостоятельно подберите простое местоименное наречие, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Несколько порядков образуют класс. Я голосую за порядок. Состояние благоустройства и налаженности, последовательность, правильность в расположении чего нибудь, в ходе дел. В комнате полный порядок. Восстановить порядок. Способ, метод, путь в осуществлении чего-нибудь. Порядок комплектования. Порядок распределения по группам. Будущее любого государства напрямую зависит от того, каким в нём растёт молодое поколение. Именно […] мы должны воспитывать своих детей с чувством глубокой ответственности и преданности своей Родине. В них нужно формировать целеустремлённость, решительность и неугасаемое стремление к покорению новых высот. Пора уяснить для себя, что наши дети и наше подрастающее поколение и есть наше будущее. Наблюдая последствия современных подходов к воспитанию детей, и зачастую последствия очень печальные, хочется напомнить об исконно русских принципах воспитания, проверенных временем и жизнью. Знаете ли вы, что в крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду? Это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём взгляды наших предков на этот процесс, наверное, вряд ли порадовали бы современных тинейджеров. Самое главное — подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет. Рядом с родителями мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка — полноценной помощницей матери. Не случайно говорят: «Новое — это хорошо забытое старое». Народная педагогика — тот неиссякаемый родник, в котором неплохо было бы черпать знания современным родителям и новаторам от педагогики. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Удобный подход к переправе. Ловким подходом с прискочкой и наклоненьем головы набок Чичиков совершенно обворожил петербургскую даму. Правильный подход к делу. К человеку надо уметь найти подход. Наряду с этим довольно широко используются простые неосложнённые предложения, придающие динамику повествованию. Во время битвы за Сталинград каждый жилой дом становился оборонительной крепостью, из которого вели боевые действия. Двадцать седьмого сентября сорок второго года группа разведки, состоящая из четырёх человек, во главе с Я. Павловым, выбив из жилого четырехэтажного дома немцев, стала держать в нем оборону. Проникнув в здание, группа обнаружила там мирных жителей, которые всеми силами пытались удерживать дом около двух суток. Продолжалась оборона немногочисленным отрядом три дня, потом подоспело подкрепление. Теперь их стало двадцать четыре. Совместными усилиями солдаты укрепили оборону всего здания. Саперы заминировали все подходы к постройке. Была прорыта траншея, через которую велись переговоры с командованием, и доставлялось продовольствие с боеприпасами. Дом Павлова в Сталинграде продержал оборону почти два месяца. Все два месяца немцы усиленно атаковывали здание. Они совершали по несколько контратак за день и даже несколько раз прорывались на первый этаж. Наши бойцы отважно держали оборону, поэтому захватить дом целиком противнику так и не удалось. Для тех, кто незнаком с историей Великой Отечественной Войны, стандартный четырехэтажный жилой дом, стоящий в центре города Волгограда по улице Советской, покажется ничем непримечательным строением. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз. Машина в действии. Продлить действие договора. Предупреждение не возымело действия. Лекарство оказало свое действие. Комедия в трех действиях. Четыре действия арифметики. Театр военных действий. Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа — будет грязной экология нашей планеты. Думается, что сейчас будет более правильным сравнить уже самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым. Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души. Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и человеческий сильный характер, а именно — формирует личность человека. От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. Берегите свои Души! Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в предпоследнем предложении текста. Законы природы. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы. Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу прост. Он от природы не глуп. Слепой от природы. Природа материи. Природа бытия.
Долгоживущие они по сравнению с обычным ионизированным воздухом, который при этом объеме прекратил бы свечение за микросекунды. Долгоживущее плазменное образование в экспериментах Г. На заднем плане сам экспериментатор Рождение и смерть Среди 5315 ранее неизвестных описаний ШМ, собранных в Ярославском государственном университете им. Демидова А. Григорьевым и С. Ширяевой, в 1138 случаях очевидцы видели таинство рождения ШМ. По тому же массиву данных мы оценили вероятности реализации различных путей исчезновения шаровой молнии. Интересно сравнить статистические данные о том, как прекратилось существование ШМ для тех из них, что возникли на проводниках а таких в нашем собрании набралось 746 штук , с данными, в которых селекция по месту зарождения не сделана. Оказывается, что ШМ, зародившаяся на проводнике, заметно реже кончает свое существование взрывом, а чаще уходит в проводящую среду или тихо гаснет. Возможно, что шаровые молнии, зародившиеся на проводниках, имеют меньшую энергию и больший электрический заряд, чем порожденные непосредственно линейной молнией, но расхождение в полученных численных значениях может происходить от малой статистики и разброса условий наблюдения. Но для шаровой молнии, появившейся в помещении из телефона или розетки, вероятность снова уйти в проводник или в землю больше, чем для ШМ, родившейся в облаке или в канале разряда линейной молнии и летящей по ветру. Искры, нити и зерна С вопросом о внутреннем строении шаровой молнии естественно обратиться к людям, видевшим ее вблизи, на расстоянии порядка метра. Можно понять, почему очевидцы не всегда в состоянии ответить на столь простой вопрос: при неожиданном появлении опасной гостьи не каждый захочет и сумеет заняться скрупулезными научными наблюдениями. Да и не всегда, по-видимому, внутри ШМ удается что-либо разглядеть. Тем не менее вот два примера. Наблюдатель Лиходзеевская В. Он был похож на клубок ярких ниток или, скорее, на сплетение тонкой проволоки». Наблюдатель Журавлев П. Он светился, как лампочка в 15 Вт. Шар казался состоящим из шевелящихся маленьких бело-красноватых искорок». В описаниях, упоминающих внутреннюю структуру шаровой молнии, можно выделить наиболее часто повторяющиеся элементы — хаотически движущиеся световые точки, светящиеся переплетенные линии, маленькие движущиеся и светящиеся шарики. Если сопоставить эти данные с сообщениями о том, что ШМ при внешних воздействиях рассыпается на искры и шарики, то представления о шариках и искрах микрошариках как об элементарных кирпичиках, из которых состоит ШМ, получают дополнительное подтверждение. Остается неясным, какие силы удерживают вместе эти «кирпичики», не давая им разлететься, но не мешая им свободно перемещаться в объеме шаровой молнии, и как происходит ее распад на элементарные шарики при ударе. Совсем загадочные случаи — прохождение шаровой молнии сквозь стекло, после которого не остается отверстия. Таких наблюдений немного, среди 5315 описаний, собранных нами, их всего лишь 42. Есть подобные описания и в литературе, причем среди наблюдателей были и пилоты самолетов, и сотрудники метеостанций; иногда наблюдателей было несколько. Может быть, ШМ не проходит сквозь стекло, а ее электрическое поле вызывает возникновение подобного объекта по другую сторону стекла? Напрашивается вывод, что она может быть как легче воздуха, так и тяжелее, но в большинстве случаев ее плотность приблизительно та же. Однако на плавучесть шаровой молнии влияет не только сила Архимеда, как на воздушный шар. Известно, что она может менять направление движения, гнаться за подвижными объектами, убивать людей и животных электрическим зарядом. Вот два примера. Наблюдатель Креловская К. Тут раздался грохот грома, и вслед за нами помчался маленький блестящий шарик. Через несколько секунд шар нагнал собаку, коснулся ее, раздался оглушительный треск. Собака упала. Шкура на ней обуглилась». Наблюдатель Красулина М. Ударился в зеркало, которое висело напротив окна, отскочил от него и попал в грудь молодой женщины. Она тут же умерла». Итак, у шаровой молнии есть электрический заряд, она двигается в приземном электрическом поле, напряженность которого в ясную погоду такова, что разность потенциалов между подошвами ног и головой человека составляет около 200 вольт. В грозовую погоду напряженность увеличивается примерно в 100 раз. Из сказанного следует, что на ее движение влияют электрические поля. Добавив к этим соображениям представления об устойчивости заряженной поверхности жидкости и критериях электрического пробоя атмосферы, мы получили возможность оценить величину заряда шаровой молнии, которая оказалась порядка единиц микрокулонов. Много это или мало? Во всяком случае, электрической энергии, запасаемой в шаровой молнии при таком заряде, достаточно, чтобы убить человека. Проведенные расчеты показали, что шаровые молнии, возникающие у поверхности земли, имеют большие электрические заряды, чем возникающие в грозовых облаках. Из приведенных выше соображений удалось оценить и другие свойства ШМ. Также удалось выяснить, что все свойства шаровой молнии связаны между собой и что ее радиус не может быть больше метра. Все сообщения о многометровых радиусах ошибочны; такие размеры всегда выводятся из оценок угла, под которым светящийся объект наблюдают издали, а при этом неизбежна большая ошибка.
Ученые доказали существование перевернутых молний
20. Вставьте наречие меры и степени: В попытке классификации молний Араго [ ] не был первым. — Подобные эксперименты в США проводились как минимум два раза — с попыткой использования молний, инициируемых ракетами, тянущими за собой проволоку. Франсуа Араго физик. В попытке классификации молний араго не был. Одним из авторов этой книги [1, 13-16] сделана попытка классификации экспериментального материала по адсорбции на основе представлений о различии видов межмолекулярных взаимодействий.
Молнии шаровые, но разные
Однако, в попытке классификации молний Араго вовсе не был первым. ___. Однако, в попытке классификации молний Араго вовсе не был первым. ___. В попытке классификации молний араго не был. В попытке классификации Араго. Попытки классифицировать молнии встречаются и задолго до Араго. Так, римляне разделяли молнии на увещевательные, угрожающие, наказующие и другие. Нужно тут же оговориться, что в попытке классификации молний Араго вовсе не был первым.
В попытке классификации молний араго
Питкери был ранен. На его теле, обуви, часах, одежде остались следы, типичные для "обычной" молнии. Русский ученый Г. Рихман был поражен в голову молнией, которая, по свидетельству гравера Соколова, "имела вид шара" 1752г. Десятки случаев относятся к "похищению" шаровой молнией драгоценностей и золота. В 1761 году молния проникла в церковь венской академической коллегии, сорвала позолоту с карниза алтарной колонны и отложила ее на серебряной кропильнице.
Молния походила на котенка средней величины, свернувшегося в клубочек и катящегося при помощи лап. Она подкатилась к ногам рабочего, как бы желая поиграть с ним, - тот в страшном испуге отодвинул тихонько ноги, тогда молния поднялась на уровень его лица. Рабочий, как мог осторожно, отвел голову назад. Шар продолжал подыматься к потолку и направлялся, по-видимому, к тому месту в каменной трубе, где когда-то было пробито отверстие, теперь заклеенное бумагой. Молния отклеила бумагу, не попортив ее, затем по-прежнему тихо-благородно ушла в трубу, где и взорвалась со страшным грохотом и роковыми для трубы последствиями.
Он, по-видимому, образовался за счет "обычной", перед тем ударившей молнии и проник на кухню через трубу и камин. Женщины, находившиеся на кухне, посоветовали молодому крестьянину, у ног которого оказался шар, раздавить "эту мерзость" и загасить. Однако юноша этот бывал в Париже, где "электризовался" за пару су в день на Елисейских Полях и с тех пор чувствовал уважение к таинственным проявлениям электричества. Поэтому он оставил просьбы и советы товарок без внимания, а шар меж тем выкатился во двор, где и разорвался в соседнем хлеву - там его попыталась обнюхать свинья, отнюдь не знакомая с электрическими материями. Непочтение стоило ей жизни.
Большое число примеров "деятельности" шаровой молнии описывает в своей книге "Атмосфера" Фламмарион. Однако он, по-видимому, смешивает иногда шаровую молнию и падение метеоритов. Результат - неверная трактовка шаровой молнии как явления, в котором обязательно присутствует "весомое вещество". Вот примеры из книги Фламмариона: 10 августа 1880 года в Невере шаровая молния попала в каминную трубу, в которой впоследствии нашли черный камень величиной с кулак, очень легкий и ноздреватый, похожий на губку. А 25 августа 1880 года во время очень сильной грозы в Париже наблюдатели видели, как из тучи выскочило очень блестящее продолговатое тело около 35 - 40 сантиметров в длину и 25 сантиметров в ширину с концами, вытянутыми в виде коротких конусов.
Это тело было видимо лишь несколько секунд, а затем оно вновь скрылось за тучами, оставив вместо себя небольшое количество какого-то вещества, которое упало на землю вертикально, как бы подчиняясь законам тяготения. При падении от него отделялись искры, или, скорее, красноватые шарики, без блеска, а сзади за ним тянулся блестящий хвост, который, подобно дыму, у самого падающего вещества стоял прямым, вертикальным столбом, и чем выше тем более становился волнистым. Падая, вещество рассыпалось, понемногу гасло и затем скрылось за домами. Фламмарион был настолько убежден в том, что подобные примеры говорят в пользу "вещественной" материи молнии, что и сам неоднократно после ударов молний "находил" на камнях, деревьях, домах какие-то остатки смол и непонятных "черных порошков", а то и прямо "раскаленных камушков" занесенных, конечно, молнией. И в современных описаниях иной раз путают шаровую молнию с другими, в достаточной мере загадочными атмосферными или оптическими образованиями, такими, например, как НЛО неопознанные летающие объекты - научный термин, заменивший скомпрометировавшее себя название "летающие тарелки" или "летающие соусники".
Вот пример: Наблюдатели одной из американских баз ВВС заметили в небе странное образование, напоминавшее "шарик мороженого с красной верхушкой". Посланный на разведку самолет погиб вместе с пилотом. Что это было? Все та же загадочная шаровая молния или нечто еще более загадочное? Однако иногда наблюдателям везет, и им удается не только уверенно распознать шаровую молнию, но и заметить ее типичные свойства, а порой даже суметь оценить ее температуру, энергию и другие свойства.
Приведем эти "счастливые" случаи. Добравшись до столба, шар переломил его пополам и исчез. Июньским днем 1914 года шаровая молния взорвалась на веранде небольшой гостиницы в немецком городе Ганенклее. Звук напоминал пушечный выстрел и сопровождался дребезжанием электрических звонков и порчей электропроводки. Свет погас.
Наконец, весьма интересная маленькая заметка, опубликованная 5 ноября 1936 года английской газетой "Дейли Мейл" в разделе "Письма редактору": "Сэр! Во время грозы я видел большой раскаленный шар, спустившийся с неба. Он ударил в наш дом, перерезал телефонные провода, зажег оконную раму и затем исчез в кадке с водой, стоявшей под окном. Вода кипела затем в течение нескольких минут, но когда она достаточно остыла, чтобы можно было поискать шар, я ничего не смог обнаружить в бочке. Дерстоун, Херфордшир".
Основываясь на всех этих данных, можно в приблизительных чертах набросать "портрет" шаровой молнии. Шаровая молния - прежде всего не всегда шар. Иногда форма ее грушевидная или вытянутая. Размеры - примерно 10 - 20 сантиметров, иногда - до нескольких метров.
Если вы увидите шаровую молнию рядом... Помните, что при размере в футбольный мяч в ней может содержаться столько же энергии, сколько выделяется при взрыве десятка килограммов тола. Поэтому, если она случайно залетит в комнату, обращаться с ней нужно осторожно, примерно как со злой собакой: лучше всего побыстрее оставить ее одну. Но и убегать не следует, так как она может быть увлечена потоками воздуха. Ни в коем случае не нужно касаться ее руками или какими-либо предметами или пытаться выгнать ее на улицу. Это может привести к взрыву.
Кроме того, она обладает большим электрическим зарядом, известно много случаев, когда именно зарядом она убивала людей и животных. Неосторожным наблюдателям шаровая молния может причинить ничуть не меньше неприятностей, чем обычная линейная, возможности которой всем хорошо известны. Кто слушал и кто рассказывал Основной источник новой информации о шаровой молнии — описания очевидцев ее появления в естественных условиях. Насколько востребован этот источник информации? В мировой практике сбор описаний шаровой молнии дело не новое, достаточно вспомнить Франсуа Араго 1859 , Вальтера Бранда 1923 , Дж. Но во всех случаях речь шла о десятках и сотнях описаний. Только в Японии, где шаровая молния расценивается как мистический объект, Оцуки Ёсихико в конце прошлого века собрал около трех тысяч описаний. В СССР собирать описания шаровых молний с целью получения новых сведений об этом непонятном феномене начал И. Стаханов 1928—1987 , профессионально занимавшийся плазмой. Еще раньше это попытался сделать И.
Имянитов 1918—1987 , областью интересов которого было атмосферное электричество; он написал книгу о шаровой молнии, но не довел до логического завершения идею анализа данных, которые сообщают наблюдатели. Стаханов первым начал систематическую обработку свидетельств очевидцев — у него был массив в полторы тысячи описаний. Полученные данные он обобщил в своих книгах. Мы занялись сбором сообщений о шаровых молниях лет на десять позже него, но собрали около шести тысяч описаний и применили компьютерную обработку данных. Тополь, которого на уровне верхнего края отщепа коснулась шаровая молния радиусом 25 см и со взрывом отщепила часть ствола. Куски дерева весом до 25 кг отбросило на расстояние до 30 м. Поиск очевидцев появления ШМ в естественных условиях, сбор информации и подготовка этой информации, рыхлой, расплывчатой и неточной, к обработке — это наиболее времязатратная и психологически трудоемкая часть нашей работы. Респонденты часто сообщают о трагических событиях, которым невозможно не сопереживать. Обработка полученной информации на компьютере — работа непродолжительная и приятная часть. Далее мы пишем популярную статью о ШМ для газеты или научно-популярного журнала, а в конце даем контактный адрес для очевидцев.
Через полгода-год начинают приходить письма. Авторам мы отсылаем анкету с вопросами, затем сравниваем ответы с данными, сообщенными в первом письме. Разброс бывает значительный, это позволяет оценить достоверность сообщений. Из средств массовой информации данных не берем, их достоверность низка. А можно ли верить информации о свойствах ШМ, полученной от очевидцев? Типичная реакция на появление шаровой молнии — страх. Психологи утверждают, что необычные, опасные, яркие явления запоминаются хорошо и надолго, но часто в искаженном виде. С таким эффектом регулярно приходится сталкиваться следователям, опрашивающим свидетелей трагических происшествий. Свидетели, одновременно наблюдавшие событие, дают различные, часто взаимоисключающие описания происшествия, но любой из них готов поклясться в истинности своих показаний. Что же, подобные помехи приходится учитывать.
Кажется, что достоверность информации, получаемой от очевидца, должна зависеть от его образования, возраста, времени, прошедшего с момента события, от пола. Как ни странно, это оказалось не так. С самого начала статистической обработки мы задались вопросом: кто наши респонденты? Прежде всего нас интересовали их возраст и образование. Мы обсчитали по отдельности данные, полученные у всех этих групп, и, к своему удивлению, обнаружили, что независимо от возраста и образования при усреднении по каждой группе описываемые шаровые молнии выглядят одинаково. Психологи нас предупреждали, что необходимо с осторожностью относиться к информации, получаемой от женщин, так как женское восприятие отличается повышенной эмоциональной окраской и часто искажает сведения, которые они сообщают. Но сравнение их рассказов с рассказами мужчин продемонстрировало независимость среднестатистической информации от пола респондентов. В этой группе респондентов каждый двадцатый сообщил о трагическом случае, произошедшем по вине ШМ, и каждый пятнадцатый — о взрывах, приведших к разрушениям. Среди непосредственных очевидцев о несчастных случаях написал только каждый сотый, а о разрушениях — каждый восемьдесят пятый. Это естественно — рассказ с большей вероятностью будут пересказывать, если он поражает и запоминается.
В остальном люди, сами не видевшие шаровой молнии, описывают ее так же, как «Советский энциклопедический словарь» или учебник физики для девятого класса школы: схематично, без указания деталей. Что лишний раз подтверждает справедливость пословицы: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вот, пожалуй, и все, что можно рассказать в рамках журнальной статьи.
Молний Араго. Араго Пего. Доминик Араго открытия. Франсуа Араго астроном. Опыт Доминик Араго о свете.
Доминик Франсуа Жан Араго. Андре Мари ампер закон. Андре Мари ампер опыт. Планета открытая на кончике пера. Планета открыта на кончике пера. Открытие на кончике пера. Физика небесных тел. Опыты Френеля и Араго.
Эксперимент Доминика Араго. Талантливый физик. Жан Жак ампер отец Андре Мари Ампера. Андре-Мари ампер в детстве. Андре ампер портрет. Андре Мари ампер ребёнок. Франсуа Араго. Физик Доминик Франсуа Араго.
Доминик Франсуа Жан Араго фото. Астрономические исследования. Цель астрофизических исследований. Фридрих Вильгельм Аргеландер. Диск Араго Ленца. Открытия в области физики Франсуа Араго. Жак Араго. Араго гудю.
Доминик Француа Арго физик. Классификация перенапряжений. Классификация молний. Классификация внешних перенапряжений. Классификация внутренних перенапряжений. Классификация застежек молния.
Молний Араго. Араго Пего. Доминик Араго открытия. Франсуа Араго астроном.
Опыт Доминик Араго о свете. Доминик Франсуа Жан Араго. Андре Мари ампер закон. Андре Мари ампер опыт. Планета открытая на кончике пера. Планета открыта на кончике пера. Открытие на кончике пера. Физика небесных тел. Опыты Френеля и Араго. Эксперимент Доминика Араго.
Талантливый физик. Жан Жак ампер отец Андре Мари Ампера. Андре-Мари ампер в детстве. Андре ампер портрет. Андре Мари ампер ребёнок. Франсуа Араго. Физик Доминик Франсуа Араго. Доминик Франсуа Жан Араго фото. Астрономические исследования. Цель астрофизических исследований.
Фридрих Вильгельм Аргеландер. Диск Араго Ленца. Открытия в области физики Франсуа Араго. Жак Араго. Араго гудю. Доминик Француа Арго физик. Классификация перенапряжений. Классификация молний. Классификация внешних перенапряжений. Классификация внутренних перенапряжений.
Классификация застежек молния.
Здравствуйте!
Фридрих Вильгельм Аргеландер. Диск Араго Ленца. Открытия в области физики Франсуа Араго. Жак Араго. Араго гудю. Доминик Француа Арго физик.
Классификация перенапряжений. Классификация молний. Классификация внешних перенапряжений. Классификация внутренних перенапряжений. Классификация застежек молния.
Из чего состоит застежка молния. Принцип работы застежки молнии. Явление Эми опыт Эрстеда 1820. Опыт Эрстеда Ампера Фарадея. Опыт Ампера 1820 г.
Опыт Эрстеда 1820 кратко. Характеристики молнии. Линейная молния характеристика. Скорость молнии. Основные параметры молнии.
Рассказ о восстании Спартака. Восстание Спартака в древнем Риме. Восстание Спартака 5 класс. Восстание Спартака история. Виды молний.
Разновидности шаровых молний. Виды молний в природе. Молнии шаровые и линейные. Общепонятная механика книга. Гром и молния Араго купить книгу.
Ервая проба пера — «очерки винокуренной промышлен- ности» 1861г. Хотинский ученый. Опыт Араго с вращающимся диском. Диск Фарадея принцип работы.
Разобраться в грудах астрономических календарей, хроник, легенд, рукописей было под силу лишь действительно великому ученому. Араго удалось систематизировать факты, отделить зерна от плевел, отказавшись от сообщений типа «падал град величиной со слона», и воссоздать первую со времен Ломоносова научную картину природы грозы и ее наиболее драматических проявлений — грома и молнии. Он сделал также весьма ценную для позднейших исследователей попытку «сортировки» молний и громов. Нужно тут же оговориться, что в попытке классификации молний Араго вовсе не был первым. Древние римляне, например, делили молнии «по предназначению».
Так, у них были молнии: национальные, семейные, индивидуальные. Кроме того, молнии могли быть: предупреждающие, подтверждающие чью-то власть, увещевательные, зующие, угрожающие и т. Считается, что древние довольно правильно оценивали свойства молнии, в частности стремление ее двигаться по металлам.
Попыток было немало, но все они были мало похожи на то, что описывают очевидцы. Да и продолжительность «жизни» лабораторного образца не превышало нескольких секунд, хотя природная может прекрасно существовать до нескольких минут. К сожалению, вопросов до сих пор остается больше, чем ответов. Из какого вещества состоит молния, если она способна проникать не только через окна или двери, но и маленькие щели и вновь принимать исходную форму? Как, например, это было 6 августа 1944 года в небольшом шведском городке Уппсала, когда шаровая молния прошла через закрытое окно, оставив после себя аккуратное отверстие диаметром в 5 см. Если это газ, то почему молния не взмывает вверх как воздушный шарик, ведь ее содержимое нагрето как минимум до сотен градусов? Откуда исходит излучение: с поверхности или из всего объема? Что определяет разницу температур шаровых молний?
Наконец, есть огромное количество свидетельств, когда шаровая молния убивала людей или животных. И даже устраивала что-то вроде охоты — гналась за пытавшейся скрыться жертвой и, догоняя, поражала её электрическим разрядом либо взрывом. Солнце в миниатюре На протяжении десятилетий учёные ограничивались сбором рассказов очевидцев и анализом статистики. Ставить эксперименты, пытаясь воспроизвести шаровую молнию в лаборатории, не спешили: во-первых, непонятно, как это сделать, во-вторых, это было небезопасно, в-третьих, не имело очевидной прикладной значимости. Первым, кто занялся практическим изучением феномена, был Никола Тесла. Легендарный физик и инженер, который был с электричеством на «ты», оставил упоминания, что при определённых условиях наблюдает у себя в лаборатории сферические светящиеся разряды. Правда, таких записок немного. А некоторые очевидцы утверждали, что Тесла даже мог брать шаровые молнии в руки и прятать их в коробки, закрывая крышкой, а потом вновь доставать. Но это, конечно, байки. Подлинный научный интерес к явлению возник в 1950-х, когда начались работы в области физики плазмы и её прикладных применений. Учёные хотели и до сих пор хотят во что бы то ни стало добиться стабилизации плазмы — состояния вещества, в котором на протяжении миллиардов лет живут звёзды, включая наше родное Солнце, а сделать это архисложно. Поскольку шаровая молния похожа на сгусток плазмы и способна автономно существовать десятки секунд, на явление обратили внимание маститые физики. Среди них был, например, Пётр Капица. Он смог получить сферический газовый разряд в среде гелия, а в 1955 году опубликовал статью «О природе шаровой молнии». Знаменитый советский учёный рассматривал версию о подпитке шаровой молнии энергией извне. И видел в ней прообраз управляемого термоядерного реактора. Сейчас феномену посвящены тысячи экспериментов и теоретических работ. В лабораторных условиях не раз удавалось получить нечто шарообразное и светящееся, правда, так и остаётся неясным, тождественны ли эти объекты тем, что возникают во время грозы в атмосфере и пугают очевидцев одним своим видом.
Владимир Карцев - Приключения великих уравнений
В попытке классификации молний Араго [ ] не был первым. Древние римляне, например, делили молнии «по предназначению». Чаще всего шаровая молния на попытки прикоснуться к ней отвечает электрическим разрядом либо взрывом. Франсуа Араго, французский физик и астроном, живший в 19 веке, был первым, кто решил изучить природу шаровых молний и систематизировал случаи наблюдения их.
Владимир Карцев - Приключение великих уравнений
Когда это похоже на магию Первым учёным, который взялся собрать и систематизировать случаи наблюдения шаровых молний, был французский физик и астроном Франсуа Араго. Книгу, в которой описано 30 случаев появления светящихся сгустков, он издал в половине XIX века. Араго не сомневался, что феномен связан с электричеством, но тогда многие его коллеги предполагали, что это либо оптическая иллюзия, либо явление иной, неэлектрической природы. Время шло, накапливалась статистика. Не замечать её было бы странно, тем более что огромное количество информации поступало от военных — людей, которым можно доверять. В годы Второй мировой войны огненные шары, двигавшиеся по необычной траектории, часто замечали пилоты такие объекты стали называть Foo fighters , о них сообщали моряки и даже подводники, которые наблюдали маленькие шаровые молнии в замкнутом пространстве субмарин при включении или выключении аккумуляторов и электромоторов. Шаровая молния на гравюре XIX века. Фото: Public Domain Хватало свидетельств и со стороны гражданских лиц. Например, 6 августа 1944 года жители шведского города Упсала видели, как шаровая молния прошла сквозь закрытое окно, проделав в стекле дырку диаметром 5 сантиметров. Но бывает, что загадочное образование проникает сквозь препятствие, не оставляя никаких следов. По данным доктора физико-математических наук Александра Григорьева, таких случаев немного, но они есть: из 5315 свидетельств, собранных им и его коллегами — 42.
Учёный предполагает, что шаровая молния, возможно, не проходит сквозь стекло, а порождает своим электрическим полем аналогичный объект по другую сторону преграды. Если это так, то это прямо-таки похоже на магию. Иногда встреча с огненным «гостем» завершается взрывом. Таких случаев тоже описано много. Скажем, в 2008 году кондуктор троллейбуса в Казани спасла пассажиров от залетевшей в окно шаровой молнии. Она отбросила её в свободную часть салона с помощью валидатора, и тут же прогремел взрыв. Троллейбус вышел из строя, но люди не пострадали.
Такие молнии бьют не по Земле, а в атмосферу. Долгое время ученые не могли детально изучить это редчайшее явление. Молния находилась в области досягаемости многих устройств сбора анализов и была зарегистрирована системой картографирования молний, двумя метеорадарами и инструментами одного из спутников на фиксированной орбите. Это позволило ученым детально изучить явление.
Например, из какого вещества состоит молния, если она, по многочисленным свидетельствам, легко проникает не только через окна или двери, но и маленькие щели, вновь принимая исходную форму? Если это газ, то почему молния не взмывает подобно воздушному шару, ведь ее содержимое нагрето, по меньшей мере, до сотен градусов? Откуда исходит излучение: с поверхности или из всего объема? Что определяет разницу температур шаровых молний? Ведь наряду со свидетельствами о полупрозрачных «шарах», температура которых вряд ли превышает 5 тысяч градусов, существуют наблюдения за объектами, цвет которых позволяет говорить о температуре не менее 8 тысяч градусов. Наконец, на что расходуется энергия, которую несет шаровая молния? Если только на световое излучение, то «шар» должен светиться много часов. Еще один дискуссионный вопрос - частота появления шаровой молнии. В 1966 году исследователи из NASA провели анкетирование двух тысяч человек, которых попросили ответить на два вопроса: видели ли они шаровую молнию, и если «да», то сопровождалось ли явление стандартными грозовыми разрядами? Ученые попытались определить частоту возникновения шаровой молнии по сравнению с линейными разрядами. Из числа опрошенных только 409 человек наблюдали линейную молнию в непосредственной близости, при этом всего 200 анкетируемых встречались с шаровой молнией. Ученым повезло: среди участников эксперимента нашелся даже один «счастливчик», который наблюдал «огненный шар» аж восемь раз.
Дом Павлова в Сталинграде продержал оборону почти два месяца. Все два месяца немцы усиленно атаковывали здание. Они совершали по несколько контратак за день и даже несколько раз прорывались на первый этаж. Наши бойцы отважно держали оборону, поэтому захватить дом целиком противнику так и не удалось. Для тех, кто незнаком с историей Великой Отечественной Войны, стандартный четырехэтажный жилой дом, стоящий в центре города Волгограда по улице Советской, покажется ничем непримечательным строением. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз. Машина в действии. Продлить действие договора. Предупреждение не возымело действия. Лекарство оказало свое действие. Комедия в трех действиях. Четыре действия арифметики. Театр военных действий. Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа — будет грязной экология нашей планеты. Думается, что сейчас будет более правильным сравнить уже самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым. Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души. Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и человеческий сильный характер, а именно — формирует личность человека. От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. Берегите свои Души! Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в предпоследнем предложении текста. Законы природы. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы. Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу прост. Он от природы не глуп. Слепой от природы. Природа материи. Природа бытия. Примерами могут стать первое и второе предложения текста: «основное время тратить на работу и гораздо меньше — на учебу», «душевному богатству или пустоте». Взрослому человеку, […] неизбежных обстоятельств, приходится основное время тратить на работу и гораздо меньше — на учебу, познание мира. Ему чаще приходится обращаться к самому себе, к собственным знаниям или незнаниям, душевному богатству или пустоте. Взрослый более углублен в себя. И горе тому, кто, не найдя в себе ничего, кроме пустоты, начинает таскать то, что взять легко: грошовые переживания, интрижки, мелодрамы, ритм вместо музыки — мало ли? Этот набор примитивных чувств и культуры делает человека тем, кого мы называем обывателем. Человек страдает от одиночества — это стало известно не сегодня. Но одиночество все же предпочтительнее, чем суррогат общения. Встречаться с кем попало, болтать ни о чем — значит бессмысленно проживать свое время! Человеческая жизнь так коротка. У растущего человека возникает множество «почему? Разумеется, на эти «почему? Ответить немыслимо, но можно научить искусству услышать ответы от самой жизни. Это искусство заключается в том, чтобы растущий, формирующийся человек учился, приобретал собственный, духовный опыт, рожденный его собственным, казалось бы, неприметным существованием, соединять с духовным опытом веков и поколений, запечатленным в философии, литературе и искусстве. Вот именно тогда он будет творческой личностью… Он поймет, что творчество в жизни — это не только создание неких непреходящих духовных и материальных ценностей, но и самые «обыкновенные» вещи: человеческое общение, любовь, деятельная доброта, самовоспитание. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Мера действия силы на тело, перемещаемое этой силой по определенному пути. Физическая работа. Умственная работа. Научная работа. Работа двигателя. Та или иная деятельность по созданию, изготовлению, обработке чего-либо. Строительные работы. Полевые работы. Поступить на работу. Снять с работы. Раздать всем работу. Её вязаные работы пользуются спросом. Например, существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция выразительность, точность, применение, богатство, информация. Это признак научного стиля. Примеры таких предложений: «Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе», «Логичность — это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли». Слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение, например, слова: речь, язык, фигура — являются в контексте содержания терминами. Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в […] основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи — это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции, которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания. Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов диалектных, профессиональных, жаргонных и др. Логичность — это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли. Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка тропы, стилистические фигуры , делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи. Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. Неслучайно Декарт писал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Вставил элемент питания в пульт. Периодическая система элементов. Элементом композиции художественного произведения является экспозиция. Я обучался элементам наук в школе. Интенсификация деятельности человека в последнее столетие привела к значительному нарушению сложившегося в природе равновесия, в результате чего возникло множество проблем, связанных с защитой окружающей среды. Среди […] серьезных проблем экологического плана наибольшее беспокойство вызывает нарастающее загрязнение воздушного бассейна Земли примесями, имеющими антропогенную природу. Атмосферный воздух является основной средой деятельности биосферы, в том числе человека. В период промышленной и научно-технической революции увеличился объем эмиссии в атмосферу газов и аэрозолей антропогенного происхождения. По ориентировочным данным ежегодно в атмосферу поступают сотни миллионов тонн оксидов серы, азота, галогенопроизводных и других соединений. Основными источниками атмосферных загрязнений являются энергетические установки, в которых используется минеральное топливо, предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, авиационный и автомобильный транспорт. Попадая в атмосферу, многие загрязнения подвергаются химическим или фотохимическим превращениям с участием компонентов воздуха. Конечные продукты химических превращений удаляются из атмосферы с осадками или выпадают на поверхность Земли с аэрозолями. Попадая на поверхность биологических объектов, строительных конструкций и других предметов, загрязнения и продукты их превращения интенсифицируют физико-химические процессы разрушения органических веществ, металлов и неорганических материалов. Ущерб, наносимый живой природе атмосферными загрязнениями и продуктам производственной деятельности человека, трудно оценить, но гибель лесов, загрязнение водных бассейнов, распространение аллергических заболеваний, нарушение биологического равновесия в экосистемах не в последнюю очередь связаны с высокими концентрациями агрессивных примесей в атмосфере. Самостоятельно подберите наречие меры степени , которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Одушевленный предмет. Неодушевленный предмет. Предмет научного исследования. Предмет лекции. Предмет его воздыханий теперь оказался рядом с ней. Он успевал по всем школьным предметам. История науки знает немало великих имён, с […] связаны фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук, однако в подавляющем большинстве случаев это учёные, работавшие в одном направлении развития наших знаний. На его принадлежность к своей сфере могут претендовать и естествоиспытатели самых различных направлений, и приверженцы точного экспериментально проверяемого знания, и историки науки и человеческой мысли, и науковеды, и, конечно, философы-гуманисты, социологи. Он, несомненно, принадлежал к тем немногим в истории не только своего народа, но и человечества, кому было по силам охватить могучим умом целостность всей картины мира и стать провидцем. Труды В. Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие многих разделов естествознания, но и принципиально изменили научное мировоззрение XX века, определили положение человека и его научной мысли в эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем и наметили пути их решения в будущем. Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Этот завод средней величины. Все то, что можно измерить и исчислить. Постоянная величина. Переменная величина. Пушкин — величина в поэзии. Величина авторского гонорара.
Задание 20 егэ русский язык 2022 практика в новом формате с ответами варианты с ответами
Но во всех случаях речь шла о десятках и сотнях описаний. Только в Японии, где шаровая молния расценивается как мистический объект, Оцуки Ёсихико в конце прошлого века собрал около трех тысяч описаний. В СССР собирать описания шаровых молний с целью получения новых сведений об этом непонятном феномене начал И. Стаханов 1928—1987 , профессионально занимавшийся плазмой. Еще раньше это попытался сделать И. Имянитов 1918—1987 , областью интересов которого было атмосферное электричество; он написал книгу о шаровой молнии, но не довел до логического завершения идею анализа данных, которые сообщают наблюдатели. Стаханов первым начал систематическую обработку свидетельств очевидцев — у него был массив в полторы тысячи описаний. Полученные данные он обобщил в своих книгах. Мы занялись сбором сообщений о шаровых молниях лет на десять позже него, но собрали около шести тысяч описаний и применили компьютерную обработку данных. Тополь, которого на уровне верхнего края отщепа коснулась шаровая молния радиусом 25 см и со взрывом отщепила часть ствола. Куски дерева весом до 25 кг отбросило на расстояние до 30 м.
Поиск очевидцев появления ШМ в естественных условиях, сбор информации и подготовка этой информации, рыхлой, расплывчатой и неточной, к обработке — это наиболее времязатратная и психологически трудоемкая часть нашей работы. Респонденты часто сообщают о трагических событиях, которым невозможно не сопереживать. Обработка полученной информации на компьютере — работа непродолжительная и приятная часть. Далее мы пишем популярную статью о ШМ для газеты или научно-популярного журнала, а в конце даем контактный адрес для очевидцев. Через полгода-год начинают приходить письма. Авторам мы отсылаем анкету с вопросами, затем сравниваем ответы с данными, сообщенными в первом письме. Разброс бывает значительный, это позволяет оценить достоверность сообщений. Из средств массовой информации данных не берем, их достоверность низка. А можно ли верить информации о свойствах ШМ, полученной от очевидцев? Типичная реакция на появление шаровой молнии — страх.
Психологи утверждают, что необычные, опасные, яркие явления запоминаются хорошо и надолго, но часто в искаженном виде. С таким эффектом регулярно приходится сталкиваться следователям, опрашивающим свидетелей трагических происшествий. Свидетели, одновременно наблюдавшие событие, дают различные, часто взаимоисключающие описания происшествия, но любой из них готов поклясться в истинности своих показаний. Что же, подобные помехи приходится учитывать. Кажется, что достоверность информации, получаемой от очевидца, должна зависеть от его образования, возраста, времени, прошедшего с момента события, от пола. Как ни странно, это оказалось не так. С самого начала статистической обработки мы задались вопросом: кто наши респонденты? Прежде всего нас интересовали их возраст и образование. Мы обсчитали по отдельности данные, полученные у всех этих групп, и, к своему удивлению, обнаружили, что независимо от возраста и образования при усреднении по каждой группе описываемые шаровые молнии выглядят одинаково. Психологи нас предупреждали, что необходимо с осторожностью относиться к информации, получаемой от женщин, так как женское восприятие отличается повышенной эмоциональной окраской и часто искажает сведения, которые они сообщают.
Но сравнение их рассказов с рассказами мужчин продемонстрировало независимость среднестатистической информации от пола респондентов. В этой группе респондентов каждый двадцатый сообщил о трагическом случае, произошедшем по вине ШМ, и каждый пятнадцатый — о взрывах, приведших к разрушениям. Среди непосредственных очевидцев о несчастных случаях написал только каждый сотый, а о разрушениях — каждый восемьдесят пятый. Это естественно — рассказ с большей вероятностью будут пересказывать, если он поражает и запоминается. В остальном люди, сами не видевшие шаровой молнии, описывают ее так же, как «Советский энциклопедический словарь» или учебник физики для девятого класса школы: схематично, без указания деталей. Что лишний раз подтверждает справедливость пословицы: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вот, пожалуй, и все, что можно рассказать в рамках журнальной статьи. Главный вывод для исследователей этого явления природы: шаровые молнии разнообразны и крайне изменчивы, что необходимо учитывать при моделировании. Как говорил один выдуманный литературный классик, «понять — значит упростить». Но и в сложности реальных феноменов есть особая притягательность.
Уважаемый читатель! Если Вам приходилось встречаться с шаровой молнией, напишите, пожалуйста, об этом по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Советская, 14, ЯрГУ им. Демидова, «ШМ»; электронный адрес grig uniyar. Этим Вы поможете в изучении во многом еще непонятного и таинственного явления природы. Большой интерес представляют также предметы, находившиеся в контакте с шаровой молнией или поврежденные ею, и фотографии этой редкой разновидности молнии.
Много случаев наблюдения шаровой молнии приводит Фламмарион в своей книге «Атмосфера». Этот труд любопытен еще и тем, что его автор сравнивает порой шаровую молнию с падением метеорита. Это показывает, как отсутствие знаний о природе явлений может привести к неверным выводам. Еще одно явление привлекало внимание наших предков долгие столетия - это огни святого Эльма, или звезды Диоскуров. В некоторых местностях Средиземноморье это явление называли «огнями Святого Николая». Первые письменные упоминания об этих явлениях находили в «Комментариях Кесаря». Они написаны Юлием Цезарем и посвящены описаниям африканских войн. Он упоминает, что «в одну из ночей железные острия копий пятого легиона казались огненными». Появление такого сияния на верхушке мачты корабля моряки встречали с радостью, так предвещалась хорошая погода после грозы. Сын Христофора Колумба писал: «моряки перестают бояться бури, когда показываются огни святого Эльма». Имеются тысячи описаний этого явления, известного сегодня под названием «коронного разряда». Он исправно служит в заводских трубах для очистки отходящих газов.
Явление и наука[ править править код ] Вплоть до 2010 года вопрос существования шаровых молний был принципиально неопровержимым. Теория происхождения шаровой молнии, отвечающая критерию Поппера , была разработана в 2010 году австрийскими учёными Йозефом Пеером Joseph Peer и Александром Кендлем Alexander Kendl из Университета Инсбрука. Они опубликовали в научном журнале Physics Letters A [4] предположение, что свидетельства о шаровых молниях можно понимать как проявление фосфенов — зрительных ощущений без воздействия на глаз света. Их расчёты показывают, что магнитные поля определённых молний с повторяющимися разрядами индуцируют электрические поля в нейроны зрительной коры, которые и кажутся человеку шаровой молнией. Фосфены могут проявиться у людей, находящихся на расстоянии до 100 метров от удара молнии [5]. Спектр шаровой молнии [6] , вызванной ударом молнии в почву Вместе с тем 23 июля 2012 года на Тибетском плато шаровая молния попала в поле зрения двух бесщелевых спектрометров , с помощью которых китайские учёные изучали спектры обычных молний. В итоге были зафиксированы 1,64 секунды свечения шаровой молнии и её подробные спектры. В отличие от спектра обычной молнии, в котором в основном присутствуют линии ионизированного азота , спектр шаровой молнии наполнен линиями железа , кремния и кальция , которые являются основными составляющими веществами почвы [7] [8]. По некоторым наблюдениям очевидцы сообщают не только об оптической составляющей явления, но и о резком запахе, дымном шлейфе после шаровой молнии, об искрах или разбрызгивании вещества с поверхности шара [9]. Эти обстоятельства ставят под сомнение плазменные гипотезы природной шаровой молнии. В исключительных случаях шаровая молния оставляет следы, которые можно подвергнуть анализу [10]. Так, 19 июля 2003 года шаровая молния взорвалась в жилом помещении, рассыпав металлические шарики, которые затем были переданы в институт физики СО РАН г. Красноярск [11]. В 2020 году по ещё одному из таких уникальных случаев удалось провести анализ вещества, оставленного угасшим светящимся шаром [10]. Установлено, что фрагменты представляют собой соединения железа, кремния и кальция с кислородом. Полученные сведения о химическом составе хорошо согласуются с результатами оптической спектрометрии шаровой молнии, выполненной в 2012 году группой китайских ученых на Тибетском плато [6]. Кроме того, в составе фрагментов обнаружены алюминий, фосфор и титан. Присутствие алюминия прогнозировалось ранее [6]. Таким образом, в объёме шаровой молнии может находиться значительное количество вещества, а плотность этого вещества в шаровой молнии может заметно превосходить плотность окружающей среды [10]. Автор работы отмечает, что полученный результат желательно принять с определённой долей скептицизма и без притязания на сенсационность, поскольку невозможно однозначно верифицировать случай как природную шаровую молнию, а не как фальсификацию фактов очевидцем. История наблюдений[ править править код ] Раннее упоминание явления, подобного или представляющего собой шаровую молнию, относится к XII веку [12]. В первой половине XIX века французский физик, астроном и естествоиспытатель Франсуа Араго , возможно, первым в истории цивилизации произвёл сбор и систематизировал все известные на то время свидетельства появления шаровой молнии. В его книге было описано 30 случаев наблюдения шаровых молний. Статистика небольшая, и неудивительно, что многие физики XIX века, включая Кельвина и Фарадея были склонны считать, что это либо оптическая иллюзия, либо явление совершенно иной, неэлектрической природы. Однако количество случаев, подробность описания явления и достоверность свидетельств возрастали, что привлекло внимание учёных, в том числе известных физиков. Большой вклад в работу по наблюдению и описанию шаровой молнии внёс советский учёный И. Стаханов [13] , который вместе с С. Лопатниковым в журнале « Знание — сила » в 1970-х годах опубликовал статью о шаровых молниях. В конце этой статьи он приложил анкету и попросил очевидцев прислать ему свои подробные воспоминания этого явления. В результате он накопил обширную статистику — более тысячи случаев, что позволило ему обобщить некоторые свойства шаровой молнии и предложить свою теоретическую модель шаровой молнии. В разделе не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Очевидцы рассказывали, что в церковь влетел огромный огненный шар порядка двух с половиной метров в поперечнике. Он выбил из стен церкви несколько больших камней и деревянных балок. Затем шар, якобы, сломал скамейки, разбил много окон и наполнил помещение густым тёмным дымом с запахом серы. Потом он разделился пополам; первый шар вылетел наружу, разбив ещё одно окно, второй исчез где-то внутри церкви. В результате 4 человека погибло, 60 получили ранения. Явление объясняли «пришествием дьявола», или «адским пламенем» и обвинили во всём двух людей, которые осмелились играть в карты во время проповеди. Случай на борту «Монтаг»[ править править код ] О внушительных размерах молнии сообщается со слов корабельного доктора Грегори в 1749 году. Адмирал Чемберс на борту «Монтаг» около полудня поднялся на палубу замерить координаты судна. Он заметил довольно большой голубой огненный шар на расстоянии около трёх миль. Незамедлительно был отдан приказ спустить топсели , но шар двигался очень быстро, и прежде чем удалось сменить курс, он взлетел практически вертикально и, находясь не выше сорока-пятидесяти ярдов 37-46 метров над оснасткой, исчез с мощным взрывом, который описывается как одновременный залп тысячи орудий. Верхушка грот-мачты была уничтожена. Пятерых человек сбило с ног, один из них получил множество ушибов. Шар оставил после себя сильный запах серы; перед взрывом его величина достигала размеров мельничного жернова. Он изобрёл прибор для изучения атмосферного электричества, поэтому когда на очередном заседании услышал, что надвигается гроза, срочно отправился домой вместе с гравёром, чтобы запечатлеть явление. Во время эксперимента из прибора вылетел синевато-оранжевый шар и ударил учёного прямо в лоб. Раздался оглушительный грохот, схожий с выстрелом ружья. Рихман упал замертво, а гравёр был оглушён и сбит с ног. Позже он описал то, что произошло. На лбу учёного осталось маленькое тёмно-малиновое пятнышко, его одежда была опалена, башмаки разорваны. Дверные косяки разлетелись в щепки, а саму дверь снесло с петель. Позже осмотр места происшествия совершил лично М. Случай с кораблём «Уоррен Хастингс»[ править править код ] Одно британское издание сообщало о том, что в 1809 году корабль «Уоррен Хастингс» во время шторма «атаковало три огненных шара». Команда видела, как один из них спустился и убил человека на палубе. Того, кто решил забрать тело, ударил второй шар; его сбило с ног, на теле остались лёгкие ожоги. Третий шар убил ещё одного человека. Команда отметила, что после происшествия над палубой стоял отвратительный запах серы. Описание в книге Вильфрида де Фонвьюэля «Молния и свечение»[ править править код ] Книга французского автора сообщает о примерно 150 встречах с шарообразной молнией: «Судя по всему, шарообразные молнии сильно притягиваются металлическими предметами, поэтому они часто оказываются у балконных перил, водопроводных и газовых труб. Они не имеют определённой окраски, оттенок их может быть разный — например, в Кётен в герцогстве Ангальт молния была зелёной. Колон, заместитель председателя Парижского Геологического Общества видел, как шар медленно спустился вдоль коры дерева. Коснувшись поверхности земли, он подпрыгнул и исчез без взрыва.
Вставьте простое местоименное наречие: Поскольку человеческое зрение устроено […], что при слабом освещении наиболее чувствительные рецепторы глаза — «палочки» — не воспринимают цвета, лунная радуга выглядит белесой; чем ярче свет, тем «цветнее» радуга в её восприятие включаются цветовые рецепторы — «колбочки». Вставьте наречие меры и степени: В попытке классификации молний Араго […] не был первым. Вставьте определительное местоимение: Две многоглавые церкви, отделенные одна от […] колокольней. Все из дерева. Получить ссылку.