Один сбитый самолет не ознаменовал конец войны, но показал сербам, что противник не является непобедимым, как ни пытался он себя таковым представить. Центральное конструкторское бюро специальных радиоматериалов (ЦКБ РМ), входящее в «Ростех», разработало новый стелс-материал, поглощающий до 95% электромагнитного излучения радаров и позволяющий тем самым сделать самолёт практически «невидимым». Технология «стелс» не означает, что самолет действительно невидим, просто для обычных радаров он обладает меньшей рефлектирующей способностью. В начале декабря 2022-го года ВВС США обнародовали свои достижения в области модернизации ядерного флота, представив стелс-бомбардировщик B-21 Raider. Среди преимуществ стелс-материала лёгкость и прочность, он не требует технического обслуживания, его не нужно восстанавливать.
Рособоронэкспорт предлагает мобильную РЛС для обнаружения самолетов-невидимок Stealth
Всем известный американский самолет «Стелс» пережил уже множество изменений и совсем недавно была представлена новая и при этом весьма любопытная итерация популярного самолета-невидимки. Новая версия самолета на данный момент носит название Advanced Aerial Refueling. Из наименования модели можно догадаться и о предназначении самолета: он призван выступать в роли дозаправщика воздушных судов. Дело в том, что постоянное совершенствование авиационной техники заставило самолеты-невидимки совершить самый настоящий рывок в сфере незаметности для радаров, в то время, как дозаправщики остались практически на том же уровне, что и несколько лет назад.
Власти СССР сочли теорию за вымысел и шутку. Тогда как в Пентагоне в 1970 взяли труд Уфимцева за основу первого в мире стелс-самолета. После многочисленных испытаний, корректировок и вычислений в 1978 был создан знаменитый «Ночной ястреб». В стране работа над стелс-самолетами началась в 80-ые в «МиГе» и «Сухом». В связи с непростым временем, а также с приходом 90-х, разработки затормозились. Основательно к ним приступили с приходом «нулевых». Первым отечественным стелс-истребителем стал Су-57. С этого времени разработки стелс-комплекса не прекращались. Казалось бы, они могли уже достичь определенного максимума, но нет.
Часть данных о заметности подобных машин основана на теоретических оценках, также существуют случаи намеренной дезинформации, завышающие либо, наоборот, занижающие реальное значение ЭПР. Поэтому ко всем оценкам величин заметности малозаметных военных машин следует относиться с высокой степенью осторожности. Гумённого, в настоящее время «самолеты-невидимки», созданные по cтелс-технологии, не невидимы для средств ПВО, — такие цели благополучно берутся на сопровождение и своевременно уничтожаются. Однако не упоминается ни расстояние, на котором возможно осуществлять подобные операции, ни количество целей, которое средство обнаружения способно сопровождать [2]. В любом случае, стелс-технологии не обеспечивают полную незаметность самолётов, они лишь снижают их заметность в радиолокационном и инфракрасном спектрах. При этом технологии малозаметности обеспечивают снижение заметности лишь в сантиметровом и дециметровом радиолокационных диапазонах.
Первым отечественным стелс-истребителем стал Су-57. С этого времени разработки стелс-комплекса не прекращались. Казалось бы, они могли уже достичь определенного максимума, но нет. Гендиректор Центрального конструкторского бюро специальных радиоматериалов «Ростех» Алексей Дымовских заявил, что применяемые сейчас радиопоглощающие материалы несовершенны. Стелс-покрытия на летательных аппаратах постоянно истончаются, деформируются и требуют регулярных восстановительных работ. Нюансы разработки sdelanounas. Новое стелс-покрытие не требует техобслуживания, долговечно и эффективно. В «Ростехе» заявили, что в скором времени российская авиация в разы увеличит эффективность разведки и поражающих действий. Подписывайтесь на нас в Телеграм , Яндекс Дзен и во Вконтакте.
Российский комплекс смог раскрыть «невидимость» F-35
Разработка технологии «стелс» и создание боевого самолёта-невидимки оказались очень затратным мероприятием. B-2 Spirit, F-22 Raptor и F-35 Lightning II. В американской прессе пишут, что самолет-невидимка B-21 Raider вызовет большие трудности у российских систем ПВО. В США впервые взлетел стратегический стелс-бомбардировщик нового поколения B-21 Raider, способный нести ядерное оружие Это первый новый американский самолет для таких задач, выпущенный за последние 30 лет.
Ростех разработал уникальный материал, позволяющий сделать самолёты «невидимыми»
В США идут поиски самолёта-«невидимки» F-35B после аварии, случившейся в Южной Каролине 18 сентября. Для этого радара нет понятия «самолет-невидимка». В начале декабря 2022-го года ВВС США обнародовали свои достижения в области модернизации ядерного флота, представив стелс-бомбардировщик B-21 Raider. Авария произошла с самолетом F-35B из 501-й учебной эскадрильи истребителей 2-го авиакрыла морской пехоты, рассказал в Корпусе морской пехоты США местному каналу WCSC. Ростех разработал стелс-материал для создания самолетов-невидимок. В США ведутся поиски истребителя "стелс" F-35B после инцидента в Южной Каролине, в результате которого пилот вынужден был катапультироваться.
КАК РАБОТАЮТ СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИИ
Концерн «Туполев» уже к 2022 году намерен представить новейший отечественный стратегический бомбардировщик, который носит название ПАК ДА. Главной особенностью машины станет то, что она будет использовать технологию «стелс». Таким образом самолет должен будет стать прямым конкурентом американского стратегического бомбардировщика-невидимки B-2 Spirit. Новый российский самолет должен будет заменить все использующиеся в стране сегодня, а именно Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160.
Интересный факт: B-2 Spirit принимали активное участие во время ковровых бомбардировок Ирака и Югославии. Также они широко использовались для запуска крылатых ракет. С формой уже определились.
Фото: defendingrussia. Самолет будет использовать технологию «летающее крыло». Это означает, что у него не будет привычного хвостового оперения, что роднит его с уже упомянутым американским аналогом.
Ранее также предполагалось, что бомбардировщик сможет летать на сверхзвуковой скорости.
Мало того, изменению подвергся и хвост воздушного судна. В результате доработок он приобрел V-образную горизонтальную форму. Первый самолет-невидимка В 1981 году передовой разработкой американской компании «Локхид» стал дозвуковой ударный Lockheed F-117 кодификации Night Hawk. Самолет был предназначен для быстрого проникновения в тактическую зону противника, успешно скрываясь от систем ПВО. В результате последующих модернизаций были внедрены технологии противодействия самонаводящимся ракетам. В международной кодификации самолет получил название «Ночной Ястреб». По американской системе обозначения невидимке присвоена литера F. Интересно, что долго время F-117 считался истребителем.
Тем не менее сегодня он является обычным дозвуковым самолетом тактико-ударного типа. Первые потери датированы мартом 1999 года. Это был стелс-самолет, сбитый ракетой комплекса С-125 неподалеку от сербского поселения Буджановцы. На данный момент «Ночной Ястреб» снят с вооружения из-за нехватки средств в связи с разработкой истребителя F-22 новый самолет «Стелс». Технические характеристики Lockheed F-117 Длина самолета составляет 20 м, в то время как размах крыла превышает отметку в 13 м. В экипаж входит один пилот. Масса F-117 варьируется в пределах от 13,4 до 23,8 тонн, в зависимости от загруженности и запаса топлива. Изначально планировалось уменьшить номинальный вес самолета до 10 т, однако в итоге установка охлаждения потребовала дополнительного места. В результате пришлось дорабатывать нижнюю часть корпуса.
В комплектацию входят 2 двигателя F404 с суммарной тягой в 9700 кгс. Что касается летных характеристик, то максимальная дальность полета составляет порядка 1720 км. При этом боевой радиус равен 860 км. На сегодняшний день находится в активной эксплуатации. Представляет собой тяжелый стратегический бомбардировщик. Предназначен для поражения больших тактических наземных объектов. Способен прорваться через плотную ПВО благодаря использованию технологии «Стелс». В грузовом отсеке имеет возможность транспортировки ядерного оружия. Проект «Спирит» американскому правительству обошелся в 45 миллиардов долларов.
Экипаж бомбардировщика состоит из 2 человек.
Фото: defendingrussia. Самолет будет использовать технологию «летающее крыло». Это означает, что у него не будет привычного хвостового оперения, что роднит его с уже упомянутым американским аналогом. Ранее также предполагалось, что бомбардировщик сможет летать на сверхзвуковой скорости. Однако по ряду причин от этого конструкторы решили отказаться. Летающее крыло. Фото: pcnews. Испытания конструкции самолета начнутся в ближайшее время. Планируется, что первый реальный вылет машина должна будет совершить не раньше 2025 года.
При этом серийное производство бомбардировщика стартует только в 2028 году. Важным достоинством новинки будет еще и то, что базироваться ПАК ДА сможет на любых военных аэродромах страны.
Стелс обнаружен Смекалистый офицер понял, что современный самолет разрабатывался с учетом возможностей коротко метровых радаров, принятых на вооружение сил ПВО странами Варшавского договора в восьмидесятых годах. И когда в небе над Югославией и родной Сербией начали летать "Ночные Ястребы", он перенастроил радиолокационную систему своего зенитно-ракетного комплекса С-125 "Нева" на использование радиоволн метрового диапазона. Через несколько дней офицер получил подтверждение своим догадкам. Он не ошибся.
По словам Золтана, когда им удалось навести радар на цель, изображение было анемично-инфантильным, а не четким и резким, но вполне годилось для идентификации объекта и отслеживания цели. Золтан знал, что некачественный радиосигнал приведет к снижению точности системы самонаведения ракеты, и применил предохранители боеголовок, приспособленные для учета этого недостатка. Подготовка к охоте на "Ночного Ястреба" Осознать, что стелс — это не абсолютное технологическое чудо, которое невозможно уничтожить в принципе, было только половиной дела. Как опытный военнослужащий, Золтан Дани использовал все доступные средства, чтобы повысить шансы на успех в поединке с самолетом-невидимкой. По приказу командира расчета радар включался на короткое время, исчисляемое буквально десятками секунд. После каждого включения зенитно-ракетный комплекс немедленно перемещался на новую позицию.
Это не позволяло натовской разведке вычислить их координаты и уничтожить батарею. При отсутствии данных о местонахождении комплекса НАТО также лишалось возможности предупредить пилота об опасности или скорректировать маршрут полета. Золтан умело использовал недочеты в организации боевых вылетов со стороны натовского командования. Уверенные в летных и "невидимых" характеристиках сбитого в Югославии стелс-истребителя F-117, американские военные при организации полетов игнорировали все другие меры предосторожности. Все первые дни войны маршрут полетов и схемы атаки "Ночных ястребов" оставались неизменными. Для ракетчиков это стало одной из составляющих успешной атаки.
Регистрация
- Незаметный труд
- Lockheed Martin представила новую модель самолета класса «стелс» -
- Российские учёные разработали новый способ обнаружения самолётов-невидимок
- «Самолетов-невидимок не существует - российские РЛС видят все» -
- Новый американский бомбардировщик-невидимку В-21 назвали самолётом шестого поколения
Reuters: новый самолет «Судного дня» для ВВС США будет строить не Boeing
Ещё в 1988 году США начали эксплуатировать самолёт-невидимку B-2 Spirit. С-70 – это первый российский самолет, построенный полностью по технологии "cтелс", когда угловатые формы и специальные материалы делают самолет невидимым для радара. Вот и программа по созданию стелс-истребителя FX оценивается в 48 миллиардов долларов, при этом ВВС Японии планируют заказать всего 90 самолетов.
ранее опубликовано
- Как СССР упустил свой шанс
- Рособоронэкспорт предлагает мобильную РЛС для обнаружения самолетов-невидимок Stealth
- Видимые невидимки: самые известные самолеты-"стелс" - ТАСС
- Незаметный труд
- В Сеть утекли уникальные кадры: ВСУ превратили «Летучую лисицу» в боевой дрон
- США представили B-21 Raider — ядерный бомбардировщик-невидимку - Hi-Tech
Военные США не могут найти потерпевший крушение самолёт-«невидимку» F-35
Станция включает в себя два антенных поля для передачи и приема сигналов, разнесенные на 300 километров. Передающая часть «Контейнера» развернута в Нижегородской области, а приемные антенны установлены в Мордовии. Если посмотреть до карте, то даже до Багдада станция легко «добивает» — 2500 и 2300 километров соответственно. Так что рассмотреть на таком расстоянии воздушные цели, пусть это были и пресловутые невидимки F-35, станция может запросто. То есть самолеты, выполненные по технологии «стелс» для «Контейнера» невидимыми вовсе не являются и F-35 в любом случае попадет в поле зрения РЛС и, соответственно, потеряет свой основной козырь — внезапность поражения. Но в таком составе, с таким мощным программно-алгоритмическим комплексом, подобных средств в мире нет».
Тут можно вспомнить, что России удалось-таки создать сплошное радиолокационное поле вокруг всех своих границ, в том числе и в Арктике с её необозримыми тысячами километров. Под контролем оказались все прилегающие территории и морские акватории, когда фиксируется взлет каждого самолета, а система способна определить боевой ли он или обычный пассажирский рейс. РЛС «Контейнер» не единственная российская станция радиолокационного обнаружения потенциальных угроз с воздуха, за ней числится дальняя зона и она «слепа» на дальности в 900 километров. Для этого существуют другие, например, «Небо-М» «Небо-У», «Небо-СВУ» , которые сканируют небесное пространство на более ближнем, около 400 километров, расстоянии.
Читайте также «Каракурты» с «Калибрами» вышли в акваторию купли-продажи «Рособоронэкспорт» сообщил о новых зарубежных контрактах на форуме «Армия-2021» Еще одно преимущество «Контейнера» перед обычными, надгоризонтными, РЛС состоит в том, что его сканирующие радиоволны как бы скользят вдоль земной поверхности, заглядывая за радиогоризонт. РЛС загоризонтного обнаружения 29Б6 «Контейнер» заступила на боевое дежурство в конце 2019 года. Ее принцип действия основан на эффекте отражения радиоволн короткометрового диапазона от 10 м до 100 м от ионосферы. Отраженная волна устремляется к земле. На этом отрезке пути, отразившись от летательного аппарата, возвращается назад. И вновь отразившись от ионосферы, попадает на приемную антенну РЛС, неся информацию о встреченных за сотни километров летательных аппаратах.
Характеристики «Контейнера» впечатляют. Он способен обнаруживать любые воздушные объекты, в том числе и построенные по стелс-технологии, на удалении до 3 тысяч километров. При этом сектор обзора равен 240 градусам. Способность прекрасно «видеть» истребители F-22 и F-35 и бомбардировщик В-2 обусловлена используемой при локации длиной волны. Дело в том, что уменьшение видимости самолета для РЛС прекрасно работает, если в радарах используются миллиметровые или сантиметровые волны. Именно в сантиметровом диапазоне волн работают практически все бортовые РЛС, используемые на самолетах. При дециметровой длине волн эффективность стелс-технологии снижается. И вполне отчетливо видят «невидимок» радары с метровыми рабочими волнами.
Господин Роппер отметил, что инновационный самолет не только спроектирован, но уже и собран. Он также отметил, что состоялись тестовые испытания летательного аппарата нового поколения в воздухе. Несмотря на то, что никаких конкретных фактов Господин Роппер не сообщил, ограничившись общими фразами насчет сложных системам, передовых цифровых технологий и инновационных решений, его слова не остались незамеченными. Ведь появление нового стелс-самолета в США, на разработку и создание которого потрачены миллионы долларов является важным событием. Что известно о 6 поколении самолетов-невидимок Как сообщил занимающий должность помощника по закупкам министра ВВС США Уилл Ропер прототип стелс-истребителя не только собран, но и начал проходить «полевые» испытания. Однако более подробная информация об некоторых характеристиках самолета начала появляться только в 2021 году. Новый стелс-самолет, должен будет в итоге заменить начавшие эксплуатироваться в 2005 году малозаметные многоцелевые истребители модели F-22 Raptor. Версия воздушного судна 6 поколения, так же как и F-22 Raptor будет самолетом многоцелевого использования. Главной задачей новой модели Next Generation Air Dominance естественно будет господство в воздухе. Однако при этом самолет сможет поражать также и наземные цели.
По словам одного из командиров эскадрильи ВВС США пилот истребителя F-22 Raptor , российские самолеты регулярно "зависают" рядом с силами коалиции на целых 20—30 минут. Он поясняет изданию, что американские пилоты все чаще наблюдают внезапные и потенциально опасные маневры российских истребителей Су-35 и Су-30. При этом F-22 лишен возможности обмениваться данными через тактическую систему. Истребители ВКС РФ постоянно пролетают в огневом диапазоне наземных войск коалиции и близко к американским самолетам, пилоты которых могут наблюдать их невооруженным глазом из кабины. Но из-за перегруженности воздушного пространства процесс их идентификации затруднен. Еще одна проблема у американца — отсутствие нашлемной системы целеуказания. F-22 Raptor — первый и единственный в мире многоцелевой малозаметный истребитель пятого поколения, стоящий на вооружении ВВС США и созданный с применением технологий "стелс". Суть "невидимки" Сегодня наличием боевых авиационных комплексов, созданных с применением технологий снижения заметности, могут похвастаться США, Россия, Китай и Япония. Наличие "стелс"-технологий является одним из обязательных параметров самолетов пятого поколения. Суть технологии "стелс" состоит в снижении заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также материалов, из которых сделана его конструкция. Радиолокационные волны, испускаемые, например, передатчиком зенитного ракетного комплекса, отражаются от внешней поверхности самолета и принимаются радиолокационной станцией — это и есть радиолокационная заметность. Это формальный параметр, который измеряется в единицах площади и является количественной мерой свойства объекта отражать электромагнитную волну. Чем меньше эта площадь, тем сложнее обнаружить самолет и поразить его ракетой как минимум уменьшается дальность его обнаружения. У старых бомбардировщиков ЭПР может достигать 100 квадратных метров, у обычного современного истребителя составляет от 3 до 12 кв. ЭПР сложных объектов невозможно точно рассчитать по формулам, она измеряется опытным путем спецприборами на полигонах или в безэховых камерах. Ее величина сильно зависит от направления, с которого облучается самолет, и для одной и той же летающей машины представлена диапазоном: как правило, наилучшие значения по площади рассеяния фиксируются при облучении самолета в передней полусфере. Таким образом, точных показателей ЭПР быть не может, а опытные значения для существующих самолетов пятого поколения засекречены. Западные аналитические ресурсы, как правило, занижают данные ЭПР по своим "стелс"-самолетам.