Первый испытательный запуск Starship состоялся первая 20 апреля 2023 года. Компания SpaceX провела второй испытательный запуск космического корабля Starship, который разрабатывается для полетов на Луну и Марс. Запуск прошел успешно. Первый многоразовый?
Второй полет «Старшипа» от SpaceX снова закончился взрывом: почему это нельзя называть провалом
Новая ракета SpaceX Starship готовит прорыв в исследованиях космоса — Нож | Менее чем через неделю после третьего тестового запуска Starship, SpaceX поделилась подробностями о том, когда может состояться следующее испытание. |
CNN: вторая попытка — SpaceX вновь запускает мега-ракету Starship | За весь 2024 год SpaceX может совершить до 10 испытательных запусков Starship. |
Прямая трансляция второго летного испытания «Starship» компании SpaceX | За весь 2024 год SpaceX может совершить до 10 испытательных запусков Starship. |
Корабль Маска Starship взорвался, не долетев нескольких километров до океана | Первый испытательный полет корабля Starship компании SpaceX был отменен за 40 секунд до взлета, следует из прямой трансляции старта космического корабля. |
Новая ракета SpaceX Starship готовит прорыв в исследованиях космоса — Нож | Запуск и взрыв ракеты SpaceX Starship. |
Маск намерен сделать систему Starship полностью многоразовой к концу 2025 года
Таким образом SpaceX завершила основные этапы подготовки ко второй попытке запуска Starship на орбиту. Ракета успешно запустила двигатели, прошла тесты при движении по суборбитальной траектории — больше, чем удавалось в предыдущих тестах. Компания SpaceX приняла решение перенести второй испытательный запуск корабля Starship, полет задерживается по техническим причинам, сообщил владелец компании Илон Маск.
Запуск Starship Илона Маска перенесли по техническим причинам
На пути к цели В ходе тестового запуска Илон Маск написал в своей социальной сети Х эмоциональное сообщение: «Starship достигла орбитальной скорости! Поздравляю команду SpaceX! В частности, провели испытание люка грузового отсека корабля. В будущем через него планируется выпускать спутники на орбиту Земли. Также представители компании отметили, что была успешно реализована перекачка жидкого кислорода между двумя резервуарами внутри ракеты. Передача сотен тонн сверхохлаждённого топлива, дозаправка на орбите Земли сэкономит время и деньги при запуске. Тем не менее несколько целей остались невыполненными. Так, первая ступень Super Heavy упала в воды Мексиканского залива через 7 минут после старта. Система торможения не сработала должным образом, часть из 13 центральных двигателей вышла из строя. Ступень стала бесконтрольно вращаться, потеряла связь с управлением и разрушилась. Жёсткая посадка означает, что ступень Super Heavy больше невозможно использовать в будущих полётах.
Придётся задействовать новую. Но её обломки отдадут специалистам для расследования причин неудачи, что поможет исправить ситуацию и не допустить подобной проблемы в будущем. Ещё одна из новых целей SpaceX, а именно перезапуск одного из двигателей в космосе, тоже не была достигнута. Хотя все 33 Raptor на ускорителе успешно запустились и работали в течение всего времени до момента разделения ступеней. SpaceX может отложить новый запуск Starship на стабильную низкоорбитальную орбиту с грузом спутников Starlink до тех пор, пока инженеры не продемонстрируют возможность перезапуска двигателей Raptor в космосе и контроля над аппаратом при входе в атмосферу. Если они не перезапустятся, то аппарат нельзя будет вернуть на Землю.
Перерыв между вторым и третьим испытаниями Starship составил примерно четыре месяца, и если сроки Шотвелл будут соблюдены, то перерыв между пусками сократится до двух месяцев. Перед третьим полетом компания уже начала проводить испытания второй ступени Starship, а также занимается строительством второй площадки на базе Бока-Чика для повышения темпов запуска Starship.
В рамках третьего пуска Starship ракета успешно покинул стартовую площадку и разделилась на заданной высоте. Первое повторное зажигание двигателей Super Heavy для входа в атмосферу прошло успешно, но двигатели ракеты не смогли зажечься для финальной стадии посадки и она рухнула в воду. Вторая ступень Starship начала возвращение в атмосферу, но вскоре была потеряна связь и корабль взорвался.
Почему же запустить ракету в первый раз не получилось? Ее первый тестовый полет в собранном виде отменился за 40 секунд до запуска. По первоначальному плану сверхтяжелая ракета-носитель должна была вылететь 17 апреля из техасского города Бока-Чика, после чего она почти полностью обогнула бы земной шар и приземлилась в водах Тихого океана.
В последний момент в системе обнаружили проблемы с давлением. Согласно сообщению Илона Маска, клапан наддува остался заморожен. Теперь ученым потребуется минимум два дня, чтобы исправить неполадку. Однако инженеры были готовы к провалу, так как мощность Starship почти в два раза превышает тот же показатель у ракет прошлого. Человечеству еще не приходилось иметь дело с таким гигантом, поэтому предусмотреть все нюансы перед стартом было практически невозможно. А во второй?
Критическая неисправность случилась на том этапе, когда первая взрывная ступень Super Heavy должна была отделиться от остальной ракеты. На высоте в 38 км Starship начал бесконтрольно вращаться и разлетелся на кусочки.
После разделения ступеней ускоритель с выключенными «Рапторами» начал разворачиваться перед торможением. Двигатели ракеты должны были перезапуститься, но этого не произошло.
Они включились на какое-то время, а затем выключились. Из-за того, что эта часть полета пошла не по плану, SpaceX пришлось активировать систему прекращения полета — ускоритель взорвали. Когда он достиг отметки 149 км над уровнем моря, произошла нештатная ситуация: на трансляции были видны вспышки. После этого все двигатели отключились, и корабль взорвался.
Возможно, сработала автоматическая система прекращения полета. Эту версию высказали во время прямой трансляции. SpaceX пока не рассказала об итогах этого испытания. Инженерам нужно время на изучение всех данных.
Второй запуск ракеты Starship закончился неудачей
SpaceX совершила третий испытательный пуск корабля Starship и достигла новых успехов. Первый суборбитальный запуск корабля Starship на сверхтяжелой ступени Super Heavy должен был состояться около 16:00 по московскому времени со стартовой площадки в Бока-Чика. Компания SpaceX будет готова к новой попытке запуска космического корабля Starship через 1-2 месяца, сообщил в Twitter основатель компании Илон Маск. В апреле запуск Starship закончился буквально через несколько минут после старта, так как несколько двигателей первой ступени не заработали.
SpaceX отменила первый испытательный запуск космического корабля Starship
Запуск SpaceX Starship не состоится 10 апреля | В апреле запуск Starship закончился буквально через несколько минут после старта, так как несколько двигателей первой ступени не заработали. |
Итоги второго полета ракетно-космической системы Starship | Пока что все три попытки SpaceX запустить прототип Starship на околоземную орбиту заканчивались неудачей. |
SpaceX запустила в космос тяжелейшую ракету в истории - Российская газета | Космический корабль Starship компании SpaceX успешно стартовал с космодрома в Техасе, совершив третий и самый амбициозный на сегодняшний день испытательный полет в рамках. |
Прямая трансляция второго летного испытания «Starship» компании SpaceX | #Прямосейчас проходит запуск прототипа сверхтяжелого космического корабля Starship в рамках миссии SpaceX. |
SpaceX отменила первый испытательный запуск космического корабля Starship
Илон Маск: Презентация Космического Корабля Starship | 2024 - YouTube | Хотя SpaceX была готова запустить Super Heavy и Starship почти год назад. |
Взрыв Starship: история аварий ракет SpaceX — 21.04.2023 — Статьи на РЕН ТВ | #Прямосейчас проходит запуск прототипа сверхтяжелого космического корабля Starship в рамках миссии SpaceX. |
SpaceX больше не летает? Что означает сегодняшняя отмена полёта Starship | «После возвращения из космического пространства Starship может быть повторно заполнен топливом и снова готов к запуску за короткий временной промежуток, как самолет. |
Starship в штопоре: Что именно пошло не так с ракетой Илона Маска
Что помешает другим странам сделать то же самое, и как в США отнесутся к этому? Всё новое — хорошо забытое старое. Желание американских военных создать свой корпус «Ракетных коммандос» витало ещё в 1950-х годах. Бывший нацистский ракетчик Вернер фон Браун, возглавивший после Войны американскую космическую программу, мечтал о транспортировке войск с помощью ракет.
Заодно он мечтал и об орбитальных станциях с ядерными боеголовками на борту. Кстати, в 1960-х гг. Оборонный подрядчик Douglas Aircraft представил Проект «Итака» — космический корабль, доставляющий 1200 солдат к месту назначения за час.
Если «Старшип» успешно стартует 17 апреля, то во время полёта компания SpaceX полностью отработает все стадии орбитального полёта этой многоразовой системы: — примерно через 170 секунд после старта первая ступень Heavy Booster отделится и начнёт выполнять возврат — ступень должна приземлиться в Мексиканском заливе примерно в 32 км от берега; — после отделения от первой ступени включатся двигатели космического корабля-ракеты «Старшип» да, и система в целом называется «Старшип», и корабль отдельно называется «Старшип» , которые выведут аппарат на орбиту; — после почти полного витка вокруг Земли корабль начнёт свой спуск в атмосфере, чтобы приводниться к северу от Гавайев примерно через 90 минут после старта. Маск обнародовал свои планы насчёт этой ракеты ещё в 2018 году.
Компания SpaceX, владельцем которой является американский миллиардер Илон Маск, вела прямую трансляцию. Запуск прототипа сверхтяжелого космического корабля планировали провести еще утром 17 ноября. Однако в компании сообщили о переносе из-за технических неполадок.
Перед третьим полетом компания уже начала проводить испытания второй ступени Starship, а также занимается строительством второй площадки на базе Бока-Чика для повышения темпов запуска Starship.
В рамках третьего пуска Starship ракета успешно покинул стартовую площадку и разделилась на заданной высоте. Первое повторное зажигание двигателей Super Heavy для входа в атмосферу прошло успешно, но двигатели ракеты не смогли зажечься для финальной стадии посадки и она рухнула в воду. Вторая ступень Starship начала возвращение в атмосферу, но вскоре была потеряна связь и корабль взорвался. Больше статей на Shazoo.
Ее высота достигает 122 м, она выше любой другой когда-либо созданной ракеты. Тестовый полет проходил в непилотируемом режиме. Планировалась, что в рамках первого полета ракета выполнит один неполный виток вокруг Земли.
Затем корабль Ship 25 должен был приводниться в Тихом океане, вблизи Гавайских островов.
Второй тестовый запуск сверхтяжёлой ракеты Starship закончился неудачно
Это был уже второй ее испытательный пуск, и он снова закончился неудачей. Уже через 10 минут после старта в Техасе с прототипом космического корабля, который несла ракета, была потеряна связь. Компания-разработчик SpaceX сообщила, что во второй ступени могла сработать автоматическая система прекращения полета.
Все пятеро арестованы на два месяца, передает РИА «Новости».
Число арестованных выросло до 31 человека. Напомним, ранее был арестован директор «Дагэнерго» Магомедхабиб Мухумаев. Всего задержано 36 человек.
По его словам, злоупотребление алкоголем и курение вкупе с меньшей приверженностью заботе о своем здоровье сокращают продолжительность жизни российских мужчин, передает ТАСС. Также министр подчеркнул, что вопросы мужского здоровья являются одним из приоритетов государственной политики. Ранее премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что по итогам 2023 года в России продолжительность жизни выросла до 73,5 лет.
Ван И заявил, что Вашингтон не должен «подавлять развитие Китая и переступать красные линии, когда речь идет о суверенитете, безопасности и интересах развития Китая». Он заявил, что сотрудничество двух стран приведет к обоюдному выигрышу, а конфликт — к обоюдному проигрышу. Негативные факторы в китайско-американских отношениях по-прежнему усиливаются, поскольку США продолжают попирать законные права Китая на развитие, сказал Ван И.
В среду Блинкен прибыл в Шанхай, начав свой рабочий визит в Китай. Его встречал председатель Шанхайского партийного комитета Чэнь Цзинин. Встреча главы Госдепа китайской стороной оказалась весьма сдержанной.
Одна из них действительно заключается в эффективности российских дронов против бронированной техники, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Александр Бартош. Если говорить о танках Abrams, то больше всего проблем им создают «Ланцеты». За время спецоперации они продемонстрировали высокую эффективность в борьбе с бронированными целями.
Так как аппарат работает в паре с дроном-разведчиком, беспилотник способен сначала выявить цель, а затем нанести удар аккурат в уязвимое место танка», — сказал Александр Бартош, член-корреспондент Академии военных наук. Впрочем, по мнению собеседника, российские дроны хотя и являются основной причиной отвода Abrams, есть еще несколько немаловажных аспектов. Эксперт допускает, что решение было принято также из-за складывающегося не в пользу ВСУ положения на поле боя.
Пентагон попросту опасается, что кадры с горящей американской техникой, которую они представляют как неуязвимую, нанесут существенный ущерб коммерческим интересам США», — уточнил Бартош. Кроме того, ВСУ могут на время спрятать танки в расчете на то, что ими можно будет воспользоваться при отражении полномасштабного наступления ВС России, добавил спикер.
В середине ноября 2021 года, выступая на открытом онлайн-совещании , проводимом Национальной академией наук, инженерии и медицины, Маск рассказал об исследовательском потенциале проекта. По словам Маска, Starship будет нести на борту беспрецедентно большое количество научного оборудования. Бюджетный и многоразовый Starship — не только гигантская, но и недорогая ракета. НАСА и ЕСА могут позволить себе лишь небольшое количество миссий, поскольку каждый запуск обходится в десятки и даже сотни миллионов долларов, однако Starship позволит снизить стоимость каждого запуска до всего 2 миллионов. Верхняя часть ракеты может быть дозаправлена на околоземной орбите, благодаря чему место, которые обычно занимает топливо, освободится для научного оборудования. Отправка людей на Луну, например, может потребовать восемь отдельных запусков : топливные танкеры будут доставлять топливо для космического корабля, несущего на Луну экипаж и оборудование. Ученые уже сейчас исследуют возможности, которые откроет Starship.
В начале года Дженнифер Хелдманн из Исследовательского центра Эймса написала статью , в которой рассказала, что принесут науке рейсы Starship на Луну и Марс. Одно из главных преимуществ Starship — это способность доставлять крупногабаритное оборудование с Земли без необходимости уменьшать его размеры, как это было в случае с полетами «Аполлона». Это позволит получить доступ к недрам Луны и Марса, в которых, по мнению ученых, скрыты лед и полезные ископаемые. Поскольку Starship будет возвращаться на Землю, он сможет доставлять многочисленные образцы из различных точек Солнечной системы, и ученые смогут изучать материалы внеземного происхождения в намного больших масштабах, чем сейчас. Это позволит пролить свет на, например, историю вулканической активности на Луне и жизни на Марсе, говорит Хелдманн. Согласно амбициозным планам Маска, Starship также будет осуществлять рейсы в другие точки Солнечной системы — либо посредством прямого запуска с Земли, либо используя Луну и Марс в качестве дозаправочных станций.
После этого с земли запустят танкер-дозаправщик — вероятно, у него него не будет отсека для полезной нагрузки, а топливные баки сделают более объемными. Он выйдет на ту же орбиту, что и первая ракета, состыкуется с ней и начнет перекачку топлива. Оставив на борту необходимый для посадки запас, танкер отстыкуется и вернется на землю. Там его можно будет дозаправить и отправить в космос вновь — и так до тех пор, пока баки основной ракеты не заполнятся. После этого грузопассажирский Starship продолжит полет к Луне, Марсу или другим планетам. Чтобы это схема была оправдана, необходимо научиться перезаправлять и готовить ступень гораздо быстрее, чем SpaceX это делает сейчас c Falcon 9. Рекорд скорости повторного запуска первой ступени на сегодняшний день составляет 21 день. Чем Starship похожа на Space Shuttle? Концепция и той, и другой системы подчинена одной цели — существенно сократить стоимость космического запуска за счет повторного использования ракет. Shuttle эту задачу выполнить не удалось из-за чрезвычайно трудоемкого и дорогого техобслуживания, необходимого между каждым полетом. Во многом это было связано с использованием водорода в качестве топлива — сам по себе этот газ дешев, но требует сложной и дорогой инфраструктуры из-за способности проходить сквозь мельчайшие щели в материале и температуры сжижения лишь на 20 градусов выше абсолютного нуля. В том числе существовал риск просачивания водорода через уплотнители внутри двигателя RS-25, что при соединении с кислородом-окислителем привело бы к аварии. Поэтому инженеры тщательно перебирали RS-25 вручную перед каждым запуском. Топливом Starship служит гораздо менее текучий метан, который, к тому же, удобно держать в баке рядом с кислородом из-за схожей температуры кипения. При этом у Starship нет мощных твердотопливных ускорителей шаттла, и потому при старте на нижней ступени будут работать 33 двигателя Raptor.
Авантюра века или «скачок для всего человечества»? Про Starship Илона Маска и полет к Марсу
Грузопассажирскую модификацию можно считать базовой. Именно она будет использоваться для полетов на другие планеты и для доставки грузов. Предполагается, что при посадке на необорудованный грунт без стартовой башни выходить из кабины можно будет с помощью внешнего лифта, на котором поместится и крупный груз. Для полетов между лунной поверхностью и лунной орбитой будут использовать подмодификации без аэродинамических рулей и теплозащиты. Обтекатель с диаметром основания девять метров позволит размещать крупногабаритные грузы — для сравнения, зеркало телескопа James Webb пришлось делать складным, чтобы оно влезло под 4,5-метровый обтекатель ракеты Ariane 5. Предполагается, что направляющаяся в дальний космос грузопассажирская или грузовая ракета для начала выйдет на устойчивую низкую околоземную орбиту. После этого с земли запустят танкер-дозаправщик — вероятно, у него него не будет отсека для полезной нагрузки, а топливные баки сделают более объемными. Он выйдет на ту же орбиту, что и первая ракета, состыкуется с ней и начнет перекачку топлива. Оставив на борту необходимый для посадки запас, танкер отстыкуется и вернется на землю. Там его можно будет дозаправить и отправить в космос вновь — и так до тех пор, пока баки основной ракеты не заполнятся.
После этого грузопассажирский Starship продолжит полет к Луне, Марсу или другим планетам. Чтобы это схема была оправдана, необходимо научиться перезаправлять и готовить ступень гораздо быстрее, чем SpaceX это делает сейчас c Falcon 9. Рекорд скорости повторного запуска первой ступени на сегодняшний день составляет 21 день. Чем Starship похожа на Space Shuttle? Концепция и той, и другой системы подчинена одной цели — существенно сократить стоимость космического запуска за счет повторного использования ракет.
Находясь в космосе корабль Starship открыл дверь отсека для полезной нагрузки, которая будет использоваться в регулярных запусках для развертывания спутников Starlink. В рамках контракта с НАСА компания также продемонстрировала передачу топлива в космосе, в ходе которой топливо перемещалось из одного бака внутри корабля в другой. После завершения полета корабль попробовал вернуться в атмосферу, но связь с кораблем была потеряна. По предварительным данным, корабль распался, не выдержав суровых условий нагрева и давления при возвращении на Землю. Команда миссии продолжит анализировать данные для модернизации корабля и подготовки к следующему испытанию.
В компании отметили, что Starship успешно стартовал с помощью всех 33-х двигателей Raptor ускорителя Super Heavy. Система благополучно осуществила разделение ступеней. Больше подробностей пока не приводится. Несмотря на то, что второй испытательный запуск системы нельзя назвать идеальным, в компании назвали его «впечатляющим» и отметили, что он позволит получить много новых данных для дальнейшей разработки ракетной системы. Ремонт площадки и другая техническая подготовка к новому запуску заняли 138 дней. Еще 71 день ушел на получение лицензии на запуск от FAA.
Кстати, в 1960-х гг. Оборонный подрядчик Douglas Aircraft представил Проект «Итака» — космический корабль, доставляющий 1200 солдат к месту назначения за час. Если «Старшип» успешно стартует 17 апреля, то во время полёта компания SpaceX полностью отработает все стадии орбитального полёта этой многоразовой системы: — примерно через 170 секунд после старта первая ступень Heavy Booster отделится и начнёт выполнять возврат — ступень должна приземлиться в Мексиканском заливе примерно в 32 км от берега; — после отделения от первой ступени включатся двигатели космического корабля-ракеты «Старшип» да, и система в целом называется «Старшип», и корабль отдельно называется «Старшип» , которые выведут аппарат на орбиту; — после почти полного витка вокруг Земли корабль начнёт свой спуск в атмосфере, чтобы приводниться к северу от Гавайев примерно через 90 минут после старта. Маск обнародовал свои планы насчёт этой ракеты ещё в 2018 году. Изначально она называлась как ещё одна ракета-носитель из его семейства космической техники — Big Falcon по аналогии с Falcon 1, Falcon 9 и Falcon Heavy. В то время он планировал облететь на этом корабле-ракете вокруг Луны к 2023 году, потом произвести высадку туристов на Луну, а потом уже и на Марс лететь. Но, как мы видим, 2023 год уже наступил, а «Старшип» ещё ни разу не летал на орбиту. Судя по текущему графику, если суборбитальные и орбитальные испытания пройдут успешно, SpaceX доставит астронавтов на Луну в 2025 году — NASA заявляет «Старшип» как резервный план, если с программой «Артемида» будут задержки. Ну а для начала «Старшипу» нужно удачно стартовать...
SpaceX запускает мегаракету Starship: смотреть онлайн
Менее чем через неделю после третьего тестового запуска Starship, SpaceX поделилась подробностями о том, когда может состояться следующее испытание. «Система Starship вернулась к лётным испытаниям и провела второй запуск со стартовой площадки в Starbase. Запуск ракетной системы Starship был произведен на площадке SpaceX Starbase, что расположена на испытательном космодроме в техасском Бока-Чика. Первый суборбитальный запуск корабля Starship на сверхтяжелой ступени Super Heavy должен был состояться около 16:00 по московскому времени со стартовой площадки в Бока-Чика. Хотя SpaceX была готова запустить Super Heavy и Starship почти год назад. 14 марта SpaceX выполнила третий испытательный запуск корабля Starship в связке с первой ступенью Super Heavy.
Ответ кроется в деньгах
- Вход в атмосферу
- Второй запуск ракеты Starship закончился неудачей
- SpaceX во второй раз запустила космический корабль Starship — Будущее на
- Подписка на дайджест
- Наши проекты
SpaceX запустила в космос Starship — самый мощный космический корабль в мире
Старт прошел в субботу и завершился неудачей. В компании пока не сообщили о причинах произошедшего, но подтвердили, что ускоритель столкнулся с неожиданной проблемой. Это был полноценный тест, несмотря на то что он происходил не на испытательном стенде. Он предоставит нам бесценные данные для продолжения разработки системы Starship», - говорится в официальном сообщении, опубликованном SpaceX. В компании отметили, что Starship успешно стартовал с помощью всех 33-х двигателей Raptor ускорителя Super Heavy. Система благополучно осуществила разделение ступеней.
Илону Маску не нужна принципиально неколонизируемая Луна, зато нужен колонизируемый Марс. NASA и «Роскосмосу» на данном этапе пилотируемые полеты на Красную планету не нужны абсолютно: это рискованная и тяжелая работа, имеющая смысл, только если вы человек определенного склада — типа Кортеса, Колумба, ну или их современного аналога южноафриканского происхождения. Среди администраторов государственных космических агентств таких людей, после ухода из этой сферы деятельности Королёва и фон Брауна, пока нет. Конечная цель Starship совсем не Луна, а транспортное обеспечение такой колонии на Марсе, которая могла бы подвергнуть его терраформированию с помощью суперпарниковых газов. Важно понимать, что с точки зрения затрат топлива, поднимаемого с Земли, полет Starship на Луну и на Марс «весит» вполне сопоставимо. На Марсе уже открыто множество зон с водяным льдом под поверхностью. По реакции Сабатье SpaceX планирует получать из этого водяного льда и СО2 марсианской атмосферы метан и кислород. Заправившись ими за период годичного пребывания экспедиции на Марсе, Starship сможет взлететь и вернуться на Землю. Из этого видно: дополнительные издержки на превращение полетов на Луну в полеты на Марс не так уж велики. И там, и там нужны внекорабельные скафандры. И там, и там нужны вездеходы, бурильно-исследовательское оборудование. Различие по стоимости между лунными и марсианскими миссиями даст в основном оборудование для электролиза воды получаемой из льда и реализации реакции Сабатье — для наработки кислород-метанового топлива Starship. Однако такое оборудование вполне реально создать за несколько миллиардов долларов, и работает оно, в норме, подолгу. Между тем стандартная миссия планетохода на Марсе обходится NASA примерно в те же деньги — три миллиарда долларов. С той лишь разницей, что оборудование для наработки топлива не обязательно возить на Красную планету каждым новым рейсом. Оставив его там, можно ограничиться подвозом запчастей для него с Земли — раз в несколько лет. То есть удельная стоимость дополнительного оборудования для полетов на Марс может оказаться даже ниже, чем необходимая для обеспечения работы марсоходов. У Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства Соединенных Штатов Америки не будет возможности отказаться от такого развития событий. Конечно, это не значит, что оно не попытается: Марс ему не нужен, поэтому NASA уже начало поиск правдоподобных в ушах политиков и иных, недостаточно знающих тему, людей отговорок от такого полета. В частности, в 2020-х агентство тихой сапой радикально изменило нормативы приемлемой радиационной нагрузки для своих астронавтов. Почему, ведь никаких новых данных по действию радиации на космонавтов нет, а имеющиеся указывают на оправданность современных норм? Откровенно говоря, наука пока слишком многого не знает о том, насколько опасна и опасна ли вообще радиация в малых дозах на длинных отрезках, то есть в таком виде, в каком с ней столкнутся люди при длительном пребывании на Марсе и Луне. На графике ситуация со смертность от рака на Тайване: внизу график людей из домов, случайно построенных с кобальтом-60.
Оставив его там, можно ограничиться подвозом запчастей для него с Земли — раз в несколько лет. То есть удельная стоимость дополнительного оборудования для полетов на Марс может оказаться даже ниже, чем необходимая для обеспечения работы марсоходов. У Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства Соединенных Штатов Америки не будет возможности отказаться от такого развития событий. Конечно, это не значит, что оно не попытается: Марс ему не нужен, поэтому NASA уже начало поиск правдоподобных в ушах политиков и иных, недостаточно знающих тему, людей отговорок от такого полета. В частности, в 2020-х агентство тихой сапой радикально изменило нормативы приемлемой радиационной нагрузки для своих астронавтов. Почему, ведь никаких новых данных по действию радиации на космонавтов нет, а имеющиеся указывают на оправданность современных норм? Откровенно говоря, наука пока слишком многого не знает о том, насколько опасна и опасна ли вообще радиация в малых дозах на длинных отрезках, то есть в таком виде, в каком с ней столкнутся люди при длительном пребывании на Марсе и Луне. На графике ситуация со смертность от рака на Тайване: внизу график людей из домов, случайно построенных с кобальтом-60. Вверху такой же график для тайваньцев в целом. Из этих измерений сотрудники агентства узнали , что уровень этот невысок — ниже тогдашних допустимых значений NASA. До поры до времени это никого не беспокоило: лететь на четвертую планету все равно было не на чем. Но в 2020-х стало ясно, что корабль для Красной планеты вполне может стать реальностью. И в этот же момент NASA пересмотрело свои радиационные нормы так, чтобы туда «влезали» полеты на Луну, но не влезали полеты на Марс. Казалось бы, налицо весомая административная победа: любые предложения SpaceX использовать Starship для этой цели теперь надежно заблокированы. Однако на практике Маск не раз публично отмечал, что уровень радиации в марсианской экспедиции вполне приемлем. Его компания уже начала готовить собственный отряд астронавтов. NASA не сможет запретить им полет. А раз так, и самому ведомству не избежать такого полета. Ни один политик не поймет ситуации, когда американское государство дает NASA 20 миллиардов в год, а на другой планете вместо весьма богатого агентства высадится — за меньшую в несколько раз сумму — совсем не оно. Из этого следует, что высадку американцев на Марсе в 2030-х может сорвать разве что отъем у Илона Маска бизнеса за его недостаточно соответствующие «линии партии» взгляды по вопросам трансгендеров и Украины. Такой отъем, конечно, возможен — собственно, он давно уже обсуждается в США, где многих выводит из себя наглость Маска иметь собственное, недостаточно партийное мнение. Но все-таки это сомнительный сценарий. Отнять бизнес у главы SpaceX можно, но если его при этом не убить, нельзя гарантировать, что он не выедет в Китай.
В апреле прошлого года при взлёте случился сбой в двигателях Raptor и повреждение пусковой площадки в Техасе. Второй запуск Starship был осуществлён в ноябре 2023 года. Тогда ни один из двигателей не вышел из строя, и ракета почти достигла своей целевой скорости. Однако утечка топлива привела к саморазрушению Starship над Мексиканским заливом. Тем не менее двигатели Raptor проявили себя наилучшим образом уже дважды. Это подтверждает, что конструкция этих сложных двигателей, разработанных SpaceX, становится всё более надёжной и зрелой, если так можно выразиться. SpaceX смогла устранить проблемы и повысить надёжность Raptor. На пути к цели В ходе тестового запуска Илон Маск написал в своей социальной сети Х эмоциональное сообщение: «Starship достигла орбитальной скорости! Поздравляю команду SpaceX! В частности, провели испытание люка грузового отсека корабля. В будущем через него планируется выпускать спутники на орбиту Земли. Также представители компании отметили, что была успешно реализована перекачка жидкого кислорода между двумя резервуарами внутри ракеты. Передача сотен тонн сверхохлаждённого топлива, дозаправка на орбите Земли сэкономит время и деньги при запуске. Тем не менее несколько целей остались невыполненными. Так, первая ступень Super Heavy упала в воды Мексиканского залива через 7 минут после старта. Система торможения не сработала должным образом, часть из 13 центральных двигателей вышла из строя. Ступень стала бесконтрольно вращаться, потеряла связь с управлением и разрушилась.