это слово, которое на кавказском языке часто используется для обозначения чеченцев - народа, который проживает в Чеченской Республике на.
Что такое нохчи на чеченском языке
ИА Чеченинфо rss2lj. Чеченцы убеждены, что их название «нохчи» буквально переводится как «народ Ноя». Слово «нохчи» очень распространено среди носителей чеченского языка и тех, кто интересуется культурой чеченского народа.
Откуда пошло самоназвание чеченцев - нохчий?
Чеченцы считают, что быть нохчи — это значит быть честным, справедливым и открытым. Это слово также имеет отношение к духовной и этической составляющей жизни человека. Чеченцы гордятся тем, что они нохчи. Для них это не просто слово, а символ их национальной идентичности.
Эта кочевая жизнь оказала сильное влияние на культуру и образ жизни нохча. Важность семьи. Семья является основой и центром жизни для нохчаев. Они ценят семейные узы и уважение к старшим, и семейные отношения играют важную роль в их обществе. Традиционные ценности и нормы, такие как брак по договоренности и многодетные семьи, также широко распространены среди нохча.
Военная традиция. Нохчаевская культура получила сильное влияние от долгой и сложной истории борьбы и военных конфликтов. Военная традиция является важной частью нохчаевской культуры и проявляется в форме героических баллад и эпических поэм, передающих историю и подвиги национальных героев. Религиозный образ жизни. Ислам является основной религией нохча, и религиозные обряды и практики играют значительную роль в их повседневной жизни. Нохчаевская культура обогащена религиозными обычаями и традициями, которые проявляются в молитвах, празднованиях и почитании святых мест. Гостеприимство и честь. Нохчаевская культура славится своим высоким уровнем гостеприимства и уважения к чести.
Нохчаеве всегда готовы принять гостей, сделав их как можно более комфортными и уважая их. Честь и достоинство играют важную роль в нохчаевском обществе, поэтому люди стремятся сохранять свою честь и уважение и защищать свою репутацию. Эти особенности образа жизни нохча делают этот народ уникальным и интересным для изучения и взаимодействия. Семейные ценности и традиции Семья считается основным социальным институтом исходя из структуры общества.
История народа нохчи богата событиями и перипетиями. Они прошли через множество эпох и культурных изменений. Нохчи боролись за независимость и свободу, неоднократно подвергались захватам и насилию со стороны различных сил. В XX веке во время Второй мировой войны и во время Кавказской войны многие нохчи были вынуждены покинуть свои дома и оказаться в других регионах. В настоящее время народ нохчи стремится сохранить свою идентичность и культуру, одновременно развиваяся в современном мире. История народа нохчи В прошлом, народ нохчи был включен в состав различных государств и империй, таких как Золотая Орда, Шамхалат, Кавказское княжество и другие. Однако, на протяжении многих веков, нохчи сохраняли свою культуру, традиции и язык, все это время сопротивляясь колонизации и ассимиляции. Самым трагическим событием в истории народа нохчи является Чеченская война, которая началась в 1994 году после обрыва договора о федерации между Чеченской республикой и Российской Федерацией. За 10 лет войны народ нохчи столкнулся с гражданскими страданиями, жестокими репрессиями и массовыми нарушениями прав человека. Этот конфликт оставил глубокие раны в душе народа нохчи и стал основой для формирования их национальной идентичности. Сегодня народ нохчи живет в России, но их культура, традиции и язык продолжают быть важными элементами их национального самосознания. Они стремятся к сохранению своей идентичности, развитию образования и культуры своего народа.
Что примечательно, участвоваших наказали крайне мягко даже никого не расстреляли , в отличие от других «несогласных» в Новочеркасске и Норильске примерно в те же годы. В конце 80-х нохчи, как и многие другие малые народности , начали окукливаться в какое-то подобие национального движения и даже решили запилить себе собственное государство. Похожие процессы проходили во многих областях и весях тогда ещё СССР [4]. Грубо говоря, человек достаточно образованный, понимающий, с кем он имеет дело и что ему за это будет. В 1991 Чечня стала даже исключением, единственной из всех не-республик проведя у себя референдум за отделение от СССР и даже, похоже, его выиграв хотя результаты могут оспариваться из-за альтернативной арифметики , применявшейся на выборах. Возможно, отделись Чечня в тот момент, на этом бы всё и закончилось: вменяемость Дудаева находилась на среднем по палате уровне, а Республика Ичкерия, несмотря на дело о фальшивых чеченских АВИЗО и прочие весёлости, в плане криминала ещё не так сильно отличалась от того же Донецка или Грузии. При РФ GTA по-нохчински Мечта каждого нохчи В 90-е годы гордый войНахский народ гордо желал Рашке побыстрее сдохнуть, обещая после этого прийти в Нерезиновск , после чего традиционно со времён Шамиля предполагалось ознакомительное посещение Турции и всей Европы. Закончилось это двумя маленькими победоносными войнами в 1994 и 1999, которые из-за продажности жирных генералов и тотального раздолбайства стали не такими уж и маленькими и не такими победоносными. Следует понимать, что чеченские войны шли волнами, и ситуация, казавшаяся относительно разруливаемой в начале 90х, перешла в треш, угар и содомию уже к середине 2000х. Первую Чеченскую войну начал всё же господин Ельцин. Это выглядело как вполне обоснованный ответ на некоторый экстерминатус, который русским в Чечне устроили лучшие представители чеченского народа — однако не следует забывать, что времена располагали к тому, чтобы закрыть глаза на этот самый экстерминатус практически во всех остальных не-славянских республиках СССР, особенно в той же газообильной Туркмении. Не то чтобы это было нормально — просто как бы в порядке вещей. Причины были поинтереснее , скажем лишь, что остальные чеченцы никак не ожидали, что их начнут утюжить танки и самолёты вчера ещё своей армии. Соответственно, неким товарищем Грачёвым был устроен эталонный просёр всех полимеров , в процессе чего бывший советский генерал-майор и относительно светский фюрер Джохар Дудаев отправился в страну вечной охоты путём довольно хитрого плана с применением авиации и сумрачного российского гения, забабахавшего прибор, который наводился по сигналу спутникового телефона , и влияние разного рода исламистов которые были относительными маргиналами в конце 80-х и жили на деньги исламских фанатиков преимущественно из Саудовской Аравии резко усилилось. Сделка, которую заключили по состоянию на середину 90-х господа Березовский и Масхадов, была едва ли не худшей из возможных: с одной стороны, Чечня оставалась в составе России, но с другой — фактически, никак не контролировалась, поэтому криминал, который там и так вполне зримо присутствовал, расцвёл пышным цветом. К 1999 году Второй Чеченской ситуация неслабо поменялась: ко власти в Чечне окончательно пришли или отморозки-ваххабиты при том, что традиционным ответвлением ислама для тех мест является суфизм , или ребята, которые рубили бабки даже не на криминале, а на криминальном беспределе. Соответственно, Вторую Чеченскую развязали уже сами озверевшие чечены, решив, что небольшое расширение территории не повредит. За что и получили по рогам — от свежевыпеченного Миста Путина. В целом, итоги Второй Чеченской можно было бы назвать позитивными, если бы не два «но»: активное выпиливание всех относительно вменяемых лидеров ещё дудаевской закалки и убийство Ахмата Кадырова тоже вменяемого мужика, но — увы!
О происхождении названий и самоназваний Чеченцев и Ингушей
В свою очередь, аккадский герой Утнапишти был «срисован» с шумерского героя по имени Зиусудра. Причем, дело не ограничивалось простой заменой имен главных действующих героев — людей и богов. Каждая новая редакция вносила существенные интерпретации и в идейную основу самого предания. Причем, эти интерпретации коснулись и шумерского предания, которое дошло до нас в одной из наиболее поздних языческих версий. Нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что за почти двух тысячелетнюю историю Шумера существенную трансформацию претерпели и верования самих шумеров. Многобожие распространилось среди населения Междуречья значительно позже. И, как уже отмечалось нами, дополнительную путаницу в современные представления о верованиях шумеров внесло также неправильное прочтение клинописных текстов, в результате чего имена-эпитеты Всевышнего принимались за имена отдельных богов. Надо полагать, что самая ранняя версия предания о потопе рассказывала о трагических событиях, связанных с острейшим конфликтом внутри самого шумерского общества, в который оказались вовлечены последователи Единобожия и поклонники языческих культов. И, судя по дошедшим до нас историческим фактам, наказание в виде потопа лишь на время остановило распространение язычества среди населения Междуречья. Со временем язычники вновь составили большинство в шумерском обществе, что и отразилось в позднейших версиях предания о потопе, которое почти полностью превратилось в языческую легенду.
Согласно этой легенде, инициатором потопа явился бог Энлиль, которого, якобы, раздражал шум, производимый людьми, а в роли спасителя человеческого рода выступил другой представитель шумерского божественного пантеона — Энки, предупредивший Зиусудру, правителя города Шуррупака, о надвигающемся бедствии. Между тем, даже в этом, почти полностью языческом по форме предании, можно без особого труда обнаружить элементы Единобожия. Точно таким же именем-эпитетом является и имя Энлиль, в основе которого лежит чеченское Элин Эла — «Господь пророков». Между прочим, шумерские предания приписывают Энлилю способность насылать на провинившихся перед ним не только воды потопа, но и людской потоп. Так, в отместку за безбожные действия аккадского царя Нарамсина, выразившиеся в разрушении святилища Энлиля в городе Ниппур, мстительный бог язычников наслал на страну народ кутиев, выведя его из гор, прилегающих к равнинам Междуречья. Нашествие кутиев шумерские предания сравнивают с разрушительным наводнением хи даитина , называя это бедствие «потопом Энлиля». Интересно, что имя царя, вызвавшего своими действиями столь страшное наказание, вполне поддается расшифровке при помощи чеченского нохчи языка: Нарамсин — это не что иное, как чеченское выражение хьарам син — «грешная душа». Как уже говорилось, до составителей Библии шумерское предание о потопе дошло в наиболее поздней вавилонской редакции, которая была изменена ими в соответствии с откровениями в духе Единобожия, полученными более поздними пророками. Коран, который говорит о локальном характере наводнения, обрушившегося на Междуречье в глубокой древности, не случайно подчеркивает, что ковчег пристал к горе с названием Джуди — это слово в переводе с арабского означает просто «вершина».
Гор с таким или схожим названием немало в ареале распространения арабского языка, в том числе и на территории современного Ирака и Сирии. Одним словом, найти гору Джуди совсем нелегко, тем более, что, как указывают современные переводчики Корана, звуки дж и к в арабском языке взаимосвязаны, благодаря чему «Джуди», «Гуди» или «Куди» легко переходят друг в друга. Видимо, под влиянием Иосифа Флавия и целого ряда других авторов первых веков новой эры, отдельные энтузиасты из числа ранних христиан на поиски библейского ковчега отправлялись не к Арарату, а в горы Курдистана, прилегающие к месопотамской равнине. Так, согласно одной из довольно распространенных версий, вершина Джуди, к которой пристал ковчег — это гора Джуди-Даг, расположенная к северо-западу от реки Большой Заб один из притоков Тигра и к югу от озера Севан. В качестве возможного места, где ковчег впервые опустился на сушу, называют также гору Карду, которая находится недалеко от озера Ван, на территории современной Сирии. При этом указанная местность называется «горы Кордуйан». Нам представляется, что топоним Кордуйане можно вывести из чеченского выражения керла дуьне — буквально «новый мир» имеется в виду новый мир, возникший после потопа. Как видим, надежно локализовать вершину Джуди даже на ограниченной территории вокруг Междуречья не удается. С точки зрения последователей Ислама это не так уж и важно, поскольку масштабы потопа ограничивались одним регионом и не угрожали всему человечеству.
Не важно, как называлась эта вершина — важно то, что с нее началось возрождение жизни в тех местах, что были опустошены бедствием. И, как всегда, для правильной расшифровки слова джуди нам поможет знание чеченского нохчи языка. Сразу два таких совпадения вряд ли могут быть случайными. Довольно широкое распространение получила версия, согласно которой топоним Арарат образовался от чеченского нохчи выражения арара латта, которое может иметь два значения. Нам представляется, что подобное название по смыслу трудно соотнести с одной из высочайших вершин Кавказа. Вспомним, однако, что оригинальный текст Библии говорит не об Арарате, а о горах Урарту как о месте, где пристал к земле Ноев ковчег. То, что Библия называет именно Кавказ местом, первым вышедшим из вод всемирного потопа, вполне объяснимо даже с точки зрения формальной логики. Составители Библии просто не знали других гор, которые были бы выше Кавказских. Однако гора Арарат 5165 м над уровнем моря , возвышающаяся над Южным Кавказом и на которую чаще всего указывают христианские авторы, далеко не самая высокая вершина на всем Кавказе.
Пальма первенства по высоте принадлежит сдвоенной вершине Эльбруса 5642 м , расположенной довольно далеко от исторических границ государства Урарту. В частности, эту легенду записал известный французский писатель А. Дюма, когда в середине XIX века путешествовал по Кавказу. Менее убедительной, но все же интересной представляется и другая версия, также связанная с чеченским нохчи языком. Кстати, и кавказский Эльбрус когда-то почитался местными горцами как место обитания языческих богов, хотя само название, скорее всего, появилось гораздо раньше, во времена изначального Единобожия.
Исторический путь народа нохчи насчитывает несколько тысячелетий. Нохчи жили на территории, которая сейчас является частью России. Нохчи имели сложные отношения с соседними народами.
Они вступали в конфликты с империями, пытавшимися подчинить их. Войны с Российской империей и Советским Союзом оказали серьезное влияние на жизнь народа. Нохчи продолжают бороться за свои права и самоопределение. Период под властью империй В течение своей истории народ нохчи был под властью различных империй. Одной из наиболее значимых была империя Руси, которая оказала существенное влияние на формирование культуры и традиций этого народа. В это время нохчи активно взаимодействовали с русскими, усваивали новые знания и опыт, принимали и предавали свои традиции. Особую роль в истории нохчей сыграла также Османская империя. Под ее влиянием формировались многие аспекты культуры, языка и верований народа.
Османская исламская традиция требовала нохчеев следовать строгим правилам и нормам поведения, а также активно пропагандировала турецкую культуру и язык. Эта эпоха оказала сильное влияние на народ, однако в то же время сохранение и своя традиционная культура и язык нохчи также были очень важны. Период под властью империй стал периодом значительных изменений для народа нохчи. Важно отметить, что нохчи не только подпадали под влияние империй, но и активно противостояли им. Это были эпохи потерь, борьбы и выживания, но именно они помогли народу нохчи сохранить свою культуру, традиции и язык на протяжении веков. Новейшая история: советский и постсоветский периоды В советский период и в период после распада СССР нохчи столкнулись с множеством вызовов и изменений. Во время Советского Союза они сталкивались с политическим преследованием и репрессиями. В 1944 году советские власти провели депортацию народа чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Казахстан, обвинив их в предательстве во время Великой Отечественной войны.
Это стало одним из самых трагических событий в истории народа, и его последствия ощущаются до сих пор. После распада СССР в 1991 году, Чечня объявила независимость от России, что привело к вооруженному конфликту между чеченскими сепаратистами и российскими вооруженными силами.
Современные обычаи и традиции, Мужской этикет Основные нормы поведения чеченского мужчины отражает понятие "нохчалла" - см. Но для отдельных бытовых ситуаций также существуют сложившиеся веками традиции и обычаи.
Они нашли отражение в чеченских пословицах и поговорках о том, как должен вести себя хозяин, муж, отец: Немногословие - "Не знаю, нет - одно слово; знаю, видел - тысяча слов". Неторопливость - "Быстрая речушка до моря не дошла". Осторожность в высказываниях и в оценках людей - "Рана от шашки заживет, рана от языка - нет". Выдержанность - "Несдержанность - глупость, терпение - воспитанность".
Сдержанность - основная характеристика чеченского мужчины практически во всем, что касается его домашних дел. По обычаю, мужчина не будет даже улыбаться жене при посторонних, не возьмет при посторонних ребенка на руки. Он очень скупо отзывается о достоинствах жены, детей. При этом должен строго следить, чтобы на жену не пали никакие мужские дела и обязанности - "Курица, начавшая петь по-петушиному, лопнула".
Чеченец как на особо тяжкое оскорбление реагирует на нецензурную брань, особенно если в ругательстве фигурирует женщина. Это связано с тем, что самый большой позор, если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной. В республике хоть и редко, но имелись случаи самосуда над женщинами за вольное поведение. В понятие мужской красоты чеченцев входят высокий рост, широкие плечи и грудь, тонкая талия, худощавость, быстрая походка.
Особенную, знаковую нагрузку несут усы - "Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов! Вот так усы регламентируют поведение чеченского мужчины! И еще одно. Рассказывают, что идущего сдаваться в плен предводителя восставших горцев Шамиля несколько раз окликнул его верный сподвижник.
Но Шамиль не обернулся. Когда потом его спросили, почему он не обернулся, он ответил, что его застрелили бы. Особые цифры - 7 и 8 В одной из чеченских сказок говорится о юноше Султане, ухаживавшем за девушкой ровно 8 лет. Грудному ребенку, по чеченским обычаям, нельзя показывать зеркало до восьмимесячного возраста.
В вайнахском варианте мифа об Адаме и Еве первые мужчина и женщина разошлись в разные стороны, чтобы найти себе пару; Ева сказала, что на своем пути она перешла через восемь горных хребтов. Чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии. Мужчине обязательно знание семи предков. Эти примеры показывают, что с женщиной чеченцы ассоциируют цифру 8, а с мужчиной - цифру 7.
Семерка состоит, по существу, из единиц. Восьмерка же, состоящая из четырех двоек иначе - из пар отражает материнство, принцип порождения себе подобного. Таким образом, цифровая символика показывает пришедшее из глубокой древности особое, превалирующее место женщины в обществе по сравнению с мужчиной. Это же подчеркивает и известная чеченская пословица: "Портится мужчина - портится семья, испортится женщина - портится весь народ".
Чеченцы придают особое значение наследственности по женской линии. Так, выражение "материнский язык" употребляется, когда отмечают достойное поведение человека, а выражение "материнское молоко" - когда осуждают за неблаговидный поступок. Взаимопомощь, взаимовыручка При встрече каждый чеченец первым делом спросит: "Как дома? Все ли живы, здоровы?
В те времена суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву; всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины-кормильца.
Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники. Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье.
Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа - его горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо - и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане. Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях, в том числе и о несчастьях.
И первым делом по приезде он идет выражать соболезнования. Гостеприимство Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа - символом воинской доблести - в одной руке и с куском сыра - символом гостеприимства - в другой. Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту.
Хизриев 1979, c. Здесь на странице 499 приведена выдержка из «Книги о законах стран» сирийского философа, богослова и поэта II века н. На данной территории Дагестана жили Жужане-авары , придётся ответить и на этот трудный вопрос о разных многочисленных жужжанях... Гота - плуг. Нух - термин обозначающий нижнюю подвижную челюсть животного, из нижней челюсти животного делали «Соху». Соха - орудие для вспашки с зубьями сошниками , которые и разрезают землю. Это весьма примитивное орудие, предназначено для почвы пойм..! Гота - ингушский плуг.
Плуг имеет широкий лемех с отвалом, он не только прокладывает бороздки, но также рыхлит землю, делает ее более мягкой, что облегчает прорастание семян и снабжение из влагой М. Клапрот: В описании событий Х в. Сами массагеты называют себя готами -"готаг". Иордан Get. Gothos esse» — «геты являются и готами», «геты — то же, что и готы». Прокопий Кесарийский сообщает следующее: "В прежнее время готских племен было много, и много их и теперь... В прежнее время, правда, они назывались савроматами и меланхленами... Некоторые называли эти племена гетами...
Все они ариане и говорят на одном языке, так называемом, готском... Греческий автор второй половины II в. Захария Митиленский: "... Гутиев-Кутиев Южный Кавказ , одни ученые связывают с кавказцами, а другие, как например, Жюль Опперт, с германцами. Чеченский историк Арби Вагапов по поводу этнонима «чечен».
Глава 7. Нох и его потомки – первые послепотопные жители Кавказа
Нохчи – это народ, проживающий на северо-востоке Кавказа, в основном на территории Чеченской республики. История чеченского народа (народа нохчи). Перечень древних (первичных) тайпов. Айткалой. Согласно родовому тептару представители тайпов айткхалой, сесаной и ишхой являются потомками некоего Сада, который пришел из Нашха и обосновался в местечке ГӀудукх. Нохчи являются одним из индоевропейских народов, родственных ингушам, адыгам и другим народам Кавказа.
Кто такие нохчи
Термин Нохчи, в ингушском языке означает материнское родство.. Шучи, Мохчи, Нохчи.. Шучи-двоюродные братья по матери, Мохчи - троюродные братья по матери, разница между которыми буквальная, Мохчи - обязаны быть рядом в трудную минуту, от корневого слова Мо.. Нохчи - не имеют конкретных обязанностей как родственники, но не менее важен смысл термина, поскольку касался хлеба и выживаемости народа..
Нохчи - дружина из кровных родственников совместно на равнине выращивали зерновые.. В дагестанских языках где хлеб с равнины имел чрезвычайный интерес, термин Нохчи также связывают с земледелием. Нох-лемех, Чи - человек.
Разумеется не факт, что все современные чеченцы имеют отношение к данной этимологии. Нохчи - братство земледельцев, ингушские общества, чьё название перенесено на поздних чеченцев, как это случилось в Грузии с термином «кисты». Пример топоним Фуртог Ингушетия , термин элеватора, место складирования, хранения хлеба..
Здесь прослеживается прямая аналогия способов хранения зерна у античных народов 1 тыс. На Кипре и Мальте зерновые ямы выдалбливали в известняке Вайнахи издавна занимались земледелием. Хлебопашество долгое время было для них основным источником существования.
Земледелие у Нохчи чеченцев было на весьма высоком уровне. По свидетельству очевидцев у чеченцев, живших в притеречных районах, неурожаев почти не было: «…обыкновенная жатва вознаграждала в 10 и 15 раз». Пшеница, кукуруза, просо, ячмень-тут поднимаются тесными стенами» Стремясь подчеркнуть достаточно высокий уровень развития земледелия у чеченцев, У Лаудаев предпринял попытку сравнить хозяйственные занятия чеченцев с соседними народами, в частности с кабардинцами.
Он пишет, что «…тогда как кабардинцы и другие племена…понятия не имели о хлебопашестве, чеченцы деятельно занимались им»10. Академик М. Покровский в своей работе, подчеркивая исключительную важность для дагестанцев чеченского хлеба, писал: «кто владел чеченской плоскостью, тот был хозяином и в горах Дагестана По свидетельствам очевидцев, ичкеринцы занимались хлебопашеством все, без исключения21 Н.
Вавилов в работе, специально посвященной земледелию Северного Кавказа, основанной на собственном полевом материале, отмечал, что нельзя понять эволюцию пшеницы и ржи без Кавказа. По его мнению, некоторые виды пшеницы, обнаруженные в горах, «отмечаются поразительной стойкостью к болезням».
Согласно исследованиям Ю. Дешериева, древнейшей формой слова было нахча, которое, согласно закону вторичного чередования под влиянием конечного о [-уо: ] перешло в нохчо. Значит, перед нами древнейшее упоминание самоназвания чеченцев — нохчи, сохранившее при передаче гласную «а» , что позволяет нам перевести этот термин от вайнахского слова «нах» — народ, люди.
Мука — различные виды муки, такие как пшеничная и кукурузная, также широко используются в национальной кухне нохчи.
Из них готовятся разнообразные хлебобулочные изделия, пироги, лепешки и т. Традиционные блюда: Шашлык — это одно из самых известных и любимых блюд национальной кухни народа нохчи. Готовится из кусков мяса, которые маринуются и затем жарятся на мангале. Хинкал — это вареники, которые заполняются мясной начинкой. Кушание хинкала считается особым обрядом, которое сопровождается определенными традициями. Згежжэ — это традиционный суп, который готовится на косточке.
В его состав входит мясо, овощи и пряности. Шапамакх — это блюдо, которое готовится из мяса, картофеля и лапши на курином бульоне. Кухня народа нохчи отличается богатством вкусовых сочетаний, разнообразием ингредиентов и уникальными способами приготовления блюд. Она олицетворяет культурные и традиционные ценности этого народа и продолжает передаваться из поколения в поколение. Религиозные обычаи Религия играет важную роль в культуре народа нохчи. Большинство нохчийцев исповедуют суннитский ислам, который стал основным религиозным направлением среди их общества с 18 века.
Религиозные обычаи являются неотъемлемой частью жизни нохчийцев и влияют на их повседневную деятельность. Одним из ключевых религиозных обычаев у нохчийцев является выполнение пятиминутной молитвы, которая проводится пять раз в день. Мусульмане обращаются к Мекке во время молитвы и проводят ее в мечетях или домах. Молитва является важным средством поддержания духовной связи с Богом и защиты от сатаны. Еще одним важным религиозным обычаем является соблюдение поста, особенно во время месяца Рамадан. В этот месяц мусульманские нохчийцы воздерживаются от пищи и напитков с рассвета до заката солнца.
Пост в Рамадане считается одним из основных обязательств ислама и считается священным временем для мусульманских нохчийцев. Также в религиозных обычаях народа нохчи присутствуют паломнические поездки в Мекку, чтобы совершить хадж. Хадж — это одно из пяти столпов ислама и является обязательным для каждого мусульманина, который позволяет им совершить священное путешествие к религиозным местам и исполнить ритуалы, установленные пророком Мухаммедом. Религиозные обычаи народа нохчи включают также чтение Корана, исполнение духовной музыки назыр , обращение к духовным наставникам шейхам для получения совета и помощи, а также применение амулетов и молитвенных бус для защиты от зла. Религиозные обычаи народа нохчи являются неотъемлемой и важной частью их культуры и традиций. Они формируют и поддерживают духовные ценности и веру в Бога, а также способствуют поддержанию взаимопомощи и солидарности в обществе нохчийцев.
Танцы и музыка Танцы и музыка играют важную роль в культуре народа нохчи. Они являются важным средством выражения национальной идентичности и передачи традиций. Традиционные танцы нохчи имеют свою уникальную особенность и символику. Они отражают душевное состояние и настроение танцующих, а также передают историю и мифологию народа.
Хотя, я решил дать вам здесь несколько вариантов трактовки слова «нохчи».
Интересное объяснение я вычитал в одной из социальных сетей. Смысл сводился к тому, что идут споры по поводу того, как правильно произносить — «нОхчи» или «нАхчи». Ответ одного пользователя мне очень понравился: «Это тоже самое, что сравнивать Израиль и Исраиль». Кстати, прочитайте статью о моем путешествии в Израиль — здесь. Далее он дает развернутый ответ к каждой букве: НА — означает мать.
Ведь, если перевести на чеченский язык слово мать, то оно будет «нана», то есть, НА — это сокращенный вариант. Х — на чеченском — это «твой», «ты», «ваша» и так далее. Ч — дом, родной очаг, ущелье. Самое интересное, что тут приведены для примера названия некоторых населенных пунктов в Чечне — Мартан-чу, Гихи-чу и другие. И — переводится, как «это».
В итоге получаем следующее значение слова «нАхчи» — «родной очаг — это мать твоя»! Конечно же, интересное мнение, но оно никакими научными данными не подкреплена, поэтому предлагаю обратиться к более достоверным источникам. Кавказские народы всегда были любопытным объектом для исследований, поэтому недостатка информации в этом вопросе нет. Например, когда я писал статью «История вайнахов» , то столько литературы набралось, что выбирать самое главное было для меня сложной задачей. Большинство ученых и историков в Чечне и за ее пределами придерживаются такого мнения, что слово «нохчи» дословно переводится как «народ Ноя».
Семантика слова состоит из двух составляющих — «нох» и «чи». На чеченском языке имя пророка Ноя звучит как «Нох», поэтому данный момент ни у кого не вызывает сомнений. Но, в отношении частицы «чи» в последние годы появились самые различные толкования. Самое интересное, что раньше практически никто не придавал особого значения смысловой нагрузке частицы «чи». Но, самые авторитетные исследователи утверждают, что частица «чи» переводится как «народ» или «люди».
Что такое нохчи на чеченском
Кто такие НОХЧИ? Нохчи-Чеченцы считают Ноя — своим отцом и пророком. В стране и в мире нет единого устоявшегося мнения о том, кто такие чеченцы, вайнахи, нахи. Для мужчины большое оскорбление, если кто-кто прикоснется к его папахе. Новости организаций.
Нохча по чеченски: Кто это?
История народа нохчи В прошлом, народ нохчи был включен в состав различных государств и империй, таких как Золотая Орда, Шамхалат, Кавказское княжество и другие. Однако, на протяжении многих веков, нохчи сохраняли свою культуру, традиции и язык, все это время сопротивляясь колонизации и ассимиляции. Самым трагическим событием в истории народа нохчи является Чеченская война, которая началась в 1994 году после обрыва договора о федерации между Чеченской республикой и Российской Федерацией. За 10 лет войны народ нохчи столкнулся с гражданскими страданиями, жестокими репрессиями и массовыми нарушениями прав человека.
Этот конфликт оставил глубокие раны в душе народа нохчи и стал основой для формирования их национальной идентичности. Сегодня народ нохчи живет в России, но их культура, традиции и язык продолжают быть важными элементами их национального самосознания. Они стремятся к сохранению своей идентичности, развитию образования и культуры своего народа.
Культура и традиции нохчен Одним из важнейших аспектов нохченской культуры является передача и сохранение традиций и знаний через поколения. Старейшины семьи имеют важное значение в нохченском обществе: они передают мудрость, религиозные и нравственные ценности, занимаются обучением детей и организацией различных обрядов и торжеств. Музыка и танцы занимают особое место в культуре нохчен.
Нохченская музыка начала свое существование в глухих деревнях горных районов Кавказа, и она проникла в сердца многих людей своей силой и выразительностью. Традиционные музыкальные инструменты, такие как баян, гармонь, саксофон и другие, используются для создания уникальных мелодий и ритмов.
Входит в тухум Нохчмахкалой. Могильная плита XIX века в горном Курчали. На камне арабской вязью высечено генеалогическое древо тайпа Курчалой. Генелогическое древо курчалойцев из Нашха пришёл Кушул. Легенда гласит, что Кушул из Нашха переехал и остановился в местечке, которое называется Курчалах Юртаче Куьрчалахь Юьртачоь. Было у него 3 сына: Шаа, Телип, Курчалхан. Кхархой - один из чеченских тайпов, представители которого являются выходцами из тукхума овхой, тайп расселён в основном на северо-западной части Дагестана. В Ингушетии существует тайп с похожим названием Корахой Кхорхой.
По мнению Асрудина Адилсултанова, Кхархой-Мохк переводе с чеченского значит «Земля кхархойцев» - так назывались обширные территории, которые находились в нижнем течении реки Сулак, простираясь до самого Каспийского моря, особо - левобережье реки Сулак. Эти земли разделялись на Гочкъар-Мохк и Къоци-Мохк. Майстой - один из чеченских тайпов, не входящих в девять традиционных тухумов. В древние времена был расселен на юге Чечни в области Майста, и поэтому майстой были тесно связаны как с вайнахскими тайпами так и с грузинскими, хевсурами и пшавами. В народных преданиях чеченцев Майсты считается ведущим культурным и общественно-политическим центром, а представители тайпа лучшими строителями жилых и боевых башен. Мамакаев считал, что, в Майсты съезжались старейшины чеченских тайп для выработки норм обычного права и для совещания по вопросам внешних отношений. Сохранились, и материальные остатки Майсты - многочисленные руины старинных башенных поселений, разбросанные по окрестным склонам, а также обширный некрополь, состоящий из нескольких десятков наземных и полуподземных склепов. Мержой - тайп, входящее в историческую вайнахскую народность орстхойцев, с которой составляют компонент в этногенезе ингушей и чеченцев. Наряду с другими «горскими землицами» здесь встречается название «Мерези», которое Е. Кушева убедительно сопоставляет с именем «Мереджой», встречающемся в литературе XIX века.
Сведения XVII века являются вообще первыми документальными свидетельствами о народности орстхойцев. Мулкой - небольшой чеченский тейп, расселенный в горах Шатоевский район. В исторических документах 1619 года. Также упоминается общество Мулкъой - Мерезинские и шибуцкие люди - Тшанские и Mулкинские люди. В Мулкъое добывали помимо свинца, в незначительном количестве и серебро. На протяжении XVII века чеченское общество Мулкъой играло немалую роль в установлении связей, торговли и сотрудничества Аргунских обществ с соседними народами. Из ранних российских источников известно, что «в 1618 году люди кабардинского князя Сунчалея ездили по важному делу в общество Мулки - Мулкой». В 1619 году состоялся крупный поход объединенных сил северокавказских народов и России против ногайских татар, разоривших и пожегших многие притеречные улусы. В письме кабардинского князя Алегука воеводе Н. Вельяминову сообщается, что сообщества чеченцев - Мережей, Шатоевцев, Мулкойцев и другие соседние общества готовились в поход на орду больших ногайцев.
В исторических документах Мулкъой упоминается, как вольное общество. Нашхой - Нашхо - местность, считающаяся родиной "чистых тейпов". Иногда все население Нашхо причисляется к одному тейпу. Вероятно, в период распространения христианства среди нахских народов, Моцарой некоторое время был центром этой религии для обществ Нашхой, Аккий, Галай и Ярхой. Позднее, с приходом ислама, здесь была построена мечеть. В статусе политически значимого селения Моцарой можно считать некой столицей области Нашха. Нижалой - один из старинных чеченских тайпов, который входит в тукхум чеберлой. Управлялись собственными старшинами. Общество ислам приняло позже середины XVII в. Зачастую Нижалой объединяют с союзом Чеберлой.
Нихалой — старый тайп. Входит в тукхум Нишалой. Орстхой - В традиции чеченской этноиерархии считается одним из девяти исторических чеченских тухумо, в ингушской традиции - одним из семи исторических ингушских шахаров. К 18 веку орстхойцы расселились из Орстхой-Мохк севернее - в долину реки Сунжа, и сформировали военно-политический союз, бывший одним из самых крупных вайнахских вольных обществ.
Одно из правил так и гласит: «Смерть къонаха должна быть такой же достойной, как и его жизнь». А какой должна быть жизнь къонаха — написано в остальных законах. О пяти из них Леча Ильясов рассказал подробно. Закон гостеприимства «Закон гостеприимства для къонаха священен.
Къонах, не сумевший защитить своего гостя, обречен на позор и презрение. Поэтому жизнь и свобода гостя для него дороже собственной жизни. Но он не несет ответственности за гостя, совершившего преступление». Но преступник на Кавказе никогда не пользовался защитой этого закона, и хозяин не прятал его от возмездия. В таких случаях къонах не задерживал гостя с целью выдать его, но он также не мог и позволить ему остаться. Поэтому глава дома велел покинуть его кров. Согласно обычаям, хозяин не несет ответственности за преступника и не должен укрывать его от возмездия. Это хорошо описывается у Лермонтова в поэме «Беглец», где черкесский юноша по имени Гарун струсил и сбежал с поля боя.
Когда он вернулся, никто в родном ауле не желает его принимать, даже родная мать: «Молчи, молчи! Не омрачу я стары годы, Ты раб и трус — и мне не сын!.. Такие случаи были, когда друг не принимал друга, совершившего преступление. Считалось, что он поступил как къонах, если не стал укрывать злодея. На чужбине «В чужой стране къонах должен не только соблюдать ее законы, но и уважать обычаи и традиции и следовать им в той мере, в какой это не задевает его национального достоинства и конфессиональных убеждений. Ведь по нему судят и о нации, которую он представляет». Фото: Наталья Львова — Основа чеченской нравственности — быть максимально сдержанным. Стремиться уладить любой конфликт мирно, даже если ты сильнее.
Впрочем, в современном кавказоведении в обозначении ингушей и чеченцев принято использовать термин «вайнахи» «наши люди». Понравилась статья? Тогда подписывайся на мой канал! Гордость России!!! Все как один встали на защиту нашей Родины!! Добродушный и умеющий прощать народ!!!
Вот что значит «нохчи»
Она играет важную роль на свадьбах, праздниках, торжественных церемониях и других культурных мероприятиях. Музыкальные инструменты, такие как дудук и драбука, используются как сольно, так и в сопровождении других инструментов. Традиционная музыка нохчи имеет свои характерные мелодии и ритмы. Она обычно исполняется в жанре народной песни, в которой передается история, мудрость и национальный дух народа.
Слова песен отражают различные стороны жизни и культуры нохчи, такие как любовь к родине, почитание предков и гордость за национальную историю. Танцы и музыка являются неразрывной частью культуры народа нохчи. Они сохраняют и передают традиции и ценности этого народа, помогая сохранить его уникальность и идентичность.
Искусство и ремесла Искусство и ремесла играют важную роль в культуре и наследии народа нохчи. Как и в других кавказских культурах, нохчийские ремесленники и художники проявляют свою мастерство в различных областях, от вышивки и ткачества до резьбы по дереву и изготовления оружия. Вязание и вышивка считаются одними из самых популярных ремесел среди женщин.
Цветочные мотивы и геометрические узоры часто используются при создании нохчийских вышивок. Используя нитки разных цветов и оттенков, женщины создают красочные и узорные работы, которые вышивают на традиционные нохчийские костюмы и другие предметы одежды. Резьба по дереву также является традиционным ремеслом народа нохчи.
Мастера создают деревянные изделия, такие как посуда, украшения, игрушки и предметы интерьера. Они используют различные инструменты и техники, чтобы создать уникальные и красивые изделия. Также стоит отметить искусство изготовления оружия, особенно традиционных нохчийских холодного оружия, такого как кинжалы и сабли.
Рукоятки и ножны для оружия могут быть украшены инкрустацией, гравировкой и резьбой, что делает их еще более уникальными. Нохчийские ремесленники и художники передают свое мастерство следующим поколениям, сохраняя и развивая культуру и традиции народа нохчи. Их работы отражают богатство и красоту народного искусства, а также являются частью уникального культурного наследия этого народа.
Язык и литература Язык Широко распространенным является нахско-даргинская языковая семья, к которой относится чеченский язык, используемый народом нохчи. Это один из основных элементов самобытности культуры нохчи, язык, который обладает богатым лексиконом и грамматикой. Чеченский язык имеет свою письменность, основанную на кириллице.
Он используется в официальных документах и книжной литературе. Литература Литература на чеченском языке имеет долгую и богатую историю. Уже в IX-X веках в народе нохчи формировались первые формы устного творчества — эпическая поэзия, дидактическая проза и древняя фольклорная поэзия.
Этот период считается началом формирования чеченской литературы. Старший поколение писателей и поэтов отражало национальные ценности и идеи в своих работах. Они стали важными факторами формирования национального самосознания народа нохчи.
Современная чеченская литература разнообразна и включает в себя произведения различных жанров — поэзия, проза, драматургия.
Другие известные блюда включают «гални», «чебуреки» и «куана», которые являются традиционными горными закусками. Традиционные напитки включают чай и «чебок», мятное пиво, которое обычно пьют в летнее время. В целом, быт и образ жизни народа нохчи отражает их богатую культуру, традиции и сильную связь с природой. Несмотря на изменения в современном мире, нохчи по-прежнему проникнуты почтением к своим корням и сохраняют свои уникальные обычаи и образ жизни. Традиционная кухня и питание Чеченская кухня великолепно отображает богатство и разнообразие кавказской культуры. Блюда нохчи отличаются насыщенным вкусом, обильным использованием специй и свежих продуктов. Питание играет важную роль в жизни народа, поэтому готовка и прием пищи сопровождаются целым ритуалом и традициями.
Одним из самых популярных блюд чеченской кухни является хинкал, который представляет собой кнедлики с мясом и соусом. Кроме того, широко распространены пироги с различными начинками, такие как доха сырный пирог , мангал мясной пирог и авиуга рыбный пирог. Среди других известных блюд можно отметить шашлык из баранины, мясные супы галниш, черемша, борщ , манты пельмени с мясом , лагман лапша с мясом и овощами , а также различные салаты с овощами и грибами. Особое внимание уделяется приготовлению соусов и специй, которые придают блюдам неповторимый вкус. В качестве специй наиболее распространены тмин, куркума, зира, а также мясные бульоны, томатная паста и соевый соус. Традиционное чеченское питание также включает в себя обильное использование овощей, таких как тыква, баклажаны, перцы, помидоры и лук. Часто овощи подаются в виде салатов, заправленных маслом или сметаной. Важным атрибутом чеченского питания является гостеприимство.
Гости часто встречаются с обилием разнообразных блюд и угощаются настоящим чеченским чаем. Время приема пищи обычно ассоциируется с семейным объединением и общением, поэтому угощение гостей считается знаком взаимопонимания и уважения. Традиционная кухня и питание играют важную роль в сохранении и передаче культурного наследия чеченского народа. Они отражают исторические и этнические особенности, а также его уникальные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Одежда и украшения Одежда в культуре народа нохчи играет важную роль и имеет глубокие исторические корни. Традиционная мужская одежда включает в себя халаты, плащи и штаны, выполненные из грубой шерсти или хлопка. Женская одежда находит свое выражение в ярких и красочных платьях, которые они носят на повседневных и праздничных мероприятиях. Платья часто вышиваются сложными узорами и декорированы разнообразными бисерными украшениями.
Одежда народа нохчи имеет свои особенности и отличается от других национальных костюмов Кавказа. Ноxpные йамахи и крупные ношные пояса являются одними из характерных элементов для мужской одежды. Важное место в культуре народа нохчи занимают украшения. Женщины носят разнообразные серьги, браслеты, ожерелья и перья, которые отражают их статус и богатство. Украшения часто изготавливаются из серебра, золота и драгоценных камней. Кроме того, хорошо известны праздничные наряды, которые дополняются шелковыми платками и башмачками с вышивкой. Традиционная одежда и украшения народа нохчи имеют глубокий культурный смысл и отражают богатство и разнообразие этого народа. Современное состояние и перспективы сохранения культуры нохчи Культура народа нохчи имеет богатое и многогранное наследие, включающее историю, язык, традиции, музыку и искусство.
Однако, в современном мире существуют множество факторов, которые оказывают влияние на сохранение и развитие культуры народа нохчи. Одним из главных вызовов, с которым сталкивается культура нохчи, является глобализация и современные технологии. Вместе с появлением новых средств коммуникации и развитием интернета, традиционные формы культуры могут быть забыты или утрачены. Молодое поколение все больше увлекается западной музыкой, модой и образом жизни, что может привести к опасности потери традиций и ценностей нохчи. Однако, существуют и положительные моменты. Современные средства коммуникации и информационные технологии могут также способствовать сохранению и популяризации культуры нохчи. Этнические и национальные сообщества создают виртуальные платформы, где можно обсуждать и публиковать материалы о народе нохчи. Это помогает сохранить интерес и приобщить культуру новых поколений.
Одним из важных направлений сохранения культуры нохчи является образование. Необходимо предоставить возможность молодежи изучать родной язык, историю, традиции и музыку. Школы и университеты могут разрабатывать и внедрять специализированные программы, которые помогут сохранить и развить культуру нохчи. Также важно проводить различные мероприятия и фестивали, которые способствуют популяризации культуры нохчи. Это может быть организация выставок, концертов, культурных праздников и т.
По словам ученого-этнолога Галины Заурбековой, матери четырех детей, и по сей день чеченская этика запрещает ласкать, баловать детей, потакать их капризам. И сегодня у колыбелей традиционно поются старинные песни, восхваляющие воинскую доблесть, отвагу, доброго коня, хорошее оружие. Самая высокая вершина Восточного Кавказа — гора Теболус-Мта, поднявшаяся на 4512 метров.
Восхождение чеченского народа к этой горе, героические битвы с преследовавшим врагом — тема многих старинных поверий. Горный характер кавказского ландшафта «раздробил» чеченский народ — расселялись автономно, по ущельям, дифференцировались не по территориальному, а по родо-клановому принципу. Так возникли чеченские тейпы, представляющие собой соединенные группы семейств, каждую из которых возглавляет выборный староста. Наиболее почитаемы и уважаемы корневые, древние тейпы, другие, имеющие короткую родословную, образовавшиеся в результате миграционных процессов, называют «младшими». Сегодня в Чечне насчитывается 63 тейпа. Чеченская пословица гласит: «Тейп — крепость адата», то есть, традиционных правил и установлений жизни чеченского общества адат. Но тейп защищает не только установленные веками обычаи, но и каждого своего члена. Жизнь в горах определила весь круг общественных отношений.
Чеченцы перешли от земледелия к скотоводству, был исключен принцип ленного хозяйствования, когда можно нанимать работников, и это заставляло трудиться каждого. Исчезли предпосылки для развития феодального государства, потребность в иерархии. Процветала т. А если вдруг появлялись «птицы другого оперения» — их просто выдавливали из общин — уходи, коли не нравится! Покидая свой клан, «изгои» попадали в пределы других народов, ассимилировались. Дух горской свободы и демократии превращал в культ чувство личного достоинства. На этой основе и сформировался чеченский менталитет. Слова, которыми чеченцы исстари приветствуют друг друга, отражают дух личной независимости — «Приходи свободным!
Другое устойчивое выражение — «Трудно быть чеченцем». Наверно, нелегко. Хотя бы потому, что гордая, свободолюбивая сущность личности чеченца буквально заковывается в «железные доспехи» адата — норм права, возведенных в обычай.
Просто никакой приставки "чи" несуществует. В слове "нохчи" - "и", звучит также как в словах "гуьржи" - грузины, или "суьйли" - дагестанцы, или "hири" - осетины, или оьрси - русские. Может быть вся загадочность этой приставки заключается просто в изначально неправильной постановке вопроса?
Ведь невозможно найти правильный ответ - на неправильно поставленный вопрос. В чеченском языке есть слова с суффиксом "ч", например "пондарч". Здесь "пондар" это музыкальный инструмент, а "пондарч" - это профессиональный музыкант играющий на этом инструменте. Или слово "говзанч", "говзал" это "умелость" , а "говзанч" - умелец. Система налицо - при добавлении к слову означаещему инструмент, или понятие связанное с человеческой деятельностью - суффикса "ч", образуется слово означающее профессию. Слово "нох" это то же инструмент, но сегодня "плужник" звучит по-чеченски как "нахархо".
Действительно в современном чеченском языке для образования слов означающих профессию в большинстве случаев используется суффикс "х". Но это не аргумент против, а скорее аргумент за. То что два способа словообразования сосуществуют, при этом первый малораспространён в отличии от второго, это указывает на архаичность, древность первого способа.
Что такое Нохчи и что оно означает?
Весь чеченский народ – это нохчи (форма множественного числа), а отдельный чеченец – нохчо (форма единственного числа). Нохчи также известны своим гостеприимством и часто устраивают большие праздничные ужины, где все, кто желает, может присоединиться и насладиться вкусом традиционной чеченской кухни. Статья об истории и культуре народа нохчи, их традициях и обычаях, а также влиянии на современное общество Чеченской Республики. Кто такие нохчи? Нохчи — это народ, проживающий в Чеченской Республике, которая является субъектом Российской Федерации. Исторически, происхождение слова «нохчи» связано с чеченским племенем Нохч‑Хо (Нохчи), которое было одним из древнейших народов Северного Кавказа. Хотя существует версия, по которой термин "нохчи" означает "люди Ноя", ведь в нахском языке "Нох" переводится, как "Ной", и именно так оно записано в Коране.