Новости кто такие гайдуки

ГАЙДУКИ, хайдуки (от венг. hajdúk – пехотинцы), 1) участники (гл. обр. крестьяне) вооруж. борьбы венгров и юж.-слав. народов против тур. завоевателей и сотрудничавших с ними местных феодалов в 15–19 вв. Гайдуки Гайдýки, хайдýты — вооружённые крестьяне, угнетённые османским игом и боровшиеся против османского владычества на Балканах и в Западной Ар. Гайдук — ГАЙДУКОВ ГАЙДУК Гайдуком в XVII-XIX веках у южных славян называли.

Гайдук( hayduk) значение слова

Село Гайдук расположено в 10 км северо-западнее центра Новороссийска. Последней крупной военной операцией гайдуков стала оборона Сасуна в 1904-м, после чего движение пошло на убыль. Гайдуки — ГАЙДУКИ (хайдуки) (от венг. hajduk — пехотинцы) — в 15-19 вв. участники вооруженной борьбы южнославянских народов, молдаван и др. против турецких завоевателей.

Гайдук( hayduk) значение слова

Во время русско-турецкой войны 1877-78 многие гайдуки вместе с русскими войсками боролись за освобождение Болгарии. В середине XVII столетия гайдуки стали заменяться пехотой, вооруженной по западному лекалу — а именно кремниевым мушкетом. В этой статье мы рассмотрим, кто такие гайдуки и гайдомаки, и какую роль они играли в. правильнее хайдуки от венгерского hajduk - пехотинцы, участники вооружённой борьбы южнославянских народов против турецких завоевателей в 15-19 вв. Гайдуками также звались воины личной охраны местных правителей, аристократов; «придворные гайдуки» — охрана русских царей. Узнайте, что такое гайдук и гайдамак, и являются ли они синонимами или разными понятиями.

Как в XIX веке в станице Ладожской складывались отношения между помещиками и дворовыми

2014.01.037. русь в ix-x веках: археологическая панорама / Гайдуков П.Г., Гиппиус А.А., Григорьев А. Кто такие гайдуки? правильнее хайдуки от венгерского hajduk - пехотинцы, участники вооружённой борьбы южнославянских народов против турецких завоевателей в 15-19 вв. Движение Гайдуки, участие в них городских низов, несмотря на их незрелость, были ярким выражением стихийного протеста трудящихся против эксплуатации и насилия местных властей.

Гайдамаки: кем на самом деле были украинские «абреки»

Гайдук на службе у турок это уже пандур. Среди гайдамаков существовал обычай побратимства. Отряды гайдуков назывались четами отсюда четники Гайдуки участвовали в Первом сербском восстании 1804—1813, а во время русско-турецкой войны 1877—78 гг. Деяния гайдуков были темой народного творчества, и реальные лица становились легендарными персонажами. Гайдуками также звались воины личной охраны местных правителей, аристократов ; «придворные гайдуки» — охрана русских царей. Гайдуки были вольнонаёмными.

Среди гайдамаков существовал обычай побратимства. Отряды гайдуков назывались четами отсюда четники Гайдуки участвовали в Первом сербском восстании 1804—1813, а во время русско-турецкой войны 1877—78 гг. Деяния гайдуков были темой народного творчества, и реальные лица становились легендарными персонажами. Гайдуками также звались воины личной охраны местных правителей, аристократов ; «придворные гайдуки» — охрана русских царей. Гайдуки были вольнонаёмными.

Дети гайдуков часто получали университетское образование.

Сочивица, взявши его за руку, повел в лес и, убедившись в его турецких особенностях, убил его. Не довольствуясь тем, что убил его, Сочивица разрубил его в куски и как бешеная собака кусал мертвое тело, не зная, как утолить достаточно свое мщение и ненависть к туркам.

Между тем возвратились его четыре товарища, а тот, который отправился в Травник, долго бродя по городу с своими товарищами, встретился с женой Сочивицы и открыл ей желание ее мужа, и как он должен был увезти ее ночью вместе с детьми. Жена Сочивицы чрезвычайно обрадовалась этому неожиданному известию, пошла сказать об этом своей дочери, убеждая ее пойти с собой; но дочь, испытавши удовольствия магометанского брака, отказалась с ней идти. Тогда мать взяла с собой только сына, и с товарищем Сочивицы вышла ночью из Травника.

Сочивица, который ждал ее невдалеке от города с четырьмя товарищами, был чрезвычайно утешен, увидевши свою жену и сына, он отвел их в Драгович, свое обыкновенное убежище, где оставил сына на попечении одного калугера, который потом научил его читать и писать. На следующий день, турки, не находя жены Сочивицы в Травнике, подумали, что никто другой, как он, устроил это ловкое похищение, которое было вероятно несколько опаснее, чем похищение Орфея, [739] отправившегося в ад, чтобы взять оттуда свою жену Эвридику. Турки, конечно, не дьяволы, которые знают волшебное искусство; но наверное сумели бы убить виновника, если бы схватили его в ту минуту, когда он уводил жену Сочивицы.

Раздосадованные этим фактом больше, чем всеми его прежними наглостями против них, турки обратились к превосходительному генералу Далмации, требуя самым настоятельным образом, чтобы он велел взять и убить его. Но как можно взять и убить человека там, где его нет? Турки думали, что он в Далмации, и всегда слышали об его грабежах в Турции.

Имя Сочивицы стало у турок так страшно, что как дети боятся всего в темноте или как суеверные люди видят привидения, создаваемые их собственным воображением, так туркам постоянно виделся повсюду Сочивица. Но сила оттоманов не в состоянии была получить в руки человека, который одолевал их в их собственных пределах. Ловкость, с которой действовал Сочивица, делала тщетными все их усилия.

В один день он мог убить турка в одном месте, а на другой день очутиться за пятьдесят миль. Он странствовал ночью и отдыхал днем, и в десять дней проходил иногда больше сотни миль. Там он совершал грабеж, в другом месте убийство, и в то время, как повсюду шли слухи об его подвигах, часто подозревали, что это чистая небылица.

Таким образом, никогда не знали, где искать этого Протея, который менял место каждую минуту. Турецкая стража обходила горы днем и ночью, чтобы захватить, если можно, этого вредного зверя, но всегда напрасно. Был один турок, но имени Чурбек, который из пренебрежения называл Сочивицу — Станиславой Т.

Черт возьми! Сочивица не мог стерпеть такой обиды, и дрожал от негодования, что не может отмстить. Но раз Сочивица только с шестью товарищами встретил Чурбека с двадцатью; произошла жестокая схватка, четверо из спутников Чурбека остались на месте, он был ранен, остальные убежали.

Со стороны Сочивицы только двое из его товарищей были ранены. Какой позор для магометанского имени, что гайдук с немногими товарищами нанес им такое поражение! Какая была бы честь, и какая награда тому, кто убил бы Сочивицу!

Нашелся один турок, по имени Вилембег, который послал Сочивице письмо в следующих выражениях: «Ты хвалишься, что ты — истребитель турок; выходи на мой вызов, если ты не женщина. Я вызываю тебя, как ты хочешь, один на один, или в равных силах со мной». Сочивица, вызванный турком так горделиво, собрал двенадцать храбрых товарищей и думал только когда бы встретиться с Вилембегом, и вместо того, чтобы дожидаться его в назначенном месте, ждал его в другом.

Турок, видя, что Сочивица не явился на месте, где было уговорено, хвастался и говорил, что Сочивица спрятался от его храбрости. Но между тем явился Сочивица, с своими двенадцатью товарищами, против Вилембега, с которым было сорок человек; но число людей нимало не устрашило Сочивицу и не внушило ему трусливой мысли — уйти. Он стал с своими в неудачное [740] положение, будучи со всех сторон окружен турками, а потому прибегнул к прекрасной стратагеме: все гайдуки спрятались за деревьями, а в некотором расстоянии там и сям расставили свои шапки.

Турки направляли свои выстрелы по шапкам Эти факты кажутся романическими, но необходимость, энтузиазм к славе и любовь к жизни, господствующие у гайдуков, поневоле делают их изобретательными. Опанки или обувь гайдуков имеют остроконечные носки, обращенные вверх. Когда на земле лежит снег, они делают себе опанки с такими носками и на переди и на пятке, чтобы неприятель не мог отыскать их следов.

Эта выдумка очень похожа на то, как поступал вор, укравший быков Геркулеса и затащивший их в свою пещеру за хвост. Тогда турки, принявши гайдуков за каких-то колдунов, по обыкновению бросились бежать, а Вилембег, этот хвастливый боец, был ранен в руку, и если бы не бежал в венецианские владения, в Книнский округ, Сочивица убил бы его, как подлого труса. Мужество, показанное Сочивицей в этом случае, вместе со многими прежними фактами, доставили ему уважение, удивление и дружбу некоторых турок, которые много раз посылали ему подарки.

Одна турецкая девушка, которая слышала в народных толках имя Сочивицы, и быть может, полагая, что он должен быть столь же мужествен в любви, как был мужествен с оружием, хотела вступить с ним в побратимство, и в знак дружбы подарила ему «мараму», род полотенца или платка , вышитую на двух концах золотом, ценой до двенадцати цекинов. У Сочивицы был также побратимом один турок. Он хотел подарить Сочивице двенадцать «кабаниц» плащей , и хорошее суконное платье на двенадцать человек.

Назначен был день и место, куда тот должен был придти, чтобы взять их. Турецкий побратим открыл об этом уговоре другому турку. Последний стал сильно укорять его, говоря: «Как ты, магометанин, хочешь дать дань гайдуку, христианину?

Ты — негодяй. Сделай вид, что ты хочешь исполнить все по уговору, а мы, собравшись большим отрядом, пойдем и нападем на гайдуков, и если ты не сделаешь этого, я донесу на тебя паше». Бедный друг Сочивицы должен был или сделаться предателем, или ожидать верной смерти.

Он решился на предательство. В назначенный день Сочивица пришел, недалеко от Гламоча, на то место, которое было назначено его побратимом. И так как он не вполне доверялся ему, то наблюдал, не сделано ли ему какой-нибудь засады, и вдруг увидел вдали большую толпу турок.

Товарищи его хотели бежать, но он остановил их. Постараемся как-нибудь обмануть их. Станем в другом месте, а не там, где сговорились с побратимом.

Мы выйдем против них неожиданно, и выстрелим ив наших ружей. Они, увидевши в нас такую смелость, испугаются и никак не подумают, чтобы нас было только так мало, когда мы первые на них нападаем. Этот обман обратит их в [741] бегство, и это единственное средство спасти нашу жизнь».

Так они и сделали. Они устроили засаду против турецкой толпы, которая шла напасть на них, и когда турки ничего не ожидали, Сочивица и его товарищи сделали по ним выстрелы и зараз убили из них восемь человек. Турки, увидевши это неожиданное дело, пустились бежать; только немногие из более храбрых остались, чтобы схватиться с гайдуками, которые, с своей стороны, также обратились в бегство.

Был здесь между прочим один турок верхом, с саблей в руках, который успел напасть врасплох на Сочивицу; последний скрылся за дерево и кружился около него, преследуемый турком, и от усталости он был уже близок к тому, чтобы стать жертвой своего неприятеля, если бы брат его не убил турка ружейным выстрелом. Избавившись от такой серьёзной опасности, Сочивица перешел с своими товарищами в венецианские владения, и хотя был грек Т. После этого он жил несколько времени совершенно спокойно, но, узнавши, что большой караван должен отправиться из Синя в Турцию, собрал восемнадцать товарищей и пошел навстречу ему в Билибрег.

Караван шел в сопровождении ста или более турок; поэтому Сочивица не сделал ему никакой помехи; но, встретивши в другом месте двух турок, изрезал их живых в куски. Около года спустя после роковой эпохи 1764 г. Это лишение товарищей побудило Сочивицу удалиться в австрийские владения, к реке Церманье.

Здесь он провел около года, так что турки не имели о нем сведений, и вообще думали, что он находится где-нибудь очень далеко. И однако же он участвовал во всех нападениях на караваны, какие происходили в это время, но имя его уже не было слышно, и предводителем гайдуков сделался некто Башич, по прозванию Красный Или рыжий, rosso. Далее видно, что он был католик.

Деньги, насильственно и несправедливо награбленные у турок, Сочивица роздал разным людям задарского округа, чтобы они употребили их в торговлю, и жил этим без больших забот. Он думал, что его уже не ищут, и часто позволял себе переходить из Церманьи в Островицу и другие места задарского округа, где он мог отлично сойтись с характерами и религией большой части тамошних жителей, которые, пришедши туда из Черной-горы, часто, кроме собственной фамилии, называются еще «черногорцами», как и в некоторых других частях Морлакии. Когда пребывание Сочивицы в задарском [742] округе стало известно, то нынешний попечительный полковник книнской территории, Стефано Накич, вследствие высших соображений послал для поимки его арамбашу, по имени Серавицу, с тридцатью пандурами.

Арамбаша пандуров безуспешно разыскивал его по всему задарскому округу, когда наконец получил известие, что Сочивица находится в Островице; арамбаша тотчас поспешил туда, и нашел его играющим в мяч с одним товарищем, и обоих — выпившими. Товарищ Сочивицы был убит, а он бросился бежать к башне разрушенного замка, стоявшего на скале высокого холма, и там заперся. Один из пандуров ранил его в бедро, и он охотно бы сдался, если бы толпа пьяных поселян, возвращавшихся с сенокоса с деревянными вилами, не воспротивилась пандурам и не доставила таким образом избавления и жизни Сочивице.

Между тем раненый Сочивица заметил, что пандуры уже не окружают его, тотчас сел на коня и, странствуя постоянно ночью, остановился сначала на несколько дней у одного благочестивого священника, чтобы полечиться, потом ушел в пещеру над источниками реки Цетины. Там он продолжал лечиться около месяца. Он походил на больного льва в логовище, принимавшего посещения, — разница была та, что льва посещали все звери, а Сочивицу только волки, т.

Но, поправившись здоровьем, он собрал с дюжину товарищей — больше для того, чтобы отомстить за вред, нанесенный ему арамбашой пандуров в Островице, чем для грабежа турок. Однажды он был с разными своими товарищами в турецких владениях, когда попался ему турок, некогда спасший одного из его братьев, находившегося тут же. Сочивица и товарищи хотели убить его; но брать не мог забыть полученного благодеяния и хотел сохранить ему жизнь, и в то время, как Сочивица молился он всегда читал молитву перед едой , брат выпустил турка.

Товарищи рассердились на него за освобождение турка, и особенно племянник, который дал ему пощечину; тот отвечал на это пистолетным выстрелом и убил племянника. Тогда Сочивица выгнал от себя брата и похоронил племянника; лишение племянника и раздражение против брата снова побудили его отправиться в Церманью и оставаться в покое. Но природу не так легко изменить: часто против собственной воли человек возвращается к дурным нравам.

Так было с Сочивицей. Несколько времени он жил мирно, и вдруг выходил на большую дорогу. Турки забыли о нем, и когда терпели нападения, никак не воображали, что это было опять делом Сочивицы.

В конце июня 1769 Сочивица соединился с восемью товарищами, — быть может, с намерением напасть на какой-нибудь караван. Он послал одного человека добыть пороху, которого не было у него и у многих из товарищей. Ожидая, пока посланный вернется с порохом, Сочивица расположился с товарищами спать под деревьями у подножья горы Пролог в леску, в венецианских пределах.

В недальнем расстоянии один пастух жарил барана. Неизвестно, из выгоды, или из ненависти к Сочивице, но пастух побежал дать знать сорока туркам, которые в нескольких милях оттуда собирали подать за право [743] пастбища с оттоманских подданных. Турки, не обращая никакого внимания на jus gentium народное право , поспешно вошли в венецианские владения, и напали на Сочивицу и его товарищей, которые убежали в тень деревьев.

Дело не представляло большой трудности, потому что сорок человек хорошо вооруженных как были вооружены турки перебили бы восемь человек, у которых не было даже пороха, чтобы защищаться. Товарищи Сочивицы стали обращаться в бегство, одни в одну сторону, другие в другую, но, несмотря на то, трое из них были убиты. Но удивительно было мужество некоего Стояна Жежеля Xexegl , который, укрывшись за деревом, убил одного турка и четверых ранил, и быть может, дал бы еще большие доказательства своей храбрости, если бы у него не вышел весь порох, и потому он был убит турками.

Пастух, жаривший барана для гайдуков, также был убит. Но что будет с безоружным Сочивицей, окруженным сорока вооруженными турками? Он обратил внимание, с какой стороны идут выстрелы, и побежал туда, где был дым, надеясь, что скрытый дымом, он может уйти из глаз турок, и таким образом он спасся.

Туркам казалось сначала невероятным, чтобы Сочивица убежал из их среды, и искали, не спрятался ли он в траве. Это последнее избавление Сочивицы, которое может считаться одним из самых ловких, показывает еще более живость его ума, который очень бы усовершенствовался образованием. В это время вообще подозревали, что турки под предлогом похода в Черногорию против Степана Малого Известное лицо в истории Черногории, где он действовал в семидесятых годах прошлого века, явившись туда первоначально под именем русского императора Петра III; впоследствии он оставил это самозванство, но сохранил свое значение и власть.

Это чрезвычайно радовало Сочивицу, что он может отомстить смерть своих храбрых сотоварищей, которых он очень любил. Он не мог исполнить своего намерения, потому что турки, как всем известно, пошли прямо против черногорцев. Сочивица, вследствие суровой жизни в горах, начал стареться и возвратился в свое обычное место в австрийских владениях.

Хозяин притворился, что не знает; но притворное незнание стоило ему жизни, — Сочивица убил его топором, который ему попался. Тогда одна старуха с величайшей поспешностью принесла ему все его оружие. Получивши его, Сочивица вышел из дому и спрятался невдалеке от него, чтобы наблюдать, чем кончится предательство мнимого побратима, как вдруг услышал лошадиный топот — это приехали турки, которые должны были взять его. Но они вернулись обратно, крайне огорченные, что не нашли его. Сочивица возвратился в Имоцки.

Он вспоминал двойное предательство побратима, и думал только о мщении. Через несколько дней он подобрал семь товарищей, и отправился с ними ночью сжечь его дом, который был покрыт соломой, где и сгорело семнадцать человек этого семейства, которые, к их крайнему несчастию, в этот вечер все собрались спать в доме. Одна бедная женщина с ребенком на руках подошла к порогу двери, чтоб уйти от пожара, но в ту же минуту была поражена несколькими ружейными выстрелами и убита вместе с ребенком. Турки не знали, кто был виновником этого пожара, но подозрение могло пасть только на Сочивицу. Поэтому, раздраженные таким свирепым мщением, они обратились с самыми горькими жалобами против него к правителю Далмации Eccellentissimo General della Dalmazia , и тогда мудрейшим образом было повелено, чтобы дом его был разрушен, его сообщники наказаны, и назначена награда в двадцать цекинов тому, кто убьет его, и сорок, кто возьмет его живым.

Когда Сочивица потерял уверенность, что может жить в Имоцки с обычной свободой, он постарался выбрать капитал из своей торговли прежде еще, чем узнал о декрете, вышедшем против него. Он был в постоянной тревоге, не будучи уверен в своей участи, и употреблял всевозможные предосторожности, чтобы не быть взятым врасплох. Пятнадцатого августа 1754 года, в который он сделал упомянутое злодейство, он был на ярмарке в Сине По-итальянски — Zeng, близ границы — тогда венецианско-турецкой, ныне турецко-австрийской. И так как предполагалось, что Сочивица имел своих шпионов, солдат направили по другой, а не по обыкновенной дороге. Но он из страха, так как дело шло об его жизни, не доверял никому, кроме самого себя, и предположил, что кроатский отряд идет наверно в Имоцки, хотя и непрямым путем.

Тогда он немедля пошел напропалую, перерезывая то тернистые долины, то крутые горы, прибыл в Имоцки до прихода солдат и успел предупредить свое семейство, которое собрало все, [731] что было лучшего в доме и обратилось в поспешное бегство. Таким образом, когда дом его был при этом разрушен, в нем не нашлось вещей большой цены. Но, предвидя, что пребывание в Венецианских владениях может принести ему худой конец, Сочивица нашел благоразумным поскорее переменить государство, и перешел с семейством в Австрийские владения, в Карловац, у реки Церманьи. Это место не представляло удобств для жизни человеку, имевшему правилом убивать магометан. И Сочивица много переменился.

Он прожил неполных три года с своим семейством, которое состояло из пяти других лиц именно: двоих братьев, жены, сына и дочери , не вредя никому, и быть может, прожил бы так до самой смерти, если бы некто, имевший на то возможность, из жадности к золоту не предал его в руки турок, вместе с двумя братьями. Говорят, что человек, который был способен на такую самовольную выдачу, понес наказание. Сто турок взяли Сочивицу с его братьями в Куче Cuc , за Удбиной, которая находится около тройной границы, и отвели к травницкому паше; несколько лет перед тем этот самый паша умертвил одного из его братьев, по поводу которого Сочивица, как мы видели, навлек на себя негодование турок. Сочивица и его братья были посажены в тюрьму под крепкий надзор, и им предложено было два условия: или сделаться турками т. Так как им не нравилась эта последняя любезность, они согласились скорее на обрезание, и Сочивица принял имя Ибрагима.

Двое братьев через несколько времени были взяты из тюрьмы, и один из них сделан был агой — довольно почетный титул у турок. Но ага предпочел отказаться от этой почести и убежать; то же сделал другой брат. Тогда паша велел наложить на Сочивицу двойные цепи и стеречь еще строже, так что ему не оставалось ни малейшей надежды на освобождение. Сочивица притворился, что стал хорошим турком, но этого было мало. Прежде он и в самой тюрьме говорил гордо с турками, теперь он стал послушен; но и этого было мало для его освобождения.

Однажды, ведя свои обыкновенные диалоги с тюремными сторожами, он сказал: «меня теперь уж не тяготит быть заключенным в тюрьму; я совершил преступление, и заслужил тюрьму. Но меня заботит только, что много денег остается зарыто в землю в горах, и роздано в долги моим землякам. Если б только паша захотел, он мог бы получить их. Без меня, конечно, он не может добыть их, потому что каждый может отказаться, что брал их от меня». Сторожа с величайшей поспешностью донесли паше об этом разговоре.

Паша, от природы жадный как обыкновенно турки , велел, чтобы Сочивицу повели, под конвоем из десяти турок, указать, где зарыты деньги. Сочивица прошел много мест, где, по словам его, зарывал деньги, но нигде не находил их. Подозревая, не хотел ли он таким способом освободиться из их рук, турки решили отправиться с ним в Синь, и там два часовых строго стерегли закованного Сочивицу день и ночь, с заряженными ружьями. Призывали множество людей, [732] которые, по словам Сочивицы, должны были ему большие суммы. При очной ставке он с большой храбростью настаивал, но в конце концов все его утверждения оказывались ложными.

Он объяснял это тем, что ошибался в именах лиц, и говорил, что надо позвать других. Таким образом он обманывал турок целый месяц, и делал это лишь затем, чтобы найти какой-нибудь случай к бегству. Наконец, турки догадались об обмане. Они вытребовали в Синь его жену с двоими детьми, сыном и дочерью, которые жили около Задра, чтобы и их отвести в Травник В Боснии. Но чем виноваты были невинные дети в преступлениях отца и бедная жена в делах мужа?

Но таково оттоманское правосудие. Жена с детьми явилась к эфенди, начальнику турок, стороживших Сочивицу. Какую нежность и сострадание должно было вызвать в ней зрелище мужа, удрученного цепями? Ей велят поцеловать руку у начальника турок. Она повинуется, то же делает дочь, и Сочивица выносит это.

Но когда он увидел, что ту же церемонию велят исполнить его сыну, он в озлоблении сказал: «уйди отсюда, не целуй руку у этой собаки». Турки, выражая сожаление и как бы извиняясь перед Сочивицей, говорили, что это делалось просто по обычаю. Двадцать шестого ноября 1758 г. Его вывели из дома, где он жил. Турки окружали его.

Один из них подошел, чтобы вести его за руку. Сочивица несколько раз ударил его своей цепью, велел ему отойти, и сказал грубым голосом: «Разве ты думаешь, собака, что я женщина, что хочешь вести меня за руку? Он сел потом один на лошадь и позволил только самому эфенди привязать его внизу к самой лошади. Жена и дети также были посажены на лошадей. Жители Синя, видя их в таком плачевном положении, давали им небольшую милостыню».

Потом, как увидим далее, эта милостыня помогла ему больше, чем все значительные суммы денег, какие он награбил прежде. Он отправился из Синя в сопровождении десяти турок, и для большей безопасности — еще сорока наших пандуров. Человеколюбивый Сочивица употребил всю собранную милостыню на то, чтобы по дороге изобильно угостить турок водкой. Они удивлялись его любезности, и, выпивая за его здоровье, опьянели окончательно. Когда они перешли венецианскую границу у Билибрега На нынешней границе Далмации с турецкой Хорватией , Сочивица притворился, что озяб; он просил чем-нибудь покрыться, и ему тотчас принесли кабаницу, или плащ.

Он добыл себе, — не знаю, каким образом — нож, и мало по малу обрезал им веревку, которой был привязан к лошади, и ему удалось разрезать ее совсем, так что турки этого не заметили. Около двадцати-четырех часов По итальянскому счету времени, — что приходится ввечеру , турки, больше чем когда-нибудь разогретые ракией, прибыли к башне Пролог недалеко от Билибрега , где всегда стоит турецкий караул. Здесь поднялся спор, остановиться или идти дальше, но, наконец, решили идти. Они не успели отойти от [733] башни на два мушкетные выстрела, как Сочивица, бросившись с лошади, ударил цепью по голове ближайшего из стражей, и, спустившись по обледеневшей земле, в один миг очутился во рву и спрятался на первом встретившемся дереве. Турки, бросившись его отыскивать, думали, что он все бежал, и ушли далеко вперед, надеясь услышать стук цепей.

Когда ночь стемнела больше и Сочивица нашел возможным слезть, он вернулся спокойно к башне Пролог, и после, по необычным дорогам, отправился к венецианской границе. Странствуя среди гор всю эту чрезвычайно холодную ночь, когда, с одной стороны, шел снег, с другой — дул бешеный Борей, он встретил стаю волков, которые страшно выли от холода, и таким образом, убежавши от одной опасности, он впал еще в худшую. Он подошел к первому дереву, чтобы взобраться на него, но тяжесть цепей влекла его вниз. Это было его единственное оружие, и он уже собирался сражаться им и защищаться, как древние герои, которые сражались ветвями и стволами деревьев. Но — волки прошли мимо и не тронули его.

Так оправдывается пословица, что волк никогда не съест волка. Турки, полные стыда и сожаления, что упустили из рук Сочивицу, с утра разыскивали его по всем закоулкам леса, где, как можно было думать, он скрылся; но, отчаявшись найти его, увели с собой его жену и детей к травницкому паше. Они заставили детей принять магометанство, но никак не могли убедить к этому их мать. Дочь Сочивицы так понравилась одному турку, что он взял ее в жены, говоря, что было бы несправедливо, если б такая прекрасная кровь затерялась у морлаков. Один итальянец, который женился на одной из наших морлачек, говорят, сделал такое же замечание.

Кто больше варвар: турок или итальянец? Возвратимся к Сочивице. Как скоро морлаки узнали об его избавлении, они, разумеется, тотчас сложили песню в честь этого храброго национального героя. Я охотно поместил бы ее здесь в конце, если бы мне удалось иметь ее в целом виде, хоть бы затем, чтобы показать, как наши морлаки, не изучавши никогда поэзии и даже не умея читать, умеют слагать стихи, в которых, — если они не испорчены, переходя из уст в уста, — никогда не бывает недостатка в должном числе слогов, а также и в счастливых искрах воображения. Травницкий паша, до последней степени раздраженный тою шуткой, какую сыграл с ним Сочивица после таких предосторожностей в надзоре за ним, и в особенности считая успех бегства вечным позором для своего имени, решился во что бы ни стало добыть его живого или мертвого.

Он тотчас отправил посольство к превосходительному синьору Карлу Контарини, тогдашнему генералу Далмации, прося у него этого человека и давая понять, что Контарини обязан его возвратить» Но благоразумный генерал отвечал, что не знает, где находится Сочивица, а что турецкая стража, имевшая его в руках, должна была лучше за ним смотреть, и давал понять, как неразумно было их требование, когда они упустили его из рук в своем собственном государстве, и, наконец, что он не может отвечать за их неряшество. Тогда турецкие посланцы стали жаловаться на [734] наших несчастных пандуров, изображая их перед генералом как соучастников бегства Сочивицы. Чтобы удовлетворить отчасти клевете упрямых оттоманов, этим людям сделано было легкое наказание, хотя потом найдено было, что они вовсе не были виноваты. Но Сочивица не был доволен тем только, что сам освободился от рук турок, и постоянно думал об освобождении жены и бедных детей. Это была его единственная забота, чтобы начать потом спокойную жизнь.

Он много раз извещал травницкого пашу, что решился не делать больше никаких неприятностей туркам, если только они отпустят его жену и детей; но паша смеялся над его предложениями, и вместо того, чтоб укротиться, ожесточался еще более. Сочивица попробовал убеждать его письмом, и между прочим отправил ему письмо приблизительно такого содержания: «Я слышал, паша боснийский, что ты жалуешься на мое бегство. Спрашиваю тебя: что сделал бы ты на моем месте? Дал ли бы ты связать себя, как животное, дал ли бы вести себя людям, которые, пришедши на известное место, по всей вероятности, умертвили бы тебя? Природа научает всех бежать от смерти.

Что я сделал, кроме того, что последовал ее законам? Но какое преступление, о, паша, совершили моя жена и мои дети, и за что, против всякой справедливости и здравого смысла, их держат у тебя рабами? Быть может, ты думаешь сделать этим меня послушнее? Ты ошибаешься. Ты делаешь меня более упрямым.

Но послушай: ты можешь над ними удовлетворить свое бешенство, но это не принесет тебе никакой пользы; я удовлетворю свою ненависть над твоими подданными, турками, и это послужит тебе величайшим вредом. Отдай же мне, прошу тебя, мою кровь. Добудь мне прощение от моего государя, и не вспоминай прошлых обид. Я оставлю в покое твоих подданных, и когда могу, буду даже служить им охраной.

На Кубани переименуют станцию «Gayduck»

Председатель вёл общее руководство и заведовал случным пунктом, на секретаря возлагалась ведение общей переписки, военное делопроизводство, ЗАГС, замещение председателя в случае его отсутствия. Связь сельского совета осуществлялась через уполномоченных совета, которые избирались в каждом населённом пункте через каждые три месяца и работали бесплатно. Часть вторая В декабре 1921 года по документам Черноморского окружного исполкома, в селении Гайдук проживало 400 человек. В 1926 уже 1096 человек. На 1-е Октября 1929 года усадебная земля селения Гайдук с улицами и проездами равнялись 26,34 га.

Форма землепользования была хуторская-отрубная, во Владимировке — участковая, а в Мефодиевке — пайковая. Такой порядок был установлен при проведении аграрной реформы Столыпина 1910—1914 гг. В Гайдуке имелось пять торговых точек, две столовые, фельдшерский пункт и всего 10 улиц, ни одна из которых не была вымощена или заасфальтирована. Водопровода не было.

Электроэнергию давала заводская электростанция. Селение Гайдук не было административным центром и с 1927 года стояло на бюджете Новороссийского окружного сельского совета. Все вопросы из жизни граждан решались на общих собраниях. Вот несколько примеров: На общем собрании граждан 15 Декабря 1926 года обсуждались следующие вопросы: 1.

О раскорчёвках. О квартире пастуху и леснику.

Их работа состояла из патрулирования земельных владений, охраны зданий и уличных площадей, а также поиска и ареста преступников.

Кроме того, гайдуки также выполняли другие обязанности, такие как присмотр за скотом, проведение ремонтных работ и большинство других видов работы на имении барыни. Гайдуки были важным элементом коммуникации между барыней и ее подданными, так как они могли передавать сообщения и инструкции от барыни к людям на виду и добытчикам в округе. История происхождения Гайдуки — это крепкие и сильные мужчины, которые обеспечивали охрану и защиту феодальных земельных владений.

Они появились в Литве и Польше в XV веке, когда там начали формироваться усиленные замки и поместья. Создание первых гайдукских отрядов было связано с появлением новых методов ведения боевых действий. Хождения по лесу, использование кустарника и маскировка передвижений стали основными приемами гайдуков.

Со временем гайдуки стали важными членами феодальной армии. Они проявляли высокую боевую дисциплину и могли долго сражаться с противником, используя тактику тыла и окружения. По мере того как гайдукские отряды расширялись, они стали привлекать к себе вассалов и других воинов, которых можно было использовать в бою.

Гайдуки в одежде и вооружении всегда выглядели внушительно и устрашающе. Они носили круглые щиты, пикаменты, копья и мечи в узелках. Их одежда представляла собой комбинезоны или рубашки и широкие штаны. Они были готовы сражаться в любых условиях и на любой местности, их знание окружающей среды было безупречным.

На протяжении веков гайдуки служили воинам и военачальникам, заботились о защите своей страны и ее нации. Гайдуки возникли сначала в странах Западной Европы. Они были избранными воинами, которые отличались высоким мастерством владения оружием, стратегическим мышлением и героической храбростью на поле боя. Гайдуки были знаменниты бесстрашием и гордостью, они готовы были жертвовать своей жизнью во имя своего короля и отечества.

Форейтор, мажорд и гайдук - кто такие?

Село Гайдук расположено в 10 км северо-западнее центра Новороссийска. ГАЙДУКИ (от венг. hajdu — «погонщик») — собирательное понятие, которым обозначали вид легкой пехоты в Польше, а в странах Южной и Восточной Европы — повстанцев или разбойников. В Краснодарском крае заметили станцию Gayduck, что в дословном переводе означает «Гей утка», пишет издание «Подъем». По версии РЖД, такое название на английском языке носит железнодорожная станция в селе Гайдук. Действия гайдуков отличались дерзостью, самоотверженностью; нередко они вступали в бой со значительно превосходящими силами противника и одерживали победы. кто разбирается в кс 1.6,помогите! В этой статье мы рассмотрим, кто такие гайдуки и гайдомаки, и какую роль они играли в.

История и жизнь посёлка Гайдук

Из сёл пять тысяч уехало, а из города — около трех. Значит, что-то у нас не совсем правильно, — заключил Юрий Гайдук. Депутат отметил, что коммунисты в заксобрании всегда голосуют против принятия бюджета, так как не видят его социальной направленности, а если и вносят предложения по изменениям, то они не рассматриваются. Сити-менеджер города Инна Щеглова во время своего отчета о проделанной работе на посту главы городской администрации за год рассказала, что жители Забайкалья в 2023 году стали меньше переезжать из районов края в Читу по сравнению с предыдущим годом, а также стали меньше переезжать из Читы в другие регионы России — на постоянное место жительства в Читу прибыло более 7 тысяч человек, а покинуло 7,25 тысячи человек. Численность населения Забайкальского края впервые в новейшей истории опустилась ниже отметки в миллион человек по итогам 2022 года — тогда в крае проживало 1 000 520 человек. По состоянию на 1 января 2023 года в крае проживало уже 992 202 человека, убыль населения за год составила 8,3 тысячи человек. Население Забайкальского края продолжает сокращаться — по состоянию на 1 января 2024 года в крае проживает 984 тысячи человек, что на 7,8 тысячи меньше, чем в январе прошлого года.

Освобождение заключенных и пленных. Наказание предателей и пособников оккупантов. Помощь обездоленным и защита от произвола турок.

Сбор информации о передвижениях и планах турецких войск. Когда в 1804 году в Сербии началось народное восстание против турок, многие гайдуки стали его предводителями. Например, легендарный герой освободительной войны Карагеоргий изначально был гайдуком. Также гайдуки активно участвовали в русско-турецкой войне 1877-1878 годов и освобождении Болгарии от османского владычества. Гайдуки в фольклоре и литературе Образ гайдука стал очень популярным в устном народном творчестве балканских народов, воспетый в песнях и легендах. Гайдук со временем превратился в идеализированный образ борца за свободу и справедливость. В болгарских песнях воспеваются и женщины-гайдуки, например войвода Бояна и мома Елена. Также известна история Сирмы Воеводы - женщины, которая долгое время скрывала свой пол и возглавляла отряд гайдуков.

В гайдамацкой культуре существовало уважение к православию они практиковали молитвы, а часть награбленной добычи жертвовали в православные монастыри и к своей стране.

Нередко их считали участниками национально-освободительного движения. Гайдук на службе у турок это уже пандур. Среди гайдамаков существовал обычай побратимства. Отряды гайдуков назывались четами отсюда четники Гайдуки участвовали в Первом сербском восстании 1804—1813, а во время русско-турецкой войны 1877—78 гг. Деяния гайдуков были темой народного творчества, и реальные лица становились легендарными персонажами.

Обычно это был солидный пожилой человек, обязанный следить за порядком в доме, за подачей блюд при обеде. Минуя общепонятные и ныне названия дворовых, вроде кучера, буфетчика, горничной, кормилицы и т. Приближенные к молодым господам камердинеры были прилично одеты, отличались самостоятельностью поведения, а иногда и развязностью, стремлением подражать барам.

Гайдамаки: кем на самом деле были украинские «абреки»

Расскажем о гайдук кто это такой подробно: гайдуки — (хайдуки) (от венг. hajdúk. Гайдуков, гайдучихин, им принадлежащий, гайдучий, им свойственный, к ним относящ. Дмитрий Гайдук — один из легендарных персонажей конца 90-х — начала 2000-х. Кто такие гайдуки? Охрана границы: гайдуки были одними из первых, кто стоял на страже государственных границ России. Политика - 26 апреля 2024 - Новости Читы -

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий