Горожане смогут прочитать свои любимые стихи поэта в рамках программы «Открытый микрофон», поучаствовать в викторине на знание стихов Есенина и фактов его биографии. Есенин присылал свои стихи в московские журналы, но их не публиковали. Сергей Есенин читает свои стихи 1922 – Монолог Хлопуши из. Поэзия Есенина особо полюбилась Александре Федоровне, по протекции которой литератора и пригласили во дворец вживую познакомить царских особ с творчеством.
Сохрани мою речь: как звучали голоса литераторов от Толстого до Пастернака?
Однако мы верим, что не существует границ, условностей и законов. Да и, если вдуматься, у них есть общее: Есенин был бунтарем своего времени, также, как бунтарским считается рок-движение, выворачивающее наружу проблемы общества, вскрывающее его нарывы. И, слушая строки, написанные почти век назад, в музыкальной оправе Алексея Горшенёва, понимаешь, что все это актуально до сих пор: и личное «Я не знаю: мой конец близок ли, далек ли», «Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! Красоту, глубину и силу строк Есенина в таком исполнении смогут увидеть даже те, кому не близко творчество поэта или кто поэзии предпочитает прозу.
Нам видится, что проект «Есенин», созданный Горшенёвым, не только успешен музыкально, но и крайне важен и необходим с культурной точки зрения в наш век повального нежелания читать и просвещаться. Мало кто из нас сегодня, особенно современная молодежь, читает классику, тем паче поэзию, и подобная неординарная подача классической литературы может вызвать интерес. А поскольку проделанная музыкантом работа выполнена на высочайшем уровне и с огромной любовью к творчеству Сергея Александровича, мы уверены, что люди захотят познакомиться с его стихотворениями и приобщиться к миру высокой литературы.
Алексей Горшенёв настолько скрупулезно подошел к проекту, что даже дату концерта выбрал неслучайно: 3 октября отмечают День Рождения Сергей Есенин и сам музыкант.
Сергей Игнатьевич Бернштейн, вот кого я имею в виду. Это, кстати говоря, был учитель Льва Шилова, и в книжках Шилова о Бернштейне довольно много рассказывается. Записывали поэтов и прозаиков, демонстрировали эти записи студентам, слушателям Института живого слова и изучали вместе с ними и теорию декламации, и взаимоотношения между текстом и его аудиоверсией, пытались найти и понять, если они есть, взаимоотношения между этими совершенно разными вариантами демонстрации текста. То есть одно дело, когда ты читаешь глазами, другое дело, когда ты слушаешь это чтение и думаешь о том, есть ли там связь. Но это отдельная тема разговора, я сейчас не буду в нее углубляться. У нас мужской сегодня получается такой разговор.
И после Толстого и Бунина я сразу перейду к Маяковскому. К сожалению, фоноваликов с голосом Маяковского, то есть оригиналов, исходников, не сохранилось. Перед Великой Отечественной войной была попытка перевести голос Маяковского с фоноваликов, которые делал Сергей Бернштейн, на грампластинки, и эти попытки были не особенно удачными. А потом вообще случилось так, что валики с голосом Маяковского пропали и все, что осталось, -— эти переведенные на другие носители звукозаписи. Лев Алексеевич в своей книжке «Голоса, зазвучавшие вновь» вспоминает о том, как это все происходило. И мне очень нравится цитата, которую он приводит, из газетного отчета о том, как переводили голос Маяковского на тогда понятные и привычные носители, то есть на грампластинку, писали об этом Лев Абрамович Кассиль и Макс Поляновский, журналист. Иногда пропадали отдельные слова, изредка голос казался невнятным.
Но это был живой голос Маяковского с его великолепными переходами от пафоса к иронии, с его убедительной простотой и покоряющей искренностью. Это было в 1940 году. И вот, забегая вперед, скажу: были выпущены пластинки, и Лев Алексеевич, конечно, эти пластинки составлял, с голосом Маяковского, были диски-гиганты, были вот такие миньоны, вот у меня в руках один из них с этикеткой Государственного литературного музея. Тут написано: «К 50-летию Государственного литературного музея. Интересно, что к пластинке приложены тексты, и это правильно, чтобы можно было следить за записью, заглядывая в текст. И вот как представлена сохранившаяся звукозапись стихотворения футуристического периода Маяковского «А вы могли бы? Так и издавался этот звуковой автограф долгие-долгие годы до самого последнего времени — без первой строчки, без слов «Я сразу смазал карту будня» Вот, посмотрите, как это издавалось.
Мы послушаем так, как это много раз выходило на пластинках фирмы «Мелодия». Звучит отрывок стихотворения. Я прерву Маяковского, потому что у нас есть возможность услышать это стихотворение целиком, с этой найденной первой строчкой. Это вроде бы мелочь, но как может быть это мелочью, если мы можем сейчас услышать полностью, целиком весь этот маленький замечательный звуковой автограф. Шилов рассказал в своей книжке, как он, вообще говоря, из небытия возник. Среди отбракованных пластинок, когда пытались перевести Маяковского на современные тому времени носители, была пластинка с этим стихотворением, и на нее уже не обращали никакого внимания. Первую строчку было слышно плохо.
А потом к этой пластинке вернулись, Лев Алексеевич в своей книжке пишет, что и этой пластинки могло бы не быть, если бы ее не спас сподвижник, друг Маяковского, когда-то поэт-футурист тоже, как и он, — Василий Васильевич Каменский. Был какой-то вечер, посвященный Маяковскому, понадобилась запись, и Каменский вспомнил, что есть запись этого стихотворения на конкретной пластинке, которая считается отбракованной. И он поехал туда, где хранились все эти браки, как гласит предание, девушкам, которые отвечали за это все, купил каких-то конфет. И при нем разобрали эту кучу этого винила, который и винилом-то назвать нельзя, тогда, наверное, было другое слово, и услышали эту запись. Лев Алексеевич представил это впервые в звуковом журнале «Кругозор». Был такой журнал, люди моего поколения и более старшие помнят, на него можно было подписаться. В этом журнале помимо всяких текстов были вложены гибкие пластинки, на которых звучали голоса, и не только писателей, журналистские репортажи, Юрий Визбор, в частности, работал для этого журнала «Кругозор» довольно много.
И вот однажды в выпуске, посвященном Маяковскому, Лев Алексеевич представил звуковой автограф стихотворения «А вы могли бы» с восстановленной первой строчкой. Давайте послушаем именно эту запись с одной из пластинок журнала «Кругозор». Говорит Лев Шилов, потом звучит голос Маяковского. Здесь, видите, скорость валика чуть-чуть изменилась. Эта запись продолжает реставрироваться и по сегодня. И мои коллеги из Государственного литературного музея уже включают эту запись в свои методические сборники звуковых автографов Маяковского. Я прочитал кусочеки зстатьи Кассиля и Макса Поляновского о том, как переводили голос Маяковского перед войной на современные тому времени носители, на пластинки, и там был пример со стихотворением «Встреча поэта с солнцем.
Необыкновенные приключения с Владимиром Маяковским». Интересно, что звуковые автографы, звукозаписи литературные могут оказаться замечательным подспорьем и продолжают оказываться и по сегодня для филологов, для тех людей, которые готовят, например, академические собрания сочинений.
Сюда, в бывшую столицу Российской империи, Есенин приехал ранней весной 1915 года. Здесь произошло его литературное крещение: состоялась встреча девятнадцатилетнего рязанского паренька с первым поэтом России Александром Блоком. Здесь залучали его в свои салоны, декадентствующие литераторы. В Петрограде же познакомился Есенин с М. Горьким и В. Здесь вышел его первый сборник стихов «Радуница», принесший молодому поэту широкую известность. С этого времени Есенин местом своего постоянного жительства избирает Петроград, который встретил его столь доброжелательно. Призванный в 1916 году в армию, Есенин проходил военную службу в Царском Селе и часто бывал в столице.
Октябрь 1917 года Есенин встретил также в этом городе. По горячим следам событий, потрясших весь мир, он создал многие произведения, в которых восторженно славил революцию, открывшую народу путь к новой жизни. Весной 1918 года Есенин переехал в Москву, поселившись там, он. В последние годы своей жизни Есенин стал особенно часто бывать в городе на Неве. И это не случайно. Как раз в то время поэта в высшей степени занимала историко-революционная тема. В конце декабря 1925 года он приехал в Ленинград сбежал как до этого на Кавказ.
Мальчик говорит: «Я не видал! А вот потом… Теперь я тебя съем. Ты такой же цыпленок, я тебя съем.
И волк бросился на мальчика, и мальчик так испугался, закричал: «Ай, яй, яй! И с тех пор мальчик перестал есть мясо. И не стал есть ни говядину, ни телятину, ни баранину, ни кур. Осип Мандельштам читает «Сегодня ночью, не солгу» Сегодня ночью, не солгу, По пояс в тающем снегу Я шел с чужого полустанка.
Живые голоса: Маяковский, Бунин, Есенин
Главная» Новости» Кому есенин читает свои стихи в петербурге. В его представлении, Высоцкого, Есенин должен читать свои стихи совсем не в благостной декламационной манере, а яростным голосом, что, впрочем, и было отмечено во многих воспоминаниях. Сергей Есенин читал свои стихи перед различной публикой в Петербурге. Гуляя по Таврическому Саду в Санкт-Петербурге я наткнулась на молодую пару: юный курсант и симпатичная девушка, не обращая внимание на людей, страстно целовались. 6. В 1909 году Есенин поступил в церковно-приходскую, второклассную учительскую школу. Одна из основных тем поэзии Есенина – это Любовь к крестьянской Руси Призыв к вн.
Сергей Есенин
Гудкова и наши читатели — поклонники творчества поэта совершили путешествие по есенинским местам северной столицы. Во время экскурсии прошли по многим памятным местам города, связанным с именем поэта. Вела экскурсию краевед, экскурсовод, выпускница Университета Петербурга, участница радио-передачи «Петербургский наблюдатель» и знаток эпохи Серебряного века Ирина Петровна Бурлакова. Музей-квартира А. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 57.
Весной 1915 года к А. Блоку принес свои стихи 19 -летний Сергей Есенин. Литейный проспект, 24. Дом Мурузи. Дмитрий Сергеевич Мережковский и его жена Зинаида Николаевна Гиппиус жили в этом доме с 1890 по 1912 года.
В гостях побывали известные литераторы Серебряного века были Блок, Белый, Есенин.
Большое спасибо за вашу помощь. Мы исправим это в ближайшее время!
К Есенину рано пришла слава, и, на мой взгляд, он не выдержал испытания славой. Был он и хулиганом, и бабником, и скандалистом… И похабничал я и скандалил Для того, чтобы ярче гореть. Дар поэта — ласкать и карябать, Роковая на нём печать. Розу белую с чёрною жабой Я хотел на земле повенчать. Пусть не сладились, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней. Но коль черти в душе гнездились — Значит, ангелы жили в ней. Есенин называл себя «сорванцом, скандалистом и разбойником».
Но друзья помнят его добрым, необычайно мягким, чутким и деликатным человеком. Все помнят стихотворение «письмо матери»: Ничего, родная! Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. В газетах стали появляться критические статьи о Есенине. Его обвиняли в пьянстве, дебошах, драках. На Есенина было заведено 12 уголовных дел.
Поэт признавался, что если бы он не пил, то не смог бы пережить всё, что было. Мне осталась одна забава: Пальцы в рот — и веселый свист. Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист. Хулиганство для многих известных писателей и поэтов Оскар Уайльд, Артюр Рембо, Поль Верлен и другие было стратегией привлечь к себе внимание и быть популярным. На других не похож, вот его и ненавидят и завидуют ему». В 1925 году в письме к главе ГПУ Ф. Дзержинскому, Раковский просит «спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе… Пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…» Я не претендую на полную биографическую объективность, мне лишь хочется понять причины, которые побудили Сергея Александровича уйти из жизни.
А может быть, его лишили жизни насильно? Было ли это убийство или доведение до самоубийства? Как юрист-криминолог, занимающийся изучение проблем преступности, мне важно выяснить, во-первых, мотивы преступления, во-вторых, обстоятельства гибели, в-третьих, личность преступника или жертвы. Древние римляне говорили: ищи того, кому это выгодно. Кто-то во всём винит многочисленные любовные связи и женщин Есенина. Кто-то винит конфликты поэта с власть держащими. Кто-то причину смерти видит в пьянстве и нервном расстройстве.
Кто-то видит причину в творческом кризисе. Одной из причин ранней смерти Есенина называют его самоубийственное ощущение своей исключительности, избранности и защищённости.
На затылке кепи, В лайковой перчатке смуглая рука. Далеко сияют розовые степи, Широко синеет тихая река… И как подтверждение того, что настоящая, большая поэзия никогда не умирает, прозвучали такие строчки из стиха: Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка — Но косой выводят строчки хоть куда, Под весенним солнцем, под весенней тучкой Их читают люди всякие года… Много замечательных стихов прозвучало у памятника Сергею Есенину в исполнении членов Союза писателей России, чтецов, актёров, художников, учителей и других. Актёр Театра Антреприза им. Миронова Александр Николаенко великолепным чтением цикла стихов Есенина внёс ощущение подлинного праздника есенинской поэзии: Гой ты, Русь моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосёт глаза… Эти и многие другие стихи Сергея Есенина, прочитанные Александром Николаенко, поэтами Святославом Терновым, Ярославом Любимовым, Николаем Ерёминым прозвучали как исповедь, как признание в любви к поэтическому слову Сергея Есенина, о котором современник Сергея Есенина, поэт Николай Леопольдович Браун в воспоминаниях написал следующее: «Поэзия Сергея Есенина, так любившего жизнь, всё шире и шире откликается в сердцах живых, любящих жизнь.
И в радостях, и в тревогах, и в скорби — она стала им добрым другом… Никакие статьи о «есенинщине», о вредности его поэзии не могли преградить путь к нему, тропу к нему. Тропа эта не зарастала, не зарастает и не зарастёт никогда». Член Союза писателей России, поэт, автор-исполнитель Николай Ерёмин своим выступлением подтвердил верность слов, что тропа к Есенину «не зарастает и не зарастёт никогда». Он исполнил две песни на стихи Есенина: «Осенний романс» на стихи поэта «Мне грустно на тебя смотреть…» и «Тальяночку», а затем свои стихи, посвящённые Есенину, в которые привнёс не только свои одухотворённые чувства, как поэта, но и чувства, настроения русского народа, оценку его личности в потоке времени.
В Петербурге отметят 125-летие со дня рождения Есенина
Литейный проспект, 33 Больше всего времени в Петрограде Есенин провел в 1917-1918 годах. Поэт и его жена Зинаида сняли две комнаты по адресу Литейный проспект, 33, которые и стали их первым собственным жильем. Жили они без особого комфорта тогда было не до того , но со своего рода домашним укладом и не очень бедно. Сергей много печатался, и ему платили как поэту большого масштаба. И он, и Зинаида Николаевна умели быть, несмотря на начинающуюся голодовку, приветливыми хлебосолами.
По всей повадке они были настоящими «молодыми». Сергею доставляло большое удовольствие повторять рассказ о своем сватовстве, связанном с поездкой на пароходе, о том, как он «окрутился» на лоне северного пейзажа». Концертный зал Тенишевского училища. Моховая улица, 33 25 октября 1915 года в Тенишевском зале состоялся вечер «Краса», на котором выступали такие поэты, как Сергей Городецкий, Алексей Ремизов, Николай Клюев и Сергей Есенин, презентовавший публике поэтические циклы «Русь» и «Маковые побаски».
Зинаида Ясинская вспоминала: «... Городецкому пришла мысль нарядить Есенина в шелковую голубую рубашку, которая очень шла ему. Костюм дополняли плисовые шаровары и остроносые сапожки из цветной кожи, даже, кажется, на каблучках. В этом костюме Есенин и появился на эстраде зала Тенишевского училища.
В руках у него была балалайка, на которой он, читая стихи, очень неплохо и негромко себе аккомпанировал». Поэт Пимен Карпов вспоминал о вечере так: «Публика, читая афиши на заборах, недоумевала: — Вечер Краса... Кто этот Крас? Русский или, прости господи, немец?
На вечере гости все продолжали требовать некоего Краса. Тщетно Городецкий доказывал, что слово «краса» — это старинное русское слово, означающее красоту, а вовсе не фамилию какого-то скрипача-пианиста, о котором, вообще-то, устроители вечера сном-духом не слыхали и ничего не знают — по той простой причине, что такого Краса в природе не существует...
После этого, в 15:00 состоится дружеский поэтический концерт, посвященный темам любви и весне, с участием представителей Фонда поддержки современной поэзии. Зрителей ждет знакомство с лучшими стихами и песнями, посвященными Любви и Весне, которые для них прочитают и споют известные петербургские поэты и авторы исполнители. Отметим, весенняя поэтическая программа стартует в 13:00.
Александр Блок и Афанасий Фет были известными поэтами, жившими в Петербурге, и давали большое значение русской поэзии. Возможно, Есенин читал свои стихи перед этими поэтами, чтобы получить их мнение и одобрение. Владимир Маяковский был известным современником Есенина и одним из наиболее значимых поэтов того времени. Есенин и Маяковский дружили и поддерживали друг друга, поэтому вероятно, что Есенин читал свои стихи и перед Маяковским.
И читает он их с особым чувством, передавая слушателям всю глубину своей поэзии. Слушая его чтение, любители поэзии искусства переносятся в иное измерение, где слова оживают и заставляют раздумывать. Они наслаждаются каждым звуком, каждым акцентом, которые придают стихам особую музыкальность и подчеркивают их смысл. Где можно услышать Есенина? Если вам хочется погрузиться в мир стихов Сергея Есенина, то вы сможете это сделать в городе Петербурге. Здесь много разных мест, где можно услышать его стихи в исполнении талантливых актеров и поэтов. Одно из таких мест — это литературные вечера, которые часто проводятся в различных культурных центрах города. На таких вечерах вы сможете услышать не только стихи Есенина, но и других русских поэтов, которые принесли свой вклад в развитие литературы. Читайте также: Вымагательство или вымогательство: как правильно писать и различать Также, можно посетить музеи, посвященные жизни и творчеству Есенина. В этих музеях вы сможете не только увидеть великого поэта, но и услышать его стихи в аудиоформате или в исполнении гидов. Если вы предпочитаете более неформальное общение, то вы можете найти кафе или клубы, которые часто организуют вечера поэзии. На таких встречах обычно есть возможность прочитать свои стихи самому, а также послушать стихи других участников и специально приглашенных поэтов. Литературные кафе и клубы В Петербурге существует множество литературных кафе и клубов, где можно насладиться чтением стихов, в том числе и Есенина. Одним из таких заведений является кафе «Стрелка». Здесь регулярно проводятся вечера поэзии, на которых читают стихи не только популярные поэты, но и начинающие авторы. В клубе «Дом Князя Владимира» также проводятся вечера поэзии, а также лекции и дискуссии на различные литературные и философские темы. Здесь можно услышать не только стихи Есенина, но и других классиков русской литературы, а также современных авторов. Кафе-клуб «Другая сторона» известно не только своими литературными вечерами, но и различными творческими мастерскими. В «Другой стороне» можно не только послушать стихи, но и попробовать самому написать свои и даже выступить перед публикой. Клуб «Чайхана ХХI» предлагает своим гостям не только насладиться чаепитием, но и послушать стихи в исполнении местных поэтов. Здесь часто бывают и гости-поэты, которые рады поделиться своими творческими идеями. Музей-квартира Сергея Есенина Музей-квартира Сергея Есенина — это место, где можно погрузиться в атмосферу жизни и творчества выдающегося русского поэта. Есенин, один из самых ярких представителей Серебряного века, в своих стихах передает свою глубокую эмоциональность и внутренний мир. В этой квартире, расположенной в историческом центре Петербурга, Есенин читает свои стихи своим посетителям. Это особый ритуал, который позволяет ощутить близость к великому поэту и понять его искренность и чувственность. Музей-квартира Сергея Есенина стал местом паломничества для всех, кому интересна жизнь и творчество этого выдающегося поэта. Здесь можно не только услышать его стихи, но и увидеть предметы, принадлежавшие Есенину, а также узнать много интересного о его биографии. Петербург, город, который стал родным для Есенина, призван сохранить его наследие и передать его новому поколению. В музее можно погрузиться в атмосферу того времени, сопереживать ему и понимать его внутренний мир через его стихи. Поэтические фестивали и вечера В современной литературе особое место занимают поэтические фестивали и вечера, которые являются площадкой для представления и распространения поэтического творчества. Одним из таких известных фестивалей является фестиваль «Кому Есенин читает свои стихи в Петербурге».
Есенин читает свои стихи, 1921 г.
Мемориальная доска Есенину С. А. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 33 В этом доме. Кому Есенин читает свои стихи в Петербурге: встреча с поэтом незабываемого эстетического опыта. Четвертого августа 1916 года Сергей Есенин прочитал свои стихи императрице и членам царской семьи. Есть в Петербурге и памятник поэту – в Таврическом саду, созданный Альбертом Чаркиным к 100-летию со дня рождения поэта. Первые стихи Сергея Есенина опубликовали в 1914 году, причем сделали это весьма специфические издания – детский журнал «Мирок» (стихотворение «Береза») и большевистская газета «Путь правды». Читал свои стихи Есенин и перед великой княгиней Елизаветой Романовой.
Кому Есенин читает свои стихи в Петербурге Встреча с поэтом незабываемого естетического опыта
Сегодня Александр — уже современный поэт из Санкт-Петербурга — гастролирует по России, читает стихи Есенина и свои собственные. Читая свои стихи о Петербурге на родной земле, Есенин передавал всю боль и красоту этого города, заставляя слушателей проникаться к его истинной сути. Есенин читал свои стихи, а Блок после ухода Сергея Александровича короткими фразами выразил свои впечатления от встречи на обороте той записки, в которой Есенин просил его о встрече. Стихи С. Есенина читает. Это стихотворение Есенина-Вольпина до сих пор нигде не напечатано, записано с его голоса.
Девять мифов о Есенине
Впоследствии Блок представил Есенина другим литераторам, как «талантливого крестьянского поэта-самородка». Адрес: улица Декабристов, 57 Доходный дом К. Шрандмана - Дом В. Там собиралась вся элита Петербурга: поэты, литераторы, музыканты и другие деятели искусства. Их квартира стала «своего рода психологическим магнитом, куда тянулись философствующие лирики и лирические философы». Адрес: улица Чайковского, 83 Редакция «Голоса жизни» В 1915 году поэт часто посещал редакцию еженедельника «Голос жизни». Здесь публиковались Сергей Городецкий, Александр Блок и многие другие поэты и литераторы. В редакции напечатали и первые произведения Есенина. В 1917 году они снимали две комнаты на Литейном проспекте, где всегда было полно знакомых и друзей поэта.
Борис Пастернак Борису Пастернаку учёба давалась легко, он окончил гимназию с золотой медалью. Параллельно занимался музыкой по программе консерваторских курсов, даже написал две сонаты для фортепиано. Этому увлечению способствовало то, что мать Бориса была известной пианисткой, их дом посещали Рахманинов и Скрябин. Но дальше по этой стезе Пастернак не пошёл, а, как и многие другие его знаменитые коллеги по поэтическому цеху, стал студентом юридического отделения — в Императорском московском университете. Через год перевёлся на философское — и так увлёкся, что в 1912 году уехал слушать летний курс в Марбургский университет в Германии, где преподавал глава неокантианской школы философии. Пастернака О том, что философа из него не получится, будущий нобелевский лауреат понял в Марбурге, во время подготовки итоговой работы, хотя приступал он к ней с большим энтузиазмом. Пастернак писал потом, что «переживал изученье науки сильнее, чем это требуется предметом» и что именно этот пыл выдавал в нём не философа, но поэта. В автобиографической повести «Охранная грамота» он очень эффектно отразил этот эпизод своей жизни: «… по мере писанья она [работа] обрастала всё сгущавшимся убором книжных цитат и сопоставлений. А так как при ограниченности срока мне в известную минуту пришлось отказаться от выписок, взамен которых я просто стал оставлять авторов на нужных мне разгибах, то наступил момент, когда тема моей работы матерьялизовалась и стала обозрима простым глазом с порога комнаты. Она вытянулась поперёк помещенья подобьем древовидного папоротника, налегая своими лиственными разворотами на стол, диван и подоконник». Пастернак попросил хозяйку квартиры, в которой снимал комнату, не убираться у него и не прикасаться к этому диковинному «папоротнику» из листов бумаги и книг. Папоротник продолжал расти и разветвляться, и чем больше он рос, тем яснее становилось, что работа не будет закончена. Накануне защиты, ещё раз взглянув на бесконечную вереницу книг, несостоявшийся философ засучил рукава и за полчаса самостоятельно всё разобрал. Вернувшись в Москву, Пастернак погрузился в литературное творчество. От Марбурга осталось лишь одно из его стихотворений 1916 года с аналогичным названием. Осип Мандельштам Осип Мандельштам, в отличие от остальных звёзд Серебряного века, окончил не гимназию, а Тенишевское коммерческое училище в Петербурге. Это была частная средняя школа, дополненная специальными предметами — счетоводством, товароведением и так далее. Звучит скучновато, но на деле это было передовое учебное заведение с демократичной и творческой атмосферой и высоким уровнем преподавания всех предметов, в том числе гуманитарных. Фото: Российская государственная библиотека Младший брат Осипа, Евгений, в своих воспоминаниях объяснял, что именно по этим причинам мать и выбрала для них училище. Скорее всего, была и ещё одна причина — попасть туда еврейским детям было проще, чем в классическую гимназию. Тенишевское училище, по воспоминаниям другого его знаменитого ученика — Владимира Набокова — славилось ещё и безразличием к классовым, расовым и религиозным разграничениям. Но главным была атмосфера, весь дух школы, помогающий ребёнку найти себя и способствующий становлению личности. Конечно, и в них не всё было идеальным, но по сравнению с гимназиями, подчинёнными Кассо, министру просвещения, известному своей реакционностью, дети здесь росли в совершенно иных условиях», — писал об училище Евгений Мандельштам. Осип ходил в училище с удовольствием. Брат сохранил отзыв преподавателя географии о будущем поэте: «Очень способный и необыкновенно старательный мальчик, правдив, очень впечатлителен и чувствителен к обиде и порицанию, владеет хорошо слогом…» Сильно повезло Осипу с учителем литературы — это был Владимир Васильевич Гиппиус, поэт и родственник поэтессы Зинаиды Гиппиус. Читал лекции, увлекая класс блестящим изложением интереснейшего материала», — вспоминал Евгений Мандельштам. Литература стала любимым предметом Осипа. Кроме неё, он, по словам брата, любил географию, историю, естествознание, языки, а вот «все точные науки и практические занятия вызывали у него раздражение и усталость». После окончания училища в 1907 году мать отправила Осипа в Париж — главным образом потому, что боялась, что в Петербурге он подружится с революционной молодёжью. А ещё потому, что его шансы на поступление в университет в России, как у еврея, да ещё и с отнюдь не блестящим аттестатом, стремились к нулю. Мандельштам сначала слушал лекции по философии и филологии в Сорбонне, потом уехал в Германию, где изучал филологию в Гейдельбергском университете — и увлечённо писал стихи. Писать их Осип, по воспоминаниям брата, начал не с самого детства, а лет в 16, и как раз в студенческие годы окончательно осознал себя поэтом. Полный курс в Гейдельберге Осип не окончил — не хватило денег на оплату. А по возвращении всё же поступил на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. Для этого Мандельштаму пришлось принять крещение, несмотря на то, что смена вероисповедания очень огорчила его отца. Но, хотя в стенах университета Мандельштам провёл шесть лет с некоторыми перерывами , диплом он так и не получил — творчество и проза жизни уже плотно отодвинули учёбу на дальний план.
Распухшее лицо было страшным... Но накануне вечером, по свидетельству Эрлиха, Есенин сидел в зимнем пальто, к тому же известно, что отопление в эти дни было отключено. Да и не мог поэт, порезав вены на левой руке, взобраться на подставку под канделябр и повеситься на высоте около 4 метров. Рост Есенина — 168 см, высота подставки под канделябр — не более 1 метра 20 см. Самостоятельно накинуть петлю на шею он не мог. Даже если бы использовал обе руки — левую, с порезанными венами, и правую, с вырванным клоком мяса, — ему бы пришлось подпрыгнуть, чтобы сделать это. Кроме того, в этом случае кровь из ран поднятых вверх рук должна была бы попасть ему на плечи и оставить следы на стене. Как мог человек с глубокой травмой на лбу и вытекшим глазом проделать столь сложные манипуляции? Известно, что у повесившихся мышцы слабеют. Но Горбов упоминает согнутую в трупном окоченении правую руку, что возможно, только если Есенина повесили уже после убийства. Одним из первых на месте трагедии оказался художник Сварог, сделавший рисунки лежащего на полу Есенина, на котором видны следы насилия, многочисленные травмы, разорванная одежда. Однако рисунки и свидетельства Сварога до сих пор игнорируют. Перед тем как М. Наппельбаум сфотографировал место трагедии, комнату и одежду погибшего привели в порядок. Официальная версия не может убедительно объяснить причины появления впадины на лбу, вытекшего левого глаза, перебитого носа, порванных углов рта. Недавно стало известно, что растиражированное изображение номера является зеркальной копией с оригинала. На нем пуговицы от пальто Есенина расположены с «женской стороны», а труба отопления — справа. На подлинной фотографии она расположена слева. Но тогда впадина, возникшая, согласно официальной версии, от соприкосновения с трубой, не могла идти справа налево. Еще одна улика — доверенность Эрлиху на получение денег. Светлана Есенина показала ее мне — подпись Есенина на ней похожа на подпись под принуждением умирающего человека. Обратите внимание на фотографию ниже... Акт вскрытия тела, подписанный судмедэкспертом Александром Гиляревским, поражает непрофессионализмом. Но Гиляревский — опытный специалист дореволюционной школы: сохранился другой, составленный им в те же дни и выполненный безупречно акт. Согласно Гиляревскому, смерть Есенина последовала от асфиксии удушья «через повешение». Но Гиляревский не присутствовал на месте происшествия и не имел права делать вывод о повешении. Он не констатировал самоубийство и не имел на это права, так как это дело следствия. На фотографии на шее Есенина видна горизонтальная странгуляционная борозда только на части шеи. Такие следы возникают, если убийца душит жертву сзади. При повешении полоса не может быть горизонтальной, и она отчетливее в стороне, противоположной узлу петли. Современные судмедэксперты считают, что покойный находился в повешенном состоянии более 12 часов. Значит, смерть наступила не утром 28 декабря, а 27-го. Есть и неопровержимое доказательство — хранящийся у Светланы Есениной официальный документ на право наследования, в котором указана дата смерти поэта — 27 декабря, что кардинально меняет дело. Существуют показания жены управляющего гостиницей В. Назарова, что ее муж, чекист, 27 декабря пришел домой, лег спать, но неожиданно был вызван по телефону на службу. Поздно вечером он вернулся домой и рассказал жене о смерти Есенина. Между тем, по официальной версии, на этот момент Есенин был еще жив. Все это подтверждает версию запланированного убийства. Между тем в Москве Петр Чагин на съезде встретил Кирова. Сообщаю Миронычу: по моим сведениям, Есенин уехал в Ленинград. Через несколько дней будем там». Недоумеваю, но из дальнейшего разговора узнаю: состоялось решение ЦК — Кирова посылают в Ленинград первым секретарем губкома партии, Ивана Ивановича Скворцова-Степанова — редактором «Ленинградской правды», меня — редактором «Красной газеты». Но, к величайшему сожалению и горю, не довелось Сергею Мироновичу Кирову продолжить шефство над Сергеем Есениным, а по сути дела, продлить животворное влияние партии на поэта и на его творчество. На следующий день мы узнали, что Сергей Есенин ушел из жизни». Съезд закончился 31 декабря. Не только судьба страны, но и судьба поэта решалась на этом драматическом съезде. Есенин попал в политический треугольник: Троцкий-Киров-Зиновьев. Троцкий имел все основания не любить поэта и как человека, дерзко отказавшегося сотрудничать с ним, и как автора поэмы «Страна негодяев». Достаточный ли это мотив для приказа о физическом устранении поэта? Положение самого Троцкого было непрочным: у страны победившей революции не могло быть двух лидеров. Есенину покровительствовал не менее могущественный Киров, за которым стоял набиравший силу Сталин. На съезде Зиновьев и Каменев дали бой Сталину и потерпели поражение. На их место был назначен Киров. Именно в расчете на его покровительство и прибыл Есенин 24 декабря в Ленинград, где поэт ждал приезда Кирова. Но сторонники Зиновьева и Каменева, в частности, из числа пролетарских писателей, не собирались сдавать позиции. Потом Киров будет с горечью сожалеть о том, что не задержал на несколько месяцев Есенина в Баку. Но в те дни ему было не до Есенина. В стране делили власть. И борьба была жесткой. Одной из жертв которой и стал величайший поэт России. С Есениным расправились так быстро потому, что надо было успеть до приезда Кирова. На вопрос: «Как вы относитесь к версии, что именно Троцкий «заказал» Есенина? Гораздо сильнее можно воспринимать Зиновьева. Все происходило на XIV съезде». Паршиков: «Мог. Но в физическом устранении больше были задействованы пролетарские литераторы, большинство из которых сотрудничали с «органами». Есенин представлял для них угрозу как литератор и общественный деятель». Горбова и А. Гиляревского принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела по пункту 5 статьи 4 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР — за отсутствием состава преступления. Один из них — акт Горбова — основан на лжесвидетельстве. Свидетели не видели погибшего в петле, однако подписали документ, в котором говорится о повешении. Акт составлен тоже с нарушениями законодательства, о которых сказано выше, к тому же должен был быть составлен не акт, а протокол. Другой — акт Гиляревского — составлен тоже с нарушением законодательства. Судмедэксперт должен был присутствовать на месте происшествия по вызову следователя.
Есенин пишет о себе: "Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад". И вот, лирический герой его поэзии становится необычайно близок лирическому герою народных сказаний.