Кома медведь у славян. Комоедица — Масленица праздники славян.
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки
18-24 марта - масленица-комоедица | Комы медведи по древнеславянски. Блин комам медведям. |
Загадка медведей: почему Русь называла их комами? | Символ медведя у славян. Медведь в славянской одежде. Красивые славянские медведи уветные. |
Комоедицы. Весеннее равноденствие у славян - Комоедица (Масленица) Комоедица, что за праздник | Комом славяне называли медведя, в него же оборачивался Велес что бы прийти к людям в телесном обличии, первые блины несли в лес как дань уважения Велесу в теле медведя, точнее кома. |
Комоедица, славянские традиции, рецепт блинов | Позднее в празднестве участвовал молодой Медведь, как правило, медвежонок, которого Волхвы кормили блинами. |
Загадка медведей: почему Русь называла их комами?
Комы — это бурые медведи. Славяне особо почитали их и верили, что эти животные — хранители лесов. Когда славяне начали праздновать Масленицу не знает никто. Дело в том, что славяне называли это животное по-разному: медведь – ведающий мёд, бер – отсюда берлога (логово бера) и ком. Также грозный косматый медведь-ком был для славян архаичным олицетворением далёкого предка. День весеннего равноденствия у Славян назывался "Комоедица" и праздновался 20-го или 21-го марта по современному календарю. Древние славяне называли медведя "ком".
Комы медведи ударение
Когда приходит время грозы — сверкают, рассекая Небеса, cтрелы Перуновы... Многолико Небесное Пламя Сварги. Многолико и едино, подобно самому Роду, Богу нашему... Только впоследствии мифы о природных явлениях были приурочены к событиям и существам, имеющим земную локализацию, однако именно небесные явления и составляют главное содержание мифов. Календарь наших древних языческих предков. Дни этих 4-х ежегодных астрономических событий, столь важных для людей и всей природы, были самыми главными и самыми священными языческими праздниками наших предков. У древних славян существовал такой календарь: Неделя состояла из девяти дней: понедельник; вторник; тритейник; четверг; пятница; шестица; седьмица; осьмица; неделя; В месяце было по 41 и 40 дней поочерёдно. Со времён Петра I «лето» именуется «год», что в переводе с немецкого — «бог» Каждое 16-е лето год было священным, и в нём все месяцы были по 41 дню, то есть 369 дней в священном лете годе. Слово «лето» в смысле «год» и поныне сохранилось в нескольких русских фразах, например: «С тех пор уже сколько лет прошло», «Сколько тебе лет?
Четыре великих славянских языческих праздника, как и аналогичные праздники европейской языческой религии друидов-волхвов, ориентированы на естественный Солнечный цикл, выражающийся в четырех ежегодно повторяемых годичных ипостасях бога Солнца. У славян годичные ипостаси бога Солнца имели следующие наименования: 1 рождающееся обновленным утром после Ночи зимнего солнцестояния Солнце-младенец Коляда, 2 весеннее крепчающее Солнце-юноша Ярило, 3 летнее могучее Солнце-муж Купайла, 4 стареющее и слабеющее осеннее Солнце-старик Световит, умирающее на закате перед Ночью зимнего солнцестояния. В современной традиции эти ежегодные новогодние исчезновения старого и рождения нового воспринимаются людьми как символическая новогодняя передача эстафеты обновленной жизни от старика Старого Года к младенцу Новому Году. Этот солнечный цикл, четыре славянские ипостаси Солнца — Коляда-Ярило-Купайла-Световит, повторяется из года в год, и от него, как и от ежедневной смены дня и ночи, зависит вся жизнь людей, зверей, птиц, растений и всей земной Природы. PS Праздновать Масленицу — едва ли не самое веселое время в году — начинали с понедельника, и каждый день имел собственное название: понедельник — «встреча», вторник — «заигрыши», среда — «лакомка», четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница — «тещины посиделки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «проводы», «прощеный день». Масленицы ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями Масленицы в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось.
Но не с тем чтобы он его сам съел медведь да ещё и голодный у деревни гость очень даже нежелательный , а с тем, чтобы он как ХОЗЯИН распределил его по своим наиболее нуждающимся подопечным. Кому в семье несли всё добытое? Конечно главному в семье - хозяину, а он уже распределял кому оно нужнее. Вот и тут такая же аналогия. Отдали Хозяину Леса, а тот голодную птичку к блину послал, или мышку, или ещё кого с голода страдающего. Вообще Комоедица, да и все другие славянские народные праздники, очень ёмкие по своим содержаниям, которые заложены друг в друга как матрёшка в матрёшке, но многие исследователи диссертации пишут глядя только с одной стороны. Отсюда и появляются такие теории, которые никак не могут подтвердиться доказательствами.
Это был обычай отдавать первые блины комам по—древнеславянски комы — медведи. Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки. В наше время никто мишек не задабривает, и лишь в христианской Руси тот самый блин комам стал комом — этим метаморфоза обязана обычаю: первый блин отдавать за упокой души, т. Первый масленичный блин полагалось относить в лес.
С медведями — проще. Культ медведя достаточно тесно связан с культом предков и поминальными обрядами. Медведь издревле наш, славянский — дедушка, первопредок. Лишенный шкуры он, кстати, очень похож на человека. Есть только одна неувязка. Когда изучаешь так называемый "медвежий культ", все следы ведут к неандертальцам. Это у них было поклонение медведю, это они заполняли пещеры медвежьими лапами и черепами. Чему есть отголоски и в наших сказках, как ни странно. Ведь мы-то — из другой человеческой ветви — из кроманьонской. Мы этих неандертальцев побили, съели и в очень малом проценте ассимилировали нашли ученые в нас немного неандертальских генов. А праздник что же, остался от неандертальцев?
Комы медведи ударение
Поэтому «медведь ком» может быть понимаем как символ опасности или угрозы, нависшей над человеком. На Руси считали необходимым задобрить тотемное животное, поэтому говорили: «первый блин – комам», то есть медведям. Дело в том, что славяне называли это животное по-разному: медведь – ведающий мёд, бер – отсюда берлога (логово бера) и ком. Для славян пробуждение медведя от спячки – такой же верный признак приближения весны, как у американцев сурок, выглядывающий из норки, чтобы увидеть собственную тень. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда — «первый блин комам», т.е. медведям). Ком медведь у славян. Пожаловаться.
Комы медведи по древнеславянски
Медведь, приснившийся девушке, сулит ей жениха. На свадьбе, чтобы заставить молодых целоваться, говорят: «Медведь в углу! Если девицу заставить посмотреть в глаза Медведя, то по его реву можно определить, девственница ли она. Если невеста оказывалась не девственной, пели, что ее разодрал Медведь. Мать невесты выходит встречать приехавших жениха с невестой в вывернутом шерстью наружу кожухе, изображая Медведя. С идеей плодородия связан обычай ряжения медведем в свадебных, святочных и масленичных обрядах. Чтобы муж перестал изменять жене, она должна помазать влагалище медвежье салом. Считалось, что женщина излечится от бесплодия, если через нее переступит ручной Медведь. Медведь фактически воспринимался настолько сакральным существом, что охота на него была исключительно обрядовым действом, и буквально всякая частичка медведя исцеляла, давала силы, храбрость, изгоняла злых духов и т.
А съевший сердце медведя разом исцелялся от всех болезней. Ещё сотню лет назад дорогим подарком в дом считалась медвежья лапа — мощнейший оберег. Именно потому, что такая сакральная природа медведя, вся его сила была известна людям, и существовал на медведчиков-скоморохов огромный спрос. Так, исследователи пишут, что в нижегородском краю, где был один из центров дрессировки медведей и подготовки вожаков. Здесь целые деревни жили этим промыслом, а в крупных селах могло насчитываться более сотни медведей. В 1887 году в «Нижегородских губернских ведомостях» писалось, что в селе Андреевка было около 150 ученых медведей, в городке Сергач почти 90, а в отдельных селах от 50 до 100. По названию города, ставшего центром медведчиков, и вожаков с медведями на Руси стали звать «сергачами». Естественно, что из подобных сел медведчики расходились выступать по всей Руси.
Нижегородские сергачи обычно «обслуживали» центральные, южные и восточные районы страна, медвежатники из Великого Новгорода северо-запад, а из Белоруссии — запад, юго-запад и заграницу. Любопытно, что в Европе даже существовала конкуренция между медвежьими вожаками из России и Венгрии.
Как правило, первыми покидают берлоги крупные самцы зрелого и среднего возраста. Затем начинается массовый выход. Последними покидают берлоги самки с малышами. Выйдя из берлоги, зверь находится рядом с ней, если ему никто не мешает, еще несколько дней, причем по ночам он может возвращаться в берлогу. Через три-пять дней медведь уходит от берлоги. Изучение следов наводит на мысль, что в первые два-три дня у зверя отсутствует целенаправленность движений. Это похоже на свободное хождение ради удовольствия двигаться. Свободное бродяжничество упорядочивается к концу мая, и звери постепенно сосредотачиваются на первых проталинах с проростками трав, на солнечных склонах оврагов, на берегах незамерзающих рек и ручьев. Начинается ранневесенний период питания, скудный по количеству пищи, «голодный». На протяжении этого периода медведи продолжают использовать жировые запасы, накопленные с осени. Полностью свои жировые запасы медведи теряют к концу летнего сезона, а те, у кого их было недостаточно, начинают терять и мышечную массу. На Земном шаре живет 8 видов медведей. Бурый медведь. Бурые медведи замечательно помнят все ягодные и грибные места в лесу. Поиграйте в игру «У медведя во бору». Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: У медведя во бору.
Ранее зверь неоднократно наведывался в поселок, но в этот раз пришел, когда в одном из крайних домов не было хозяев. По словам дачников, медведь разгромил дом и другие помещения на участке — в этот момент внутри находилась пожилая женщина, которую он не тронул. Ранее семья медведей проникла на кордон в верховье реки Буотамы в Якутии и попала на запись фотоловушки. Перед этим в данной местности замечали медведей-сверстников и взрослого медведя шести-семи лет.
Основные обряды на весеннее равноденствие у славян связаны с чествованием богов: Ярилы бог Весеннего Солнца и Лёли богиня Весны. Славяне в это время чувствовали радость от пробуждения природы и отдавали дань уважения мифическим персонажам. В Хабаровске организаторы праздника - "Содружество русских общин" - постарались максимально приблизить все мероприятия к славянских традициям. В этот день также почитали славянского Медвежьего бога. Существует мнение, что в древности медведя славяне именовали Ком и отсюда поговорка — «первый блин комам», то есть медведям. Поэтому утром, до завтрака, с песнями, плясками и прибаутками жители деревни несли в лес Медвежьему богу «блинные жертвы» и раскладывали их на пеньках. Хабаровчане же просто приготовили к празднику ростовую куклу в виде бурого медведя.
Масленица-Комоедица - древний славянский праздник
Празднования начинались за неделю до солнцестояния и длились еще неделю после. А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы. До нас это великое событие дошло после долгой и безуспешной борьбы христианства с православием в XVI веке в виде Масленицы или церковной седмицы, определенной церковью на последнюю неделю перед Великим постом. Утратив свою связь с законами природы, этот праздник утратил и свое истинное назначение. То, что устраивается сейчас в виде широкого гулянья, распития алкогольных напитков, всеобщего шабаша пришло к нам во время царствования Петра I, который обязал все людно проводить масленицу по образу и подобию традиционных европейских карнавалов. По Указу Петра I празднование Масленицы именовалось "Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор" и имело целью развлечения, питейные увеселения, карнавальные действа и так далее. Комоедица — один из древнейших славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали Медвежьего Бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес "блинные жертвы" первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком.
Помимо встречи Весны и празднования начала Нового года, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога. Существует мнение, что в древности медведя славяне именовали Ком и отсюда поговорка — «первый блин комам», то есть медведям. Поэтому ранним утром, до завтрака, с песнями, плясками и прибаутками жители деревни несли в лес Медвежьему богу «блинные жертвы» испеченные к празднику блины и раскладывали их на пеньках. А уже после начинались пиршества и широкие гуляния. Комоедицу ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки.
Праздник Комоедица был отмечен только одним этнографом, и только в одном селе, под Минском. Нет данных, что это был всеобщий славянский праздник, и что он вообще где-то ещё праздновался. Более его не видел никто и никогда. После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя» [3]. Считается, что на следующий день «медведь встаёт». В Белоруссии говорили: «На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье переворачивается и сосёт другую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги».
Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто IX век , стали печь блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Также у древних символом солнца были ватрушки. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов.
Загадка медведей: почему Русь называла их комами?
Позднее в празднестве участвовал молодой Медведь, как правило, медвежонок, которого Волхвы кормили блинами. И вот так у них медведь становится не только бером, но и комом. Комы – нищие попрошайки или ряженые, одевающие шкуру медведя, изображающие за небольшую денежку на ярмарках игровые сценки или пантомиму. Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Славяне считали, что Великий Велес, являющийся древним божеством, тоже посещает гуляния на улицах в образе медведя, поэтому старались задобрить его вкусными блинами. У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски.
Откуда пошло выражение "Первый блин комом" и почему это не совсем так
Поэтому «медведь ком» может быть понимаем как символ опасности или угрозы, нависшей над человеком. Дескать, известная пословица «первый блин всегда комом» совсем не про неудавшуюся выпечку. духи, обитающие в кронах, а в традиционном варианте – комах деревьев; - медведи, которые также именовались комами (отсюда и Комоедица – праздник, посвященный пробуждению медведя).
Комоедицы. Весеннее равноденствие у славян - Комоедица (Масленица) Комоедица, что за праздник
Когда это надоедало, детина поднимался во весь рост и, недовольно рыча, пытался догнать визжащих девчат, которые кидались от «косолапого» врассыпную. Та, что оказалась в «лапах» лесного зверя, должна была его поцеловать. Только тогда она вновь обретала свободу. Впрочем, ненадолго. Нередко такие вот забавы заканчивались сватовством, а там и свадьбой. В последний день Масленицы жгли соломенное чучело, катались на ледяных горках и штурмовали снежные крепости. Кстати, в Усть-Каменогорске чучело Марены будет радостно сожжено в субботу на центральной площади. Там и пройдут народные гулянья, которые начнутся в полдень. Ряженого медведя организаторы не обещают. В планах - песни-пляски и традиционные конкурсы.
В гости к мишкам Редакция газеты «Мой город» решила последовать примеру древних славян и угостить блинами и мёдом Дашу, Гошу и Умку. Эти медвежата появились в городском зоопарке в прошлом году.
Славянский праздник Комоедица. Слайд 2 Описание слайда: Комоедица — один из древнейших славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали Медвежьего Бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес "блинные жертвы" первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком.
Отсюда правило — «первый блин комам», то есть медведям. Слайд 3 Описание слайда: Празднования начинались за неделю до солнцестояния и длились еще неделю после. А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. Слайд 4 Описание слайда: В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся всё теплое время года. Слайд 5 Описание слайда: Комоедица начиналась так. Утром люди торопились на святилище капище , на высокое место, где уже подсохла земля.
Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи умершие предки , непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков. Слайд 6 Описание слайда: Везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены — богини смерти. Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: «Марена загорела, Всему миру надоела! Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту. Слайд 8 Описание слайда: Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца: «С горы катись, С весной воротись!
Ранее зверь неоднократно наведывался в поселок, но в этот раз пришел, когда в одном из крайних домов не было хозяев. По словам дачников, медведь разгромил дом и другие помещения на участке — в этот момент внутри находилась пожилая женщина, которую он не тронул. Ранее семья медведей проникла на кордон в верховье реки Буотамы в Якутии и попала на запись фотоловушки. Перед этим в данной местности замечали медведей-сверстников и взрослого медведя шести-семи лет.
Медведь издревле наш, славянский — дедушка, первопредок. Лишенный шкуры он, кстати, очень похож на человека. Есть только одна неувязка. Когда изучаешь так называемый "медвежий культ", все следы ведут к неандертальцам. Это у них было поклонение медведю, это они заполняли пещеры медвежьими лапами и черепами. Чему есть отголоски и в наших сказках, как ни странно. Ведь мы-то — из другой человеческой ветви — из кроманьонской. Мы этих неандертальцев побили, съели и в очень малом проценте ассимилировали нашли ученые в нас немного неандертальских генов. А праздник что же, остался от неандертальцев? Ну и, самое главное, блин — это не символ медведя. Блин — символ солнца… В общем, как ни займусь я историей славянской, где ни копну — всё так запутанно и переврано — зацепиться не за что.
Комоедица 2024: что за праздник, когда отмечать и причём тут медведь
Древние славяне называли медведя Ком (отсюда — «первый блин комам», т.е. медведям). Я читала, что комы как-то связаны с языческим богом Велесом, который мог принимать облик медведя. В день весеннего равноденствия славяне отмечали языческий праздник Комоедица, посвященный прославлению медведя. Ютуб возможно отключат, поэтому подписывайтесь Телеграмм Осознание: +uCfUnp9zXzMwMGIy Яндекс Дзен Осознание. Комы — это вовсе не медведи (кто бы сомневался), а традиционное кушанье из гороха. Медведя славяне называли "ком". Предположительно, отсюда пошла поговорка "первый блин комам" (то есть медведям).
Комы медведи ударение
Telegram: Contact @moshistory | Существует мнение, что в древности медведя славяне именовали Ком (и отсюда поговорка — «первый блин комам», то есть медведям). |
Комы медведи ударение - - большой портал с правилами русского языка | один из четырёх важнейших славянских праздников, приуроченный к весеннему Равноденствию. |
Комоедица у славян | И вот так у них медведь становится не только бером, но и комом. |
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки | Я читала, что комы как-то связаны с языческим богом Велесом, который мог принимать облик медведя. |
Масленица (день четвертый). Медвежья | Блоги | Славят род Славянский, как и тысячи лет назад приходят Славяне на праздник, чтобы соблюсти Обычай. |
Почему на Руси медведей называли комами?
Анастасия Филиппова, дочь фермера: Мишу Михаил Юрьевич нашел больше шести лет назад в лесу. Откармливал его, он был в очень плохом состоянии. Машку просто отдали. Братика ее отдали в цирк, а Машку отдали нам. И вот они вдвоем соседствуют. Удивительную дружбу человека и медведя теперь наблюдают туристы. Ферма стала достопримечательностью.
Говорят: эмоции от общения с животными, словно, заменяют терапию! Марина, гость фермы: И дружба, и природа, и любовь — все лечит.
Кому в семье несли всё добытое? Конечно главному в семье - хозяину, а он уже распределял кому оно нужнее. Вот и тут такая же аналогия. Отдали Хозяину Леса, а тот голодную птичку к блину послал, или мышку, или ещё кого с голода страдающего. Вообще Комоедица, да и все другие славянские народные праздники, очень ёмкие по своим содержаниям, которые заложены друг в друга как матрёшка в матрёшке, но многие исследователи диссертации пишут глядя только с одной стороны. Отсюда и появляются такие теории, которые никак не могут подтвердиться доказательствами. Последние записи:.
Евгения Родочинская Как связаны Комоедица и Масленица? Славянская Комоедица — это "предок" Масленицы. После принятия христианства Комоедицу постепенно "сдвинули" к началу весны и стали праздновать перед Великим постом. Название "Масленица" связано с тем, что в последнюю неделю перед Великим постом нельзя есть мясо, но еще можно — рыбу и молочные продукты, в том числе сливочное масло, пишет rasenya. Мишки Комоедица: традиции праздника Главным блюдом Комоедицы был блин, который в славянской языческой традиции символизировал солнце, сообщает artsgtu.
В День весеннего равноденствия почитали "медвежьего бога". Утром, до завтрака торжественной процессией славяне ходили в лес и раскладывали по пенькам праздничные блины.
Первобытная архаика дает себя знать в этом обряде в полную силу. Ряженные медведем были обязательными участниками масленичных игр в Чехии и Словакии; в Македонии на масленицу «звали медведя на ужин».
Медведь — это летняя ипостась бога Велеса. Поэтому с пробуждением Медведя, пробуждалась и вся природа, начинался новый год. Комоедицы праздновались две недели. В первую неделю провожали старый год, во вторую — встречали начало нового.
Другое название Комоедиц — Масленица. Масленицу изображали в виде чучела из соломы. Установленное в месте, где обычно происходили гуляния, оно в течение недели было центром, около которого устраивались катания с гор, многочисленные игры, кулачные бои и увеселения всех жителей селения. В западно-славянской традиции, персонифицированный аналог Масленицы — Маржана, Марена польск.
Morana, рус. Марена, Морена, Мара — воплощение Смерти, зимы. Солому для «тела» Масленицы и все предметы ее убранства было принято собирать из разных домов или покупать в складчину, чем подчеркивалась причастность общедеревенской Масленицы к каждой крестьянской семье. Обычно чучело делали в виде фигуры в человеческий рост, имевшей женский или мужской облик.
В качестве основы использовали сноп соломы, который могли закреплять на деревянной крестовине. К основе веревкой привязывали голову и руки из жгутов соломы и прикрепляли большую грудь из пучков пеньковых очесов. Приготовленное чучело обряжали в женскую одежду — сарафан или поневу, рубаху, платок. Наряд Масленицы был обязательно старым, из ветхой и рваной одежды, иногда на нее надевали еще шубу, вывороченную мехом наружу.
В некоторых местах основу из соломы просто обматывали тряпками так, чтобы «читались» части тела. Иногда на соломе рисовали углем глаза и рот, а в качестве носа втыкали морковку.