Вы вряд ли сможете вспомнить фильма Леонида Гайдая без хотя бы одного кадра с котом: такая небольшая страсть была у режиссера. В марафон фильмов Леонида Гайдая вошли его работы, отражающие разные этапы творчества и диапазон огромного таланта режиссера.
Леонид Гайдай
- Леониду Гайдаю — 100!
- Исполнилось сто лет со дня рождения Леонида Гайдая. Новости. Первый канал
- Как Леонид Гайдай отказал Трампу: режиссеру исполнилось бы 100 лет
- "Деловые люди" (1963)
- Гайдай любил «На Дерибасовской хорошая погода…», но фильм подвергся критике: «Мы свое отхохотали»
97 лет со дня рождения Леонида Гайдая: лучшие 7 фильмов классика советского кино!
С 24 по 30 января иркутский Дом Кино бесплатно покажет работы режиссера Леонида Гайдая. Фильмы Леонида Гайдая. Леонид Гайдай — культовый режиссер и мастер комедийного жанра в советском и российском кинематографе. Кумиром Гайдая в детстве был английский киноактёр Чарли Чаплин, фильмы с участием которого часто показывали в иркутском кинотеатре. Леони́д Ио́вич Гайда́й — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев.
«Я слишком мало воевал, чтобы о подвигах рассказывать»: солдатское мужество Леонида Гайдая
Дело в том, что его формально первая режиссерская работа — «Долгий путь» — была снята в соавторстве Валентином Невзоровым, а следующий фильм «Жених с того света» считается короткометражным, хоть и длится 48 минут. Источник: кадр из фильма «Трижды воскресший» реж. Леонид Гайдай, 1960 «Трижды воскресший» довольно сильно выбивается из общего ряда гайдаевских фильмов — это история о тайном музее Октябрьской революции, который пионеры организовали на старом корабле «Орленок». Когда-то на этом пароходе комсомольцы отправлялись «бить белых». Чтобы помочь довезти подарки строителям Комсомольской ГЭС, команде пришлось восстановить «Орленок» и отправиться на нем в настоящее плавание. В сущности, «Трижды воскресший» — очень патриотический советский фильм. Не удивляет и тот факт, что в работу над фильмом Гайдая включился Иван Пырьев — советский режиссер, автор культовых «Трактористов», «Свинарки и пастуха», «Кубанских казаков» и любимец Сталина у Пырьева шесть сталинских премий. Пырьев вообще был важным наставником советских режиссеров — например, он «практически силой» заставил Рязанова снять «Карнавальную ночь».
Патриотический лоск фильма «Трижды воскресший» совсем не отменяет его качества. В 1960 году были еще очень сильны послепобедные настроения. И даже кинематографический «Орленок», который был создан из буксирного парохода «Ласточка», — заслуженный. Дело в том, что «Ласточка» участвовала в Сталинградской битве. И многие детали гайдаевского «Орленка» относятся и к биографии реальной «Ласточки». Это такой концентрированный гайдаевский визуальный юмор: здесь есть и классические зрительные шутки, и смешные погони, и разрушение ожиданий, и гомерические гэги про Труса, Балбеса и Бывалого. А еще — крутой Юрий Никулин, который стал постоянным актером у Гайдая.
Как, кстати, и Вицин с Моргуновым. В не меньшей степени Гайдай — настоящий автор, в том смысле, который подарили этому слову режиссеры французской «новой волны». Этот визуальный юмор Гайдая корнями уходит в фильмы Чарли Чаплина. На них во многом и вырос сам Гайдай. Режиссер, как пишут, пропадал в кинотеатре и смотрел именно его работы, а не условного «Чапаева».
В рамках празднования юбилея в Иркутской области пройдет 120 мероприятий. Об этом сообщает портала «Культура 38». Также планируется провести серию экскурсий «Иркутск кинематографический» и выставку «Режиссер Гайдай. Как он это делал? Посетители узнают, как создавались фильмы-легенды, от написания сценария до премьеры в кинотеатре.
В школах запланированы лекции «Крылатые фразы, или почему мы говорим цитатами из фильмов Гайдая». Школьники региона напишут «Гайдай-диктант» и примут участие в серии «Гайдай-квизов». В День иркутского кино 24 марта состоится флэшмоб «Будущие Гайдаи». О военных страницах из жизни режиссера напомнит акция «Рядовой Гайдай».
С появлением младшенького семейство уехало в Читу, а после — в Иркутск, где Леня начал получать школьное образование. Ребенок тянулся к знаниям, любил чтение, но и похулиганить был не прочь. Участвовал в музыкальном коллективе при местном ДК, играл на балалайке.
Когда началась ВОВ, Гайдай заканчивал школу. Юнец рвался защищать Родину, но его пока не брали из-за малых лет. Тогда он начал трудиться разнорабочим в местном драмтеатре, где пересмотрел все постановки. В 1942-м его призвали в армию. На службе в Монголии солдат заботился об армейских скакунах и объезжал их. Окончив полковое училище, он отправился сражаться на фронт под Москвой. Получил орден «За боевые заслуги» и стал командиром отделения.
В 1943-м Леонид подорвался на мине: из-за полученной инвалидности его комиссовали в Иркутск. Начало карьеры в кино Дома он отучился на актера в секции при местном театре и начал играть на сцене. Амбициозный артист вскоре приехал в столицу и начал учиться режиссуре во ВГИКе.
А поскольку детский билет в кинотеатр в 1960-е годы стоил 10 копеек, то названный выше рекорд был тогда вполне достижимым. Потому что школьный обед стоил 20 копеек, и можно было, сэкономив деньги, что мама давала тебе на обед, сходить лишний раз в кино. Конечно, не только Гайдай снимал популярные комедии в 1960—80-е годы.
В упомянутом уже прокатном рейтинге СССР такие неустаревающие хиты, как «Свадьба в Малиновке», «Афоня», «Джентльмены удачи», «Служебный роман»… Советский кинематограф тех лет переживал настоящий золотой век, а комедийный жанр вознёсся до небывалых высот. За последние 30—40 лет ни один российский фильм, у которого в титрах стоит слово «комедия», даже не приблизился к великим образцам советского кино. Скажем больше: даже поздние, «перестроечные» фильмы гения кинокомедии самого Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация», 1989, «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», 1992 ни в какое сравнение не идут с тем, что он снимал в свои лучшие годы. Гайдай ставил фильмы о своих современниках даже тогда, когда сюжет, казалось бы, отсылал к прошлому — как это было в случаях с картинами «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию». Именно острая актуальность, социальность его картин, которая подчёркивалась эксцентрическими художественными средствами, вызывала столь бурную реакцию советского зрителя, делала героев Гайдая настоящими звёздами советской масс-культуры. Точно так же, как песни Высоцкого крутили тогда на миллионах магнитофонов, цитаты из фильмов Гайдая повторяли и в шумных компаниях, и на страницах солидных газет.
Но чем дальше мы отдаляемся от времени создания гайдаевских шедевров, тем понятнее становится, что, несмотря на острую тогдашнюю актуальность и злободневность, его картины сумели воплотить на экране нечто гораздо большее, чем быстро устаревающую карикатуру и киношаржи на современников. Его герои — это вневременная галерея типажей, которые находят себе место во всякой исторической эпохе: жулики, мошенники, простаки, «голубые воришки», зарвавшиеся коррупционеры-демагоги, наивные идеалисты-романтики, жестокие циники-бизнесмены, самоуверенные и всевластные бюрократы… Именно эта черта творчества Гайдая сближает его с самыми великими классиками, такими как Н. Гоголь, который в своих творениях «Ревизор», «Мёртвые души» и другие изобразил бесконечный ряд архетипических героев, населяющих бескрайние просторы России и поныне. Некоторые современники упрекали Гоголя в слишком мрачном изображении России: дескать, в его пьесе и поэме нет положительных персонажей. Но попытка сделать Чичикова покаявшимся моралистом, идеальным героем во 2-м томе «Мёртвых душ» потерпела фиаско, и автор сжёг неудачное продолжение. Потому что претензии критиков были необоснованны: идеал в произведениях Гоголя всегда явлен!
Но его надо уметь видеть. И Чичикову с Ноздрёвым и Собакевичем, и Хлестакову с губернатором противостоит нравственный идеал автора. Автор у Гоголя и есть тот положительный лирический герой, который противостоит кромешному аду происходящего, выносит приговор погрязшим в пороках героям его творений. И у Гайдая отчётливо просматривается нечто подобное. В его комедиях в принципе невозможен положительный идеальный герой. Поэтому даже положительные в целом персонажи Семён Семёныч в «Бриллиантовой руке», Шурик в «Операции «Ы» выглядят смешными недотёпами.
Хотя и симпатичными. С другой стороны, у Гайдая нет прямого непосредственного отсыла к авторской позиции, как, скажем, в «Мёртвых душах» Гоголя, где присутствуют многочисленные и пространные лирические авторские отступления, самое известное из которых в средней школе учили наизусть: «Эх, тройка! Они снизили бы темп действия, выбивались бы из стилистики фильма.
И всё-то ты в трудах, всё в трудах, великий государь, аки пчела!
- "Деловые люди" (1963)
- 100 лет Леониду Гайдаю - Афиша Daily
- Гайдай, дайте огласить весь список!
- От смешного до великого: почему над фильмами Гайдая до сих пор хохочет вся страна
Леонид Гайдай - биография, новости, личная жизнь
Начало кинокарьеры Леонида Гайдая нельзя назвать удачным: его дебютные картины подверглись цензуре и провалились в прокате. Леонид Гайдай (справа) и оператор Игорь Черных на съемках художественного фильма Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Секреты последнего фильма Гайдая – абсурдистская комедия о русских в США, которую Трамп разрешил снимать в своем казино. Следующее появление Леонида Гайдая в кино было самым интересным.
100-летие Леонида Гайдая отметит «Мосфильм. Золотая коллекция»
Затем неожиданное свидание в городе Юсси Ватанена со своей старой подружкой. Однако билет оказывается потерянным. В поисках его герои попадают во множество занятных переделок, над которыми зритель веселится от души. Народная комедия с элементами абсурда от Леонида Гайдая с неподражаемым Юрием Никулиным. Отважный Шурик бросается спасать красавицу Нину из лап похитителей. Добродушная советская комедия в отреставрированной версии. Напомним , в Иркутской области создан первый в России онлайн-музей Леонида Гайдая, разработанный Автономной некоммерческой организацией «Центр развития кинематографии имени Леонида Гайдая». На интерактивном сайте размещена биография режиссера, информация о его семье. Одна из главных особенностей портала — 3D-модель дома Гайдая, воссозданная на основе реального здания.
Афиша Считается, что именно в Иркутске произошло событие, которое изменило жизнь Гайдая. На основе прочитанного произведения в 1961 году Леонид Гайдай снял короткометражный фильм "Пес Барбос и необычный кросс". Эти герои были задействованы в фильмах Гайдая. Позже созданные им персонажи появлялись в фильмах других режиссеров. Пик творчества Леонида Гайдая пришелся на 60-е годы, когда после трехлетнего перерыва он выпустил три популярных и фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и "Бриллиантовая рука". В 1980-е на экраны вышло несколько новых картин, которые были менее заметны, нежели раннее творчество режиссера. Умер режиссер в 1993 году. Знаменитые цитаты из фильмов Гайдая "Шеф, все пропало, все пропало!
Речь, прежде всего, об Александре Демьяненко; молодой рабочий Митя — его первое появление на экране. Во время ночевки в разрушенной церкви он, репетируя речь для первого съезда комсомола, неожиданно, но как-то очень мягко и естественно разрушает четвертую стену, чтобы обратиться к «представителям грядущих поколений». Позднее, по другим поводам, но так же обаятельно, этот трюк будут проделывать герои Гайдая — взять хоть знаменитый призыв Жоржа Милославского хранить деньги в сберегательной кассе. Роль Фёдора исполнил актер Эдуард Бредун. Сегодня это имя помнят немногие, но если ввести в гугле «спекулянт», первой же картинкой, которую предложит поисковик, будет кадр с Бредуном и Демьяненко из «Иван Васильевич меняет профессию» — хитроглазый мужчина распахнул пиджак, чтобы Шурик мог выбрать необходимые ему взамен перегоревших транзисторы. Карьера Бредуна складывалась нелегко и даже трагически, но ее совершенно точно нельзя свести к бессловесному мемному спекулянту. У того же Гайдая его можно увидеть и в «Не может быть! И еще одна во всех отношениях судьбоносная встреча. По дороге в Москву компанию делегатов сопровождает собака по кличке Брехун.
Судя по всему, это тот же пес Брех, который затем снялся у Гайдая в роли Барбоса. Если хотите, можете сравнить сами по форме ушей, клыков и т. А вот в «Самогонщиках» участвовал другой четвероногий артист — овчарка Рекс. Леонид Гайдай. К сожалению, чиновникам «не зашло»: фильм искромсали цензурные ножницы, сократив вдвое. Но даже тот вариант «Жениха», что дошел до наших дней, безусловно впечатляет. Картина начинается с серии простых, но до сих пор работающих гэгов. Последние два слова неожиданно выкрикнуло радио, которое Петухов, диктуя приказ, зачем-то вертел в руках. Нет, не Утёсова, конечно, а товарища Фикусова Георгий Вицин , которому Петухов напоследок дает бюрократический мастер-класс, приучая верить не глазам или ушам, а исключительно официальным документам.
Руководствуясь, видимо, тем же буквоедством, отвечая на телефонные звонки, герои неизменно произносят в трубку: — КУКУ. И продолжают это делать, несмотря на то, что каждый раз после этого приходится уточнять: «Я не кукую, а сообщаю название учреждения». Но это только присказка. Петухов едет на вокзал, где нарывается на карманника, который втихую изымает у него все деньги и документы. Возмездие наступает незамедлительно: в следующей же сцене черный автомобиль сбивает вора насмерть. Прибывший на опознание Фикусов определяет в погибшем своего начальника, ориентируясь не на внешность, а на то, что в кармане у покойного лежит паспорт на имя Семёна Даниловича Петухова. Проходит несколько дней, Петухов возвращается из отпуска и попадает на собственные похороны. Сцена прощания с крупным руководителем, явно не идеальным, но создавшим вокруг себя культ личности, в 1958 году должна была вызывать ассоциации с событиями пятилетней давности. Особенно хороша в этом смысле надгробная речь, которая так и просится, чтобы ее растащили на цитаты: «Теперь он лежит перед нами в виде дорогого нам праха», «Мы еще долго будем учиться на твоих ошибках», «Спи спокойно, дорогой товарищ — ты это заслужил».
Вот задачка для киноведов: выяснить, каким «Жених с того света» должен был быть в изначальном варианте Но если в реальности после кончины диктатора наступила оттепель, в «Женихе с того света» всё наоборот: тиран воскресает и принимается наказывать тех, кто в связи с кончиной не оказал ему должных почестей.
Борис Бродский и Михаил Ромм написали для новичков историческую мелодраму с предреволюционными нотками, основанную на рассказах В. Главный герой, затюканный интеллигент Кругликов, терпит унижения от деспотичного начальника, который мало того, что отбил у подчиненного невесту Раю, так еще и приказывает бедолаге стать его сватом: поехать к девушке и убедить ее выйти за пожилого влиятельного сладострастника. В какой-то момент нервы Кругликова не выдерживают, и он открывает по сопернику пальбу из маленького пистолетика. Могли бы на свой лад ободрить снежные пустыни и студеный дзен сибиряков, но соцреализм не терпит анархо-примитивистской романтики Но для освобождения от социальных оков этого оказывается недостаточно: героя судят и ссылают в Сибирь. Там, несмотря на заснеженную глушь и гипнотизирующие песни коренного населения, он не становится кем-то вроде гамсуновского Странника, а всё так же продолжает бояться местных чинуш и проливать слезы над фотографией, где Рая снята вместе с мужем, студентом-революционером. Леонид Гайдай, Валентин Невзоров.
Если не хочешь жить, как Кругликов, борись, выдавливай из себя по капле раба, и не от случая к случаю, а как зубы чистят — строго каждый день. Но если немного отвлечься от очевидной назидательности, окажется, что режиссерский дебют Гайдая — это, скорее, история о несовпадении характеров. Недотепистый, податливый Кругликов жил бы себе поживал в своем уютном конформистском мирке, довольствовался скромной службой, блестящими пуговицами на мундире и прочими обывательскими ништячками. Но, видимо, кому-то в небесной канцелярии показалось, что так оно хоть и уютно, но скучно. И чиновник сошелся с идеалисткой Раей, которая постоянно требует от него быть тем, кем он не является. Алов с Наумовым остались сотрудничеством довольны и мечтали снимать его во всех своих будущих фильмах. Но желание делать свое кино у Гайдая оказалось сильнее В свою очередь Рая мается от того, что вместо героя в плаще и со шпагой, о которых она читает в любимых романах, ей достался сородич гоголевского Акакия.
Девушка стремится перевоспитать возлюбленного и даже умудряется раздобыть для него тот самый злосчастный пистолет. В итоге в Сибири оказываются оба — и то, что спустя годы их историю используют в качестве назидания для потомков, ссыльных вряд ли утешит. Могли бы на свой лад ободрить снежные пустыни и студеный дзен сибиряков, но соцреализм не терпит анархо-примитивистской романтики. Интересно, что при всем драматизме происходящего, Сергей Яковлев играет Кругликова, как бы немного комикуя, внутренне по-доброму посмеиваясь над своим героем. Порой мимика и интонации заставляет вспомнить о Деточкине, а едва заметная полуулыбка — о героях Вуди Аллена. А уж как он пьет за любовь! Позавидовал бы сам Игорь Николаев.
Возможно, именно поэтому Ромм, в чьей творческой мастерской создавался «Долгий путь», посоветовал Гайдаю в будущем заниматься комедией. История показала, что Михаил Ильич не ошибся. В живописнейшем роуд-муви «Ветер» Александра Алова и Владимира Наумова он появляется в небольшой роли красного командира Науменко. Впервые мы встречаемся с героем в бане. Обнаженный усач, в мыльной пене с ног до головы, получает приказ прямо здесь арестовать двух своих товарищей — один из них предположительно белогвардеец. Дальнейшее Гайдай отыгрывает буквально одними ногами: две худые конечности делают из тазика по-военному четкий шаг вперед и энергично шлепают по мокрому полу. Вне бани нам покажут Науменко лишь однажды, но и этих нескольких секунд достаточно, чтобы оставить яркое впечатление.
Папаха, широко разинутый рот с металлическим зубом, дикий взгляд — возможно, стань Гайдай киноактером, в шестидесятые ему доверили бы переосмыслить забронзовевший образ Чапаева.
Ночь кино: открытие фотовыставки к 100-летнему юбилею Леонида Гайдая на Страстном бульваре
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР, режиссера Леонида Гайдая. Фильм провалился в прокате, да и сам Гайдай предпочел молчать об этой картине. Леонид Гайдай. Легенды мирового кино. Сценарии к своим фильмам Леонид Гайдай практически всегда писал самостоятельно, а многие фразы из гайдаевских кинокомедий оказались "крылатыми".
Ночь кино: открытие фотовыставки к 100-летнему юбилею Леонида Гайдая на Страстном бульваре
Отдельная часть экспозиции посвящена легендарным гайдаевским фильмам – от режиссёрского дебюта фильма "Долгий путь" до последней работы Леонида Гайдая – российско-американской кинокомедии "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди". В кино Гайдай Леонид дебютировал в 1955 году, причем не в роль режиссера, а в роли актера. В марафон фильмов Леонида Гайдая вошли его работы, отражающие разные этапы творчества и диапазон огромного таланта режиссёра. Следующий фильм Гайдая «Инкогнито из Петербурга» (1977) Леонид Иович снял, устав от эксцентрики, однако большинство его задумок руководство приказало вырезать.
К 100-летнему юбилею Леонида Гайдая в «Доме кино» бесплатно покажут его фильмы
Как он это делал? Посетители узнают, как создавались фильмы-легенды, от написания сценария до премьеры в кинотеатре. В школах запланированы лекции «Крылатые фразы, или почему мы говорим цитатами из фильмов Гайдая». Школьники региона напишут «Гайдай-диктант» и примут участие в серии «Гайдай-квизов». В День иркутского кино 24 марта состоится флэшмоб «Будущие Гайдаи». О военных страницах из жизни режиссера напомнит акция «Рядовой Гайдай». Также в рамках празднования обустроят подсветку памятника Леониду Иовичу в Иркутске, создадут стикерпак для мессенджеров и фильм о режиссере. Мероприятия пройдут при поддержке министерства культуры Иркутской области и Центра развития кинематографии имени Леонида Гайдая. С 24 по 30 января иркутский Дом Кино бесплатно покажет работы режиссера Леонида Гайдая.
Он был очень наблюдателен, — начинает рассказ о Гайдае внучка друзей родителей режиссера Вера Паншина. Папа вспоминал, что в Москве он видел Леонида Иововича озабоченным, спешащим и даже раздраженным, а в Иркутске — никогда». Сын каторжанина В столицу Приангарья украинец-каторжанин Иов Исидорович с семьей переехал уже после рождения младшего сына Леонида.
Брата он очень уважал и часто подражал ему, в детстве это доходило до абсурда: однажды стихотворение Александра, будущего известного журналиста, напечатали в местной газете, маленький Леонид дословно его переписал и отправил в детский журнал «Сибирячок», где его с удовольствием опубликовали под именем Лени Гайдая. Гордый младший брат сам и принес выпуск старшему, чтобы похвастаться, не понимая комичности ситуации», — со смехом рассказывает иркутский биограф и большой поклонник режиссера Илья Семенов. Нередко будущий режиссер смешил окружающих вполне сознательно.
К примеру, когда добирался до своей школы на одном коньке. Что он и делал, предварительно оседлав свой единственный оставшийся из пары конек. Этот нелепый «прокат» сопровождал оглушительный хохот одноклассников Леонида Иововича, — добавляет Семенов.
Тут же неподалеку находился клуб, в котором Леонид Иовович впервые попробовал себя в качестве театрального актера. Сначала он нерешительно заглядывал в окна здания, где велись репетиции, потом все-таки переборол себя, зашел. Здание клуба, к сожалению, не сохранилось, зато в памяти его однокашников осталось воспоминание, как режиссер сразу взял в оборот смешного долговязого паренька с оттопыренными ушами, проча ему комическое амплуа на театральной сцене».
Актером Гайдай, действительно, стал, отучившись в театральной студии при драмтеатре, а после успешно работал на сцене Иркутского драматического театра имени Охлопкова. Взрывным стало его появление в одной из комедийных постановок в качестве ребенка главной героини, когда Гайдаю пришлось заменить приболевшего подростка из труппы. Когда эта парочка, где «сынок» был в полтора раза выше «мамы», вышла на сцену — зал лежал.
Однако эпизод перетянул на себя всё внимание зрителя, за общим сюжетом пьесы никто уже не следил, и режиссер волевым решением вернул роль предыдущему актеру. Леонид Гайдай. Фото: live4fan.
Особенно, когда в первые годы войны вчерашний школьник Гайдай в 1941 году устроился рабочим сцены в драмтеатр встретился с эвакуированным в Иркутск Московским театром сатиры. Общение с ведущими актерами и режиссерами страны, возможность наблюдать за работой труппы не прошли даром: Леонид Иовович знал наизусть все спектакли столичных артистов.
Все его персонажи похожи на него… А вот Леонид Иович умел показывать так, что на экране его ни в одной роли видно не было. Он влезал в шкуру персонажа и играл Нину, Шурика, Балбеса или еще кого-нибудь. Но это ведь непросто показать молоденькой 18-летней девочке, как ее героиня Нина должна посмотреть на Шурика? А Гайдай превосходно это делал", — вспоминала Наталья Варлей. Я знаю, что нужно делать актерам. Но я их не заставляю это делать. Если они сделают лучше, я им вообще ничего не скажу. А если сделают хуже или неточно, я поправлю Леонид Гайдай И хотя режиссеру удавалось растворяться в персонажах, есть распространенное мнение, что интеллигентный Шурик списан именно с него.
Конечно, это не совсем так, но Гайдай использовал некоторые факты своей биографии. Например, сцена, где Шурик вызывается на все виды работ на стройке, вдохновлена армейским опытом режиссера. Когда во время Великой Отечественной войны набирали солдат в действующую армию и объявляли виды войск: "Кто в разведку? По воспоминаниям постоянного композитора Гайдая Александра Зацепина, сначала в фильме планировались только две песни, но ему очень понравились стихи Леонида Дербенева "Остров невезения", и он быстро сочинил для них музыку. Гайдай не хотел включать третий музыкальный номер, опасаясь, что это нарушит ритм повествования. Однако Миронов ухватился за идею и поставил номер сам, Гайдаю осталось только включить камеру. Коротко и ясно Несмотря на то что режиссер отказался от стилистики немого кино, в новых приключениях знаменитой троицы по-прежнему было достаточно погонь и не так уж много диалогов. По отношению к последним Гайдай любил краткость и яркость. Персонажи должны были говорить емкими репликами, но так, чтобы каждая била наотмашь. О его любви к краткости шутили сценаристы Слободской и Костюковский — так родилась реплика Балбеса: "Короче, Склихасовский".
На выставке в Иркутске представили костюм Гайдая, галстук Никулина и автографы актеров По мнению некоторых киноведов, в самый активный период своего творчества 1965—1975 годы Гайдай создавал альтернативную советскую действительность — яркую, позитивную, процветающую, как из рекламного проспекта. При этом другие видели в его картинах явные политические намеки. Так, например, киновед Евгений Марголит считал, что Гайдай превращает страшную государственную машину в несущественную и мелкую: Иван Грозный носит тренировочные штаны, а Сталин в лице товарища Саахова понижен до коррумпированного чиновника районного масштаба. Наученный горьким опытом Гайдай со временем умело отводил глаза руководства от острых шуток. Прямо перед показом "Бриллиантовой руки" начальству режиссер вставил в последнюю сцену ядерный взрыв, объясняя это тем, что хотел показать "всю сложность нашего времени".
Даже отличные актеры - а это Плятт и Вицин! Думаю, студийное начальство не столько оберегало честь советской действительности, сколько пыталось спасти картину от провала, не хотело портить карьеру способного парня.
Настоящий комедийный талант Гайдая дал о себе знать в десятиминутке "Пес Барбос и необычный кросс". Фильм стал бешено популярным, его без конца крутили по ТВ, а триумф сразу полюбившейся троицы Балбес - Трус - Бывалый Никулин, Вицин, Моргунов потребовал продолжения. Оно последовало в "Самогонщиках" и в полнометражных комедиях о Шурике "Операция "Ы", "Кавказская пленница". И это стало возвращением усопшего было жанра "комической", в мире представленного ранним Чаплином, Китоном, Ллойдом, а у нас его отблески можно увидеть в немых комедиях с Ильинским. Жанр этот родился немым, предполагал чистое действие без диалогов - и Гайдай снял фактически немое кино, снабженное замечательно смешным галопом Никиты Богословского. Троица бедолаг собралась глушить динамитом рыбу, но в события вмешивался пес Барбос - зрители были абсолютно счастливы. Леонид Гайдай возродил в нашем кино жанр "комической" - то есть эксцентрической комедии, зародившейся еще во времена Великого Немого Гайдай открыл в нашем кино короткую, но счастливую пору комедий, щедро оснащенных непритязательными, но безошибочно действующими комедийными трюками, гэгами и сражавшими неказистостью фразами, тут же улетавшими в народ: "Чей туфля?
Постоянными авторами сценариев его комедий стали Костюковский и Слободской, блестяще владеющие словесными парадоксами и невинным ерничеством, какое всегда находит отклик в публике. Трус, Балбес и Бывалый - три маски нашего времени - стали у нас персонажами столь же всенародно признанными, как в мире - чаплинский Бродяжка. Фото: РИА Новости Да и сам он не стремился щеголять высоколобостью - это кино предельно демократичное, внятное всем, от профессора до тракториста. Поэтому и фильмы шли максимально широко - в кругу рекордсменов проката картины Гайдая занимают почетные места. Впереди всех "Бриллиантовая рука", где в дополнение к смешным физическим действиям добавилась хорошая доза иронии.
Исполнилось сто лет со дня рождения Леонида Гайдая
Сценарии к своим фильмам Леонид Гайдай практически всегда писал самостоятельно, а многие фразы из гайдаевских кинокомедий оказались "крылатыми". Фильм провалился в прокате, да и сам Гайдай предпочел молчать об этой картине. Леонид Гайдай. Легенды мирового кино.