Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова рассказала, что в нижней палате парламента подготовили законопроект о профилактике травли в учебных заведениях. Издание Федерального Собрания Российской Федерации. Газета о законах и людях, которые их принимают. Самое суровое наказание в соответствии со ст. 110 УК РФ установлено за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего. Сейчас в Госдуме готовиться закон, который поможет бороться с травлей, которая происходит в российских школах.
Что такое «буллинг» и какие его правовые последствия?
Полностью оградить от них ребенка не получится при всем желании — а вот обеспечить ему защиту и моральную поддержку можно всегда. Первый класс я помню отлично, потом мы переехали, я сменила школу и все, провал в памяти. Со второго по шестой класс — ничего: ни имена учителей, ни одноклассников, как училась, что происходило. Смутно помню какие-то драки за школой или как лечу по школьному коридору. Но это будто бы сны, не уверена, что это правда было. О буллинге знаю от мамы: она говорила, что одноклассники отнимали у меня рюкзак, забирали тетради с домашней работой, чтобы списать, и не возвращали. Я получала двойки, на это мама и обратила внимание. Ее беспокоили проблемы с успеваемостью, ведь она видела, что дома я исправно выполняла все заданное. Сама я случаев с рюкзаком тоже не могу вспомнить. В седьмом классе мама перевела меня в параллельный класс, и вот там все было чудесно. Не было никаких сложностей с социализацией — я будто всегда там и училась, одноклассники сразу стали друзьями.
Причина во многом в классном руководителе, которая чутко следила за атмосферой в коллективе и устраивала внеурочные мероприятия. К примеру, все — от отличников до отъявленных хулиганов, приходили к ней на день рождения и весело проводили время вместе.
Семье выплатили 100 тысяч рублей компенсации за моральный ущерб.
Начало травли спровоцировал учитель. Мальчик вынужден был ходить в школу в стерильных перчатках из-за обострения хронического дерматита. Приходилось закрывать трещины на руках, чтобы туда не попала инфекция.
Учительница чтения перед всем классом заставила ребенка снять перчатки. Потом она разрешила ему надеть их снова, но брезгливое отношение учительницы к болезни вызвало смех у класса. Мама ребенка пожаловалась классному руководителю.
Но та не отреагировала. Директор школы Ульяна Кукар не приняла маму. У одноклассников вошло в привычку обижать мальчика — они плевали в него, пытались топить в школьном бассейне, пинали по ногам.
Потом мальчика избили. По словам мамы, у него был разбит нос, кровоподтеки на лице, он не мог сделать вдох. Учителя не отвели его к медику и никак не помогли.
Из детского травмпункта данные были переданы в МВД, и в школу пришла полиция. Мама мальчика вместе с уполномоченной по правам ребенка в регионе обратилась в прокуратуру и подала в суд. В решении суда говорится: «Сотрудниками школы никакие действия для заглаживания вреда не принимались, более того, вину в произошедшем конфликте [школа] отрицает.
Кроме того, [школа], при наличии сведений об избиении, самостоятельно никуда о случившемся не сообщала, таким образом пытаясь скрыть факт произошедшего». После избиения родители перевели мальчика в другое учебное заведение. Там, по словам мамы, его тепло приняли.
Изначально родители требовали от школы компенсацию в размере 200 тысяч рублей, но суд назначил 100 тысяч. Следы физического насилия обнаружила мама. Она попыталась поговорить об этом с классным руководителем, но безрезультатно.
Тогда она обратилась к директору. Та обещала разобраться. Вызвала в школу родителей детей, которые обижали ребенка.
Но это ничего не изменило. Травля продолжилась. Мальчика пришлось перевести на дистанционное обучение.
Мама сняла побои ребенка и написала заявление в полицию. Было возбуждено судебное дело по административной статье «Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод». К ответственности привлекли директора лицея, классного руководителя и представителя городского управления образования.
Классный руководитель и директор свою вину не признали. Директор заявила: «Все, что зависело от меня как от должностного лица, я выполнила согласно должностным инструкциям». Однако суд это не убедило, и директору назначили штраф в пользу государства.
Опрошенные «Правмиром» эксперты фондов, которые занимаются профилактикой буллинга в школах, считают, что исковое заявление в суд должно быть последним шагом, когда все другие способы не принесли результата. Сначала необходимо позаботиться о психологическом комфорте ребенка. Анна Макарчук — В первую очередь родителям необходимо думать об интересах ребенка, — комментирует эксперт федерального антибуллингового проекта «Каждый важен» Анна Макарчук.
Потому что ребенку нельзя оставаться в разрушительной, токсичной для него ситуации. В этой ситуации страшно идти в школу. А суды — дело длительное.
Могут тянуться год и дольше. Сначала нужно обезопасить ребенка психологически, а потом, если останутся время и желание, продолжать восстанавливать справедливость с помощью суда. Лилия Кукушкина, учредитель АНО «Центр исследования школьного климата», считает, что судебные иски не могут глобально повлиять на равнодушное отношение учителей к буллингу в школе.
Как на школе отразится судебный процесс? К ней будет приковано пристальное внимание. Но если это не рейтинговая, не обычная школа — для учебного заведения суд не такая уж проблема.
В суде представители школы, как правило, все отрицают и пытаются свалить вину на ребенка и на родителей». В ситуации, когда ребенка травят, родителям очень сложно сохранять спокойствие и холодную голову, но это необходимо, уверены специалисты. И для родителя борьба за интересы ребенка в конце концов превращается в личную битву, а для школы это становится войной за имидж, — говорит Анна Макарчук, — и в пылу этого боя обе стороны забывают про самого главного человека в этой ситуации — про ребенка.
Любые свои действия родителям нужно согласовывать с психологическим комфортом для ребенка.
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 930 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться.
В проекте закона парламентарии предлагают определиться с самим понятием «буллинг».
Сегодня в законодательстве оно отсутствует, отметил Метелев. Можно привлечь обидчика к административной ответственности за оскорбления либо порчу имущества, но на практике пострадавшая сторона не спешит обращаться в полицию. Административных дел за буллинг практически нет.
Еще одна норма документа может ввести ответственность для родителей буллеров. Даже если ребенок пришел в школу и расстрелял одноклассников, это вызывает удивление у его матери или отца. Они не видели предпосылок к трагедии, потому что не следили за дочерью или сыном, не замечали его, объяснил депутат.
Как юридически противостоять буллингу в школе
Авторы законопроекта считают, что в России с буллингом ситуация хуже, чем в среднем по миру. сказал Метелев журналистам по итогам совместного заседания его комитета и комитета по противодействию коррупции в четверг. Проблема в том, что пока в законе нет отдельного понятия «буллинг» или «травля» (под которым подразумевалась бы травля в школе). Спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил профильному комитету Госдумы по просвещению проработать вопрос о закреплении в законе определения "травля".
В Госдуме работают над законом о травле школьников: основные пункты
По мнению представителей Госдумы, наказывать важно за любое проявление буллинга, в том числе, травлю в интернете кибербуллинг. Уважаемые читатели «Лабиринт 42»! Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте , Одноклассники Если вам есть, чем поделиться, присылайте свои вопросы, идеи и новости на электронную почту sila-dukha labirint42.
Но часто именно активные действия сами по себе могут частично или полностью решить проблему. Изначально все же стоит постараться решить проблему мирным путем. Это, так сказать «досудебное разбирательство», необходимо проводить через администрацию школы.
И в первую очередь — обратиться к учителю. Обычно это помогает. Но если не принесло результата или проблема в учителе — к завучу или сразу к директору школы. При этом нужно проследить, чтобы врач написал в справке, что травма возникла именно в результате действия или бездействия третьих лиц. Грубо говоря, ребенок не сам упал, а его толкнули.
Значит пришла пора действовать официально. Основное — оформление заявления. В нем требуется описать ситуацию максимально подробно и потребовать, чтобы конфликт разрешился с максимально положительным для ребенка результатом. Если несколько детей или весь класс подвергаются травле, желательно составить коллективное обращение, с подписями всех родителей. Если имеются доказательства фото, справки, записи, видео, и так далее , их можно и нужно приложить.
Заявление нужно составлять в двух экземплярах: один передается директору, второй остается у родителей его должны официально зарегистрировать, поставить дату, подпись и печать, если она есть.
Иван Шилов ИА Регнум Парламентарии отметили, что есть спорные моменты и в них стоит тщательно разобраться. Например, в случае, когда родители не могут справиться с ребёнком, его поведением в школе, то всё равно будут должны заплатить штраф. Есть мнение, что другой родитель заплатит штраф и забудет о проблеме.
Всё же не о воспитании родителей идёт речь».
Поэтому важно, учитывая оба эти мнения, доработать документ так, чтобы не навредить ни детям, ни родителям». Новый закон должен решить эту проблему. При этом необходимо соблюсти конституционные гарантии на получение образования. Он должен понимать, что в конце концов может быть исключён», — подчеркнул Метелев.
Штрафы для родителей за травлю в школе могут ввести уже весной
Он должен понимать, что в конце концов может быть исключен», — приводит издание слова депутата. Ранее Sakh. На нем присутствовали представители минобра Сахалинской области, специалисты по защите прав детей, сотрудники УМВД, руководители школ и психологи.
Наши слушатели Все права защищены. Предназначено для лиц старше 16 лет. Адрес: 123298, Москва, ул. Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны.
Приходилось закрывать трещины на руках, чтобы туда не попала инфекция. Учительница чтения перед всем классом заставила ребенка снять перчатки. Потом она разрешила ему надеть их снова, но брезгливое отношение учительницы к болезни вызвало смех у класса. Мама ребенка пожаловалась классному руководителю.
Но та не отреагировала. Директор школы Ульяна Кукар не приняла маму. У одноклассников вошло в привычку обижать мальчика — они плевали в него, пытались топить в школьном бассейне, пинали по ногам. Потом мальчика избили. По словам мамы, у него был разбит нос, кровоподтеки на лице, он не мог сделать вдох. Учителя не отвели его к медику и никак не помогли. Из детского травмпункта данные были переданы в МВД, и в школу пришла полиция. Мама мальчика вместе с уполномоченной по правам ребенка в регионе обратилась в прокуратуру и подала в суд. В решении суда говорится: «Сотрудниками школы никакие действия для заглаживания вреда не принимались, более того, вину в произошедшем конфликте [школа] отрицает. Кроме того, [школа], при наличии сведений об избиении, самостоятельно никуда о случившемся не сообщала, таким образом пытаясь скрыть факт произошедшего».
После избиения родители перевели мальчика в другое учебное заведение. Там, по словам мамы, его тепло приняли. Изначально родители требовали от школы компенсацию в размере 200 тысяч рублей, но суд назначил 100 тысяч. Следы физического насилия обнаружила мама. Она попыталась поговорить об этом с классным руководителем, но безрезультатно. Тогда она обратилась к директору. Та обещала разобраться. Вызвала в школу родителей детей, которые обижали ребенка. Но это ничего не изменило. Травля продолжилась.
Мальчика пришлось перевести на дистанционное обучение. Мама сняла побои ребенка и написала заявление в полицию. Было возбуждено судебное дело по административной статье «Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод». К ответственности привлекли директора лицея, классного руководителя и представителя городского управления образования. Классный руководитель и директор свою вину не признали. Директор заявила: «Все, что зависело от меня как от должностного лица, я выполнила согласно должностным инструкциям». Однако суд это не убедило, и директору назначили штраф в пользу государства. Опрошенные «Правмиром» эксперты фондов, которые занимаются профилактикой буллинга в школах, считают, что исковое заявление в суд должно быть последним шагом, когда все другие способы не принесли результата. Сначала необходимо позаботиться о психологическом комфорте ребенка. Анна Макарчук — В первую очередь родителям необходимо думать об интересах ребенка, — комментирует эксперт федерального антибуллингового проекта «Каждый важен» Анна Макарчук.
Потому что ребенку нельзя оставаться в разрушительной, токсичной для него ситуации. В этой ситуации страшно идти в школу. А суды — дело длительное. Могут тянуться год и дольше. Сначала нужно обезопасить ребенка психологически, а потом, если останутся время и желание, продолжать восстанавливать справедливость с помощью суда. Лилия Кукушкина, учредитель АНО «Центр исследования школьного климата», считает, что судебные иски не могут глобально повлиять на равнодушное отношение учителей к буллингу в школе. Как на школе отразится судебный процесс? К ней будет приковано пристальное внимание. Но если это не рейтинговая, не обычная школа — для учебного заведения суд не такая уж проблема. В суде представители школы, как правило, все отрицают и пытаются свалить вину на ребенка и на родителей».
В ситуации, когда ребенка травят, родителям очень сложно сохранять спокойствие и холодную голову, но это необходимо, уверены специалисты. И для родителя борьба за интересы ребенка в конце концов превращается в личную битву, а для школы это становится войной за имидж, — говорит Анна Макарчук, — и в пылу этого боя обе стороны забывают про самого главного человека в этой ситуации — про ребенка. Любые свои действия родителям нужно согласовывать с психологическим комфортом для ребенка. Что могут сделать родители По словам экспертов, основа травли — не в конфликте двух детей или ребенка и группы одноклассников, а в том, что в этой среде сложилась такая система норм и ценностей, при которых насилие стало возможным. Это дисфункция класса или всей школы как системы. Это действительно сложно исправить, но возможно.
Поэтому педагоги боятся вмешиваться в конфликты», — сказал Сурвилло. Он привел в пример Францию, где педагогов приравняли к госслужащим, а это влечет применение к нарушителям более серьезных санкций. Кроме того, педагоги и иные уполномоченные лица иногда недостаточно серьезно относятся к оскорблениям ребенка со стороны сверстников.
Предусмотрена ли ответственность за травлю ребенка (буллинг) в общеобразовательной организации?
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ БУЛЛИНГУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Понятие буллинга (травли) не определено в законодательстве Российской Федерации; вместе с тем действующие правовые нормы закрепляют различные права, а также нормы об ответстве. Эксперт считает, что молчать о буллинге ни в коем случае нельзя. Общество - 9 марта 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Подростков, решивших, что травля других — это весело, могут привлечь за умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по ст. 111 и ст. 112 Уголовного кодекса РФ. Уголовная ответственность за буллинг (травлю) может наступить в соответствии со ст. ст. 128.1, 213 УК РФ. Подростков, решивших, что травля других — это весело, могут привлечь за умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по ст. 111 и ст. 112 Уголовного кодекса РФ.
Штрафы для родителей за травлю в школе могут ввести уже весной этого года
Главная Наша деятельность Новости Госдума разрабатывает законопроект о борьбе с травлей в школах. Авторы законопроекта о борьбе с травлей в школах предлагают закрепить это понятие, как систематическое психологическое или физическое агрессивное поведение лица или группы лиц в отношении другого, рассказала депутат Госдумы Екатерина Стенякина. Особых норм закона, позволяющих привлечь к ответственности именно за буллинг в школе сейчас нет. Одной из важных составляющих законопроекта о травле в школах является создание специальных комиссий в каждой школе, которые будут заниматься профилактикой и разбирательством случаев буллинга Школьные новости Мы в СМИ Новости. Планируется, что будущим законом в России закрепят четкое определение буллинга и введут административную ответственность для родителей буллеров. Существует ли уголовная ответственность за булллинг? После сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма? Если это происходит систем.
Вне закона: как в России привлекают к ответственности за травлю в Сети
Меня трясло, я плакала. Мама была в этот момент дома, и я ей все рассказала. На что она ответила, что вмешаться не может, так как я уже взрослая, и помощь родителей сделает только хуже. В общем, было ощущение, что я осталась одна и мне никто не поможет. Травля продолжалась несколько месяцев.
Наша классная руководительница заметила неладное, начала по очереди со всеми беседовать, пытаться разобраться. Не знаю, были ли разговоры с родителями травивших меня девочек, но в какой-то момент вместо ругательств в мою сторону наступил молчаливый бойкот, а затем все сошло на нет. Повлияла ли на меня эта ситуация? Однозначно да.
С того момента я более настороженно отношусь к людям, тяжело завожу новых друзей. Были еще эффекты в виде неуверенности в себе, страха осуждения, но это я прорабатывала с психотерапевтом во взрослом возрасте. Кратко о буллинге Сам ребенок с буллингом не справится. Но чтобы помочь ребенку, о травле нужно узнать: развивайте доверительное общение с детьми, уделяйте им время и узнавайте, как у них дела.
Чернышов отметил, что несмотря на важность и незаменимость профессии педагога актуализировались проблемы, требующие оперативного реагирования. По словам автора законопроекта, в условиях, когда образование становится более доступным, а образовательные программы реализуются с активным применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, увеличивается риск посягательств на честь и достоинство педагогов.
Предлагается принять меры по защите от травли не только школьников, но и учителей Действия по психическому и физическому давлению на школьников порой приводят к смертельно опасным последствиям. В настоящее время в законе нет понятия буллинга травли в школе. Нет и официального алгоритма действий в ситуации, когда происходит травля школьника со стороны других детей или учителей. В связи с тем, что жертва часто молчит и не афиширует тот факт, что подвергается физическому или психическому давлению, помощь ей может просто опоздать. Буллинг в школе — это та тема, по которой специалисты высказываются, что проблему, прежде всего, надо предотвращать, необходимо принимать меры по профилактике такого насилия. И речь идет о защите не только школьников, но и учителей. Что предлагают закрепить в законе о буллинге? По инициативе первого заместителя председателя комитета Госдумы по просвещению Яны Лантратовой создана рабочая группа, которая займется правовыми вопросами безопасности детей и педагогов в учебных заведениях и, в частности, буллингом, - сообщает газета Коммерсантъ.
Поэтому к работе с таким подростком сложно привлечь наставника или поставить агрессора на учет. В проекте закона предлагают решить и эту проблему. Кроме того, преподавательский состав школ не подготовлен к тому, чтобы вовремя выявлять случаи буллинга, создавать условия для его профилактики и выступать медиатором в этих конфликтах, отметил Метелев.
У органов власти должны быть полномочия для того, чтобы соответствующие программы подготовки появились в каждой школе. Практически невозможно и отчислить такого ребенка из школы. Депутаты предлагают предусмотреть для школ возможность ходатайствовать о переводе ученика в специализированное учебное заведение либо о его отчислении.
При этом необходимо продумать норму, которая бы не нарушала конституционных гарантий детей на получение образования.