С фундаментальной точки зрения углеродная единица — это товар, который долгосрочно может только дорожать.
Налог на «углеродный след» — борьба за экологию или за передел рынка?
Заплати углеродный налог и дыши спокойно! | Планы Европейского союза по введению трансграничного углеродного налога помогут улучшить окружающую среду только при должном использовании. |
Углеродный налог ЕС станет ударом для экспортеров из РФ | Дешевая ископаемая энергия раньше была конкурентным преимуществом, а теперь станет обременением, потому что нужно будет платить углеродный налог». |
One moment, please... | — Углеродный налог — просто мера, направленная против российских производителей. |
Евросоюз готовится ввести пограничный углеродный налог — Реальное время | Российским компаниям придется платить углеродный налог в европейскую казну из-за ошибки российских властей. |
Трансграничный углеродный налог в ЕАЭС «больнее» всего ударит по России | пояснил Анатолий Чубайс. |
Европейский пограничный углеродный налог
Негативный эффект для российского экспорта будет гораздо более существенным, если углеродный налог ЕС будет распространен на российские нефть и газ. В министерстве торговли и интеграции сообщили LS, какие казахстанские экспортеры будут платить углеродный налог (СВАМ*) в Евросоюзе в 2023 году. Во-вторых, в ряде случаев вместо стимулирования развития зеленых технологий углеродный налог оборачивался прямым ущербом для экономики. С фундаментальной точки зрения углеродная единица — это товар, который долгосрочно может только дорожать.
«Зелёное» углеродное ограбление России, или О чём умолчал Чубайс
Некоторые компании покупают квоты на добровольной основе даже без превышения лимита по выбросам с целью снижения углеродного следа своего производства. Это позволяет им позиционировать себя как организации, придерживающиеся принципов устойчивого развития. В отдельных случаях регулятор может предоставлять компаниям свободные квоты бесплатно с целью стимулирования снижения выбросов или с учетом особых экономических ситуаций. Как правило, для расчета объемов выбросов и лимитов по ним используется специальная единица измерения — CO2-эквивалент, — к которой приводятся все парниковые газы в зависимости от их влияния на парниковый эффект. Стандартным размером одной квоты, принятым на рынке для удобства торгов, является одна тонна CO2-эквивалента. Впервые снижение выбросов посредством торговли квотами было успешно апробировано в США в 90—е годы прошлого века с целью контроля выбросов двуокиси серы. В результате данный метод было решено использовать для борьбы с глобальным изменением климата. При создании первых СТВ предполагалось, что с их помощью будет вестись торговля квотами только на выбросы углекислого газа, поскольку он вносит наибольший вклад в изменение климата.
Однако с 2008 года по решению Еврокомиссии стала возможна торговля квотами и на другие парниковые газы: метан, оксид азота и другие. Национальные системы торговли выбросами парниковых газов. Рисунок 1. Системы торговли квотами и углеродные налоги Источник: Всемирный банк В настоящее время СТВ функционируют как на наднациональном Eвросоюз и национальном Швейцария, Новая Зеландия уровнях, так и на уровне отдельных регионов, провинций или городов Калифорния, Квебек. По данным Всемирного банка, в мире было разработано 29 СТВ9. По оценкам агентства Reuters, в 2018 году объем мирового рынка углеродных квот составил 164 млрд долл. Общий объем торговли квотами на ее платформе составил в 2018 году 45,5 млрд долл.
США в 1,5 раза больше объема торгов 2017 года. Крупнейшими источниками выбросов в атмосферу являются секторы электро- и теплоэнергетики и транспорта, генерирующие две трети мирового объема выбросов. Оставшаяся треть приходится главным образом на промышленные предприятия и строительство. Большая часть СТВ функционирует лишь в определенных секторах экономики, к которым относятся электроэнергетика, нефтепереработка, черная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, химическая промышленность, производство строительных материалов, грузовые и пассажирские авиаперевозки, во многих азиатских регионах — строительная отрасль. Стоит отметить, что с помощью СТВ контролируются далеко не все выбросы, генерируемые человеком. Указанные показатели свидетельствуют о том, что в целом рынок квот на выбросы парниковых газов находится на стадии формирования и страны постепенно вырабатывают свои подходы к ценообразованию и регулированию рынка. Если рассматривать вопрос формирования стоимости углеродных квот с теоретической точки зрения, то для функционирования механизма по уменьшению выбросов цены должны устанавливаться на уровне, отражающем потенциальные финансовые затраты предприятий на снижение выбросов установка нового оборудования, изменение технологического процесса и прочее.
Таким образом, подразумевается, что стоимость квот должна быть ниже в развивающихся странах с менее жесткими требованиями к экологичности производства. Однако на практике данная схема справедлива лишь отчасти. Однако пока основным драйвером стоимости квот являются политические и законодательные решения в той или иной стране. Так, резкое повышение стоимости квот в ЕС СТВ в первой половине 2019 года было связано со структурными реформами европейского углеродного рынка и с предполагаемым сокращением объема доступных квот с 950 до 550 млн штук12. По оценкам Международного банка реконструкции и развития и Всемирного банка, диапазон стоимости углеродной квоты, необходимый для реализации целей, заложенных в Парижском соглашении, должен составлять 40—80 долл.
И это мы говорим только про европейский рынок, хотя в США и КНР тоже подумывают об аналогичных защитных мерах для защиты своего внутреннего рынка и местных производителей. С чем же останется тогда Россия?
Дело в том, что «углеродный след» у нас действительно очень большой, на что влияет сочетание сразу нескольких факторов. Во-первых, основной российский экспортный товар — это не электромобили или смартфоны, а газ, нефть и металлы. Во-вторых, при их добыче и производстве затрачивается много электрической и тепловой энергии, получаемых отнюдь не из «зеленых» источников. В-третьих, энергия затрачивается и при прокачке нефти и газа по трубопроводам, откуда, по мнению европейских экспертов, могут происходить утечки. Пока точных методик расчета «углеродного налога» еще нет, но по предварительным оценкам, потери российских экспортеров уже к 2030 году могут составить от 5 до 50 миллиардов евро. Усредненная цифра составляет 33 миллиарда. Вероятно, изначально пошлина будет небольшой, но ее размер и количество позиций, которые она охватывает, будут только возрастать.
Нетрудно догадаться, что государство будет вынуждено идти навстречу отечественным олигархам и снижать для них налоговую нагрузку: сократятся отчисления в бюджет от НДПИ и экспортной пошлине по нефти и газу. Это означает, что финансовые возможности федерального центра сократятся еще сильнее, и недобор от сырьевиков придется компенсировать ростом налоговой нагрузки на кого-то еще.
В проекте Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации до 2050 года с низким уровнем выбросов парниковых газов, опубликованном Минэкономразвития в марте этого года, нет четких указаний на то, что в России в ближайшее время планируется создание СТВ или введение углеродного налога7. Системы торговли квотами на выбросы СТВ работает по принципу cap-and-trade ограничение и торговля : для отдельного сектора экономики страны либо для всей национальной экономики устанавливается максимально допустимый объем выбросов. Каждая компания, относящаяся к регулируемым СТВ отраслям, обязана ограничить объем выбрасываемых парниковых газов в соответствии с установленным лимитом. Если компания перевыполняет план по ограничению выбросов, у нее образуются свободные объемы выбросов так называемые квоты , которыми она вправе распоряжаться по своему усмотрению: заморозить и использовать для собственных нужд в последующие годы или продать другим участникам рынка. При превышении лимита на выбросы парниковых газов компания может докупать квоты на сверхнормативные выбросы у регулятора или других компаний на аукционе. Некоторые компании покупают квоты на добровольной основе даже без превышения лимита по выбросам с целью снижения углеродного следа своего производства. Это позволяет им позиционировать себя как организации, придерживающиеся принципов устойчивого развития.
В отдельных случаях регулятор может предоставлять компаниям свободные квоты бесплатно с целью стимулирования снижения выбросов или с учетом особых экономических ситуаций. Как правило, для расчета объемов выбросов и лимитов по ним используется специальная единица измерения — CO2-эквивалент, — к которой приводятся все парниковые газы в зависимости от их влияния на парниковый эффект. Стандартным размером одной квоты, принятым на рынке для удобства торгов, является одна тонна CO2-эквивалента. Впервые снижение выбросов посредством торговли квотами было успешно апробировано в США в 90—е годы прошлого века с целью контроля выбросов двуокиси серы. В результате данный метод было решено использовать для борьбы с глобальным изменением климата. При создании первых СТВ предполагалось, что с их помощью будет вестись торговля квотами только на выбросы углекислого газа, поскольку он вносит наибольший вклад в изменение климата. Однако с 2008 года по решению Еврокомиссии стала возможна торговля квотами и на другие парниковые газы: метан, оксид азота и другие. Национальные системы торговли выбросами парниковых газов. Рисунок 1.
Системы торговли квотами и углеродные налоги Источник: Всемирный банк В настоящее время СТВ функционируют как на наднациональном Eвросоюз и национальном Швейцария, Новая Зеландия уровнях, так и на уровне отдельных регионов, провинций или городов Калифорния, Квебек. По данным Всемирного банка, в мире было разработано 29 СТВ9. По оценкам агентства Reuters, в 2018 году объем мирового рынка углеродных квот составил 164 млрд долл. Общий объем торговли квотами на ее платформе составил в 2018 году 45,5 млрд долл. США в 1,5 раза больше объема торгов 2017 года. Крупнейшими источниками выбросов в атмосферу являются секторы электро- и теплоэнергетики и транспорта, генерирующие две трети мирового объема выбросов. Оставшаяся треть приходится главным образом на промышленные предприятия и строительство. Большая часть СТВ функционирует лишь в определенных секторах экономики, к которым относятся электроэнергетика, нефтепереработка, черная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, химическая промышленность, производство строительных материалов, грузовые и пассажирские авиаперевозки, во многих азиатских регионах — строительная отрасль. Стоит отметить, что с помощью СТВ контролируются далеко не все выбросы, генерируемые человеком.
Указанные показатели свидетельствуют о том, что в целом рынок квот на выбросы парниковых газов находится на стадии формирования и страны постепенно вырабатывают свои подходы к ценообразованию и регулированию рынка. Если рассматривать вопрос формирования стоимости углеродных квот с теоретической точки зрения, то для функционирования механизма по уменьшению выбросов цены должны устанавливаться на уровне, отражающем потенциальные финансовые затраты предприятий на снижение выбросов установка нового оборудования, изменение технологического процесса и прочее.
Сейчас в Институте глобального климата и экологии разрабатывается методика, в которой, возможно, будет учитываться, что, например, запасы лесов России по государственному лесному реестру серьезно занижены. Это недавно подтверждено данными государственной инвентаризации лесов. Наверняка будет очень непросто убедить западных партнеров, что наша новая версия расчетов правильная. Хотя, казалось бы, все должна решать наука. Формулы же беспристрастны. Но, как говорится, дьявол прячется в деталях.
В нашем случае это занижение запасов леса на 25-30 процентов, что и показала инвентаризация. Но в расчетах можно взять цифру по максимуму, а можно по минимуму. При огромных масштабах нашего лесного хозяйства разница получается весьма существенная. Но если ЕС вообще отказался учитывать лес в углеродном налоге, то на что мы сможем рассчитывать, даже предложив новую методику расчета выбросов и их поглощения? Андрей Птичников: Тут все не так просто. О том, что углеродный налог будет введен, Европой заявлено однозначно. Но как конкретно он будет работать? Пока ЕС не высказался окончательно.
И у нас есть возможность повлиять на их позицию. Переговоры начнутся в этом году. У наших лесов появится шанс, только реализуя лесоклиматические проекты ЛКП , о которых я уже упоминал. По международным оценкам, наши леса, которые называют легкими планеты, поглощают всего 25 процентов от всех выбросов в стране В чем их суть? Если совсем просто, то схема примерно такая.
Чубайс предложил ввести в России новый налог
Сообщалось, что пошлина обойдется российским поставщикам железа, стали и алюминия в 1,1 млрд евро в год. Чубайс заявил, что правительство РФ допустило грубую ошибку , не введя «углеродный налог». В результате российский бизнес будет оплачивать экспортными пошлинами ущерб климату европейских стран. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий.
Возможно, Минэкономразвития России, вписывая введение цены на углерод в раздел фискальных мер, тем не менее, на самом деле имело в виду более широкие механизмы ценовых стимулов». Союз указывает, что существуют различные формы цены на углерод: это системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, и прямые и косвенные углеродные налоги, и развитие добровольного углеродного рынка для монетизации проектов по сокращению выбросов и увеличению поглощений парниковых газов. После 2030 года надо смотреть на неисчерпанный потенциал мероприятий по сокращению нетто-эмиссии и оценивать, какие стимулы нужны для его реализации». Также в Союзе промышленников и предпринимателей обратили внимание на то, что на сегодняшний день трансграничный платеж за углерод введен только Евросоюзом в рамках так называемого трансграничного углеродного регулирования ТУР. Это усложнит положение экспортеров гораздо больше, чем ТУР». Кроме того, при введении цены на углерод в России будет затронут гораздо больший объем выбросов парниковых газов: не только производство продукции, поставляемой в Евросоюз, но и производство продукции, идущей на другие зарубежные рынки и на внутренний российский рынок. В любом случае, введение цены на углерод должно предваряться детальным анализом.
Законопроект о введении экспериментального углеродного регулирования в области внесло Минэкономразвития. Поставлена амбициозная задача — достичь углеродной нейтральности к концу 2025 года. Для этого планируется внедрение системы квот максимальных значений выбросов. Если организация выйдет за пределы установленных квот, её ждёт штраф. С другой стороны, неиспользованные квоты превратятся в углеродные единицы, которые можно будет продать на специальной платформе тем, кто не уложился в норматив. Согласно проекту, с 2023 года отчитываться о выбросах парниковых газов начнут те компании, чьи выбросы в 2022 и 2023 годах составят свыше 50 тыс. Начиная с 2025 года, к ним должны будут присоединиться организации, чьи выбросы превысят 20 тыс. Система квот должна подтолкнуть предприятия вкладываться в модернизацию, сокращать «углеродный след» в своей продукции. А это сделает их продукцию более конкурентоспособной, в том числе и на европейском рынке. Свои аргументы есть и у противников введения экологических ограничений в России. По их словам, затраты на модернизацию предприятий в условиях стагнации экономики осуществить затруднительно. Усилившееся налоговое бремя может подтолкнуть бизнес не к развитию, а банкротству. Таким образом, идею углеродного налога и другие экологические ограничения можно рассматривать как с точки зрения ужесточения нагрузки на бизнес, так и в качестве шанса на развитие. Кто здесь прав, покажет время, конечно, если соответствующий закон будет принят.
Чубайс считает, что льготы в итоге отменят в 2030 году, но все равно раньше, чем изначально планировала Еврокомиссия. По словам политика, необходимо выйти на «принципиальное решение» в 2022 году и реализовать его в 2023-м. Государственный бюджет на 2024—2027 годы должен быть сформирован с учетом налога. Ранее сообщалось о введение в ЕС нового углеродного налога. Его будут платить поставщики российских товаров с большим углеродным следом. Сообщалось, что пошлина обойдется российским поставщикам железа, стали и алюминия в 1,1 млрд евро в год. Чубайс заявил, что правительство РФ допустило грубую ошибку , не введя «углеродный налог». В результате российский бизнес будет оплачивать экспортными пошлинами ущерб климату европейских стран.
Приправят зеленью. Леса вернут потери российского экспорта от углеродного налога ЕС
Вступление в силу трансграничного углеродного налога (ТУР) в ЕС может привести к снижению российского ВВП на 0,17%. Никакого же зачета российского углеродного налога при взимании европейского, насколько я знаю, не будет предусматриваться. С предложением о введении углеродного налога выступил на встрече с РСПП первый вице-премьер Андрей Белоусов. Эксперты рассчитали цену углеродного налога в ЕС для российской экономики Введение трансграничного углеродного налога в ЕС может привести к снижению российского ВВП на 0.
Эксперт: введение углеродного налога улучшит экологию лишь при должном использовании
Майоров: вводить на территории РФ углеродный налог нет необходимости Сенатор Алексей Майоров, фото: пресс-служба Совета Федерации Экологи из общественной организации «Зеленый патруль» предлагают обсудить введение внутреннего углеродного налога для российских производителей, взимаемый с содержания углерода в топливе, как правило, в транспортном и энергетическом секторах. Деньги предлагают отчислять в бюджет, а затем тратить их на смягчение последствий изменения климата. Глава Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров считает, что о такого рода налогах пока говорить преждевременно. В комментарии «СенатИнформ» парламентарий напомнил, что, несмотря на то, что РФ подписала Парижское соглашение и инкорпорирована в мировую экономику, лучше избрать путь налоговых льгот для компаний и тем самым побуждать их к уменьшению выбросов. Вопрос многогранный. Брать — вводить новый налог сразу нет необходимости, особенно на фоне трудностей которые переживают предприятия в связи с пандемией. Лучше попробовать обсудить с привлечением Минэкономразвития и Минприроды стимулы для наших предприятий к снижению углеродных выбросов Алексей Майоров, глава Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Как отметили в «Зеленом патруле», лето 2021 года проходит под знаком многочисленных природных аномалий. В разных регионах введены режимы чрезвычайных ситуаций.
В результате можно ожидать начала тарифных войн и возникновения противоречий с международным торговым законодательством. Учитывая размер европейского рынка, введение налога усилит давление на компании и правительства по всему миру, вынуждая все больше стран принимать дополнительные меры по ограничению выбросов и разработке собственного законодательства. Позиция Евросоюза по данному вопросу такова, что компании-импортеры из стран с собственными схемами углеродного ценообразования, таких как Австралия, Канада или Япония, могут быть освобождены от данного сбора, если их правительства заключат новые торговые соглашения с ЕС или пересмотрят существующие. Чтобы определить, на каких отраслях дополнительное налоговое бремя скажется наиболее сильно, можно обратиться к существующей в Европе системе торговли квотами. Наиболее углеродоемкими являются горнодобывающие и нефтегазовые отрасли, а также металлургическая, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Они имеют наибольший углеродный след и по итогам 2019 г. Изменение структуры европейского рынка перераспределение долей нанесет наибольший ущерб странам с сырьевой экономикой, имеющим большую долю экспорта углеродных товаров в Европу. Влияние на российский экспорт Одной из наиболее пострадавших от введения трансграничного углеродного налога стран может стать Россия, для которой ЕС — ключевой рынок сбыта. Россия стала второй после Китая по объему углеродоемких товаров. Но при этом в Китае существуют внутренние механизмы по ограничению выбросов, аналогичные EU ETS, что дает стране конкурентное преимущество перед Россией, которая только разрабатывает углеродное законодательство: на текущий момент соответствующий законопроект находится на стадии обсуждения в правительстве.
Стратегия сокращения выбросов в России В 2020 г. Минэкономразвития разработало Стратегию долгосрочного развития России до 2050 г. Стратегия имеет два основных сценария низкоуглеродного развития: базовый, который принят за основу, и интенсивный. Стратегией предусмотрено создание правовой основы и методологической базы для технологической трансформации экономики, введение национального регулирования выбросов парниковых газов и создание системы климатического мониторинга. Кроме того, в правительстве обсуждается законопроект об углеродном регулировании, который предполагает в том числе субсидирование внедрения низкоуглеродных технологий, введение мониторинга выбросов парниковых газов и верифицируемой углеродной отчетности для компаний.
Трансграничный углеродный налог ЕС станет серьезным вызовом для российских экспортеров, поскольку налоговый сбор затронет в первую очередь нефть, газ, уголь и металлы — ключевые экспортные товары страны, на которые, по данным ФТС России, в 2019 г. Аналитики KPMG считают, что при пессимистичном сценарии и введении углеродного сбора с 2022 г. Далее налоговый сбор будет ежегодно увеличиваться и в 2030 г. Снижение рентабельности продаж и обострение конкурентной борьбы на европейском рынке изменят конъюнктуру европейского рынка сбыта и могут негативно повлиять на российский экспорт в Европу. В зависимости от отрасли структура импорта в ЕС может измениться совершенно по-разному.
Так, с одной стороны, при использовании текущих технологий добычи нефть из Саудовской Аравии, имеющая более низкий углеродный след, может потеснить российское сырье. В случае введения налога на весь объем выбросов негативные последствия ждут также российских производителей удобрений и компании из целлюлозно-бумажной промышленности, чья конкурентоспособность на европейском рынке существенно снизится. В то же время некоторые производители российской стали с низкой себестоимостью продукции могут увеличить свою долю на европейском рынке за счет конкурентов из других стран, для которых введение налога будет означать превышение издержек над рыночной стоимостью их товаров и вынужденный уход с рынка ЕС. При таком объеме ущерба введенный налог окажет негативное влияние на финансовые показатели компаний за счет снижения экспортной выручки и потери рынка сбыта. Влияние на российский финансовый сектор За счет наличия тесной связи между реальным и финансовым сектором введение трансграничного углеродного налога в дальнейшем скажется и на российских финансовых компаниях: отличительной чертой корпоративного сектора в России является высокая концентрация корпоративного долга у небольшого количества крупнейших заемщиков, среди которых присутствуют и крупнейшие экспортеры углеродоемких товаров.
На российские нефтегазовые, горнодобывающие и целлюлозно-бумажные компании по состоянию на 1 сентября 2020 г. Рост долговой нагрузки углеродоемких отраслей в совокупности с дополнительными издержками от экспорта в ЕС и снижением доходов заемщиков могут повлечь за собой трудности с обеспечением финансовой устойчивости и платежеспособности. В период восстановления после коронавирусного кризиса это окажет дополнительное давление на банки и лизинговые компании по данным «Эксперт РА» , в первом полугодии 2020 г.
Именно поэтому «Зеленый патруль» выступил с такой инициативой.
Углеродный налог должен зародиться внутри страны и распространиться на те производства, которые активно выбрасывают в атмосферу парниковые газы. Это в первую очередь касается производств черной и цветной металлургии, производств сельскохозяйственных удобрений и теплоэлектростанций, которые выбрасывают сажу и углекислый газ в атмосферу и являются источниками парниковых газов». Роман Пукалов также подчеркнул, что в дальнейшем углеродный налог необходимо распространить на сферы целлюлозно-бумажной и лесной промышленности. Леса имеют возможность удерживать влагу в почве, в подстилке, в корнях и постепенно отдавать ее в окружающую среду, избегая наводнений.
Новая версия стратегии оказалась более радикальной, в ней осталось только 2 сценария: интенсивный и инерционный. При этом в качестве базового рассматривается интенсивный, по которому Россия должна достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Что это значит для экономики страны? В инерционном сценарии точно так же произойдёт сокращение нефтегазового экспорта, которое ничем не будет компенсировано. Углеродный налог: за и против Какие конкретно меры предлагаются, чтобы достичь заявленных показателей? Можно сказать, что идея введения углеродного налога в России обсуждается на самом высоком уровне. Об этом ещё в 2019 году говорил глава «Роснано» Анатолий Чубайс.
По его мнению, это могло бы позволить освободить российские товары от выплат по углеродному налогу в ЕС. Тогда эксперты негативно отнеслись к этой идее, пишет «РБК». Учитывая, что не вся производимая продукция идёт в Европу, то и налог взимался бы с реально экспортируемого объёма парниковых газов из России. В случае принятия углеродного налога внутри страны, под его действие попал бы уже весь объём производства отечественных компаний, а это дало бы увеличение в несколько раз. Неудивительно, что у ужесточения экологического законодательства в целом и введения углеродного налога в частности в России всегда было много противников. В первую очередь против выступали представители крупного бизнеса, зачастую их в этом поддерживали некоторые высокопоставленные чиновники. Однако последние несколько месяцев подход в этом вопросе российских властей изменился.
Пресс-центр С.М.Миронова
С предложением о введении углеродного налога выступил на встрече с РСПП первый вице-премьер Андрей Белоусов. Новости о введении трансграничного углеродного налога привлекли много внимания, поскольку последствия от введения налога затронут все звенья. Для тех государств, которые уже занялись декарбонизацией, европейцы придумали лазейку — импортёры могут уменьшить платежи по СВАМ на сумму углеродного налога. Углеродный налог — обязательная плата за использование ископаемого топлива: нефти, угля, газа и т. п. Именно сжигание этих продуктов приводит к выделению углекислого газа. Постоянный рост выбросов СО 2 в атмосферу и желание Европы защитить свои рынки от российских товаров новым углеродным налогом ставит перед Россией задачи, которые. Евросоюз с 2023 года вводит углеродный налог | ФОТО pixabay.
Трансграничный углеродный налог в ЕАЭС «больнее» всего ударит по России
Поэтому, если ЕС будет до конца честен и будет правильно считать углеродный след, то только 17% от импорта продукции будет освобождено от углеродного налога. отметили в РСПП, к которому Mashnews обратился за комментарием. Углеродный налог введен в рамках борьбы с выбросами парниковых газов. Введение внутрироссийского углеродного налога во избежание уплаты аналогичных сборов при экспорте товаров в ЕС несет риски для отечественного бизнеса.
Углеродный налог ЕС ударит по российской нефти
Для этого импортеры будут покупать соответствующие углеродные сертификаты. В Минэкономразвития РФ оценили влияние разработанных ЕК мер по трансграничному углеродному регулированию на поставки металлопродукции, цемента и электроэнергии из России в ЕС в 7,6 млрд долларов. Наше издание приводило слова старшего научного сотрудника лаборатории теории климата Института физики атмосферы имени Обухова РАН Александра Чернокульского, который отметил , что если человечество будет также интенсивно жечь уголь, нефть, газ, то к концу века, по разным прогнозам, температура получит плюс 4-7 градусов. Если идея появления Кодекса будет принята, то это потребует серьезной, вдумчивой аналитической работы», — объяснила глава верхней палаты. По ее мнению, создание Кодекса — одна из главных задач на 2022 год.
Спикер также считает , что необходимо внедрять материальные стимулы для тех, кто применяет зеленые технологии, обновляет оборудование, чтобы уменьшить экологический ущерб. Как отметила зампред Комитета верхней палаты по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елена Зленко, действующей законодательной базы в области экологии недостаточно, чтобы защитить Арктику. По словам сенатора, только штрафы не смогут решить проблему, «нужно продумать превентивные меры, чтобы не допускать вреда окружающей среде, особенно в арктической зоне, где она восстанавливается гораздо дольше».
Почему лес в этом налоге игнорируют? Разве справедливо? Андрей Птичников: Здесь несколько причин. Во-первых, введение налога Европа разрабатывала, исходя из своей специфики. В ЕС площади леса относительно небольшие, а потому поглощают очень незначительную часть выбросов по сравнению с Россией. Зачем вводить этот фактор, если он мизерный?
Словом, авторы методики проигнорировали собственные леса. Но есть и другая причина: так называемые лесоклиматические проекты, где учитывается сокращение выбросов лесами, вышли из доверия у западных экспертов. Дело в том, что в свое время в тропиках были реализованы очень крупные проекты по сохранению и восстановлению лесов. Вложены большие средства, получен серьезный эффект по поглощению парниковых газов. Но когда проекты завершались, часто возникала ситуация, когда в таких лесах вновь велась массовая вырубка, например, под сельхозпроизводителей. Кроме того, из-за плохого управления часто возникали масштабные пожары. Поэтому за лесоклиматическими проектами закрепилась репутация непредсказуемых и неустойчивых. Но это, как говорится, их проблемы. Почему, обладая самыми большими в мире запасами леса, которые даже называют легкими планеты, мы должны играть по их правилам?
Что это за методика, которая по эффекту поглощения приравнивает леса наши и Финляндии? Андрей Птичников: Ситуация сегодня такая. По этой методике были получены те 25 процентов поглощения выбросов нашими лесами, о которых вы говорите. Там совсем другие цифры.
Более того, если опираться на предложенный ЕС механизм, режим платности будет введен только через три года, добавляет она. Вероятно, потери от трансграничного углеродного налога Китая будут меньше, чем от его европейской версии, полагает Белоглазова. Во-вторых, Китай и Индия имеют гораздо больше времени, чем ЕС, для адаптации своих компаний к условиям борьбы с углеродным следом, добавляет эксперт. В таких условиях было бы нелогично со стороны законодателей азиатских стран создавать слишком жесткие условия для отраслей своих экономик. Так или иначе после запуска транснационального углеродного регулирования на территории Европы другие страны оценят его эффективность и будут более взвешенно принимать решение о том, стоит ли облагать углеродным налогом зарубежные компании, указывает менеджер группы по оказанию услуг в области устойчивого развития компании ДРТ Николай Прохоров. На данном этапе сложно оценить точные издержки ввиду изменчивости внешних условий, считает эксперт. Также еще не определены размеры налога и те отрасли, которые под него попадут на первых этапах, напоминает он. Темпы роста торговли между Россией и Китаем не покажут значительного сокращения из-за последствий введения углеродного налога, считает Прохоров. Российские компании уже сейчас задумываются о снижении углеродного следа продукции из-за укрепляющейся климатической политики на территории России, что также положительно повлияет на снижение углеродного следа продукции, реализуемой на территории КНР, указывает эксперт. Предполагается, что данный налог будет вводиться постепенно, чтобы участники рынка смогли более гибко отреагировать на изменения издержек производства, отмечает он.
Итого 6 млрд евро. Пессимистичный сценарий. ЕС вводит углеродный налог уже со следующего года и будет взимать его как с товаров, при производстве которых образуются прямые выбросы газов, так и с товаров, у которых выбросы косвенные или имеют «углеродный след» при изготовлении. Компании вынуждены будут платить 5,62 млрд евро в год. Итого 50,6 млрд евро. Нефтегазовая отрасль Нефтегазовая отрасль от введения европейского пограничного углеродного налога пострадает больше всех. Финляндия уже начала снижать закупки российской нефти в рамках перехода к «зеленой» энергетике, согласно статье агентства Reuters. Российские компании из нефтегазовой отрасли спасут только высокие цены на нефть, что позволит и зарабатывать, и платить углеродный налог, и инвестировать в модернизацию производства для снижения вредных выбросов. Но здесь российские компании выглядят немного предпочтительней, чем производители из Китая, которые выделяют в атмосферу наибольший уровень углекислого газа на тонну стали. Выбросы углекислого газа при таком производстве и углеродный след отсутствуют. Электроэнергетика Введение углеродного налога коснется также компании из электроэнергетики только в том случае, если у каждого импортируемого в ЕС товара будет отслеживаться углеродный след. Это приведет к увеличению себестоимости товара и снижению его конкурентоспособности.
Что такое углеродный налог. Объясняем простыми словами
Углеродный налог является способом заставить потребителей углеродного топлива платить за климатический ущерб. Один из элементов инициативы – европейский пограничный углеродный налог (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), призванный не только стимулировать страны-экспортёры. С 2023 в Евросоюзе заработает «углеродный налог». Российским компаниям придется платить углеродный налог в европейскую казну из-за ошибки российских властей.