Переносное жилище на Севере. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом.
Схема «чум-ТРАНСФОРМЕР »
- Яранга - жилище кочевников северо-востока Сибири
- Аннотация к презентации
- Кругом - пустота
- На Таймыре начали возрождать строительство традиционных домов северных народов
Как устроено иглу – зимнее жилище эскимосов
Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу. Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля".
Чукотское жилище
Раз в год колхоз предоставляет оленеводам то сукно, то брезент, а иногда и новый чум. Себестоимость конструкции вместе с системой обогрева составляет около 100 тысяч рублей. Оленеводы колхоза в чумах работают, что называется, вахтовым методом. Несколько недель в тундре, остальное время дома, в селе, где стоят вполне обычные избы.
Женщины кочуют с мужьями, только если официально работают в колхозе чумработницами. Дети с родителями в чумах тоже не живут. Зинаида Павловна признается, когда она поставила в селе чум, у местной ребятни глаза загорелись: оказалось, что многие никогда раньше там и не бывали.
Вакуева часто принимает туристов. Многие просятся переночевать в чуме. У меня как-то в чуме ночевали школьники из Печоры, на улице было минус 25.
Никто не замерз, - говорит Зинаида Павловна. Девушка возглавляет небольшую артель по пошиву национальной одежды, сувениров и чумов. Типовой чум обходится в миллион рублей, что сопоставимо с ценой полноценного дома в поселке Рядовые оленеводы к Тайбарей не обращаются.
Предпринимательница говорит, что люди предпочитают шить чумы сами, постепенно. Например, нюк можно делать несколько лет, пуская новые шкуры на продолжение накидки. Традиционные ненецкие чумы долговечные, могут служить 50 и более лет, единственное, жерди надо периодически менять.
Чумы "под ключ" обычно заказывают оленеводческие хозяйства, госструктуры и базы отдыха. Представительский чум больше, на него требуется 130-150 оленьих шкур, - рассказывает Лилия Тайбарей. Типовой чум без изысков стоит около миллиона рублей.
Это сопоставимо с ценой полноценного дома в поселках НАО. Предпринимательница говорит, что дешевле никак. Традиционный ненецкий чум состоит из трех слоев - нюка, накидки из стриженого меха и брезента, чтобы конструкция не промокала.
Нижняя его часть ставится сзади костра, а верхняя крепится в месте соединения основных шестов. Шест считается священным и отождествляется с духом очага. К двум привходовым шестам и сымзы приблизительно на высоте человеческого роста на веревочных петлях крепится надочажная конструкция в виде двух расходящихся горизонтальных жердей ти. С помощью отверстий на верхнем конце крюка регулируется высота расположения котла или чайника над огнем. Your browser does not support the video tag.
Сборка чума После того как каркас чума поставлен, на него натягивают нюки. Покрытие чума самая длительная и тяжелая операция. Выполнить это в одиночку или даже вдвоем сложно. А хозяйка, взявшись за нижний край, «хлопает» полотнищем нюка, облегчая скольжение, и одновременно направляет и растягивает его. После того как нюк занимает свое место в верхней части каркаса, люди с шестами расходятся в стороны, оборачивая нюк вокруг шестов.
Женщина закидывает веревки, пришитые к боковым сторонам нюка, на противоположную сторону и фиксирует их, завязывая у основания шестов. В зимнем чуме сначала натягиваются по очереди внутренние покрышки, а затем внешние. При этом хозяйка внимательно следит за их положением, совмещая проемы окон, расправляя складки у входа. Веревки последнего верхнего нюка привязываются к прислоненной к чуму нарте-нутос. Мужчина обкапывает чум по радиусу, присыпая и прижимая снегом летом дерном «подол» жилища, закрывая щели и предотвращая поддувание и попадание холодного воздуха.
Женщина разводит огонь, вносит прочий домашний скарб, устраивает лежанку и застилает постели. Разборка чумов. Фото Д. Куканова, 2016 Теплообмен Кочевники Арктики научились управлять холодом. И в этом немалая заслуга чума, его конической формы и его внутреннего устройства.
Очаг летом костер, зимой печка-буржуйка располагается в середине чума, поэтому каждый из углов жилища находится на равном расстоянии от него. Как бы ни располагались люди в чуме, они оказываются сидящими или лежащими вокруг огня. Важным источником тепла выступают сами люди и собаки, чья температура тела на 1—2 градуса выше чем у человека. Подпись к фото в процессе Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Форма конуса способствует оптимальному распределению температур внутри жилища и быстрой тяге дыма.
В момент разведения огня дым занимает все пространство чума равномерно, спустя несколько минут подогретые потоки воздуха устремляются вверх. Но поднимаются они не по вертикали, а по наклонной, вдоль стенок чума. Достигнув высоты роста человека, дым повисает до тех пор, пока горит очаг. Дым служит своеобразной «пробкой», не позволяющей проникать с улицы и из чумового отверстия холодному воздуху. Хорошо сохраняют тепло и двойные, меховые покрышки, создающие эффект «термоса» оболочка в оболочке.
Для уменьшения объема и веса олений волос на внутренних нюках подстригают, оставляя лишь третью часть его длины. Подстриженные внутренние нюки не обмерзают. При продолжительных стоянках в зимний период в мех забивается снег, поэтому каждое утро хозяйка чума специальной палкой в виде сабли выбивает нюки на доступной высоте. Она строго следит за постоянством температуры нюка с его внутренней стороны и никогда не разведет чрезмерно большой огонь в очаге. Подпись к фото в процессе Спальные полога, днем собранные и привязанные к шестам чума, на ночь распускаются.
Они делят внутреннее пространство чума на отдельные зоны — «комнатки». Несмотря на то, что шьются полога из обыкновенного ситца, они в значительной степени способствуют сохранению тепла зимой и защищают от гнуса летом. Во время сна тундровики укрываются часто с головой ягушкой распашного кроя женской шубой , используемой в качестве одеяла. В сильные морозы используют кукуль — меховой спальный мешок. Путем создания «оболочки в оболочке», без дополнительного источника тепла можно значительно, почти в два раза, повысить температуру.
Снятие внешнего нюка ея. Ямал, 2017 Чум — главный признак жизни в тундре.
Обустройство внутреннего пространства традиционного жилища коренных народов Крайнего Севера. Только после обустройства напольной части интерьера начинают собирать стены. Первыми устанавливают и скрепляют два основных шеста, затем постепенно и в определенном порядке закрепляются остальные их количество варьируется от 25 до 60 штук. При этом чем длиннее шесты, тем просторней получится чум, правда, придется использовать большее их количество. Как только чум будет собран, можно заносить вещи и разжигать печь.
Если говорить о традициях, то в каждом жилище устанавливают еще один шест — священный симзы. Он является центральной осью чума, отделяющей сакральное место, за которое переступать запрещалось как женщинам, так и маленьким детям. Также симзы поддерживает печную трубу, достигающую отверстия, образованного на вершине конструкции. На нем устанавливаются еще два поперечных шеста, а между ними закрепляют металлическую перемычку с крючком, на котором будет висеть котел. В последние же годы симзы стали местом, на которых можно увидеть телевизоры и места для установки компьютеров. Рядом с печкой установлен священный шест, за которым могут жить и находится лишь мужчины. Затем готовый остов чума покрывают шкурами, точнее сказать, подготовленными по особым правилам нюками покрышками или покрытием.
На один чум требуется до 80 «покрышек», на которые уходит около 60 шкур оленей. Они укладываются в 2 слоя, чтобы в самую стужу обитатели могли спокойно жить, не заботясь о дополнительном обогреве кроме тепла от печки-буржуйки. Летом же остов чума покрывают брезентом или специальным покрытием из геотекстиля, в былые же времена эту роль выполняла береста. Кстати сказать, у каждого народа в технологии сборки чумов имеются свои особенности, но основная конструкция остается прежней и если следовать правилам, то время сборки много времени не заберет, что особенно важно в период зимней стужи и надвигающейся метели. Внутренняя «планировка» чума Нехитрая обстановка чума, где каждый знает свое место. Фото: clubstrannik. На чумовых хозяйках держится весь быт и благоустройство чума и семьи.
По понятным причинам, внутреннее пространство чума можно лишь условно зонировать, ведь в нем нет не то, что стен или перегородок, даже габаритная мебель отсутствует.
Далее освещал первую буфетную стойку и к обеду достигал второй. К 4 ч падал на кадку с айраном, потом перебегал на кадку с кормом для животных у двери и вскоре исчезал из юрты. Это означало, что наступала пора загонять скот и доить коров. Собирали и разбирали юрту за час-два, при этом она была компактна и помещалась на нескольких повозках. Якутский балаган с коровьим навозом Сибирские народы строили и стационарные деревянные юрты. У хакасов-скотоводов они назывались — агас иб.
Собирали такие постройки в восемь — десять венцов из отесанных лиственничных бревен. Бурятские юрты были более вместительными и высокими. Со временем они все меньше походили на традиционные — сначала перед входом появились навесы, которые потом превратились в сени, с восточной стороны стали пристраивать хозяйственные помещения. Появились и «многоквартирные дома» — несколько юрт, соединенных между собой переходами. Многие сибирские народы эвенки, якуты, коряки, ительмены, алтайцы, хакасы, тувинцы и пр. Но и без того деревянные дома были явлением частым. Из бревен был сложен балаган якутов, вытянутое в длину зимнее жилище.
Только бревна в нем располагались не горизонтально, а почти вертикально, с небольшим наклоном к центру постройки. Для тепла стены балагана обмазывали глиной, смешанной с коровьим навозом. Окошки в таком доме были маленькими, закрывали их льдом, слюдой, рыбьим пузырем или последом теленка. Крышей служил настил из тонких бревен, который утепляли корой, дерном и землей. С северной стороны к балагану пристраивали хлев, а перед входом устраивали навес и сени. Канны для нанайцев Бревенчатый дом манси — нор-кол — имел двускатную крышу, но фундамента у него не было. А потому для нижних венцов использовали лиственницу, практически не подверженную гниению.
Весь остальной дом собирали из сосны или кедра. Жилище это было невысоким — в семь — одиннадцать венцов. Еще меньше была зимняя срубная полуземлянка хантов — в шесть — десять венцов, то есть не выше 2 м. Она тоже не имела фундамента и потолка. Крыша могла быть одно-, двускатной или уплощенной; ее покрывали берестой и засыпали землей. Для устройства такого жилья рыли яму размером 6? Землю из раскопа не вынимали, а утрамбовывали ее вдоль стен — так получались просторные нары, которые впоследствии стали обшивать досками.
Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу
Приморские чукчи нижнюю часть стационарной яранги обкладывают камнями или дёрном в виде низкой стенки. Дверь — дощатую или из куска кожи — закрывают только во время буранов. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение — иоронгу и холодную переднюю часть — чоттагин. Костёр разжигают в передней части. Так как дымового отверстия нет, то дым от очага выходит через дверь. Иоронга — тёплая часть яранги, полог, у стенки напротив двери.
В центре его всегда горит очаг, который используют для обогрева помещения и приготовления пищи. На пол укладывают шкуры животных. Подушки, перины и одеяла шьют из овечьих шкур. Устанавливают чум традиционно все члены семьи, от мала до велика. Традиционное жилище якутов - балаган, он представляет собой прямоугольное строение, сложенное из бревен, с пологой крышей. Строился он достаточно легко: брали основные бревна и устанавливали их вертикально, но под углом, а затем присоединяли множество других более мелкого диаметра бревна. После стены смазывали глиной. Крышу сначала устилали корой, а поверх нее насыпали слой земли. Стены состояли из огромного количества окон, их перед началом сильных морозов закрывали льдом, а летом - слюдой. Очаг всегда располагался справа от входа, смазан он был глиной. Спали все на нарах, которые устанавливали справа от очага для мужчин и слева - для женщин. Это жилье эскимосов, которые жили не очень обеспечено, в отличие от чукчей, поэтому у них не было возможности и материалов для строительства полноценного жилища. Строили они свои дома из снежных или ледяных блоков. Строение имело куполообразную форму. Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород и улетучивался углекислый газ, кроме того, такое расположение входа позволяло сохранить тепло. Это жилище народов, проживающих у побережья Берингова моря алеуты, эскимосы, чукчи. Это полуземлянка, каркас которой состоит из костей кита. Крыша ее покрыта землей. Интересной особенностью жилища является то, что у него имеется два входа: зимний — через многометровый подземный коридор, летний — через крышу. Это жилище чукчей, эвенов, коряков, юкагиров. Оно переносное. По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами. В середине помещения ставились несколько жердей, чтобы подпереть потолок. Яранга с помощью пологов делилась на несколько комнат. Иногда внутри нее ставили накрытый шкурами небольшой домик. Жилища кочевых народов Кочевой образ жизни сформировал особый вид жилищ народов мира, живущих не оседло. Вот примеры некоторых из них. Это типичный вид строения у кочевников. Она продолжает быть традиционным домом в Туркмении, Монголии, Казахстане, на Алтае. Это куполообразное жилище, покрытое шкурами или войлоком. В основе его лежат крупные жерди, которые установлены в форме решеток. На крыше купола всегда есть отверстие для выхода дыма из очага. Куполообразность придает ему максимальную устойчивость, а войлок сохраняет свой постоянный микроклимат внутри помещения, не позволяя проникать туда ни жаре, ни морозам. В центре строения расположен очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол уложен шкурами или досками. Жилище можно собрать или разобрать за 2 часа У казахов походную юрту называют абылайша. Их использовали в военных походах при казахском хане Абылайе, отсюда произошло это название. Это цыганская кибитка, по сути - это однокомнатный дом, который установлен на колесах. Здесь есть дверь, окна, печь, кровать, ящики для белья. Снизу кибитки есть багажное отделение и даже курятник. Повозка очень легкая, поэтому с ней справлялась одна лошадь. Массовое распространение вардо получил в конце 19 века. Это шатер бедуинов арабские кочевники. Каркас состоит из переплетенных друг с другом длинных жердей, его накрывали тканью, которую ткали из верблюжьей шерсти, она была очень плотной и не пропускала влагу во время дождя. Помещение было поделено на мужскую и женскую части, в каждой из них был установлен свой очаг. Жилища народов нашей страны Россия многонациональная страна, на территории которой проживает более 290 народов. Каждый имеет свою культуру, обычаи, и свои традиционные формы жилищ.
Представляет собой лёгкий переплёт из лёгких строганых драночек, обтянутый колпаком из выделанных оленьих шкур, пол которого покрыт лахтажьей кожей. На потолок накладывают сухой травы. Передняя стенка представляет собою свободно спускающийся полог чоугрын и служит для входа. Иоронга освещается и отапливается одним или несколькими ээк в зависимости от размера.
Это как аэробус и кукурузник. Чум - это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом береста, шкуры и т. Устройство яранги значительно сложнее. Натягивание покрышки рэтэма на каркас яранги Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста как и при строительстве чума. Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку рэтэм из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.
Жилища народов мира: балаган, вигвам, русская изба, иглу, мазанка, сакля
Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера.
Значение слова «яранга»
По всему периметру укладывается лапник. Первую вещь в основание жилища - железный лист — кладет женщина. Сооружение чума начинается с очага - это костер или железная печь-буржуйка. Он расположен точно под верхушкой чума, там, где скрестились шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и выходит дым. Это вертикальный центр жилища. Он объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом.
По мнению коренных жителей очаг-центр чума - это центр вселенной. Чум мог принадлежать одной семье, а иногда и двум, часто даже не связанных родством. Чум четко делится на две половины, и у каждой половины есть своя хозяйка. Кроме того, нужно знать, что установка чума, ее основа, это обязанность женщины. Поэтому при перекочевке шесты и доски для пола везут в женском оленьем аргише-обозе.
Если хозяек было две, то каждая везла шесты и доски той половины жилища, где живет ее семья. Справа и слева от печи укладываются по три доски пола - каждая хозяйка на своей половине. Затем по другую сторону от досок на каждой половине чума расстилают норы-спальные места.
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв Ad Ответ на сканворд Яранга Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной- имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв Слово из 6 букв на букву Я, вторая буква Р, третья буква А, четвертая буква Н, последняя буква А НАЙТИ переносное жилище боковая стенка выше крыши светлые круги убогое жилище Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич.
По кругу размещали остальные шесты. К внутреннему шесту симза крепили две горизонтальные жерди. На них укладывали стальной стержень с крючком для котла.
После этого натягивали покрышки - нюки. Основной элемент чума - шест. Его обрабатывали так, дабы он утолщался с обоих концов к середине. Олений волос на покрышках подстригали, дабы зимой снег не набивался в длинный мех. Снаружи чум имеет коническую форму. Она отменно приспособлена к открытым пространствам тундры. С резкий поверхности чума легко скатывается снег.
В чуме неизменно чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума - макодаси. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам подымается вверх. Также подымается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус. Зимний чум именуется сырей мя.
Это обычный чум; - летний чум - таны мя. Он отличается покрытием - мюйко - ветхие зимние покрытия мехом вовнутрь. Прежде для летнего чума применяли берестяные покрытия. Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест. Из мебели в чуме есть только низкий столик около 20 см , за которым обедает семья. В чуме весомое значение имеет очаг - печь, которая находится в центре чума и служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.
После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры. У самого основания шестов складывают мягкие вещи. Оленеводы зачастую возят с собой перины, подушки и особые теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель. Чум освещается жировыми светильниками. Это чашки, наполненные оленьим салом.
В них кладут кусок веревки. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур. Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки неизменно богато орнаментовали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Задняя сторона не имела украшений и зачастую делалась из ровдуги. В чумах сумки изредка служили подушками. Нужной принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские.
Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты. Ими раскапывают снег при осмотре места. Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых пророческой и имеют саблевидную форму. Деревянный дом У рыболовов-охотников западносибирской тайги - хантов и манси - основным типом зимнего жилища был срубный дом с двускатной крышей, покрытой досками, берестой либо дерном. У амурских народов - рыболовов и охотников, ведущих оседлый образ жизни нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи , - в качестве зимнего жилища применялись четырехугольные в плане однокамерные дома со столбовым каркасом и двускатной крышей. В зимнем доме обыкновенно жили две-три семьи, следственно очагов в нем было несколько. Летние жилища были многообразными: четырехугольные корьевые домики с двускатной крышей; конические, полуцилиндрические, двускатные шалаши, крытые сеном, корой, берестой.
Юрта Основным жилищем скотоводческих народов Южной Сибири восточных бурят, западных тувинцев, алтайцев, хакасов являлась переносная цилиндрическая юрта каркасного типа, крытая войлоком. Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим больше часа. Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов, жилище бурят было ориентировано на юг. Внутреннее устройство юрты было сурово регламентировано. В центре располагался очаг.
Место наоборот входа считалось самым почетным и предназначалось для приема гостей; тут же находился домашний алтарь. Юрта делилась на мужскую левую и женскую правую половины если стоять лицом к северной ее части. В мужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской - утварь и продукты питания. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью, божницей. У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни, хакасы, западные тувинцы, западные буряты получила распространение стационарная срубная многоугольная юрта с двускатной либо многогранной крышей. Балаган и ураса Жилище якутов было сезонным. Зимнее - балаган - бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом.
Стены балагана обмазывали глиной, а крышу покрывали корой и засыпали землей. До конца XIX столетия традиционным летним жилищем якутов являлась ураса - коническая постройка из жердей, покрытых берестой. В берестяные оконные рамы вставляли ломтики стекла либо слюды, а в бедных семьях зимой - куски льда. Вход в жилище находился с восточной стороны. По стен располагались дощатые нары - орон. Жилище делилось на правую мужскую и левую женскую половины. В северо-восточном углу находился камелек - простой очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины, по диагонали - почетный юго-западный угол.
Жилые и хозяйственные помещения фазенды якуты неизменно обносили сплошной невысокой изгородью из горизонтальных жердей. Внутри фазенды ставили резные деревянные столбы - коновязи, к которым привязывали лошадей. Презентация Звериные жарких стран презентация к уроку по окружающему миру подготовительная группа на тему Животные Африки Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста Викторина 1. Как именуется самое высокое из всех звериных? Жираф 2. Какое звериное называют «тигровой лошадью»? Зебра 3.
Какое звериное восхитительно лазает по деревьям, скалам и ощущает себя там не менее вольно, чем на земле? Леопард 4. Какие звериные, оказавшись перед зеркалом, поступают, как умные существа - узнают себя в зеркале? Обезьяна 5. Какое звериное может одолеть в день до 90 км пути, совершая многодневные переходы даже в самую жаркую погоду? Верблюд 6. Эти огромные звериные имеют дюже короткие ноги, которые с трудом выдерживают вес тела зверя, следственно они огромную часть времени проводят в воде.
Как именуются эти ошеломительные звериные, имеющие большую пасть, которая тянется от уха до уха? Гиппопотам 7. Эти потомки архозавров возникли 190 млн. В Старинном Египте их считали повелителями рек. На аренах древнеримских цирков с ними сражались гладиаторы. О каких звериных идёт речь? Крокодил Кроссворд Загадки Зебра.
У остальных звериных тело не покрыто шерстью. Жираф не из семейства кошачьих. Крокодил - только его детёныши вылупляются из яиц Носорог. Только у этого звериного имеется два рога. Рассмотри, подумай, посчитай 1. У каких звериных есть копыта. Посчитай их.
Сколько тут хищников? Сколько травоядных? Сколько ты видишь звериных, которые умеют плавать? Какие из этих звериных бывают домашними? Вохринцева «Окаймляющий мир. Звериные Африки» дидактический материал. Издательство «Страна фантазий», 2003 г.
Художественная мастерская. Домашние звериные. Знаки звериных: Собака свинья кошка лошадь корова гусь кролик. Разнообразие звериных. Цели урока: Основные знаки и разнообразие звериных. Растительноядные Хищные Насекомоядные Всеядные. Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме Воспитывать любовь и рачительное отношение к звериным.
Центр изобразительного творчества. Обогатить познания детей о пользе домашних звериных для человека. Рисование методом тычка «Наши четвероногие друзья», «Мое любимое домашнее звериное» Коллективная аппликация «Бабушкина ферма» Лепка «На скотном дворе» Проектирование «Собачка» оригами Создание книги «Почемучка» - увлекательные факты из жизни домашних звериных. В СССР анималотерапию первыми начали использовать в начале 1970-х годов. Теперь возникли такие центры и в России в большинстве больших городов. Механизмы действия. Официальная история анималотерапии начинается в 70е годы 20го столетия.
Собака - красивое лекарство супротив гиподинамии, вызванной малоподвижным образом жизни. Лепит домик над окном Из травы и глины. Как живут звериные? Работящие зверьки Строят дом среди реки. Тут собачья будка!
Циновки изготавливали из тонких пучков вейника или осоки, и укладывали их поверх тахар. Поверх подстилок из травы кладут оленьи шкуры. К изголовью подкладывают большие пучки травы. Потом кладут длинную подушку сверху обшитую сукном, с лицевой стороны украшенную орнаментом из суконной аппликации. В длинных узорных подушках летом хранятся и ненужные пока зимние шубы из оленьих шкур. По всей длине постелей натягивают полог, служащий защитой от комаров летом и дополнительным утеплением зимой. В дневное время полог сворачивают. У дверей находится мешок с женскими кисами, тут же лежит крыло утки служащее в качестве веника , запас топлива летом хворост, зимой дрова , а также доска у входа — овхар сохл. Каждый человек, живущий в чуме, поддерживает установленный веками порядок и предписания, у каждой вещи есть свое место. Сверху чум покрывают брезентовым полотнищем в форме трапеции, с «ушами» и веревками по углам. Снаружи чум у основания закрепляют камнями, шестами, снегом. Для летнего чума в настоящее время используют покрышки из брезента и грубого сукна. В старину покрышки для летнего чума делали из бересты. Берестяные покрышки е намокают от дождя и хорошо пропускают воздух, поэтому чум хранит прохладу летом.
Устройство яранги: жизнь и секс в яранге
Поэтому вопрос с жилищем для коренных народов Крайнего Севера до сих пор актуален. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга, иглу и юрта. Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев. Сам чум — это переносная конусообразная палатка, традиционное жилище народов Сибири и северо-восточной европейской части России, ведущих кочевой образ жизни, в частности занимающихся оленеводством. переносное жилище народов Севера называется ЧУМ, в этом слове три буквы, как и требуется, значит ответ верный, ставятся деревянные прутья -стволы и сверху накрываются шкурами оленя, становится тепло и прямо там разжигают огонь.
Традиционные жилища чукчей
Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной – имеющей в основании круг – стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Для того чтобы существовать в комфортных условиях даже в суровом климате севера Сибири, местные коренные народы изобрели несколько тысячелетий назад особый тип жилища — чум. У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв.
Переносное жилище у некоторых сибирских народов
Но несмотря на такую вентиляцию в чоттагине почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется. Разведение костра Где же взять дрова для костра если в тундре не растут деревья? Деревья за исключением пойменных рощ в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки.
Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10-15 см. Столько дров, сколько сжигает таёжник за ночь, оленеводу хватит на неделю, а то и больше. Что уж говорить о юных пионерах с их кострами. Экономия и рациональность главный критерий жизни оленевода. Этот же критерий положен и в устройство яранги, примитивной на первый взгляд, но очень эффективной при ближайшем рассмотрении. Чайник подвешивается над очагом на цепях, чаны и кастрюли устанавливаются на кирпичах или камнях. Дрова в костёр перестают подкладывать сразу, как только ёмкость начинает закипать.
Заготовка дров Утварь. В качестве мебели в яранге используются маленькие столики и маленькие же табуреточки. Яранга - это мир минимализма. Из мебели в яранге можно увидеть также шкафчики и полочки для хранения продуктов и посуды. С появлением европейской цивилизации на Чукотке, особенно в советский период, в жизни оленеводов появились такие понятия как керогаз, примус, абешка генератор , которые несколько упростили некоторые стороны жизни. Готовка пищи, особенно выпечки теперь производится не на костре, а на примусах или керогазах. В некоторых оленеводческих хозяйствах, зимой в ярангах устанавливают печки, которые топятся углём.
Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума - макодаси. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам подымается вверх. Также подымается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы.
А летом в чум не могут залететь комары и гнус. Зимний чум именуется сырей мя. Это обычный чум; - летний чум - таны мя. Он отличается покрытием - мюйко - ветхие зимние покрытия мехом вовнутрь.
Прежде для летнего чума применяли берестяные покрытия. Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест. Из мебели в чуме есть только низкий столик около 20 см , за которым обедает семья.
В чуме весомое значение имеет очаг - печь, которая находится в центре чума и служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры. У самого основания шестов складывают мягкие вещи.
Оленеводы зачастую возят с собой перины, подушки и особые теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель. Чум освещается жировыми светильниками. Это чашки, наполненные оленьим салом.
В них кладут кусок веревки. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур. Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки неизменно богато орнаментовали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна.
Задняя сторона не имела украшений и зачастую делалась из ровдуги. В чумах сумки изредка служили подушками. Нужной принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские. Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты.
Ими раскапывают снег при осмотре места. Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых пророческой и имеют саблевидную форму. Деревянный дом У рыболовов-охотников западносибирской тайги - хантов и манси - основным типом зимнего жилища был срубный дом с двускатной крышей, покрытой досками, берестой либо дерном. У амурских народов - рыболовов и охотников, ведущих оседлый образ жизни нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи , - в качестве зимнего жилища применялись четырехугольные в плане однокамерные дома со столбовым каркасом и двускатной крышей.
В зимнем доме обыкновенно жили две-три семьи, следственно очагов в нем было несколько. Летние жилища были многообразными: четырехугольные корьевые домики с двускатной крышей; конические, полуцилиндрические, двускатные шалаши, крытые сеном, корой, берестой. Юрта Основным жилищем скотоводческих народов Южной Сибири восточных бурят, западных тувинцев, алтайцев, хакасов являлась переносная цилиндрическая юрта каркасного типа, крытая войлоком. Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим больше часа.
Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов, жилище бурят было ориентировано на юг. Внутреннее устройство юрты было сурово регламентировано.
В центре располагался очаг. Место наоборот входа считалось самым почетным и предназначалось для приема гостей; тут же находился домашний алтарь. Юрта делилась на мужскую левую и женскую правую половины если стоять лицом к северной ее части. В мужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской - утварь и продукты питания.
Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью, божницей. У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни, хакасы, западные тувинцы, западные буряты получила распространение стационарная срубная многоугольная юрта с двускатной либо многогранной крышей. Балаган и ураса Жилище якутов было сезонным. Зимнее - балаган - бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом.
Стены балагана обмазывали глиной, а крышу покрывали корой и засыпали землей. До конца XIX столетия традиционным летним жилищем якутов являлась ураса - коническая постройка из жердей, покрытых берестой. В берестяные оконные рамы вставляли ломтики стекла либо слюды, а в бедных семьях зимой - куски льда. Вход в жилище находился с восточной стороны.
По стен располагались дощатые нары - орон. Жилище делилось на правую мужскую и левую женскую половины. В северо-восточном углу находился камелек - простой очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины, по диагонали - почетный юго-западный угол. Жилые и хозяйственные помещения фазенды якуты неизменно обносили сплошной невысокой изгородью из горизонтальных жердей.
Внутри фазенды ставили резные деревянные столбы - коновязи, к которым привязывали лошадей. Презентация Звериные жарких стран презентация к уроку по окружающему миру подготовительная группа на тему Животные Африки Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста Викторина 1. Как именуется самое высокое из всех звериных? Жираф 2.
Какое звериное называют «тигровой лошадью»? Зебра 3. Какое звериное восхитительно лазает по деревьям, скалам и ощущает себя там не менее вольно, чем на земле? Леопард 4.
Какие звериные, оказавшись перед зеркалом, поступают, как умные существа - узнают себя в зеркале? Обезьяна 5. Какое звериное может одолеть в день до 90 км пути, совершая многодневные переходы даже в самую жаркую погоду? Верблюд 6.
Эти огромные звериные имеют дюже короткие ноги, которые с трудом выдерживают вес тела зверя, следственно они огромную часть времени проводят в воде. Как именуются эти ошеломительные звериные, имеющие большую пасть, которая тянется от уха до уха? Гиппопотам 7. Эти потомки архозавров возникли 190 млн.
В Старинном Египте их считали повелителями рек. На аренах древнеримских цирков с ними сражались гладиаторы. О каких звериных идёт речь? Крокодил Кроссворд Загадки Зебра.
У остальных звериных тело не покрыто шерстью. Жираф не из семейства кошачьих. Крокодил - только его детёныши вылупляются из яиц Носорог. Только у этого звериного имеется два рога.
Рассмотри, подумай, посчитай 1. У каких звериных есть копыта. Посчитай их. Сколько тут хищников?
Сколько травоядных? Сколько ты видишь звериных, которые умеют плавать? Какие из этих звериных бывают домашними? Вохринцева «Окаймляющий мир.
Звериные Африки» дидактический материал. Издательство «Страна фантазий», 2003 г. Художественная мастерская. Домашние звериные.
Знаки звериных: Собака свинья кошка лошадь корова гусь кролик. Разнообразие звериных. Цели урока: Основные знаки и разнообразие звериных. Растительноядные Хищные Насекомоядные Всеядные.
Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме Воспитывать любовь и рачительное отношение к звериным. Центр изобразительного творчества. Обогатить познания детей о пользе домашних звериных для человека. Рисование методом тычка «Наши четвероногие друзья», «Мое любимое домашнее звериное» Коллективная аппликация «Бабушкина ферма» Лепка «На скотном дворе» Проектирование «Собачка» оригами Создание книги «Почемучка» - увлекательные факты из жизни домашних звериных.
В СССР анималотерапию первыми начали использовать в начале 1970-х годов. Теперь возникли такие центры и в России в большинстве больших городов. Механизмы действия. Официальная история анималотерапии начинается в 70е годы 20го столетия.
Собака - красивое лекарство супротив гиподинамии, вызванной малоподвижным образом жизни. Лепит домик над окном Из травы и глины. Как живут звериные? Работящие зверьки Строят дом среди реки.
Тут собачья будка! Кто что ест? Шею вытянул гусенок, Озирается спросонок. В золотой клубочек Спрятался дубочек.
Целый день должна работать Мама ослика - … - Ну-ка марш назад, цыплятки! Прямое становление. Непрямое становление. Становление звериных.
Оплодотворенное яйцо- зигота. UN ANE. Подписи к слайдам: На примере лексической темы: Звериные жарких стран Рекомендации по становлению лексико-грамматического строя у детей 6 - 7 лет. Игра: «Скажи какой».
Яранга внутри Отапливать всю ярангу зимой было бы слишком хлопотно, поэтому жильцы спят в пологе - маленькой кабинке из оленьих шкур, очень теплой и уютной. Полог делали из большой моржовой шкуры до 9—10 м в длину, 3 м в ширину и 1,8 м в высоту, для вентиляции в его стенке имелись отверстия, которые закрывали пробками из меха. По обеим сторонам полога в больших мешках из шкур тюленей хранили зимнюю одежду и запасы шкур, а внутри вдоль стен протягивали ремни, на которых сушили одежду и обувь. В конце XIX в. Домашняя утварь кочевых и оседлых чукчей скромна и содержит лишь самые необходимые предметы: различного вида чашки собственного изготовления для бульона, большие деревянные блюда с низкими бортами для отварного мяса, сахара, печенья и пр. Ели в пологе, сидя вокруг столика на низких ножках или непосредственно вокруг блюда.
Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум: они испаряются от большой температуры. Чтобы в чум не проникал ветер, к основанию подгребали снег. Обычно чум оленеводов - ханты, ненцы, коми, энцы состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты.
От числа шестов и их длины зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. После установки чума, женщины застилали постели внутри. Поверх циновок клали оленьи шкуры. У самого основания шестов складывали малицы и другие мягкие вещи. Оленеводы часто возили с собой перины и подушки, а также специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем всё это сворачивалось, а на ночь хозяйка раскладывала постель. Установка чума - дело всей семьи, даже дети принимают в нем участие. При этом сохраняется определенная последовательность установки чума. Яранга — переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.
Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами. Яранга состоит из двух половин: чоттагина и полога. Чоттагин представляет собой подобие сеней. Это холодная часть жилища. Полог - теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой. Он служит спальным помещением. В ярангах двери закрываются только в пургу. Свет в чоттагин проходит через покрышку из кожи.
В чоттагине стояли ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей. Рядом стояли бочки с квашениями. Над очагом висел котел.
Чум — традиционное жилище ненцев
У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Переносное жилище саамов (малочисленный финно-угорский народ Северной Европы, в России большинство из них проживают на территории Мурманской области) в период весенне-летних кочёвок. имеющей в основании круг - стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами.