Тургеневская девушка — собирательный образ, литературный стереотип многих описанных автором персонажей женского пола. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Тургеневские девушки Выражение “тургеневские девушки” стало крылатым, и не случайно.
Викторианская барышня, тургеневская девушка, комсомолка и еще несколько женских образов
Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Но она чувствует, как трудно достигнуть этого.
Асе никто не внушал никаких правил. Не подавляемая извне, она была цельной натурой. Но как раз благодаря этому Асю считали странной и непонятной люди ее круга. В Асе, воспитанной без всяких правил и проведшей раннее детство в крестьянской семье, совмещалось желание быть счастливой с желанием исполнять высокий долг человека. Она мечтает и о подвиге, и о соединении своей судьбы с человеком, который бы помог ей совершить его.
Ася дана в повести через восприятие господина Н. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь.
Но наша психология сбивается на патологию; наша психология — это хитростное изучение законов больного состояния и больного развития, до которых здоровым людям нет никакого дела... Словами героя «Переписки» писатель отчетливо позиционирует себя в качестве психоаналитика. В 1879 г.
Таким образом, преимущественный предмет писателя — «быстро изменяющаяся» в этом отношении историческая , глубинная, социальная психопатология. Процесс аналитического чтения предполагает наличие технологий, адекватно соотносимых с художественным методом писателя, постановку тех или иных задач, строгое следование смыслам текста и т. Обычный читатель далек от всего этого. Какие смыслы он способен извлечь из художественного произведения видно уже на примере сконструированного им образа «тургеневской девушки». Однако представляется, что проблема не только в этом. Материал свидетельствует, что данный образ существует в двух измерениях. Необычайный поэтический дар автора, его способность эстетизировать, наполнять всевозможными аллюзиями, делать туманными и загадочными принцип «тайной психологии»!
Эстетическое читатель склонен представлять как идеальное, между тем как тургеневская поэтика совершенно не поддается столь упрощенным толкованиям. В связи с этим можно говорить о широком, размытом с научной точки зрения, не точном понимании данного культурологического термина. Факт открытия фиксирует, в частности, Л. Толстой: «Может быть, таковых, как он писал, не было, но когда он написал их, они появились» [11]. Основными чертами типа, на мой взгляд, являются мотивы эмансипации, поисков правды, которые в конце концов приводят к идее революционного террора. На основании этих критериев невозможно отнести к типу «тургеневской девушки» ни Лизу Ожогину, ни Лизу Калитину, ни Анну Одинцову, ни множество других героинь [12]. В исторической перспективе классической «тургеневской девушкой» предстает Надежда Крупская, посвятившая жизнь идеалам мужа и вождя Ульянова-Ленина.
В ХХ веке оба психотипа становятся доминантой русской жизни. Обыкновенный читатель имеет полное право высказывать субъективные представления об образе «тургеневской девушки». Существенная проблема, как я отметил, видится в том, что то же самое понимание демонстрируется в школьных учебниках, а часто и в новейших академических трудах… Очевидно, их авторов не смущает, что «тургеневская девушка» может предстать как «чистая», «нравственная», «духовная», «передовая» убийца, или как «прогрессивная» героиня, «устремленная» вслед за своим избранником к самоубийству, к смерти проблематика романов «Рудин», «Накануне» и «Новь». В определении Достоевского Евдоксия Кукшина — «прогрессивная вошь, которую вычесал Тургенев из русской действительности нам на показ» [13]. Кукшина — классический вариант «тургеневской девушки». Метафоричность определения Достоевского представляется более адекватной, нежели устоявшаяся мифопоэтика образа. И если приходится констатировать, что современные прочтения классических текстов часто мало отличаются от недавних марксистских, то ситуация остро нуждается в коррекции.
К сожалению, объемы настоящей статьи не позволяют углубиться в означенную проблематику. Она стоит на пороге жизни, перед выбором. Это выбор, в том числе, и между несколькими претендентами на ее руку. Он определит ее будущее. Она избирает «передового» героя, пытается видеть в нем вождя, который откроет ей истину, поведет за собой и наполнит ее жизнь высшим смыслом.
В центре повести — молодая девушка Ася, нашедшая, как она считала, настоящую любовь в Германии. Именно в Асе И. Тургенев собрал наиболее лучшие черты женского характера — этот образ и будет «тургеневской» девушкой.
Искренность и честность — вот те качества, отличающие «тургеневскую» девушку от простых женщин. Тургенев был мастером своего дела — он смог разглядеть в девушке те возвышенные качества, которые до него не видел никто. Мне кажется, что понятие «тургеневская девушка» ныне неуместно; таких девушек сейчас нет.
Наталья Ласунская из романа «Рудин» производит невыгодное впечатление на тех, кто видит ее в первый раз, она кажется угловатой, хотя у нее чистое, правильное и выразительное лицо. Героиня романа «Новь» Марианна кажется вообще дурнушкой, с круглым лицом, большим носом и слишком светлыми глазами. Лиза Калитина из «Дворянского гнезда» производит впечатление серьезной, очень тактичной девушки, которая старается никого не обидеть.
Тургеневские девушки ждут любви, но ради нее не согласны пожертвовать идеей. Подобные персонажи появлялись и в книгах других русских писателей — например, у Чехова или Булгакова. С тургеневскими героинями они имели довольно много общего. Со временем это выражение стало бытовым. Смысл его значительно изменился. Сейчас так называют романтичных, излишне чувствительных барышень, про которых можно сказать, что они не от мира сего.
Это не совсем верное понимание творчества Тургенева. Его героини, конечно, в какой-то степени романтичны, но далеко не наивны. Способность глубоко чувствовать сочетается у них со способностью идти по намеченной дороге, преодолевать препятствия.
Тургеневская девушка: глазами современных молодых людей
Кто такие тургеневские девушки какими качествами они должны обладать кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Из женских образов в произведениях Ивана Тургенева сформировался литературный феномен – "тургеневская девушка". вот, пожалуйста: В книгах Тургенева это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в поместье (без тлетворного влияния света, города), чистая, скромная и образованная.
То ли женщина, то ли виденье: как эволюционировал литературный тип «тургеневской барышни»
Во-первых, образ «тургеневской девушки», чья любовь жертвенна и служит опорой для более слабых юношей и мужчин, которые готовы идти за возлюбленным и на войну (Елена в «Накануне») и в революцию (Марианна в «Нови»), можно назвать не совсем оригинальным. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте «Тургеневским девушкам» было гораздо сложнее, чем нашим современницам Ибо жили эти томные барышни в век условностей и догм. Придирчивые глаза светских сплетниц следили за каждым их движением – как вошла, куда присела, на кого взглянула. Тургеневская девушка часто бывает сильнее слабовольного героя-мужчины. Тургеневская девушка – это главным образом три женских образа в романах. это вечный идеал тех, кто ценит настоящую женскую. Тургеневские девушки не жеманничают, не падают в обморок по любому поводу и не проливают сентиментальных слёз.
Тургеневская девушка что это значит возраст
В искусстве «тургеневскими барышнями» или «тургеневскими девушками» называют не только героинь романов самого писателя, но и других женских персонажей из других классических произведений XIX века, а также представительниц прекрасного пола на картинах художников того времени. Из-за подобной распространенности в литературе и искусстве многие считают термин «тургеневская барышня» изысканным комплиментом, который польстит девушке. В массовом представлении облик «тургеневской девушки» сочетает изящные, но при этом очень выразительные черты: большие глаза, аккуратный нос и золотистые кудри. Правда, люди забывают о том, что сам писатель вкладывал в это понятие.
Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание следовать идее служения народу, и не обращает внимание на внешний лоск и богатство других претендентов на её руку. Влюбившись, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на неприятие её выбора родителями или внешние обстоятельства. Иногда в романах влюбляется в недостойного, переоценив его душевные качества.
Образ "тургеневских девушек" сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви. Писатель всю свою жизнь питал безответную страсть к Полине Виардо, известной французской певице.
Материал должен струиться по телу, быть невесомым, прозрачным, волнующим.
Цвета предпочитаем из пастельных: беж, светлый, кремовый, розовый, в общем, все нежное. Если хочется чего-то яркого, то неплохо будет смотреться васильковый и оранжевый, но не кричащий и бросающийся в глаза, а немного приглушенный. Блузки, желательно, белые, светящиеся. При создании образа, подчеркнем, надо понимать, что из себя представляет такая девушка.
Обрисовать в голове образ до мелочей, продумать каждую деталь. В барышне нежной и наивной просто масса достоинств и благородства, ни грамма вульгарности и распущенности. На ножки надевайте балетки или туфельки, но на не очень высоком каблуке. На голову можно надеть соломенную шляпку, с повязанной на ней лентой.
Уверены, большинству мужчин придется по нраву такой образ, потому что в мире искусственных бровей, губ и нарощенных волос, нежная Тургеневская девушка станет глотком свежего воздуха.
Для тургеневской барышни важно кому-то или чему-то служить — великой идее, любимому мужчине. В ней могут уживаться противоречивые черты характера — упорство и порывистость, трезвость ума и эксцентричность. Ей чужды сомнения и душевные метания. Несмотря на хрупкость, она способна занять место рыцаря и спасти мир от бед. Пример образа Аси Ярким воплощением тургеневской барышни является Ася из одноименной повести, написанной в 1857 году.
Горькая судьба семнадцатилетней героини связана со сложными социальными отношениями, непростым укладом жизни общества. Дочь помещика и горничной долго жила в деревенской семье. Переехав в господский дом, она так и осталась с больным самолюбием и израненной душой. Не понимая своего места в мире, где много неравенства, героиня старалась искать пути к счастью. Писатель описывает Асю миловидной и грациозной девушкой, в которой много личного обаяния и внутреннего света. Она поразила господина Н.
Многое в ее поведении объяснялось происхождением и двойственностью положения, которое она хорошо понимала. Богатый внутренний мир Аси раскрылся во время бесед с автором произведения. Девушка была уверена, что при желании человек способен на все. Романтичная и деятельная, она всего добивалась сама и не ждала даров от судьбы. Любовь к автору окрыляла, вдохновляла, придавала ей сил. Однако счастью героев не суждено было сбыться.
Главный герой усомнился в своих чувствах, побоялся осуждения света, отказался от высшего дара — любви чистой девушки. За это Тургенев оставил его несчастным: до конца жизни Н.
Что означает понятие тургеневская девушка. Как на самом деле выглядят тургеневские девушки
Удивительно, но массовое присутствие амазонок у других кочевых народов - тюрок, монголов почти всегда игнорируется. Также как игнорируется преемственность культур более поздних тюркских и монгольских кочевников от древних ираноязычных. Ранее я как-то писал о погребальных обрядах монголов , имеющих много общего с иранским зороастризмом. В этот пост я собрал несколько отрывков из текстов исторических хроник и эпических сказаний , которые повествуют о массовом присутствии воюющих женщин у тюрок и монголов.
Как известно, почти во всех кочевых культурах женщина имела более высокий социальный статус , чем у народов земледельческих. Связано это было с устройством быта кочевников который способствовал определенному равноправию между мужчинами и женщинами. Плано Карпини, "История монгалов" «Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины.
Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно». Анналы Бертонского монастыря Annales Burtonenses о монгольской армии: «Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков.
Доспехи у них сделаны из многослойной кожи, и они почти непробиваемые». Сейфи Челеби XVI век "Таварих" Хроника «После боя, когда обирают павших в сражении калмыков и снимают с них латы и доспехи, обнаруживают, что это девушки. Этот народ обладает такой отвагой, что даже девушки идут на войну, облачившись в военные доспехи».
Татарские женщины , как и все воины средних веков были невероятно жестоки, о том, как они издевались над пленными писал Фома Сплитский 1200 - 1268 гг. Фома Сплитский "Истории архиепископов Салоны и Сплита" «Татарские женщины, вооружённые на мужской манер, как мужчины, отважно бросались в бой, причём с особой жестокостью они издевались над пленными женщинами. Если они замечали женщин с более привлекательными лицами, которые хоть в какой-то мере могли вызвать у них чувство ревности, они немедленно умерщвляли их ударом меча, если же они видели пригодных к рабскому труду, то отрезали им носы и с обезображенными лицами отдавали исполнять обязанности рабынь».
Эта знатная дама, желая отомстить одному татарскому королю за то, что он убил ее мужа, просила Едигея, чтобы он помог ей изгнать того короля. Необходимо знать, что эта дама, равно как и провожавшие ее женщины, ездила верхом и управлялась в стрельбе из лука не хуже мужчины и что она, готовясь к битве, привязала к каждой стороне лошади или седла по мечу и луку. Когда двоюродный брат короля, убившего ее мужа, будучи взят в плен в сражении с Чакрой, был отведен к ней, она приказала ему стать на колени, обнажила меч и одним ударом отсекла ему голову, говоря: "Теперь я отомстила!
Это случилось в моем присутствии, и я говорю здесь об этом как очевидец». Множество воинствующих женских персонажей присутствуют в главном огузском эпосе "Книга моего деда Коркута", это жены, матери, невесты ханов и богатырей. Этот эпос восходит к XI веку - времени завоевания тюрками всей Передней Азии.
Рассказы о Бурла-хатун жене Казан-Бека: «Сорок стройных дев на коней посадила, вороного жеребца привести велела, сама верхом села, мечом опоясалась и [на поиски сына] отправилась… «Высокорослая Бурла-хатун разрубила мечом черное знамя гяуров, сбросила его на землю» Кадры из турецкого сериала "Эртогрул". Интересно, что в 17 веке участник немецкого посольства в Персию Адам Олеарий оставил описание могил Казан-бека и его жены Бурла-хатун в Азербайджане, он даже отметил необычную длину ее гробницы, ведь не даром Бурла-хатун имела постоянный эпитет "высокорослая" Адам Олеарий "Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию" «Царь Кассан, умерший позже своею смертью, похоронен у Тавриза при реке Аджи. Там и теперь можно видеть эту гробницу.
В общем, наложила образ вандервумен на классическую русскую литературу. Каковы предтечи тургеневских девушек? Во-первых, жоржсандовская героиня. Об этом писал литературовед Лев Пумпянский, это замечали современники, хорошо помнящие ее романы. И еще одна предтеча — Татьяна Ларина. В 1880 году Достоевский в своей «Пушкинской речи» сказал о Татьяне: «Это тип положительной красоты, это апофеоз русской женщины.
Роман Тургенева «Рудин» вышел в 1855 году, «Дворянское гнездо» — в 1858-м. И в этих текстах немало внимания уделялось героиням: Наталье Ласунской, пострадавшей от нерешительности Рудина, и Лизе Калитиной, ушедшей в монастырь после того, как выяснилось, что умершая супруга ее возлюбленного Федора Лаврецкого нашлась живой. Я наивно думала, что в какой-нибудь книге XIX века обязательно найду определение тургеневской девушки. И пойму, кто первым употребил это словосочетание. Но — сюрприз-сюрприз — такого источника обнаружить не удалось. Я предполагаю, что тургеневских девушек устно обсуждали в салонах, и в итоге это понятие в литературе возникло будто из воздуха.
Более того, тургеневские девушки — термин, не свойственный XIX веку. Тогда по большей части их называли тургеневскими женщинами или тургеневскими героинями. В 1864 году — то есть меньше чем через десять лет после публикации «Рудина» и «Дворянского гнезда» — тургеневские девушки упоминаются в повести Владислава Маркова, опубликованной в «Отечественных записках»: «Разбери-ка эту образованную женщину, что она такое. Ходячие фразы, искусственная точка зрения, раз и навсегда узаконенная. Движение по скучной и узкой дорожке всякой подражательности и выдуманности. И ни у одной никакой теплоты настроения, ни таланта, ни оригинальности даже.
Получается, уже в шестидесятые годы XIX века в публицистике возникают тексты, в которых тургеневская женщина — это что-то устоявшееся, типическое. Сложно представить себе подобное в современной литературе. При этом тургеневских героинь почти сразу начали хоронить: якобы нет таких натур, они остались в прошлом. Тургеневская женщина была прекрасным идеалом, а нынешняя женщина — видите ли, уже не очень. Иллюстрация: Ксения Клементьева, «Ася» Для публициста Дмитрия Писарева , который симпатизировал женскому вопросу, было важно подчеркнуть, что тургеневские девушки стоят на пути освобождения русской женщины. В статье 1861 года он писал: общество обвиняет женщин в том, что они кокетки и несерьзны, но общество само виновато в том, что это происходит.
Николай Невзоров — кандидат богословских наук — в 1883 году писал про Лизу Калитину, героиню серьезно без страха и упрека: «Лиза, как и многие другие героини Тургенева, страдает самым узким себялюбием, доходящим до того, что для нее любовь — источник всего… С нею, с тою любовью она возится, как сумасшедшая, и от нее погибает, забывая, что здоровая, нормальная любовь женщины есть спокойное и тихое чувство…» Невзоров упрекает Лизу Калитину, хотя, казалось бы, какая из героинь Тургенева может быть выпускнику богословской академии ближе и понятнее. Для контраста с этим высказыванием я приведу цитату из работы 1886 года. Автор — литературовед Огюст Миллер: «Странно слышать… застарелые толки о неестественности, о деланости, хотя и весьма искусной деланости Елены, тогда как в последние годы, казалось бы, у всех у нас на глазах отправилось к тем же южным славянам столько других Елен — и уже без Инсаровых, отправилось туда потому, что им непременно хотелось большого подвига, а такого подвига они не находили дома. Цитата интересна тем, что в ней две довольно непохожих друг на друга героини — готовая последовать в Болгарию за своим избранником Елена Инсарова из романа «Накануне» и совсем еще юная, но смелая в выражении своих чувств Ася из повести «Ася» — оказываются в одном контексте. Это тоже свидетельство существования какого-то типа. Иллюстрация: Давид Боровский, «Дворянское гнездо» Тургеневская девушка чаще всего описывалась при помощи шаблонов, стереотипов.
У авторов не было объяснения, почему они выбирали именно те выражения, которые выбирали, но их слова кочевали из текста в текст: идеал, русская женщина, любовь. А в книгах самого Тургенева героини оставались главным образом способом изобразить самого героя: «Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какою я знавал ее в лучшую пору моей жизни, какою я ее видел в последний раз, наклоненной на спинку низкого деревянного стула. Разве не может повториться то, что было, думал я, и еще лучше, еще прекраснее?..
Но это неверное определение. Татьяна Ларина — не «тургеневская девушка». Она действительно была частичным прототипом этого типажа, однако Пушкин был романтиком и писал в соответствии с романтическими традициями. Его героиня — поэтичная, легко смущающаяся, не очень уверенная в себе. Она сильно отличается от героинь романов Тургенева, которые пришли ей на смену в эпоху реализма.
Тихомиров Это изменение в характере заложено постепенной сменой общественных мнений относительно роли женщин. Они постепенно выходят на свет, становясь большим, чем героинями, ждущими спасения. Француженка Жорж Санд пишет свои тексты с неклассическими девушками, которые сильно влияют на некоторых представителей русского реализма, в том числе и на Тургенева. Сегодня мы бы назвали её романы феминистскими, проповедующими некоторую эмансипацию и избавление от привычной ведомой роли. Литературный тип Литературный тип — обобщенный образ, основанный на схожести мировоззрений, социального положения разных героев. Так называют вереницу «маленьких людей» начала XIX века в русской литературе: это персонажи, не занимающие высокое положение в обществе, без успешной карьеры и титулов. Они незнатного происхождения, у них нет особых талантов к чему-либо, они не амбициозны. Иг главное делание заключается в спокойном выполнении своей работы, в том, чтобы быть исправной шестерёнкой в механизме.
Самые «хрестоматийные» примеры — пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин и гоголевский Акакий Акакиевич. Слушайте курс-саммари « История русской литературы », чтобы разобраться во всех персонажах, возникших в XIX веке. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте. Это героиня произведений Тургенева, обобщенный образ нескольких женских персонажей из его повестей и романов.
Яркой красотой она не отличается, может восприниматься как дурнушка. Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание служить идее и не обращает внимание на внешний лоск других претендентов на её руку. Приняв решение, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на сопротивление родителей или внешние обстоятельства. Иногда влюбляется в недостойного, переоценив его. Она обладает сильным характером, который может быть сначала незаметен; она ставит перед собой цель и идёт к ней, не сворачивая с пути и порой достигая намного большего, чем мужчина; она может пожертвовать собой ради какой-либо идеи [1]. Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством; любит она упорно и неотступно. Очевидно, произошло частичное смешение с характеристиками кисейной барышни , институтки — изначально более негативных, нервных и неприспособленных к реальной жизни женских образов. В книгах Тургенева Тургенев во многом следует пушкинскому каноническому образу русской женщины с её естественными, открытыми и яркими чувствами, которые, как правило, не находят должного ответа в мужской среде [6].
Понятие тургеневской девушки в литературоведении
Тургеневская девушка – это прежде всего сильная натура, целеустремленна, не просто готовая, но жаждущая служить и жертвовать собой ради какой-либо высокой идеи. Для подавляющего большинства обывателей образ тургеневской девушки ассоциируется с неким инфантильным созданием, обязательно в скромном платье с длинной девичьей косой, дожидающейся Прекрасного Принца на своем крылечке. Цель работы – определить на примерах из произведений Тургенева, кто такая «тургеневская девушка», создать коллекцию одежды, отражающую образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке.
Авдотья Иванова родила дочь писателю
- Кто такая Тургеневская барышня? | Журнал Интроверта
- Кто такая Тургеневская барышня?
- «Каких девушек называют тургеневскими? Какими качествами такая девушка обладает?» — Яндекс Кью
- Тургеневские девушки современной России: — Журнальный зал
Тургеневская девушка
Я предполагаю, что тургеневских девушек устно обсуждали в салонах, и в итоге это понятие в литературе возникло будто из воздуха. А была ли «тургеневская девушка» когда-либо в российской действительности? Новости и факты поднимает спорный вопрос и детально разбирает феномен, ставший нарицательным. Критики о творчестве Тургенева. Личная жизнь великого русского классика, чей талант. Этот литературный тип сформировался на основе нескольких произведений И.С,Тургенева: «Рудин», «Новь», «Накануне»,«Дворянское гнездо», повесть «Дневник лишнего человека», рассказ «Фауст», повесть «Ася». Тургеневская девушка замкнутая, но тонко чувствующая. Автор – Ольга Поварова Модель – Мария Шилова Говоря об образе тургеневской героини, мы представляем, как правило, нежную и искреннюю, немного застенчивую, но решительную в самые ответственные моменты своей жизни Асю.