Новости гагаузы что за нация где живут

О происхождении гагаузов Вики перечисляет три основных гипотезы: • Предками гагаузов являются тюркоязычные народы: огузы, печенеги, куманы. •.

Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России

МИР для автономии: как Россия оказывает поддержку населению Гагаузии В Украине гагаузы в основном живут рядом с общиной бессарабских болгар в окрестностях города Болград.
Кто такие гагаузы и их происхождение — молдаване какой веры В Украине гагаузы в основном живут рядом с общиной бессарабских болгар в окрестностях города Болград.
КТО ТАКИЕ ГАГАУЗЫ? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА! (Gagauzlar) - YouTube это уникальный этнокультурный народ, проживающий в различных регионах Восточной Европы, таких как Молдова, Украина, Болгария и т.д. Этот.

Где находится Гагаузия и почему ее жители разговаривают на турецком языке

Как отмечает старший преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения Института общественных наук РАНХиГС Сергей Маргулис, давление Кишинёва на Гагаузию связано с антироссийским курсом молдавских властей. Такой внешнеполитический вектор не поддерживается ни населением, ни руководством Гагаузии», — заявил аналитик в беседе с RT. Эксперт констатирует, что Кишинёв сейчас не соблюдает автономный статус Гагаузии. В полной мере эти положения не выполняются при нынешнем руководстве Молдавии. На этом фоне население республики, значительная часть которого трудоустраивается на территории России, а многие имеют российские паспорта, видят в Москве силу, которая способна сохранить за Гагаузией её права автономии», — говорит эксперт. Также по теме Молдавия при президенте Майе Санду постепенно утрачивает независимость, заявил экс-глава республики Владимир Воронин. Он также... Комрат столица Гагаузии. В результате цены очень высоки. Кроме того, со стороны отдельно взятых кишинёвских элитариев постоянно звучат угрозы о необходимости отмены автономного статуса Гагаузии. Всё это и заставило местное руководство обратиться к Москве за помощью», — пояснила специалист в разговоре с RT.

Первоначальное ядро народа состояло из тюркоязычных скотоводов огузов, печенегов и половцев. Одна из последних миграций половцев на Балканы состоялась в 1241 году. Но есть свидетельства того, что среди них были болгары, которые говорили на турецком языке, и часть населения, пребывавшая под защитой турецкого султана Иззедина Кейкавуса. Кроме того, европейские историки часто задавались вопросом о том, были ли наиболее вероятными предками гагаузов тюркоязычные протоболгары, которые в 670 годах пришли на Балканы с берегов Волги под знаменем булгарского правителя Аспаруха. Гагаузы — кто это?

В 1861—1862 годах некоторые из них поселились в Таврической губернии. Волна столыпинской аграрной политики в период между 1912 и 1914 годами привела некоторых гагаузов в Казахстан, а затем еще одна группа поселилась в Узбекистане в течение очень сложных лет начальной коллективизации. Чтобы не потерять свои гражданские права, в 1930-х годах они называли себя болгарами. В Майслерге около Ташкента, где живут гагаузы, они сохраняют это название по сей день. Традиционное жилище Где проживают гагаузы?

Их традиционный дом состоит из трех комнат с дополнительной стенкой из дерна завалинки вдоль главной стены и верандой, поддерживаемой колоннами. Стены комнат увешаны полотенцами и коврами украшенными цветочными узорами , популярными среди гагаузов, а полы устланы ковровыми дорожками. Экономика Традиционная экономика гагаузов базировалась на животноводстве, особенно овцеводстве, и сельском хозяйстве — выращивании зерновых и виноградарстве. Еще недавно, несмотря на культурное сходство, можно было без труда определить кто это — гагауз или болгарин. У них всегда были важные различия: болгары были крестьянами, а гагаузы хотя и занимались сельским хозяйством, в своем мировоззрении, по сути, являлись скотоводами.

Продукты питания Многие следы кочевого прошлого можно найти в кухне оседлых гагаузов. Кто это такие, позволяет понять, например, особый способ переработки молока и консервирования мяса, творога и овечьего молока. Основным продуктом питания у них является зерно во многих вариациях. Многие праздники и ритуалы связаны с выпечкой хлеба, пшеничных хлебов калачей и пресных лепешек. Любимым блюдом гагаузов является многослойный пирог, фаршированный сыром из овечьего молока и облитый сметаной перед выпечкой.

К другим деликатесам относятся пироги с тыквой и из первого молока коровы, которая только что отелилась. Традиционное ритуальное блюдо, называемое курбан, которое представляет собой кашу из болгарской пшеницы с заколотым «жертвенным» бараном, является еще одним свидетельством балканского происхождения гагаузов, народа со степным скотоводческим прошлым. Особое место в национальной гагаузской кухне занимают острые мясные соусы. В одном из них соединены лук и мелко гранулированная каша, а другой готовится на основе помидоров. Красное домашнее вино подается к обеду и ужину.

Незаменимым компонентом праздничного стола является холодец. Одежда В конце XIX века костюм гагаузских женщин состоял из холщовой рубашки, платья без рукавов, халата и большого черного платка. Зимой они надевали платье с рукавами, куртку с тканью и безрукавную шубу.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Точно не установлено, какие именно племена были предками гагаузов: половцы, печенеги, огузы - черные клобуки? Огузы считаются наиболее вероятными предками современных гагаузов. К концу XI века они продвинулись дальше на запад и обитали уже на Дунае и за Дунаем на территории христианской Византии. Нынешнее поселение гагаузов на юге Молдавии связано с распадом Османской империи - они переселились на место кочевавших здесь ногайцев. Есть другая, менее распространенная версия, согласно которой гагаузы - это бывшие православные болгары, которые под давлением турецких завоевателей поменяли язык. В любом случае гагаузы - древнее коренное население юго-восточной Европы, имевшее на некоторых исторических отрезках собственное государство. Последнее из них - существовавшая в период революции 1905 - 1907 годов Комратская республика.

Конгаз - самое большое село в Европе. Что едят гагаузы, как выглядят их дома и подвалы

Глядя на эти кусты и деревья, мы вспоминаем нашу малую родину», — рассказывает супруга Григория Тащи Лидия. По данным переписи населения Российской Федерации 2002 года, в России проживали 12 210 гагаузов. Из них 3 754 — в Центральном федеральном округе. Поток гагаузов в Россию особенно усилился в начале 2000-х годов, когда Молдова переживала не лучшие времена: в стране начался тяжелый экономический кризис, который затянулся на годы. Устав от жизни на два государства, все больше гагаузов приняли для себя решение переехать в Россию на постоянное место жительства. Казаклийская семья Куюжуклу более 10 лет живет в деревне Липки. Тогда, в начале нулевых, причин для их переезда было предостаточно, но самая главная из них — это то, что они устали ждать перемен к лучшему. Мы были гастарбайтерами долгие годы, где работали, там зачастую и жили, прямо на стройке. Заработанные деньги вкладывали в ремонт родительского дома в Казаклии. За несколько лет наших скитаний в родном селе, впрочем, как и во всей Молдове, в лучшую сторону ничего не изменилось.

Во всяком случае, для простого рабочего класса. Мы понимали, что кризис в Молдове затянулся и что ждать резких улучшений не стоит. У нас уже был сын Петя, мы планировали иметь еще детей, и при этом понимали, что должны обеспечить им хорошее будущее», — рассказывает Николай Куюжуклу. Мы практически не видели, как растет наш ребенок. Мне было очень тяжело. Я чувствовала себя виноватой перед моим ребенком за то, что оставляю его и уезжаю на несколько месяцев. Хотя он был обеспечен всем необходимым, у него не было самого главного — не было родителей рядом с ним», — вспоминает супруга Николая Светлана. Лишь в 2003 году Николай и Светлана забирают сына Петю в Россию. Они решают приехать в деревню Липки, так как здесь жили их родственники.

Первое время я с детьми жила у сестры, а муж продолжал работать на стройке в Москве. На накопленные деньги мы купили дом в Липках. И сразу же подали документы на оформление гражданства. Спустя полтора года мы получили российские паспорта, тогда упрощенной программы оформления гражданства не было. Обязательное условие — отказ от гражданства Молдовы и, соответственно, выписка с предыдущего места жительства. Мы, не задумываясь, это сделали», — рассказывает Светлана. Светлана и Николай понимали, что российское гражданство позволит им работать легально и быть вместе, быть настоящей семьей. Там все так же не хватает рабочих мест. В России молдавских гастарбайтеров меньше не стало, только теперь они с российскими паспортами», — говорит Николай.

Надежда и Петр Куюжуклу Сын Николая и Светланы Петр, студент четвертого курса Рославльского железнодорожного техникума, далее планирует стать машинистом и получить высшее образование. В перспективности выбранной специальности Петр не сомневается. Но его планы на будущее в скором времени будут прерваны службой в армии. Кстати, если в Гагаузии каждый второй молодой человек пытается увильнуть от службы, то российские гагаузы, как оказалось, «не косят» от армии. За последние три года уже отслужили трое ребят-гагаузов из деревни Липки, еще двое, Петр и его друг Иван, достигли призывного возраста и уже гадают, в какие войска будут призваны. Николай и Светлана считают, что в России у их детей будет хорошее и перспективное будущее, ради этого они и переехали сюда жить. По данным последней переписи населения 2010 г. И большинство из них — 9 732 — предпочитают жить в городах — 9 732, в сельской местности же проживают 3 958 человек. Анна Узун Семья Узун — это еще одна семья гагаузов, переехавших в российскую глубинку, в деревню Липки, из Казаклии.

Анатолий и Анна понимали, что из-за отсутствия достойно оплачиваемой работы на родине Анатолию придется регулярно ездить на заработки в Россию. Но и в Гагаузии своего будущего не видели. Колхоз в Казаклии развалили на мелкие крестьянские хозяйства, все предприятия, которые в советское время считались передовыми и приносили стабильный доход, перестали функционировать. Работы практически не было, а если и находилась, то зарплату платили раз в несколько месяцев. Мы решили переехать в Россию. Толя уже бывал в Липках неоднократно, здесь жили его родственники — семья Марии и Николая Кавалжи. Они были первыми гагаузами, переехавшими в деревню Липки в 1983 году. Мы понимали, что будем тут не одни», — рассказывает Анна Узун.

При этом Господа называют Аллахом. А поездку в Иерусалим называют "хадж". Тюркский гагаузский язык и православное вероисповедание — сочетание, которое объединяет всех гагаузов и делает их непохожими на другие народы. Происхождение Версий о происхождении гагаузов несколько, и все они недоказуемы. Анализ ДНК не внес никакой ясности: есть следы многих близко живущих народов. Одна из версий происхождения: возможно, гагаузы — это потомки половцев. А возможно, наоборот, их исторических соперников печенегов. Или это потомки огузов. В Турции популярна легенда о том, что это турки, которые откочевали на землю нынешней Гагаузии для того, чтобы принять православие. Но и другие близкие территориально народы считают гагаузов своими. В Греции считают, что это греки. В Болгарии — что это болгары. Просто это греки или болгары, которые перешли на турецкий язык. Больше всего генетически гагаузы родственны туркам и болгарам. Численность Всего гагаузов около 250—300 тысяч. Всего население автономии — 135 000, там живут и русские, и украинцы, румыны, молдаване. Почти половина гагаузов живёт не на родине. Автономная территория в составе Молдовы называется Гагаузлар или Гагауз Ери. В неё входит 32 села. Столица Гагаузлар — город Комрат. Площадь Гагаузии — 1832 квадратных километра. Она непосредственно граничит с Молдавией и Одесской областью Украины. Многие женщины работают в Турции в медицине, сиделками. Многие мужчины работают в России. Это две страны, с которыми гагаузы крепко связаны. Объединяет вера или язык. Женщины этого народа славятся как великолепные хозяйки, которые трудолюбием, разумной экономностью и умением верно вложить имеющееся приумножают богатство семьи. Запомним это! Выращивают табак, виноград, подсолнечник, грецкие орехи. Климат очень сухой, степной. Не хватает воды. Многие водоводы и дороги построены в Гагаузии Турцией, в помощь родственному народу.

Почти всё руководство страны имеет румынские паспорта и, как Дорин Речан, считают себя румынами. У нас официальный язык уже год как — румынский. По сути, сейчас речь идёт о том, чтобы узаконить интервенцию в Молдову, как в свою провинцию в свете предстоящих октябрьских президентских выборов. Это — беспорядки, недовольство оппозиции, «гибридная угроза» и в конечном итоге защита румынских граждан.

Гагаузы— тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. По переписи 2004 года в Республике Молдова насчитывалось 155,6 тысяч гагаузов. Около 40 тыс. История гагаузского народа до настоящего времени мало изучена. Историческому гагаузоведению достоверно известны следующие факты по истории народа. Гагаузы,как самостоятельный этнос, окончательно сложились в XIII веке в регионе северо-восточной Болгарии, преимущественно на территории Добруджи и Делиормана. На территории Добруджи в том же XIII веке известно государственное образование Узиэйлет,которое большинство ученых квалифицирует, как первое государство гагаузского народа.

Гагаузы, кто они?

Гагаузы — Википедия. Что такое Гагаузы Оркестр башкана Гагаузии – это самый высокий статус в регионе – играет уже больше полувека.
Кто такие гагаузы и их происхождение — молдаване какой веры Республика Гагаузия трансформировалась в Автономное образование Гагаузия — Гагауз Ери.
Страна трех городов и двадцати девяти сел Большинство гагаузов проживает в Молдове, где они составляют около 4% населения страны.
История гагаузов. Кто такие гагаузы и где они живут? Гагаузия – это где Те гагаузы, которые проживали на территории Cеверной Добруджи, ассимилировались с румынами, а гагаузы Южной Добруджи — с болгарами.

МИР для автономии: как Россия оказывает поддержку населению Гагаузии

Так как гагаузы уже тысячу лет живут оседлой жизнью земледельцев, у них особенные обряды, связанные с этим культом, рассказала Ирина Константинова. Молдавские гагаузы очень не хотя повторить судьбу своих собратьев в других балканских странах, где из-за тюркофобии их преследовали. На юге Молдовы живут гагаузы. Гагаузия обещает обратиться к России, если Молдавия введёт войска. В прошлой статье «Гагаузы — между двумя мирами» мы уже коснулись темы этногенеза гагаузского народа. У гагаузов, как и всех народов, есть свои интересные праздники и обряды, но особой строкой исследователи выделяют их культ волка.

Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум

Что такое Гагаузия? Гагаузы – малочисленный загадочный народ, вызывающий неподдельный интерес у историков и этнографов.
МИР для автономии: как Россия оказывает поддержку населению Гагаузии — РТ на русском Русский язык для гагаузов — это пуповина, благодаря которой гагаузский народ выживает в современной Молдавии.
Гагаузы — происхождение народа, где и как живут, традиции, одежда, кухня Гагаузы Самоназвание Gagauzlar Современный ареал расселения и численность Всего: около 200 000 Молдавия: 147 500 (перепись 2004)[1][2] Гагаузия: 127 835 (2004 г.)[2] Кишинев: 6446 (2004 г.)[2] Кагульский район: 3665 (2004 г.)[2] Тараклийский район: 3587.
Страна трех городов и двадцати девяти сел Гагаузы небольшой народ, проживающий на территории Молдавии и Украины.
МИР для автономии: как Россия оказывает поддержку населению Гагаузии уникальный 200-тысячный тюркский народ, живущий в Молдавии и на юге Украины.

Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками?

В Украине гагаузы в основном живут рядом с общиной бессарабских болгар в окрестностях города Болград. Гагаузия обещает обратиться к России, если Молдавия введёт войска. Гагаузия тем и отличается от других новых национальных образований, что смогла получить автономию исключительно мирным путем, хотя гагаузы – темпераментный народ, и отличительной чертой каждого гагауза считается взрывной «кавказский» характер. В Гагаузии 2 октября состоится съезд депутатов всех уровней, который обратится к России и Турции с просьбой защитить автономию от Румынии, которая, по сведениям гагаузов, может оккупировать. И та атмосфера, где русскоговорящие люди, где все написано на русском языке, как будто я возвращаюсь в детство", – говорит башкан (глава) Гагаузии Евгения Гуцул.

Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум

Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака. Гагаузы — потомки древних тюркоязычных народов, предположительно огузов, живших в степях Монголии и Центральной Азии до XI столетия. В прошлой статье «Гагаузы — между двумя мирами» мы уже коснулись темы этногенеза гагаузского народа. Гагаузы — это проживающий в Молдавии тюркоязычный народ, православного вероисповедания.

Гагаузы: что за нация и где они живут

Главного попечителя и Председателя Комитета об иностранных поселенцах Южного края России. Родился 23 декабря 1777г. Одессе 24 мая 1845 г. Хочу обратить ваше внимание на то, что Иван Никитич Инзов родился 23 декабря, эта же дата через 217 лет, становится датой рождения признанной всем миром Гагаузской автономии в составе Молдовы. Или Инзов продолжает незримо присутствовать, над этим краем и помогает ему, как попечитель? Что означает его фамилия Инзов —«Иной зов», «Иначе зовут»? Кто он был по национальности, кем были В этих вопросах, ответов пока, что нет, но одно ясно, Инзов сыграл огромнейшую роль в том, что задунайские переселенцы приобрели своё Отечество. Увеличение произошло за счет притока иммигрантов извне и поселения их на казенных землях, занятых бессарабскими помещиками. В последующие два десятилетия переселенцев насчитывалось уже почти 99 тысяч.

В 1850 г. Всего было 85446 человек. За шесть лет 1850 -1856 гг. До 1820 г. Болград долгое время оставался единственным центром ко-лонии всего дунайского водворения. Позже вторым центром стал Комрат. В первой половине XIX в. В середине 40-х годов в Болграде было около 6600 жителей, которые занимались сельскохозяйственным производством, ремеслами, промыслом и торговлей.

Комрат несколько уступал Болграду по численности населения, площади земельного фонда, сельскохозяйственному и ремесленному производству. Однако, когда царская Россия потерпела поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Он фактически превратился в ад-министративный, хозяйственный, торговый и культурный центр гагаузских и болгарских переселенцев. В нем интенсивно развивалось школьное дело, начала формироваться гагаузская интеллигенция. Анцупов "Аграрные отношения на юге Бессарабии -1812-1870 гг. Как отмечалось, в первые несколько десятилетий задунайские колонисты имели большие льготы крупные земельные фонды, право распоряжаться землей как своей собственностью и другие. Однако с середины 50-х годов XIX в. В Бессарабской области на одну семью приходилось в среднем всего 25 десятин, а до этого наделы составляли 50-60 десятин, отмечает молдавский историк болгарского происхождения И.

Мещерюк "Социально-экономическое развитие болгарских и гагаузских сел в южной Бессарабии -1808-1856 гг. Казенная десятина равнялась 1,09 га. Гагаузским и болгарским переселенцам нередко не хватало не только продовольственного зерна, но и семенного фонда. В 1823 г. Время от времени край охватывала засуха. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Они обеспечивали армию топливом, заготавливали сено, ремонтировали дороги и мосты. Историки отмечают, что гагаузские и болгарские крестьяне довольно быстро приспособились к климатическим условиям Буджака, характеризующимся малым количеством осадков, сухой осенью и малоснежной зимой.

Продолжительные засухи, морозы, бесснежные зимы, низкий научно-технический уровень ведения сельского хозяйства не позволяли выращивать озимые хлеба. В пашенном клину преобладала яровая пшеница "арнаутка". Жителей края выручала кукуруза, которая давала неплохие по тем временам урожаи. Для накопления влаги люди строили системы запруд для водопоев скота, полива и т. Климатические условия Буджака, его тяжелые суглинки позволяли выращивать виноград столовых и винных сортов, абрикосы, персики, айву, бахчевые культуры. Под садово-виноградные плантации и огороды отводились участки по берегам рек и лиманов. В выращивании овощей равных болгарам специалистов в Буджаке не было. Что касается скота, то он с апреля по октябрь находился на вольном содержании.

Гагаузам и болгарам параллельно с выращиванием зерновых, винограда, фруктов, овощей, содержанием скота пришлось поднимать целину. А для этого в первое время не было подходящего инвентаря и необходимого количества тяглового скота. Первым задунайским колонистам приходилось впрягать в малороссийский плуг по шесть-во- семь волов. Так, в 1852 г. В начале устройства в Буджаке лишь немногие гагаузские и болгарские хозяйства могли полностью закомплектовать плуг. По словам И. Мещерюка, в 50-х годах XIX в. Благо, что колонии были богаты большим трудовым потенциалом.

В середине 30-х годов XIX в. На поле или дома работали также члены семьи моложе четырнадцати и старше шестидесяти лет. Специфику зернового производства в крае создавала короткая весна. До наступления засушливых дней нужно было успеть подготовить почву. С посевом, как правило, запаздывали малоимущие крестьяне, которые часто оставались без должного количества продовольственного и кормового зерна. В начале 40-х годов XIX в. В крае уже не было достаточного количества казенной земли, особенно плодородной. Серьезной проблемой стали быстрый естественный прирост населения, прибытие новых переселенцев.

Эти факторы привели к тому, что сокращались семейные наделы. Многие молодые семьи оставались без земли. Местные чиновники стали взимать с переселенцев дополнительные поборы. Исправники заставляли их бесплатно работать на себя. Чиновники вынуждали крестьян продавать зерно по низким ценам. Продажа мяса была привилегией откупщиков, которым шла также пятая часть улова рыбы. Гагаузы и болгары, как и молдаване, крайне негативно отнеслись к переписи населения Бессарабии 1816 г. Ее целью было установить количество налогоплательщиков для обложения биром бир от венгерского слова Ьег - основная денежная подать крестьян и горожан в XV - начале XIX вв.

С населения Буджа-ка стали взимать более 40 видов налогов и поборов. На колонистов легло основное бремя по сооружению мостов, общественных зданий, а также посадке государственных лесов. В страдную пору местные власти заставляли крестьян использовать лошадей для перевозки строительных материалов, находивших-ся в десятках километров от их домов. Гнев переселенцев постоянно нарастал. Крестьяне открыто стали критиковать политику местных властей. Центром народ-ного движения 1842 г. Первая вспышка в Верхне-Буджакском округе была направлена против эксплуататорской деятельности окружного старшины А. Илашкова и его подручных.

Вскоре, однако, выступление коснулось и представителя царских властей более высокого ранга - управляющего задунайскими переселенцами М. Началом движения Комратских переселенцев следует считать день 9 мая 1842 года. Тогда два бедняка Не до Франко и Иван Велико отправили первую жалобу министру государственных имуществ П. Кисилеву, в которой раскрывались злоупотребления А. Как и следовало ожидать, высокое начальство заступилось за своего подчиненного - вора, охарактеризовав его как человека "высокой нравственности", "деятельного и усердного в работе". Однако под давлением крестьян власти вынуждены были уволить А. Эта была первая победа переселенцев. Вскоре движение 9 мая 1842 г.

В 1843 году протесты имели место в Болграде и Дезгиндже, Бешалме и Конгазе. Восстания гагаузских и болгарских переселенцев были подавлены.

Илья, св.

Симеон, св. Наум, святитель Спиридон или святитель Николай. Жили гагаузы патриархальными семьями с довольно жесткими устоями.

Жесткими для молодых женщин. Мужчина, разумеется, был в доминирующем положении. За ним было решающее слово во всех делах.

Битыми ходили жены и дети, однако нормы порядка обязывали делать это так, чтобы последствий не видели посторонние. Жаловаться на мужа считалось большим грехом и высказыванием неуважения к нему». Свое уважение к жене муж выказывал тем, что не ругался при ней матом и не отпускал скабрезных замечаний.

Но женщины никогда не вмешивались с мужские разговоры, не давали мужу советов, сидели отдельно во время общих застолий, шли в нескольких шагах позади мужа на прогулках. Доставалось молодым женщинам и от свекровей. А еще раньше от самого старшего поколения: бабушка играла решающую роль при выборе невесты для внуков, ее слово было важнее родительского.

Готовый вступить в брак молодой человек, присмотревший невесту, сообщал об этом своим родственникам. Все, что касалось невесты, подвергалось тщательному рассмотрению: благосостояние семьи, здоровье самой девушки, ее репутация и пр. После бабушкиного: «нам подходит», отправлялись свататься.

Шли рано утром или поздно вечером, чтобы скрыть «позор», если получат отказ. С первого раза ответ получали редко, однако в случае положительного решения, приступали к вопросу обсуждения «выкупа» за невесту и размера ее приданого.

В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.

Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее.

И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г. По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда. В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью.

Расчленение гагаузов 1856-1878 гг. Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г. В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились. Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции.

Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные". Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П. Кеппен 1793-1864 гг. Однако в его по-следующем сочинении "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России", СПб, 1861 г. В 1854 г. Это определение надолго вошло в официальную государственную демографическую статистику царской России.

Поэтому в переписи населения 29 января 1897 г. По тем временам это составляло 2,9 процента населения края. Из них в Бендерском уезде было 27612 человек, Измаильском - 17759, Аккерманском - 10 419 человек. На основе исследования материалов Всеобщей переписи населения 1897 г. Берг 1876- 1950 гг. По его словам, гагаузы "весьма религиозны", побывавшие в Иерусалиме и в Афоне - Ф. Отметим, что в мусульманском мире "haci" называют человека, совершившего паломничество в Мекку.

Добавим, что и в первое десятилетие Советской власти - в переписях населения 28 августа 1920 года и 17 декабря 1926 года - гагаузы не значатся как отдельная этническая единица. Как отмечал академик Н. Державин 1877-1953 гг. Гагаузы жили в УССР на Мелитопольщине и на территории ряда других районов Украины" "О наименовании и этнической принадлежности гагаузов", Кишинев, 2005 г. О том, что российская статистика знала о существовании са-мостоятельного гагаузского этноса, свидетельствуют многие факты. Наиболее ярким из них является пребывание императора Николая I в южной части Бессарабии с 4 по 27 мая 1828 г. Пожелав принять личное участие в начавшейся в 1828 г.

Отметим, что после Петра Великого император Николай I был первым из русских монархов, ступившим на бессарабскую землю. Ночью с 17 на 18 мая 1828 г. Потом он побывал в Болграде, где производил смотр войск 3-го корпуса генерала Рудзевича, шедших за Дунай. Из лагеря под Белградом Николай I отправился в село Сатуново с 1948 г. Его путь проходил по правой возвышенной стороне озера Ялпуг, через села Курчи с 1945 г. Сейчас эти три села относятся к Одесской области. Журнал "Русский архив" 1901, пг.

Особо отмечается их вклад в строительство плотины длиной более 5,3 км на месте, где тогда произошло "беспримерное разлитие" Дуная. Над ее сооружением круглые сутки трудились 2 тысячи местных жителей. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что официальным лицам было известно о существовании гагаузского этноса еще до переписи населения Российской империи 1897 года. Почему власти царской России не называли гагаузов своим именем? Судя по всему, существовал негласный сговор между высшими чиновниками царской России и Османской империи. В период русско-турецких войн, когда гагаузы переселялись в Дунайские княжества и в пределы Российской империи, османам политически выгодно было их считать болгарами. После завоевания Балканского полуострова султанские власти до-вольно холодно относились к гагаузам.

Как отмечалось, это объяснялось тем, что правители Гагаузского государства в Добрудже не представляли свои войска османской стороне для покорения христианских народов. К этому надо добавить еще один фактор: возможности болгарской лобби в царской России были более сильными, чем гагаузские. Иначе, как можно объяснить тот факт, что академик П. Кеппен сначала признавал существование гагаузского этноса, а через десять лет их назвал болгарами, говорящими по-турецки?! Эта его "теория" ничем не отличается от теории некоторых болгарских историков, считающих гагаузов отуреченными болгарами, сохранившими христианство. На протяжении XIX столетия внешняя политика султанского правительства преследовала цель удержать в своих руках захваченные территории, а русского царизма - отрезать как можно больший кусок от этого пирога. Жертвой борьбы двух империй становились народы Балканского полуострова, в том числе гагаузский этнос.

К концу правления императора Александра II 1818-1881 гг. Им потребовалось 30-35 лет, чтобы превратить Буджак в крупный колонистский регион юга царской России. Обособление Буджака в качестве особого района Бессарабии вплоть до конца XIX столетия в значительной мере определялось его пограничным положением. По политическим мотивам царское правительство открыто превратить Бессарабию в военный округ не решалось. Перед ним стояла задача как можно быстрее освоить пустовавшие в Буджаке земли и создать здесь имущественно крепкие крестьянские хозяйства, чтобы, как писал русский генерал Козачковский, довольно сильная русская армия "могла содержаться сим народом". Решить эту задачу царским властям удалось. В 20-30-х годах XIX в.

К середине XIX в. В их пользовании находилось свыше 763 тысячи гектаров земли. В общей численности колонистов доля гагаузов и болгар составляла 80-82 процента. Болгар было больше, чем гагаузов. Во второй половине XIX столетия на социально-экономическое развитие поселений гагаузов и болгар негативное воздействие оказали Крымская война 1853-1856 гг. Гагаузы, как и вся многонациональная царская Россия, в начале XX столетия на себе испытали негативные последствия русско-японской войны 1904-1905 гг. В соответствии с Манифестом 1 января 1874 г.

Гагаузы и болгары до этого на 50 лет освобождались от службы в армии.

Внешность и традиционный костюм Если говорить о внешнем облике гагаузов, то он мало чем отличается от представителей соседних этносов. Кроме того, исследователи замечают, что гагаузы — некий средний эквивалент всех соседних народностей, причём от каждого это племя выбрало наилучшие черты. Это люди среднего роста с достаточно широкими лицами, чаще всего тёмными волосами и светло-карими глазами, имеющими прямой нос правильной формы а может, быть именно здесь кроется ответ на загадку происхождения названия «гагауз» — «прямой нос»? Традиционная одежда имеет свои колоритные особенности. В женском наряде основная роль отводилась широкой длиннополой рубахе. Её подвязывали передником. Голову украшали небольшим белым шарфом, который накрывали чёрным или пёстрым крупным платком. Традиционный гагаузский мужской костюм состоял из рубахи и штанов. В качестве пояса использовали красный кушак.

Летом голову покрывали короткополой шляпой, зимой надевали меховой колпак. Пастухи в холодное время носили шубы из овечьей шерсти мехом внутрь. Они остались христианами, а принципы этой религии остаются господствующими и в наши дни. Но, что интересно, христианские обычаи тесно переплелись с языческими обрядами, причём это можно заметить и в наше время. Одним из любимейших праздников гагаузов стал День Святого Николая. Обязательными блюдами становятся в этот день заливное и пшеничная каша с рыбой.

Что известно о Гагаузии и ситуации вокруг выборов главы автономии

Фольклор гагаузов Гагаузы - где живут и численность Гагаузы в XIX—XX вв. Традиции гагаузов Жилище и одежда гагаузов. Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака. В южной Молдавии, где компактно проживали гагаузы, начались смелые протесты. В Украине гагаузы в основном живут рядом с общиной бессарабских болгар в окрестностях города Болград.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий