В России запустили электронное предварительное голосование на выборах. Дистанционное голосование может пройти также на выборах в органы местного самоуправления в Чувашии, Томской области и на выборах депутатов Оренбургского горсовета. Повышенный интерес политологов вызывает исследование проблем электронного голосования, влияния электронного голосования на политическое участие и легитимность выборов.
Что такое дистанционное электронное голосование
В России запустили электронное предварительное голосование на выборах. Рассказываем, какие способы голосования существуют, как проходит электронное голосование на выборах президента в России в 2024 году и в каких регионах оно доступно. Решение не запрещало электронное голосование как таковое, но требует, чтобы все существенные шаги на выборах были доступны для общественного контроля.[89][90]. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) –является одним из современных способов голосования, не требующего посещение избирательного участка, поскольку проводится онлайн на специальном портале. Дистанционное электронное голосование в Москве и 28 регионах — самое крупное в мире на выборах такого уровня. В Белгородской области впервые в дистанционно-электронном голосовании при проведении выборов в Совет депутатов городского округа примет участие Новооскольский городской округ.
Вы точно человек?
Дистанционное электронное голосование — это единственный способ принять участие в выборах для людей, которые находятся за пределами региона проживания. На сентябрьских выборах в Свердловской области впервые будет использовано дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Экс-гендиректор футбольного клуба "Новосибирск". Дистанционное электронное голосование впервые будет применено на выборах президента РФ. Дистанционное электронное голосование – голосование без бумажного бюллетеня с использованием программного обеспечения на портале (для жителей Москвы – через личный кабинет на портале ). Кроме того, электронное голосование пройдет на муниципальных выборах в Москве. Дистанционное электронное голосование на выборах президента России в 2024 году пройдет только в тех регионах, где оно уже было опробовано.
Онлайн-голосование впервые применят на выборах президента РФ
ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно - Афиша Daily | Необходимо рассмотреть дистанционное электронное голосование на примере проведения выборов депутатов Государственной Думы России, которое проводилось в сентябре 2021 года. |
Электронное голосование | это... Что такое Электронное голосование? | В 24 регионах России, где избиратели будут голосовать онлайн с использованием Федеральной платформы ДЭГ, специально разработанной по заказу ЦИК России, начался прием заявлений об участии в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ). |
Вы точно человек?
Электронное голосование | это... Что такое Электронное голосование? | Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) – это один из современных способов голосования, который не требует посещения избирательного участка, а проводится онлайн на специальном портале, доступном для избирателей с компьютера или мобильного устройства. |
Электронное голосование в России — Википедия | Памятка для избирателей по электронному дистанционному голосованию на выборах Президента РФ, которые пройдут с 15 по 17 марта | Инфографика. |
Предварительное голосование | Электронное голосование на думских выборах в 2021 году. |
Электронное голосование | Стартовали выборы мэра, губернатора и депутатов: рассказываем, как проголосовать дистанционно. Собрали инструкцию по электронному голосованию в удобных карточках. |
Эксперты ожидают расширение электронного голосования на выборах в России
В тот же день документ был одобрен Советом Федерации, 14 марта 2022 года подписан президентом РФ. Поправки были внесены, в частности, в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Новые нормы предусматривают, что при проведении выборов и референдумов голосование может проводиться в дистанционной электронной форме по решению ЦИК РФ или соответствующей избирательной комиссии. Решение о применении ДЭГ на федеральных выборах принимает Центризбирком, он же устанавливает требования для электронных систем голосования. Зарегистрироваться для участия в онлайн-голосовании нужно через специальный интернет-портал. После осуществления волеизъявления избирателем повторное голосование не допускается.
Избиратель, получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, не вправе получить бумажный бюллетень на избирательном участке. Он может воспользоваться техническими средствами для участия в ДЭГ непосредственно в помещении для голосования или ином помещении в случаях, определенных порядком такого голосования. Для участия в онлайн-голосовании на федеральной платформе избирателю необходимо зарегистрироваться на портале vybory. Подать заявление на участие в ДЭГ можно в период от 45 до 3 дней до дня голосования. Голосование проходит с 08:00 первого дня голосования до 20:00 последнего дня по местному времени.
Для подготовки и проведения онлайн-голосования формируется территориальная избирательная комиссия ДЭГ.
По закону, необходимо не менее 300 тысяч. В понедельник глава государства лично подал документы в ЦИК, в том числе протокол собрания инициативной группы, которая единогласно поддержала решение президента выдвинуть свою кандидатуру. Владимир Путин идет как самовыдвиженец, но наряду с «Народным фронтом» организацию избирательной кампании взяла на себя и «Единая Россия». В ЦИКе также сообщили: на данный момент поступили заявки от 16 претендентов на участие в выборах.
Он в том, что есть возможность манипуляции общественным мнением. Ну, и то, что люди отвыкают общаться непосредственным образом.
Повлияет ли такая форма выборов на явку? Думаю, что на реальную явку не повлияет. Те, кто на выборы не ходил, тот и в компьютер не пойдет. В попытке же привлечь молодежь велика вероятность растерять возрастной электорат, который с трудом адаптируется к техническим новинкам. Да и компьютеры не у всех есть. Если по умолчанию, то, думаю, цифровизация будет воспринята равнодушно, по принципу «хуже не будет». В выборы как институт уже давно никто не верит из-за разочарований, постигших новосибирцев по поводу деятельности избранных ими мэров и губернаторов.
Другое дело, что эта точка зрения ошибочная. Если взламывают базы Пентагона, то взлом информационного банка какой-то региональной избирательной комиссии — это задача для третьекурсника СибГУТИ. Контроль со стороны народа в процессе формирования региональных элит может быть утрачен полностью. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе фантасмагорического характера, что и не снилось нашим мудрецам. Мне кажется, в этой ситуации уместен осторожный подход: дистанционное голосование должно быть дублировано голосованием какой-то небольшой, но репрезентативной группы. Скажем, предоставить это право работодателям — руководителям предприятий, где занято девять и более человек. Это «экспертное» голосование, которое не может иметь законной силы, но оно может выступать в роли индикатора законности проведенного цифрового голосования.
Сильное расхождение может стать основанием для запуска процедуры опротестования результатов выборов. Роман БУБЕНОВ, адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области: — Новые информационные технологии уже давно прочно вошли в нашу жизнь, а сервис «Госуслуги» очень облегчает и помогает экономить время на обращения в государственные органы. В случае, если на «Госуслугах» появится новый сервис в виде электронного голосования, то это может повлиять на существенное увеличение количества избирателей, принимающих участие в выборах.
Также, по ее мнению, электронный формат будет применен в нескольких регионах и на общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию. Внедрение дистанционного электронного голосования значительно расширяет перечень сценариев поведения избирателей в день выборов. Традиционный способ волеизъявления имеет только один базовый сценарий с небольшими вариациями: так или иначе избиратель опускает бюллетень в урну для голосования, делает он это досрочно или в день выборов, у себя дома или на избирательном участке — все это радикально не меняет сам процесс голосования. Электронное голосование и современные технологии позволяют гражданам отдать свои голоса одним из нескольких способов, которые значительно отличаются друг от друга. Соответственно, должны и будут меняться подходы организаторов и участников избирательных кампаний к информированию и мобилизации избирателей. Повышенная вариативность, а также новизна дистанционного электронного голосования актуализируют множество вопросов.
Как гражданам удобнее голосовать в интернете? При помощи каких инструментов им удобнее получать информацию о выборах? Нужны ли им дополнительные функции, которые может привнести с собой цифровизация электоральных процессов например, возможность изменить свой голос до завершения дня голосования? ВЦИОМ и Центр политической конъюнктуры провели совместное исследование отношения россиян к возможности голосования через интернет, а также изучили сценарии применения новой технологии. По итогам исследования подготовлен доклад, в котором рассматриваются вопросы восприятия института электронного голосования в обществе, а также технологические особенности электронного голосования и пользовательские предпочтения россиян. Граждане пока слабо информированы о появлении новых способов голосования. Низкий уровень осведомленности на начальном этапе говорит о том, что в будущем отношение россиян к самому институту дистанционного голосования по мере повышения информированности, а также после апробации новой технологии на практике может серьезно измениться. В случае проведения эффективной информационной кампании со стороны ЦИК информирование о способах голосования, о плюсах и минусах каждого из них, о том, как можно воспользоваться новым инструментарием , у большего числа граждан будет сформирована четкая позиция в отношении дистанционного голосования. Возможность электронного голосования может стать определяющим фактором, влияющим на решение об участии в выборах голосующих по случаю.
ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно
Время - местное. Расшифровка результатов ДЭГ пройдет в два этапа - сначала после 20. А результаты начнут публиковать одновременно - после 21. В Центризбиркоме готовы дополнительно поработать с теми, кто хочет разобраться, как работает ДЭГ. Она уверена, что все, кто хочет искренне разобраться в том, как устроена система, смогут найти ответы на свои вопросы и убедиться в надежности онлайн-голосования. Зарегистрирована группа избирателей по выдвижению Владимира Путина на пост президента Также на заседании в среду Центризбирком зарегистрировал группу избирателей по выдвижению Владимира Путина на новый президентский срок.
Группе разрешено открыть специальный счет и приступить к формированию фонда. Только из этого источника разрешается финансировать все избирательные процедуры, включая сбор подписей и агитацию. Действующему главе государства как самовыдвиженцу необходимо собрать не менее 300 тысяч подписей, причем максимум 7500 в одном российском регионе.
Они сокращают потенциальную аудиторию тех, кто мог бы им воспользоваться, а также создают потенциальные риски в процессе его внедрения. В рамках электронного голосования необходимо обеспечить технологическое разнообразие. Чем проще — тем лучше. В первое время в качестве инструментов информирования в процессе электронного голосования максимально эффективными будут проверенные временем технологии, понятные широким слоям населения. Так, смс-уведомления предпочтительнее пуш-оповещений в приложении, стабильно работающий сайт предпочтительнее мобильного приложения. Внедрение инструментов электронного голосования постепенно изменит привычную для ряда групп избирателей модель поведения на выборах, референдумах, голосованиях и опросах.
В первое время инструмент будет больше востребован среди молодежи и жителей крупных российских городов с высоким уровнем проникновения интернета и компьютеризации населения. Однако в связи с естественными демографическими процессами возраст электронной электоральной активности будет постепенно повышаться. В обозримом будущем 5-10 лет при активной разъяснительной работе властей и политических акторов дистанционное голосование имеет перспективы стать как минимум равноценным традиционному способом волеизъявления. Доверие к институту электронного голосования будет зависеть от степени прозрачности системы и наличия возможности гражданского контроля за всеми этапами внедрения нового вида голосования. В этой связи важное значение приобретет качество дискуссии о будущем электронного голосования сразу же после принятия легитимирующего его закона и после первого применения на голосовании 13 сентября 2020 г. Наиболее востребованной площадкой для электронного голосования в ближайшие 5-10 лет может стать интернет-сайт, а самыми популярными инструментами для электронного голосования — домашний компьютер или ноутбук. Однако динамика внедрения новых мобильных технологий и усовершенствование программного обеспечения постепенно поменяют предпочтения в пользу мобильных устройств. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов.
Документ разрешил использовать дистанционное электронное голосование при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдума субъекта РФ и местного референдума. В тот же день был подписан федеральный закон "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве". Позднее, 19 мая 2021 года, в столице был принят закон "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве в 2021 году". Дистанционное электронное голосование в 2020 году Во время голосования по принятию изменений в Конституцию РФ, которое прошло 1 июля 2020 года, дистанционное электронное голосование по решению Центризбиркома проводилось в двух субъектах Федерации: Москве и Нижегородской области.
Дистанционное электронное голосование на выборах в Госдуму в 2021 году В 2021 году дистанционное электронное голосование впервые применялось на выборах в Государственную думу, которые проходили с 17 по 19 сентября. Электронное голосование проводилось в семи субъектах Федерации: городах Москве и Севастополе, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областях. Все избиратели — участники ДЭГ должны были быть зарегистрированы на портале госуслуг с подтвержденной учетной записью. Закон 2022 года о единых правилах проведения дистанционного электронного голосования 11 марта 2022 года Госдума приняла законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который касается в том числе единых правил применения на выборах и референдумах дистанционного электронного голосования.
В тот же день документ был одобрен Советом Федерации и 14 марта 2022 года подписан президентом России. Поправки были внесены, в частности, в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Новые нормы предусматривают, что при проведении выборов и референдумов голосование может проводиться в дистанционной электронной форме по решению ЦИК РФ или соответствующей избирательной комиссии. Решение о применении ДЭГ на федеральных выборах принимает Центризбирком, он же устанавливает требования для электронных систем голосования.
Зарегистрироваться для участия в онлайн-голосовании нужно через специальный интернет-портал. Проголосовать можно только один раз. Он может воспользоваться техническими средствами для участия в ДЭГ непосредственно в помещении для голосования или ином помещении в случаях, которые определены порядком такого голосования. Для участия в электронном голосовании на федеральной платформе избирателю необходимо зарегистрироваться на портале vybory.
А то, что вы не имели возможности контролировать личность голосующих, правильность формирования списка и так далее, это ваше дело. Да, то, что попало внутрь блокчейна, это не меняется. Но, как говорил один из разработчиков первой схемы асимметричного шифрования, «если в блокчейн попал мусор, он там останется навсегда». Нам говорят, что блокчейн не подделать, но что именно туда попало — мы не контролируем.
Одно из требований «протокола двух агентств», то, чем обеспечивается «прозрачность урны» — публикация всех голосов. И вы можете проверить, что там есть ваш голос, что его не выбросили. Но официально этой возможности не дали: мы, мол, не можем вам дать механизма проверки вашего голоса, потому что он не предусмотрен 67-ФЗ. Но если вы реализуете алгоритм, который этого требует, сделайте это!
Или реализуйте другой алгоритм, или откажитесь от электронного голосования до лучших времён. Далее, у нас есть два регулятора безопасности, которые следят за тем, чтобы государственные информационные системы были правильными, чтобы туда не могли проникнуть злоумышленники. Это федеральная служба по техническому и экспортному контролю ФСТЭК , которая следит за тем, чтобы система не содержала незадекларированных возможностей, чтобы она делала ровно то, что написано в документации, и чтобы нельзя было делать в ней что-то другое. Другой регулятор информационной безопасности — это ФСБ.
Там есть отдел, который занимается алгоритмами шифрования. И в государственных информационных системах могут применяться только отечественные алгоритмы шифрования. Соответственно, ФСБ должна выдать некий сертификат, что в данной системе криптография применяется правильно. Но в нашем случае она ничего не сказала про московскую систему электронного голосования.
Потому что она реализована настолько плохо, настолько не соответствует документации, что даже сказать нечего. Применяются алгоритмы шифрования, не разрешённые в Российской Федерации, американские. Но и в Российской Федерации вообще не стандартизирован алгоритм слепой электронной подписи, над ним только работают в соответствующем подразделении ФСБ. То есть с соблюдением российского законодательства такую систему в принципе нельзя реализовать.
Федеральную систему разработали примерно так же, с отсутствием «двух агентств», только более правильно сделали криптографию. Но их описания системы в документах тоже не правдивы. Потому что, например, там говорится, что в системе находится рабочее место рядового члена комиссии, он выполняет какую-то операцию, связанную с включением или исключением из списка. Но до публикации этого документа Центральная избирательная комиссия поменяла регламент голосования, и эта операция была исключена.
Таким образом, мы видим, что они подавали документы регулятору не на ту систему, которую они будут использовать. Теперь непосредственно о результатах выборов. Вы знаете, что есть математик Сергей Шпилькин, который анализирует территориальное распределение голосов с точки зрения статистических аномалий. Здесь же, при электронном голосовании, так как они выполняли требование опубликовать итоговые голоса, они были опубликованы с меткой времени.
Хотя это не было точное время, когда подавался голос, это было специально сделано для обеспечения тайны голосования. Но был сделан анализ распределения по времени голосования за тех или иных кандидатов. И вдруг выяснилось, что начали активно переголосовывать за провластных кандидатов в субботу вечером и с обеда в воскресенье. Вы можете убедиться, что ваш голос попал в блокчейн, но вы не можете убедиться, что туда не попали другие голоса от вашего имени.
И результаты выборов по Москве резко изменились. В других регионах была федеральная система, там не было переголосования. И там электронно голосовал существенно меньший процент. Возможность проверки в Москве была затруднена, нельзя было посмотреть адрес проголосовавшего, сверить со списками — что в обычном списке человек вычеркнут, а в списке для ДЭГ он присутствует.
Когда некоторые статистические моменты выплыли, Венедиктов организовал «группу сверки», чтобы айтишники убедились, что всё посчитано верно. Коммунисты мне предложили туда войти. Группа проанализировала некоторые факты и сказала: нам для более подробной проверки нужны данные, которые находятся у ДИТ Москвы, логи серверов, которые у вас гарантированно есть. Чтобы все вопросы были сняты.
Но нет, они в Общественной палате опубликовали 30-страничный отчёт, смысл которого сводился к тому, что мы вообще ничего сказать не можем, нам нужны ещё данные, и мы будем работать дальше. Но Венедиктов использовал его для истерики о том, что «они ничего не нашли». И это было в такой хамской форме, что коммунисты вышли из этой группы. Я формально не коммунист, поэтому я там остаюсь и продолжаю следить за происходящим ДЭГ.
У нас явно не хватает информации. Скажем так, у нас не хватает так много информации, что мы не имеем права говорить, что электронное голосование прошло честно. Потому что поправки Вяткина-Ламейкина, которые внесены, предлагают оставить всё как есть: для федеральных выборов всё решает ЦИК, а для региональных регионы могут разрабатывать свои системы. Но написано так, что, получается, город Москва имеет право не согласовывать с ЦИКом и проводить выборы как хочет.
Мы же предлагаем такие поправки, которые должны быть для честных выборов. Мы аккуратно прошлись по закону, мы все аспекты, которые раскрыты для других видов голосования например, досрочного или надомного , попытались раскрыть и для электронного с учётом его специфики. Но эти поправки не были приняты.
Что такое дистанционное электронное голосование
Онлайн-голосование впервые применят на выборах президента РФ | Памятка для избирателей по электронному дистанционному голосованию на выборах Президента РФ, которые пройдут с 15 по 17 марта | Инфографика. |
ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно - Афиша Daily | Стартовали выборы мэра, губернатора и депутатов: рассказываем, как проголосовать дистанционно. Собрали инструкцию по электронному голосованию в удобных карточках. |
Что известно об электронном предварительном голосовании на выборах | Стартовали выборы мэра, губернатора и депутатов: рассказываем, как проголосовать дистанционно. Собрали инструкцию по электронному голосованию в удобных карточках. |
Что такое ДЭГ и как оно работает?
В России для того, чтобы люди поверили в честность и объективность такой системы, властям еще предстоит проделать большую разъяснительную работу, считает политолог Георгий Бовт. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко уже успела заявить , что оно очень хорошо себя проявило на выборах и в будущем планируется его расширять. В Москве голосование проходило на платформе, разработанной мэрией, в остальных регионах — на платформе, разработанной ЦИК совместно с Минцифры и «Ростелекомом». Глава Минцифры Максут Шадаев в свою очередь заявил о готовности масштабировать систему такого голосования на всю страну. Между тем часть оппозиции критикует то, как именно в Москве проявило себя ДЭГ дистанционное электронное голосование. Удастся ли убедить граждан в том, что система работает честно? В Москве, где работа интернет-голосования вызвала наибольшее количество вопросов, основных претензий, по сути, две.
Первая состоит в том, что оглашение результатов электронного голосования задержалось на 20 часов. Вторая — существенное расхождение результатов между офлайн- и онлайн-голосованием. В первом случае при этом вспоминают голосование по поправкам к конституции в прошлом году: дескать, результат объявили сразу. Да, сразу, но только само онлайн-голосование закончилось за день до окончания голосования на участках. К тому же в этот раз в Москве была опробована возможность переголосовать в течение суток, что теоретически снижает возможность административного давления на голосующего.
По закону, необходимо не менее 300 тысяч. В понедельник глава государства лично подал документы в ЦИК, в том числе протокол собрания инициативной группы, которая единогласно поддержала решение президента выдвинуть свою кандидатуру. Владимир Путин идет как самовыдвиженец, но наряду с «Народным фронтом» организацию избирательной кампании взяла на себя и «Единая Россия». В ЦИКе также сообщили: на данный момент поступили заявки от 16 претендентов на участие в выборах.
Первая проблема: У нас нет открытого кода. Мы не знаем, как он работает на самом деле, все, что вы видите на картинках, получено опытным путем через метод наружного исследования системы электронного голосования. Вторая проблема: Мы не можем независимо понять, за кого проголосовал избиратель! Технически есть возможность подменить голоса за другого кандидата.
Просто в табличке, где есть связка реальных и фальшивых номеров, можно поменять одно число, и голоса уйдут другому кандидату. Третья проблема: Происходит секретное шифрование тех вещей, которые должны быть доступны для наблюдателей. То есть представьте: Вы приходите на избирательный участок, а Вам на голову надевают черный пакет, чтобы вам ничего не было видно. Поэтому мы считаем, что чтобы доказать, что ДИТ не подделывал результаты выборов, имея при этом все возможности для этого, должен: Опубликовать исходный код системы электронного голосования для независимого аудита.
Опубликовать ключ шифрования, которым шифруют транзакцию перед попаданием в блокчейн. Опубликовать логи системы за время голосования и подсчета результатов. Опубликовать алгоритм или таблицу связей подставного и реального номеров кандидатов. Если ДИТ не хочет этого делать, то это говорит только об одном — невозможно исключить вариант непубличной корректировки итоговых результатов голосования, и все заявления о блокчейне и шифровании — лишь пиар-ход.
Я попытался дать выжимку информации, и некоторые нюансы остались за кадром, если у вас остались вопросы, то смело задавайте их в комментариях — я отвечу на все.
Нововведения не снимали проблем старого регулирования, а просто переносили ряд норм из законов об эксперименте ДЭГ. Точно также механически в статью 64.
Что нового говорили депутаты об этих изменениях? Аргументация сторонников была дополнена опытом предыдущих избирательных кампаний, а также учитывала текущий внешнеполитический контекст. Игнорировать эту возможность — значит лишать значительную часть избирателей их конституционных прав. ДЭГ не будет вводиться повсеместно и подменять традиционное голосование.
Основная задача — вспомогательная. ДЭГ защищён от внешнего вмешательства. Это обеспечивается шифрованием, которое специально упоминается в новых поправках. Система не позволяет проголосовать дважды.
Зафиксированные случаи двойного голосования единичны, а преградой к нему служит система идентификации через Госуслуги. Оппоненты с этим не согласились. Они заявляли, что законодательство о ДЭГ было скорректировано лишь косметически, а все существенные недостатки электронного опыта остались неизменными. Примечательно, что парламентарии в своей аргументации смешали федеральную и региональную системы ДЭГ, перенося на всё электронное голосование недостатки московского опыта что, конечно, не отменяет вопросов к федеральной системе ДЭГ.
В этом споре звучали и нейтральные инициативы. Так, один из депутатов предложил ввести парламентской контроль за ДЭГ. Такой шаг стал бы реализацией положений Конституции о парламентском контроле и повысил бы доверие избирателей. Однако эта идея поддержки не сыскала, поскольку контроль подразумевает недопустимое вмешательство в систему ДЭГ со стороны парламента и отдельных депутатов.
Почему об этом важно знать?
В России пройдёт электронное голосование. Как оно устроено и насколько безопасно
В сентябре нынешнего года на губернаторских выборах в Новосибирской области будет использовано дистанционное электронное голосование (ДЭГ). К 2024 году дистанционное электронное голосование может быть внедрено в масштабах всей страны. Дистанционное электронное голосование на выборах президента России в 2024 году пройдет только в тех регионах, где оно уже было опробовано. Система переголосования, позволяющая изменить выбор до окончания голосования, применялась только в Москве. ДЭГ Дистанционное электронное голосование Безбумажные выборы Электронное голосование Цифровизация выборов и референдумов. Дистанционное электронное голосование в России — система голосования на территории (или в отдельных субъектах) Российской Федерации с использованием специального.
Вы точно человек?
О проекте Организационные комитеты Новости ЭПГ-4 Электронное предварительное голосование с использованием ЭПГ-4 — это процедура, при которой правом голосовать за кандидатов предварительного голосования обладают граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом на выборах депутатов законодательных или представительных органов муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, включенные в список избирателей, утвержденный решением соответствующего Организационного комитета. Если Вы являетесь утвержденным участником процедуры голосования, выберите свой регион для участия в голосовании.
Специалисты утверждали, что контролировать защиту голосов, безопасность и надёжность будет ЦИК, а не исполнительная власть. Что на это ответили оппоненты? Законопроект рамочный. Это означает, что он не регулирует ничего даже обеспечение тайны голосования и наблюдение.
Оппоненты инициативы сравнивали ДЭГ и бумажное голосование и получали вывод, что в случае электронного голосования отсутствуют даже минимальные стандарты обеспечения выборного процесса. Другими словами, ни кандидаты, ни наблюдатели при ДЭГ не могут убедиться в том, что все процедуры проведены в соответствии с базовыми требованиями. Закон предполагает использование портала mos. Это ставит под сомнение объективность и независимость электорального процесса. В качестве альтернативы парламентарии предлагали использовать ГАС «Выборы».
Кандидаты и наблюдатели не могут «верифицировать» систему ДЭГ — её нельзя проверить, особенно обнаружить какое-то нарушение. Получается разумный вопрос: как можно же привлечь к ответственности за нарушение или обжаловать итоги выборов а это одно из прав кандидатов! Всё обсуждение законопроекта сводилось к самой концепции и природе электронного голосования, а не о его технической реализации. Причина тому вовсе не абстрактное мышление депутатов, а рамочный характер закона. А вот особенности наблюдения, подсчёта электронных голосов и иные стандарты законотворцы не прописали.
Та же участь постигла и нормы о выборах депутатов Госдумы. Вместе с этими поправками принимается ещё один федеральный закон об эксперименте ДЭГ в Москве, а также соответствующий Закон Москвы. Как и в случае с регулированием выборов-2019, оба закона носили рамочный и отсылочный характер. Эти поправки не сопровождались такой же бурной дискуссией, как было годом ранее. Здесь интересен скорее вопрос юридической техники или даже тактики : первоначально законопроект не содержал упоминания ДЭГ и касался лишь процедур сбора подписей и проверки подписных листов.
Осталось только убедить в этом же всех избирателей, часть которых заведомо скептически относятся к тому, как власти проводят выборы что офлайн, что онлайн. Что касается разных результатов голосования — то и они могут быть теоретически объяснены тем, что у единороссов и коммунистов слишком разный электорат. К тому же со стороны оппозиции была довольно сильная агитация против голосования онлайн, она призывала прийти на участки лично. Это напоминает то, как в ходе последних президентских выборов в США Трамп и республиканцы всячески выражали скепсис по поводу голосования по почте. В результате многие республиканцы на почту и не пошли. Трамп, уверенно победив в голосовании на участках, затем просел и не менее уверенно проиграл выборы по итогам почтового голосования.
В мире пока есть лишь одна страна, которая максимально широко практикует выборы через интернет. Это Эстония, где цифровизация вообще зашла очень далеко. Там так голосуют с 2005 года. Но до сих пор таким образом волеизъявляются все же менее половины избирателей. Кстати, онлайн-голосование в маленькой Эстонии заканчивается за четыре дня до офлайн-выборов. А вот в родственной Эстонии Финляндии после изучения вопроса о возможности дистанционного электронного голосования в 2017 году вынесли отрицательный вердикт, сочтя, что рисков для кибербезопасности больше, чем пользы от процедуры.
ЦИК говорила , что будет блокировать такую возможность. Какие результаты были у ДЭГ? Основной результат применения дистанционного голосования — заметное повышение явки на выборах. Явка увеличивается благодаря высокой дисциплине среди онлайн-избирателей. Вместе с тем внедрение электронного голосования оказалось сопряжено с проблемами. Самая главная — многочисленные технические риски, с которыми сталкиваются организаторы ДЭГ. Сама ЦИК насчитывала порядка 200 потенциальных угроз, среди которых некорректная запись голоса избирателя, потенциальное нарушение анонимности голосования, хакерские атаки и другие. Все они могут нанести высокий ущерб избирательной системе. Платформы ДЭГ также не застрахованы от сбоев.
В 2019 году платформа для онлайн-голосования в Москве зависла на несколько часов из-за проблем с шифровальным оборудованием. Проблема повторилась в 2022 году, когда пользователи платформы mos. Наконец, оппозиционные политические силы сопротивляются использованию ДЭГ. По их мнению, механизмы учета голосов в онлайн-системе невозможно проверить, поэтому новшество создает большой простор для манипуляции выборами. Серьезный скандал случился в 2021 году, когда в Москве задержали подсчет результатов онлайн-голосования. Организаторы объяснили это большим наплывом избирателей и многочисленными случаями переголосования, но в КПРФ связали задержку с манипуляциями результатом голосования. Партия подала свыше 30 исков с требованием аннулировать итоги ДЭГ. Однако ЦИК не нашел нарушений и отклонил все жалобы. Опросы показывают, что россияне относятся к ДЭГ неоднозначно.
А как дистанционное голосование организовано за рубежом?
Как проголосовать онлайн
В ходе дистанционного электронного голосования осуществляется процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню и предоставляется возможность после ознакомления с необходимой информацией и порядком его заполнения осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления избирателем, участником референдума изменение волеизъявления повторное волеизъявление не допускается. Избиратель, участник референдума, получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, не вправе получить бюллетень на избирательном участке, участке референдума. Такой избиратель, участник референдума может воспользоваться техническими средствами для участия в дистанционном электронном голосовании непосредственно в помещении для голосования или ином помещении в случаях, определенных порядком дистанционного электронного голосования. При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в соответствующей базе данных. Зашифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа зашифрования. Расшифрование результатов волеизъявления с использованием ключа зашифрования невозможно. После завершения голосования расшифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа расшифрования.
При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем, участником референдума и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателей, участников референдума и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления.
Компартия не признала итоги этих выборов. При этом в Москве применялась своя, отличающаяся от федеральной, система электронного голосования. Попробуем разобраться, в чём суть электронного голосования в российском варианте и почему оно не может обеспечить реального волеизъявления избирателей.
Наш собеседник — Александр Исавнин. Он входит в состав технической рабочей группы при Общественной палате города Москвы, которая была создана по инициативе главного редактора радио «Эхо Москвы» ныне закрытого Алексея Венедиктова. Судя по всему, «системный либерал», заместитель председателя Общественной палаты столицы Венедиктов в данной ситуации был связующим звеном между мэрией и оппозиционной общественностью, и в его миссию входило придание электронному голосованию видимости законности и справедливости. В состав рабочей группы, созданной весной 2019 года, накануне выборов в Мосгордуму, были приглашены представители как парламентских, так и непарламентских партий.
Представители Департамента информационных технологий ДИТ правительства Москвы представили нам план электронного голосования на основе системы «Активный гражданин», которая в народе по ряду причин получила название «Фиктивного гражданина». Чтобы сделать его якобы менее фиктивным, его перевели на технологию блокчейн. Это модный термин, который должен был в глазах обывателя обозначать что-то непонятное, но очень надёжное и безопасное. Происходит подмена понятий.
Все знают, что есть биткоин — цифровая криптовалюта, базирующаяся на блокчейне, которую невозможно подделать. И обыватель считает, что это электронное голосование будет таким же надёжным и независимым. Но на самом деле этого не происходит. Мы с представителями ДИТа беседовали о том, что надо хоть как-то выполнять требования законодательства, что у нас есть закон 67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав , который обязателен к соблюдению даже если не упомянут явно.
В результате небольшие косметические модификации в эту систему были внесены, но возможностей для нормального наблюдения всё равно не появилось. Поэтому и те выборы — в Мосгордуму — были подозрительными по результату. Немного теории. В конце 70-х годов было придумано «асимметричное шифрование».
То есть если раньше для того, чтобы что-то зашифровать, нужна была некая кодовая книга, то есть и у шифрующего, и у расшифровывающего должен был быть одинаковый «ключ». Но оказалось, что можно применять довольно простую математику для того чтобы, используя сложность разложения больших чисел на множители, зашифровывать сообщение одним «ключом», но так, что для его расшифровки требуется другой. Провал разведчика ведь в чём состоит? Если его поймали с «ключом», то его сообщения могут расшифровать.
А здесь вы зашифровываете чем-то таким, чем нельзя расшифровать. Ещё через десять лет придумали, как использовать эту технологию асимметричного шифрования для того, чтобы подтверждать источник сообщения. То есть была создана электронная подпись. Проще говоря, вы имеете закрытый «ключ», а открытый раздаёте всем подряд.
Когда вы какое-то сообщение зашифровываете своим закрытым ключом, любой человек, используя открытый ключ, может убедиться, что оно зашифровано именно соответствующим ему закрытым ключом. Это и есть реализация вашей подписи. Ещё через какое-то время технология электронной подписи была развита в так называемую слепую подпись. Когда вы можете провести над сообщением такое преобразование, что будет понятно, что этот документ подписал кто-то из данного списка людей, но кто именно — неизвестно.
И ещё через какое-то время был придуман математический алгоритм, который при соблюдении некоторых условий позволяет организовывать тайное голосование — очень похожее на то, которое происходит у нас на обычных выборах. У обычного голосования есть определённые требования: должна быть прозрачная урна, она запечатана, со списками избирателей и бюллетенями работает только комиссия и так далее. То есть гарантии того, что в выборы не будет вмешательства. Для математического алгоритма были придуманы такие же вещи.
И их обязательно надо соблюдать, для того чтобы выборы оставались честными и тайными. Одним из требований такого математического алгоритма, называемого «протокол двух агентств», который реализует электронное голосование, является то, что одни люди должны проверять, что вы находитесь в списке избирателей, выдавать электронный аналог бюллетеня, а другие — считать голоса. И они не должны общаться между собой. Именно это даёт гарантию соблюдения тайны вашего голоса.
Но проблема в том, что в системах электронного голосования, которые у нас применяют, этот «протокол двух агентств» не был реализован полностью - от него были реализованы только криптографические функции, но не организационные. У нас и «выдачей бюллетеней», и подсчётом голосов занималось одно и то же агентство. Департамент информационных технологий в случае с Москвой и «Ростелеком» в случае с федеральной системой. В 2019 году из рассказа представителей ДИТ Москвы о том, как у них всё будет безопасно, мы поняли, что они собираются реализовывать именно «протокол двух агентств», а данные о выданных «бюллетенях» и голосах сохранять в блокчейне.
Но возник вопрос: вы же одно агентство, вы легко сможете посмотреть, кто как проголосует, а ещё сравнить с порталом Mos. Тогда они сказали, что подсчёт голосов отдадут городской избирательной комиссии. Но этого не произошло, они и не собирались этого делать. Получается, что эксперты были нужны Венедиктову и Общественной палате для того, чтобы потом сказать: «смотрите, они ничего не нашли».
Но во многих случаях оказывалось, что мы и не можем ничего найти, потому что нам негде искать. Условно говоря, нам надо проверить, что находится вон за той дверью, а дверь закрыта. И так было все последующие два года. Представитель мэрии Артём Костырко нам говорил: да-да, мы откроем её на следующей неделе, ничего не мешает.
Но в то же время люди с ограниченными двигательными функциями подобные системы использовать не в состоянии. Криптографическая защита Системы электронного голосования позволяют избирателям подтвердить свои голоса с помощью математических вычислений. Такие системы снижают вероятность записи некорректного голоса. Одним из способов является использование цифровой подписи. При этом можно гарантировать надёжность и точность проведения голосования, но нельзя гарантировать анонимность, а также появляется возможность запугивания или подкупа избирателя. Некоторые криптографические решения позволяют избирателю самому подтверждать правильность выбора, не прибегая к услугам третьей стороны.
Каждый голос может быть помечен случайным образом сгенерированным идентификатором сессии, что позволяет избирателю проверить, что его голос был правильно учтён, с помощью общедоступной системы наблюдения за голосованием. Намерения избирателей Системы электронного голосования могут обеспечивать обратную связь с избирателем для выявления таких проблем, как недостаточное или превышенное количество голосов, которые могут привести к порче бюллетеня. Немедленная обратная связь может быть полезной для уточнения намерений избирателя. Аудит Основная проблема с любым устройством для голосования — убедиться в том, что голоса правильно учтены и записаны. Она часто решается с помощью независимой системы аудита , также называемой «независимым подтверждением». Такие системы включают в себя возможность проверки избирателями, как их голоса были подсчитаны.
Для убеждения избирателей в правильности подсчёта голосов, предотвращения сбоев или мошенничества и проведения аудита, существует множество технологий. Некоторые системы используют криптографию , бумажное подтверждение, аудиоконтроль , а также технологию двойной записи на электронный носитель и бумагу. Профессор Ребекка Меркьюри, создатель концепции VVPAT аудит по заверенным избирателями бумажным бюллетеням , обосновывает эффективность распечатывания бумажного бюллетеня с целью дальнейшего его подтверждения избирателем перед окончательным учётом впоследствии этот метод стали называть «Метод Меркьюри». Чтобы быть окончательно подтверждённым, голос должен быть подтверждён избирателем без использования визуальных или аудиосредств. Если избиратель вынужден использовать, например, сканер штрих-кода для того, чтобы подтвердить свой выбор, то такой голос не может считаться действительно подтверждённым, так как по сути подтверждает не сам избиратель, а электронное устройство. Системы голосования со сквозным аудитом выдают избирателям подписанные квитанции, которые можно забрать домой.
Такие квитанции не позволяют узнать, как именно проголосовал избиратель, но позволяют проверить, что голос был учтён, узнать общее количество голосов и результаты голосования. Системы, позволяющие посторонним узнать, как именно проголосовал избиратель, никогда не использовались на государственных выборах, и были объявлены незаконными. Основная причина этого решения — возможность запугивать избирателей и покупать их голоса. Также системы аудита могут использоваться для обнаружения неполадок оборудования и случаев мошенничества.
При ДЭГ можно голосовать откуда угодно, не приходя на избирательный участок. Не нужны и бумажные бюллетени. Для того, чтобы проголосовать дистанционно-онлайн - нужно лишь мобильное устройство с подключением к интернету.
Как будет проходить дистанционное голосование?
Безопасность и анонимность электронных голосов и при голосовании онлайн, и при голосовании на участке с помощью электронного терминала обеспечивают прокси-сервер анонимайзер, технология блокчейн и ключи шифрования. Согласно закону «Об основных гарантиях избирательных прав» дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — это голосование без применения бумажного бюллетеня, с помощью специального программного обеспечения. В той или иной форме электронное голосование на выборах используют уже 20% государств – членов ООН. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — онлайн-голосование без посещения избирательного участка. То есть электронное голосование организует структура, подчинённая одному из кандидатов на выборах!
Что такое ДЭГ и как оно работает?
добавили в ЦИК. ДЭГ (дистанционное электронное голосование) – это возможность проголосовать без посещения избирательного участка, т.е. онлайн, с личного устройства, подключенного к Интернету. Прошедшая избирательная кампания показала, что дистанционное электронное голосование (ДЭГ), как правило, дает преимущество «Единой России» (ЕР) по спискам, но играет против ее кандидатов персонально.