Новости блокада ленинграда эвакуация

Эвакуация населения из блокадного Ленинграда, начавшаяся 29 июня 1941 года и продолжившаяся до 1 апреля 1943 года, проходила в три этапа. Во время блокады Ленинграда, которая продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года, население города проявило невероятную смелость и выдержку.

Предпосылки блокады

  • Проблемы эвакуации жителей
  • К мирной жизни
  • Сплоченные войной - Архивы Санкт-Петербурга
  • В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее · Город 812

«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда

Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой.

Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально. Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек.

И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали.

Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано?

Через Дорогу жизни его вывезли из блокадного города. Видео Ruptly. Ранее Минобороны России к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады опубликовало рассекреченные документы. Среди них — описания боевых действий, карты с планом советского командования, фотоотчёт работы артиллерии Балтийского флота, наградные листы защитников города.

Память о подвиге железнодорожников На Финляндском вокзале Петербурга состоялась театрализованная реконструкция прибытия в город первого после прорыва блокады Ленинграда поезда. Участники реконструкции - сотрудники Октябрьской железной дороги и актеры, исполнившие роли ленинградцев - воссоздал...

Праздник на вокзалах Москвы Накануне Нового года столичные вокзалы и станции преобразились, украшенные атрибутикой и символами предстоящего праздника. На вокзальных площадях, в залах ожидания, в вестибюлях станций Московского центрального кольца МЦК и Московских центральных диаметров МЦД расцвели игрушками и шарами пушистые ели, припарковались запряжённые оленями сани и стилизованные новогодние паровозики, стеклянные фас...

Твои дети, Ленинград

Немецкие войска окружили Ленинград 8 сентября 1941 года. На тот момент в городе находились более 2,5 миллиона жителей, в числе которых 400 тысяч детей. Блокада длилась 872 дня, до 27 января 1944 года. По разным оценкам, за это время погибли от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Мужество и стойкость ленинградцев стали символом непобедимости советского народа. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны города посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимовского кладбищ. Вокруг города, вдоль бывшей линии фронта, растянулся «Зеленый пояс Славы». В 2020 году Главархив Москвы реализовал несколько важных проектов.

В преддверии 9 Мая совместно с центрами госуслуг «Мои документы» был открыт виртуальный музей «Москва — с заботой об истории».

Коммуналки были едва ли не символом Ленинграда, города, который в одночасье стал местом притяжения огромного количества людей. Элегантность творческого Петербурга уживалась с веяниями социалистической революции. До сих пор существует масса коммуналок, созданных в элегантных домах и огромных квартирах дворянства, у которых коммунисты отняли жилье и приспособили его для нужд рабочего класса. Такое сочетание несочетаемого, когда в здании классической архитектуры с огромными потолками и изящными окнами ютились десятки чужих друг другу людей, стало привычным.

В людях жила надежда и это было главнее всего. Потому ситуация, возникшая в городе после снятия блокады, с жильем, когда семьи жили в коммуналках, никого особо не удивила, скорее это было в духе времени и особенно города. Ведь сразу после свержения царя в Петербурге остро встал жилищный вопрос, селяне стремились в города, туда ехала молодежь для новых перспектив и строительства социализма. К тому же, после всеобщей коллективизации, в деревнях уровень жизни заметно снизился. Переименование города в Ленинград лишь усилило его привлекательность в глазах внутренних мигрантов, которые видели в нем очаг социалистической революции и строить социализм ехали именно туда.

Некогда большие квартиры дворян становились коммуналками, чаще всего в одной комнате проживала одна семья, а общее количество комнат в квартире было от трех до десяти. Общесоветская проблема Коммуналки стали символом Ленинграда еще в 30-е. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Потому можно утверждать, что существенно положение дел не изменилось. Скорее это была путаница в имущественных вопросах, которую удавалось относительно безболезненно решить.

К тому же, в послереволюционное время острая нехватка жилья была практически во всех городах. Сразу после революции население хлынуло в города. Так, за десять с небольшим лет, начиная с 1926 года в города уехало 18,5 млн жителей сел и деревень. В ту пору и был введен термин «самоуплотнение», говоря проще жилье было менее комфортным, зато для всех. Впрочем, большими и просторными квартирами могли «наградить» особенно старательных коммунистов.

В том же Ленинграде, после 1935 года освободилось много добротных квартир, чьи прежние хозяева были репрессированы, практически вся их жилплощадь была роздана сотрудникам НКВД. Этот диссонанс встречается до сих пор. Вполне вероятно, что в стране Советов планировали решать этот вопрос, но война изменила планы. Жизнь страны в буквальном смысле разделилась на до и после, изменились миграционные потоки, сократилось количество населения - люди погибли на войне. Но предприятия нуждались в рабочих руках, потому города снова заселялись настолько плотно, насколько это было возможным.

Безусловно, городское население пополнялось за счет сельского, ведь для правительства промышленность была куда важнее сельского хозяйства. Сильнее всего это было заметно в Ленинграде, после окончания блокады город испытывал голод в специалистах и кадрах, которых решили набрать со всей страны: 30 тысяч производственников и 18 тысяч сельской молодежи приехали поднимать промышленность Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда. Приехавшие специалисты селились в пустующие дома а куда еще? Все они обнаруживали, что лучшие квартиры уже заняты приезжими рабочими, которые, конечно же, воспользовавшись случаем, подобрали для себя лучшие варианты.

Те, кто вернулся с эвакуации и не обнаружил своего дома, вставали в очередь на получение жилья, таких семей было тысячи. Однако ленинградцы усиленно строили новые и восстанавливали разрушенные дома. Это давало свои плоды. Если к концу войны в городе было 1,2 млн населения, то к 1959 году вернулось к довоенным 2,9 млн. Понравилась статья?

Тогда поддержи нас, жми:.

Приём эвакуированных ленинградцев в Челябинской области Наступление немецко-фашистских войск на Северо-Западном направлении имело целью захват и уничтожение второго по значению центра страны — Ленинграда. Важным элементом сохранения демографического, культурного, научного и производственного потенциала блокадного Ленинграда послужил процесс эвакуации населения из осаждённого врагом города в восточные районы страны, в том числе в Челябинскую область. За ноябрь 1941 — апрель 1942 года из Ленинграда было эвакуировано 550 тыс. Только за одну неделю с 30 октября по 6 ноября в Челябинскую область прибыло 71 тыс. По данным М.

Потемкиной по состоянию на 1 декабря 1942 года на территории Челябинской области находилось 48,8 тыс. Ленинградцы выезжали самостоятельно, а также вместе с предприятиями и организациями. Сведения о предприятиях, эвакуированных в Челябинскую область в военные годы, опубликованы в подготовленном архивистами сборнике документов «Путь к Победе» [4]. Челябинская область также приняла 6 вузов и коллективы других ленинградских учреждений [6]. Например, во дворце культуры г. Копейска был размещён Ленинградский театр комедии [7].

Учёт эвакуированных в Челябинскую область граждан был организован уже летом 1941 года [8]. Посемейные списки эвакуированных, составленные в военные годы, содержат данные о ФИО, дату рождения, национальность, профессию, место работы, адрес проживания на новом месте. Долгое время для исполнения биографических и социально-правовых запросов об эвакуированных в Челябинскую область гражданах требовался полистный просмотр большого количества архивных дел, что не способствовало сохранности документов. Часть списков составлялась в рукописном варианте. База данных эвакуированных граждан». На данный момент она составляет 342711 биографических записей, что даёт новые возможности статистической обработки и изучения состава эвакуированных граждан, их национальной, образовательной, профессиональной характеристики [9].

Спасаясь от войны, ленинградцы приезжали в истощённом состоянии, они не могли вывезти достаточного количества вещей, уже с первых часов по прибытии нуждались в обеспечении жильём, топливом, продуктами питания. В условиях дефицита жилых площадей и действующей карточной системы решение задачи приема большого количества эвакуированных потребовало от руководства Челябинской области принятия чрезвычайных мер. Уже 30 августа 1941 года облисполком принял план размещения 183,6 тысяч человек. Из них 115,7 тысяч ожидали из Ленинградской области [10]. В октябре 1941 года Челябинский обком ВКП б принял особое решение о ремонте здания и предоставления топлива на зиму для дома, в котором разместились «семьи руководящих работников Москвы и Ленинграда» [12]. Тогда же была принята большая программа пошива обуви и одежды для эвакуированного населения.

Самолеты противника выслеживали не только эшелоны, но и убивали пытавшихся спрятаться в лесу. Из дневника А. Мироновой: «2 августа. Как страшно за детей! Их 4000 человек. Мы можем ехать только ночью. Вишеру, Окуловку. Днем дети сидят в лесу, уводим из состава. Старшие понимают опасность. Проскочили ряд станций.

У Вишеры появились стервятники, звери фашистские, несколько бомб было брошено в лес, из пулемета расстреляли наш состав — 20 вагонов. Дети были в составе, звери ошиблись. Мы в лесу на этот раз не были... Детей мы засыпали узлами, не было среди детей раненых, но пострадали 4 человека взрослых. На наш состав было несколько налетов… Дети не плакали, они стали взрослыми за эти три дня... Девочки были сосредоточены, испуганы. Мальчики держались с достоинством — мужчины, засыпали со мною детей узлами, бельем. Мы в Ленинград привезли уже других детей... В «Блокадной книге» приводится рассказ А. Арсеньевой, которая вернула пятилетнюю дочь в Ленинград через горящую станцию Мга: «Мы очень долго ехали видимо, из Ленинграда.

Когда начался обстрел вдоль вагонов, сразу были раненые и убитые.

Блокада Ленинграда

  • Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда
  • Всё ли сделал Смольный для того, чтобы оградить ленинградских детей от ужасов блокады?
  • Федеральный проект истории обороны и блокады Ленинграда
  • Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады
  • Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады

«Выживу ли я в этом аду?»: как начиналась блокада Ленинграда

Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. Кандидат исторических наук Ирина Карпенко много лет исследует историю блокады Ленинграда и ту её часть, которая касалась возвращения горожан домой из эвакуации. Эвакуация — одна из самых памятных и болезненных страниц истории блокадного Ленинграда. До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. В течение 2020-2021гг продолжалась масштабная работа с региональными архивными учреждениями по поиску и сбору информации об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда, которых в годы войны судьба разбросала по всему Советскому Союзу.

Прорыв блокады Ленинграда

  • Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
  • 1. Кризис в жилищном секторе
  • Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения
  • Как люди выживали во время блокады Ленинграда
  • Решение одного человека

Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР

В этот день начался один из самых трагических этапов Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. Переживший блокаду Ленинграда Юрий Георгиевич Смолич поделился воспоминаниями о тех событиях. Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Более 8 тысяч жителей блокадного Ленинграда эвакуировали в Башкирскую АССР с 1942 по 1944 годы.

Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде

Точное число жителей блокадного Ленинграда, погибших от голода, холода, артобстрелов и бомбардировок фашистской авиации, неизвестно. Более 8 тысяч жителей блокадного Ленинграда эвакуировали в Башкирскую АССР с 1942 по 1944 годы. Главное меню» Методические материалы» Факты о блокаде Ленинграда: эвакуация населения. Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды. Ко дню снятия блокады Ленинграда мы поговорили с историком о блокадной любви, кошках и о том, почему важны дневники. Жители блокадного Ленинграда покидают разрушенные дома.

Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады

Привилегированные В работе «Неизвестная блокада» исследователь Николай Ломагин полагает, что власти, проводя эвакуацию, в первую очередь они занимались переброской в безопасные регионы сотрудников важных для обороноспособности страны предприятий и учреждений. Историк Даниил Коцюбинский утверждает, что первоочередной задачей, стоявшей перед руководством СССР и Ленинграда, был вывоз из окружённого города базировавшихся в нём военных частей со всем их личным составом. Не желая допустить попадания в плен около 500 тысяч матросов Балтийского флота и солдат Ленинградского фронта, власти в первую очередь организовали их переправу в ущерб интересам мирных граждан. Не принимая в расчёт вывоз детей, Н. Ломагин заостряет внимание на том, что среди эвакуированных было много ленинградцев, которые, по мнению работников НКВД, входили в круг «политически неблагонадёжных лиц». Предполагая, что они при первой возможности могут перейти на сторону гитлеровских войск и начать среди горожан антикоммунистическую агитацию, власти удалили их из города. В этой же книге отмечается, что некоторые ленинградцы не покидали осаждённую родину из чувства патриотизма, другие из-за страха утратить нажитое имущество, иные не верили в безопасную жизнь в эвакуации, а четвертые просто не имели на то желания: «Для меня выехать из дома, из города куда-то в пространство и в обезумевшей и приведенной в отчаяние массе людей — будет смертью, гибелью...

Я предпочитаю умереть у себя от бомбы, от голода, но у себя и не страдать...

За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка. Осталась одна Таня». Таня Савичева, ленинградская школьница. Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы.

Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах.

В марте 1942-го двое его братьев вместе с матерью покинули Ленинград, а сам он, не дождавшись эвакуации, ушел с группой комсомольцев в феврале 1942-го по Дороге жизни и погиб. По мере изменений, происходивших на фронте, настроения ленинградцев только ухудшались. Масла в огонь подливала еще и немецкая пропаганда: с неба постоянно сбрасывались листовки, в которых содержались слухи о непобедимости гитлеровской армии и скором поражении СССР. Но несмотря на все тяготы, горожане в большинстве своем не допускали даже мысль о том, что Ленинград может быть сдан врагу. Невероятное мужество и волю проявляли все горожане, от мала до велика. Даже дети, многие из которых наравне со взрослыми трудились на заводах и получали мизерный паек, демонстрировали завидную стойкость. В этом был феномен блокадного Ленинграда: из-за нескончаемого голода, бомбежек и пронизывающих до костей зимних морозов жизнь здесь текла невыносимо медленно, как будто время вовсе замерло.

И вместе с этим дети здесь взрослели слишком быстро. Например, обрубают человеку руки и ноги и этот еще живой обрубок бросают в огонь. Нет, они заплатят сполна. За погибших от бомб и снарядов ленинградцев, москвичей, киевлян и многих других, за замученных, изуродованных, раненых бойцов Красной Армии, за расстрелянных, растерзанных, заколотых, повешенных, погребенных живыми, сожженных, раздавленных женщин и детей они заплатят сполна. За изнасилованных девушек и маленьких еще девочек, за повешенного мальчика Сашу, который не побоялся и надел красный галстук, за изрешеченных разрывными пулями маленьких ребятишек и женщин с младенцами на руках, за которыми эти дикари, сидящие за штурвалом самолетов, охотились ради развлечения, — за все, за все это они заплатят! Блокадный дневник Лены Мухиной стал одним из самых известных свидетельств ужасов блокады наряду с дневником другой ленинградской школьницы — Тани Савичевой. В отличие от последней, Лене повезло: она выжила.

В начале июня 1942 года в состоянии сильного истощения девушка была эвакуирована в город Горький. Там она поступила в фабрично-заводское училище, отучилась на мукомола, а после Победы вернулась в Ленинград, где поступила в художественно-промышленное училище и стала мастером мозаичных работ. Многие пытались покинуть Ленинград еще до начала блокады. Так, решение о вывозе детей из города в Ленинградскую и Ярославскую области было принято еще 29 июня, предполагалось эвакуировать 390 тысяч детей. Была создана специальная городская комиссия, которая занималась вопросами эвакуации, а также проводила разъяснительную работу среди жителей, так как в то время многие еще отказывались покидать свои дома. В июле началась эвакуация промышленных предприятий вместе с сотрудниками и их семьями. По плану, каждый день из города должно было вывозиться 30 тысяч человек.

Эвакуация происходила в три этапа: первая волна длилась с 29 июня по 27 августа 1941 года, вторая — с сентября 1941 по апрель 1942 года и третья — с мая по октябрь 1942 года. В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек. Путь через замерзшую Ладогу был трудным и опасным: грузовики, нагруженные людьми, рисковали в любую секунду уйти под лед или попасть под вражеский обстрел. Это было днем. К ночи нас повезли по лесной узкоколейке, потом посадили на машины и везли по Ладоге. Ехать было страшно, нас обстреливали. Мой брат Женя нам говорит: «Мама, Тося и Коля, закрывайте глаза, чтобы не так было страшно тонуть».

Воды на льду было много, машинам ехать трудно, но мы, слава Богу, до берега доехали, после нас еще несколько машин доползли, а потом раздался страшный крик.

Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет.

Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года. Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город. На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых. Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение.

Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города. Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду.

Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки. Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было. Но ведь блокаду можно было снять раньше? Сталин 12 декабря 1941 года одобрил план Шапошникова по удару под Ленинградом. В нем ключевую роль должен был сыграть Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее отрезанного города.

Ему поставили задачу ударить навстречу Ленинградскому фронту и тем самым снять блокаду.

В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее

В целом эвакуировано из Ленинграда было до 1 миллиона человек, из них те, которые прошли через Ярославский край – до 600 тысяч, и 300 тысяч остались у нас. Эвакуация жителей города на протяжении всей блокады придавалось огромное значение, хотя она была плохо организована и носила хаотический характер. Именно поэтому в день снятия блокады Ленинграда мы открываем новый раздел в виртуальном музее “Москва — с заботой об истории”. Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. Во время блокады Ленинграда, которая продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года, население города проявило невероятную смелость и выдержку.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий