История | Смотреть выполненную таблицу Название Причины, основные события Результаты 1. Астраханское восстание (1705-1706 гг.) Высокие нал. Подобным бунтом стало Астраханское восстание, причинами неудачи которого можно считать: отсутствие четкой организации; не было поддержки всего народа, многие казаки не перешли на сторону восставших; превосходство по численности и вооружению царских войск.
Этот день в истории: 1705 год — «Свадебный бунт» в Астрахани
Главная» Новости» Почему и астраханское восстание и булавинское выступление оказались неудачными. Хотя основной причиной астраханского восстания стало именно недовольство воеводой Ржевским. 3)Башкирское восстание:1705-1711г Причины и повод для выступления:прибытие в уфу царских чиновников для сбора налогов,призыва на воинскую службу,введение новых налогов,налог на серые и карие глаза,оскорбление их национальных и религиозных чувств. Исследователи истории утверждают, что главной причиной Астраханского восстания стал произвол местной власти в лице Тимофея Ржевского. Случившееся в 1705 – 1706 годах Астраханское восстание произошло по ряду причин, в основном из-за алчного и некомпетентного местного воеводы.
Астраханское восстание 1705-1706 годов (таблица)
Сравнить 3 восстания: "Астраханское восстание","Восстание К, А, Булавина", "Башкирское восстание", (причины и повод для выступления, состав участников, основные события, причины поражения). Одним из поводов к бунту стал совсем уж фантастический слух, что запрещено будет играть свадьбы семь лет, а дочерей и сестер насильно выдадут за немцев. Далее более подробно рассмотрим основные причины возникновения Астраханского восстания 1705-1706 гг. Причины Астраханского восстания. Описание причин Астраханского восстания, хода разворачивающихся событий и дальнейшего подавления правительственными войсками. 1.1 Причины восстания. Причины и повод для выступления:прибытие в уфу царских чиновников для сбора налогов,призыва на воинскую службу,введение новых налогов,налог на серые и карие глаза,оскорбление их национальных и религиозных чувств.
1705-1706. стрелецкое восстание в астрахани
Активное участие в астраханских событиях приняли два Московских стрелецких полка — пеший и конный, до этого переведенные в Астрахань. Жители стрелецких слобод по преимуществу были русскими. На стрелецкую службу допускались также представители других национальностей, проживавших в крае, а также иностранцы-европейцы. В конце июля 1705 г. Начался общий ажиотаж, и «вследствие этого 29 июля было повенчано в Астрахани сто пар». По мнению сторонников этой версии, именно в этот день началось восстание, поддержанное вооруженными стрельцами. Таким образом, «стрелецкая» и «свадебная» точки зрения на начало восстания не противоречат одна другой, а способны органично дополнить друг друга. После скорого суда и казни прямо на «круге» воеводы Т. Ржевского и других астраханских «начальных людей» восставшие первым делом распространили свое движение почти на всю территорию воеводства и пытались еще более расширить. С этой целью были направлены их представители и документы-прокламации к гурьевским, уральским, донским и гребенским казакам.
Сразу поддержали восстание лишь соседние гурьевские казаки, а гребенские сохраняли нейтралитет. На Дону же, обратившись не к бедной части казачества, а к «домовитым», то есть казачьей верхушке, восставшие астраханцы потерпели серьезную неудачу. Восставшие предприняли попытку взять Царицын, что дало бы им выход к землям донского казачества, где в основном проживала «голытба». Однако под Царицыном первое «походное войско» Ивана Дорофеича Дериглаза в последние дни августа 1705 г. Командир второго «походного войска» Алексей Прокопьевич Хохлач после неудачных переговоров с донцами о союзе и совместных действиях 24 октября 1705 г. Занятый событиями Северной войны, царь Петр далеко не сразу отреагировал на происходящее в Астраханском крае. Лишь 11 октября 1705 г. Грамота обсуждалась в Астрахани очень долго, и лишь в середине февраля 1706 г. Царская грамота придала определенную уверенность противникам восстания.
Как раз в это время усилилось давление кумыкских феодалов-шамхалов против восставших на Терки. Ощутив поддержку, здешний воевода во второй половине ноября 1705 г. Так пал Терской городок. Участь Астраханского восстания была, практически, предрешена.
Впрочем, есть оговорочка — «немцами» в те времена называли всех западноевропейцев - и французов, и англичан, и голландцев. Нелепый слух упал на подготовленную почву. Напряжение в городе росло. И причин его — несколько.
Одна из них — коррупция на местах. Так, местный воевода Тимофей Ржевский обложил астраханцев налогами на погреба, бани, мосты и бороды, лишил стрельцов хлебного жалованья. Также местное население а Астрахань была одним из центров старообрядчества отчасти негативно воспринимало все нововведения Петра Первого — в частности о брадобритии, ношении европейской одежды. Как писали горожане в челобитной царю, «у мужска и женска полу платье обрезали не по подобью и обнажали перед народом... Степан популярно разъяснил астраханцам, почему им так плохо живётся, - пишет Олег Логинов в журнале «Загадки истории». Астраханцы тут же развили и дополнили эти слухи, передавая из уст в уста, что пока в Москве неразбериха, воевода Ржевский и другие астраханские высокопоставленные чиновники веру христианскую покинули, начали бороды брить и в немецком платье ходить». Слух этот был далеко не первым такого рода, отмечает Day. Az со ссылкой на журнал «Эхо планеты».
Поговаривали, что Петр решил разделить страну на части и отдать их в управление инородцам. Что он мало того, что перенес празднование Нового года с сентября на январь, как в Европе, задумал совсем перекроить календарь, разделив год на 24 месяца. И даже больше.
Атаманом был избран московский посадский человек В. Авдеев, который вел в Терках торговые дела, имел там двор и лавку. Сначала он отказывался, но затем уступил при условии, чтобы «к нему в товарыщи дали ему выбрать добрых людей, ково он знает, для того что де ему одному меж ими суда не управить».
Кроме того, он заявил, что «есть ли де они, терчаня, меж себя друг друга станут побивать и воеводу и начальных людей побьют и домы их и животы станут грабить, и он де, Василий, начальным их не будет, хотя де они, терчаня, ему голову отрубят». В состав терской старшины было избрано 25 человек. На следующий день старшины привели все население к присяге, причем русские «целовали святое евангелие и животворящий крест», а мусульмане «куран целовали». Текст присяги включал обязательство «с астраханцы стоять за веру заодно», а также «на Терке досмерти никого не побивать и меж себя никакого дурна не чинить, и на воеводу, и ни на кого зла не мыслить». Затем астраханцы отправились в Гребени. Там они, по рассказам, объявили, что «государя на Москве в живе нет, а Москвою и боярами и князьями овладели немцы, осталось всего бояр три человека и те в бегах… говорили».
Однако известие о восстании сочувственно встретила только часть казаков, а поехать в Астрахань «на помочь» выразили желание всего 18 «бездомовных и гулящих людей». В Терках после проведения присяги волнения в городе не улеглись. Умеренная политика Авдеева многих не удовлетворяла. Особенно недовольны были «московские» стрельцы, которые жестоко страдали от произвола подполковника Некрасова и требовали справедливого возмездия. Стрелец В. Артамонов и старшина В.
Патрушев официально обратились к кругу от имени своего полка и «во весь круг били челом их же полку на подполковника, на Илью Некрасова, что он, Илья, будучи у них в полку отцов их и братьев безвинно побил до смерти, и чтоб они старшины его, Илью, в том во всем велели распросить». После этого «тот атаман и старшины, и всеми полками стрельцы по того Илью к приказу приходили и водили ево, Илью, в застенок и роспрашивали, и пытали». Закончив допросы, круг вынес Некрасову смертный приговор. Его вывели на площадь и там при огромном стечении народа обезглавили. Казнь Некрасова чрезвычайно испугала В. Авдеева и воеводу.
Молостев запасся порохом, оружием, свинцом и с верными ему людьми заперся в своих хоромах, превратив их в крепость, способную выдержать осаду. Авдеев, человек хитрый и изворотливый, решил проявить осторожность и выждать, а пока принялся устанавливать тесные связи с астраханской старшиной, чтобы получить от нее хлеб на жалование служилым людям. Он надеялся, что, обеспечив город хлебом, уменьшит недовольство местного гарнизона и ослабит зависимость Терок от Астрахани. Делегация на Дон выехала из Астрахани вслед за отрядом, посланным в Черный Яр. В пути они встретили двух отставных царицынских стрельцов, которые сообщили им, что в Царицын явился гонец от сына хана Аюки. После прибытия гонца воевода А.
Турчанинов, «собрав всех грацких жителей, сказывал им, чтоб немецкого платья не носить и бород и усов не брить», заявил, что в Астрахани «учинилась заваруха, а за что, того де он не знает» и приказал поставить «на Волге реке по обе стороны» и в степи заставы. Посоветовавшись, астраханцы не рискнули идти в город, а повернули обратно в Черный Яр, захватив с собой царицынских стрельцов «для подлинной ведомости». В Черном Яру они оставались пока не прибыл туда астраханский отряд, сформированный для похода вверх по Волге. К этому времени данные царицынских стрельцов пополнились сведениями, что бежавших из Астрахани полковника Д. Галачалова и управителя селитренного завода Г. Мансурова, нашедших убежище у калмыков, переправили в Саратов, откуда они отправились в Москву.
Сомнений в том, что царская администрация ближайших волжских городов знает о событиях в Астрахани, не оставалось. В таких условиях поддержка донских казаков казалась восставшим особенно необходимой. Отряд решили отправить степью, минуя Царицын. За 2 дня прибытия астраханского отряда в Черкасск, туда явился гонец из Паншина, который привез донскому атаману Л. Максимову отписку от А. Турчанинова, где он, сообщая о восстании в Астрахани, просил помощи.
Обсудив это известие, донская старшина приняла решение сохранить верность правительству. Когда астраханские посланцы прибыли в Черкасск, донские старшины хотели отобрать у астраханцев прокламацию, но они воспротивились и потребовали сбора круга. Старшины согласились, собрали круг и послание прочитали, но казаки, выслушав, «единогласно закричали, чтоб тех воров взять». Посланцев мятежной Астрахани обезоружили и заковали в кандалы. Их отправили из Черкасска 30 августа и привезли в Москву 16 сентября. Из Посольского приказа их перевели в Преображенский приказ, где началось предварительное следствие по «Астраханскому делу».
В начале августа из Астрахани выехали делегации к хану Аюке и к яицким казакам. Удар восставшим неожиданно нанесли их собственные представители. Дмитриев и С. Татаринов через полковников Кореитовых заявили хану, что на Яик ехать не хотят, а поедут в Москву с доносом и попросили проводников. В челобитной о предоставлении подвод, чтобы «к Москве ехать с поспешением», они написали: «Державнейший царь, государь милостивейший! В нынешнем государь 705 году в июле месяце, в последних числех, в Астрахани учинилось от воровских людей бунтовое время и мы, нижайшие твои рабы, из Астрахани, о том бунтовом времени ушли для извету к тебе, великому государю…».
В Москве предатели явились в приказ Казанского Дворца и отдали письмо, адресованное яицким казакам, Б. В августе-декабре 1705 г. Принимая деятельное участие в заседаниях круга, широкие слои городского населения, добивались проведения самых разнообразных мер организационного и социального плана, в которых ярко отразилась общая направленность восстания. Документы астраханской старшинской канцелярии позволяют установить, что на территории, охваченной восстанием, сложился своеобразный союз городов. Условия, на которых он возник, ясно сформулировали посланцы Терок на круге, собранном по случаю их приезда в Астрахань 3 октября 1705 г. В нем, передавая слова терчан, подьячий А.
Олферов записал, что они согласны присоединиться к восстанию и быть с астраханцами «во всякой думе вопче», а «буде вам какая нужда починитца и нам людей вам на помочь давать, а буде нам на Терке понадобитца также какая нужда, и вам пожаловать, людей на помочь нам из Астрахани присылать на выручку, будет нашей мочи не будет». Как видно из текста, обязательства были равными и взаимными. Равенство городов проявилось и в том, что их жители составили самостоятельные «Астраханское», «Красноярское», «Черноярское» и «Терское» войска, каждое со своим кругом и выборными старшинами, то есть организовали самоуправляющиеся общины. Верховным и полновластным органом каждой общины стал круг, обсуждавший и решавший важнейшие вопросы внешнего и внутреннего порядка. Отменить принятое решение мог только сам круг. Он был также высшей судебной инстанцией.
Старшина являлся исполнительным органом и должен был обеспечивать выполнение решений круга, осуществлять административно-финансовые функции и организовывать оборону города и его округи. Один из старшин считался главным и носил звание атамана. Полномочия старшин были весьма широкими. Но о всех своих действиях они обязаны были информировать круг, который утверждал или отклонял их решения. В случае недовольства деятельностью старшин круг мог отставить любого из них и выбрать на его место нового. Городские старшины считались между собой равными.
При рассмотрении местных дел городские общины пользовались полной свободой. Астраханская старшина, дорожа их поддержкой, вела себя весьма корректно и осторожно, без просьбы во внутренние дела общин не вмешивалась, а приказы городам формулировала как просьбы. В то же время городские общины признавали главенствующую роль Астрахани и ее старшин. Это объяснялось и тем, что Астрахань начала и возглавила восстание против ненавистного режима гнета и насилия, и ее положением столицы края. Немалое значение имело также и то, что Астрахань всегда снабжала города своей округи всем необходимым для жизни и военной помощью. Поэтому за астраханской старшиной признавалось право распоряжения делами, касавшимися края в целом.
Она командовала соединенными войсками восставших, ведала снабжением городов деньгами, хлебом и боеприпасами. К ней обращались по поводу отмены царских указов, поскольку местные старшины не всегда на это решались. Принцип выборности последовательно распространялся во время восстания и вглубь. Вследствие этого во главе всех сохраненных восставшими сословно-корпоративных групп также оказались выборные лица. Там, где выборная администрация существовала и раньше, она была сохранена. Наиболее значительные организационные перемены восставшие произвели в войске: сохранив в неприкосновенности его старую структуру и число полков, но, введя выборность офицеров, они коренным образом изменили сам принцип управления полками.
Все командные должности в полках стали замещать теперь не путем назначения сверху, а по выбору самих служилых людей, объединенных в полковые круги. Вся инициатива выдвижения и утверждения кандидатов была, таким образом, предоставлена рядовым стрельцам и солдатам. Избранные вместо полковников командиры получили название полковых старшин. В их функции входили не только организационно-хозяйственные дела и военное командование, но и разбор возникавших между служилыми людьми конфликтов. В помощь полковым старшинам избирались есаулы, пятисотники и сотники. Пятидесятники и десятники, если их не передвинули на более высокие посты, остались в основном прежние.
Новая полковая администрация подчинялась общегородской старшине, но одновременно была подотчетна и избиравшим ее полковым кругам, которые периодически собирались для обсуждения полковых дел и оказывали на жизнь полка активное воздействие. Перестройка системы управления полками имела огромный социальный смысл: в результате выборов все дворяне лишились командных должностей. Тем из них, кто хотел продолжать службу, предложили стать рядовыми. Таким образом, их прежние привилегии полностью ликвидировали. Интересно, что отдельные дворяне на это предложение соглашались. Принцип выборности управления не распространился только на национальные общины коренного нерусского населения Астрахани и Терок.
Это было связано с позицией местной национальной знати, которая высказалась за поддержку восстания. Причины ее поведения отчасти определялись недовольством местных феодалов хозяйничанием городских воевод и их окружения. Но главным образом ее действиями, несомненно, руководило сознание собственной слабости и страх за свою судьбу, вызванный размахом восстания. Совещание квалифицировало астраханские события как «опасный бунт» и приняло решение о формировании и отправке в «низовые города» войска. Воеводой был избран князь П. Хованский, занимавший ранее должность астраханского воеводы и хорошо знавший местные особенности и людей.
Петр I узнал о восстании 9 или 10 сентября и послал распоряжение фельдмаршалу Б. Шереметеву взять полки из действующей армии и двинуться на подавление восстания. Назначение Б. Шереметева — одного из лучших полководцев русской армии, показывает, что восстание вызвало у Петра серьезную тревогу. Царицынский воевода А. Турчанинов, который должен был первым принять удар восставших, не надеялся, что сможет быстро получить помощь из Москвы.
Это заставило его принять ряд оборонительных мер. Стремясь обеспечить спокойствие в городе, он, как приостановил действие указа о немецком платье и брадобритии, привел население к присяге, перестал пропускать вниз по Волге торговые суда и начал готовиться к осаде. Он попытался произвести разведку, послав сотника Р. Обманщикова с 20 стрельцами в Черный Яр. Когда отряд не вернулся, воевода понял, что Черный Яр в руках восставших. После этого Турчанинов отправил гонцов в донскую станицу Паншин, в Черкасск и Саратов.
Обратился Турчанинов и к хану Аюке. Хан Аюка сразу принял сторону правительства, с которым сравнительно недавно подписал выгодное соглашение и успешно сотрудничал. Считая необходимым удовлетворить просьбу Турчанинова о помощи, Аюка и его тайши не сомневались, что тем самым оказывают большую услугу правительству и могут надеяться на получение наград, льгот и пушек. Под Царицын решено было отправить несколько крупных отрядов. Прибытие первых отрядов калмыков сразу улучшило положение Турчанинова. Он расположил их по обеим берегам Волги и снабдил пушками, а 600 калмыков ввел в город.
Сочувствующие восстанию оказались в меньшинстве. В Черкасске войсковой атаман Л. Максимов, проведя после получения писем от Турчанинова присягу и арестовав астраханских посланцев, тоже начал готовить помощь Царицыну. В отписке от 30 августа в Москву и в сказке казака С. Кочета сообщалось, что в Черкасске решили сформировать 2 отряда. Всего «по смете» в походе должны были участвовать более 10000 человек.
В Саратове отписки Турчанинова вызвали большую тревогу. Город был совершенно не готов к сопротивлению и его воевода Ф. Змеев немедленно разослал «посыльщиков» в Петровск, Нижний Ломов и Пензу. Распространилась новость и по городам Среднего Поволжья. В последующие дни тревога продолжала нарастать. Страх воевод перед выступлением народа подстегивал их лучше, чем любые указы центра.
Наиболее четко выразил их отношение к восстанию воевода Нижнего Ломова: «А что они воры положили такую прелесть, будто им рубить немцев, и то они положили для знаку, а мысли их воровские не к тому, но такого же продчего их злу начальника и богоотступника Стеньки Разина». Решение о походе вверх по Волге астраханский круг принял в первый день восстания.
Управление городом По примеру донских казаков повстанцы 30 июля созвали всех жителей Астрахани на общую сходку - "круг" и выбрали совет старшин: стрельцов Ивана Шелудяка и Прохора Носова, и купца Якова Носова, на которых было возложено управление восставшим городом. Заправлял на круге старшина Иван Шелудяк. Круг распорядился отменить вновь веденные налоги.
Из денежной казны стрельцам и солдатам было роздано жалование. Был отменен указ о ношении иностранного платья и брадобрития. Имущество казненного воеводы и дворян было конфисковано. Успешнее, чем ранее, продолжалась торговая жизнь города. На круге публично принимались важнейшие решения, включая судебные, выбирали начальников войск.
Таким образом, в Астрахани во время восстания поддерживался порядок. Поражение восстания Восстание быстро ширилось. По решению круга туда были направлены отряды стрельцов. Но поднять на восстание другие города Поволжья и Дона не удалось. Попытка взять Царицын в августе 1705 года кончилась провалом.
А донские казаки ни только не поддержали астраханское восстание, но даже отправили в помощь правительственным войскам двухтысячный отряд. Военные неудачи вызвали раскол среди восставших.
Свадебный бунт в Астрахани: чего испугались девушки?
Сравнить 3 восстания: "Астраханское восстание","Восстание К, А, Булавина", "Башкирское восстание", (причины и повод для выступления, состав участников, основные события, причины поражения). Основными причинами поражения восстания являлись разобщенность действий восставших, недостаточная организованность и стихийный характер движения. АСТРАХАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1705-06 — восстание посадских, стрельцов, солдат и работных людей в Астрахани, вспыхнувшее 30 июля 1705 из-за непосильного налогового гнёта, произвола и насилия астраханского воеводы Ржевского и его приспешников. Поводом для восстания в Астрахани послужило насильственное брадобритие и введение одежды иностранного покроя. Городское восстание. причины. Насаждение западноевропейских обычаев.
9 августа 1705 начало восстания против "политики Петра I"
Соловьев, В. Ключевский, С. Платонов, А. Чернов, М. Рабинович и др. Другие исследователи В. Лебедев, Н. Голикова и др. Сформулирован также тезис и о том, что при разной степени влияния на умонастроения восставших слухи о царе и выпады в его адрес не подрывали авторитета царской власти.
Голикова, в частности, отмечает: «Астраханское восстание дает не менее яркий пример незрелости народных движений эпохи феодализма…Наиболее рельефно эта незрелость проявилась в области идеологии, которая оказала большое влияние на ход восстания. Отчетливо видя конкретные проявления гнета и произвола, борясь с ними, восставшие совершенно не связывали их с самой феодальной системой, наиболее концентрированным выражением которой была царская власть. Направляя свой гнев против «бояр», являвшихся для них олицетворением зла, восставшие не посягали на власть царя и не ставили перед собой задачу ее ликвидации. Более того, масса восставших сохраняла наивную веру в справедливость и милость царя. Голикова затрагивает и еще один важный аспект — об идейной связи восстания с защитой православной веры, отмечая, что «под защитой веры восставшие понимали защиту национальной самобытности и национальных устоев». Астраханского митрополита они критиковали только за то, что он «не претил» Ржевскому -не выступил против насилий при введении немецкого платья и брадобрития. Протестовали восставшие против произвола иноземных офицеров, которые «чинили им налоги горше иных начальных людей» и не уважали русских обычаев. Религиозный аспект их требований не являлся религиозным фанатизмом и защитой философских теологических догм.
Среди восставших не было старообрядческих проповедников. Если им требовались услуги духовенства, они обращались к служителям церкви. В донесениях правительству ни митрополит, ни игумен Дашков не обвиняли восставших в вероотступничестве и расколе. Среди восставших были раскольники например, Я. Носов , но это не меняло расстановки сил. Астрахань и ее округа не принадлежали к районам скопления старообрядцев [1,с. В последние годы предприняты новые исследования «расспросных речей» астраханских бунтовщиков, что позволило, например, Е. Трефилову прийти к выводу о том, что в глазах астраханских повстанцев авторитет царской власти был исключительным.
Отношение астраханцев к царской власти как иррациональное, связанное с их религиозными воззрениями, получило в советской историографии определение «наивный монархизм»: простой люд отделял царя от его чиновников, в то время как эти чиновники были лишь исполнителями царской воли, а царь, в свою очередь, действовал в интересах «угнетателей» [1,с. Однако, не лишены оснований и утверждения иного рода: наивно полагать, что, например, воеводы всегда безоговорочно выполняли царские указы и берегли «государев интерес», верховная же власть порой вынужденно действовала в интересах непривилегированного населения [9,с. Логика сохранения империи и самосохранения подсказывала властям необходимость учитывать и сообразовываться с недовольством населения. Самодержавие зачастую было вынуждено «…действовать в интересах всего общества, а не только верхних слоев», поэтому наивность «народного монархизма» имела «вполне реальное обоснование»[6,с. Чиновники далеко не всякий раз исполняли царскую волю. Так, указ о ношении немецкого платья предусматривал определенный срок для его изготовления. В повинных челобитных указывается, что повстанцы обвиняли воеводу и прочих «начальных людей» в несоблюдении предписаний центральных властей [8,с. Полагаем, на умонастроения восставших повлияли «милостивые» царские грамоты, укрепившие веру в справедливость государя.
Вероятно, у Петра были намерения решить дело миром. Так, на вопрос прикомандированного к Б. Шереметеву гвардейского сержанта М. Щепотева: «Что доброе сделается на Черном Яру. Петр отвечал: «Кроме прощенья и по-старому быть, иного ничего; также и везде не дерзайте ни точию делом, ни словом жестоким к ним поступать под опасением живота»[5, с. Петр упрекал Шереметева за то, что он отобрал оружие у черноярских бунтовщиков, после того, как они покорились Шереметеву. Петр предписывал, взяв Астрахань, «отнюдь... Шереметев, не доверяя бунтовщикам, не выполнил распоряжение Петра, и наказан Петром не был.
Возможно, астраханцы, действительно, были склонны к бунту. Отметим, почтение астраханских бунтовщиков к царю подкреплялось помыслами и действиями самого царя. Для большинства восставших законный царь являлся главным защитником, как поданных, так и христианской веры. Отдельные выпады в среде бунтовщиков против Петра были, но в целом они не могли подорвать авторитет царской власти. Участники восстания выступили не против царя в худшем случае, против «подменного» царя , но против узурпации власти «изменниками». Важным является вопрос, правомерно ли называть восстание антифеодальным, если для большинства его участников протест против феодальной системы не был осознанным, ее суть они не понимали. Без основы этой системы - обожествляемой на протяжении веков царской власти — восставшие не мыслили бытия, а поднялись на битву за сохранение традиций, послабление тягот и избавления от произвола «начальных людей».
В этих городах также в результате действий восставших произошла смена властей и захват имущества. На Тереке также произошло восстание, сформирован отряд и послан на помощь в Астрахань. В Астрахани тем временем формировался отряд добровольцев для похода на Царицын: набралось много "гулящих" и работных людей, всего общей численностью 1000 чел. Вставшим под ружье выдали денежное жалованье по 10 руб. Отряд был послан для "обережения Черного Яру" и "для всяких ведомостей вверх Волгою рекою до Царицына и до Саратова и на низ розезжать", при нем имелась грамота круга. Об истинной цели похода отряда позже, во время пытки, сознается Степан Московитин - астраханцы хотели "собрався итти в верховые города по Волге и уговаривать, чтобы также забунтовали и к ним пристали и напоследок итти к Москве разорить и убивать управителей государственных и офицеров солдацких и паче иноземцев... Если государь "платье немецкое носить и бородов и усов брить перестать не велит и его государя за то убить до смерти" [4]. Астраханские и яицкие казаки добрались до Черкасска. Имея тесную связь с Москвой, Черкасск был старшинским центром. Делегатов с "прелестным" письмом в Черкасске арестовали, затем отправили в Москву. Одновременно "знатная старшина" для охраны Царицына выставила отряды верных казаков, и прибывшему под Царицын отряду восставших астраханцев в тясячу человек не удалось взять город. Калмыцкий хан Аюка-тайша, имевший тесные связи с царскими чиновниками, со своей конницей угрожал нападением на восставших. Угроза распространения Астраханского восстания по Волге и вглубь страны была велика. Петр I и правительство предприняли срочные меры: "половину симбирян, сызранцев, дмитриевцев выслали на станции по замосковным городам". Петр срочно отозвал с шведского фронта фельдмаршала Б. Шереметева для подавления восстания. По пути к Астрахани Шереметев вынужденно останавливался в Казани, где вспыхнуло башкирское восстание под руководством Домейко Ишкеева. В это время наиболее состоятельная часть восставшего люда в Астрахани, опасаясь чрезмерной активности городских низов и скорого разорения, договаривается об уступках. В конце февраля 1706 г. Шереметев подошел с полками к Черному Яру. Город был взят и «бюргерская» оппозиция выслала Шереметеву навстречу ряд делегаций, возглавляемых духовенством. По мере приближения Шереметева к Астрахани усиливается борьба в самом кругу. На главные роли выдвигается городской плебс атаман Зиновьев, Жегал и др. После упорных боев полкам Шереметева при поддержке калмыков Аюки-тайши удается 12 марта 1706 г. Руководители восстания 273 чел. Победа в Астрахани стала радостным событием для Петра I. Об этом свидетельствуют письма Петра и Меншикова. Шереметеву в награду, кроме денежного жалованья, были пожалованы в Ярославском уезде - Юхоцкая волость и в Ростовском уезде - село Вощажниково. А в Преображенском приказе два года шел жестокий розыск. Были казнены 368 повстанцев-астраханцев. Расправа над восставшими была жестокой: на Красной площади; по дорогам около Москвы на перекрестках долгое время стояли виселицы [4]. Голикова, предпринявшая наиболее полное исследование документов и материалов Астраханского восстания 1705-1706 гг. Таковой явилось «общее недовольство ростом налогов, введением государственных монополий, распространением откупной системы, увеличением тяжести службы и другими проявлениями гнета феодального государства, которые сопровождались мерами внеэкономического принуждения и переплетались с типично феодальным произволом местной администрации и засилием дворянства»[1,с. Голикова отмечает, что единство разнородных сил, сложившееся в начале восстания, оказалось непрочным. Сказались внутренние противоречия среди самих восставших, порожденные социальным неравенством: купцов и промышленников с их работными людьми и кабальными холопами, ростовщиков с их клиентами из числа мелких ремесленников и торговцев, богатых стрельцов - старожильцев со стрельцами неимущими или новоприборными; «переплетения человеческих судеб не могли не проявиться…. Гибкая политика Петра I и его правительства в борьбе с восставшими, отсутствие единства среди них, а также крупные военные силы обеспечили победу правительственного лагеря. Поставим вопрос о существовании выраженных идейных установок и целей восставших. Ранее нами уже отмечалось [2], что среди исследователей Астраханского восстания имеется несколько точек зрения по этому вопросу. Голиков, Н. Устрялов, С. Соловьев, В. Ключевский, С. Платонов, А. Чернов, М. Рабинович и др. Другие исследователи В. Лебедев, Н. Голикова и др.
Восстание Кондратия Булавина 1707-1708 Долгорукий. Астраханское восстание 1705 итоги. Восстание Кондратия Булавина 1707-1708 Булавин. Восстание Стрельцов Астрахани. Таблица Астраханской восст. Таблица Астраханское восстание восстание. Астраханское восстание пр. Астраханский бунт 1705. Астраханское восстание 1705-1706. Итоги Восстания в Астрахани 1705-1706. Астраханское восстание 1705-1706 причины Восстания. Основные события Астраханского Восстания 1705-1706. Основные события Астраханского Восстания. Астраханское восстание 1705-1706 карта. Восстание в Астрахани карта. Причины Восстания в Астрахани при Петре 1. Ход Восстания в Астрахани 1705-1706. Лидер Астраханского Восстания 1705-1706. Причины Восстания в Астрахани 1705-1706. Требования Астраханского Восстания 1705-1706. Восстание в Астрахани причины. Восстание в Астрахани в 18 веке. Восстание Стрельцов в Астрахани в 1705 году. Астраханское восстание таблица. Астраханское восстание на карте России. Восстание при Петре 1 Астраханское 1705-. BN ju b Астраханского Восстания 1705-1706. Восстание в Астрахани 1706. Астраханское восстание 1705. Участники Астраханского Восстания 1705-1706. Результат Астраханского Восстания кратко. Цели Астраханского Восстания. Участники Восстания Астраханского Восстания 1705-1706. Район Астраханского Восстания при Петре 1. Итоги Астраханского Восстания.
Вопреки царскому приказу он действовал сурово и беспощадно, так как, будучи недоволен устранением с театра боевых действий, стремился добыть лавры покорителя Астрахани, а для этого требовалось не уговорить мятежников сдаться, а преодолеть их ожесточенное сопротивление. Шереметев взял Астрахань штурмом. Царь, которому важно было прекратить восстание любым способом, не поставил фельдмаршалу в вину нарушение своего приказа, а, напротив, щедро наградил, пожаловав ему 2400 крестьянских дворов. После взятия Астрахани 300 наиболее активных участников восстания были казнены, многие сосланы в Сибирь. Восстание на Дону под предводительством К. Булавина В 1705 г. Издавна "тихий Дон" привлекал беглых крестьян и посадских. Недавние переселенцы "голытьба", "голутвенные" работали на богатых "домовитых" казаков, которым принадлежали табуны коней, лучшие пастбища. Но и казачество, и правительство соблюдали старинный принцип: "с Дону выдачи нет". Особенно много голутвенных казаков было на Верхнем Дону. При Петре власть, нуждавшаяся в рекрутах и работных людях, не могла больше мириться с бегством. В 1707 г. Петр отправил на Дон воинский отряд князя Ю. Долгорукого, который должен был вывезти беглых в Россию. Это нарушение традиций возмутило и голутвенных, и домовитых казаков. Долгорукий сжигал станицы, сек беглых уже считавшихся казаками. Казачество не могло этого стерпеть. В ночь на 9 октября 1707 г. После этого Булавин, скрываясь от преследований домовитых казаков, стремившихся оправдаться перед царем, скрылся в Запорожье. В феврале 1708 г. Домовитые казаки присоединились к восстанию. Булавин стал войсковым атаманом вместо казненного Лукьяна Максимова. В "прелестных письмах" он призывал бить бояр, воевод и приказных. Восстание на Дону было крайне опасно для русской армии, отступавшей по территории Украины.