Именно так историки назвали реакцию крестьян Спасского уезда Казанской губерни на крестьянскую реформу 1861 года. Дали вольную – крестьяне недовольные. Отмену крепостного права в деревне встретили без особой радости, а кое-где мужики даже взялись за вилы — думали, помещики их обманывают. Наиболее известными выступлениями были восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандиевка Пензенской губернии. Бездненские волнения, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года.
Значение слова "Бездненское выступление 1861"
Крестьяне из соседних сел приходили в Бездну, чтобы узнать о «воле». Нужно отметить, что на настроение вятского крестьянства большое влияние оказали новости про жестокое подавление волнений в апреле 1861 года в селе Бездна соседней Казанской губернии. Экспонаты Музей политической истории России Смотрите музейные коллекции онлайн.
Бездненское восстание 1861 г.
Бе'здненское выступле'ние 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 тыс. чел. Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии.
Подготовка крестьянской реформы
- Подготовка крестьянской реформы
- Бездненское восстание 1861 года
- Выступление крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия
- Против крестьян
Особенности и бонусы слота
- БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ — История России до 1917 года
- Отмена крепостного права в России: реакция разных слоев общества
- 4 выступление крестьян в селе бездна. крестьянские волнения и восстания
- Из Википедии — свободной энциклопедии
100 лет в печати "Декабристы разбудили Герцена"
Мол, событие было, последствия - тоже, но кто прав, кто виноват, непонятно и поныне. Сам зачинщик - крестьянин Антон Петров-Сидоров о судьбе народа вообщем-то изначально не думал, толкнула сама судьба. Владимир Астафьев, доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ: "Становой пристав Михайлов, который должен был читать, был не особо грамотен. Он учился у Антона Петрова и попросил его: сначала он просто прочитал, но потом это стало его идеей". В действительности, Антон Петров был не единственным бунтарем.
После того как император Александр Второй подписал манифест об отмене крепостного права, возник вопрос "Как делить землю? Компромисс нашли: отдать землю крестьянам - по 3,5 гектара на душу. Был крепостной, а стал свободный должник. Смысл жизни теперь - платить государству и… помещикам.
Владимир Астафьев, доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ: "Крестьяне по-прежнему должны были сорок дней барщины отработков иметь, они по-прежнему не могли получить землю, эти положения нужно было довести до крестьян, в Казани были доставлены только в начале апреля". Начались крестьянские бунты. Текст манифеста об отмене крепостного права назвали "филькиной грамотой". Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений.
Антон Петров пошел дальше, манифест он растолковал по своему: царь дал волю раньше на два года до официальной даты. Этот факт помещики якобы скрывали, а потому вся земля принадлежит крестьянам, и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с бывших хозяев. Диляра Юсупова - "Сейчас это школьные мастерские, но именно здесь держали Антона Петрова в винном погребе, он во всем признался, но стоял на своем и через семь дней его расстреляли, правда уже в другом месте, на окраине села". Есть улицы центральные, а есть исторические, как эта, правда по ней и не скажешь, что когда-то здесь пролили немало крови.
Одинокий памятник, стертая надпись и люди, что и не помнят, а что-то слышали, читали. Обрывки прошлого доносятся и вот до этой женщины. Она живет с прямым потомком Антона Петрова-Сидорова. Говорит, сегодня и не разберешь - Сидоровых в деревне около 4 семей - может и родственники - признается, после такой кровавой битвы, кто кому сват уже и неважно.
Бунтовщиков все же заставили платить. За 45 лет землю смогли выкупить единицы. Сами помещики кровавую битву на Бездне отмечали праздником и шампанским. Как, где и с кем описано во всех книгах.
А вот в поселке ни одной вывески или записи исторической хроники. С давних пор село переименовано в Антоновку - откуда и кто этот человек не указано, даже на злосчастном камне на месте трагедии. Информация похоронена вместе с борцами за свободу, самодержавием и Российской Империей. Впрочем уже тогда власти решили забыть и о самом земельном вопросе, что не был решен и в начале ХХ века.
Обнародование «Положений» сразу же вызвало мощный подъем крестьянского движения. Сохраняя наивную веру в царя, крестьяне отказывались верить в подлинность манифеста и «Положений», утверждая, что царь дал «настоящую волю», а дворянство и чиновники либо ее подменили, либо истолковывают в своих корыстных интересах. Среди крестьян появились люди, пытавшиеся толковать «Положения» с точки зрения крестьянских интересов. Крестьянское движение на первых порах проявилось главным образом в отказе от выполнения барщины и уплаты оброка.
Объективно оно означало борьбу за ликвидацию феодально-крепостнических отношений. Уже в марте, по далеко не полным данным Министерства внутренних дел, волнения крестьян происходили в 7 губерниях: Волынской, Черниговской, Могилевской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской1. В течение апреля, по этим же данным, «случаи неисполнения и сопротивления крестьян закону» имели место в 28 губерниях, в мае - в 32. Это был период наибольшего подъема крестьянского движения.
Как указывал П. Валуев в своей записке «О положении крестьянского дела в начале сентября 1861 года», «промежуток времени между обнародованием Положений и введением в действие мировых посредников т. Для того чтобы представить себе тот размах, который приняло движение в этот период, необходимо остановиться на вопросе о количестве войск, привлекавшихся к подавлению крестьянских волнений, на основе обработки нами данных Департамента Генерального штаба, состоящих из донесений в Военное министерство как командиров частей и соединений, так и местной администраций. Несмотря на эту весьма внушительную цифру, составлявшую существенную часть общего количества полевых войск, она является далеко не полной.
По-видимому, часть донесений либо вовсе не сохранилась, либо она отложилась в других фондах, так как они писались на имя разных лиц: императора, военного министра, генерал-квартирмейстера1. Наибольший размах весной 1861 г.
Сейчас она заросла, и ею уже не пользуются. А когда-то от Бездны так раньше называлась Антоновка до Спасского уездного центра можно было добраться только лесом. Тут-то и поджидали своих жертв удалые молодчики. Правда, грабили они не всех подряд, а лишь богатых, отпуская крепостных холопов с миром. Этакие Робин Гуды бездненского розлива...
Один Антон Петров чего стоит! Рассказывают, что однажды он вступился за крепостных баб, которых управляющий поместьем заставил грудью откармливать борзых щенят. Правдолюбец был нещадно бит розгами и посажен в "карцер" - в подвал графского пристроя, который сейчас приспособили под школьный склад. Было ли так на самом деле или народная молва присочинила, судить трудно. Но то, что Антон Петров в том "карцере" сидел-таки, - известно доподлинно. Правда, гораздо позже и совсем за другие дела. Вспомним историю: в феврале 1861 года Александр II издал манифест об отмене крепостного права в России.
До спасского захолустья он дошел только весной. Многие крестьяне жили на выселках в Киселевке, Балховке, Дубровке, Михайловке в 15-20 дворов, были неграмотными и сами императорский документ прочесть не могли. Их всех собрали в Бездне и попросили Антона Петрова, мало-мальски разумевшего в грамоте, довести до мужиков царскую милость. Тот манифест истолковал по-своему: оказывается, "добрый царь-батюшка" отпустил крепостных на волю еще два года назад, а "злые помещики" это от народа скрывали. Про Антона Петрова проведали мужики, торговавшие на рынке в Базарных Матаках, и валом повалили в Бездну. Тут и началась крестьянская буча! Говорят, до 5 тысяч народу скопилось.
Впрочем, историки до сих пор в сомнении, что же это все-таки было: восстание или просто "митинг"? Но спасскому земскому исправнику Шишкину было недосуг разбираться в определениях. Не сумев переубедить упрямого Антона и поверивших ему мужиков, он настрочил рапорт своему непосредственному начальнику полковнику Попову, тот - казанскому губернатору Козлянинову, который, в свою очередь, сообщил о крестьянском бунте в селе Бездна министру внутренних дел Ланскому. Из Питера в Спасск тем же макаром пришла шифрованная телеграмма с требованием задержать и предать военно-полевому суду "вожака крестьянского восстания Антона Петрова". В Бездну были срочно подтянуты войска из Чистополя и Тетюш. В процессе усмирения погиб 91 человек. В Казанском императорском университете прошла манифестация, на которой с обличительной речью в адрес царских властей выступил профессор Щапов, охарактеризовав куртинскую панихиду по невинно убиенным как "погребальную панихиду по старой России".
В Антоновке есть музей, посвященный Бездненскому восстанию, где хранятся уникальные документы. Но сегодня они никому не интересны, тема стала неактуальной. У жителей сегодняшней Антоновки отношение к тем давним событиям тоже прохладное: дескать, мужичок не шибко грамотный был, вот и взбаламутил крестьян... Вся жизнь в Бездне, да и позже в Антоновке, строилась вокруг помещичьей усадьбы. Граф Мусин-Пушкин был большой любитель лошадей и держал свой конезавод, который, в отличие от нынешнего, приносил приличный доход. Граф выращивал орловских рысаков, пользовавшихся тогда неимоверным спросом в обеих столицах и в Европе. Лошадки шли по 3 тысячи рублей - деньги по тем временам немалые, позволить себе такую дорогую покупку могли лишь состоятельные особы.
Кстати, ухаживать за лошадьми Мусин-Пушкин своим крепостным не доверял, для этого он приглашал татар из соседних деревень - прекрасных наездников и знатоков коневодства. Они жили в специально отведенной для них пристройке. Сейчас там размещена начальная школа, которая по старой памяти называется "татарской", хотя учатся там в основном русские ребятишки. В бывших конюшнях в годы советской власти разместили больницу. Вот такие гримасы истории: там, где обихаживали лошадей, стали лечить людей. Но и этой возможности жители Антоновки недавно лишились. Приехали министерские чиновники, увидели это "безобразие" и распорядились: "Немедленно закрыть!
В казне нет денег на их содержание. В Антоновке быстренько перестроились и переоборудовали старые конюшни под дневную амбулаторию и пункт "Скорой помощи". Хоть какая-то медицинская забота о людях будет. Но не могут пока найти главврача, хотя есть для него и вакансия, и жилье. Главная усадьба графа была отдана под школу. Другой такой в республике, наверное, не найти. Дети каждый день ходят учиться в настоящий замок, где все дышит неувядающей стариной.
Двухэтажный особняк, выстроенный в стиле пышного барокко, сохранил свои характерные черты - возводили его приезжие мастера. Здание имеет два входа, заканчивающихся витыми дубовыми лестницами. Одна лестница - парадная - предназначалась для гостей и хозяев, сейчас ею пользуются ученики. Вторая называлась "черной", она более узкая, почти без украшений, по ней поднималась на второй этаж прислуга, а сегодня - учителя. Несколько лет назад, готовясь к юбилею школы, решили подлатать лестницы. Выглядели они вроде бы ничего, но поверхность досок казалась сильно истертой. Ничего из этой затеи не вышло!
Смогли разобрать лишь половину лестницы, а другая так крепко была прихвачена дубовыми шпунтами, что никак не смогли отодрать. Да, строили раньше на совесть, на века. На верхнем этаже, в гостиной зале, до сих пор стоят два старинных зеркала в деревянной оправе, увитой причудливой резьбой. Учащиеся равнодушно проходят мимо, редкая девчушка поправит на ходу прическу, бросив мимолетный взгляд на антикварную редкость, - для нее это давно стало предметом обихода.
Исторический контекст СССР был известен своими трудностями с доступом к продуктам, что и нашло отражение в данном слоте. Символы слота включают изображения товаров, которые были особенно ценны в те времена, например: Хлеб.
Того же помещика — Лаврентий Матвеев Деревни Тахталы 10. Казенный крестьянин — Сайфутдин Ерюшев Все вышепоименные 10 человек преданны военному делу суду за предательство крестьян к неповиновению и за участие в волнениях по селу Бездна. Вместе с Антоном Петровым были арестованы и также заключены в тюрьму его родные.
Судить « Антона Петрова велено было по полевому уголовному уложению, и привести приговор в исполнение немедленно» Также отправили « под полицейский надзор бывшего сотским села Кузнечиха помещика Дадиани — Василия Михайлова, немедленно представить за надлежащим конвоем в Казань для суждения их военным судом». Рапорт Спасского земского исправника Шишкина Р. Об «успокоении» крестьян большинства деревень Спасского уезда, кроме села Кузнечихи и Альметьего от 18 апреля 1861г «Не совершенно успокоившимися оказываются в селе Кузнечихе, где 970 душ, и деревни Альметьего, где 180 душ, куда уже идут в первую- две и вторую —одна роты, и нет сомнения, что по приходу их на места, порядок немедленно восстановится. По распоряжению казанского губернатора Козлянинов П. По официальным данным было убито 51 и ранено 77, однако фактически от расстрела пало около 350 человек. Многие умерли от ран позднее, боясь обращаться к властям. Большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Воля царя была выполнена — Антон Петров был расстрелян 19 апреля. Есть несколько легенд об Антоне Петрове. Когда его, привели к месту казни и, когда все уже было подготовлено для расстрела, на том самом косогоре, откуда так хорошо видно село, будто бы показалась тройка лошадей, на которой везли царский указ о помиловании бунтаря.
А в указе говорилось, что Антон Петров, оказывается, донес до крестьян правду о настоящей воле, скрываемую на местах помещиками и чиновниками. Только не успели якобы с тем указом. Люди, искренне верившие в «настоящую» волю, вкладывали в легенды особый смысл, выдавая желаемое. Казанские помещики торжествовали победу. Следствие продолжалось два с лишним месяца. Многие арестованные были освобождены, как « неимущие прямой связи с бывшим в селе Бездне возмущением», или за неимением улик, или, наконец, потому что во время следствия, как писал Перцов, не обнаружено, чтобы некоторые из арестованных «принимали в возмущении участие более других крестьян, бывших в Бездне» Всего к уголовной ответственности оказались привлеченными 16 человек, как « главнейших виновных» возмущения крестьян. Из указанного количества учрежденный военный суд закончил только пяти крестьян. Следствие относительно остальных подсудимых затянулось, многие из них не сознавались в своих «преступлениях», свидетельские показания о них зачастую не имели юридической силы, так как давались крестьянами также участвовали в волнении. Из материалов дела видно, что «преступления» большинства крестьян из указаний части подсудимых были во многом сходны с преступлениями осужденных крестьян Иванова, Лаврентьева и др. Так, дворный человек помещика Умова Николай Михайлов, 29 л.
Виновность его, по обстоятельствам дела, оказывается следующая: Петр Федоров, 22 — х лет, неграмотный, известясь, об открытой воле в с. Бездне, несмотря на убеждения помещика в противном, ездил с другими однодеревенцами в с. Бездну и, услыхав от тамошних крестьян, что Антон Петров действительно вычитал волю и что туда приедет военная команда, но стрелять не будут, по предложению безднинских крестьян ездил по разным деревням под видом посланного Антоном Петровым, объявлял об открытой воле и приглашал приезжать в Бездну. В бытность в с. Муллино, помещик г. Аристов, узнав о прибытии Петра Федорова, через старосту требовал его к себе, но Федоров ослушался, казав, что безднинские старики к барину его ходить не велели и что, если барин хочет, то пусть сам пойдет под окошко, и затем снова разъезжал по деревням, объявляя о воле, чем самым возмутил крестьян.
Бездненское восстание 1861 г.
Отмена крепостного права в России: реакция разных слоев общества | волнения крестьян села Бездна (ныне - Антоновка) Спасского уезда (ныне - Спасский район) Казанской губернии (ныне - Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). |
Спасский район отметил 160-летний юбилей Бездненскому восстанию | Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений. |
Выступление крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия | Наиболее известными выступлениями были восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандиевка Пензенской губернии. |
На волжском дне.
- Смотрите также
- Бездненское восстание 1861 г. - Мое Семейное Древо
- Землю крестьянам?
- День в истории. Бездна
- Бездненские волнения — "Энциклопедия. Что такое Бездненские волнения
- Смотрите также
Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР»
Назимов начал карьеру в армии и дослужился до чина генерала. Несколько лет состоял при наследнике трона Александре Николаевиче, сопровождал его в 1837—1838 гг. Руководил преодолением последствий неурожая 1840 г. В течение семи лет был попечителем Московского учебного округа, был избран почётным членом Московского университета. Назимов был назначен виленским военным губернатором и гражданским генерал-губернатором Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. Осенью 1857 г.
Дворяне ответили, что обсуждать этот вопрос нет особого смысла, поскольку, судя по всему, готовится отмена крепостного права. Поэтому лучше сразу приступить к выработке условий освобождения крестьян. Обязательным условием они считали сохранение за помещиками прав собственности на землю. Составленный проект Назимов подал в Секретный комитет по крестьянскому делу. Там его долго рассматривали, но так и не пришли к какому-либо решению.
Тогда Назимов обратился напрямую к Александру II. Тот приказал составить проект рескрипта Назимову и подписал его. Рескрипт был опубликован, и подготовка Крестьянской реформы перестала быть секретным делом: в губерниях стали создаваться дворянские комитеты для обсуждения её условий. В рескрипте говорилось, что выделение крестьянам земли всё же должно быть предусмотрено. При Назимове в Вильно оживилась общественная и культурная деятельность.
Например, начала действовать Виленская археологическая комиссия, которая изучала историю края. После начала Польского восстания 1863 г. Назимова обвинили в том, что своим либерализмом он способствовал развитию революционного движения. Назимова уволили со всех занимаемых должностей, он остался только членом Государственного совета. Свернуть Позже подобные комитеты были созданы и в других губерниях.
Поскольку началось открытое обсуждение условий отмены крепостного права, Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. В декабре 1858 г. Проект предусматривал: освобождение крестьян от личной зависимости; предоставление им в постоянное пользование полевого земельного надела с правом последующего выкупа; возможность получения крестьянами кредита от государства для выкупа земли. Этот вариант реформы разработал Яков Иванович Ростовцев 1804—1860. Узнать больше Яков Иванович Ростовцев 1804—1860 — основной разработчик Крестьянской реформы 1861 г.
В 1825 г. Ростовцев был принят в Северное общество декабристов. Однако позже на следствии он заявил, что не принимал активного участия в его деятельности и даже не знал, как оно называется. Известно, что Ростовцев в письме к Николаю Александровичу сообщил о возможном офицерском заговоре. При этом своим товарищам-декабристам он рассказал об этом.
В правление Николая I Ростовцеву было поручено начальствовать над военно-учебными заведениями России. Он старался привлекать к работе лучших преподавателей, ввёл практику временного направления генералов Генерального штаба на должности директоров кадетских корпусов. Поощрял отправку лучших учащихся для обучения за границу. В 1857 г. Ростовцев был назначен членом Секретного комитета по крестьянскому делу.
Вначале он скептически относился к идее отмены крепостного права, но затем существенно изменил свои взгляды. Есть мнение, что этому способствовала его поездка за границу, в Германию, где он мог сравнить жизнь крестьян с положением крепостных в России. Яков Иванович так изложил свои мысли по поводу Крестьянской реформы: «Никто из людей мыслящих, просвещённых и отечество своё любящих не может быть против освобождения крестьян. Человек человеку принадлежать не должен. Человек не должен быть вещью».
В 1859 г. Ростовцев был назначен председателем Редакционных комиссий, которые должны были свести воедино все проекты реформы, присылаемые из губернских комитетов. Многие проекты не предусматривали наделения крестьян землёй, предлагали сохранение достаточно больших повинностей. Ростовцев близко к сердцу принимал разногласия, и это стало причиной его смерти. После издания Манифеста об освобождении крестьян на его гробницу была возложена золотая медаль «За труды по освобождению крестьян».
Свернуть Именно Ростовцев возглавил Редакционные комиссии. Они были созданы при Главном комитете в 1859 г. Большую роль его подготовке сыграл Николай Алексеевич Милютин 1818—1872. Николай Милютин начал гражданскую службу в Министерстве внутренних дел. Он участвовал в борьбе с голодом, организации железнодорожного строительства, разработке нового городового положения.
Стал одним из первых членов Русского географического общества. Возглавил работу по статистическому исследованию России, в ходе которого были получены в том числе данные, необходимые для подготовки Крестьянской реформы. В 1856 г. Милютин подал Александру II записку «Предварительные мысли об устройстве отношений между помещиками и крестьянами». В ней он предлагал, опираясь на опыт Пруссии, освободить крестьян с земельными наделами за выкуп.
Милютин стал фактическим руководителем работ по подготовке Крестьянской реформы. Он активно противостоял консервативным идеям большинства участников Редакционных комиссий, за что получил прозвище Красный. Во время Польского восстания 1863 г. Этот план предусматривал ряд мер для того, чтобы отвратить польских крестьян от поддержки повстанцев. Так, по Положению 19 февраля 1864 г.
Брат Николая Алексеевича, Дмитрий Алексеевич Милютин, был основным разработчиком военной реформы 1860-х гг.
Согласно официальным данным, было убито 91 и ранено 87 человек. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 человек. Распоряжением императора Александра II Николаевича крестьянин Антон Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 года публично расстрелян. Многие крестьяне были наказаны розгами, приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную Куртинскую панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А.
Крестьянская реформа 1861 восстание. Крестьянские выступления 1861. Выступление крестьян в селе бездна. Герасимов Крестьянское восстание 1860. Крестьянский бунт Иван Владимиров. Восстания крестьян в 1859 1861 годах. Крестьянские волнения кратко. Крестьянские волнения 1902. Крестьянское восстание. Герасимов Крестьянское восстание. Картофельный бунт 1842. Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. Восстание крестьян в 1861. Иван Владимиров "разгром помещичьей усадьбы", 1926 год. Иван Владимиров "сдача финнов" 1940. Крестьянские бунты 1861. Крестьянские Восстания в 1861 году. Кандиевское восстание 1861 в Пензенской губернии. Восстание крестьян в селе бездна. Иванов Сергей Васильевич бунт в деревне. Сергей Васильевич Иванов картина бунт в деревне. Художник Иванов Сергей 1864-1910. Сергей Васильевич Иванов картина слепцы. Владимиров крестьянский бунт. Кандиевка восстание крестьян. Герасимов Крестьянское восстание 1860 картина. Сельский сход 1861. Клавдий Лебедев крепостничество. Иван Владимиров продразверстка. Картина Ивана Владимирова «продразвёрстка». Иван Владимиров художник раскулачивание. Бунты после отмены крепостного права. Восстания против крепостного права. Восстания после отмены крепостного права. Крестьяне в революции 1905 года. Революция 1905 в деревне. Крестьянские бунты 1905. Восстание крестьян 1860 года Россия. Восстание крестьян 19 век. Иван Владимиров картина продразверстка. Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров. Восстание крестьян 1918 Алтайский край. Крестьянские бунты в России в начале 20 века. Восстание крестьян 1905. Крестьянские Восстания 19 века в России. Картина Ивана Владимирова. Крестьянские бунты в России в 19 веке. Крестьянские Восстания 1917. Восстание крестьян в Тамбовской губернии живопись. Крестьянские Восстания 19 века. Крестьянское восстание 1902. Восстания крестьян 1905 год. Крестьянские Восстания в России 1902 г. Крестьянские волнения в начале 20 века в России. Крестьянские беспорядки. Восстание крестьян в селе бездна картина.
В ряде случаев крестьянский протест принимал форму открытых возмущений. Это преимущественно относится к первым месяцам после издания «Положений 19 февраля». Власти своими грубейшими насилиями над «освобождённым» народом увеличивали раздражение и негодование масс. К моменту объявления «воли» на места были командированы генерал-майоры и флигель-адъютанты царской свиты с самыми широкими полномочиями по части прекращения всяких «беспокойств, неповиновения или ослушания». Розгами, штыками и пулями царские посланцы подавляли все попытки уклонения крестьян от выполнения «Положений 19 февраля». Наиболее крупные столкновения произошли в Пензенской и Казанской губерниях. В Пензенской губернии волнения охватили главным образом уезды Керенский и Чембарскии, откуда движение распространилось также на соседние уезды Тамбовской губернии - Кирсановский и Моршанский. Центрами волнений были селения Кандеевка и Черногай. Из окружающих сёл в Кандеевку собралось до 10 тыс. С красным знаменем, с криками «Воля, воля! На оброк не хотим и работать на помещика не станем». Видную роль в этих волнениях сыграл крестьянин Леонтий Егорцев, «разъяснявший» в духе крестьянских требований манифест 19 февраля, призывавший не верить начальству и грозивший смертью как усмирителям, так и «ослушникам» из крестьян. Когда в Черногай была введена рота солдат, крестьяне, вооружённые кольями, напали на войска. При столкновении 10 апреля 1861 г. Исключительные упорство и неустрашимость проявили крестьяне в Кандеевке. Сюда были направлены войска, которые 18 апреля открыли огонь по крестьянам. Несмотря на это, крестьяне продолжали стоять на своём: «Все до одного умрём, но не покоримся». Только после ареста более 400 человек и наказания многих шпицрутенами сопротивление было сломлено, хотя отдельные лица из наказанных всё же продолжали твердить: «Хоть убей, но на работу не пойдём и на оброк не хотим». В Кандеевке было убито 8 и ранено 27 человек. Одновременно с событиями в Пензенской губернии разыгралась известная безднинская трагедия. Село Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, сделалось центром крестьянских волнений, охвативших три уезда этой губернии Спасский, Чистопольский и Лаишевский и смежные местности Самарской и Симбирской губерний. Здесь особенно ярким выразителем народных стремлений оказался безднинский крестьянин Антон Петров. Убеждённый в том, что свобода была объявлена царём ещё при десятой ревизии переписи населения, в 1858 г. По сообщению одного из наблюдателей событий, Петров в своих толкованиях «Положений» шёл и ещё дальше, говоря крестьянам: «Помещичьи земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг с своей земли - гони добрым словом , не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду». Со всех сторон к Петрову стекались толпы, чтобы послушать «истинную волю». Послушный исполнитель указаний не только царя, но и непосредственно казанского дворянства, чрезвычайно напуганного волнениями крестьян и требовавшего скорейшего их подавления, Апраксин приказал крестьянам немедленно выдать Антона Петрова, а после отказа крестьян распорядился открыть по толпе огонь. По официальным данным, при расстреле в Бездне был убит с умершими от ранений 91 человек, ранено - 87. Согласно подсчёту лечившего крестьян врача, всего пострадало более 350 человек. Александр II по телеграфу предписал: «Антона Петрова судить по полевому уголовному положению и привести приговор в исполнение немедленно», иными словами, смертный приговор был вполне предрешён. Антон Петров был расстрелян 19 апреля 1861 г. Характерно признание членов военно-полевого суда, что Антон Петров «перетолковывал смысл «Положений», сообразуясь с общим настроением крестьян, мечтавших о совершенной свободе». Зверское усмирение народных волнений в Кандеевке и Бездне вызвало глубокое возмущение в передовых общественных кругах и способствовало обострению настроений активной борьбы и протеста среди демократической интеллигенции. Волнениями в ответ на реформу 19 февраля были охвачены крестьяне как в великорусских губерниях, так и на Украине, в Белоруссии, Литве и других национальных районах. В одной из украинских губерний - Подольской - в течение апреля - мая 1861 г. В Черниговской губернии весною 1861 г. С большой остротой крестьянское движение, вызванное реформой, проявилось в Гродненской Белоруссия , Ковенской и Виленской Литва губерниях, в Латгалии и др. Наибольшее число волнений приходится на март - июль 1861 г. Всего за 1861 г. В 337 имениях вводились для усмирения крестьян воинские команды. В 1862-1863 гг. Всё же волна крестьянского движения в эти годы продолжает ещё держаться сравнительно высоко: в 1862 г. Именно с начала 1862 г. Поэтому «уставные грамоты» усиленно вводились в действие помимо согласия крестьян: к концу 1862 г. Крестьянское движение 1861-1863 гг. Этим была предопределена неудача крестьянской борьбы. Уже в 1864 г. Своеобразной струёй массового движения начала 60-х годов и составной частью этого главного из факторов, определивших революционную ситуацию недовольства и борьбы угнетённых масс , были волнения и стачки на промышленных предприятиях , ещё не особенно значительные по размерам, но важные по своему симптоматическому значению. Весной 1861 г. Сопоставление обманной «воли» с народными чаяниями играло и среди бывших крепостных рабочих роль стимула для массовых выступлений. Борьба за лучшие условия труда, против непомерно низкой заработной платы явно стала проявляться в ряде рабочих выступлений 60-х годов. Основные положения крестьянской реформы 1861 года. Восстание крестьян в селе Бездна Казанской губернии. Анализ промышленного переворота в России. Суть иностранного капитала и концессии. Народничество как революционное движение разночинной интеллигенции. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Каковы были основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами. При освобождении крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Размер земельного надела не мог быть выше установленной законом нормы. Крестьяне должны были выкупать у помещиков свою землю. Государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной. Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина. А собственностью крестьянской общины. Размеры крестьянских наделов, а также оброк и барщина временно обязанных определялись соглашением между помещиком и крестьянами - Уставными грамотами. За осуществлением реформы на местах следили мировые посредники. Государство устраивали все эти условия так как, создались условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны; появились свободные рабочие руки, увеличился наемный труд; А крестьян не устраивали условия, потому что сохранилось основное противоречие в деревне между крупным помещичьим землевладением и малоземельем крестьян, что мешало крестьянам перестроить свое хозяйство на новый лад. Напишите о восстании крестьян в 1861г. В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. В частности, один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то» он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 г. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тыс. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний -- крестьяне отказывались работать на барщине, делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды. Около дома Антона Петрова собралась толпа числом до 5000 человек. Апраксин потребовал выдать Петрова, но ему кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас а в Александра Николаевича». После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 по другим сведениям -- 87. Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда, учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г.
Выступление крестьян в селе бездна
Бездненское выступление 1861 Выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. Выступление началось 22 февраля в селе Веряево, толпа крестьян разобрала по дворам отнятый в колхоз скот.
Бездненское восстание 1861 г.
В течение апреля, по этим же данным, «случаи неисполнения и сопротивления крестьян закону» имели место в 28 губерниях, в мае — в 32. Наибольший размах весной 1861 г. В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. В этом выступлении чрезвычайно ярко обнаруживаются стремления и чаяния крестьянства — жажда подлинной воли, которая в их сознании неразрывно связывалась с правом на землю. В начале апреля в селе Бездна один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать «Положения» в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству, — «помещику земли — горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута.
Переступит он шаг со своей земли — гони добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду». Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда. Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами. События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей.
В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения. Как сообщал казанский военный губернатор Козлянинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями. Однако и его увещевания не принесли никаких результатов. На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4000 крестьян, среди которых были и приехавшие из Самарской и Симбирской губерний. Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы.
Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения». По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран — 41 и раненых — 71 человек. Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек». Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям. По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами.
Апраксина — дурака, человека без сердца, ни к чему не способного — провозглашают усмирителем и спасителем края».
Историки это место обходят стороной. Мол, событие было, последствия - тоже, но кто прав, кто виноват, непонятно и поныне.
Сам зачинщик - крестьянин Антон Петров-Сидоров о судьбе народа вообщем-то изначально не думал, толкнула сама судьба. Владимир Астафьев, доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ: "Становой пристав Михайлов, который должен был читать, был не особо грамотен. Он учился у Антона Петрова и попросил его: сначала он просто прочитал, но потом это стало его идеей".
В действительности, Антон Петров был не единственным бунтарем. После того как император Александр Второй подписал манифест об отмене крепостного права, возник вопрос "Как делить землю? Компромисс нашли: отдать землю крестьянам - по 3,5 гектара на душу.
Был крепостной, а стал свободный должник. Смысл жизни теперь - платить государству и… помещикам. Владимир Астафьев, доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ: "Крестьяне по-прежнему должны были сорок дней барщины отработков иметь, они по-прежнему не могли получить землю, эти положения нужно было довести до крестьян, в Казани были доставлены только в начале апреля".
Начались крестьянские бунты. Текст манифеста об отмене крепостного права назвали "филькиной грамотой". Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений.
Антон Петров пошел дальше, манифест он растолковал по своему: царь дал волю раньше на два года до официальной даты. Этот факт помещики якобы скрывали, а потому вся земля принадлежит крестьянам, и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с бывших хозяев. Диляра Юсупова - "Сейчас это школьные мастерские, но именно здесь держали Антона Петрова в винном погребе, он во всем признался, но стоял на своем и через семь дней его расстреляли, правда уже в другом месте, на окраине села".
Есть улицы центральные, а есть исторические, как эта, правда по ней и не скажешь, что когда-то здесь пролили немало крови. Одинокий памятник, стертая надпись и люди, что и не помнят, а что-то слышали, читали. Обрывки прошлого доносятся и вот до этой женщины.
Она живет с прямым потомком Антона Петрова-Сидорова. Говорит, сегодня и не разберешь - Сидоровых в деревне около 4 семей - может и родственники - признается, после такой кровавой битвы, кто кому сват уже и неважно. Бунтовщиков все же заставили платить.
За 45 лет землю смогли выкупить единицы. Сами помещики кровавую битву на Бездне отмечали праздником и шампанским. Как, где и с кем описано во всех книгах.
А вот в поселке ни одной вывески или записи исторической хроники. С давних пор село переименовано в Антоновку - откуда и кто этот человек не указано, даже на злосчастном камне на месте трагедии. Информация похоронена вместе с борцами за свободу, самодержавием и Российской Империей.
Впрочем уже тогда власти решили забыть и о самом земельном вопросе, что не был решен и в начале ХХ века. Обнародование «Положений» сразу же вызвало мощный подъем крестьянского движения. Сохраняя наивную веру в царя, крестьяне отказывались верить в подлинность манифеста и «Положений», утверждая, что царь дал «настоящую волю», а дворянство и чиновники либо ее подменили, либо истолковывают в своих корыстных интересах.
Среди крестьян появились люди, пытавшиеся толковать «Положения» с точки зрения крестьянских интересов. Крестьянское движение на первых порах проявилось главным образом в отказе от выполнения барщины и уплаты оброка. Объективно оно означало борьбу за ликвидацию феодально-крепостнических отношений.
Уже в марте, по далеко не полным данным Министерства внутренних дел, волнения крестьян происходили в 7 губерниях: Волынской, Черниговской, Могилевской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской1. В течение апреля, по этим же данным, «случаи неисполнения и сопротивления крестьян закону» имели место в 28 губерниях, в мае - в 32. Это был период наибольшего подъема крестьянского движения.
Как указывал П. Валуев в своей записке «О положении крестьянского дела в начале сентября 1861 года», «промежуток времени между обнародованием Положений и введением в действие мировых посредников т. Для того чтобы представить себе тот размах, который приняло движение в этот период, необходимо остановиться на вопросе о количестве войск, привлекавшихся к подавлению крестьянских волнений, на основе обработки нами данных Департамента Генерального штаба, состоящих из донесений в Военное министерство как командиров частей и соединений, так и местной администраций.
Несмотря на эту весьма внушительную цифру, составлявшую существенную часть общего количества полевых войск, она является далеко не полной. По-видимому, часть донесений либо вовсе не сохранилась, либо она отложилась в других фондах, так как они писались на имя разных лиц: императора, военного министра, генерал-квартирмейстера1.
Толки об этом с каждым днем более и более распространяются между дворовыми людьми, которые будучи убеждены в справедливости оных, ожидают скорого освобождения от помещичьей власти, высказывая в некоторых случаях своевольство, что заставляет владельцев опасаться худых последствий…» Долгорукий незамедлительно ознакомил с этим донесением царя.
И вот, наконец, 19 февраля 1861 года царь утвердил «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и подписал написанный Московским митрополитом Филаретом «Манифест», возвещавший об отмене крепостного права. Нужно было довести до каждого из крестьян этот царский «пакет», хотя бы его смысл. Это всеобщее чтение и стало мероприятием перед многомиллионной аудиторией в масштабах всей империи.
Но, по признанию того же графа Апраксина, «общая безграмотность помещичьих крестьян была так велика, что людей, хорошо читающих и понимающих смысл печатных статей, между ними, можно положительно сказать, что и нет, и большая часть таких, которые едва читают по слогам». В силу этого крестьяне, получив Положение, «сначала обратились для объяснения к помещикам, дворовым людям, священникам и местным начальникам». Однако никто из этих чтецов крестьян не удовлетворил.
Копиченко и другие. Казанский комитет имел тесные связи с Московским, Нижегородским, Саратовским комитетами «Земли и воли». Своеобразной частью этого комитета стал организованный в Казанском университете «Студенческий клуб». Была подготовлена и типографским способом размножена прокламация «Долго давили вас, братцы... Однако призывы революционных демократов подняться на восстание не нашли поддержки среди крестьянства. Весной 1863 г. Казанский комитет начал распространять прокламацию «Земли и воли» - «Свобода вероисповедания», содержащей такие же призывы. Тогда прибывшие в Казань представители польских революционеров изложили свои планы организации в Поволжье восстания в поддержку повстанческих отрядов в Царстве Польском. В апреле студент Казанского университета И. Глассон донес о существовании «Казанского заговора».
В Казани, как писал Г. Иловайский, «была страшная суматоха. С 9 на 10 апреля ждали революцию... Губернатор ходил с такой таинственной мордой, окружил свой дом казаками, вытащили откуда-то пушки и выдали солдатам боевые патроны. И этим перепугали весь народ». Участники заговора были выслежены и арестованы, пятеро из них казнены. Однако руководящее ядро Казанского комитета «Земли и воли» удалось сохранить. Таким образом, в ходе крестьянских реформ все крестьянство обрело права свободных сельских обывателей. Крепостное право пало. Однако произошло земельное утеснение крестьян.
Малоземелье выдвинулось в число важнейших вопросов экономической, общественной жизни. Еще большую остроту ему придавало то, что в деревне сохранились феодальные пережитки, прежде всего помещичье землевладение. Недовольство крестьян условиями реформы 1861 г. Попытки революционеров разжечь пламя крестьянского восстания не встретило сочувственного отношения в среде тех, чьи интересы они стремились защитить. Вопросы и задания 1. Что в представлении крестьян означала полная, совершенная воля? Дала ли им крестьянская реформа 1861 г. Используя часть ответов на вопросы по материалу предыдущего параграфа, подумайте над тем, почему волнения охватили, прежде всего часть помещичьих крестьян? Почему крестьяне села бездна, а затем и многих других деревень поверили словам А. Петрова об открытой им воле?
Как отнеслись различные слои общества к расправе над бездненскими крестьянами? Чью позицию вы заняли бы в данном случае? Почему на открытый протест против «бездненского побоища» решилось только казанское студенчество? Как вы относитесь к тому, что сказал профессор А. Щапов во время Куртинской панихиды? Почему революционерам не удалось поднять крестьян на восстание, хотя они и не были довольны условиями реформы? Кем и когда предпринимались такие попытки? Если бы вам довелось выступить на защиту интересов крестьян, то какой способ действий вы бы избрали? В школу в Антоновке, что в Спасском районе, трудно найти сторожа. Мало охотников по ночам в ней сидеть.
Говорят, там водятся привидения. Нынешний охранник Виктор Иванович Коровушкин рассказывает, что на чердаке постоянно слышатся чьи-то голоса, раздаются непонятные шорохи. Жуть берет! Школа размещена в бывшей помещичьей усадьбе графа Мусина-Пушкина — попечителя Казанского учебного округа. Зданию почти два века, и его стены хранят много тайн. Что здесь только не происходило! От пышных графских балов до заседаний революционных трибуналов. Из подполья усадьбы проложен тайный лаз. Куда он ведет, можно лишь догадываться. Предполагают, что подземный ход проходит под речкой Бездной и соединяет графский особняк с церквушкой, до которой от школы метров 700.
Бывший военрук пытался как-то проверить эту догадку. Но даже у него не хватило духу: прошел несколько метров и встал как вкопанный — всякая чертовщина стала мерещиться. Историческая справка Точная дата возникновения села Бездна не установлена. Церковь Богородицы, ныне отреставрированная, была построена здесь в 1778 году. Но поселение возникло раньше, есть предположения, что еще в XVII веке. По данным профессора Г. Вульфсона, в середине XIX века в Бездне насчитывалось 1300 душ мужского пола. Граф Мусин-Пушкин продал имение своему управляющему Владимиру Родионову, который умер в годы Первой мировой войны. После него владельцем стал Михаил Земцов. В начале 20-х годов XX века село Бездна было переименовано в Антоновку, а графскую усадьбу отдали под школу.
Первым председателем Антоновского сельсовета выбрали справедливого и рассудительного, как говорят немногие помнящие его старожилы, крестьянина Ефима Степанова кстати, прапрадеда нынешнего председателя Валерия Осокина. На базе усадьбы создали два хозяйства: колхоз имени Антона и совхоз «Антоновский».
Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии.
Герцен в "Письмах к противнику", - началась та кровавая полоса нового царствования, которая с тех пор, не перемежаясь, продолжается и растет, но не она одна. С этой же казни начался мужественный, неслыханный в России протест, не втихомолку, не на ухо, а всенародно, в церкви, на амвоне. Казанские студенты отслужили панихиду по убиенным, казанский профессор произнес надгробное слово. Слабодушным этого поступка назвать нельзя". Опубликованные в 1948 году Отделом государственных архивов МВД Татарской АССР документы в сборнике "Бездненское восстание 1861 года" позволяют установить не только фактическую сторону дела, уже и ранее хорошо известную, но и открывают нам некоторые предшествующие ему обстоятельства. Донося министру внутренних дел о бездненских событиях, казанский военный губернатор дает очень интересную характеристику казанского дворянства: "С самого начала возбуждения крестьянского вопроса, - сообщает он, - совершенное отсутствие сочувствия к нему большинства дворян, при полном сочувствии всех остальных сословий, поставило дворян, уже и прежде державшихся замкнутыми в их исключительном кружке, более еще в неприязненное положение к ученому сословию, чиновничьему и купеческому. Я говорю о чиновниках-служащих, потому что огромное число дворян Казанской губернии не что иное, как отставные чиновники, устроившие службой свое состояние и купившие имения: эти последние самые вредные и упорные поборники старины, упрочившей их состояние, и имеющие сильное влияние на остальных дворян их ловкостью, опытностью и так называемыми сведениями в законах. Суждения дворян, переходя от дворовых людей к крестьянам, усилили негодование и недоверенность их к помещикам, дети коих, студенты, между их товарищами были первыми и самыми сильными порицателями действий своих родителей". Казанское дворянство и помещики решили устроить обед в честь усмирителя крестьян, графа Апраксина. Из секретного донесения чиновника особых поручений явствует, что Апраксин обеда не принял, но слухи о том, что некоторые помещики где-то в клубе пили за него, носились в городе очень упорно. Слухи о подготовлявшемся чествовании Апраксина были первым побудительным поводом к тому, что революционно-демократическая часть казанского общества решила отслужить по убитым крестьянам панихиду.
Панихида была отслужена, демонстрация студентов получила широкую огласку и положила начало ряду других протестов и демонстраций. Пострадали священник и дьякон из студентов Духовной академии, служившие в церкви, и профессор А. Щапов, произнесший на этой панихиде знаменитую речь с революционным призывом к восстанию и к свободе. Положение Бутлерова, как ректора, да еще назначенного, а не выбранного, оказалось очень трудным и неприятным, и он просил у Вяземского отставки. Вяземский уговорил его остаться до конца учебного года, но вместе с тем разрешил ему заграничную командировку на летние месяцы. Бутлеров охотно воспользовался возможностью снова всецело отдаться научным изысканиям. Начался новый учебный год. В аудиториях Медико-хирургической академии снова многолюдно и шумно. Вернувшиеся из родных мест студенты привезли с собой тревоги бурного 1861 года. Возле студентов, приехавших из Казанской, Самарской и Симбирской губерний, собрались толпы товарищей.
Они просят рассказать со всеми подробностями о восстании крестьян в селе Бездна. Что же случилось в селе Бездна, почему происшедшее там так взволновало всю страну? Крестьяне не верили тому, что было написано в «Положении об освобождении крестьян». Из уст в уста, из деревни в деревню шла молва: «помещики нашу волю украли», нужно искать «волю настоящую». Один из студентов, сын крупного казанского помещика, излагал бездненскую трагедию так: «Крестьяне взбунтовались, решили перебить сначала всех помещиков с их семействами, затем перебить дворню и, наконец, ограбить церкви, оставив из каждых 10 одну. Но приехал генерал Апраксин с отрядом солдат и навел порядок. Все зачинщики и главные смутьяны были либо убиты, либо арестованы». Что-то еще хотел сказать розовощекий, толстенький, в новом мундире студент, но его прервали, вытолкали из аудитории. Слово взял другой студент, приехавший, из уездного городка Спасска, поблизости от которого разыгрались бездненские события. Студент лично беседовал с очевидцами бездненской трагедии.
Он обстоятельно, неторопливо рассказал товарищам все, что было ему известно. В селе Бездна находилось имение графа Мусина-Пушкина. Свыше 820 крепостных мужского пола жили в нем. Среди крестьян нашелся один, который «вычитал» своим односельчанам из «Положения», что вся помещичья земля должна принадлежать крестьянам, а помещику земли - горы да долы, овраги да дороги, песок да камыш... Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду. Звали его Антоном Петровым. К вечеру 8 апреля в село Бездна прибыл исправник. Он требовал, чтобы крестьяне разошлись по домам. Но никто его не слушал, всю ночь сотни крестьян находились на площади. Все они отправились к дому Антона Петрова, который круглосуточно охранялся большой толпой крестьян.
Снова начались увещевания, но крестьяне не хотели ничего слушать и повторяли, что они совершенно свободны. Через два дня в Бездне появился прибывший из Петербурга граф Апраксин. Он приказал выдать ему зачинщика - Антона Петрова. Толпа крестьян отвергла это требование. Еще через день, 12 апреля, по дороге в Бездну шагали две роты под командованием поручика Половцева. С этим военным отрядом следовал вторично в Бездну и граф Апраксин. За околицу навстречу солдатам вышли два седобородых старца с хлебом и солью. К старикам на коне подъехал поручик Половцев и спросил: - Для кого приготовили хлеб и соль? Крестьяне ответили: - Вашему императорскому величеству! Половцев ускакал к графу Апраксину и передал ему слова крестьян.
Граф приказал передать старикам, что хлеб и соль он не принимает и чтобы они унесли их домой. Обиженные старики понуро пошли обратно. Карательный отряд Апраксина вошел в село. Около четырех тысяч крестьян - здесь были ходоки из сел всего уезда и даже соседних - Самарской и Симбирской губерний - окружили со всех сторон избу Антона Петрова. Граф Апраксин потребовал выдачи Петрова, но крестьяне в ответ только теснее сгрудились вокруг дома, где находился их вожак. Тогда Апраксин отдал приказ поручику Половцеву открыть огонь по безоружной толпе. Его тотчас же схватили.
Между подписанием императором Александром указанного документа и его оглашением в большинстве населенных пунктов Российской империи прошло ровно две недели. Окружение царя хотело основательно подготовиться к дарованию воли, не без оснований опасаясь, что многие эту волю не поймут. Крестьяне веками считали, что земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает — землепашцам. А то, что сами люди труда находились в собственности у помещиков, считалось на селе разновидностью обязанностей перед царем и Отечеством, подобно той же дворянской службе. Просто дворяне должны были исполнять свою службу с оружием, а крестьяне с плугом и серпом. Чтобы быть готовым к возможным крестьянским выступлениям, правительство разослало приказы полицейским силам и войскам. Манифест решено было огласить накануне Великого Поста. С одной стороны, Прощеное воскресенье 17 марта как бы символизировало, что Манифест является прощением должников-крестьян перед помещиками. С другой стороны, с началом Поста традиционно прекращались увеселения, употребление алкоголя — были надежды, что народ встретит реформу с бОльшим смирением, чем в мясоед. Впрочем, император опасался не столько крестьян, сколько благородного сословия.
Практика раздаривания поместий с крепостными за верную службу прекратилась в начале XIX века. За исключением гвардейских полков и части высшего офицерства остальная часть офицеров представляла собой служилое дворянство, рассчитывая лишь на жалованье и будущую пенсию от государства. А помещики, разбалованные «вольностями» времен императриц Елизаветы и Екатерины, хотели служить все реже. Их недовольство дальше салонных бесед с руганью правительственных реформ не шло. Да и оказалось, что обижаться на царя «белой кости» не за что: хотя бывшие крепостные получили личную свободу, земля осталась за прежними владельцами — дворянами! И даже та ее часть, которая отводилась под крестьянские наделы, покупалась государством по ценам, завышенным в 2-6 раз — для помещиков это было подарком судьбы. Хотя для некоторых владельцев крепостных предоставление бывшим рабам личной свободы было, что называется, поперек горла. В поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо? Тогда изворотливые детки полюбовно договорились с отцовскими крестьянами, чтобы те и дальше изображали из себя крепостных, дабы помещик не выполнил свою угрозу...
Но клятве моей не поверили». Стрелять тоже оказалось бесполезно. Пришлось солдатам арестовать 410 человек, только тогда остальные разбежались. Усмирение Кандиевки стоило жизней 8 крестьян. Ещё 114 человек поплатились за неповиновение. Шпицрутены, розги, ссылки на каторгу, тюрьма. Антон Петров выходит к войскам, держа над головой положение о крестьянах. Pinterest Количество случаев, в которых пришлось подавлять волнения войсками, никто не считал, но речь идёт о нескольких сотнях. Иногда появления пехотной роты и разъяснений офицеров хватало, чтобы крестьяне поверили в подлинность Манифеста и успокоились. За всё время не погибло ни одного военного — лишнее подтверждение тому, что гневался народ не на государя и не на государевых людей в мундирах. К счастью, история Бездны и Кандиевки — исключения. В большинстве случаев удавалось усмирить народ уговорами, угрозами или небольшими наказаниями. К середине 1860-х годов волнения сошли на нет. Крестьяне смирились со своей горькой участью. Слишком глубоко крепостничество пустило свои корни в жизнь народа, слишком сильно определяло все отношения в обществе. Государство опиралось на людей, значительную часть которых кормила крепостническая система, и не могло отнять у них всё, но в то же время не могло выкупить у них землю целиком. Лишить имущества корыстных дворян — погибель для царя и государства, но и держать в рабстве миллионы людей — тоже. Единственное возможное решение, которое и принял Александр в этой патовой ситуации, — попытка провести компромиссную реформу: освободить крестьян, хотя бы и обязав их заплатить выкуп выкупные платежи отменили только в 1905 году. Да, это решение получилось не самым удачным. Как писал Некрасов , «одним концом по барину, другим по мужику». Но, так или иначе, с рабством было покончено. СПб: Питер, 2008 Джаншиев Г.
Аресты, розги и кандалы. Как проходила отмена крепостного права в Вятке.
Выступление крестьян в селе бездна. Самым кровавым считается восстание в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии, когда от солдатских пуль погибло 70 крестьян, около 20 было ранено, а организатор выступления Антон Петров был казнен перед односельчанами. Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии. Выступление крестьян в селе Кучки Пензенской губернии 5 августа 1918 г. вылилось в вооруженное нападение на продотряд, расправу с местным комбедом. в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна.
Волнение крестьян в селе бездна. Бездненские волнения
Антон Петров достаточно четко представлял себе это. Позже, в военно-полевом суде, он показал: «Чтобы больше привлечь крестьян к себе, я предложил миру избрать новых сотских и посылал их с другими крестьянами по разным деревням собирать крестьян слушать свободу… и чтобы не давать им [приходящим крестьянам] расходиться». С теми обязанностями, которые были возложены на «новых начальников», они успешно справлялись. Избранный сотником Николай Иванов «собирал народ на сходку к дому Антона Петрова», Лаврентий Матвеев посылал крестьян созывать народ в Бездну.
Избранные по совету Антона Петрова «сотские ездили по деревне и запрещали крестьянам ходить в церковь». Одним словом, следственные материалы показывают активную деятельность вновь избранных начальников.
А то, что сами люди труда находились в собственности у помещиков, считалось на селе разновидностью обязанностей перед царем и Отечеством, подобно той же дворянской службе. Просто дворяне должны были исполнять свою службу с оружием, а крестьяне с плугом и серпом. Чтобы быть готовым к возможным крестьянским выступлениям, правительство разослало приказы полицейским силам и войскам. Манифест решено было огласить накануне Великого Поста. С одной стороны, Прощеное воскресенье 17 марта как бы символизировало, что Манифест является прощением должников-крестьян перед помещиками. С другой стороны, с началом Поста традиционно прекращались увеселения, употребление алкоголя — были надежды, что народ встретит реформу с бОльшим смирением, чем в мясоед. Впрочем, император опасался не столько крестьян, сколько благородного сословия. Тех самых помещиков, которые лишались теперь власти над своими крепостными. Один из высших сановников того времени писал позже о годах, предшествовавших реформе: «Недовольные дворяне только потому не учинили переворот, что боялись нас еще больше, чем мы их». И все равно, в ночь накануне обнародования Манифеста царь провел ночь не в своих покоях, а в покоях сестры — память об ударе табакеркой, прервавшем жизнь его деда, императора Павла, сохранялась.
Он был арестован и вскоре судим военно-полевым судом, приговорен к смертной казни, которая и была совершена в Бездне в присутствии согнанных отовсюду крестьян. В Бездне было убито и умерло от ран около ста человек и примерно столько же было ранено. Жесточайшая и бессмысленная расправа терроризировала крестьянство, волнения прекратились, однако события в Бездне имели ряд далеко идущих политических следствий. Ближайшим следствием этих событий явилась "Куртинская панихида", отслуженная в Казани студентами по "невинно убиенным". С этого момента "академические" волнения студенчества превратились в политические. Герцен в "Письмах к противнику", - началась та кровавая полоса нового царствования, которая с тех пор, не перемежаясь, продолжается и растет, но не она одна.
С этой же казни начался мужественный, неслыханный в России протест, не втихомолку, не на ухо, а всенародно, в церкви, на амвоне. Казанские студенты отслужили панихиду по убиенным, казанский профессор произнес надгробное слово. Слабодушным этого поступка назвать нельзя". Опубликованные в 1948 году Отделом государственных архивов МВД Татарской АССР документы в сборнике "Бездненское восстание 1861 года" позволяют установить не только фактическую сторону дела, уже и ранее хорошо известную, но и открывают нам некоторые предшествующие ему обстоятельства. Донося министру внутренних дел о бездненских событиях, казанский военный губернатор дает очень интересную характеристику казанского дворянства: "С самого начала возбуждения крестьянского вопроса, - сообщает он, - совершенное отсутствие сочувствия к нему большинства дворян, при полном сочувствии всех остальных сословий, поставило дворян, уже и прежде державшихся замкнутыми в их исключительном кружке, более еще в неприязненное положение к ученому сословию, чиновничьему и купеческому. Я говорю о чиновниках-служащих, потому что огромное число дворян Казанской губернии не что иное, как отставные чиновники, устроившие службой свое состояние и купившие имения: эти последние самые вредные и упорные поборники старины, упрочившей их состояние, и имеющие сильное влияние на остальных дворян их ловкостью, опытностью и так называемыми сведениями в законах.
Суждения дворян, переходя от дворовых людей к крестьянам, усилили негодование и недоверенность их к помещикам, дети коих, студенты, между их товарищами были первыми и самыми сильными порицателями действий своих родителей". Казанское дворянство и помещики решили устроить обед в честь усмирителя крестьян, графа Апраксина. Из секретного донесения чиновника особых поручений явствует, что Апраксин обеда не принял, но слухи о том, что некоторые помещики где-то в клубе пили за него, носились в городе очень упорно. Слухи о подготовлявшемся чествовании Апраксина были первым побудительным поводом к тому, что революционно-демократическая часть казанского общества решила отслужить по убитым крестьянам панихиду. Панихида была отслужена, демонстрация студентов получила широкую огласку и положила начало ряду других протестов и демонстраций. Пострадали священник и дьякон из студентов Духовной академии, служившие в церкви, и профессор А.
Щапов, произнесший на этой панихиде знаменитую речь с революционным призывом к восстанию и к свободе. Положение Бутлерова, как ректора, да еще назначенного, а не выбранного, оказалось очень трудным и неприятным, и он просил у Вяземского отставки. Вяземский уговорил его остаться до конца учебного года, но вместе с тем разрешил ему заграничную командировку на летние месяцы. Бутлеров охотно воспользовался возможностью снова всецело отдаться научным изысканиям. Начался новый учебный год. В аудиториях Медико-хирургической академии снова многолюдно и шумно.
Вернувшиеся из родных мест студенты привезли с собой тревоги бурного 1861 года. Возле студентов, приехавших из Казанской, Самарской и Симбирской губерний, собрались толпы товарищей. Они просят рассказать со всеми подробностями о восстании крестьян в селе Бездна. Что же случилось в селе Бездна, почему происшедшее там так взволновало всю страну? Крестьяне не верили тому, что было написано в «Положении об освобождении крестьян». Из уст в уста, из деревни в деревню шла молва: «помещики нашу волю украли», нужно искать «волю настоящую».
Один из студентов, сын крупного казанского помещика, излагал бездненскую трагедию так: «Крестьяне взбунтовались, решили перебить сначала всех помещиков с их семействами, затем перебить дворню и, наконец, ограбить церкви, оставив из каждых 10 одну. Но приехал генерал Апраксин с отрядом солдат и навел порядок. Все зачинщики и главные смутьяны были либо убиты, либо арестованы». Что-то еще хотел сказать розовощекий, толстенький, в новом мундире студент, но его прервали, вытолкали из аудитории. Слово взял другой студент, приехавший, из уездного городка Спасска, поблизости от которого разыгрались бездненские события. Студент лично беседовал с очевидцами бездненской трагедии.
Он обстоятельно, неторопливо рассказал товарищам все, что было ему известно. В селе Бездна находилось имение графа Мусина-Пушкина. Свыше 820 крепостных мужского пола жили в нем. Среди крестьян нашелся один, который «вычитал» своим односельчанам из «Положения», что вся помещичья земля должна принадлежать крестьянам, а помещику земли - горы да долы, овраги да дороги, песок да камыш... Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду. Звали его Антоном Петровым.
К вечеру 8 апреля в село Бездна прибыл исправник. Он требовал, чтобы крестьяне разошлись по домам. Но никто его не слушал, всю ночь сотни крестьян находились на площади. Все они отправились к дому Антона Петрова, который круглосуточно охранялся большой толпой крестьян. Снова начались увещевания, но крестьяне не хотели ничего слушать и повторяли, что они совершенно свободны. Через два дня в Бездне появился прибывший из Петербурга граф Апраксин.
Он приказал выдать ему зачинщика - Антона Петрова. Толпа крестьян отвергла это требование. Еще через день, 12 апреля, по дороге в Бездну шагали две роты под командованием поручика Половцева. С этим военным отрядом следовал вторично в Бездну и граф Апраксин. За околицу навстречу солдатам вышли два седобородых старца с хлебом и солью. К старикам на коне подъехал поручик Половцев и спросил: - Для кого приготовили хлеб и соль?
Крестьяне ответили: - Вашему императорскому величеству! Половцев ускакал к графу Апраксину и передал ему слова крестьян. Граф приказал передать старикам, что хлеб и соль он не принимает и чтобы они унесли их домой. Обиженные старики понуро пошли обратно.
Телеграфным распоряжением царя в ответ на донесение Апраксина было велено «Антона Петрова судить по полевому уголовному уложению и привести приговор в исполнение немедленно». Петров был расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки. Трагедия в Бездне вызвала широкий отклик в передовых слоях русского общества. Студенты Казанского университета и Духовной академии провели панихидупо убитым. С горячей речью, полной ненависти к царизму, выступил молодой профессор истории А.
В «Колоколе» А. Герцен дал подробное описание бездненской трагедии. Щапова 16 апреля 1861 г. Казань, 1948; Устюжанин Е. Безднин-ское восстание 1861 г. Лемке, т. Выступление крестьян Казанской губ. Началось в с. Бездна Спасского у. Петров Антон Петрович Сидоров истолковывал нек-рые статьи "Положений 19 февраля" в интересах крестьян.
В толковании Петрова настоящая воля заключалась в том, что "крестьяне ничего не должны работать на помещика, что вся земля принадлежит крестьянам". Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т. Волнение охватило св. Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды, отказывались исполнять барщину, делили помещичий хлеб. Крестьяне категорически отказались выдать Петрова. Его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам, когда толпа рассеялась. По офиц. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел. По распоряжению Александра II Петров был предан воен. Наиболее активные крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению.
Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократич. Студенты Казанского ун-та и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на к-рой с речью выступил А. Щапов распространялась в рукописных списках, впервые опубл. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февр. Центр - село Бездна. Руководитель - А. Отказ работать на помещиков, неповиновение администрации, требование раздела всей помещичьей земли. Безоружная толпа расстреляна войсками. Члены студенческих кружков ответили на расстрел Куртинской панихидой. Волнения начались в апреле 1861 года в селе Бездна Спасского уезда, где крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений 19 февраля» в интересах крестьян.
В его толковании настоящая воля заключалась в том, что крестьяне не должны работать на помещика, что вся земля принадлежит крестьянам. Известия об этом распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч человек. Волнение охватило свыше 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского, Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний. Крестьяне отказались выдать Петрова, его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам. Согласно официальным данным, было убито 91 и ранено 87 человек. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 человек. Распоряжением императора Александра II Николаевича крестьянин Антон Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 года публично расстрелян. Многие крестьяне были наказаны розгами, приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную Куртинскую панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А.
Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Энциклопедический словарь.