Это невероятно трагическое произведение Рахманинова, ставшее смысловым центром концерта. У Александра Ключко в Третьем концерте Рахманинова хотелось большей наполненности, сконцентрированности. Во Втором фортепианном концерте Рахманиновым впервые был найден подлинный органический синтез различных принципов мелодического развития, взаимодействием и взаимопроникновением которых определяется своеобразие его мелодики.
Денис Мацуев: Играть Рахманинова очень сложно
Второй концерт стал одним из самых общеизвестных, популярных и исполняемых произведений не только Рахманинова, но и всей мировой музыкальной литературы для фортепиано с оркестром. Гость нашего фестиваля — Даниил Харитонов рано проявил способности к музыке. В 5 лет был принят в Новосибирскую специальную музыкальную школу, а затем в специальную музыкальную школу при Московской консерватории. С 2016 года проходил обучение в Королевском колледже музыки в Лондоне. Пианист выступает с лучшими музыкантами и коллективами со всего мира. Его концерты проходили в главных залах Москвы и многих городах России. Моя соседка Елена Николаевна, строитель и постоянный зритель Платоновского фестиваля на протяжении многих лет, открыла секрет и подсказала, что в первую очередь приобретать билеты на фестиваль нужно в филармонии, потому именно там билеты заканчиваются в первую очередь. Спасибо организаторам фестиваля за праздник и восторг души, который открывает новые темы, новые имена, новые театры, актёров, художников, музыкантов! Текст — Ольга Полухина.
И наоборот. Забудем о внутренней предрасположенности души: многие вещи делаются из чувства противоречия. Впрочем, чем сильнее что-то отшвырнешь, тем с большей вероятностью потом этим заинтересуешься. Восстание против отцов — не только подростковый комплекс, издержки «трудного возраста»: в 68-м молодежь берет штурмом библиотеки и оперные театры, утверждая новый массовый стиль, выдвигая своих писателей и мудрецов; битники собирают огромные аудитории, хиппизм становится образом жизни. Для нас таким революционным прорывом стали метареализм и концептуализм конца 80-х — начала 90-х. Причем речь не только о группе литераторов группы всегда существуют , но и о языке поколения. Быть соразмерным своему времени, ощущать плечо собрата, — очаровательное чувство. Проблема в том, что единение коллективизма в один прекрасный момент начинает казаться стадностью, подражательностью, общим местом. Ну, это если у тебя лично что-то есть за душой. Если ты что-то представляешь собой как личность. Начинаются сомнения, ломки, поиски. Ты понимаешь, что время или определенный метод мышления навязывает тебе некие контексты, когда определять свое место в литературе ты хочешь сам. Желаешь сам эти контексты устанавливать: в силу собственного уникального опыта и чувства. Надоело рифмовать — начинаешь писать верлибром; почувствовав однобокость этого письма, возвращаешься к ритму и метру или объединяешь то и другое. Будучи пролетарием, тянешься к интеллигенции; став интеллигентом, тянешься к народу. Живя в Азии, превозносишь Европу; хлебнув западного опыта, с интересом смотришь на родной простор. Цепь отталкиваний практически бесконечна. Пресыщение — главный психологический и мировоззренческий источник познания. Пусть это и не есть та самая работа души, которая порождает поэзию, но это фон, на котором работа души вполне может состояться. Все вокруг читают рэп? Удиви подругу песней Исаковского. Увлекаются Буковски? Прочитай вслух псалом Давида. Люди катаются по европейским поэтическим фестивалям? Езжай на Байкал собирать казачий фольклор… Не позволяй никому себя учить и лечить. Я бы хотел, чтобы на страницах «Русского Гулливера» эта дидактическая интенция отсутствовала. Наше дело — предлагать, не более того. Праздник непослушания. Поэзия в действии. Лучше быть несчастным Сократом, чем счастливой свиньей, — хорошо сказано. Однако насколько запрограммировано это несчастье, вернее — насколько можно использовать его для счастливой полноты жизни? Я часто слышу от друзей, что цельность человека невозможна, что расщепление сознания — черта не только эпохи, но и самой природы. В нас должно жить множество взаимоисключающих душ вместо одной: состояние такого болезненного спора и есть творчество. Я отвечаю, что это — потакание своей болезни не будем определять ее в медицинских терминах , демонстрация ущербности, отсутствие позитивного посыла. Но, похоже, многих именно это и устраивает, хотя шизофреничность, по-моему, серьезно отличается от «священного безумия», которым и является лучшая литература. Различие между «утверждением жизни» и ее отрицанием стерто. В нас настолько силен инстинкт декаданса? В мире не может быть твердого «да» и твердого «нет»? Нет смыслов и смысла? Я далек от душеспасительных разговоров. То, что мы в течение прошлого века исполняли, по существу, «песнь бессилия» 2 , вовсе не значит, что это единственно возможная песня. Для молодого человека она, на мой взгляд, неестественна. Молодость героична, воинственна, ее вряд ли должны прельщать испорченность и извращение. Ты демонстрировал свою утонченность, обаятельно культивировал слабость или эпатировал публику, чтобы возвыситься в кругу друзей или понравиться девушкам? Что делать, если общение с друзьями себя исчерпало, множественность дам сменилась постоянной любовью или полным разочарованием в противоположном поле? Дело может закончиться трагически. Этот номер «Гвидеона» — молодежный, посвящен поэзии и прозе авторов, не достигших тридцати пяти лет. Ждать авторам до «рокового срока» осталось недолго. Переход из условной молодости в условную зрелость обычно переживается трепетно, романтика рефрена «буду умирать молодым» по-прежнему в ходу. Что тут скажешь? Алкогольными самоубийствами и «кризисом среднего возраста» пускай занимаются психотерапевты. Другое дело, что нынешний безопасный уклад литературной жизни позволяет «поэту» после опубликования нескольких книг и получения пары премий удовлетворить тщеславие, уйти в окололитературный бизнес, «не жалеть, не звать, не плакать», в общем — не писать. Главное — оставаться на слуху. Это отдельная, специальная профессия, о которой Владимир Семенович, сочиняя свою песню, не подозревал. Времена меняются. Эволюция на пути к сверхчеловеку парадоксальна. Но ведь не каждого устраивает столь бесславное существование. Ты пришел в этот мир, чтобы его изменить, да? Для этого тебе нужны силы, духовные опоры. Если хочешь — сверхценности. Не буду говорить здесь о «трансцендентном измерении бытия», хотя дело именно в нем. В конце концов, можно подобрать другие, более житейские формулировки. Например, «сила заблуждения». Без идей, пусть даже ложных, ничего серьезного не достигнуть. Если «священным» стал для себя ты сам, со своими привязанностями, сексуальными приоритетами, любимыми напитками и книгами, шанса выйти из болезненного круга почти нет. Нас спасает нечто внешнее, объективное, равнодушное. Только соотнесение твоего творчества с этой величиной и может позволить удержать тебя на плаву и на лету. При отсутствии религиозного опыта пусть подсознательного человеку объяснить это трудно, но часто само творчество приобретает черты такого опыта и становится неуязвимым для советов и наветов. Наличие «силы заблуждения» — особый дар. Возможно, врожденный.
Марина КОСТЕРИНА фортепиано, Омск В программе прозвучит Второй фортепианный концерт Рахманинова, который является одним из самых популярных произведений композитора, благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Танеева, ставшая итогом симфонического творчества композитора и наиболее значительной вехой в развитии русского симфонизма.
Информация о сайте Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики. Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» — информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Рахманинов и музыкальный юмор: каким был "Старый Новый год с Денисом Мацуевым"
Классическая музыка» — исполнил фрагмент Концерта №2 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Музыкант выступил на Концерте-Реквиеме в честь 80-летия полного освобождения Ленинграда от блокады. Зеленский второй раз за месяц заявил о возможных переговорах с Россией. II Концерт классической музыки «От поколения к поколению» к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова состоится в Российском национальном Музее Музыки. Переложить знаменитый Второй концерт Рахманинова на сценические движения взяли на себя смелость хореографы Софья Гайдукова и Константин Матулевский, которые славятся своими работами в жанре современного танца.
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Второй концерт Рахманинова Денис Мацуев исполнил совместно с Московским государственным симфоническим оркестром. Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова и история его создания Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войд. Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова и история его создания Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войд. Второй концерт Рахманинова входил в репертуар многих ведущих пианистов мира. Во Втором фортепианном концерте Рахманинова эта тема выражена с особой лиричностью и поэтичностью, сопровождаясь теплотой и эмоциональной проникновенностью. В программе: Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор и Симфония №2 Сергея Рахманинова.
Воронежцы услышат ещё одну трактовку Второго концерта Рахманинова
Партии исполнят солисты Большого и Мариинского театров, Москонцерта, театров «Геликон-опера» и «Новая опера». Поделиться с друзьями:.
В Четвертом концерте четко прослеживается мироощущение Рахманинова в те годы: тоска по родной стране, чувство приближения мировой катастрофы, поиск своего места в мире. Первая часть Allegro vivace — порывистая и чувственная; вторая Largo — лирическая, полная драматизма; третья Allegro vivace — колючая, местами дерзкая. В целом все произведение можно назвать торжественно трагичным.
Этот концерт Рахманинов посвятил композитору и пианисту Николаю Метнеру. Он считал Николая гениальным, а его работы — свежими и современными. Метнер отвечал Рахманинову взаимностью: ценил его как творца и человека и посвятил ему свой Второй фортепианный концерт. Рахманинов работал над ним в своем имении Сенар в Швейцарии в 1934 году. Вариации исполняются без перерыва — в музыке этот прием называется attacca.
Общая продолжительность произведения — около получаса. Но «Рапсодию» можно по смыслу и настроению мелодии поделить на три части: с 1 по 11, с 12 по 18 и с 19 по 24. Сегодня вариации Рахманинова на тему Паганини популярнее скрипичного оригинала итальянского виртуоза. Самым известным фрагментом «Рапсодии» является вариация 18. Он считается уникальным из-за своего звучания: этот отрывок — кульминация произведения, но носит не героический, а лирический характер.
А еще ее часто используют в поп-культуре. Так, в финале комедии «День сурка» герой Билла Мюррея играет на синтезаторе вариацию 18 из «Рапсодии» Рахманинова, только не классическую, а в джазовой обработке — и этим завоевывает сердце возлюбленной. Работы Рахманинова — жемчужины классической русской музыки.
На сцене — Заслуженный коллектив России под управлением известного петербургского дирижера Анатолия Рыбалко, солист — всемирно востребованный петербургский пианист, победитель престижных конкурсов Мирослав Култышев. В программе — единственная в наследии Арнольда Шенберга симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» и знаменитый Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова, триумфальная премьера которого ознаменовала преодоление композитором затяжного творческого кризиса, вызванного провалом его Первой симфонии — здесь же, в Зале Дворянского собрания. В 1903 году Рахманинов, до конца жизни хранивший верность эстетике романтизма вопреки всем стилистическим потрясениям XX века, солировал в этом зале, исполняя Второй концерт.
Это сильно отразилось на душевном состоянии Рахманинова, из-за чего он даже отказался полностью от композиции на несколько лет, пребывая в сильнейшей депрессии. Такое состояние продолжалось у музыканта три года. Он постоянно жаловался на усталость, бессонницу, острую боль в спине, руках. Друзья и близкие пытались всячески помочь ему, даже организовали встречу со Львом Толстым. Но это не помогло, а наоборот, еще более усугубило ситуацию. После возвращения домой, Рахманинова стали мучить галлюцинации. И только Николай Даль, в те времена очень известный врач-гипнотизер и психотерапевт, к тому же музыкант —любитель играл в струнном квартете помог преодолеть Сергею Рахманинову его столь тяжелое душевное состояние. Музыку этого прекрасного произведения можно услышать во многих фильмах: «Рай» 2016 , «Женщина и Мужчина» 2010 , «Частная жизнь» 1982 , «Поэма о крыльях» 1979 , «Весна на Заречной улице» 1956 , «Ветка сирени» 2007 , «Бинго-Бонго» 1982 , «Короткая встреча» 1974 , «Бункер», мультфильм «Свинья-копилка» 1963 и др. Дело в том, что он узнал о замужестве своей возлюбленной.
Денис Мацуев: Играть Рахманинова очень сложно
Вторую часть Adagio sostenuto редко кто смог исполнить лучше на диске даже в замечательной записи Мацуева 2013 году с Нью-Йоркским филармоническим оркестром и Аланом Гилбертом на RCA Red Seal , звук рояля шелковистый и чувственный, его известная полная томления мелодия красиво податлива и лирична; оркестровое сопровождение богато на детали. Точно так же звучит и восторженный романтизм финала, где солист и оркестр с выразительным взаимопониманием, хорошо продуманной страстностью и драматизмом. Написанный в память о друге, который покончил жизнь самоубийством, бурный и буйный Второй концерт Прокофьева предлагает слушателям значительно более тяжёлый опыт. Тем не менее, он тоже отличается захватывающей виртуозностью. На протяжении всего концерта Мацуев описывает чувство и форму — и то, и другое в постоянном потоке - с безошибочной уверенностью.
А фирменная аппаратура обеспечивала прекрасный звук, при котором любая музыка, независимо от жанра, могла зачаровать любого. Даже если это — сугубо камерные произведения в виде романсов под аккомпанемент одного фортепиано. Именно такой программой открыла второй день фестиваля народная артистка России, обладательница нежного сопрано неподражаемая Хибла Герзмава. Сергей Рахманинов написал более 80 романсов, и отличаются они не только хитовыми мелодиями, но и очень интересными и непростыми по исполнению партиями фортепиано. В результате получается не просто голос с аккомпанементом, а равноценный дует вокала и фортепиано. Свою программу Хибла Герзмава символично начала со знаменитой распускающейся «Сирени», а завершила бушующими «Вешними водами». Рахманинова пианист Иван Бессонов.
Мне более понятно движение по спирали, или, как говорят философы, идея «вечного возвращения». На малых промежутках времени ощущение цикличности не столь очевидно: поживем — увидим. Восточная практика ученичества и преемственности, по большому счету, новым временем отброшена: переосмысление традиции происходит через ее отрицание. Суфии говорят: неверие учителя есть вера ученика 1. И наоборот. Забудем о внутренней предрасположенности души: многие вещи делаются из чувства противоречия. Впрочем, чем сильнее что-то отшвырнешь, тем с большей вероятностью потом этим заинтересуешься. Восстание против отцов — не только подростковый комплекс, издержки «трудного возраста»: в 68-м молодежь берет штурмом библиотеки и оперные театры, утверждая новый массовый стиль, выдвигая своих писателей и мудрецов; битники собирают огромные аудитории, хиппизм становится образом жизни.
Для нас таким революционным прорывом стали метареализм и концептуализм конца 80-х — начала 90-х. Причем речь не только о группе литераторов группы всегда существуют , но и о языке поколения. Быть соразмерным своему времени, ощущать плечо собрата, — очаровательное чувство. Проблема в том, что единение коллективизма в один прекрасный момент начинает казаться стадностью, подражательностью, общим местом. Ну, это если у тебя лично что-то есть за душой. Если ты что-то представляешь собой как личность. Начинаются сомнения, ломки, поиски. Ты понимаешь, что время или определенный метод мышления навязывает тебе некие контексты, когда определять свое место в литературе ты хочешь сам.
Желаешь сам эти контексты устанавливать: в силу собственного уникального опыта и чувства. Надоело рифмовать — начинаешь писать верлибром; почувствовав однобокость этого письма, возвращаешься к ритму и метру или объединяешь то и другое. Будучи пролетарием, тянешься к интеллигенции; став интеллигентом, тянешься к народу. Живя в Азии, превозносишь Европу; хлебнув западного опыта, с интересом смотришь на родной простор. Цепь отталкиваний практически бесконечна. Пресыщение — главный психологический и мировоззренческий источник познания. Пусть это и не есть та самая работа души, которая порождает поэзию, но это фон, на котором работа души вполне может состояться. Все вокруг читают рэп?
Удиви подругу песней Исаковского. Увлекаются Буковски? Прочитай вслух псалом Давида. Люди катаются по европейским поэтическим фестивалям? Езжай на Байкал собирать казачий фольклор… Не позволяй никому себя учить и лечить. Я бы хотел, чтобы на страницах «Русского Гулливера» эта дидактическая интенция отсутствовала. Наше дело — предлагать, не более того. Праздник непослушания.
Поэзия в действии. Лучше быть несчастным Сократом, чем счастливой свиньей, — хорошо сказано. Однако насколько запрограммировано это несчастье, вернее — насколько можно использовать его для счастливой полноты жизни? Я часто слышу от друзей, что цельность человека невозможна, что расщепление сознания — черта не только эпохи, но и самой природы. В нас должно жить множество взаимоисключающих душ вместо одной: состояние такого болезненного спора и есть творчество. Я отвечаю, что это — потакание своей болезни не будем определять ее в медицинских терминах , демонстрация ущербности, отсутствие позитивного посыла. Но, похоже, многих именно это и устраивает, хотя шизофреничность, по-моему, серьезно отличается от «священного безумия», которым и является лучшая литература. Различие между «утверждением жизни» и ее отрицанием стерто.
В нас настолько силен инстинкт декаданса? В мире не может быть твердого «да» и твердого «нет»? Нет смыслов и смысла? Я далек от душеспасительных разговоров. То, что мы в течение прошлого века исполняли, по существу, «песнь бессилия» 2 , вовсе не значит, что это единственно возможная песня. Для молодого человека она, на мой взгляд, неестественна. Молодость героична, воинственна, ее вряд ли должны прельщать испорченность и извращение. Ты демонстрировал свою утонченность, обаятельно культивировал слабость или эпатировал публику, чтобы возвыситься в кругу друзей или понравиться девушкам?
Что делать, если общение с друзьями себя исчерпало, множественность дам сменилась постоянной любовью или полным разочарованием в противоположном поле? Дело может закончиться трагически. Этот номер «Гвидеона» — молодежный, посвящен поэзии и прозе авторов, не достигших тридцати пяти лет. Ждать авторам до «рокового срока» осталось недолго. Переход из условной молодости в условную зрелость обычно переживается трепетно, романтика рефрена «буду умирать молодым» по-прежнему в ходу. Что тут скажешь? Алкогольными самоубийствами и «кризисом среднего возраста» пускай занимаются психотерапевты. Другое дело, что нынешний безопасный уклад литературной жизни позволяет «поэту» после опубликования нескольких книг и получения пары премий удовлетворить тщеславие, уйти в окололитературный бизнес, «не жалеть, не звать, не плакать», в общем — не писать.
Главное — оставаться на слуху. Это отдельная, специальная профессия, о которой Владимир Семенович, сочиняя свою песню, не подозревал. Времена меняются. Эволюция на пути к сверхчеловеку парадоксальна. Но ведь не каждого устраивает столь бесславное существование. Ты пришел в этот мир, чтобы его изменить, да? Для этого тебе нужны силы, духовные опоры. Если хочешь — сверхценности.
Не буду говорить здесь о «трансцендентном измерении бытия», хотя дело именно в нем. В конце концов, можно подобрать другие, более житейские формулировки. Например, «сила заблуждения». Без идей, пусть даже ложных, ничего серьезного не достигнуть. Если «священным» стал для себя ты сам, со своими привязанностями, сексуальными приоритетами, любимыми напитками и книгами, шанса выйти из болезненного круга почти нет. Нас спасает нечто внешнее, объективное, равнодушное.
В нём участвовали Денис Мацуев фортепиано , солистка Мариинского театра Мария Баянкина сопрано , Борислав Струлёв виолончель , Екатерина Мочалова домра , Софья Кипрская арфа ,лауреат юношеских конкурсов Елисей Косолапов скрипка и Академический симфонический оркестр Самарской филармонии. Дирижёр — Филиппо Десси. Концерт вела музыкальный журналист, лауреат премии «Просветитель» Ляля Кандаурова. Проект реализуют при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
2-й фортепианный концерт Рахманинова: история шедевра
Сложность: Второй концерт Рахманинова считается одним из самых технически сложных произведений для фортепиано в репертуаре классической музыки. Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там особое место. Второй концерт Рахманинова стал одной из важнейших страниц в истории российской и мировой классической музыки, а его исполнение продолжает являться настоящим испытанием для музыкантов до сегодняшнего дня.
Фортепианные концерты
- Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Солист Евгений Кисин (1987)
- Несколько слов от составителя
- Вторая симфония Сергея Рахманинова
- Московская консерватория - Афиша 16 ноября 2023 г. - Моцарт — Реквием. Рахманинов Концерт №2
Слушаем вместе: что мы должны знать о Втором концерте Сергея Рахманинова?
Вечер открылся одним из самых знаменитых произведений Рахманинова – Концертом № 2 для фортепиано с оркестром. II Концерт классической музыки «От поколения к поколению» к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова состоится в Российском национальном Музее Музыки. Второй концерт считается в творчестве Сергея Рахманинова особенным. Второй фортепианный концерт и Вторая симфония Сергея Рахманинова – грандиозные шедевры, воспевающие необъятный, полный драматизма и величия, русский мир – прозвучат в исполнении лауреата международных конкурсов Филиппа Копачевского и оркестра «Русская.