На самом деле история строительства храма начинается не с желания Соломона, она начинается с желания царя Давида. Наконец царю Давиду принадлежит самая идея храма или план храма в общем и частях, переданный им Соломону в торжественном завещании и с настоятельным требованием выполнить его. Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма.
Строительство храма царя Соломона часть 1
Share Flag Next Entry. Святослав Мазур: Путин согласился стать жертвенным бараном в строительстве Третьего Храма Соломона. Тоже решили построить Храм Соломона, правда не христиане. Строительство Храма длилось семь лет, с 957 по 950 год до н. была завершена в восьмом месяце одиннадцатого года царствования Соломона.
Лекция 16.2. Строительство храма. Царь Соломон
Первая репетиция Апокалипсиса: Храм Соломона в Бразилии | Третий храм Соломона: последние новости. |
Храм Соломона в Иерусалиме. Фото, история, как выглядит сейчас, видео | Главная» Новости» Храм соломона новости. |
Торжественное открытие Храма и свадьба Соломона с египетской принцессой | Израиль в 2024 году собирается начать строительство третьего храма Соломона. |
Торжественное открытие Храма и свадьба Соломона с египетской принцессой | Наконец царю Давиду принадлежит самая идея храма или план храма в общем и частях, переданный им Соломону в торжественном завещании и с настоятельным требованием выполнить его. |
В Бразилии состоялось открытие «храма царя Соломона» (+фото и видео) | | Храм, построенный Соломоном, существовал с 1007 до 588 г. до н.э. В храме, как и в скинии, было два отделения: Святилище и Святая Святых. |
Святослав Мазур: Путин согласился стать жертвенным бараном в строительстве Третьего Храма Соломона
Традиционно она считается местом, откуда была взята земля для сотворения Адама и где он впоследствии приносил жертвы Б-гу. Здесь же Авраам продемонстрировал свою преданность Б-гу, собравшись принести в жертву своего сына Исаака. Первый храм, согласно Танаху, был воздвигнут в правление царя Соломона и разрушен вавилонянами в 586 году до нашей эры. Считается, что строительство Второго храма было закончено через 70 лет после разрушения Первого, в 516 году до нашей эры. Он простоял почти 600 лет и был разрушен римлянами в 70 году нашей эры. Это событие стало страшной трагедией для еврейского народа: в последующие годы большая часть евреев была изгнана из Иудеи.
С тех самых пор евреи не прекращают оплакивать разрушение Второго храма — особенно в день поста Девятого ава — и лелеют мечту его восстановить. Франческо Айец. Почему же Третий храм до сих пор не построен? В своём видении Иезекииль совершает путешествие в будущее и проходит по территории некоего Храма, переходя из внешнего двора во внутренний, а затем и в святая святых. В идеале согласно этому видению должны были быть устроены Первый и Второй храмы.
Однако на практике осуществить это не удалось: пророчество довольно туманно и неопределённо. Когда пришло время строить Второй храм, евреи спроектировали его в соответствии с размерами Первого храма, включив лишь некоторые аспекты, прямо указанные в Книге Иезекииля. Aryeh Weiss. Существует и ряд других теологических препятствий. Так, на территорию Храма запрещено входить в состоянии ритуальной нечистоты.
А единственный способ стать ритуально чистым — это использовать пепел красной телицы, что сопряжено с определёнными трудностями: ведь красных коров в природе не бывает. Но, возможно, самая сложная на сегодняшний день проблема — размещение жертвенного алтаря, который должен находиться в очень конкретном месте.
То есть на Храмовой горе. И тут задачка со строительством заходит в тупик — ведь на Храмовой горе уже находятся важнейшие мусульманские святыни. Слово еврейским мудрецам После разрушения Второго храма и последовавшего за ним неудачного восстания Бар-Кохбы римляне дали провинции Иудее новое название Сирия Палестина, чтобы навсегда стереть память о еврейском присутствии. В IV веке эта территория отошла Византии, а в 638 году Иерусалим взяли арабы. На Храмовой горе была построена мечеть Аль-Акса и святилище Купол Скалы, которые находятся там и по сей день.
Потом Палестина была то в руках крестоносцев, то снова у арабов. Глядя на всё это, евреи диаспоры пришли к выводу, что о возвращении в Сион и строительстве Третьего храма остаётся пока только мечтать и молиться. Поэтому в Средние века большинство раввинов сошлись на мнении, что для восстановления Святого храма лучше дождаться Машиаха : ведь именно он займётся искуплением евреев и вернёт их на историческую родину. Маймонид учит, что Храм будет построен самим Машиахом и на самом деле это строительство будет одним из признаков того, что он действительно Машиах. А крупнейший комментатор Торы и Талмуда Раши считает, что Храм чудесным образом спустится на землю уже в готовом виде. Некоторые комментаторы сочетают обе эти точки зрения: например, великий мудрец Саадия Гаон считает, что вначале народ построит Храм, а потом на него опустится Шехина, Б-жественное присутствие — ведь именно так это случилось во времена Моисея и царя Соломона. Джеймс Тиссо.
Несложно догадаться, что место, столь святое как для евреев, так и для мусульман, давно стало причиной напряжения и даже вооружённых конфликтов. Территория Храмовой горы, известная мусульманам как Харам аш-Шариф, находится сейчас под суверенитетом Израиля, однако контролируется Исламским Вакфом, совместным палестинско-иорданским религиозным органом. В XX веке радикальные еврейские группы не раз пытались избавиться от мусульманских святынь, чтобы построить на их месте тот самый Третий храм. Так, в 1984 году службы безопасности Израиля остановили группу еврейских террористов, задумавших взорвать Аль-Аксу. С тех пор власти внимательно следят за любыми попытками нарушить статус-кво. Согласно правилам Вакфа, евреи, желающие подняться на Храмовую гору, должны соблюдать ряд правил: не молиться, не преклонять колени, не танцевать, не петь и не рвать на себе одежду.
Он-то и возобновит здесь службы. Апостол Павел также в своем послании в Фессалоникийцам гл. Когда я возвращаюсь к информации об этом храме, у меня мурашки по коже бегают. Подумать только, прошло столько лет, у этого храма такая тяжелая и необычная судьба. Пути Твои, Господи, неисповедимы. Муж мне рассказывал, что иудеи, так ждавшие мессию, поймут, что это не он. И тогда все-таки большинство из них станет православными. А вы знали историю храма Соломона, или, как сейчас его называют, мечети Аль-Акса? Если статья была вам полезна, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал - так о ней узнает больше читателей. В этой заметке совершенно верно сказано, и точно изложено православная учение о пришествии антихриста, и храме Соломона. Нередко сейчас слышишь продвигаемую идею; что Бог один, и только разные к нему пути христиан ,мусульман, и иудеев. Идея это масонская, то есть служителей дьявола и невежественные люди повторяют её ,православные христиане говорят что это ересь, название ей экуменизм. Любимый ученик Иисуса Христа и евангелист Иоанн богослов в своем послании говорит так: духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти , есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, я о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире. Иудеям Господь говорит в Евангелии: я пришел во имя Отца моего, и не принимаете меня; А если иной придет Во имя своё, его примете. И ещё, сейчас мы видим сбывающиеся слова Господа: "когда приду, едва ли обрящу веру на земле"это сказано о втором и славном пришествии Христа на землю , судии и Бога! И название этому пришествию "страшный суд"на котором Христом Богом навечно будет определена участь каждого человека!
Норов, сравнивший эту древнюю базилику с построенной в конце IV в. Оно имеет 7 крестовых ходов или нефов. Марков, побывавший здесь в конце ХIХ века. В 1516 году под Халебом современный Алеппо, Сирия войско очередного мамлюкского султана было разбито армией турецкого султана Селима I. Территория Палестины вошла в состав турецкой империи, и это продолжалось до концаПервой мировой войны. Сирией стали управлять турецкие паши, и в 1516 году Палестина вошла в состав Дамасского пашалыка. В результате турецко-египетской войны 1831—33 гг. Ничто не могло произвести более соблазна в фанатическом народонаселении Иерусалима. Это обстоятельство, связанное с иерусалимскими святынями ислама, явилось одной из немаловажных причин быстрого ослабления египетской власти при 70-тысячной армии Ибрагима в 1840 году. В конце 1840 года египетская армия вынуждена была эвакуироваться из Палестины и других областей, входивших в состав Оттоманской Порты. По условиям Лондонского трактата 1840 года Палестина вновь была передана турецкому правительству. Как видно из приведенных сведений, в первой половине ХIХ в. Это было отголоском эпохи крестовых походов. В то время христианско-мусульманские отношения оставались в целом напряженными. Как писал в эти годы А. Все это не могло не вызвать озабоченности у мусульманского духовенства Иерусалима, которое изыскивало средства для того, чтобы оградить последователей ислама от излишнего общения с христианами. Об одном таком способе сообщал русский исследователь Е. Картавцев, побывавший в Иерусалиме в конце 1880—начале 1890-х гг. Как известно из Библии, Моисей никогда не был в Палестине и после смерти был погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня Втор 34:6. Далее следует предоставить слово автору записок. Как отмечал русский публицист и общественный деятель А. Что касается А. Норова, то он был, по-видимому, первым русским паломником со времени игумена Даниила ХII в. Интересна была реакция привратника мечети,простого мусульманина, который был далек от новых веяний в расстановке сил на ближневосточной арене. По этому поводу А. Таким образом, А. Норову и его спутникам была предоставлена редкая по тем временам возможность спокойно, без риска для жизни осмотреть обе знаменитые иерусалимские мечети, и благодаря этому русский исследователь смог составить подробное и обстоятельное описание внутреннего вида мечетей Куббат-ас-Сахра и аль-Акса 35. После Крымской кампании 1853—1856 г. Как писал об этом в своей книге В. Он работал в мечети Омара так же смело, как бы в Ватикане. Интересно отметить, что А. Норову, о котором шла речь выше, снова удалось посетить Иерусалим в 1861 году и побывать в Харам-аш-Шарифе. Известный исследователь Пермского края Д. В 1874 году профессор Киевской Духовной Академии А. Олесницкий отправился на Ближний Восток с научными целями. Как известно, Германия стремилась стать союзницей Оттоманской Порты. Осенью 1898 года кайзер ВильгельмII посетил Иерусалим и Дамаск, где осмотрел не только христианские, но и мусульманские святыни 40. Обе святыни были отремонтированы к приезду высокого гостя. В связи с этим имеет смысл хотя бы кратко обобщить те вероисповедные моменты, которые сближают христиан и мусульман в их почитании Иисуса Христа и Божией Матери. Можно вспомнить о том, что сам Мухаммед велел сохранить в мекканской Каабе изображение Марии с Богомладенцем, которое оставалось там до пожара 68З года 42. Почитание Иисуса Христа сохранялось среди мусульман и во времена Средневековья, несмотря на резкое ухудшение их отношения к христианам, которое было связано с событиями крестовых походов. Сходные мысли выражал почти через четыре столетия и А. Норов при посещении иерусалимской мечети в 1835 году. И снова можно привести сообщение средневекового арабского летописца, еще раз подтверждающего древность исламской традиции почитания Иисуса Христа. Насири-Хосроу ум. Она каменная и настолько велика, что в ней люди творят намаз. Я там сотворил намаз. Колыбель настолько прочно прикреплена к полу, что является неподвижной. В этой колыбели лежал Иисус, будучи ребенком, и разговаривал с людьми. В этой мечети колыбель заменяет михраб ниша, указывающая направление молитвы — а. Там есть еще другой михраб, михраб Захарии. О мнимой колыбели Иисуса, сохраняемой мусульманами в течение многих столетий, сообщал и А. Описывая внутренний вид мечети аль-Акса, он особое внимание обратил на алтарную часть бывшей церкви Введения Богородицы во храм. На помосте первой ниши, которая на правой стороне, напечатлен на простом камне след одной стопы человеческой; а на помосте второй — след двух стоп. Первая, одинокая стопа, есть след Иисуса, перенесенный сюда с вершины горы Елеонской, где остался другой отпечаток Божественной стопы. Другие два следа оставлены на земле, как сказывают мусульмане, Пресвятой Девой Марией. В этом же плане о мечети аль-Акса пишет и Е. Такой же святыней для христиан является и мечеть Куббат-ас-Сахра, внутри которой недалеко от скалы есть спуск, где по преданию Богоматерь в сороковой день по рождении Христа, принесла двух голубей в очистительную жертву. Мечеть ас-Сахра построена византийскими зодчими. И наконец, подводя итог сказанному, можно предоставить слово известному русскому публицисту В. Дорошевичу, который наиболее полно обобщил сообщения своих предшественников, относящиеся к рассматриваемой теме. Эта возвышенная площадка, всегда служившая для поклонения Богу, залита лучами Его славы. И память о Нем сохранилась здесь, как тихий луч заката долго еще дрожит на вершине горы» 53. Арабо-израильский конфликт в его религиозном аспекте В середине ХIХ века еврейское население Палестины было незначительным и насчитывало немногим более 11 тысяч человек. Как писал В. Они по-прежнему довольствовались молитвой у Стены Плача, в большом числе собираясь сюда вечером по пятницам. Хотя это положение конституции было призвано гарантировать религиозную веротерпимость, на практике это выполнялось далеко не всегда. И воздвигнута между ними стена, у которой врата: внутренность ее — милосердие, а наружность — со стороны ее — наказание» 57,13. Такое истолкование, о котором упоминал еще в 1496 году главный судья ханбалитов 57 в Иерусалиме Муджираддин ал-Ханбали ум. Многовековое турецкое господство в Палестине было закончено. По соглашению с Россией, заключенному еще в 1916 году, англичане обязались установить в Палестине международное управление. Но, вступив в Палестину, они всеми силами старались удержать эту страну под своей властью 59. В это время мечеть Куббат-ас-Сахра находилась в плачевном состоянии. Поэтому в 1918 году член королевского института британских архитекторов Эрнст Т. Ричмонд был приглашен возглавить работы по реставрации мечети Скалы.
Храм Соломона — история, строение, значение
Третий храм Соломона: последние новости. До строительства храма в Иерусалиме в Скинии приносились жертвы и хранился Ковчег Завета — тот самый, в котором были спрятаны Скрижали Завета с Десятью заповедями. На самом деле история строительства храма начинается не с желания Соломона, она начинается с желания царя Давида. Он убедил царя в том, что миссию по строительству храма нужно оставить сыну Давида – Соломону. На самом деле история строительства храма начинается не с желания Соломона, она начинается с желания царя Давида. Построенный при царе Соломоне ветхозаветный Храм был душой религиозной жизни избранного Богом народа.
Третий храм против Третьего Рима.Мечта евреев и масонов.
Святая святых и святилище были разделены стеной, внутри которой сделали дверь. Стены Храма сделаны из тесаного камня, а снаружи они сделаны из белого мрамора, внутри - листовым золотом и деревом. Двери и потолок покрывали золотом, пол делали из кипариса. Стены были украшены изображениями херувимов и орнаментами в виде растений — цветами, пальмами и калокинтами. Пальма когда-то считалась райским деревом как символ чего то прекрасного, величия и совершенства в нравственном плане. В Храме пальму считали символом торжества Бога в Иерусалиме. В библии описаны богослужения в Иерусалимском храме, которые отличались невиданным величием и грандиозностью. Когда люди приходили на праздники и заполняли двор Храма, священники и левиты подходили к жертвеннику, а хоры пели псалмы, музыканты играли, в эти моменты Слава Господня облаком заполняла Храм. Разрушение Храма Соломона Храм Соломона просуществовал три с половиной столетия до тех пор, пока в 589 году до н. Ковчег Завета был окончательно утерян, иудейский народ попал в плен, который продолжался 70 лет.
В начале своего правления Персидский царь Кир позволил иудеям вернуться в свое отечество и восстановить свои святыни. Восстановление длилось 19 лет. Предполагалось, что Храм будет повторять первоначальный вариант. Но он получился все-таки беднее и выглядел не так великолепно как первый Храм. Перед началом строительства Храма были приготовлены тысячи телег для перевозки храма. Тысячи священников в срочном порядке обучились строительному ремеслу. Эти знания они использовали для проведения работ внутри храма, в той части, где разрешен вход только священникам. Размах работ не мог не поражать. Они длились 9,5 лет.
Перестройка корпуса Храма длилась 1,5 года. В конце работ его освятили.
Храм Иерусалимский по отношению к Иисусу Христу был прообразом Его вочеловечения. Как храм устроен был по чертежу отца-строителя — царя Давида, — так воплотился Сын Божий согласно с волей Бога Отца. Великолепие и богатство храма символически указывают на сокровища премудрости и разума в Иисусе Христе см.
Освящение храма состоялось в седьмой месяц афаним еврейского календаря. Как и при освящении скинии, явилось облако — зримый образ славы Господней. Царь Соломон обратился ко Господу с молитвой стоя лицом к храму это вошло в обычай: где бы ни был израильтянин, он обращался при молитве лицом к храму. Во время освящения храма Соломон молился на медном амвоне высотой в три локтя, поставленном среди двора, воздев руки к небу и преклонив колени. Молитва царя была исполнена высоких чувств и твердого упования на Бога: Господи Боже Израилев!
По словам преподобного Ефрема Сирина, многочисленные жертвы двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого , которые принес царь Соломон в день освящения храма, указывают на всемирную жертву Спасителя, которою Он освятил Свою Святую Церковь. О мудрости Соломона стало известно далеко за пределами Израиля. Его посетила царица Савская. Иисус Христос указывает на это событие: Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона Мф 12, 42. Слава Соломона стала для него великим нравственным испытанием, которое он не смог выдержать.
Постепенно Соломон становится обладателем колоссальных богатств. Все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме, построенном из ливанского дерева, были также из золота. Самое печальное было в том, что Соломон стал делать то, что запретил Господь через пророка Моисея, говоря о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно Втор 17, 17. У Соломона было тысяча четыреста колесниц.
Таким образом, здесь говорится только о цепях, скрученных или сплетенных из многих составных нитей, представлявших вид толстых снурков. Что снурки не были как либо переплетены здесь в виде сети, ясно видно из того, что дальше указывается даже количество их: семь снурков дано для одной капители и семь снурков для другой. Очевидно семью снурками нельзя было назвать сплетенную из них каким бы ни было образом сеть. Это, говорят, могло быть только в том случае, если они сами составляли часть капители.
Нам представляется совершенно наоборот: о том, что само есть капитель или составная часть капители, никак нельзя сказать, что оно назначено для того, чтобы прикрывать капитель. Этим выражением несомненно плетеные работы противопоставляются капителям, как нечто совершенно стороннее. Библейское выражение: покрывать не употребляется в значении нашего выводить фигуры; вместо: покрытый барельефами по-еврейски нужно сказать: наполненный барельефами, в Плетеная работа или снурки не могли входить в самую капитель, потому что они были сделаны только для капители, уже готовой или предполагавшейся готовою независимо от них 3Цар. Когда при колонне, имущей 35 локтей высоты, стоявшей независимо и уединенно, упоминаются цепи, и притом сложные, в виде плетеных канатов, то нам представляется самым естественным предположением, что они предназначались для неподвижного утверждения колонны на месте. Так как семь цепей, предназначавшихся для той и другой колонны, считаются как бы одним целым, одною цельною связкою цепей 3Цар. Поэтому уже можно было сказать, что связка цепей накрывала собою капитель, хотя это выражение никогда не может быть понимаемо здесь в строгом смысле, как понимал Винер, что капитель сначала была сделана в известном виде, а потом сокрыта под каким нибудь покровом в таком случае зачем же она была сделана? Без всякого сомнения покрытием капители могло быть нечто а внешнее по отношению к капители, б на ней лежащее, в нечто осеняющее ее слегка, но не закрывающее от взоров зрителей 88. LXX толковников 3Цар.
Прибавим к этому, что украшения в виде висящих на нитках шаров, яблок, страусовых яиц очень распространены на нынешнем востоке. Их можно встречать одинаково и в церквах, и в мечетях, и в синагогах. Отделив таким образом то, что в библейском тексте указано независимо от капители, посмотрим теперь, какой вид библейские писатели и древнее предание дают Соломоновой капители. Книга 4Цар. Это выражение употреблено два раза ст. Других объяснений вида капители библия не дает. Этот именно перевив цветочных лепестков и листьев пальмы Иосиф Флавий и считает тою сетью или сетчатою работою, которая была при колоннах. По крайней мере, кроме этой сети пальмовых листьев, Иосиф не полагает на капителях никакой другой сетеподобной работы.
С объяснением Иосифа согласно и дальнейшее предание: одни еврейские толкователи видели на капители Соломона вообще древесные ветви Кимхи , другие пальмовые листья, третьи ветви тех дерев, которые евреи носили в праздник Кущей. Лигтфоот, на основании этих преданий, выводит такое определение Соломоновой капители: капитель слагалась из семи главных ветвей, которые переплетались побочными листьями и стволами Descr. Templi XIII, 11. Хотя для таких переплетов листьев капители нет основания в библейском тексте, но приведенные предания правильно понимают текст в том смысле, что оставляют для капители уже одни растительные элементы. Но растительные элементы, указываемые Св. Где его искать? По счастию библейские источники не оставили нас без руководства и в этом случае. Так как, указывая образец капители в уламе или притворе, текст не говорит, что здесь нужно разуметь исключительно притвор самого храма, как он называется в других местах ст.
Впрочем это и само собою понятно, и едва ли кто либо станет доказывать существование разных типов капителей в Соломоновом храме. Кроме притворов храма, пророк Иезекииль указывает, и даже подробно описывает, притвор ворот или воротных башней во внешней ограде храма 40, 7 и дал. Некоторые части этих воротных притворов сохранились до настоящего времени, и в одном из них, именно в притворе так называемых двойных ворот под нынешнею мечетью Ель-Акса, сохранилась древняя каменная колонна-монолит, 7 метров высоты и 1 метра том смысле, что оставляют для капители уже одни растительные элементы. Так как, указывая образец капители в Еламе или притворе, текст не говорит, что здесь нужно разуметь исключительно притвор самого храма, как он называется в других местах ст. Кроме притворов храма, пророк Иезекииль указывает, и даже подробно описывает, притвор ворот или воротных башней во внешней ограде храма Иез. Некоторые части этих воротных притворов сохранились до настоящего времени, и в одном из них, именно в притворе так называемых двойных ворот под нынешнею мечетью Ель-Акса, сохранилась древняя каменная колонна-монолит, 7 метров высоты и 1 метра 53 сант. Вот капитель этой замечательной колонны. Рисунок 45.
Капитель колонны под ел-Аксою По поводу этой капители граф де-Вогюэ высказал мнение, что она есть подражание коринфской капители, без завитков, такое же, как, например, капитель «башни ветров» в Афинах, и что потому она может принадлежать только реставрации храма Иродовой Le Temple de Jerusalem, 49. Сопоставляя образцы коринфской капители — с приведенною сейчас капителью монолита двойных ворот, мы однакож находим между ними резкое различие в самых существенных чертах. Вогюэ ошибочно считает листья нашей капители листьями аканфа характеризующего коринфскую капитель. Верхний край листьев здесь не отделяется от вазы; выемки, разделяющие листья слишком резки и обличают произведение совершенно чуждое Греции. Листья возвышаются отдельными длинными отпрысками, во всю высоту капители, не имея при себе стеблей и ветвей менее высоких, окружающих их основание, как это бывает в коринфской капители. За то между листьями здесь виднеются другие листья, еще как бы не вполне сформировавшиеся, но совершенно такой же величины и гладкие, между тем как передние листья испещрены жилками и завитками. Самая чаща или ваза капители слегка только расширяется вверху и имеет форму многоугольника, причем передние, отделанные листья занимают пространство между углами, а листья гладкие — самые углы. В таком виде коринфская капитель нигде не была известна.
Между тем положение рассматриваемой колонны в подземном проходе иерусалимского храма не оставляет сомнения в том, что она сделана строителями этого самого храма. Первого или второго? И так он принадлежит первому. Не признавая значительной древности за колонною и капителью под Ель-Акса, Пайллу отправляется путешествовать по Египту, ищет там капители подобной капители монолита под Ель-Акса, находит нечто повидимому подобное в развалинах Едфу и объявляет, что его находка должна быть поставлена там, где незаконно стоит капитель монолита, как представляющая действительный образец тех колонн, которые были в портиках Соломонова храма. Вот та, воспроизведенная по египетскому образцу, капитель, которая, по Пайллу, украшала портики Соломонова храма и по отношению к которой капитель монолита под Ель-Акса должна якобы считаться только дурною копиею. Капитель колонны портиков храма Соломона по Пайллу Но на этом Пайллу не останавливается. Раз он находится среди египетских памятников, почему ему не поискать здесь другого специального образца для медных колонн Соломона. Таковой легко был найден в Есне.
Он представлял следующий вид: Рисунок 47. Египетская капитель колонны в Есне по Пайллу Нужно сказать впрочем, что в основе такого выбора Пайллу лежало другое понимание библейской колонны, чем какое имели вышеуказанные исследователи, также искавшие образца Соломоновой колонны в Египте. Тогда как Вогюэ выбрал египетский рисунок только для верхней половины капители, оставляя нижнюю в оригинальной сетчатой оболочке, Пайллу нашел египетский образец для цельной капители медной колонны. Мы видели, что Иосиф Флавий и некоторые представители иудейского предания плетеную работу библейского текста считали только переплетом растительных элементов в рисунке капители. Приведенная сейчас капитель из развалин Есне показалась Пайллу удовлетворяющею требованиям традиционного переплета стеблей и цветов, и он преобразовал ее в медную Соломонову капитель прибавлением еще двух рядов гранатовых яблок. Рисунок 48. Капитель колонны Иахин по Пайллу Что сказать об этих операциях разыскания капителей и их преобразования в капители Соломона? Приготовившись, повидимому, удовлетворить обоим указанным нами выше условиям возможно правильного представления Соломоновой капители, автор неожиданно нарушает то и другое условие.
Точкою отправления для суждения о Соломоновой колонне Пайллу берет действительную капитель, сохранившуюся на месте иерусалимского храма, но берет для того только, чтобы сказать, что эта капитель с своею колонною никуда не годится, что она не имеет никакого отношения не только к Соломонову, но и к Иродову храму, и что нужно искать другой подобной капители в Египте. Странный логический круг! Если капитель под Ель-Акса не имеет никакого отношения к ветхозаветному храму, то она перестает быть и таким образцом, применительно к которому нужно было бы вести дальнейшие разыскания капители, и тогда капитель, найденная в Едфу, теряет всякое значение. Но этого мало. Пайллу описывает второй обратный логический круг, когда капитель, найденную в Едфу, преобразует чертами, взятыми из той же капители под Ель-Акса, чтобы сделать ее действительным образцом тех колонн, которые были в воротах и портиках Соломона. Автор чувствует, что египетская капитель слишком далеко отстоит от иерусалимского храма и вообще он старается держаться на строго догматической точке зрения и не допускать никаких иноземных заимствований для храма Соломонова; но в то же время и на площади иерусалимского храма он не видит ничего сохранившегося от его древних развалин. Отсюда его постоянные перескакивания из Египта в Иерусалим и из Иерусалима в Египет. Что всего более удивительно, так это то, что, разыскивая капители в Египте, Пайллу успокаивает себя тем, что это все-таки не будет мешать представлению полной независимости Соломоновой колонны, так как найденные им в Египте капители не были образцами для Соломона, а, наоборот, копиями с его капителей 90.
Давний прием Вилляльпанда! Повидимому соглашаясь с тем, что плетеной или сетчатой работы нельзя искать на самой капители, как это делали Вогюэ, Пэн, Перро и многие другие, предшествовавшие им, исследователи, Пайллу в заключение возвращается сам к той же плетеной работе капители, предполагая однакож, что под этой работой нужно разуметь не вторую часть капители в виде сетки, но сложную сеть сплетения между собою растительных элементов капители. Значит ли это разрешать сложный узел капители предшествовавших исследователей? Если бы упоминаемый в библейском тексте переплет или сетчатую работу необходимо было относить к составу самой капители, тогда скорее всего нужно было бы согласиться с рисунком Вогюэ, потому что в этом переплете упоминаются снурки и цепи в определенном количестве, чего уже никак нельзя понимать о переплете стеблей и листьев в букете цветов. Правда, Пайллу мог основаться на Иосифе Флавии, у которого снурки и цепи впервые превратились в перевив стеблей и листьев. Но Иосиф Флавий не видел Соломоновых медных колонн и капителей, так как в храме Ирода их уже не было, и, с другой стороны, был проникнут заднею мыслию придать древнееврейскому искусству греческий характер. То, что он описывает как медную Соломонову капитель, есть настоящая коринфская капитель с ее завитками и сложными перевивами стеблей и ветвей между основными листьями аканфа. Такой же прием в еще более сложном виде впоследствии употребил Вилляльпанд.
Пайллу делает известный шаг вперед, сравнительно с Иосифом и Вилляльпандом, и перевивы греческой капители заменяет перевивами египетской капители, найденной им в Есне. Но в сущности это — одно и то же. Мы думаем, что растительные элементы капители Соломона должны быть представляемы по возможности просто. Если в тексте указаны одни длинные листья лилии, то никаких других листьев нет надобности присоединять к капители. Поэтому, повторяем, капитель монолита в двойном проходе под мечетью Ель-Акса, в свой строгой простоте, есть лучшая модель для медных капителей Соломона. Повторяем также, что мы не видим никаких оснований отвергать мнение, решительно высказанное еще покойным Соси Voyage en Terre sainte, 2, 93:96 , что капитель монолита под мечетью Ель-Акса есть остаток первого иерусалимского храма и некогда принадлежала к системе тех колонн притворов, которые в библейском тексте по виду капителей поставлены в соотношение с медными колоннами Соломона: «капители на верху медных колонн были подобны капителям притворов». Мы сказали, что описанные нами колонны стояли на лестнице, ведущей в притвор храма. За это последнее мнение высказался прежде всего Мейер der Tempel Sal.
Вот основания, на которых названные писатели основываются: а Свидетельство 3Цар. Наконец е общее соображение, что капители на медных колоннах, по своему устройству, непосредственно отсылают к архитраву, лежавшему на них, и, следовательно, к потолку притвора, и что другого назначения подобная капитель иметь не может. Но можно указать гораздо более имен таких исследователей, которые медным колоннам Соломона дают положение независимое от притвора. Сюда принадлежать следующие специалисты в истории искусства: Гирт d. Tempel, Taf. III, Fig. Plan , Перро, а также богословы-комментаторы: Бэр d. Tempel, 35 и дал.
Кейль d. Основаниями этого второго мнения указывают: а Свидетельство 2Пар. Паралипоменон или 20 локтей по другим текстам , или даже 30 локтей по высоте корпуса храма. Но, само собою понятно, что если бы колонны стояли в самой стене притвора, как опоры сводов или крыши, то они были бы сделаны по ее мерке. Обратное же заключение к высоте притвора от высоты колонн и определение высоты притвора высотою колонн было бы непозволительным произволом по отношению к тексту, е В библейском тексте описание колонн сделано не среди описаний храма и притвора, а совершенно независимо, среди описания принадлежностей двора: медного моря и омывальников. Но невозможно, чтобы колонны появились не в одно время с притвором, если они были его архитектоническою частью, чтобы, как объяснял Мерц, свод притвора поддерживали как-нибудь на деревянных балках, в течение целых годов, до изготовления более твердой опоры в виде медных колонн. Наконец з указывали изображение иерусалимского храма, найденное в Риме в 1882 году, сделанное на стеклянном дне чаши, где колонны Иахин и Боаз показаны отдельно от храма. Впрочем, то место, которое мы назначаем колоннам, хотя не есть самый притвор храма, не может однакож назваться совершенно независимым от притвора, так как приводящая к притвору лестница не могла быть относима к пространству двора, окружавшего храм, а скорее принадлежала храму и его платформе.
Так как высота притвора была 20 локтей, а высота колонн с капителями 23 локтя, и так как было бы ненатурально представлять колонны возвышавшимися над притвором, то они должны были стоять на 4 или 5 локтей ниже уровня притвора, на 7-й или 8-й ступени, считая сверху. Указанным нами положением колонн легко объясняются все вышеприведенные библейские места, в которых медные колонны то стоят пред храмом, то принадлежат притвору храма, то являются самостоятельными памятниками, то связанными со входом храма. На основании чтения LXX 3Цар. Такой навес несомненно существовал только над входом Иродова храма. Так как колонны иерусалимского храма Иахин и Боаз не предуказаны в законе Моисея о скинии и не имеют непосредственного отношения к совершавшемуся в храме богослужению некоторые из названных исследователей ошибочно ставили их в ряд богослужебных сосудов , и так как, с другой стороны, они обращали на себя особенное внимание, как памятники, носившие особенные имена, как некоторые полагают, даже вырезанные на их стволах Тений, d. Tempel Taf. III , то здесь возникает еще особенный вопрос: что значит их появление в иерусалимском храме и что имелось в виду ими выразить? Не имея непосредственного отношения к культу, медные колонны, тем не менее, имели религиозное значение и, прежде всего, были памятниками религиозными.
Являясь непосредственно пред храмом, они свидетельствовали о наступившем высшем периоде в истории ветхозаветного святилища и теократии. Так как трудами Соломона не только подвижное и не имевшее определенного места святилище стало прочным неподвижным храмом, но и затмило своим внешним величием и блеском все святилища языческие, то медные монументы пред ним были памятниками религиозного торжества царя и народа Израильского. Но так как, далее, самое построение храма Соломонова было невозможно без занятия земли обетованной и, следовательно, без политического торжества Израиля, то рассмотренные колонны были памятниками исполнившихся божественных обетований о занятии ханаанской земли, утверждения прочного государства и глубокого мира, воцарившегося в стране народа Божия после бурного периода предшествовавших войн. Монументальные медные колонны, — прибавляет Шнаазе, — были поставлены Соломоном в память удачного исполнения. Такое значение медных колонн мы читаем в их именах, торжественно и формально даденых им Соломоном и, может быть, даже начертанных на самых колоннах: Иахин или, по LXX, Иахун и Боаз. Так как древнееврейское письмо читалось справа налево, то первое имя принадлежало правой северной колонне, а второе — левой южной. Имя Иахин встречается в ветхозаветной истории: а как имя сына Симеонова, от которого пошел один из симеонитских родов Числ. Именем же Боаз или Вооз назывался только предок Давида, известный из истории Руфи.
Но нет никакого основания предполагать, что на медные памятники были перенесены имена именно этих лиц, хотя в таргуме на 2Пар. Равным, образом невозможно в именах медных колонн видеть особенные неисторические имена Давида и Соломона Абарбанел , имена строителей или архитекторов храма Гезениус, Thesaur. Памятник отдельному лицу кто бы оно ни было, не мог иметь места пред самым фронтом храма. Остается предположить, что в указанных именах колонн выражена общая мысль, имеющая отношение к храму или теократии. Чтобы понять ее, нужно прочитать то и другое имя совместно и в нарицательном значении. На основании написания имен в переводе LXX Царств и Иосифа Флавия: Иахун Бооз, их мысль нужно перевести так: »да стоит он храм непоколебимо«, или даже в виде двух имен существительных: »утверждение, крепость«, по 2Пар. Строитель храма, исполнив свое дело, дальнейшую судьбу святилища, и с ним судьбу израильского народа, поручал Господу храма 93. Но уже в средние века многие не довольствовались таким простым объяснением колонн и искали более глубоких оснований их появления при храме.
По иудейскому средневековому толкованию, две медных колонны означали то солнце и луну Ярхи , то самый продолжительный и самый короткий день года Леви-бен-Герсон. У франкмасонов колонны Иахин и Боаз являлись носителями неба и земли или всего видимого мира и прототипами в архитектуре. Иахин на языке франкмасонов означало вертикальный а Боаз — горизонтальный Krause, die drei altesten Urkunden der Freimaurerbriiderscliaft, 1, 140 и дал. В древних христианских храмах на западе встречаем даже действительные подражания медным колоннам ветхозаветного храма, вместе с семисвещным светильником. Так в Вюрцбургском соборе, сохранившемся от XI века, по сторонам входа стоят две колонны, и одна имеет надпись Иахин, а другая — Боаз. Сами по себе такие подражания не были лишены значения. Если в храме Соломоновом Иахин и Боаз символизовали первую зарю торжества царства Божия над миром языческим, то в христианском храме они могли указывать высшую степень этого торжества. У некоторых новейших западных толкователей колонны Иахин и Боаз теряют значение теократических памятников и признаются языческими по происхождению на том основании, что в натур-религиях востока нередко встречаются колонны в различных видах и с различным символическим значением, то в виде острых столбов, знаменующих солнечный луч или огонь устремляющийся к небу, то в виде ствола дерева, знаменующего земную производительность, то в виде подпоры, знаменующей силу держащую мир, и во всех этих случаях относятся непосредственно к самому божеству.
Частнее здесь можно указать два новейших взгляда на значение колонн: По мнению некоторых специалистов истории искусства, Штиглица, Вогюэ, Перро, колонны Иахин и Боаз были подражанием египетским обелискам. Но что такое обелиски? Это — четыреугольные монолитные столбы, сделанные из гранита, стоящие на низком базисе, вверху суживающиеся и оканчивающиеся так называемым пирамидионом, и по сторонам испещренные глубокими иероглифами. Напротив Соломоновы колонны, Иахин и Боаз, были из меди, круглы, очень толсты, имели равный диаметр до самой вершины и венчались массивными капителями. Таким образом в наружном виде колонн Соломоновых и обелисков нельзя указать ни одной точки соприкосновения. То же нужно сказать и о значении тех и других. Обелиски изображали лучи бога-солнца, во святилище которого они чаще всего и помещались. Но никакое остроумие не в состоянии доказать, что и массивные медные колонны Соломона, 12 локтей в обхвате, при сравнительно небольшой высоте, символизовали те же лучи солнца, что и их можно было назвать иглами, как называли обелиски.
Ничего общего нет между колоннами Соломона и обелисками по их месту стояния и обстановке. Хотя обелиски обыкновенно ставились пред храмами, но могли стоять и независимо от храмов, чего нельзя сказать о колоннах Соломона. Стоя пред храмами, обелиски имели вокруг себя ряды других памятников, в виде колоссальных каменных статуй; напр. Таким образом не остается ничего от всей предполагаемой аналогии медных колонн и обелисков. Так как корень слова Иахин или Chiun значит быть твердым, постоянным, то этим именем, говорят, указывается зависящий от Сатурна, вечно себе равный, порядок мира. Толщина колонны и ее большие капители знаменовали твердые основания вселенной. Напротив, имя другой колонны Боаз, от арабского baaza, быть в движении, указывает тот же порядок мира, но не в неизменных его основах, а в постоянно изменяющихся формах. Это два Геракла Санхуниафона, Геракл неподвижный, покоящийся и Геракл неустанно шествующий вперед.
Подобная мысль, говорит Моверс, не недостойна была и храма Иеговы. Это толкование вошло даже в некоторые популярные немецкие комментарии библии напр. Во-первых, не доказано еще и то, чтобы идею покоящегося и подвижного Сатурна сами финикияне изображали двумя колоннами. Моверс для доказательства этой мысли ссылается на те же две медные колонны Соломона, не находя другого примера в области финикийских памятников. Но само собою разумеется, что этим не доказывается ни возможность выражения идеи Геракла двумя столбами, ни еще менее соответствие этой идее медных колонн Соломона. Совершенно ненаучно израильские символы произвольно понять в финикийском смысле и отсюда выводить заключение, что они заимствованы от финикиян. Во-вторых, невозможно, чтобы колонна, т. В-третьих, еще более невозможно, чтобы колонны храма были символами какого либо божества, потому что, по основной заповеди закона Моисеева, у евреев не должно было существовать никакого образа непосредственно относящегося к божеству.
Тирские столбы были один из золота, другой из смарагда, следовательно небольшие, а Кедесские столбы — один из золота, другой из серебра одного локтя высоты и четыреугольной формы. Как образы самого божества, эти столбы стояли не пред храмами, а в самых главных частях храма. Что же остается у них общего с столбами Соломона, имевшими другой материал, другие размеры и формы и служившими только воспоминанием великого события в истории теократии? Таким образом храм Соломонов был храмом типа хананеев. Подобное же объяснение колонн развито и в памфлете Ферриера Paganisme des Hebreux, 1884, 175 и дал. Подробного рассмотрения это мнение не заслуживает. Достаточно сказать, что тот же Гилляни и христианские церковные башни считает чувственными образами Ваала, заимствованными из древних хананейских культов!!! Совокупная длина и ширина храма и его боковых пристроек Теперь, после рассмотрения всего внешнего вида Соломонова храма, его общую длину и ширину, вместе с боковыми и фронтовыми пристройками, мы можем выразить следующими цифрами.
Итого 98 локтей. Следовательно, в цоколе храма, который должен был несколько выдаваться, можно полагать ровно 100 локтей длины. Всего 52 локтя, а в нижнем основании 54 локтя. С некоторыми натяжками Вогюэ Le Temple 29 длину корпуса храма, независимо от возможного расширения цоколя, считает равною 100 локтям, а ширину 50 локтям. Храм таинственный пророка Иезекииля имел 100 локтей длины и 100 локтей ширины на лицевой его стороне Иез. Точно также Ливанский дворец, построенный Соломоном, имел 100 локтей длины, 50 ширины и 30 локтей высоты 3Цар. Вопросы, касающиеся внутреннего вида храма Если внешний вид храма поражал своим величием, массивностию и прочностию, то его внутренний вид обращал на себя внимание неслыханным в древнем мире богатством и великолепием. Как и следовало ожидать, внутренний вид храма описан в библейском тексте полнее внешнего, хотя и в нем есть, пункты не вполне ясные, обыкновенно восполняемые из книги пророка Иезекииля и иудейского предания.
Начнем описание со входов храма, которых было собственно два: вход с притвора в первое отделение храма и вход в святое святых входы во внешние пристройки келий и в притвор отделены в описании от входов самого храма, как внешние и менее важные. На описании входов библейский текст останавливается с заметным вниманием как потому, что вход своим видом может характеризовать все здание и у библейских писателей указание входа нередко заменяет указание целого здания Втор.
Следовательно, высота храма, с его видимым основанием и крышею, была 42 локтя. Но действительно-ли это есть вся высота Соломонова храма? В книге Царств к этой высоте ничего больше не прибавляется. Но в кн. Такая башня притвора должна была превосходить высоту храма в 4 раза 69 , так как стены храма в собственном смысле должны были равняться внутренней высоте храма, т. Этим свидетельством чрезвычайно затрудняется представление Соломонова храма. Почти все новые исследователи, опираясь на 30-локтевой высоте стен корпуса, считают и экзегетически и архитектонически совершенно невозможною высоту притвора в 120 локтей См.
Paine, 150 и дал. Вся история архитектуры не знает примера такого отношения башни к высоте остальной части здания. Наиболее простым разрешением указанного затруднения было мнение, разделяемое особенно археологами-специалистами по истории архитектуры Штиглиц, Вогюэ, Соси, Герен , что указанная в кн. Но, не говоря уже о том, что разделение высоты притвора на две башни не имеет никакого основания в библейском тексте, который знает только один цельный притвор, называть высотою притвора недействительную видимую его высоту, а высоту фиктивную, составленную из соединения двух отдельных высот, значило бы намеренно преувеличивать размеры храма или же скрывать их от читателей, чего ни в каком случае не могло быть в намерении автора кн. Рисунок 37. Разрез храма Соломона по Вилляльпанду-Пайлу Другие исследователи, понимая в буквальном смысле 120 локтей высоты притвора, произвольно увеличивали для нее высоту всего корпуса храма, воздвигая на нем верхние этажи уже не 5 или 10 локтей, как Фридрих, Мейер и Курц, а 30, 40, 50 и 60 локтей. Так Вилляльпанд-Пайллу. К этому нужно прибавить, что показание такой высоты башни над входом Соломонова храма давало повод к сопоставлению ее с пилонами египетских храмов и к пониманию всего храма в смысле египетского стиля. В виду всего сказанного, мы считаем необходимым согласиться с тем, что в чтение 2Пар.
Что действительно в данное чтение масоретского текста вкралась ошибка числа, видно из древних переводов книг Парал. Таким образом притвор храма не только не возвышался над корпусом храма в виде 120-локтевой башни, но на целую треть был ниже храма и, как увидим дальше, равнялся высоте так называемых боковых пристроек вокруг храма. В этом чтении обращает на себя внимание то, что существительное локтей, стоящее пред каждым числительным, не стоит в последнем случае при определении высоты притвора, и его место занято словом сто. Является вопрос: не предстояла ли возможность древним переписчикам смешат слово локоть с словом сто и по ошибке написать последнее вместо первого? Подобного рода ошибки принадлежат к самым обыкновенным в древне-еврейских рукописях. Контекст же приведенного места и действительное существование таких древних текстов, в которых вовсе нет слова сто, но есть слово локоть, наглядно удостоверяют, что предполагаемая здесь описка действительно имела место. Нельзя не припомнить здесь, что подобное ошибочное возвышение высоты святилища со стороны копиистов священных книг встречается еще в книге Исход Исх. Ниже, в рассуждении о реставрации храма Иродом, мы еще посмотрим, не была ли ошибка еврейского чтения 2Пар. Перейдем теперь к остальным измерениям храма, его длине и ширине.
Так как о внутренней длине храма 60 локтей и ширине 20 локтей не существует никаких сомнений, то, для представления внешней длины и ширины храма, мы должны прежде всего прибавить к этим измерениям толщину стен храма. Положительных свидетельств в библейских исторических книгах нет об этом вопросе, но он решается довольно точно на основании свидетельств о материале, из которого были выведены стены, и некоторых особенностей их кладки. В некоторых историях искусства Штиглица, Шнаазе, Гринейзена было высказано мнение, что стены храма Соломонова были деревянные, и только стены боковых пристроек, окружавших храм, были из камня. По крайней мере, говорит Шнаазе, верхняя часть стен корпуса храма была деревянная. Основанием такого мнения послужило неправильное понимание библейского свидетельства 3Цар. Затем защитники деревянного иерусалимского храма указывали на то, что и скиния имела деревянные стены, что, по библейскому описанию, косяки дверей святого и святого святых были из дерева, между тем как в каменном здании и косяки были бы каменные, и что к построению храма были призваны финикияне, которые были известны главным образом своими деревянными работами и даже колонны во дворце царя Соломона делали из дерева 3Цар. XVI, 79. Лесные деревья. Из упомянутых сейчас свидетельств Иосифа Флавия собственно Meнандра и Плиния видно совсем противоположное, что, и по обычаю финикийских построек, храмы имели одни только крыши деревянные, следовательно стены имели не из дерева, а из камня.
Если в описании дворца Соломонова говорится о деревянных столбах, то здесь же прибавлено, что этот дворец от основания и до своей плоской крыши был из камня 3Цар. Но можно ли допустить, чтобы, воздвигая каменный дворец для себя, Соломон строил святилище из менее прочного материала? Напрасно здесь ссылаются на образец скинии, стены которой были из дерева. Но известно, что храмы, особенно такие монументальные храмы, каким должен был служить храм иерусалимский, никогда не строились, как и ныне не строятся, из дерева. Главная же ошибка названных исследователей состоит в неправильном толковании 3Цар. Из кедра была только внутренняя обкладка стены. Но обкладка кедром не значит, что и вся стена была из кедра. Выражением дом, ha-baith, в описании храма всегда называется только корпус самого святилища в отличие от окружавших его второстепенных пристроек. По смыслу библейского описания он должен был иметь и свою крепость, хотя вместе с тем он и опирался еще на окружавшие его боковые постройки.
А потому вовсе нельзя сказать, что так как к стене храма прислонялись другие постройки, то ей достаточно было быть и деревянною. Основываясь на свидетельстве талмуда, что стены иерусалимского храма строились из дерева и камня вместе, таким образом, что между каждыми двумя рядами камней лежал слой деревянных брусьев, Пэн в своей реставрации старается перемешать дерево с камнем, и, рядом с массивными каменными колоннами, пилястры при стенах делает деревянные. Храм Соломона, по его выражению, представлял собою сложные деревянные рамы, наполненные камнем. Другими основаниями для предположения такой кладки стен, служили для Пэна: 3Цар. Едва ли нужно доказывать непрочность и даже невозможность такой постройки. Талмудисты доказывали, что такая кладка стен предохраняла храм от землетрясений, которые в Иерусалиме бывали очень часто в древнее время. Но не нужно быть архитектором, чтобы понять легендарный характер этого сообщения. Во всяком случае в библейском описании ничего подобного нет. Приведенные Пэном места кн.
Царств и Ездры говорят не о смеси дерева и камня в массиве стены, при ее кладке, а только о том, что готовая каменная стена была обложена деревом. Много дерева требовалось для крыши, пола, для боковых пристроек храма и проч. Снаружи стены храма не были обложены деревом, и здесь, по словам Иосифа Флавия, можно было наблюдать их удивительную кладку: камни были выглажены как стекло и так плотно сложены, что не сразу можно было заметить линию их соединений. Переплета из дерева и камня Иосиф не знает 71. Так как, таким образом, стены Соломонова храма были построены не из дерева, как думали названные исследователи, и не из кирпича, как это приходило на мысль некоторым представителям иудейского предания, а из камней, и притом весьма больших камней, имевших 8 и 10 локтей длины 3Цар. Предполагая, что широта камней равнялась приблизительно только половине их длины, мы должны давать Соломоновым камням, а следовательно и стене храма, 5 локтей широты или толщины. Но есть основание думать, что, по крайней мере в своей нижней части, она была еще толще. Дело в том, что, по описанию 3Цар. Но так как и верхняя сокращенная часть стен, при данном для стены материале, должна была иметь соответственно немалую толщину, то нижняя половина стен была еще толще на три локтя 72.
Таким образом мы приходим к той мере толщины стен, которую указывает пророк Иезекииль Иез. Но это еще не весь объем здания храма. Боковые постройки вокруг храма обращают на себя, прежде всего, внимание тем, что они состояли из трех этажей, весьма определенно различаемых в тексте: нижнего, среднего и третьего 3Цар. Это различие отдельных ярусов, кроме того что оно выясняет для нас вид самых боковых построек, важно еще в двух отношениях: во-первых, оно показывает, что на самом корпусе храма верхних ярусов не было, потому что, в противном случае, они были бы также определенно указаны; во-вторых, оно свидетельствует о независимости архитектуры Соломонова храма от египетских храмов, хотя имевших боковые пристройки к корпусу храма, но всегда только одноэтажные. Так как трех-ярусные боковые пристройки Соломона непосредственно примыкали к храму, то они состояли только из одной наружной стены, проведенной параллельно стене храма в расстоянии 5 локтей от нее и имевшей, по изображению прор. Иезекииля Иез. Другою же внутреннею стеною построек служила готовая уже стена самого храма. Весьма замечательно в этом случае то уважительное отношение к храму, какое, по описанию библейского текста, соблюдалось при возведении боковых зданий. Запрещалось нарушать чем либо цельность стены храма, даже в той части ее, которая не была на виду, особенно же вгонять в стену перекладины и балки для утверждения потолков в отдельных этажах пристроек.
Для этой последней цели предписывалось воспользоваться уступами, бывшими в стене храма, так как мы уже знаем, что наружная сторона корпуса храма возвышалась не отвесно, но с сокращениями своей толщины в виде трех уступов. Так как такие уступы были очень значительны, целого локтя ширины, то на них удобно было расположить кедровые потолки отдельных этажей и крышу всего бокового здания. Вследствие того, что расстояние между уступами было 5 локтей, все три этажа имели такую именно высоту. Такую же норму 5 локтей должна была иметь и широта этажей; но она была удержана только в нижнем этаже. Средний этаж, вследствие локтевого уступа в стене храма, имел 6 локтей ширины. Точно также верхний этаж, вследствие нового уступа стены храма, расширялся еще более на один локоть. Общую высоту всех трех этажей, включая сюда и их крышу с перилами, нужно полагать в 20 локтей. Во всяком случае корпус самого храма, среди опоясывавших его построек, возвышался целою третью своей высоты, и в этой части его стены уже не было уступов. Так как платформа под храмом сама по себе имела по Иосифу 60 локтей высоты, то такую же высоту имели и окружавшие ее трех-ярусные пристройки.
Таким образом каждый ярус имел сам по себе высоты 20 локтей. Возможна-ли такая высота при 5 локтях ширины ярусов?.. Не говоря уже о том, что такое представление противно библейскому тексту, из него возникает много практических неудобств при составлении плана храма. Например, где в таком случае будут окна храма? Напрасно Гирт думает, что в таком виде, охватывая храм во всю его высоту, боковые пристройки лучше всего могли способствовать к утверждению стен храма. Сейчас мы увидим, что боковые пристройки имели укрепляющее значение для стен храма вовсе не своею высотою. Что представляли собою в частности трех-этажные пристройки вокруг храма? Неосновательно некоторые исследователи Михаэлис, Дерезер считали их открытыми галереями, возвышавшимися, одни на других, тремя ярусами. Библейский текст ясно говорит, что этажи делились на отдельные камеры, что этажи имели особые двери, чего нельзя сказать об открытой галерее.
Здесь, вероятно, хранились сокровища дома Божия 3Цар. Здесь могли храниться и те принадлежности древней скинии, для которых, как мы видели, некоторые воздвигали верхний этаж на самом храме 3Цар. Мало того, в древних свидетельствах указывается даже количество келий или закрытых камер всех трех этажей. Впрочем по этому вопросу находим у исследователей некоторое недоразумение. Свидетельство прор. Но это едвали согласно с тем значением, какое могли иметь при храме боковые пристройки. В таком случае между фундаментальною стеною боковых построек и стеною храма не будет никакого соприкосновения и боковые пристройки потеряют свое главное назначение — служить опорою стенам храма, потому что как только сокровищницы, они удобнее могли быть построены в другом месте, не заслоняя собою стен храма. И вообще в древней архитектуре не употреблялись деревянные перегородки в таких массивных постройках. Да и трудно было бы подыскать назначение для образуемого с таким произволом лабиринта 100 келий.
На этом основании мы полагаем, что указываемое у пророка Иезекииля и Иосифа количество келий 30 и 33 есть общее количество всех келий всех трех ярусов вместе, и что, следовательно, в каждом ярусе было только 10 или 11 келий См. В таком случае каждой келье, при 5 локтях высоты, можно дать длину вдвое большую, 10 локтей, и все еще между кельями будут оставаться такие промежутки, что в них можно будет поместить каменные стены по толщине равные стенам храма. Но есть еще другое свидетельство: в переводе LXX Иез. Принимая это свидетельство при распределении келий на плане храма, мы должны будем сократить их длину до 5 локтей, оставляя Рисунок 38. План храма Соломона по Вогюэ промежуточные между келиями пространства все-таки равными толщине стены храма и занятыми не деревянными, а каменными стенами. Только в таком случае будет понятно, каким образом боковые пристройки могли служить для храма опорою особенно на случай землетрясения. В переводе Вульгаты Иез. Для большей ясности прилагаем здесь план стен храма и его боковых построек, сделанный в указанном смысле, из сочинения Пайллу: Monographic du Temple de Salomon, pl. Показанные на плане числа 1, 2, 3 и т.
Буквы a, b, c, d, e, f, g, h, i, k суть 11 больших келий каждого этажа, указываемых прор. Остальные камеры, неотмеченные буквами, не идут в счет, по своей незначительности. Буквы РРР указывают наружные стены боковых пристроек. Буквы HHH суть стены самого храма. Только по недоразумению к описанию этих комнат относили свидетельство 2Пар. Из дальнейшего описания храма будет ясно, что такое богатство могло быть только внутри самого храма. По описанию Иосифа Флавия, между камерами было сообщение, вероятно в виде узких проходов, в массиве поперечных каменных стен. Несомненно, что в Рисунок 39. План храма Соломона по Вилляльпанду-Пайлу камерах были и окна.
Что же касается общего главного входа в боковые камеры, то кн. Напротив нынешний еврейский текст 3Цар. Это масоретское чтение одни объясняли в том смысле, что нижний этаж действительно не имел прямого входа со двора, подобно нынешним подвальным этажам, а только спуск с среднего этажа Гринейзен ; другие указывали на то, что вход в нижний этаж мог сам собою подразумеваться и потому только не указан в тексте Мейер ; третьи полагали, что нижний этаж был изолирован от остальных и имел не внешний ход, а внутренний из самого храма Гирт, Тений. Но все эти объяснения нужно считать лишними после указанного нами исправления данного места в переводе LXX. К этому нужно прибавить, что вход в боковые кельи мог быть только со двора, а не из храма, потому что стены храма не могли терять своей цельности для боковых ходов. Может быть, кроме южного хода, был еще другой, параллельный ему, северный, но также наружный, а не внутренний Иез. Мы сказали, что во всех камерах всех этажей были окна. Окна были и в стенах храма, в верхней их части, возвышавшейся над боковыми пристройками, между крышею храма и крышею боковых пристроек, впрочем только в первом отделении храма, а не во святом святых, куда не было доступа вещественному свету, так как Иегова благоволил окружить себя мраком для ветхозаветного общества 3Цар. По преданию, передаваемому бл.
Иеронимом на Иезек. По свидетельству талмудического предания Baba bathra 58:2 , у древних евреев было два вида окон: окна так называемые египетские малого размера и окна тирские большие. Какие окна предполагать в храме и его боковых пристройках? Что касается последних, то, если они, как свидетельствует Иезекииль, были, между прочим, местом приготовления священников к богослужению, они могли иметь более значительные окна, хотя и не настолько значительные, какими они представляются в реставрациях Пайллу. Самый же храм должен был иметь менее значительные или по крайней мере менее светлые окна. Если во святом святых был полный таинственный мрак, то во святом был полумрак 76. Уже постоянное горение здесь светильника не только ночью, но и днем показывает, что солнечного освещения здесь было недостаточно. В противоположность более обыкновенным окнам, решетки которых поднимались или отворялись 4Цар. По объяснению халдейского парафраста, амбразуры окон храма были шире с внутренней стороны и уже с наружной 77.
Но само собою понятно, что сравнительно небольшие отверстия, закрытые густою решеткою, и притом сделанные на высоте 25 локтей от пола, не могли давать большого света. Это были скорее отдушины, имевшие назначением выводить случайный угар от зажжения ламп или излишек кадильного дыма, чем вводить дневной свет. Поэтому пророк Иезекииль Иез. Утверждать, что окна были застекленные Lundins, 262:302 , нет никакого основания; не только стекло, но и слюда вошла в употребление гораздо позже. И в нынешнем Иерусалиме большею частию окна не застеклены. Не менее произвольно доказывать, что окна храма снаружи защищались еще особенным навесом, образовавшим открытую галерею на крыше боковых пристроек, как это делает Пайллу. Конечно, для реставрации принятой Пайллу такой навес безусловно необходим, потому что иначе зимние дожди залили бы храм водою при тех огромных окнах, которые придумал Пайллу, с широкими трубообразно склоняющимися сверху вниз амбразурами. Точно также мы не считаем правильным расположение окон в прилагаемом виде храма Ширера Riehm, Bibl. Три окна верхнего ряда с левой стороны, соответствующие отделению святого святых, должны считаться разве мнимыми окнами.
В действительности их не должно быть при том представлении о положении святого святых, какое мы составили. Окна боковых пристроек расположены Ширером на основании гипотезы 90 келий при храме. Но уже эта, совершенно необычная у древних и даже невозможная при огромной величине строевых камней и толщине стены, густота окон решительно говорит против этой теории. Применительно к указанному нами выше плану расположения камер Пайллу, правильнее будет полагать по 6 окон в каждом ярусе продольных стен и по 3 окна в каждом ярусе задней стороны, полагая окно между каждыми двумя выступами, которые обозначены цифрами. Тем не менее приводимый нами здесь вид храма Ширера, Кейля, Тения и др. Можно сказать, что это — лучший из существующих видов Соломонова храма. Рисунок 40. Как фронтовая и наиболее заметная для входящих во дворы храма, эта часть святилища была предметом особенной заботливости строителей храма. Впрочем сохранившиеся ее описания всё-таки не совсем ясны и вызывают много спорных пунктов, не говоря уже о том спорном пункте, который рассмотрен нами выше, в вопросе о высоте храма.
Предполагая вполне решенным вопрос об измерениях притвора 20 локтей высоты, 20 локтей широты в направлений с севера на юг и 10 локтей глубины в направлении с востока на запад , посмотрим теперь, какой вид мог иметь притвор при таких размерах. Большею частию вид притвора исследователи определяют на основании 3Цар. Эти три ряда камней некоторые понимали о рядах лежащих один на другом, следовательно о высоте стены, которой потому давали около 4 локтей Мерц. На этой невысокой каменной части стены притвора одни предполагали деревянные перила или решетку из отвесно стоявших кедровых брусьев Мерц ; другие не предполагали никакой стены, и притвору, как и боковым трех-ярусным пристройкам, давали вид открытой галереи Мейер. Но сличая многие другие библейские указания на притвор храма, мы приходим к противоположному заключению, что притвор был закрытою частию храма см. Пророк Иезекииль Иез. В описании пророка Иезекииля Иез. V, 5:4. Новейшие исследователи выводят разные заключения из самого существования этой лестницы.
Особенно же присутствие этой лестницы подавало повод к сближению храма Соломонова с памятниками мидоперсидской архитектуры, отличавшимися высокими основаниями и цоколями Гринейзен. Мы думаем однакож, что такие второстепенные части здания, как платформы, цоколи с лестницами, не могут характеризовать собою все здание и устанавливать сходство или несходство данного памятника с произведениями архитектур других народов 81. Ниже мы озаботимся показать действительное отношение архитектуры Соломонова храма к другим древнеязыческим храмам. Здесь же нам достаточно заметить, что возвышенная платформа для храма, как места Богоявления среди народа, могла иметь для себя достаточное основание в воспоминании Синая, с вершины которого Бог говорил Моисею. На входной широкой лестнице, ведущей к притвору, на несколько ступеней ниже грунта притвора, по ту и другую сторону лестницы, стояли одна против другой, на особых основаниях, две монументальных колонны, как видно из их довольно подробного описания в разных книгах 3Цар. Так как по поводу этих колонн существует ныне много споров и так как колонны в архитектурных памятниках считаются главными показателями вкуса и характера строителей, то и нам необходимо рассмотреть их подробнее. Колонны эти, носившие особенные имена, были отлиты из меди 82 не в Иерусалиме, а в Иорданской долине, в временной мастерской художника Хирама, в недре земли 3Цар. На колоннах были капители 5 локтей. Таким образом вся высота той и другой колонны была 23 локтя.
Такая мера колонн указана в кн. Напротив в кн. Паралипоменон толщина или окружность колонн вовсе не указаны, но длина или высота колонн увеличена до 35 локтей. Были разные попытки объяснения этого несогласия. По одному объяснению, 35 локтей кн.
Раскопки на Храмовой горе в Иерусалиме и доказательства существования Храма Соломона
Храм Соломона был построен в Иерусалиме в древности в честь поклонения богу Иегове. Его строительство началось при царе Соломоне и заняло около 7 лет. Храм Соломона, построенный в X веке до нашей эры и разрушенный в 586 году, был не единственным местом поклонения Яхве в Иерусалиме. Первый Храм был построен царем Соломоном около трех тысяч лет назад и разрушен войсками Навуходоносора в 586 году до нашей эры.
Строительство храма царя Соломона часть 1
Для возжигание его и других 10 семисвечников огонь следовало брать только из Жертвенника. Горящий Семисвечник символизировал непосредственное присутствие Бога. По другим толкованиям, Менора символизировала древо жизни в раю. Также в Святилище находились 10 столов хлебов предложения. На них всегда должны были лежать по 12 хлебов по числу израильских колен и стоять сосуды с благовониями для воскурений. Каждую субботу на стол предложения ложился новый хлеб, а предыдущий предназначался для употребления только священниками. Эта часть Храма предназначалась для хранения Ковчега Завета. Перед ее входом находилась кадильница для зажигания благовонной смолы — фимиама.
В это священное место входил только первосвященник лишь раз в году на День Очищения, для обряда окуривания Ковчега фимиамом. В Ковчеге лежали Скрижали Завета две плиты с текстами 10-и заповедей. Согласно Преданию, рядом с Ковчегом стоял сосуд с манной небесная пища, подаваемая Богом пророку Моисею и избранному народу по пути из Египта и жезл Аарона святыня, подтверждающая избрание колена Левиина для священства. Крышку Ковчега Завета накрывали крылья деревянных фигур херувимов. Святая Святых было окутано облаком, что свидетельствовало о Божьем присутствии. В Судный день на крышку должна была кропиться кровь жертвенных животных. Это означало, что Господь принимает жертву умилостивления как некое ходатайство от народа в знак грядущей Жертвы.
Здесь очевиден символизм и указание на Новый Завет» священник Александр Тимофеев. Храм Соломона: причины разрушения После исхода избранного Богом народа из Египта 12 колен Израиля жили как единое царство. При царе Соломоне оно достигло наивысшего расцвета, был построен Храм, объединяющий весь народ. Однако при царе Ровоаме, сыне царя Соломона, произошли внутренние конфликты между израильскими коленами. В результате единство народа и государства было нарушено. Образовалось два царства: Израильское Северное и Иудейское Южное. За развращение и ослабление веры жителей Иудейского царства ожидал Вавилонский плен, осквернение и разрушение главной святыни — Храма.
После строительства нового Храма в Иерусалиме Святая Святых осталось пустым. Судьба Ковчега Завета до сих пор остается неизвестной.
Автором идеи строительства храма является Эдир Маседо, основатель всемирной церкви «Царство Божье», которая имеет дочерние церкви в 180 странах, в том числе России и Украине, и насчитывает около 8 миллионов верующих. Штаб-квартира расположена в Рио-де-Жанейро. Всемирная церковь «Царство Божие» была основана в Бразилии в 1977 году. Ее основатель Эдир Маседо, бывший католик и сотрудник национальной лотереи, который пережил обращение к Богу на евангелической кампании канадского пятидесятнического епископа Роберта Макалистера. С 1974 года Маседо проповедовал на площадях Рио-де-Жанейро. Летом 1977 году вместе с единомышленниками Маседо выкупил здание бывшего похоронного бюро и превратил его церковь. В первое время проповедь Маседо привлекала не более сотни человек, однако вскоре, благодаря радио-шоу, церковь начала расти и открывать филиалы.
Богослужения дочерних церквей проводились в арендованных кинотеатрах Рио-де-Жанейро.
А придёт он как известно в противовес рогатому мировому лидеру. События развиваются очень стремительно, как и говорил отрок Вячеслав. Одно за другим. Не успеваем опомниться от уколов печати антихриста , как началась бойня в Малороссии, следом пошла отмена налички, биометрия и цифровые паспорта куар коды , параллельно стали вводить антихристову анти еду сверчков, червей, личинок и уничтожать скот по всему миру, создавая искусственный голод.
Вводят социальный рейтинг, плату за воздух углеродный след , строят 15-минутные города загоны.
А Соломон понял, что это ему нужно построить храм. В Ветхом Завете есть такой эпизод: когда Соломон взял намерение построить храм, ему открылся Бог и говорит: «Ты строишь Мне храм» не «Я повелел построить» : вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля, Я это принимаю, — говорит Бог. Создание храма — это наша инициатива, наша любовь к Богу, но не повеление Божие... То, к чему призван каждый — из самих себя создавать храм Святого Духа. Вот это уже обязанность.
В данном случае Бог принимает жертву Соломона и говорит: хорошо, строй. В строительстве участвует весь народ, вся полнота Израиля — кто приношениями, кто трудом. Даже захваченные народы, не израильтяне, участвуют в строительстве храма. Его строят 7 лет. Бог принимает народную жертву и освящает то, что принес Ему народ. В этом проявляется, собственно говоря, Евхаристический смысл человеческой жизни, который поныне остается определяющим во всей нашей церковной жизни и должен быть основой жизни каждого — мы должны все, что имеем, принести Богу и сказать: мы приносим Тебе дар — это все Твое.
И в ответ, если мы действительно искренне хотим послужить Богу, Он снисходит к нашему приношению и освящает его — обычные наши таланты и наша повседневность вдруг через это духовное действие становятся освященными: человека решил отдать Богу голос — и голос приобретает такую силу, что люди, слыша его, обращаются к Богу, прославляют Его; и поющий для Бога освящается этим пением, как, например, Роман Сладкопевец — он известен не только как певец, но и как человек, написавший очень много церковных песнопений. И так во всем. Андрей Рублев принес свой живописный талант Богу, и через это и он сам, и его творчество освятились и освящают тех, кто к нему так или иначе прикасаются — перед его фресками, иконами проникаются благодатью, которая через его творчество нисходит на всех. Вспомните — Бог приходит в Кану Галилейскую, и там тоже происходит освящение обычной человеческой жизни… Так вот, Бог, несколько раз за время строительства открываясь Соломону, предупреждает его: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего... И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: «за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом? Если люди теряют веру, перестают соблюдать заповеди Господни, то Бог оставляет храм и он никого ни освятить, ни спасти не может.
Об этой трагедии — оставлении храма Богом — повествуется в Книге пророка Иеремии. С плачем и болью пророк Иеремия описывает, как слава Господня поднимается от храма, уходит, а люди продолжают надеяться на храм, они говорят: не может быть ничего с этим местом, потому что здесь храм. Он говорит: «не надейтесь на место, потому что это место помогает и спасает только тогда, когда люди чтут Бога, а само по себе оно спасти не может».
Святыня трех религий
О храме Божием Как создавался храм Соломона? Второй храм Соломона в Иерусалиме Строительство Второго храма началось в 536 году до н. Возведение храма было сложным и длительным процессом, который занял около 20 лет. Построенный при царе Соломоне ветхозаветный Храм был душой религиозной жизни избранного Богом народа. Третий храм Соломона: последние новости. Царь Соломон Давид царствовал сорок лет и умер в глубокой старости. 3D реконструкция.
Утраченная святыня: о чем плачут у древней стены Иерусалима
Его сын Соломон, наследник престола, приказал построить в городе храм в честь бога Яхве. Строительство Храма длилось семь лет, с 957 по 950 год до н. была завершена в восьмом месяце одиннадцатого года царствования Соломона. Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма. Построенный при царе Соломоне ветхозаветный Храм был душой религиозной жизни избранного Богом народа.