Новости пушкин в музыке

В концерте «Пушкин в музыке» прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы! «Пушкин в музыке» — так называется лекция, которая состоялась 10 февраля для учащихся нашей школы. Пушкин и Даргомыжский Пушкинские тексты в музыкальном творчестве Даргомыжского занимают особо важное место. Тема чтений 2018 года – «Пушкин и музыка»: музыка в жизни и творчестве поэта, его литературное наследие, продолженное в музыке, а также образ самого поэта в музыкальной. В уста персонажа трагедии Пушкин вложил свою любовь к музыке.

«А. С. Пушкин и музыка»: в Белоруссии продолжается проект, посвящённый классику

И с тех пор этот процесс не прекращается… Мы предлагаем вашему вниманию новый формат знакомства с жизнью и творчеством нашего любимого поэта — лекция — концерт. Во время рассказа будут звучать романсы на стихи Пушкина и арии из оперы «Евгений Онегин» в исполнении студентов и преподавателей Нижегородской государственной консерватории имени М. Ждем вас 26 апреля в 15. Длительность лекции- концерта — 1 час.

Вальс из балета «Барышня-служанка» Римский-Корсаков. Полонез и Вальс из оперы «Евгений Онегин» Чайковский. Интродукция к опере «Пиковая дама» Прокофьев. Гимн великому городу из балета «Медный всадник» Свиридов. Пушкина «Метель».

Глинка, А. Даргомыжский и другие. К стихотворению «Два ворона» «Шотландская песня» музыку написал А.

Напомню начало этой песни: Ворон к ворону летит, «Ворон, где б нам отобедать? Как бы нам о том проведать? Вот ее первые слова: Воротился ночью мельник… Вряд ли есть читатели, не запомнившие стихотворения «Узник»: Сижу за решеткой в темнице сырой… Благодаря музыке А. Алябьева оно стало песней.

Весьма популярной стала песня на слова стихотворения «Зимний вечер», написанного Пушкиным в 1825 году в селе Михайловском: Буря мглою небо кроет, То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя.

Грибоедовым, М. Балакиревым, А.

Даргомыжским, А. Сколько ярких художественных импульсов вызвало пребывание Глинки в Европе — в Италии, Германии, Франции, Польше, Испании, где он познакомился с жизнью крупнейших музыкальных центров, получил профессиональное музыкальное образование. В лице Глинки русская музыкальная культура выдвинула композитора мирового значения.

Он создал первые классические образцы русской оперы, симфонической музыки, романса. Глинка сумел соединить достижения европейской музыки жанры, формы, гармонию, оркестровки и другие выразительные музыкальные средства с истинно русским содержанием: народной историей, сказкой, изображением русской природы, быта, а главное — раскрыть характер русского человека. В его сочинениях зазвучали интонации народной песни, то протяжной и широкой, то плясовой и молодецкой.

Ярко, мощно прозвучал хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» — первой русской национальной оперы на исторический сюжет, премьера которой 27 ноября 1836 года, стала днем рождения русской классической музыки; гениальная увертюра к опере «Руслан и Людмила» по поэме А.

Завершился «Пушкин. Музыка. Михайловское»

Педагог музыкальной школы И.Н. Галушкина рассказала ребятам о роли А.С. Пушкина — великого поэта в развитии русского языка и литературы. На концерте вы узнаете о самых известных музыкальных драмах, в которых наиболее ярко передан дух Пушкина. “Пушкин оказал огромное влияние на развитие русской музыки. Гала-концерт «Пушкин в Михайловском» перенесёт вас в бессмертные произведения писателя, благодаря русским народным песням и великим композиторам — Михаилу Глинке, Петру.

В Саратове открылся «Пушкин в музыке»

Сколько ярких художественных импульсов вызвало пребывание Глинки в Европе — в Италии, Германии, Франции, Польше, Испании, где он познакомился с жизнью крупнейших музыкальных центров, получил профессиональное музыкальное образование. В лице Глинки русская музыкальная культура выдвинула композитора мирового значения. Он создал первые классические образцы русской оперы, симфонической музыки, романса. Глинка сумел соединить достижения европейской музыки жанры, формы, гармонию, оркестровки и другие выразительные музыкальные средства с истинно русским содержанием: народной историей, сказкой, изображением русской природы, быта, а главное — раскрыть характер русского человека. В его сочинениях зазвучали интонации народной песни, то протяжной и широкой, то плясовой и молодецкой. Ярко, мощно прозвучал хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» — первой русской национальной оперы на исторический сюжет, премьера которой 27 ноября 1836 года, стала днем рождения русской классической музыки; гениальная увертюра к опере «Руслан и Людмила» по поэме А. Пушкина, в которой впервые получили воплощение русский эпос и сказка. Симфоническое творчество было представлено фрагментом знаменитой увертюры «Камаринская», написанной на темы двух русских народных песен — свадебной «Из-за гор, гор высоких» и плясовой «Камаринская». Услышали зрители и жемчужину русской вокальной лирики — романс «Я помню чудное мгновенье» видеозапись выступления Д.

Имя А. Пушкина навсегда вошло в историю русской музыки. Его поэмы, драмы и повести, его народные сказки и лирические стихотворения пленили воображение более 1000 композиторов. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Весь XIX век в русской музыке почти неотделим от имени А. Гений Пушкина не только сопутствовал национальной музыкальной культуре, — он активно участвовал в ее строительстве, направляя и вдохновляя русскую музыкальную мысль.

Его основу образует троекратное повторение выражения « Я вас любил…». В соответствии с этими повторами стихотворение распадается на три части, в каждой из которых выражение « Я вас любил», сохраняя общее значение, приобретает новые оттенки. На что указывает глагол прошедшего времени « любил» в первой части? На то, что чувство не исчезло. Во второй- этот же глагол уже указывает на многогранность сопутствующих чувств любви переживаний: безнадежность, робость, ревность. В третьей части слово «любил» имеет новый смысл: любил и теперь любит: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Несмотря на эти части, стихотворение воспринимает целостно. И это достигается интонационно-мелодическим ритмом. Первая часть- это сложносочиненное предложение, состоящее из пяти простых, произносится на нисходящих мелодиях. Вторая часть — из простого предложения с четырьмя однородными членами требует мелодического «перелома», а третья часть сложноподчиненное предложение с придаточным в конце требует мелодического подъема, который уже начался во второй части. С какой гуманностью ,щедростью, благородством подходит Пушкин к этому чувству. И все это дано самыми простыми словами, но необыкновенно искренними, кака бы вырвавшимися из самой глубины души. Подлинное душевное благородство лирического героя не может не восхитить нас. Ничто не омрачает счастья любимой, даже сознание того, что кто-то любит её безответно. И вновь произносишь вслед за поэтом строки: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Стихотворение « Я вас любил…» считают жемчужиной пушкинской лирики. И это так. Строки его стихотворений привлекают своей неподкупной искренностью, мудрой простотой. Анализ музыки романсов на стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил». В нем Глинка выразил свои глубокие чувства к Екатерине Керн, дочери Анны Петровны Керн, в свое время вдохновившей Пушкина на создание великолепного стихотворения. С удивительной и прекрасной поэзией Пушкина гармонично слились музыкальные образы, созданные Глинкой. Это выражено, прежде всего, мелодии — по-русски пластичной и задушевной, певучей. В романсе, как и в стихах, ясно обозначены зарождение поэтического чувства любви, томительная скорбь разлуки и радость свидания. Поэтический смысл каждого нового душевного состояния лирического героя раскрывается в яркой и выразительной музыке. В начале романса господствует настроение светлой поэтической озаренности — под впечатлением «чудного мгновенья». Первая же тема фортепианного вступления представляет собой как бы обобщенный образ и горячо любящего, поэтически настроенного человека, и воплощенную мечту его — «гений чистой красоты». При упоминании о «томленьях грусти безнадежной» легкая грусть слегка затуманивает повествование, но ненадолго, - чарующе прекрасная мелодия возвращается, утверждая вновь настроение тихой созерцательности. Плавная, гибкая мелодия голоса и идиллически-спокойная, словно «струящаяся» фортепианная партия дополняют друг друга, создавая законченный образ высокой одухотворенности. Но вот движение быстро меняется, становится то взволнованным, патетическим — «Шли годы. Бурь порыв мятежный…», то наоборот, заторможенным — «В глуши, во мраке заточенья…». Музыка теряет мягкую округленность, спокойную размеренность ритма и становится более напряженной. Под стать ей и фортепианная партия: в ней слышен то «бурь порыв мятежный», о котором поет голос, то горестное оцепенение чувств. Светлой радостью полнится музыка, заключающая повествование «Душе настало пробужденье! Внешне мелодия сохраняет прежние очертания, но внутренняя ее наполненность становится иной — трепетной, восторженно-счастливой. Впечатление усиливает и фортепианная партия — взволнованная, подвижная. В этом романсе наиболее ярко проявилась общность творческих натур и устремлений двух великих современников — Пушкина и Глинки: типичная для обоих целостность, гармоничность восприятия, светлый взгляд на жизнь, вера в непреходящую ценность ее. Романс на стихи Пушкина « Я вас любил» это романс- раздумье. В нем нет элементов картинной описательности — элегически-напевная мелодия полна душевной красоты, благородства и выражает сдержанную скорбь. Мелодия сочетает в себе и широкие напевные интонации, и элементы декламационности,- паузы разрывают широкие закругленные фразы на отдельные выразительные реплики. Это приближает музыку к разговорной речи и придает ей характер монолога, полного глубоких, сосредоточенных размышлений. Первые романсы Даргомыжского на стихи Пушкина интересны не только своими художественными достоинствами. В них - своеобразие творческого метода Даргомыжского: стремление к конкретности музыкального языка, точное следование за поэтическим текстом, красочная картинность. Отныне пушкинская поэзия питает музыку Даргомыжского на протяжении всей его творческой жизни. И не удивительно, что лучшие его романсы и оперы написаны на стихи гениального русского поэта. Пушкин [9] Опера — жанр музыкально-драматического искусства. Литературная основа оперы — либретто. Воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной музыки. В опере объединяются в едином театральном действии драматургия, музыка, изобразительное искусство декорации, костюмы , хореография балет. Пушкина, Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остроактуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. Я попытался решить ее в опере». Опера «Борис Годунов» имела для композитора особое значение: она явилась итогом почти десятилетнего периода его творчества. И одновременно — началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные произведения.

В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Даргомыжский чаще всего в качестве литературной основы для своих произведений обращался к сочинениям великого русского поэта. Лучшие романсы Даргомыжского на стихи Пушкина обогатили жанр вокальной лирики и ещё при жизни автора стали сокровищами мировой музыкальной пушкинианы. Общеизвестны романсы: «Ночной зефир», «Я Вас любил», «Юноша и дева». По сравнению с Глинкой, музыка Даргомыжского отличается большей драматичностью. Например, «Ночной зефир» — поэтическая сцена; «Я Вас любил» — романс-раздумье. Романсам Цезаря Антоновича Кюи на стихи А. Пушкина «Сожжённое письмо» и «Царско-сельская статуя» присущи искренность лирического чувства, душевная открытость, простота выражения, глубокие связи с русской народной песней. Кюи — автор первой серьёзной книги о русском романсе, которая называлась лаконично «Русский романс» СПб,1896. Пушкинская поэзия вдохновила композитора к написанию одиннадцати романсов. Самыми популярными из них являются: «Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии», «Не пой, красавица, при мне», «Что в имени тебе моём», «Анчар», «Пророк», «Поэт», «Эхо».

Пушкин в музыке середины ХIХ века

Прозвучали произведения М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского -Корсакова, Г. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу чудесной сказкой, с её лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой.

Театр Северо-Западный федеральный округ Петербургский мюзикл дает новое осмысление жизни и творчества поэта Яркие страницы биографии Александра Сергеевича Пушкина современные артисты отобразили в музыке. Композитор Виктор Плешак, либреттист Олег Ернев, режиссер Андрей Егоров и ведущие петербургские театры воплощают в жизнь сплетение жанров: оперы, музыкального спектакля и мюзикла. Сочетание стилей от классики до рока. Предварительный экспериментальный показ ключевых номеров музыкально-драматического спектакля под рабочим названием «Пушкин. Любовь» состоялся в комитете по культуре правительства Петербурга. Константин Сухенко отозвался об авторском и актерском коллективе как о слаженной и работоспособной команде. Вызывает интерес и большая литературная работа драматурга Олега Ернева, и ее аллюзии. Впечатляют сцены с предсказанием цыганки и выступление Дантеса. Творческая команда замахивается на большое дело. Оркестр, рок-группа и спектакль, где задействовано большое количество актеров. Биографический спектакль по Пушкину должен жить.

Михайловское» 8 и 9 июля концерты оркестра Капеллы вместе с солистами ведущих оперных театров Петербурга пройдут на территории музея-заповедника «Михайловское» Оркестр Капеллы примет участие в фестивале «Пушкин. Михайловское» в Пушкинских Горах Псковской области. Концерты фестиваля пройдут на территории музея-заповедника «Михайловское». В программе вечера — произведения М. Глинки, П.

Творческая команда замахивается на большое дело. Оркестр, рок-группа и спектакль, где задействовано большое количество актеров. Биографический спектакль по Пушкину должен жить. Долго и счастливо. В мюзикле сплетаются 12 тематических линий, из которых вырастает более 50 музыкальных номеров. Перед зрителем встает эпоха романтизма. Темы влюбленности и влечения, дружбы и братства, рока и судьбы... А вот - взаимодействие поэта и власти. Поэт показан несколько под другим углом зрения. Как и «оболганные» цари предстают в другом свете, с более личностным и философским подтекстом. И они высоко ценят талант поэта!

Георгий Василевич: Пушкинские строки в Михайловском будут петь солисты оперных театров

Воплощением единства двух величайших гениев русской культуры стали романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина, которые стали совершенным претворением в музыке жизненных впечатлений и поэта и композитора. В этом году она была посвящена теме "Пушкин в музыке". Педагоги-теоретики нашей школы (Герасимова А.Л., Дятлова Л.К., Потапова М.В.) вместе со своими ученицами приняли в конференции активное участие. Дорогие друзья! В рамках онлайн-программы Пушкинского праздника поэзии музей-усадьба "Остафьево" приглашает вас погрузиться в атмосферу XIX века, время высо. Многие исследователи творчества М. И. Глинки отмечают, что его пушкинские романсы — это совершенное претворение в музыке жизненных впечатлений, особенно в любовной лирике Пушкина. Пушкин в музыке купить билеты в Москве от организатора мероприятия без наценок на сайте Moscow Show. «Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии, — писал музыкальный критик Владимир Стасов, — оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».

«Пушкин в музыке»

Наша сегодняшняя тема называется «Пушкин и Музыка» и прямо относится к общему направлению моих концерт-бесед о творческом сочетании поэзии и музыки. В этом году она была посвящена теме "Пушкин в музыке". Педагоги-теоретики нашей школы (Герасимова А.Л., Дятлова Л.К., Потапова М.В.) вместе со своими ученицами приняли в конференции активное участие. Пушкин вдохновлял и столетие спустя – в тяжелые послереволюционные годы обращался к его стихам Метнер; четыре пушкинских романса написал Шостакович; шестьдесят лет назад музыка к фильму «Метель» принесла всенародную известность Свиридову. Пушкин вдохновлял и столетие спустя – в тяжелые послереволюционные годы обращался к его стихам Метнер; четыре пушкинских романса написал Шостакович; шестьдесят лет назад музыка к фильму «Метель» принесла всенародную известность Свиридову. В этом году она была посвящена теме "Пушкин в музыке". Педагоги-теоретики нашей школы (Герасимова А.Л., Дятлова Л.К., Потапова М.В.) вместе со своими ученицами приняли в конференции активное участие.

В исполнении столичных певцов. В Пушкинских Горах прошёл фестиваль «Пушкин. Музыка. Михайловское»

И доказывает, что музыка действует на человека как сильнейший антидепрессант. Публикуем главу «Тайные знаки оперы. В русской культуре есть одно очень несправедливое явление: величайший русский композитор Пётр Ильич Чайковский не написал ни одного романса на стихотворения гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Всю свою жизнь боготворя Пушкина больше всех на свете, одновременно… мне кажется, он его ненавидел. Ненавидел страшно и любил до безумия. Никого так не любил, как Пушкина. А музыку писал даже на тексты третьесортных поэтов. Когда его спросили, он сказал, что Пушкин «силою гениального таланта очень часто врывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки»! Красиво, хорошо, но не верится.

Как бы ни была музыкальна поэзия Пушкина, вполне можно что-то сочинить, и в доказательство — «Евгений Онегин». А почему не получается? Давайте попробуем понять. Сначала рассмотрим пару Ленский и Ольга. Ленскому почти восемнадцать, он вернулся из Гёттингена, это чудесный университетский город, там изучали немецкую классическую философию. Это было по-настоящему высокое образование. Атмосфера гофманианская в этих немецких университетских городах, таинственная, немецкий романтизм, появляется философия искусств, появляются тайные знаки немецкого леса. Совсем скоро Вебер напишет «Вольного стрелка» с его знаменитой сценой отливки пуль в Волчьей долине.

Первая романтическая опера. Не за горами и Вагнер. Вот оттуда Ленский. И в кого же он влюблен? В Ольгу. И он поет ей одно из самых великих ариозо в истории мировой музыки. На мой взгляд, вся Россия, вся русская культура и один из ее величайших символов — вот это ариозо Ленского. Юный поэт.

Уже из Гёттингена. А Ольге всего пятнадцать. Теперь вспомним, как в те времена мужчина обращался к женщине. На «вы». Я люблю вас? Почему не «тебя», они же с детства знакомы? А потому что в России обращение на «ты» мужа и жены означало интимный контакт. Дворяне называли в обществе друг друга на «вы».

Как вы чувствуете себя? Позвольте вас пригласить на танец. А теперь представьте себе, когда они сидят в дворянском собрании и жена попросит мужа наклониться к ее уху и говорит: «Ты знаешь, я хочу домой. У меня немножко болит голова». И он улавливал не боль в голове, а то, что она ужасно соскучилась по нему и хочет остаться с ним вдвоем. Его от этого «ты» трясло. А теперь представьте себе: Ленский по всем законам поет: «Я люблю вас, Ольга». А вот потом начинается форменное безобразие.

Он забывает все правила приличия, у него прорывается абсолютно недопустимое кодексом дворянской чести: «Ты одна в моих мечтаньях, ты одно мое желание, ты мне радость и страданье».

Один — наш земляк М. Глинка — основоположник русской классической музыки, другой — А. Пушкин, основоположник литературного русского языка. Глинке исполнилось бы 216 лет, а А. Пушкину — 221 год со дня их рождения. История этого праздника берет начало с 2010, по решению ООН. Это подчеркивает значимость великого русского языка и А. Пушкина, как его основателя. Оба — великие таланты, оба — родоначальники нового русского художественного творчества, тому подтверждение стихотворение «Два гения» нашего земляка А.

Мишина, которое для Вас прочтёт зав. Личным воспитателем был В. Кюхельбекер, который преподавал там российскую словесность.

Асафьев опера «Граф Нулин» 22.

Асафьев опера «Скупой рыцарь» 23. Шостакович опера «Сказка о попе и работнике его Балде» Публикации по теме: Детский мастер-класс «Мой Пушкин» 6 июня 2020 года исполняется 221 год со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии пушкинского. Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны» Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны» 1.

Гайдн Оратория "Времена года". Бетховен «Весенняя соната». Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах» Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах» К. Вступление и Королевский марш льва 2.

Три концерта фестивальной афиши разные по содержанию и настроению. Первый — «Пушкин в Михайловском» — ретроспектива музыкальных сочинений, связанных с поэтом и его временем. Второй — романсы на стихотворения Александра Сергеевича — камерный концерт в сопровождении фортепиано.

«Пушкин по Пушкинской»: в ГДК представили современное прочтение биографии великого поэта

Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Жители Пушкинских Гор смогут насладиться классической музыкой на фестивале «Пушкин. «Пушкин в музыке»: в Московском международном Доме музыки состоится концерт для любителей высокой поэзии.

Пушкин звучит в музыке от классики до рока

Ананьев - Музыка, которую, возможно, слышал Александр Сергеевич Пушкин, а также песни и романсы, связанные с судьбой и творчеством великого русского поэта сегодня на светлом радио. Ровно через минуту мы продолжим наш разговор и самое интересное, как всегда, у нас впереди. Ананьев - Музыка, связанная с именем «нашего всего», с именем великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сегодня на «Светлом вечере», здесь Алла Митрофанова… А. Митрофанова - Александр Ананьев. Ананьев - И автор уникальных музыкально-просветительских циклов, лауреат международных фортепианных конкурсов, кандидат искусствоведения, который выходит на самую широкую аудиторию, благодаря своему сайту «Yulia. Today» Юлия Казанцева. Юлия, добрый вечер еще раз. Что нового у вас на вашем сайте и с вашими музыкально-просветительскими циклами, с окончанием этого периода самоизоляции? Казанцева - Кстати, в следующий раз у меня будет история музыки по Толстому, в четверг я буду рассказывать, какие музыкальные предпочтения были у Льва Николаевича, какая музыка звучит в его произведениях, то есть такой цикл «Музыка и литература». Митрофанова - Прекрасно, и где же это можно будет услышать и когда? Казанцева - Онлайн, в четверг, в семь вечера.

Митрофанова - Замечательно, в ближайший четверг, правильно я понимаю? Казанцева - Да, да. Митрофанова - Юля, вы знаете, мы сейчас послушали вальс Александра Сергеевича Грибоедова и вот так мы легко говорим об этом музыкальном жанре, как о чем-то совершенно естественном, но если память мне не изменяет, у вальса была довольно непростая судьба, в том плане, что он легко завоевал сердца слушателей, но вместе с тем столкнулся и с жесткой критикой, что это за музыка, почему она такая легкая? Даже в вульгарности обвиняли вальс, как танец: как можно так близко друг к другу стоять и соприкасаться и прочее, и прочее, было такое или я ошибаюсь? Казанцева - Было, Павел I запретил вальс, были штрафы за исполнение, даже за музыку вальса, потому что это неприлично считалось, ну а потом время показало, что даже штрафы не спасут от вальсов, и начинается уже такое победоносное шествие вальса через весь XIX век. Это особый танец, и во время бала, мы ведь тоже сейчас уже многое не понимаем, бал — это особая культура и танцы — это в каком-то смысле тайный язык, то есть если вас приглашают на вальс, то ждите любовного признания, вальс — это танец, когда говорят о любви. И у каждого танца был свой, такой негласный, что ли, регламент, о чем разговаривать во время какого танца, то есть если бал начинается с полонеза, кстати, единственное, может быть, пересечение, которое мы все сейчас знаем: полонез Огинского, вот Пушкин тоже знал тот самый полонез Огинского, вот какая-то хоть у нас есть ниточка к тому времени. Вальс, потом мазурка, под мазурку не о любви говорили, а мазурочная болтовня, то есть более легкий танец, и я хотела зачитать один фрагмент, мне очень понравился, из «Пиковой дамы» - это сцена на балу, вот Лиза танцует вместе с Томским как раз мазурку, и к ним подходят три дамы, вот я читаю: «Подошедшие к ним три дамы с вопросами — oubli ou regret — прервали разговор, который становился мучительно любопытен для Лизаветы Ивановны», и в конце цитаты: В газете «Северная пчела» за 1841 год пишут: «Можем себе представить, как будут ломать себе голову комментаторы Пушкина в XX, XXI и следующих столетиях для объяснения этих трех простых слов Пиковой дамы: «oubli ou regret», значение и весьма загадочный смысл которых растолкует всякий танцующий — это просто фигуры мазурки». А мы, действительно, ломай голову, что это за таинственная дама. Кроме этого, контрадансы, экосезы, про экосезы Шуберт, кстати, написал: «Какая бы ни пришла беда — танцуйте экосез всегда».

Митрофанова - Забавно. Ну, по поводу мазурки — она действительно была очень популярна на балах, то есть не только вальсы, хотя он считался, наверное, королем бала, но мазурка, как такая веселая гостья, она обязательно тоже присутствовала, и мы знаем упоминание в «Евгении Онегине», что он мазурку-то виртуозно танцевал и то, что он позволял себе являться на бал к мазурке, это было, что называется, только денди мог такое себе позволить, то есть человек, который слегка эпатировал публику, бал начинался с полонеза. У Лотмана, по-моему, очень хорошо описано, как вот эта последовательность была важна, мазурка не могла быть первым танцем, также, как и вальс не мог быть первым танцем, первый танец — это, что называется, такая установочная сессия, он должен быть степенным, он должен быть важным таким и открывали полонез, как правило, выходили в первой паре, если там присутствовал император, то император и хозяйка дома и императрица и хозяин дома, то есть это было невероятно важным таким ритуалом с точки зрения светского этикета, явиться к мазурке — это значит пренебречь тем самым светским этикетом, чем регулярно Евгений Онегин, собственно, и занимался, пренебрегая, он, помнится, и в театр являлся посреди действия: «лорнет наводит на ложи незнакомых дам» — это тоже было своего рода таким хамством, что ли. Это был тот музыкальный мир, который Пушкину был очень хорошо знаком, а нам сейчас его по крупицам приходится восстанавливать прекрасным комментаторам, в том числе, и Юрию Лотману, конечно же, и все эти комментарии доступны, можно наших читателей, кто заинтересуется, адресовать к подробнейшему исследованию, которое он провел, оно очень доступным, понятным языком написано и поэтому, может быть, так популярно и в первую очередь приходит на ум. Юлечка, а вот если все-таки вернуться к балу — какая музыка звучала там в финале? Что было наиболее распространенным для закрытия вот этого самого музыкального праздника? Казанцева - Да, вы знаете, бал, он живет по своей такой внутренней драматургии и начинается если с важного и степенного полонеза, то заканчивается когда он уже под утро, представьте, все официальные разговоры уже закончены, в любви уже признались, то есть остается уж просто веселье, уже на последнем издыхании такое, тут танцуют контрдансы, и я хочу зачитать Карамзина, это тоже ведь пушкинское время, вот Карамзин пишет: «Однажды я наделал много шуму, прыгая в контрдансах с важными дамами, нарочно ронял их на землю самым неблагопристойным образом». Митрофанова - Карамзин и «неблагопристойных образ» - что-то у меня не сочетается это все в голове, по-моему, он это все преувеличивает. Казанцева - Потому что этот бал, уже конец бала, когда, действительно, возможно все. Ананьев - А я очень хорошо представляю себе платье тех времен: как можно было даму в этом платье уронить?

По-моему, она была самой устойчивой конструкцией вообще, устойчивее рояля. Митрофанова - Ну, всякое, наверное, бывало. Казанцева - Очень разным. Знаете, мне нравится определение гения, что гений каждое последующее поколение, он становится все более и более нужным, все более востребованным, то есть да, современники, они же ценили Пушкина, и музыканты ценили, они вон писали романсы уже при его жизни, но с каждым последующим поколением он становится нам все более и более нужным, и композиторам, в том числе, то есть в XX веке Пушкин не менее актуален, чем в XIX. Ананьев - К шести романсам Георгия Свиридова мы обратимся чуть позже, а пока хочется обратить свое внимание на композитора, с которым Пушкин во времени не пересекся, но вот их творчество оказалось тесно переплетено в истории — Сергей Васильевич Рахманинов, он написал четыре романса и две оперы по произведениям Пушкина и надо отметить еще два нереализованных замысла Рахманинова по произведениям Александра Сергеевича: опера «Борис Годунов» и «Полтава». Почему Пушкин, почему в XX веке выбор падает именно на Пушкина? Казанцева - Сергей Васильевич Пушкина любил и тут, знаете, еще ведь такой интересный момент какой-то генетической связи: Рахманинов, его часто называют наследником Чайковского, а ведь самые, наверное, знаменитые оперы Чайковского — это «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», то есть вот любовь к Пушкину, она переходит в каком-то смысле от Чайковского и к Рахманинову тоже. Опера «Алеко» - это по «Цыганам» Пушкина, это ведь дипломная работа Рахманинова, он заканчивает консерваторию, начинающий композитор, а Рахманинов довольно поздно начал, ну, как поздно: то есть в консерватории он начал, уже студентом, и эту оперу, никто не мог поверить, он написал буквально вот за пару недель, вот никто не мог поверить, что так быстро и так совершенно. Рахманинов, он, может быть, и поздно начал, но зато он начал в полную силу, у него не было какого-то периода раскачивания или нахождения своего стиля, нащупывания, сразу же, с первых его произведений, с первых тактов — вот это Рахманинов, это его гармония, это его интонации непередаваемые. И тогда Петр Ильич Чайковский такой сделал прощальный подарок, он не знал, конечно, что это прощальный подарок, а он поспособствовал тому, чтобы одноактная опера «Алеко» Рахманинова шла в один вечер с его собственной одноактной оперой «Иолантой» - это последняя опера Чайковского.

И вот представьте, что дипломная работа студента идет в Большом театре, в Мариинском театре, конечно, о Рахманинове заговорили, потому что вместе с Чайковским в один вечер - ну это что-то значит, что это за выскочка такой — Рахманинов? Уже хотя бы поэтому слушали его музыку. Ананьев - Можно ли тогда утверждать, что Пушкин так, не зная о том, дал Сергею Рахманинову путевку в жизнь, в мир большой музыки? Казанцева - Да, и не только Рахманинову, сколько прекрасных произведений написано, если перечислять, то получится долгий список, ведь не только романсы, не только оперы и балеты, которые сейчас, может быть, не самые репертуарные, но между прочим, Галина Уланова ведь выступала и в «Бахчисарайском фонтане», и в «Медном всаднике», то есть «Бахчисарайский фонтан» - это балет Асафьева, а «Медный всадник» - это балет Глиэра, уже XX век. Митрофанова - Давайте послушаем сейчас фрагмент «Алеко» из Рахманинова.

Пушкина, в которой впервые получили воплощение русский эпос и сказка.

Симфоническое творчество было представлено фрагментом знаменитой увертюры «Камаринская», написанной на темы двух русских народных песен — свадебной «Из-за гор, гор высоких» и плясовой «Камаринская». Услышали зрители и жемчужину русской вокальной лирики — романс «Я помню чудное мгновенье» видеозапись выступления Д. Романсы композитора стали классическим примером воплощения поэтических образов в музыке. В концертной программе использовались не только видеозаписи, но и живая музыка, представленная учащимися. Хоровой коллектив школы «Ручеек» руководитель О. Жаренова, концертмейстер Л.

Смирнова исполнил песню «Ты, соловушка, умолкни». Русские народные песни были представлены композициями «Полосынька» в обработке Н.

Петр Ильич Чайковский также восхищался пушкинским гением: «Независимо от того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».

Поэмы, драмы и повести, сказки в народном духе и лирические стихотворения великого классика вдохновили более 1000 композиторов. Около 500 его сочинений легло в основу более 3000 музыкальных произведений, став важной частью отечественной национальной культуры. Для концерта Национального филармонического оркестра России Арсентий Ткаченко отобрал самые яркие произведения музыкальной «Пушкинианы» от Глинки до Свиридова. Увертюра к оперетте «Пиковая дама» Рубинштейн.

Параллели гениев: Александр Пушкин и Михаил Глинка 06. Сопряжение двух дат и имён вовсе не случайно и правомерно: известный композитор и великий поэт неразрывно связаны между собой. Александр Куприн говорил: «Язык — это история народа». Литературное наследие Пушкина и музыкальное творчество Глинки знаменовали возникновение новой истории русского народа, русской литературы и русской музыки. Александр Пушкин является основоположником современного русского литературного языка, на котором до сих пор говорят миллионы людей. Лексика поэта не только понятна, но и близка каждому человеку. Жизненные пути Александра Пушкина и Михаила Глинки являют собой удивительные параллели и пересечения.

А. С. Пушкин и музыка ч. 1

Пушкин в музыке Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Воплощением единства двух величайших гениев русской культуры стали романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина, которые стали совершенным претворением в музыке жизненных впечатлений и поэта и композитора. По произведениям Александра Сергеевича Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов. Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. О роли Пушкина в музыке поделился Александр Титель: «Мало авторов, по творчеству столь всеобъемлющих и близких природе музыкального театра.

Moscow Show рекомендует

  • Глинка и Пушкин
  • Предварительный просмотр:
  • «Дуэль Чайковского с Пушкиным». Михаил Казиник — о тайных знаках оперы «Евгений Онегин»
  • Пушкин и Музыка - Google Презентации
  • А. С. Пушкин и музыка ч. 1
  • «Пушкинские образы в музыке»

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий