Немцы под Ленинградом в ожидании К тому же, по словам полковника Польмана, немцы видели лишь благоприятные перспективы в ходе самого прорыва к Ленинграду, и после него. 4 июля фашисты вступили в Ленинградскую область, форсировав реку Великая в направлении на Остров.
Зачем Гитлер держал Ленинград в блокаде, а не захватил его?
В рамках этого проекта нам удалось встретиться с председателем общества «Блокадники Ленинграда» И.Б. Скрипачевой и небольшим штатом работников организации. Георгию Жукову, возглавлявшему Ленинградский фронт, тоже было непонятно, почему немцы прекратили свое наступление. В результате фронт в районе Ленинграда должен был сдвинуться на запад от озера Ильмень до Ладожского озера или даже до Финского залива.
Исторические предпосылки и положение города
- День неполного освобождения. Когда Ленинград на самом деле был избавлен от блокады
- Подпишитесь на рассылку
- Кто виноват в блокаде Ленинграда / История / Независимая газета
- Подпишитесь на рассылку
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ БЫЛО СДАВАТЬ ЛЕНИНГРАД НЕМЦАМ
Почему немцам не удалось захватить Ленинград? - Универ soloBY | Постараюсь ответить на некоторые «почему», касающиеся Ленинграда. |
Отчего не был взят Ленинград? Почему ленинград был осажден, а не захвачен | Почему Маннергейм не взял Ленинград? |
РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА
Было ли это возможно? В теории — да. В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5.
Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода.
Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой.
Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать.
Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально. Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях.
Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно.
Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали.
Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы. Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей.
Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель.
В декабре 1941 года умерли 53 тыс. Говоров и Волховского командующий генерал армии К.
Выдача других продуктов практически не производилась. Город оказался на грани вымирания. Холод тоже стал суровым испытанием, температура опускалась до -32 по Цельсию. А отрицательная температура держалась в Ленинграде 6 месяцев. Зимой 1941-1942 года погибло четверть миллиона человек.
Роль диверсантов Первые месяцы осады немцы практически беспрепятственно обстреливали Ленинград из артиллерии. Они перебросили к городу самые тяжелые из имевшихся у них орудий, установленные на железнодорожных платформах, эти орудия способны были бить на дистанцию вплоть до 28 км, 800-900 килограммовыми снарядами. В ответ на это Советское командование стало разворачивать контрбатарейную борьбу, формировались отряды разведчиков и диверсантов, которые обнаруживали расположение дальнобойной артиллерии вермахта. Существенную помощь в организации контрбатарейной борьбы оказывал Балтийский флот, корабельная артиллерия которого била с флангов и тыла артиллерийских соединений немцев. Межнациональный фактор Немалую роль в провале планов Гитлера сыграли его «союзники». Помимо немцев в осаде участвовали финны, шведы, итальянские и испанские части. Испания официально не участвовала в войне против Советского Союза, за исключением добровольческой «Голубой дивизии».
На ее счет есть различные мнения. Одни отмечают стойкость ее бойцов, другие — полное отсутствие дисциплины и массовое дезертирство, солдаты часто переходили на сторону Красной армии. Италия предоставила торпедные катера, но их сухопутные действия успеха не принесли. Сразу после этого была проложена железная дорога в осаждённый город, названная впоследствии «Дорога победы» и известная также как «Коридор смерти». Дорога проходила настолько близко к военным действиям, что немецкие части часто обстреливали поезда из пушек. Тем не менее, поток припасов и продовольствия хлынул в город.
Они сжигали мебель, книги, обои, чтобы согреваться. Многие умерли от голода и болезней, но остальные выжившие продолжали сражаться. Лучшим доказательством сопротивления Ленинграда является музей-комплекс «Оборона и блокада Ленинграда», который создан в память о героической истории города во время Великой Отечественной войны. Здесь хранятся останки и личные вещи погибших, а также экспонаты, связанные с тем временем. Таким образом, благодаря длинной блокаде и героическому сопротивлению горожан, немцы не смогли взять Ленинград. В этом городе дух выживания и патриотизма объединил людей и помог им преодолеть самые суровые испытания. Тяжелые условия жизни в блокаде Блокада Ленинграда, продолжавшаяся с 1941 по 1944 год, принесла городу невероятные испытания и неописуемые трудности. Отрезанный от внешнего мира, Ленинград был полностью изолирован от снабжения продовольствием и прочими основными товарами. Города жители столкнулись с острым дефицитом продуктов питания и нехваткой энергоресурсов. Хлебные карты стали единственным способом получения продуктов, и очереди за ними были километровыми. Питание стало крайне нерациональным и скудным, а люди вынуждены были есть все, что удалось добыть или арестовать. Нелегальная торговля и бартерные сделки за еду стали обычным явлением в блокадном Ленинграде. Другой серьезной проблемой была электроэнергия. Блокадники пытались использовать все возможности для выживания в условиях полного энергетического голода. В их распоряжении оказались только горстка гидроэлектростанций, которые обеспечивали непостоянное и ограниченное энергоснабжение. Отключение электричества было обычным явлением, и горожане вынуждены были адаптироваться к ночной жизни без света. Тяжелые зимы усугубляли уже сложное положение граждан. Холод и обильные снегопады делали коммуникации еще более непроходимыми, что затрудняло доставку ресурсов, особенно со стороны остальной части СССР. Люди вынуждены были искать пищу в заброшенных зданиях и складах, пытаясь выжить в условиях арктической стужи и голода. Тяжелые условия жизни в блокаде стали еще более невыносимыми из-за полной отсутствия медицинской помощи и общественной гигиены. Чумные и тифозные эпидемии распространялись очень быстро, и врачи не имели никаких средств, чтобы справиться с этим. Смертность в блокадном Ленинграде достигла катастрофических цифр, и каждый день люди сталкивались с потерей близких и друзей. Организация гражданской обороны Одной из ключевых причин, по которым немецкие войска не смогли взять Ленинград, была организованная и эффективная система гражданской обороны. Власти Ленинграда приняли ряд мер, чтобы максимально мобилизовать население и обеспечить его защиту в условиях осаждения и бомбардировок. Под руководством гражданской обороны население было организовано в добровольные отряды и формирования, где люди получали соответствующее обучение и инструктаж. Важным элементом системы гражданской обороны было создание укрытий и противовоздушной обороны. Распределение населения по укрытиям и эффективная организация эвакуации позволили минимизировать потери среди жителей и сохранить рабочую силу.
РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА
Без права на капитуляцию | Несмотря на все старания московских прокуроров, обвинение в блокаде Ленинграда было снято с Германии в Нюрнберге. |
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ БЫЛО СДАВАТЬ ЛЕНИНГРАД НЕМЦАМ | Тогдашний командующий Ленинградским фронтом Климент Ворошилов вызвал серьезное недовольство в Москве тем, что допустил окружение Ленинграда. |
Зачем Гитлер держал Ленинград в блокаде, а не захватил его? | Почему не вошли? |
РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА | Немцы только чудом не вошли в Ленинград, остановленные обнесенной вокруг города иконой. |
Причины невзятия Ленинграда немцами | Первые месяцы осады немцы практически беспрепятственно обстреливали Ленинград из артиллерии. |
Здесь лежат ленинградцы: Почему нельзя забывать, как освобождали осаждённый город
Главная» Новости» Почему немцы не вошли в ленинград. Почему Гитлер хотел уничтожить Ленинград и ленинградцев. Блокада Ленинграда на Нюрнбергском процессе была приравнена к геноциду.
Суд за дело
- Предпосылки блокады Ленинграда
- Почему «добрый» Маннергейм не обстреливал Ленинград
- Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
- Почему не был взят Ленинград? / Взгляд
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ БЫЛО СДАВАТЬ ЛЕНИНГРАД НЕМЦАМ
Однако ключевым фактором, поставившим войска группы армий «Север» в критическое положение, были действия 54-й армии маршала Григория Кулика, наступавшей в Южном Приладожье, на запад. Во время ее наступления у поселка Хандрово в бою 12 сентября 1941 г. Фотографии подбитых боевых машин врага опубликовала «Правда». Контрудар 54-й армии едва не привел к прорыву блокады и заставил немцев остановить наступление под Ленинградом. Это случилось 24 сентября 1941 г.
После того как войска 54-й армии выбили из нее нацистов, немецкое командование вынуждено было срочно укреплять фронт южнее Ладожского озера. Единственным источником для этого была переброска войск из 18-й армии, что поставило крест на дальнейших попытках продвижения противника. Итого спустя две недели после взятия Шлиссельбурга немцы так до конца и не выполнили свои задачи. Ленинград был рядом, часть целей была достигнута, но оставались незанятыми Пулковские высоты, стрелять по городу могла только незначительная часть артиллерии.
В группе армий «Север» начали разрабатывать планы нового наступления, но они не были реализованы: успехи немецких войск на московском направлении в октябре 1941 г. Теперь группа армий «Север» должна была действовать восточнее, уничтожая части Красной армии за Волховом. А ленинградцам противник уготовил другую участь: голодную смерть. Отдельный вопрос — действия финнов.
В сентябре 1941 г. Впрочем, нельзя забывать, что именно финны нанесли войскам Ленинградского фронта одно из самых тяжелых поражений, окружив в конце августа войска 23-й армии под Выборгом. Одним из виновников этого поражения был Ворошилов, который действовал по плану, не отвечавшему реальной обстановке, и руководствовался решениями, которые имели скорее политическое, чем военное значение. Немцы заплатили довольно высокую цену за свои успехи: общие потери войск группы армий «Север» составили до 23 000 человек.
Потери же войск Ленинградского фронта, вероятно, превысили 60 000 человек, из них более 18 000 оказались в плену. Некоторые соединения были уничтожены почти целиком. Погибло большинство пулеметно-артиллерийских батальонов из ополченцев. Но пик потерь был еще впереди.
Осенью 1941 г. Автор — историк.
Безвозвратные потери Красной армии в боях под Ленинградом составили около 980 тыс. Они не совершили ни одной попытки капитулировать. Действия нацистов против Ленинграда — это конкретный пример геноцида, подтверждённый многочисленными фактами, и в том числе самими гитлеровскими планами», — подчеркнул Дмитрий Суржик. Плацдарм «Невский пятачок» после боя.
В январе 1943 года встречные удары войск Ленинградского и Волховского фронтов позволили пробить брешь в обороне нацистов южнее Ладожского озера и восстановить сухопутную связь между осаждённым городом и остальной страной. Через коридор шириной всего 8—11 км были в сжатые сроки проложены железнодорожные пути и автомобильная трасса. Также по теме «С каждым днём было всё тяжелее»: жительница блокадного Ленинграда — о войне, голоде и патриотизме 27 января будет отмечаться 76-летие полного снятия блокады Ленинграда, продолжавшейся 872 дня. Её жертвами, по разным оценкам, стали... Полностью блокада была снята в начале 1944 года, когда советские войска нанесли поражение группе армий «Север» и отбросили нацистов на 60—100 км от Ленинграда. Блокада продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
По словам историков, героическая оборона Ленинграда существенно повлияла на весь ход Великой Отечественной войны. Как отметил Сергей Перелыгин, город, носивший имя создателя советского государства, был важным идеологическим символом. Нацистское руководство верило, что его уничтожение подорвёт устойчивость советской системы и веру в победу жителей СССР. Однако Ленинград выстоял, и это стало серьёзной моральной победой для советского народа. Как отметил Дмитрий Суржик, помимо политического и морального значения, Ленинград играл также огромную военную и экономическую роль. Блокадный Ленинград.
Моряки Балтийского флота беседуют с девочкой Люсей. Её и других детей вывозят из блокадного города. Девочка осталась сиротой — её родители умерли от голода РИА Новости «После потери украинского промышленного района Ленинград был очень и очень важен, чтобы удерживать фронт поставками оружия и боеприпасов. И конечно же, потеря Ленинграда, высвободив огромные нацистские силы, резко бы усугубила положение на советско-германском фронте, и в том числе положение Москвы», — заявил эксперт. Как отмечают историки, бои под Ленинградом сковали около 30 нацистских дивизий, которые немцы не смогли использовать в такие решающие моменты войны, как Курская битва.
Особые трудности немцы испытали по направлению "Центр", то есть к Москве. Хоть советские войска и понесли большие потери, но все же они еще имели резервы и были готовы сражаться с немцами за каждый дом.
Немецкая армия группы "Центр" понесла большие потери, в следствии чего, для дальнейшего похода на Москву требовалась незапланированная поддержка. Поддержка прибыла с армий других направлений, в том числе с группы армии "Север", которая как раз направлялась на Ленинград. Генерал-фельдмаршал - Вильгельма фон Лееба - на подходе к Ленинграду столкнулся с нехваткой сил для штурма города. Но вместо подкрепления он получил как раз приказ о переводе части своих войск группе армии "Центр". Таким образом, немецких сил на Ленинградском направлении не хватало для наступления на город, единственно, что они могли сделать - блокировать его и устраивать налеты. Немецкие танка К тому же, у немецких генералов возник вопрос, хватить ли мужества у их солдат уничтожать мирных жителей города. Поскольку дальнейшее наступление на город Ленинград было невозможно из-за нехватки сил, то единственным выходом для немцев оставалось блокировать город, который был практически без защитников, а так же авиацией уничтожать склады с продовольствием.
Под «самым последним» здесь понимается выход на третий рубеж окружения, то есть захват Колпино и районов современного Санкт-Петербурга. Удобный предлог Если говорить о том, как воспринимал сложившуюся ситуацию сам Рейнхардт, то он действительно считал, что шанс войти в город у него есть. Об этом он доложил наверх, в штаб 4-й танковой группы. Однако предложение вести наступление на Ленинград и вступить в город находилось уже за пределами поставленных перед войсками Рейнхардта задач. Более того, оно свидетельствовало о том, что Гепнер имеет среди подчиненных себе командиров весьма самонадеянного лидера. Георг-Ханс Рейнхардт 12 сентября Рейнхардт получил приказ не переходить линию Петергоф-Пушкин современное Волхонское шоссе лично от Гепнера. Приказ был дан устно. Был ли это тот самый «стоп-приказ»?
Скорее всего, нет. Войска Рейнхардта еще полностью не подтянулись к указанному рубежу. Ни о какой остановке наступления всей танковой группы или 18-й армии речь не шла. Как уже говорилось выше, корпус Рейнхардта свою задачу почти выполнил. Более того, на следующий день его войска даже попытались взять Пулковские высоты, но были отбиты, а также сами были контратакованы как раз с участка западнее Пушкина. В штабе Гепнера понимали, что сил у Рейнхардта для дальнейшего наступления пока недостаточно. И обнаружив, что Пулковские высоты все же обороняются, немцы решили сосредоточиться на более реалистичной задаче. Тем более, что наступление войск 4-й танковой группы кое-где серьезно буксовало.
Еще более важно то, что 14 сентября Рейнхардт лично обсуждал с Гепнером возможности дальнейшего наступления. Его корпус получил задачу содействовать наступление соседей справа на Пушкин. Конечно, можно предположить, что, если бы Рейнхардт имел возможность задействовать свою 6-ю танковую дивизию для штурма Пулковских высот или для удара на другом направлении, все могло сложиться иначе. Но в момент получения распоряжения о грядущем выводе это соединение было связано боями за Красногвардейск. Схема, на которой показано наступление войск 4-й танковой группы на Ленинград и рубеж, достигнутый к моменту смены командования 17 сентября Определенное влияние намеченный вывод из боя оказал на то, что с 17 по 23 сентября серьезных попыток взять Пулковские высоты немцами не предпринималось. А назначенное на 17 сентября наступление было отменено. Это, конечно, была ошибка противника, но Гитлер не имел к ней никакого отношения. От «лишней» боевой активности танковых и подвижных частей немецкие штабисты отказались в пользу сохранения их боевого потенциала перед маршем.
Что касается дальнейших планов 18-й армии по занятию Ленинграда, немецкое командование вынуждено было отказаться от их воплощения в жизнь из-за сильного сопротивления советских войск. Решение о приостановке наступления немецких пехотных частей было вынужденным.
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ БЫЛО СДАВАТЬ ЛЕНИНГРАД НЕМЦАМ
18 сентября немцы вошли в Пушкин. Вторым фактором, определявшим Ленинград как приоритетную цель при вторжении в СССР, был Балтийский флот. «На территории Ленинграда было пять ТЭС, они входили в состав Энергосистемы Ленинградской области. Почему Маннергейм не взял Ленинград? Несмотря на упорное сопротивление немцев и их постоянные попытки контратак, после шести дней боёв передовые части Волховского и Ленинградского фронтов встретились на окраине рабочего посёлка № 1. 18 января стало днём прорыва блокады Ленинграда.