28 апреля 2024 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Вязьмы. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 18 марта – 21 марта) вечером в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского.
Содержание
- Сайт фотослужбы Патриарха Московского и всея Руси
- Расписание богослужений на первой седмице Великого поста | Московская духовная академия
- Наши сообщества
- Богослужение первой седмицы Великого поста — Википедия
Календарь Великого поста-2023: первая седмица
Седмицы Великого поста Первая Седмица Великого поста проводится особо строго – в ее дни и монахи, и миряне стараются соблюдать предписания Устава о воздержании максимально точно. Вот и прошли все службы первой седмицы Великого поста в нашем Храме! Исповедь совершается в Казанском храме во время Богослужения, общая исповедь после шестопсалмия ≈6:15. Исповедь совершается в Казанском храме во время Богослужения, общая исповедь после шестопсалмия ≈6:15. На первой неделе Великого поста, Страстной и Пасхальной неделях, а также в седмичные (будние) дни Святой Четыредесятницы панихиды в храме также не совершаются.
Когда лучше причаститься?
Новости ставропигиальных монастырей Во вторник первой седмицы Великого поста епископ Павлово-Посадский Силуан совершил чтение канона прп. Андрея Критского в Богородице-Рождественской обители Вечером 19 марта 2024 года, во вторник первой седмицы Великого поста, епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре.
Как совершается Богослужение на первой неделе Великого поста 28. Церковные службы в эти дни достаточно продолжительные и пронизаны духом покаяния. Посещение великопостных Богослужений является очень важной составляющей святого Великого поста, без которой невозможно говорить о правильном понимании спасительного воздержания в период Четыредесятницы. Богослужения на первой неделе Великого поста совершаются дважды в день — утром и вечером. С понедельника по пятницу первой недели Великого поста утром совершаются службы утрени, первого, третьего, шестого часа, последование изобразительных, а также девятый час и вечерня. В среду и пятницу после вечерни совершается Богослужение литургии Преждеосвященных даров, на которой верующие стараются приступить к Святому Причастию.
Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — сорок восемь дней. В старину в России жизнь во время Великого поста кардинально менялась: отменялись театральные представления, балы, закрывались все увеселительные и питейные заведения, а также бани, лавки, торговавшие мясом и другими скоромными продуктами. На первой и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов Особой строгостью и длительностью богослужения отличается первая седмица Великого поста. В понедельник, вторник и среду до литургии Преждеосвященных Даров вкушение пищи не положено. После первой литургии можно есть вареное. В четверг — снова воздержание от пищи или сухоядение сухоядение, или сухоястие — это не просто вкушение растительной или сухой пищи без воды, как думают некоторые, а вкушение постной холодной, то есть, неподогретой, пищи без масла и не подогретого питья. В пятницу, после литургии — вареное. Однако такое исполнение Устава в наши дни по силам немногим, и в приходских храмах практикуются такие правила поста с небольшими вариациями : в первые два дня сухоядение, в следующие три — вареная растительная пища без масла. В субботу и воскресенье — пища с маслом. В остальные дни Великого поста — с понедельника по пятницу — положен однократный прием растительной пищи без масла перед отходом ко сну — «вечеря». В субботы и воскресенья Великого поста — двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином. Практика поста многих современных приходов такова: во все остальные седмичные дни Великого поста кроме среды и пятницы , а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом.
Люди — много людей! Как и в первую неделю поста, в Торжество Православия, в Вербное воскресенье многие христиане причащаются Святых Христовых Тайн. Но помимо этих дней, существуют еще и будничные службы, главной из которых является литургия Преждеосвященных Даров, без которой, по словам священнослужителей, невозможно в полной мере понять Великий пост, ощутить покаянный настрой. Поэтому многие христиане стараются причаститься в один из будничных дней, в который совершается литургия Преждеосвященных Даров. Но в любом случае, необходимо помнить, что Святая Четыредесятница подготавливает христиан к Страстной седмице. Это отдельный от Великого поста пост, совершенно иной, он посвящен последним дням земной жизни Спасителя, Его страданиям. Некоторые христиане, достойно пройдя Великий пост, подходят к Страстной седмицы физически и морально уставшими — дает знать о себе сорокадневное молитвенное напряжение. Но именно Страстная седмица наиболее важная. Каждый ее день имеет большое значение. Первые три дня службы особенно продолжительные, с понедельника до среды включительно совершается литургия Преждеосвященных Даров. Вечером в Великую Среду проходит всеобщая исповедь. Традиционно в этот день на Божественную литургию собирается особенно много христиан с учетом рабочей недели, конечно , желающих приобщиться Святых Христовых Таин. В четверг вечером читаются 12-ть «Страстных Евангелий», в которых говорится о страданиях Господа.
Проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров
На первой седмице Великого поста с понедельника по четверг в храмах совершается чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. В понедельник первой седмицы Великого Поста митрополит Каширский Феогност совершил чтение канона преп. 30 марта, в первую Родительскую субботу Великого поста, в храме Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, в Зюзине совершены заупокойные богослужения 30 мар.
Свящ. Александр Титов:
- Блог священника Максима Первозванского - В дни Страстной недели будьте в храме
- В дни Страстной недели будьте в храме
- Другие новости
- Новости по теме
«Всечестное воздержание начнем светло»: в Лавре прошли богослужения первого дня Великого поста
Праздник Входа Господня в Иерусалим отмечает Православная Церковь | В конце первой недели Великого поста (в субботу или воскресенье) все православные стараются обязательно поисповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. |
Богослужения в Неделю 6-ю, ваий, и праздник Вход Господень в Иерусалим | Свято-Троицкий собор | 28 апреля 2024 года, в Неделю 6-ю Великого поста, Вход Господень во Иерусалим (Вербное воскресение), в храме святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове было совершено праздничное Богослужение. |
Первая седмица Великого поста - Храм прп. Сергия Радонежского | С 18 по 23 марта — первая седмица Великого поста: информация о службах в храме и трапезах по Типикону. |
Особенности великопостного богослужения
В 2024 году праздник Благовещения попадает на воскресенье третьей недели Великого поста, поэтому служба Благовещения совмещается со службой Кресту, а в воскресенье служится литургия святителя Василия Великого. В сам праздник служится литургия свт. Всенощное бдение накануне вечером и литургия свт. Накануне вечером на всенощном бдении и утром после литургии совершается освящение ветвей вербы. Утром служится вечерня с литургией свт. Василия Великого и заготавливаются запасные Дары для причащения больных. По ее окончании при архиерейском богослужении совершается чин омовения ног. Вечером служится утреня с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященные Страстям страданиям Господним. Есть старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения. После полудня — вечерня с выносом плащаницы, в конце службы поется канон «Плач Пресвятой Богородицы».
Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир! Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.
В воскресные дни Четыредесятницы совершается литургия святителя Василия Великого, которую служат всего лишь 10 раз в году семь из них — во время Великого поста. Во время литургии 24 марта на проскомидии заготовляются три Агнца — один для воскресной литургии и два для литургий Преждеосвященных Даров. В первое воскресенье Великого поста после литургии служится чин Торжества Православия.
Это особый молебен, во время которого утверждается торжество Церкви над ересями и истинное прославление Бога, согласно учению Церкви. Также чин включает в себя анафематствования. Анафема, то есть подтверждение факта отлучения человека от Церкви, провозглашается иконоборцам и прочим еретикам, в разные времена боровшимся с Православием.
В современной практике, особенно в приходских храмах, анафемы чаще всего опускаются. Читать последование чина После литургии весь собор духовенства из алтаря выходит на середину храма перед иконами Спасителя и Богоматери на аналое. Читается псалом 74, произносятся мирная и просительная ектении с добавлением особых прошений, поются тропари, звучат отрывки из Священного Писания, молитвы священника и возглашения диакона, поется вечная память усопшим и многолетие живущим православным христианам.
Завершается богослужение гимном святителя Амвросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим». Послание апостола Павла к Римлянам, глава 16, стихи 17—20 Братие, молю вы, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них.
То есть в отличие от предыдущих недель поста фокус внимания смещается с внутренних переживаний и борьбы с искушениями на Спасителя, который ценой своей жизни искупил грехи всего человечества. Страстная седмица - дань уважения Иисусу Христу, поэтому все церковные службы, проводящиеся в храмах в это время, посвящены последним дням жизни Мессии и его смерти. Те, кто не постился во время Четыредесятницы, могут держать пост в Страстную неделю, однако с осторожностью и без крайностей. В целом, такой строгий пост на Страстной неделе предписывается в основном для служителей церкви и монахов, верующим достаточно отказаться от молочных продуктов, мяса, рыбы и алкоголя. То есть Страстная неделя - это неделя страданий, через которые прошел Иисус Христос ради всех людей. В Великий понедельник Страстной недели церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа, события жизни которого в некотором смысле повторяют страдания, пережитые Христом: его продали за 20 сребреников родные братья, но в итоге он становится визирем египетского фараона, одержав верх над грехом и простив своих братьев.
Великий вторник посвящен обличению фарисеев, а также Страшному суду. Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира.
Малоархангельска, протоиерей Николай Гонтар совершил Божественную литургию. Первый воскресный день Великого поста Святая Церковь называет Торжеством Православия в память о торжественной победе Православной Церкви над всеми ересями, возмущающими ее, и особенно над последней из них - иконоборческой, осужденной на Седьмом Вселенском Соборе 787 года. Этим великопостным торжественным празднеством вся полнота Православной Церкви вспоминает завершение жестоких гонений на верующих, христиан, отстаивающих возможность почитать святые иконы и молиться перед ними. Праздник Торжества Православия возник в Греческой Церкви в 843 году - уже тогда его отмечали в первое великопостное воскресенье. С тех самых пор сохранилась традиция праздновать это событие в начале Святой Четыредесятницы. Молитвенные песнопения, торжественно воспевающие Святую Православную веру, непрерывно сохраняющуюся от времен апостольских и имеющую сохраниться по обетованию Господа в неизменной чистоте до скончания мира, исполнили певчие хора храма под управлением Л. В читаемом послании святого апостола Павла к Евреям, был перечислен сонм ветхозаветных праведников, побуждающих примером своей жизни к приобретению нравственной силы и утверждающих в вере и благочестии всех внимающих этому примеру.
Приметы 29 апреля: о чём расскажет гулкий гром в Великий Понедельник
Тогда Пилат исполнил волю народа — отправил Христа на казнь. Согласно писанию, по пути на Голгофу Христа избивали римские воины, сопровождавшие его. Они возложили на голову Иисуса терновый венец и заставили в одиночку нести тяжелый крест. Вслед за Христом на место казни шли и его последователи, и его враги. Самые тяжелые часы земной жизни Иисуса Христа начались с момента распятия. В древнем мире распятие на кресте считалось самой болезненной, жестокой и позорной казнью.
По преданию, из раны тогда полились кровь и вода — символы таинств Причастия и Крещения. Вечером после казни тело Христа передали близким: те завернули тело в плащаницу и положили в пещеру. В память об этих событиях с вечера четверга в церкви читают 12 отрывков из Нового Завета, в которых повествуется о предательстве Иуды, суде и Распятии Иисуса Христа. Из уважения к жертве на Голгофе литургию в пятницу не проводят. В конце дня совершается вынос плащаницы Христовой с изображением лежащего во гробе Мессии.
Эта плащаница символизирует кусок льняной ткани, в которую, согласно писанию, завернули тело Христа после снятия с креста. Великая суббота В день Великой субботы Церковь вспоминает погребение Христа. Согласно писанию, в это время его душа сходит в ад, чтобы возвестить победу жизни над смертью, избавить праведные души от мучений и ввести в рай благоразумных людей, которые при жизни вели праведную жизнь и искренне покаялись в согрешениях. Предание гласит, что вход в пещеру, где лежало тело Христа, было приказано закрыть камнем и приставить стражу — чтобы тело не украли и не заговорили о Воскресении. Однако верующие считают, что тем самым противники Христа подтвердили его воскрешение.
В начале 12-го часа ночи в храмах совершается полунощница, в конце которой священнослужители переносят в алтарь плащаницу и кладут ее на престол — все присутствующие в это время ожидают полуночи, когда наступит праздник Пасхи. После его доставляют в разные уголки мира — в том числе в Россию. Как соблюдать пост на Страстной неделе Все 40 дней Великого поста верующие соблюдают ограничения в пище. Основу рациона в эти дни составляют овощи, фрукты и крупы, а вот продукты животного происхождения мясо, яйца, молоко, фастфуд и так далее находятся под запретом. При этом последняя неделя Великого поста считается самой строгой и во время нее действуют особые правила.
Правила питания на Страстной неделе: С понедельника по четверг верующие соблюдают сухоядение, разрешается есть хлеб, сырые овощи и фрукты, а также различные блюда из них без добавления растительного масла. В четверг верующие могут себе позволить горячую пищу с растительным маслом. При этом в меню не должно быть продуктов животного происхождения. В пятницу церковный устав предписывает от пищи воздержаться совсем, так как это день великой скорби. В субботу разрешается горячая пища без масла, а начиная с воскресенья Пасхи все запреты в пище снимаются.
При этом важно помнить, что обилие жирной и тяжелой пищи на Пасху после длительного поста может негативно сказаться на здоровье. Поэтому выходить из поста нужно постепенно, не налегая на творог, куличи, яйца и мясо. Последняя неделя поста для верующих — это в первую очередь время глубокого покаяния и анализа собственной жизни. В этот период особенно важно сосредоточиться на духовных, а не физических аспектах подготовки к Пасхе. Самое главное правило, которое верующие соблюдают на Страстной седмице — уделять внимание молитве и помощи ближним, а не развлечениям и бытовой суете.
В этот период нельзя поддаваться зависти, обидам и раздражению. Под строгим запретом — шумные застолья с алкоголем, курение и блуд. Пасхальный мотив победы жизни над смертью переносится на жизнь каждого христианина: во время поста он должен преодолеть свои пороки и постараться стать лучше. При этом соблюдать ограничения в еде и поведении Церковь призывает по собственной воле и от чистого сердца.
А не потому ли на Русскую Церковь и, позвольте сказать, в первую очередь на Патриарха такие нынче нападки? Патриарху запрещают выезжать в Европу — персона нон грата. Разве Патриарх законы нарушал, кого-то обижал? Нет, сотрудничал и взаимодействовал с правительствами, с общественными организациями, все было хорошо. Что же случилось?
Да всё потому что сегодня Патриарх духовно возглавляет народ, Церковь возглавляет, которая идет по иному цивилизационному пути развития. Своим развитием, своей системой ценностей мы бросаем другим вызов и говорим: «Вы на неправильном пути, у вас ничего не получится. Ведь и мы пытались делать то же в начале советского периода — ничего не получилось, и у вас не получится». Так, может быть, именно потому, что мы представляем сильную альтернативу, и запрещают теперь Патриарху ездить за границу? Как будто могут этим напугать! Патриарх относится к числу очень немногих людей, которые за свою жизнь посетили более 120 стран на всех континентах, в разные исторические эпохи. Все видел, слышал, имею опыт, вполне достаточный, чтобы с этим опытом прожить остаток своей жизни. Ну а если говорить о нашей с вами жизни? Ведь она становится лучше!
Это никакая не пропаганда, это всем очевидно: замечательно строятся города, устрояется жизнь в провинции, в деревнях, строятся дороги, развиваются транспорт, наука, культура, искусство. Сегодня наша страна действительно на подъеме. Это страна, в которой не притесняется вера.
Конец приближается…». И мы взываем: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Этот канон будет читаться еще, но уже целиком, в среду вечером 5-й недели Великого поста на богослужении, которое называется стоянием Марии Египетской, так как на этом богослужении вспоминаются жизнь и подвиги великой святой подвижницы Марии Египетской, жившей в конце V — начале VI века. В воскресные дни вместо литургии Иоанна Златоуста совершается литургия Василия Великого. Вечером в воскресные дни Великого поста совершается богослужение, которое называется Пассией от латинского «passion» — «страдание». На этом богослужении поется акафист Страстям Христовым и читается отрывок из Евангелия, в котором описываются последние дни Господа Иисуса Христа, Его распятие и смерть на Кресте. В течение Великого поста Пассия служится четыре раза — по количеству Евангелий.
Это богослужение хоть и невелико по времени, но очень торжественно и внутренне эмоционально. В среду и в пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, папы Римского. Основной особенностью ее является то, что Таинство Евхаристии на ней не совершается, а причащение верующих происходит Святыми Дарами, приготовленными на воскресной Литургии. В связи с этим младенцев, не способных принимать твердую частицу тела Христова, пропитанную Кровью, в эти дни не причащают, а причащают лишь в субботние и воскресные дни. Литургия Преждеосвященных Даров имеет древнейшее происхождение и берет свое начало еще в апостольские времена.
Будничные дни Великого поста пропитаны скорбью и покаянием, поэтому обычная литургия Василия Великого и литургия Иоанна Златоуста служится лишь в субботние и воскресные дни Великого поста, которые являются праздничными. Но благочестивое желание верующих и в будничные дни укреплять свои духовные силы, соединяясь со Христом в Таинстве Причастия, обусловило появление литургии Преждеосвященных Даров, которая в дальнейшем, приобретая законченный вид, была названа в честь святителя Григория Двоеслова, который распространил ее повсеместно в Западной Церкви. Это произошло в конце V века. Характерной особенностью богослужений Великого поста является то, что богослужение суточного дневного круга, которое называется вечерня, в будничные дни совершается утром. Это связано с тем, что в среду и пятницу вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, а причащение верующих на Литургии совершается натощак.
На вечерне читается четвертая, последняя часть Великого канона Андрея Критского. Этот уникальный покаянный гимн в дни Великого поста будет прочитан еще раз — целиком — на пятой седмице. Дни памяти: Священномученика Ермогена, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца.
Пост: В четверг возможно небольшое послабление поста, строгий устав разрешает мирянам вареную пищу. Эта великопостная служба представляет собой вечерню с причащением мирян, поэтому в некоторых храмах, следуя древней традиции, ее совершают во второй половине дня. Таким образом посетить это удивительное богослужение могут те, кто утром занят на работе или учебе.
Накануне субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти святого Феодора Тирона, в конце Преждеосвященной литургии читается канон этому великомученику с освящением колива кутьи. Дни памяти: Святителя Льва I, папы Римского. Пост: Пятница — день строгого воздержания в течение всего года, за исключением сплошных седмиц.
Поэтому и в период Четыредесятницы в этот день принято усиливать пост. В случае совершения Преждеосвященной литургии вечером причастники обычно держат евхаристический пост с полудня, то есть в течение как минимум шести часов некоторые воздерживаются от еды и питья весь день, но прежде чем брать на себя такой аскетический подвиг, нужно оценить свои реальные возможности и физическое состояние. Всегда отмечается в первую субботу Четыредесятницы в память о чудесном явлении святого, произошедшем во время Великого поста в IV веке.
Бывшие у власти в Константинополе язычники окропили идоложертвенной кровью все продукты на рынках города, чтобы поиздеваться над верующими. Великомученик явился местному архиепископу с предупреждением, и христиане стали питаться коливом вареной крупой с медом , приготовленным из домашних запасов. Особенности богослужения: Обычно по субботам Четыредесятницы совершается литургия св.
Иоанна Златоуста. Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу. Вечером совершается всенощное бдение накануне воскресного дня.
Понедельник первой седмицы Великого поста
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель собора иерей Александр Бородовицын в сослужении духовенства собора. После окончания Литургии было совершено славление празднику и освящено коливо. Также, по традиции, были освящены ветви вербы. В завершении богослужения отец Александр поздравил прихожан с праздником и обратился к верующим с пастырским словом.
Родительские субботы — дни сугубого поминовения усопших православных христиан. Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, то есть в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан.
Много необычных песнопений. И конечно поклоны по 16 на каждой молитве Ефрема Сирина. Вечером в 17. Андрея Критского. Он читается по частям в течение 4х первых вечеров Великого Поста.
Приходит воскресный день — в храм прийти. Если есть потребность принести покаяние, прийти на исповедь, причаститься Святых Христовых Таин, а главное, укрепляя себя благодатью, не переставать делать добро. Ведь именно по делам мы будем судиться: есть у нас добрые дела или нет. Поэтому всякое благочестие и всякая молитва приносят плоды только тогда, когда мы делаем добрые дела. Время Великого поста — это время покаяния, время молитвы, но это и время совершения добрых дел. Каждый должен подумать: а что я могу сделать? Посмотрите вокруг себя: может, кто-то нуждается в моей помощи? Если соседка рядом совсем немощная, старенькая, дети ее оставили — может, помочь ей убраться, обед сготовить, слово доброе сказать? Это, что называется, навскидку. Но ведь каждый может увидеть предмет своего доброделания и в родственниках, и в знакомых, и даже в незнакомых. Очень важно помнить, что время Великого поста — это время молитвы, время воздержания от скоромной пищи и время доброделания. Пройдет пост, и кто-то скажет: попостился хорошо, скоромного не ел, даже причастился один или несколько раз. И в самом деле, было бы неплохо, если бы причащались почаще. А вот сможем ли мы ответить на вопрос, что доброго мы сделали во время Великого поста? И если не сможем, значит все прочее — и молитвы, и пост — перечеркнуты.
В дни Страстной недели будьте в храме
Первая неделя Великого поста носит название «Торжество православия» и посвящена победе Православной Церкви над различными ересями. С приходом Великого поста для Церкви наступает особое время: меняется содержание церковных служб, в богослужебном круге появляются песнопения и последования, характерные только для этого периода. На первой седмице Великого поста с понедельника по четверг в храмах совершается чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу. С приходом Великого поста для Церкви наступает особое время: меняется содержание церковных служб, в богослужебном круге появляются песнопения и последования, характерные только для этого периода.
Наши сообщества
- ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
- Смысл первой седмицы
- Начался Великий пост: особенности богослужения | Православный журнал "Нескучный сад"
У православных верующих начался Великий пост: каковы обычаи и как часто нужно ходить в церковь
В остальных песнях в качестве припевов к тропарям используется только необходимое количество последних стихов. Песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14 тропарей следующим образом: певцы поют из Ирмология библейскую песнь до отметки «На 14», затем поют ирмос канона Минеи, затем поют следующий стих библейской песни, чтец произносит первый тропарь канона Минеи, певцы поют следующий стих библейской песни, чтец произносит ещё раз первый тропарь канона Минеи. Если в песни канона 4 тропаря, то первый тропарь не повторяется, а читается следующий, певцы поют следующий стих библейской песни, чтец — второй тропарь канона Минеи, певцы — следующий стих библейской песни, чтец — третий тропарь канона Минеи, певцы — следующий стих библейской песни, чтец — Богородичен канона Минеи, певцы — следующий стих библейской песни. Этот стих обозначен «На 8», чтец — первый тропарь первого трипеснца Триоди. Тогда к двум стихам из библейских песен присоединяются сразу по два тропаря святым. Богородичен первого канона не читается. В песнях без трипеснцев оба канона Минеи поются на 8 тропарей. Стихи библейских песней после ирмоса поются от отметки «на 8», предваряемые не входящим в счет ирмосом канона первого святого. В 3-й кроме среды и в 6-й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второго святого — на катавасию. Богослужебный Устав предполагает, что и библейские песни и тропари канонов в течение всего года поются. Однако из-за сложности, канон в Великом посту обычно читают два чтеца: один — библейские песни, другой — тропари канона Минеи и трипеснцев.
Вторая песнь стихословится только по вторникам Четыредесятницы. Песни, в которых нет трипеснцев, поются «На 4» тропаря, ирмосы в этот счет не входят.
Великий вторник На второй день Страстной недели верующие вспоминают проповеди Христа в Иерусалимском храме и вне его. Уже тогда первосвященники, слыша, что говорит Иисус, хотели схватить и убить его, но пока не решались открыто нападать, боясь протестов народа, который принял Христа как пророка. Согласно Евангелию, в Великий вторник Христос рассказал ученикам о своем втором пришествии, а также поведал две притчи: о десяти девах и о талантах. Притча о талантах В идейном смысле эта история является продолжением притчи о проклятой смоковнице.
Ее основной посыл — каждый человек должен приносить свои «плоды» и приумножать дарованные ему свыше способности через труд и самореализацию. А того, кто не захотел трудиться и взращивать пусть даже небольшое свое дарование, ждут несчастья и бедность. Талант здесь — это прежде всего монета, которая использовалась в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке. Но в переносном смысле его можно трактовать и как дарование, способности. Притча Христа о талантах В Евангелии от Матфея упоминается история о том, как один богатый человек, отправляясь в другую страну, призвал своих рабов и каждому раздал таланты по силам — одному дал пять талантов, второму — два, а третьему — один. Получивший пять талантов смог употребить их в дело и заработал еще столько же.
Получивший два таланта тоже смог заработать еще два, благодаря дарам от хозяина. А получивший один талант закопал свой дар в землю. Некоторое время спустя господин вернулся и потребовал отчет у своих рабов. Первых двух он похвалил. Третий же прогневал своего хозяина тем, что побоялся потерять свой талант, закопал его в землю и вместо того, чтобы реализовать дар, просто вернул господину его же монету. Тогда хозяин приказал отобрать талант у раба и выбросить его во тьму.
Притча также подробно изложена в Евангелии от Матфея. Свое второе пришествие Иисус описал через ритуал пришествия жениха в дом невесты, которая ждет его, окруженная подругами. Так как ритуал проводили ночью, подруги встречали жениха с горящими светильниками. Притча Христа о десяти девах и о Страшном суде «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху», — говорится в Евангелии. Из этих десяти дев пять было мудрых, а пять — неразумных. Вторые взяли с собой светильники, но не запаслись маслом на случай, если жених задержится.
Мудрые же наполнили свои сосуды маслом. Жених действительно задерживался, поэтому девы постепенно задремали. В полночь раздался крик о том, что жених идет и пора выходить ему навстречу. Тогда неразумные девы стали просить мудрых поделиться маслом, ведь их светильники начали угасать. На что мудрые отвечали: «Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Правда, пока пять неразумных девушек ходили за маслом, жених уже пришел — готовые вошли с ним на пир, и двери дома затворились.
Опоздавшие девы стали стучаться и тоже проситься на пир. На что жених ответил: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». Считается, что таким образом Иисус объяснил ученикам, как важно готовиться ко Второму пришествию, ведя праведную жизнь. Фарисеи, услышав притчи Христа, захотели его опорочить и донести на него властям. Тогда они спросили Христа «Как ты думаешь, позволительно ли давать подать кесарю или нет? Однако Христос вместо ответа показал фарисеям римский динарий и спросил, что они видят на нем — на монете был изображен кесарь, о чем и сказали фарисеи.
Миропомазание Христа Согласно Евангелию от Матфея, ночь со вторника на среду Христос провел в Вифании — небольшом поселении близ Иерусалима.
После сугубой ектении епископ Сергий вознес молитву о Святой Руси. В завершении Божественной литургии Преосвященнейший Владыка, в сослужении духовенства, совершил освящение вербных ветвей ваий , а также обратился к верующим с архипастырским словом, в котором поздравил всех с двунадесятым праздником. Читайте так же в Другие новости 27.
И у каждого есть свои слабости и пристрастия, которые не просто расслабляют душу, а привязывают ее к земле. Душа теряет вкус духовной жизни и становится, если можно так выразиться, «плотской». Она привыкает к множеству уютных сластей и в этих сластях теряет память о себе и о своем небесном призвании. Обычно в начале поста люди несут на исповедь длинные «свитки» грехов, выписанных из покаянных книг.
Но кроме такой пространной исповеди, хорошо бы каждому определить несколько основных своих грехов — то, что особенно мешает приблизиться к Богу. Это может быть гневливость или склонность к осуждению, пустословие… У каждого свое. Отметив эти грехи, обратив на них особенное внимание, можно с Божией помощью начать и борьбу с ними. Любая борьба с грехом начинается с внимания к себе, к своей внутренней жизни. Когда Господь призывает нас «бодрствовать» Мк. Сатана проявляет себя в человеке через греховные движения в душе, называемые прилогами. Если человек внимателен к себе и знает, с чем он намерен бороться, то эти моменты вспышек в душе греховных мыслей и чувств он не пропустит. А дальше начинается самая настоящая война.
Нужно эти прилоги решительно отвергать, не соглашаться с ними, говорить в душе: это не я так думаю, а ты, сатана; отойди от меня! Причем чем сильнее «нападение» греховных мыслей и чувств, тем внимательнее и усерднее должна быть молитва. В таких сильных страстях, как гнев, блуд, гордость, все происходит очень быстро, в долю секунды воспламеняется душа греховным чувством. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу». В такие моменты нет места рассуждению, надо просто молиться, и лучше всего подходит молитва краткая, например «Господи, помилуй! Вообще при воспламенении души греховным чувством или при буре греховных помыслов нужно всецело предавать себя в руки Божии. Часто от нападения греховных мыслей и чувств человек впадает в уныние. Но нужно знать, что в самом появлении в душе прилогов, какими бы безумными и мерзкими они ни были, греха еще нет.
Так действует на душу сатана. И если человек решительно отвергает эту мерзость — греха нет, как бы долго это насилие над душой ни продолжалось и каким бы свирепым оно ни было. Эта внутренняя брань необходима для очищения души, для утверждения в вере и доступна человеку везде, где бы он ни находился: дома ли, на работе или на улице. Удивительно, но и неудачи, поражения в этой борьбе доставляют человеку несомненную пользу, а именно: позволяют ему опытно познать свою немощь, прийти в сокрушенное и смиренное состояние духа, когда человек понимает, что без Бога он воистину не может творить ничего. Так постепенно в душе вырабатывается навык деятельной борьбы с грехом. Эта борьба трудна, но без нее теряется смысл поста: преображение души, стяжание благодати, достижение единства с Богом. И в этом смысле первая седмица не отличается от остальных. Важность ее в том, что она является временем перехода — привыкания — к режиму поста, поэтому можно ее провести строже всего поста, чтобы потом поститься было легче.
Но меру строгости, посоветовавшись с духовником, каждый должен определить себе сам. Ревность о подвиге поста должна сочетаться со смиренным рассуждением о мере наших возможностей. В сочетании ревности и рассуждения должна родиться наша собственная мера. Нельзя здесь ориентироваться на моду или советы соседей. Естественно, мы должны ориентироваться на требования устава и не позволять себе легкомысленно расслабляться, самовольно послабляя пост якобы по причине невыполнимости уставных требований. Сейчас модно давать себе послабления и рассуждать о невозможности для наших слабых сил полноценного поста. Если априори воспринимать пост с такой установкой, то ничего не получится. Если же просить у Бога помощи, чтобы Он дал пройти поприще поста успешно с рассуждением, то все получится.
Найти свою меру воздержания — одна из важнейших духовных задач Великого поста. Актуально во время поста ограничить информационные воздействия телевизор, интернет. Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть. А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу — изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост.
Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия Брянчанинова или святителя Феофана Затворника. Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы. Псаломопевец Давид каждого из нас призывает: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». А теперь представим себе постящегося, в котором отсутствует радость богообщения плюс бурлит невоздержание от желания получения наслаждений и увеселений, к чему так успела пристраститься многогрешная душа. Где милостыня, кротость, уступчивость? Куда спрятались отзывчивость, приветливость, сдержанность? Куда пропали украшающие человека трудолюбие, умение молчать, быть благодарным?
Понятно, что если ты работаешь с 9 до 21 часа, то в храм для богообщения при всем желании не попадешь. Но найти время для личной молитвы или постоянного молитвенного состояния — это же вполне осуществимо. Только нужно, поставив себе задачу совершенствования, просить Бога о помощи в этом благом деле! Постараемся не надевать на себя «кислую» маску постящегося. И тогда слова священника Ездры будут применимы к каждому православному христианину: «Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание». Обнинска: — С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно.
Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице Великого поста? Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью.
Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!.. Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета кроме как по работе на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» — для этого он и создан. Второе: необходимо отказаться от посещения гостей — принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток. Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время Великого поста, самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем… А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих Великий пост.
И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше. Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион. Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять. Пост — это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести.