Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском.
Общее название для слов пергамент бумага береста?
История не сохранила имени изобретателя бумаги древности. Первое упоминание о письме на бересте в Древней Руси относится к 15 в.: в Послании Иосифа Волоцкого говорится, что основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский писал на ней по причине бедности: пергамент берегли для летописей. это жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей, изготовление которой осуществляется по специальной технологии из бумаги-основы путем обработки серной. Бумага из бересты. Береста бумага на Руси. Пергамент берёста бумага общее название. Общее название к словам пергамент береста бумага.
Что обозначают слова пергамен, береста, бумага
Бумага. Письменные носители до появления бумаги: Персональные записи в журнале Ярмарки Мастеров | Существует несколько версий происхождения слова «бумага», но как по итальянской «bambagia», так и по татарской «бумуг», в переводе оно значит хлопок. |
История бумаги на Руси. | Пергамент береста бумага одним словом. Перамен, Берест, бумага. Общее название к словам пергамент береста бумага. |
Что такое папирус, пергамент и береста? Все о древних письменных носителях
Ведь сырьём для неё служит тряпьё, растительные волокна, древесина. Но и с приобретением бумаги делать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой выводил писец. Это была очень трудоёмкая работа.
Книги были очень дорогие. В публичных библиотеках они приковывались к полкам железными цепями. И простой народ естественно не мог пользоваться такими дорогими книгами.
Только тогда, когда появилось книгопечатание, вместо дорогих и редких рукописей, появились сравнительно дешёвые, издававшиеся в большом количестве книги. Самарская областная юношеская библиотека предлагает по этой теме книги: Баренбаум, И. Говорова, Т.
Источники: rulit.
До сих пор такая бумага ручного отлива, особенно декоративная, удерживает мировое первенство по качеству и разнообразию видов и сортов. Время начала производства бумаги в арабском мире достоверно неизвестно, но уже в первой половине V в. По одной версии, наняв китайских мастеров, или же получив технологию от военнопленных китайцев-бумажников.
Во второй половине VIII в. Самарканде, который входил тогда в состав арабского государства. До сих пор недалеко от Самарканда производят бумагу по старинной технологии, придуманной китайцами: с тутового дерева отрезаются ветки и кладутся в воду под пресс, затем с них снимают кору, отваривают ее в котле, затем отправляют на мельницу, где превращают в кашицу. Кашица отправляется в чан с водой, а затем пропускается через сито. Сформированный лист кладётся под пресс.
После каждый лист высушивается и через пару дней отправляется на полировку камнем и морской раковиной. Кстати, использовать для приготовления бумажной массы мельничные жернова вместо китайского ручного песта — заслуга арабских мастеров. Возвращаясь к истории распространения бумаги в Арабском халифате, можно утверждать, что начало активного использования и производства бумаги в мусульманском мире связывают с именем халифа Харуна ар-Рашида 776-809 гг. К концу VIII в. Североафриканские арабы начинают производить бумагу в IX в.
И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности. Несмотря на это, он применялся очень долго вплоть до VIII века н.
В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных — пергамента. С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.
Свиток пергамента По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena. Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II 197—159 до н.
Применение пергамента и бересты Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами — переписчиками. Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Среднеевропейский северный тип готового пергамента из козьей кожи растягивается на деревянной раме Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания. В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости.
В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста — определенные слои коры березы. Рукописи на бересте Рукописи на бересте Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более тысячи подробнее , они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту.
Бумага Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Древнем Китае во II веке до н.
Бумага не краснеет. Бумага все терпит. Цицерон 106-43 гг. Бумага давно вошла в нашу жизнь и остается ее неотъемлемой частью.
Даже если не выходить за пределы своего дома, можно обнаружить изделия из бумаги повсюду: книги, тетради, журналы, газеты, туалетная бумага, картон, альбом, упаковка, фотографии, картины, документы, игрушки, салфетки, горшки, магниты, обои… Способствовало происхождению бумаги возникновение письменности. Как всем известно, бумага была создана в Китае, а уж после распространилась по всему свету. Согласно документам в 105 году нашей эры Цай Лунь — китайский сановник восточной династии Хань, предоставил императору доклад об усовершенствовании технологии изготовления бумаги. Цай Лунь то и считается создателем «классической бумаги» с проклейкой в массе. До бумаги в привычном ее понимании существовали и другие носители информации.
Рисунок - Носители информации до появления бумаги Папирус — писчий материал. Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение. Как материал для письма папирус был изобретён в Древнем Египте примерно в начале 3-го тыс. Он также получил широкое распространение в других странах Средиземноморья. Пергамент — материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных.
Россиянам не придется писать на бересте: Минпромторг рапортует о нормализации цен на офисную бумагу
У нас есть ответ: Береста пергамент бумага одним словом Ответ дали 2 человека. Пергамент берёста бумага общее название. Общее название к словам пергамент береста бумага. Пергамент и береста. Бумага.
Что такое папирус, пергамент и береста? Все о древних письменных носителях
Так, например, известен способ приготовления чернил из чаги, которым и сегодня пользуются в некоторых сибирских скитах: грибы очищают от коры, разрезают на небольшие пластины и несколько раз кипятят с кусками дерева в течении 2—3-х дней, каждый раз предварительно охлаждая настой; затем в получившийся буро-коричневый отвар добавляют камедь лиственницы. В записной книжке Ивана Блинова среди прочих записей находим «состав для варки чернил» следующего содержания: «Черных орешков, гуммиарабику, уксусу, или кислова квасу, жженова купоросу, соляной кислоты, гранатовой корки, сажи легковесной, лиловаго фруксину». Впрочем, для русской чернильной рецептуры использование гранатовой корки нехарактерно; в то же время в рецептах чернил, встречающихся в армянских рукописях, применение корки граната распространено достаточно широко. Отметим, что железо-галловые чернила, хотя и были чрезвычайно популярны, никогда полностью не вытесняли в России древнейшие чернила атраментум, которые, несмотря на экспансию фабричных чернил, вплоть до последнего времени применялись некоторыми беспоповцами и часовенными. Помимо черных, в ходу были красные чернила всевозможных оттенков.
Византийцы изготовляли свои знаменитые пурпурные чернила, которыми мог пользоваться лишь император, из морских улиток или моллюсков Murex brandaris. Для более массового производства обычно употреблялись киноварь, свинцовый сурик и вещества органического происхождения. Теми же компонентами пользовались и русские мастера. Беспоповцы Печорского бассейна, писавшие на бересте глухариными перьями, в качестве чернил нередко применяли сок ягод.
Краски и связующие Кроме 2-х основных видов чернил в «книжном строении» в ход шли сусальное и твореное золото, серебро, различные пигменты и красочные смеси, а также всевозможные связующие. Рецепты красок и связующих в избытке содержатся во всевозможных сборниках, а также трактатах и руководствах, предназначавшихся для художников — живописцев и книгописцев. Так, черный цвет получали из древесного угля, белый — из обработанных уксусом свинцовых пластин, синий — из ультрамарина, лазурита и т. Что касается связующих, то наиболее полные сведения о них можно почерпнуть в средневековых западноевропейских рецептах, памятуя об их теснейшей связи с греческой и в целом восточнохристианской технологией.
Наиболее часто встречающиеся связующие для книжной живописи — камедь и яичный белок. Иногда также применялся желток. При работе с листовым золотом рекомендуется использовать пергаменный и рыбий клеи, а также комбинацию пергаменного клея с камедью. Чернильницы чаще всего изготовлялись из различных металлов: обычно из бронзы, реже — из меди или серебра.
Известны средневековые чернильницы из камня, керамики, стекла, дерева, кости, рога — последний и сам по себе мог выполнять роль чернильницы. Чернильницу часто носили на поясе. Данному обычаю многие сотни лет, упоминание о нем встречается в Библии Иез. Для разлиновки пергаменных листов применяли круглую свинцовую пластинку, а позднее — грифель.
Строки размечали циркулем. Несколько позже византийцы стали использовать для этой цели пункторий лат. Точки от пунктория соединялись линейкой-канон греч. Бумагу линовали по преимуществу ти е ра е ксой она же «карамса».
Впрочем, первое упоминание о ней в России относится лишь к XVI в. Тиракса, как правило, представляла собой хорошо выструганную доску 3—5 мм толщиной, в которой на расстоянии 1—3-х см от ребер шилом проделывались небольшие парные отверстия; в отверстия продевалась толстая нить и для большей неподвижности приклеивалась к доске; затем готовую тираксу обычно покрывали тонким слоем воска. Достаточно было положить лист на тираксу, несколько раз провести по нему рукой, и на бумаге отпечатывалось необходимое количество строк. Другая разновидность тираксы имела вид обычной доски с нанесенными на нее на одинаковом расстоянии друг от друга параллельными надрезами: лист точно также прикладывался к рельефной поверхности, слегка продавливался, и на нем отпечатывались линии.
Первое упоминание о ноже-«бритве книгочия» греч. Что касается пюпитра, то его делали из дерева с добавлением незначительного количества металлических деталей. В самых общих чертах он представлял собой стойку, на которую крепилась конструкция, состоявшая из двух соединенных между собой плоскостей — данные плоскости можно было сводить под разными углами. Симптоматично, что стойка пюпитра нередко изготовлялась в виде вертикально вытянутой рыбы — распространенного с древнейших времен христианского символа.
Переплет По завершении работы над рукописью она сшивалась конопляными либо льняными нитями и «одевалась» в переплет. Переплет — лицо книги, ее защита и украшение. Элементы переплета: крышки передняя и задняя ; корешок — закрывает место сшива листов; форзацы — листы, соединяющие книжный блок с переплетными крышками. Переплетенная книга, как правило, имеет каптал — хлопчатобумажную или шелковую тесьму с утолщенной кромкой, прикрепляемую к корешку книжного блока с целью более прочного скрепления листов книги и ее украшения.
Однако позднее ранние кодексы были перешиты на ремни, а еще позднее — на шнуры на западноевропейский манер. Корешок длительное время оставался плоским. Защитные пергаменные листы в начало и в конец древнерусской рукописи подшивались довольно редко. С XVI столетия на внутренние стороны крышек стали наклеивать бумажные форзацы.
В случае если рукопись имела особо роскошную миниатюру или иное украшение, при переплете манускрипта, чтобы предохранить рисунок, вклеивался сдвоенный лист бумаги с «окном», прорезанным по величине иллюстрации. Это окно затягивалось тонкой шелковой тафтой, чаще зеленоватого или розового оттенков. Ткань помещалась между двумя склеенными листами, а края, как правило, орнаментировались. Крышки переплетов славянорусских рукописных и старопечатных книг до конца третьей четверти XVII столетия изготовлялись исключительно из дерева — липы, дуба в основном средняя полоса или сосны как правило, на севере , иногда использовался кипарис чаще юг и средняя полоса.
Для крышек большого формата в них вделывали шпонки. Позже получили распространение картонные переплеты для небольших по объему рукописей. Крышки и корешок сшитой книги оборачивали в кожу чаще в телячью или бычью или в ткань в бархат, парчу, шелк, атлас или в простой холст. Кожа, как правило, употреблялась дубленая, но порой использовали и толстый пергамен.
С начала XV в. Накатка — роликовый штамп. Среди композиций, украшающих среднюю часть позднесредневекового кожаного переплета, — Распятие с предстоящими; Адам и Ева; Самсон со львом; лев и единорог как по отдельности, так и в паре ; пеликан с птенцами; орел со змеей над Константинополем; двуглавый орел; дерево перидексий; ваза с цветами и пр. Практиковалось и тиснение золотом.
С конца XVI в. Теснились не только переплеты, но и некоторые обрезы. Обрезы книг также окрашивали — как правило, в красный или золотой цвет.
А это папирус с фрагментом "Начал" Евклида. Слайд 19 Папирус эпохи Среднего царства из эль-Лахуна содержит хозяйственные записи Слайд 20 Производство папируса в Египте было весьма велико, и фабрики папируса существовали здесь даже до времен халифов. Но сохранились папирусы в Египте только благодаря уникальному климату.
В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Больше двухсот лет папирусные свитки не хранились, и со временем их в качестве основного материала сменил пергамент, получавшийся выделкою кож различных животных. Слайд 23 По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. В ответ на эту меру пергамцы изобрели новый материал, который по имени их города стал называться пергаментом.
В этой подборке ты найдешь вдохновение, идеи и советы по использованию этих материалов в своих творческих проектах. Красивые фотографии и видеоролики заставят тебя влюбиться в бересту и пергамент с первого взгляда!
Их, как и современные тетради, можно было носить с собой на занятия. Писали на таких дощечках с помощью стилосов или писал — палочек с закругленным концом.
Их обычно делали из металла, кости или дерева. Иногда на поверхности писал специально вырезали азбуку, чтобы быстрее ее выучить. Церами пользовались по несколько раз. Обратной стороной стилоса стирали старые тексты, а затем писали на дощечке повторно. Новгородский кодекс, древнейшая русская книга — это четыре церы, которые соединили между собой деревянными штырями. На дощечках записан текст нескольких псалмов. Ученые установили, что этими церами пользовались не раз. Ранее на них писали другие псалмы, азбуку, переводы с греческого.
А на одной из цер расшифровали сообщение от 999 года.
Носители информации: их виды, история и будущее
Ранжирование носителей по рассматриваемому параметру выстраивает их в следующей последовательности: каменная стела, глиняная табличка, пергамент, экран, бумага/картон, папирус, береста, восковая табличка. Технология изготовления бумагоподобных материалов таких как папирус, береста, пергамент и других были известны человечеству задолго до появления первого описания производства «классической бумаги». Бумага в Древнем Китае. Бумага в Японии и Корее. Новости ЦМиРАД. пергамент. В XV веке бересту уже начала заменять бумага, чье производство стало дешевле. Пергамент является результатом сложного и длительного технологического процесса, появился после бумаги и даже назывался сначала бумагой.
Эволюция материалов для письма
Носители информации: их виды, история и будущее | Пергамент береста бумага одним словом. Перамен, Берест, бумага. |
Литературный калейдоскоп. Выпуск #31: История книги – бамбук и береста | СОБМ | Технология изготовления бумагоподобных материалов таких как папирус, береста, пергамент и других были известны человечеству задолго до появления первого описания производства «классической бумаги». |
Эволюция материалов для письма | 1 Береста 2 Пергамент 3 Бумага из бамбука и шелка 4 Первое изобретение бумаги 5. Изобретение бумагоделательной машины 6 Появление бумаги в Европе 7 Как изготовляется современная бумага 8 Как изготовляется современная бумага. |
Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена | из чего его изготавливали и как использовали. Также расскажем для чего использовали бересту и когда на Руси появилась привозн. |
Что такое папирус, пергамент и береста: особенности и применение
На пергаменте, бересте и бумаге. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Библиотека Троицкой обители XIV века. это три различных материала, которые использовались для создания письменных и художественных произведений в течение многих. Бумага из бересты. Береста бумага на Руси. ручная работа, handmade. Добрые новости. Добавить народную новость.
Пергамент это в древней руси определение кратко
Береста и пергамент как замена бумаге. История бумаги в России берёт своё начало во второй половине 16-го столетия, во времена царствования на Руси Ивана Грозного. Слайд 2История развития носителей информации Наскальная живопись Глиняные таблички Папирус Пергамент Береста Бумага. Современному человеку сложно себе представить, что можно писать без ручки и бумаги.