сын македонского царя-завоевателя Филиппа II (382—336 гг. до н.э.; царь с 359 г. до н.э.) и царицы Олимпии, дочери царя Эпира. Именно он, отец Александра Македонского, заложил основу для блистательных и успешных походов своего сына. «С отцом, который звал его обратно, Александр примирился неохотно и вернулся против своей воли, уступив только просьбам родственников» (Юстин). Именно своему отцу он обязан централизацией Македонии, объединением Греции и закалённой в боях армией.
Найдена настоящая могила отца Александра Македонского
Филипп II Македонский /Великий отец в тени великого сына/отец Александра Македонского/ Уроки истории. великий полководец. сопровождалось хорошими предзнаменованиями дал команду не трогать дом этого великого поэта войско Александра состояло из 32.000 пехоты гордиев узел на протяжении веков в центре внимания находится. Изначально считалось, что в царских гробницах находились отец, сын и старший сводный брат Александра Македонского. После полувека жарких дискуссий ученые подтвердили, что в кургане Вергина был похоронен отец Александра Македонского.
Тень отца Александра Великого
«С отцом, который звал его обратно, Александр примирился неохотно и вернулся против своей воли, уступив только просьбам родственников» (Юстин). Именно он, отец Александра Македонского, заложил основу для блистательных и успешных походов своего сына. Фото: livescience / Гравюра на дереве с изображением убийства Филиппа II Македонского, отца Александра Македонского, 1880 г.
10 удивительных фактов о жизни и смерти Александра Македонского
На престол Александр взошел в юном возрасте – его отец Филипп был заколот личным телохранителем в 336 году. Учеными найден отец Александра Македонского: подтверждено, что в древнегреческой гробнице, обнаруженной в 1977 году, находятся останки царя Филиппа II. Однако уже в 1950 учёные начали думать, что останки принадлежат Филиппу II, который считается отцом Александра.
Найдена настоящая могила отца Александра Македонского
Ученые полагают, что именно тяга к женщинам стала роковой ошибкой базилевса, приведшей к его гибели. Оскорбленная женитьбой на шестнадцатилетней Клеопатре, мать Александра Македонского Олимпиада вступила в заговор со своим братом — царем Эпира. Филипп, чтобы примириться с оскорбленным шурином, решает выдать за него свою дочь, кстати, тоже Клеопатру. На торжествах по случаю свадьбы базилевс был вероломно убит своим же телохранителем Павсанием. Захоронили его недалеко от Эги со всеми подобающими почестями. Музей в Вергине на месте гробницы Филиппа Македонского Большой удачей для археологов было найти в материковой части Греции не разграбленные гробницы Филиппа II Македонского и молодого царевича. При создании захоронения древние зодчие продумали интересный механизм, закрывающий двери. При повторном открытии он грозил полным обрушением всем, кто посмеет войти и потревожить покой умершего. Поэтому, чтобы сохранить уникальную находку, ученые пошли путем расхитителей гробниц и проникли внутрь, разобрав два слоя черепицы на крыше. Их усилия были вознаграждены. Гробница оказалась не разграбленной!
Гробница Филиппа, какой ее обнаружили археологи Уникальность находок трудно недооценить. Были найдены фрески и прочие древние реликвии, представляющие художественную и историческую ценность. Среди них особо выделяются: ювелирные украшения, сделанные из серебра и золота, керамические изделия, бытовая утварь, лоскут ткани с вышивкой золотом, оружие и доспехи самого Филиппа II. Но самое главное сокровище — золотой ларец с прахом правителя и золотой дубовый венок, символизирующий принадлежность к царской династии. Венок тончайшей работы весит всего 714 грамм и состоит из 313 листиков и 68 дубовых веточек, тогда как саркофаг, изготовленный из чистого золота, весит примерно 11 килограмм. Золотой саркофаг с прахом базилевса Филиппа Македонского и дубовый венок, как символ царской власти Сейчас почти все найденные артефакты хранятся в музее Вергины. Сохранилась и сама гробница, помещенная в стеклянный короб для поддержки оптимальной температуры и влажности. Рядом с гробницей Филиппа Македонского была раскопана гробница поменьше.
В гробнице находились останки мужчины с травмой колена, а также женщины и новорожденного ребенка, которому на момент смерти было всего несколько дней или недель. Также было найдено множество артефактов и предметов, связанных с Александром Македонским, включая доспехи и другие личные вещи.
Гипотеза о том, что это гробница Филиппа II Македонского возникла практически сразу. Но на ее подтверждение ушло почти полвека.
Филота объединяет вокруг себя геттеров — юношей из знатных семей. Они планируют убить царя, но в их среде находится предатель. Уже в походе в Среднюю Азию Александр узнаёт о планах заговорщиков. По его приказу Филота убивают, убивают также и его отца Пармениона. Но их смерть не исправляет ситуацию. Недовольство высшей македонской и греческой знати уже пустило глубоки корни. Может быть загадку смерти Александра Македонского нужно рассматривать именно под этим углом?
Как бы то ни было, царю пока везёт. Он продолжает успешно осуществлять военную экспансию, присоединяя к своей империи всё новые и новые территории. По ходу дела подавляет ещё один заговор, так называемый «заговор пажей». Это была опять же знатная македонская молодёжь, несшая личную охрану царя. Во главе этих заговорщиков стоял паж Гермолай. Его казнят, и наступает относительно спокойный период, который является затишьем перед бурей. Буря же наступает в конце 328 года до н. Взбешённый государь убивает Клита прямо за пиршеским столом. Все эти внутренние волнения никак не отразились на полководческих задачах великого завоевателя.
Он продолжает поход, углубляясь всё дальше и дальше на восток. В его планы входит покорение Индии. О её несметных богатствах ходили легенды, и избалованный победами Александр не видит ничего невозможного в завоевании этих земель. Александр Македонский в Индии. Битва на реке Гидасп Но сказочные места встретили иноземное войско неприветливо. Если в Персии на македонян смотрели как на освободителей от непосильного гнёта ахеменидов, то здесь картина была совсем иная. Многочисленные племена и мелкие государства совсем не горели желанием оказаться в подчинении у пришлых чужестранцев. Они оказывали яростное сопротивление захватчикам, затрудняя их продвижение в глубь территории. Летом 326 года до н.
Против него выступает царь Пор: владыка сильного государства, оказавшегося волей судьбы на пути великого завоевателя. Сражение заканчивается полным поражением Пора, не смотря на большое количество слонов и колесниц в его войске. Александр и здесь оказывается на высоте своего полководческого таланта и берёт в плен незадачливого местного самодержца. Но дальнейшей военной экспансии в глубь полуострова не получается. Уставшие от непрестанных боёв воины начинают открыто выражать своё недовольство. Александр Македонский вынужден повернуть назад, но возвращается он другим путём, поэтому завоевательный поход продолжается. Великий полководец разделяет армию на три части. Одну из них возглавляет сам, другую поручает военачальнику Кратеру. Третью же часть войск отправляет морским путём.
Руководит флотом военачальник Неарх. Преодолевая сопротивления врагов, утопая в песках пустыни, сухопутные войска выходят к благодатным землям Кармании область древней Персии. Здесь происходит их встреча. Через некоторое время к берегу пристаёт и флотилия Неарха. На этом восточный поход Александра Македонского, сделавший его Великим, заканчивается. Завоевания огромных земель продолжались почти десять лет. По меркам тех времён срок очень маленький по сравнению с бескрайними территориями, попавшими под власть молодого и честолюбивого монарха. Это во все времена производило неизгладимое впечатление на других завоевателей, которые при всём старании не могли сравниться с Александром Великим. Царь возвращается в Вавилон.
Здесь его ждут государственные дела по организации руководства огромной империи. Управлять этим образованием совсем непросто, так как в нём сосуществует огромное количество разных народностей и племён. Александр всё больше сближается с местной знатью, женится на старшей дочери Дария III Статире 346-323 до н. Он заставляет и других македонян брать себе в жёны персиянок. Политика новоиспечённого восточного монарха становится всё более жёсткой по отношению к своим соотечественникам. Это выливается в бунт македонских солдат. Они долгие годы не видели родные земли и своих родственников, но царь не собирается отпускать их домой. Он ограничивается только отпуском. Такая позиция самодержца вызывает возмущение и негодование тех, кто 10 лет делил с ним все тяготы восточного похода.
Александр Македонский казнит зачинщиков, но чтобы полностью урегулировать ситуацию, вынужден дать отставку своим воинам, которые прошли с ним весь тяжёлый путь от Малой Азии до Индии. В родные земли возвращается 10 тысяч солдат. Каждый из них имеет несколько телег с награбленным добром. Всё это отобрано у жителей азиатских городов и теперь перекочёвывает в земли Древней Греции. Сам же царь окончательно обосновывается в Вавилоне.
Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки. В Египте таких сомнений возникнуть не могло. Как новый египетский фараон, Александр считался братом и сыном богов на самом законном основании. Не принимая мирных предложений, из Египта завоеватель наконец двинулся за Евфрат, желая встретиться со своим врагом в решающей схватке. Чтобы подготовиться к ней самым наилучшим образом, у персидского царя Дария, или, как более точно звучал его титул, «царя царей», было и время, и возможности. Войска, стянутые со всех концов его необъятной империи, возможно, отличались разной боеспособностью. Но среди них были действительно отличные воинские части, в том числе тяжелая бактрийская конница, индийские слоны и… греческие наемники. Спустя несколько веков римский историк, автор «Истории Александра Великого» Курций Руф описывает двести персидских колесниц с нескрываемым ужасом: «Копья с железными наконечниками выступали впереди дышла. С обеих сторон хомута было по три меча и еще множество копий. Кроме того, к ступице колес крепились косы, которые должны были разрубать все, что встречается на пути». Около деревни Гавгамелы, недалеко от города Арбелы в Месопотами, персидские военачальники нашли поле для будущей битвы, не походившее на теснину Иссы, где персы так нелепо передавили сами себя. Для лучшего маневра своей конницы, на которую персы особенно полагались, они даже срыли холмы. В октябре 331 года до н. Все это чересчур походило на страшный капкан, обещавший истребить македонцев. Парменион, военачальник македонского царя, отчаянно советовал ему атаковать персов ночью. Александр Македонский, по преданию, ему ответил, что «не крадет побед». Накануне битвы он так спокойно спал, что его пришлось будить, когда войско уже начинало строиться. Ожидая ночной атаки македонцев, персы простояли в боевом строю всю ночь. Затем у персов все пошло не так, подготовленные атаки не получались, сражение развалилось на несколько схваток, шедших с переменным успехом. Дарий снова раньше времени посчитал, что все погибло, и бежал, так что македонцам оставалось добить разрозненные персидские отряды. Дарий вновь ускользнул. Но поверженная Персидская империя лежала у ног македонца. Он беспрепятственно вошел в пять ее столиц в Месопотамии, Персиде и Мидии — Вавилон, Сузы, Пасаргады, Персеполь и Экбатаны, и баснословные сокровища попали в его руки. Многое в этом триумфальном шествии теперь было новым. В определенном смысле оно представлялось логическим окончанием греко-персидских войн. Плутарх пересказывает историю о старике, плакавшем от счастья при виде Александра, восседающего на троне некогда столь грозных персидских царей. Из Суз Александр отослал обратно в Афины символический трофей персидского царя Ксеркса — скульптурную группу «тираноубийц» Гармодия и Аристогитона, борцов за афинскую демократию, одно из самых прославленных произведений раннего классического искусства. Пир в Персеполе окончился сожжением царского дворца, которое, в глазах хмельной компании, символизировало месть оскорбленной Греции. Об этом пьяном поджоге древние авторы сообщают по-разному. Впрочем, рассказ Плутарха снова обстоятельнее и интереснее других. Якобы инициатива принадлежала особе вполне легкомысленного поведения, по-гречески — гетере. Среди них особенно выделялась Таида, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея. То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она, во власти хмеля, решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины, но слишком возвышенные для нее самой. Александр Македонский с гетерами в захваченном Персеполе. Рисунок Г. Симони Таида сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитанииях по Азии. Но еще приятнее было бы для нее теперь же с веселой гурьбой пирующих пойти и собственной рукой на глазах у царя поджечь дворец Ксеркса, предавшего Афины губительному огню. Пусть говорят люди, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота. Слова эти были встречены гулом одобрения и громкими рукоплесканиями. Побуждаемый упорными настояниями друзей, Александр вскочил с места и с венком на голове и с факелом в руке пошел впереди всех. Последовавшие за ним шумной толпой окружили царский дворец, сюда же с великой радостью сбежались, неся в руках факелы, и другие македонцы, узнавшие о происшедшем». Впоследствии Александр высказывал сожаления по поводу случившегося. В самом деле, после Гавгамел он обнаруживал все большую склонность щадить завоеванные края, позволял сатрапам персидского царя оставаться на своих местах, демонстрировал уважение к местным богам и даже истории Персидского царства. В Экбатанах, последней из завоеванных персидских столиц, Александр отпустил домой греческих союзников и фессалийскую конницу. Это должно было означать, что общегреческий поход против Персидского царства, провозглашенный в Коринфе, успешно окончен и все дальнейшее остается делом одной Македонии и ее царя. Желающие быть с ним греки теперь сделались его наемниками. Считая себя законным преемником персидских царей, Александр преследовал несчастного Дария. Но когда остававшиеся с Дарием сатрапы расправились с ним, македонский царь взял на себя труд отомстить за его смерть. Новая и непонятная для многих роль, которую брал на себя завоеватель, требовала от него нахождения общего языка с персидской знатью, сохранения в некотором преображенном виде административного скелета своей новой и неведомой державы, определенного усвоения политической идеологии Персидского царства, находившей, в частности, выражение в дворцовом этикете. К нескрываемому ужасу и нарастающему возмущению греков и македонцев завоеватель попытался распространить на них персидский порядок обращения к царю, который подразумевал буквальное поклонение ему, несовместимое с греческими понятиями о свободе и достоинстве. Больше, чем что бы то ни было, эта болезненная тема вела Александра к столкновению с ревнителями традиций царской власти в среде его непосредственного окружения, составленного из македонской аристократии. Андре Кастень. Клит — друг детства Александра, брат его кормилицы, командир царской илы — отборного отряда македонской конницы, приносящей царю его победы. Если следовать Арриану, Клит находит примечательную форму противодействия наступающей «тирании» Александра Македонского. На одном из пиров Клит вступается за древних героев, оспаривая единоличный характер подвигов Александра. Не в силах больше слушать, как придворные льстецы принижают Геракла и Диоскуров, превознося македонского царя как первого среди полубогов, Клит смело и страстно заявляет, что подвиги Александра совершены всеми македонцами. Его пробовали утихомирить, но он не унимался и требовал, чтобы Александр при всех сказал то, что думает. Наконец, его вытолкали из пиршественной залы. Клит вернулся через другие двери. Протягивая руку, Клит кричал Александру: «Вот эта самая рука спасла тебе жизнь» такое действительно было в сражении при Гранике. Выхватив копье у стражника, Александр Македонский убил его. Здесь остановился Александр Неожиданно тяжело давшееся завоевание Бактрии и Согдианы приблизительно территории теперешнего Афганистана и Средней Азии сначала было связано с тем, что бактрийский сатрап Бесс попытался провозгласить себя новым персидским «царем царей». Александр не считал это место вакантным. Но устранение Бесса не стало окончанием войны. Уцелевшие сатрапы и местная знать, пользуясь крахом державы персидских царей и рассчитывая на труднодоступность своих областей, думали сохранить независимость. Такая война по мере упорства и взаимного ожесточения сторон уже не походила на прежнюю. Женитьба македонского царя на дочери одного из бактрийских князьков Роксане была способом привязать местную знать к своему царствованию.
10 удивительных фактов о жизни и смерти Александра Македонского
Время шло, но, несмотря на сон и отдых, облегчение не наступало. Александра томили давящий зной Вавилона, внутренний жар и ощущение свинцовой тяжести. Только в летнем дворце на берегу Евфрата, где его разгоряченное тело почувствовало дуновения свежего ветерка и прохладу, недуг ненадолго отступил. Однако весь следующий день царь вынужден был опять провести в спальне, а поздно вечером у него начался второй приступ, и он всю ночь прометался в постели. После этого Филипп пригласил еще двух врачей, которые решили дать царю жаропонижающее — отвар листьев плюща в смеси с вином. В результате утром у Александра еще хватило сил, чтобы принять ванну и принести жертвы богам.
Затем он принял флотоводца Неарха и говорил с ним об общих планах, дальнейших экспедициях и океане. Несмотря на непривычную для молодого и сильного полководца слабость, тот старался побороть страшный недуг силой воли и продолжал заниматься своими обычными делами. Но, по словам древних историков, на следующий день состояние Александра резко ухудшилось. По-видимому, именно этот день и стал решающим для исхода болезни. Возможно, что и сам Александр теперь осознавал, что ему вряд ли удастся справиться с недугом.
Шахермайр пишет: «Он захотел вернуться во дворец и повелел, чтобы туда прибыли высшие военачальники. Это был его последний приказ». Дальнейшее он описывает исключительно на основе Эфемерид — придворных летописей [4] : «На следующий день силы больного совсем иссякли. Александра перенесли во дворец, где он задремал, но когда проснулся, то уже не мог говорить от слабости. Он еще узнавал своих военачальников.
Пердикка не отходил от ложа больного, и умирающий передал ему кольцо с царской печатью [5]. С каждым днем в покоях больного становилось все тише, а вокруг дворца росло беспокойство и волнение. До тех пор, пока не были отменены приказы о начале экспедиции, войска не теряли надежды и веры в силу своего всепобеждающего царя. Но когда прошли все назначенные сроки, а известия о больном становились все менее утешительными, когда военачальники стали переговариваться друг с другом только шепотом, возникло страшное подозрение, перешедшее затем в уверенность: любимый царь уже умер, и это пытаются скрыть. Старые воины — теперь это были уже не те люди, которые бунтовали в Описе и отказывались идти вперед на Гифасисе, а верные воины, разделявшие с царем невзгоды, опасности и победы, — собрались и проникли во дворец.
Их пустили к умирающему. И они проходили один за другим, без оружия, осторожно и тихо ступая, мимо царя, который не мог уже говорить и приветствовал их только движением глаз. Чудом казалось, что он еще жив; последнее, что он видел на этой земле, были его верные воины. Надежды уже не было. После того как помощь не пришла ни от Амона, ни от богов Греции, приближенные в отчаянии решили просить ее у вавилонского бога-врачевателя.
Местные жрецы наставили их, как совершить обряд, испрашивая помощь от болезни. Мрачен был ответ божества: «Для царя лучше оставаться там, где он пребывает теперь». Доктора не смогли вылечить царя; нижняя часть тела у него была парализована, не спадала высокая температура. На следующий день наступил конец. Все кончилось: Аравийская экспедиция, всемогущая власть, претензии на божественное происхождение, всепобеждающая воля, беспримерное творческое начало, планы мирового господства, империя.
Остался человек, который тихо уснул, чтобы никогда уже не проснуться. Вечером 28 десия приблизительно 13 июня Александр умер». С этого дня история Македонской империи начала свой новый отсчет, закончившийся ее полным распадом, а внезапная кончина ее основателя на многие века стала предметом исторических расследований. И поныне существует немало всевозможных версий о причинах загадочного недуга Александра: от отравления до чрезмерного пьянства или заражения инфекционными болезнями. Есть среди них и так называемая мистическая версия, основанная на неблагоприятных предзнаменованиях, с которыми пришлось столкнуться македонскому царю незадолго до смерти.
И хотя она не может служить основанием для серьезного исторического исследования, не упомянуть о ней нельзя. Дурные предзнаменования, или Кара богов Как и большинство людей того времени, Александр Великий верил в приметы, предсказания астрологов и прорицателей. А к концу жизни, по словам Плутарха, он и вовсе стал необычайно суеверным: «Исполненный тревоги и робости, Александр сделался суеверен, все сколько-нибудь необычное и странное казалось ему чудом, знамением свыше, в царском дворце появилось великое множество людей, приносивших жертвы, совершавших очистительные обряды и предсказывавших будущее. Сколь губительно неверие в богов и презрение к ним, столь же губительно и суеверие, которое подобно воде, всегда стекающей в низменные места…» До и после каждого мало-мальски значительного события в жизни Александра обязательно приносились жертвы богам, испрашивались советы у оракулов, проводились гадания по внутренностям жертвенных животных. Как правило, царь относился к мнению жрецов и предсказателей достаточно серьезно и при принятии важных решений руководствовался их рекомендациями.
Но были и исключения. Древние историки упоминают об отдельных случаях, когда, уверовав в свою силу и могущество, Александр пренебрег предостережениями предсказателей. Речь идет главным образом о тех дурных предзнаменованиях, которые наблюдались в последние годы его жизни и сулили молодому царю утрату власти. Одним из них стал случай в царском зверинце, когда на большого красивого льва вдруг напал домашний осел и ударом копыт убил его. Большинство знамений прямо указывали на скорую потерю Александром короны, и это не могло его не тревожить.
Об одном таком случае рассказывает Плутарх: «Однажды Александр, раздевшись для натирания, играл в мяч. Когда пришло время одеваться, юноши, игравшие вместе с ним, увидели, что на троне молча сидит какой-то человек в царском облачении с диадемой на голове. Человека спросили, кто он такой, но тот долгое время безмолвствовал. Наконец, придя в себя, он сказал, что был привезен сюда по морю и очень долго находился в оковах; только что ему явился Серапис, снял с него оковы и, приведя его в это место, повелел надеть царское облачение и диадему и молча сидеть на троне. Александр, по совету прорицателей, казнил этого человека, но уныние его еще усугубилось…» Аналогичный случай, который якобы произошел с царем весной 324 года до н.
Фишер-Фабиан: «Александр спустился между тем вниз по Евфрату, велел восстановить одни каналы, изменить русла других и, наконец, достиг устья реки и открытого моря. То, что произошло на обратном пути, привело его команду в ужас: царь сам вел корабль, держа рулевое весло обеими руками. Порывом ветра сорвало и унесло в воду его головной убор вместе с диадемой. Один из финикийских моряков тотчас же прыгнул в море, выловил царский убор, а диадему надел на голову, чтобы освободить руки, — так было легче плыть. Высший знак царского достоинства на голове простолюдина — это предвещало беду.
Но Александр рассудил иначе: «Отхлещите его бичами за неуважение к диадеме и наградите тысячей драхм, потому что он был проворнее и смелее многих из вас». Еще одна «коронная» история была описана известным советским писателем-фантастом Иваном Ефремовым. В одном из своих романов он упоминает о короне из черного металла, которая якобы и послужила причиной тяжелой болезни и смерти Александра. А дело было так. Во время индийского похода македонец нашел в какой-то деревушке маленький храм, в нем — корону богов.
Гордый завоеватель потребовал, чтобы жрецы отдали корону ему. Человек же, прикоснувшись к черной короне, упадет замертво». Александр, уверенный в своем божественном происхождении, только посмеялся над этими словами. Он надел корону и вышел на ступени храма. Вдруг великий полководец пошатнулся и, потеряв сознание, упал на землю.
Черная корона скатилась с его головы. А когда Александр пришел в себя, то оказалось, что он практически ничего не помнит о своих грандиозных планах покорения мира. Пытаясь вернуть внезапно утраченную память, македонянин вернулся в Вавилон, где через некоторое время ослабел от непонятной болезни и умер. Стоит подчеркнуть, что нет никаких документальных подтверждений этой истории, поэтому исследователи считают ее всего лишь выдумкой знаменитого фантаста. В действительности же серьезные предупреждения великий завоеватель получил накануне его вступления в Вавилон.
Сначала он прислушался к словам прорицателей, но затем все же пренебрег ими. Фишер-Фабиан описывает это происшествие таким образом: «Когда в 331 году до н. Александр подошел к стенам Вавилона, городские ворота распахнулись, и сатрап Мазей был готов устроить ему триумфальный прием. Однако на сей раз его вступлению в город решили воспрепятствовать, но не солдаты для этого не хватило бы сил , а двое халдеев. Они просили передать царю, что звезды говорят, будто ему грозит беда, если он войдет в Вавилон.
Александр, как мы знаем, верил в предзнаменования — как в добрые, так и в дурные. Тем не менее, он заподозрил неладное, сопоставив два факта: щедрое финансирование работ по восстановлению Этеменанки вавилонской башни и рост доходов жрецов. Они саботировали строительство и использовали деньги для «более важных дел». Но заставляло задуматься и то, что возвестил Пифагор [6] , гадавший по внутренностям животных, тот самый Пифагор, который предсказал смерть Гефестиона: и на этот раз печень жертвенного животного состояла только из одной доли. Каждый знал, что это особенно дурной знак.
А что произнес Калан [7] , прежде чем подняться на костер? Было бы непростительной глупостью бросать вызов богам. Царь велел части войска войти в Вавилон, а сам расположился в Борсиппе, что западнее Евфрата. Когда же из города пришло донесение о том, что каждый день со всего света прибывают посланцы с просьбой об аудиенции, соображения государственной пользы одержали верх над верой в магическое, и царь сел в колесницу, запряженную восьмеркой индийских лошадей». Пышный въезд Александра в Вавилон, богатство его царской резиденции там и поклонение, которые оказали ему представители делегаций от разных народов, безусловно, тешили тщеславие молодого завоевателя, который возводил свое происхождение к египетскому богу Амону В том, что этот бог является его небесным покровителем, великий македонец окончательно убедился во время посещения в ливийской пустыне оазиса Сива, где устами египетских жрецов ему было передано предсказание божества.
Что именно «сказал» ему Амон, точно не известно, но он якобы подтвердил божественное происхождение Александра. При этом, если верить Плутарху, не обошлось без курьеза. Вот как описывает и комментирует интерпретацию этого события великим историком наш современник, историк Игорь Дубровский: «Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески"пайдион" "дитя" , но по причине дурного произношения вышло"пай Диос" "сын Зевса". Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился. Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету.
В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки». Действительно, древние эллины не видели ничего необычного в обожествлении смертных героев. Поэтому их делегация явилась в царский шатер в праздничном убранстве, украшенная цветами и венками, давая тем самым понять, что для них это место, где находится божество. В связи с этим С. Фишер-Фабиан отмечает: «В отличие от македонян, греки поклонялись Александру как богу естественно, не делая усилий над собой.
Они приносили жертвы и героям, которые рождались от любви богов и смертных. В IV веке до н. И почему бы не оказать богоподобному человеку больше почестей, чем богу, похожему на человека? Что им, афинянам, Гекуба — им, этому пресыщенному обществу, все подвергавшему сомнению? А спартанцы, как и Демосфен, велели передать с присущим им врожденным высокомерием: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им».
И все же не все, даже из числа эллинов, готовы были воспевать своего царя как божество. В связи с этим весьма интересна история, изложенная в книге Е. Орлова [8] об Александре Македонском, опубликованной в дореволюционном издании серии «Жизнь замечательных людей». Вот что он пишет: «Среди многочисленных философов и ученых, сопровождавших Александра в его походах, двое пользовались его особенною дружбою. Анаксарх и Каллисфен, племянник Аристотеля.
Первый из них, наглый и льстивый, вздумал по случаю свадьбы с Роксаной. Александра позондировали и нашли весьма благосклонно расположенным к затее. И вот на пиру, когда вино уже порядком разогрело всем головы, Анаксарх встает и произносит длинную и искусную речь, в которой восхваляет деяния царя, объявляет их превышающими все, доселе достигнутое сынами человеческими, напоминает об оракуле Зевса Амона и рекомендует оказать ему божественные почести. Персы и мидяне разразились шумными аплодисментами, но македонские и греческие гости хранили угрюмое молчание, не смея противоречить, но и не желая одобрить. Тогда поднялся со своего места Каллисфен и выразил от имени своего и своих друзей протест против этого нелепого предложения.
Ему ответом были рукоплескания македонян и греков, но Александр молчал, тая злобу. Когда под конец вечера царь и его гости стали обмениваться лобзаниями, Каллисфен один не получил поцелуя и должен был уйти без приветствия. Философ тогда шутливо заметил, что он, в сущности, ничего не потерял, кроме поцелуя, но он ошибался: он потерял милости своего владыки и вскоре жестоко из-за этого поплатился. У него был друг и ученик Гермолай, молодой паж царя. Сопровождая однажды Александра на охоту и видя несущегося на них вепря, Гермолай бросил в животное копье и убил его.
Царь рассердился: паж отнял у него добычу и за это был наказан прутьями и лишен коня. Гермолай поклялся отомстить и вместе с несколькими товарищами составил заговор с целью убить царя. Об этом, однако, узнали, и молодые заговорщики были арестованы и казнены. Перед смертью их пытали, но они никого не выдали, что не помешало Александру впутать и Каллисфена, обвиняя его в подстрекательстве. Дело ничем не было подкреплено, но Каллисфена подвергли пытке, а потом казнили, ко всеобщему негодованию старых македонян».
Незадолго до этого, в том же 328 году до н. Он впал в ярость от того, что Клит оборвал полководца, певшего царю дифирамбы, и принялся перечислять пороки и проступки хвастливого Александра. Впавшего в ярость царя никто не смог остановить. А потом он три дня рыдал над трупом своего любимца. Эта история интересна не только как свидетельство отношения самого великого македонца и его приближенных к обожествлению его персоны.
К ней мы еще не раз вернемся при рассмотрении других версий причин смерти Александра. А пока стоит лишь заметить, что, по мнению некоторых древних историков, именно причисление Александром себя к сонму небожителей, требование всеобщего поклонения и другие проявления неумеренного тщеславия могли вызвать гнев у оскорбленных его высокомерием великих олимпийцев. В качестве наказания они и ниспослали гордому македонянину внезапный недуг и раннюю кончину. Более конкретная версия, прямо указывающая на карающую руку богов, нашла отражение в персидских преданиях. В них говорится о том, что великий полководец будто бы был наказан небом за то, что вскрыл могилу персидского царя Кира.
Но никаких сведений об этом факте не найдено, кроме нескольких строк у Плутарха: «Найдя могилу Кира разрытой, он [Александр] казнил виновного, хотя преступник был родом из Пеллы и принадлежал к видным гражданам». Кроме того, существует мнение, что Александр велел запечатать нарушенную ворами царскую гробницу и выбить внизу ее надпись, сделанную Киром, по-гречески. Еще одно предположение, встречающееся и в персидских, и в античных источниках, связано с обстоятельствами похорон Гефестиона. Вот что писал по этому поводу Диодор: «Царь, устраивая похороны, приказал всем соседним городам содействовать по мере сил их роскошному устроению; всем обитателям Азии приказал загасить до окончания похорон так называемый священный огонь: персы это обычно делают при похоронах царей. Народ счел этот приказ дурным предзнаменованием; решили, что божество предрекает смерть царя».
Дело в том, что Филипп II получил тяжелую рану копьем в 339 году до нашей эры во время очередного похода против скифов, из-за чего он охромел. По мнению Арсуаги и его коллег, другие археологи почти не уделяли внимание захороненным в первой гробнице. Однако у скелета мужчины из второй гробницы отсутствуют следы подобной травмы. Проблема заключается в том, что ученые до сих пор не могут прийти к общему мнению о том, в какой из трех усыпальниц был захоронен Филипп.
Этим часто пользовались военачальники умершего Александра Македонского для изменения политических решений. Самое время это исправить! В ходе проведенного исследования, результаты которого были опубликованы в научном журнале Journal of Archaeological Science , ученые разгадали еще одну большую тайну.
Однако, археологам до сих пор не удалось найти гробницу самого Александра Македонского. Никто до сих пор не знает точную причину его смерти, а версий насчет местонахождения его усыпальницы очень много. Подробнее об этом вы можете почитать в нашей статье «Почему гробница Александра Македонского все еще не найдена».
По словам Диодора Сицилийского, Олимпиада мать Александра Македонского, первая жена монарха собственноручно убила ребенка Клеопатры, а саму вдову заставила покончить с собой. Таким образом, в первой гробнице лежат именно останки Филиппа II, Клеопатры и их дочери. Арсуага подчеркивает, что это единственное упоминание смерти новорожденного в античных источниках того времени. Анализ костей женщины из второй гробницы четко дает возраст в 25 лет на момент смерти — то есть, это никак не может быть Клеопатра.
Жизнь и смерть Александра Великого (Македонского)
По словам Диодора Сицилийского, Олимпиада (мать Александра Македонского, первая жена монарха) собственноручно убила ребенка Клеопатры, а саму вдову заставила покончить с собой. отец Александра Македонского Филипп II, который при жизни хромал. Таким образом жизнь отца Александра Македонского оборвал Заговор (7 букв) и это будет ответом на данный вопрос. Зачем Александр Македонский фальсифицировал историю.
Царь Александр Македонский и царица скифов Артаксия
Как погиб царь Филипп, отец Александра Македонского – Большая Куча | великий полководец. сопровождалось хорошими предзнаменованиями дал команду не трогать дом этого великого поэта войско Александра состояло из 32.000 пехоты гордиев узел на протяжении веков в центре внимания находится. |
Греция от Greek.ru - вся Греция от древности до отдыха в 2023 | После полувека жарких дискуссий ученые подтвердили, что в кургане Вергина был похоронен отец Александра Македонского. |
Александр Македонский – «cын Зевса» | Вид фасада Гробницы македонского царя Филиппа II, отца Александра Македонского. |
Новое открытие закончит споры из-за могилы отца Александра Македонского | Зачем Александр Македонский фальсифицировал историю. |
Греция от Greek.ru - вся Греция от древности до отдыха в 2023 | Детство и юношеские годы биографии Александра Македонского, правитель Македонии и размолвка с отцом. |
Тень отца Александра Великого
Рецензии на книгу «История Филиппа царя македонского, отца Александра Великого». "Синусит был не единственным доказательством того, что останки принадлежали отцу Александра Великого. Это еще один аргумент в пользу того, что отец Александра Македонского захоронен здесь.