это все всегда интересовало ее поклонников. «Элегантность давалась кровью» В Большом театре Майя Плисецкая не продержалась в кордебалете и сезона: ее исключительный дар был слишком очевиден. Плисецкая Майя Михайловна Артистка балета, представительница театральной династии Мессерер — Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах.
Детство великой балерины
- Майя Плисецкая в детстве.
- Майя Плисецкая: почему всю жизнь балерина чувствовала себя оскорбленной и униженной
- Майя Плисецкая: биография, фото - «Кино »
- Майя плисецкая
Биография и творчество Майи Плисецкой
К дочери «врага народа», по совместительству великой балерины, и так были обращены взгляды спецслужб. В 1956 году ей даже пришлось несколько раз присутствовать на допросах в КГБ, однако, серьезных нарушений выявить не удалось. За пределы «железного занавеса» ей удалось вырваться только после реабилитации Михаила Плисецкого при Хрущеве. Тогда весь мир смог, наконец, наслаждаться танцем, а школа русского балета прославилась в лучших театрах Европы. В 1959 г. Лучшие роли Майи Плисецкой на сцене Начиная с 1972 г. Так мир увидел великие постановки: «Анна Каренина», «Дама с собачкой», «Чайка», ставшие классикой.
Естественно, что к остальным балеринам предъявлялись высокие требования. Она неоднократно повторяла, что музыку надо чувствовать каждой клеточкой тела, а не просто двигаться под нее. Благодаря серьезному подходу, спектакли завораживали зрителя с первой минуты. С 1983 года начинается активное сотрудничество с лучшими театрами Европы. Знаменитый «Умирающий лебедь», поставленный под голосовой аккомпанемент Монсерат Кабалье, покорил сердца европейской публики. Заключительный спектакль «Дама с собачкой» в статусе примы-балерины Большого театра Плисецкая станцевала в 1990 году.
Ей было уже 65 лет, но каждое движение было столь же гармоничным и выверенным, как и в юные годы. Впрочем, уход Майи со сцены был вызван больше противоречиями с руководством, нежели преклонным возрастом. Фильмы с участием балерины Список телевизионных и кинопроектов, в которых принимала участие актриса Майя Плисецкая, насчитывает порядка 25 работ. Особенно стоит выделить: «Кармен-сюита» 1978 г. Всего в качестве актрисы и сценариста-художника, балерина появлялась в фильмах и ТВ-передачах в период 1948-2012 годы. Первые фильмы и телевизионные шоу с непосредственным участием Плисецкой: «Городской тост» 1948 ; «Большой концерт» 1951 ; «Мастера русского балета» 1953.
Последние фильмы и проекты, где задействована великая артистка — это «Лики танца» 1996 , «Зодиак» 1986 , «Прерывистые сердца» 1981. Личная жизнь Биография Майи Плисецкой будет неполной без сведений о личной жизни. Как известно, через призму взаимоотношений с окружающими людьми, проще понять глубину личности.
Мне нравится: Прикрепить файл: Название темы: В интернете наткнулась на статью, от которой у меня шок. Автор статьи приводит цитаты из мемуаров и выступлений Плисецкой, после которых у меня на душе стало скверно, и теперь я больше не могу думать чисто и светло не о прекрасном теле и грации движений балерины - нет, тут она на высоте - но о Плисецкой, ненавидящей Россию и людей. Гений и злодейство несовместимы?
Но сегодняшние балерины уже на голову выше меня. Красивые, длинноногие. Мне нравится эта мода. По некоторым данным, вес Плисецкой много лет держался вокруг отметки 52 кг. Диета одна - ничего не жрать! На все вопросы о том, как удается ей так молодо и хорошо выглядеть, знаменитая балерина отвечала: «Диета одна — ничего не жрать. Других способов выглядеть хорошо люди еще не придумали». Плисецкая выступала не только в качестве примы, но и как балетмейстер, поставив в Большом театре такие балеты, как «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» и сама исполняла в них главные женские партии. Причем объясняла это со свойственной ей самоиронией: - Так как мы десятилетиями сидели на диете, ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, на почве необходимости. Афоризмы Плисецкой Майя Михайловна была довольно остра на язык. Свою систему питания она называла «Сижу не жравши! Предпочтение отдавала малокалорийной и простой пище, не ела много за один раз и не никогда не наедалась на ночь. Плисецкая — «невыездная» балерина Долгое время балерина была «невыездной»: «мешали» репрессированный отец и родственники за границей. Парадокс состоял в том, что всех именитых иностранных гостей непременно вели на «Лебединое озеро» с Плисецкой в главной партии, но из страны ее никуда не выпускали. К тому времени Плисецкая стала уже активно выезжать за границу. Советский посол дал прием. Дипломат лично представил ему Майю Плисецкую. А так как знаменитая балерина знала по-английски всего несколько слов, он также служил переводчиком в коротком разговоре. Выяснилось, что они с Робертом родились в один день и год. Утром 20 ноября ее разбудил стук в двери гостиничного номера. Посланец принес балерине букет белых роз и элегантную коробочку, перевязанную широкой ленточкой. На бархатной подушечке покоился великолепный золотой браслет с двумя подвесками. Во время следующей встречи они обнялись и поцеловались, как старые знакомые. На следующий день после ланча Кеннеди повел ее осматривать Нью-Йорк... Еще пару раз Кеннеди забегал в театр, когда там танцевала Майя Плисецкая. Игра не игра. Зов не зов… Что-то нас взаимно влекло друг к другу… Мы были друг другу интересны». Он позвонил ей в гостиницу и сказал, что отправляется в предвыборную поездку по нескольким штатам. Просил, чтобы она оставила для него вечер 11 июня. А 5 июня на него было совершено покушение в Лос-Анджелесе. Через день американский друг Майи Плисецкой скончался… У советской примы-балерины в этот день был назначен концерт в «Метрополитен-опера». На афише значилась «Спящая красавица». Перед поднятием занавеса представитель дирекции театра сообщил публике: «В знак траура по Роберту Кеннеди, в честь его памяти, Майя Плисецкая станцует «Умирающего лебедя». Весь зал встал. Романы и замужество Майи Плисецкой По слухам, в молодости Майя была очень влюбчивой. Артист балета Вячеслав Голубин танцевал с ней на различных концертах. В него Майя влюбилась без памяти. Но на одной из репетиций балерина, не вписавшись в поворот, ударила его локтем в нос.
Несмотря на отсутствие детей, они всегда были вместе и не представляли жизни друг без друга. Люблю больше жизни. Я не мыслю себе жизни без него. Мне она не нужна». До конца жизни Щедрин каждый день дарил Майе цветы, каждый. Она всю жизнь страдала бессоницей и часто не могла уснуть без снотворного. Плисецкая наносила на лицо питательный крем и до глубокой ночи раскалыдывала на кухне пасьянсы. Это эталон вкуса, фантазии, красоты… Он никогда не устаревает,» — писала балерина. Живя в Мюнхене, они с мужем не пропускали ни одного матча.
Преследование КГБ, вражда с Григоровичем и другие конфликты Майи Плисецкой
Майя Плисецкая — «Лебедь» фильм-балет 1975 Но война внесла свои коррективы в дальнейшую судьбу примы. С сентября 1941 года семья Майи Плисецкой была в эвакуации в Свердловске. К сожалению, в городе невозможно было продолжить обучение или заниматься балетом. Чтобы закончить свою учебу 16-летняя девушка решилась сбежать в Москву, где даже в войну продолжались занятия в Московском хореографическом училище. Она снова была зачислена, но на этот раз — сразу в выпускной класс на курс Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой. В 1943 году обучение было закончено, и Майю сразу же приняли в штат Большого театра. Майя Плисецкая и Ив Сен-Лоран Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца, особенная страстность.
Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете «Шопениана», где она исполняла мазурку. Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты. Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким интересным и творческим может быть ежедневный труд балерины. Путь к вершине карьеры Плисецкой все-таки можно сравнить с подъемом по лестнице: к своим главным партиям она поднималась постепенно.
К примеру, в балете «Спящая красавица» она была сначала феей Сирени, затем феей Виолант, а потом уже Авророй. В «Дон Кихоте» балерина станцевала почти все женские партии и, наконец, получила роль Китри. Читайте также: Биография и личная жизнь актёра, юмориста и президента Украины Владимира Зеленского Майя Плисецкая — Раймонда, 1959 В 1948 году Майя станцевала Жизель в одноименном балете. А после того, как из театра на заслуженный отдых ушла Галина Уланова, Плисецкая стала прима-балериной и получила сольные партии. Во всем мире признаны ее уникальный стиль танца, гибкость, пластичность и изящное движение рук. Она создала свою неповторимую манеру балета, чем снискала мировую славу.
Правда не все гладко складывалось в карьере балерины. С главным балетмейстером Большого театра Юрием Григоровичем она не смогла поладить, и с годами это противостояние только усилилось. Галина Уланова и Майя Плисецкая во время репетиции. В 1956 году труппа театра отправилась впервые в зарубежные гастроли в Англию, но Майя Плисецкая не получила разрешение на выезд из страны. Ее пытались обвинить в шпионаже и в течение последующих пяти лет она была невыездной. Зато балерина успешно гастролировала по стране, завоевывая любовь своих соотечественников.
Первые выступления Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения. Майя Плисецкая в юности Понедельник В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах.
Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена. Ее можно увидеть в картине «Большой концерт» Веры Строевой. Приму Большого пригласили в фильм-оперу «Хованщина». Балерина участвовала и в экранизации балетов «Айседора», «Болеро», «Чайка», «Дама с собачкой». В 1974 году ее пригласили вместе с солистом Большого театра Богатыревым для теленомера «Ноктюрн» на музыку Фридриха Шопена из балета «В ночи» хореографа Джерома Роббинса. С работой Плисецкая справилась на отлично, несмотря на различие работы на театральной сцене и на съемочной площадке.
В некоторых фильмах у нее были даже роли с текстом. Например, в балетах Бежара. Также Плисецкая снялась в роли Дезире в ленте «Чайковский» Таланкина. Затем Вайткус позвал танцовщицу на роль музы Чюрлениса в картину «Зодиак». В 1976 году актриса сыграла звезду балета в телефильме «Фантазия» по повести Тургенева «Вешние воды». Роль Полозовой ей удалась блестяще.
Хореографические дуэты поставил балетмейстер Елизарьев. Диета Майи Плисецкой проста — ничего не есть После художественных фильмов стали снимать документальные. Главная роль снова доставалась Плисецкой. Телевизионщиков стала интересовать судьба артистки, становление ее карьеры, разные грани личной и творческой жизни. Самые яркие документальные фильмы о Майе Михайловне: «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» и «Майя Плисецкая».
В ленте «Майя Плисецкая assoluta» он показал балерину в танце и там неизменно были «лебединые» движения рук, которые прославили Майю на весь мир. При росте в 167 см вес Майи Плисецкой был от 49 до 58 кг Впрочем, сама Майя полагает, что танцевать надо всем телом. Должны участвовать ноги, голова, корпус и, естественно, руки. Творческий девиз знаменитости можно описать так: никому не подражай, превращай движения в музыку. Кстати, в танце Майи Плисецкой никогда не было видно набросков, которые сделали ее предшественники. Балерина всегда реагировала на соло музыкальных инструментов и подчеркивала акценты, иногда движением брови или взглядом.
Танцевальная карьера Майи Михайловны оказалась удивительно долгой — она оставила сцену лишь в возрасте 65 лет. В своем интервью известному изданию девушка утверждала, что Плисецкая тайно родила ее в Ленинграде в 1976 году. Богиня русского балета», артистка время от времени навещала ее. Дальнейшая карьера Майи Плисецкой Балерина не только выступала на сцене театра, но и взяла на себя роль постановщика. В Большом театре она выступала в качестве балетмейстера для спектаклей Родиона Щедрина «Анна Каренина» 1972, совместно с Н. Рыженко и В.
Смирновым-Головановым , «Чайка» 1980 , «Дама с собачкой» 1985. И сама же исполняла в них главные женские партии. Читайте также: Биография и дата рождения Елены Максимовой, ее личная жизнь и интересные факты Балерина Майя Плисецкая и ее брат Азарий Стиль танца балерины стал общепринятым каноном. Неожиданный поворот в судьбе примы случился в 1983 году. Ей предложили быть худруком балета Римского театра оперы и балета. На этом посту Майя была полтора года, периодически приезжала в Рим.
Она поставила «Раймонду» для открытой сцены в Термах Каракаллы, представила свою «Айседору» и организовала «Федру». В 1985 году Плисецкая была удостоена звания Героя Социалистического труда. А с 1988 по 1990 года она возглавила Испанский национальный балет в Мадриде. Для испанской труппы она возобновила балет «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля балетмейстер — Александр Горский и ввела в репертуар «Кармен-сюиту». Здесь же она начала сотрудничество с Монсеррат Кабалье. По предложению последней Плисецкая выступила в постановке оперы-балета Джакомо Пуччини «Вилиса».
Также балерина станцевала «Умирающего лебедя» под аккомпанемент живого голоса оперной певицы. Майя Плисецкая и ее муж Родион Щедрин В 1988 году Майя Плисецкая выступала в заглавной партии, поставленного специально для нее художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро, балете «Мария Стюарт» Эмилио де Диего. В январе 1990 года Плисецкая станцевала свой последний спектакль в Большом театре. Им стала «Дама с собачкой». Уйти из Большого Театра балерине пришлось из-за разногласий с художественным руководителем, продолжающихся с самого начала ее карьеры. Но балерина не оставила сцену, а продолжила участвовать в концертах и давать мастер-классы.
А свой 70-й юбилей она отпраздновала на сцене, исполнив номер «Аве Майя», поставленный для неё Морисом Бежаром. У Майи Плисецкой не было детей, она отдала себя балету Несмотря на свой почтенный возраст, балерина вела активную общественную деятельность. В 1994 году она организовала международный конкурс артистов балета под названием «Майя» и была председателем жюри этого конкурса. А через год была избрана почетным президентом труппы «Имперский русский балет». Майя Плисецкая Несколько недель назад она была с мужем на премьере его оперы в Мариинском театре. Накануне она пила пиво и ходила на футбол — за несколько десятилетий жизни в Мюнхене полюбив первое и привезя из Москвы любовь ко второму.
Была обычная жизнь необычной, легендарной, удивительной женщины. Жизнь, которая закончилась 2 мая 2020 года.
Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров 1947 — Одетта-Одилия, «Лебединое озеро» П. Чайковского 1948 — Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б.
Асафьева 1948 — Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки 1949 — Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса 1949 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина 1950 — Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского 1950 — Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш.
Гуно, балетмейстер Л. Лавровский 1952 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского 1954 — Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский 1955 на сцене филиала — Сюимбике, «Шурале» Ф.
Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон Батыр — Ю. Кондратов 1956 — Лауренсия, «Лауренсия» А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани 1958 — Эгина, «Спартак» А.
Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев 1959 — Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович Данила — Н. Фадеечев 1960 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р.
Щедрина, балетмейстер А. Радунский Иванушка — В. Васильев, Царь — А. Радунский 1961 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева 1962 — Фригия, «Спартак» А.
Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон 1963 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского 1964 — Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С.
В 1959 году Хрущев официально разрешил балерине снова выступать за границей. Невзирая на трудности, с которыми сталкивались советские модницы, а балерину могли долго не выпускать за границу, ее наряды всегда вызывали восхищение. Однажды, на одном из официальных приемов, Никита Хрущев язвительно спросил у балерины: «Вы слишком красиво одеты. Богато живете? Плисецкая сдержано промолчала. А ведь все эти наряды она покупала в несколько раз дороже у обычной спекулянтки Клары.
Она была первой советской балериной, которая привозила на зарубежных командировок чемоданы, забитые эластичными купальниками для обучения и дорогостоящими тканями для пачек. В Париже Плисецкую приобщала к последним модным веяниям Эльза Триоле. В середине 1960-х годов она позировала в бриллиантах и мехах перед объективом американского фотографа Ричарда Аведона. Балерина стала его музой на многие годы, до последнего очаровывая людей в сказочных творениях модельера. Тогда именитая кутюрье пожелала Майе никогда не сдаваться и произнесла слова, оставшиеся с танцовщицей на всю жизнь: "Характер — это и есть судьба".
Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин.
Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей. Семья Майи Плисецкой: с мамой и братом А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой. В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР.
Майя Плисецкая в молодости Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.
В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа. Ее вместе с новорожденным ребенком младшим сыном Азарием поместили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Только благодаря стараниям своих близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент.
И только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву. Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее. Майя Михайловна «Когда я впервые увидела его — ему было 22 года. Он был красив и неординарен!
Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала. Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает все. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов. А еще он был естественно элегантен. Джентльмен от природы.
Он удержал меня на плаву. Родион писал мне балеты. Он дарил идеи. Он вдохновлял. Это уникально. Это редкость.
Потому что он редкий. Он уникальный. Я таких людей, как он просто не знаю. Таких целостных, таких самостоятельных по мысли, таких талантливых, даже гениальных. Я восхищаюсь мужем всю жизнь. Он меня ни разу ни в чем не разочаровал.
Может, именно поэтому наш брак продолжается так долго. Неважно кто по профессии муж и жена. Либо они совпадают как человеческие особи, либо абсолютно чужие, некасаемые друг друга. Тогда они отторгаются, начинают раздражать друг друга, и от этого никуда не деться. Причем это, видимо, чистая биология. Щедрин всегда был в тени прожекторов моего шумного успеха.
Но на радость мою, никогда не страдал от этого. Иначе не прожили бы мы безоблачно столь долгие годы вместе. Мечтаю об одном, чтобы Щедрин побольше пожил. Меньше чем за сутки до начала Великой Отечественной войны на сцене филиала Государственного Академического Большого театра состоялся выпускной концерт хореографического училища. Майя Плисецкая — «Лебедь» фильм-балет 1975 Но война внесла свои коррективы в дальнейшую судьбу примы. С сентября 1941 года семья Майи Плисецкой была в эвакуации в Свердловске.
К сожалению, в городе невозможно было продолжить обучение или заниматься балетом. Чтобы закончить свою учебу 16-летняя девушка решилась сбежать в Москву, где даже в войну продолжались занятия в Московском хореографическом училище. Она снова была зачислена, но на этот раз — сразу в выпускной класс на курс Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой. В 1943 году обучение было закончено, и Майю сразу же приняли в штат Большого театра. Майя Плисецкая и Ив Сен-Лоран Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать.
Плисецкая получила признание в балете «Шопениана», где она исполняла мазурку. Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты. Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким интересным и творческим может быть ежедневный труд балерины. Путь к вершине карьеры Плисецкой все-таки можно сравнить с подъемом по лестнице: к своим главным партиям она поднималась постепенно. К примеру, в балете «Спящая красавица» она была сначала феей Сирени, затем феей Виолант, а потом уже Авророй.
В «Дон Кихоте» балерина станцевала почти все женские партии и, наконец, получила роль Китри. Читайте также: Биография и личная жизнь актёра, юмориста и президента Украины Владимира Зеленского Майя Плисецкая — Раймонда, 1959 В 1948 году Майя станцевала Жизель в одноименном балете. А после того, как из театра на заслуженный отдых ушла Галина Уланова, Плисецкая стала прима-балериной и получила сольные партии. Во всем мире признаны ее уникальный стиль танца, гибкость, пластичность и изящное движение рук. Она создала свою неповторимую манеру балета, чем снискала мировую славу. Правда не все гладко складывалось в карьере балерины.
С главным балетмейстером Большого театра Юрием Григоровичем она не смогла поладить, и с годами это противостояние только усилилось. Галина Уланова и Майя Плисецкая во время репетиции. В 1956 году труппа театра отправилась впервые в зарубежные гастроли в Англию, но Майя Плисецкая не получила разрешение на выезд из страны. Ее пытались обвинить в шпионаже и в течение последующих пяти лет она была невыездной. Зато балерина успешно гастролировала по стране, завоевывая любовь своих соотечественников. Первые выступления Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности.
И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения. Майя Плисецкая в юности Понедельник В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.
Ее можно увидеть в картине «Большой концерт» Веры Строевой. Приму Большого пригласили в фильм-оперу «Хованщина».
Майя Плисецкая: почему всю жизнь балерина чувствовала себя оскорбленной и униженной
Майя Плисецкая: биография, некролог, причины смерти балерины | биография личной жизни. Красивую женщину окружали не менее красивые мужчины. О тех романах, о которых рассказывает сама балерина в своих воспоминаниях, можно прочесть, но официальных замужеств у Майи Михайловны Плисецкой было всего два. |
Скончалась знаменитая балерина Майя Плисецкая: биография, личная жизнь балерины - 3 мая 2015 год | Творчеству Плисецкой посвящены книга "Майя Плисецкая" Натальи Рославлевой, многочисленные фотоальбомы с тем же названием. |
Майя Плисецкая и Родион Щедрин. В чем секрет их семейного долголетия? | Майя Плисецкая: смотреть фильмы онлайн. |
Скончалась знаменитая балерина Майя Плисецкая: биография, личная жизнь балерины - 3 мая 2015 год
1950-е Плисецкая в партии Одетты в балете «Лебединое озеро» в постановке Асафа Мессерера. Плисецкая Майя Михайловна Артистка балета, представительница театральной династии Мессерер — Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах. Великолепная балерина Майя Плисецкая прожила долгую, интересную, сложную и успешную жизнь. Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда[14]. В его рассказе — удивительная Майя Плисецкая на фоне времени. Биография Майи Плисецкой. Майя Плисецкая.
Майя Плисецкая: все тайны Богини танца (биография)
Гений и злодейство несовместимы? Примеров - масса. Изменить раздел:.
Все сложилось так, как сложилось. Буквально ворвавшись за кулисы и увидев Альберто Алонсо, Плисецкая задала единственный вопрос: — Вы поставите для меня «Кармен»? Вызывающе новаторскую постановку с безумно сексуальной главной героиней запретить не смогли — ссориться с Фиделем Кастро никто не хотел. А второй показ заменили на «Щелкунчика».
Спас положение банкет, который должен был состояться после спектакля. Майя с Родионом Щедриным на отдыхе в Сухуми. Балерине — 55 лет — Все оповещены, Екатерина Алексеевна, — обреченно произносит Щедрин. Пойдет молва. Этого вы хотите? Сплетен Фурцевой и так хватало.
Юбку наденьте. Прикройте, Майя, голые ляжки. Это сцена Большого театра, товарищи… За долгую совместную жизнь Родиону Щедрину еще не раз придется разруливать весьма щекотливые ситуации, в которые в силу своего свободолюбивого нрава будет попадать его супруга. Он по-своему укротил неукротимую стихию по имени Майя, за что расположил к себе и тещу, и двух братьев жены. И в доме Плисецких наконец-то перестало звучать испуганное: «Ну вот, Майечке опять вожжа под хвост попала». Так всегда говорила мама, когда ее дочь взбрыкивала.
Это правда: ему со мной нелегко, — признается потом в интервью Майя Михайловна. Художница Леже, министр Фурцева и балерина Плисецкая. Не понимала моду учить балету с дошкольного возраста: к сорока годам будут убиты все суставы. Но предпочитаю отбор природы усердию и старательности, — говорила она. Не видела никакой пользы в репетициях до упаду, считая подобное позерством, причем очень опасным для суставов. Не всегда получалось фуэте, иногда выходило, иногда — нет.
Ну и что! И даже сейчас я думаю, что благодаря своей лености я сохранила ноги, — кокетливо улыбаясь, заявляла почти в конце жизни. Не любила повторов на сцене, и если могла что-то изменить, не мешая работе партнеров, меняла. И довольно часто. Режиссерам-постановщикам приходилось мириться с подобным. Обязательно завалят, передержат, поторопятся.
Она стала прима-балериной Большого театра. Плисецкая танцевала не только классику. В 1967 году кубинский балетмейстер Альберто Алонсо специально для нее ставит «Кармен-сюиту». Роль Кармен в исполнении Плисецкой — одна из наиболее известных в истории мирового балета. В начале 1970-х годов Плисецкая успешно дебютировала в качестве хореографа. После ее постановки балета Щедрина «Чайка», Плисецкую приглашают художественным руководителем балета Римской оперы 1983-1984.
В последующие годы она поставила еще несколько успешных балетов на различных мировых сценах.
Благодаря этому поставленные ею спектакли просто завораживали зрителя. Начиная с 1983 года она активно сотрудничает с лучшими европейскими театрами: ставит спектакли в Риме и Мадриде, одновременно представляя там свои постановки. А ее знаменитый «Умирающий лебедь», исполненный под голосовой аккомпанемент оперной звезды Монсерат Кабалье, покорил всю Европу. Свой последний спектакль в статусе примы Большого Майя Плисецкая дала в 1990, станцевав «Даму с собачкой».
На тот момент великой балерине уже исполнилось 65, тем не менее каждое ее движение было таким же выверенным и грациозным как в юности. Причиной ухода стал не столько возраст, сколько вновь обострившиеся противоречия с руководством. Тем не менее, Плисецкая продолжает выходить на сцену и начинает активно заниматься преподаванием: проводит мастер-классы, преподает в балетном. Свой 70-й день рождения она тоже отметила на сцене, танцуя созданный для нее моноспектакль «Аве Майя». А с 1994 года является основательницей международного конкурса для юный балетных дарований «Майя».
Также она ведет активную общественную деятельность. О жизни и творчестве великой танцовщицы снято несколько документальных фильмов и написано немало книг. Сама же она только в уже почтенном возрасте села за мемуары, из которых понятно, что балет стал для нее всей жизнью. Она является обладательницей огромного количества престижных советских и международных наград и народной артисткой СССР, доктором Сорбонского университета и почетным гражданином Испании. К 90-й годовщине великой балерине был водружен памятник в московском сквере ее имени.
Личная жизнь Естественно, имевшая с юных лет множество поклонников девушка не раз была в романтических отношениях. Но, полностью погруженная в мир балета, именно там она выбирала мужчин. Среди ее партнеров были известные и не очень танцовщики. Но эти романы не продолжались долго. Даже первый брак Плисецкой с солистом Большого Марисом Лиепой продлился всего три месяца.
С Марисом Лиепой Так продолжалось, пока балерина не встретила свою настоящую судьбу в лице начинающего тогда композитора Родиона Щедрина. Они познакомились на домашней вечеринке у Лили Брик и поначалу не слишком впечатлили друг друга. Майя была на 8 лет старше юноши и держалась слегка заносчиво, как подобало ее звездному статусу. Но, познакомившись ближе, они поняли, что оба влюблены в балет, и это их объединило. На это сближение ушло долгих три года.
Плисецкая Майя Михайловна
Майя Плисецкая еврейка история жизни Майя Плисецкая родилась в большой еврейской семье. Личная жизнь Майи Плисецкой: роман с Кеннеди. 1950-е Плисецкая в партии Одетты в балете «Лебединое озеро» в постановке Асафа Мессерера. Она была красива во всем, — Майя Михайловна Плисецкая — величайшая советская и российская балерина, которая даже на закате жизни не оставляла сцену и преданного зрителя. 1950-е Плисецкая в партии Одетты в балете «Лебединое озеро» в постановке Асафа Мессерера. По материалам мемуаров Майи Плисецкой «Я, Майя Плисецкая», книги Азария Плисецкого «Жизнь в балете.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин. В чем секрет их семейного долголетия?
Биография Майи Плисецкой неразрывно связана с балетом, художественная деятельность наложила отпечаток даже на личную жизнь балерины. Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда[14]. «Элегантность давалась кровью» В Большом театре Майя Плисецкая не продержалась в кордебалете и сезона: ее исключительный дар был слишком очевиден. Майя Плисецкая родилась в 1925 году.
Как она стала Плисецкой. Было ли предопределено величие балерины?
Рахиль не подписала бумаги, в которых признавала бы мужа изменником родины и заговорщиком против самого Сталина. Майю взяла к себе тетя, балерина Суламифь Мессерер. Неоднократно к ней приходили чиновники, чтобы забрать Майю в детский дом, но Суламифь была тверда: «Только через мой труп! И удочерила племянницу. Жизнь без матери не была сладкой — с тетей приходилось непросто, однако именно она дала девочке профессию, ставшую смыслом ее существа. Маму отпустили через 3 года, но начались новые испытания — война, эвакуация в Свердловск. Вернувшись перед 1943 годом домой, Плисецкая оканчивает училище и поступает на службу в Большой театр. В 1956 году случилось замужество, ее избранником стал партнер по « Лебединому озеру » Марис Лиепа.
На брак пару толкнули странные, но понятные в то время обстоятельства — труппа отправлялась в Будапешт, а Марису не давали разрешения выехать из страны. Зарубежный успех состоялся, а семья — нет, развод состоялся тремя месяцами спустя. В 1958 году случился второй брак балерины с композитором Родионом Щедриным. Пара прожила вместе 57 лет. С начала 60-х Майя Плисецкая стала главной балериной Большого театра, в котором блистала более 30 лет. Конец великолепной карьеры был неожиданным — в 1990 году Юрий Григорович уволил «почетную» приму. Оставшуюся четверть века Майя Михайловна была просто женой и музой, сопровождая мужа на премьерах и встречах.
После изгнания из театра они с супругом переехали в Мюнхен и жили преимущественно там, проводя лето в Литве. Годы творчества В Большой театр Майю Плисецкую приняли на позицию артистки кордебалета в 1943 году, сразу после выпуска из училища. Вскоре судьба бросила первый профессиональный вызов — за две репетиции выучить мазурку из « Шопенианы ». Майя не просто станцевала эту партию, она показала удивительное мастерство, на прыжковых элементах словно замедляя в воздухе полет, «зависая» над сценой. Такого балетная Москва еще не видела. Если бывают случаи, что артисты просыпаются знаменитыми — этот был одним из самых ярких. Уже на следующий день в кассе театра стали спрашивать билеты «на Плисецкую».
Феноменальный успех у публики не выражался для балерины ни в материальных благах, ни в особенностях положения — в 1953 году после очередных гастролей балерина на 6 лет стала невыездной.
Она поставила множество спектаклей на сцене Большого театра, исполняя многие главные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена покинуть главную балетную площадку страны из-за конфликта с руководством. Балеты Майя Плисецкая, в качестве художественного руководителя, сотрудничала с другими хореографами и режиссерами, чтобы создать балеты, такие как «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка» и «Дама с собачкой». Она была руководителем Римского театра оперы и балета, а затем Испанского национального балета. Фильмы и книги Майя Плисецкая, как и любой талантливый человек, не ограничивалась только балетом, хотя он был ее главным занятием. Она снялась во многих фильмах, включая драматические роли, экранизации балетных постановок и отдельные номера. Майя Плисецкая в фильме «Анна Каренина» Культура Несколько документальных фильмов были созданы о жизни и судьбе балерины, а она сама написала и опубликовала серию мемуаров, в которых откровенно и объективно описала свою жизнь. На всех фотографиях талантливая танцовщица выглядит сильной, яркой и дерзкой. Несмотря на средний рост, благодаря прекрасной осанке и гордой посадке головы она всегда казалась чуточку выше других.
Актерские задатки достались Плисецкой от матери, и долгое время прима хотела попробовать себя на новом поприще, однако ее кинодебют состоялся только в 1952 году — это была эпизодическая роль юной балерины. А вот в экранизации «Анны Карениной» ей доверили сыграть Бетси, и со своей задачей Плисецкая справилась великолепно. Далее последовали главные роли в фильмах советских и зарубежных режиссеров, среди которых были такие известные работы, как: В «Зодиаке» Плисецкая сыграла музу Чюрлениса.
Картина «Чайковский» для балерины стала знаковой, а ее Дезире восхитила критиков. Документальные ленты, посвященные творчеству Плисецкой, начали снимать после того, как прима станцевала знаменитую партию умирающего лебедя в балете «Лебединое озеро». Балерина стала по-настоящему известной персоной, а интервью у нее брали журналисты из многих стран мира.
Сошла со сцены Плисецкая только тогда, когда ей исполнилось 65 лет. Плисецкая была многогранной натурой. Нельзя не отметить, что прима проявила себя в качестве талантливого хореографа.
Ее постановки в Большом театре, Римском театре перевернули классическую трактовку «Федры», «Раймонды» и «Айседоры». Плисецкая во время зарубежных гастролей сдружилась со знаменитой оперной певицей М. Кабалье , и они обе участвовали в новаторской постановке балета-оперы «Вилисы».
Личная жизнь Плисецкую всегда окружали мужчины, их внимание и любовь балерина воспринимала как должное. Среди ее поклонников были известные танцоры, режиссеры, музыканты и композиторы. Как признавалась сама прима, ее отношения рушились потому, что ни один мужчина не хотел быть вторым после балета.
Очередной поклонник думал, что Плисецкая откажется от театра, родит ребенка и посвятит себя семейному очагу, но Плисецкая и не собиралась этого делать.
В паре двух творческих людей практически не возникало конфликтов. Хотя балерина была довольно вспыльчивым человеком и могла наговорить лишнего, терпеливый муж всегда спешил успокоить любимую. Каждое утро балерины начиналось с букета цветов, которыми муж Майи Плисецкой радовал любимую супругу. За это балерина дарила избраннику безграничную заботу и ласку. Наши ссоры никогда не затягиваются. Хотя брак композитора и балерины казался безупречным, о личной жизни Майи Плисецкой ходили противоречивые слухи. Поговаривали о многочисленных романах звезды балета. Общественность обсуждала связи артистки со многими известными мужчинами.
Композитор и балерина так и не стали родителями Все обвинения в свой адрес балерина отрицала. Для неё любимым мужчиной всегда был её супруг. Мне никогда не были нужны другие мужчины. Супруги не могли расставаться надолго. Находясь на гастролях звезда балета каждый день созванивалась с мужем. Брак композитора и артистки прошёл испытание славой и временем. Весна 2015 года стала последней в жизни балерины. Женщина скончалась от инфаркта миокарда. По завещанию Плисецкой, после смерти её и супруга, их прах должен быть соединён вместе и развеян над Россией.
Супруги на фоне загородного дома Сейчас муж Майи Плисецкой продолжает проживать в Германии, куда они с любимой супругой переехали ещё в девяностых годах. Прожив в браке более полувека, артистка и композитор так и не обзавелись наследниками. Против рождения детей была сама балерина. Балерина пожертвовала материнством ради карьеры Плисецкая считала, что появление ребёнка помешает её творческой карьере. Композитор в свою очередь оставлял право выбора за любимой женщиной. Когда балерина узнала о беременности, то незамедлительно прервала её. Мужа Майи Плисецкой поступок жены огорчил, но ему пришлось смириться. Рождение общих детей решено было отложить на неопределённый срок.
ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ
А Щедрина все устраивало. Он и так регулярно оставался у любимой на ночь. Но отношения молодые люди все-таки оформили — по просьбе Плисецкой. Тогда молодожены купили немного водки и шампанского, чтобы угостить гостей. Получился маленький свадебный пир. Щедрину не хотелось брачных официальных уз. Но мне интуиция подсказывала: власти меньше станут терзать меня, если я буду замужем. Об этом мне не раз намекали», — рассказывала Майя. Им было хорошо вместе. Щедрин понимал Плисецкую с полуслова и был без ума от ее танцев. К тому же ему удавалось с ней уживаться, ведь характер у балерины не простой.
Мы совпали. Не могу сказать, что мы оба имеем ангельский характер. Это было бы неправдой.
За 20 дней родилась новая интерпретация музыки Бизе. И в партитуре « Кармен-сюиты » рядом с фамилией знаменитого француза совершенно равноправно встала фамилия Родиона Щедрина. Публика встретила спектакль прохладно.
Все, включая министра культуры, ждали испанское развлечение в духе «Дон Кихота», а получили трагическую историю с непривычной хореографией. В афише следующий спектакль заменили «Щелкунчиком», оправдав это недоработанностью, сыростью и эротизмом. Дальнейшая судьба скандальной «Кармен-сюиты» складывалась предсказуемо — балет запретили. Плисецкая смело и открыто выступила в минкульте в поддержку своего детища, заявив, что вместе с Кармен покинет сцену и она. Ее назвали предателем классического танца, но она стояла на своем. В Канаде уже были проданы билеты, Майе предлагали заменить спектакль на «Дон Кихот», она отказалась, случился скандал и гастроли отменили.
Но режим оттаял, балет вернулся в Большой. Около 355 раз Плисецкая станцевала Кармен, большую часть — за границей. Успешный личный тандем с Родионом Щедриным стал и тандемом творческим. Пятью годами ранее супруги работали над одноименной кинолентой и поняли, насколько танцевален этот сюжет. Спектакль шел в театре 12 лет. Балет был поставлен на многих сценах мира, с 2010 года - постоянно в репертуаре Мариинского театра.
В 1973 году Ролан Пети предложил Плисецкой номер «Имя розы». Костюм к этой партии создал Ив Сен Лоран. И то, благодаря протекции французского писателя и коммуниста Луи Арагона, обратившемуся напрямую к Л. Брежневу с прошением о разрешении постановки. Она буквально заболевает этим танцем. По возвращении в Москву сразу же садится за письмо мастеру, но ответа на него не получает.
А год спустя ее приглашают танцевать «Болеро» для телесъемки в Бельгии. Столкнувшись с таким трудным рисунком танца, титулованная Майя уже готова отказаться — ее предшественницы учили эту хореографию месяцами, а ей надо справиться за неделю, это невозможно.
Младший брат президента не таил своего благоговения перед русской балериной. Он часто поздравлял ее с днем рождения, который, кстати, у них был общим. Его первым подарком стал золотой браслет, инкрустированный двумя брелоками: на одном был изображен Скорпион — их общий знак зодиака, а на втором — Архангел Михаил. Но ее интересовало только творчество, а быть "на побегушках у власти" она не намеревалась.
В 1959 году Хрущев официально разрешил балерине снова выступать за границей. Невзирая на трудности, с которыми сталкивались советские модницы, а балерину могли долго не выпускать за границу, ее наряды всегда вызывали восхищение. Однажды, на одном из официальных приемов, Никита Хрущев язвительно спросил у балерины: «Вы слишком красиво одеты. Богато живете? Плисецкая сдержано промолчала. А ведь все эти наряды она покупала в несколько раз дороже у обычной спекулянтки Клары.
Она была первой советской балериной, которая привозила на зарубежных командировок чемоданы, забитые эластичными купальниками для обучения и дорогостоящими тканями для пачек.
В конце спектакля восхищенный Мао прислал на сцену корзину белых гвоздик. В тот раз Майе удалось избежать встречи со Сталиным, но танцевать перед вождем ей все-таки пришлось. К 70-летию «отца народов» готовили концерт, и Майе досталась роль уличной танцовщицы из балета «Дон Кихот». Эхом слышу свое имя. Ныряю на сцену. В первом ряду вполоборота ко мне усатое лицо императора. Рядом с ним Мао. Господи, пронеси!
Пол паркетный, натертый до блеска воском. Думаю, как бы не упасть. Уходя, делаю реверанс, опустив глаза в пол. Признаюсь через годы — встретиться взглядом со Сталиным было просто страшно», — писала балерина. Во второй и последний раз Майя увидела Сталина уже в марте 1953 года, в Колонном зале Дома союзов. Задуренная оголтелой пропагандой, утерла набежавшую слезу. Как мы теперь жить-то будем? Пропадем, погибнем. После этого в Москву все чаще стали приезжать главы иностранных государств, и всех неизменно водили на «Лебединое озеро».
С гостями в ложе сидел Хрущев. Коллектив театра стали выпускать за рубеж. И хотя каждый раз имя Плисецкой попадало в список, в итоге она оказывалась не у дел. До апреля 1959-го меня никуда не выпускали. Я писала то гневные, то жалостливые письма-прошения, но все они остались без ответа», — вспоминала балерина. Впрочем, в 1958 году страдания Плисецкой были вознаграждены — судьба свела ее с композитором Родионом Щедриным. Он работал над балетом «Конек-Горбунок» и пришел посмотреть репетицию, чтобы «проникнуться духом балета». Лиля очень любила балет, они с мужем не пропускали ни одного моего спектакля и всякий раз слали на сцену гигантские корзины цветов. Она всегда была щедрой, делала царские подарки.
В безденежные годы Лиля подарила мне бриллиантовые серьги, которые и сегодня со мной», — писала Плисецкая. В апреле 1959 года Майю все-таки выпустили в Америку, но, как вспоминала балерина, мыслей о побеге у нее не возникало никогда. На гастролях она получала за спектакль 40 долларов, кордебалету выдавали по пять долларов в день — суточные, остроумно переименованные артистами в «шуточные».