«Легенда о любви» (1961) — дитя хрущевской оттепели и эстетический прорыв ленинградского балета. "Я люблю звезду!" — говорит художник Ферхад в пьесе Назыма Хикмета "Легенда о любви", основы для либретто уже упомянутого мною одноимённого балета Григоровича.
В Башкирском государственном театре оперы и балета прошла премьера балета "Легенда о любви"
Хореографический текст спектакля основан на классике. Но классические па словно увидены сквозь призму ориентального сюжета — характерные позировки рук, варьирующие пластические мотивы персидских миниатюр, прихотливая вязь движений сродни кружеву букв арабского алфавита. В 1961-м этот балет вернул на сцену Мариинского театра симфонический танец, так роднивший Григоровича с мастером ушедшего столетия — Мариусом Петипа, автором больших танцевально-симфонических полотен. Сейчас пришло время других танцовщиц.
Спектакль идёт три дня подряд, 16, 17 и 18 мая, на старой сцене Мариинского театра.
Мэтр и его ассистенты потратили на чистку уже танцевавшего состава два месяца для сравнения: неведомого Баланчина в Большом поставили за три недели. И вот теперь вполне рядовое репертуарное событие преподносится как великая победа отечественного балета. Свежеотрепетированная "Легенда" и впрямь выглядела поучительно.
Во-первых, стало понятно, почему этот "современный балет" сразу после премьеры в 1961 году в Кировском театре добился признания и властей, и критики, и публики. Пьесу турка Назыма Хикмета, написанную в капиталистических застенках, положенную на музыку азербайджанцем Арифом Меликовым, русский Юрий Григорович поставил как поэму о борьбе чувства и долга. Побеждал, разумеется, долг: юноша Ферхад отвергал любовь принцессы Ширин, дабы, сокрушив гору, напоить родной народ после столь идеологически верного балета можно было спокойно вручать 38-летнему хореографу главный театр страны. Эстеты того времени пленились ориентально "условной" пластикой, жесткой режиссурой, аскетизмом сценографии и костюмов художник - Симон Вирсаладзе , усмотрев во всем этом идейный отпор опостылевшей хореодраме.
Массового зрителя тоже не пришлось перевоспитывать: балет оказался повествователен и общедоступен. Герои открывали сердце любимым, выдаивая левую грудь и выплескивая невидимое содержимое к ногам избранника; ковшом растопыренных пальцев зачерпывали "любовь" из-под ног и подносили ко рту. В общем, только дурак не поймет, кто здесь хороший, кто плохой и что происходит. Во-вторых, стало очевидно, что остальные пять оригинальных балета советского классика - калька "Легенды о любви".
Жесткая схема спектакля четверка протагонистов, у каждого - свой кордебалет и свой монолог; к каждой массовой ударной сцене прилагается контрастная - лирическая сработала безотказно и была способна к тиражированию. Небогатая лексика тоже оказалась достаточной: Юрий Григорович четверть века так и переносил из спектакля в спектакль все эти ренверсе, верхние поддержки, большие батманы, падения на колено - вплоть до характерных жестов, одинаковых что у Визиря, что у Красса, что у Ивана Грозного. В-третьих, стало ясно, почему московские артисты десятилетиями танцуют грязно. Крупный помол хореографии Григоровича, на которой выросли поколения, не требует ни отчетливости позиций, ни выворотности, ни изощренности - только силы и выносливости.
А также особой пафосной остервенелости раньше ее называли одержимостью , для которой отчетливость танца даже вредна. Есть у танцовщиков эта самая одержимость - и можно не обращать внимание на косолапые ноги, сорванный пируэт, запоротое шене; а вот если ее нет, любой спектакль Юрия Григоровича тут же превращается в примитивный плакат. Ну вроде как песни Высоцкого, которые можно слушать только в его собственном надрывном исполнении. Сегодняшние артисты от кордебалета до премьеров работали так старательно, как никогда не работали на каком-нибудь Баланчине, Эйфмане и тем более на Лакотте.
Отшкуренные репетиторами, с младенчества воспитанные на том, что лучше этой хореографии мир еще не создал, они выполняли знакомые григоровичевские па, как высокий ритуал. Но с высоцкими нынче плохо - время ушло. Все прыгали, вертелись, переживали и, как могли, пытались соответствовать легендарным предшественникам. Реанимировать свою роль смог только не обремененный пиететом Геннадий Янин: несмотря на откровенно трюковой характер партии, его горбатый хромой шут ошарашивал, как нежданный выходец из преисподней.
И все равно "Легенда о любви" была обречена на успех. Воспитанная на Григоровиче публика реагировала на спектакль, как собака Павлова на привычные раздражители: цирковая верхняя поддержка в шпагат ли, "на стульчик" - аплодисменты, фуэте - бурные аплодисменты, jete en tournant в быстром темпе два круга - овация. Как в счастливом детстве, когда советский балет был опорой в трудный час, когда, как сказано в буклете, "умели тогда, знали, как побеждать и быть на коне". И чтобы опять почувствовать себя на коне, надо всего лишь вернуть в театр Григоровича.
Его водружали на пьедестал еще год назад - после возобновления "Лебединого озера". Тогда не получилось, постановка оказалась уж очень невразумительной и скучной. И вот на авансцену опять выводят хореографа со звездой Героя соцтруда на лацкане. Зал ревет, цветы летят, мэтр властно гонит кордебалетное стадо к рампе.
Независимая Независеммая газета, 26 апреля 2002 года Майя Крылова Н. Бессмертнова Ширин и В. Тихонов Ферхад в балете "Легенда о любви Слагаемые "Легенды" - либретто по пьесе турецкого поэта-коммуниста Назыма Хикмета, музыка Арифа Меликова, декорации темный складень в виде огромной книги Симона Вирсаладзе. Знатоки ислама находят скрытые суфийские мотивы, попавшие в балет от литературного первоисточника - поэм Навои и Низами.
В событиях притчи участвуют две сестры-царицы, один пригожий зодчий, идея справедливости и скала, которую надо героически пробить, чтобы в средневековой стране была вода. Этот аскетический балет-плакат в духе и букве шестидесятников многие считают лучшей постановкой Григоровича. В момент создания спектакль потряс невиданной в сталинском балете диалектикой "объективной" судьбы народа и субъективизма частных жизней. Не менее поражала почти диссидентская идея, что жизнь человека зависит от его собственного выбора, а не от закономерностей исторического процесса.
Но Григорович угодил и тем, кто требовал от художников "воспитательного" искусства: мироздание у него героизировано, а нравственная коллизия между "хочу" и "должен" решается в пользу долга. Долгушин - Ферхад, Татьяна Зимина - Мехменэ Бану балет "Легенда о любви Апологеты не замечали малого набора балетной лексики и восторгались, что хореограф отменил синонимичность понятий "балетная драматургия" и "сюжет", обильные бытовизмы и танцы "по поводу", заменив их потоками "обобщающих" танцев с хореографическими лейтмотивами. Только ленивый не упоминал про персидские миниатюры, вдохновлявшие Григоровича. Балетоведы обсуждали танцующее золото, танцующие мечты о воде и танцующий царский гнев - все в исполнении женского кордебалета.
Зрители ахали от лирических интерлюдий-кульминаций, когда массы мудрецы, плакальщицы, шуты, воины, жители пустыни и т. Григорович использовал здесь модный европейский художественный прием: соорудил два потока времени, время объективное - и субъективное, темп которого регулируется нюансами "Я"-переживаний.
Их чудные монологи, пропетые адажио и потрясающее трио с Махмене-бану — искусство высокой пробы, и, кажется, уходящее. Ширин Исаевой трепетна, нежна и женственна, она, как никто, умеет нести грезу, любовь и сон. Сужу еще по ее «Жизели», где балерина восхитительна. Надеюсь, что мы когда-нибудь и у нас увидим пару в романтическом шедевре А.
Произведение будет исполнено Азербайджанским государственным симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибейли под дирижерством народного артиста Ялчина Адыгезалова. Для исторической презентации Фондом Гейдара Алиева по оригинальным эскизам Симона Вирсаладзе были подготовлены 250 костюмов, а также декорации и реквизиты.
Ариф Меликов начал работу над этим произведением, состоящим из 3-х действий и 7 картин, в 1958 году и за два года завершил его. Премьера балета «Легенда о любви» состоялась 23 марта 1961 года в Ленинградском театре оперы и балета ныне Санкт-Петербургский государственный академический Мариинский театр. Балетмейстером-постановщиком спектакля был Юрий Григорович, художником - Симон Вирсаладзе, а дирижером - маэстро Ниязи.
Уфимские артисты станцевали «Легенду о любви» в Краснодаре
Предлагаем вашему вниманию либретто балета "Легенда о любви". До представления грандиозного балета известного композитора Арифа Меликова «Легенда о любви» во Дворце Гейдара Алиева остался 1 день. В «Легенде о любви» Григорович не стал отрекаться от принципов советских балетов-драм, от костюмов и декораций, но придал своей работе лаконизм и динамическую остроту.
Спектакль «Легенда о любви»
В Питере культура отношения к Легенде о любви совершенно иная, чем в Мск — они считают этот балет своим и для их артисток танцевать главные роли в спектакле есть экзамен на Балерину. В ее честь 20 июля Большой театр покажет балет «Легенда о любви», в котором выступала танцовщица. «Легенда о любви» (1961) — дитя хрущевской оттепели и эстетический прорыв ленинградского балета. В первый день состоялся показ балета “Легенда о любви”. В качестве ведущего вечера выступил заслуженный деятель искусств, театровед, первый заместитель главного редактора журнала “Балет” Сергей Николаевич Коробков. "Легенда о любви", несмотря на явную несыгранность кордебалета и отсутствие выпуклых центральных характеров в угоду рисунку танца, несомненно, остается большим, если не сказать огромным репертуарным балетом.
Либретто балета Легенда о любви
Спектакль постоянно возобновляется в новой редакции. Неоклассическая лексика, насыщенная акробатическими элементами и ориентальными чертами, определяет узнаваемый стиль балета. Продолжительность 2 часа 50 минут. Ближайшие показы 18, 19, 20 и 21 июля.
Премьера на сцене Большого театра в Москве состоялась 15 апреля 1965 года. Плисецкая так отзывалась о балете: "Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в "Легенде о любви", мне нравится каждый момент сценической жизни Мехмене". Высоко оценил балет Дмитрий Шостакович: "Хореография чрезвычайно интересна и разнообразна... Григорович привнес в хореографию сложную тему и сумел с большой художественной силой ее разрешить". О Меликове он говорил как об одаренном композиторе: ""Легенду" характеризует глубокая музыкальная драматургия партитуры, ее внутреннее развитие, точность и выразительность музыкальных характеристик героев, редкое искусство в оркестровке, особая ее красочность, множество находок заставляют с большим интересом слушать этот талантливый музыкальный опус". Галина Уланова признавалась: "Долго я ходила под впечатлением "Легенды", жалела, что уже не танцую". Николай Цискаридзе, которого называют одним из лучших интерпретаторов роли Ферхада, отмечал, что "миссия "Легенды о любви" - показать силу любви, способную изменить человека", а "исполнители стремились привнести в эту историю личный свет, уникальность, тем самым обрекая эту легенду на бессмертие и вечную любовь зрителей". Майя Плисецкая была такая величественная, волевая Мехмене Бану, с таким характером, что было ясно: она во всем пойдет до конца. И совсем иная, более мягкая Нина Тимофеева, она совсем другой образ создавала", - рассказывал Меликов. Балет был поставлен во многих странах мира.
Здесь впервые увидели «Хрустальный дворец» Баланчина — балет без сюжета, пантомимы и декораций. В «Легенде о любви» Григорович не стал отрекаться от принципов советских балетов-драм, от костюмов и декораций, но придал своей работе лаконизм и динамическую остроту. Соавтор хореографа, художник Симон Вирсаладзе, одел танцовщиков в трико, переключив внимание зрителя на тело и линии. Инициатива создания балета о Ферхаде и Ширин исходила от азербайджанского композитора Арифа Меликова. Автор привез в Ленинград готовую партитуру, но Юрий Григорович ее раскритиковал: он считал, что балет требовал иного сценария и радикальной переделки музыки.
И это - горе всей страны. Только во дворец привозят под охраной издалека воду. Чтоб добыть воду для простых смертных, нужно проложить ей путь через огромные горы. Но кто отважится на такой труд? Мехменэ Бану не в силах забыть о встрече с Ферхадом. Только сейчас она понимает, на что обрекла ее жертва, принесенная во имя спасения сестры. Иначе сложилась судьба Ширин. Она любит и любима. Без сожалений она покидает дворец, чтоб никогда не разлучаться со своим избранником. Узнав о бегстве сестры, Мехменэ Бану в гневе приказывает разыскать Ширин и Ферхада. И когда их приводят к грозной царице, та объявляет Ферхаду свою волю: он станет мужем Ширин не раньше, чем проложит воде путь через гору. Уделом царицы становятся только мечты. В грезах она видит себя по-прежнему прекрасной и рядом - Ферхада, страстно любящего ее. А для Ширин невыносима даже временная разлука с любимым, ушедшим высоко в горы. Она умоляет сестру подняться вместе с ней к вершинам, чтобы хотя бы взглянуть на Ферхада.
"Легенду о любви" показали в "Астана Балет"
Николай Цискаридзе в балете ва* "Легенда о любви" (куски). «Легенда о любви», постановка 2014 года. "Легенда о любви" балет в 3-х действиях, 7 картинах. Балет "Легенда о любви" на сцене Мариинского театра 22 фотографии ВКонтакте В-третьих, стало ясно, почему московские артисты десятилетиями танцуют грязно.
Балет «Легенда о любви»
"Легенда о любви" моментально прославила молодого хореографа. Ленинградская премьера балета «Легенда о любви» и его последующие постановки вызывали многочисленные отклики критики и мастеров искусств. Возрождение «Легенды»: Цискаридзе, Лопаткина Балет «Легенда о любви» был поставлен во многих российских и зарубежных театрах. Древневосточное царство, гордые и могущественные властители которого становятся участниками простой человеческой драмы неразделённой любви, откроет вам свои тайны в День всех влюблённых, 14 февраля. Уфимцы увидели знаменитый балет Арифа Меликова "Легенда о любви" в постановке Юрия Григоровича. Большой представляет премьеру возобновленного балета "Легенда о любви".