Россия не признала одностороннее решение США расширить внешние границ континентального шельфа на 200 морских миль от исходных линий. Континентальный шельф не является государственной территорией прибрежного государства. Другие государства также имеют определенные права в отношении континентального шельфа иностранного государства. США, заявляя о расширении континентального шельфа за пределами 200 морских миль, действуют без какой-либо международно-правовой основы, а значит международное сообщество имеет полное право не признавать новые границы. Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев отметил, что мир имеет право не признать новые границы США на континентальном шельфе в Арктике. Между странами континентальный шельф разграничивается в договорном порядке (например, Договор Российской Федерации и Литовской Республики о разграничении шельфа Балтийского моря от 1997 года) или в соответствии с решениями международных органов (суда.
Где находится территория РФ-России
Выдержку из соответствующего заявления Госдепартамента опубликовало Bloomberg. Соединенные Штаты вправе в соответствии с международным правом оберегать и управлять ресурсами и жизненно важными местами обитания", — подчеркнули в пресс-службе ведомства перевод по РИА Новости. Данная территория находится в зоне растущего стратегического значения, на которую также претендуют Канада и Россия. По данным информационного агентства, за счёт расширения шельфа Вашингтон планирует получить доступ к месторождениям нефти и газа.
Но львиная доля времени уходит не только на научные поиски, но и на представление и согласование дополнительных материалов.
Тем не менее официально Россия уже закрепила за собой суверенные права на дно и недра в Охотском море. Аналогичная работа продолжается и по Арктике. В феврале прошлого года на 57-й сессии Комиссия ООН признала обоснованность российского суверенитета на арктическом шельфе по заявке от 3 августа 2015 года с дополнениями, представленными 31 марта 2021 года, о чём говорится в подготовленном ею резюме. Следует отметить, что российскую заявку, помимо США, согласовали Дания Гренландия и Канада вербальные ноты соответственно от 7 октября и 30 ноября 2015 года.
С Норвегией вопрос разграничения морских пространств был решён двусторонним соглашением от 15 сентября 2010 года. Внешние границы расширенного континентального шельфа в Арктике, представленные Российской Федерацией. Одобрительные рекомендации получены по большинству представленных материалов о суверенных правах на морское дно и недра в Северном Ледовитом океане, кроме отдельных его участков. По ним рекомендовано внести частичный пересмотр, что и было сделано ещё раз в ушедшем году с учётом охвата Евразийского бассейна в районе хребта Гаккеля, котловин Нансена и Амундсена.
Для рассмотрения и согласования дополнительных материалов а получилось так, что они стали затрагивать интересы Дании и Канады понадобится ещё время, но нам спешить некуда. Главное уже сделано, а вот американцы только в начале пути. Шума из ничего по поводу их претензий было много, но незамеченным остался тот факт, что Госдепартамент разместил на своём портале так называемое резюме о проделанной работе объёмом в 100 страниц. Некоторые ресурсы утверждают, что Байден решил сделать это именно сейчас, в том числе якобы для получения дополнительных бонусов в связи с предстоящими выборами.
Но позвольте, сбор морских геофизических данных проводился на протяжении почти двадцати лет. По заявленным регионам с 2003 по 2018 год состоялось 37 морских научных экспедиций общей продолжительностью 2,5 года. Ещё пять лет ушло на обработку и оформление полученных научных сведений. Причём 45-й президент, по моему мнению, имел больше возможностей для объявления результатов, чем 46-й.
При этом могу предположить, что Джо Байден об этом событии вряд ли знает. Ведь его комментариев на этот счёт не было совсем. Консультационную поддержку исследованиям оказывали бывшие и действующие члены Комиссии по границам континентального шельфа. Кстати, то же самое было и у нас.
Из анализа размещённых в открытом доступе документов можно сделать вывод, что и российская, и американская стороны при определении внешних границ своих расширенных претензий на дно морей и океанов руководствовались положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 года статья 76, параграфы 4, 5, 7 и 10. Собственно, по-другому и быть не могло. Эти правила при определённых условиях и с представлением доказательств допускают увеличение шельфа с 200 до 350 миль и даже больше — по изобате линия, соединяющая глубины 2500 метров плюс 100 миль, что и можно наблюдать на подготовленных картах. Как несложно заметить, между Кремлём и Белым домом не наблюдается взаимных претензий.
Нет их и между Вашингтоном и Копенгагеном. А вот с Канадой, конечно, придётся делиться, так как никаких соглашений с ней о делении морских пространств в Северном Ледовитом океане у США нет, как нет такого же договора о районе Марианских островов с Японией. Собственно, Вашингтон этого и не отрицает, а Оттава подтвердила возможность диалога не только по данной теме, но и по разграничению заявленных границ континентального шельфа в Атлантике. Аналогично поступили и Багамские острова.
Вероятно, что стороны договорятся по-братски. Претензии США на расширение континентального шельфа в Арктике.
Россия не признала установленные в одностороннем порядке внешние границы континентального шельфа США Американской стороне был направлен соответствующий демарш Россия не признает объявленные США в декабре 2023 года в одностороннем порядке внешние границы континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, в семи районах Мирового океана. Об этом сообщает пресс-служба министерства иностранных дел РФ. Соответствующее заявление российская делегация сделала на сессии Совета Международного органа по морскому дну, которая проходит 18-29 марта в Кингстоне Ямайка.
Россия категорически отвергает избирательный подход США к использованию норм международного права с акцентом на свои права и полное игнорирование обязательств. Москва, Зоя Осколкова Написать автору или сообщить новость Подписывайтесь на каналы.
Грядет денонсация договора с Норвегией о Баренцевом море
Конвенция также предполагает права на континентальный шельф, право на который в глубь продолжается настолько, насколько он продолжается, а по бокам, опять же, ограничивается проекцией наземной территории. Американская сторона объявила о расширении своей части континентального шельфа в Арктике. продолжение сухопутной территории государства под водой. Континентальный шельф — морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. Россия не признала объявленные США в декабре прошлого года внешние границы континентального шельфа, сообщили в МИД РФ. Расширенный континентальный шельф (ECS) занимает площадь около 1 млн кв. км, преимущественно в Арктике и Беринговом море.
89. Континентальный шельф: понятие, порядок отсчета, правовой режим.
США расширили континентальный шельф в зоне стратегического значения, на которую также претендуют Россия и Канада. Россия не признала объявленные США в декабре прошлого года внешние границы континентального шельфа, сообщили в МИД РФ. Претендуя на континентальный шельф, США действуют вообще без какой-либо международно-правовой основы, соответственно международное сообщество имеет полное право не признавать новые границы, заявил вице-спикер Совфеда Константин Косачев. У претензий Вашингтона на расширение континентального шельфа в Арктике нет международно-правовой основы, поэтому мир имеет полное право не признавать новые границы США.
Власти США объявили о расширении континентального шельфа в Арктике
По крайней мере, опыт рассмотрения заявки в комиссии в 2002 году дал нашим ученым ориентиры для направления необходимых исследований с целью подтверждения нашей точки зрения которые Минприроды России и проводит в настоящее время. В Комиссии ООН по границам континентального шельфа исходят из того, что российская заявка находится в комиссии на стадии рассмотрения и ожидается дополнительное представление материалов с учетом рекомендаций комиссии. Созданная в 2002 году подкомиссия для рассмотрения российской заявки продолжит функционировать. Комиссия исходит также из того, что подготовка российской стороной дополнительных материалов в соответствии с рекомендациями комиссии является частью продолжающегося процесса рассмотрения российской заявки, начатого в 2002 году. Каких-либо сроков представления этих материалов не устанавливалось. В комиссии существует понимание, что для их подготовки потребуется несколько лет, имея в виду необходимость проведения дополнительных исследований по изучению рельефа морского дна в Арктике и получения дополнительных научных данных по подводным поднятиям Ломоносова и Менделеева. Важным является факт установления в 2007 году нашей экспедицией российского флага на океанском дне под Северным полюсом, что вызвало ажиотаж и нездоровую реакцию в политических и государственных кругах многих стран, в том числе канадцев, датчан, американцев. Хотя все прекрасно понимают, что юридическое оформление границ шельфа должно осуществляться по Конвенции 1982 года.
Однако важное политическое значение этого факта трудно переоценить. Тем самым мы еще раз подтвердили, что и впредь будем претендовать на континентальный шельф и ресурсы морского дна до Северного полюса, заниматься исследованиями нашего шельфа, сбором данных о его континентальной природе, но намеченных границ менять не будем. Во многом это объясняется межведомственным характером проблемы и отсутствием соответствующей координации работ по проблеме. В настоящее время Федеральным агентством по недропользованию Роснедра Минприроды России планируются дополнительные батиметрические и сейсмические исследования в Арктике с целью выполнения рекомендаций комиссии и подготовки пересмотренной заявки. Работы будут выполняться в 2010-2012 годах с использованием научно-исследовательского ледокола при его проводке во льдах атомным ледоколом. Возможны также десантные исследования со льда с помощью вертолетов, расположенных на ледоколах. Имеется в виду, что пересмотренная российская заявка может быть готова в 2013-2014 годах, тогда же, когда будут готовы заявки Канады и Дании.
С учетом возможной заинтересованности Дании и Канады во включении в свой континентальный шельф примыкающие к Гренландии и канадским островам части подводных хребтов Ломоносова и Менделеева-Альфа нами были предприняты шаги по организации сотрудничества с этими странами по проблеме внешней границы шельфа в Арктике.
Чтобы понять, что сделали американцы с присоединенным шельфом и почему это не устраивает Россию, нужна короткая лекция. В международном праве есть понятие территориальных вод, это 12 морских миль. Фактически это территория государства. Есть понятие исключительной экономической зоны. Еще 200 морских миль. Здесь уже государству принадлежат только рыба, дно и недра. А судоходство других государств свободное.
Дальше 200 морских миль государство может претендовать только на шельф, и то при большом количестве условий и научных доказательств, которые должны утвердить по Морской конвенции структуры ООН. Так вот Соединенные Штаты без утверждения в международных инстанциях просто присоединили себе более миллиона квадратных километров шельфа. Потому что они не подписали Конвенцию по морскому праву. Теперь на Ямайке, где находится штаб-квартира Международной организации по морскому дну, Россия призывает держать в фокусе действия американцев. Сергей Петрович, представитель России в Международной организации по морскому дну: «Действуя на односторонней основе, США не только приобретают дополнительные выгоды для себя и ограничивают права других государств по доступу к ресурсам района, но и, не будучи участниками Конвенции, освобождают себя от необходимости выплачивать отчисления за пользование ресурсами континентального шельфа за пределами 200 морских миль.
России удалось предоставить дополнительные научные геологические, геофизические и гидрографические данные и доказать континентальную природу прилегающих к шельфу геологических структур хребет Ломоносова и хребет Менделеева на дне Северного Ледовитого океана. Для справки: Конвенция ООН по морскому праву была создана международным сообществом как реакция на прокламацию президента Трумэна, вышедшую 28 сентября 1945 года, в которой заявлялось, что «правительство Соединённых Штатов рассматривает природные ресурсы недр и морского дна континентального шельфа на территории открытого моря, прилегающего к побережью Соединённых Штатов, как принадлежащие Соединённым Штатам, и находящиеся под их юрисдикцией и контролем».
России удалось предоставить дополнительные научные геологические, геофизические и гидрографические данные и доказать континентальную природу прилегающих к шельфу геологических структур хребет Ломоносова и хребет Менделеева на дне Северного Ледовитого океана. Для справки: Конвенция ООН по морскому праву была создана международным сообществом как реакция на прокламацию президента Трумэна, вышедшую 28 сентября 1945 года, в которой заявлялось, что «правительство Соединённых Штатов рассматривает природные ресурсы недр и морского дна континентального шельфа на территории открытого моря, прилегающего к побережью Соединённых Штатов, как принадлежащие Соединённым Штатам, и находящиеся под их юрисдикцией и контролем».
Континентальный шельф: что сделали США и почему это не устраивает Россию
В таком случае нормы международного права определяют, какая страна может использовать континентальный шельф. Комиссия по границам континентального шельфа (CLCS) выпустила 63-страничное резюме, где говорится, что Россия получила одобрительные рекомендации по большинству своих претензий в отношении прав на морское дно в центральной части Северного Ледовитого. Комиссия ООН по границам континентального шельфа подтвердила права России на территории арктического континентального шельфа. В международном же праве Конвенция ООН по морскому праву более узко определяет протяжённость шельфа как океанское дно и недра подводных районов, которые находятся под суверенитетом России. При этом претензии американцев на континентальный шельф рассматриваются Комиссией ООН по границам континентального шельфа. продолжение сухопутной территории государства под водой.
США расширили континентальный шельф в Арктике, на который претендует Россия
У претензий Вашингтона на расширение континентального шельфа в Арктике нет международно-правовой основы, поэтому мир имеет полное право не признавать новые границы США. При этом претензии американцев на континентальный шельф рассматриваются Комиссией ООН по границам континентального шельфа. У претензий Вашингтона на расширение континентального шельфа в Арктике нет международно-правовой основы, поэтому мир имеет полное право не признавать новые границы США. Право на разграничение континентального шельфа с прибрежным государством в этой связи можно реализовать без обращения в Комиссию для установления внешней границы континентального шельфа. Претензии США на расширение континентального шельфа в Арктике не имеют международно-правовой основы, мировое сообщество может не признать новые.