Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына».
Последний поклон мастера: о картине Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца. Возвращение блудного сына, Рембрандт Ван Рейн, Фрагмент 03. Смотрите видео онлайн «КАРТИНА НЕДЕЛИ 02 / Возвращение блудного сына. Живопись эпохи барокко Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына».
Другие картины Рембрандта
- Возвращение блудного сына | Рембрандт Ван Рейн
- "Возвращение блудного сына" - картина Рембрандта
- Навигация по записям
- Рембрандт. Возвращение блудного сына (Алина Алексеева-Маркезин) / Проза.ру
- Самое популярное
- Рембрандт. Возвращение блудного сына (Алина Алексеева-Маркезин) / Проза.ру
Рисовал любимую богиней и работал вслепую: судьба Рембрандта в шедеврах из Эрмитажа
Живописная поверхность полотна буквально излучает тепло рембрандтовской палитры, мерцающая светотень подчеркивает фигуры главных героев. В образах склонившегося старика и его коленопреклоненного сына живописец выражает сложнейшую гамму чувств: раскаяние и милосердие, безграничную любовь к своему ребенку и горечь позднего прозрения. В картине «Возвращение блудного сына» психологический талант Рембрандта раскрылся в полной мере, ведь в нее он вложил весь свой творческий опыт.
Уход сына в далекую страну - это далеко не жажда путешествий. Это сознательный разрыв с образом жизни, мировоззрением, которые прививались ему в родительском доме.
Это не просто неуважение, а предательство ценностей семьи. Уход из дома - это отрицание духовной реальности, игнорирование Бога и равнодушие к тому факту, что Бог устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей Пс 138,13. Нет сомнения в том, что в далекой стране младший сын потерял все, что имел: деньги, здоровье, уважение, достоинство, репутацию. Рембрандт изображает его бритоголовым, похожим на арестанта: когда человеку сбривают волосы в армии или в тюрьме, он теряет частицу своего "я"...
Интересно заметить, что блудному сыну пришлось потерять все, для того чтобы понять, что он является личностью: когда он позавидовал тому, как обращаются со свиньями, он осознал, что он - не свинья, а человек, сын своего отца... Сердце наполняется радостью, когда видишь, как Рембрандт описал воссоединение младшего сына с отцом - они окружены дивным сиянием. Старший сын Важно отметить, что во времена Рембрандта в библейских комментариях и в работах многих художников притча о фарисее и мытаре и притча о блудном сыне рассматривались вместе, как дополняющие друг друга. Рембрандт тоже придерживается этой традиции.
Сидящий человек, бьющий себя в грудь, представляет грешников и мытарей, а человек слева от него, старший сын, представляет фарисеев. Мы радуемся при виде кающегося сына и отца, обнимающего свое дитя, только в том случае, если не смотрим на старшего сына. Он присутствует здесь, но не участвует в приветствии брата - стоит вдали, его руки скрещены, взгляд не выражает радости и прощения. Рембрандт избрал необычную композицию для своей работы.
Отец и младший сын - на левой стороне картины, а старший сын - на правой.
Таинство исповеди в грехах и божественного прощения — тоже «территория» священного. Руки отца. Кисти рук выглядят по-разному: левая, более грубая и мускулистая, — «мужская», изящная правая — «женская». Католический богослов Хенри Науэн полагал, что это неслучайно. По его мнению, персонаж символически соединяет в себе оба вида родительской любви, отцовскую и материнскую, поскольку это образ Бога. Фигуры на заднем плане.
Вероятно, это слуги отца. На более ранних офорте и рисунках Рембрандта на ту же тему домочадцы заняты делом: забивают тельца, несут оборванному юноше богатые одежды. На картине все обитатели дома застыли, созерцая момент воссоединения отца с сыном. С помощью освещения Рембрандт в своей типичной манере выделяет главных героев этой истории: старика и двух его детей. Советский искусствовед Михаил Алпатов писал: «Насыщенный красный цвет одежды отца, как цветовая доминанта, подчиняет себе все остальное. Отсюда напрашивается вывод, что красный цвет и является выражением победившего чувства.
Оригинал картины хранится в «Эрмитаже» в Санкт-Петербурге. При этом в открытых источниках не сообщается даже предположительная стоимость шедевра. По мнению автора, полотно, которому более 300 лет, можно назвать бесценным.
«Возвращение блудного сына» Рембрандта: разбор картины
Но именно «Возвращение блудного сына», написанное незадолго до смерти (ок. Сюжет картины взят из Библии (Евангелия от Луки), изображает сцену из притчи, которую рассказывает Иисус Христос о возвращении блудного сына в бедственном положении, его расскаянии и прощении отца. При написании картины «Возвращение блудного сына» художник передает, помимо основных смыслов, свое личное горе. Картина «Возвращение блудного сына» была написана Рембрандтом в год его смерти и стала его последним гениальным произведением.
В Эрмитаже выставили картины осужденных по мотивам «Возвращения блудного сына»
Художнику улыбалась удача, его слава росла, он был молод, влюблён и только что отпраздновал свадьбу с Саскией ван Эйленбюрх. Одетая в роскошный старинный костюм, украшенная пышным венком, с жезлом в руке, молодая жена художника Саския-Флора стоит, чуть склонив голову и обратив к зрителю свое юное лицо. Она выглядит немного смущенной той ролью, которую играет по воле мужа, и это придает её образу еще большую искренность. Галерея старых мастеров, Дрезден Рембрандт очень любил рисовать себя, в его творческом наследии около сотни автопортретов: из них 40 холстов, а остальное — гравюры и рисунки. Иногда он увлекался чужими образами, экспериментировал с мимикой, костюмами, декорациями, так, что трудно догадаться, что это на самом деле автопортрет. Картина иллюстрирует притчу из Евангелия от Луки 15:13: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно».
На картине Рембрандт изобразил себя в роли блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. Сидящая у него на коленях Саския, изображает блудницу. На столе видно блюдо с павлином, символом тщеславия. Государственный Эрмитаж История Авраама, вера которого была испытана Богом, рассказана в ветхозаветной книге «Бытие». Бог, решив проверить твёрдость веры Авраама, сказал ему: «Возьми своего единственного любимого сына Исаака и принеси его в жертву воссожением».
Авраам исполнил все, что было велено, и в тот момент, когда он уже занес над сыном нож, появился Ангел Господень и остановил руку Авраама. Психология образа настолько глубока, что, кажется, сам художник испытывал необходимость пройти внутренний путь принятия этого мучительного решения. Традиционный сюжет становится для Рембрандта испытанием его мастерства, а тема жертвенности — одной из важнейших в творчестве великого художника. Лувр, Париж Историки искусства по-разному датируют эту незавершенную работу мастера тщательно прорисовано здесь только небо, остальная же часть композиции кажется этюдом ; одни утверждают, что она была написана в 1652 году, другие, что в начале 1640-го, третьи настаивают на периоде с 1643 по 1646 годы. Позже он был записан в коллекцию Яна Питера ван Сухтелена, уроженца Нидерландов, генерала русской армии.
В конце XIX — начале ХХ века «Пейзаж с замком» находился в русских частных коллекциях, с 1925 по 1932 год — в собрании Эрмитажа, затем картина была тайно продана, а в 1948 году украсила коллекцию Лувра. Рейксмузеум, Амстердам Первоначально картина называлась «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ванн Рейтенбюрга» и была вне области внимания искусствоведов почти 200 лет. Из-за толстого слоя копоти до первой реставрации предполагалось, что на ней изображены мушкетеры во время ночного обхода города. Именно отсюда и пошло принятое сегодня название работы Рембрандта. Однако после снятия грязи и налета с холста обнаружилось, что изображенное на картине действие происходит примерно в 2 часа дня.
Другой пример, точнее вопрос - отношение старшего брата, стоящего в стороне, справа на некотором возвышении. Историками искусства оно трактуется совершенно по-разному. Одни видят в его прямой осанке, скрещенных руках и выражении лица немую укоризну, осуждение; другие, напротив, считают, что единым цветовым решением плаща старшего брата и накидки отца Рембрандт подчеркнул общее, солидарное принятие непутевого брата. Вне сомнений только главный смысл, который вложил Рембрандт в эту свою позднюю работу. Она об истинной любви, что долготерпит и милосердствует, «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», о том, что каждый вправе надеяться на бесконечное милосердие Бога, прощающего своих детей. В католической церкви есть такая традиция: один раз в 25 лет объявляется юбилейный Год Милосердия, когда в католических храмах распечатывают замурованные Святые двери, символизируя полное отпущение грехов индульгенцию. Святая дверь имеется в каждом крупном католическом храме, на протяжении 24 лет она остается замурованной и распечатывается только в Юбилейные годы. Таким был 2000 год. В 2015 году римский папа Франциск объявил внеочередной Юбилейный год Милосердия.
Полотно Рембрандта стало еще одним символом, фрагмент которого отчеканили на медали, выпущенной в январе 2016. Медаль, выпущенная к внеочередному Юбилейному году Милосердия. Реверс Директор музеев Ватикана Антонио Паулуччи назвал шедевр картиной тысячелетия. В годы войны фонды Эрмитажа эвакуировали за Урал.
Нажмите на изображение для просмотра галереи Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. Изгнание блудного сына.
Бартоломео Мурильо. Блудный сын кормит свиней. Пьер Пюви де Шаванн. Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: «Отец! Сальватор Роза Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним.
Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его.
И тем не менее, это вполне реалистичный групповой портрет амстердамских врачей, заказавших картину. Смотри также Девятый вал В России — это одно из любимейших произведений отечественной живописи, растиражированное в миллионах если не миллиардах экземпляров репродукций. Огромная популярность пришла к нему сразу же после его первого показа широкой публике, состоявшегося осенью 1850 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Поток людей, желавших тогда взглянуть на «Девятый вал», не иссякал, многие ходили смотреть его по несколько раз. Радуга С 1860-х годов, манера письма Айвазовского, не «копировавшего» мир с натуры, а как бы сочинявшего его, вступила в противоречие с новейшими тенденциями в тогдашней русской живописи, исповедовавшей жёсткий реализм, романтически-взволнованным полотнам предпочитая социально-значимые работы. Критики громко заговорили о том, что дарование Айвазовского иссякло, что он повторяет сам себя и, вообще, ничего кроме волн писать не может.
Ответом на эти обвинения и явилась картина «Радуга».. Чесменский бой Айвазовский занялся, помимо создания видов русских северных портов, и исторической батальной живописью.
В Главном штабе можно будет оказаться в картине «Возвращение блудного сына»
Но Рембрандт написал «Возвращение блудного сына» драматично, без излишней красоты и помпезности. Возвращение блудного сына Рембрандта и другие картины и иконы (фото). иллюстрация человеческого пути к самопознанию, самоочищению и духовному росту. Но именно «Возвращение блудного сына», написанное незадолго до смерти (ок.
Sorry, your request has been denied.
Дабы возвестить соседей о радостном событии в семье. А теперь сравните эту житейскую сценку с картиной Рембрандта. Который не стал добавлять второстепенных деталей. Мы даже лица сына не видим. Рембрандт делает все, чтобы мы сосредоточились на главном. На чувствах главных героев. В других странах господствовали похожие вкусы.
Художники добавляли эффектные детали. Так, испанский художник Мурильо даже написал одежду на подносе. Которую отец приказал выдать вернувшемуся сыну. Еще мы видим все того же бедного телёнка. Которого хотят приготовить в честь радостного события. Национальная галерея Вашингтона, США.
Конечно, нет. Картина Рембрандта совсем о другом. Не о внешних атрибутах великодушия. А о внутренних чувствах отца. Передать же это гораздо сложнее. Но Рембрандту это так хорошо удаётся, что все внешние атрибуты кажутся нелепыми.
Вот в этом его гениальность. Техника Рембрандта Рембрандт полностью сосредоточен на передаче внутреннего мира своих героев. Это отражается на его технике. Мы не видим стандартной цветовой гаммы. Мы видим сплав красных, коричневых и золотистых оттенков. Мазки краски наложены порывисто, как будто небрежно.
Художник не скрывает их. Никакой прилизанности. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Необычна и светотень на картине. Главные герои освещены неярким источником света. Самое яркое пятно — лоб отца.
Вокруг полумрак. Который переходит почти в кромешную темноту на заднем плане.
Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын сказал: «Все эти годы я работал на тебя как раб, и всегда исполнял все, что ты говорил. Но ты ни разу не зарезал для меня даже козленка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот твой сын, который растратил все твое имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного теленка! Но мы должны радоваться тому, что твой брат был мертв, а сейчас он опять жив, был потерян и нашелся! О КАРТИНЕ Эта картина, несомненно венчающая позднее творчество Рембрандта , о покаянном возвращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования.
Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой стоящей справа. Как всегда, воображение рисовало художнику все происходящее очень конкретно. В огромном холсте нет ни одного места, не заполненного тончайшими изменениями цвета. Действие происходит у входа стоящего справа от нас дома, увитого плющом и завуалированного тьмой. Рухнувший перед своим дряхлым отцом на колени блудный сын, дошедший в своих скитаниях до последней ступени нищеты и унижения, - это образ, с поразительной силой воплощающий в себе трагический путь познания жизни. На страннике одежда, которая когда-то была богатой, а теперь превратилась в рубище.
Левая из его рваных сандалий упала с ноги. Но не красноречивость повествования определяет впечатление от этой картины. В величавых, строгих образах здесь раскрываются глубина и напряжение чувств, и добивается этого Рембрандт при полном отсутствии динамики - собственно действия - во всей картине. ОТЕЦ И СЫН В картине господствует «только одна фигура - отец, изображённый в фас, с широким, благословляющим жестом рук, которые он почти симметрично кладёт на плечи сына. Отец - полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно звучащие красные одеяния. Присмотритесь внимательно к этому человеку — он кажется старше самого времени, а его слепые глаза необъяснимы так же, как и написанные золотым лохмотья юноши. Главенствующее положение отца на картине подтверждается и безмолвным торжеством, и скрытым великолепием. Он отражает сострадание, прощение и любовь.
Притча о блудном сыне — один из самых популярных сюжетов мировой живописи. Свои варианты толкования притчи имели Иероним Босх, Альбрехт Дюрер, Мурильо и многие другие мастера разных стран и поколений. Рембрандт и сам обращается к этому сюжету неоднократно — известны его офорты с названием «Блудный сын». Рассуждения на эту тему обнаруживаются исследователями творчества Рембрандта даже в такой знаменитой вещи мастера, как «Автопортрет с Саскией на коленях» 1635.
Это тоже своеобразное «Возвращение блудного сына» - картина, которая трактуется ими как иллюстрация той части притчи, которая повествует о мотовстве сына, бездумно тратящего отцовское наследство. С этой точки зрения радость бытия, которую излучают полотна мастера, написанные в самые счастливые периоды жизни, дополняется немного другим оттенком. Живописец не быта, а духа Своеобразие творчества Рембрандта объясняется и его чисто живописными приёмами, использованием палитры, работой со светом и тенью. Если для большинства «малых голландцев» и созвучных им художников характерно стремление к точному и ощутимому изображению вещей, выражению их материальной сущности, то у Рембрандта предметы проступают из небытия или «из тьмы былого», находясь в тесной взаимосвязи с ходом времени, с историей.
Написав «Возвращение блудного сына», Рембрандт подтвердил свою верность особой атмосфере, присущей только ему, которая выделяет главное на полотне, не обделяя светом ни единой важной детали. И это не просто виртуозная игра «мастера светотени», как называют гениального голландца историки и знатоки его творчества.
Здесь известное внутреннее единство. Сидящая фигура, выражающая осуждение, затенена сильнее, и в позе, и в колорите — контраст.
Другие свидетели едва проступают из мрака. На фоне происходящего — тишина. Смысл картины существует только на ее языке, на языке всех ее форм. Смысл — внутренняя сторона целостного образа.
Словесный анализ смысла может быть только толкованием. Понимание смысла картины всегда богаче ее толкования ». Поэтому есть логика в том, что в «Возвращении» блудный сын — тоже Рембрандт. С одной стороны, Рембрандт представляет себя блудным сыном, кающимся в собственных грехах перед своим земным отцом и Богом, который изображен стариком.
С другой, это старший сын сидящий справа , в котором воплощается совесть. Здесь же младший сын как символ упрека в грехах молодости». Картиной восхищался Ван Гог и вдохновлялся Бродский Ван Гог о Рембрандте в контексте размышления над картиной «Возвращение»: «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать». Второй самый читаемый христианский автор США Генри Нувен вдохновился картиной Рембрандта, по-новому взглянул на притчу и позже написал христианское сочинение, которое тоже назвал «Возвращение блудного сына».
Британский искусствовед Кеннет Кларк писал: «Всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Отрывок из стихотворения «Рембрандт.
«Возвращение блудного сына» Рембрандта. Почему это шедевр
В аллегорической форме притча говорит о милосердии Отца Небесного к земным блудным сыновьям. Возвращение блудного сына описание картины Многие художники XVII века изображали блудного сына во время кутежа или за карточным столом, намекая на тщетность мирских удовольствий — это были серьёзные картины, полотна, карикатуры, иллюстрации. Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл притчи в художественном образе, как Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына». Для того чтобы создать этот шедевр, ему пришлось пройти долгий и трагический жизненный путь — путь потерь любимых, славы, богатства и признания, нищеты и забвения. Из сумрака комнаты свет выхватывает две фигуры: отца и сына. Отец принимает в объятия сына, упавшего перед ним на колени в горьком раскаянии.
Таков для меня Рембрандт Рембрандт Харменс ван Рейн. Конечно, о сокровенном не трубят на просторах интернета, и я не стану описывать внутренний диалог с художником. Расскажу о другом. В Эрмитаже крупнейшее собрание работ Рембрандта — больше только в Амстердаме. Завершает экспозицию картина «Возвращение блудного сына», в основу сюжета которой положена притча о милосердном отце из Евангелия от Луки. Возвращение блудного сына, ок. Государственный Эрмитаж, СПб Картина написана художником в конце жизни. Рембрандт одинок: к этому времени умерли две любимые женщины, единственный сын и невестка; ученики оставили; кредиторы забрали все имущество, новых заказов нет. Он болен, стар и нищ. Эту картину Рембрандт писал не на продажу — для себя. Поэтому в ней — вся его боль, его молитва и надежда на прощение. Очень больной, писал привязанной к руке кистью, мастихином или пальцами как пятку сына, например. Огромное полотно 262 х 205 см , персонажи на нем — в человеческий рост.
По другим предположениям — именно он старший сын, что не совпадает с возрастной характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец. Впрочем, эта богатая одежда — также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта. Флейтист Существует и версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина — это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры — изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи [5]. В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён музыкант, который играет на флейте. Его фигура, возможно, напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца. Обстоятельства создания[ править править код ] Это не единственная работа художника на данный сюжет. В 1635 году он пишет картину « Блудный сын в таверне Автопортрет с Саскией на коленях », отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство [6]. В 1636 году Рембрандт создал офорт , а в 1642 году — рисунок Музей Тейлора в Харлеме. Обстоятельства написания полотна загадочны. Как считается, оно написано в последние годы жизни художника. Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметные на рентгенограмме, свидетельствуют о подлинности полотна.
Это не просто неуважение, а предательство ценностей семьи. Уход из дома - это отрицание духовной реальности, игнорирование Бога и равнодушие к тому факту, что Бог устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей Пс 138,13. Нет сомнения в том, что в далекой стране младший сын потерял все, что имел: деньги, здоровье, уважение, достоинство, репутацию. Рембрандт изображает его бритоголовым, похожим на арестанта: когда человеку сбривают волосы в армии или в тюрьме, он теряет частицу своего "я"... Интересно заметить, что блудному сыну пришлось потерять все, для того чтобы понять, что он является личностью: когда он позавидовал тому, как обращаются со свиньями, он осознал, что он - не свинья, а человек, сын своего отца... Сердце наполняется радостью, когда видишь, как Рембрандт описал воссоединение младшего сына с отцом - они окружены дивным сиянием. Старший сын Важно отметить, что во времена Рембрандта в библейских комментариях и в работах многих художников притча о фарисее и мытаре и притча о блудном сыне рассматривались вместе, как дополняющие друг друга. Рембрандт тоже придерживается этой традиции. Сидящий человек, бьющий себя в грудь, представляет грешников и мытарей, а человек слева от него, старший сын, представляет фарисеев. Мы радуемся при виде кающегося сына и отца, обнимающего свое дитя, только в том случае, если не смотрим на старшего сына. Он присутствует здесь, но не участвует в приветствии брата - стоит вдали, его руки скрещены, взгляд не выражает радости и прощения. Рембрандт избрал необычную композицию для своей работы. Отец и младший сын - на левой стороне картины, а старший сын - на правой. Их разделяют большое расстояние и темнота. У старшего сына большое внешнее сходство с отцом, у обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды.
Картина «Возвращение блудного сына» Рембрандта Ван Рейна
Завершает экспозицию картина «Возвращение блудного сына», в основу сюжета которой положена притча о милосердном отце из Евангелия от Луки. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» была создана незадолго до смерти живописца в 1669 году. Картина «Возвращение блудного сына» была написана Рембрандтом в год его смерти и стала его последним гениальным произведением.