Зампред комитета нижней палаты парламента по делам СНГ Константин Затулин в интервью радиостанции «Говорит Москва», что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев позволил. Колонки и интервью.
ИНТЕРВЬЮ ПРЕЗИДЕНТА РК КАСЫМ-ЖОМАРТА ТОКАЕВА
Президент РФ рассказал о развитии отношений двух стран в интервью «Казахстанской правде», Токаев – российским «Известиям». 3 января опубликовано развернутое интервью президента Токаева о внутренней и внешней политике Казахстана, а также событиях недавнего прошлого – о Кантаре, двоевластии в стране. 29 января текущего года на республиканских телеканалах транслировалось эксклюзивное интервью Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о значительной роли России в мировой политике. При этом тот факт, что президент РК в ходе своего интервью «Хабару» повторил все то, что он уже говорил раньше, четко свидетельствует – у Касым-Жомарта Токаева связаны руки. Ни одну мировую проблему нельзя решить без России, заявил Токаев.
Взгляд извне на большое интервью Токаева: опыт Казахстана – ноу-хау для стран региона
Углублять связи спецслужб для борьбы с религиозным экстремизмом. Об этом и другом говорится в совместном заявлении президентов России и Казахстана Владимира Путина и Касым-Жомарта Токаева, которое было принято по итогам состоявшихся в четверг переговоров. Итак, Россия и Казахстан намерены: - Предпринимать шаги по формированию более демократического и справедливого многополярного миропорядка.
С их стороны постепенно нарастало скрытое, а зачастую и открытое сопротивление реформам. В конце концов, чтобы повернуть вспять преобразования и восстановить прежние порядки, они решились на крайние меры. Эта группа высокопоставленных лиц имела огромное влияние на силовые структуры и криминалитет, поэтому был выбран вариант организации насильственного захвата власти. По данным следствия, подготовка началась примерно с середины 2021 года.
Затем Правительство приняло непродуманное, неправомерное решение по резкому повышению цен на сжиженный газ, и в Мангистауской области подстрекаемые провокаторами люди вышли на демонстрации. Правительство по моему поручению создало специальную комиссию, которая выехала в регион для встреч с представителями общественности и принятия компромиссного решения. Но протесты приобрели экстремистский характер, чем воспользовались заговорщики. Расследование Генеральной прокуратуры показало, что развитие январских событий носило «волнообразный» характер. Вначале были митинги в Мангистауской области, которые нашли продолжение в других регионах. Несмотря на все усилия центральной власти и акиматов, ситуация в стране приобрела характер дестабилизации, переговоры и диалог для нахождения компромиссных решений не находили поддержки организаторов волнений.
Начались первые столкновения во многих регионах страны. Все это было на руку заговорщикам, которые через специально подготовленных людей всячески потворствовали нагнетанию обстановки. Но даже в такой сложной ситуации органы правопорядка избегали применения силы. Это была вторая волна. Третья волна началась, когда в дело вступили криминальные банды, лидеры которых были подконтрольны заговорщикам и имели контакты с террористами, в том числе прибывшими извне. Используя специальные технологии, провокаторов, бандитов, они превратили мирные протесты в массовые беспорядки, сопровождавшиеся масштабным насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества.
В условиях хаоса к происходящему подключились вооруженные бандиты, террористы, которые одновременно, по единой команде устроили атаки на здания органов власти, силовых структур, оружейные магазины, арсеналы сил правопорядка и воинских частей. Причем речь идет не только об Алматы, но и целом ряде областных центров. Напомню, во время январских событий было похищено более трех тысяч единиц оружия, в том числе автоматов, пулеметов и даже гранатометов. Кроме того, нападениям подверглись транспортная инфраструктура и объекты телекоммуникаций. Повторюсь: бандиты и террористы действовали организованно, в тесной координации друг с другом. В попытке государственного переворота совместно участвовали экстремисты, криминалитет, религиозные радикалы.
Они преследовали цель посеять страх среди граждан, дезорганизовать государственные институты, подорвать конституционный строй и, в конечном итоге, захватить власть. Ситуация тогда была крайне сложной и напряженной — страна была близка к тому, чтобы погрязнуть в хаосе. Чтобы не допустить этого, все меры контролировались мною лично, ежечасно и круглосуточно. По линии МВД поступали сведения о подготовке различных атак на Акорду, в том числе с использованием грузовиков. Мне неоднократно рекомендовали покинуть резиденцию, даже эвакуироваться, в том числе за рубеж, но я с этим решительно не согласился и в одном из телевизионных обращений заявил, что при любых обстоятельствах останусь на рабочем месте. В течение двух недель я находился в служебной резиденции Акорда.
Оперативные совещания проходили и глубокой ночью, и ранним утром. В те дни самая главная задача состояла в том, чтобы сохранить наше государство, восстановить в стране верховенство закона и порядок. В соседней стране много говорят о ее спасительной роли во время беспорядков в Казахстане. На момент обращения председателем организации была Армения, а в этом году председательство перешло Казахстану. Контингент ОДКБ был действительно миротворческим и сыграл роль сдерживающего фактора в вакханалии, разыгравшейся в те трагические дни. По договоренности со странами — участницами организации ее контингент покинул страну без каких-либо предварительных условий, к тому же досрочно.
Миротворческий контингент ОДКБ не участвовал в контртеррористической операции и не произвел ни одного выстрела. Армянский контингент охранял горводоканал и хлебокомбинат «Аксай», белорусский — аэродром в Жетыгене, таджикский и кыргызский — соответственно ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 города Алматы, российский — ТЭЦ-3 и объекты телекоммуникаций. Были угрозы совершения терактов на объектах жизнеобеспечения, поэтому контингент был направлен именно туда. Но самое главное — это позволило высвободить наши силы для проведения контртеррористической операции. Что тогда Вы скажете тем, кто утверждает, что это было народное восстание и чуть ли не революция? Разве на мирные демонстрации приходят с автоматами, пистолетами и холодным оружием?
Разве там избивают и убивают военнослужащих, издеваются над ними, используют их в качестве живого щита во время нападений на административные здания? Разве после мирных демонстраций остаются разграбленные магазины и банки, сожженные автомобили? Я уже не говорю о нападениях на здания органов власти и полицейские участки. Общая сумма ущерба от этих бесчинств составила порядка трех миллиардов долларов. Скажу прямо: рассуждения о якобы народном восстании способствуют оправданию и обелению преступных деяний. Такие безответственные, по сути, провокационные разговоры приводят к героизации настоящих бандитов, укоренению в обществе пагубной криминальной психологии.
А значит, призывают к новым беспорядкам в ущерб национальной безопасности и благополучию народа. Это очень серьезная угроза. Поэтому государство и общество должны быть едины в осуждении беззакония — я в этом уверен. Граждане могут открыто говорить о существующих проблемах. В соответствии с концепцией «слышащего государства» я требую от государственных органов учитывать общественное мнение. У нас действует демократический закон о мирных собраниях.
Недавно принят закон, регламентирующий порядок подачи и рассмотрения петиций. Поэтому нужно предельно ясно понимать: мирные протесты допустимы, но массовые беспорядки неприемлемы и будут жестко пресекаться. В стране должен царить закон — это моя принципиальная позиция. Посмотрите, ведь в странах Запада, цитадели демократии, особо не церемонятся с теми, кто устраивает уличные беспорядки и нападения на здания органов власти. Полиция выявила организаторов январских беспорядков — всех тех, кто призывал сопротивляться законным требованиям властей, занимался доставкой и распространением оружия, нагнетал атмосферу агрессии, руководил толпой в ходе погромов, поджогов и актов насилия. При этом от бандитов были отделены рядовые и зачастую случайные участники беспорядков.
Мною было принято решение амнистировать граждан, попавших под влияние провокаторов. Амнистия применена в отношении 1 095 граждан из 1 205 осужденных ранее. А организаторы беспорядков и лица, получившие сроки за теракты, государственную измену, попытку насильственного захвата власти и другие тяжкие преступления, в полной мере отбудут свое наказание. После Вашего вступления на пост Президента в 2019 году в стране заговорили, что у нас сложилась система двоевластия. Кто-то сравнивал нашу политическую модель с иранской, кто-то — с сингапурской. И действительно, складывалось впечатление, будто в стране два центра власти.
Это было так? Президент в соответствии с Конституцией определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, назначает и освобождает от занимаемых постов высших должностных лиц государства, высшее командование Вооруженных Сил. Глава государства является Верховным Главнокомандующим. Однако попытки навязать модель двоевластия действительно были, и, должен сказать, эти попытки отличались целенаправленностью и организованностью. В сложившейся политической ситуации «транзита власти» политические манипуляторы сформировали некий параллельный центр власти. В нашей стране действовали Президент и Верховный Главнокомандующий, а также Председатель Совета Безопасности в лице экс-президента.
Это, в конечном итоге, не могло не привести к властной коллизии. Скажу больше: эта ситуация стала одной из предпосылок январского кризиса. Потому что заговорщики пытались использовать в своих интересах изобретенную модель двоевластия или «тандема». Помните, наверное, заявления ряда должностных лиц, в том числе бывшего министра юстиции, что по своему статусу Елбасы стоит выше Президента. Некоторые чиновники бегали поочередно по кабинетам. Они играли на этом и в конце концов заигрались.
Позже я прямо сказал Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, что политические игрища, прежде всего, его ближайших соратников чуть было не разорвали страну. Считаю, что вообще не должно быть «старшего и младшего президентов». Это серьезный урок для будущего поколения руководителей, которое должно остерегаться таких вещей и всегда думать только об интересах государства и благополучии общества. К огромному сожалению, в решающие моменты внутриполитического кризиса свой непрофессионализм и даже предательство проявили руководители ключевых правоохранительных органов. Мы всем народом преодолели этот кризис, выстояли и стали еще сильнее. Мы предотвратили еще большую катастрофу и стабилизировали ситуацию в стране только благодаря сплоченности наших граждан и решительным действиям всей вертикали власти.
Потом, уже во время следствия, некоторые заговорщики признались, что не ожидали увидеть такой уровень консолидации народа и политической воли власти. Можно ли сказать, что пройдена точка невозврата, критическая черта, которая отделяет нас от недавнего прошлого? Есть ли сегодня гарантии необратимости перемен? Был образован Национальный совет общественного доверия, который разработал и реализовал важные законодательные инициативы. Были внесены существенные изменения в законодательство о выборах, политических партиях, Парламенте. В стране впервые открыто заговорили о диктатуре олигополии.
Эти нововведения создали угрозу тем, кто вольготно чувствовал себя в условиях политической и экономической монополии. Поэтому они предприняли безуспешную попытку повернуть все вспять. Однако мы поступили наоборот, пойдя по более сложному, но правильному пути. В 2022 году процесс политической модернизации, конечно же, ускорился. И одной из главных задач реформ стало формирование более справедливой и сбалансированной политической системы. Кроме того, важно было создать такие условия, чтобы обеспечить необратимость политических реформ, сделать их постоянным фактором общественной жизни.
Для этого в рамках конституционной реформы было установлено несколько заслонов. Во-первых, мы воссоздали Конституционный Суд, который является, по сути, высшим органом конституционного контроля, обеспечивающим верховенство Конституции. Кому-то может показаться, что прежний Конституционный Совет просто сменил вывеску, но здесь дело обстоит иначе. Решения Конституционного Суда имеют окончательную силу, даже Президент не может подвергнуть ревизии его решения, в том числе касающиеся конституционных прав граждан. Любые изменения и дополнения в Конституцию могут выноситься на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда. И напомню, что из одиннадцати судей Конституционного Суда шестеро, то есть большинство, назначаются палатами Парламента.
А Председатель, хоть и назначается Президентом, но только с согласия Сената. Во-вторых, в самой Конституции принципиальные позиции утверждены однозначно. Например, статья 91 Основного закона гласит, что установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, основополагающие принципы деятельности Республики и, подчеркиваю, положение об однократном семилетнем сроке для Президента являются неизменными. В-третьих, в результате реформ существенно расширены полномочия Мажилиса, который стал формироваться по новой избирательной модели — партийным спискам и одномандатным округам. Одним словом, возврат к старой системе невозможен. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что политические реформы в Казахстане имеют не просто системный, но, что критически важно, необратимый характер, потому что политический менталитет нации претерпел кардинальную трансформацию.
Правовая грамотность и активность граждан стали главным гарантом демократических преобразований. Народ уже не допустит отката назад и, убежден, будет твердо отстаивать свершившиеся перемены. Так ли это? Ничего подобного в современном Казахстане не существует. В нашем законодательстве нет ни одного указа, ни одного закона, ни одного другого нормативного документа, по которому граждане могли бы преследоваться за свои политические взгляды. Наоборот, реформы укрепили систему защиты прав человека.
Я знаю ответ на этот вопрос: чтобы перевести в политическую плоскость", — считает президент. Русскоязычные школы в Казахстане остались в прежнем объеме, также рассказал Касым-Жомарт Токаев. При этом увеличился спрос на обучение на казахском языке. Токаев напомнил, что без русского языка казахстанцам будет очень сложно, так как географически у страны самая протяженная граница в мире с Россией.
По словам главы Казахстана, он отмечал в ходе телефонных разговоров с президентом России Владимиров Путины, что все договоренности по экономическому сотрудничеству остаются в силе. При этом Казахстан получает уведомления от Запада, что возможны вторичные санкции в отношении республики, поэтому идет "сложная и деликатная работа", рассказал Токаев. Тем более мы получаем уведомления о вторичных санкциях со стороны Запада. Идет очень сложная, деликатная работа, которую я назвал бы прохождением между Сциллой и Харибдой".
О реформах в Казахстане Как сообщает Sputnik Казахстан, президент Токаев заявил, что на данный момент республика пришла к рубежу, когда нужно перейти от суперпрезидентской формулы к парламентской республике с президентской формой правления. Кроме этого, Токаев заявил, что президенту нет необходимости состоять в какой-либо политической партии, поэтому он вышел из рядов партии "Аманат" бывшая Нур-Отан. О январских беспорядках Как считает глава Казахстана, январские события были попыткой государственного переворота.
Любопытно, что Токаев вновь подчеркнул, что он сам принял решение взять на себя функции председателя совбеза Казахстана, а не получил их вследствие решения Назарбаева, на чем настаивал последний. Эта забавная деталь говорит, что перетягивание властных канатов между первым и вторым президентами проходило весьма непросто и нам, возможно, ещё предстоит узнать немало пикантных подробностей на этот счет. Кстати, ведущая интервью журналистка была настолько «деликатна», что не задала вопрос Токаеву, почему Назарбаев исчез из публичного пространства в самые драматические для страны январские недели и где он находился все это время… Ведь когда обнаружилось, что «показания» двух президентов относительно того, как проходила передача важных полномочий председателя совбеза расходятся диаметрально, доверять словам Назарбаева, будто он все это время находился в Казахстане, довольно затруднительно… Весьма выразительно выглядела сегодня «фигура умолчания» и по поводу роли племянников Назарбаева в январских событиях, один из которых, Самат Абиш, был заместителем председателя комитета нацбезопасности Казахстана и является по многочисленным свидетельствам одним из главных акторов в попытке верхушечного переворота против Токаева. Без прояснения, в том числе, и этих обстоятельств Касым-Жомарту Токаеву трудно будет начинать подготовку к переизбранию на второй срок весной 2024 года, о чем он сегодня недвусмысленно дал понять, пообещав, что не будет менять конституцию, позволив себе находиться на президентском посту более двух сроков.
Изысканная неблагодарность Токаева…
Скажу откровенно: этот новый курс вызвал резкое неприятие влиятельных лиц, воспринявших его как угрозу глубоко укоренившемуся положению дел в стране и своему привилегированному статусу во властных структурах. С их стороны постепенно нарастало скрытое, а зачастую и открытое сопротивление реформам. В конце концов, чтобы повернуть вспять преобразования и восстановить прежние порядки, они решились на крайние меры. Эта группа высокопоставленных лиц имела огромное влияние на силовые структуры и криминалитет, поэтому был выбран вариант организации насильственного захвата власти. По данным следствия, подготовка началась примерно с середины 2021 года. Затем Правительство приняло непродуманное, неправомерное решение по резкому повышению цен на сжиженный газ, и в Мангистауской области подстрекаемые провокаторами люди вышли на демонстрации. Правительство по моему поручению создало специальную комиссию, которая выехала в регион для встреч с представителями общественности и принятия компромиссного решения. Но протесты приобрели экстремистский характер, чем воспользовались заговорщики.
Расследование Генеральной прокуратуры показало, что развитие январских событий носило «волнообразный» характер. Вначале были митинги в Мангистауской области, которые нашли продолжение в других регионах. Несмотря на все усилия центральной власти и акиматов, ситуация в стране приобрела характер дестабилизации, переговоры и диалог для нахождения компромиссных решений не находили поддержки организаторов волнений. Начались первые столкновения во многих регионах страны. Все это было на руку заговорщикам, которые через специально подготовленных людей всячески потворствовали нагнетанию обстановки. Но даже в такой сложной ситуации органы правопорядка избегали применения силы. Это была вторая волна.
Третья волна началась, когда в дело вступили криминальные банды, лидеры которых были подконтрольны заговорщикам и имели контакты с террористами, в том числе прибывшими извне. Используя специальные технологии, провокаторов, бандитов, они превратили мирные протесты в массовые беспорядки, сопровождавшиеся масштабным насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества. В условиях хаоса к происходящему подключились вооруженные бандиты, террористы, которые одновременно, по единой команде устроили атаки на здания органов власти, силовых структур, оружейные магазины, арсеналы сил правопорядка и воинских частей. Причем речь идет не только об Алматы, но и целом ряде областных центров. Напомню, во время январских событий было похищено более трех тысяч единиц оружия, в том числе автоматов, пулеметов и даже гранатометов. Кроме того, нападениям подверглись транспортная инфраструктура и объекты телекоммуникаций. Повторюсь: бандиты и террористы действовали организованно, в тесной координации друг с другом.
В попытке государственного переворота совместно участвовали экстремисты, криминалитет, религиозные радикалы. Они преследовали цель посеять страх среди граждан, дезорганизовать государственные институты, подорвать конституционный строй и, в конечном итоге, захватить власть. Ситуация тогда была крайне сложной и напряженной — страна была близка к тому, чтобы погрязнуть в хаосе. Чтобы не допустить этого, все меры контролировались мною лично, ежечасно и круглосуточно. По линии МВД поступали сведения о подготовке различных атак на Акорду, в том числе с использованием грузовиков. Мне неоднократно рекомендовали покинуть резиденцию, даже эвакуироваться, в том числе за рубеж, но я с этим решительно не согласился и в одном из телевизионных обращений заявил, что при любых обстоятельствах останусь на рабочем месте. В течение двух недель я находился в служебной резиденции Акорда.
Оперативные совещания проходили и глубокой ночью, и ранним утром. В те дни самая главная задача состояла в том, чтобы сохранить наше государство, восстановить в стране верховенство закона и порядок. В соседней стране много говорят о ее спасительной роли во время беспорядков в Казахстане. На момент обращения председателем организации была Армения, а в этом году председательство перешло Казахстану. Контингент ОДКБ был действительно миротворческим и сыграл роль сдерживающего фактора в вакханалии, разыгравшейся в те трагические дни. По договоренности со странами — участницами организации ее контингент покинул страну без каких-либо предварительных условий, к тому же досрочно. Миротворческий контингент ОДКБ не участвовал в контртеррористической операции и не произвел ни одного выстрела.
Армянский контингент охранял горводоканал и хлебокомбинат «Аксай», белорусский — аэродром в Жетыгене, таджикский и кыргызский — соответственно ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 города Алматы, российский — ТЭЦ-3 и объекты телекоммуникаций. Были угрозы совершения терактов на объектах жизнеобеспечения, поэтому контингент был направлен именно туда. Но самое главное — это позволило высвободить наши силы для проведения контртеррористической операции. Что тогда Вы скажете тем, кто утверждает, что это было народное восстание и чуть ли не революция? Разве на мирные демонстрации приходят с автоматами, пистолетами и холодным оружием? Разве там избивают и убивают военнослужащих, издеваются над ними, используют их в качестве живого щита во время нападений на административные здания? Разве после мирных демонстраций остаются разграбленные магазины и банки, сожженные автомобили?
Я уже не говорю о нападениях на здания органов власти и полицейские участки. Общая сумма ущерба от этих бесчинств составила порядка трех миллиардов долларов. Скажу прямо: рассуждения о якобы народном восстании способствуют оправданию и обелению преступных деяний. Такие безответственные, по сути, провокационные разговоры приводят к героизации настоящих бандитов, укоренению в обществе пагубной криминальной психологии. А значит, призывают к новым беспорядкам в ущерб национальной безопасности и благополучию народа. Это очень серьезная угроза. Поэтому государство и общество должны быть едины в осуждении беззакония — я в этом уверен.
Граждане могут открыто говорить о существующих проблемах. В соответствии с концепцией «слышащего государства» я требую от государственных органов учитывать общественное мнение. У нас действует демократический закон о мирных собраниях. Недавно принят закон, регламентирующий порядок подачи и рассмотрения петиций. Поэтому нужно предельно ясно понимать: мирные протесты допустимы, но массовые беспорядки неприемлемы и будут жестко пресекаться. В стране должен царить закон — это моя принципиальная позиция. Посмотрите, ведь в странах Запада, цитадели демократии, особо не церемонятся с теми, кто устраивает уличные беспорядки и нападения на здания органов власти.
Полиция выявила организаторов январских беспорядков — всех тех, кто призывал сопротивляться законным требованиям властей, занимался доставкой и распространением оружия, нагнетал атмосферу агрессии, руководил толпой в ходе погромов, поджогов и актов насилия. При этом от бандитов были отделены рядовые и зачастую случайные участники беспорядков. Мною было принято решение амнистировать граждан, попавших под влияние провокаторов. Амнистия применена в отношении 1 095 граждан из 1 205 осужденных ранее. А организаторы беспорядков и лица, получившие сроки за теракты, государственную измену, попытку насильственного захвата власти и другие тяжкие преступления, в полной мере отбудут свое наказание. После Вашего вступления на пост Президента в 2019 году в стране заговорили, что у нас сложилась система двоевластия. Кто-то сравнивал нашу политическую модель с иранской, кто-то — с сингапурской.
И действительно, складывалось впечатление, будто в стране два центра власти. Это было так? Президент в соответствии с Конституцией определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, назначает и освобождает от занимаемых постов высших должностных лиц государства, высшее командование Вооруженных Сил. Глава государства является Верховным Главнокомандующим. Однако попытки навязать модель двоевластия действительно были, и, должен сказать, эти попытки отличались целенаправленностью и организованностью. В сложившейся политической ситуации «транзита власти» политические манипуляторы сформировали некий параллельный центр власти. В нашей стране действовали Президент и Верховный Главнокомандующий, а также Председатель Совета Безопасности в лице экс-президента.
Это, в конечном итоге, не могло не привести к властной коллизии. Скажу больше: эта ситуация стала одной из предпосылок январского кризиса. Потому что заговорщики пытались использовать в своих интересах изобретенную модель двоевластия или «тандема». Помните, наверное, заявления ряда должностных лиц, в том числе бывшего министра юстиции, что по своему статусу Елбасы стоит выше Президента. Некоторые чиновники бегали поочередно по кабинетам. Они играли на этом и в конце концов заигрались. Позже я прямо сказал Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, что политические игрища, прежде всего, его ближайших соратников чуть было не разорвали страну.
Считаю, что вообще не должно быть «старшего и младшего президентов». Это серьезный урок для будущего поколения руководителей, которое должно остерегаться таких вещей и всегда думать только об интересах государства и благополучии общества. К огромному сожалению, в решающие моменты внутриполитического кризиса свой непрофессионализм и даже предательство проявили руководители ключевых правоохранительных органов. Мы всем народом преодолели этот кризис, выстояли и стали еще сильнее. Мы предотвратили еще большую катастрофу и стабилизировали ситуацию в стране только благодаря сплоченности наших граждан и решительным действиям всей вертикали власти. Потом, уже во время следствия, некоторые заговорщики признались, что не ожидали увидеть такой уровень консолидации народа и политической воли власти. Можно ли сказать, что пройдена точка невозврата, критическая черта, которая отделяет нас от недавнего прошлого?
Есть ли сегодня гарантии необратимости перемен? Был образован Национальный совет общественного доверия, который разработал и реализовал важные законодательные инициативы. Были внесены существенные изменения в законодательство о выборах, политических партиях, Парламенте. В стране впервые открыто заговорили о диктатуре олигополии. Эти нововведения создали угрозу тем, кто вольготно чувствовал себя в условиях политической и экономической монополии. Поэтому они предприняли безуспешную попытку повернуть все вспять. Однако мы поступили наоборот, пойдя по более сложному, но правильному пути.
В 2022 году процесс политической модернизации, конечно же, ускорился. И одной из главных задач реформ стало формирование более справедливой и сбалансированной политической системы. Кроме того, важно было создать такие условия, чтобы обеспечить необратимость политических реформ, сделать их постоянным фактором общественной жизни. Для этого в рамках конституционной реформы было установлено несколько заслонов. Во-первых, мы воссоздали Конституционный Суд, который является, по сути, высшим органом конституционного контроля, обеспечивающим верховенство Конституции. Кому-то может показаться, что прежний Конституционный Совет просто сменил вывеску, но здесь дело обстоит иначе. Решения Конституционного Суда имеют окончательную силу, даже Президент не может подвергнуть ревизии его решения, в том числе касающиеся конституционных прав граждан.
Любые изменения и дополнения в Конституцию могут выноситься на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда. И напомню, что из одиннадцати судей Конституционного Суда шестеро, то есть большинство, назначаются палатами Парламента. А Председатель, хоть и назначается Президентом, но только с согласия Сената. Во-вторых, в самой Конституции принципиальные позиции утверждены однозначно. Например, статья 91 Основного закона гласит, что установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, основополагающие принципы деятельности Республики и, подчеркиваю, положение об однократном семилетнем сроке для Президента являются неизменными. В-третьих, в результате реформ существенно расширены полномочия Мажилиса, который стал формироваться по новой избирательной модели — партийным спискам и одномандатным округам. Одним словом, возврат к старой системе невозможен.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что политические реформы в Казахстане имеют не просто системный, но, что критически важно, необратимый характер, потому что политический менталитет нации претерпел кардинальную трансформацию. Правовая грамотность и активность граждан стали главным гарантом демократических преобразований. Народ уже не допустит отката назад и, убежден, будет твердо отстаивать свершившиеся перемены. Так ли это? Ничего подобного в современном Казахстане не существует. В нашем законодательстве нет ни одного указа, ни одного закона, ни одного другого нормативного документа, по которому граждане могли бы преследоваться за свои политические взгляды.
В материале «Неблагодарность Казахстана не имеет границ» отмечал,чем больше Россия не замечает русофобских деяний «друзей», тем больше они превращаются во врагов. Так, сразу после того, как Россия ликвидировала угрозу в январе 2022 года, Казахстан вместо благодарности назначил министром информации и общественного развития Республики Казахстан отъявленного русофоба и пантюркиста Аскара Умарова. Из этого сразу стал ясен дальнейший «вектор» политики Казахстана. А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков тогда сказал: «Действительно, имели место неловкие высказывания, некорректные высказывания министра. Но здесь, прежде всего, конечно, следует исходить из того, что это президент Казахстана — президент нашего партнёрского, нашего союзнического государства — назначил свой кабинет министров и оказал господину Умарову доверие. И судить следует по тем заявлениям, которые Умаров уже будет делать в своем новом статусе». Как знакома вся эта «толерантность» официальных лиц России! Такое отношение, кстати, и привело к созреванию всей той вакханалии, которая творилась и творится на т. Потом, в начале апреля,первый заместитель руководителя администрации президента Казахстана Тимур Сулейменов определённо заявил, что Казахстан не будет помогать России в обходе западных санкций. Более того, Сулейменов сказал, что Казахстан уважает территориальную целостность Украины, не признает Крым российским и будет придерживаться решений ООН в этих вопросах. Как мы понимаем, такие заявления без «отмашки» президента Казахстана не делаются. Но Россия не просто всё это «проглотила», а ещё и устами своих официальных лиц продолжала вести слащавую риторику о «дружбе и сотрудничестве».
Касым-Жомарт Токаев отметил, что всем необходимо следовать принципу верховенства закона и порядка, а также призвал к решительной борьбе с вандализмом. Бережно относиться ко всему, будь это улица, двор или подъезд. Решительно бороться с вандалами. Я уже говорил, что с ними будем поступать жестко и по закону. А то где-то натворят дел, а потом просят прощение. Порядок должен быть в стране. Мы должны соблюдать законы", — заявил Президент.
Но так не бывает. Вдруг все оказались случайными прохожими. Нужно очень серьезно с этим разбираться. Вы реагируете, даете поручения Генеральной прокуратуре, в том числе через Твиттер. Все мы это видим, слышим. Тем не менее социальные сети «взрываются» постами, что мирных людей избивают, пытают. И истерии вокруг событий в Алматы, конечно, очень много. Люди обеспокоены, можно понять. Поэтому я дал поручение Генеральной прокуратуре по каждому случаю проводить расследование. Кроме того, из средств массовой информации я узнал, что создана Общественная комиссия во главе с известным правозащитником, адвокатом Айман Умаровой. Я приветствую это решение. Действительно, нам нужно привлечь независимую общественность с тем, чтобы она объективно разобралась в том, что сейчас происходит, и что происходило в те трагические дни. Я знаю, что омбудсмен по правам человека Эльвира Азимова и известная правозащитница Жемис Турмагамбетова посещают СИЗО, встречаются с задержанными, выясняют условия их содержания, выслушивают их жалобы и так далее. Считаю, что это очень полезная работа. Я сам, как Глава государства, заинтересован в том, чтобы права граждан не нарушались. И каждый случай, я повторюсь, должен быть расследован. Но одно дело — говорить, а другое — это реалии. Считаете ли Вы, что правоохранительные органы «не перегибают палку» в этих обстоятельствах? В конце концов, нам нужно найти тех людей, которые реально участвовали в бандитских акциях против мирных граждан и жителей Алматы. Это первое. С другой стороны, права граждан не должны нарушаться. Я же говорю, участвовали тысячи бандитов в этих акциях, и вдруг все превратились в «случайных прохожих». Я не оправдываю незаконные действия полиции, если таковые имеются. Соответствующее замечание министр внутренних дел уже получил. Пользуясь возможностью, заверяю граждан, жителей Алматы, что их права нарушаться не будут. Откуда они, куда они высадились? Бой за здание департамента полиции продолжался две ночи. Две ночи полицейские отбивались от бандитов. Во-вторых, взяли численностью полицию и военнослужащих. Это говорит о том, что бандитов было очень много. И говорить о том, что бандитов было мало, смеяться по этому поводу, я считаю, что это просто неумно. На самом деле они шли как бы волнами. Ими командовали. Одна волна пошла — пограбила, ушла, вторая пришла. Оно вызвало волну возмущения среди демократической общественности, особенно в США и Европе. Что стояло за таким жестким решением? И кинуться на амбразуру, наверное, «дорогого стоило»? Была «неразбериха», я должен откровенно признать. Руководители правоохранительных органов опасались брать на себя ответственность — полная безынициативность. Я им сказал: слушайте, если бы маршал Рокоссовский или маршал Жуков каждый день спрашивали бы разрешения у Сталина на те или иные действия, они бы выиграли войну? Это была настоящая война. Нужно было брать на себя ответственность. Поэтому еще до публичного заявления я сказал, что по вооруженным бандитам мы должны открывать огонь. Я взял ответственность на себя. А уже в своем заявлении я повторил это публично, потому что люди опасались. Я считаю, что Президент, Глава государства именно в таких ситуациях должен брать ответственность на себя. Я профессиональный дипломат. Я знал последствия. Я знал, что будет именно такая реакция. Но интересы государства, интересы безопасности наших граждан для меня превыше всего. Я в это время меньше всего думал о реакции на Западе, я думал о том, чтобы навести порядок в нашей стране. Вы пригласили миротворческий контингент ОДКБ. Причем такое мнение высказывается и в России, и на Западе. В 1992 году мы участвовали в ее создании. Наш Первый Президент Нурсултан Назарбаев выдвигал соответствующую инициативу. Я напомню, что она была создана в мае 1992 года, почти 30 лет назад. То есть, обращаясь в ОДКБ, я же не обращался к посторонним людям. Я фактически обращался к самому себе и своим союзникам. Оно было совершенно законным. С остальными вопросами мы сами разберемся. Нам нужен был тыл. И в-четвертых, это надо хорошо понимать, что сама весть о прибытии миротворческого контингента в Казахстан сыграла важную психологическую, можно сказать, устрашающую роль для бандитов. Понятно, что это сила. Кстати говоря, это объединенный контингент. Что касается слухов, что мы «задолжали» и так далее. Я ответственно говорю, что никаких разговоров с Владимиром Владимировичем Путиным, а их было немало, и они были продолжительные, относительно того, что мы, дескать, потом «рассчитаемся», естественно, не было. В конце концов, Россия для Казахстана — это союзное государство. В 2013 году был подписан соответствующий договор в Екатеринбурге. Я, кстати, в это время находился в Женеве и не участвовал в подготовке этого договора. И там говорится о союзнических отношениях между Казахстаном и Россией. Отношения между нашими странами были всегда тесными, конструктивными, поистине партнерскими, еще до этих событий в Алматы, и они будут иметь продолжение. Мы все это понимаем. Но тем не менее это оказалась «палка о двух концах» — отношение нашей общественности и мировой к этому. Никто толком не объяснил мой приказ, как и мои действия. Уже потом я в режиме ручного управления давал поручения выступить там, сказать здесь и так далее. То есть информационно мы проиграли, я с Вами согласен. Но не до этого было. Мы все умны задним числом. А в то время разве можно было думать, кто о нас что скажет. Надо отметить, что среди командиров бандитских формирований были люди информационно очень хорошо специально подготовленные. Дезинформационная компания, так называемые фейки лились рекой. Это говорит опять же в пользу того, что эта вылазка против Казахстана была тщательно подготовлена.
Токаев: Права граждан нарушаться не будут
– Президент Токаев в интервью откровенно ответил на вопрос о системе двоевластия, которая существовала в определенный период. Я верю в нашу молодежь”, – сказал Касым-Жомарт Токаев. Президент Касым-Жомарт Токаев подверг резкой критике действия правительства и акимов, назвав это халатностью и непрофессионализмом во время паводков. Но в своем выступлении на форуме и в интервью российскому ТВ Токаев объявил: власти Казахстана не будут признавать ЛДНР и не намерены нарушать антироссийские санкции Запада.
Взгляд извне на большое интервью Токаева: опыт Казахстана – ноу-хау для стран региона
И в этом плане Президент дал однозначный ответ, заявив о том, что как дипломат он знал, что будет именно такая реакция, но интересы государства, безопасности наших граждан для него превыше всего. Умение оперативно принимать решения в трудный час, брать ответственность на себя - качества настоящего лидера, которые продемонстрировал К. Четко обозначив свою позицию по различным направлениям, Президент подчеркнул, что его миссия - это положительная трансформация всего общества и всей политической системы, а также экономические преобразования. И это укрепляет уверенность в том, что наша страна продолжит путь реформ и модернизации к достижению поставленных высоких целей. Светлана Ким, председатель клуба журналистов при Акмолинской ассамблее народа Казахстана. Народ должен поддержать своего Президента Очень внимательно смотрел интервью нашего Президента Токаева К. Мне импонирует, что Глава государства в критический момент взял всю ответственность на себя. Как профессиональный дипломат он знал, какая будет реакция на Западе на его действия, но интересы безопасности государства, его граждан для него были превыше всего. Он в первую очередь думал, как навести порядок в стране и предотвратить попытку захвата государственной власти. Я согласен с его высказыванием, что не нужно переворачивать все с ног на голову, было очевидно, что мирные демонстрации быстро переросли в беспорядки и там уже начали буйствовать бандиты и мародеры.
В это тяжелое время Касым- Жомарт Кемелевич принял ответственные решения -возглавил Совет безопасности, отправил в отставку Правительство, произвел ряд ключевых кадровых назначений. Сегодня, когда положение в стране стабилизировалось, Президент внес предложения по реформированию политической системы и экономики, трансформации всего общества. Из январских событий, нам всем надо извлечь правильные уроки, сплотиться вокруг Президента, поддержать его инициативы по укреплению стабильности в стране, оздоровлению экономики. Уверен, только на основе взаимопонимания и доверия, народ и власть вместе могут преодолеть все трудности и направить усилия на дальнейшее развитие Казахстана. Соглашусь с тем, что в критическую для страны ситуацию Президент взял на себя ответственность за судьбу народа на себя, принял важные решения по стабилизацию обстановки и предотвращению тяжелых последствий беспорядков. Понятно, что самую точную и объективную оценку январским событиям даст время, потомки и история. Но уже сейчас ясно, что Токаев К. Многое необходимо изменить, реформировать, перезагрузить систему. Но делать это постепенно, не гонясь за минутным успехом, как говорится в пословице «Не спехом дело спорится, а толком».
Главное сейчас, верить нашему Президенту, оказывать поддержку, честно работая и созидая на благо нашей Родины. Я полностью поддерживаю нашего президента Вчерашнее интервью Главы государства Касым-Жомарт Токаева журналисту телеканал «Хабар» дал ответ на многие волнующие вопросы общественности о причинах трагических январских событий, а также дальнейших политических и социальных реформах. Президент отметил, что эта была тщательно спланированная операция против нашего государства, целью которой было подрыв конституционного строя и захват власти. Президент реально оценил внутриполитическую ситуацию нашего государства. Он отметил, что необходимо вносить серьезные коррективы в дееспособность и функционирование политической системы. По мнению Президента, в парламенте нашей страны должны быть несколько сильных партий. Глава государства особо подчеркнул, что безопасность наших граждан — это самая главная его задача. Так же Президент затронул все реальные проблемы социального характера. Можно сказать, однозначно, что политика Президента Касым-Жомарта Токаева — это стабильность, демократизация, это движение вперед к верховенству права, повышению эффективности защиты конституционных прав наших граждан.
Интервью президента записано на русском языке, чтобы его могли посмотреть как можно больше людей, в том числе и за рубежом. Об этом ранее сообщил пресс-секретарь главы государства Берик Уали. Он отметил, что в ближайшее время выйдет также большое интервью на казахском языке.
Токаев упомянул, что «экономическая конъюнктура в мире, безусловно, влияет на нашу страну», но — «любые сложности всегда открывают и новые возможности». По его мнению, «правительство должно иметь детально просчитанный план действий с учетом всех возможных вариантов развития событий».
Звучит так, что сейчас этого плана нет, отметил Ашимбаев. При этом «полномочия правительства значительно расширены... Администрация президента сосредоточилась на стратегических направлениях социально-экономического развития страны и больше не занимается детальной опекой правительства, отдельных министерств и ведомств... Дублировавшиеся ранее функции переданы правительству. Прерогатива принятия отраслевых решений также перешла на уровень правительства и профильных органов.
Повысилась бюджетная самостоятельность регионов. Одним словом, инструментов у правительства хватает. С его стороны требуется продуманная стратегия действий и, конечно, воля для успешного решения поставленных задач. Правительство просило предоставить ему самостоятельность и дополнительные полномочия — оно их получило. Но надо понимать, что и спрос теперь будет особый».
То есть от премьера, его замов и министров требуются стратегия и воля. Сейчас их, видимо, нет.
Когда от них никто ничего не ждёт, то могли бы, по крайней мере, промолчать». Политик добавил, что российские власти стараются не поднимать сложные темы на дипломатическом уровне в том случае, если партнеры ведут разумную политику в отношении Москвы. Но если они не понимают принципов добрососедства, то могут быть озвучены и территориальные вопросы. Затулин уточнил, что Казахстану стоило бы обратить на это внимание в контексте ситуации с Украиной.
Касым-Жомарт Токаев: земля – наше главное богатство
Поскольку мы пережили такие потрясения, связанные и с турбулентностью мировой ситуации, и с наступлением COVID», − сказал Касым-Жомарт Токаев в интервью телеканалу «Россия 24». Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстан будет поддерживать все мирные инициативы, которые были озвучены Китаем и другими государствами, и выразил надежду на то, что Москва. Растет недовольство казахстанцев официальной статистикой Эксклюзивное интервью Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева Агентству. Ни одну мировую проблему нельзя решить без России, заявил Токаев. Касым-Жомарт Токаев в эксклюзивном интервью телеканалу «Хабар 24» рассказал о трагических январских событиях в Казахстане.
Путин обсудил с Токаевым план сопротивления Западу
Он в первую очередь думал, как навести порядок в стране и предотвратить попытку захвата государственной власти. Я согласен с его высказыванием, что не нужно переворачивать все с ног на голову, было очевидно, что мирные демонстрации быстро переросли в беспорядки и там уже начали буйствовать бандиты и мародеры. В это тяжелое время Касым- Жомарт Кемелевич принял ответственные решения -возглавил Совет безопасности, отправил в отставку Правительство, произвел ряд ключевых кадровых назначений. Сегодня, когда положение в стране стабилизировалось, Президент внес предложения по реформированию политической системы и экономики, трансформации всего общества. Из январских событий, нам всем надо извлечь правильные уроки, сплотиться вокруг Президента, поддержать его инициативы по укреплению стабильности в стране, оздоровлению экономики. Уверен, только на основе взаимопонимания и доверия, народ и власть вместе могут преодолеть все трудности и направить усилия на дальнейшее развитие Казахстана. Соглашусь с тем, что в критическую для страны ситуацию Президент взял на себя ответственность за судьбу народа на себя, принял важные решения по стабилизацию обстановки и предотвращению тяжелых последствий беспорядков. Понятно, что самую точную и объективную оценку январским событиям даст время, потомки и история. Но уже сейчас ясно, что Токаев К. Многое необходимо изменить, реформировать, перезагрузить систему.
Но делать это постепенно, не гонясь за минутным успехом, как говорится в пословице «Не спехом дело спорится, а толком». Главное сейчас, верить нашему Президенту, оказывать поддержку, честно работая и созидая на благо нашей Родины. Я полностью поддерживаю нашего президента Вчерашнее интервью Главы государства Касым-Жомарт Токаева журналисту телеканал «Хабар» дал ответ на многие волнующие вопросы общественности о причинах трагических январских событий, а также дальнейших политических и социальных реформах. Президент отметил, что эта была тщательно спланированная операция против нашего государства, целью которой было подрыв конституционного строя и захват власти. Президент реально оценил внутриполитическую ситуацию нашего государства. Он отметил, что необходимо вносить серьезные коррективы в дееспособность и функционирование политической системы. По мнению Президента, в парламенте нашей страны должны быть несколько сильных партий. Глава государства особо подчеркнул, что безопасность наших граждан — это самая главная его задача. Так же Президент затронул все реальные проблемы социального характера.
Можно сказать, однозначно, что политика Президента Касым-Жомарта Токаева — это стабильность, демократизация, это движение вперед к верховенству права, повышению эффективности защиты конституционных прав наших граждан. Это движение к справедливому гражданскому обществу и эффективному, прозрачному государству при сохранении преемственности и предсказуемости. За время своего президентства, Глава государства показал себя сильным и решительным политиком, моментально реагирующим на любые события в стране и принимающем важные, нужные, необходимые, кардинальные решения. Посыл Касым-Жомарта Токаева на социальную справедливость, честность, открытость, прозрачность во всех сферах, отход от догматизма и формализма, справедливость, противодействие коррупции, принципа равных возможностей, продвижение развития человеческого капитала и многое другое — находит живой отклик и поддержку в обществе. Трудности существуют не для того, чтобы «затягивать пояса». Трудности позволяют мобилизовать все силы и сделать рывок в развитии нашего государства, и я полностью поддерживаю нашего президента. Сегодня государство и общество должны действовать сообща, чтобы совместно добиваться успеха. Любое из начинаний достигнет цели если каждый гражданин будет заинтересован в процветании нашего государства. Президент думает о молодежи Президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев дал эксклюзивное интервью телеканалу «Хабар».
Кроме того, Президент высказался о петиции с требованием отставки акима Алматы Бакытжана Сагинтаева и о потенциальном переименовании мегаполиса. Также Токаев не обошел стороной вопросы о своих президентских сроках, восхвалениях в свой адрес и прокомментировал слухи о "долге перед Путиным".
Эвфемизм «соответствующий» призван заменить фамилию русскоязычного министра Романа Скляра. Токаев сообщил, что в середине февраля он прибудет с визитом в Москву, где будут подписаны «важные соглашения». Подробно оценивать роль Назарбаева в истории Казахстана Токаев не стал, давая понять, что это дело будущего. Тем самым он подтвердил наши оценки трехнедельной давности, согласно которым Назарбаеву, на известных условиях сдачи позиций своего обширного клана, Семьи, будет сохранено почетное место в истории, как создателя современной казахстанской государственности, ее символа, при том, что будет дана критическая оценка его деятельности и допущенных им ошибок. Так что, как мы и говорили, он вероятно все-таки займёт место некоего «казахского Мао Цзэдуна»...
Президент чувствует себя более свободно и раскованно, он иронизирует и шутит.
Поэтому появляются и острые темы — например, вопрос о переговорах и гарантиях безопасности между Назарбаевым и Токаевым. Такое раньше представить было сложно, а сейчас это становится политической обыденностью. Вопросы о пытках задержанных — из этой же серии. Раз этот факт появился в публичном поле, то глава государства обязан его комментировать, раз он является конституционным гарантом и много делает для улучшения ситуации с правами человека", - сказал эксперт. Президент за последнее время уже не раз подчеркнул, что государственный интерес для него превыше всего, что он вновь повторил и в интервью. Я переступлю через эти отношения - Токаев о трудных решениях на посту Президента "Это совершенно иной подход к системе, переход к рациональному этатизму, когда интересы бизнес-групп, которые манипулировали регулярно своими социальными обязательствами и необходимостью зарабатывать деньги для страны, будут ставиться ниже общего благосостояния.
Усиление государства как главного регулятора нужно, чтобы снижать неравенство", - отметил Никита Шаталов. После празднования 30-летия независимости эпоха правления Первого Президента становится большой и увесистой главой в учебнике истории современного Казахстана. Но страна идет вперед и перед ней стоят новые вызовы, которые нужно решать совершенно другими инструментами — снижать индекс Джини, заставлять олигархов отказываться от монопольного положения, балансировать якобы рыночные механизмы разумным государственным вмешательством", - считает Никита Шаталов. Один из больших вопросов, который стоит перед президентом, — это кадровая динамика. Ему срочно нужно расширять скамейку запасных, чтобы находить новые кадры для реформ. Без обновления государственного аппарата будет сложно, но на это еще есть время, считает эксперт.
Но дальше это делать сложно, потому что мало кадров. Думаю, сейчас можно ожидать активный приток новых лиц на госслужбу, а если будет реформа партийной системы, то, скорее всего, эти люди позже появятся еще и в органах представительной власти", - сказал он. Эксперт перечислил особенно интересные, по его мнению, тезисы из интервью. Один из них - тема захвата аэропорта в Алматы. Токаев сказал о том, что боевики прибыли в город под видом гастарбайтеров. Этот рейс курсировал на протяжении всего декабря, а после 5 января он больше не прилетал.
В данный момент все это — только предположения, основанные на открытых данных, но в целом они подтверждают официальную версию. Что характерно — из захваченного аэропорта улетали еще и частные джеты, и они пропадали над Балхашом, то есть выключали приборы. Все это наводит на подозрения", - отметил эксперт. Другой важный факт связан с политическими реформами. Токаев заявил , что должно быть некое дистанцирование Президента от деятельности любых партий и движений. Поэтому, по его словам, возможно, уже к концу этого года, будет рассмотрен вопрос целесообразности его дальнейшего председательства в Nur Otan.
Кроме того, Токаев сказал о том, что хочет видеть несколько сильных политических партий в Парламенте. Скорее всего, будет еще более серьезное послабление, связанное с регистрацией партий, так как предыдущее результата не дало.
"Предлагали уехать из Казахстана": Токаев дал интервью российскому СМИ
Наши законы таковы. После Жанаозена были приняты законы, которые сковывали правоохранителей именно в таких ситуациях. Поэтому я сказал, что мы должны открывать огонь на поражение против бандитов. Я же профессионал, я дипломат, я знал, что будет такая реакция, но интересы государства и безопасности наших граждан - превыше всего. Я меньше всего думал, что скажут на Западе, в тот момент, - пояснил Токаев. Отвечая на вопрос о возможных "торгах" за власть с Назарбаевым ответил следующее: Нет, никакого торга, естественно, не было. Разговоров о личных привилегиях тоже не было. Единственное, был разговор о том, что нужно срочно решить вопрос о статусе председателя Совета безопасности и, когда ситуация обострилась, я скрывать не буду, я поставил вопрос, что я сейчас обращусь к нации и должен заявить, что я с этого момента являюсь председателем Совбеза. Этот вопрос был решен буквально на ходу. Я полагаю, это оценка объективная, и надеюсь, что именно на эту оценку, на эту характеристику люди будут ориентироваться в будущем", - рассказал Глава государства в интервью журналисту телеканала "Хабар".
Напомним, 28 января состоялся внеочередной XXI Съезд партии. На съезде Токаев был единогласно избран Председателем партии «Nur Otan». Президент с благодарностью принял решение, однако отметил, что возможно к концу года пересмотрит свое председательство. В ходе беседы Токаев заговорил о существующей в Казахстане "Небольшой группе людей,имеющих сильное влияние". У нас люди, возможно, не очень образованные, но как-то им повезло в бизнесе, и это навевает размышления.
Возвращение Казахстана в правовое поле гарантировало безопасность Кыргызстану и другим странам Центрально-Азиатского региона в первую очередь. Конечно, нельзя зарекаться, что такое больше повторить невозможно, но в любом случае есть отработанный сценарий и модель, как в короткое время пресекать подобные ситуации, используя и внутриполитическую ситуацию, и внешнеполитический фактор, которым выступила ОДКБ. По сути, это самые близкие соседи, как Россия, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Понятно, что основные решения пришлось принимать силовым структурам Казахстана и президенту Казахстана, но была задействована такая система межгосударственного взаимодействия, чтобы вернуть страну в правовое поле и пресечь деятельность деструктивных сил, у которых целью была попытка не только сменить власть в Казахстане, но и создать "взрывоопасную" ситуацию в Центральной Азии. Транзит власти — это, пожалуй, одно из закономерных решений, которое принимается, учитывая молодой возраст государств и период их политического становления.
Поэтому понятно, что Нурсултан Назарбаев, сделав широкий жест и заявив об уходе, в принципе, попытался сохранить за собой инструменты влияния на принятие политических решений. У нас в Кыргызстане было все несколько иначе, конечно. Но между тем Алмазбек Атамбаев, когда уходил с президентского поста в 2017 году, ведь тоже попытался сохранить за собой власть и создать вокруг себя центр управления государством с помощью своей политической партии, с помощью преемника. Другое дело, что этот сценарий у него не получился. Нурсултан Назарбаев оставался одним из руководителей государства, так он и позиционировался, несмотря на то, что он официально объявил о передаче властных полномочий Касым-Жомарту Токаеву. Но я думаю, что система двоевластия из тех примеров, которые есть, именно транзитов, она является не только нерабочей, но она выливается в межэлитное противостояние, которое может иметь трагические последствия для государства. На мой взгляд, Токаев не пытался говорить дипломатическим языком, хотя он один из опытнейших дипломатов постсоветского пространства на сегодняшний день, он достаточно откровенно отвечал на вопросы, говоря о тех чиновниках, которые попытались извлечь для себя максимальные "дивиденды" из этой ситуации. Почему президент Токаев говорит об этом сейчас? Потому что прошли президентские выборы и решение о том, что именно Токаев должен руководить Казахстаном, уже принимал непосредственно электорат. Мне кажется, что те результаты, которые были получены Касым-Жомартом Токаевым на президентских выборах, вполне реально отвечали интересам электората.
Сейчас он уже может говорить, поскольку его никто не назначал, его выбрали сами казахстанцы. Именно тот кредит доверия, который есть у президента со стороны избирателей, населения Казахстана, и дает ему эти полномочия и право давать такие оценки. Как Вы прокомментируете это?
Устройства от Philips, Nokia и других вчера, 16:40 Казахстанские учёные раскрыли тайну кургана Амира Темура вчера, 16:24 Apple предупреждает пользователей своих продуктов о новом вредоносном ПО вчера, 15:30 Люди отказываются от iPhone — дело в качестве смартфонов Apple и отсутствии нововведений 26 апреля 2024, 21:20 Дата выхода сериала «Красные линии» с Полиной Гагариной: расписание релиза эпизодов сегодня, 00:30 Кто снялся в фильме «Майор Гром: Игра» вчера, 23:35 Диего Луна рассказал о создании сериала «Андор» по вселенной «Звездных войн» вчера, 19:15 Дата выхода сериала «Дядя Леша»: расписание релиза эпизодов вчера, 17:00 Левобережье столицы перекроют из-за забега сегодня, 07:55 Выступление Jah Khalib отменили в Кишиневе из-за слов о жертвах насилия сегодня, 07:49 Искусственный интеллект начинает манипулировать мнением людей сегодня, 07:20 «Лучшее из Тараза»: житель Актау купил колбасу с тараканами сегодня, 06:37.
Лица Токаев: без России нельзя решить ни одну проблему в мире, это ясно и с Луны Казахстанский лидер высоко оценил влияние России на мировые политические процессы, равно как и ее президента - Владимира Путина, «словом и делом» влияющего на глобальный климат. По его словам, нет ни одной проблемы в международном сообществе, которую можно было бы решить без участия российского государства. Такое заявление он сделал в интервью газете Egemen Qazaqstan. Президент России Владимир Путин - человек, который влияет на глобальный климат и словом, и делом. Не секрет, что весь мир учитывает позицию России.
Интервью Касым-Жомарта Токаева: Мы, как дальновидная нация, должны смотреть только вперед
После сессии АНК Касым-Жомарт Токаев наградил ряд казахстанцев орденами и медалями. Зампред комитета нижней палаты парламента по делам СНГ Константин Затулин в интервью радиостанции «Говорит Москва», что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев позволил. Говоря о январских событиях Токаев заявил, что организаторы беспорядков тщательно замели следы, которые могли привести к большим разоблачениям. Касым-Жомарт ТОКАЕВ в преддверии своего участия в Петербургском международном экономическом форуме дал расширенное интервью российскому ВГТРК. Смотрите онлайн Пресс-конференция Путина и Токаева 32 мин 47 с. Видео от 9 ноября 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! Токаев: Союзное государство Москвы и Минска — это феномен, где даже ядерное оружие общее.