Новости доклад дмитрий иванович менделеев

Менделеев Дмитрий Иванович (1834–1907), российский химик, учёный-энциклопедист, педагог и общественный деятель; открыл один из фундаментальных. Биография Дмитрия Ивановича Менделеева: личная жизнь, отношения с женой Анной Поповой, зять Александр Блок. В 1867 году Дмитрий Иванович Менделеев возглавил в университете кафедру общей химии. В краткой биографии Менделеева Дмитрия Ивановича говорится о том, что часть своей жизни будущий ученый провел в Сибири, где в это же время отбывали ссылку декабристы.

Дмитрий Менделеев: судьба в науке

Дмитрий Иванович Менделеев: гений, прославивший науку во всех концах Земли. Дмитрий Иванович Менделеев (27 января (8 февраля) 1834, Тобольск — 20 января (2 февраля) 1907, Санкт-Петербург) — выдающийся русский химик, наиболее известное его открытие — периодический закон химических элементов. Пороходелием Дмитрий Менделеев был изобретён на протяжении нескольких лет, и посвятил этой теме 68 научных работ.

Менделеев Дмитрий Иванович

  • Менделеев Дмитрий Иванович
  • Менделеев кратко о его достижениях
  • Русский гений. Дмитрий Иванович Менделеев — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
  • Вы точно человек?
  • Детство великого ученого

ЭЛЕМЕНТарно: жизнь профессора Менделеева

Менделеев об этом знал и до 1869 г. Более того, об этом знали многие химики до него, но оставался вопрос: сходство высших соединений скажем, кислородных обусловлено сходством самих элементов, оказавшихся в особом, «предельном» состоянии, или же кислорода в них так много, что он «стирает» различия в природе самих элементов? Для Менделеева это был один из самых трудных вопросов. И ответ на него он искал около года, если не больше. Итак, вариант системы типа 3 , который вполне устраивает нас, для Дмитрия Ивановича в начале 1869 г. И главная причина его отказа от этого варианта состояла в отсутствии ясных и строгих критериев объединения в один столбец элементов, как тогда говорили, разных разрядов, или, если использовать современную терминологию, элементов главных и дополнительных подгрупп. При том что Менделеев понимал: свойства элементов определяются не только величиной и весом атома, но и «внутренними различиями материи, входящей в состав атомов», т. Но это понимание тогда оставалось лишь блестящей догадкой. Что делать дальше?

В ситуации, когда критерии объединения элементов обоих «разрядов» в единую систему были еще не ясны, ему представилось более естественным разъединить элементы разных «разрядов». Именно поэтому, имея в руках вариант системы, по формальным признакам весьма близкий к тому, который впоследствии получил название «естественной системы» и который сейчас можно видеть в школьных и вузовских учебниках, Менделеев отказался размещать элементы «второго разряда» дополнительных подгрупп среди элементов первого, поскольку в этом случае «разорвалась бы естественность связи членов одного … ряда» т. Задача объединения элементов разных «разрядов» лишь на первый взгляд может показаться сравнительно несложной. Надо было перегруппировать шестьдесят с лишним элементов, а не просто выбросить треть их из системы. При этом надо было сохранить их расположение в порядке возрастания атомных весов и, по возможности, периодический характер изменения их свойств. Задача осложнялась тем, что Cu, Ag, Zn и Cd Менделеев поначалу относил к элементам первого разряда т. Может быть, тогда подойдет другая форма, которую потом станут называть «длинной» или «длиннопериодной» : Нет, такое расположение элементов Менделеева также не устраивало. Его смущало наличие разрыва в первых двух строках, ибо пустое место внутри естественной системы может служить указанием на существование не открытого еще элемента, а подозревать существование неизвестных элементов между, например, Be и B оснований не было.

После долгих мучений Менделеев создал вариант системы, который с несвойственной ему скромностью назвал «Опытом системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» далее сокр. На рукописном листке с «Опытом» он проставил дату: 17 февраля 1869 г. Составление «Опыта» и написание статьи «Соотношение свойств с атомным весом элементов» подвели черту под важным этапом работы Менделеева по созданию рациональной систематики элементов. Теперь он был уверен, что: — атомный вес является одним из важнейших параметров, определяющих коренные свойства элементов, и потому «распределение элементов по атомному их весу не противоречит естественному сходству, существующему между элементами, а напротив того, прямо на него указывает» Менделеев, 1869, с. Но полученный результат никак не мог считаться окончательным, поскольку «Опыт» при всех его достоинствах не обладал ни цельностью, ни должной естественностью. Так, переходные элементы «второго разряда» явно демонстрировали известные аналогии с элементами «первого», в «Опыте» же они оказывались всего лишь «навесом» над остовом системы. Отсюда сложное отношение Менделеева к своему созданию. Включив «Опыт» в первую часть «Основ» и в статью «Соотношение свойств» не считая отдельных листков с таблицей, отпечатанных для рассылки коллегам , Менделеев больше никогда его не публиковал.

Только в статье «О месте церия в системе элементов», представленной Физико-математическому отделению СПб Академии наук академиком Н. Зининым и адъюнктом А. Бутлеровым на заседании 24 ноября 1870 г. Именно последняя и стала прообразом известной сегодня короткой формы системы, которую Менделеев уже в другой статье назвал «Естественной системой химических элементов» 1870. Графическое выражение Периодического закона, представленное в «Естественной системе», является более совершенным и зрелым. Оно было включено Менделеевым во вторую часть первого издания «Основ химии» 1871. К концу 1870 г. Дмитрий Иванович понял, что «предельные» высшие формы кислородных соединений и их свойства определяются не «самими свойствами кислорода» и не наличием «грани О4», т.

Определенное влияние на размышления Менделеева о соотношении элементов разных разрядов могли оказать соображения, высказанные в 1869 г. Так, Н. Бекетов, выступая в 1869 г. Первые зависят от формы частичек, которая допускает присоединение только известного числа частичек другого тела; вторые, зависящие от химических свойств материи, выражаются по преимуществу количеством теплоты, отделяющейся при соединении. Чем более два элемента при своем соединении могут выделять теплоты, тем они способнее к соединению и тем прочнее происшедшее соединение. Потому мы можем себе представить, что непрочность возможного по аналогии соединения не позволит ему образоваться… Итак, по крайней мере два фактора имеют влияние на предел соединения, а следовательно, и на атомность элементов. А потому естественно, что когда одно условие, по-видимому, постоянное форма частиц , допускает возможность неизменной атомности, другое, изменяющееся химическая энергия соединения , своим влиянием изменяет предел, а следовательно, и самое атомность» Бекетов, 1869, с. Другое сообщение, которое могло заинтересовать Менделеева, было сделано на том же съезде А.

Его идея состояла в том, что деление элементов на металлические и неметаллические относительно, высшие кислородные соединения таких типичных металлов, как марганец и хром, обладают кислотными свойствами, что сближает их с высшими оксидами йода, селена и т. А потому, если прав Бекетов, сходство, скажем, перхлората и перманганата калия, как и сходство высших оксидов марганца и хлора, обусловлено не влиянием кислорода, но сходством самих элементов, т. Менделеев прекрасно понимал значимость сделанного им открытия.

Предложил оригинальный способ функционирования разделения нефти. Изобрёл один из видов безымянного пороха. Дмитрий Иванович Менделеев был не только великим учёным, но и выдающимся деятелем народного просвещения. Преподаватель доцент, профессор Петербургского университета, Технологического института, Бестужевских курсов, настоящим учителем студентов. В своих лекциях Менделеев приводил примеры не только из химии , но и физики , астрономии , биологии , геологии , ссылался на опыт применения химии в промышленности. Был патриотом России , призывал осваивать природные богатства Родины , поднимать её благосостояние и независимость.

Прививал у студентов умения наблюдать и думать [7]. Значительное число трудов посвятил улучшению народного просвещения в России. В книге «Заветные мысли» 1905 две главы посвящены высшему образованию, подготовке учителей в России. Не менее восьми раз публиковал свои работы в журнале «Народное образование», чем редакторы очень гордились. При этом большая часть написанного Менделеевым содержала резкую и справедливую критику руководства Народного просвещения, в связи с чем много работ Менделеева не были опубликованы. Ярко и красиво, образно и сильно рисовал он перед нами бесконечную область точного знания, его значение в жизни и в развитии человечества, ничтожность, ненужность и вред того гимназического образования, которое душило нас в течение долгих лет нашего детства и юношества. На его лекциях мы как бы освобождались от тисков, входили в новый, чудный мир, и в переполненной аудитории Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и настроения, которые были далеки от него самого. Вернадский, ученик Д. Менделеева Д.

Менделеев обладал гениальной научной интуицией, колоссальным запасом знаний , что помогло ему создать совершенную систему элементов, которая станет ключом к разгадкам внутренней механики атомов. Его открытие способствовало развитию всех естественных наук, формировании научного мировоззрения будущих исследователей [7]. Признание и память Именем учёного названы химический элемент менделевий [9] , кратер на Луне , астероид и большое количество географических объектов в России и мире. Прошедший в Москве в 2007 году последний XVIII съезд, посвящённый 100-летию самого этого мероприятия, был «рекордным» — 3850 участников из России, семи стран СНГ и семнадцати государств дальнего зарубежья. Наибольшим за всю историю мероприятия было число докладов — 2173. На заседаниях выступило 440 человек. Авторов, с учётом соавторов-докладчиков, было более 13 500 человек. Менделеевские чтения Диплом чтеца Менделеева, 1977 В 1940 году менделеевские чтения были учреждены правлением Всесоюзного химического общества ВХО им. Менделеева и стали проводиться ежегодные доклады ведущих отечественных химиков и представителей смежных наук: физиков, биологов и биохимиков.

Вся забота о семье легла на плечи супруги его, Марии Дмитриевны. Менделеевы переехали в село Аремзянское, где находилась небольшая стекольная фабрика, принадлежавшая брату Марии Дмитриевны — Василию Дмитриевичу, постоянно проживавшему в Москве, славившемуся щедростью и хлебосольством. Он передал сестре право управлять фабрикой, что в те времена вовсе было невиданным: женщине ли руководить мужиками?

Но Мария Дмитриевна так сумела поставить дело, что и поставщики ей стали доверять, и купцы не осмеливались обманывать, и крестьяне зауважали всей душой. Да и как иначе: госпожа не только наладила производство, но и школу для крестьянских детей в селе построила, и храм. Вечерами Мария Дмитриевна нередко садилась за фортепиано, причем послушать ее приходили не одни лишь друзья, но и просто соседи: для всех дом Менделеевых был гостеприимно открыт.

Чаяниями матери удалось собрать прекрасную домашнюю библиотеку, основу которой составили томики русских и зарубежных классиков. Дети в семье Менделеевых умели читать с четырех-пяти лет, и любимым автором у всех был Александр Сергеевич Пушкин. Ну а сама Мария Дмитриевна, когда выпадало свободное время, с благоговением читала книги духовные.

Первую из них читала назад тому лет двадцать в Тамбове, но теперь, поверяя и прочитывая все тексты Библии, я как бы снова нахожу в сем неисчерпаемый источник радостей и утешения для ума и сердца. Мой день, после обыкновенных занятий моих по обязанностям семейным и по делам фабрики, проходит без скуки. Старость и слабость здоровья, защищая меня от притязаний общественных обычаев, не стесняют моей свободы жить согласно с целью, для которой мы сотворены.

Вавилонское столпотворение гордого ума оставлено неоконченным, потому что мечты воображения, смешанные, разошлись в разные стороны, а существенное показывает путь к той истине, от коей для собственного нашего блага мы не должны удаляться. Время и опыт давно ознакомили меня с верою и укрепили твердым упованием на Бога, но вера и надежда неразлучны с любовью, а чтоб научиться любить по-христиански, надо научиться терпеть все оскорбления, все противности безропотно. Сей-то любви учит нас мать их святая Премудрость, но мы заглушаем голос ее шумными голосами нашей гордости, самолюбия и тщеславия».

В 1841 году вся семья Менделеевых перебралась в Тобольск: приспел срок Дмитрию поступать в гимназию. Гимназические годы пролетели незаметно. Более всего полюбились ему математика и физика.

В 1849 году Дмитрий Менделеев оканчивает гимназию, и Мария Дмитриевна, распродав имущество, уезжает с ним в Москву, мечтая о поступлении сына в университет. Но по существовавшим тогда в Российской империи правилам окончивший гимназию в Тобольске мог поступать только в Казанский университет. После годичного пребывания в Москве Менделеевы приехали в Санкт-Петербург, и вскоре Дмитрий был принят в Главный педагогический институт, тот самый, который когда-то окончил его отец.

В год поступления Дмитрия в институт умерла Мария Дмитриевна. Похоронили ее на Волковом кладбище. Она могла его возрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы.

Умирая, завещала: избегать латинского самообольщения, настаивать в труде, а не в словах и терпеливо искать Божескую или научную правду, ибо понимала, сколь часто диалектика обманывает, сколь многое еще должно узнать и как при помощи науки, без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие. Заветы матери считаю священными. Теперь, после смерти матери, институт стал для Дмитрия единственным его родным домом.

Располагался институт в здании Двенадцати коллегий, там же, где и знаменитый Санкт-Петербургский университет. Да и преподавательский состав ничуть не уступал университетскому, в нем преподавали выдающиеся ученые: математику — М. Остроградский, физику — Э.

Ленц, астрономию — А. Савич, химию — А. Воскресенский, минералогию — М.

Куторга, ботанику — Ф. Рупрехт, зоологию — Ф. Менделеев очень быстро втянулся в учебу, привык и к институтскому распорядку, довольно суровому поперву.

Юный пыл тут не погасал, а разгорался, ему давали всю возможность направляться к делу науки, и она захватывала многих людей уже на всю жизнь». Все бы хорошо, одно плохо: сразу по поступлении в институт у Дмитрия, как он сам говорил, «приключилось кровохарканье, которое длилось во все остальное время там пребывания». Однажды, лежа в институтской клинике, случайно услышал врачебный себе приговор: «Ну, этот уже не поднимется».

Тот после недолгого осмотра посоветовал ехать в Крым в ту пору туда отправляли безнадежных чахоточных больных да заодно, на всякий случай, если удастся, проконсультироваться у знаменитого хирурга Н. В Крыму уже третий год шла война. С поля боя в симферопольский госпиталь поступали сотни тяжелораненых, Пирогов буквально не отходил от операционного стола с утра и до позднего вечера.

Попасть к нему никак не удавалось. Делать было, в общем-то, нечего, и Дмитрий Иванович каким-то чудом сумел встретиться с Пироговым. Тот внимательно выслушал пациента, осмотрел его и так и эдак, а напоследок сказал: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауера.

Сберегите его, да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживете».

Слова великого врача оказались вещими: Менделеев на десять лет пережил Здекауера, на двадцать шесть — самого Пирогова. Он читает курс лекций в университете, занимается научными исследованиями. И вместе с тем мечтает продолжить образование в одной из европейских стран.

Давыдову, — не могу ли я быть причислен к тем, которые будут иметь счастье быть отправленным за границу. Уже одна возможность надежды волнует во мне всю кровь… Оказалось, что не с чем поработать окрепшим силам тела и духа, не могут и укрепиться эти силы, когда требуют и не находят они свежей пищи, твердой почвы. С какою радостью снова поступил бы я в институт, где впервые испытал я сладость трудового приобретения.

Просьба Менделеева не остается без внимания: в 1859 году ему предоставляют командировку за границу. Сначала он хотел было поехать во Францию, в Париж, но в конце концов остановил свой выбор на Гейдельберге Германия. Здесь, устроив небольшую лабораторию, он проводил свои опыты, исследуя расширение жидкостей и температуру абсолютного кипения.

Здесь опубликовал и результаты своих опытных наблюдений в ведущих научных журналах. Спустя всего год он даст отчет о проделанной работе попечителю Петербургского учебного округа: «Главный предмет моих занятий есть физическая химия. Еще Ньютон был убежден, что причина химических реакций лежит в простом молекулярном притяжении, обусловливающем сцепление и подобном явлениям механики.

Блеск чисто химических открытий сделал современную химию совершенно специальною наукою, оторвав ее от физики и механики, но несомненно должно настать время, когда химическое сродство будет рассматриваться как механическое явление, подобно тому как настало уже для нас время считать свет и теплоту подобными же явлениями. Я выбрал своею специальностью те вопросы, решение которых может приблизить это время, потому особенно, что подобные занятия при их новизне представляют и множество частных интересов на каждом шагу. Мне совершенно неожиданно удалось в ней достичь общего результата, посредством которого этот совершенно до сих пор неизвестный вопрос можно считать решенным».

В милом сердцу Гейдельберге Д. Менделеев сблизился с И. Сеченовым, впоследствии выдающимся физиологом, автором классического труда «Рефлексы головного мозга», и А.

Бородиным, славу которому принесли не только открытия в области химии, но и новаторские свершения в музыке, создание таких героико-эпических произведений, как опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония». Дружба их продлилась многие годы. Потом часовенка, подошли, кругом всё сосны и сосны, мох, камни.

Прямо от Конь-камня лестница, и пашней пошли в скит. Часовенка там и какой-то деревянный крест, от которого отрезывают, чтобы лечиться, кусочки.

Молодой человек тяжело пережил расставание с возлюбленной — 3 дня не выходил из дому, отказывался от еды. Дмитрий Менделеев и Феозова Лещева В тот же период произошло его знакомство с уроженкой его родного города Феозвой Лещевой, старшей его на 6 лет приемной дочерью поэта Петра Ершова, выпускницей Московского Екатерининского института. Девушка полюбила неординарного земляка, страдала из-за его сугубо дружеского к ней отношения и его увлечения Сонечкой. Когда после разрыва с невестой Менделеев уехал в Германию, их с Феозвой дружба продолжилась по переписке.

В Гейдельберге у Дмитрия случились романтические отношения с актрисой Агнессой Фойхтманн. Он впоследствии посылал ей деньги на родившегося ребенка, хотя и не был уверен в своем отцовстве. Вернувшись на родину, по совету сестры Ольги в 1862 он женился на Феозве. В 1879 их не слишком удачный брачный союз распался. Сын Володя остался жить с ним, дочь Ольга — с экс-супругой. Анна Попова В 1876 уже общепризнанный автор Периодического закона страстно полюбил юную Анну Попову из Академии художеств, дочь казачьего полковника из столицы российской глубинки Урюпинска.

Однако его супруга долго отказывалась разводиться, а родители девушки, которая была младше Дмитрия на 26 лет, узнав о романе, запретили им видеться и затем вовсе отправили ее подальше от него в Рим. Друг Дмитрия, Андрей Бекетов, видя его муки, сумел найти нужные слова для Феозвы, и в 1879 она наконец согласилась дать развод. Но следующим препятствием на пути к счастью влюбленных стала епитимья церкви на новый брак ученого. К счастью, в Кронштадте нашелся священник, нарушивший этот запрет и все же их обвенчавший. Правда, сам он после содеянного лишился сана. В этом союзе у ученого появилось еще четверо деток — Люба, Ваня и близнецы Маша и Вася.

Дмитрий Менделеев много путешествовал, любил шахматы, музыку, являлся большим ценителем живописи, книг — уважал Плутарха, Гоголя, Шекспира, но недолюбливал Достоевского, Мопассана и Золя. Смерть В 1907 гений русской науки сильно простудился и заболел пневмонией.

Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в науку

В 1869 году открыл Периодический закон химических элементов — один из основных законов естествознания. Он оставил свыше 500 печатных трудов, среди которых классические «Основы химии» — первое стройное изложение неорганической химии. Также Д. Менделеев является автором фундаментальных исследований по таким наукам , как физика , метрология , воздухоплавание , метеорология , сельское хозяйство , экономика , народное просвещение. Дмитрий Иванович организатор и первый директор Главной палаты мер и весов , а также профессор Императорского Санкт-Петербургского университета ; член-корреспондент по разряду «физический» Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Биография Происхождение Менделеев, Дмитрий Иванович Дмитрий Иванович, родился 27 января 8 февраля 1834 в Тобольске семье Менделеева Ивана Павловича , в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа, и Менделеевой Марии Дмитриевны Корнильевой.

Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком. Из семнадцати детей восемь умерли ещё в младенчестве троим из них родители даже не успели дать имён , а одна из дочерей, Маша, умерла в возрасте 15 лет в 1826 году в Саратове. В Государственном архиве Тобольска хранится метрическая книга тобольской Богоявленской Богородицкой церкви, в которой есть запись: «Генваря двадцать седьмого дня [1834 года]: Тобольской гимназии директора надворного советника Ивана Павлова Менделеева от законной его жены Марьи Дмитревой родился сын Димитрий. В одном из вариантов посвящения матери первого своего крупного труда «Исследования водных растворов по удельному весу» Дмитрий скажет: …Вашего последыша семнадцатого из рождённых Вами Вы подняли на ноги, вскормили своим трудом после смерти батюшки, ведя заводское дело, Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной…, родину со всеми её нераздельнейшими богатствами, дарами…, больше всего труд со всеми его горестями и радостями…, Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору, Вы вывезли с этими внушениями и доверчиво отдали в науку, сознательно чувствуя, что это будет последнее Ваше дело. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость.

Приняв от Вас… так много, хоть малым, быть может, последним, Вашу память почитаю [2]. Дед Д. Менделеева по отцовской линии Соколов Павел Максимович, был священником села Тихомандрицы Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, расположенного в 2 километрах от северной оконечности озера Удомля. Только один из четверых его сыновей, Тимофей, сохранил фамилию отца. Как было принято в то время в среде духовенства, по окончании семинарии троим сыновьям Павла Соколова были даны разные фамилии: Александру — Тихомандрицкий по названию села , Василию — Покровский по приходу, в котором служил Павел Соколов , а Иван, отец Дмитрия, в виде прозвания получил фамилию соседних помещиков Менделеевых сам Дмитрий так толковал её происхождение: «…дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик Менделеев менял лошадей» [3].

Иван Павлович Менделеев — отец Д. Неизвестный художник первой половины XIX в. Окончив в 1804 год у духовное училище, Иван Менделеев поступил на филологическое отделение Главного педагогического института. В 1807 году после окончания института в числе лучших студентов, Иван был определён «учителем философии , изящных искусств и политической экономии» в Тобольск, где в 1809 год у женился на Марии Корнильевой происходила из старинного рода сибирских купцов и промышленников , внучке Корнилина Якова Григорьевича. В декабре 1818 года Иван Менделеев был назначен директором училищ Тамбовской губернии [4].

С лета 1823 по ноябрь 1827 года семья Менделеевых жила в Саратове , а затем возвратилась в Тобольск , где Иван Менделеев получил место директора Тобольской классической гимназии. Его свойства ума, культура и творческое начало определяли педагогические принципы, которыми он руководствовался в преподавании своих предметов. В год рождения Дмитрия, Иван Менделеев ослеп, что вынудило его выйти на пенсию.

Дмитрий Иванович сам так рассказывал об открытии: «Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги и заснул опять». Что ж, выходит, — действительно, приснилась. Только, как Менделеев сказал в одном из интервью: «Я над ней, может, 25 лет думал! Таким образом, никакой мистики в открытии периодического закона нет. С подобными подходами в науке Менделеев как раз активно боролся. По его инициативе, например, Русское физическое общество выступило с резкой критикой спиритизма. Ученый первым в России возглавил борьбу с лженаукой. Менделеев страстно интересовался всеми новинками техники. Он спроектировал стратостат для полетов в стратосферу первый такой аппарат построит Огюст Пикар и только спустя полвека и управляемый аэростат — прообраз дирижаблей. Мало того, Менделеев сам поднимался в воздух на воздушном шаре: сначала в 1878 году в Париже, а в 1887 году уже в России. В этот полет, предназначенный для изучения Солнца во время затмения, ученый отправился в одиночку — намокший шар не смог поднять второго человека. Менделеева привлек проект самолета Можайского. А со знаменитым адмиралом Макаровым он работал над конструкциями ледоколов. Дмитрий Иванович входил в комиссию по постройке легендарного ледокола «Ермак». Великий химик был и автором российского бездымного, пироколлодийного пороха. Порох Менделеева превосходил по своим возможностям иностранный, мог применяться в снарядах любого калибра. Существует легенда, что состав французского прототипа своего пороха Менделеев вычислил, подсчитывая вагоны с сырьем разного рода, поступающие на завод, и с готовой продукцией, отгружаемой оттуда.

Это стало отправной точкой не только в поиске новых элементов, но и в их систематизации. Сто лет спустя французским химиком Антуаном Лавуазье был составлен новый перечень, в который входили уже 35 элементов. Но поиск новых элементов продолжался учеными по всему миру. К середине XIX века было открыто 63 химических элемента и ученые всего мира не раз предпринимали попытки объединить все существовавшие вещества в единую концепцию. Элементы предлагали разместить в порядке возрастания атомной массы и разбить на группы по сходству химических свойств. В 1863 году свою теорию представил химик и музыкант Джон Александр Ньюлендс, который предложил схему размещения химических элементов, схожую с той, что открыл Менделеев, но работа английского ученого не была принята всерьез научным сообществом из-за того, что автор увлекся поисками гармонии и связью музыки с химией. Благодаря кропотливому труду и сопоставлению химических элементов Менделеев смог обнаружить связь между элементами, в которой они могут быть одним целым, а их свойства являются не чем-то само собой разумеющимся, а представляют собой периодически повторяющееся явление. В результате размышлений Менделеева 1 марта 1869 года был завершен самый первый вариант Периодической системы химических элементов, который получил тогда название "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве". Как выглядела первая таблица Менделеева В этом варианте элементы были расставлены по девятнадцати горизонтальным рядам рядам сходных элементов, ставших прообразами групп современной системы и по шести вертикальным столбцам прообразам будущих периодов. В этой работе, датированной августом 1871 года, Дмитрий Менделеев приводит формулировку периодического закона, которая затем оставалась в силе на протяжении более сорока лет: "Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса". Астафьев Почему таблица называется периодической Суть открытия Менделеева в том, что с ростом атомной массы химические свойства элементов меняются не монотонно, а периодически. После определенного количества разных по свойствам элементов свойства начинают повторяться. Так, калий похож на натрий, фтор — на хлор, а золото схоже с серебром и медью. Появление новых элементов в таблице Менделеева Пользуясь периодической системой, Менделеев также предсказал открытие нескольких новых химических элементов и описал их химические и физические свойства. В дальнейшем расчеты ученого полностью подтвердились: галлий открыт в 1875 году , скандий открыт в 1879 году и германий открыт в 1885 году поразительно точно соответствовали тем свойствам, которые описал Менделеев. Затем прогнозы гениального химика продолжили реализовываться и были открыты еще восемь новых элементов, среди которых: полоний 1898 год , рений 1925 год , технеций 1937 год , франций 1939 год и астат 1942—1943 годы. Кстати, в 1900 году Дмитрий Менделеев и шотландский химик Уильям Рамзай пришли к мнению, что в таблицу должны быть включены и элементы нулевой группы — до 1962 года они назывались инертными, а после — благородными газами. На сегодняшний день в Периодической системе химических элементов — 118 элементов.

Дмитрий Иванович Менделеев 1834—1907 гг. Его главное открытие и разработка — периодическая система химических элементов, или таблица Менделеева. Происхождение Биография Менделеева полна интересных фактов, которые чаще всего мало известны простому обывателю. Дмитрий Иванович родился в семье директора Тобольской гимназии Ив. Менделеева и М. Корнильевой, дочери небогатого сибирского помещика, 27. Он был 17 сыном по другой версии — 14 , но мать сделала все возможное, чтобы ее «последыш» получил хорошее образование. Детские годы и воспитание В краткой биографии Менделеева Дмитрия Ивановича говорится о том, что часть своей жизни будущий ученый провел в Сибири, где в это же время отбывали ссылку декабристы. Семья Менделеевых была знакома с И. Пущиным, А. Муравьевым, П. Свистуновым, М.

Дмитрий Менделеев: судьба в науке

Она также очень ответственно относилась к воспитанию и образованию детей — читала им вслух, играла на фортепиано, с четырех лет обучала грамоте. Именно она привила Мите страсть к науке и предопределила его судьбу. Родители Дмитрия Менделеева В их доме царила атмосфера любви, теплоты и доверия, часто бывали ссыльные декабристы. На формирование личности будущего ученого повлиял также дядя Василий, проживавший в Москве. Подросток не раз гостил у него и встречался с посещавшими его дом представителями российской науки и культуры, включая Евгения Баратынского, Михаила Погодина, Николая Гоголя. Когда Мите исполнилось 13 лет, и он учился в гимназии, умер от туберкулеза его отец. В 1849 юноша получил среднее образование и вместе с сестрой Лизанькой и матерью остальные дети к тому времени уже «вылетели из гнезда» отправился в столицу, намереваясь продолжить обучение в Московском университете. Однако выпускникам Тобольской гимназии предписывалось поступать в Казанском учебном округе, поэтому попытки стать студентом столичного вуза и спустя год — Медико-хирургической академии в городе на Неве оказались безуспешными. Вскоре, благодаря поддержке друга покойного отца, профессора математики Дмитрия Чижова, преподававшего в пединституте, он был принят на отделение естественных наук физмата этого учебного заведения.

Мать добилась для сына казенного обеспечения, но спустя несколько недель после его поступления, как будто исполнив свое жизненное предназначение, скончалась в возрасте 57 лет. В 1852 чахотка унесла также жизнь его сестры Елизаветы. Научная деятельность В 1855 Менделеев с отличием завершил обучение и стал учительствовать вначале в гимназии Симферополя, затем — Одессы на юг его отправили для поправки здоровья по ходатайству вуза перед министерством образования. Спустя год в университете города на Неве он защитил магистерскую диссертацию, в 1857 представил очередную квалификационную работу и в качестве доцента начал читать студентам лекции по химии. Молодой учёный Дмитрий Менделеев Спустя два года молодой исследователь был отправлен в немецкий Гейдельберг, где занимался вопросами физхимии и познакомился со многими выдающимися просветителями, включая Германа Гельмгольца, Александра Бородина, Ивана Сеченова. В 1860 он присутствовал на съезде в городе Карлсруэ, спустя год издал знаменитый труд «Органическая химия», высоко оцененный Климентом Тимирязевым и заслуживший присвоения АН престижной Демидовской премии. В 1864 г. Кроме этого, он участвовал в создании университетского устава, физико-химического общества, боролся с попытками ограничения прав студентов.

В 1869 году ученый представил закон и свою знаменитую таблицу, систематизировав элементы.

Он считал, что обязанность каждого человека делать все для своей страны и для народа, в ней проживающего. Однако при всем своем патриотизме и всех заслугах Д. Менделеев долгие годы не был признан в своей настолько любимой им стране. Жизнь и научные труды Д.

Менделеева, этого гиганта человеческой мысли и воли, с каждым годом привлекают всё возрастающее внимание культурного человечества и оказывают всё большее влияние на развитие химических и физических наук. Дмитрий Иванович это именно та история, которой может гордиться Россия, один из самых ярких примеров настоящего гражданина. Для того, что бы более оценить степень влияния этого человека на историю и достижения нашего государства, необходимо, конечно, обратиться к его жизни и к его трудам. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в деревне Верхние Аремзяны Тобольской губернии в семье директора гимназии и попечителя народных училищ Тобольской губернии Ивана Павловича и Марии Дмитриевны Менделеевых. Соколовых, так как дед знаменитого ученого от рождения носил фамилию Соколов и являлся священником, которым в те времена запрещалось иметь более одного живокрещённого наследника, поэтому дед Дмитрия Ивановича, который являлся вторым ребёнком в семье, получил фамилию соседнего помещика Менделеева, эту фамилию дал ему его учитель.

Детей в семье всего было 17 из них 14 живокрещенных. Ради благополучия семьи Мария Дмитриевна вынуждена была взять на себя управление стекольной фабрикой своего брата, которая находилась в 25 километрах от Тобольска, где маленький Дмитрий проводил много времени, наблюдая за варкой и обработкой стекла, что впоследствии повлияло на его интерес к естественным наукам. После окончания в 1849 году Тобольской гимназии Менделеев пытается поступить в московский университет. Но по существующим тогда правилам, лица, окончившие гимназию, могли поступать в университет лишь того же округа, где находилась гимназия. И Митя поступает в Петербургский педагогический институт на физико-математический факультет, который в отличие от школы где Митя учился очень плохо, успехом он блистал лишь на тех предметах, которые истинно увлекали его, таких как физика, математика и история, а настоящим камнем преткновения для Мити оказались иностранный языки: немецкий и особенно латынь, по которым он имел исключительно неудовлетворительные оценки заканчивает в 1858 году с золотой медалью.

Первого мая 1850 года он подал прошения в этот институт и выдержал приемные испытания. Набрав всего 3,22 балла, Митя был принят в институт, вопреки тому, что в данный год набора не было. Будучи студентом физико-математического факультета, он интересовался и науками, проходимыми и на историко-филологическом факультете. В этот период отношение Менделеева к учению начинает заходить за рамки понятия, определенного под словом учение. Однако в 1851 году Дмитрий серьезно заболел чахоткой и в 1853 слег.

Он лежал в клинике педагогического института. Однажды, совершая обход и решив, что Менделеев уже уснул, главный лекарь сказал директору, что этот уже не поднимется. Вот так приговорили врачи гениального ученого к ранней смерти, но Дмитрий Иванович оказался очень сильным волей человеком. Впоследствии Менделеев обращался за помощью к придворному медику Здекауру. Врач посоветовал больному уехать на юг и показаться Пирогову.

Великий врач, осмотрев пациента, говорит о долгой жизни Дмитрия Ивановича. В 1859г. В Гейдельберге Дмитрий Иванович работал у выдающихся физико-химиков того времени Бунзена и Кирхгофа, провёл исследование над капиллярностью, расширением жидкостей и температурой абсолютного кипения. Там он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей. За границей Д.

Менделеев напечатал несколько выполненных им лабораторных исследований и познакомился с рядом крупных иностранных учёных. Однако в Гейдельбергской лаборатории, где молодому ученому было выделено место, работать было практически невозможно. Кругом толпились студенты, не хватало посуды, реактивов. Менделеев принимает решение отправиться в Париж, но и там не получает того, что хочет. Тогда он возвращается в Гейдельберг, где продолжает работать на съемной квартире.

Именно здесь Дмитрий Иванович находит лучших друзей Иван Сеченов, Александр Бородин, Дмитрий Менделеев, настолько известны нам их имена сегодня, однако в то время это была небольшая группа малоизвестных ученых, имеющих общие интересы, в частности химия. Друзья помогали друг другу и всегда, собираясь за чаем, делились интересными наблюдениями. Чуть позже, когда к ним присоединился Мечников, они дали клятву, что, если кому-нибудь из них в жизни будет тяжело, все соберутся, что бы прийти на помощь. Эту клятву каждый из них сдержал. Друзей объединяло не только пристрастие к химии - они были во многом похожи: с одинаковой страстью отдавались работе, а увлекшись чем-то, с головой погружались в новое дело.

Правда, проявлялось у них это по-разному. Менделеев весь отдавался страсти и не остывал, пока в нем тлела хотя бы искра. Он не брался за что-то другое, пока не убеждался в том, что здесь он узнал и взял все. Он искренне радовался своей близости с Бородиным, который был химиком и композитором, поскольку считал его необыкновенно талантливым человеком и благодарил судьбу за то, что она их свела. И как знать, не от этой ли дружбы с Бородиным пошло потом увлечение Менделеева искусством.

Видимо, все-таки многогранность - это действительно неизбежное проявление большого таланта. Человек, великий по-настоящему, наверное, не может вложить в одно русло всю свою силу и весь свой талант. Жизнь, словно бы опасаясь потерять бесценные крупицы человеческого дарования, не позволяет ему сделать это. По возвращении в Петербург Менделеев погрузился в кипучую педагогическую, исследовательскую и литературную работу; написал учебник органической химии и перевод «Химической технологии» Вагнера. В 1865 г.

Менделеев купил в Клинком уезде Московской губернии небольшое имение — село Боблово около 380 десятин земли , организовал там научное применение удобрений, техники, рациональных систем землепользования и за пять лет удвоил урожаи зерновых. Он был одним из первых, кто предложил денежное поощрение труда это, по его мнению, должно было повысить заинтересованность крестьян в качестве их работы для повышения урожайности. В конечном итоге, это оказывалось выгодно и помещику [Д. Менделееву] и крестьянам, так как от качества их работы зависело количество денежных средств, на которые они могли рассчитывать. Можно предположить, что это было одна из первых систем денежного поощрения заработной платы.

Сегодня вся система строится именно на том, что каждый получает лишь то, сколько он реально заработал, в отличие, например, от административных систем коммунизм, социализм. Менделеев отстаивает идею о том, что равенство в нищете не ведет к прогрессу, а справедливая дифференциация доходов служит хорошим стимулом к производительному труду и предпринимательству. В конце концов, общество пришло к осознанию неэффективности социализма, как политической системы, и мы снова убеждаемся, что высказанные Менделеевым, в данном вопросе, предположения оказались абсолютно верны. В 1866 г. Менделеева «Об организации сельскохозяйственных опытов при Вольном Экономическом обществе».

За ней последовали: «Об обществе для содействия сельскохозяйственному труду» 1870 , «Отчет о сельскохозяйственных опытах 1867-1869 гг. Применяемые Менделеевым удобрения, предназначенные для повышения урожайности, вскоре получили широкое распространение в России. Это позволило даже в тяжелые годы добиваться пусть и не самых высоких, но стабильных урожаев в сельском хозяйстве, в чем можно убедиться на примере урожая ржи и ячменя. В среднем в 1860-1900 г. Сегодня минеральные удобрения применяются практически повсеместно.

Они очень эффективны при повышении урожайности на полях, потомствах животных и т. Через некоторое время Менделеев вновь переезжает в Петербург. Мысль о химическом сродстве элементов, которая пришла еще в годы студенчества, опять волновала его. Он был абсолютно твердо убежден, что непременно должен существовать некий закон, который определяет сродство или различие элементов, населяющих мир. В то время химики открыли 64 элемента, знали их атомные веса, так что уже был материал для работы.

Не было только человека, который сумел бы скомпоновать их в единую структуру. К тому времени многие ученые-исследователи пытались найти эту важнейшую связь, однако каждый из них пытался не найти единую систему, а подогнать данные элементы под какую-либо систему. Менделеев смотрел в самую суть явлений и не пытался искать какую-то внешнюю связь, объединяющую все элементы в фундаменте мироздания. Он пытался понять, что их связывает и что определяет их свойства. Менделеев расположил элементы по возрастанию их атомного веса и стал нащупывать закономерность между атомным весом и другими химическими свойствами элементов.

Он пытался понять способность элементов присоединять к себе атомы сородичей или отдавать свои. Он вооружился ворохом визитных карточек и написал на одной стороне название элемента, а на другой его атомный вес и формулы его некоторых важнейших соединений. Снова и снова он перекладывал эти карточки, укладывая их по свойствам элементов, часами сидел, склонившись над своим столом, снова и снова вглядываясь в записи, и ощущал, как начинала кружиться от напряжения голова, а глаза застилала дрожащая пелена [4]. Существует мнение, что во сне к нему пришло озарение, как и в каком порядке надо разложить карточки, чтобы все легло по своим местам, по закону природы. Но эта была справедливая благодарность за те усилия, которые он приложил.

Юный Менделеев бессовестным образом пользовался светлой памятью отца, который работал директором гимназии до своей смерти мальчику на момент его кончины еще не было 13 лет. К тому же, одна из сестер Дмитрия была замужем за преподавателем латыни и греческого языка, что также помогало троечнику. Менделеев всю жизнь воевал с классическим образованием.

Он откровенно писал в мемуарах: «Вот няню я любил, а латынь — нет». Откуда произошла фамилия Менделеев? В 90-ые годы к нам в музей-архив часто забегали люди, интересующиеся одним единственным вопросом: откуда взялась такая фамилия, Менделеев?

Она досталась Дмитрию Ивановичу от деда, но не самым привычным для нас образом. У его деда была фамилия Соколов, но работал он священником. Согласно церковным правилам, сыновья священника получали разные фамилии.

Первый сын Соколова получил фамилию от отца. Второй получил от названия губернии — Тверской. Третий получил фамилию от названия уезда — Тихомандрицкий.

Когда обозримые топонимы заканчивались, а воображение больше не работало, в ход шли фамилии соседних помещиков. Так, отец нашего известного химика Иван Павлович получил фамилию Менделеев. Следовательно, если бы дед Менделеева не был священником, то у нас была бы периодическая система Дмитрия Ивановича Соколова.

Как декабристы повлияли на молодого Менделеева? Как известно, в Тобольске жило много декабристов. Некоторые из них занимали в городе высокие посты вплоть до гражданского губернатора.

И Менделеев писал, что их присутствие накладывало неповторимый отпечаток на многое. Как историк, могу сказать, что это пустые слова, но на ситуацию можно посмотреть глубже. Чем отличались декабристы, рядом с которыми Менделеев провел первые годы жизни, от новой интеллигенции середины века, с которой Менделеев будет учиться в институте?

Так называемая разночинная интеллигенция: Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Их главный лозунг гласил: среда заела. Все хорошее и плохое, что было в жизни, они оправдывали влиянием среды.

Например, Некрасов писал: «Зачем меня на части рвете, Клеймите именем раба?.. Я от костей твоих и плоти, Остервенелая толпа! Наоборот, они организовывали библиотеки, концерты, открывали школы.

Это был люди пушкинского поколения, которые не жаловались на среду, а окультуривали ее. Менделеев оказался в зазоре между двумя этими поколениями, каждое из которых повлияло на него по-своему. Как Менделеев поступал в университеты с помощью родственников?

Мальчик все-таки закончил гимназию и торжественно сжег учебники в то время в гимназиях была такая традиция — сжигать по окончании обучения все книги. Латынь, наверное, бросил первой и отправился домой. Это Ломоносову нужно было хитрить и обманывать, чтобы продолжать учиться дальше, а Менделеев не проходил через эти муки.

Что мама скажет, туда и пойдет. Мать Марья Дмитриевна понимала, что денег немного, но хотела дать последышу образование и решила ехать в Москву. Там жил успешный брат, которого знала вся Москва и который мог помочь с поступлением в благородный пансион.

В то время они давали образование качеством не хуже университетов. Но брат отказался помогать сестре. Все потому, что раньше она уже посылала старшего сына, и пребывание того в Москве закончилось тем же, чем пребывание Пьера Безухова в Петербурге, — выставили на историческую родину за пьянки и прочее нехорошее поведение.

Молодому Дмитрию он предложил пост писаря, но Марья Дмитриевна отказалась и отправилась пробовать варианты в Петербурге Это правда, что Менделеев завалил при поступлении в университет химию? Согласно книги из серии «Замечательная энциклопедия на мальчиков», Менделеев не мог поступить в университет из-за сложного экзамена по химии. На самом деле это миф: нельзя завалить то, что не спрашивают.

Знание химии в то время не проверяли на вступительных экзаменах, а в Императорский Санкт-Петербургский Университет Менделеев не мог поступить из-за правил того времени — в главный вуз столицы не брали абитуриентов из Тобольска. Сам Менделеев хотел стать врачом. В медико-хирургической академии не было вступительных экзаменов, зато было испытание: пребывание в анатомическом театре.

И когда Менделеев увидел труп, то упал в обморок. Вообще, в этом здоровом мужике было много женского характера.

Менделеевым впервые изложен взгляд на природу силикатов как соединений, подобных сплавам оксидных систем. Учёным установлена связь между силикатами как соединениями типа MeO x SiO x и «неопределёнными» соединениями других типов, в частности, растворами, что выразилось правильной трактовкой стеклообразного состояния. Именно с наблюдения процессов стеклоделия начался путь Д. Менделеева в науке.

Возможно, именно этот факт сыграл определяющую роль в его выборе, во всяком случае, данная тема, непосредственно связанная с химией силикатов, в той или иной форме закономерно соприкасается со многими другими его изысканиями. Место силикатов в природе лаконично, но с исчерпывающей ясностью определено Д. Менделеевым: Как органическая материя обуславливается присутствием углерода и им изобилует, так и минеральное царство изобилует кремнезёмистыми соединениями. Эта фраза указывает и на понимание учёным первостепенного утилитарного значения силикатных материалов, древнейших и самых распространённых в практике, и на сложность химии силикатов; поэтому интерес учёного к данному классу веществ, помимо известного практического значения, был связан с развитием важнейшего понятия химии — химическое соединение, с созданием систематики соединений, с решением вопроса о соотношении понятий: химическое соединение определённое и неопределённое — раствор. Чтобы осознать важность и научное значения самой постановки вопроса, актуальность его и по прошествии более чем столетия, достаточно привести слова одного из специалистов в области химии силикатов, академика М. Изучение стекла помогло Д.

Менделееву глубже понять природу кремнекислых соединений и на этом своеобразном веществе увидеть некоторые важные особенности химического соединения вообще. Темам стеклоделия, химии силикатов и стеклообразного состояния Д. Менделеевым посвящено около 30 работ. Исследование газов Эта тема в творчестве Д. Менделеева связана, прежде всего, с поиском учёным физических причин периодичности. Так как свойства элементов находились в периодической зависимости от атомных весов, массы, исследователь мыслил возможность пролить свет на эту проблему, выясняя причины сил тяготения и посредством изучения свойств передающей их среды.

Концепция «мирового эфира» имела в XIX века большое влияние на возможное решение данной проблемы. Предполагалось, что «эфир», заполняющий межпланетное пространство, является средой, передающей свет, тепло и гравитацию. Исследование сильно разреженных газов представлялось возможным средством к доказательству существования названной субстанции, когда свойства «обычного» вещества уже не способны бы были скрывать свойства «эфира». Одна из гипотез Д. Менделеева сводилась к тому, что специфическим состоянием газов воздуха при большом разрежении и мог оказаться «эфир» или некий-то газ с очень малым весом. Менделеевым написано на оттиске из «Основ химии», на периодической системе 1871 года: «Легче всех эфир, в миллионы раз»; а в рабочей тетради 1874 года учёный выражает ещё более ясно ход мысли: «При нулевом давлении у воздуха есть некоторая плотность, это и есть эфир!

Тем не менее, среди его публикаций этого времени таких определённых соображений не высказано Д. Попытка химического понимания мирового эфира. В контексте предположений, связанных с поведением сильно разреженного газа инертного — «наилегчайшего химического элемента» в космическом пространстве, Д. Менделеев опирается на сведения, полученные астрономом А. Белопольским: «Инспектор Главной Палаты мер и весов, обязательно снабдил меня следующими результатами новейших исследований, в том числе и г. А далее он прямо ссылается на эти данные в своих выводах.

При всей гипотетической направленности исходных предпосылок этих исследований, основным и наиболее важным результатом в области физики, полученным благодаря им Д. Менделеевым, явился вывод уравнения идеального газа, содержащего универсальную газовую постоянную. Также очень важным, но несколько преждевременным, было предложенное Д. Менделеевым введение термодинамической шкалы температур. Учёным также было избрано правильное направление для описания свойств реальных газов. Вириальные разложения, использованные им, соответствуют первым приближениям в известных сейчас уравнениях для реальных газов.

В разделе, имеющем отношение к исследованиям газов и жидкостей, Д. Менделеевым сделано 54 работы. Учение о растворах В 1905 году Д. Тут моё богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною…». На протяжении всей своей научной жизни Д.

Менделеева не ослабевал его интерес к «растворной» тематике. Наиболее значительные его исследования в этой области относятся к середине 1860-х, а важнейшие — к 1880-м годам. Тем не менее, публикации учёного показывают, что и в другие периоды своего научного творчества он не прерывал изысканий, способствовавших созданию основы его учения о растворах. Концепция Д. Менделеева эволюционировала от весьма противоречивых и несовершенных первоначальных представлений о природе этого явления в неразрывной связи с развитием его идей в других направлениях, в первую очередь — с учением о химических соединениях. Менделеев показал, что правильное понимание растворов невозможно без учёта их химизма, отношения их к определённым соединениям отсутствия грани между таковыми и растворами и сложного химического равновесия в растворах — в разработке этих трёх неразрывно связанных аспектов заключается основное его значение.

Однако сам Д. Менделеев никогда не называл свои научные положения в области растворов теорией — не сам он, а его оппоненты и последователи так именовали то, что он называл «пониманием» и «представлением», а труды настоящего направления — «попыткой осветить гипотетическим воззрением всю совокупность данных о растворах» — «…до теории растворов ещё далеко»; основное препятствие в её формировании учёный видел «со стороны теории жидкого состояния вещества». Нелишним будет отметить, что, развивая это направление, Д. Менделеев, поначалу априорно выдвинув идею о температуре, при которой высота мениска будет нулевой, в мае 1860 года провёл серию опытов. При определённой температуре, которую экспериментатор назвал «абсолютной температурой кипения», нагретый в парафиновой ванне в запаянном объёме жидкий хлорид кремния SiCl4 «исчезает», перейдя в пар. В статье, посвящённой исследованию, Д.

Менделеев сообщает, что при абсолютной температуре кипения, полный переход жидкости в пар сопровождается уменьшением поверхностного натяжения и теплоты испарения до нуля. Эта работа — первое крупное достижение учёного. Важен также тот факт, что теория растворов электролитов приобрела удовлетворительную направленность, только восприняв идеи Д. Менделеева, когда произошёл синтез гипотезы о существовании ионов в растворах электролитов с менделеевским учением о растворах. Растворам и гидратам Д. Менделеевым посвящено 44 труда.

Комиссия для рассмотрения медиумических явлений Имевшие в середине XIX века немало сторонников в Западной Европе и Америке, к 1870-м годам получили некоторое распространение и в русской культурной среде — воззрения, подразумевающие поиск разрешения проблем непознанного в обращении к вульгарным формам мистицизма и эзотерики, в частности — к явлениям, именуемым с некоторых пор паранормальными, а в обыденном, лишённом наукообразия лексиконе — спиритуализмом, спиритизмом или медиумизмом. Сам процесс спиритического сеанса преподносится адептами этих движений как момент восстановления нарушенного ранее временного единства материи и энергии и тем самым якобы подтверждается раздельное их существование. Менделеев писал об основных «движителях» интереса к такого рода спекуляциям соприкосновением умопостигаемого и подсознательного. В этой связи древних суеверий с новым учением — весь секрет интереса к спиритизму. Разве стали бы столь много писать и говорить о любом другом учёном разноречии — не стой тут сзади дух, няня и, любезное многим, детство народов. В числе лидеров круга склонявшихся к правомочности такого понимания мироустройства были: выдающийся русский химик А.

Бутлеров в то время — сторонник теории «четвёртого» состояния материи, единомышленник убеждённого спиритуалиста У. Крукса , зоолог Н. Вагнер и известный публицист А. Первоначально попытку разоблачения спиритизма предприняли академик П. Чебышев и профессор М. Цион, брат и сотрудник известного медика И.

Циона, одного из учителей И. Павлова сеансы с «медиумом» Юнгом. В середине 1870-х годов по инициативе Д. Менделеева молодое ещё Русское физическое общество выступило с резкой критикой спиритизма. Опыты по изучению действий «медиумов», братьев Петти и госпожи Клейер, присланной У. Круксом по просьбе А.

Аксакова, начались весной 1875 года. В качестве оппонентов выступали А. Бутлеров, Н. Вагнер и А. Первое заседание — 7 мая председатель — Ф. Эвальд , второе — 8 мая.

После этого работа комиссии была прервана до осени — третье заседание состоялось только 27 октября, а уже 28 октября педагог, деятель столичной думы Фёдор Фёдорович Эвальд, входивший в первый состав комиссии, пишет Д. Менделееву: «…чтение книг, составленных господином А. Аксаковым и т. На смену ему в работу комиссии, несмотря на большую педагогическую загруженность, были включены физики Д. Бобылёв и Д. На разных этапах работы комиссии весна 1875-го, осень — зима 1875—1876 годов в её состав входили: Д.

Бобылёв, И. Боргман, Н. Булыгин, Н. Егоров, А. Еленев, С. Ковалевский, К.

Краевич, Д. Лачинов, Д. Менделеев, Н. Петров, Ф. Петрушевский, П. Фан-дер-Флит, А.

Хмоловский, Ф. Комиссией был применён ряд методов и технологических приёмов, исключавших использование «магнитизёрами» физических закономерностей для манипуляций: пирамидальный и манометрический столики, устранение внешних факторов, препятствующих полноценному восприятию обстановки эксперимента, допускающих усиление иллюзий, искажение восприятие реальности. Результатом деятельности комиссии явилось выявление ряда специальных приёмов, вводящих в заблуждение, разоблачение очевидного обмана, констатация отсутствия каких бы то ни было эффектов при корректных условиях, препятствующих неоднозначному толкованию явления — спиритизм был признан следствием использования «медиумами» психологических факторов для управления сознанием обывателей — суеверием. Работа комиссии и полемика вокруг предмета её рассмотрения вызвала живой отклик не только в периодике, которая в целом заняла сторону здравомыслия. Менделеев, впрочем, в итоговом издании предостерегает журналистов от легкомысленного, однобокого и неправильного толкования роли и влияния суеверия. Свою оценку дали П.

Боборыкин, Н. Лесков, многие другие и, прежде всего, Ф. Критические замечания последнего в большей степени имеют отношение не к спиритуализму как таковому, противником которого сам он являлся, а к рационалистическим взглядам Д. В начале 21-ого века этот упрек сохраняет силу: «Не буду углубляться в описание технических приемов, которые мы вычитали в ученых трактатах Менделеева … Применив некоторые из них на опыте, мы обнаружили, что можем установить особую связь с какими-то непостижимыми для нас, но совершенно реальными существами. Менделеев указывает на различие, коренящееся в исходной нравственной позиции исследователя: в «добросовестном заблуждении» или сознательном обмане. Именно нравственные принципы он ставит во главу угла в общей оценке всех аспектов и самого феномена, его толкования и, в первую очередь, убеждений учёного, независимых от его непосредственной деятельности — и должен ли он их иметь вообще?

В ответ на письмо «Матери семейства», обвинившей учёного в насаждении грубого материализма, он заявляет, что «готов служить, так или иначе, средством для того, чтобы было меньше грубых материалистов и ханжей, а побольше было бы людей истинно понимающих, что между наукою и нравственными началами существует исконное единство». В творчестве Д. Менделеева эта тема, как и всё в круге его интересов, закономерно связана сразу с несколькими направлениями его научной деятельности: психология, философия, педагогика, популяризация знаний, исследование газов, воздухоплавание, метеорология и т. В то время как исследование газов косвенно, через гипотезы о «мировом эфире», например, имеет отношение к «гипотетическим» же факторам, сопутствующим основной теме рассматриваемых мероприятий в том числе колебания воздуха , указание на связь с метеорологией и воздухоплаванием может повлечь резонное недоумение. Однако они явились не случайно в этом перечне в виде смежных тем, «присутствуя» уже на титульном листе «Материалов», а слова из публичных чтений Д. Менделеева в Соляном городке лучше всего отвечают на вопрос о метеорологии: Как ни далеки кажутся два таких предмета, как спиритизм и метеорология, однако между ними существует некоторая связь, правда отдаленная.

Воздухоплавание Занимаясь вопросами воздухоплавания, Д. Менделеев, во-первых, продолжает свои исследования в области газов и метеорологии, во-вторых — развивает темы своих работ, вступающих в соприкосновение с темами сопротивления среды и кораблестроения. Пикаром только в 1924 году. Менделеев также спроектировал управляемый аэростат с двигателями. В 1878 году учёный, находясь во Франции, совершил подъём на привязном аэростате Анри Жиффара. Летом 1887 года Д.

Менделеев осуществил свой знаменитый полёт. Возможным стало это и благодаря посредству Русского технического общества в вопросах оснащения. Важную роль в подготовке этого мероприятия сыграли В. Срезневский и в особой степени изобретатель и аэронавт С. Менделеев, рассказывая об этом полёте, разъясняет почему РТО обратилось именно к нему с такой инициативой: «Техническое общество, предложив мне произвести наблюдения с аэростата во время полного солнечного затмения, хотело, конечно, служить знанию и видело, что это отвечает тем понятиям и роли аэростатов, какие ранее мною развивались». Обстоятельства подготовки к полёту ещё раз говорят о Д.

Менделееве, как о блестящем экспериментаторе здесь можно вспомнить о том, что он считал: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, — не только бесполезен, но прямо вреден. Он вселит в начинающих мертвящий дух классицизма, схоластики, убьет их живое стремление». Менделеев был очень увлечён возможностью с аэростата впервые наблюдать солнечную корону во время полного затмения. Он предложил использовать для наполнения шара не светильный газ, а водород, который позволял подняться на большую высоту, что расширяло возможности наблюдения. И здесь снова сказалось сотрудничество с Д. Лачиновым, приблизительно в это же время разработавшим электролитический способ получения водорода, на широкие возможности использования которого Д.

Менделеев указывает в «Основах химии». Естествоиспытатель предполагал, что изучение солнечной короны должно дать ключ к пониманию вопросов, связанных с происхождением миров. Из космогонических гипотез его внимание привлекла появившаяся в то время идея о происхождении тел из космической пыли: «Тогда солнце со всей его силой само оказывается зависящим от невидимо малых тел, носящихся в пространстве, и вся сила солнечной системы черпается из этого бесконечного источника и зависит только от организации, от сложения этих мельчайших единиц в сложную индивидуальную систему. В сопоставлении с другой гипотезой — о происхождении тел солнечной системы из вещества солнца — он высказывает такие соображения: «Как ни противоположны на первый взгляд кажутся эти понятия, они так или иначе уложатся, помирятся — таково свойство науки, которая содержит выводы мысли, испытанные и проверенные. Надо только не довольствоваться одним уже установленным и узнанным, надо не окаменеть в нём, всё дальше и глубже, точнее и подробнее изучать все явления, могущия содействовать разъяснению этих коренных вопросов. Этот полёт привлёк внимание широкой общественности.

В Боблово 6 марта приезжает И. Репин, и вслед за Д. Менделеевым и К. Краевичем направляется в Клин. В эти дни им были сделаны зарисовки. Менделеевым должен был лететь пилот-аэронавт А.

Кованько, но из-за прошедшего накануне дождя повысилась влажность, шар намок — двух человек поднять был не в состоянии. По настоянию Д. Менделеева его спутник вышел из корзины, предварительно прочитав учёному лекцию об управлении шаром, показав, что и как делать. Менделеев отправился в полёт в одиночестве. Впоследствии он так комментировал свою решимость:... Немалую роль в моём решении играло...

Мне хотелось демонстрировать, что это мнение, быть может справедливое в каких-то других отношениях, несправедливо в отношении к естествоиспытателям, которые всю жизнь проводят в лаборатории, на экскурсиях и вообще в исследованиях природы. Мы непременно должны уметь владеть практикой, и мне казалось, что это полезно демонстрировать так, чтобы всем стала когда-нибудь известна правда вместо предрассудка. Здесь же для этого представлялся отличный случай. Аэростат не смог подняться так высоко, как требовали того условия предполагаемых экспериментов — солнце частично заслоняли облака. В дневнике исследователя первая запись приходится на 6 ч 55 м — по прошествии 20 минут после взлёта. Сверху облака.

Ясно кругом то есть в уровне аэростата.

Менделеев. Творец «Периодической системы» и первого нефтепровода

великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. учителю, Доклад про Дмитрия Ивановича Менделеева. В биографии Менделеева Дмитрия Ивановича говорится о том, что часть своей жизни будущий ученый провел в Сибири, где в это же время отбывали ссылку декабристы. На очередном заседании Русского химического общества, проходившем 6 марта 1869 года, Дмитрий Иванович Менделеев не присутствовал. Благодаря докладу Дмитрия Ивановича новый таможенный тариф удалось ввести в действие с 1 июля 1891 года. Дмитрий Иванович подготовил доклад «Периодическая законность химических элементов», но вернулся в Петербург в срочном порядке, узнав о болезни сына Василия. великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. учителю, Доклад про Дмитрия Ивановича Менделеева.

Биография Дмитрия Менделеева

  • Доклад: Дмитрий Иванович Менделеев
  • Дмитрий Иванович Менделеев и его открытие
  • Открытие периодического закона
  • Открытия и изобретения Д. И. Менделеева
  • Дмитрий Иванович Менделеев: вклад в развитие химии. Реферат. Химия. 2011-07-11
  • 2 - 8 февраля Дни Памяти Дмитрия Ивановича Менделеева

ЭЛЕМЕНТарно: жизнь профессора Менделеева

Блог о саморазвитии Как создавалась таблица Менделеева, и какие уроки творческого процесса можно извлечь из этой истории? Любой, кто ходил в школу, помнит, что одним из обязательных для изучения предметов была химия. Она могла нравиться, а могла и не нравиться — это не важно. И вполне вероятно, что многие знания по этой дисциплине уже забыты и в жизни не применяются. Однако таблицу химических элементов Д. Менделеева наверняка помнит каждый. Для многих она так и осталась разноцветной таблицей, где в каждый квадратик вписаны определённые буквы, обозначающие названия химических элементов. Но здесь мы не будем говорить о химии как таковой, и описывать сотни химических реакций и процессов, а расскажем о том, как вообще появилась таблица Менделеева — эта история будет интересна любому творчески мыслящему человеку, да и вообще всем тем, кто охоч до интересной и полезной информации. Небольшая предыстория В далёком 1668 году выдающимся ирландским химиком, физиком и богословом Робертом Бойлем была опубликована книга, в которой было развенчано немало мифов об алхимии, и в которой он рассуждал о необходимости поиска неразложимых химических элементов.

Учёный также привёл их список, состоящий всего из 15 элементов, но допускал мысль о том, что могут быть ещё элементы. Это стало отправной точкой не только в поиске новых элементов, но и в их систематизации. Сто лет спустя французским химиком Антуаном Лавуазье был составлен новый перечень, в который входили уже 35 элементов. Но поиск новых элементов продолжался учёными по всему миру. И главную роль в этом процессе сыграл знаменитый русский химик Дмитрий Иванович Менделеев — он впервые выдвинул гипотезу о том, что между атомной массой элементов и их расположением в системе может быть взаимосвязь. Благодаря кропотливому труду и сопоставлению химических элементов Менделеев смог обнаружить связь между элементами, в которой они могут быть одним целым, а их свойства являются не чем-то само собой разумеющимся, а представляют собой периодически повторяющееся явление. В итоге, в феврале 1869 года Менделеев сформулировал первый периодический закон, а уже в марте его доклад «Соотношение свойств с атомным весом элементов» был представлен на рассмотрение Русского химического общества историком химии Н.

В 1848-м фабрика сгорела, и матери пришлось оставить Сибирь, переехать с детками в Москву. У младшего Димы мама сразу заметила талант и выдающиеся способности, несмотря на противоположное о нем мнение со стороны учителей в гимназии. Преподаватели полагали, что у мальчика отсутствуют какие-либо выдающиеся данные — он с трудом изучал латынь и не выказывал интереса к конкретным дисциплинам. Мать же, видя, как сын интересуется делами завода, где ему доводилось бывать, разглядела в нем будущего предпринимателя. Она надеялась определить его в Московский университет. Дмитрий поступил в Главный педагогический институт Санкт-Петербурга, и мама скончалась сразу после зачисления. Именно во время студенчества юноша раскрывал свои таланты, увлекшись научной работой и уже написав выдающуюся статью «Об изоморфизме». В Тобольской губернии в ранние годы Дмитрия проживали ссыльные декабристы: Муравьев, Фонвизин, Свистунов, оказывающие Менделеевым финансовую помощь. В 1855 году Менделеев окончил институт с золотой медалью. Обучался он на физико-математическом факультете. Стал старшим учителем и преподавал в Симферопольской мужской гимназии, имел знакомство с Н. Преподавал позднее в лицее Одессы, в Императорском Санкт-Петербургском университете и других учебных заведениях. Защитил докторскую диссертацию в 1856 г. Дмитрий Менделеев - большой энтузиаст Первые достижения В 1859-м Менделеев работал в Германии в университете Гейдельберга, где обустроил лабораторию и изучал капиллярные жидкости. Там он открыл критическую температуру. В 1861-м Дмитрий вернулся в Петербург и написал учебник по органической химии, за что получил Демидовскую премию. Он не перестал преподавать, с 1864-го в звании профессора, а с 1866-го — имея собственную кафедру. В 1869 году представил миру периодическую систему. В 90-е повлиял на открытие радиоактивности. Лично расписал атомную массу девяти элементов из таблицы. В 1856-1887 занимается разработкой теории растворов. Изучает упругость газов. Менделеев создает схему дробной перегонки нефтепродуктов, указывает, как применять трубопровод и цистерны. Черное золото больше не сжигалось в топках. В 1875-м Дмитрий Иванович участвовал в Парижском географическом конгрессе. Он поехал во Францию с собственной наработкой — дифференциальным барометром-высотомером.

Менделеев активно участвовал в благотворительной деятельности. Так, 15 декабря 1875 года он прочитал платную лекцию о сущности спиритизма, весь сбор от которой поступил в фонд помощи славянам Боснии и Герцеговины. Дмитрий Иванович был членом Общества содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам и активно участвовал в его деятельности. Всё лето 1892 года Менделеев и другие известные учёные читали публичные лекции на курорте «Старая Русса». На вырученные от чтений средства была открыта колония для лечения детей [6]. Таким образом можно отметить, что Д. Менделеев - гениальный химик, плодотворный исследователь в области геологии, метеорологии, гидродинамики. Глубокий знаток химической, и вообще русской промышленности. К сожалению, ему не суждено было стать государственным деятелем, хотя он видел и понимал будущие задачи России. Он умел быть философом в химии, в физики и других сферах естествознания. Ему приходилось касаться проблем философии, политической экономики и социологии. Заключение Научные достижения Д. Менделеева, наиболее значительным из которых стала периодическая система химических элементов, выдвинули его в круг замечательных русских ученых. Среди них М. Ломоносов, А. Бутлеров, В. Докучаев, В. Ломоносов открыл закон сохранения массы, А. Бутлеров создал теорию строения органических соединений, а В. Докучаев и В. Вернадский обобщили явления биосферных масштабов. Все они проявили выдающиеся способности к обобщениям огромного количества научных фактов. В этом проявляется некая особенность русского характера, которая упомянута даже в школьных хрестоматиях. Мы полагаем, что эта черта ассоциирована с качественными особенностями целого по отношению к его частям, что отличает русскую научную мысль от западной научной мысли. Под влиянием западной научной мысли происходила специализация науки в Х1Х веке и уверенность в том, что свойства любого объекта могут быть получены из анализа его составляющих, то есть путем расчленения. Эта уверенность себя исчерпала в ХХ веке, что прогнозировал В. Он отмечал, что синтетическое изучение природы вскрывает черты, которые упускаются при аналитическом расчлененном подходе. Эта синтетическая особенность характерна для наших великих русских ученых, которые отличились обобщением научных данных. В их ряду достойное место занимает Д. Литература Дмитриев И. Дмитриев И. Скучная история О неизбрании Д. Менделеева в Императорскую академию наук в 1880 г. Дружинин П. Загадка «Таблицы Менделеева»: История публикации открытия Д. Менделеевым Периодического закона. ISBN 978-5-4448-0976-1. Летопись жизни и деятельности Д. Добротин, Н. Карпило, Л. Керова, Д. Трифонов; Отв.

Пороходелием Дмитрий Менделеев был изобретён на протяжении нескольких лет, и посвятил этой теме 68 научных работ. Читайте также: Метеорологические исследования Воздушный шар, на котором совершил свой исторический полёт Дмитрий Менделеев Дмитрий Иванович всегда говорил, что учёный-естествоиспытатель должен не только заниматься сухой теорией, но и самолично подавать пример, иначе грош ему цена. Подтверждая собственные слова, он поднялся в небо на воздушном шаре экспериментальной конструкции, который тогда ещё был диковинкой, и в ходе этого полёта провёл множество замеров температуры воздуха на различной высоте, придя к выводам о зависимости температуры от высоты над уровнем моря. Это открытие Менделеева в дальнейшем легко в основу множества трудов по метеорологии, а сам отважный учёный преодолел на наполненном водородом воздушном шаре несколько сотен километров, прямо в воздухе устранив неисправность выпускного клапана, и совершил благополучную посадку в Московской области. Критическая температура В ходе многочисленных экспериментов Дмитрий Иванович Менделеев открыл «абсолютную температуру кипения жидкости», то есть такую температурную точку, при которой различия в физических свойствах пара и жидкости исчезают. На самом деле о критической температуре ещё в 1822 году догадался французский учёный-естествоиспытатель Шарль Каньяр де Ла-Тур, но открытие Менделеева никак с ним не связано — он пришёл к нему самостоятельно. Тем более что работа Ла-Тура в своё время прошла практически незамеченной, и не была известна широкому научному сообществу. Как бы то ни было, существование современной промышленности без этого открытия было бы невозможным. Универсальная газовая постоянная Уравнение Менделеева — Клапейрона, или уравнение идеального газа Изучению газов и их свойств Дмитрий Иванович посвятил много лет и немало научных работ. Основным и важнейшим их итогом стало открытие Менделеевым универсальной газовой постоянной, которая является неотъемлемой частью уравнения идеального газа, известного каждому физику и химику. Это уравнение состояние ныне известно, как уравнение Менделеева — Клапейрона, так как оба этих учёных открыли его одновременно. В научном мире это довольно распространённая практика, когда одно открытие называют именами сразу нескольких человек.

Дмитрий Иванович Менделеев

великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. учителю, Доклад про Дмитрия Ивановича Менделеева. Дмитрий Менделеев добился всемирного призвания еще при жизни, в его научный титул входило более ста наименований. Дмитрий Иванович Менделеев как русский учёный-энциклопедист: химик, физик, метролог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Сам Дмитрий Иванович писал: «Фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседский помещик Менделеев менял лошадей и скотину.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий