Действующая толпа подразделяется на: организованную; спонтанную; стяжательскую; агрессивную. • Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное поведение; коллективное поведение; групповое поведение. •. 12. Действующая толпа подразделяется на: Стяжательскую это мародеры. Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу. Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу. Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательскую и так называемую агрессивную. Действующая, спасающаяся толпа—это толпа, находящаяся в состоянии паники.
Схема социального поведения
группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на. Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, автоматически. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Так называемая действующая толпа отличается активными действиями делинквентно-го характера и подразделяется на агрессивный и стяжательский подвиды [11; 12; 13]. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа.
Смотрите также
- Психология толпы
- Читайте также
- Виды толпы и их характеристики
- Психология толпы, виды толп. как управлять толпой
- Сущность и субъекты массового социального поведения
Психология массовидных явлений. Способы изучения толпы
Случайную толпу составляют зеваки, собравшиеся около места уличного происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест, либо поддержку - какому-либо лицу или группе лиц. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуации нормы, но выходит за рамки обычного поведения. Например, неиствующие болельщики на стадионе. Действующая толпа - это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Стяжательская - это мародерствующая, грабящая толпа, а экстатическая - доведенная до исступления в результате каких-либо религиозных ритуалов. В этот вид толпы может превратиться и молодежная аудитория в ходе концертов рок-групп. Под термином "публика"понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы.
Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т.
Однако вернемся к нашему примеру. Из экспрессивной формы, выражающей негативное отношение к полиции, толпа легко хотя здесь уже требуются вожаки может превратиться в агрессивную толпу. Затем, направившись к ближайшему полицейскому участку и разгромив его, она вполне может побывать и в состоянии стяжательской толпы. Но этим дело может не кончиться. При наличии определенного внешнего воздействия такая толпа легко превращается в мятежную. И тогда ей мало разгрома одного участка — ведь «во всем виноваты власти! И такая толпа, непрерывно увеличиваясь в объеме, уже движется к местам дислокации органов высшей власти с весьма недвусмысленными намерениями. Захватив их или заставив власти покинуть эти места, такая толпа превращается в революционную.
Вся политико-психологическая динамика такой трансформации толпы, от случайной до революционной, может занять от нескольких часов до нескольких дней. Наиболее яркий пример именно такой трансформации разных видов толпы нам удалось наблюдать в Иране в период краха шахского режима и прихода к власти режима аятоллы Р. В Тегеране все шло именно по этой схеме. В один момент в нескольких десятках концов города вдруг случились некие дорожно-транспортные происшествия. И возникли первые, вроде бы совершенно «случайные» толпы. Далее все пошло абсолютно по описанной выше схеме и привело к известным результатам. Собранная публика. Позаимствуем пример у В. Перед Сенатом выступает Брут, и Сенат рукоплещет его планам и предложениям, явно одобряя их. Но вслед за Брутом выступает Марк Антоний.
И тот же самый Сенат, с той же самой силой, рукоплещет теперь уже его предложениям, в итоге одновременно одобряя прямо противоположные планы. Теперь — реальный исторический пример. Французский историк И. Тэн так описывал заседания Конвента: «Они одобряют и предписывают то, к чему сами питают отвращение; не только глупости и безумия, но и преступления, убийства невинных. Единогласно и при громе самых бурных аплодисментов левые, соединившись с правыми, посылают на эшафот Дантона, своего естественного главу, великого организатора и вдохновителя революции. Единогласно и также под шум аплодисментов правые, соединившись с левыми, визируют наихудшие декреты революционного правительства. Равнина и гора, большинство и меньшинство кончили тем, что согласились вместе содействовать собственному самоубийству» Бехтерев, 1919. Как справедливо указывал все тот же Г. Лебон, «при определенных условиях — и притом только при этих условиях — собрание людей представляет совершенно новые черты, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает.
Собрание становится тем, что, я сказал бы, не имея лучшего выражения, организованной толпой, или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющееся закону духовного единства толпы» Лебон, 1908. Однако, несмотря на весь авторитет Лебона, трудно не согласиться и с Я. Щепань-ским, утверждавшим, что собранная публика может выступать в нескольких видах1. Прежде всего, он выделял публику, собравшуюся случайно, или «сборище». Другой вид — публика, собравшаяся преднамеренно, которая тоже может выступать в двух различных формах: как публика отдыхающая, ищущая развлечений и как публика, ищущая информации в том числе на митингах и политических собраниях. В целом же, «собранная публика — это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Это общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события — основа ее обособления. Следующей чертой является готовность к реагированию некоторым сходным образом. Это сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики» Щепаньский Я, Элементарные понятия социологии. Механизм психологического объединения, в общем, вполне очевиден.
После внешнего, физического соединения в одном помещении публика редко действует на улице , под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов среди публики образуются определенные сходные или общие реакции, переживания или устойчивые ориентации. Такая публика обычно быстро осознает рождающиеся у нее настроения, что усиливает впечатления, вызванные действием общего стимула. Однако Щепаньский делает вынужденное признание: «Таким образом, в публике могут возникнуть такие же явления, как и в толпе, а именно общее эмоциональное напряжение, утрачивание рефлексивности, ощущение единства, солидарности. Поэтому некоторые виды публики, как, например, сборища, собрания или митинги, могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу» Щепаньский, 1969. Значит, при наличии определенных различий между толпой и «собранной публикой» есть и немало общего. Особое значение разных видов толпы и собранной публики проявляется в периоды социальных волнений, развития революционных настроений, войн, забастовок, когда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она, в свою очередь, в толпу повстанческую, если ею овладеют организованные группы, которые сумеют направить ее действия в желательном для них направлении. Примеров единства такого рода со стороны элитной «публики» и «низких» массовых толп в истории было очень много. Из последнего времени — в ходе целой серии «бархатных революций» в Восточной Европе на рубеже 80-х-90-х гг.
Например, зрители в кино, театре, на художественной выставке и т. Индивид также может стать субъектом массового социального поведения. Это объясняется тем, что их действия, не согласованные во времени и пространстве, могут привести к определенным социальным последствиям. Например, действие вкладчиков банка по какой-то причине, в одно время решивших забрать свои деньги, могут привести к разорению этого заведения. Массовое социальное поведение в зависимости от масштабов и степени организации можно подразделить на социальные движения и коллективное поведение. Белорусский социолог академик АНБ Е. Бабосов определяет социальное движение как «массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанных с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, и направленные на социальные изменения или сопротивления им в конфликтном противодействии с другими социальными группами ». Социология: учеб. Бабосов; под ред. Социальные поведения могут носить как политический характер например, революционные движения или иные действия больших групп людей, выступающих с политическими требованиями к власти , так и не политический например, экологическое, молодежное, религиозное, феминистское, в защиту лица , хотя и эти движения могут нести элементы политического характера. Различают также движения реформистские, утопические, регрессивные. Социальные движения, как правило, возникают там, где своевременно не разрешаются проблемы, затрагивающие интересы значительной части населения и зачастую в нестабильных обществах. В стабильных обществах также могут возникать социальные движения, но они приобретают характер культурных течений. Культурные течения - это процесс, в ходе которого определенные причины медленно изменяют способы жизнедеятельности людей, но результат их действия является очевидным. Например, эмансипация женщин или движение расовой сегрегации в США привели к изменениям в законодательстве и общественном мнении. Рязанов, А. Коллективное поведение - спонтанные, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации , возникающие объективно и внезапно. Субъектом такого поведения является толпа, но может происходить и в массовом масштабе. Французский врач и социальный психолог Габриель Лебон исследовал эту форму массового поведения. В своей работе «Психология толпы» он попытался проследить процесс зарождения и действия толпы.
Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличается от решений, принятых собранием глупцов, так как в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума»1. При том, что Г. Лебон весьма упрощенно трактует проблему индивидуального и коллективного бессознательного и его взгляды подвержены сильному влиянию биологического детерминизма, в целом его выводы как о практически неизбежной деперсонификации и деперсонализации личности в толпе, так и о деструктивности толпы в целом совершенно справедливы. Более того, как показывает, в частности, практика организационной психологии, даже высокоструктурированные большие группы профессионалов, строго говоря, не являющихся толпой, часто оказываются совершенно неэффективны при решении задач, требующих творческого и новаторского подхода. Не случайно техники практической социально-психологической работы с такого рода сообществами, как правило, строятся на их дефрагментации по тому или иному принципу с последующим поиском решения в сформированных таким образом малых группах. Лебон также отчетливо выделил ряд социально-психологических механизмов, опосредствующих поведение индивида в толпе: «Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности»2. По сути дела, речь идет о деиндивидуализации, под которой в современной социальной психологии понимается, как правило, потеря испуга перед внешней оценкой и, как минимум, снижение уровня самосознания. Как показали многочисленные исследования, степень деиндивидуализации отчетливо коррелирует с анонимностью, обусловленной, в частности, размерами толпы. Так, например, «проведя анализ 21 случая, когда кто-то в присутствии толпы угрожал спрыгнуть с небоскреба или с моста, Леон Манн обнаружил, что когда толпа была маленькой и освещалась дневным светом, то, как правило, попыток спровоцировать самоубийство не делалось. Но когда размер толпы или ночной мрак обеспечивали анонимность, люди обычно подначивали самоубийцу, всячески издеваясь над ним. Брайан Маллен сообщает о подобных эффектах в шайках линчивателей: чем больше шайка, тем больше ее члены утрачивают чувство самоосознования и тем с большей готовностью соглашаются пойти на зверства, такие как сожжение, растерзание или расчленение жертвы. Для каждого из приведенных примеров... Поскольку «так делали все», то и свое поведение они объясняют сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором»1. Вторая причина, на которую указывает Г. Лебон, — «заразительность или зараза — также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление... В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному»2. В современной социальной психологии под социальным заражением понимается «... При этом нередко «... Классическим примером подобного рода может служить превращение в толпу под воздействием паники такой жестко организованной группы, как воинское подразделение. Механизм заражения активно используется в рамках так называемых «грязных политтехнологий» во время массовых мероприятий, когда группы подставных провокаторов сознательно толкают толпу на те или иные действия от скандирования определенных лозунгов до массовых погромов. Третья, самая главная, с точки зрения Г. Лебона, причина, «... Он уже не осознает своих поступков, и у него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения такой субъект будет совершать известные действия с неудержимой стремительностью; в толпе же эта неудержимая стремительность проявляется с еще большей силой, так как влияние внушения, одинаковое для всех, увеличивается путем взаимности»4. Данный эффект «в чистом виде» часто наблюдается и целенаправленно используется в практике религиозных сект, всевозможных «целителей», «чудотворцев», «экстрасенсов» и т. Лебон особо подчеркивал свойственную толпе склонность к нетерпимости и авторитаризму. С его точки зрения, «толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям. Толпа выражает такую же авторитарность в своих суждениях, как и нетерпимость. Индивид может перенести противоречие и оспаривание, толпа же никогда их не переносит. В публичных собраниях малейшее прекословие со стороны какого-нибудь оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства в толпе, за которыми следуют действия и изгнание оратора, если он будет настаивать на своем»1. Хотя Г. Лебон употребляет слово «авторитетность», совершенно очевидно, что в психологическом плане речь идет именно об авторитарности. К этому следует добавить, что при всей свойственной ей непредсказуемости толпа, в силу всех перечисленных особенностей, склонна почти исключительно к деструктивным и разрушительным действиям. Как известно, поводом к массовым беспорядкам и погромам, имевшим место в центре Москвы летом 2002 года, послужил проигрыш сборной России в матче со сборной Японии на чемпионате мира по футболу. Однако трудно себе представить, что при благоприятном для российской сборной исходе этого матча, пьяная толпа бритоголовых «патриотов» устроила бы на радостях веселый карнавал, по завершении которого мирно разъехалась бы по домам. Почти наверняка можно утверждать, что массовые беспорядки все равно имели бы место, правда, быть может, не в столь воинствующей форме. История самых разных эпох и обществ убедительно свидетельствует: любые попытки заигрывания с толпой и ее использование для достижения политических, идеологических и иных целей практически неизбежно приводят к трагическим и часто необратимым последствиям.
Психология толпы
Потенциальными толпами являются: 1 публика — кратковременное образование людей на основе общих интересов; 2 внешне неорганизованные контактные общности, действующие крайне эмоционально и единодушно; 3 большие по численности аморфные группы, члены которых не имеют в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанные общим постоянным интересом. Ролевая структура толпы: 1 организаторы массовых эксцессов — физические лица. Виды толп.
Группа — это постоянное объединение людей на основе общих интересов и целей. Межличностные объединения — это специальные формы взаимодействия между людьми, которые формируются на основе различных факторов например, семья, дружба, деловые отношения. Толпа может быть случайной временной, спонтанной , организованной предмедитированной и действующей осознанной целью или действием, связанным с ней. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стимулирующую, стяжательскую и непоследовательную.
Разновидности социального поведения включают индивидуальное поведение индивидуальные действия и реакции , коллективное поведение совместные действия большой группы людей и социальные движения организованные формы деятельности с определенными целями, например, политические или революционные. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм или правил общества. Компонентами девиантного поведения являются нарушение норм правил и стигма отклонительная метка, которая прикладывается к человеку из-за его девиантного поведения.
Конформизм подчинение означает приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация нововведение выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения.
Каковы его стадии? Приведите классификацию конфликтов. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Объясните точку зрения авторов на массу и толпу. Бердяев; «Масса, толпа есть "оно", а не "мы". Страница 17 из 24 Сущность и субъекты массового социального поведения. Распространенное отождествление массового социального поведения с какими-либо потрясениями методологически неверно. Это прежде всего образ жизни и действий миллионов людей, которые не участвуют ни в войнах, ни в революциях, ни в уличных беспорядках. Это тончайшая смесь самоограничения и импульса, идеализма и эгоизма, руководимое перспективной целью, с одной стороны, и навязанное повседневным давлением, с другой. Поведение — процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованный их внешней двигательной и внутренней психической активностью. Массовое социальное поведение — это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения семью, микрогруппы, круги межличностного общения. Массы в таком понимании существуют в каждой стране. Они состоят из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам. Народные массы — это социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса. Толпа — контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма то есть приспособленчества, пассивного принятия господствующих мнений составляющих ее индивидов, связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания. Это понятие количественное и видимое. Если масса инертна по своей сути, то толпа всегда активна. Выделяют несколько разновидностей толпы: случайная, экспрессивная, конвенциональная, действующая. Случайную толпу составляют зеваки, собравшиеся около места уличного происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест, либо поддержку какому-либо лицу или группе лиц. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения. Например, неиствующие болельщики на стадионе. Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Стяжательская — это мародерствующая, грабящая толпа, а экстатическая — доведенная до исступления в результате каких-либо религиозных ритуалов. В этот вид толпы может превратиться и молодежная аудитория в ходе концертов рок-групп.
Курс лекций по социологии. Массовое социальное поведение, его субъекты и разновидности
К методам формального социального контроля относятся: наказание: Применение наказания или санкций в ответ на нарушение правил. К типам неформального контроля относятся: социальные вознаграждения: Положительные реакции и поощрения со стороны окружающих. В протекании любого конфликта можно выделить три стадии: зарождение: Начало конфликта, возможно, из-за различий и противоречий. Разрешения конфликта могут быть: компромисс: Достижение соглашения, в котором каждая сторона соглашается на частичные уступки. В зависимости от числа субъектов выделяют конфликты: индивидуальные: Между отдельными людьми.
Обоснование: Конфликт - это ситуация, в которой возникает противоборство интересов или противостояние между различными сторонами. В данном случае, предлагается указать три стадии протекания конфликта, которые включают эскалацию увеличение или усиление конфликта , высшую точку наиболее интенсивный момент конфликта и разрешение стадия, на которой конфликт урегулирован и прекращается. Обоснование: Методы разрешения конфликта основываются на нахождении компромиссов и урегулировании противоречий между сторонами. В данном случае, предлагается указать методы разрешения конфликта, которые включают переговоры диалог и поиск взаимовыгодного решения , посредничество участие третьей стороны в урегулировании конфликта , компромисс достижение соглашения, учитывающего интересы обеих сторон и примирение восстановление доброжелательных отношений после конфликта.
Обоснование: Конфликты могут возникать как на межличностном уровне, так и между различными группами и обществами.
Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии.
Стяжательская — это мародерствующая, грабящая толпа, а экстатическая — доведенная до исступления в результате каких-либо религиозных ритуалов. В этот вид толпы вполне может превратиться и молодежная аудитория в ходе концертов рок-групп. Под термином «публика» понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания.
Им может выступать событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т. Тард называл публикой читателей одной и той же газеты.
Прочитайте приведенные ниже высказывания. Объясните точку зрения авторов на массу и толпу. Бердяев; «Масса, толпа есть "оно", а не "мы". Страница 17 из 24 Сущность и субъекты массового социального поведения. Распространенное отождествление массового социального поведения с какими-либо потрясениями методологически неверно. Это прежде всего образ жизни и действий миллионов людей, которые не участвуют ни в войнах, ни в революциях, ни в уличных беспорядках.
Это тончайшая смесь самоограничения и импульса, идеализма и эгоизма, руководимое перспективной целью, с одной стороны, и навязанное повседневным давлением, с другой. Поведение — процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованный их внешней двигательной и внутренней психической активностью. Массовое социальное поведение — это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения семью, микрогруппы, круги межличностного общения. Массы в таком понимании существуют в каждой стране. Они состоят из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам. Народные массы — это социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса. Толпа — контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма то есть приспособленчества, пассивного принятия господствующих мнений составляющих ее индивидов, связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания.
Это понятие количественное и видимое. Если масса инертна по своей сути, то толпа всегда активна. Выделяют несколько разновидностей толпы: случайная, экспрессивная, конвенциональная, действующая. Случайную толпу составляют зеваки, собравшиеся около места уличного происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест, либо поддержку какому-либо лицу или группе лиц. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения. Например, неиствующие болельщики на стадионе. Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта.
Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Стяжательская — это мародерствующая, грабящая толпа, а экстатическая — доведенная до исступления в результате каких-либо религиозных ритуалов. В этот вид толпы может превратиться и молодежная аудитория в ходе концертов рок-групп. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. доведенная до исступления группа людей в результате каких-либо действий, например.
Ответы по предметам:
- Ответы по предметам:
- Действующая толпа
- Характеристики толпы
- Толпа — Википедия
- Психология массовидных явлений. Способы изучения толпы
Субъекты стихийного массового поведения. Социальное поведение
Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя. Поведение толпы В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей. Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными. Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия. Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий.
При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации. Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие. Суеверие — упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе. Иллюзия — разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении.
Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия — своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии — незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе. Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку. Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение знание , она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна.
Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу. В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий. Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву — без этого они не вызвали бы столь сокрушительных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку. Лидер в толпе и механизмы управления толпой Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.
Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству. Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость.
Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться. В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля — это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу. Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка.
Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия. Класс вожаков подразделяется на две категории: — люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей; — люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей встречаются гораздо реже. Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу, — это его обаяние. Обаяние — вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти.
В некоторых случаях ритмическое выражение эмоций принимает интенсивную форму, в связи с чем появляется феномен массового экстаза. По характеристике и по образованию экспрессивная толпа людей похожа на действующую.
Её участники тоже утрачивают самосознание, они также начинают контактировать с неосмысленной и быстродействующей отзывчивостью. Но есть принципиальное различие. Дело в том, что участники экспрессивной толпы не вырабатывают образа той или иной цели. Соответственно, внушение не приводит к созданию плана действия и к его осуществлению непосредственно. Можно выразить и простым языком. Экспрессивная толпа не действует — она просто поддаётся возбуждённым движениям. В таких случаях внешнее выражение чувств и является самоцелью. Конвенциональная толпа Она состоит из людей, которые собрались в определённом месте в конкретное время не просто так, а с заранее поставленной целью.
Примеры данного явления окружают нас повсеместно. Взять, к примеру, зрителей театрального спектакля, слушателей симфонического концерта или же футбольных болельщиков. Особенность данного типа скопления заключается в том, что его участники соблюдают правила и общепринятые нормы, регулирующие их поведение. Это делает толпу предсказуемой и упорядоченной. Можно даже сказать, что такое скопление людей близко к публике. Под этим понятием также подразумевается совокупность лиц, являющихся объектом воздействия чего-либо — просвещения, литературы, мероприятия, рекламы, искусства, действий выступлений и т. Окказиональный тип В данном случае название тоже определяет характеристику толпы. Слово «occasion» от английского означает «случайность».
То есть окказиональная толпа — это скопление людей, которые собрались посмотреть на неожиданно приключившееся происшествие. Абсолютно обыденная ситуация из социальной сферы, свидетелем которой хоть раз в жизни становился каждый из нас. Если на площадь какого-нибудь города приземлится НЛО, то наверняка через каких-нибудь 15 минут к нему будет не протолкнуться. Вокруг него моментально сформируется целая туча зевак. А что они собой представляют? Это отдельные индивиды, которые волей случая оказались связаны одним центром внимания. То, насколько быстро формируется толпа, а также её размеры, зависит от информационной ценности и необычности случившегося. Допустим, на дереве застрял котёнок — вряд ли соберётся хотя бы сотня человек, чтобы посмотреть, как его будут оттуда доставать.
А если внезапно кто-то посреди улицы поставит чемодан с миллионом рублей и скажет, что через 10 минут отдаст его тому, кто ему больше всех понравится? Люди, наверное, и с работы убегут ради такого. Экстатический тип Нельзя не упомянуть и его. Экстатическая толпа — это скопление людей, которые доводят себя до исступления посредством совместных ритуальных или молитвенных действий. Произошло данное понятие от слова «экстаз». Истории известен поразительный пример. Речь идёт о танцах святого Витта — празднике, возникшем в эпоху средневековой чумы. Люди устали от происходящего и так хотели забыть этот кошмар, что обезумели и танцевали до смерти.
Причём в прямом смысле слова.
Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стимулирующую, стяжательскую и непоследовательную. Разновидности социального поведения включают индивидуальное поведение индивидуальные действия и реакции , коллективное поведение совместные действия большой группы людей и социальные движения организованные формы деятельности с определенными целями, например, политические или революционные. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм или правил общества. Компонентами девиантного поведения являются нарушение норм правил и стигма отклонительная метка, которая прикладывается к человеку из-за его девиантного поведения. Существует пять типов поведения: конформизм подчинение и согласие с нормами и ожиданиями группы , ритуализм подчинение нормам группы, но с отказом от постижения общих целей , инновацию отклонение от норм группы, но стремление достичь общих целей , отчуждение отклонение и от норм группы, и от распространенных целей и оппортунизм использование механизмов группы для достижения личных целей. Социальный контроль имеет два вида: формальный и неформальный. Формальный социальный контроль — это наблюдение и наказание со стороны социальных институтов и органов власти.
Разрешение конфликта может происходить посредством: переговоров; ……………………………………………………………….. Подробный ответ: Тема: Социальное поведение Описание: Социальное поведение — это поведение людей в социальном контексте, которое можно классифицировать и изучать по определенным характеристикам.
Субъектами социального поведения являются массы, индивид, толпа, группы и межличностные объединения. Массы — это большое количество людей, которые собираются для совместных действий или проявления общего мнения. Индивид — это отдельно взятый человек, включенный в социальный контекст. Толпа — это временное объединение людей, обычно случайно образующихся в определенной ситуации. Группа — это постоянное объединение людей на основе общих интересов и целей.
Основные признаки толпы как большой социальной группы. Характеристика основных видов толпы.
Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия. Действующая толпа. Формируется так же, как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. 4) действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа может быть спасающейся, стяжательской и так называемой агрессивной. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе).