Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Для Рембрандта его «Даная» имела важное значение: картина писалась не на заказ, а для себя.
Даная, Рембрандт, 1636
Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. «Даная» (1636—1647) Рембрандта из коллекции Эрмитажа, пострадала от действий вандала в 1985 году. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Рембрандт начал работу над Данаей в 1636-ом, через два года после женитьбы на горячо им любимой Саскии ван Эйленбрюх.
Картины Рембрандта в Эрмитаже
Рембрандт. Даная, 1636-1647 Самая известная картина Рембрандта Даная с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом. «Даная» – картина нидерландского художника Рембрандта Хармеса Ван Рея, написанная в период с 1636 по 1647 год. Рембрандт. Даная, 1636-1647 Самая известная картина Рембрандта Даная с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом. Но потом Рембрандт, сгорающий от страсти к Гертье, как полагают те же биографы, наделил Данаю чертами свей любовницы. На выставке, которая продлилась год и четыре дня, был представлен спасённый шедевр Рембрандта и полотна Тициана и Бланшара, посвящённые Данае.
История о том, как копия спасла оригинал
Один из задержанных признал, что в состоянии алкогольного опьянения ударил кулаком по картине. Стоимость полотна оценивалась в 1,2 млн долларов. По утверждению адвоката, в действиях Серебрюкова не было политических мотивов, картина просто ему "не понравилась". На реставрацию картины музею пришлось потратить 5 тысяч долларов.
Как утверждают сотрудники музея, стоимость полотна после восстановительных работ снизилась на 240 тысячи долларов. Кружка разбилась о защитный экран. Россиянка была отправлена в полицейский участок, затем отпущена на свободу.
Причиной столь экстравагантной выходки, по одной из версий, стало то, что французские власти отказали россиянке в получении гражданства. Материал подготовлен на основе информации открытых источников ria. Даная, 1636-1647 Самая известная картина Рембрандта — «Даная» — с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом.
Внешний облик женщины, запечатленной на полотне, столько раз подвергался изменениям, что восстановить его первоначальный вариант теперь уже невозможно. Как удалось художнику изобразить одновременно жену и любовницу, и кто и зачем пытался уничтожить картину в ХХ в. Даная, 1636-1647.
Фрагмент Первоначально «Даная» была гимном взаимной любви — в этом образе Рембрандт написал свою молодую жену — Саскию. Эта девушка стала для художника музой на долгие годы. Рембрантд создал «Данаю» в 1636 г.
Но семейное счастье было очень кратковременным. Саския на картинах Рембрандта Слабое здоровье женщины не позволяло ей родить здоровых детей — они умирали в младенчестве. Выжить посчастливилось лишь одному сыну — Титусу, но его матери это стоило жизни — в 1642 г.
Саския скончалась. Служанка Гертье Диркс стала кормилицей Титуса, а вскоре и любовницей Рембрандта. Рембрандт Харменс ван Рейн Между любовниками часто вспыхивали ссоры — Гертье ревновала Рембрандта к Саскии даже после ее смерти, уж слишком явственно проступали ее черты на всех полотнах.
Самое большое раздражение у Гертье вызывала «Даная», на которой Саския словно оживала. Женщина потребовала изменить ее облик, наделив ее чертами. И художник пошел у нее на поводу — он переписал картину, придав портретное сходство с любовницей.
Назойливая Гертье на этом не успокоилась — она требовала, чтобы художник изменил позу лежащей женщины и очертания ее фигуры.
Со временем картина, как и все в мере, неизбежно стареет: темнеет лак, трескаются краски, ветшает холст... Даже идеальные условия хранения картины в музее не избавляют их от разрушения, а только обеспечивают более медленное их старение. Когда картина состарится, ее реставрируют. Опытный мастер оживит краски, исправит поврежденные места, нанесет свежим слой покровного лака... И картина вновь предстанет перед зрителем во всем своем блеске. Однако известны случаи, когда реставраторы по своему желанию, а чаще по требованию владельца картины делали новые записи, варварски уменьшали или, делая приставки, увеличивали размеры полотна.
Внесенные изменения, выполненные рукой другого художника, как правило, искажают первоначальный замысел автора. Как же установить, что к полотну старого мастера не прикасалась кисть другого художника и картина дошла до нас в своем первозданном виде? Исследуя картину, искусствовед по цвету красок, по их фактуре, по манере письма, технике живописи делает предположения о возможных в ней изменениях, внесенных реставратором, а пришедшие к нему на помощь рентгеновские лучи позволяют увидеть скрытые за поверхностным слоем нижние слои краски. Подобные подновления коснулись многих произведений живописи, не пощадили и картин, принадлежащих кисти таких мастеров, как Тициан. Веронезе, Ван-Дейк, и других великих художников. При исследовании картины Тициана «Несение креста», поступившей в Государственный Эрмитаж в 1850 году из собрания Барбариго, было обнаружено, что картина, написанная на холсте, была дублирована наклеена на втором холст с целью укрепления основного xoлста и увеличена за счет приставок, на которых были дописаны голова и руки Симона, рука Христа, крест и часть фона. Было установлено также, что добавления на приставках резко отличаются от живописи на основном холсте картины.
На рентгенограмме, полученной с картины «Несение креста», хорошо виден первоначальный размер холста и отверстия от гвоздей, ранее крепивших холст на подрамнике. На этой же рентгенограмме видно изображение мужской головы, отсутствующей на видимом живописном слое картины, почти точно повторяющей голову Христа на другой картине Тициана, «Христос-вседержитель. Сходный рисунок сети кракелюра трещин красочного слоя на обоих изображениях позволяет предположить, что оба они было написаны в одно время. По всей вероятности, Тициан, недовольный наброском картины «Христос-вседержитель», использовал холст для нового сюжета — «Несение креста». В настоящее время картине Тициана «Несении креста» экспонируется в Эрмитаже в своем первоначальном виде. Увеличение размеров полотна за счет приставок и добавлений было обнаружено в рентгеновской лаборатории Эрмитажа и на произведениях Веронезе «Оплакивание Христа» и «Распятие», поступивших в 1772 году из собрания Креза. Иногда при рентгенографическом исследовании произведений живописи под красочным слоем картины обнаруживается второе изображение, написанное ранее другом мастером.
Так, рентгенограмма одной находящейся в немецком музее картины доказала, что это произведение, приписываемое целым рядом крупнейших авторитетов Бернгарду Штригелю умер в 1528 году , написано поверх другой, датированной 1713 годом, и, таким образом, принадлежать кисти Бернгарда Штригеля никак не может. Известны многочисленные случаи современных записей полотен старых мастеров по корыстным соображениям — с целью контрабандной перевозка картин из одной страны в другую. Несколько лет назад во Франции была раскрыта группа мошенников, изготовлявших и снабжавших частные коллекции и даже музеи разных стран тысячами подделок картин Пикассо, сотнями полотен Миро, Модильяни, Утрилло и других художников. Французский журнал «Пари-матч» писал о том, что «художник Камиль Коро создал всего 700 картин, из которых 100 тысяч ныне находятся в Соединенных Штатах», и горькая ирония этой фразы не лишена основания.
Из-за этого возникали недоразумения. В XX веке подход глубоко пересмотрен.
Собирается экспертная комиссия, в которой обязательно есть узкие специалисты — эксперты по творчеству мастера, чье произведение планируется восстанавливать. План работ выстраивается с учетом трех принципов. Во-первых, принимается решение, следует ли восстанавливать утраты. Иногда это бывает сделать трудно или невозможно без повреждения изначального красочного слоя. Персонажи «Страшного суда» Микеланджело на стене в Ватикане написаны обнаженными. Однако одному из Римских пап не понравилась эта открытость, и он призвал другого художника, ученика Микеланджело, «дорисовать» одежду.
Впоследствии, когда фреске понадобилась реставрация, было принято решение одежду не убирать, поскольку эти работы могли повредить оригинальное изображение. Так, некоторые фигуры на «Страшном суде» по сей день остаются «одетыми». Так, на многих знаменитых полотнах мы можем видеть потемнения, кракелюр — трещинки.
Первый — сохранить картину в текущем виде. Второй — сделать копию на основе оригинального полотна. В результате решили максимально сохранить «руку» автора. Произведение перенесли в Малую церковь зимнего дворца. В помещении был сформирован подходящий микроклимат. Затем удалили следы кислотного воздействия.
На очистку тела Данаи от натёкшей краски ушло два года Утраченный фрагмент восстанавливали методом тонирования. Этот процесс завершает реставрацию. В ходе работ специалисты восстанавливают утраченный фрагмент максимально близко к оригиналу. Работа направлена на эстетическое восприятие восстановленного произведения. В случае с «Данаей» мастера отделили тон от оригинала слоем лака. Такое решение позволяло вернуться к изначальному состоянию. Своеобразным референсом при реставрации служила полноразмерная копия неизвестного художника. Образец был взят в Омском музее изобразительных искусств им. Только в 14 декабря 1997 году картина была помещена в зал голландской и фламандской школ, где находится до сих пор.
Сейчас экспонат защищён бронированным стеклом. Благодаря усилиям реставраторов «Даная» продолжает радовать посетителей. Наша мастерская предлагает вам три способа получить данный шедевр себе в коллекцию: Наши копиисты могут написать рукописную копию данного шедевра Мы можем напечатать картину на холсте , при помощи специального высототочного плоттера и создать репродукцию Можем соединить обе технологии - сначала мы напечатаем изображение на натуральном холсте, а затем наш художник частично или полностью прорисует печатный холст маслом. Более подробную информацию и особенности технологий вам расскажет вам наш специалист.
Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр?
Статус модного живописца с обилием хорошо оплачиваемых заказов уравновешивал эту невоздержанность в тратах. Но после смерти Саскии, фиаско с «Ночным дозором», постепенной утрате интереса к нему публики, разлюбившей его «тёмную» живопись, банкротство оказалось неминуемым. Среди арестованного за долги имущества оказалась и «Даная». Один из самых состоятельных французов, оказывавший вместе со старшим братом финансовую помощь монархам, он, подобно Рембрандту, израсходовал колоссальные средства на приобретение произведений искусства. Часть наследства, в которой как раз и находился шедевр гениального голландца, отошла к его сыну — Луи Антуану. Приобретенные у его семьи картины положили начало огромной коллекции Эрмитажа.
Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. Испуганный предсказанием прорицателя о том, что его убьёт родной внук, принял радикальное решение. Уберечь дочь от нежелательной беременности можно, спрятав её от чужих глаз. Так Даная оказалась в подземном доме с медным чертогом под присмотром бдительной служанки. Избежать предсказания не удалось.
В подземелье пролился золотой дождь, возвестивший о посещении невинной дочери царя великим Зевсом. В результате непорочного зачатия на свет появился Персей. Рождение младенца не осталось незамеченным. Реакция «счастливого» дедушки последовала незамедлительно: служанку за халатное отношение к своим обязанностям казнили. Вместо медного дома под землёй — тесный деревянный ящик, в котором её и сына сбросили в море.
Внимательный поклонник творчества Пушкина проведёт очевидные аналогии между невзгодами Данаи и злоключениями оболганной царицы в «Сказке о царе Салтане», которую вместе с сыном Гвидоном посадили в деревянную бочку и отправили на верную смерть в морскую пучину. Александр Сергеевич мог познакомиться с мифом о дочери Акрисия во время учёбы в Лицее благодаря великолепному педагогу и знатоку античной истории и культуры Николаю Федоровичу Кошанскому. Избежать гибели Акрисию не удалось, так как Даная и Персей выжили.
Были бы повреждены и другие ценности, находившиеся поблизости, также могли пострадать посетители и персонал Эрмитажа, ведь в обоих устройствах в общей сложности было более 300 граммов аммонита. На допросе Майгис рассказал, что, отслужив в армии в конце 1960-х годов, он работал подсобником на шахтах Пермской и Кемеровской областей. После взрывных работ собирал частично деформированные, а зачастую и с детонаторами шашки, которые не сработали. Так он набрал трехлитровую банку взрывчатки.
А два литра серной кислоты он тоже "на всякий случай" приобрел на дрожжевом заводе в Каунасе, где работал позднее. На территории якобы открыто стояла большая емкость с серной кислотой, откуда все желающие брали ее по мере необходимости. Приехав в Ленинград, в вокзальном туалете мужчина привязал к ногам под брюки две металлические фляжки с серной кислотой по 500 миллиграммов каждая и взрывные устройства, за поясом прикрепил батарейку, в сумочке спрятал литровую банку с кислотой и нож. В таком виде Майгис отправился в Эрмитаж. В случае отсутствия в зале посетителей он планировал подорвать картину своими СВУ. Но, оказавшись в зале, где была выставлена "Даная", он увидел довольно много людей и от замысла отказался. И реализовал свой "запасной" вариант с кислотой и ножом.
Так что посетители, можно сказать, спасли картину от полного уничтожения.
Это полотно стало как бы «второй серией» величественного образа, запечатлённого художником в «Чёрном море». Там - начинается буря; здесь — она уже разразилась. Такая, почти монохромная, живопись у Айвазовского вовсе не кажется однообразной — она словно светится изнутри глубоким внутренним светом. Чёрное море За внешним реализмом этого полотна скрывается глубочайшая метафизика. Сюжет - их противоборство и единство.
У Айвазовского, отмечал Крамской, «есть вещи феноменальные - например, «Море». Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». Чесменский бой Айвазовский занялся, помимо создания видов русских северных портов, и исторической батальной живописью. Эффектная картина «Чесменский бой» рассказывает зрителю о важнейшем эпизоде русско-турецкой войны 1768-74 гг.
То, что цель была именно эта — косвенно подтверждает и тот факт, что Бронюс не оказал никакого сопротивления при задержании.
Главную свою задачу он к тому времени уже выполнил, а что будет после этого, его уже мало интересовало… Саския — лучшее, что знал Рембрандт в жизни? Нам эта картина известна, как «Даная». Между тем на родине художника при виде этого шедевра чаще всего произносят другое слово — Саския. Именно так звали 21-летнюю красавицу, которую в 1634 году, молодой 27-летний начинающий портретист Рембрандт привел в одну из Амстердамских церквей, чтобы поставить роспись в книге актов. Она — дочь бургомистра города Лаувардена, он — сын мельника из Лейдена.
Ее очень не хотели отдавать за него, еще бедного и незнаменитого. Сколько им отмерит Бог счастья? Тогда они еще не подозревали, что ужасно мало. Спустя восемь лет, в июне 1642 года, неутешный вдовец войдет в церковь Аудекерк вслед за гробом любимой женщины. Восемь лет безбрежного счастья.
Четыре беременности, роды. Только один ребенок, последний, выживет, вытянув из матери во время ее беременности последние соки жизни. Карандашный набросок портрета жены художника, сделанный им самим на третий день после свадьбы. И эта картина — «Даная», которую гений кисти закончил спустя два года после свадьбы, в 1636 году. Но не спешите вглядываться в лицо Данаи, пытаясь разглядеть в нем Саскию.
Это и она, и одновременно не она. После смерти любимой жены Рембрандт по-прежнему нуждался в Музе, которой бы он посвящал свое творчество. Он нашел ее не сразу, и ее имя не столь известно, хотя бы потому, что у нее не было такой трагической судьбы, как у Саскии. Однажды Гертье Диркс, с которой мастер сошелся после смерти жены, увидела картину и устроила художнику большой скандал: «Кого ты любишь?
Сокровища Эрмитажа: «Даная» Рембрандта
картина голландского художника Рембрандта ван Рейна. Впервые она была завершена в 1636 году, но Рембрандт значительно переработал ее не позднее 1643 года.[1]. Конечно же это был шедевр Рембрандта «Даная», написанный по мотивам мифов Древней Греции. 14 октября 1997 г. в Эрмитаже открылась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» (1636) — одно из самых знаменитых полотен в.
Трагедия не должна быть предметом злорадства
Первоначально «Даная» была гимном взаимной любви – в этом образе Рембрандт написал свою молодую жену – Саскию. «Даная» Рембрандт Полотно пострадало в 1985 году от рук литовца Бронюса Майгиса. Одна из самых загадочных работ Рембрандта — это картина «Даная», написанная по мотивам древнегреческого мифа. Конечно же это был шедевр Рембрандта «Даная», написанный по мотивам мифов Древней Греции. Рембрандт начал писать «Данаю» через пару лет после женитьбы на обожаемой им Саскии. Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века.
Иван Грозный под колпаком: как шедевры мировой живописи восстанавливали после вандалов
Работники музея бросились промывать картину водой, но центральная ее часть таяла на глазах. Полные бедра Данаи были сожжены кислотой. Лишь к вечеру химическую реакцию удалось остановить, но треть полотна была безнадежно мертва. Лучшие реставраторы трудились над картиной целых 12 лет, вот фото их работы: Однако все попытки вернуть полотну прежний вид оборачивались неудачей, потому что повторить стиль и мастерство автора было нереально. Одно время подумывали даже оставить затею реставрации, чтобы окончательно не потерять «Данаю» руки Рембрандта. Путем кропотливых нечеловеческих усилий реставраторы сумели укрепить красочный грунт, а также убрать потеки темной краски. Лишь в 1997 году знаменитое полотно вернулось в родные стены «Эрмитажа», но теперь его защищало бронированное стекло. Ценители Рембрандта, обладающие тонким вкусом, говорят, что в 1985 году «Даная» умерла. Впрочем, для непрофессионалов разница практически незаметна. А вот виновник смерти картины так никогда и не раскаялся.
В этот день житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис подошёл к "Данае" и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину. Казалось, что бесценное полотно Рембрандта потеряно навсегда. Спасать шедевр бросились мгновенно, промывая полотно водой. Центральная часть картины пострадала больше всего: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху картины темные краски.
Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Но благодаря мастерству реставраторов реставрация длилась более 12 лет картину удалось не только спасти, но и разгадать многие загадки. В 1997 г. Хотя реставраторам удалось восстановить картину, многие ценители искусства говорят: «Даная» умерла. В ней больше нет чувств художника». Бронюс Майгис о своем поступке никогда не жалел.
Однажды он заявил: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать». Рембрандт Харменс ван Рейн 1606-1669. Великий Рембрандт родился в семье состоятельного владельца мельницы в голландском городе Лейден. Он закончил Латинскую школу при местном университете, затем в 1620 году поступил в этот же университет. Но занятия мало увлекали юношу, мечтавшего стать художником.
Поэтому в 1621 году он уходит из универа и становится учеником местного живописца Якоба ван Сваненбюрха. В 1624-1625 годах совершенствовался под руководством Петера Ластмана в Амстердаме. В 1625 оду возвратился в родной Лейден, и открыл собственную мастерскую. В это время у Рембрандта появляется и свой ученик — известный впоследствии художник Херард Доу. В это же время он пишет много портретов своих домочадцев — матери, отца и многочисленных сестёр, а также свои автопортреты. Уже в этот период художник уделяет особое внимание освещению и передачи духовных переживаний своих моделей.
Молодой Рембрандт любит наряжать их в различные одежды, драпировать в красивые ткани, великолепно предавая их фактуру и цвет. Эта картина принесла ему признание и славу. Однако, не смотря на славу, он одержим одной мыслью — усовершенствовать собственное мастерство. При этом Рембрандт теряет материально, но не оставляет своих поисков. Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов, ученики. Но счастье — дама капризная fortuna non penis, in mano non recipi : в 1642 году Саския ушла в мир иной, оставив мужу четырёх детей, из которых до совершеннолетия дожил Титус.
Позже художник сошёлся с соблазнительной нянькой Титуса. Моральная подавленность и страсть к коллекционированию постепенно привели ван Рейна к разорению.
Загадочная и трагическая судьба «Данаи» Рембрандта: детективно-мелодраматическая история Рембрандт. Даная, 1636-1647 Самая известная картина Рембрандта — «Даная» — с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом. Внешний облик женщины, запечатленной на полотне, столько раз подвергался изменениям, что восстановить его первоначальный вариант теперь уже невозможно. Как удалось художнику изобразить одновременно жену и любовницу, и кто и зачем пытался уничтожить картину в ХХ в.
Даная, 1636-1647. Фрагмент Первоначально «Даная» была гимном взаимной любви — в этом образе Рембрандт написал свою молодую жену — Саскию. Эта девушка стала для художника музой на долгие годы. Рембрантд создал «Данаю» в 1636 г. Но семейное счастье было очень кратковременным. Саския на картинах Рембрандта Слабое здоровье женщины не позволяло ей родить здоровых детей — они умирали в младенчестве.
Выжить посчастливилось лишь одному сыну — Титусу, но его матери это стоило жизни — в 1642 г.
Тогда он взял в руки кисть и начал снова работать над лицом Саскии. Где-то что-то изменил, добавил.
Гертье осталась довольна работой — на портрете во второй редакции стало гораздо больше ее черт, чем Саскии. Но неуемная женщина на этом останавливаться не собиралась. Она потребовала, чтобы муж обязательно изменил позу лежащей женщины.
Левая грудь сдавлена, отчего кажется неестественной. Посмотри внимательно на меня? Разве ты видишь во мне хоть один изъян?
Ни слова ни говоря, он снял картину со стены и отнес ее в кладовую, чтобы Гертье больше не цеплялась. И потом — таких женщин, как Гертье, у него будет, возможно, много, а вот шедевров, подобных «Данае», возможно, вообще не будет. А вскоре сожительница потребовала слишком настойчиво, чтобы Рембрандт женился на ней.
Решила привлечь к этому делу власти — Рембрандта вызвали в «Камеру семейных ссор», где судьи распорядились, чтобы художник выплачивал Гертье щедрые отступные. Впрочем, недолго музыка играла — уже через год она оказалась в тюрьме… 12 лет каторжных работ Но вернемся в последние годы бурного ХХ века. Спасать шедевр взялись мгновенно, промывая полотно водой.
Но очень пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Драпировка, прикрывавшая ноги Данаи, растворилась полностью. Но к вечеру химическая реакция была остановлена.
Компьютерный анализ показал, что чуть менее 30 процентов авторского письма утрачено навсегда… Над восстановлением картины реставраторы бились долгих 12 лет. Уже до конца 1985 года им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, был подведен новый дублировочный холст. Еще два года боролись с натеками, появившимися 15 июня 1985 года, когда перемешанные с кислотой и водой частички краски, стекавшие с верхней, темной части полотна, облепили тело Данаи, проникли в поры.