Новости биография достоевского самое главное кратко

Н. Н. Страхов главным отличительным творческим качеством Достоевского считал его «способность к очень широкой симпатии, умение симпатизировать жизни в очень низменных её проявлениях, проницательность, способную открывать.

Биография Фёдора Достоевского кратко самое главное

Краткая биография Достоевского. Федор Достоевский родился 11 ноября 1821 г. в Москве. Отец Достоевского был человеком вспыльчивым, болезненно подозрительным и скупым, поэтому обстановка в се. Краткое содержание биографии Федора Михайловича Достоевского Авторы. Краткая биография. Ночью 24 декабря Достоевский был отправлен в оковах из Петербурга, а уже 10 января 1850 он прибыл в Тобольск, где впервые встретился с женами декабристов, которые подарили ему ту самую библию, которую потом он хранил всю жизнь. Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821-го года в Москве.

Федор Достоевский

Краткая биография Достоевского Федора Михайловича, самое главное из жизни и творчества писателя, личная жизнь, фото и причина смерти. Достоевский родился 30 октября (по старому стилю) 1821 года в Москве. Краткая биография Достоевского Ф.М.

Хлебные крошки

  • Жизнь и творчество писателя по датам
  • Краткая биография Достоевского Ф.М.
  • Краткая биография Достоевского Ф. М. — самое главное и важное
  • Достоевский: биография очень кратко
  • Детство и семья

Ф.М. Достоевский — краткая биография

Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников». Суд и суровый приговор к смертной казни 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот». Далее последовали четыре года каторги в Омске, солдатчина в Семипалатинске. Единственная книга, которую разрешено было читать заключенным, — Евангелие, подаренное женами декабристов. Здесь он страстно влюбился в Марию Дмитриевну Исаеву, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной… Идеалистка была в полном смысле слова… и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок». В ноябре 1855-го года Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после — в прапорщики; весной 1857г. Полицейский надзор над ним сохранялся до 1875 г. В конце декабря 1859-го года Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулись в Петербург.

В этот период были опубликованы повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» обе 1859 , а также первый роман «Униженные и оскорбленные» 1861. Время, проведенное на каторге, Достоевский описал в своей книге «Записки из мертвого дома» 1861-1862 , которая имела огромный успех. В 1862-1863 гг. Были опубликованы «Зимние заметки о летних впечатлениях» 1863 и «Записки из подполья» 1864. Федором Достоевским и его братом был организован журнал «Время» 1861-1863 и «Эпоха» 1864-1865 в котором печатались и издавались произведения авторов того времени. В 1864-м году ушли из жизни жена и старший брат писателя. Роман «Игрок» 1866 вместил в себя переживания Достоевского связанные с потерей жены, а также со страстной любовью к А. К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят так называемое «великое пятикнижие», в которое входят зрелые романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».

Так, в январе 1866-го года в «Русском вестнике» начинает печататься роман «Преступление и наказание».

Сю, Ч. Диккенса, Ж. Санд, О. Бальзака и особенно драмы Ф. Шиллера, которыми он «бредил», заучивая наизусть. Вершиной творчества Достоевского являются пять социально-философских романов, написанные в последние пятнадцать лет его жизни: «Преступление и наказание» 1866 , «Идиот» 1868 , «Бесы» 1871-1872 , «Подросток» 1875 и «Братья Карамазовы» 1879-1880. Именно в этих произведениях гений Достоевского раскрылся со всей мощью и глубиной.

Их появлению предшествовали два десятилетия идейных и художественных исканий, тяжелейших жизненных испытаний. В начале 1860-х гг. Достоевский написал «Ряд статей о русской литературе», где обосновал свой взгляд на современную прозу. По его мнению, русская литература после Пушкина и Гоголя остро нуждалась в обновлении общественно-исторической проблематики и художественных принципов. Писатели 1850-х — 1860-х гг. Они были преимущественно бытописателями русского дворянского общества с его исторически сложившимися особенностями. По мнению Достоевского, они развивали тот круг мотивов, которые Пушкин в «Евгении Онегине» обозначил как «преданья русского семейства». Достоевский считал, что современные писатели должны изображать «русского человека большинства».

Жизнь и душа этого человека сложны, неустроенны, хаотичны. По Достоевскому, актуальная задача всей литературы — открыть в человеке нечто большее, чем позволяет увидеть в нем его сословная или профессиональная принадлежность: душу, внутренний мир, круг идей и настроений. Таким образом, писатель поставил вопрос о «массовом», демократическом герое, но требовал не упрощенного, а психологически углубленного художественного исследования не только внешних, общественно-бытовых форм его жизни, но и всего «пестрого», противоречивого, что рождала современная жизнь в смятенных, растревоженных душах «героев времени». Черты этой творческой программы обнаруживаются в его произведениях, созданных еще в первый период творчества — 1840-е гг. В эти годы были написаны роман «Бедные люди» 1845 , повести «Двойник» 1846 , «Хозяйка» 1847 , «Белые ночи» 1848 и «Неточка Незванова» 1849, не окончена. Начало литературной деятельности Достоевского датируется 1844-1845 гг. В мае 1845 г. Достоевский прочитал своему единственному знакомому писателю Д.

Григоровичу роман «Бедные люди». Белинский высоко оценил его как первый в русской литературе опыт социального романа. Публикация «Бедных людей» в «Петербургском сборнике» 1846 упрочила авторитет « натуральной школы » — объединения молодых писателей-реалистов 1840-х гг. Произведения, появившиеся после дебютного романа, выдвинули Достоевского в ряд первых писателей России. Крупнейшие критики — В. Белинский и В. Майков — сравнивали его с Гоголем, хотя в повестях, написанных после «Бедных людей», молодой Достоевский не столько следовал за кумиром реалистов 1840-х гг. Уже роман в письмах «Бедные люди» с точки зрения трактовки личности чиновника Макара Алексеевича Девушкина был произведением подчеркнуто «негоголевским».

Достоевскому важно было показать, что думают о себе сами «маленькие люди» — бедный титулярный советник и адресат его писем, швея Варенька Доброселова, вырванная Девушкиным из рук сводни. Писателя интересовало в первую очередь самосознание героев. Девушкин понимает, что в социальном смысле он — «ветошка» ничтожество , но это не мешает ему быть мыслящим и чувствующим человеком. Он не просто «маленький человек», задавленный жизнью петербургский чиновник, обитатель плохих квартир, каким был герой гоголевской повести «Шинель» Башмачкин. Девушкин — существо униженное и оскорбленное. Он «винтик» бюрократической машины, но «винтик» с «амбицией», с сознанием собственного достоинства. Он требует уважения к себе, сам уважает и чужую бедность, и чужую гордость. Для Девушкина уважение к бедному человеку важнее материального благополучия.

Даже новые сапоги нужны ему «для поддержки чести и доброго имени». Цель Гоголя и его последователей в литературе 1840-х гг. Цель Достоевского иная — дать Девушкину и ему подобным возможность «исповедаться», высказаться о том, что их унижает и оскорбляет. При этом слово героя имеет особый характер: это слово человека, который испытывает жгучую потребность в общении, диалоге, полемике. Девушкин исповедуется в своих письмах, но его исповедь адресована не только Вареньке. Он словно ощущает на себе чужой, недобрый, скептический взгляд, не может отделаться от чувства враждебности со стороны окружающих людей. Герой всегда начинает с опровержения того, кто готов влезть в его душу, унизить и оскорбить его. Этим обусловлен стиль романа прежде всего писем Девушкина : слово героя как бы «ёжится», «корчится» под чужим взглядом.

В речи Девушкина отражается психологический комплекс униженного и оскорбленного человека: робкая, стыдливая оглядка на воображаемого оппонента и приглушенный вызов — вариант самозащиты. Характер униженного и оскорбленного человека — главное открытие Достоевского в « Бедных людях ». Своего рода сенсацией в литературе 1840-х гг. Достоевский отнюдь не идеализировал своего героя. Писатель хорошо видел, что его личность уродливо деформирована, ведь Девушкин не стремится жить для себя, желая одного: чтобы его отражения в зеркалах чужих мнений выглядели вполне «прилично ». И в « Бедных людях », и в последующих повестях важен мотив двойственности героев. Порыв к диалогу с людьми и с миром, потребность понимания и исповеди соединены в них с отчуждением даже от близких людей, с болезненной жаждой конфликта с тем, что их окружает. Замкнутость «бедных людей», их взаимная «непроницаемость» и отчуждение друг от друга, сочетание в их душах добра и зла — эти проблемы вышли на первый план в повестях «Двойник» и «Господин Прохарчин».

В них Достоевский столь же далек от гоголевской традиции изображения « маленького человека », как и в первом романе. Герой повести «Двойник» Голядкин отважился на некое подобие бунта. Выброшенный из «хорошего общества», он из колеи вон лезет, чтобы доказать, что и он тоже человек, с которым нужно считаться, порывается объясниться со своими обидчиками. Но его нелепая фигура и косноязычие вызывают в них только минутное замешательство и неудержимый смех. Бунт героя, завершившийся в сумасшедшем доме, нелеп и трагикомичен. Самое примечательное в повести — появление двойника Голядкина, который стал его психологическим антиподом. Герой робок, честен и наивен. Его двойник нагл и не прочь урвать чужое.

Голядкин никому не сделал зла — двойник всегда готов нагадить ближнему. Он появился потому, что зависть, злоба и подлость как бы отделились от подлинного Голядкина и зажили самостоятельной жизнью. Герой с ужасом узнает себя в кривом зеркале двойника, который оказался сильнее его самого. В двойнике есть все, от чего избавился бедный чиновник: лесть, заискиванье перед начальством, лживость и наглость. Герой повести «Господин Прохарчин» — предшественник «подпольного человека». Достоевский подчеркнул в нем гипертрофированное чувство собственного достоинства. Сделав смыслом своей жизни накопительство после его смерти в тюфяке обнаружили «капитал» — две с половиной тысячи рублей , он горд сознанием своего тайного богатства. Деньги стали для Прохарчи-на символом неограниченной власти над людьми.

С болезненным сладострастием он предается «наполеоновским» мечтаниям, полностью закрывшись от людей. Одержимый страхом перед жизнью, первый «подпольный» герой в творчестве Достоевского сам вызывает ужас: этот «человек-ветошка» одержим мечтою подчинить себе весь мир. Он упивается полетом своей раскованной мысли, словно раздвигает стены своей нищенской каморки, мечтая о том, чтобы или подчинить весь мир, или облагодетельствовать человечество. Но за всеми «наполеоновскими» планами Прохарчина, первого «петербургского мечтателя», изображенного писателем, угадываются распавшиеся связи между обществом и человеком, трагическое отчуждение от людей и мучительное желание приблизиться к ним не в мечтах, а наяву. Образы «петербургских мечтателей» созданы в цикле произведений, написанных в 1847-1849 гг. В каждом их них — история крушения «мечтателя»и его мечты. Особенно интересен образ Ордынова, героя самой фантастичной из повестей Достоевского — «Хозяйка». Действие в ней происходит на грани действительности и сна, а Ордынов изображен как человек одержимый, нервный, находящийся на грани психического срыва.

Герой повести — первый «теоретик» в творчестве Достоевского — занят созданием универсальной системы знания, в которой хочет слить искусство и науку. Во время одной из прогулок по Петербургу Ордынов встречает красавицу Катерину, сопровождаемую мрачным стариком. Заинтригованный герой «очертя голову», как и всякий «мечтатель» у Достоевского, бросается в омут житейских обстоятельств, напрочь забывая о своем «проекте». Теперь он думает только об одном: как вырвать Катерину из рук купца-раскольника, но терпит крушение. Писатель подчеркивает нежизнеспособность и беспочвенность мечтаний Ордынова, трагический разлад между его альтруистическим порывом и полным незнанием жизни и людей. Именно это противоречие во многом определит позднее и судьбу Раскольникова. Первый период творчества Достоевского охватывает около пяти лет. Творческое развитие писателя было насильственно прервано в апреле 1849 г.

Дело в том, что во второй половине 1840-х гг. Достоевский не только активно работал в литературе, но и находился в эпицентре тогдашних споров о будущем России, о путях преобразования общества. Писателя привлекли идеи утопического социализма — он испытал сильное влияние идей В. Белинского и взглядов французских социалистов-утопистов, особенно Шарля Фурье. С 1847 г. Достоевский был участником кружка М. Петрашевского, убежденного «фурьериста», считавшего идеалом гармоничного общества фаланстер человеческое сообщество, устроенное на основе принципов общей собственности и общего труда , свободы от власти денег и семейных обязанностей. Достоевский иронически относился к утопиям Петрашевского и его сторонников, но искренне мечтал о «деле», о справедливом переустройстве общества.

Будучи глубоко религиозным человеком, писатель считал, что обновление общества возможно на основе соединения социализма с христианством. Особые надежды он возлагал, как и многие его современники, на крестьянскую общину. На собрании у Петрашевского 15 апреля 1849 г. Достоевский прочитал запрещенное цензурой письмо Белинского к Гоголю, в котором критик дал резкую оценку «Выбранным местам из переписки с друзьями». Именно за это Достоевский вместе с другими петрашевцами был приговорен к расстрелу. Писатель пережил незабываемую душевную драму. С 1854 г. Время каторги и солдатчины — длительная пауза в творческом развитии писателя.

Тяжелее каторжных работ стала для Достоевского «каторга» нравственных мучений. Уже в первый год пребывания в остроге в писателе произошел нравственный переворот: вся прошлая жизнь показалась ему лживой, неподлинной. Книги и журналы были запрещены — единственной разрешенной книгой было Евангелие, подарок жен декабристов. Оно и стало постоянным чтением Достоевского, углубило его представления о смысле евангельских образов , истолкованных им в контексте собственной судьбы и судьбы человечества. На каторге Достоевский, живший среди уголовников, в атмосфере пьяного разгула и поножовщины, мучительно искал ответ на вопрос: бандит ли русский мужик, на которого он и другие петрашевцы возлагали столь большие надежды? Писатель по-новому взглянул на один из памятных эпизодов детства: когда ему было 9 лет, его испугал волк, и он бросился к мужику Марею, пахавшему свое поле. Мужик протянул руку, погладил маленького Федю по щеке и сказал: «Ишь ведь испужался... Полно, родной...

Христос с тобой, окстись... Этот мужик стал для писателя-каторжника символом народной доброты: не только бандиты и душегубы, но и мягкие, добрые, простые русские мужики открылись ему в соседях по каторжному бараку. Доброта, справедливость, участие — основы народной нравственности — воскресили Достоевского, заставили, вопреки всему увиденному на каторге, поверить в народ, но уже не в «идеальный» , выдуманный мечтателями-утопистами, а в реальных, жестоких и страшных внешне, но наивных и добрых людей , которые сохранили связь с народными представлениями о нравственности. Именно вера в народ, вера в Бога и в конечное торжество добра и справедливости помогли Достоевскому выдержать испытание каторгой и солдатчиной. Только в 1859 г. Достоевский получил разрешение переехать в Тверь, а затем — в Петербург. С возвращением в столицу начался новый период жизни и творчества Достоевского, охватывающий 1859-1885 гг. Еще в 1858-1859 гг.

Эти произведения стали «пробными»: ведь Достоевский вынужден был определять свое место в новой литературной обстановке, которая сильно изменилась с 1840-х гг. Десять лет его имя не появлялось в печати, о нем основательно забыли, тогда как писатели, начинавшие вместе с ним в 1840-е гг. Тургенев, Н. Некрасов, И. Гончаров, М. Салтыков-Щедрин, политический эмигрант А. Герцен , появились и новые имена Л. Толстой, Н.

Чернышевский , и, самое главное, новый читатель. В 37 лет Достоевскому нужно было фактически начинать заново, «вынырнуть» из Леты, вернувшись в литературу. Заметим, что ситуация, в которой он оказался, уникальна: никому из русских писателей не приходилось начинать дважды, восстанавливая свое литературное имя. В романе «Село Степанчиково и его обитатели» перед читателями предстал новый Достоевский — блестящий сатирик и одновременно тонкий психолог. Однако любимое детище писателя, на которое он возлагал особые надежды, не было понято и принято современниками. Отчасти это объясняется тем, что роман был для Достоевского своеобразным «расчетом с прошлым»: в главном герое Фоме Фомиче Опискине проступили черты характера Гоголя последних лет жизни, откровенно пародировался стиль его «Выбранных мест из переписки с друзьями». Психологическая сатира Достоевского вызвала недоумение. Главным вопросом для критиков стал вопрос о том, в каком направлении будет развиваться его творчество.

Читатель требовал злободневных сюжетов. Ни мастерство, ни углубленный психологизм, ни иронически-пародийная манера письма не могли компенсировать отсутствие современной проблематики. Потребовалось пять лет для того, чтобы Достоевский смог восстановить свою литературную репутацию. Два произведения, написанные в начале 1860-х гг. Оба произведения тесно связаны с публицистической и издательской деятельностью Достоевского. Вместе с братом М. Достоевским он издавал журнал «Время» 1861-1863 , а затем его продолжение— «Эпоху» 1864-1865. В этих изданиях братья Достоевские проводили программу «почвенничества», которая стала мировоззренческой основой и публицистики, и художественных произведений Ф.

Достоевского 1860-х — 1870-х гг. Главный пункт этой социально-философской программы — размежевание с двумя самыми авторитетными течениями русской духовной жизни: западничеством и славянофильством. Освободительные стремления дворянства, «старые» социологические и философские идеи Достоевский решительно пересматривает. Разночинскую интеллигенцию он считает оторванной от народа, от «почвы», а потому не выражающей его коренных чаяний. Братья Достоевские и их сторонники, в частности известный писатель и критик А. Григорьев, тоже остро ощущали оторванность от народа, от «народной почвы». Они ожидали «нового слова» от самого русского народа, разбуженного крестьянской реформой 1861 г.

Москва, 1960 г. Размещено на Allbest.

Подобные документы Творческий путь Федора Михайловича Достоевского. Драматизм жизни писателя. Природа человеческих поступков. Последний роман классика мировой литературы. Анализ личности двух братьев, попытка определить чья правда победила в романе "Братья Карамазовы". Анализ религиозно-философского мировоззрения писателя. Жизненный путь Достоевского и опредмеченная психическая действительность в его произведениях. Краткое описание и критика романа Достоевского "Идиот", его главные герои. Тема красоты в романе, ее возвышение и конкретизация.

Сотрудничество Достоевского с журналами "Время", "Свисток" и "Русский вестник". Упоминания в художественных произведениях писателя о журналистах. Анализ монографических публикаций и статей. История написания романов "Униженные и оскорбленные", "Записки из подполья" и "Преступление и наказание". Рассуждения писателя о человеческой душе и возможностях ее познания. Появление постановок по крупным романам Федора Михайловича. Интерпретация романов писателя в музыкальном театре и кинематографе. Особенности политических взглядов писателя, их развитие и становление. Политические и правовые идеи Ф.

Достоевского и философская проблематика писателя. Краткая "биография" романа "Братья Карамазовы". Судьба одного человека и судьба России. Первые литературные пристрастия. Отношения с братьями, их общие литературные привязанности. Основные известные произведения Достоевского, значение их в литературе. Последние годы жизни писателя. Образ оппонента, чужая точка зрения. Проблематика "Дневника писателя", Россия и Европа.

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф. Своеобразие гуманизма Ф. Достоевского по роману «Преступление и наказание» Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека по роману Ф. Достоевский родился 30 октября 11 ноября 1821 г. В 1838 г. Окончив его в 1843 г. В детские и юношеские годы Достоевский страстно любил читать — Библию, произведения Н. Карамзина, В. Жуковского, А.

Грибоедова, М. Лермонтова, особенно увлекался творчеством А. Пушкина и Н. По признанию писателя, смерть Пушкина потрясла его едва ли не больше, чем кончина матери весной 1837 г. Интересовала Достоевского и иностранная литература — пьесы Шекспира и Мольера, романы Э. Сю, Ч. Диккенса, Ж. Санд, О. Бальзака и особенно драмы Ф.

Шиллера, которыми он «бредил», заучивая наизусть. Вершиной творчества Достоевского являются пять социально-философских романов, написанные в последние пятнадцать лет его жизни: «Преступление и наказание» 1866 , «Идиот» 1868 , «Бесы» 1871-1872 , «Подросток» 1875 и «Братья Карамазовы» 1879-1880. Именно в этих произведениях гений Достоевского раскрылся со всей мощью и глубиной. Их появлению предшествовали два десятилетия идейных и художественных исканий, тяжелейших жизненных испытаний. В начале 1860-х гг. Достоевский написал «Ряд статей о русской литературе», где обосновал свой взгляд на современную прозу. По его мнению, русская литература после Пушкина и Гоголя остро нуждалась в обновлении общественно-исторической проблематики и художественных принципов. Писатели 1850-х — 1860-х гг. Они были преимущественно бытописателями русского дворянского общества с его исторически сложившимися особенностями.

По мнению Достоевского, они развивали тот круг мотивов, которые Пушкин в «Евгении Онегине» обозначил как «преданья русского семейства». Достоевский считал, что современные писатели должны изображать «русского человека большинства». Жизнь и душа этого человека сложны, неустроенны, хаотичны. По Достоевскому, актуальная задача всей литературы — открыть в человеке нечто большее, чем позволяет увидеть в нем его сословная или профессиональная принадлежность: душу, внутренний мир, круг идей и настроений. Таким образом, писатель поставил вопрос о «массовом», демократическом герое, но требовал не упрощенного, а психологически углубленного художественного исследования не только внешних, общественно-бытовых форм его жизни, но и всего «пестрого», противоречивого, что рождала современная жизнь в смятенных, растревоженных душах «героев времени». Черты этой творческой программы обнаруживаются в его произведениях, созданных еще в первый период творчества — 1840-е гг. В эти годы были написаны роман «Бедные люди» 1845 , повести «Двойник» 1846 , «Хозяйка» 1847 , «Белые ночи» 1848 и «Неточка Незванова» 1849, не окончена. Начало литературной деятельности Достоевского датируется 1844-1845 гг. В мае 1845 г.

Достоевский прочитал своему единственному знакомому писателю Д. Григоровичу роман «Бедные люди». Белинский высоко оценил его как первый в русской литературе опыт социального романа. Публикация «Бедных людей» в «Петербургском сборнике» 1846 упрочила авторитет « натуральной школы » — объединения молодых писателей-реалистов 1840-х гг. Произведения, появившиеся после дебютного романа, выдвинули Достоевского в ряд первых писателей России. Крупнейшие критики — В. Белинский и В. Майков — сравнивали его с Гоголем, хотя в повестях, написанных после «Бедных людей», молодой Достоевский не столько следовал за кумиром реалистов 1840-х гг. Уже роман в письмах «Бедные люди» с точки зрения трактовки личности чиновника Макара Алексеевича Девушкина был произведением подчеркнуто «негоголевским».

Достоевскому важно было показать, что думают о себе сами «маленькие люди» — бедный титулярный советник и адресат его писем, швея Варенька Доброселова, вырванная Девушкиным из рук сводни. Писателя интересовало в первую очередь самосознание героев. Девушкин понимает, что в социальном смысле он — «ветошка» ничтожество , но это не мешает ему быть мыслящим и чувствующим человеком. Он не просто «маленький человек», задавленный жизнью петербургский чиновник, обитатель плохих квартир, каким был герой гоголевской повести «Шинель» Башмачкин. Девушкин — существо униженное и оскорбленное. Он «винтик» бюрократической машины, но «винтик» с «амбицией», с сознанием собственного достоинства. Он требует уважения к себе, сам уважает и чужую бедность, и чужую гордость. Для Девушкина уважение к бедному человеку важнее материального благополучия. Даже новые сапоги нужны ему «для поддержки чести и доброго имени».

Цель Гоголя и его последователей в литературе 1840-х гг. Цель Достоевского иная — дать Девушкину и ему подобным возможность «исповедаться», высказаться о том, что их унижает и оскорбляет. При этом слово героя имеет особый характер: это слово человека, который испытывает жгучую потребность в общении, диалоге, полемике. Девушкин исповедуется в своих письмах, но его исповедь адресована не только Вареньке. Он словно ощущает на себе чужой, недобрый, скептический взгляд, не может отделаться от чувства враждебности со стороны окружающих людей. Герой всегда начинает с опровержения того, кто готов влезть в его душу, унизить и оскорбить его. Этим обусловлен стиль романа прежде всего писем Девушкина : слово героя как бы «ёжится», «корчится» под чужим взглядом. В речи Девушкина отражается психологический комплекс униженного и оскорбленного человека: робкая, стыдливая оглядка на воображаемого оппонента и приглушенный вызов — вариант самозащиты. Характер униженного и оскорбленного человека — главное открытие Достоевского в « Бедных людях ».

Своего рода сенсацией в литературе 1840-х гг. Достоевский отнюдь не идеализировал своего героя. Писатель хорошо видел, что его личность уродливо деформирована, ведь Девушкин не стремится жить для себя, желая одного: чтобы его отражения в зеркалах чужих мнений выглядели вполне «прилично ». И в « Бедных людях », и в последующих повестях важен мотив двойственности героев. Порыв к диалогу с людьми и с миром, потребность понимания и исповеди соединены в них с отчуждением даже от близких людей, с болезненной жаждой конфликта с тем, что их окружает. Замкнутость «бедных людей», их взаимная «непроницаемость» и отчуждение друг от друга, сочетание в их душах добра и зла — эти проблемы вышли на первый план в повестях «Двойник» и «Господин Прохарчин». В них Достоевский столь же далек от гоголевской традиции изображения « маленького человека », как и в первом романе. Герой повести «Двойник» Голядкин отважился на некое подобие бунта. Выброшенный из «хорошего общества», он из колеи вон лезет, чтобы доказать, что и он тоже человек, с которым нужно считаться, порывается объясниться со своими обидчиками.

Но его нелепая фигура и косноязычие вызывают в них только минутное замешательство и неудержимый смех. Бунт героя, завершившийся в сумасшедшем доме, нелеп и трагикомичен. Самое примечательное в повести — появление двойника Голядкина, который стал его психологическим антиподом. Герой робок, честен и наивен. Его двойник нагл и не прочь урвать чужое. Голядкин никому не сделал зла — двойник всегда готов нагадить ближнему. Он появился потому, что зависть, злоба и подлость как бы отделились от подлинного Голядкина и зажили самостоятельной жизнью. Герой с ужасом узнает себя в кривом зеркале двойника, который оказался сильнее его самого. В двойнике есть все, от чего избавился бедный чиновник: лесть, заискиванье перед начальством, лживость и наглость.

Герой повести «Господин Прохарчин» — предшественник «подпольного человека». Достоевский подчеркнул в нем гипертрофированное чувство собственного достоинства. Сделав смыслом своей жизни накопительство после его смерти в тюфяке обнаружили «капитал» — две с половиной тысячи рублей , он горд сознанием своего тайного богатства. Деньги стали для Прохарчи-на символом неограниченной власти над людьми. С болезненным сладострастием он предается «наполеоновским» мечтаниям, полностью закрывшись от людей. Одержимый страхом перед жизнью, первый «подпольный» герой в творчестве Достоевского сам вызывает ужас: этот «человек-ветошка» одержим мечтою подчинить себе весь мир. Он упивается полетом своей раскованной мысли, словно раздвигает стены своей нищенской каморки, мечтая о том, чтобы или подчинить весь мир, или облагодетельствовать человечество. Но за всеми «наполеоновскими» планами Прохарчина, первого «петербургского мечтателя», изображенного писателем, угадываются распавшиеся связи между обществом и человеком, трагическое отчуждение от людей и мучительное желание приблизиться к ним не в мечтах, а наяву. Образы «петербургских мечтателей» созданы в цикле произведений, написанных в 1847-1849 гг.

В каждом их них — история крушения «мечтателя»и его мечты. Особенно интересен образ Ордынова, героя самой фантастичной из повестей Достоевского — «Хозяйка». Действие в ней происходит на грани действительности и сна, а Ордынов изображен как человек одержимый, нервный, находящийся на грани психического срыва. Герой повести — первый «теоретик» в творчестве Достоевского — занят созданием универсальной системы знания, в которой хочет слить искусство и науку. Во время одной из прогулок по Петербургу Ордынов встречает красавицу Катерину, сопровождаемую мрачным стариком. Заинтригованный герой «очертя голову», как и всякий «мечтатель» у Достоевского, бросается в омут житейских обстоятельств, напрочь забывая о своем «проекте». Теперь он думает только об одном: как вырвать Катерину из рук купца-раскольника, но терпит крушение. Писатель подчеркивает нежизнеспособность и беспочвенность мечтаний Ордынова, трагический разлад между его альтруистическим порывом и полным незнанием жизни и людей. Именно это противоречие во многом определит позднее и судьбу Раскольникова.

Первый период творчества Достоевского охватывает около пяти лет. Творческое развитие писателя было насильственно прервано в апреле 1849 г. Дело в том, что во второй половине 1840-х гг. Достоевский не только активно работал в литературе, но и находился в эпицентре тогдашних споров о будущем России, о путях преобразования общества. Писателя привлекли идеи утопического социализма — он испытал сильное влияние идей В. Белинского и взглядов французских социалистов-утопистов, особенно Шарля Фурье. С 1847 г. Достоевский был участником кружка М. Петрашевского, убежденного «фурьериста», считавшего идеалом гармоничного общества фаланстер человеческое сообщество, устроенное на основе принципов общей собственности и общего труда , свободы от власти денег и семейных обязанностей.

Достоевский иронически относился к утопиям Петрашевского и его сторонников, но искренне мечтал о «деле», о справедливом переустройстве общества. Будучи глубоко религиозным человеком, писатель считал, что обновление общества возможно на основе соединения социализма с христианством. Особые надежды он возлагал, как и многие его современники, на крестьянскую общину. На собрании у Петрашевского 15 апреля 1849 г. Достоевский прочитал запрещенное цензурой письмо Белинского к Гоголю, в котором критик дал резкую оценку «Выбранным местам из переписки с друзьями». Именно за это Достоевский вместе с другими петрашевцами был приговорен к расстрелу. Писатель пережил незабываемую душевную драму. С 1854 г. Время каторги и солдатчины — длительная пауза в творческом развитии писателя.

Тяжелее каторжных работ стала для Достоевского «каторга» нравственных мучений. Уже в первый год пребывания в остроге в писателе произошел нравственный переворот: вся прошлая жизнь показалась ему лживой, неподлинной. Книги и журналы были запрещены — единственной разрешенной книгой было Евангелие, подарок жен декабристов. Оно и стало постоянным чтением Достоевского, углубило его представления о смысле евангельских образов , истолкованных им в контексте собственной судьбы и судьбы человечества.

Когда подросли старшие сыновья Михаил и Федор, в дом пригласили гувернеров по французскому языку, математике, словесности. К этому же периоду относится еще одно важное событие в семье Достоевских. В 1827 году глава семьи получил чин коллежского асессора, а вместе с ним и право на потомственное дворянство, что дало возможность семейству приобрести собственное имение. Благодаря этому в 1832 году дети Достоевских, которые все свое детство провели во флигелях Мариинской больницы семье доктора были выделены там комнаты , наконец, познакомились с русской деревней. Это время врезалось в память Федора Достоевского ярким и важным эпизодом: уютный дом в тени липовой аллеи, прекраснейшая природа средней России, добрые крестьяне, которые приняли хозяйских детей, как своих.

Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского, 1872 год. Москва, Государственная Третьяковская галерея Лето Достоевские стали проводить в своем имении в Тульской губернии, а на зиму возвращались в Москву. В доме всегда было много родительских друзей, сослуживцев отца и родственников. Родители Достоевских вели такой образ жизни, что дети впитывали от них напрямую любознательность, порядочность, любовь к людям, науке, искусству. На семейных вечерах отец зачитывал целые главы из «Истории государства Российского» Николая Карамзина, и Федор Михайлович, благодаря этому, уже в 10 лет прекрасно ориентировался в основных событиях русского истории. И в целом будущий писатель был всю жизнь благодарен родителям и за чудесное детство, и за прекрасное образование, которые они дали всем своим детям, несмотря на то, что жили довольно скромно в финансовом отношении. Пансион С 1934 года братья Михаил и Федор Достоевские стали учиться в пансионе Леонтия Ивановича Чермака — прогрессивном учебном заведении, где не практиковались физические наказания. Обучение было сильным и дорогостоящим, но, к счастью, оплачивать учебу помогали Куманины.

И хотя в пансионе уделяли внимание всем наукам, но оба брата Достоевских более всего увлекались литературой. Правда их литературные интересы довольно серьезно разнились, но, как писал позднее Федор Михайлович, « Пушкин нас мирил». Жизнь переменилась в один миг. В 1837 году от чахотки скончалась матушка Мария Федоровна, в этот момент и закончилось детство будущего писателя. Два старших брата — Михаил и Федор — так решает отец, должны ехать в Петербург, в пансион К. А затем по настоянию отца оба поступили в Петербургское инженерное училище. И хотя братья страстно желали заниматься литературой, но Михаил Андреевич настаивал на получении «серьезного образования». Сыновья не смели перечить воле отца. Инженерное училище.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге в 19 веке, литография по рисунку И. Шарлеманя И Федор, и Михаил успешно окончили училище. Но, даже готовясь стать инженерами, интересоваться литературой не перестали. Более того, в 1838 году Федор Михайлович организовал среди приятелей по училищу литературный кружок. Но он все еще не решался серьезно заняться литературой. После окончания курса он даже на некоторое время устроился работать в Петербургскую инженерную команду на должность инженера-подпоручика. Но уже через год принял решение уйти в отставку и посвятить всего себя литературе, так как не представлял свою жизнь ни в каком ином занятии. Достоевский: первый роман и первый успех С емья не одобрила решения Федора, однако, смирилась. Начинающий писатель с вдохновением взялся за перо.

Федор Достоевский — краткая биография

Творчество и биография Федора Достоевского: кратко самое главное. Очень краткая биография. Краткая биография Достоевского Федора Михайловича, самое главное из жизни и творчества писателя, личная жизнь, фото и причина смерти. Краткая биография Федора Достоевского с иллюстрациями. Перечислены самые значимые этапы жизни писателя.

Достоевский краткая биография

Биография Федора Достоевского: жизненный и творческий путь, причина смерти, интересные факты. Федор Достоевский • краткая биография. В 16 лет Достоевский вынужден, по велению отца, поступить в Главное инженерное училище, хотя мечтал только о литературе. Далее вы узнаете самое главное в биографии Достоевского.

Краткая биография Ф.М. Достоевского

В зрелом творчестве Достоевского преобладает критическое отношение к буржуазным и либеральным ценностям. Писатель Федор Достоевский работал над романом "Преступление и наказание" с 1865 по 1866 год. Расширенная версия произведения была опубликована в журнале "Русский вестник". Основная тема романа касается теории главного героя о различии между необычными и обыкновенными людьми. Роман "Идиот" Достоевский создавал с 1867 по 1869 годы во время своего пребывания за границей. Это сложный роман о выдающемся человеке, чьи добрые намерения не могут принести счастья в застывшем буржуазном обществе.

Он становится объектом насмешек для окружающих. Изначально автор планировал написать продолжение под названием "История Великого грешника", однако судьба распорядилась иначе. Смерть Достоевского Федор Михайлович Достоевский начал проявлять признаки эпилепсии ещё в детстве, о чем свидетельствуют записи в дневниках его матери и брата. Первый настоящий эпилептический приступ произошел, вероятно, в начале 1849 года, когда Достоевский был арестован за участие в деятельности Петрашевского кружка. Во время заключения в Петропавловской крепости после приговора к смертной казни, Достоевский столкнулся с различными эмоциональными и физическими трудностями, которые способствовали обострению его заболевания.

В годы ссылки и каторги Достоевский продолжал страдать от эпилептических припадков. Болезнь и ее последствия, такие как нарушения сознания и физическое истощение, оказали значительное влияние на его жизнь и творчество. Однако Достоевский не прятался от своего недуга, а наоборот, включал его в свои произведения, создавая глубокие характеры, страдающие эпилепсией, как, например, князь Мышкин в романе "Идиот". Федор Михайлович ушел из жизни 28 января 1881 года от осложнений туберкулёза, а не от эпилепсии. Его погребение на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге стало грандиозным событием, привлекшим огромное число поклонников его таланта.

Уважение к Достоевскому как к великому писателю и мыслителю продолжает оставаться живым и по сей день. Интересные факты 1. Достоевский был осужден к смертной казни за участие в политическом круге "Петрашевского кружка", но в последний момент приговор был изменен на ссылку в Сибирь.

Обстановка каторги, с ее нищетой, духотой, шумом и руганью, не могла не оказать влияния на его творчество. Многие из тех, кого он там встретил, в будущем ожили на страницах его великих романов. Много размышляя о своем дальнейшем будущем и о судьбе всей России. Достоевский постепенно начал пересматривать свои прежние убеждения. Он отрекся от своих социалистических убеждений, встав на путь христианства и сопутствующему ему человеколюбию и всепрощению. Личная жизнь По окончании срока каторжных работ Достоевский был направлен в город Семипалатинск в качестве рядового линейного батальона. Где ему уже разрешили жить в отдельной квартире и даже заниматься творчеством.

Именно здесь он знакомится со скромным чиновником Александром Исаевым и его очаровательной супругой Марией Дмитриевной, в которую Достоевский безответно влюбляется. Женщина воспринимает талантливого писателя исключительно в роли друга и приятного собеседника, не помышляя о большем. Однако мужчина страстно влюблен и снедаем ревностью и отчаяньем. Когда супруг Марии Дмитриевны неожиданно умирает, у Достоевского появляется шанс получить расположение молодой вдовы. И это ему действительно удается: молодые люди женятся, но только счастья этот брак никому не приносит. По прошествии семи лет союз между ними был расторгнут. Достоевский и А. Суслова Через несколько лет Достоевский вновь очень сильно влюбляется.

Фото 1858 г. После ареста Достоевский попал в заключение.

На протяжении целых 8 месяцев он находился в Петропавловской крепости, где ожидал своей участи. Решением суда писателя приговорили к высшей мере наказания. В вину ему вменяли то, что он знал о содержании письма Белинского Гоголю, и не донес на автора. Более того, распространял запрещенную информацию, тем самым подрывал государственный строй и устои общества. До исполнения приговора, однако, так и не дошло. Распоряжением самого императора, петрашевцев отправили в ссылку. Было ли столь суровое решение суда реальным действием, попыткой обезопасить царский режим или же искусно разыгранным спектаклем, чтобы напугать противников власти — сказать сложно. Точки зрения на этот вопрос различаются. Федор Михайлович Достоевский Интересно, что уже после принятого решения, петрашевцам о проявленной имперской милости не сказали. В положенный день их вывели на плац, объявили о приговоре и приготовились расстрелять.

Об отмене сурового наказания сказали в последний момент. Инсценировка казни произвела на Достоевского серьезное впечатление. Некоторые приговоренные после разыгранного властями спектакля сошли с ума. Писателя отправили на каторгу в Омск на 4 года. После этого, решением императора, еще столько же он должен был служить рядовым в войсках. Свое наказание Достоевский отбыл практически полностью, когда скончался император Николай I. Надеясь на помилование, писатель попросил давних знакомых ходатайствовать о нем перед императором. Благодаря его стараниям, Достоевский был амнистирован. Однако по приказу нового правителя за ним устанавливалась тайная слежка, чтобы убедиться в благонадежности ссыльного литератора. Расцвет творчества Бытность каторжника, сложные условия ссылки, впечатления от заключения и мнимого расстрела, все это нашло отражение в творчестве писателя.

Воспоминания о неволе вылились в «Записки из Мертвого дома». Были и другие произведения. Однако прежде чем приступить к работе всей своей жизни, литератору потребовалось некоторое время, чтобы перевести дух. Расцвет творчества писателя пришелся на 60-80 годы 19-го века. В этот период Достоевский готовит и издает романы, которые получили название «великого пятикнижия». В 1866 появляется «Преступление и наказание». Через 2 года, в 1868, Достоевский публикует «Идиота». В 1875 был напечатан роман «Подросток». Последней работой в череде крупнейших произведений стали «Братья Карамазовы» 1880 , которых автор закончил всего за несколько месяцев до своей смерти. Личная жизнь Классик отечественной литературы был женат 2 раза.

Первой супругой литератора стала Мария Исаева, с которой тот познакомился после долгих лет ссылки и каторги. Семейная жизнь пары была короткой. Всего через 7 лет, в 1864-м, жена скончалась. Детей от этого союза не было. Однако временный роман ни к чему не привел. Аполлинария Суслова К сорока годам писатель встретил Анну Григорьевну Сниткину, которая стала его второй супругой. В этом браке на свет появилось четверо детей: Федор, Алексей, Софья и Любовь.

Личная жизнь Федора Достоевского В молодости писатель слыл сластолюбцем и постоянным посетителем борделей. Ходили слухи, что проститутки не соглашались встречаться с ним повторно из-за извращенности его желаний. Тургенев его якобы именовал «русским Де Садом», а Софья Ковалевская записала в дневнике, что он изнасиловал десятилетнюю девочку. Они познакомились, когда Федор прибыл в Семипалатинск. Женщина уже была замужем за горьким пьяницей и воспитывала сына Павла. После смерти ее супруга писатель сделал ей предложение, которое она приняла только после произведения Достоевского в офицеры и возвращения потомственного дворянства. Они поженились в феврале 1857, но брак не был счастливым. В первую же брачную ночь у Федора случился эпилептический припадок, отвернувший от него жену навсегда. В начале 1860-х у писателя были сложные романтические отношения с юной младше его на 20 лет Аполлинарией Сусловой. Он стал первым ее мужчиной. После смерти Исаевой от чахотки в 1864 году литератор предлагал ей выйти за него, но девушка к тому времени уже завела роман с новым любовником. Федор Достоевский и Аполлинария Суслова В 1866 году, не успевая написать в срок роман, что грозило ему потерей авторских прав на собственные сочинения, Достоевский нанял стенографистку, 20-летнюю Неточку Сниткину. Она помогла ему сдать вовремя новое произведение — «Игрок» — и стала верной супругой и любовью всей жизни. Они поженились в 1867 и прожили вместе 14 лет. Супруга родила писателю четырех детей. Двое из них умерли в детстве. Дочь когда отец умер, ей было 11 была сложным в общении человеком. Посмертный интерес к книгам Достоевского обеспечил семье финансовую стабильность, поэтому она ни в чем не нуждалась, пыталась попасть в светское общество, писала пьесы, однако, не оцененные литературными критиками высоко. Любовь унаследовала от отца слабое здоровье, много болела, лечилась на европейских курортах. Накануне начала Первой мировой она эмигрировала из России и больше не вернулась. За рубежом она издала книгу воспоминаний об отце. Мужа и детей у наследницы писателя не было. Скончалась в 1926 году от малокровия. С детства он восхищался лошадьми и связал свою жизнь с коневодством, получил два высших образования: он изучал биологию и право. В повседневной жизни он, как и сестра, был тяжелым, вспыльчивым и неулыбчивым человеком. Повзрослев, он пристрастился к азартным играм и поставил под угрозу финансовое благополучие семьи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий