7 февраля президент Ирана Эбрахим Раиси на встрече с главами дипломатических миссий заявил, что республика будет и дальше отстаивать свои законные права на мирное развитие ядерной программы, несмотря на попытки других стран ее в этом ограничить. Над разгадкой Stuxnet – вируса, поразившего ядерные объекты Ирана – бьются эксперты самых разных направлений: от IT-безопасности до лингвистики и антропологии. Ситуация вокруг иранской ядерной программы рассматривается ПИР-Центром с разных углов. Внимание уделяется и непосредственно дискуссиям по ядерной проблематике внутри Ирана. «На мой взгляд, Иран продолжит расширять свою ядерную программу без непосредственного создания ядерного оружия», — отметил эксперт.
Похожие новости
- Иран.Ру - Новости Ирана - Российское Информационное Агентство
- Request Rejected
- Как будет выглядеть война между Израилем и Ираном
- Request Rejected
Ядерная программа Ирана
Новости Эфир Телепрограмма Фильмы Программы Лица. Над разгадкой Stuxnet – вируса, поразившего ядерные объекты Ирана – бьются эксперты самых разных направлений: от IT-безопасности до лингвистики и антропологии. У Ирана может появиться ядерная бомба уже через несколько недель, утверждает «Институт науки и международной безопасности» (ISIS). Урановая фабрика в иранском ядерном центре в Исфахане. Сама официальная ядерная программа Ирана по обогащению урана реализовывается с 1960-х годов и касается только мирного атома и строительства многочисленных АЭС на территории страны. Израиль пытается развязать войну с Ираном, чтобы уничтожить их ядерную программу. Над разгадкой Stuxnet – вируса, поразившего ядерные объекты Ирана – бьются эксперты самых разных направлений: от IT-безопасности до лингвистики и антропологии.
Иранская ядерная программа
Сегодня ядерная сделка снова стоит на грани полного краха. Виной этому главным образом послужило то, что переговорный процесс затянулся практически на два года, в течение которых двусторонние и внешние проблемы обострились настолько, что возвращение к условиям соглашения 2015 г. Сложилась весьма парадоксальная ситуация, при которой в возвращении к сделке заинтересованы практически все участники соглашения, но реализовать это невозможно в свете накопившихся противоречий, недоверия и взаимных обвинений. Несмотря на то, что некоторые политики продолжают сохранять осторожный оптимизм относительно будущего СВПД, сохранение сделки в нынешних геополитических условиях представляется маловероятным. Совместный всеобъемлющий план действий или СВПД на момент его заключения рассматривался многими экспертами как весьма амбициозный и эффективный инструмент ограничения ядерной программы Исламской Республики. На практике же ситуация вокруг ядерной программы оказалась значительно сложнее, а события 2022 г. Одним из предвыборных обещаний нынешнего президента Соединенных Штатов было возвращение к соблюдению требований ядерной сделки, судьба которой оказалась в неоднозначном положении после одностороннего выхода из неё Вашингтона. Однако, несмотря на готовность обеих сторон сесть за стол переговоров и обсудить детали новой сделки, на практике вернуть СВПД оказалось сложнее, нежели предполагалось изначально. После длительного переговорного процесса в Вене, несмотря на многочисленные заявления о том, что переговоры вот-вот подойдут к успешному завершению, сторонам так и не удалось достичь компромиссного решения иранского ядерного вопроса. После длительного периода неудачных попыток договориться с Ираном, США, судя по всему, практически полностью разочаровались в перспективах восстановления ядерной сделки. Риторика, исходящая в последнее время из Вашингтона, однозначно намекает на то, что администрация Дж.
Байдена не рассматривает возможности реанимации СВПД. Так, по словам Дж. Байдена «сделка с Ираном мертва, но объявлять об этом мы не будем». Его слова также прокомментировал Джон Кирби, координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома, сказав, что «сейчас нет никакого прогресса в отношении сделки с Ираном. Мы не ожидаем никакого прогресса в ближайшем будущем». Контекст этих заявлений во многом находит свои корни в сентябрьских протестах в Иране, а также информации о том, что Тегеран поставляет в Россию свои военные дроны для последующего использования Москвой в конфликте с Украиной. Именно эти причины остановки переговорного процесса обычно заявляют представители Белого дома.
Лето 2022 года характеризуется повышением температуры моря в Персидском заливе до 34-35 градусов по Цельсию, о чем заявил глава Организации по атомной энергии Мохаммад Эслами в интервью.
Притом, среднегодовая температура составляет около 26 градусов. Вода используется для охлаждения ядерных реакторов в критической части их работы. Эслами сказал, что исследования для новых единиц также должны быть пересмотрены после того, как изменение климата сделало недействительными «основные предположения», не вдаваясь в подробности.
Об этом говорится в ежегодном докладе Министерства обороны США «Стратегия противостояния оружию массового поражения». Но в целом Иран обозначен в документе как «постоянная угроза». Напомним, 1 июня министр обороны Израиля Йоав Галант прокомментировал уровень ядерной угрозы для его страны со стороны Ирана заявлением, что военные Израиля исполнят свой долг по защите страны, если ситуация их к этому вынудит.
А 16 сентября МАГАТЭ заявило, что власти Ирана отозвали аккредитацию у нескольких инспекторов агентства, задачей которых были проверки на ядерных объектах. Интересно все же, о чем свидетельствуют выкладки Минобороны США? Если Тегеран имеет возможность создать ядерное оружие в столь быстрые сроки, то почему он упускает время? Получается какая-то смысловая нестыковка. Своими мыслями на сей счет поделились с Caliber. Az известные иностранные специалисты.
Есть ли способ сблизить эти столь противоположные интересы? Первые шаги на пути к дипломатическому решению должны, видимо, предполагать устранение неопределенностей, связанных с иранской ядерной программой, а также предусматривать стимулированиеТегерана к соблюдению гарантий МАГАТЭ. Возможное решение заключалось бы в создании чрезвычайной инспекционной группы, наделенной широким правом доступа в целях расследования деятельности Ирана в ядерной сфере.
Такая группа состояла бы из международных специалистов по вопросам, связанным с ядерным топливным циклом и ядерным оружием. Совет Безопасности наделил бы таких инспекторов полномочиями в соответствии с положениями Главы VI Устава ООН а именно, его статьи 36 и предоставил бы определенное ограниченное время на проведение оценки. На начальном этапе объем полномочий не предусматривал бы какой-либо ссылки на применение экономических санкций или угрозы использования военной силы.
Однако, в случае обнаружения инспекционной группой признаков запрещенной деятельности в ядерной сфере, у Совета Безопасности появились бы более серьезные основания рассматривать возможность санкционного или даже силового воздействия. Что могло бы побудить Иран к сотрудничеству в проведении таких специальных инспекций? С одной стороны, Иран может стремиться к сохранению неопределенности, благодаря чему его ядерная программа смогла бы выглядеть более впечатляющей, нежели в действительности.
Тегеран значительно выиграет, если предоставит МАГАТЭ или международному сообществу возможность проведения более тщательных инспекций. При этом репутация Ирана не пострадает, и новые экономические санкции к нему применены не будут. Есть сигналы о том, что Иран в принципе готов при определенных условиях готов разрешить самые интрузивные инспекции на своих ядерных объектах и ограничить обогащение ядерных материалов таким образом, чтобы они были бы пригодны для энергетических нужд, но не для целей создания вооружений.
Мировое сообщество и российская дипломатия будут вынуждены вести переговоры на условиях допустимости иранской исследовательской деятельности в ядерной области. Если Иран даст согласие на проведение инспекций на любых своих объектах, которые инспекторы признают подозрительными, в ответ международное сообщество позволит Ирану иметь собственную ограниченную программу ядерного обогащения. Предложение также должно предусматривать возможность непрерывного контроля на месте за выполнением Ираном данной программы.
Предлагаемый подход переводит иранский кризис в разряд ситуаций, урегулирование которых лежит в плоскости переговорного процесса, и будет способствовать окончательному устранению спекуляций о возможности вооруженного вмешательства. Иран можно склонить к принятию такого режима постоянного контроля на местах в обмен на возможность осуществления им ограниченной и подконтрольной программы по обогащению, которая будет сводиться, например, к одному каскаду из 6 000 центрифуг. Естественно, запуск такой программы должен быть отложен до момента, когда будут прояснены все технические вопросы.
В результате престиж исламского государства не пострадает. Иран будет вынужден замедлить реализацию своей программы обогащения и предоставить соответствующий доступ специальной инспекционной комиссии для проведения оценки характера своей ядерной программы на основе предоставления исчерпывающей информации. Данный план нашел многочисленных сторонников среди экспертов, заинтересованных в мирном разрешении иранского ядерного кризиса.
Как писал в августе 2006 г. Киссинджер: «Приостановка программы обогащения урана не должна означать свертывания всего процесса. На следующем этапе должна быть создана глобальная система ядерного обогащения, осуществляемого в специально предусматриваемых центрах по всему миру под контролем международного сообщества, по примеру, предложенному Россией для Ирана.
Такое положение дел избавило бы Иран от опасной дискриминации и создавало бы конкретный пример развития атомной энергетики, исключающий кризисные ситуации при вступлении в состав участников каждого нового претендента»14. В случае согласия представителей США в будущем на проведение Ираном ограниченной программы обогащения, которую большинство экспертов в настоящее время уже считают свершившимся фактом , создавалась бы международная структура с беспрецедентными контроль-ными и управленческими полномочиями, к тому же, функционирующая непосредственно в Иране. Был бы образован специальный международный консорциум под эгидой ЕС, России и, возможно, некоторых государств региона в целях реализации исследовательской ядерной программы в Иране на территории этой страны.
В порядке дополнительной инициативы России также следовало бы предложить провести многосторонние переговоры с участием, как минимум, Ирана, новой администрации США, Европейского Союза и, разумеется, России. К ним могут присоединиться Саудовская Аравия и другие государства Персидского залива. При всей кажущейся идеалистичности подобного решения иранской проблемы, оно, как представляется, существенным образом укрепляло бы режим ДНЯО и практически устраняло на ближайшую перспективу возможность появления новых кандидатов в ядерные «пролиферанты».
Более того, урегулирование иранского «ядерного узла» открывало бы дорогу к практической проработке и дальнейшей реализации комплекса идей об осуществлении ядерного топливного цикла исключительно под международным контролем. Victor I. The Nuclear Problem of Iran: choices possible The article is tackling one of the most salient issues of the current world politics - the nuclear program of Iran.
The article suggest creating a kind ofin-ternational consortium in the territory of Iran which would realize the idea of international nuclear fuel cycle centers as a possible means to prevent such unwarranted developments. Sadjadpour Karim, Perkovich George. Iran and NuclearSecurity.
Сажин В. Иран: апрель—2009. Acton James M.
Стенографический отчет о встрече Д. Медведева со студентами и преподавателями Питтсбургского университета 25 сентября 2009 года. Можно упомянуть в частности вызывающую неоднозначные оценки и во многом политически замотивированную Национальную разведывательную оценку США 2007 г.
Постола с главным тезисом о достижении иранцами некоего потолка в развитии ракетных программ. Riedel Bruce, Samore Gary. Из ответов Президента РФ В.
Тель-Авив готовит персам ядерный «Пурим»
Оттуда твердят, что атомная программа Ирана – чуть ли не Бич Божий для Израиля. При этом о своих ядерных арсеналах Тель-Авив изначально помалкивает. Иран готов вернуться к исполнению соглашения по своей ядерной программе лишь в том случае, если Запад пойдет ему навстречу, заявил сегодня российский постпред при ООН Василий Небензя. Иранская ядерная программа берет свое начало в 1959 году, когда США запустили первый в стране ядерный реактор как часть проекта по удержанию Ирана в антисоветском поле.
Все публикации:
- Что известно о ядерной программе Ирана, которая поссорила США почти со всем миром
- Все публикации:
- Ядерная программа Ирана: что дальше? — Россия в глобальной политике
- новостной сайт о событиях в курдском регионе
МИД РФ: Нет никаких доказательств, что Иран хочет заняться разработкой ядерного оружия
Против Ирана будут выдвинуты обвинения в создании ядерного оружия, средства доставки у него уже есть и все это может привести к опасной попытке решить вопрос ядерной программы Ирана военным путем со стороны Израиля, полагает Пухов. За последние 20 лет Иран значительно нарастил свои как оборонительные, так и наступательные возможности, говорит главред портала Military Russia Дмитрий Корнев. Страна имеет богатый арсенал систем ПВО. Израиль и США качественно превосходят Иран и способны провести точечные операции по уничтожению иранской ядерной программы. Это реально и Израиль не раз уже проводил подобные операции, в частности в Ираке в 1980-е гг. Перспективы восстановления иранской ядерной сделки стали в конце 2022 г. В таком случае возможно возвращение к вариантам силового решения иранской ядерной проблемы, полагает эксперт.
Однако на прошлой неделе на ежеквартальном заседании руководящего совета ядерной инспекции Международного агентства по атомной энергии США и их европейские партнеры выступили с мрачными предупреждениями об угрозе, исходящей от отсутствия сотрудничества Ирана по его ядерной программе. Эти предупреждения, отмечает The Guardian, прозвучали после успеха сторонников жесткой линии, выступающих против соглашения 2015 года, ограничивающего ядерную программу Ирана, на парламентских выборах в прошлые выходные. Выборы прошли под высоким контролем, и особенно в Тегеране они были отмечены очень низкой явкой, но парламент, тем не менее, может помочь организовать внутриполитические дебаты.
Региональный геополитический контекст, включая опасения, что конфликт в Газе перерастет в более широкую ирано-израильскую войну, также является фактором, как и знание того, что ядерная сделка 2015 года истекает в октябре следующего года, во время возможного президентства Дональда Трампа, что приведет к снятию ядерной проблемы с повестки дня Совета Безопасности ООН.
Что нужно для того, чтобы он поехал? Нужны шасси, двигатель, руль… Если вы спросите меня, сделали ли мы коробку передач, я отвечу — да, сделали. Собрали ли мы двигатель? Да, собрали. Однако каждая из этих деталей создана для конкретной задачи».
Подобный настрой Тегерана заставляет международных инспекторов просчитывать, что конфронтация на Ближнем Востоке, возникшая на фоне войны в Газе, увеличит свой масштаб. То, что Тегеран предпринимает действия, «которые не имеют вызывающей доверие гражданской направленности», в последние недели официально говорил и Госдепартамент США. Тем временем в Израиле решили действовать самостоятельно.
Опасения среди официальных лиц США и ЕС усилились после того, как в этом месяце сторонники жесткой линии закрепили свои позиции по итогам парламентских выборов в Иране. Оппозиционные организации, действующие за рубежом, утверждают, что реальная явка скорее всего гораздо ниже. Дело в том, что электорат испытывает апатию не только на фоне объективных экономических трудностей, с которыми сталкивается Исламская Республика, но и репрессивной политики высшего руководства. Несмотря на то что влияние Меджлиса на механизм принятия государственных решений в Иране крайне ограничено и сосредоточено преимущественно на социальных и экономических вопросах, парламентские выборы по-прежнему остаются красноречивым индикатором общественных настроений. По его словам, явный бойкот со стороны электората за последние годы набрал масштаб и не может оставаться незамеченным со стороны истеблишмента. Внутренняя ситуация в Иране заставляет западный мир опасаться, что высшее руководство Исламской Республики пойдет на ужесточение своих подходов, в том числе к феномену ядерной программы, гражданский характер которой пока что оно публично декларирует. Уже в марте гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси проинформировал Совет управляющих, что «агентство утратило непрерывность информации о производстве и инвентаризации центрифуг, роторов и сильфонов, тяжелой воды и концентрата урановой руды» в Иране.
В одном из интервью отставного чиновника спросили, обрел ли Тегеран возможность разработать ядерную бомбу.
Иранская ядерная программа
После нападения Израиля на консульство Ирана в Дамаске 1 апреля некоторые политики страны заявили, что фетва Хаменеи может измениться и что Иран также может создать ядерное оружие. Оттуда твердят, что атомная программа Ирана – чуть ли не Бич Божий для Израиля. При этом о своих ядерных арсеналах Тель-Авив изначально помалкивает. У Ирана может появиться ядерная бомба уже через несколько недель, утверждает «Институт науки и международной безопасности» (ISIS). Об этом заявил верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП) стал результатом дипломатических переговоров в рамках «шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия).
Вирус страшнее бомбы. Как хакеры уничтожили ядерный завод в Иране
Между тем, иранское руководство, явно выигрывая в дипломатическом «перетягивании каната», не собирается идти на реальные компромиссы и продолжает линию на форсированное создание собственного потенциала обогащения урана и наработки плу-тония2. Тегеран, следуя жесткой линии, упорно игнорирует требования резолюций Совета Безопасности ООН 1696,1737,1747,1803 и 1835 - приостановить свою ядерную программу и полностью открыть ее для инспекторов МАГАТЭ -под тем предлогом, что это якобы нарушало бы право Ирана на осуществление мирной ядерной деятельности. Иранская дипломатия - особенно на фоне явной растерянности и отсутствия прорывных, конструктивных идей в Вашингтоне - продолжает одерживать одну победу за другой, заявляя о намерении страны продолжать мирную ядерную программу и полной законности своих действий. К 2015 г. Видимо, в иранском руководстве твердо уверились в практической невозможности радикальных военных мер со стороны США или Израиля, а тем более, таких силовых акций, которые ликвидировали бы всю ядерную и вообще военную и военно-промышленную инфраструктуру страны около 400 основных и порядка 25 000 в общей сложности целей , «вбомбив ее в каменный век» и вызвав реальный «шок и трепет» на всем «Большом Ближнем Востоке». Против этого будут, пусть и неявно, возражать заинтересованные в торговых связях с иранской стороной европейские страны торговый оборот одной только Германии с Ираном составляет более 5 млрд долларов в год 3. Несмотря на подогреваемую международными СМИ обеспокоенность по поводу потенциального появления новой неофициальной ракетно-ядерной державы, в регионе, в исламской «умме» и Движении неприсоединения, да и во многих странах мира, включая Россию, не без симпатий наблюдают за тем, как иранцы реализуют свое законное право - по ст. IV Договора о нераспространении ядерного оружия - на развитие мирной ядерной технологии, бросая открытый вызов США и буквально упиваясь неспособностью последних хоть как-то реально повлиять на непокорный и зачастую демонизируемый Тегеран. Ахмадинежада, - одном из «совершенно законных» объектов, вновь поставили вопрос о наличии в этой стране целого ряда спрятанных от инспекций и незаявленных в МАГАТЭ, то есть незаконных ядерных объектов. Иран таким образом вновь нарушил свои обязательства в Соглашении о гарантиях и Дополнительных соглашениях по информированию МАГАТЭ, которые он взял на себя в соответствии с подписанными еще в 1974 г. Медведев, «Мы рассчитываем, что особенно в свете вскрывшихся сведений о строительстве нового обогатительного завода, Иран предоставит убедительные доказательства своего намерения стремиться к развитию ядерной энергетики в сугубо мирных целях».
И это наша четкая позиция, которая ничем не отличается от позиций других ответственных стран, в том числе, Соединенных Штатов Америки. Тем не менее, - полагает Д. Медведев, - если исчерпаны все возможности влияния на ситуацию, можно использовать и международно-правовые санкции». Россия недвусмысленно заявила, что если Иран не выполнит свои обязательства по вывозу урана для обогащения в другие страны, то это повлечет за собой решительные действия5. Таким образом, Москва говорит о контрпродуктивности санкций, но, очевидно, полностью их не исключает. Определенный оптимизм, казалось бы, должны внушать итоги женевской встречи «шестерки» с Ираном 1 октября с. Это, в принципе, шаг в правильном направлении, он свидетельствовал об определенной готовности Ирана к диалогу -однако не решает главной проблемы - будущего иранской ядерной программы, восстановления доверия к исключительно мирному характеру ядерной деятельности. Характерно, что впоследствииТеге-ран фактически дезавуировал первоначальное взаимопонимание, вновь перейдя к своей традиционной тактике политического маневрирования и затягивания переговоров. Многие наблюдатели полагают, что иранское руководство пошло на создание видимости определенных компромиссных подходов перед лицом вновь обозначившегося единства «шестерки» после прихода открытой к диалогу сТегераном администрации Обамы и принципиальной выраженной готовности российской стороны к санкциям - в ситуации полной неуступчивости Тегерана, а тем более, признаков перехода к отказу от сотрудничества с МАГАТЭ, не говоря уже о создании ядерного оружия. Вместе с тем, Тегеран по-прежнему уклоняется от начала полноценного диалога с США.
Наблюдатели поспешили истолковать слова Д. Медведева как какую-то подвижку в российской позиции. Между тем она остается принципиальной и диалектичной. По ее мнению, пока преждевременно делать выводы о стремлении Ирана к созданию ядерного оружия. В то же время Москва, естественно, не заинтересована в создании у ее южных рубежей новой ракетно-ядерной державы, грозящем появлением нового очага нестабильности в регионе, и уж тем более, в сломе международно-правового режима нераспространения и его основы - Договора о нераспространении ядерного оружия. По мере того как эйфорические оценки по-следнихлет об отставании иранцев создании собственного ракетно-ядерного потенциала постепенно улетучиваются6, появляются новые сигналы для опасений относительно темпов и намерений иранского руководства. Тегеран для восстановления доверия со стороны международного сообщества обязан в течение короткого времени прояснить остающиеся вопросы по его прошлой ядерной деятельности. Между тем иранскую ядерную проблему надо как-то решать - и причем незамедлительно. Иначе эта страна может пойти по пути Индии, Пакистана или Израиля и стать еще одной ракетноядерной державой, что не будет способствовать укреплению региональной и международной стабильности. Вряд ли имеют достаточные основания алармистские опасения, что это вызовет своего рода «теориюдомино»-появление целого ряда новых ядерных государств на большом Ближнем Востоке - включая Саудовскую Аравию, Египет и Турцию.
У США и ведущих западных стран достаточно рычагов влияния, чтобы не допустить такого развития-да и финансовых и научно-технологических ресурсов у этих стран явно недостаточно. А вот с возможным ракетно-ядерным Ираном в Вашингтоне уже готовятся, судя по недавним заявлениям министра обороны Р. Гейтса и помощника президента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Г Сеймора, чуть ли не смириться как с фактом7. Иранские разработчики, ракетные системы которых базируются главным образом на северокорейских и переделанных разработчиками из КНДР раннесоветских технологиях, в последние несколько лет достигли впечатляющих успехов и явно превзошли своих азиатских «учителей». За последние 5—7 лет Иран овладел технологиями создания не только жидкостных ракета «Шехаб» и ее «клоны» , но и твердотопливных двигателей ракета «Седжил-2» или «Са-мен» и многоступенчатых ракет хотя многие эксперты считают, что это просто видоизмененный «Шехаб». Не оправдались предсказания ряда специалистов Т. Постол и др. Следует ожидать, что уже в ближайшее десятилетие иранские специалисты будут в состоянии создать достаточно надежные ракетные комплексы с дальностьюу верхней границы ракет радиуса средней дальности порядка 3 000 км и вплотную подойдут к испытаниям межконтинентальной баллисти-ческой ракеты. Уже сегодня иранские ракетные средства, особенно перспективные системы, способны поражать цели не только на Ближнем Востоке, но и в значительной части континентальной Европы и южных регионов России. Если нынешний темп ракетно-космических программ Ирана сохранится на сегодняшнем уровне, то уже через десять лет Тегеран будет вполне способен получить собственную ракету промежуточной дальности 3 500—5 000 км , а затем и МБР и современные средства космического запуска на высокие орбиты.
Все это теоретически позволит разработать ракетный баллистический носитель для ядерного боезаряда - если работы по обогащению урана и плутониевой программы будут все же успешными, и иранское руководство, в конце концов, не устоит перед соблазном создания ядерного оружия на основе своего ядерного топливного цикла, а ведущие державы мира окажутся неспособными такое развитие событий предотвратить. Можно подумать о том, как сохранив престиж Ирана как мощной региональной державы, развивающей собственную ядерную программу, поставить ее под контроль мирового сообщества, при этом ни в коей мере не ущемляя иранские интересы. Одной из возможностей укрепления международного режима Договора о нераспространении ядерного оружия, находящегося сейчас в весьма критической ситуации, прежде всего из-за неспособности приостановить ядерные программы Ирана и КНДР, являются усилия по формулированию и продвижению развязок в стиле ad hoc. Они применялись бы в каждом конкретном случае зафиксированного нарушения Договора - с учетом региональных особенностей и при создании системы гарантий со стороны ведущих держав мира, желательно «освященных» авторитетом СБООН.
Механизм позволяет поддерживать торговлю с Ираном в обход американских санкций, не используя доллары для сделок. В начале сентября после неудавшейся договоренности с Европой о покупке иранской нефти или поставке кредитов Иран начал третий этап сокращения ядерных обязательств, приступив к работе с целым рядом центрифуг. В ноябре Иран более чем в два раза увеличил производство урана, запустил 30 центрифуг IR-6 и установил 20 новых центрифуг этого типа.
Тегеран заявил, что вернется к ее соблюдению только при условии отмены Вашингтоном односторонних санкций. Байден дал понять, что это произойдет только после того, как иранцы прекратят обогащение урана. В апреле Иран делает беспрецедентный рывок в развитии своей ядерной программы. В конце октября Иран объявил в возвращении к переговорам с США по ядерной программе — они возобновились в Вене в конце ноября. Позиция участников соглашения Москва и Пекин последовательно выступали против отмены или изменения ядерной сделки. Официальный представитель китайского внешнеполитического ведомства также выразил намерение поддерживать нормальные экономические и торговые связи с Ираном при соблюдении международного права. Европейские лидеры выступали за сохранение сделки, однако были готовы на ее доработку.
В частности, обсуждались возможность включения в СВПД вопросов контроля за ядерной деятельностью Ирана после 2025 года, за его баллистической программой, а также меры по ограничению влияния Ирана на Ближнем Востоке. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
Иран был причислен к основным угрозам безопасности США. Началась международная изоляция страны с целью сдерживания развития ядерной программы. Однако, ведущие страны ЕС и Россия не поддержали данного решения.
Россия продолжила участвовать в строительстве АЭС и поставлять оружие. Иранская ядерная программа в наши дни Обвинение Ирана в разработке ядерного оружия стало стимулом для активизации торговли вооружением в регионе. Израиль закупил у США более 5000 управляемых бомб с целью защиты от потенциальной иранской агрессии. Иран допустил на свои объекты представителей МАГАТЭ, которые постановили, что никаких испытаний на территории страны не происходило. Однако, Иран отказался взять на себя обязательства по бессрочной остановке своих проектов. На стороне Ирана против санкций Запада всегда активно выступал Китай.
Между Турцией и Ираном действует договор об обмене низкообогащенного урана на выскообогащенный.
В контексте американо-иранских контактов о возврате к Совместному всеобъемлющему плану действий СВПД и консультаций по новому соглашению автор изучает участников иранского внешнеполитического процесса и их мотивацию развивать ядерную программу или вести переговоры по её ограничению. Иранская власть на бумаге и в реальности Внешняя политика Ирана — результат гибкого сочетания формального межведомственного взаимодействия и неформальных процедур. Последние часто опережали юридическую реальность и позже фиксировались документально: так, после смерти основателя Исламской республики Рухоллы Хомейни состоялся единственный после революции транзит власти, а затем появилась обновлённая конституция [1]. Конституционные органы власти и их полномочия неизменны до сих пор рисунок 1. Формально система власти в Исламской Республике децентрализована: она повторяет принцип разделения властей, но за счёт специфических органов и политико-правовой доктрины велайат-е факих , проработанной ещё до революции аятоллой Хомейни, прямо или косвенно закрепляет главное полномочие верховного лидера — влиять на кадровые назначения и тем самым поддерживать баланс между различными органами власти и представленными в них политическими силами.
Верховный лидер принимает решения по ключевым вопросам, командует армией, объявляет войну и мир, задаёт ориентиры во внутренней и внешней политике и продвигает их как самостоятельно, так и через представителей а их примерно 2 тысячи в федеральных и региональных органах власти. Он назначается на неопределённый срок и может сместить избираемый населением Совет экспертов из 88 шиитских правоведов-богословов, который в составе шести комиссий собирается дважды в год и в закрытом режиме обсуждает ситуацию в стране. Когда на внеочередном заседании Совета экспертов в 1989 г. Однако сравнительно слабый с точки зрения личного авторитета Хаменеи был удобен управленческим кругам, поскольку вместо продвижения собственной повестки он был сосредоточен на поддержании статус-кво, от которого зависело и его положение. Несоответствие формальных полномочий и реального веса Хаменеи определило стиль его руководства — главной задачей стал поиск консенсуса и равновесие политической системы. Находясь у власти три десятилетия, аятолла Хаменеи укрепил влияние, но сохранил осторожность, которая не была присуща Хомейни: верховный лидер не высказывается первым даже по главным политическим вопросам, предпочитает излагать консенсусную позицию, не допускает чрезмерного усиления каких-либо политических сил, попеременно поддерживая позиции разных сторон.
Именно поэтому в его выступлениях можно найти противоположные по смыслу высказывания, к которым он апеллирует при необходимости — с позиции «а я вас предупреждал». Один из двух органов, который позволил укрепиться Али Хаменеи — Наблюдательный совет, известный также как Совет стражей конституции. Шесть его членов — исламских правоведов назначает верховный лидер и ещё шесть гражданских юристов со знанием исламского права — избранный народом парламент по представлению главы судебной власти, назначенного верховным лидером. Круг замыкается, поскольку члены Наблюдательного совета ветируют — часто произвольно — кандидатов на выборах, включая выборы в Совет экспертов, который назначает и смещает верховного лидера. Более того, без одобрения Наблюдательного совета законы, принятые однопалатным меджлисом, не имеют силы. Если между парламентом и Наблюдательным советом или между другими органами власти возникает спор, его решает Ассамблея по определению государственной целесообразности, в которую верховный лидер назначает в силу занимаемой должности или личных заслуг 36 государственных деятелей — их задача в том, чтобы занять позицию «над схваткой» в межведомственных разногласиях и межэлитных противоречиях и предложить верховному лидеру и истеблишменту консенсусное решение, соответствующее национальным интересам Ирана, конституции и нормам ислама.
Консенсусные решения по вопросам национальной стратегии и безопасности в штатном режиме вырабатываются в Высшем совете национальной безопасности ВСНБ [2]. Формально им руководит президент, и большинство членов совета входят в него в силу занимаемой ими руководящей должности в других структурах, но председателя совета «уравновешивает» секретарь, которого вместе с ещё одним членом совета назначает по своему усмотрению верховный лидер. С 2013 г. В формальной иерархии власти вслед за верховным лидером и координационными органами, которые помогают ему калибровать политическую систему, расположена исполнительная власть во главе с президентом. Однако в реальности за более чем тридцать лет правления Хаменеи бесконтрольно укрепила своё влияние главная силовая структура страны — Корпус стражей исламской революции КСИР. На него уже после реформы конституции 1989 г.
Иран у дверей ядерного клуба
Ранее Гросси заявил, что наличие у Ирана обогащенного урана не говорит об обладании ядерным оружием. Глава МАГАТЭ также подчеркнул, что технически идентичный оружейному масштаб запасов обогащенного урана в распоряжении Тегерана «вызывает настороженность и вопросы у международного сообщества». Американская газета The Washington Post 10 апреля выступила с утверждением о близости Ирана к созданию ядерного оружия, что стало следствием выхода США из ядерной сделки в 2018 году.
Если Израиль сочтет нужным вступить в конфликт, чтобы остановить ее, он конечно может попытаться это сделать. Апогеем такого конфликта станет нападение Ирана на жизненно важные израильские цели, на что Тель-Авив может ответить примерно 3-4 ядерными ударами по ядерным объектам Ирана. Так что, нет. С-400 не станет для них причиной для нападения на Иран". Су-35 будут преследовать израильские истребители или препятствовать их дозаправке". Читайте также: Немецкий оборонный концерн Rheinmetall скупает по Европе подержанные танки Leopard Далее в статье отмечается, что для нанесения удара по Ирану Израиль пытается заручиться поддержкой Соединенных Штатов. Однако Вашингтон, по уши погрязший в конфликте на Украине, предпочел бы не поддерживать эту авантюру.
Военные эксперты также предупреждают, что любая подобная атака против Ирана может перерасти в крупный региональный конфликт. Тем не менее, США и Израиль продолжают развивать военное сотрудничество. По итогам этих учений некоторые западные аналитики и бывшие американские чиновники отметили, что многие из представленных возможностей были удивительным образом похожи на те, которые необходимы Израилю для нанесения дальних ударов по ядерным объектам Ирана и которые продемонстрировали необычайное мастерство пилотов. В Вашингтоне считают, что призывы нанести удары по территории Израиля будут звучать все громче, особенно в свете растущего сотрудничества между Россией и Ираном, которое вызывает все большую тревогу на Западе.
После атаки глава генштаба ВС Ирана заявил, что операция выполнена и продолжать ее сторона не намерена.
Как будет развиваться конфликт стран и есть ли шанс его урегулировать, «Вечерняя Москва» узнала у экспертов. В результате атаки погиб иранский генерал. На это Иран пообещал ответить. При этом Иран оставлял для них попытку не доводить эту ситуацию до сегодняшних событий. Если бы Совет Безопасности обвинил и осудил действия Израиля по удару на консульство в Дамаске Сирии , то от ответной атаки они бы воздержались. По крайней мере, они сами это обещали.
Но Совбез это проигнорировал, потому что там с постоянным правом вето находятся три страны: Франция, Великобритания и США, которые по таким вопросам всегда голосуют против, — объяснил Дандыкин. Более того, глава Евросоюза Жозеп Борелль осудил атаку на Израиль , назвав ее «беспрецедентной эскалацией». Поэтому для Ирана нанести удар было «делом престижа», что они и сделали, подчеркнул эксперт. В отражении этой атаки участвовал не только Израиль со своим «Железным куполом», но и Америка вместе с союзниками, в частности, с Великобританией. Также принимала участие по блокировке атаки Иордания.
Ситуация на Ближнем Востоке обострилась 7 октября, когда палестинское движение ХАМАС нанесло масштабный удар по территории Израиля, захватив заложников, в том числе и детей. В ответ израильская армия ударила по секто ру Газа, стороны пе решли в состояние войны.
При этом в США поддержали действия Израиля, а президент Джо Байден отдал распоряжение направить израильским властям дополнительную помощь. В свою очередь И ран предупредил, что против США откроются «новые фронты», если они продолжат поддерживать Израиль.
Развитие иранской ядерной программы
Отмена антииранских санкций, гарантия того, что Вашингтон вновь не выйдет из сделки, и снятие некоторых политических претензий в отношении мирной ядерной программы Ирана. недоверие Запада к мирному характеру ядерной программы Ирана, санкции в отношении Ирана из-за обогащения урана; теракты и убийства, связанные с атомной инфраструктурой страны, — последние новости и все самое важное о ядерной программе Ирана в теме «Ъ». Дональд Трамп не послушал никого и все-таки вывел США из ядерной сделки с Ираном. О том, что известно об иранской ядерной программе и как радикальное решение американского лидера вдруг поставило Россию и Евросоюз на одну сторону, — в материале Сергея Морозова. В то же время он отметил, что по некоторым проблемам, включая ядерную программу Ирана, Соединенные Штаты продолжают считать дипломатию лучшим способом достижения «устойчивых результатов». Иран готов вернуться к исполнению соглашения по своей ядерной программе лишь в том случае, если Запад пойдет ему навстречу, заявил сегодня российский постпред при ООН Василий Небензя.
Госнефтефонд Азербайджана инвестировал в акции компаний Tesla и Intel
- МАГАТЭ предупреждает: Иран может создать ядерное оружие “в течении недель, а не месяцев”
- Please wait while your request is being verified...
- Ядерная сделка в 2023 году или как похоронить процесс переговоров
- Ядерная программа Ирана - Последние новости
- Соглашение по иранской ядерной программе — Википедия
- Курсы валюты:
Эксперт: Иран продолжит ядерную программу, но оружие создавать не будет
Кроме того, Трамп объявил о восстановлении всех санкций, действие которых было приостановлено как результат достигнутой сделки. Прежде чем поговорить о том, зачем Вашингтон так поступает, уточним, о чем идет речь. В 2015 году эта самая сделка по иранской ядерной программе подавалась, как крупнейшая победа международной дипломатии. Суть ее заключалась в том, что Иран должен отказаться от разработки ядерного оружия, за это с него поэтапно снимаются санкции. Как не сложно догадаться, обмен вовсе не равноценный. По сути, что-то делать или не делать должен один лишь Иран, США должны лишь снимать санкции, а остальные государства «посредничать» и наблюдать, чтобы все шло, как должно. В качестве некого компромисса, Вашингтон в 2015 году согласился, чтобы Иран сохранил все ядерные объекты для использования их в мирных целях.
Однако, в рамках этих международных договоренностей Тегеран, к примеру, передал запас обогащённого урана, наработанного за много лет. И вот вдруг Израиль делает заявление, что Иран продолжает разработку ядерного оружия, то есть — нарушает договоренности. Доказательства не предъявляются, а в соответствии с практикой «дела Скрипаля» и «химического оружия в Сирии» просто говорится, что они имеются. Только мы их вам не покажем, хотя скажем, что Израиль добыл «полтонны материалов", среди которых — 100 тыс. Опираясь на эти заявления Тель-Авива, Вашингтон заявил о своем выходе из ядерного договора с Ираном. То есть все было сделано в лучших традициях советской пропаганды.
Цены, как известно, поднимались в магазинах, по просьбам трудящихся.
Переговоры по возобновлению Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе возобновились в Вене в апреле 2021 года, но завершились без какого-либо результата. В феврале 2024 года в Госдепартаменте США заявили, что американская администрация настроена на политико-дипломатическое решение этого вопроса. Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.
В том же году тройка государств — Франция, Германия и Великобритания — начала переговоры с Ираном по ядерной программе. Их результатом стало подписание Ираном 18 декабря 2003 года дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия, который расширял возможности для проверок МАГАТЭ. В июне 2005 года в ответ на продолжение ядерной программы США ввели первые санкции против иранских банков, компаний и физических лиц, связанных с атомной промышленностью. В июле 2010 года из-за ядерной программы и нарушений прав человека санкции против Ирана ввел ЕС. В ответ Тегеран получил ослабление санкций — были частично сняты ограничения на экспорт иранской нефти. План должен был стать первым шагом к заключению всеобъемлющего соглашения по ядерной программе, но сроки его подписания неоднократно откладывались. Переговоры завершились в июле 2015 года. Организация получит доступ ко всем ядерным объектам в стране сроком на 20 лет, что позволит МАГАТЭ следить за тем, чтобы иранская ядерная программа носила исключительно мирный характер. В обмен "шестерка" согласилась отменить все санкции как Совета Безопасности ООН, так и национальные , связанные с иранской ядерной программой, включая меры по доступу в сферы торговли, технологий, финансов и энергетики. В случае нарушения Ираном условий сделки предусматривалось возобновление санкций в течение 65 дней. На следующий день министерство финансов США объявило о введении новых санкций против 11 физических и юридических лиц Ирана, участвовавших в программе по созданию баллистических ракет. Иран вскоре уведомляет Агентство о готовности вывезти запасы тяжелой воды за пределы страны. В своей предвыборной кампании он называл СВПД "худшей сделкой" в истории и обещал выйти из нее или пересмотреть ее условия.
Помимо властных полномочий, под контролем КСИР, по некоторым оценкам, находится не менее трети иранской экономики. С 2019 г. По гамбургскому счёту вслед за КСИР в рейтинге власти располагается президент страны. Ему подотчётен и главный дипломат страны, от команды которого зависят успехи Ирана на международной арене, и руководитель Организации по атомной энергии Ирана как гражданской структуры. В 2013 г. Команда Махмуда Ахмадинежада, с которым у верховного лидера возник конфликт, была пригодна скорее для дальнейшего наращивания ядерной программы, чем для переговоров по её ограничению. Будучи секретарём ВСНБ в 1989—2005 гг. Команду ключевых переговорщиков дополнил ещё один опытный функционер — Али Акбар Салехи. Глава иранской атомной программы в должности вице-президента, обладатель докторской степени по ядерной физике Массачусетского технологического института, в прошлом постпред Ирана в МАГАТЭ и министр иностранных дел. В 2019 г. Салехи заявил в одном из интервью, что заблаговременно приобрёл копии оборудования, демонтированного при реализации СВПД на тяжеловодном реакторе в Араке, чтобы в случае срыва ядерной сделки оперативно вернуть реактор в строй. По словам Салехи, об этом решении знали только он и верховный лидер. Принцип разделения властей подразумевает независимость трёх ветвей власти и систему сдержек и противовесов. Несмотря на ограниченную роль парламента в принятии решений, депутаты контролируют деятельность исполнительной власти и открыто излагают позиции, противоречащие линии президента и правительства. Парламентский контроль на ядерном треке выразился в том, что депутаты провели процесс ратификации СВПД, хотя с точки зрения международного права этот документ не был международным договором и не требовал одобрения в парламенте, и обязали министра иностранных дел отчитываться перед меджлисом о реализации сделки каждые три месяца. Рисунок 1. Система органов власти в Иране В 2020 г. Во главе судебной власти стал Эбрахим Раиси, который проиграл Роухани в президентской гонке в 2017 году. В отличие от США, где ценным источником знаний о политической «кухне» всегда — и особенно при администрации Дональда Трампа — служили «сливы» в информационное пространство и мемуары отставников, в Иране в открытом доступе крайне мало сведений о том, как принимались и принимаются решения по вопросам национальной безопасности, включая ядерную программу. Реконструировать процесс принятия решений удаётся по отдельным заявлениям в прессе, верифицировать которые не представляется возможным, если информацию не подтверждают или не опровергают другие источники — тоже публично. О таких решениях иранские политические деятели могут рассказывать в редких интервью, которые не получают огласки в зарубежной прессе, а также в мемуарах, появляющихся с большой задержкой во времени: представить, что президент ещё у власти, а бывший член его команды публикует обличительные воспоминания, в иранской политической культуре невозможно. Ядерная мотивация Мотивация иранского истеблишмента — вне зависимости от политических предпочтений его представителей — зиждется на стремлении сохранить режим. При общности цели выбор средств её достижения разделяет иранских государственных деятелей на условных консерваторов и реформаторов.