При председательстве России в Евразийском экономическом союзе принята декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 и 2045 гг. «Евразийский экономический путь». В 2023 году отношения России и Ирана принесли весомые результаты: Иран стал членом ШОС, создается зона свободной торговли, товарооборот развивается.
Торгово-экономические связи России со странами СНГ
Объём внешней торговли между Россией и Турцией за прошлый год составил около 60 млрд долларов. Объём внешней торговли между Россией и Турцией за прошлый год составил около 60 млрд долларов. Выбирая относительно «мягкую» позицию по отношению к России на фоне военных действий на Украине, Турция, в первую очередь, решает собственные проблемы: на фоне серьезного роста инфляции и грядущих выборов туркам выгодно усиление торговли с Россией. При председательстве России в Евразийском экономическом союзе принята декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 и 2045 гг. «Евразийский экономический путь». В настоящее время внешняя торговля России находится под беспрецедентным негатив-ным воздействием ограничительных мер (санкций со стороны недружественных стран и различных решений юридических лиц, аналогичных санкциям по влиянию, а также контрсанкций).
Наши новые друзья: как трансформируются внешние экономические связи России (13-06-2023)
Лавров: Россия и Китай заканчивают процесс дедолларизации двусторонних экономических связей | В связи с участившимися случаями кибератак на информационные ресурсы ФТС России значительно возросла нагрузка на сайт ФТС России, что как следствие приводит к неполному отображению информации на сайте. |
Структурные сдвиги во внешней торговле России | Бизнес - 18 июля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - |
Россия в современных экономических отношениях
По итогам 2022 г. Китай Товарооборот в 2022 г. Рост по сравнению с 2021 г. Инвестиции КНР в нашу страну за первые 8 месяцев 2022 г. Россия занимает II место среди поставщиков нефти в Китай.
Среднетехнологичными товарами считаются станки, транспортные средства, продукция основной химии, резинотехнические и пластмассовые изделия, а также продукты деревообрабатывающей промышленности. Самым динамично развивающимся сектором в международной торговле является обмен товарами высоких технологий или наукоёмких отраслей промышленности, а также отраслей нематериального производства. Замечание 2 В июне 2004 г. Данным законом определено, что правом ведения внешнеторговой деятельности обладают любые иностранные и российские граждане. Данное право ограничивается только в ситуации, если международными договорами предусмотрено какое-либо ограничение. Примечательно, что данный закон весьма либерален, особенно, если сравнивать его с ранее действующим, который существовал с 1995 г.
Новый закон полностью снял многие ограничения в сфере ведения внешней торговли. В соответствии с новым законом расширились права экспортёров и импортёров, при этом условия ограничений и запретов более чётко сформулировали. Вместе с тем полномочия правительства расширились. Замечание 3 Новый закон не имеет статьи о возможности введения государственной монополии на торговые операции по отдельным товарам, но при этом позволяет применять их исключительные права на экспорт и импорт. Надо прежде всего сказать, что структура ВВП у РФ существенно отличается от других стран, и не похожа на структуру многих развитых стран в особенности. В России именно в промышленности создаётся практически половина всего ВВП страны. Но, даже при таком высоком уровне индустриализации РФ не является активным участником международной торговли готовой продукции. Ак происходит по причине того, что российское и мировое производство крайне различны по своей структуре. Большая часть международного обмена представлена готовыми изделиями, и порядка половины его — продукция машиностроительного комплекса. Более того, необходимо акцентировать внимание на то, что множество российских машиностроительных предприятий не в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию.
Такая структура промышленности с её экспортным потенциалом состоит их минеральных сырьевых ресурсов и полуфабрикатов. Экспортная структура России в последнее время изменилась не самым лучшим образом. РФ занимает первое место в мире по экспорту никеля и природного газа, 2-4 места по экспорту нефти, нефтепродуктов, железной руды, алюминия, древесины. Она по-прежнему является одним из лидеров по поставкам меди, алмаза, крупного леса. Пример Оборот внешней торговли в 2000-2007 гг. Кризис никак не повлиял на эти показатели, в 2011 г. Причины внешнеэкономического успеха Основной причиной внешнеэкономического успеха можно считать стремительный рост цен на самые важные товары российского экспорта, в первую очередь на энергоносители, основные черные, цветные и драгоценные металлы, круглый лес, аммиак и азотные удобрения, а также некоторые другие виды позиций. Важно уделить внимание снижению или весьма умеренному росту средних импортных цен для РФ, что предоставляет России устойчивые благоприятные условия обмена с внешним миром и получение чистой прибыли в торговле.
Дискуссии на уровне президентов включают, как правило: комплекс вопросов двустороннего сотрудничества, актуальные международные и региональные темы, проблематику выполнения Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе СВПД. Последний на сегодня визит в Иран Владимира Путина состоялся 19 июля 2022 года - тогда в Тегеране прошел трехсторонний саммит по сирийскому урегулированию. Состоялась и двусторонняя встреча российского лидера с президентом Ирана Эбрахимом Раиси. В ходе рабочего визита в Исламскую Республику Владимир Путин также встретился с верховным руководителем и духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи. Информационное бюро Верховного руководителя Ирана Международные площадки стали привычным местом для проведения встреч Путина и Раиси. Поддерживаются контакты и по линии министерств. С тех пор переговоры между главами МИД двух стран проводятся на регулярной основе в двустороннем и многостороннем форматах. На постоянной основе проводятся российско-иранские межмидовские консультации на уровне заместителей министров по ряду вопросов: двусторонним отношениям, проблемам Ближнего Востока и Северной Африки, урегулированию ситуации в Сирии и Афганистане.
Поддерживаются контакты и по линии министерств. С тех пор переговоры между главами МИД двух стран проводятся на регулярной основе в двустороннем и многостороннем форматах. На постоянной основе проводятся российско-иранские межмидовские консультации на уровне заместителей министров по ряду вопросов: двусторонним отношениям, проблемам Ближнего Востока и Северной Африки, урегулированию ситуации в Сирии и Афганистане. Налажен контакт на уровне министерств и ведомств двух стран. В 2022 и 2023 годах вице-премьер РФ Александр Новак с рабочим визитом дважды посетил Иран, где обсудил перспективы сотрудничества России и Исламской Республики, в том числе ход реализации ключевых двусторонних проектов. Россия - Иран: многостороннее и региональное сотрудничество Россия внесла весомый вклад в урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы. В ответ Иран заявил о поэтапном сокращении своих обязательств в рамках соглашения, отказавшись от ограничений в ядерных исследованиях, центрифугах и уровне обогащения урана. С возвращением сторон в свои столицы в конце марта 2022 года переговоры были приостановлены.
Евразийский экономический союз вышел на рекордный товарооборот в 2023 году
Сальдо внешней торговли России традиционно складывается положительным. За 9 месяцев 2023 г. его величина составила около 104 млрд долл. — это меньше, чем в 2019 или 2021 гг. (135 и 130 млрд долл.), но больше, чем в 2017 или 2020 гг. (91 и 78 млрд долл.). Москва и Пекин провели практически полную дедолларизацию торгово-экономических связей, более 90% взаимных расчетов переведены в [ ]. Внешняя торговля России — торговля Российской Федерации с 1992 года товарами со странами мира[2]. Торговля не учитывает трансграничное движение валют по нетоварным операциям, в частности услугам, зарплатам гастарбайтеров, финансовым операциям и т. п.
Экономические показатели — Россия
По словам чиновника, значительное падение зафиксировано и в торговле с некоторыми странами — членами ЕС — снижение товаропотока до 50 процентов. В то же время, как показывает статистика Евростата, товарооборот России и Евросоюза в целом вырос за год на 2,3 процента до 258,6 млрд евро. Импорт из РФ увеличился на четверть главным образом за счёт высоких цен на энергоносители в первом полугодии , в то время как экспорт из ЕС в Россию упал примерно на 40 процентов. Как отмечает Давыдов, если раньше со стороны Евросоюза в РФ заходило около 3 тыс. Очевидно, что в этом году после вступления в силу эмбарго на российские нефть с 5 декабря и нефтепродукты с 5 февраля показатели импорта из России в ЕС будут значительно скромнее. Индия вытеснила Европу Однако же российские чиновники спешат заверить, что выпадающие объёмы экспорта нефти и нефтепродуктов уже удалось перенаправить. Как сообщил на днях глава Минэнерго Николай Шульгинов, Россия полностью диверсифицировала свой экспорт. Николай Шульгинов министр энергетики РФ Масштабная тенденция наметилась ещё в прошлом году, и здесь наиболее заметным игроком стала Индия. За счёт увеличившихся продаж нефти в эту страну по данным вице-премьера Александра Новака, в 22 раза за год — примерно с 3,7 млн тонн в 2021 году Россия поднялась с 18-го места по импорту в Индию на 4-е. Товарооборот двух государств за неполный 2022—2023 финансовый год достиг почти 40 млрд долларов. С ноября по февраль Россия ежемесячно становилась крупнейшим поставщиком нефти в Нью-Дели.
В итоге, по сведениям Международного энергетического агентства, в минувшем году Индия вытеснила Европу в качестве главного покупателя морской нефти из России. В конце прошлого года по объёмам поставок сырой нефти в Китай РФ вышла на 1-е место, вытеснив с этой позиции Саудовскую Аравию. Рост экспорта за неполный год составил примерно 10 процентов — около 80 млн тонн на сумму свыше 50 млрд долларов. Если учесть, что импорт из России в Китай за год превысил 114 млрд долларов плюс 43 процента , то почти половину этого объёма обеспечили именно нефтяные поставки. Объём поставок нефти в Китай из России вырос на 10 процентов. Экспорт Китая в Россию вырос почти на 13 процентов более 76 млрд долларов.
Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания. Азиатско-Тихоокеанский регион 55. Исламский мир 56. Все более востребованными и надежными партнерами России в вопросах обеспечения безопасности, стабильности, решения экономических проблем на глобальном и региональном уровнях становятся государства дружественной исламской цивилизации, перед которой в реалиях многополярного мира открываются широкие перспективы становления в качестве самостоятельного центра мирового развития. Россия стремится укреплять всеобъемлющее взаимовыгодное сотрудничество с государствами — членами Организации исламского сотрудничества, уважая их общественно-политические уклады и традиционные духовно-нравственные ценности. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 развитию всеобъемлющего и доверительного взаимодействия с Исламской Республикой Иран, всесторонней поддержке Сирийской Арабской Республики, а также углублению многопланового обоюдовыгодного партнерства с Турецкой Республикой, Королевством Саудовская Аравия, Арабской Республикой Египет и другими государствами — членами Организации исламского сотрудничества с учетом степени их суверенности и конструктивности проводимой ими политики в отношении Российской Федерации; 2 формированию на Ближнем Востоке и в Северной Африке устойчивой всеобъемлющей архитектуры региональной безопасности и сотрудничества на основе объединения потенциалов всех государств и межгосударственных объединений регионов, включая Лигу арабских государств и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Африка 57. Россия солидарна с африканскими государствами в их стремлении к установлению более справедливого многополярного мира и устранению социально-экономического неравенства, усиливающегося из-за изощренной неоколониальной политики ряда развитых государств в отношении Африки. Латинская Америка и Карибский бассейн 58. Европейский регион 59. Большинство государств Европы проводят агрессивную политику в отношении России, направленную на создание угроз безопасности и суверенитету Российской Федерации, получение односторонних экономических преимуществ, подрыв внутриполитической стабильности и размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, создание препятствий для сотрудничества России с союзниками и партнерами. Объективными предпосылками для формирования новой модели сосуществования с европейскими государствами являются географическая близость, исторически сложившиеся глубокие культурно-гуманитарные и экономические связи народов и государств европейской части Евразии. Главным фактором, осложняющим нормализацию отношений России и государств Европы, является стратегический курс США и их отдельных союзников на проведение и углубление разделительных линий в Европейском регионе в целях ослабления и подрыва конкурентоспособности экономик России и государств Европы, ограничения суверенитета европейских государств, обеспечения глобального доминирования США. Осознание государствами Европы безальтернативности мирного сосуществования и взаимовыгодного равноправного сотрудничества с Россией, повышение уровня их внешнеполитической самостоятельности и переход к политике добрососедства с Российской Федерацией благоприятно скажутся на безопасности и благополучии Европейского региона, помогут европейским государствам занять достойное место в Большом Евразийском партнерстве и многополярном мире. США и другие англосаксонские государства 62. Курс России в отношении США носит комбинированный характер с учетом роли этого государства как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и в то же время главного вдохновителя, организатора и исполнителя агрессивной антироссийской политики коллективного Запада, источника основных рисков для безопасности Российской Федерации, международного мира, сбалансированного, справедливого и поступательного развития человечества. Российская Федерация заинтересована в поддержании стратегического паритета, мирном сосуществовании с США и установлении баланса интересов между Россией и США с учетом их статуса крупнейших ядерных держав, особой ответственности за стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом. Перспективы формирования такой модели российско-американских отношений зависят от степени готовности США к отказу от политики силового доминирования и пересмотру антироссийского курса в пользу взаимодействия с Россией на основе принципов суверенного равенства, обоюдной выгоды и уважения интересов друг друга. Отношения с другими англосаксонскими государствами Российская Федерация намерена выстраивать в зависимости от степени их готовности отказаться от недружественного курса в отношении России и уважать ее законные интересы. Антарктика 65. Россия заинтересована в сохранении Антарктики как демилитаризованного пространства мира, стабильности и равноправного сотрудничества, в поддержании экологической устойчивости и расширении своего присутствия в регионе. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание сохранению, эффективному выполнению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Формирование и реализация внешней политики Российской Федерации 66. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внешней политики государства, осуществляет руководство ею и как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в пределах своих полномочий проводят работу по законодательному обеспечению реализации внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнения ее международных обязательств, а также способствуют выполнению задач парламентской дипломатии. Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации внешней политики Российской Федерации и осуществлению международного сотрудничества. Государственный Совет Российской Федерации в пределах своей компетенции участвует в разработке стратегических задач и целей внешней политики Российской Федерации, оказывает содействие Президенту Российской Федерации по вопросам определения основных направлений внешней политики Российской Федерации. Совет Безопасности Российской Федерации осуществляет формирование основных направлений государственной внешней политики, прогнозирование, выявление, анализ, оценку угроз национальной безопасности и выработку мер по их нейтрализации, подготовку предложений Президенту Российской Федерации о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности, рассмотрение вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальных интересов и национальной безопасности, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внешних угроз. Министерство иностранных дел Российской Федерации разрабатывает общую стратегию внешней политики Российской Федерации и представляет соответствующие предложения Президенту Российской Федерации, осуществляет реализацию внешнеполитического курса, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области международных отношений и международного сотрудничества, а также координацию международных связей субъектов Российской Федерации. Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству оказывает Министерству иностранных дел Российской Федерации содействие в проведении единой внешнеполитической линии в части, касающейся координации программ в сфере международного гуманитарного сотрудничества, а также в осуществлении государственной политики, направленной на оказание содействия международному развитию на двустороннем уровне. Иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют международную деятельность в пределах своих полномочий в соответствии с принципом единства внешней политики Российской Федерации при координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляют международные и внешнеэкономические связи с учетом большого значения межрегионального и приграничного сотрудничества для развития отношений Российской Федерации с иностранными государствами. При подготовке и реализации внешнеполитических решений федеральные органы исполнительной власти взаимодействуют с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, российскими политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, некоммерческими организациями, культурно-гуманитарными объединениями, Русской православной церковью и другими религиозными организациями традиционных конфессий, представителями экспертного и научного сообщества, деловых кругов и средств массовой информации, способствуя их участию в международном сотрудничестве. Широкое вовлечение конструктивно настроенных общественных сил во внешнеполитический процесс способствует формированию общенационального согласия в отношении внешней политики Российской Федерации, содействует ее реализации, имеет важное значение для более эффективного решения различных вопросов международной повестки дня.
Далее следуют Белоруссия 55 млрд и Казахстан 26 млрд. Также активно Россия торговала с Японией 9,7 млрд , Гонконгом 5,9 млрд , Узбекистаном 9,9 млрд и Арменией 7,3 млрд. Главным партнером в Африке стал Египет.
Власти, называя киевский режим террористическим и не без оснований , ЕС — спонсором терроризма, а саму Украину осиным гнездом, переводят конфликт в плоскость ценностей и идеологии. Немудрено, что на фоне ежедневных новостей о "зерновой сделке", транзите нефти и газа по подконтрольной Киеву территории, речи политиков не вызывают ничего кроме когнитивного диссонанса. Самое время разобраться, чем, как, в каких объёмах торгуют Москва и Киев, кто кому, за что и через кого платит деньги. У Москвы и Киева совершенно разные подходы как в ведению боевых действий, так и к экономической политике. Россия для победы восстанавливает свой суверенитет, тогда как Украина напротив от него полностью избавилась. Для России ведение СВО — дело национальное, а рассчитывать приходится исключительно на собственные силы. Для Киева война с Россией уже давно является делом международным: Украина нежизнеспособна без военной, финансовой и управленческой помощи со стороны своих кураторов, что ими периодически подчёркивается. Этот фактор — суверенизации и десуверенизации — предопределяет разное отношение к остаткам экономических связей. Киев намеренно разрывает экономические связи, пытаясь нанести России максимальный экономический ущерб. Многие из сохранившихся связей не представляют ценности для постмайданной власти в силу её неспособности осознать значимость отдельных отраслей экономики, а разрывом кооперационных связей Киев пытается ослабить Россию, что — в совокупности и действиями стран G7 и ЕС, солидаризовавшимися с Украиной — по их мнению должно приблизить победу над Россией. Кроме того, разрыв связей с Россией позволяет активно и безопасно пиариться украинским чиновникам, а заодно и обогащаться, конфисковывая на украинской территории собственность России и её граждан. Москва, напротив, до последнего пытается сохранить экономические связи с Украиной. Для России сохраняющиеся связи представляют ценность так как позволяют зарабатывать деньги, благодаря которым удаётся финансировать боевые действия и проводить суверенную политику. Разрыв связей вынуждает перестраивать логистические и производственные цепочки, тратя драгоценное время и ограниченные финансовые ресурсы на минимизацию ущерба. Кроме того, у России нет такого количества союзников, которые могли бы компенсировать ей потерянные в результате действий Украины доходы. Также стоит учесть фактор того, что СВО перешла в стадию борьбы на истощение, в которой победит тот, у кого больше запас прочности, в том числе финансовой. Почему не работают санкции против нефти и алмазовЦентр исследований энергетики и чистого воздуха CREA — независимый аналитический центр, который мониторит ситуацию на рынке энергоресурсов, опубликовал доклад о результатах санкционной политики против Москвы.
Российско-китайские экономические отношения: какие события ожидаются в ближайшее время?
Динамика внешней торговли с внешними странами Америки. Внешняя торговля России в 2022 году. Самым значимым торговым партнером РФ по итогам 2023 года стал Китай с рекордным товарооборотом в 240,1 млрд долларов, сообщает со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы. Несмотря на угрозу вторичных санкций со стороны западных стран, экономические связи России с партнёрами по СНГ расширяются, заявил 13 октября президент РФ Владимир Путин на заседании Совета глав государств СНГ в узком составе. Снижение внешнего долга, номинированного в иностранной валюте, преимущественно обусловлено погашением займов, в том числе привлеченных в рамках отношений прямого инвестирования.
Наши новые друзья: как трансформируются внешние экономические связи России (13-06-2023)
В августе был поставлен рекорд, когда Индия приобрела их на 215,1 млн долларов. Предыдущий раз сравнимые закупки алмазов были в марте 2018 года 481 млн долларов. По экспортным поставкам непосредственно по железной дороге отдельных данных, к сожалению нет. Ситуация стабильно неопределенная Банк России ведет статистику по платежам в валютах дружественных и недружественных стран по внешнеторговым сделкам. А как вообще выглядит статистика торговли с этими группами стран? Как рассказывает директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС, заведующий лабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель, весной 2022 года произошло одновременное резкое снижение импорта как из «недружественных» стран, так и из нейтральных. По его словам, причина, во-первых, была в том, что курс рубля перешел в фазу чрезвычайно высокой волатильности — это повысило риски ведения межударной торговли с Россией, а доступность трансграничных расчетов была ограничена отключением ряда российских банков от системы SWIFT. Во-вторых, значительная часть поставок товаров из ЕС шла через территорию Украины. В-третьих, торговля с нейтральными странами морским транспортом стала затруднена из-за ограничений на заход судов с грузами для России в порты стран-членов ЕС и или их отгрузки в европейских портах.
Хотя переориентация с Запада на Восток набирает обороты, товарная структура нашей внешней торговли меняется незначительно: то, что теряют одни страны, получают другие. Более того, часто новые покупатели совершенно честно сами используют российские энергоносители, а в страны, подписавшиеся под антироссийские санкции, продают углеводороды из других источников, которые раньше приобретали для себя. Как объясняет Андрей Гнидченко, данные за последние несколько месяцев позволяют уверенно говорить о стабилизации импорта в 2023 году на отметке, примерно соответствующей уровню 2021 года. Это особенно важно в свете резко сжавшегося в текущем году баланса внешней торговли — как вследствие восстановления импорта, так и, в гораздо большей степени, в результате обвала экспорта на фоне возвращения сырьевых цен к относительно нормальным. Россия переориентировала внешнюю торговлю на растущие экономики Александр Кнобель тоже считает, что этап переориентации на поставщиков из нейтральных стран в основном завершился, товарно-страновая структура стабилизировалась, а динамика цен нормализовалась — уровень наценок за поставки в Россию снижается. По его мнению, в последние месяцы вновь начинает проявляться зависимость объемов ввоза товаров от курса рубля, что может стать сдерживающим фактором для российского импорта в кратко- и среднесрочной перспективе.
Вместе с тем, рост неопределенности в части международных «правил игры» негативно отражается на инвестиционной активности и уровне спросе на продукцию длительного пользования. В 2020 году основной вопрос внешней торговли России также будет связан с дальнейшей динамикой импорта. Продолжающий в прошлом году рост ввоза товаров и услуг в значительной степени связан с увеличением государственных инвестиций в отдельные сферы экономики.
С учетом того, что цели правительства связаны с дальнейшим раскручиванием национальных проектов, экономисты ожидают продолжение ускорения поставок из-за границы. Наращивание объемов экспорта на ближайшую перспективу представляется для России довольно сложным.
Ведутся работы по развитию приоритетных транспортных коридоров.
Один из таких важных коридоров — это «Север — Юг». Недавно было подписано соглашение о строительстве участка железной дороги в Иране, который поможет организовать прямое железнодорожное сообщение на западном маршруте МТК «Север — Юг», обеспечив кратчайший транзитный выход на порты Персидского залива и Южной Азии, отмечают в РЭЦ. А в СЗФО продолжается работа по загрузке портовых мощностей путем наращивания мощностей торгового флота и создания комплексных deep-sea сервисов в целевые страны.
Здесь стоит сосредоточиться на расширении автомобильных и железнодорожных подходов к портам, развитии сети тыловых терминалов и оптимизации администрирования грузопотоков с сопредельными странами», — указывает в РЭЦ. Работы ведутся сразу по нескольким международным транспортным коридорам, которые позволят увеличить объем перевозки, сократить сроки, упростить пересечение границы, а значит, сократить расходы для бизнеса, отмечает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». В частности, ведутся работы на Восточном полигоне железных дорог, продолжается развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна, развитие Новороссийского транспортного узла, строительство и реконструкция объектов морского порта Темрюк, а также железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска по всей стране.
Например, весной завершили модернизацию станции Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги, расположенной на пересечении линий Волгоград — Краснодар и Ростов-на-Дону — Минеральные Воды. Модернизация позволит дополнительно провозить порядка 8 млн тонн грузов в год», — отмечает Баранов. С сентября сократится время пересечения границы в Забайкальске на границе с КНР , Бугристое на границе с Казахстаном и Чернышевское на границе с Литвой , так как там заработает система электронного резервирования даты и времени подъезда к ним.
После модернизации пункта пропуска Верхний Ларс удалось увеличить интенсивность движения с 300 до 1400 грузовых автомобилей в сутки. На границе с Азербайджаном осуществляется масштабная модернизация пункта пропуска Яраг-Казмаляр, после завершения которой пропускная способность вырастет до 1400 транспортных средств и до 5100 человек в сутки. Потребуется сделать еще много для развития грузовых перевозок.
Также необходимо продолжить упрощать процедуры пересечения границы и таможенное оформление. Важно сокращать бумажный документооборот, переводить все в «цифру», это позволит ускорить оформление, сократит расходы, облегчит внешнюю торговлю и зарубежные поездки людей.
В понедельник ФТС раскрыла данные по экспорту и импорту за 2022 г. Согласно данным ФТС, в прошлом году экспорт минерального топлива, нефти и продуктов их перегонки, битуминозных веществ увеличился по сравнению с 2021 г. По данным таможенной службы, в 2022 г. В 2021 г. Санкционные ограничения Динамика профицита торгового баланса объясняется тем, что в текущих геополитических условиях многие страны, вводящие антироссийские санкции, значительно сокращали свой экспорт, но импорт из России снижали не так сильно, а некоторые даже увеличивали его, отметила руководитель направления «Экономика несырьевого сектора» ЦСР Ксения Банникова. Если посмотреть, например, на Германию, Францию, США по ним на портале ITC TradeMap доступны зеркальные данные об экспорте и импорте , то их общий по всем группам товаров в сумме экспорт в Россию сократился в 2022 г. При этом Германия и Франция увеличили импорт из России, а США — снизили лишь вдвое при сокращении экспорта в 4 раза , добавила эксперт.
Параллельно с этими трендами российские экспортеры также искали и развивали альтернативные направления экспорта, вывозя свою продукцию в страны, не налагающие санкции, напомнила Банникова. В частности, совокупные данные экспорта России в Турцию без деления на отдельные товары и товарные группы показывают рост примерно в 2 раза в 2022 г. Рост профицита торгового баланса в 2022 г.
Большие друзья. Основные экономические партнеры России в современном мире
Это дает России контроль над важными морскими путями и ресурсами, такими как нефть и газ. В целом, географическое положение России играет важнейшую роль в ее политической жизни и определяет ее стратегические приоритеты и отношения с другими странами. Будущее России в политике зависит от способности страны использовать свое географическое преимущество и эффективно управлять своими интересами в этой части мира. Одной из ключевых ролей России в международных отношениях является обеспечение мировой безопасности. Страна обладает одной из самых мощных армий в мире и играет важную роль в решении глобальных конфликтов. Также Россия является одним из ключевых игроков в экономике мирового сообщества.
Она обладает богатыми природными ресурсами, такими как нефть, газ, драгоценные металлы, и является одним из крупнейших экспортеров этих товаров. Благодаря своим экономическим возможностям: Россия способна влиять на мировые цены на энергоносители и имеет значительный вес на международных рынках; Россия активно пропагандирует многополярный мир, в котором государства имеют равные возможности и принимают решения на основе согласия и сотрудничества; страна находится в центре внимания военных альянсов, таких как НАТО, в связи с ее геополитическим положением и влиянием; Россия играет ключевую роль в разрешении конфликта в Сирии, выполняя роль посредника между различными сторонами; страна имеет значительное влияние на страны в ближнем зарубежье, особенно в бывших республиках СССР, и строит с ними тесные отношения; Россия активно поддерживает развитие отраслей высоких технологий и инноваций для укрепления своего влияния в мире. Таким образом, Россия играет важную роль в современной политике мира, выполняя функции по обеспечению стабильности и безопасности, а также влияя на глобальную экономику и развитие международных отношений. Мультиполярность и мультивекторность Политика России строится на принципах мультиполярности и мультивекторности. Страна стремится укрепить свои отношения со всеми государствами мира, развивать сотрудничество и диалог.
Россия активно вступает в различные международные организации, стремится к установлению равноправных партнерских отношений с различными странами. Страна активно участвует в разрешении международных конфликтов и споров. Она выступает за дипломатическое урегулирование ситуаций, а также за соблюдение международного права и принципов невмешательства во внутренние дела других государств. Россия принимает активное участие в переговорах и миротворческих миссиях, направленных на урегулирование конфликтов в различных регионах мира. Россия развивает экономическое сотрудничество с различными странами мира.
Она активно ведет торговлю и инвестиции, развивает экономические партнерства, активно развивает сотрудничество в сфере энергетики, особенно в области нефтегазовой промышленности. Россия имеет Европейскую и Азиатскую части, самую длинную прибрежную линию в мире протяженностью более 37 тысяч километров, благодаря чему у нее есть доступ к различным морям и океанам: Северному Ледовитому океану, Баренцеву, Карскому, Чукосткому, Берингову, Охотскому, Японскому, Черному, Азовскому и Каспийскому морям. Такое географическое положение делает Россию важным игроком в мировой политике, поскольку она имеет влияние на различные регионы и государства. Кроме того, Россия обладает богатыми природными ресурсами, такими как природные газы, нефть, уголь, дерево и другие, что делает ее экономически значимой для многих стран. Военно-политическая активность России Одним из наиболее ярких примеров военно-политической активности России является участие в военных действиях в Сирии начало—2015 год.
Российская военная помощь помогла укрепить позиции сирийского правительства в борьбе с террористическими группировками. Это также позволило России укрепить свое влияние в регионе и продемонстрировать свою военную мощь. Кроме того, Россия активно участвует в международных миротворческих операциях. Она принимает участие в миссиях Организации Объединенных Наций, а также в операциях по борьбе с пиратством в Сомали и в Аденском заливе. Страна продолжает укреплять свои военные базы и наращивать свои Вооруженные Силы.
В 2020 году Россия запустила строительство новых военных баз на арктическом шельфе. Это свидетельствует о стремлении России защитить свои интересы в Арктике и повысить свое военное присутствие в этом регионе. В целом, военно-политическая активность России является одним из важных элементов ее внешней политики. Она позволяет России продвигать свои интересы, защищать свою безопасность и сотрудничать с другими странами в области безопасности и стабильности мирового порядка. Экономическое влияние России Экспорт энергоресурсов обеспечивает значительную долю доходов в федеральном бюджете и вносит существенный вклад в национальную экономику России.
Благодаря своим природным ресурсам Россия имеет сильное экономическое влияние на Европу. Она является крупнейшим поставщиком нефти и газа для многих стран Европы. Это делает Россию ключевым игроком на энергетическом рынке и обеспечивает стране значительное политическое влияние. Участие в таких организациях позволяет России укреплять свое экономическое положение и развивать торговые и инвестиционные связи с другими странами. Развитие новых технологий также играет важную роль в экономическом влиянии России.
Стратегия развития цифровой экономики включает в себя инвестиции в информационные технологии, разработку программного обеспечения и электронную коммерцию. Эти меры способствуют увеличению экономического роста и содействуют модернизации страны. В целом, экономическое влияние России продолжает укрепляться, и страна считается важным участником международной экономики. Ее ресурсы, торговые связи и технологическое развитие позволяют ей оставаться важным игроком на мировой арене. Россия является крупнейшим экономическим партнером многих стран Содружества и играет важную роль в создании экономических союзов и интеграционных процессов в регионе.
Кроме того, Россия активно участвует в политическом противостоянии и урегулировании конфликтов в СНГ. Она оказывает поддержку правительствам и политическим лидерам различных стран в регионе, а также участвует в миротворческих операциях и дипломатических усилиях по поиску мирных решений. Россия также обладает значительным мягким влиянием в СНГ. Она продвигает свою культуру, язык и ценности через образовательные программы, СМИ и культурные мероприятия. Это помогает укрепить культурные связи и создать благоприятный образ России в глазах граждан стран СНГ.
Таким образом, политическое влияние России в СНГ является одним из главных факторов, определяющих отношения между странами в этом регионе. Россия устанавливает и поддерживает дружественные отношения с государствами СНГ, а также является ключевым игроком в экономических, политических и культурных процессах в регионе. Сотрудничество с регионами мира Россия активно развивает торговлю, инвестиции и другие формы экономического сотрудничества с Азией. Это позволяет обеим сторонам создавать благоприятные условия для развития и процветания. Кроме того, Россия поддерживает мирные урегулирования в регионе и активно участвует в международных форумах и организациях, где обсуждаются вопросы, касающиеся политической ситуации в Азии.
Россия играет активную роль в решении конфликтов и поддержании мира в регионе. В целом, политические связи России с Азией остаются важными и являются одним из приоритетных направлений внешней политики России. Устойчивые и доверительные отношения с Азией являются гарантией устойчивого развития и безопасности. Россия и Африка также поддерживают тесное политическое взаимодействие на основе общих интересов и принципов. Россия активно развивает свои политические связи с африканскими странами, проводя регулярные встречи и договоренности на самом высоком уровне.
Российские политические связи с Африкой включают в себя различные сферы сотрудничества, такие как экономика, безопасность, культура и образование. Россия активно поддерживает африканские страны в их стремлении к развитию и содействует установлению мирных отношений на континенте. Одним из важных аспектов сотрудничества России и Африки является предоставление помощи в области развития. Российские эксперты и специалисты оказывает неоценимую помощь африканским странам в вопросах инфраструктуры, сельского хозяйства, энергетики и многих других сферах. Кроме того, Россия активно предоставляет африканским странам политическую поддержку на международной арене.
Она выступает за защиту интересов африканских государств и их права на самоопределение. В целом, политические связи России с Африкой имеют стратегическое значение для обеих сторон. Россия и африканские страны укрепляют свое взаимодействие и продолжают развивать партнерство на взаимовыгодных условиях. Отношения между Россией и Америкой играют важную роль на политической арене. В течение последних нескольких лет эти отношения были напряженными и характеризовались множеством конфликтов и разногласий.
Особенно ярко это проявилось в связи с проведением СВО на Украине. Одним из ключевых вопросов, разделяющих Россию и Америку, является их подход к глобальным проблемам на международной арене. В свете экономических санкций и политических разногласий, наблюдаемых в последние годы, две страны стали конкурентами в таких сферах, как экономика, безопасность и влияние на международной арене. Одним из наиболее острых вопросов между Россией и Америкой является украинский кризис. Были введены экономические санкции против России, что усугубило ситуацию и продолжает оказывать негативное влияние на отношения между двумя странами.
Также следует отметить важность политической борьбы и противостояния в отношениях России и Америки. Оба государства активно используют киберпространство. Многочисленные ситуации взлома, утечки информации и кибератаки со стороны США только усугубляют обстановку между двумя странами. Россия является одним из крупнейших поставщиков энергоносителей для США, при этом экономические санкции создают преграды для развития таких отношений. Россия и Америка считают терроризм важным международным вызовом и пытаются сотрудничать в этой области, несмотря на ограничения и разногласия.
Это означает, что они могут блокировать принятие решений, не соответствующих их национальным интересам или не поддерживающих их внешнюю политику. Для России это особо значимо, так как страна имеет значительное влияние на глобальную политику и является одной из крупнейших ядерных держав. Россия активно участвует в деятельности Совета Безопасности, выражая свою позицию по вопросам мировой безопасности и решениям, которые должны быть приняты для обеспечения стабильности и урегулирования конфликтов в различных регионах мира.
Общие положения 1. Настоящая Концепция является документом стратегического планирования и представляет собой систему взглядов на национальные интересы Российской Федерации во внешнеполитической сфере, базовые принципы, стратегические цели, основные задачи и приоритетные направления внешней политики Российской Федерации. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики.
В настоящей Концепции конкретизируются отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, учтены основные положения иных документов стратегического планирования, затрагивающих сферу международных отношений. Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира. Место России в мире определяется наличием у нее значительных ресурсов во всех сферах жизнедеятельности, ее статусом постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций ООН , участника ведущих межгосударственных организаций и объединений, одной из двух крупнейших ядерных держав, государства — правопреемника правопродолжателя Союза ССР. Россия с учетом ее решающего вклада в победу во Второй мировой войне, а также деятельной роли в создании современной системы международных отношений и ликвидации мировой системы колониализма выступает в качестве одного из суверенных центров мирового развития и выполняет исторически сложившуюся уникальную миссию по поддержанию глобального баланса сил и выстраиванию многополярной международной системы, обеспечению условий для мирного, поступательного развития человечества на основе объединительной и конструктивной повестки дня. Россия проводит самостоятельный и многовекторный внешнеполитический курс, продиктованный ее национальными интересами и осознанием особой ответственности за поддержание мира и безопасности на глобальном и региональном уровнях. Внешняя политика России носит миролюбивый, открытый, предсказуемый, последовательный, прагматичный характер, основанный на уважении общепризнанных принципов и норм международного права и стремлении к равноправному международному сотрудничеству в целях решения общих задач и продвижения общих интересов.
Отношение России к другим государствам и межгосударственным объединениям определяется конструктивным, нейтральным или недружественным характером их политики в отношении Российской Федерации. Современный мир: основные тенденции и перспективы развития 7. Человечество переживает эпоху революционных перемен. Продолжается формирование более справедливого, многополярного мира. Необратимо уходит в прошлое неравновесная модель мирового развития, которая столетиями обеспечивала опережающий экономический рост колониальных держав за счет присваивания ресурсов зависимых территорий и государств в Азии, Африке и Западном полушарии. Укрепляется суверенитет и увеличиваются конкурентные возможности незападных мировых держав и региональных стран-лидеров.
Структурная перестройка мировой экономики, ее перевод на новую технологическую основу в том числе внедрение технологий искусственного интеллекта, новейших информационно-коммуникационных, энергетических, биологических технологий и нанотехнологий , рост национального самосознания, культурно-цивилизационное разнообразие и другие объективные факторы ускоряют процессы перераспределения потенциала развития в пользу новых центров экономического роста и геополитического влияния, способствуют демократизации международных отношений. Происходящие, в целом благоприятные, изменения вызывают тем не менее неприятие у ряда государств, привыкших мыслить согласно логике глобального доминирования и неоколониализма. Они отказываются признавать реалии многополярного мира и договариваться на этой основе о параметрах и принципах мироустройства. Предпринимаются попытки сдержать естественный ход истории, устранить конкурентов в военно-политической и экономической сферах, подавить инакомыслие. Используется широкий набор противоправных инструментов и методов, включая применение принудительных мер санкций в обход Совета Безопасности ООН, провоцирование государственных переворотов, вооруженных конфликтов, угрозы, шантаж, манипулирование сознанием отдельных социальных групп и целых народов, наступательные и подрывные операции в информационном пространстве. Распространенной формой вмешательства во внутренние дела суверенных государств стало навязывание им деструктивных неолиберальных идеологических установок, противоречащих традиционным духовно-нравственным ценностям.
Как следствие, разрушительное воздействие распространяется на все сферы международных отношений. Серьезное давление оказывается на ООН и другие многосторонние институты, предназначение которых в качестве площадок для согласования интересов ведущих держав искусственно обесценивается. Испытанию на прочность подвергается международно-правовая система: узкая группа государств стремится подменить ее концепцией миропорядка, основанного на правилах навязывание правил, стандартов и норм, при выработке которых не было обеспечено равноправное участие всех заинтересованных государств. Осложняется выработка коллективных ответов на транснациональные вызовы и угрозы, такие как незаконная торговля оружием, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, опасных патогенов и инфекционных заболеваний, использование информационно-коммуникационных технологий в противоправных целях, международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, транснациональная организованная преступность и коррупция, стихийные бедствия и техногенные аварии, нелегальная миграция, ухудшение состояния окружающей среды. Происходит деградация культуры диалога в международной сфере, снижается эффективность дипломатии как средства мирного урегулирования споров. Остро ощущается дефицит доверия и предсказуемости в международных делах.
Усиливается кризис экономической глобализации. Существующие проблемы, в том числе на рынке энергоресурсов и в финансовом секторе, вызваны деградацией многих прежних моделей и инструментов развития, безответственными макроэкономическими решениями включая бесконтрольную эмиссию и накапливание необеспеченных долгов , противоправными односторонними ограничительными мерами и недобросовестной конкуренцией. Злоупотребление отдельных государств своим доминирующим положением в некоторых сферах усиливает процессы фрагментации мировой экономики и неравенство в развитии государств. Получают распространение новые национальные и трансграничные платежные системы, растет заинтересованность в новых международных резервных валютах, формируются предпосылки для диверсификации механизмов международного экономического сотрудничества. Повышается роль фактора силы в международных отношениях, в ряде стратегически важных регионов расширяется конфликтное пространство. Дестабилизирующие наращивание и модернизация наступательных военных потенциалов, разрушение системы договоров в сфере контроля над вооружениями подрывают стратегическую стабильность.
Использование военной силы в нарушение международного права, освоение космического и информационного пространства в качестве новых сфер военных действий, стирание грани между военными и невоенными средствами межгосударственного противоборства, обострение в ряде регионов застарелых вооруженных конфликтов увеличивают угрозу всеобщей безопасности, усиливают риски столкновений между крупными государствами, в том числе с участием ядерных держав, повышают вероятность эскалации таких конфликтов и их перерастания в локальную, региональную или глобальную войну.
О последних новостях курса доллара, евро, юаня и других валют, — в теме «Свободной Прессы». Курс валют.
Существование взаимных ограничений довольно серьезно тормозит внешнюю торговлю России, однако в последние годы стороны стараются искать способы выстраивания отношений, что подтверждает растущая динамика товарооборота даже с теми странами, которые когда-то выступили в роли инициаторов санкций. Замечание 1 По мнению аналитиков, санкции долго будут ограничивать процессы внешней торговли между странами, однако их характер постепенно будет становиться все более формальным. Внешнюю торговлю Российской Федерации в настоящее время можно охарактеризовать рядом особенностей: превышение темпов роста экспорта над темпами роста импорта; повышение объема внешней торговли с ключевыми торговыми партнерами из Китая и страны Европейского союза ; среди основных групп экспортируемых товаров — минеральное сырье, металлы и металлические изделия; в структуре импорта преобладает химическая продукция, машины и высокотехнологичное оборудование, а также транспорт.
Обострение противоречий между крупными экономиками стало причиной снижения темпов прироста мировой торговли до уровня 2015 года. Вместе с тем, рост неопределенности в части международных «правил игры» негативно отражается на инвестиционной активности и уровне спросе на продукцию длительного пользования.
Экономические показатели — Россия
Огосударствление внешней торговли присуще Азии, гармонирует с разворотом России на Восток и в краткосрочной перспективе помогает противостоять санкционному давлению. В заявлении Европейской службы внешних связей указывается, что принятые российской стороной меры нарушают международное право. Вследствие этого стоит сделать вывод о том, что внешнеэкономические отношения РФ со странами дальнего зарубежья являются привлекательными для РФ с точки зрения развития сотрудничества в различных областях и сферах экономической деятельности, разрушения.