Никаких мероприятий, посвященных годовщине трагедии в «Трансвааль-парке», когда при обрушении купола аквапарка погибли 28 человек и более 100 пострадали, не проводится. Трагедия в "Трансвааль-парке" 14 февраля 2004 года в 7 вечера по московскому времени, когда ничто не предвещало беды, в "Трансвааль-парке" внезапно обрушилась крыша. Как пострадавшие в "Трансвааль-парке" адаптировались к новой жизни и что чувствуют через 16 лет после. Установить причину разрушения "Трансвааль-Парка" необходимо, считают специалисты.
“Tрансвааль”: секретная версия
Спустя год после трагедии у стен «Трансвааль-парка» установили памятный камень с фамилиями погибших. В тот день в "Трансвааль-парке" среди погибших оказалась целая семья из четырех человек. Оперативная съемка службы спасения. 4 887 просмотров. 14 февраля исполняется 5 лет со дня трагедии, потрясшей всю страну. Комментарии. Трагедия в Трансвааль-парке: последние данные. В Москве 14 февраля в 19.15 мск произошло обрушение купола развлекательного комплекса "Трансвааль. Главная» Новости» Трагедия трансвааль парк.
Другие города Московской области
- Читайте также:
- 23 февраля — никто из москвичей не пострадал
- В Москве вспоминают жертв трагедии в «Трансвааль-парке», которая унесла жизни 28 человек
- В Приморье может повториться трагедия Трансвааль Парка
Ошибки проектирования и искалеченные судьбы: со дня трагедии в «Трансвааль-парке» прошло 20 лет
Маленькая Маша Гаврилова, оказалось, вообще не умеет плавать. И одна оказалась совершенно случайно: мама пошла скатиться с горки, а папа пошел посмотреть, как у мамы получится сложный трюк. Малышка на какую-то минуту оказалась вне поля зрения родителей. Когда начала рушиться стена, она вмиг оказалась отрезанной от брата, папы и мамы. О трагедии в аквапарке она рассказывать не хочет. Не хочет об этом вспоминать. Свою спасительницу она сначала называла «тетя Саша», очевидно, приняв восьмилетнюю Сашку за совсем взрослую женщину.
Пять из них - в крайне тяжелом состоянии.
Об этом сообщил источник в департаменте здравоохранения Москвы. По его словам, среди пациентов московских больниц 18 мужчин, 25 женщин и 25 детей, сообщает "Интерфакс". Столичная пресса, тем временем, начала публиковать новые рассказы тех, кто находился в здании аквапарка в момент, когда на головы посетителей рухнула крыша здания. Первыми на помощь людям пришли спасатели самого аквапарка "Я работал на аттракционе с серфингом,- рассказал в интервью "Коммерсанту" спасатель Алексей. За мной очередь человек из десяти стояла. И вот пропускаю очередного и вдруг что-то почувствовал. Никакого грохота или треска при этом не было, а может, я просто не слышал, потому что рядом музыка громко играла.
В общем, поднимаю голову и вижу, что крыша над нами как бы распахивается внутрь. Одна ее створка летит в бассейн с искусственной волной, а другая - прямо на меня. Я сразу нырнул в бассейн. Плыву под водой и думаю: лишь бы ноги не придавило, иначе не вынырну. Всплыл уже под мостиком. Рядом какой-то мужчина, бледный, как простыня. Показывает куда-то рукой и говорит: "Жена там стояла".
А на том месте металл с бетоном. Тут я посмотрел туда, где был я, а там тоже куски крыши и никого из людей. Дальше поплыли вместе. Куда выбираться, поняли не сразу. Вначале, как и все, кто мог ходить, выбрались из бассейна и стали карабкаться по висящим обломкам крыши наверх. Пока лезли, изрезали руки и ноги. Вся крыша была в трещинах и покрыта бетонной крошкой.
Забрались на самый верх, а там уже человек двадцать сидит. Тут на ветру я впервые и почувствовал, что на улице далеко не лето. Пять минут сидим, десять, начал коченеть. Какие-то ребята предложили не ждать спасателей, а спускаться вниз и пробираться к выходу. Чтобы ноги не резать, я кинул вниз свою футболку и спрыгнул на нее. Подбежал к выходу, там охранник. Спрашиваю, какие указания сверху, от начальства, что делать?
Ну мы и начали спасать. Одни хватали людей, выводили и выносили к выходу. Другие кидали тем, кто остался на крыше, теплые вещи из гардероба. А когда подъехали спасатели и милиция, выбрались сами. Помню, попытался втиснуться в какую-то машину на стоянке, а в ней битком людей. Все голые и в крови". Большинство пострадавших спасались самостоятельно "Я услышал хлопок, посыпались стеклянные стены, и крыша стала медленно оседать прямо на нас, а потом сплошной пар и темнота,- рассказал Сергей.
Она как бы зависла, во что-то уперлась и не раздавила нас. А те, кто был в центре и в детском бассейне, наверняка погибли. Сергей и его семья самостоятельно выбрались наружу. Потом он разбил стекло своей машины, выдрал провода замка зажигания и завел двигатель, чтобы хоть как-то согреться. При этом самому Сергею места в машине не хватило - он усадил в нее других детей и женщин. Семейство часто заходило сюда по выходным поужинать в ресторане. Но на этот раз там оказалось слишком много народа, и Лена с родными заняли столик в кафе на первом этаже.
В считанные секунды трещины ползут по кругу всего потолка, увеличиваются, и огромные глыбы бетона летят прямо на нас... Это произошло так быстро, что я даже не успела крикнуть, не успела дотянуться и схватить Викушу! А потом почему-то бросилась под стол" , - рассказывает Елена Левещина газете "Московский комсомолец". Ударной волной Лену тут же отбросило в сторону от их столика, а ее дочку - чуть дальше. Еще немного, и девочка оказалась бы под руинами... Увидев, что на нее летят осколки стекла и бетона, Любовь Яншина успела подбежать к внучке и закрыть ее собой. Я схватила Вику, накрыла ее шубой - слава богу, я не сдала ее в гардероб -и потащила внучку на улицу.
Очень болела спина, меня толкали со всех сторон, у выхода была неимоверная толкучка, но все-таки мы с ней прорвались". Сейчас Елена и ее мать находятся в институте им. Склифосовского, малышку положили в детскую больницу и, по словам врачей, уже скоро выпишут. Сейчас с ней в больнице муж. Недавно позвонил мне и рассказал, что Викуша уже не плачет, а только твердит два слова: "все" и "бах". Супруг Елены Артем в тот вечер отказался идти с семьей в аквапарк - передумал в последний момент. Это его и спасло, как и во время недавнего теракта в метро: он должен был ехать в том самом поезде, но опоздал на секунду - двери захлопнулись прямо перед ним.
Я только прокатилась на горке и стала подниматься по ступенькам, а мама стояла недалеко и снимала меня на камеру. Было так жутко, что я даже не понимала, что нужно бежать, прятаться куда-нибудь. Хотя и прятаться-то было некуда: кругом вода. Когда все рухнуло вниз, я так и осталась на ступеньках. А потом начался кошмар: крики, вопли о помощи, ужасный холод и темнота... Бетонной плитой меня придавило между ступеньками и бассейном. Это был ужас: нет выхода нигде - ни снизу, ни сверху.
Тут появился мой коллега по работе Сергей и через небольшую щель вытащил меня. Ощупью нашел выход к бару, а оттуда - к какому-то служебному помещению. Там было еще тепло, и я осталась ждать маму. Я вопила, наверное, на весь аквапарк, чтобы ее нашли, умоляла каких-то людей и пыталась сама снова вернуться туда, в руины". Ольгу Довгаль нашли под осколками бетона через несколько минут. У женщины были сломаны ребра, бедро, кости грудины. На брезенте кто-то дотащил ее до того самого служебного помещения, где, дрожа от страха и холода, рыдала ее дочь.
У меня сильно болела ушибленная голова. Не помню как, но кто-то нам потом помог добраться до выхода, а там уже нас запихали в "скорую" и привезли в Склиф. Мама до сих пор еще в реанимации". Мы собирались на дискотеку, - рассказал Газете 17-летний Эльбрус Хадизов. Затем рухнули стеклянные стены. От этого был такой порыв ветра, как при урагане: нас чуть с ног не сбило. Охрана тут же приказала всем выходить на улицу.
Мы бросились вокруг аквапарка к запасному выходу. Навстречу нам выбегали окровавленные люди в плавках и купальниках. Когда мы оказались внутри, первое, что увидели, - мужчина и женщина, стоявшие на краю уцелевшего края крыши. Они звали на помощь. Как они там оказались, даже не представляю. Я побежал по лестнице на второй этаж.
Из несущих стен выдолбили более 50 тонн кирпича. В результате этой перестройки в стенах метровой толщины возникли сквозные трещины. В помещениях 100-процентная влажность и постоянный конденсат.
Фасад первого этажа, выложенный красным кирпичом и имеющий историческую ценность, банально замазали шпатлевкой. Таким образом, был уничтожен и защитный слой обожженного кирпича. Стены теперь впитывают влагу, как губка. Существенное влияние на плачевное состояние бывшей казармы оказывает оживленное автодвижение по улице Борисенко здание находится в полутора метрах от дороги. Его состояние они оценили, как «аварийное, близкое к чрезвычайному».
Существенное влияние на плачевное состояние бывшей казармы оказывает оживленное автодвижение по улице Борисенко здание находится в полутора метрах от дороги. Его состояние они оценили, как «аварийное, близкое к чрезвычайному». Кирпичное двухэтажное здание, построенное еще в начале прошлого века, ныне является памятником историко-культурного наследия «Казарма ансамбля застройки казарменного городка Владивостокская крепость». Вопреки Федеральному Закону «Об объектах культурного наследия», была выполнена перепланировка помещения.
Многочисленные комиссии и экспертизы, проведенные специалистами — строителями, реставраторами и даже экспертами МЧС — пришли к однозначному выводу: здание буквально «трещит по швам». Столетние перекрытия при таких «некомфортных» для строения условиях считают специалисты «должны сгнить через полтора - два года после начала эксплуатации». После вмешательства надзорных органов штукатурку содрали «турбинками». Как считает владелец второго этажа инженер-строитель Вячеслав Алькема, «здание не рухнуло вопреки прогнозам специалистов лишь только потому, что построено было в царские времена, когда строили «на века».
«Трансвааль-парк» — трагедия в День всех влюбленных: факты о катастрофе 2004 года
Разработка и постройка комплекса Проект «Трансвааль-парка» разрабатывался архитектурной мастерской «Сергей Киселев и партнеры» — главным архитектором здания был Нодар Канчели. Комплекс пред ставлял собой пятиэтажное здание в форме китового хвоста площадью 20,2 тысячи квадратных метров. Общая стоимость постройки оценивалась в 40 млн долларов. Первоначально планировалось, что возведением комплекса займутся европейские специалисты, однако из-за проблем с получением необходимых лицензий к работе привлекли турецкую компанию. Строительство началось в 2000 году, а уже через 19 месяцев «Трансвааль-парк» ввели в эксплуатацию. На тот момент аквапарк комплекса был крупнейшим в Европе. Кроме зоны водных аттракционов в здании оборудовали спортивный бассейн, тренажерный зал, боулинг, ресторан и салон красоты. День катастрофы 14 февраля в 19:13 мск гигантский стеклянный купол комплекса обрушился.
Ранее прокуратура Москвы прекратила уголовное преследование в отношении второго обвиняемого - начальника Мосгорэкспертизы Анатолия Воронина - в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Трагедия в "Трансвааль-парке" произошла 14 февраля 2004 года. В результате обрушения крыши погибли 28 человек.
Маневры на низкой высоте представляют опасность не только для пилотов воздушных суден, но и для других людей. К тому же парк гражданской авиации зачастую находится в плачевном состоянии. Пилоты, пытаясь заработать деньги, летают на старых и технически неисправных самолетах. Сторонники инициативы уверены, что у будущих родителей есть масса других способов сообщить родным и друзьям пол будущего малыша, без риска для жизни и здоровья. Ранее блогер Ирина Пинчук ответила на критику за гендер-пати стоимостью три миллиона.
К 21:30 эвакуация была завершена. По словам корреспондента "Интерфакса", многие из посетителей выскочили в панике на улицу прямо в купальных костюмах. По факту обрушения крыши и гибели людей в аквапарке прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по части второй статьи 109 УК причинение смерти по неосторожности. Таким образом, руководителям развлекательного комплекса "Трансвааль-парк", в случае признания их вины в произошедшем, грозит наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Очевидцы инцидента из числа посетителей, а также из числа обслуживающего персонала рассказали, что сначала они слышали звук, похожий на взрыв, затем обрушился стеклянный купол над детским бассейном. Другие посетители аквапарка утверждают, что раздался треск и стеклянная крыша над главным бассейном начала медленно оседать, а затем рухнула. В ГУВД также опровергли информацию о взрыве. У следствия на данный момент есть много основных версий произошедшего: непрочность самой конструкции купола, обрушение из-за скопившегося на стеклянной крыше снега, трещина в куполе из-за разницы температур, неправильная эксплуатация купола, брак при изготовлении несущих конструкций, просчеты в проекте. Эксперты на месте трагедии сообщили, что, по их предварительной оценке, бетонная крыша на арматурной основе впитывала конденсат, который образовывался в результате испарения. Возможно, что вентиляция не справлялась, и конденсат замерзал. В результате одна из конструкций крыши не выдержала, и произошло ее обрушение. Еще одна версия - купол треснул из-за колебаний температуры воздуха за последние двое суток. Вначале не исключалось, что конструкции крыши не выдержали снежной массы и под ее тяжестью рухнули, но мэр Москвы Юрий Лужков заявил журналистам, что снега на крыше аквапарка было не много и, скорее всего, виновата непрочность купола. Как сообщил РИА "Новости" представитель московского архитектурного сообщества, не исключено, при расчетах проекта были допущены ошибки, которые могла просмотреть и экспертиза. Следующая возможная причина - технологический брак на заводе, где отливали конструкции. Кроме того, по его словам, причиной трагедии мог стать и неправильный монтаж конструкций. По его мнению, окончательный вывод можно будет здесь только после тщательной экспертизы, которая должна идти сразу по нескольким направлениям. Самый крупный в Москве аквапарк открылся в 2002 году на юго- западе столицы в микрорайоне Ясенево. Общая площадь комплекса составляет 20200 кв. На первом этаже размещается ресторан на 50 мест, помещения администрации, инженерное оборудование, а также боулинг с кафе- баром и бильярдной. Причем, боулинг имеет 12 дорожек, а его оформление выполнено в стиле дворца индейцев майя. На втором этаже расположен главный вестибюль комплекса с гардеробом, кафе быстрого обслуживания на 100 мест, магазином сопутствующих товаров и камерой хранения. На третьем этаже - тренажерный зал и салон красоты. Основной зоной является аквапарк. Его интерьер имитирует южное море, окруженное скалами и тропической растительностью. Аквапарк условно делится на зону медленной реки, зону волнового бассейна и зону гидромассажных бассейнов. Кроме того, в аквапарке предусмотрен и спортивный бассейн. Из аквапарка посетители могут попасть в зону саун. Саунный комплекс делится на два отделения, оформленные в греческом и восточном стилях. ВСЕ ФОТО По состоянию на утро 16 февраля, число жертв обрушения крыши в аквапарке составляло 25 человек, в столичных больницах остаются 68 пострадавших. Пять из них - в крайне тяжелом состоянии. Об этом сообщил источник в департаменте здравоохранения Москвы. По его словам, среди пациентов московских больниц 18 мужчин, 25 женщин и 25 детей, сообщает "Интерфакс". Столичная пресса, тем временем, начала публиковать новые рассказы тех, кто находился в здании аквапарка в момент, когда на головы посетителей рухнула крыша здания. Первыми на помощь людям пришли спасатели самого аквапарка "Я работал на аттракционе с серфингом,- рассказал в интервью "Коммерсанту" спасатель Алексей. За мной очередь человек из десяти стояла. И вот пропускаю очередного и вдруг что-то почувствовал. Никакого грохота или треска при этом не было, а может, я просто не слышал, потому что рядом музыка громко играла. В общем, поднимаю голову и вижу, что крыша над нами как бы распахивается внутрь. Одна ее створка летит в бассейн с искусственной волной, а другая - прямо на меня. Я сразу нырнул в бассейн. Плыву под водой и думаю: лишь бы ноги не придавило, иначе не вынырну. Всплыл уже под мостиком. Рядом какой-то мужчина, бледный, как простыня. Показывает куда-то рукой и говорит: "Жена там стояла". А на том месте металл с бетоном. Тут я посмотрел туда, где был я, а там тоже куски крыши и никого из людей. Дальше поплыли вместе. Куда выбираться, поняли не сразу. Вначале, как и все, кто мог ходить, выбрались из бассейна и стали карабкаться по висящим обломкам крыши наверх. Пока лезли, изрезали руки и ноги. Вся крыша была в трещинах и покрыта бетонной крошкой. Забрались на самый верх, а там уже человек двадцать сидит. Тут на ветру я впервые и почувствовал, что на улице далеко не лето. Пять минут сидим, десять, начал коченеть. Какие-то ребята предложили не ждать спасателей, а спускаться вниз и пробираться к выходу. Чтобы ноги не резать, я кинул вниз свою футболку и спрыгнул на нее. Подбежал к выходу, там охранник. Спрашиваю, какие указания сверху, от начальства, что делать? Ну мы и начали спасать. Одни хватали людей, выводили и выносили к выходу. Другие кидали тем, кто остался на крыше, теплые вещи из гардероба. А когда подъехали спасатели и милиция, выбрались сами. Помню, попытался втиснуться в какую-то машину на стоянке, а в ней битком людей. Все голые и в крови". Большинство пострадавших спасались самостоятельно "Я услышал хлопок, посыпались стеклянные стены, и крыша стала медленно оседать прямо на нас, а потом сплошной пар и темнота,- рассказал Сергей. Она как бы зависла, во что-то уперлась и не раздавила нас. А те, кто был в центре и в детском бассейне, наверняка погибли. Сергей и его семья самостоятельно выбрались наружу. Потом он разбил стекло своей машины, выдрал провода замка зажигания и завел двигатель, чтобы хоть как-то согреться. При этом самому Сергею места в машине не хватило - он усадил в нее других детей и женщин. Семейство часто заходило сюда по выходным поужинать в ресторане. Но на этот раз там оказалось слишком много народа, и Лена с родными заняли столик в кафе на первом этаже. В считанные секунды трещины ползут по кругу всего потолка, увеличиваются, и огромные глыбы бетона летят прямо на нас... Это произошло так быстро, что я даже не успела крикнуть, не успела дотянуться и схватить Викушу! А потом почему-то бросилась под стол" , - рассказывает Елена Левещина газете "Московский комсомолец". Ударной волной Лену тут же отбросило в сторону от их столика, а ее дочку - чуть дальше. Еще немного, и девочка оказалась бы под руинами... Увидев, что на нее летят осколки стекла и бетона, Любовь Яншина успела подбежать к внучке и закрыть ее собой. Я схватила Вику, накрыла ее шубой - слава богу, я не сдала ее в гардероб -и потащила внучку на улицу. Очень болела спина, меня толкали со всех сторон, у выхода была неимоверная толкучка, но все-таки мы с ней прорвались". Сейчас Елена и ее мать находятся в институте им. Склифосовского, малышку положили в детскую больницу и, по словам врачей, уже скоро выпишут. Сейчас с ней в больнице муж.
Обнародованы причины трагедии в "Трансваале"
Военные специальности "Строительство аэродромов", "Взрывные и саперные работы" Строительство малых и средних гидростанций, объектов спец. Ижевске, Ледового Дворца и многих других объектов. Занимаемые должности: мастер, прораб, главный инженер, руководитель предприятия. Диссертацию по основаниям и фундаментам защитил на стройке. В проектных организациях занимал должности: инженер-проектировщик, ГИП. Имеет свыше 20 научных работ и изобретений в области строительства. Преподаваемые дисциплины: "Механика грунтов", "Основания и фундаменты", "Технология строительного производства", "Организация и управление в строительстве". Работает до сих пор в должности "Технический директор строительной фирмы".
Рогаткин А. Военная специальность "Строительство аэродромов". В проектных организациях занимал должности: инженер-проектировщик, ГИП, начальник мастерской, главный инженер мастерской "Удмуртгражданпроект". До недавнего времени возглавлял экспертную службу Госстроя УР. Проектировал все виды жилых, общественных и административных зданий Удмуртии. В настоящее время на заслуженном отдыхе. Сенатов Б.
Военные специальности "Строительство аэродромов", "Взрывные и саперные работы". В строительных подразделениях занимал должности: мастер, прораб, начальник ПТО крупного строительного подразделения. В этой должности трудится до сих пор. Участвовал в экспертных комиссиях по расследованию причин аварий, возводил цеха крупнейших предприятий Удмуртии, жилья всех серий в городах Удмуртии, всех типов инженерных коммуникаций, общественных и административных зданий и многих других объектов. Дедюхова И. Военной специальности не имеет. Преподаваемые дисциплины: "Механика грунтов", "Основания и фундаменты", "Металлические конструкции", "Системный анализ", "Теория надежности", "Реконструкция и усиление зданий и сооружений" и др.
Работала прорабом на всех видах инженерных коммуникаций, реконструкции Ижевского Дворца молодежи, монолитного здания магазина "Радиодетали" и др. Имеет свыше 40 научных работ и изобретений в области строительства. Кроме основных экспертов на вопросы ответили более 14-ти узких специалистов. Экспертам была предоставлена только общедоступная информация по трагедии в аквапарке "Трансвааль" в Ясенево, опубликованная в средствах массовой информации и международной компьютерной сети "Интернет". Перед экспертизой проектных решений и способов производства работ перед всеми экспертами были поставлены следующие вопросы: 1. Считаете ли вы, что причиной трагедии в аквапарке стал террористический акт? По первому вопросу все эксперты ответили отрицательно.
В качестве основного довода они указали на специфический характер разрушений. Считаете ли вы, что причиной трагедии в аквапарке стало разрушение одной из колонн акустическим ударом? По второму вопросу все эксперты ответили отрицательно. Ими было указано на то, что расчет вертикальных конструкций ограждения должен включать в себя наряду с расчетом тепло- и водозащиты, учетом декоративных факторов и полный расчет звукозащиты. Имеющаяся информация не дает оснований предполагать отсутствие этих расчетов. Однако, если подобные явления все-таки имели место, то вина за это целиком ложится на проектировщиков. Считаете ли вы, что причиной трагедии в аквапарке могло стать любое разрушение одной из металлических колонн, служивших опорой покрытию?
Все эксперты выразили сомнение и отрицательное отношение к данной гипотезе. Они указали, что если такое действительно имело бы место, то динамика разрушений в первую очередь скорость обрушения должна была быть кардинально иной. Что вы считаете основной причиной трагедии? Эксперты пришли к общему мнению, что причиной трагедии могли стать неправомерные проектные решения в сочетании с низким качеством строительных работ и отсутствием надзора за их выполнением. Такое положение стало возможным либо в результате сговора подрядчика, проектировщика, контролирующих организаций и иной заинтересованной стороны с целью неоправданного повышения стоимости строительств, либо в результате преступно безответственного халатного отношения участников к своей работе. В дальнейшей части заключения эксперты приводят основные моменты, не вызывающие ни у кого, из всех привлеченных к экспертизе узких специалистов сомнений. Выбор типа покрытия.
Данный тип покрытия классифицируется как совмещенная вентилируемая крыша, то есть в нем соединены элементы крыши и чердачного перекрытия. Внешний вид покрытия так же неприемлем для всех групп банно-купального комплекса: "Покрытия и перекрытия в таких помещениях должны иметь гладкий потолок. Не допускаются перекрытия с пустотами и бесчердачные". В состав рухнувшего покрытия входят: тонкостенная железобетонная оболочка; утеплитель слои и качество которых указать не представляется возможным ; воздушная невентилируемая прослойка около 500 мм по утверждению некоторых источников ; полужесткий влагоемкий утеплитель 3-4 слоя; жесткий качественный утеплитель в матах - 1 слой; пароизоляция в виде целлофановой пленки; слой мягкой минеральной ваты; сплошной деревянный настил; металлическое кровельное покрытие на основе титановых сплавов. Однако п. Приточно-вытяжные отверстия должны иметь металлическую сетку с ячейками размером 20х20 мм. В невентилируемых покрытиях не разрешается применять древесину и теплоизоляционные материалы на ее основе.
Площадь приточно-вытяжных отверстий должна быть не менее площади сечения вентилируемой прослойки. Как видно из сопоставления, основной ошибкой проектировщиков явилось отсутствие в составе дополнительного железобетонного или асбоцементного несущего элемента, использование дерева и металлического кровельного материала. Последний быстро нагревается, быстро охлаждается, что способствует формированию и накопление конденсата под кровельным покрытием.
За это время следователи осмотрели более десятка различных объектов и опросили около 300 человек.
За этот большой период времени было проведено более 240 экспертиз, в частности, строительно-технических, и рассмотрено несколько десятков версий, в которых учитывались и метеорологические причины трагедии, и подкладывание взрывчатки террористами. Больше всего следователи склонялись к тому, что при строительстве были применены некачественные строительные материалы, а также совершены всевозможные проектировочные ошибки. Эта версия и оказалась установленной в ходе следствия: "Трансвааль-парк" обрушился по причине грубых проектных ошибок, которые были допущены при разработке и расчётах проекта. Возведённое здание не соответствовало нормативным требованиям по надёжности и безопасности для людей".
Обвинения были предъявлены главному инженеру проекта Нодару Канчели и начальнику вневедомственной экспертизы Анатолию Воронину. Наказание для виновных 5 сентября 2006 года по ходатайству адвокатов к Нодару Канчели была применена амнистия в честь 100-летия Государственной Думы. Анатолий Воронин также не понёс наказания, так как московская прокуратура прекратила уголовное дело против него. Что сейчас на месте "Трансвааль парка" Сейчас на месте обрушившегося аквапарка находится многофункциональный центр под названием "Мореон".
Развлекательный комплекс открыли в 2013 году. Комплекс рассчитан на 4000 человек. В 2006 году его освятил Алексий II бывший Московский патриарх всея Руси и Позже на Голубинской улице был возведён храм Всех Святых, напоминающий об этой ужасной трагедии. Каждый желающий может прийти и помолиться за упокой ни в чём не повинных погибших людей , случайно оказавшихся на месте трагедии.
Ровно 10 лет назад обрушилась кровля развлекательного комплекса "Трансвааль-парк". В аквапарке тогда отдыхали более тысячи человек, сотни из них оказались под завалами. В результате трагедии 28 человек погибли, в том числе 8 детей. Более 190 пострадали.
В течение 9 месяцев после происшествия специалисты научно-исследовательского центра выясняли причины катастрофы. Они не досмотрели. Это была явная ошибка при проектировании. Даже при идеальном строительстве эта система была бы нежизнеспособна", - рассказал телеканалу "Москва 24" генеральный директор научно-исследовательского центра Александр Белостоцкий.
Уголовные дела возбудили против главного конструктора Нодара Канчели и начальника Мосгосэкспертизы Анатолия Воронина. Но на скамье подсудимых так никто и не оказался. Дело против Канчели прекратили по амнистии в связи с пожилым возрастом обвиняемого. В отношении Анатолия Воронина — из-за отсутствия состава преступления.
Сегодня о трагедии напоминает часовня: ее заложили рядом с местом трагедии спустя 2 года после обрушения аквапарка. На месте самого аквапарка более 7 лет были просто руины. В 2011 году началось строительство многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса. Аквапарк "Трансвааль-парк" Аквапарк "Трансвааль-парк" был построен по проекту архитектурной мастерской "Сергей Киселев и партнеры", главным проектировщиком выступил архитектор Нодар Канчели.
Строить парк водных развлечений доверили турецкой компании. Все работы по строительству были завершены в рекордно короткие сроки - всего за полтора года. Площадь пятиэтажного многоуровневого здания составляла 20,2 тысячи квадратных метров, что позволяло единовременно вместить до 2 тысяч посетителей. Трагедия произошла 14 февраля 2004 года в 19.
По разным оценка, в тот момент в аквапарке находилось до 1300 человек. Площадь обрушения достигла почти 5 тысяч квадратных метров. Крыша здания упала практически на всю водную часть комплекса, не задев только бассейн для взрослых. Во время проведения спасательных работ рухнула еще одна часть кровли - фрагмент козырька.
К счастью, никто не пострадал. По факту происшествия было возбуждено уголовное дело по статье "Причинение смерти по неосторожности". По данным следствия, причиной обрушения крыши стали ошибки при проектировании здания. Обвинения были предъявлены проектировщику Нодару Канчели, а также главе Мосгосэкспертизы Анатолию Воронину.
Однако дело против Канчели прекратили по амнистии в связи с пожилым возрастом обвиняемого. Кроме того, здесь была построена часовня. Трагедия в развлекательном комплексе «Трансвааль-парк» на юго-западе Москвы произошла вечером 14 февраля 2004 года. В это время в аквапарке находились около 1,3 тысячи человек.
В 19 часов 15 минут неожиданно обрушился железобетонный купол здания площадью 3000 квадратных метров. Под рухнувшей крышей оказались погребены самые популярные аттракционы «Трансвааля», в том числе детский бассейн. Трагедия в спортивно-развлекательном комплексе унесла жизни 28 человек, более ста человек пострадали, многие из них стали инвалидами. Для множества людей тот вечер 14-го обрушение крыши московского аквапаркафевраля навсегда останется в памяти: это те, кто пережил несколько мучительных часов под завалами, их родственники, друзья, бывшие работники «Трансвааль-парка» и свидетели чудовищной трагедии.
За сооружение «Трансвааля» ЕТС была признана победителем в номинации «Объекты культуры, медицины, зрелищные и спортивные сооружения» на 3-м конкурсе «На лучший реализованный проект года в области инвестиций и строительства», организованном правительством Москвы.
Нодар Канчели убежден: обрушение стало следствием "внешнего воздействия" Фото: Владимир Новиков Параллельно фирма "Кочак Иншаат" заключила договор с НИИ железобетона на контроль за железобетонными и арматурными работами. Представители института находились на стройплощадке практически постоянно. Канчели на объекте появлялся по мере необходимости, то есть в случае вызова подрядчиком или по своему усмотрению. Например, 16 августа 2001 года Канчели обнаружил, что непрерывное бетонирование оболочки было прервано на несколько часов: вышел из строя один из бетононасосов.
Как отмечают следователи, архитектор был этим очень расстроен, так как могла получиться немонолитная конструкция, возникал риск образования стыков и швов. Из текста обвинительного заключения также выясняется, что рекомендации по мониторингу системы "колонны со связями - оболочка" не вырабатывались, поскольку эта задача перед ЗАО "К" вроде бы и не ставилась. Вибрационные нагрузки не учитывались. Расчеты на перепад температур железобетонной ребристой конструкции не выполнялись. А кроме того, по мнению следствия, конструкция не была рассчитана на внешние воздействия типа взрыва, просадки опор и другие чрезвычайные ситуации.
Исходя из всего этого, обвинение пришло к трем версиям относительно причин трагедии, которых придерживается и до сих пор. Ошибки проектирования Версия первая - это проектные ошибки. Условно обвинение в этой части можно разделить на 12 пунктов, согласно которым автор проекта архитектор Канчели не учел ряд факторов, впоследствии ставших роковыми и приведших к обрушению. Перечислим лишь некоторые из этих пунктов, чтобы понять, в чем же заключается ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей со стороны архитектора. Прежде всего это использование в процессе проектирования ряда конструктивных решений.
Например, как полагает следствие, была использована выполненная с расчетной ошибкой модель системы "железобетонная ребристая оболочка - металлические колонны со связями". Архитектором не были учтены такие факторы, как растрескивание зон растяжения бетона и его ползучесть. Кроме того, остались без должного внимания такие моменты, как критические растягивающие усилия в связях-распорках, температурные воздействия в периоды строительства и эксплуатации. Необоснованно была упрощена схема задания ветровой нагрузки. Не было выполнено достоверного расчетного анализа напряженно-деформированного состояния, прочности и устойчивости опорных колонн и их критически важных узлов при действии реальных нагрузок.
Таким образом, как посчитало следствие, при разработке проекта покрытия здания Канчели применил неверные конструктивные решения, не отвечающие официальным и обязательным требованиям и правилам, предусмотренным в СНиПах. Проведенная следственная экспертиза проанализировала варианты разрушения части сооружения. В соответствии с первым наиболее вероятным вариантом сначала произошло разрушение одного из тяжело нагруженных узлов опорной системы, что и привело к разрушению здания по принципу "эффекта домино". В соответствии со вторым вариантом вначале произошла потеря устойчивости гибкой железобетонной ребристой оболочки из-за больших перемещений, вызванных либо эффектом ползучести бетона, либо непосильной для конструкции весовой или снеговой нагрузкой.
Конечно, это тоже повышало риск обрушения. Почему же вибрация не рассматривалась в качестве одной из главных причин катастрофы, хотя этот фактор и фигурировал в материалах расследования? Комиссии экспертов проверяли процессы проектирования, возведения и эксплуатации здания аквапарка в первую очередь на соответствие Строительным нормам и правилам СНиПам - в строительстве им принадлежит та же роль, что ГОСТам в промышленности. Нарушений обнаружено не было. Возникает простая мысль: если проект соответствовал СНиПам, но здание разрушилось, значит, СНиПы необходимо пересмотреть, добавив раздел "Вибрационная выносливость" - ведь нормы на этот параметр отсутствуют.
В этом разделе необходимо запретить использовать несущие конструкции из бетона, если в процессе эксплуатации в них могут возникать поперечные изгибные колебания. Имеет также смысл создать службу наблюдения за вибрационной обстановкой в составе Госгортехнадзора или МЧС, вменив ей в обязанность вести непрерывный контроль частот и амплитуд колебаний почвы и элементов конструкций, в первую очередь таких сооружений, как мосты, тоннели, крупные здания. Наконец, следует шире внедрять в строительную практику приемы, увеличивающие диссипацию энергии колебаний. Это могут быть эластичные соединения крупногабаритных жестких элементов, антивибрационные швы, демпфирующие устройства и т. В московском аквапарке "Трансвааль-парк" по адресу Голубинская улица, дом 16 район Ясенево , в 19 часов 15 минут 43 секунды по местному времени начала рушиться кровля. Этот момент с точностью до секунды зафиксировали видеокамеры внутреннего наблюдения. Купол накрыл всю водную часть комплекса, включая детский бассейн. В зону обвала не попал только бассейн для взрослых. Образовались большие завалы, под которыми находятся люди.
Во время обрушения в бассейне аквапарка проходила праздничная программа , посвященная Дню святого Валентина. Там находились 426 человек, в том числе много детей. Всего в здании аквапарка находились 1300 человек, непосредственно в зоне поражения находились 362 человека. Около 7 часов по Киеву спасатели извелекли из-под завала тела четверых человек, в том числе одного ребенка. Число погибших достигло 21 человека из них четыре ребенка. Ранены 142 человека. Под завалами, по предположениям спасателей, могут находиться 10-15 человек. Дополнено в 10:30 "Работы продолжались в течение ночи. По его словам, 110 человек поступили в больницы, четверо из них в тяжелом состоянии.
Сопоставив различные данные, мы предполагаем, что под завалами могут находиться 17 человек", - сказал министр. По словам главы МЧС, завал на месте трагедии очень сложный. Поисковые собаки постоянно режут лапы. Уже работает третья смена собак", - добавил он. В настоящее время в спасательных работах задействованы около 1,5 тысяч человек. Температура внутри аквапарка, где продолжаются спасательные работы, плюс 14-16 градусов. По официальным данным, 110 человек были госпитализированы 32 мужчины, 46 женщины и 32 ребенка , еще 32 человека получили медицинскую помощь амбулаторно. В ходе спасательной операции из-под завалов извлечены живыми 106 человек. На месте происшествия работает оперативно-следственная группа.
Судмедэксперты, сотрудники прокуратуры проводят индентификацию погибших и оправляют их в морг. По мнению спасателей, работающих на месте завала, "шансов достать из-под завалов живых людей практически не осталось". Это связано с тем, что люди долгое время находились под завалами без одежды. МЧС располагает списками тех, кто в субботу посещал аквапарк. О пострадавших можно узнать по телефону "горячей линии" МЧС РФ: 8 10 7 095 422-93-90 Среди раненых много детей Более 20 детей получили ранения в результате катастрофы в аквапарке. У четырех детей - переломы конечностей, у всех - сотрясение мозга, сообщили сотрудники больницы. По словам одного из врачей, дети рассказали, что отмечали в аквапарке с родителями день рождения. Части ребят удалось удалось выбежать на улицу, а часть - эвакуировали спасатели. Под завалами очень много людей По всему зданию "Трансвааль-парка" валяются пальмы, стулья, лежаки, полотенца, игрушки.
На 06:20 воскресенья спасатели еще не могли применять тяжелую технику для разбора завалов - около 200 спасателей еще все делали вручную. После разбора металлическую арматуру и железобетонные блоки распиливают на куски, тремя подъемными кранами снимают и вывозят на "КамАЗах". Специалисты установили освещение и тепловые пушки, чтобы те, кто до сих пор находится под завалами, не получили обморожение и не скончались "от вторичных признаков". Во время проведения спасательных работ около 23:30 в аквапарке рухнул еще один фрагмент крыши. При падении этого фрагмента никто не пострадал. Спасательные операции в "Трансвааль-парке" и разбор завалов продлятся как минимум до вечера воскресенья. По факту обрушения крыши и гибели людей в аквапарке прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по части второй статьи 109 УК причинение смерти по неосторожности. Таким образом, руководителям развлекательного комплекса "Трансвааль-парк", в случае признания их вины в произошедшем, грозит наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Дополнено в 14:51 По последним данным, в результате обрушения крыши в развлекательном комплексе "Трансвааль-парк" погибли 26 человек.
Катастрофы глазами строителя. Часть 1. "Трансвааль"
Как пострадавшие в "Трансвааль-парке" адаптировались к новой жизни и что чувствуют через 16 лет после. В результате обрушения кровли в "Трансвааль-парке" погибли 28 человек, более 100 получили ранения. РИА Новости, 14.02.2024.
Годовщина трагедии в «Трансвааль-парке»
Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.
Однако эти его слова опровергают представители следствия, уже заявившие о том, что подземные деформации имели место.
На видеозаписи, которую сейчас разбили по кадрам и изучают эксперты, хорошо видно, как развивались события. Проблемы начались с одной из колонн, на которые опирается наружная часть купола,— возле опоры, примерно в метре от поверхности земли появилось темное облако. Следующий кадр — колонна надламывается в этом месте и валится наружу.
Пролет, откуда только что выпала опора, тут же увеличивается вдвое — с 6 м до 12. Не выдержав нагрузки, валятся наружу соседние колонны. Что происходит дальше, видеокамера не зафиксировала, но это уже известно со слов уцелевших посетителей аквапарка.
Край крыши в том месте, где упала колонна, треснул, трещина быстро поползла вверх, а когда она достигла геометрического центра сегмента, огромный купол "раскрылся" вниз подобно двустворчатым дверям. Таким образом, установлено, что катастрофа началась именно с появления пылевого облака, однако из-за чего появилось само облако, специалисты пока не знают. Однако выброс пыли мог произойти и в результате взрыва заложенного возле колонны небольшого так называемого точечного заряда.
После недавнего взрыва в метро мы получили оперативную информацию о том, что террористы планируют провести еще несколько масштабных акций. Поэтому и террористическую версию, на наш взгляд, отвергать пока рано". Три лицензии приостановлены: архитекторов, конструкторов и строителей Официально проектная документация по "Трансвааль-парку" представлялась фирмой Сергея Киселева "Киселев и партнеры", а в портфолио архитектора конструктором комплекса назван Игорь Шварцман.
Именно в таком виде проект публиковался в ряде изданий. Проект железобетонного купола был выполнен высококвалифицированными специалистами, работающими в другой компании, нанятой напрямую генеральным подрядчиком". По словам одного из владельцев фирмы "Сергей Киселев и партнеры", потребовавшего не называть его имени в печати, на купол "Трансвааля" было сделано отдельное проектное задание и произведена отдельная экспертиза.
Причины обрушения конструкции до окончания следствия архитекторы комментировать отказались. Представитель фирмы также подчеркнул, что Сергей Киселев не является подозреваемым по уголовному делу об обрушении купола и, напротив, входит в число членов комиссии по расследованию причин катастрофы.
К реализации проекта приступила турецкая строительная компания «Кочак Иншаат Лтд». Летом 2002 года, спустя 19 месяцев после начала строительства, аквапарк был сдан в эксплуатацию. Пока неизвестно, на каком из этапов были допущены ошибки, приведшие к трагедии.
По словам специалистов, при полном соблюдении требований ГОСТов снег не мог стать причиной обрушения кровли: проект предусматривает большой запас прочности. Однако, существует вероятность, что владельцы «Трансвааль-парка» могли нарушить правила его эксплуатации, что привело к коррозии арматуры железобетонных конструкций, а также образованию трещин. Сейчас эксперты взяли пробы бетона, специализированный НИИ будет определять марки цемента, щебня и арматуры, которые использовались при строительстве. И только по результатам экспертизы и проверке всей документации следователи смогут точно определить, на каком этапе реализации проекта аквапарка была допущена ошибка. Как рассказал «Газете.
Ru» Тахир Мухамедиев, заместитель директора по научной работе НИИ железобетона институт оказывал техническую поддержку по изготовлению и применению железобетона , при строительстве использовался «самый обычный бетон, самые обычные материалы, проводились обычные расчеты». Внутри нет никаких опор», — добавил специалист. По его мнению, нарушение могло быть только со стороны проектной организации и строителей.
Как сообщили в столичной мэрии, погибшие были захоронены на Домодедовском, Востряковском, Бабушкинском, Миусском, Николо-Архангельском, Митинском, Преображенском и Щербинском кладбищах. Места захоронения выбирали родственники погибших. Тела погибших из других регионов доставлены на родину. В среду же состоялись похороны погибших из Челябинска, Пензы и подмосковного Звенигорода.
Тела еще двух погибших доставят в Грузию.
Смертельный февраль Нодара Канчели. Под крышами любимого архитектора Лужкова погибло сто человек
Тех, кто выбрался сам и кого вытащили спасатели, увозили в больницы прямо в купальниках и плавках. В ходе спасательной операции из-под завалов были извлечены живыми более 100 человек. Число раненых превысило 180 человек, 12 из них получили тяжелые увечья. Выжившие вспоминали случившееся как кошмар наяву — сначала громкий звук, который многие сравнивали со взрывом, а потом падение сверху огромных обломков. Среди версий, которые выдвигались сразу после ЧП, был и теракт. Однако взрывотехники ФСБ, работавшие на месте происшествия, ее опровергли — никаких следов взрывчатых веществ обнаружено не было. Возглавлявший в 2004 году МЧС Сергей Шойгу заявил: «На мой взгляд, тут были две вещи: ошибки при строительстве и неправильно выстроенная система эксплуатации здания». Расследование трагедии заняло более полутора лет.
Неожиданно обрушившийся железобетонный купол здания аквапарка унес жизни 28 человек, в том числе восьми детей. Еще более 100 человек пострадали, многие из них стали инвалидами. Трагедия в аквапарке расколола жизнь многих людей на части «до» и «после».
Вечер 14 февраля не забудется никогда теми, кто мучительно ожидал освобождения под завалами, их родственниками, друзьями, близкими, работниками «Трансвааль-парка», свидетелями, спасателями. В один миг раздетые и мокрые люди оказались на двадцатиградусном морозе под обломками стекла и бетона.
На катках, в кафе, в кино... В единственном на весь огромный город аквапарке. И не будет еще долго: следствие по делу вновь продлено. Это было страшным потрясением для города. Как только версия теракта не нашла своего подтверждения, круг подозреваемых сузился. Выходит, виноваты не какие-то там шахидки, а свои, местные.
Кто-то что-то не предусмотрел, кто-то где-то недоглядел. А в результате — 28 погибших, более 100 раненых. Женщины, дети, влюбленные... В том числе в руководстве города. Но оказалось, что по горячим следам наказывать некого. Все согласительные процедуры, все существующие нормы и правила были соблюдены. Почему же тогда крыша упала? А черт его знает!
Это, кстати, до сих пор один из самых распространенных ответов, который можно услышать и от архитекторов, и от высокопоставленного столичного чиновника. Неофициально виновные были названы. Городская комиссия под руководством зам. Но официального решения, каковым является заявление Мосгорпрокуратуры, нет до сих пор. Сначала прокурор Москвы Анатолий Зуев обещал доложить о результатах следствия через полгода, потом к началу зимы, теперь сроки перенесены на июнь. И следователи, и чиновники панически боятся приближения 14 февраля. Ведь не вечно же стоять в городе уродливым обломкам. Всеобщая нервозность понятна.
Объясняться все равно придется — не с журналистами, так с потерпевшими и их родственниками. Люди ведь имеют право знать, почему погибли их родные и близкие. Конечно, хорошо, что суд встал на сторону маленькой Юли Милогородской, и у ее бабушки и дедушки теперь есть деньги на школу, одежду и конфеты для внучки. Но папы и мамы у нее нет. И никогда уже не будет.
Более 120 невинных людей получили тяжёлые ранения и повреждения. Операция по спасению Буквально через несколько минут на место происшествия прибыли фактически все экстренные службы Москвы.
В спасательной операции были задействованы около 100 спасателей и более десятка единиц специальной техники. Спасатели работали без отдыха всю ночь. Для разбора завалов они использовали исключительно ручные инструменты: ломы, кувалды, отбойные молотки и т. Во время проведения операции по спасению рухнула ещё одна часть купола. Но в данном случае, к величайшей радости, никто не пострадал. Завершились работы только утром 16 февраля. Кто виновен в трагедии Отчего же рухнул "Трансвааль-парк"?
Обрушение, которое привело в ужас всю Россию, не могло остаться без внимания. Поэтому московская прокуратура серьёзно взялась за это дело. Расследование длилось долго — аж 1 год и 8 месяцев. За это время следователи осмотрели более десятка различных объектов и опросили около 300 человек.
«Трансвааль-парк» — трагедия в День всех влюбленных: факты о катастрофе 2004 года
РИА Новости, 14.02.2024. Трагедия в «Трансвааль-парке» 20 лет спустя: что произошло. 14 февраля обрушился купол московского развлекательного комплекса "Трансвааль-парк". Вчера Черемушкинский суд Москвы вернул на доследование уголовное дело проектировщика «Трансвааль-парка» Нодара Канчели и начальника Мосгорэкспертизы Анатолия Воронина.