Тоётоми Хидэёси один из величайших военных деятелей Японии за всю историю существования страны. Тоетоми Хидэеси – видный военный и политический деятель средневековой Японии, сумевший из среды крестьянства дойти до самого верха иерархической системы. Объединитель Японии Тоётоми Хидэёси и системные реформы для стабилизации общества. Тоётоми Хидэёси был Великим объединителем Японии в конце периода Сражающихся царств. Узнайте о его жизни и правлении. японский военный и политический деятель.
Тоётоми Хидэёси - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
- Навигация по записям
- Ваш браузер устарел и не поддерживается
- Цикл лекций
- Тоетоми Хидэеси
Тоётоми Хидэёси
В том же году Хидэёси, бывший регентом-кампаку, получил от императора Огимати должность главного министра (дайдзё-дайдзин) и аристократическую фамилию Тоётоми. Биография:Тоётоми Хидэёси был японским даймё на последних этапах периода Сэнгоку, которого лучше всего помнят как второго «Великого объединителя». Японии в честь своего бывшего господина Оды Нобунаги. Биография:Тоётоми Хидэёси был японским даймё на последних этапах периода Сэнгоку, которого лучше всего помнят как второго «Великого объединителя». Японии в честь своего бывшего господина Оды Нобунаги. Биография Тоётоми Хидэёси, 16-го века, объединитель Японии.
Хидэеси Тоетоми
Для завоевания корейских территорий Тоётоми Хидэёси — верховный правитель Страны Восходящего солнца собрал 220 000 солдат, 10 000 матросов, более 600 боевых и транспортных кораблей. Половина корейского флота была уничтожена японскими морскими силами. Казалось, что Корея скоро падёт к ногам завоевателей. Однако благодаря флотоводцу Ли Сун Сину, корейский флот нанёс японцам серию разгромных и сокрушительных поражений на море. После этого Япония окончательно лишилась инициативы не только на водных просторах, но и на суше.
По всей Корее развернулась мощная национально-освободительная война и партизанское движение. В ответ японские войска развернули жесточайший террор, жертвами которого стали около 500 000 мирных жителей. Но, несмотря на самые суровые репрессии, в мае 1593 года корейские войска при помощи Китая изгнали японцев из своих территорий. Лишь в районе Пусана японские войска сумели закрепиться и создать там укрепленную базу.
В 1597 году война на Корейском полуострове продолжилась по требованию Хидэёси, который стремился-таки реализовать свои захватнические планы. Однако увидеть воплощение своей мечты о господстве Японии в юго-восточной части Азии Тоётоми было не суждено. После смерти главного министра императора японские войска окончательно покинули Корею. Один из членов опекунского совета пяти старейшин — Токугава Иэясу за последующие пятнадцать лет полностью уничтожил род Тоётоми, став в последствие сёгуном и заполучив единоличную власть над всей Японией.
Как верно, образно и ёмко заметила Наталья Ивановна Басовская — доктор исторических наук, заслуженный профессор РГГУ: «Выйдя из крестьянской среды, Хидэёси достиг самой высокой власти, которую можно было тогда вообразить. Он стал единственным в японской истории крестьянином, занявшим должность дадзедайдзина — великого министра. Был Хидэёси и регентом. И мечтал о мировом господстве.
Впрочем, и такого «мирового господства» Хидэёси не достиг. Зато по его воле было сделано очень много для объединения разобщенной феодальной Японии. Как все претендующие на славу великого правителя, Хидэёси провел важные реформы. Благодаря этому его глубоко почитают в современной Японии».
Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны. Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо!
Какова была роль Хидэёси в единении Японии? Хидэёси играл ключевую роль в единении Японии в 16 веке. Он руководил альянсом Тойотоми Клин, который объединил силы многих военачальников и политических деятелей, чтобы установить контроль над страной.
Какие реформы провел Хидэёси для укрепления своей власти? Хидэёси провел земельную реформу, которая уравновесила владение землей и сократила влияние феодальных лордов. Он также провел реформы в административной системе и армии, чтобы укрепить свою власть и обеспечить единение страны. Какая роль Хидэёси в битве при Сэкигахаре и установлении Токугава Шогуната? Хидэёси умер перед битвой при Сэкигахаре, но его влияние и поддержка преемниками сыграли важную роль в победе Токугава Иэясу.
После победы Токугава, он установил Токугава Шогунат, которое продержалось в Японии до конца эпохи Эдо в 1868 году. Какое наследие оставил Хидэёси в истории Японии? Хидэёси оставил глубокий след в истории Японии.
Силы были неравны. Противники Хо? После 100-дневной осады в июле 1590 г. Удзимаса принял решение о сдаче замка и покончил жизнь самоубийством. Вслед за этим, осенью 1590 г. Этим был завершен начатый 40 годами ранее процесс территориального, политического и экономического объединения страны.
Иэясу также достались новые земли, но совсем не на тех условиях, на которые он рассчитывал: он должен был отказаться от пяти завоеванных им ранее провинций, включая и провинцию Микава. Причем он должен был покинуть их вместе со своими вассалами и их семьями и перебраться на совершенно новое место, никак не связанное с его родом. Это было глубоко продуманным шагом диктатора. Хидэёси опасался, что после победы над Хо? Отправив Иэясу в Канто? К тому же он надеялся, что Иэясу будет способен сохранить мир в Канто? Таким образом, 1590 год ознаменовался резким зигзагом в судьбе Иэясу. Его вассалы пришли в уныние от этой новости, но у их сюзерена не было шансов уклониться от этого предложения. Вместе с тем, новое владение сулило и определенную выгоду.
Оно было богатым, плодородные почвы давали большой урожай — до 2,5 млн. Сложность была в том, что Иэясу предстояло завоевать доверие бывших сторонников Хо? Иэясу благоразумно объявил, что никто из них не будет наказан и каждому вольно выбрать себе местожительство. Когда Иэясу прибыл в Эдо совр. Токио , то глазам его предстала картина, от которой можно было прийти в отчаяние. Вокруг замка было разбросано несколько небольших деревушек и лачуги рыбаков. Часть территории занимало болото. Вокруг замка не было каменного ограждения, сохранилась лишь полуразрушенная защитная дамба, поросшая травой. Было ясно, что предстоит проделать огромную работу, чтобы превратить эти развалины в боевой бастион.
Иэясу провел ряд мероприятий, которые сразу повысили его авторитет. Он раздал рис местным жителям, назначил нескольких торговцев управляющими в деревнях, приступил к строительству мостов и каналов, чтобы облегчить движение вокруг Эдо. Он расселил несколько своих вассалов по разным частям Канто? Это были самые верные и преданные Иэясу люди — Сакакибара Ясумаса, О? Иэясу решил сделать Эдо центром своего нового владения, а идя этого было необходимо возвести новый замок. Для строительства выбрали заброшенный участок земли ю? Это была центральная часть замка, получившая название Нисимару — западная ограда. Сейчас на этой территории находится резиденция императора. Переезд на восток оказался счастливым для Иэясу.
За толстыми стенами нового замка он чувствовал себя в полной безопасности. У него были налажены хорошие отношения с соседями. Поэтому 1 августа, когда он прибыл в Эдо, стал ежегодным днем благодарения в семье Токугава в память об этом событии. Реформаторская деятельность Тоётоми Хидэёси Реформы в аграрной сфере Характерной чертой правления Тоётоми Хидэёси было широкое развитие реформаторской деятельности. Сам Хидэёси придавал одно из главных мест реформам японской деревни, формированию аграрной политики, направленной на создание экономической базы властных структур. Начальным этапом аграрной реформы стало создание нового земельного кадастра. В японской историографии эти мероприятия получили название тайко? Они включали в себя целый комплекс мер, касавшихся землевладения и землепользования, обмера земель и, соответственно, установления податных выплат. Это было первое в истории Японии подробнейшее обследование аграрной сферы в масштабах всей территории страны.
Оно давало возможность составить общую картину земельного фонда с учетом природных и социально-демографических особенностей каждого региона. Тоётоми Хидэёси Проведение кэнти поручалось особым чиновникам, которым вменялось в обязанность пресекать малейшие попытки утаить информацию. Такие попытки, как и простое недовольство действиями властей, жестоко наказывались. В неблагонадежные районы направлялись карательные войска, которые жестоко расправлялись с населением: устраивали массовые казни, уничтожали целые деревни. Стремление Тоётоми Хидэёси любой ценой провести максимально точный обмер земель был вызван тем, что государственная казна, опустошаемая военными расходами, требовала постоянного пополнения для закупки оружия, выплаты жалования воинам и т. За обмером земель следовало выяснение их доходности, начиная с малого крестьянского участка и кончая территорией крупных феодальных владений, монастырских и храмовых хозяйств. Учитывались урожаи разных лет для того, чтобы вывести средние показатели. С древних времен, еще при введении надельной системы хандэн в VIII в. Теперь же для более точного определения доходности они были разделены еще и по категориям — на лучшие, средние, плохие и худшие.
Для каждой категории были установлены свои нормы налоговой выплаты. Основной налог кокудака устанавливался в рисе, который теперь становился главным мерилом ценности в стране. Конечно, деньги так же, как и при Ода Нобунага, начавшем введение кокудака, продолжали играли важную роль в экономике, но теперь богатство даймё? Следующий этап проведения реформы включал в себя введение новых мер измерения площади и новой единицы измерения урожая. До реформы Хидэёси единицей измерения земельных площадей был тан. Тан состоял из 360 бу, но размер бу не был одинаков в разных районов страны. Хидэёси ввел единый стандарт для всей страны: новый тан состоял из 300 бу и стал равен примерно 0,1 га. Соответственно, тё? Новая единица измерения площади была привязана к мере урожая: с одного тан можно было собрать примерно 1 коку риса.
Это существенно упростило расчет и сбор налогов в натуральной форме. Естественно, это «упорядочение земельного фонда» вызывало недовольство не только у крестьян. Огромные монастырские и храмовые владения обладали несметными неучтенными землями. Уменьшение тан автоматически привело к увеличению размера налога с крестьянского хозяйства, поскольку налог начислялся пропорционально размеру земельной площади в новых тан без какой-либо корректировки. Система контроля над крестьянами В налоговый реестр тайко? Оно разделено было на две категории. Первую категорию составляли податные крестьяне хомбокусё? Во вторую категорию были включены деревенские жители, не имевшие земельных владений. Безземельные крестьяне хадзури косакунин, наго, хо?
Они не прикреплялись к земле и имели разрешение на свободное передвижение. Право передвижения имели также бунцукэ — младшие сыновья в крестьянских семьях, которые не обладали наследственным правом на землю. В 1568 г. Если крестьяне будут настаивать на снижении подати, то их следует подвергнуть наказанию.
Смерть самурая-предателя Прося аудиенции у императора Акэти Мицухидэ провозгласил себя сегуном. После этого он направил письмо Мори Тэрумото с целью заключения союза против вассалов убитого Нобунаги. Однако письмо было перехвачено силами Хидэеси и его план раскрылся. Бывшие на фронте в сотнях километров от произошедших событий, Тоетоми Хидэеси и Токугава Иэясу развернули свои войска в обратном направлении и спешно направились в Киото. Первым успел Хидэеси, преодолев вместе со своей армией более сотни километров за три дня. В ходе битвы армия Мицухидэ была повержена.
По некоторым данным известно, что Акэти погиб в сражении. Другая версия гласит, что ему все-таки удалось бежать, а вскоре после сражения он был убит местными бандитами. Возможные причины предательства Если говорить о предательстве, существует несколько версий. Одной из возможных причин послужила жестокость и неуважительное отношение Оды к своим подчиненным. Ода неоднократно публично издевался над самим Акэти, что впоследствии вызвало ненависть. К тому же Нобунаги отобрал у него провинцию Оми и передал своему сыну, обещав взамен две другие провинции, которые еще предстояло завоевать - Ивами и Идзумо.
Государственный музей Востока
Биография Тоётоми Хидэёси, унификатора Японии 16 века | 18 сентября 1598) был японским даймё и политиком конца периода Сэнгоку, считающегося вторым «Великим объединителем» Японии. |
Тоётоми Хидэёси — "Энциклопедия. Что такое Тоётоми Хидэёси | Хидэеси Тоетоми — Тоётоми Хидэёси 豊臣 秀吉 Тоётоми Хидэёси Кампаку 1585 — 1591 Монарх: Огимати, Гоёдзэй Предшественник: Коноэ Сакихиса Преемник: Тоётоми Хидэцугу Регент Дайдзёдайдзин 1587 — 1598 Монарх: Гоёдзэй Предшественник: Фудзивара но Сакихиса. |
Глава 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОЁТОМИ ХИДЭЁСИ (1582–1598)
Тоётоми Хидэёси – видный военный и политический деятель средневековой Японии, сумевший из среды крестьянства дойти до самого верха иерархической системы. Вообще, биография Тоётоми изучена довольно плохо, в ней много пробелов и сомнительных фактов. Есть версия, что будущий правитель Японии родился не в крестьянской семье. В том же году Хидэёси, бывший регентом-кампаку, получил от императора Огимати должность главного министра (дайдзё-дайдзин) и аристократическую фамилию Тоётоми. Реформы тоетоми хидэеси кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Тоётоми Хидэёси – видный военный и политический деятель средневековой Японии, сумевший из среды крестьянства дойти до самого верха иерархической системы.
ТОЁТОМИ ХИДЭЁСИ
Тоетоми Хидэеси | Тоётоми Хидэёси (яп. 豊臣 秀吉, 6 февраля 1536 года либо 26 марта 1537 года — 18 сентября 1598 года). Дело объединения Японии не умерло вместе с Нобунагой: знамя из рук падшего князя подхватил его верный сподвижник, Тоётоми Хидэёси. |
Тоётоми Хидэёси | Для завоевания корейских территорий Тоётоми Хидэёси – верховный правитель Страны Восходящего солнца собрал 220 000 солдат, 10 000 матросов, более 600 боевых и транспортных кораблей. |
Хидэеси Тоетоми — Японский военный и политический деятель, объединитель Японии. | Таким образом, вся Западная Япония оказалась под контролем Тоётоми Хидэёси. |
ТОЁТОМИ ХИДЭЁСИ
Toyotomi Hideyoshi. И средневековый самурай Тоётоми Хидэёси вполне заслужил его. Биография Хидээси Тоетоми Хидээси Тоетоми, японский военный и политический деятель, родился в провинции Овари (современная префектура Айти) в 1536 году.
Тоётоми Хидэёси — объединитель Японии (рассказывает историк Наталия Басовская)
Тоётоми Хидэёси вошел в отечественную историю прежде всего как собиратель японских земель и создатель единого централизованного японского государства. Биография. Молодежь. Мало что известно о жизни Тоётоми Хидэёси до 1570 года, когда его имя начинает появляться в документах и письмах, дошедших до наших дней. Таким образом, вся Западная Япония оказалась под контролем Тоётоми Хидэёси. Тоетоми Хидэеси (1537-1598 гг.н. э.) был японским военачальником, которому вместе со своим предшественником Одой Нобунагой (1534-1582 гг.н. э.) и его.
Внутренняя экономическая и политическая деятельность Тоётоми Хидэёси
За 1577—1578 года ему удалось подчинить несколько слабых родов — Акамацу, Бэссё и Кодера — и создать опорный пункт с центром в замке Химэдзи современная префектура Хёго. В 1579 году 7 году Тенсё Хидэёси переманил на свою сторону род Укита, давнего вассала рода Мори. Однако в 1580 году 8 году Тенсё в тылу Хидэёси восстал род Бэссё, в результате чего пришлось приостановить наступление на запад и окружить замок восставших. Вражеская цитадель была взята измором только через за год, после чего Хидэёси захватил провинцию Тадзима северная часть современной префектуры Хёго , которая принадлежала старинному роду Ямана. Остатки вассалов Ямана, сосредоточившиеся в замке Тоттори, видя бессилие своего сюзерена, изгнали его и перешли на сторону Море. Однако в 1581 году 9 году Тенсё Хидэёси окружил замок Тоттори и, скупив весь провиант в округе, взял его измором. В 1582 году 10 году Тенсё Хидэёси вторгся в провинцию Биттю современная префектура Окаяма и взял в осаду замок Такамацу. Этот замок находился в окруженной горами долине, которая с обеих сторон омывалась реками. Хидэёси свёл дамбы вокруг замка и изменил направление рек так, что вода залила всю долину. В результате инженерной находки Хидэёси и сильных дождей замок превратился в островок посреди искусственного озера.
До его падения оставалось несколько недель. Борьба за преемственность В мае 1582 года жестокости, творимые Одой Нобунагой в захваченных его войсками 33 японских провинциях, привели к мятежу против власти Нобунаги. Окруженный в киотском храме Хоннодзи десятитысячными войсками мятежника Акэти Мицухидэ, Ода Нобунага совершил сэппуку. Хидэёси, проводивший «водный штурм» замка Такамацу, едва узнав о гибели диктатора, скрывая эту новость от противника, заключил перемирие с родом Мори и второпях бросил все войска на столицу. Одновременно на разгром восставших бросился ещё один близкий соратник Нобунаги — Токугава Иэясу, однако Хидэёси опередил его, преодолев за три дня расстояние в несколько сотен километров. Бежавший Мицухидэ был убит местными крестьянами при попытке награбить еды и корма для лошадей. Позиционируя себя в качестве «мстителя», Хидэёси увеличил своё влияние в среде самураев. На совещании в замке Кийосу, где решался вопрос наследства рода Ода, он заручился поддержкой генералов Нивы Нагахиде и Икеды Сеню. Согласно решению совета, Хидэёси получал львиную частицу владений покойного Нобунаги, став регентом-советником нового предводителя рода Ода — трёхлетнего Санбоси.
Решения совета вызвали недовольство давнего оппонента Хидэёси — Сибаты Кацуие. В 1583 году противостояние между Хидэёси и Сибатой переросло в вооружённый конфликт. В решающей битве при Сидзугатаке войска последнего потерпели поражение и откатились к провинции Этидзэн современная префектура Фукуи. Пользуясь моментом, армия победителей ворвалась во владения противника и окружила его главную цитадель Китаносё. Сибата Кацуие и его жена Оити совершили сэппуку, и крепость пала. После этой битвы оппозиционные силы в роде Ода капитулировали перед Хидэёси, и он стал фактическим преемником Оды Нобунаги, захватив его владения и продолжив дело подчинения Японии своей власти. В 1584 году оба полководца сошлись в битве при Нагакуте, в которой отряды самураев Токугавы вышли победителями. Однако экономический и военный потенциал Хидэёси был настолько мощным, что Иэясу пошёл на мирные переговоры, прислав своего старшего сына в качестве заложника. Хидэёси отправил его обратно, требуя от Токугавы лично явиться в Киото и признать свою зависимость.
Тем не менее, Иэясу не собирался оставлять своих владений и признавать свой вассалитет. Чтобы вынудить Токугаву к покорности, Хидэёси выдал за него свою сестру Асахи и отправил к нему заложником свою пожилую мать. Наконец, в 1586 году Токугава прибыл в Киото, где присягнул на верность новому сюзерену. Таким образом, Хидэёси закрепил за собой статус единственного наследника Оды Нобунаги. Утверждение власти Замок Хидэёси в Осаке, реконструированный после Второй мировой войны. В 1583 году в городе Осака, на фундаменте укреплений монастыря Хонган-дзи, Хидэёси выстроил большой замок. По свидетельствам современников, таких укреплений не имела ни одна крепость ни в Японии, ни в Китае, ни в Корее. Осака стала главным финансовым центром и фактической столицей страны. В 1580-х годах Хидэёси собирался установить сёгунат, однако отказ сёгуна-беглеца Асикаги Йосиаки признать его сыном, похоронили этот замысел.
Победу над Имагава можно, очевидно, считать началом движения за объединение страны, инициатором и вдохновителем которого выступил Ода Нобунага. Но до этого было еще далеко. Однако до поры до времени взоры и устремления Нобунага были обращены не на восток и даже не на столицу , а в сторону западных земель, принадлежавших более слабым противникам.
Когда к Тоётоми Хидэёси пришло известие о смерти Ода Нобунага, он находился с войсками далеко от столицы Киото, в западной провинции Биттю. Весть застала его в разгар военной кампании, которую он вел против одного из самых сильных из остававшихся противников Нобунага. Действительно ли пробил его час, готов ли он к новой и очень ответственной роли лидера, в состоянии ли овладеть сложной обстановкой, сможет ли успешно продолжить борьбу за объединение страны, так успешно начатую, но далеко еще не завершенную Ода Нобунага?
Он был уверен в своей полной победе. Его беспокоило другое. И неизвестно еще, как они отнесутся к его, Хидэёси, претензиям на власть.
Понурив головы, военачальники застыли в скорбном оцепенении. Молчание нарушил Курода Ёситака, один из ближайших сподвижников Хидэёси. Он не раз участвовал в боевых сражениях на стороне армии Нобунага, в одном из них получил серьезное ранение в ногу и на всю жизнь остался хромым.
В тот же день начались мирные переговоры. Тем временем Хидэёси во главе своего войска стремительно продвигался по направлению к Киото. Как отмечают биографы Хидэёси, основываясь на источниках, прибыв в свой замок Химэдзи, он наскоро принял ванну и вышел в просторный зал, где собрались все его приближенные.
После небольшого отдыха Хидэёси с войсками двинулся дальше на восток, к Киото. В провинции Сэтцу, на ближайших подступах к столице, к нему присоединились войска младшего сына Ода Нобу-нага - Нобутака и двух соратников Нобунаха - Нива Нобухидэ и Икэда Цунэоки. Бой развернулся 12 июня 1582 года.
Это было одно из крупнейших сражений того времени. С обеих сторон в нем участвовало до 60 тыс. Армия Мицухидэ была численностью примерно 16 тыс.
Тем не менее не вызывает сомнений тот факт, что армия Хидэёси имела явное численное превосходство. Но не только это предопределило победный для Хидэёси исход сражения. На его стороне был и ряд других преимуществ.
Хидэёси имел к тому времени уже довольно богатый опыт ведения крупных боевых операций. Однако плану захвата горы Тэннодзан силами Мпцухидо не суждено было осуществиться. Хидэёси разгадал этот замысел, и сам нанес мощный удар по левому флангу противника, окружил его и перешел к генеральному наступлению по всему фронту.
Сам Мицухидэ спасся бегством. Его войска так и не приняли участия в боевых действиях. Однако военные успехи необходимо было закрепить политическими акциями, сосредоточить в своих руках всю полноту власти.
К младшему сыну Нобунага - Нобутака перешла провинция Мино.
В 1590 году развязалась открытая война между двумя титанами. Тоетоми осадил главную крепость Одавара.
Сразу же после этого приказал собраться в своей резиденции всех самураев Восточной части Японии. В итоге к нему явились почти все военные феодалы и признали зависимость от Хидэеси. После трех месяцев осады неприступная крепость, которую не смог взять до Тоетоми ни один прославленный военачальник, пала. Правитель рода и его сыновья совершили сэппуку.
В результате этой деятельности под влиянием Тоетоми Хидэеси полководец и политик подчинил своей власти всю территорию Японии. Он стал самым влиятельным правителем за всю историю существования государства. Внутренние реформы Во внутренних делах Тоетоми Хидэеси был таким же деятельным, как и в военных операциях. Таким образом, сбор риса за год составлял порядка 3,5 млн тонн.
Тоетоми провел политику изъятия всего оружия в среде простого населения, причем к данной категории в то время относились даже косы и серпы. Все население Японии было четко разделено на два класса: администраторов, к коим относилось военное сословие, и гражданских подданных. Общеяпонский земельный кадастр впервые был создан тоже в годы правления Хидэеси и просуществовал без изменений на протяжении 300 лет. Один из самых значимых моментов во внутренней деятельности Хидэеси — это изгнание христианских миссионеров.
На это была масса причин от официальных экономических, до личных. Он издал указ, по которому все христиане должны были покинуть Японские острова в течение 20 дней, в противном случае их ждала смерть. Для устрашения были произведены показательные казни: распятию подверглись 26 христиан, в их числе были и европейцы. Империалистические взгляды Тоетоми Хидэеси Опьяненный внутренними успехами, веря в свою богоизбранность, Тоетоми начал постепенно сходить с ума, как утверждают некоторые исследователи.
Он завел себе гарем, состоящий из 300 наложниц, все время сгонял сотни тысяч крестьян на постройку военных укреплений, причем никому не нужных. Но главное — это его империалистические идеи. Тоетоми пришло в голову захватить весь цивилизованный мир. Начал он с Кореи.
Первый период войны, несомненно, остался за японцами — они захватили почти все города на Корейском полуострове и дошли до границ с Китаем. Однако после этого развернулась партизанская война, плюс к этому с севера пришла китайская армия, считавшая Корею своей вассальной территорией. Результат — самураи были оттеснены на юг. Корея была разделена на китайскую и японскую зоны оккупации.
Это борьба продолжалась до самой смерти Хидэеси в 1598 году. После этого события самураи капитулировали и отправились в родные края, где опять разгоралась междоусобная борьба, главной фигурой в которой стал Токугава Иэясу. Так говорил Хидэеси Цитаты и высказывания, а также стихотворения всесильного диктатора Хидэеси были наполнены глубоким философским смыслом. Впрочем, это было свойственно всем правителям цивилизованного Востока тех времен, и наш герой здесь не исключение.
Его цитаты полны жизненной философии, однако, до нас не дошли его высказывания, касаемо государственного управления, в котором он был очень силен. Хидэесе прошел длинный путь от крестьянина до кампаку и на склоне лет, как утверждали современники, превратился в очень суеверного и набожного человека. Именно поэтому последним его стихотворением, написанным уже на смертном одре, было следующее философское заключение: Я — как падающая капля росы, как росинка, что бесследно исчезнет. Даже замок в Осака — Всего лишь сновидение.
Теперь вернемся к институтам власти Хидэёси, унаследованным сёгунатом Эдо. Действительно, многие признаки, которые считаются присущими Японии эпохи Эдо, так или иначе, восходят к Хидэёси. Своими указами он навсегда изменил социально-политическую и экономическую структуру японского общества, с незначительными изменениями функционировавшую до реставрации Мэйдзи 1868 года. В первую очередь это касается дифференциации японского общества.
До того грань между буси 11 и крестьянством была довольно размытой. Дзидзамураи — воины-крестьяне в мирное время возделывали личные наделы, а в случае войны призывались в армию местного даймё 12 в качестве асигару легких ног — пехотинцев. На службу они являлись с собственным оружием и снаряжением. К таковым относился и отец Хидэёси — Киносита 1.
Схематическая карта объединения Японии Хидэёси, с унаследованных от Нобунага территорий красный цвет , до полного контроля. Серый цвет — домен Иэясу, до того, как Хидэёси переселил его в Канто Здесь следует уточнить: locus standi, что был налажен сбор налога центральным правительством со всей территории Японии, неверен. Дайме по-прежнему собирали и распоряжались нэнгу в своих владениях. Но благодаря обмеру земель и регламентации сбора налогов, Хидэёси точно представлял размеры доходов всех крупных феодалов и, следовательно, имел представление об их военном потенциале.
Для поддержания их в покорности кампаку оставался самым крупным землевладельцем. Личный домен Хидэёси был велик. По данным на 1596 год, из урожая в 18,5 млн. Усиливая при этом налоговый гнет.
Ближайший советник Иэясу, Хонда Масанобу говорил, что «крестьянину надо оставлять столько зерна, чтобы он только не умер с голода" 18. А официальные указы бакуфу рекомендовали крестьянину есть рис только во время страды, питаясь в остальное время менее калорийными злаками см. Унаследовали Токугава и другие нововведения Хидэёси: правило иккодзё один дайме — один замок , систему заложничества санкин-котай, метод усмирения даймё путем перемещения всего клана на другой конец страны. Этот метод особенно полюбился Иэясу, поскольку он познал его на собственном опыте.
После кампании Одавара, где по приказу Хидэёси воевал со своим зятем, он был перемещен из родной Микавы в район Канто с центром в захолустном Эдо, который после захвата власти он сделает ставкой бакуфу. В эпоху Мэйдзи его переименуют в Токио. Туда переедет император и новое правительство. Так, невольно, Хидэёси выбрал будущую столицу Японии 19.
Возвращаясь к санкин-котай, Токугава использовали его на протяжении всего периода власти. Что свидетельствует о неуверенности в устойчивости своей власти и неимении других рычагов воздействия на подчиненных даймё, особенно, тодзама. Равно как и невозможности найти что-то лучше предложенного Хидэёси сотни лет назад. Сегуны Токугава слепо скопировали прочие реформы Хидэёси, не столь бесспорные, местами утрировав их и доведя до абсурда.
На 1581 г. На острове возникло 200 христианских храмов причем, многие из них были перестроены из буддийских и синтоистских святилищ. Обращением занимались 75 миссионеров включая японцев 22. Терпение Хидэёси лопнуло — 19 июня 1587 года он издает указ из пяти статей о запрете христианства, закрытии христианских храмов и школ, выдворении миссионеров из страны.
Так как, указ под разными предлогами, не выполнялся, он продублировал его в 1597 году — уже жестче. Резюмируя, последователи Хидэёси из дома Токугава проявили меньше мысли в плане здравой оценки политической и экономической ситуации. Если в его эпоху все предпринятые преобразования несмотря на не бесспорные методы, коими они осуществлялись были уместны и шли, в большинстве своем, на пользу новообразованному централизованному государству, то позже спустя столетия они стали анахронизмом, причиной экономической стагнации и тормозом в социальном развитии общества. Проиллюстрируем и этот тезис на конкретных примерах.
В 792 году, с исчезновением угрозы вторжения войск империи Тан, император Камму, правление которого ознаменовало начало куртуазной эры Хэйан, упразднил рекрутский набор, введя систему кондэй — армия стала формироваться из сыновей знати, на постоянной основе. Тем самым было положено начало процессу формирования военного сословия — букэ. На тот момент у Японии не было врагов, кроме эмиси айну на севере Хонсю, и надобности в большой армии не возникало.
Это существенно упростило расчет и сбор налогов в натуральной форме. Естественно, это «упорядочение земельного фонда» вызывало недовольство не только у крестьян. Огромные монастырские и храмовые владения обладали несметными неучтенными землями. Уменьшение тан автоматически привело к увеличению размера налога с крестьянского хозяйства, поскольку налог начислялся пропорционально размеру земельной площади в новых тан без какой-либо корректировки. Система контроля над крестьянами В налоговый реестр тайко?
Оно разделено было на две категории. Первую категорию составляли податные крестьяне хомбокусё? Во вторую категорию были включены деревенские жители, не имевшие земельных владений. Безземельные крестьяне хадзури косакунин, наго, хо? Они не прикреплялись к земле и имели разрешение на свободное передвижение. Право передвижения имели также бунцукэ — младшие сыновья в крестьянских семьях, которые не обладали наследственным правом на землю. В 1568 г. Если крестьяне будут настаивать на снижении подати, то их следует подвергнуть наказанию.
В случае же удовлетворения просьб сеньором последний также будет рассматриваться как совершивший наказуемое деяние. Крестьяне, прекратившие обработку своих засеянных полей или оставившие свои наделы, подлежали строгому наказанию. Важным инструментом прикрепления к земле податного населения и основной административно-территориальной единицей стала деревня мура с ее общиной. За деревней закреплялась определенная территория. К ней добавлялись земли общественного пользования — луга, леса, пустоши. Для обеспечения точного поступления налоговых плат была введена коллективная ответственность. Мура делилась на пятидворки куми , которые отвечали как за выплату налогов, так поведение и дисциплину каждого их члена. Насаждалась не только круговая порука, но и слежка друг за другом.
Невыплаченный одним из членов пятидворки налог раскладывался на всех остальных. Произошло превращение общины в аппарат взимания налогов и закрепощения крестьян. Над пятидворками стояла сельская администрация, которая контролировалась чиновниками аппарата Хидэёси. Феодалы фактически не вмешивались в ее дела. Контроль за распределением и уплатой налогов осуществляла деревенская администрация, в которую входили староста, его помощник и ёхякусёдай — выборный из наиболее состоятельных крестьян. Для управления и контроля над несколькими деревнями назначался аппарат из 3-х чиновников — одзэй, варимото и гото. Система пятидворок и круговой поруки была окончательно оформлена указом Хидэёси 1597 г. Там же было сказано о наказаниях для лиц, исключаемых из общины.
Политика в области торговли и финансов Несмотря на жесткое выполнение программы перестройки аграрной сферы и экономических нововведений в целом, Тоётоми Хидэёси считал налоговые поступления с земельных угодий по стране недостаточными. Исходя из этого, Хидэёси активизировал добычу драгоценных металлов. Он установил контроль над серебряными рудниками Икуно в Тадзима совр. В начале 90-х годов Хидэёси назначил официальных лиц для наблюдения за добычей золота и серебра на основных рудниках. В 1593—1594 гг. Был установлен также прямой контроль над деятельностью рудокопов, для чего им выдавались специальные «карты добычи». Все возраставшая интенсификация труда привела к восстанию, в котором участвовало около 3 тыс. Хотя Тоётоми Хидэёси установил в качестве главного мерила ценности в стране рис, он начал широкий выпуск золотых, серебряных и медных монет, используя не только металл, добытый на японских рудниках, но и привозное золото.
В 1587—1588 гг. Они использовались при крупных торговых сделках и в качестве подарков высокопоставленным лицам. В 1595 г. Ее осуществлял Токугава. Ответственным за чеканку серебряных монет был назначен Юаса Дзёдзэ из Симаи. В 1587 г. Тоётоми Хидэёси установил прямой контроль над внешней торговлей в Нагасаки. Это давало ему возможность скупать все золото, привезенное португальскими кораблями.
Продолжая политику Ода Нобунага, в целом направленную на поддержку развития городов, Тоётоми Хидэёси пресекал монопольную деятельность ремесленных корпораций дза, стараясь способствовать свободному деловому сотрудничеству городов и торговых компаний. Более широкие возможности, чем прежде, получили купцы Сакаи, Хаката, Нагасаки. Активную коммерческую деятельность развивали и даймё? С середины XVI в. Крупные японские купцы, осуществлявшие широкие коммерческие операции на Тайване, вели свою деятельность на всей территории Восточной Азии. Так, Сима Со? Особое место при Тоётоми Хидэёси занимал его банкир Камигая Со? Другой богатый энергичный купец Харада настаивал на необходимости похода на Корею.
Он всячески содействовал организации корейского похода и во многом финансировал его. Укрепление сословной системы Тоётоми Хидэёси придавал важное значение закреплению сословной дифференциации в японском обществе. Эту цель преследовал, в частности, изданный в 1588 г. Он гласил: «Крестьянам всех провинций категорически запрещается иметь мечи, кинжалы, луки, ружья и другое оружие. Будут подвергнуты наказанию все те злоумышленники, которые хранят недозволенное оружие, препятствуют своевременной уплате подати и сборов, замышляют бунты и проявляют нелояльность в отношении своих сеньоров… Отобранные мечи и кинжалы не пропадут напрасно, а будут использованы на гвозди, клепки и пр. Это окажется полезным для крестьян не только в этом мире, но и в потустороннем». Смысл указа «Катанагари-но рэй» не сводился только к изъятию оружия у крестьян. Широко распространенным явлением в то время был уход молодых крестьян в дружину даймё?
В результате низшие самураи на протяжении всего периода сэнгоку дзидай были слабо дифференцированы от крестьянской массы, и нередко в различных социальных выступлениях отражали интересы крестьян. Еще ранее, в 1585 г. Другим указом Тоётоми Хидэёси, направленным на ужесточение сословной структуры, был «Мибун-но тэйрэй» «Указ о закреплении социальных различий» , вышедший в 1591 г. Тоётоми Хидэёси принадлежит введение сословной системы, которая с небольшими модификациями сохранилась до второй половины XIX в. Население Японии, в конце XVI в. В состав последних входили ко? Хидэёси определил и государственную политику в отношении каждого из сословий. Она была основана на жесточайшем контроле, распространявшемся и на самураев, несмотря на их явно привилегированное положение.
Организация государственного управления При Тоётоми Хидэёси был восстановлен и укреплен центральный государственный аппарат, фактически сохранивший право самостоятельного управления княжествами, но официально не посягавший на доходы феодальных владетелей. Высшим исполнительным органом управления стал гобугё? Представленный высшими чиновниками, в введении которых было экономическое и политическое управление отдельными районами, в том числе аспектами, этот правительственный орган осуществлял политику в отношении княжеств, и через систему подчиненных ему чиновников-дайкан осуществлял полицейский надзор за населением. Несмотря на огромные привилегии, разнообразные пожалования, наградные земли, которыми Тоётоми Хидэёси отблагодарил своих сподвижников и в какой-то мере ублажил недавних врагов, он не без основания мало доверял даймё?.
Please wait while your request is being verified...
Лит.: Искендеров А. А. Тоётоми Хидэёси. М., 1984; The Cambridge history of Japan. Camb., 1990. Тоётоми Хидэёси был Великим объединителем Японии в конце периода Сражающихся царств. Узнайте о его жизни и правлении. Вряд ли можно назвать более яркую и значительную личность средневековой истории Японии, чем выдающийся полководец, политик и реформатор второй половины XVI в. Тоётоми Хидэёси. семейного герба Тоётоми, традиционно следующего вторым после императорского герба, хризантемы.