Великомученик Феодор Тирон, моли Всемилостивого Бога, да воссияет благодать Божия и мир на земле Украинской! Святой великомученик Феодор Тирон.
Великомученик Феодор Ти́рон
Посылать молитву свою Феодору Тирону, святому мученику можно при всякой беде, случившейся с несчастным человеком. великий святой первых веков христианства. Православная Церковь ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Тогда св. Феодор Тирон, явившись из другого мира архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках.
Память вмч. Феодора Тирона
Канон святому великомученику Феодору Тирону. Накануне дня памяти святого в пятницу после Литургии Преждеосвященных даров по заамвонной молитве совершается молебный канон вмч. Святой Феодор смело отвечал на каверзные вопросы и не скрывал того, что является исповедником христианства. был издавна почитаем на Руси.
Православные святые с именем Феодор
- Святой Феодор Тирон
- Двойная политика императора Юлиана
- Память великомученика Феодора Тирона | Покровский Хотьков монастырь
- Самое читаемое
Святой великомученик Феодор Тирон: Закон Небесный выше смерти земной
- Великомученик Феодор Тирон - Фонд Православного Христианского Искусства
- Великомученик Феодор Стратилат
- День памяти Феодора Тирона - история и чудеса святого
- ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА ТИРОНА | События
- Акафист святому великомученику Феодору Тирону — Акафистник
- Великомученик Феодор Стратилат
В день памяти великомученика Феодора Тирона в Академии прошли уставные богослужения
Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии. Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Константинополь, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте. Требы онлайн Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.
Святые мощи впоследствии перенесли в Константинополь.
Спустя 50 лет после кончины святой оказал помощь верующим, сумев уберечь их от оскверненной пищи. В первую неделю Великого поста император Юлиан Отступник пожелал насмеяться над верующими и приказал все продукты на рынках Царьграда окропить идоложертвенной кровью. Об этом не знал никто, кроме градоначальника, который исполнил повеление. Тогда великомученик Феодор Тирон явился во сне архиепископу Константинопольскому Евдоксию и рассказал о поступке царя. Святой повелел всем христианам есть коливо или сочиво — отварную пшеницу с медом, а на рынках ничего не покупать.
Кому нужны эти страдания, если человек в результате воздержания от пищи, вообще доведет себя до тяжелой хронической болезни? Например, диабет — он вообще не предполагает воздержания от мясной пищи, потому что это ему жизненно необходимо по показаниям здоровья. Мера поста находится, из такого разумного рассуждения, из совета со своим духовником.
Подумали, благословились, и — в добрый путь. Крайности и в ту, и в другую строну, опасны. Мы помним слова апостола Павла, что физическое упражнение малополезно. Это касается и особо строгого Поста, на самом деле, в такой голодовке пользы-то особой нет, есть даже вред, потому что человек, очень строго постящийся, начинает превозноситься над другими, начинает гневаться: «Что ты мне сюда масла налила, я ведь строго пощусь! Другая крайность — это излишне слабый Пост, человек сам себя жалеет, и от этого развивается страсть себялюбия. Важный момент. Пост должен быть продолжительный. Есть опасность попасться в такую западню лукавого: дело в том, что многие решают так: первую и последнюю недельку попощусь построже, а в середине?
А в середине - такая яма, провал. И здесь тоже никакой пользы и смысла в этом нет. Потому что наше тело — оно очень инертно, и пока его раскачаешь, пока введешь его в атмосферу Поста, требуется продолжительное время. Хотя бы две-три недельки, чтобы человек привык. Привык жить в этом режиме, молиться, общаться с близкими. Потому что голодный желудок — это постоянный источник раздражения. Так вот, лучше взять небольшое правило посильное — но пронести его через весь пост, чем схватить, надорваться и успокоиться. Типа, ну, не могу я, не мое это… Важно помнить, что если даже по каким-то причинам пост нарушается — родственники, скажем, приехали, или пригласили на какое-то событие, от которого вы не смогли отказаться и вынужденно нарушили пост, не нужно на всем подвиге ставить крест.
А злочестивый Юлиан, видя, что замысел его разрушен, велел представить прежнюю свободу торжищам. Вступая в период Великого Поста, мы вновь напомним, как и с какой целью, и с какими результатами должен проходить пост христианский. Пост — это оружие, и не случайно Господь, когда однажды изгнал из бесноватого отрока беса, и когда ученики Его спросили: «Ну, почему, Господи, мы не могли изгнать его? Пост — это очень серьезное духовное оружие. Но в умелых руках оно совершает победу, а в руках неопытных - наоборот. Дай ребеночку нож — он себя изрежет. То есть, пост может принести вред самому постящемуся. Поэтому важно помнить некоторые советы. Во-первых, пост должен быть умеренным, то есть, каждый человек должен обязательно найти свою меру поста.
Уставы, которыми мы руководствуемся, это - вершина, это идеал, это то, к чему мы должны стремиться. Они составлены иноками, составлены людьми, живущими в совершенно иных климатических, социальных и экономических условиях. Здесь нужно сохранять разумность и трезвость, и каждый должен найти свою меру поста. Верхнюю планку мы видим, но один пост может быть для шахтера, другой пост — для педагога, третий пост — для военнослужащего, четвертый пост — для беременной или кормящей женщины… Каждый должен знать свою меру. С одной стороны, это находится экспериментальным путем, зная свои физические силы, зная свои немощи. Потому что при многих болезнях желудочных, кишечных пост послабляется вообще до минимума. Ну, например, при язве. Кому нужны эти страдания, если человек в результате воздержания от пищи, вообще доведет себя до тяжелой хронической болезни? Например, диабет — он вообще не предполагает воздержания от мясной пищи, потому что это ему жизненно необходимо по показаниям здоровья.
Мера поста находится, из такого разумного рассуждения, из совета со своим духовником.
Память святого великомученика Феодора Тирона
Память великомученика Феодора Тирона | Феодор Тирон мужественно ответил: «Со Христом моим и есть, и буду!.». |
Лавра молитвенно почтила память великомученика Феодора Тирона | Святому великомученику Феодору Тирону молятся об исцелении душевных и духовных недугов, об укреплении в соблюдении поста. |
Карта сайта
Церковь празднует чудо с коливом великомученика Феодора Тирона | Церковь 1 марта вспоминает христианского святого Феодора Тирона, почитаемого православными и католиками в лике великомученика. |
ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР ТИРОН / СВЯТОЙ ДНЯ | Так, в историю навсегда вписано имя святого великомученика Феодора Тирона – самоотверженного борца и горячего ревнителя христианской веры. |
ФЕОДОР ТИРОН
Увидев, что двери заперты и печати целы, они посмотри через окно и увидели множество мужей в белых одеждах, молящихся вместе со святым Феодором. В страхе они известили об этом Публия. Он тотчас же отправился к темнице и приказал вооруженным воинам со всех сторон обступить темницу. Он думал, что к Феодору каким-то образом проникли другие христиане. Но, войдя в темницу, он, к своему удивлению, никого там не нашел, кроме самого Феодора, да еще и связанного.
Ужас объял игемона и всех бывших с ним. Выйдя из темницы они опять затворили двери, но разрешили давать блаженному немного еды. Однако Феодор отказался от пищи, как повелел Господь. Наутро святого Феодора еще раз привели к игемону, который снова попытался склонить святого воина к жертвоприношению и ласками, и лестью, и угрозами.
Но Феодор был непреклонен. Тогда Публий повелел повесить святого мученика на дереве и строгать тело его железными зубцами. Святого мучили так до тех пор, пока не стали видны его кости. Но блаженный терпеливо продолжал славословить Господа.
Игемон, удивляясь такому мужеству Феодора, последний раз попробовал склонить святого к жертвоприношению. Но Феодор воскликнул: - Как можешь ты принуждать меня оставить Живого Бога и поклониться бездушному камню? Со Христом моим я был, есть и буду! Делай со мной что хочешь.
Видя, что ничто не может одолеть твердости святого, игемон огласил смертный приговор: - Феодора, который не повинуется власти великих императоров, не признает великих богов и верует в Иисуса Христа, распятого, как говорят иудеи, при Понтийском Пилате, я повелеваю предать огню. Это приказание было быстро исполнено: слуги собрали большое количество дров и сложили огромный костер. Подожженный со всех сторон костер быстро разгорелся ярким пламенем. Взойдя на костер, Феодор перекрестился, и внезапно сошел на него Дух Святой и посреди пламени дал прохладу святому страстотерпцу.
Святой же воспевая и славословя Бога, в мире предал Ему дух свой. Скончался святой великомученик Христов Феодор 17 февраля около 306 года.
Но был в Риме и второй правитель - Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима.
В городе Севастии, который находился в той части империи, которой правил Ликиний, находилось одно войско, состоявшее из христиан. Под началом язычника Агриколая состояла целая дружина - сорок воинов, прославленных многими победами. Разделяя антихристианские настроения императора, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что претерпели многие муки. Наиболее изощренным из них было истязание холодом.
По приказу Агриколая воинов обнажили и в лютый мороз заставили войти в воды местного озера. Рядом растопили баню, чтобы мученики отреклись от Христа и променяли Его на тепло...
Тогда его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу, чтобы предать голодной смерти. Но Сам Господь Исус Христос явился ему там, утешая и укрепляя к новым подвигам. Святого подвергли всевозможным жесточайшим истязаниям и выкололи ему глаза.
Осужденный на сожжение, мученик Феодор без боязни вошел в раскаленную пещь и так предал душу свою в руки Божии, тело же его оказалось неповрежденным от огня и было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи святого были перенесены в Константинополь и положены для поклонения в храме, освященным в его имя. По восшествии на престол императора Константина Великого 306—337 церковь Христова обрела спокойствие, которое продолжалось около пятидесяти лет, до кратковременного царствования Юлиана-отступника 361—363 , который был родным племянником св. Константина и получил христианское воспитание, но в душе оставался убежденным язычником. Пока христианство находилось под покровительством византийских императоров, юный Юлиан не решался открыто перейти в язычество, но как только утвердился у власти, так сразу же показал свое истинное лицо.
Будучи деятельным сторонником реставрации отмиравших языческих традиций, Юлиан еще в самом начале своего правления издал по этому поводу особый эдикт. К тому времени в самом Константинополе не осталось уже ни одного языческого храма, но Юлиан не отступал перед назначенной целью. Первое торжественное жертвоприношение он совершил, как предполагают, в главной городской базилике, предназначавшейся для прогулок и деловых встреч, в которую поставил статую языческой богини Фортуны. По свидетельству церковного историка Созомена [1] , здесь произошла очень впечатляющая сцена: слепой старец, которого вел ребёнок, приблизившись к императору, назвал его безбожником, отступником, человеком без веры. На это Юлиан ему отвечал: «Ты слеп, и не твой галилейский Бог возвратит тебе зрение».
Юлиан промолчал на эту дерзость и продолжал жертвоприношение. Однако обратить народ в создавшихся условиях назад к язычеству было делом весьма затруднительным, даже силою императорской власти. Юлиан действовал с осторожностью и лукавством: воздвигая языческие храмы, он вносил в их архитектуру и некоторые черты от христианских церквей, также языческую иерархию он организовывал подобно образцу, принятому в христианстве, причем место «главного жреца» он оставил за собою. От жрецов требовалась безупречная личная жизнь, поощрялась благотворительность и прочее, что могло бы завоевать расположение у простых обывателей. Намереваясь ослабить христианство изнутри, Юлиан расправлялся преимущественно с наиболее грамотными и твердыми защитниками веры.
Чтобы лишить христиан возможности образования, он запретил им преподавать и учиться в высших учебных заведениях, занимать начальственные должности в государстве.
Иулия анкирская коринфская молитва. Исполнив тя веселия небеснаго, Господь заповедал тебе: радуйся и не убойся, великомучениче, ибо со мною победиши и венца сподобишися. Сего ради и от нас услыши: Радуйся, Христа Бога друже, Радуйся, мужественный исповедниче. Радуйся, хлебе сладкий Христа. Радуйся, юных вразумление, Радуйся, грешных исправление. Радуйся, яко посетил тебя Христос во узех сущаго, Радуйся, яко узрел еси небесный свет в темнице. Радуйся, светлое явление разума. Радуйся, премудрое обличение безумия. Радуйся, яко на образ твой взирающе, в нашей вере утверждаемся, Радуйся, яко твоим заступлением православие ограждается, Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 5 Восхотев Христос преподати тебе, Феодоре, познание благодати, заповеда ти не приятии оскверненныя пищи, ибо благодать Божия обильно напитает тебя. Ты же воспел Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видя тя мукам преданнаго, Феодоре Тироне, нечестивый Публий исполнися ярости и удивися твоему долготерпению; дети же, славяще Бога, в веселии взываху: Радуйся, Христа Бога мучениче, Радуйся, страстем Его ревнителю, Радуйся, темницу за Него приявший, Радуйся, узами окованный ради Господа, Радуйся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Радуйся, в мужестве не принявший оскверненныя пищи. Радуйся, плети нечестиваго Публия ради Бога потерпевший. Радуйся, православных похвало. Радуйся, от глада нас хлебом жизни снабдевающий, Радуйся, усердно призывающим тя помогаяй. Радуйся, заре, сияющая в нощи греховной блуждающим, Радуйся, яко верою твоею сокрушаются языческие боги Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне. Кондак 6 Сокрушите пламенем насмешника над идолами, взывал тиран своим воинам, они же ввергоша тя в пещь огненную, преславне, да приимеши блаженную кончину поющее: Аллилуиа. Икос 6 Дух Святый просвети твое сердце, великомучениче, и даде тебе показание подвига Клеоника.
Он же укрепившись в исповединии твоем, взывал тако: Радуйся, огня угасителю, Радуйся, сподвижниче великих мучеников, Радуйся, сообщниче святых Ангелов. Радуйся, яко твоими подвигами прославился Христос. Радуйся, в росу обративший силу пламени. Радуйся, возвышающийся над общею смертию. Радуйся, наследниче Царствия Христова. Радуйся, в девстве сохранивший тело. Радуйся, душу просветивший подвигами. Радуйся, пламенный ревнителю православия. Радуйся, защитниче его от еретических козней. Кондак 7 Приял еси муки и ко Христу преставился еси богомудре; твоим предстательством и молением у Престола Всевышняго возжигаешь пламень любве к Богу верующих и воспевающих: Аллилуиа.
Икос 7 Ревнуя мироносиц подвигу, смиренная Евсевия мироносицей соделалась. Тии о мире пещась, купиша миро, она же, купив твои честные останки, пламенно взываше: Радуйся, мучениче истины, Радуйся,славо евхаитов, Радуйся, нашей Церкви благолепие. Радуйся, родителей твоих радование.
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
В 1804 г. Оставив службу, некоторое время жил он в Петербурге, а в 1810 г. Алексеевку неподалеку от Санаксарской обители. Тогдашний настоятель Нафанаил оставил о подвижнике такое воспоминание: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители… вел жизнь уединенную… по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам… В Великий пост живал в монастыре, в келии… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал… По временам жертвовал обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения». О последних днях жития его современник повествовал, что провел он их «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же». Изображают подвижника в мундире адмиральском, при кортике или шпаге.
В руках его либо труба подзорная, либо часто хартия с изречением «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России». Святой праведный Феодор Ушаков Часто изображают его на фоне моря и кораблей, иногда даже можно встретить композиции, запечатлевшие сцену сдачи в плен адмиралу и его матросам османов. Встречаются житийные образы праведника, образы, совместные со св. Феодором Санаксарским, а также со свв.
Феодорами Стратилатом и Тироном. Иногда в композиции может присутствовать образ Искупителя, благословляющего служителя Своего. К угоднику Божиему Феодору обращаются, конечно же, в первую очередь, моряки и люди, специальности которых связаны с морем. Однако предстательства его просят и военные иных воинских родов. Защиты святого адмирала просят в случаях всякого рода притеснений и обид, в случаях угрозы.
К нему обращаются также и в периоды эпидемий, помня о том, как скоро удалось справиться подвижнику с холерным поветрием в Херсоне. Преподобный Феодор Студит Этот угодник Божий был родственником св. Романа Сладкопевца. Родителями же его были сборщик податей Фотин и супруга его Феоктиста. В 782 г.
В месте имения своего устроили они обитель, именуемую Саккудион, устав которой утвердили по подобию устава, разработанного свт. Василием Великим. С 794 г. Феодор сделался в обители той настоятелем. В 798 г.
Студиты имели в те годы огромнейшее признание среди прочих членов Церкви. В тот период подвижник отправлен был в изгнание за то, что организовал Крестный ход с ликами угодников Божиих. В скитаниях суждено было ему окончить земной путь. Произошло это в 826 г. Через 2 года преподобного канонизировали.
Интересный факт В 1065 г. Феодосий Печерский ввел Устав Студийской обители в Киевской лавре. По тем правилам жили монастыри отечественные до XIV-го столетия, после чего стали переменять их на уставы Иерусалимские. Изображают угодника в облачении священнослужителя, с хартией либо Писанием Священным в руках. Персты десницы его обычно сложены в благословляющем жесте.
Встречаются лики его совместные с иными праведниками, пострадавшими во времена иконоборчества. Древнейшая фреска с ликом этого угодника сохранилась в сербской обители Студенице, возведенной в XII-м в. Фреску XIV-го в. Этот угодник всегда был весьма почитаем среди христиан. К нему взывали не только с прошениями о помощи в гонениях и об укреплении верующих в борьбе с еретиками, но и во множестве иных ситуаций.
К примеру, известны случаи, когда угодник этот останавливал бушующие пожарища и избавлял взывающих к нему от нападения хищников. Многочисленны и случаи излечений, произошедших по молениям к нему, особенно при недугах путей дыхательных и желудка. Праведный старец Феодор Томский Осенью 1836 г. Следуя этапом, проявлял он заботу всяческую о слабых, помогая им чем возможно в пути. Впоследствии, живя на поселении, он каждую субботу выходил за околицу и встречал очередной этап, одаривая ссыльных милостыней, которую приносили ему почитатели.
Кем был сам он, никто не ведал, хотя по манерам его утонченным, превосходнейшему образованию и высокородной осанке каждому понятно было, что человек этот не простого звания. Не открывал он ни рода своего, ни чего-либо из прошлой своей жизни. Поведал лишь епископу Томскому, что имеет благословение на подвиг свой митрополита Филарета Московского. Старец этот избрал путь странничества. В Сибири сначала менял он места поселения, выбирая наиболее тихие из них и малолюдные, а впоследствии по просьбе купца Семена Феофановича Хромова обосновался он в Томске.
Жил он в ветхом и тесном домишке, где спал на доске грубой, подкладывая под голову чурбан. Здесь же стояли скамья и стол для посетителей. Стены тесной его кельи украшали лики угодников и рисунки с видами мест святых. Феодор Кузьмич Томский, Сибирский, старец Питался этот старец, назвавший себя Феодором Козьмичом, в основном сухарями ржаными, а до вина никогда не дотрагивался. Он наставлял к нему приходивших: «Чем более наше тело изнежено и выхолено, тем наш дух становится слабей.
Детей крестьян обучал он не только грамоте, но и географии с историей.
Он знал о том, что христианам запрещено есть ту пищу, которую приносили в жертву языческим богам. Приближался Великий пост. Император приказал градоначальнику Константинополя совершить жертвоприношение языческим богам.
А в первую седмицу поста окропить кровью этих животных все съестные припасы на рынках. Святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию. Он повелел ему предупредить всех христиан. Святой указал, что привычную еду можно заменить на варёную пшеницу с мёдом — коливо или кутью.
Современный сайт должен отвечать современным же представлениям о качественном дизайне и функционале. Во многом именно он создает первое впечатление в глазах многих посторонних людей, служит лицом общины и ее храма. Поэтому особенно важно, что такой сервис как «Приход. Кроме того, «Приход.
Он не чувствовал ни паники, ни страха — юноша с детства знал, что все в жизни человека — послано Богом, и ни один волос не упадет с головы человеческой без воли Творца. Феодор был христианином. Вера его была твердой, хоть и приходилось скрывать ее от большинства окружающих — слишком смутные были времена: император Максимиан Галерий, зять Диоклитиана, казалось, совсем потерял рассудок и требовал, чтобы подданные не только традиционно приносили жертвы идолам Рима, но и ему самому поклонялись, словно богу. А подданные приносили и поклонялись — жить хотелось всем. Препозит Вринка с первых минут после построения заподозрил неладное — слишком уверенный взгляд был у одного из новоприбывших. Феодор —так, кажется, звали новенького — слишком ясными глазами смотрел вокруг, и в его взоре не было той рабской покорности, которая так отчетливо читалась в его товарищах.
Военачальник успокоил себя тем, что это пройдет после первого же дня в мармаритском полку, куда попал Феодор, и начал объяснять юноше, как произносить присягу на верность императору. Именно Феодору и выпала честь первым из новобранцев составить клятву в том, что он будет покорным и в меру сил своих исполнять приказы начальников. Остальные воины, выступая вперед один за другим, тоже клялись, что будут поступать так же, как обещал первый. С того же дня Феодора стали называть Тироном, что значило «новый воин». Дни в армии проходили незаметно — суровая муштра быстро делала из маменькиных сынков настоящих римских легионеров — опору и щит империи. Однажды, на утреннем построении, один из препозитов зачитал приказ императора Максимиана — принести жертву богам. Феодор и еще несколько воинов-христиан, не сговариваясь, подняли глаза к небу: пришел, видимо, и их час засвидетельствовать свою веру, как те, о ком на богослужении в катакомбах рассказывал пресвитер. Препозит Вринка стал бледен: «Так и знал, что этот новенький что-то выкинет», — подумал военачальник, но взял себя в руки и уже спокойным голосом начал: — Все эти воины — христиане, и все они — воины римского царя-императора... Сотник Поседоний насмешливо улыбнулся: — Разве твой бог, Феодор, имеет еще и сына? Можем ли мы познать его?
Юноша посмотрел на военачальников: — Ничто не препятствует вам оставить тьму и временных земных царей и приступить к живому Богу, быть Его воинами, как и я. Феодор не раздумывал — зерна веры, посеянные еще в детстве, взошли в его сердце буйным колосом Христовой истины, и сомневаться не приходилось — воин пойдет до конца. Дни, данные на размышления, юноша провел в молитве к Господу, и когда его однополчан повели в темницу, он подбадривал их и просил, чтобы они не отрекались от Христа. Однажды вечером, воспользовавшись возможностью беспрепятственно передвигаться по городу, Феодор поджег капище Цибеллы, которую местные язычники почитали как мать богов. Имя вандала недолго оставалось неизвестным, и Феодора привели на допрос к игемону Публию.
Святой великомученик Феодор Тирон
ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР ТИРОН / СВЯТОЙ ДНЯ | Телеканал «СПАС» | Дзен | Святой Феодор бесстрашно подошел к костру, осенил себя крестным знамением и стал посреди пламенных языков. |
Воин Христов: святой великомученик Феодор Тирон | Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь | Тогда великомученик Феодор Тирон явился во сне архиепископу Константинопольскому Евдоксию и рассказал о поступке царя. |
Торжество православия: 20 марта православные вспоминают великомученика Феодора Тирона | Св. великомученик Феодор Тирон. |
Память великомученика Феодора Тирона | Избранному поборнику и великомученику Феодору Тирону, Святыя Троицы исповеднику, заступнику веры Христовой и язычества низложителю, благодарственно воспоем мы вернии в веселии радования, взывая ему от всея души: Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне. |
Карта сайта | Во сне епископу Евдоксию явился святой Феодор Тирон, принявший мученическую смерть в 306 году, который и рассказал о заговоре императора против христиан. |
ФЕОДОР ТИРОН
Юлиан рассказал историю этого неудачного визита в своём сатирическом сочинении «Мисопогон, или Ненавистник бороды». Конфликт с антиохийцами обострился после пожара языческого храма в Дафне, потому что в нем были заподозрены христиане. Рассерженный Юлиан приказал в отместку закрыть главную антиохийскую церковь, которая к тому же была разграблена и подверглась осквернению. Подобные действия имели место и в других городах. Некоторые христианские исповедники претерпели тогда мученическую кончину.
Движимый непримиримой ненавистью к христианам, Юлиан собирался даже восстановить для иудеев храм в Иеросалиме, но здесь Сам Господь не допустил его исполнить свое намерение. Язычник Марцеллин [4] рассказывает об этом событии следующим образом: Юлиан, желая оставить для будущих веков память о своем правлении великими сооружениями, задумал восстановить славный некогда Иеросалимский храм, не жалея для этого никаких расходов… Спешное исполнение этого предприятия Юлиан поручил антиохийцу Алипию, который был до того вице-префектом Британии. Алипий усердно принялся за дело; правитель провинции… оказывал ему содействие, но страшные клубы пламени, вырывавшиеся близ фундамента, сделали это место недоступным для рабочих, так как их несколько раз обожгло. Так и прекратилось это начинание из-за упорного сопротивления стихии.
В числе всех прочих безумных изощрений по борьбе с христианством, Юлиан задумал однажды подвергнуть их тайному осквернению: на первой неделе Великого Поста, он приказал градоначальнику Константинополя окропить все съестные продукты на рынках города идоложертвенною кровью, чтобы христиане, не зная того, причастились бы от языческого жертвоприношения. Посрамленный Юлиан, увидев бесполезность своей затеи, велел вернуть на рынки обычные брашна, но не раскаялся и не отступил от своих безбожных предприятий. Отправляясь, в силу государственной необходимости, в военный поход против персов, Юлиан дал слово, что по успешном своем возвращении он будет еще более беспощадно действовать для уничтожения веры Христовой. Но тут и его самого не замедлил постигнуть суд Божий: он был внезапно сражен свыше рукой неизвестного воина.
Церковное предание повествует, что в это время святитель Василий Великий с которым, кстати, нечестивый отступник имел по молодости личное знакомство, т. По молитве святого случилось чудо: предстоящий на иконе святой великомученик Меркурий вдруг на какое-то время исчез и вскоре вернулся обратно, с окровавленным копьем в руке. Так совершилось праведное возмездие над богоотступником, который перед своею смертью воскликнул: «Ты победил, Галилеянин! Один из телохранителей Юлиана, язычник, уверял всех, что императора убил «завистливый злой дух», каковым ему вполне мог показаться святой мученик.
Юлиан-отступник был последним Византийским императором, придерживающимся язычества. Несомненно, что и само имя его, несмотря на краткость правления, получило достаточно широкую известность только благодаря тому, что оно связанно с воспоминанием о чуде святого великомученика Феодора Тирона.
Темничные стражи, услыхав пение, подошли к дверям темницы. Увидев, что двери заперты и печати целы, они посмотри через окно и увидели множество мужей в белых одеждах, молящихся вместе со святым Феодором.
В страхе они известили об этом Публия. Он тотчас же отправился к темнице и приказал вооруженным воинам со всех сторон обступить темницу. Он думал, что к Феодору каким-то образом проникли другие христиане. Но, войдя в темницу, он, к своему удивлению, никого там не нашел, кроме самого Феодора, да еще и связанного.
Ужас объял игемона и всех бывших с ним. Выйдя из темницы они опять затворили двери, но разрешили давать блаженному немного еды. Однако Феодор отказался от пищи, как повелел Господь. Наутро святого Феодора еще раз привели к игемону, который снова попытался склонить святого воина к жертвоприношению и ласками, и лестью, и угрозами.
Но Феодор был непреклонен. Тогда Публий повелел повесить святого мученика на дереве и строгать тело его железными зубцами. Святого мучили так до тех пор, пока не стали видны его кости. Но блаженный терпеливо продолжал славословить Господа.
Игемон, удивляясь такому мужеству Феодора, последний раз попробовал склонить святого к жертвоприношению. Но Феодор воскликнул: - Как можешь ты принуждать меня оставить Живого Бога и поклониться бездушному камню? Со Христом моим я был, есть и буду! Делай со мной что хочешь.
Видя, что ничто не может одолеть твердости святого, игемон огласил смертный приговор: - Феодора, который не повинуется власти великих императоров, не признает великих богов и верует в Иисуса Христа, распятого, как говорят иудеи, при Понтийском Пилате, я повелеваю предать огню. Это приказание было быстро исполнено: слуги собрали большое количество дров и сложили огромный костер. Подожженный со всех сторон костер быстро разгорелся ярким пламенем. Взойдя на костер, Феодор перекрестился, и внезапно сошел на него Дух Святой и посреди пламени дал прохладу святому страстотерпцу.
Святой же воспевая и славословя Бога, в мире предал Ему дух свой.
Его останки, по преданию не повреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь, а глава — сначала в Бриндизи, а затем — в Гаэту. С его именем связано одно интересное событие церковной истории.
Как-то, в первую седмицу Великого поста, он приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках города. Апостолы призывали христиан «воздерживаться от идоложертвенного и крови», поэтому поступок правителя был жестокой издевкой над христианской верой. И тут местному архиепископу, Евдоксию, явился во сне великомученик Феодор. Святой предупредил Евдоксия и велел не покупать идоложертвенную пищу, а сварить коливо из домашних запасов крупы.
Коливо — вареная с медом пшеница. Освящение колива в храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Фото из архива храма В память об этом чудесном событии на первой неделе Великого поста, в навечерие субботы то есть накануне в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров, в храмах звучит канон великомученику Феодору. Его составил преподобный Иоанн Дамаскин.
В этот день благословляют и раздают прихожанам коливо. Канон святому великомученику Феодору Тирону Накануне дня памяти святого в пятницу после Литургии Преждеосвященных даров по заамвонной молитве совершается молебный канон вмч.
Феодора пытали и приговорили к сожжению. Спустя пятьдесят лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник решил надругаться над верой христиан. Он знал о том, что христианам запрещено есть ту пищу, которую приносили в жертву языческим богам. Приближался Великий пост. Император приказал градоначальнику Константинополя совершить жертвоприношение языческим богам.
А в первую седмицу поста окропить кровью этих животных все съестные припасы на рынках. Святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию.
Житие святого великомученика Феодора Тирона
Эта традиция связана с памятью святого великомученика Феодора Тирона. Святой Феодор, взглянув на мучителя, осенил себя крестным знамением и сказал: «Если ты сожжешь мое тело огнем, растерзаешь на куски, иссечешь мечами, бросишь зверям, пока во мне есть дух — не отвергнусь Имени Христа моего». Святой великомученик Феодор Стратилат, дата памяти 21 июня, 21 февраля. Литургия завершилась молебном великомученику Феодору Тирону, память которого чтится Православной церковью в этот день. Поскольку великомученик Феодор Тирон раскрыл злой умысел императора, верующие предстали перед выбором — либо употреблять нечистую пищу, либо отказаться от пищи в принципе. Впервые празднование в честь великомученика Феодора Тирона, приходящееся на субботу первой седмицы Великого поста, описал в IV в. константинопольский патриарх Нектарий (381–397).
В день памяти великомученика Феодора Тирона в Академии прошли уставные богослужения
Печальная утрата, святыни произошедшая в 1096 году, была определенным образом «компенсирована» двумя столетиями позже. В результате успешной для венецианцев войны с генуэзцами, которая велась на территории прибрежной Кьоджи в 1379-1381 годах, многие реликвии были перевезены из Кьоджи в Венецию, среди них находилась и часть мощей нога святого Феодора Тирона. Сейчас она хранится в сокровищнице собора Сан-Марко в позолоченном реликварии, выполненном из серебра в форме ноги. Здесь же в отдельном стеклянном мощевике пребывает еще одна реликвия — ребро святого Феодора Стратилата.
Венецианцы продолжали трепетно и благоговейно относиться к своему первому небесному покровителю даже после того, как его буквально «затмил» новый, второй по счету патрон Республики, святой апостол и евангелист Марк — его мощи были доставлены на острова в 828 году. Об этом уважении и почитании свидетельствуют и монументальные колонны, установленные рядом с набережной у «главного парадного входа» Венеции — пьяццетты Сан-Марко. Если с вершины левой колонны на всех беспристрастно взирает бронзовое изваяние льва святого Марка, в былые времена сиявшее позолотой, то правую колонну венчает скульптура великомученика Феодора Тирона.
Она весьма необычна — это изображение составлено по принципу конструктора из множества частей самых разных изваяний! Голова понтийского царя Митридата установлена на римском торсе эпохи императора Адриана, остальные элементы также созданы в разные исторические периоды. Дракона же у ног святого во многих путеводителях отчего-то именуют «крокодилом», хотя у него всего две лапы и он абсолютно не похож на этого представителя пресмыкающихся.
Оригинал необычной скульптуры сейчас хранится во Дворце дожей. Сами же колонны были привезены с Востока в XII веке, и установлены на набережной в 1172 году. Работами по их установке руководил талантливый инженер Николо Квараттьери он построил самый первый мост Риальто, соединивший берега Большого канала; кстати, ныне существующий мост Риальто также украшен горельефными изображениями апостола Марка и великомученика Феодора Тирона работы скульптора Тициана Аспетти.
И в православной, и в католической традиции святых великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона часто изображают вместе, равно облаченными в воинские доспехи, с мечами и копьями, иногда — на конях, поражающими драконов. Несмотря на то, что один из святых — военачальник, а второй — простой солдат, к ним обоим обращаются с молитвами христолюбивые воины, с верой и надеждой на помощь и поддержку. Иллюстрации: 1.
Святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Афон 2. Фото автора 3.
Встречаются житийные образы праведника, образы, совместные со св. Феодором Санаксарским, а также со свв. Феодорами Стратилатом и Тироном. Иногда в композиции может присутствовать образ Искупителя, благословляющего служителя Своего. К угоднику Божиему Феодору обращаются, конечно же, в первую очередь, моряки и люди, специальности которых связаны с морем. Однако предстательства его просят и военные иных воинских родов. Защиты святого адмирала просят в случаях всякого рода притеснений и обид, в случаях угрозы. К нему обращаются также и в периоды эпидемий, помня о том, как скоро удалось справиться подвижнику с холерным поветрием в Херсоне. Преподобный Феодор Студит Этот угодник Божий был родственником св.
Романа Сладкопевца. Родителями же его были сборщик податей Фотин и супруга его Феоктиста. В 782 г. В месте имения своего устроили они обитель, именуемую Саккудион, устав которой утвердили по подобию устава, разработанного свт. Василием Великим. С 794 г. Феодор сделался в обители той настоятелем. В 798 г. Студиты имели в те годы огромнейшее признание среди прочих членов Церкви. В тот период подвижник отправлен был в изгнание за то, что организовал Крестный ход с ликами угодников Божиих.
В скитаниях суждено было ему окончить земной путь. Произошло это в 826 г. Через 2 года преподобного канонизировали. Интересный факт В 1065 г. Феодосий Печерский ввел Устав Студийской обители в Киевской лавре. По тем правилам жили монастыри отечественные до XIV-го столетия, после чего стали переменять их на уставы Иерусалимские. Изображают угодника в облачении священнослужителя, с хартией либо Писанием Священным в руках. Персты десницы его обычно сложены в благословляющем жесте. Встречаются лики его совместные с иными праведниками, пострадавшими во времена иконоборчества. Древнейшая фреска с ликом этого угодника сохранилась в сербской обители Студенице, возведенной в XII-м в.
Фреску XIV-го в. Этот угодник всегда был весьма почитаем среди христиан. К нему взывали не только с прошениями о помощи в гонениях и об укреплении верующих в борьбе с еретиками, но и во множестве иных ситуаций. К примеру, известны случаи, когда угодник этот останавливал бушующие пожарища и избавлял взывающих к нему от нападения хищников. Многочисленны и случаи излечений, произошедших по молениям к нему, особенно при недугах путей дыхательных и желудка. Праведный старец Феодор Томский Осенью 1836 г. Следуя этапом, проявлял он заботу всяческую о слабых, помогая им чем возможно в пути. Впоследствии, живя на поселении, он каждую субботу выходил за околицу и встречал очередной этап, одаривая ссыльных милостыней, которую приносили ему почитатели. Кем был сам он, никто не ведал, хотя по манерам его утонченным, превосходнейшему образованию и высокородной осанке каждому понятно было, что человек этот не простого звания. Не открывал он ни рода своего, ни чего-либо из прошлой своей жизни.
Поведал лишь епископу Томскому, что имеет благословение на подвиг свой митрополита Филарета Московского. Старец этот избрал путь странничества. В Сибири сначала менял он места поселения, выбирая наиболее тихие из них и малолюдные, а впоследствии по просьбе купца Семена Феофановича Хромова обосновался он в Томске. Жил он в ветхом и тесном домишке, где спал на доске грубой, подкладывая под голову чурбан. Здесь же стояли скамья и стол для посетителей. Стены тесной его кельи украшали лики угодников и рисунки с видами мест святых. Феодор Кузьмич Томский, Сибирский, старец Питался этот старец, назвавший себя Феодором Козьмичом, в основном сухарями ржаными, а до вина никогда не дотрагивался. Он наставлял к нему приходивших: «Чем более наше тело изнежено и выхолено, тем наш дух становится слабей. Детей крестьян обучал он не только грамоте, но и географии с историей. Взрослых же удивлял верною оценкой разных правителей и их политических деяний, а еще знанием тонкостей петербургского двора.
Много подробностей интереснейших пояснял св. От этих слов все собрание не могло и слова выговорить, так и разошлись, а секта рушилась… Да, Фотий был муж благодатный. Был наделен он и даром врачевания. Так, купца Хромова, у которого некоторый период жил, излечил он от глазного недуга, и купец до конца дней читал, не прибегая к помощи очков. Тайна происхождения подвижника так и не была открыта. Однако сохранилось свидетельство купца Хромова о его последней беседе с угодником. Старец дозволил. Старца не стало 20 января 1864 г.
Его прозвище «тирон» — переводится как «новобранец». Он был обыкновенным рядовым мармаритского полка, который был расквартирован на южном берегу Черного моря. Во время проводимой по указанию императора Галерия кампании по принуждению христиан к принесению жертв языческим богам Феодор отказался от требования своего военачальника. Ему было дано несколько дней на размышление, но Феодор оставался непреклонен, после чего его заключили в тюрьму и обрекли на голодную смерть. К удивлению истязателей, воин очень долгое время оставался жив.
И одним из таких новобранцев невысокого воинского звания, но высочайшего христианского и был святой мученик Федор Тирон, память которого мы и отмечаем сегодня 2 марта. В городе Амасии, в Понтийской области, во время гонения императора Максимиана 286-305 г. Феодор Тирон Тирон — то есть воин-новобранец — христианский святой, великомученик, чью память Церковь вспоминает в субботу на первой неделе Великого поста в 2023 году — 5 марта. Прозвище его Тирон происходит от латинского tiro, что значит «новобранец», «рекрут». Он жил во времена императора Максимилиана, отличавшегося необузданным нравом. В ту пору солдаты были обязаны приносить жертвы римским божествам. Император желал, чтобы и его самого народ почитал как бога. Воинов это касалось в первую очередь. Когда его, вместе с другими христианами, стали принуждать принести жертву идолам, святой Феодор решительно отказался и твердо во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. За то, что исповедал себя христианином, Феодор был заключён в тюрьму и обречён на голодную смерть. Ему несколько дней на размышление, во время которых святой усиленно молился и славословил Господа, а также укреплял в вере других гонимых христиан В тюрьме ему явился Иисус Христос, Господь утешал и подкреплял его Обнаружив через некоторое время Феодора живым, ему вновь предложили совершить жертвоприношение. После отказа Феодор был обвинен в поджоге языческого храма Кибелы подвергнут жестоким пыткам, но так и не отступился от веры. В итоге он был приговорен к сожжению на костре.