В состав Содружества Независимых Государств (СНГ) входит часть бывших республик СССР. СНГ расшифровывается как Содружество Независимых Государств, которое было образовано 8 декабря 1991 года в белорусской столице Минске.
Возникновение СНГ: расшифровка аббревиатуры и список входящих стран
СНГ — что это такое (расшифровка) и какие страны входят в Содружество Независимых Государств | Соглашение о создании Содружества Независимых Государств готовилось в ночь на 8 декабря, подписано было в 10 часов утра. |
Беловежские соглашения | Содружество независимых государств (СНГ) – это международная организация, созданная после распада Советского Союза в 1991 году. |
История и деятельность Содружества Независимых Государств | 8 декабря после четырехчасового обсуждения они подписали Беловежское соглашение — документ о кончине СССР и о создании Союза Независимых государств — СНГ. |
Содружество Независимых Государств: пациент жив или мертв?
Содружество Независимых Государств (СНГ) — единственная интеграционная площадка, где страны обсуждают вопросы внешней политики, безопасности, борьбы с терроризмом. Её итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию СНГ при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Беларуси, России и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. Государства — члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов.
СНГ — «цивилизованный инструмент развода»?
Именно основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны данного Соглашения, несмотря на распад СССР, и договорились об образовании СНГ. Также в данном документе была подтверждена приверженность государств принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорилось, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Была подчеркнута и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан.
Стороны обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену».
На данный момент следующие государства являются членами СНГ: Россия.
Все страны-участницы Содружества имеют право на сецессию, то есть свободный выход в одностороннем порядке из его состава. Но при этом требуется соблюдение определенных процедур, в частности о своем намерении государство должно известить письменно депозитария Устава за 12 месяцев до выхода. Обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения. Нарушения государством-членом Устава, систематическое невыполнение государством его обязательств по соглашениям, заключенным в рамках Содружества, либо решений органов Содружества рассматриваются Советом глав государств. В отношении такого государства могут применяться меры, допускаемые международным правом. При Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и при Отделении Организации Объединенных Наций и других международных организациях в Женеве осуществляется представительство Содружества при других международных организациях.
Система органов СНГ включает в себя: Совет глав государств.
Этого нет ни в Евразийском экономическом союзе, ни в каких-то других интеграционных объединениях. Так что можно сказать, что это международная организация верхнего уровня по отношению ко всем другим на пространстве бывшего Советского Союза. В СНГ нет каких-то глубоких интеграционных проектов, но зато есть, к примеру, межпарламентская ассамблея, и в ее рамках также сотрудничают политические партии и парламенты», — сказал эксперт. Мнения стран-участниц расходятся, и в этом смысле сила СНГ в том, что нет необходимости принимать решения коллективным большинством, указал Ткаченко.
Содружество независимых: кто, когда и для чего создал СНГ
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации. Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина подписали Соглашение о его создании. СНГ расшифровывается как Содружество Независимых Государств, которое было образовано 8 декабря 1991 года в белорусской столице Минске.
Создание СНГ
Историческая справка о Содружестве Независимых Государств | СНГ расшифровывается как Содружество Независимых Государств, которое было образовано 8 декабря 1991 года в белорусской столице Минске. |
Историческая справка о Содружестве Независимых Государств | Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. |
СССР прекратил существование, 11 республик вступают в СНГ
В ходе обмена мнениями было решено разместить организацию в Санкт-Петербурге Российская Федерация. По предложению мэра города Анатолия Собчака штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи СНГ стал Таврический дворец, в котором в начале прошлого века работала Государственная дума Российской империи — первый в истории страны демократический институт, объединивший представителей русских, кавказских и среднеазиатских земель. Уже 28—29 декабря 1992 года здание впервые распахнуло двери перед депутатами Содружества, которые собрались здесь на второе пленарное заседание МПА СНГ. Мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак справа и нынешний Президент Российской Федерации Владимир Путин в Таврическом дворце С тех пор Межпарламентская Ассамблея СНГ провела пятьдесят три пленарных заседания с участием ведущих политиков стран-участниц и зарубежных государств, на которых было принято около 600 различных документов. В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина, а в 2019 году ратификационные процедуры завершились в Республике Узбекистан.
От «парада суверенитетов» до распада страны Конечно, к тому времени дошло до максимума стремление союзных республик — а точнее их национальных элит — к государственной и экономической независимости от союзного центра. Начался «парад суверенитетов»: к 1991 году все союзные республики в том числе РСФСР приняли Декларации о суверенитете, в которых заявили о приоритете республиканского законодательства над союзным. А к осени 1991 года Верховные Советы большинства союзных республик придали декларациям о суверенитете статус конституционных законов. События в резиденции Вискули показали, что желание граждан огромной страны остаться вместе и жить под управлением единого союзного центра не было принято во внимание.
Владимир Путин позже охарактеризовал распад СССР как крупнейшую геополитическую катастрофу прошлого века. Было морозно, минус 18 градусов. В жарко натопленном особняке шли споры о том, как решить топливный вопрос. Сейчас уже не выяснить, кто первым сформулировал главную идею — объявить, что «Советский Союз как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Многие участники той встречи заявляли, что эта идея принадлежала им. Вот как вспоминал эти события Леонид Кравчук: «Приступаем к работе над текстом будущих Беловежских соглашений. Борис Ельцин спрашивает: Кто возьмется писать? Я и говорю: Поскольку у меня хорошая авторучка, давайте буду писать я.
Работа началась в буквальном смысле с чистого листа. Первую строчку написал я. А вот формулировку о том, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование», предложил Бурбулис. Промучились мы над ней часа полтора. Но когда были написаны слова «перестает существовать», это чувство не передать! Вот говорят — «историческое событие»! История значит.
Договор о создании международной организации подписан в 8 декабря 1991 года. Это случилось в Белоруссии. Местом встречи глав трех государств стали Вискули, резиденция белорусского правительства, находящаяся в заповеднике Беловежская пуща. Отсюда произошло неофициальное название — «Беловежские соглашения». Документ состоит из 14 разделов, где констатируется окончание существования СССР в качестве субъекта международного права. А также говорится о создании Содружества Независимых Государств. Оно основывается на совместном прошлом бывших союзных республик, связях в экономике и культуре. Устав организации был принят в Минске спустя два года после этой даты — 22 января 1993-го. Подписание Беловежских соглашений 8 декабря 1991 года. Фото: архив РИА Новости. Грузия позже покинула союз. В первые годы его существования страны-участники занимались организационной деятельностью. Были созданы соответствующие институты, образованы структуры, задачей которых стало налаживание и поддержание отношений между членами СНГ, развитие интеграции в политическом и экономическом планах. В этот период согласовывалось, какие цели ставит перед собой Содружество, какие задачи его участники планируют решать вместе. Разрабатывались нормативные, правовые акты и договора. В истории СНГ можно обозначить три этапа. С 1991 по 1993-ий — процессы территориального разделения государств, обозначения границ, создание своих армий в каждой стране. Государства ввели свои валюты. Появилась Организация Договора о коллективной безопасности. Ее задачей стало налаживание взаимодействия между странами-участниками. Период с 1993 по 1997-ой был посвящен поиску эффективных методов, при помощи которых можно было бы развивать отношения России и других стран Содружества. Целью такой работы была унификация экономик и политического устройства государств-участников. Были подписаны межгосударственные договоры, регулирующие процессы интеграции в различных сферах, в том числе в торговле, платежах, таможенной области. Это способствовало созданию общего рынка в плане капитала, услуг, кадровых ресурсов. Подписание Алма-Атинского соглашения. Слева направо: Л. Кравчук, С. Назарбаев, Б. Ельцин и С. Фото: архив РИА Новости Однако страны не выполняли условия договоров, поэтому идея создания Экономического союза так и не была реализована в полной мере. Заинтересованности в развитии отношений в плане экономики внутри Содружества в тот период не наблюдалось. С 1997-го в рамках СНГ формируется Зона свободной торговли, идут реформы организации. Реорганизованы органы Содружества, их полномочия изменились, численность сотрудников сократилась. Одно из важных событий этого периода — появление Экономического совета. С 1991 по 2022-ой участники Содружества показывают свое стремление вести продуктивный диалог, обсуждать возникающие проблемы и улучшать качество жизни своих граждан. За эти годы проведена большая работа. Внутренняя структура СНГ укрепилась.
Споры рассматриваются в Суде по заявлению заинтересованных государств, а также органов Содружества. Суд образуется из равного числа судей от каждого государства-участника. Судьи избираются назначаются каждым государством в порядке, установленном для судей высших арбитражных хозяйственных судов, сроком на 10 лет. Председатель Суда и его заместители избираются судьями на пять лет и утверждаются Советом глав государств. Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум, состоящий из всех судей Суда, а также председателей высших арбитражных хозяйственных судов государств Содружества. Пленум рассматривает жалобы на решения Суда, принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения актов СНГ, разрабатывает предложения по устранению коллизий в законодательстве стран СНГ. Местопребывание Суда — г. Комиссия по правам человека. Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека в рамках СНГ. Комиссия состоит из представителей государств — членов СНГ и находится в г. Межпарламентская Ассамблея. Конвенция о Межпарламентской Ассамблее 1995 г. Межпарламентская Ассамблея состоит из парламентских делегаций стран СНГ. Ассамблея проводит межпарламентские консультации, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности парламентов. Место пребывания Ассамблеи — г. Обобщая изложенное, можно сделать следующий вывод: с точки зрения международного права Содружество Независимых Государств представляет собой региональную международную организацию, обладающую определенной спецификой. Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующим основным направлениям: межгосударственная ассоциация свободной торговли; общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный союз. Договор о создании Экономического союза 1993 г. В соответствии с Соглашением о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1993 г. В целях реализации Договора о создании экономического союза в 1994 г. Соглашение предусматривает постепенную отмену таможенных пошлин, устранение препятствий для свободного передвижения товаров и услуг, координацию торгово-экономической политики, унификацию законодательства стран СНГ. Зона свободной торговли являлась переходным этапом к формированию единого Таможенного союза, который складывается в настоящее время на территории государств — членов СНГ.
Содружество Независимых Государств: пациент жив или мертв?
Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло на постсоветском пространстве после того, как попытки реформировать советскую федерацию потерпели неудачу. Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев рассказал, как в начале 90-х годов XX века после развала СССР создавалось Содружество независимых государств, передает Соглашение о создании Содружества Независимых Государств было подписано 8 декабря 1991 года в селе Вискули в Беловежской пуще в Беларуси. Содружество стало влиятельным межгосударственным объединением и выступает гарантом стабильности в Евразии. 22 января 1993 г. в Минске был принят Устав Содружества независимых государств, а 19 января 1996 г. в Москве Советом глав государств СНГ были приняты Положения о флаге и эмблеме СНГ. Президент России Владимир Путин намерен переформатировать Содружество независимых государств под новые задачи.
Содружество Независимых Государств (СНГ)
Ядерные вооружения, входящие в состав Объединенных стратегических вооруженных сил, обеспечивают коллективную безопасность всех участников Содружества Независимых Государств. Статья 2. Государства-участники настоящего Соглашения подтверждают обязательство о неприменении ядерного оружия первым. Статья 3. Государства-участники настоящего Соглашения совместно вырабатывают политику по ядерным вопросам. Статья 4. До полной ликвидации ядерного оружия на территориях Республики Беларусь и Украины решение о необходимости его применения принимается по согласованию с главами государств-участников Соглашения Президентом РСФСР на основе процедур, разработанных совместно государствами-участниками. Республика Беларусь, Украина обязуются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года в качестве неядерных государств и заключить с МАГАТЭ соответствующее соглашение о гарантиях. Государства-участники настоящего Соглашения обязуются не передавать кому бы то ни было ядерного оружия или другие ядерные взрывные устройства и технологии, а также контроль над такими ядерными и взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно; равно как никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами. Положения пункта 2 настоящей статьи не препятствуют перемещению ядерного оружия с территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины на территорию РСФСР с целью его уничтожения. Статья 6.
Государства-участники настоящего Соглашения в соответствии с международным Договором будут содействовать ликвидации ядерного оружия. К 1 июля 1992 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Украина обеспечат вывоз тактического ядерного оружия на центральные предзаводские базы для его разукомплектирования под совместным контролем. Свернуть Мирча Снегур о неизбежности конца СССР и ликвидации союзного центра "Мы до этого еще участвовали в саммите в Алма-Ате, тогда предполагалось создать расширенный экономический союз. Но уже, помнится, настроение у всех было отдаляться, во всяком случае выйти на уровень двусторонних отношений без каких-либо указок из центра. Самое главное, что с самого начала там было лояльное отношение к принципу, согласно которому каждая страна участвует в тех структурах, в которых желает, никто никого не заставляет. То есть руководящего центра нет. Все республики испытывали на себе центробежные силы. И конечно, знакомясь с готовящимися документами, мы пришли к выводу, что нам надо на первых порах участвовать в этом экономическом блоке. В политическом и тем более военном мы с самого начала не участвовали и документов никаких не подписывали. Но, тем не менее, в Алма-Ате подписали декларацию.
Я считаю и всегда отвечаю моим критикам, и в шести томах моих воспоминаний об этом тоже написал, что эту декларацию стоило подписать хотя бы из-за того, что там есть абзац, который гласит, что с подписанием этой декларации Советский Союз больше не существует".
В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса.
В июле 2006 на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества: согласованная миграционная политика, взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью. Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией см. Российско-грузинский шпионский скандал 2006.
Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными. Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении государств СНГ и вообще постсоветских государств стала «формировать» российская газовая монополия « Газпром ». Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания государств СНГ в зависимости от их политики в отношении России: В июле 2005 было объявлено о постепенном увеличении цен на газ для прибалтийских государств до общеевропейского уровня — 120—125 долл.
В 2005 году цена 1 тыс. На 2007 год «Газпром» предлагает газ Грузии уже по 235 долл. В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Армении до 110 долл.
Руководство Армении — стратегического союзника в России в Закавказье — высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене.
Совет министров обороны СНГ постоянно выступает с новыми предложениями по обеспечению безопасности государств Содружества. В их числе — Соглашение об организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств — участников СНГ при получении информации о захвате угоне воздушного судна и проведение тренировок по действиям дежурных по ПВО сил ГУ СНГ в таких ситуациях, сотрудничество в расследовании авиационных происшествий с государственными воздушными судами в рамках противодействия угрозе воздушного терроризма. По военным аспектам борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма Секретариат СМО СНГ взаимодействует с различными межгосударственными органами и региональными организациями. Например, с Антитеррористическим центром СНГ, Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ, Объединенным штабом Организации Договора о коллективной безопасности. В рамках координации усилий по противодействию международному терроризму представители Секретариата СМО СНГ регулярно участвуют в сборах руководящего состава антитеррористических подразделений стран Содружества, совместных оперативно-стратегических командно-штабных учениях. Несмотря на трудности и особенности миротворческих операций на территории СНГ сделано главное: удалось погасить вооруженные конфликты и создать предпосылки для поиска путей политического урегулирования.
Несомненным достижением в области военного взаимодействия стала разработка органами Совета министров обороны методологии миротворческой деятельности, которая реализована на практике в ходе операций по поддержанию мира в Таджикистане и Абхазии. В рамках этой работы с 1999 года стал традиционным Московский международный фестиваль армейской песни «Виват, Победа! С 2009 года проводится Международный конкурс военно-профессионального мастерства военнослужащих дружественных армий «Воин Содружества». Ежегодно проводятся смотры военных оркестров и рот почетного караула. Традицией стало и проведение чемпионатов в рамках спартакиад дружественных армий по военно-прикладным видам спорта. Как правило, в каждой из них участвуют более 300 спортсменов, разыгрывается более 100 наград. В соответствии с Планом основных мероприятий по подготовке и празднованию 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 14 февраля 2014 года, СМО СНГ и его рабочими органами проведена Спартакиада дружественных армий государств — участников СНГ в форме I Военно-спортивных игр государств — участников СНГ в период с 14 по 20 июля 2015 года, г.
Москва; VI Международный конкурс военно-профессионального мастерства военнослужащих дружественных армий «Воин Содружества» в период с 16 по 23 августа 2015 года на базе Министерства обороны Республики Казахстан; II Международный конкурс на лучшее журналистское произведение в период с апреля по ноябрь 2015 года; Международная научная конференция «Великая Победа: связь времен и поколений» на базе Военного университета Министерства обороны Российской Федерации 23 апреля 2015 года в г. Москве; Международный молодежный образовательный сбор военно-спортивных организаций и кадетских корпусов «Союз — Наследники Победы» август 2015 года, Республика Армения ; Международная олимпиада курсантов образовательных организаций высшего образования по военной истории под девизом «Помним все! Великая победа — одна на всех, одна для всех» в период с 16 по 20 марта 2015 года на базе Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации». В ней используются разнообразные формы совместной работы специалистов — координационные совещания, научно-практические конференции, семинары, «круглые столы» и другие. Первое совещание представителей военной медицины стран СНГ состоялось в г. Светлогорске Калининградской области в 2009 году. Тогда, по сути, было положено начало конструктивному сотрудничеству, соответствующему общим, региональным интересам и национальным приоритетам медицинских служб вооруженных сил государств — участников СНГ.
Следует отметить, что в настоящее время далеко не все страны СНГ, в частности, по причине финансовых трудностей, могут позволить себе членство в Международном комитете военной медицины, который был создан в 1921 году в Бельгии с целью укрепления международных связей и сотрудничества военных медиков в духе Женевских Конвенций, а также — обеспечения обмена научной информацией по военной медицине.
Это означал раскол по этническому признаку. Я сказал, что так нельзя, что мы много лет жили по-другому принципу, были единым государством, единым народом. И если мы так сделаем, это чревато столкновениями и непониманием, а может быть и военными столкновениями. Я предложил быть более разумными», — рассказал Нурсултан Назарбаев в документальном фильме «Штрихи к портрету» на телеканале «Хабар». Назарбаев отметил, что пока шел переговорный процесс, несколько раз позвонил Борис Ельцин. В итоге решили обсудить этот вопрос 21 декабря в Алматы. Предыстория была такая.
EREPORT.RU
Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей. Если сначала СНГ считали новым шансом для взаимной экономической интеграции, то сейчас большая часть отношений между странами переходит в другие интеграционные объединения. Первым и главным из них остается Евразийский экономический союз ЕАЭС , который прошел долгий путь от Таможенного союза и Единого экономического пространства до полноценного объединения. Начинался он как объединение России, Белоруссии и Казахстана, но сейчас в состав ЕАЭС входят также Киргизия и Армения, а Таджикистан и Узбекистан уже несколько лет периодически говорят о вступлении в союз. Суть ЕАЭС в том, что в рамках союза обеспечиваются «четыре свободы» — это свобода для перемещения: товаров; капитала; рабочей силы. В основном это сводится к тому, что граждане других стран ЕАЭС могут работать в России без оформления патентов и без ограничений передвигаться между странами. Впоследствии он трансформировался в Евразийское экономическое сообщество, существовавшее с 2001 по 2014 год, а оно в свою очередь стало организацией-предшественником Евразийского экономического союза. По данным Евразийской экономической комиссии, в апреле текущего года объём взаимной торговли Евразийского экономического союза 2020 года составил 3 миллиарда 183 миллионов долларов.
Россия является самым важным экономическим звеном в СНГ, от неё зависит интеграция союзных государств в мировое экономическое сообщество. Главенствующая роль нашей страны в объединении является предпосылкой к проблемам внутри СНГ, связанным с тем, что многие участницы союза являются должниками России. Так, по данным Министерства финансов, на 1 мая 2019 года суммарная задолженность представителей СНГ перед Москвой составила 15,8 миллиардов долларов. Список заёмщиков возглавляет Беларусь, займы которой на 1 июня 2019 года равнялись 7,55 миллиардов долларов. На втором месте Украина с долгом в 3,7 миллиардов долларов. Из-за столь значительных займов ближайших соседей Российская Федерация вынуждена пересматривать логистику поставок сырья и других товаров в европейские страны. Существуют и трудности совместного выхода представителей СНГ на внешние рынки, связанные с тем, что экономические процессы в странах постсоветского пространства идут неравномерно.
Каждая из них сейчас действует в соответствии с собственной нормативно-правовой базой. В целом, на мировом рынке страны СНГ выступают самостоятельно, а для зарубежных контрагентов приоритетной остаётся внешнеэкономическая политика Российской Федерации. Олег Богданов, ведущий аналитик QBF. Правда, большинство аналитиков считают, что без транзитной роли Украины ЕАЭС теряет значительную часть своего потенциала. Например, с 1998 года между Россией и Белоруссией действует «Договор о создании Союзного государства». Это государство — достаточно условное, хотя в перспективе оно может иметь единые налоговые и валютные системы. Между РФ и РБ ограничения для людей, товаров и капитала минимальны — хотя до полной интеграции еще далеко а в 2019-2020 годах отношения ухудшились.
Сейчас все 4 страны объединяют проблемы в экономике и наличие территориальных конфликтов, а власти Украины всерьез намерены дать новую жизнь этому союзу в противовес России и ЕАЭС. Так какую же роль СНГ играет сейчас? Дискуссии о реальном значении СНГ для входящих в него стран продолжаются — кто-то считает этот формат полностью исчерпанным и неспособным решать серьезные конфликты, а кто-то напоминает о все еще действующих многочисленных соглашениях. Среди соглашений, например, есть важный документ для пенсионеров — принципы начисления и выплаты пенсий, если пенсионер имеет стаж в двух или более странах СНГ. Правда, эти соглашения фактически работают отдельно от самого СНГ, а некоторые из них уже были разорваны.
На заседании Совета глав государств СНГ, которое состоялось 14 октября 2022 г. Астане, было принято Решение о международной организации по поддержке и продвижению русского языка, утверждена Концепция создания под эгидой СНГ международной организации по поддержке и продвижению русского языка. Подписаны Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в противодействии коррупции и об образовании Консультативного совета руководителей избирательных органов государств — участников СНГ. Приняты Заявления о сотрудничестве в климатической сфере и о развитии сотрудничества в сфере культуры, а также о решение о переименовании с 1 января 2023 г. Совместно со странами-партнерами по Содружеству в течение 2022 года подписан широкий перечень важных документов в экономической, гуманитарной, научной и социальной областях, среди которых Концепция научно-технического и технологического сотрудничества и План мероприятий по ее реализации, Концепция цифровой трансформации отраслей химического комплекса, Соглашение о сотрудничестве по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера, Соглашение об обмене биологическим материалом. Одобрен в целом проект Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций, который будет представлен для рассмотрения на очередное заседание глав правительств. Основой для работы по определению перечня приоритетных промышленных кооперационных направлений станут Концепция развития промышленной кооперации и Комплекс мер по развитию промкооперации до 2030 года. По инициативе Республики Беларусь в 2022 году создана Рабочая группа для мониторинга экономической ситуации в государствах Содружества.
Реакция руководителей СССР События декабря 1991 года это финальная точка развала страны, но события, приведшие к этому, развивались задолго до этой даты. Поэтому и противостояние между лидерами союзных республик и руководителями СССР продолжался не первый год. Предвидя возможные события, еще в декабре 1990 года в Москве было принято сразу 3 очень важных исторических документа, которые сегодня мало где фигурируют, либо их значимость сильно принижена: Сохранение СССР как единой формы объединения суверенных республик. Сохранение названия государства. По действующему законодательству этот референдум был однозначно принят и его результаты могли быть отменены только проведением другого референдума. Поэтому из трех стран, подписавших Беловежские соглашения, только Украина сохранила иллюзию правового поля, проведя 1 декабря 1991 года Всеукраинский референдум за независимость. Можно ли было выйти из СССР законно? Сегодня СССР либо демонизируют, либо идеализируют. Реально же это было обычное государство со своей правовой системой, которая в частности позволяла любому государству, находящемуся в Союзе, покинуть его. Закреплена такая возможность была в статьей 72 Конституции. Дополнена эта статья была законом, который расписывал порядок действий для легитимного выхода. Любая агитация запрещена. Проведение референдума это внутренний вопрос республики, в который никто не может вмешиваться. Результаты референдума передаются на рассмотрение ВС СССР, у которого есть 1 месяц на подготовку необходимых документов. Создается переходный период с переходными положениями. Срок этого периода не может превышать 5 лет. За это время урегулируются все спорные вопросы между сторонами. Поэтому важно отметить, что существовали правовые нормы, по которым любой член Союза мог выйти из него. Достаточно сказать, что этими правовыми нормами воспользовались прибалтийские страны, которые показали, как законным путем республика может выйти из состава СССР. Насколько законными были Беловежские соглашения? Вопрос законности беловежских соглашений всегда будет дискуссионным. Можно найти сотни аргументов «за» и «против». Мы этим заниматься не будем, а приведем только официальную позицию РФ, которая была озвучена специальной комиссией при Государственной Думе. Официальное ее заключение по событиям декабря 1991 года следующее: Руководитель РСФСР значительно превысил свои полномочия при подписании беловежских соглашений. В частности была грубо нарушена Конституция в пунктах 74, 75 и 76. Также был проигнорирован и нарушен закон от 3 апреля 1990 года… Все произошедшее является тяжким преступлением, которое по действующей Конституции РФ является уголовно наказуемым деянием и трактуется как измена Родине. Выдержка из решения ГД РФ Таким образом, вопрос о легитимности беловежских соглашений и в 90-е и сегодня может трактоваться однозначно - юридический базы для роспуска СССР не существовало.
Совет министров иностранных дел СМИД является основным исполнительным органом, обеспечивающим сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств-участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества. Экономический совет — основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Советов глав государств и глав правительств Содружества о формировании и функционировании зоны свободной торговли и по другим вопросам социально-экономического сотрудничества. Экономический совет состоит из заместителей глав правительств государств — участников СНГ. При Экономическом совете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам территориально расположена в здании московского отделения Исполкома СНГ. Комиссия состоит из полномочных представителей от всех государств — участников Содружества, кроме Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана. Она обеспечивает всестороннюю проработку и рассмотрение проектов документов, подготавливаемых Исполкомом СНГ и отраслевыми органами социально-экономической направленности, а также согласование позиций государств. Совет министров обороны СМО является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества. Совет командующих Пограничными войсками СКПВ является органом Совета глав государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и обеспечения стабильного положения на них. Межпарламентская Ассамблея МПА проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. Экономический Суд СНГ создан в целях обеспечения обязательств, вытекающих из заключенных между государствами СНГ экономических соглашений и договоров, путем разрешения споров, возникающих в процессе экономических отношений. Образуется из равного числа судей от каждого государства-участника Соглашения об Экономсуде СНГ изначально — 8, в настоящее время — 5, по одному судье от Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.
Страны СНГ
Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было подписано главами РСФСР, Белоруссии и Украины — Борисом Ельциным, Станиславом Шушкевичем и Леонидом Кравчуком — 8 декабря 1991 года. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации. Характеристики Содружества Независимых Государств. Страны-участники СНГ (10 государств в 2023): как расшифровывается название, кто в составе, на карте.
СССР прекратил существование, 11 республик вступают в СНГ
Возникновение СНГ: расшифровка аббревиатуры и список входящих стран | Характеристики Содружества Независимых Государств. Страны-участники СНГ (10 государств в 2023): как расшифровывается название, кто в составе, на карте. |
История : Министерство обороны Российской Федерации | Содружество независимых государств (или СНГ) – это созданная в декабре 1991 года международная организация, которая состоит из государств, ранее входивших в состав СССР (не всех). |
Как появилось СНГ | В конечном итоге СНГ стало восприниматься на постсоветском пространстве как нечто вроде Британского содружества по-русски – сфера мягкого влияния. |
Подписано соглашение о распаде СССР и создании СНГ | Содружество Независимых Государств (СНГ). |
30 лет СНГ: как был подписан исторический документ о создании Содружества Независимых Государств | Содружество Независимых Государств (СНГ) было образовано 8 декабря 1991 года лидерами Белоруссии, России и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. |
Страны СНГ
В декабре 2005 года «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. В декабре 2005 года разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Белоруссия в этом отношении, можно считать, занимает привилегированное положение. Сразу же после президентских выборов в Белоруссии вновь объявил о намерении повысить цену на газ. После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов — низких цен на газ и нефть.
Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы Туркмения, Казахстан, Узбекистан , либо транзитных стран Украина, Белоруссия. Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром».
В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов.
Вроде бы как пытается сопротивляться, говорить, что уйдёт по примеру Грузии. Но тем не менее вопрос о выходе Украины из СНГ в ближайшее время рассматриваться не будет.
Здесь такая процедура не проходила, и я знаю, что в ближайшее время этот вопрос не рассматривается, — пояснил помощник президента. Эксперты подмечают: площадка СНГ — самая широкая по составу участников. В её рамках выполнялись некие миротворческие функции, которые не могли выполняться в других форматах.
Пока не так очевидно, что Украина заинтересована в СНГ больше, чем само Содружество в бывшем советском друге. Ведь помимо России там ещё девять стран, с которыми у Украины безвизовый режим и ряд массовых договорённостей. Клубу бывших советских республик приказали жить В вечных спорах было решено: СНГ надо переформатировать: снизить расходы, убрать лишние протокольные элементы, модернизировать рабочие механизмы.
И только тогда Содружество останется прогрессивным "титаном" на международной арене. Впервые мысль о том, что СНГ надо встряхнуть, прозвучала в апреле этого года от представителя Казахстана. Всё-таки организация должна быть менее "совковской", громадной и более эффективной.
Другие дипломаты спорить с казахами не стали. Особенно Россия: в преддверии председательства для нашей страны это вообще актуально. В 2016 году бюджет организации было решено не индексировать по экономическим причинам.
Единый бюджет органов СНГ на 2016 год утверждён в объёме 954,2 миллиона российских рублей. Как ожидается, в 2017 году он также останется в прежних размерах — около 800 миллионов рублей. Кстати, на саммите, который проходил в Бишкеке, присутствовали практически все президенты стран-участниц и даже посол Украины.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин говорит, раз такие занятые люди приезжают, выкраивают время, чтобы встретиться — значит, это кому-то нужно. В рамках СНГ идёт координация проблем по борьбе с терроризмом и наркотрафиком. Если кто-то хочет большего, присоединяется к ОДКБ.
Поэтому все разговоры, что СНГ умирает, идут уже 15 лет.
Экономический Суд СНГ создан в целях обеспечения обязательств, вытекающих из заключенных между государствами СНГ экономических соглашений и договоров, путем разрешения споров, возникающих в процессе экономических отношений. Образуется из равного числа судей от каждого государства-участника Соглашения об Экономсуде СНГ изначально — 8, в настоящее время — 5, по одному судье от Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Совет постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах СНГ является постоянно действующим органом СНГ. В Совете работают представители всех одиннадцати государств-участников Содружества.
Наряду с вышеуказанными органами СНГ создано более 70 органов отраслевого сотрудничества. Они координируют совместные усилия государств — участников в важнейших отраслях экономики и социального развития, вопросах гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других сферах жизнедеятельности государств — участников СНГ. Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества определен Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в Минске и отделением Исполкома в Москве. На саммите СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года были одобрены Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации подписали все государства-участники, кроме Грузии и Туркменистана. С принятием этих документов Содружество получило вектор эволюции, подкрепленный договоренностями о конкретных практических делах.
В ходе неформальных встреч глав государств СНГ 22 февраля 2008 года в Москве и 6 июня 2008 года в Санкт-Петербурге были обозначены ключевые вопросы, требующие общих и слаженных действий в рамках Содружества по следующим направлениям: энергетическое сотрудничество, в т. Государства-участники Содружества активно работают над выполнением Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ.
Евразийский союз государств, наиболее подготовленных к углублению сотрудничества, должен был, в отличие от СНГ, иметь более чёткую и развёрнутую институциональную структуру и обладать достаточным объемом регулятивных полномочий в ключевых секторах экономики, в политической, оборонной, правовой, экологической, культурной, образовательной сферах.
Чтобы по достоинству оценить всю революционность евразийской инициативы президента Казахстана, на нее стоит взглянуть с позиций тех дней. Это было бурное время. С момента распада Советского Союза не прошло и трех лет, постсоветские республики были охвачены эйфорией «парада суверенитетов».
Призыв к объединению на евразийских началах прозвучал на пике дезинтеграции, на этапе сумбурного, полного противоречий поиска новыми независимыми государствами своих стратегий развития. В тот момент были забыты даже декларации Беловежских соглашений о сохранении общего экономического и оборонного пространства. Постсоветские политики на том этапе не были готовы к восприятию назарбаевской идеи «нового единства».
Его Евразийский проект был уважительно «принят к сведению» главами государств СНГ, но тогда, в 1994 году, поддержки не получил.