В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Техника пустого стула – это известный и эффективный метод, используемый в психологической практике для работы с клиентом. Техника Пустой стул и как ее используют эмотологи в эмотологии, основные преимущества и недостатки применения техники Пустой стул и ограничения. Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей).
Культурное значение пустого стула
- Пустое кресло: методика гештальт-терапии
- Что такое гештальт и зачем его закрывать | РБК Тренды
- Метод песочницы
- Пустое кресло: методика гештальт-терапии
- Классический эксперимент Зейгарник
- Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул).
Гештальттерапия
Техника "Пустого стула" поможет вам прояснить, исследовать и понять любую проблему психологического порядка, потихоньку подбираясь к её решению, получая возможность её закрыть, завершив незавершённый гештальт. Техника «пустой стул» ф. перлза в психологии и её особенности. В связи с тем, что техника пустого стула работает, я ее использую.
Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул»
Превратите свои вопросы в утверждения Гештальт-техники для поощрения личностного роста Техники гештальт-психотерапии в основном вращаются вокруг того, что Фриц Перлз называл «правилами и играми». Эти стратегии динамичные, очень оригинальные и разнообразные по сути, и пытаются сделать нас более осведомленными об окружающем мире, чтобы преодолеть сопротивление и способствовать нашему росту. Рассмотрим несколько примеров… 1. Нерешенные вопросы Нерешенные проблемы относятся к прошлым событиям, которые влияют на наше настоящее.
Это неуправляемые эмоции, заблокированные чувства, личные связи, мешающие нам жить полноценной жизнью сейчас. Согласно Гештальту, у всех нас есть нерешенные проблемы с друзьями , родственниками, бывшими и любимыми, которые скончались. Мы не должны их избегать.
Вместо этого должны суметь пролить свет на эти эмоции, чтобы перестать цепляться за страдание, потерю или даже негодование. Для этого мы можем провести симуляцию — мысленный процесс воссоединения, конфронтации и прощания. Мы можем мысленно вызвать человека и выразить то, что нам нужно сказать.
Для этого раскроем боль, выпустим нашу печаль, вину или горечь. Как только мы их разоблачим и узнаем, сможем отпустить. Затем закроем круг и двинемся вперед.
Техника диалога: пустой стул Многие знакомы с этим психологическим приемом. Это хорошо известная и полезная техника очень хорошо представляет суть гештальта. Иногда используется как способ встретить воображаемые проекции других людей.
Цель состоит в том, чтобы запустить процесс скорби и разрешить снова пережить травму. Однако, для личностного роста у этого приема есть другая цель: начать внутренний диалог, в котором мы разыгрываем «наши противоположности».
Это мощный символ, говорящий о непреходящей потребности человека чтить и помнить тех, кто был до нас. Пустое кресло в религиозных и духовных практиках В различных религиозных и духовных традициях пустой стул можно рассматривать как мощный символ отсутствия и присутствия, открытости и возможности, потери и надежды. Давайте рассмотрим, как этот символ используется в различных религиях и духовных практиках. Число 7 и пустой стул в христианстве Семь значительное число в христианстве, представляющее завершение и совершенство. Пустой стул может символизировать отсутствие Христа или усопшего любимого человека, который ушел на небеса, но чей дух продолжает присутствовать.
Во время Страстной недели некоторые церкви могут оставить пустой стул, чтобы представить Иуду Искариота, который предал Иисуса и рано ушел от Тайной вечери, символизируя сокрушенность человечества. Пустой стул также можно использовать в свадьбы, чтобы символизировать присутствие Бога как свидетеля завета, заключенного между женихом и невестой. Некоторые церкви могут установить пустой стул, чтобы представить маргинализированных или угнетенных, призывая всех открыть свои сердца и умы для нужды других. Пустой стул также может быть сильным напоминанием о пустой гробнице, представляя надежду и обещание воскресения. Наконец, пустой стул может символизировать тайну Троицы, представляя открытое пространство для дыхания и движения Святого Духа в нашей жизни. Символизм пустого стула в искусстве и скульптуре На протяжении всей истории пустой стул был мощным символом в искусстве и скульптуре. Пустой стул использовался в различных значениях — от потери до авторитета.
Число 8 В китайской культуре число 8 считается счастливым. Слово «восемь» на китайском языке звучит аналогично слову «процветание» или «богатство». Эта ассоциация с процветанием и богатством привела к использованию числа 8 в искусстве и скульптуре с изображением пустого стула. В Запретном городе группа из восьми стульев расставлена по определенному образцу. В современном китайском искусстве восемь пустых стульев могут использоваться для обозначения текущего политического климата и отсутствия определенных лидеров. В фэн-шуй восемь пустых стульев стулья можно использовать для усиления энергии пространства и приносить процветание и удачу тем, кто живет или работает в этом районе. Такое использование числа 8 и пустого стула символизирует не только удача и процветание, но также власть и сила.
Пустой стул в движениях за права человека и социальную справедливость Пустой стул стал символическим представлением отсутствие или замалчивание голосов в движениях за права человека и социальную справедливость. Вот несколько примеров: Резня на площади Тяньаньмэнь. Во время продемократических протестов в Китае в 1989 году перед Национальным монументом поставили пустой стул, символизирующий отсутствие студентов, которые были убиты или заключены в тюрьму. Боснийская война: в Международном уголовном трибунале по бывшей Югославии пустой стул использовался как символ отсутствия обвиняли военных преступников, которые все еще находились на свободе. Права женщин: В 2008 году Amnesty International запустила кампанию «Голоса безмолвных» с пустыми стульями, чтобы представлять женщин, которые были наказаны или преследуемы. Эти и многие другие примеры демонстрируют мощное послание, которое пустой стул может передать в борьбе за справедливость и равенство. Кроме того , пустой стул также использовался как напоминание об отсутствии отдельных лиц или групп, которые недостаточно представлены или исключены из важных обсуждений или решений.
Например, на рабочем месте или в политике пустой стул может представляют потребность в разнообразии и инклюзивности и призывают к тому, чтобы эти голоса были услышаны и оценены.
Пациент начинает изучать собственную реакцию на неожиданную для него ситуацию, новые ограничения или возможности. Как результат - человек понимает, что может сохранить собственную личность, одновременно поддерживая интимный контакт с другими людьми. Утраченная им свобода, чтобы выйти из порочного круга или сценария, вновь возвращается.
Полученный опыт может встраиваться индивидом в свою жизнь. Основной целью гештальт-подхода в психологии является возвращение человеку собственных границ, свободы действия и обращения с жизнью. Клиент в терапевтическом процессе - равноправный участник и творец, а не объект анализа. Именно он знает, где находится выход из сложившейся ситуации.
Киты гештальт-терапии Психоанализ такого типа строится на нескольких китах: Осознавание. Переживание самого себя, чувственный опыт, получаемый в результате контакта. Один из моментов, когда у человека имеется внутреннее знание того, кто он такой и что с ним происходит. В определенный момент времени осознавание, воспринимаемое как инсайт, становится непрерывным.
Оно влечет за собой ответственность как понимание того, что человек сам выбирает свой образ жизни. Изначально это вызывает сопротивление, поскольку лишает выгоды от психологической игры и демонстрирует всю изнанку страданий и подвигов. Вознаграждением после встречи с собственной "тенью" в результате сеанса терапии является понимание того, что власть над жизнью и отношениями с другими людьми принадлежит только нам. Принцип реальности.
Его принятие крайне трудно, в отличие от объяснения. Определенная реальность складывается на основе ощущений, однако одновременно с ней формируется мнение человека о ней и ее интерпретация. Подобные реакции более разнообразны, чем факты, и в большинстве случаев оказываются сильнее ощущений. В разговорах о том, что это такое, гештальт-терапию часто именуют терапией очевидным: специалист при формировании суждений опирается на то, что слышит и видит, а не на собственные обобщения и мысли клиента.
Терапевт старается избегать интерпретаций и оценок, но задает пациенту вопросы "как? Многолетняя практика применения гештальтов в психотерапии показала, что человеку для понимания ситуации достаточно сосредоточить внимание на процессе, а не на его содержании. Встреча с реальностью лишает индивида всех иллюзий, на что он реагирует сопротивлением. Некоторые участники групп признают, что такой опыт был правдой, но вероломной для них.
Реальность зачастую вынуждает признать действительность и полностью изменить свою жизнь, что пугает. Здесь и сейчас. Все мы живем настоящим. Прошлое уже закончилось, будущее еще не наступило.
Изменение возможно только здесь и сейчас, как и любые другие действия. Данный принцип гештальт-терапии не подразумевает под собой отрицания прошлого: накопленный клиентом опыт остается с ним и определяет его поведение и реакции в конкретный момент времени, в том числе и на сеансе психотерапии.
И даже прошлые события подаются на сеансе гештальт-терапии с точки зрения настоящего. Пациент осознанно погружает себя в ситуацию, которая волнует его много лет, и пытается справиться с ней таким способом, как если бы она происходила в настоящем. В процессе терапии человек должен осознать, что все действия, совершаемые им в настоящем, могут привести к той или иной проблеме, поэтому он должен быть не только осознанным, но и научиться переживать свои реальные эмоции, не скрываясь, не задвигая их в дальний «угол» своего сознания. Одна из основных задач гештальт-терапии — научиться присваивать себе собственный опыт. Иными словами, доводить контакт с миром до полного завершения, не откладывая свои побуждения на потом.
Такое контактирование с окружающим миром гештальт-терапевты называют «цикл-контактом». Каждый цикл-контакт состоит из шести этапов: возникновение желания, его осознавание, выделение энергии для его реализации, действие, непосредственно сам контакт и последующие отступление, сопровождаемое чувством глубокой удовлетворенности. Остановка этого цикла на начальных этапах порождает проблему. Например, человек не может решиться на важный разговор, и это стремление превращается в проблему. Три вышеперечисленных аспекта направлены на воссоздание целостного образа человека, достижение им гармонии в пяти основных сферах: эмоциональной, физической, рациональной сфере мышления и творчества , социальной и духовной. Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы — стулья, игрушки и т. Техника «Горячий стул» В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника монодрама , разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» иногда её называют «Пустой стул».
На середину комнаты, друг напротив друга, ставятся два стула.
Гештальт-терапия: описание, методы, техники
Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. Техника «пустого стула» используется для того, чтобы помочь клиентам осознавать и решать внутренние конфликты, а также улучшать понимание и разрешение межличностных проблем. Техника пустой стул в психологии | 7 способов закрыть гештальт. Напротив сидящего на «горячем стуле» человека ставится пустой стул. Техника «Пустой стул». Та же самая техника, но при ней проговаривать все свои переживания придется вслух, не в письменном виде. одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте.
КРУТАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 9. ПУСТОЙ СТУЛ
КРУТАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 9. ПУСТОЙ СТУЛ | Техника гештальт-терапии "Пустой стул". Мы, команда психологов Клиники Роса с бережностью готовы поставить перед вами ваш "пустой стул" и предоставить вам "билет" на воздушный шар с гордым названием "Образ жизни". |
Психологическая интервенция | Блог 4brain | Техника пустого стула, или «горячего», по выражению Фрица Перлза, основателя психотерапии Гештальт — это одна из интервенционных техник, которую можно использовать в отношениях между психотерапевто. |
Полезные гештальт-упражнения / Встреча 5 / Задание 5 / Техника "Пустого стула" | Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое». |
Что такое гештальт и зачем его закрывать
С помощью этого упражнения можно проговорить и прожить эмоции в моменте, «здесь и сейчас». Поэтому обычно терапевт контролирует её использование, особенно в первые разы: направляет человека, помогает ему задавать нужные вопросы, чтобы прийти к пониманию корней конкретной эмоции или конфликта. В чём заключается это упражнение? Это упражнение предполагает, что человек разговаривает с воображаемым собеседником, который сидит на пустом стуле, расположенным напротив него иногда стул ставится по диагонали — на случай, если человек не готов напрямую взаимодействовать со своим страхом. Во время этого упражнения говорящий должен высказать все мысли и чувства, которые вызывает этот воображаемый собеседник. В качестве воображаемого собеседника может выступать другой человек, ситуация, цель. Иногда практикуется диалог с самим собой: пациент задаёт вопросы, на которые он должен себе ответить. В таком случае это выглядит так, словно отвечает другая часть собственной личности — это снимает внутренние конфликты, например, вечное противостояние того, что «нужно» и того, что «хочется». Если разобраться в этих двух аспектах, строить цели и нащупывать дорогу дальше станет проще. Цель этого упражнения — помочь человеку исследовать свои мысли, эмоции и отношения через визуализацию и диалог.
Важно, чтобы не было сплошного потока обвинения: катарсис не наступит, если просто накричать на воображаемого друга. После бурного проявления эмоций всегда нужно задумываться, откуда они взялись. Присутствующий рядом терапевт как раз нужен для того, чтобы подтолкнуть в сторону этого размышления и поиска источника внутреннего конфликта, связанного с проецируемым человеком или ситуацией.
Я люблю свою работу. Я чувствую себя умной, эрудированной. Мне приятно, что я могу заинтересовать людей. Клиентка на правом стуле, обращаясь к противоположной части. Какая из тебя эрудитка?
Что ты вообще можешь? Говорить все умеют!
Книга знакомит клиницистов с основными методами диалога и помогает организовывать терапевтические противостояния и инсценировки. Книга рассчитана на психологов, психотерапевтов, профессиональных консультантов, а также на широкий круг читателей, интересующихся современными направлениями психологии.
Так снимаются внутренние противоречия, решаются конфликты. Пример работы в технике Маша, 32 года, менеджер.
Рассталась с мужем из-за его измены. До сих пор переживает, не может ему простить. На сеансе с психологом Маша села напротив пустого стула. Представила там сидящим бывшего мужа Ивана. Я так и не смогла тебя простить за то, что ты мне изменил. Мне было так плохо и больно!
Как ты мог так со мной поступить после 7 лет брака?! Маша говорила громко, с жаром, не стесняясь в выражениях. Когда эмоции поутихли, психолог предложил ей сменить позицию. Маша пересела на "пустой стул" и как бы от лица Ивана ответила себе: - Прости меня, пожалуйста, я сам не понимаю, что на меня тогда нашло... Между нами все было замечательно, ты - самая лучшая из всех женщин, которых я знал. Это случилось как-то спонтанно, я не хотел тебя обидеть и предать...
После такого диалога Маша почувствовала облегчение и смогла примириться с ситуацией, простить бывшего. Гештальт закрылся. Для закрытия гештальта важно: выплеснуть эмоции увидеть ситуацию с разных сторон В другой раз Маша использовала методику пустой стул перед сложным разговором с начальником.
Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул»
Техника «Пустой стул» помогает избавиться от лишних переживаний и волнения. Техника пустого стула является мощным инструментом в психологической практике, который может быть применен в различных ситуациях. Техника пустого стула направлена на то, чтобы стать инструментом, с помощью которого человек может выполнить серию ролей для проецирования и достижения катарсического эффекта. он для значимого другого, который может тот стул занять.
Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами
А также обнаружить неэффективные модели поведения, например, игры, в которые обычно играет человек. При помощи ТА можно переписать несчастливый сценарий и изменить решение, лежащее в его основе. Транзактный анализ используют в психологическом консультировании и психотерапии. Психолог может проводить индивидуальные, групповые и семейные консультации. Кроме того, метод подходит и для тренингов в компаниях, так как частая причина рабочих конфликтов — несовпадение транзакций. Например, начальник относится к подчиненным как критикующий родитель, поэтому они ведут себя как бунтующие дети: срывают дедлайны, опаздывают, плохо выполняют задачи. Этапы терапии в транзактном анализе Работа в транзактном анализе проходит по классическому алгоритму: Знакомство с клиентом.
На этом этапе специалист обязательно определяет, какое эго-состояние человека ведущее. Прояснение запроса. Выполнение контракта. Подведение итогов. В процессе работы, с помощью вопросов консультирования, методов транзактного анализа и техник из других подходов психолог помогает клиенту увидеть корень проблемы, вывести бессознательные процессы на уровень сознательного и трансформировать их в желаемые и эффективные модели мышления и поведения. Важная часть терапии в транзактном анализе, ее основа — это контракт.
Заключить соглашение можно в начале или середине работы. В нем оговариваются цели и направления работы, методы терапии. Контрактов может быть несколько, они могут быть устными и письменными. Например, часто аналитики обращаются к таким видам: контракт на диагностику, антисуицидальный контракт, контракт на изменения. Работа методами транзактного анализа может быть краткосрочной — в среднем 6—20 сессий, средней продолжительности — от 21 до 50 и долгосрочной — от 50 сессий. В последнем случае обычно речь идет о переписывании сценариев и комплексном изменении жизни, а не решении отдельного запроса.
Примеры техник транзактного анализа в психологическом консультировании и психотерапии В психотерапии часто используют регрессивные техники для экологичного перепроживания детского опыта. Психолог помогает клиенту не просто погрузиться в эго-состояние Ребенка, но и прожить здесь и сейчас какую-то ситуацию из прошлого. Этот метод подходит для проработки психотравм. Техника «Пустой стул» Это пример регрессивной техники. Психолог предлагает клиенту сесть на стул, а напротив себя на пустом стуле представить человека, с которым связан неприятный опыт.
Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан. Этот человек может быть живым или мертвым, кем-то еще, чьим-то "я" или частью этого "я". В этой технике протагонист разговаривает с воображаемым кем-то или чем-то в форме монолога или обмена ролями. Протагонист все время меняется ролями и местами с отсутствующим кем-то или чем-то. Этот "двухрельсовый монолог" поддерживает ход действия.
Важно, чтобы впоследствии пустой стул был занят конкретным человеком, вспомогательным лицом, с кем бы протагонист мог общаться, как будто воображаемый "кто-то" действительно был здесь. В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул.
Этот метод активизирует ваши внутренние ресурсы, помогает вам осознать свой потенциал, ограничения. Эта техника способствует расширению сознания, восприятия себя и мира. Вы учитесь видеть ситуацию с разных точек зрения, слышать и слушать себя и других, беседовать и молчать, действовать и отпускать. Упражнение основано на нескольких важных принципах, таких как: Принцип здесь и сейчас. Вы фокусируетесь на том, что происходит с вами в данный момент, на своих ощущениях, эмоциях, страхах, поведении. Вы не уходите в прошлое или будущее, не анализируете, не интерпретируете, а просто наблюдаете и описываете свой опыт.
Принцип ответственности. Вы берете на себя ответственность за вашу жизнь, выбор, действия. Вы не вините других, не ждете и не требуете ничего от них, независимы от них и не подчиняетесь им. Вы признаете свою свободу и ответственность. Принцип контакта. Вы устанавливаете контакт с собой и с окружающим миром, с разными частями своей личности и с другими людьми. Вы выражаете свои потребности, желания, чувства, эмоции и мысли, учитываете потребности, желания, чувства, эмоции и мысли других. Вы стремитесь к гармонии, сотрудничеству, взаимопониманию.
Принцип эксперимента. Вы экспериментируете с разными способами быть, думать, чувствовать, реагировать. Вы пробуете новые роли, варианты. Вы открываетесь для нового опыта, знаний, изменений. Как ее применять? Методика «Пустого стула» применяется как в индивидуальной, так и в групповой или семейной терапии. В индивидуальной терапии клиент работает под руководством и с помощью психотерапевта. В процессе психотерапевт помогает ему выбрать тему, задать важные вопросы, поддерживать разговор, давать обратную связь.
В групповой терапии клиент также работает с пустым стулом, но уже самостоятельно, в присутствии других участников, которые могут выступать в роли свидетелей или группы поддержки, которая помогает и подбадривает. Для того, чтобы использовать этот прием, нужно выполнить важные шаги по следующей инструкции: Выбрать тему. Это может быть любая тема, которая вызывает у вас интерес, волнение, затруднение, конфликт. Например, можно выбрать тему самооценки, прощения, отношения к родителям, выбора профессии, страха смерти, отношения к партнеру или друзьям и т. Выбрать собеседника. Это может быть любая часть личности, любой человек или понятие, с которым вы хотите поговорить.
В роли того или иного собеседника могут выступать близкие пациенту люди, например, его отец. После этого он пересаживается на второй стул и дает на него ответ от имени своего отца. Таким простым способом можно выявить причины многих внутренних проблем и даже разрешить их. В коллективном варианте, в качестве «горячего стула» выступает место участника, на котором фокусируется внимание всей группы. Доброволец садится на этот стул и задает группе вопрос, например такой: «Что вы находите во мне привлекательным? А что во мне вам не нравится? Каждый из участников практики по очереди отвечает на этот вопрос. Особенности гештальтерапии Гештальттерапию часто называют «женским подходом» в решении проблем. Она больше подходит для чувствительных женщин, любящих углубляться в собственное сознание для поиска проблем и причин их породивших, чем для энергичных, ориентированных на действие мужчин. Гештальт-терапия подразумевает — справиться с внутренними проблемами достаточно сложно и не использует позитивных образов в работе. На гештальт-сеансах вас не научат правильно жить, не дадут основы эффективного общения и не раскроют силу вашего разума. Здесь вам помогут в поиске существующих проблем, укажут на ваши ошибки и слабые стороны. Найдя внутреннюю обязательно актуальную проблему, терапевт поможет устранить её, чтобы она не мешала вашему развитию или нормальной жизни.
Как преодолеть страх: психологический метод "пустой стул"
На третьем этапе пациенту предлагается описать сделанную проекцию, чтобы усилить воображаемое изображение, которое было представлено. Необходимо упомянуть как положительное, так и отрицательное, как о человеке, так и о ситуации или ее последствиях. В случае смерти или разлуки, Полезно вспомнить отношения, которые существовали до события, и то, что происходило до него. Находясь в неприемлемых чувствах, травмах или аспектах собственного эго, полезно искать момент, когда оно появилось или когда стало проблемой. Вероятно, что в этом контексте возникнет откровение того, что ожидалось, или ощущения, вызванные рассматриваемыми ситуациями, сделают заблокированные элементы сознательными. Начало диалога Позже, в фазе вербального выражения, пациент начинает диалог вслух с проекцией, стараясь быть искренним и показ тех деталей, которые пациент не осмеливается или не может раскрыть в своей повседневной жизни или перед лицом, о котором идет речь, о том, как пациент пережил эту ситуацию и почему это было так. Терапевт должен следить за диалогом и перенаправлять его так, чтобы не было отклонений, ухудшающих ситуацию, не ограничивая при этом поток мыслей человека. Хотя это не применяется в некоторых вариантах техники, полезно, чтобы пациент поменял свое кресло на проекционное кресло, поставив себя на место другого таким образом, чтобы облегчить эмоциональное выражение. Этот обмен будет происходить столько раз, сколько будет сочтено необходимым, до тех пор, пока этот переход будет необходим и соответствует решаемой проблеме. К последнему, пациенту указывают и помогают осмыслить ощущения, которые он показывает, чтобы субъект мог идентифицировать и осознавать свои эмоциональные реакции, то, как событие повлияло на них и как оно влияет на их жизнь.
Чтобы завершить технику, терапевт говорит пациенту закрыть глаза и представить, как проекция снова входит в него, чтобы позже устранить все созданные образы, обращая внимание только на реальный контекст во время консультации. Трудности использования пустого стула Хотя этот метод показал свою полезность для эмоционального разблокирования, принятия себя и разрешения процессов горя, его применение может быть затруднено из-за ряда сопротивлений. Прежде всего, этот тип техники требует способности представить и спроецировать образ человека, вне зависимости от того, присутствует ли существо или является его частью. То есть тот, кто не способен точно представить себе человека или аспект личности, о котором идет речь, не сможет получить желаемый уровень пользы от техники. Пациента можно направить в технике с помощью вопросов для облегчения проецирования.
Непрожитые и не осознанные до конца эмоции мешают нам реагировать на настоящее, провоцируют новые конфликты. Для того, чтобы от них избавиться. С помощью этого упражнения можно проговорить и прожить эмоции в моменте, «здесь и сейчас». Поэтому обычно терапевт контролирует её использование, особенно в первые разы: направляет человека, помогает ему задавать нужные вопросы, чтобы прийти к пониманию корней конкретной эмоции или конфликта.
В чём заключается это упражнение? Это упражнение предполагает, что человек разговаривает с воображаемым собеседником, который сидит на пустом стуле, расположенным напротив него иногда стул ставится по диагонали — на случай, если человек не готов напрямую взаимодействовать со своим страхом. Во время этого упражнения говорящий должен высказать все мысли и чувства, которые вызывает этот воображаемый собеседник. В качестве воображаемого собеседника может выступать другой человек, ситуация, цель. Иногда практикуется диалог с самим собой: пациент задаёт вопросы, на которые он должен себе ответить. В таком случае это выглядит так, словно отвечает другая часть собственной личности — это снимает внутренние конфликты, например, вечное противостояние того, что «нужно» и того, что «хочется». Если разобраться в этих двух аспектах, строить цели и нащупывать дорогу дальше станет проще. Цель этого упражнения — помочь человеку исследовать свои мысли, эмоции и отношения через визуализацию и диалог. Важно, чтобы не было сплошного потока обвинения: катарсис не наступит, если просто накричать на воображаемого друга.
Хорошая новость в том, что сформированный гештальт не значит, что он неизменен, так как психика вся целиком очень пластична и переменчива. Важным процессом в гештальте является постоянная ревизия его состояния и качеств Как закрыть гештальт Чтобы закрыть гештальт, для начала стоит попробовать самому справиться с проблемой. Самостоятельное решение, когда это возможно, — самый эффективный способ избавиться от незавершенной задачи. Конец всех бед может быть элементарным: например, покупка желаемого гаджета или путешествие. Но может быть и сложным, когда требуется восстановление потерянных связей с людьми или с собственным я. Один из методов гештальт-терапии — это диалог с «пустым стулом». Этот метод применяют не только для работы с незавершенными делами, но и для помощи в самых разных ситуациях: от неуверенности до борьбы с тревожностью.
Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую. Рекомендуется проводить ее под руководством терапевта, который поможет взглянуть на проблему под другим углом и обеспечит конструктивный диалог, а также не обращаться к умершим людям — для них лучше писать письма. Можно попытаться провести упражнение и самостоятельно. Для этого нужно поставить пустой стул напротив себя и представить, что ваш собеседник, с которым у вас остались неразрешенные вопросы, сидит на нем. Если описать его внешность и манеры, то удастся сделать образ более реальным. Затем начинайте говорить все то, что вы хотели бы ему сказать. Несмотря на кажущуюся странность ситуации, важно подходить к упражнению серьезно и откровенно выражать свои мысли.
Вложив в это чувства, можно достать из глубин подсознания беспокойство и покончить с ним раз и навсегда. Если самостоятельно справиться с проблемой не удается, всегда можно обратиться за профессиональной помощью. Необязательно искать именно гештальт-терапевта. Важно выбрать специалиста, чьи методы вам близки и понятны, будь то когнитивно-поведенческая терапия или любая другая подходящая методика. Критика гештальт-подхода 1. Недостаток эмпирической базы Один из основных блоков критики подхода — отсутствие строгих эмпирических исследований, подтверждающих эффективность гештальт-терапии. Критики указывают на необходимость более обширных исследований, проведенных с использованием современных научных методов, для оценки эффективности подхода.
Субъективность методов Гештальт-терапия основывается на принципах интуитивного понимания и личного опыта как терапевта, так и клиента, что может привести к высокой степени субъективности в интерпретации и анализе психологических проблем. Это может затруднить стандартизацию подхода и его применение в различных условиях. Отсутствие структуры Некоторые критики указывают на отсутствие четкой структуры в гештальт-терапии, что, по их мнению, может стать причиной недостаточной сфокусированности на конкретных проблемах клиента и непоследовательности в процессе лечения. Возможное пренебрежение историей клиента Поскольку гештальт-терапия сосредоточена на «здесь и сейчас», критики утверждают, что она может упускать из виду важность прошлого опыта клиента и его влияние на текущее состояние. Это может привести к недооценке долгосрочных психологических травм и проблем.
Книга рассчитана на психологов, психотерапевтов, профессиональных консультантов, а также на широкий круг читателей, интересующихся современными направлениями психологии. Из этого очерка ясно, что в профессиональном смысле Перлза прошел необычный путь клинической и творческой трансформации.
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии
техника "Пустой стул" поможет решить эти вопросы. 4. Сядь на противоположный стул и отзлись, на свой страх за то, что он делает. Техника пустой стул в психологии | 7 способов закрыть гештальт. Техника "Пустой стул" является одним из ключевых инструментов гештальт-терапии, когда в процессе сеанса психотерапии пустой стул представляет собой метафору для важного человека или аспекта клиента.
Откуда эта техника?
- Происхождение символа пустого стула
- Что это такое?
- Происхождение символа пустого стула
- Метод песочницы
- Что такое гештальт? Зачем его закрывать и как делать это правильно
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии
На пустом стуле может оказаться либо он, либо обида, либо твой внутренний ребенок, то есть обиженная сторона. Бывший, обида и внутренний ребенок — это разные субличности. Тут важно пояснить, что в этом контексте бывший тоже является субличностью, поскольку он не реальный человек, а твое внутреннее отражение этого человека. С ним диалог будет происходить для того, чтобы вы оба высказали свою точку зрения и услышали ее. Благодаря тому, что ты скажешь ему все, что не успела или не смогла сказать, у тебя исчезнет внутреннее напряжение. Благодаря тому, что он выскажет свою позицию, придет понимание и, возможно, прощение. Или непрощение. Все будет зависеть от твоих желаний.
Если на стуле окажется внутренний обиженный ребенок, то главное — его пожалеть, понять, успокоить и сказать, что «все будет хорошо, ты не останешься один, я с тобой и я тебя все еще люблю. И больше не дам в обиду». Это лишь пример, у тебя могут быть совершенно другие слова. Может возникнуть вопрос, а как можно «посадить» на пустой стул само чувство обиды? Для этого его важно визуализировать, отвечая на вопросы: «как она выглядит? И уже только потом «что она хочет сказать? Условия и результаты техники Чтобы техника «сработала», нужно чтобы между субличностями был актуальный конфликт, из-за которого ты испытываешь напряжение.
Это значит, что личностям действительно есть что сказать. Также важно, чтобы было чувство безопасности. Уважай свои субличности, дай им право высказаться, иначе они спрячутся, залезут в темный угол, а конфликт так и останется неразрешенным. Несмотря на то, что это диалог между двумя субъектами, в технике Перлза их, все же, трое. Третий — психотерапевт, который выступает в роли объективного рефери. К чему, в итоге, нужно прийти? Результат техники «Пустой стул» бывает разным.
Это зависит от каждого конкретного случая. Из наиболее распространенных вариантов можно выделить: компромисс — субличности смогли договориться, сформулировали правила сосуществования, распределили обязанности и права. В будущем они будут их соблюдать, поэтому конфликт на этом исчерпан; понимание — когда субличностям позволили высказаться, ты понимаешь причины их появления и поведения. Например, если ты поговорила с внутренним критиком и выяснила, что он тебя все время поучает из страха за тебя, поскольку боится, что если ты не будешь «идеальной», то останешься в одиночестве. Понимая его мотивы, ты можешь отвечать внутреннему критику, когда он снова активизируется: «все хорошо, не волнуйся, окружающие меня любят такой, какая я есть»; избавление — если ты используешь технику, чтобы справиться с негативным чувством или страхом, то, когда вы «выяснили отношения», результатом будет то, что ты его отпустишь, у тебя больше не будет этой субличности; осознание себя — техника помогает понять твои истинные желания и потребности, особенно, если конфликт был между тем, что «хочу» и тем, что «имею». Это приводит к лучшему осознанию себя, формулированию новых целей, переменам в жизни. Лучше всего эту технику проводить с психотерапевтом, поскольку он помогает осознать, с какой именно частью себя у тебя конфликт.
Также он помогает «усадить» эту часть на стул, порой корректирует направление вашего диалога. Но ты можешь освоить эту технику самостоятельно. Тогда у тебя появиться эффективный инструмент, помогающий справляться как с внутренними, так и с внешними конфликтами.
Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Этот вариант предлагается тогда, когда у человека имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт.
Такие конфликты часто порождаются внутренним диалогом долга, требований общества, совести, с одной стороны, и желаний, эмоций, спонтанности, с другой.
Он непоследователен, нелогичен, и сводится к взаимным упрекам, требованиям и обвинениям. Это красочно иллюстрируют известные «собаки» Перлза: «topdog», то есть собака-сверху, которая все время требует, но уже заранее знает, что ты ничего не сможешь: «ты должна хорошо учиться», «ты должна быть послушной», «ты должна много работать», «ты должна рано вставать», «ты должна заниматься спортом»; «underdog», то есть собака-снизу, которая жалуется и находит оправдания: «нет, я не могу», «нет, я слишком устала», «нет, у меня не получится». Она не хочет что-либо делать и испытывает при этом чувство вины.
Чтобы примирить субличностей, необходимо «вытащить» конфликт во вне, посмотреть на него со стороны. Именно ради этого и используется техника «Пустой стул». Ведь сам по себе диалог можно вести и в своей голове, что большинство людей и делает. Но внутри найти примирение практически невозможно.
Поэтому надо «рассадить» субличности в пространстве. Кого можно посадить на пустой стул Что же это за субличности, с которыми можно вести диалог с помощью техники «Пустого стула»? У этой техники нет жестких рамок, терапевт всегда следует за своим клиентом, а тот находится в состоянии потока. Поэтому никогда нельзя точно сказать, кто окажется на другом стуле и к чему приведет ваш диалог.
Чтобы понимать, как это работает, можно привести несколько примеров. Допустим, ты испытываешь чувство обиды на своего бывшего. На пустом стуле может оказаться либо он, либо обида, либо твой внутренний ребенок, то есть обиженная сторона. Бывший, обида и внутренний ребенок — это разные субличности.
Тут важно пояснить, что в этом контексте бывший тоже является субличностью, поскольку он не реальный человек, а твое внутреннее отражение этого человека. С ним диалог будет происходить для того, чтобы вы оба высказали свою точку зрения и услышали ее. Благодаря тому, что ты скажешь ему все, что не успела или не смогла сказать, у тебя исчезнет внутреннее напряжение. Благодаря тому, что он выскажет свою позицию, придет понимание и, возможно, прощение.
Или непрощение. Все будет зависеть от твоих желаний. Если на стуле окажется внутренний обиженный ребенок, то главное — его пожалеть, понять, успокоить и сказать, что «все будет хорошо, ты не останешься один, я с тобой и я тебя все еще люблю. И больше не дам в обиду».
Это лишь пример, у тебя могут быть совершенно другие слова. Может возникнуть вопрос, а как можно «посадить» на пустой стул само чувство обиды? Для этого его важно визуализировать, отвечая на вопросы: «как она выглядит? И уже только потом «что она хочет сказать?
Условия и результаты техники Чтобы техника «сработала», нужно чтобы между субличностями был актуальный конфликт, из-за которого ты испытываешь напряжение. Это значит, что личностям действительно есть что сказать. Также важно, чтобы было чувство безопасности. Уважай свои субличности, дай им право высказаться, иначе они спрячутся, залезут в темный угол, а конфликт так и останется неразрешенным.
Несмотря на то, что это диалог между двумя субъектами, в технике Перлза их, все же, трое.
Однажды мать ребенка начала рассказывать мне высоким раздраженным голосом, как ее пятнадцатилетний сын выводит ее из себя. Мальчик при разговоре не присутствовал. Я попросила ее вообразить, что сын сидит около нее на стуле, и рассказать ему то, что она рассказывала мне. Она посмотрела на стул, начала мягко и спокойно что-то говорить, а потом заплакала.
Когда она высказала мальчику, как бы сидящему на этом пустом стуле, всё, что ее так волнует, выразила все свои неприязненные чувства, наши занятия стали гораздо более продуктивными, чем это было тогда, когда я позволяла ей использовать меня в качестве объекта для своих излияний.