Новости кронштадт во время блокады ленинграда

Таким образом, маленький Кронштадт помогал своему старшему брату в тяжелые блокадные дни. В 1944 году сняли блокаду Ленинграда, нам пришел вызов, мы вернулись домой в Кронштадт. Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. Вчера в социально-реабилитационном отделении граждан пожилого возраста № 1 состоялась экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда. В самые тяжёлые месяцы блокады Кронштадт делился с жителями Ленинграда продуктами и обеспечивал поставку необходимых припасов в осаждённый город.

Блокада Ленинграда. 872 дня и ночи. Полная хроника

По словам историка, в начале блокады на Ораниенбаумском пятачке, в Кронштадте и на островах оказались отрезанными от Большой земли около 100 тыс. Встал вопрос обустройства ледовой трассы. Впоследствии в народе ее прозвали Малой Дорогой жизни. Первая проходка Так как немцы стояли в районе Петергофа, что позволяло им свободно обстреливать расположенный на другом берегу залива Лисий Нос, ледовую трассу через залив решили проложить так, чтобы Кронштадт прикрывал ее от обстрела. Сначала обустроили базу снабжения войск в пакгаузах для хранения снарядов в Лисьем Носу. Также к поселку вела хоть и заброшенная, но сохранившаяся с царских времен узкоколейка.

Там было решено устроить базу для обеспечения продуктами питания и боеприпасами территорий, оказавшихся в двойном кольце блокады. Как "срочное изобретение" спасало жителей блокадного города Дорогу жизни начали готовить с Ораниенбаумского пятачка, рассказывает Владимир Шатров. Но вода в заливе все никак не замерзала. Первый отряд разведчиков вышел на лед 22 ноября 1941 года. После них прокладывать маршрут по льду вышел отряд бойцов, которые скалывали льдины и делали проходы.

И бойцы пытались делать дорогу ровнее. И все ждали, когда настоящие морозы ударят", — добавляет историк. Только 17 декабря 1941 года, когда установился прочный лед, с Ораниенбаумского плацдарма через Кронштадт в сторону Лисьего Носа вышли первые 30 машин. К этому моменту Дорога жизни через Ладогу действовала уже почти месяц — с 22 ноября. Однако вода еще выступала из-подо льда у берега залива.

Двери у них были открыты на случай, если провалятся, чтобы выпрыгнуть, — поясняет глава музея. Путь пустой транспорт прошел за шесть часов — это очень долго". После погрузки в Лисьем Носу караван отправился в обратном направлении уже ночью. Чтобы он не сбился с пути, на берегу поставили автомобиль-маяк с включенными фарами. Круглосуточная работа ледовой трассы Расстояние ледового маршрута от Ораниенбаума до Лисьего Носа — 24 километра, Кронштадт был расположен посередине.

Дмитрий Васильевич был выдающимся организатором, и предпринятые им меры спасли не одну жизнь в блокадном городе. Павлов отобрал несколько сотен ленинградцев, проинструктировал их, и те прошли по городу, заглянули в каждый подвал, склад, вагон, где могло храниться съестное, и в итоге обнаружили: 8 тысяч тонн солода на пивоваренных заводах, 5 тысяч тонн овса в интендантстве, 4 тысячи тонн хлопкового жмыха в порту. Жмых этот раньше в пищу не применяли, считалось, что содержавшееся в нем ядовитое вещество госсипол опасно для здоровья.

Павлов заставил провести несколько опытов, которые установили, что при высокой температуре госсипол разрушается. Все это свезли на хлебозаводы и стали добавлять к имевшейся пока муке. Павлов обратил внимание на то, что на мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла мучная пыль.

Ее тоже собирали, обрабатывали и добавляли в хлеб. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука. Подняли со дна Ладоги мешки с зерном с затонувших при бомбежке барж.

Все это дало 31 тысячу тонн всевозможных суррогатов, что позволило кормить население города и войска в течение 25 дней. Павлов переговорил с возглавлявшим хлебопечение в городе Николаем Смирновым, и тот придумал заменитель масла, которым смазывали формы при выпечке хлеба. Ежедневный расход масла, таким образом, удалось уменьшить на 2 тонны.

В эту же ночь произошла гибель судна с большим количеством гражданских и военных людей. Курсанты военно-морских училищ Ленинграда, успевшие повоевать, через Ладожское озеро должны были отправиться в тыл для формирования особого курсантского батальона. Но к этому времени баржа оказалась уже на треть загружена людьми из различных учреждений и другими пассажирами.

В итоге, по разным данным, на барже оказалось от 1 200 до 1 500 человек, которым предстояло пересечь озеро с запада на восток до порта Новая Ладога. Баржа, ведомая буксиром «Орел», вышла в рейс в ночь на 17 сентября в условиях приближающегося шторма. Постепенно ветер крепчал, волнение усиливалось.

Примерно в 3 часа ночи неожиданно корпус старой баржи не выдержал нагрузок, обшивка борта треснула, на судно стала поступать вода. Попытки заткнуть течь не увенчались успехом, так как на барже не было ни крепежного материала, ни инструментов. Затем образовались другие трещины в обшивке корпуса.

Вода через образовавшиеся трещины устремилась в трюм, и баржа стала тонуть. Экипаж и курсанты пытались как-то поддержать плавучесть судна — с помощью ведер и ручной помпы старались откачать воду из трюма. Но воды поступало больше, чем ее успевали откачивать.

Перекатывающиеся через палубу баржи волны смывали людей в озеро. В таких условиях даже опытному пловцу трудно было выжить в воде. Зенитчики ПВО на страже ленинградского неба.

Ленинград, октябрь 1941 г. Когда баржа осела настолько, что ее палуба оказалась на уровне воды, буксир «Орел» вынужден был отдать буксировочный трос и стал маневрировать вокруг баржи, неустанно передавая сигналы SOS. В это время вражеские самолеты обнаружили баржу и стали ее бомбить.

Отбомбившись, самолеты врага улетели. На палубе относительно безопасным местом была рубка, в которую стали собирать женщин, детей и подростков. Но накатившая волна смыла рубку в озеро.

На рассвете командир буксира «Орел» с риском для буксира и его экипажа начал спасательные работы, не ожидая подхода других кораблей-спасателей. Дворцовая площадь. Осень 1941 г.

Пока баржа держалась на плаву, было решено сначала спасать людей с воды, несмотря на десятибалльный шторм. Буксир маневрировал вокруг баржи, подбирая людей. Ударами больших волн часть палубы баржи с сотнями людей на ней была оторвана от корпуса и смыта в воду.

Более пяти часов буксир подбирал тонущих, но сам уже недопустимо осел под тяжестью спасенных и не мог больше принимать на борт погибающих в воде людей. Тогда контр-адмирал, находившийся на «Орле», потребовал от командира канонерской лодки «Селемджа» также приступить к оказанию немедленной помощи. Перегруженный буксир «Орел» с 216 спасенными людьми с баржи взял курс на Новую Ладогу.

Еще 24 человека были спасены канонерской лодкой. Только по спискам военно-морских училищ, Военно-морской медицинской академии и Географического управления погибло 685 человек. Кроме них, жертвами стали все дети, ученики ремесленного училища, члены семей офицеров, а также вольнонаемные — работники Артиллерийского и Технического управления ВМС и другие лица.

Даже если на барже было 1200 человек, удалось спасти только 240 человек. Ладожская катастрофа относится по числу жертв к одной из крупнейших в истории мореплавания. Высадка десанта на одном из островов, занятых врагом близ Ханко.

Балтийский флот, 1941 г. Противник вышел к Финскому заливу в районе Стрельны и отрезал измотанные соединения 8-й армии от основных сил фронта. Так образовался приморский ораниенбаумский плацдарм, сыгравший большую роль в обороне Ленинграда.

На этот день ситуация под Ленинградом выглядела так: с севера, востока и на юге оборону города держали 23-я, 42-я и 55-я армии; на западе на побережье Финского залива, части 8-й армии удерживали плацдарм от Долгово до Ораниенбаума. Были произведены значительные разрушения; много человек погибло. В большое пятиэтажное здание эвакогоспиталя на Суворовском проспекте, в котором размещались раненые, попали три крупнокалиберные фугасные бомбы и много зажигательных бомб, в результате чего произошел обвал трех капитальных стен.

Возникший пожар стал стремительно распространяться по обнаженным конструкциям и быстро охватил все этажи. Обвалилось большинство лестничных клеток. Уже через 15 минут после взрыва бомб здание превратилось в огромный костер.

Многие раненые и сотрудники госпиталя были застигнуты врасплох огнем и дымом. Многие пытались спастись через окна, проломы в стенах и падали с высоты нескольких этажей. Варварский налет фашистской авиации на госпиталь явился причиной гибели 600 раненых бойцов.

Погибло также много людей из медицинского и обслуживающего персонала. Одновременно с бомбежкой артиллерия противника в течение 18 часов обстреливала город. Вы очень запоздали.

Надо наверстать потерянное время. Однако и на сей раз, Кулик ограничится местными боями. Выполнение этого задания было возложено на Московскую авиагруппу ГВФ особого назначения.

Эти поставки не могли радикально изменить ситуацию в городе и на фронте — сколько груза могли перевезти несколько самолетов? Задуманы они были для другого: для снабжения продовольствием и другими необходимыми товарами ленинградского руководства. Мы свои!

Я считаю, что если такие люди имеются среди большевиков, то их надо уничтожать в первую очередь, ибо они опаснее немецких фашистов. Блокадная карточка на мясопродукты. Но наша артиллерия и атаки истребителей не позволили нанести флоту существенный ущерб.

В этом им неоценимую помощь оказали впервые использованные отечественные радиолокаторы РУС-2. Локаторы, установленные вблизи Ораниенбаума на предельном удалении от РЛС 180—200 километров, засекли эшелоны бомбардировщиков противника. Три месяца войны… Что же происходит?

Никто ничего толком из нас не знает. Враг у ворот. Где-то близко.

Но где? Сначала мы блокируем Ленинград герметически и разрушим город, если возможно, артиллерией и авиацией… в. Защитники Ленинграда на Дворцовой площади.

Ленинграда 22 сентября 1941 г. Берлин Секретно Будущее города Петербурга 1. Чтобы иметь ясность о мероприятиях военно-морского флота в случае захвата или сдачи Петербурга, начальником штаба военно-морских сил бьл поднят вопрос перед Верховным главнокомандованием вооруженных сил о дальнейших военных мерах против этого города.

Настоящим доводятся до сведения результаты. Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса.

Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в существовании этого города непосредственно у ее новых границ. Прежние требования военно-морского флота о сохранении судостроительных, портовых и прочих сооружений, важных для военно-морского флота, известны Верховному главнокомандованию вооруженных сил, однако удовлетворение их не представляется возможным ввиду общей линии, принятой в отношении Петербурга. Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей.

Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения. Главное командование военно-морских сил в ближайшее время разработает и издаст директиву о связанных с предстоящим уничтожением Петербурга изменениях в уже проводимых или подготовленных организационных мероприятиях и мероприятиях по личному составу.

Если командование группы армий имеет по этому поводу какие-либо предложения, их следует как можно скорее направить в штаб военно-морских сил». В этот же день командующий Ленинградским фронтом Георгий Жуков отдал директиву военным советам армий и командирам соединений, из которой видно, что армия воевать все еще не умела и ей приходилось учиться этому на ходу. Плакат 1941 г.

Пострадавшая от обстрела центральная часть обсерватории вся выгорела и обрушилась. Пламя распространилось на два боковых крыла, охватило чердачные помещения и верхние этажи. Пылавшее открытым огнем здание, расположенное вблизи от переднего края обороны, служило хорошим ориентиром для усиленного обстрела расположения наших войск.

Тушение пожара осложнялось из-за недостатка воды.

Сигналы «Воздушная тревога» на всех кораблях и в зенитных дивизионах ПВО КБФ прозву-чали задолго до подхода вражеских колонн бомбардировщиков противника. И когда они появились в пределах прямой видимости и подошли ближе, то были встречены заградительным огнем зениток. Большую часть бомбового груза противнику пришлось сбросить бесприцельно в воды залива. Мощ-ная воздушная операция с участием 400 бомбардировщиков цели не достигла. Более того, с 29 сен-тября гитлеровское командование отказалось от массированных налетов на объекты Кронштадта. За 3 дня во время этих налетов было сбито более 20-ти самолетов противника. Существенные потери были и у нас. По данным Института военной истории МО РФ, в результате массированных бомбар-дировок были потоплены и суда БФ: погиб эсминец «Стерегущий», линкор «Марат» и 324 человека на нем.

Пострадал и Кронштадт: серьезные повреждения были причинены Морскому госпиталю, Морскому заводу, доку, пострадали жилые дома, городские коммуникации. Погибли люди. Это бы-ли тяжелые, невосполнимые потери. В течение всей Вов, особенно в период 900-дневной блокады города на Неве, советское ко-мандование неоднократно использовало боевые возможности Кронштадта во всех операциях Ле-нинградского фронта. С занятого врагом Петергофа были хорошо видны гавани Кронштадта. Ар-тиллерия противника вела систематический огонь по городу, фортам и кораблям. Только за период с 18 сентября 1941 года по 15 января 1942 года по Кронштадту было выпущено 2000 снарядов. Петергофский десант. До сих пор историки спорят о численности десанта.

По различным оценкам всего в ночь 5 октября 1941 года в Петергофе было высажено от 500 до 700 человек. Одновременно с высадкой морской пехоты с Ораниенбаумского пятачка кронштадтцев должны были поддержать сухопутные части. Примерно в это же время небольшой тактический десант был высажен и в Стрельне. Морякам, вооруженным лишь легким стрелковым оружием, пришлось несколько суток сдер-живать натиск немецкой мотопехоты и танков. Оказать помощь десантникам не удалось. Все подхо-ды к берегу постоянно обстреливались противником. Не было возможности подвозить боеприпасы и увозить раненых. Подразделениям 8-й армии, наступавшим с района Мартышкино, прорвать обо-рону немцев также не удалось. Почти весь десант моряков погиб.

Лишь единицы с боями прорва-лись на Ораниенбаумский плацдарм. Причиной неудачи этой операции стала плохая подготовленность десанта. Прежде всего не удалось обеспечить скрытность при его подготовке, не были десантники снабжены и надежными средствами связи. Впервые после этого десанта в лексиконе немецких вояк появился термин «шварце тотт» черная смерть — так окрестили фашисты одетых в черные бушлаты морских пехотинцев. Но флот был жив и героически сражался. Из Ленинграда и от Кронштадтских причалов выходили в море, проры-вались через минные поля и топили врага прославленные балтийские подводники: Афанасьев, Вишневский, Лисин, Маринеско, Осипов, Травкин и мн. Тральщики, морские охотники, торпедные и сторожевые катера надежно охраняли подступы к Ленинграду с моря, обеспечивали бесперебойное сообщение на маршрутах Ленинград-Кронштадт-Ораниенбаум. В ноябре 1943 — январе 1944 года под прикрытием Кронштадта корабли скрытно провели 2-ю ударную армию из Ленинграда и Лисьего Носа в Ораниенбаум, откуда советские войска начали окончательный разгром фашистов под Ленинградом. С островного аэродрома взлетали истребители и самолеты-торпедоносцы.

Так Балтийская крепость неутомимо сражалась изо дня в день. Конечно же рядом с воинами-балтийцами бок о бок трудились и сражались жители города — рабочие, техники, инженеры и слу-жащие. С первых дней войны население Кронштадта, как и всех прифронтовых городов, активно участвовало в строительстве оборонительных сооружений. Установлены 10-ки пушек всех калиб-ров, построено свыше 200 дотов, дзотов, пулеметных точек. За городом и в черте города были воз-ведены различного рода препятствия и заграждения. Усилена оборона предприятий. Кронштадт был подготовлен к уличным боям. За первые 6 месяцев войны по всеобщей мобилизации и добровольцами из Кронштадта ушло на фронт около трех тысяч бойцов, 50 медицинских сестер, 48 сан. С первых дней вой-ны женщины Кронштадта заменили мужей на производстве, стали активно участвовать в донорском движении.

Был оборудован эвакогоспиталь, рассчитанный на 400 коек, инфекционный госпиталь. Население города активно участвовало в оказании помощи фронту и материально.

Всего завод выполнил 1380 оперативных заданий, выполнив годовую программу по судоремонту 1943 года досрочно - к 1 ноября. Немецкая подлодка U-250 в доке. В дальнейшем Морской завод продолжал работы по ремонту кораблей уже без артиллерийских обстрелов и авиационных налетов. В ходе войны заводом руководили капитан 1 ранга Б. Волосатов 1938-1942 , капитан 1 ранга А. Бурлаков 1942-1948. Главными инженерами были капитан 1 ранга Т. Гушлевский 1940-1941, 1942-1945 , капитан 1 ранга С.

Афанасьев 1941-1942. Награждение завода орденом Ленина в 1944 году. Орденами и медалями были награждены многие заводчане. Среди них: капитаны 1 ранга А. Бурлаков и С. Афанасьев, П. Ермаков, И. Лаврентьев, М. Бевзюк, П. Гигилев, Б.

Заглядимов, П. Милявский, П. Морозов, С.

Форма поиска

  • 30 памятных мест Ленинградской блокады
  • Жизнь гражданского населения в блокадном Кронштадте
  • Музей истории Кронштадта отмечает предстоящее 80‑летие со дня полного освобождения Ленинграда
  • В Кронштадте открывается выставка «Флот для блокадного Ленинграда»

Город воинской славы Кронштадт

Роль Кронштадта в наступательных операциях советских войск под Ленинградом. Накануне Дня памяти жертв блокады Ленинграда мемориал "Малая дорога жизни" в Кронштадте обрёл подсветку. К годовщине снятия блокады Ленинграда ветеран написал статью. Кронштадт сыграл важную роль в прорыве и в освобождении Ленинграда от фашистской блокады.

Военные моряки организовали акцию "Свеча Памяти" в честь годовщины прорыва блокады Ленинграда

По льду Финского залива была проложена «Малая дорога жизни» через Ораниенбаум, форты, Кронштадт и Лисий нос. На кронштадтском Морском заводе производился ремонт кораблей. Минуя немецкие минные заграждения, из Кронштадта осуществляли выход в море подводные лодки.

Обеспечить людей жильём — это было в те дни самым главным. Не помню, как наша семья переживала то время. Осенью 1942 года мы с мамой и старшим братом уехали к бабушке. Она жила на Украине, на оккупированной территории, но мама повезла нас туда, потому что хотела оставить у родного человека. Мы добирались не одну неделю. Вскоре мама умерла — не смогла оправиться после истощения.

В 1944 году погиб от взрыва снаряда мой брат. Не вернулся с войны отец. Бабушка и дядя уговаривали его съехать. Но он отказывался. Кто-то посоветовал пожаловаться домоуправу. И нам помогли: домоуправ написал в прокуратуру заявление. Было проведено расследование. Оказалось, что комнату заняли незаконно, и через десять дней по предписанию прокуратуры друг нашей семьи вынужден был съехать.

Городские власти передавали разрушенные дома предприятиям. Они должны были восстанавливать их за свой счет, после город принимал эти здания в эксплуатацию. Сложно было купить самые простые предметы: инструменты для ремонта, качественную одежду, обувь, посуду. В 1944-1945 годах в мастерских Ленинграда делали обувь на деревянной подошве — не имелось возможности использовать другие материалы, фабрики работали на нужды тыла. Поэтому вернулись к технологии XIX века. Сложно было с продовольствием. Именно поэтому оказались так востребованы садовые участки. Их в послевоенное время начали массово распределять через предприятия.

Собственный огород, где можно было выращивать овощи, помогал выжить. Но, чтобы его получить, нужно было обязательно иметь работу. Ленинград не стал исключением. Но и сегодня мы не знаем точно, сколько человек было эвакуировано из осажденного города, сколько вернулось? В разных источниках называется разное число эвакуированных — оно колеблется от одного миллиона двухсот тысяч до полутора миллионов. Точно такая же картина с реэвакуацией… — Несмотря на, казалось бы, строгий учет, точную информацию мы вряд ли узнаем — слишком много было непредвиденных ситуаций.

В 1943 году папа сумел меня разыскать, приехал в детский дом. Мы очень радовались тому, что снова оказались вместе. Думали, что потеряли друг друга навсегда. Папа жил и работал на станции Берендеево. Но радость оказалась недолгой: папа скоро ушёл из жизни. Меня взял в свою семью человек, у которого папа работал. В 1947 году эта семья переехала жить в Узбекистан. Так мы попали в Среднюю Азию. А когда я вышла замуж, мы с мужем переехали в Киргизию в 1960 году поближе к его родным. Всегда очень скучала по Ленинграду. Но возвращаться было не к кому. Когда бывала в родном городе, не могла надышаться его воздухом и все спрашивала себя: неужели мы когда-то здесь жили и были счастливыми? Сейчас мне 94 года. Свою родину не забываю никогда. С августа 1942 года сведения обо всех эвакуированных поступали в центр, который находился в городе Бугуруслане. Все запросы стекались туда. На сотрудниках центра лежала огромная ответственность, здесь требовались исключительно сердечные люди. Попадаются документы, где есть ошибка в написании фамилии. И важно, что сотрудники центра давали не только информацию по запросу, но и писали, что есть сведения о людях с похожими по звучанию фамилиями. Благодаря неравнодушным и вдумчивым сотрудникам центра семьям удавалось воссоединиться. Одна буква могла решить судьбу целой семьи! Есть в архивах немало запросов, которые изначально были тупиковыми. Например, воспитатель детского дома из глубинки писал запрос в Ленинград, а в нём говорилось, что ребёнок помнит: маму зовут Света, она работала в библиотеке, имя папы — Иван, он был токарем на заводе. Как можно было по этим сведениям найти родителей этого ребёнка в огромном городе? Существовали детские дома, интернаты, куда вывозили детей, чьи родители трудились в одной отрасли. В Татарской ССР был интернат, где находились маленькие ленинградцы — дети журналистов. В таких случаях поиск было вести гораздо легче. Даже сегодня, спустя столько лет после снятия блокады и окончания войны, остаётся много «белых пятен» и продолжается поиск.

Последний раз в качестве государственного гимна был исполнен 26 декабря 1991 — в последний день существования СССР. За основу был взят советский гимн с музыкой Александра Александрова и стихами Сергея Михалкова, отредактированными им самим. Российский народ услышал новый гимн по телевидению в ночь на 1 января 2001 года. Прожитый суровый год оставил о себе хорошие и добрые воспоминания. Каждый его день был насыщен героической борьбой на фронте с кровожадным врагом, самоотверженным трудовым подвигом в тылу. Уходя, старый год передал новому наказ: продолжить, умножить и успешно закончить начатое им дело. Каждый гражданин, вступая в новый 1944 год, вспомнит наиболее памятные, наиболее яркие по своей значимости дни, свидетельствующие о том, что недаром прожиты 365 дней, в них есть и его небольшая, но реальная лепта, вложенная в общее дело — дело борьбы за освобождение Родины от немецко-фашистских захватчиков. Коммунист-токарь Орлов за одиннадцать месяцев, к 1 декабря изготовил сверх плана тысячи деталей для судоремонта. Работая творчески, проявляя новаторство, он выполнил за год задание, равное по объему 21 месяцу. Работница Горводстанции тов. Шевалда никогда не забудет день, который явился для нее счастливым и радостным на всю жизнь. В этот день она перестала быть чернорабочей и встала за управление сложного и ответственного механизма — дизель-мотора. Трудностей было много, но русская деловая настойчивость, любовь к труду, способность преодолевать все тяжести и неудачи — вот характерные отличительные черты этой советской женщины. Она не только сама научилась управлять дизелем, но и сумела свои знания передать другим работницам. Бывшие ее ученицы Дудкина и Плетнева самостоятельно работают помощниками дизелистов. С новым блеском засверкает сегодня на зеленой муаровой ленте медаль «За оборону Ленинграда», украшающая грудь большинства кронштадтцев. Все, кто удостоен этой правительственной награды всякий раз будет вспоминать 1943 год — год, в который ими получен этот почетный знак, признак участия в незабываемых героических делах. Медалью «За оборону Ленинграда» награждены не только взрослые, но и дети-школьники. Они с гордостью будут носить ее, вспоминая, как в юные годы вместе со взрослыми после учебы, полуголодные строили оборонительные сооружения; вместо положенного отдыха летом с раннего утра и до позднего вечера работали на полях, старательно и любовно выращивая овощи для населения города-крепости. Пройдут года, но бывшая ученица 6 класса Лариса Давыдова никогда не забудет день 30 ноября 1943 года. Тот день, когда в торжественной обстановке ей была вручена медаль, и как волнуясь, в ответ на награду она заявила: «Буду учиться только на отлично». Маленькие жители нашего города в яслях и детских садах встречают Новый год веселыми песнями и играми вокруг сверкающей украшениями зеленой елки. К ним на праздник, как всегда, придет традиционный Дед Мороз. Он поздравит ребят с Новым годом и раздаст скромные подарки. Многие из них, когда подрастут, с интересом будут рассказывать, как в 1943 году, в период блокады и трудностей, вызванных войной, им справляли новогоднюю елку, как в суровые годы войны ни на минуту не ослаблялась сталинская забота о детях. В годы мирного строительства нашего государства при встрече Нового года родные и знакомые, приветствуя друг друга, поздравляли: «С Новым годом, с новым счастьем, с новыми успехами в труде! Сейчас они выражают единое стремление: «С Новым годом, с полными победами на фронте и в тылу! Наливахин 1 января 1944 года Незабываемый час 27 января 1944 года, 19 часов 45 минут. Никогда в нашей памяти не изгладится этот радостный, счастливый, долгожданный час. Затаив дыхание, с горячо бьющимися сердцами, слушают рабочие, служащие, инженеры, учителя и дети. Приказ войскам Ленинградского фронта, приказ о славной исторической победе над врагом. Радость, несказанная радость, переполняет сердца тех, кто узнал об этой долгожданной вести.

Музей истории Кронштадта отмечает предстоящее 80‑летие со дня полного освобождения Ленинграда

Кронштадт. Блокада. Дети. _ 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда _ Мир кораблей Во время блокады Ленинграда были построены «Дорога жизни» и «Дорога победы», но мало кто знает где, как и кем они были сооружены.
«900 дней подвига. Блокаде вопреки» Во время блокады Ленинграда были построены «Дорога жизни» и «Дорога победы», но мало кто знает где, как и кем они были сооружены.
Кронштадт. Блокада. Дети. _ 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда _ Мир кораблей В школе №422 Кронштадтского района прошли мероприятия посвящённые 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда и 79-ой годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Кронштадт в блокаду выжил благодаря колюшке - Balalaika24, новости по-русски Сегодня все вместе, дружной кронштадтской семьей, мы приехали на Лыжню России-2024. #кронштадт – последние новости.

Жизнь гражданского населения в блокадном Кронштадте

Кронштадт: чем заняться на острове фортов и кораблей | Пикабу Во время блокады Ленинград был отрезан от жизни страны, и все новости с фронта горожане получали через рупоры на улицах.
Последний морпех блокадного Ленинграда: как стальной город уничтожал врага | Русская весна В память кронштадтских защитников блокадного Ленинграда.
В Кронштадте прошли мероприятия в честь годовщины снятия блокады Ленинграда Кронштадт сыграл важную роль в прорыве и в освобождении Ленинграда от фашистской блокады.
Малая Дорога жизни: специальный репортаж ЛенТВ24 все очевидно: "Кронштадт во время блокады Ленинграда ". Конечно, о трагедии перехода наших кораблей из Таллина вспомнили.

Музей истории Кронштадта расскажет о «Подвиге блокадного учителя»

Из них 2.5 года я участвовал в защите Кронштадта, которая была не только и не столько защитой самой крепости, сколько обороной Ленинграда. Дело в том, что на образовании 8 сентября 1941 года кольца окружения Ленинграда, враг не собирался ограничиваться блокадой. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Мемориал увековечил подвиг военных моряков, сражавшихся в Кронштадте во время блокады Ленинграда.

Экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда.

Композитор Дмитрий Шостакович (первый справа) в дни блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны был бойцом добровольной противопожарной команды и дежурил на крыше консерватории. В годы войны Кронштадт стал надёжным щитом для Ленинграда. Мемориал увековечил подвиг военных моряков, сражавшихся в Кронштадте во время блокады Ленинграда. Блокаде вопреки» расскажет посетителям об истории жизни, труда и борьбы гражданского населения Кронштадта в период блокады и обороны Ленинграда. 1. Город Ленинград не был блокирован во время войны, блокады города, как таковой, никогда не было. Во время блокады население быстро столкнулось с нехваткой продовольствия, поэтому необходимо было максимально использовать все имеющиеся ресурсы.

Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

Книга памяти блокадного Ленинграда После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание.
Военные моряки организовали акцию "Свеча Памяти" в честь годовщины прорыва блокады Ленинграда В начале блокады Кронштадт отдал свои запасы Ленинграду.
Кронштадт в ВОВ 26 января 2024 года состоялся праздничный концерт «Да будет мерой чести Ленинград!», посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Экскурсия Кронштадт во время блокады В Кронштадте состоялось торжественно-траурное мероприятие, посвященное одной из самых скорбных дат в истории Северной столицы — 81-й годовщине начала блокады Ленинграда.

Завод 1941-1945

Из-за недостатка топлива 115 деревянных строений было разобрано на дрова. Всего за время блокады от голода, холода, болезней и бомбежек в Кронштадте погибли более 6000 мирных жителей. Погибших могло было быть значительно больше, если бы командование не организовало и не обеспечило «Малую дорогу жизни», которая позволила снабжать грузами население города-острова, Ораниенбаумского плацдарма, гарнизонов островов Сескар и Лавенсаари. По «Малой дороге жизни» были эвакуированы около десяти тысяч человек. А в последующем она обеспечила успешное начало наступления 2-й ударной армии. Несмотря на блокаду, Кронштадт оставался важнейшим промышленным районом. Рабочие Морского завода под непрерывными обстрелами и бомбежками, страдая от холода и голода, за годы блокады отремонтировали более 600 кораблей и судов, изготовили 126 шлюпок и баркасов, большое количество боеприпасов и оружия.

Усыченко, Н. Ткачев, А. Руденко, С. Впятером они сражались с десятками «юнкерсов» и «фокке-вульфов» и одерживали победы. Налеты на Кронштадт дорого обошлись немецкой авиации. За три дня она потеряла 37 машин. Но одни вражеские самолеты, объятые пламенем падали в залив, другие успевали нанести чувствительные удары. На Котлин срочно перебазировали полк истребителей ПВО и зенитный полк, Это сразу же сказалось на результатах боев. Бондаренко, М. А, Ефимов, И. Каберов, М. Мартыщенко, А. Мясников, А. Но эти эпизоды не имели существенного значения. Операция фашистов, в которой в общей сложности участвовало около 400 самолетов, успех не имела. Стратеги третьего рейха официально признали крушение своих планов захватить город Ленина с ходу. Впервые во второй мировой войне германские вооруженные силы перешли к долговременной обороне. Это стало залогом полного их разгрома. В том, что зловещие синие стрелы на немецких картах бессильно застыли на подступах к Ленинграду, огромная заслуга и кронштадтцев. Ни один форт крепости не замолчал, ни один орудийный расчет не дрогнул, Морская артиллерия пригвоздила оккупантов к земле у ворот великого города революции, только в сентябре подавила огонь 673 батарей врага, уничтожив более 100 пушек. В основном благодаря главному калибру Красной Горки и Серой Лошади, других фортов Кронштадта и кораблей советские войска сумели удержаться на Приморском плацдарме - будущей стартовой площадке нашего наступления. Особую роль сыграли матросские десанты, высаженные с целью упредить возможный удар противника на опасном участке, постараться ликвидировать Петергофско-стрельнинскую группировку немцев. Командующий фронтом Г. Жуков, по существу, не отвел времени для подготовки десантов. Раллю, а в ночь на 3-е рота 6-й бригады морской пехоты, занимавшей оборону в районе Урицка, была переправлена на катерах и шлюпках к заводу «Пишмаш». В ночь на 5 октября катера охраны водного района Кронштадта под командованием капитана 2-го ранга И. Ворожилов и полковой комиссар Л. Каждый день был подвигом. Поэтому еще в первые дни войны жители города стали разводить огороды. Работники Морского госпиталя получили в загородном районе Котлина участок в 4 с половиной гектара, очистили его от камней и засадили картофелем. Кроме того, разбили грядки на каждом свободном клочке земли на территории госпиталя. И хотя прямые медицинские обязанности отнимали почти все силы, за три года войны вырастили 200 тонн овощей. На острове оказалось мало пригодной для огородов земли. Сотни кроштадтцев занялись овощеводством на южном берегу залива. Собирать урожай пришлось под огнем. Его перевозили на виду у захватчиков, на шлюпках и плотах, не отвлекая для этого плавучих средств крепости и флота. Собирали грибы, ягоды. Руководители города создали несколько рыболовецких бригад. И Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. Из кронштадтских запасов до ледостава было перевезено более 3000 тонн продуктов. Помощь Кронштадта пришла в тяжелую пору, когда Ладожское озеро начало замерзать, но ледовая Дорога жизни еще не действовала, и ленинградцы получали самую скудную блокадную норму. В гаванях Котлина лишенные маневра корабли превратились в малоподвижные мишени. Они почти ежедневно подвергались интенсивному обстрелу. Военный совет КБФ решил перевести большинство кораблей в Ленинград. В Кронштадте остались только линкор «Марат», лидер «Минск», канонерские лодки «Волга и «Кама», а также отряд охраны водного района под командованием капитана 2-го ранга И. Святого: 5 сторожевых кораблей, 18 тральщиков, катера разных типов. В начале ноября в Ленинград переехали штаб политуправление и тыл флота. В связи с этими переменами Кронштадтскую военно-морскую базу 21 октября 1941 года преобразовали в крепость. Ее возглавил генерал-лейтенант А. Елисеев позже — генерал-лейтенант И. В связи с приближением зимы и новыми задачами, командование фронта и флота провело перегруппировку сил. На островах и берегах Балтики советские воины еще удерживали немало опорных пунктов: Моонзунд, Ханко, Бьёркский архипелаг, Гогланд, Большой и Малый Тютерс. Их гарнизоны до конца выполнили свой долг. Да и силы балтийцев, распыленные на сотни километров, были теперь нужнее у стен Ленинграда. Для обороны плацдарма была создана Приморская группа войск. В нее вошли уже находившиеся там части морской пехоты, гарнизоны островов Выборгского залива, Гогландского сектора и Ханко. Они многократно пересекали минные поля, выдержали вражеские артобстрелы и налеты авиации, боролись со штормами и льдами. Эти дерзкие, мастерски организованные походы опрокинули все представления о морской блокаде. Первой военной зимой в руках Балтийского флота остались западнее Котлина только три небольших острова: Сескар, Пенисари и Лавенсари. Немецкий контр-адмирал П. Доннер писал: «Ленинград окружен; так же, как и при падении Ревеля, произойдет катастрофа проклятого флота. Кронштадт с военными гаванями находится под артиллерийским огнем и бомбами, многие русские корабли уже уничтожены, а к остаткам флота все ближе продвигаются германские минные заграждения. Видимо, скоро придет конец». Действительно, корабли не могли выйти в море. Самый короткий переход - из Ленинграда в Кронштадт - превращался в сложную боевую операцию. Ее заранее разрабатывали в штаб, обеспечивали огнем артиллерии, дымовыми завесами с катеров, прикрытием авиации. Немецкие пушки в Лигове, Стрельне, Петергофе били прямой наводкой даже по рыболовным баркасам, а зимой — по автомашине или по человеку на льду залива. Но балтийцы верили: придет время, и они вырвутся на морские просторы. По решению райкома партии на помощь ослабевшим людям пошли бытовые отряды. В Морской госпиталь были направлены 30 добровольных санитарных дружин. Город-крепость, осыпаемый бомбами и снарядами не отступал от своих привычек. Всю войну ежедневно работала Центральная библиотека. Несмотря трудности с топливом, в ней было тепло. Об этом же позаботился райком партии — организовал разборку на дрова около ста деревянных домов разрушенных бомбами и снарядами. Действовали баня и парикмахерская. Как до войны, в клубах, на кораблях и портах выступали артисты — Клавдия Шульженко, Софья Преображенская, Леонид Кострица. При Доме Флота ныне Дом офицеров существовала постоянная труппа Ленинградского театра комедии и сатиры, давала спектакли и концерты. Осенью 1941 года политуправление флота создало группу писателей-моряков во главе со старым балтийцем, автором сценария фильма «Мы из Кронштадта» Всеволодом Вишневским. Александр Зонин поселялся па линкоре «Октябрьская революция» и писал документальную повесть «Железные дни». О ратных делах балтийцев страна узнала из очерков Николая Тихонова и Александра Фадеева. В ночь на 1 февраля 1942 года от форта «П» в сторону врага вышли две пары дозорных: матросы Вихров и Епихин, Зябков и Лукин. Шел густой снег. Близкий берег, на котором засели оккупанты, терялся во мгле. Но враг оказался еще ближе. По первой паре дозорных неожиданно открыли огонь около 20 фашистских солдат, притаившихся в торосах. Лукин и Зябков, шедшие в другом направлении, тоже натолкнулись на засаду. Лукин был ранен в ногу, но, лежа, истекая кровью, повел, яростный огонь.

Цены уточняют на сайте музея. Летний сад Это первый парк Кронштадта. Когда-то здесь стоял домик Петра I, но он был разрушен во время революции. На месте нынешней главной аллеи парка проходила первая улица города — Петровская. В центре парка насыпана горка с гротом под ней. Здесь красиво летом и осенью, но зимой в парке нечего делать. Петровская пристань К Петровской пристани можно пройти через Петровский парк. Он установлен лицом к пристани, морю и военным кораблям. Туристы приходят на Петровскую пристань, чтобы посмотреть на корабли и сфотографироваться на их фоне. В Кронштадте базируются учебные, боевые и исследовательские суда Балтийского флота, например гидрографическое судно «Сибиряков», учебный «Перекоп», противолодочный корабль «Казанец», тральщик БТ-115 и другие. Иногда корабли уходят в рейды — их количество постоянно меняется. Интереснее всего на пристани в День Балтийского флота, 18 мая, и в День Военно-морского флота, который отмечают в последнее воскресенье июля.

Найденные судьбы и имена: самый крупный портал о блокадном Ленинграде опубликовал новые данные о 239 тыс. Работа по поиску информации и архивных документов во всех регионах России, куда в годы Великой Отечественной войны эвакуировали ленинградцев, продолжается.

Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

Квест-карта содержит не только маршрут перемещения по городу, но информацию о тех объектах, которые встретятся экскурсантам на остановках, поэтому участники сами смогут использовать этот маршрутный лист, как обычный путеводитель или игровой элемент, собрав ключи и расшифровав послание из прошлого. Квест-карту можно получить бесплатно на всех площадках Музея, скачать на официальном сайте visitkronshtadt. Предварительная регистрация не требуется. На уличных стендах будет представлена история Малой дороги жизни - морских коммуникаций в Невской губе Финского залива, а в зимнее время дополнявших и заменявших их — ледовых трасс, которые с началом вражеской блокады и осады Ленинграда в сентябре 1941 г. Малая Дорога жизни помогла выжить жителям Кронштадта, Ораниенбаумского пятачка, островам в Финском заливе. В декабре 1943 г. Место проведения: ул. Восстания, д. Посетителям мероприятия будут представлены обмундирование и макеты оружия, используемые бойцами РККА во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.. Один из стендов экспозиции будет посвящен полному кавалеру ордена Славы Нине Павловне Петровой, которая проживала в Кронштадте. Советская, д.

Экспозиция посвящена одному из самых трагических событий XX века - блокаде Ленинграда и Кронштадта. В течение 872 дней города были полностью отрезаны от всех поставок.

В витринах можно будет увидеть письма, газеты, документы, справки, а также предметы быта того времени из фондов Музея истории Кронштадта. В свою очередь на выставке "Подвиг блокадного учителя" будет представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. Это документы из архивов Петербурга, а также фотографии из личных семейных архивов жителей города, которые будут продемонстрированы впервые - заявления учителей в 1942 году о приёме в партию, тетради с конспектами уроков учеников, фотографии военного времени.

В декабре 1943 г. Восстания, д. Посетителям выставки будут представлены обмундирование и макеты оружия, используемые бойцами РККА во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.. Один из стендов выставки будет посвящен полному кавалеру ордена Славы Н. Петровой, которая проживала в Кронштадте. Советская, д. Выставка посвящена одному из самых трагических событий XX века - блокаде Ленинграда и Кронштадта. В течение 872 дней города были полностью отрезаны от всех поставок. Продовольствие, вода, электричество - всё это стало дефицитом. Но жители, несмотря на холод и голод, продолжали бороться. Посетители смогут познакомиться с иллюстрированным дневником Фаины Прусовой - медицинской сестры, чей оптимизм и непревзойденное трудолюбие стали неотъемлемой частью блокадного быта. Ее история стала олицетворением надежды и выносливости в тяжелейшие времена. На выставке будут представлены работы известных художников А. Трескина и И. Маркеева - военных художников Кронштадта. Их произведения являются живым отражением того времени и позволяют увидеть историю глазами тех, кто был тесно связан с этим периодом. Справки по телефону: 246-48-73. А вы задумывались, что может нам рассказать, как жил город в годы блокады?

В начале октября 1945 года возобновилось автобусное движение. На месте блиндажей и траншей были устроены клумбы и газоны. Шло озеленение улиц. К 1950 году зеленый фонд Кронштадта насчитывал 15 тысяч деревьев и около 30 тысяч кустарников. К концу первой послевоенной пятилетки город был полностью восстановлен. По книге «Кронштадт. Архитектурный очерк» Б. Розадеев, Р.

30 памятных мест Ленинградской блокады

Патриотическая акция "Свеча Памяти" в честь годовщины прорыва блокады Ленинграда / Фото: Министерство обороны РФ. Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание.

Ливень из осколков и камней

  • 30 памятных мест Ленинградской блокады в Санкт-Петербурге
  • Роль позабытого Кронштадтского Сражения осенью 1941 года в Великой Отечественной войне
  • Блокада Ленинграда. 872 дня и ночи. Полная хроника. 1941-й (А. В. Сульдин)
  • Книга памяти блокадного Ленинграда
  • Медиафайлы
  • Петербургский дацан во время блокады Ленинграда

Кронштадт в ВОВ

По льду Финского залива была проложена «Малая дорога жизни» через Ораниенбаум, форты, Кронштадт и Лисий нос. На кронштадтском Морском заводе производился ремонт кораблей. Минуя немецкие минные заграждения, из Кронштадта осуществляли выход в море подводные лодки.

Наступали холодные дни. Дрова в город перестали привозить. Ведь наш город — это остров. Когда прекращались бомбежки, старшие три брата с тележкой ходили к заливу, собирали глушенную взрывами рыбу, прибитые волной доски и бревна останки погибших кораблей , которые все были в мазуте и горели очень хорошо. Грузили на тележку и везли домой по булыжной мостовой, а на нашей улице Зосимова была просто земля, как в деревне. Асфальта в городе вообще тогда не было.

Братья дрова распилят, расколют, и ими топили печку и плиту. Начался голод. Было и так, что идет человек по городу и от истощения и постоянного холода падает и умирает. Братья ходили на свалку, среди выброшенных госпиталем окровавленных бинтов, ваты, ампутированных человеческих рук и ног выискивали окурки чинарики , ссыпали из них по капелькам в спичечный коробок махорку и шли к военным. За один коробок махорки военные давали кусочек хлеба. Однажды один офицер говорит старшему брату: — Парень, а ты можешь на бревне переплыть залив и вернуться обратно? Брат все сделал, как сказал офицер, и за это тот дал ему одну буханку хлеба. Брат не отломал от нее ни кусочка и не съел.

Все принес домой. Было и такое время, что от недоедания и недосыпания у отца и старших братьев пухли ноги. Русские сапоги у отца было не снять. Пришлось сначала разрезать голенища, а потом только сняли сапоги. Голодающему Ленинграду из Кронштадта пошли баржи с продовольствием, и в связи этим военным урезали нормы питания. Немцы баржи ужасно обстреливали с другого берега, некоторые баржи шли на дно, а мешки с мукой не все тонули. Однажды братья нашли на берегу залива такой мешок с мукой, прибитый течением. Это нам было очень кстати.

Блины мама пекла на воске. Молока корова стала давать мало. Ведь у коровы молоко на языке, как покормишь, так и подоишь. А что она ела — только одну траву. Мама молоко разводила водой, чтобы всем хватило. Нашего отца оставили на брони. Он работал вулканизатором, заваривал в горячем цеху шины и покрышки для машин, которые в этом очень нуждались. Особенно когда открылась Дорога жизни.

Как ее называли: Ладога, родная Ладога. Даже песня такая есть. И пошли по льду Ладожского озера и Финского залива машины с продовольствием. Машины всегда шли с открытыми дверцами, чтобы шофер мог выскочить при бомбежке. Однажды в цех, где работал отец, попал снаряд. Кто тогда пострадал, я не знаю. Отца нашего только контузило. Со временем контузия прошла, и он снова стал работать.

Потом, спустя много лет, когда он уже был на пенсии, его приглашали на работу учить молодых своей специальности. В райсобесе, когда увидели ее, просто обалдели и указывая на дверь, стали говорить на повышенных тонах: — Как, это вы с такой семьей еще не уехали???!!! Вон отсюда! Вот вам сроку 24 часа, уезжайте срочно, чтобы духа вашего здесь не было. Если не уедете сами, то пришлем машину и вывезем вас! Деньги, конечно, дали. Пришлось уехать.

Будут представлены обмундирование и макеты оружия, используемые бойцами Красной армии во время Великой Отечественной войны. Один из стендов выставки посвящен Нине Павловне Петровой, снайперу, полному кавалеру ордена Славы, которая жила в Кронштадте. Посетители смогут ознакомиться с иллюстрированным дневником Фаины Прусовой — медицинской сестры, чей оптимизм и трудолюбие стали легендой. Как научиться задавать фотографии вопросы, чтобы она «заговорила с нами»? Что можно прочитать в письмах военных лет? Какую малоизвестную информацию о жизни блокадного города можно найти на страницах газеты «Рабочий Кронштадт»?

Непринцев вместе с другими художниками — В. Пророковым, В. Соколовым, С. Боимом — выпускал сатирические плакаты, объединенные общим названием «Балтийский прожектор».. После демобилизации в 1946 году Непринцев вернулся в институт и стал членом Ленинградского Союза художников. Наш проект был отмечен экспертами как заслуживающий поддержки из почти десяти тысяч инициатив, представленных на второй конкурс 2018 года. Нам предстоит большая работа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий