Новости интервью зубаревич последнее

Наталья Зубаревич — российский экономико-географ, специалист в области социально-экономического развития и экономико-политической географии.

Наталья Васильевна Зубаревич

Наталья Зубаревич — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/финансы. Сегодня в прямом эфире своё Особое мнение выскажет Наталья Зубаревич, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ. Прочитать биографию и последние новости о Наталье Зубаревич можно на Профессор МГУ, специалист по социально-экономическому развитию российских регионов Наталья Зубаревич в интервью прогнозирует резкое падение уровня жизни людей в России! Профессор МГУ Наталья Зубаревич, подводя экономические итоги 2023 года, объяснила причины низкой безработицы и рассказала, почему нефтяники ХМАО не ощущают роста зарплат. Темы выпуска:Россия может перейти на шестидневную рабочую неделю;Почему реализуются самые «фантастические» законопроекты;Российско-китайские экономические отношения;Плюсы ориентированности экономики России на Китай;Китай объявил Владивосток своим вну.

Зубаревич: туризм в регионе будет востребован, но экономику он не «вытащит»

Что ждет российскую экономику. Наталья Зубаревич Главная» Новости» Зубаревич наталья васильевна ютуб последние выступления.
Наталья Зубаревич, специалист по региональной экономике — Понедельник Наталья Зубаревич затронула вопросы демографии и экономики, децентрализации, качества перераспределения налогов и объем федеральных трансфертов в бюджет регионов и консолидированные расходы субъектов РФ.
Профессор МГУ Наталья Зубаревич: «Пусть идут на фиг, кто поет про агломерацию российских городов» Главные новости о персоне Наталья Зубаревич на Будьте в курсе последних новостей: Более чем 40 лет санкций серьезно сказались на экономике Ирана: Всемирный банк подсчитал.
В Калининграде вызовы бешеные. Зубаревич о турбулентности в РФ и регионе — РБК Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Всё хуже, чем кажется!
Экономист Зубаревич уверена, что ИИ не сможет заменить человека Наталья Зубаревич – экспертные материалы от авторов «Ведомостей».

Профессор МГУ Зубаревич предрекла экономике Татарстана трудности: "Боюсь, все еще впереди"

Как сказал нам министр финансов Силуанов, расходы на оборону в 2023 г. Так что ваши регионы, если верить федеральному бюджету, еще и в будущем году жировать будут… Но у меня детский вопрос — а как долго будет продолжаться праздник финансирования-то? Уже в 2025 г. Эти деньги я не рискнула бы назвать стабильными, — комментирует она ситуацию роста промышленности.

Конечно, в этих показателях могут скрываться и дачи, и индивидуальное жилищное строительство. Строительная сфера показывает существенные результаты благодаря в том числе программам льготного ипотечного кредитования. Однако экономист отмечает, что превалирующая доля ипотечного кредитования при покупке квартир означает, что и стройку тоже поддерживает бюджет.

Ведь разницу между реальной ставкой и льготной покрывает он. Они подползают к половине триллиона рублей, — заключила эксперт.

Новые санкции, если они будут введены, не смогут перекрыть эти связи», — подчеркнула Наталья Зубаревич.

Хотя относить все это на счёт металлургии было бы неправильно, так как там, по сравнению с Липецкой НЛМК и Вологодской «Северсталь» областями, обрабатывающий сектор более диверсифицирован. По мнению Натальи Зубаревич, в России есть две основные экономические проблемы — это снижение численности рабочей силы о ситуации в регионах Наталья Зубаревич уже рассказывала «Про Металлу» в эксклюзивном интервью , которое неизбежно затормозит восстановительный рост, и так называемую структурную трансформацию. Сейчас непонятны объёмы будущих доходов федерального бюджета.

Не ясно, каковы его возможности поддерживать отрасли, регионы и население одновременно, при том, что финансирование СВО и гособоронзаказа останется приоритетом. Гособоронзаказ защитил российскую промышленность от санкций Запада РИА Новости Она сдержанно отнеслась к сравнению, что ситуация в России становится похожей на поздний СССР с разорительной гонкой вооружений.

Ее доклад был посвящен тенденциям развития российских регионов. Наталья Зубаревич затронула вопросы демографии и экономики, децентрализации, качества перераспределения налогов и объем федеральных трансфертов в бюджет регионов и консолидированные расходы субъектов РФ. Эксперт также обратила внимание на вопросы пространственного развития регионов.

А мировой зерновой рынок пошел вниз, Франция, Болгария, Румыния предлагают зерно по более низкой цене, и наши трейдеры проигрывают тендер за тендером, зернохранилища затоварены. Вы хотите, чтобы наши зернопроизводители больше получали?

Только результатом станет затоваривание внутреннего рынка и падение внутренних цен на зерно. У сельхозпроизводителей останется меньше денег на закупку сельхозтехники, удобрений и далее по списку. Или вот сказали, что теперь не меньше половины того, что вы сеете, должен составлять отечественный посевной материал. Только он хуже, и его недостаточно. До сих пор рост российского растениеводства: сахарная свекла, кукуруза, картошка и в меньшей степени зерно — шел за счет импортных семян высокой продуктивности. Мировая генетика сильнее, чем отечественная, что тут поделаешь. Иностранный семенной фонд в сочетании с плодородными российскими землями давал прекраснейшие результаты в агросекторе.

Посмотрим, что будет с урожайностью в следующем году. И примеров такой рулежки я вам могу привести десятки. Она приводит к дисбалансу, к некоторым ухудшениям, но всегда кто-то оказывается в выигрыше. Сейчас крупный бизнес начинает скупать семеноводческие хозяйства. А в проигрыше окажется аграрий, который потеряет на урожайности, но этого никто и не заметит. Мы и так полностью обеспечиваем себя сахарной свеклой, кукурузой, картошкой, а по зерну — Россия второй экспортер в мире. Как выглядит милитаризация экономики — Как свободный рынок сочетается с такой вот плановой рулежкой?

К чему это может привести? Но он есть в отраслях ОПК оборонно-промышленного комплекса — Примеч. Решение о нем было принято в 2012 году, а к 2019-му он в целом был выполнен. И тогда расходы на нацоборону, где главным был гособоронзаказ, достигли примерно 3,5 триллионов рублей. В прошлом году это уже было под 5 триллионов. Милитаризация экономики — это вовлечение все большего количества отраслей в работу военно-промышленного комплекса и внебюджетные расходы, когда все идет под ВПК: хлеб печется, форма шьется, металл широким потоком льется исключительно в гособоронзаказ, а не частным компаниям и не на экспорт. Он, впрочем, и сейчас льется, но только потому, что на внешнем рынке наш металл стали покупать меньше, внутренний рынок наполнился, и любой покупатель стал хорош.

А если он еще платит более-менее адекватную цену, покрывающую ваши издержки, то вообще здорово. Это то, что происходит с черной металлургией в Российской Федерации. Но и здесь мы наблюдаем целиком рыночные механизмы. Еще 7 с лишним триллионов идут на соцполитику. Из них более половины — трансфер к пенсионному фонду, поскольку страховые платежи, собранные с работодателей, с наших с вами зарплат, не покрывают все нужды на выплату пенсий. Меньше половины идет на поддержку так называемых федеральных льготников. Плюс материнский капитал.

На следующий год более 1,3 триллиона — это выплаты семьям с детьми без материнского капитала, и плюс еще без малого 500 миллиардов составляет собственно материнский капитал. Все это сидит в социальной политике. Я вообще не загадываю, потому что ситуация меняется каждые полгода, а то и чаще. Оказалось, что это не так. Масштабов этой перестройки не мог предположить никто. Люди просто отгораживаются и пытаются жить своей обычной прежней жизнью. Они приняли все происходящее как данность: я ничего не могу изменить, а значит, буду жить в предложенных обстоятельствах.

Но, когда выхожу из этого состояния, конечно, я не могу отгородиться. Думаю, что немало людей живут примерно так же. Это те, кто не хочет становиться слепоглухонемым. С точки зрения человеческой психологии, капсулирование — правильный выход, оно спасает психику. Поэтому я никого не осуждаю. Когда я говорю, что люди закрылись, поставили бронебойную стену — это констатация происходящего. Если бы я сказала, что люди такие-сякие, гадкие и нехорошие, это было бы осуждение.

Но я так никогда не скажу. Люди ищут тот способ адаптации, который им по силам. А вот для будущего это очень опасно. Вернуть страну даже к тому уровню гуманизации, который появился в последние годы, к той благотворительности, которая была у нас еще недавно, будет очень трудно. В понимании, что надо помогать другим, мы откатились так далеко, что будем выползать еще долго. Но Нюта в своей сфере — боец. И она очень мощный человек, что все-таки это делает.

А что результат этих разговоров стремится к нулю, было понятно до старта. В субботу работала, пропустила мимо ушей, а в воскресенье проснулась, осознала, что происходит, и мы с мужем стали всех обзванивать. У нас же в Израиле куча друзей.

Профессор МГУ Зубаревич предрекла экономике Татарстана трудности: "Боюсь, все еще впереди"

Почему российское автомобилестроение — в депрессии — Едешь по Москве и видишь невиданное количество новых машин с непривычными названиями. Салоны, продававшие европейские и японские модели, меняют вывески. Люди долго держали паузу, но теперь они морально готовы к переходу на китайские машины. Еще раньше этот выбор сделали автодилеры, потому что, если тащить автомобили параллельным импортом из Европы, цена на них становится такой, что люди отшатываются. Малыми партиями что-то завести можно, но это уже не бизнес. А из Китая можно системно наладить поставки. Я тут спросила своих студентов: «Вы понимаете, что ваша первая машина будет китайской? Между «китайцем» и «Ладой Гранта» выбор очевиден. Все-таки экономические головы хорошо работают!

Калининград, Елабуга тоже будут переходить на китайскую сборку, идет переналадка линий. Это все не быстрый процесс, к тому же требующий инвестиций. Но если вы в удачные годы выпускали по 200 тысяч автомобилей, то выйдете ли вы на этот же уровень с китайской сборкой? Этого никто не знает, но, по моим ощущениям, до масштаба сборки, которые были у Volkswagen, Renault, Toyota, корейских компаний, дело не дойдет. И также никто не знает, согласятся ли китайцы поставлять комплектующие для сборки, или им выгоднее сразу продавать готовую продукцию. В общем, автомобилестроительная отрасль пока в тяжелой депрессии. Их увольняют? Но у меня есть четкое понимание, что, например, в Калуге больших проблем не будет, там есть оборонные предприятия, нуждающиеся в рабочей силе.

В Калининграде сложнее — там, кроме судостроительного завода «Янтарь», крупных промышленных предприятий особо и нет. Но в условиях дефицита рабочей силы проблема занятости решится сама собой, даже если надо будет немного переучиться. Синий воротничок, который умеет работать руками, обязательно будет при деле, поэтому большого влияния на безработицу остановка автомобильных заводов не имела даже в 22-м году, а уж сейчас тем более. Когда мы говорим про депрессию в автомобилестроительных регионах, то имеем в виду спад промышленного производства без явных признаков увеличения безработицы. Расчеты за экспорт в рублях — это хорошо или плохо? Если цены на сырье коррелируют с курсом рубля, то почему он падает? Мы покупаем за твердую валюту, а продаем за рубли, рупии, юани. Россия в свое время настояла на этом, потому что иначе могут быть арестованы платежи, проходящие через банки.

А чистая оплата в рублях, в юанях и в рупиях безопасна. К тому же она дает возможность взаимозасчитывать поставки. Вы туда нефтепродукты, а вам оттуда техника или что-то еще. С Китаем у нас почти баланс экспорта и импорта, и был даже период, когда экспорт из России в Китай превысил импорт в силу резкого удорожания нефтегаза. Поэтому расчеты что в юанях, что в рублях возможны, эти деньги есть куда пустить. А вот в рупиях расчеты не выгодны, потому что вывозим мы в Индию много, а покупаем мало. Так или иначе, твердой валюты теперь не хватает. Это и есть главный фактор обесценения рубля.

Чтобы компании оставляли нефть в стране, государство должно доплачивать? Из них больше всего экспортируется дизельного топлива — половина всего произведенного в Российской Федерации. Объемы экспорта начали сокращаться только в 2023 году. Его как-то удалось скоординировать с Саудовской Аравией, и нефть стала расти в цене. Теперь что касается недавнего дизельного и бензинового кризиса. С 2019 года правительство ввело режим обратного демпфера, когда нефтеперерабатывающим заводам доплачивали, чтобы они оставляли продукцию на внутреннем рынке. Этот демпфер рос год от года, и по 2022 году сильно превысил 2 триллиона рублей. Еще весной шли разговоры о том, что его уполовинят, но реально решение созрело в сентябре.

А мировые цены с лета уже начали расти, экспорт становился привлекательным чрезвычайно. На внутреннем рынке стало работать куда менее выгодно. Сейчас принято решение о том, что можно экспортировать только по двум так называемым продуктопроводам, без посредников, причем половину произведенного надлежит оставить на внутреннем рынке. Частично это выровняет ситуацию, да и трубу контролировать несложно. Но главное-то не это. К чему приводит ручное управление — А что главное? В следующем месяце рванет еще где-то — например, исчезнут лекарства для диабетиков. Когда экономика находится в неустойчивом положении, все время возникают, как в подростковом возрасте, прыщи на лице.

И все это разруливается ручками. Должны же быть какие-то более экономически устойчивые механизмы. Сейчас запретили продавать зерно на глобальных рынках ниже рекомендованной Минсельхозам в 270 долларов за тонну. А мировой зерновой рынок пошел вниз, Франция, Болгария, Румыния предлагают зерно по более низкой цене, и наши трейдеры проигрывают тендер за тендером, зернохранилища затоварены. Вы хотите, чтобы наши зернопроизводители больше получали?

Такое мнение в интервью «Business FM Калининград» выразила российский экономист, специалист в области социально-экономического развития регионов, профессор МГУ им. Ломоносова Наталья Зубаревич. И когда нужно будет отдохнуть, туризм будет востребован», — сказала профессор.

Вопрос, как это будет вывозиться, поскольку европейский рынок закрыт, а Транссиб не в состоянии перевезти те объемы, которые добывает Кузбасс. Эта проблема уже долгосрочная. Частичное ее решение попытались найти, направив перевозки в порты Черного моря. Что-то кругом везут на мурманский порт. Тут ситуация очень простая. До тех пор, пока мировые цены на уголь будут благоприятные, [угольщики] могут покрывать этим удорожание логистики. Но если мировые цены пойдут вниз, как следствие, часть экспорта будет нерентабельной, убыточной. Во-вторых, не надо ожидать, что намного больше удастся перевести на Восток, потому что с углем конкурируют другие важные грузы, в том числе контейнерные. RU — Получается, если такая ситуация продолжится, то угольные компании Кузбасса будут вынуждены снизить добычу? Но опять же, [компании] будут искать альтернативные способы перевозки, чтобы не снижать добычу, но только при высоких мировых ценах. Стоимость — ключевая история. Разрешить все проблемы перевозок сейчас невозможно. Накопление угля на складах до какого-то периода можно продолжать, но тоже не бесконечно. Их, по большому счету, нет. В 2022 году бюджет Кузбасса закончил неплохо, потому что были шикарные цены на уголь. У угольных компаний — большая прибыль, и, как следствие, в казну от них приходили огромные налоги. По 2023 году у меня есть статистика лишь по регионам России в целом, но и здесь цифры в плюсе. Правда, все доходы в бюджет считаются просто в рублях, без учета инфляции, но тем не менее этот рост ее перекрывает. Ущербы в долгосрочной перспективе для Кузбасса очень вероятны, но о них пока говорить рано. По утвержденному плану в 2023 году доходы в бюджет Кузбасса составят 213,4 миллиарда рублей, расходы — 269,8 миллиарда, дефицит — 56,5 миллиарда. Это рекордные цифры за последние годы. Это чуть больше 15 миллиардов рублей. Кузбасс движется вперед? По сравнению с другими главами регионов, насколько хорошо, по вашему мнению, он выполнил свою работу? Политологи отмечают, что регион при нем сильно изменился... С точки зрения экономики, ее структуры и динамики Кузбасс не изменился совсем. Последние два года мировые цены на уголь были хорошие, что позволяло генерировать прибыль, платить налоги в бюджет, сохранять рабочие места. Но приписывать это мудрому руководству господина Цивилева я бы не стала. Вспомним 2013 год с дикими провалами стоимости на топливо на мировом рынке. Мы что, это будем списывать на руководство Амана Тулеева? А при чём он здесь? И мало того, он ничего решить не может, потому что все эти выдвижения возможны только с инициации управления внутренней политикой администрации президента. Давайте не фантазировать. RU — Какой человек, по вашему мнению, нужен Кузбассу, чтобы продолжать движение вперед? Продолжать адаптироваться к изменившимся обстоятельствам, я бы сказала, что это более точная формулировка. Могу вас разочаровать. С той конструкцией власти, которая сформирована в России, фигура первого лица [региона] не имеет такого большого значения. Зависимость от федеральных решений настолько велика, что, в общем, действия губернатора вторичны. Во-вторых, губернаторы сейчас даже не могут создать команду людей, с которыми они вместе работают. Каждый ваш региональный министр утверждается профильным федеральным министерством. Это не команда, а собрание людей, утвержденных властями: Министерство здравоохранения, обороны, финансов. Личность губернатора, за редкими исключениями, роли не играет. Есть очень хорошие губернаторы, к примеру глава Калининграда Антон Алиханов. Но что он может сделать в условиях перекрытия границ? Функционал губернатора сегодня: правильно взаимодействовать с бизнесом и ставить те задачи, которые помогают населению. Чему мы могли бы у них научиться и чего хорошего перенять? К примеру, у него очень сильная управленческая команда. Татарстан действительно по структуре экономики очень продвинутый регион. Вопросов нет. А с Узбекистаном — чистый пиар. RU — Некоторые эксперты говорят, что за последние годы Кузбасс вошел в число регионов-любимчиков у федеральных властей. Так ли это? И по сравнению с другими регионами насколько много центр страны уделяет внимание нашему региону? Я думаю, тут сидят еще и старые страхи, потому что, как мы помним, в 90-е шахтеры Кузбасса перекрывали Транссиб. Чтобы не вызвать такие волнения вновь, конечно, власти на федеральном уровне стараются как-то смягчить проблемы этого очень индустриального региона. Хотя ваши шахтеры далеко не те, которые были в девяностые. Выходить особо они никуда не будут. Если его построят — это будет третий аэродром региона. Стоит ли своих денег? Впервые о строительстве аэропорта в Шерегеше заговорили пять лет назад, в 2018 году инвестиции, по данным «Интерфакса», оценивались в 14 млрд рублей. Уже тогда многие говорили, что проект не окупаем. Тем не менее через несколько лет, в 2022 году, был объявлен тендер на разработку проекта строительства аэропорта в Шерегеше. Недавно мы спрашивали у главы Кузбасса, зачем региону третья воздушная гавань.

И этот эффект будет продолжаться на протяжении всех 20-х годов. Это базовая причина. Второе, с рынка труда ушли 300 тысяч мобилизованных, минус 450 тысяч контрактников. Да, уже меньше поуехавших, многие вернулись, но какая-то их часть до сих пор не вернулась», — подчеркивает эксперт в интервью RTVI. Еще одна не менее важная составляющая — это заработная плата. На предприятиях оборонно-промышленного комплекса она значительно выросла, но не настолько, чтобы «затмить» нефтегазовую отрасль. Там, кстати, тоже зарплаты растут.

Наталья Зубаревич, специалист по региональной экономике

И когда нужно будет отдохнуть, туризм будет востребован», — сказала профессор. При этом, по её словам, «вытащить» экономику региона туризм будет не в состоянии. Цены-то у вас на жилье продолжали расти до последнего», — пояснила Зубаревич.

То есть, размер имеет значение, но для некой устойчивости, а мы обсуждаем текущую ситуацию, и тут кто в лес, кто по дрова. Еще одна фишка. Вся страна — я наблюдаю это второй год подряд, но в 2023-м это как-то феноменально круто — заедает и запивает свои проблемы проживания, скажем так, в турбулентных условиях. Именно вот заедает и запивает — это ключевые слова. Вот этот процесс снижения психологического дискомфорта с помощью еды и питья, он, видимо, шире распространен, ну плюс там еще и гости бывают. Либо они не волнуются и турбулентность у них не видна и не слышна, либо столько общепита сидит в тени, что понять, сколько эти ребята производят продукции, довольно сложно. Мне кажется, это сочетание двух факторов. Потому что плечо перевозок чудовищно огромное, издержки логистики выросли в разы.

И мы понимаем прекрасно, что преимущество, которое было у всего Северо-Запада — рядом рынки сбыта — оно утрачено. И дальше все будет зависеть от цены. Если цены на вывозимую продукцию — а это в основном сырье — будут высокими, то тогда как-то логистику подорожавшую можно пережить, а если цены будут снижаться, ну вы ж в убыток-то себе возить не будете, а издержки выросли. Я смотрю дальше вперед и полагаю, что вот эта флуктуация от лат. История учит, что все когда-то заканчивается, поэтому — сейчас так, а что будет через 5-7-10 лет, я предугадывать не берусь. Но то что через 10-20 лет статус Питера как окна в Европу восстановится, у меня нет ни малейших сомнений, я просто сроков не знаю. В [импортозамещение] относительно несложной продукции. Например, связанной с техникой для добычи нефти. Мы ее производили в советское время, можно расширить, что-то добавить, улучшить. Или, например, с производством каких-то присадок для химической промышленности — мы их тоже производили, но НПЗ стали покупать — нефтехимики — импортное, то, что лучше и дешевле, но заменить сейчас можно.

То, что обыденно и имеет аналоги технологические, сделать можно. То, что абсолютно hitech и новое, тут у меня большие вопросы. С другой стороны, мы видим, как это происходит в грузовом транспорте: замена идет за счет поставок китайских. Поэтому каждый бизнес будет думать: я сейчас вложусь, а на рынке окажутся конкурентами китайцы, я отобью или не очень? Вот это тоже надо держать в голове. Пока мы видим базовый тренд не на импортозамещение, а на параллельный импорт, и это надо понимать. Военные технологии, моторы большие, турбины будут возить, мы их делать не умеем. Риски будущего — За какими экономическими угрозами нужно следить регионам в следующем году? Не в следующем году, а в течение нескольких лет это постепенный выход из строя и необходимость ремонта современного высокотехнологичного оборудования, например, парогазовых установок, которых Россия не делает. И заменять его будет очень и очень сложно, особенно крупногабаритное — в чемодане не провезешь.

И эта проблема будет нарастать, это железно. Да, что-то и многое умеют делать китайцы, но не все. И вот то, что не умеют — это головная боль для бизнеса, как он это будет заменять.

По словам профессора, ИИ будет проявляться в производственном секторе, где многое автоматизируется. Нейросеть научилась рисовать впечатляющие картины, писать программный код и стихи и даже попыталась доказать научную теорему. О главных достижениях ИИ, а также о том, несет ли его развитие опасность для человека , — в материале «Вечерней Москвы».

Из интервью в интервью она не перестает поражать тем, как один человек может знать все обо всех российских регионах и не сойти с ума, лучше всех понимая, куда там движется экономика. Андрей Шашков попросил Наталью Васильевну вынести вердикт по итогам данных за третий квартал — пациент скорее жив или мертв? Какие основные выводы о текущем состоянии российской экономики, об эффекте санкций и об адаптации к ним можно сделать, анализируя макроэкономическую статистику по итогам июля — сентября 2022 года? Продолжается падение во многих секторах. Пока медленное, но все же этот тренд — который, кстати, приостановился было в августе! Отрасли, затронутые санкциями, показывают падение.

Отрасли, не затронутые санкциями, частично тоже показывают падение! Особенно в потребительском непродовольственном секторе. Но они падают давно, потому что проблемы с комплектующими для них как были, так и остаются. Вообще там, где все завязано на импортных комплектующих, падение самое сильное, иногда даже без всяких санкций типа как с холодильниками и стиральными машинами. Плохо себя чувствует деревообработка, в основном за счет того, что это северо-запад, где просто закрыт вывоз продукции на европейский рынок. Но кое-где падения нет — по понятным причинам не падает пищевая промышленность — кушать людям нужно всегда.

Растет алюминий, потому что там остаются рынки сбыта. Какой статистики вам как ученому не хватает больше всего из той, что публиковалась до начала СВО и перестала публиковаться сейчас? Ну данные по бюджету мы все-таки как-то добываем. Пока они у меня есть.

Зубаревич: туризм в регионе будет востребован, но экономику он не «вытащит»

Перед началом лекции Наталья Зубаревич дала интервью журналистам КФУ, в котором кратко охарактеризовала экономику Татарстана в новых экономических условиях. Информинг» В Мире» Экономика» Экономист Зубаревич заявила о чудовищном обнищании значительной части населения в России. Такое мнение в интервью «Business FM Калининград» выразила российский экономист, специалист в области социально-экономического развития регионов, профессор МГУ им. Ломоносова Наталья Зубаревич.

Наталья Зубаревич

По словам эксперта, понимать, что происходит в этой сфере, очень важно, поскольку ситуация с населением во многом определяет состояние дел в других отраслях. Уже в 2016 году — [показатель естественного прироста составил] практически ноль. А вот [после] пошли уже минуса, которые сделались чудовищными. В 2021 году у нас естественная убыль — один миллион 40 тысяч человек. Вон он, ковид. Это говорит о том, что самые жесткие последствия ковида уже потихоньку проходят. Профессор говорит, что в период пандемии в Россию стало приезжать меньше мигрантов в 2022-м приехало три миллиона человек вместо обычных 4—4,5 миллиона : тогда в стране зафиксировали миграционный отток. Ситуация выправилась только к концу года — [тогда появился] маленький миграционный прирост, — поделилась экономико-географ.

Тем не менее к статистике по миграции за 2022 год эксперт относится с недоверием, поскольку в последнее время произошли изменения в методике подсчета. Вот смотрите, кому 30—35 и кому 20—25 Наталья Васильевна показывает слайд, где поколение 20—25-летних выглядит крайне небольшим по сравнению с более старшими. Такая ситуация будет продолжаться до конца 2020-х годов, и мы с этим ничего сделать не можем. Просто ничего. Если молодых мало, то и рожать будут меньше. А вот доля старшего поколения, которое сейчас готовится к выходу на пенсию, в презентации по словам ученой, она основана на данных Росстата и, отчасти, Федерального казначейства Зубаревич выглядит очень большой. Значит умирать будут больше.

Поэтому естественная убыль населения в России запрограммирована в больших масштабах до конца 2020-х годов, — считает профессор. Но им сейчас, извините, еще и 10 лет нет, а средний возраст рождения ребенка у нас — 24,5 года. В отдаленных от Москвы регионах России, за исключением нефтегазодобывающих, ситуация с миграционным оттоком и естественной убылью наиболее плачевна. Отрицательную динамику показал и Приволжский федеральный округ. Исключением из этого правила стал только Татарстан. Это надо четко понимать. По наблюдениям эксперта, в период коронавируса Москва и Санкт-Петербург перестали показывать большой миграционный прирост, люди в большей степени ехали в Московскую и Ленинградскую области, где жилье дешевле.

Уже сейчас понятно, что рушится газовый экспорт, а его перенаправить невозможно. Пока работает все то оборудование, которое мы закупили, но когда-то у него наступает срок ремонта. Еще очень важное наблюдение: общее консенсусное ощущение, что по потребительскому импорту справились. Да, «труба пониже, дым пожиже», но рынок не стал остро дефицитным. По импорту промежуточного типа — это комплектующие — уже существенно сложнее. И самые большие сложности по так называемому инвестиционному импорту — это готовые машины и оборудование. Вывод: не бежать впереди паровоза. Помнить, что наша страна прошла через такое количество ударов, что, в общем, опыт уже наработан.

Помнить, что российский бизнес невероятно живучий, ему больно и тяжело, но он пытается выкрутиться. И помнить, что в 2023 году спад продолжится и это уже официальные прогнозы Минэкомразвития и Центробанка. Не надо гнать волну, что мы все помрем, все грохнется, все развалится. Не правда. Не надо гнать другую волну: мы все преодолеем, у нас все будет хорошо, мы все «импортозаместим». Не все, очень многое не сможем. Дело не в объемах [производства], дело в том, на какой степени технологического прогресса и доходности мы окажемся. Прогресс вниз, доходность вниз».

Мобилизация и рынок труда «Мобилизованные — это прежде всего синие или голубые воротнички. Это люди, которые работали руками. Позабирали очень много механизаторов, кого-то из добывающих отраслей, шахтеров. И это те, кто работает в отраслях, где и так не хватает рабочей силы.

Это базовая причина. Второе, с рынка труда ушли 300 тысяч мобилизованных, минус 450 тысяч контрактников. Да, уже меньше поуехавших, многие вернулись, но какая-то их часть до сих пор не вернулась», — подчеркивает эксперт в интервью RTVI. Еще одна не менее важная составляющая — это заработная плата. На предприятиях оборонно-промышленного комплекса она значительно выросла, но не настолько, чтобы «затмить» нефтегазовую отрасль. Там, кстати, тоже зарплаты растут.

А причина в том, что мужчин, которые ездили на вахты, поубавилось.

Лесопереработка до конца из кризиса не вышла, у нее основной рынок сбыта все же европейские страны. Везти по железной дороге — просто места нет на них там, Транссиб в сторону Китая забит. У лесопереработчиков гигантские логистические издержки. А они не настолько прибыльны, чтобы покрыть эти резко выросшие затраты на дорогу товара к потребителю», — рассказала Наталья Зубаревич. Она добавляет, что планомерное сокращение расходов на оборонку, очевидно, начнется с 2025 г. Следовательно, шиковать осталось недолго. Как сказал нам министр финансов Силуанов, расходы на оборону в 2023 г. Так что ваши регионы, если верить федеральному бюджету, еще и в будущем году жировать будут… Но у меня детский вопрос — а как долго будет продолжаться праздник финансирования-то? Уже в 2025 г.

Что должно измениться в стране? Наталья Зубаревич про минусы огромных территорий, регионы и власть

Профессор также пояснила: сейчас наблюдается настоящая «гонка зарплат». Поскольку в бюджетных организациях заработная плата выросла, чтобы сохранить количество занятых, то и бизнесу пришлось раскошелиться, чтобы сохранить своих работников. Но бесконечно, по мнению экономиста, так не будет, потому что работодатель не может без конца продолжать гонку и тягаться с бюджетом РФ. Наталья Зубаревич акцентировала внимание и на эффекте базы, из-за которого нефтяники слабо ощущают рост заработной платы. Так, по ее словам, значительный рост доходов почувствуют в тех регионах, где изначально низкие зарплаты. Если у вас зарплата была 25 тысяч рублей и выросла до 30-33 тысяч рублей, то вы это почувствуете. Поэтому на северах и в Москве темпы ниже, но это не значит, что хуже.

Но есть и общие для всех риски — это, в частности, рост производственных издержек, удорожание кредитов, рублевая и инфляционная неопределенность. Ситуацию мы обсудили с главным научным сотрудником НИУ ВШЭ, специалистом в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии Натальей Зубаревич. Фото: Алексей Меринов Жизнь за чужой счет — На 1 сентября госдолг регионов составил 3,1 трлн рублей — сообщила в начале октября исполняющая обязанности председателя Счетной палаты Галина Изотова. Более свежих статданных нет, но, по словам Изотовой, с учетом сокращения ряда важных для субъектов межбюджетных трансфертов есть риск, что госдолг субъектов продолжит расти. Вы согласны с такой оценкой ситуации? В условиях значительного роста цен это болезненно для регионов. Сокращение трансфертов произошло более чем в половине регионов РФ, но кое-где был весьма заметный рост. Большинство высокодоходных, а также среднедоходных субъектов получили за десять месяцев меньше денег от федерального центра. А с учетом инфляции сокращение трансфертов еще больше. Теперь про долг. На 1 января текущего года суммарно он составлял чуть меньше 2,8 трлн рублей, сейчас — 3,1 трлн рублей. Дело в том, что практически на полтриллиона рублей выросли так называемые бюджетные кредиты. Да, формально это дополнительная нагрузка на бюджеты регионов, но давно известно, что порой эти кредиты пролонгируются, а кому-то даже прощаются. Например, эти деньги, фактически бесплатные, вместо возврата можно было потратить в 2023 году на модернизацию ЖКХ. Наоборот, дорогие кредиты регионам со стороны банков по высокой ставке сократились с начала года вдвое — со 126 млрд до 64 млрд рублей, их заместили бюджетными кредитами. Насколько эта проблема серьезна? Да, слаборазвитые регионы живут исключительно в расчете на федеральную помощь и, мягко говоря, не сильно заморачиваются. Посмотрим, что из этого получится. Министр-то все сказал абсолютно правильно. Но в отношении Чечни и четырех так называемых новых территорий это решает не Минфин. В России сложилась межбюджетная система с огромным перераспределением средств. Субъекты, которые умеют зарабатывать сами, явно не в восторге от такого положения вещей, но их никто не спрашивает. Прежде всего это федеральные города и регионы нефтегазодобычи. В расчете на душу населения высокую бюджетную обеспеченность имеют также Крым и Севастополь. Сами они не зарабатывают, просто к ним особое отношение.

Позвольте напомнить, что такого кризиса не было никогда, поэтому пускать легковесные лозунговые кличи — не очень профессиональное занятие. В целом же можно сказать, что легче других кризис 2022 года прошли регионы с диверсифицированной экономикой. Многие отрасли испытывают проблемы именно по этой причине. Терминалы портов Балтии стоят полупустые, потому что к ним не идут западные контейнеровозы. При этом дико перегружены порты Дальнего Востока. Часть потоков идет через черноморские порты, но там куча ограничений связана не с портовыми мощностями, а с невозможностью страховать эти грузы, нанимать перевозчиков из других стран. Минеральные удобрения экспортировать вообще никто не запрещал, а производство калийных удобрений в России сократилось почти в два раза, потому что нет возможности их транспортировать. Это все связано с общим глобальным транспортным коллапсом, который во многом обусловлен бойкотом российских грузов. Мозаика 2023 года Прогноз на следующий год очень неоднозначный. Большая часть санкций в металлургии и лесопереработке отыграны, здесь эффект уже проявился. Я не думаю, что дальше последует большой спад. А вот в нефтяной отрасли и нефтепереработке гарантированно можно ожидать ухудшения. Объемы производства газа из-за отказа Европы его покупать и дальше будут снижаться. Возможно, как-то разрешится ситуация с минеральными удобрениями, потому что это сильно влияет на глобальную проблему борьбы с голодом. В целом картина в следующем году будет мозаичная.

Наталья Зубаревич объяснила, почему Москва тратит так много денег 31 января 2020 года в 16:54 Встреча с профессором МГУ, лучшим в стране специалистом в области региональной экономики Натальей Зубаревич состоялась в четверг, 30 января, в Ельцин Центре. Наталья Зубаревич рассказала, как Москва распределяет деньги между регионами 10 января 2019 года в 09:48 Кто из российских регионов живет "на свои", а кто получает "именные" дотации, рассказала в своем интервью "URA.

Экономист Наталья Зубаревич: Не верю, что холодильник победит телевизор

Об этом профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич рассказала в среду в ходе интервью Bild. Директор региональной программы независимого института социальной политики Наталья Зубаревич в подкасте «Шкала ценностей». Новости по тегу: Наталья Зубаревич. Ситуацию мы обсудили с главным научным сотрудником НИУ ВШЭ, специалистом в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии Натальей Зубаревич. Главные новости о персоне Наталья Зубаревич на Будьте в курсе последних новостей: Более чем 40 лет санкций серьезно сказались на экономике Ирана: Всемирный банк подсчитал.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий