не самый первый. Славянский новый год праздновали в день осеннего равноденствия (примерно 21-23 сентября).
Когда раньше отмечался славянский Новый Год — Новолетие
Среди многих славян распространено мнение, что праздник Новый год, узаконенный Петром I, славяне отмечать не должны. С Новым годом! По древнеславянскому календарю настало Новолетие, день зимнего солнцестояния наши предки называли Солнцеворот, это был праздник Коляды. Если сегодня Новый год принято отмечать в семейном кругу, то славянское Новолетие – это общинный праздник, который праздновали, собираясь вместе с близкими родами. Славянский Новый год и чем он был замечателен. В Новолетие люди ходили друг к другу в гости и часто засиживались до утра. Наши предки праздновали наступление нового года в марте, как и многие другие народы, чья жизнь была тесно связана с природными циклами. Новолетие, или славянский Новый год, приходится на 14 сентября (1 сентября по старому стилю).
Наступил год Огнегривого Коня по славянскому календарю: что он сулит россиянам
Православный Новый год приравнивают к вхождению Спасителя в Назаретскую синагогу и началу учения людей вере в Бога. Главная» Новости» Новый год у славян в марте. Древние славяне праздновали начало Нового года в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. До 1492 года на Руси отмечали Новый Год (Ново-летие) в день весеннего равноденствия.
Особенности древнеславянского Нового года Овсень малый 14 марта, традиции праздника
Спустя века это отразили на христианских гравюрах. Георгий Победоносец напоминает о войне с китайцами Славяне с китайцами заключили мир за 5 508 лет до рождения Христа. Но легенды о нём сохранились в народных сказаниях, перекочевавших в христианские хроники. В католическое «Чудо Георгия о змие», например.
На Руси же Георгий Победоносец, именуемый великомучеником Егорием Храбрым, на православных иконах прокалывает копьём не змея, а символ Китая — дракона. Появившееся при Иване IV Грозном русское слово «копейка» также напоминает о победе славян над китайцами. На монетах чеканили герб Москвы, где дракона убивают копьём.
От копья и копейка. На современных деньгах мы видим то же самое. Победившего китайского дракона великомученика Егория святым Георгием первым назвал Пётр I.
Ныне считающийся покровителем русского воинства Георгий Победоносец теперь не только на гербе Москвы, но и в центре Государственного герба РФ. Четыре Новых года от Сотворения мира Календарь от Сотворения мира был поводом для раздоров из-за путаницы с датой Нового года. В Киевской Руси началом языческого славянского Нового года от Сотворения мира считался день весеннего равноденствия 21 марта.
Позднее появилась привычка ходить с подарками для духов по улице и угощать всех желающих. И все это сопровождалось песнями, шутками и плясками. Овсень — брат-близнец Коляды. Радовали славяне этого братца кашей. Сначала топилась печь, и, пока она не была готова, к муке вообще категорически нельзя было прикасаться. Иначе проку от праздничной каши не будет абсолютно никакой. А пока хозяйки шептали заклинания, чтобы ближайший урожай был хорошим и все были сыты целый год, пока не придет время новых посевных. Затем надо было низко поклониться горшку с кашей и только потом поставить в печь. Следить надо было пристально: если каша убежит из горшка, жди беды. Каша получилась хорошей — значит, Овсень выказал свою доброжелательность, и весь год в этом доме будут жить-поживать да добра наживать.
Когда на Руси приняли христианство, новый год стали праздновать 1 сентября.
Традиционным был и праздник Масленицы. Блины считались особым лакомством, символизирующим Солнце, которого народ заждался за долгую зиму. С появлением христианства на Руси Новый год был перенесен на 1 сентября, но традиция Масленицы сохранилась и по сей день. Осенний Новый год «назначил» Московский митрополит в 1342 году в соответствии с юлианским календарем, и он был связан с благодарением за урожай и празднованием окончания сельскохозяйственных работ перед наступлением холодов. Однако жители Руси не сразу приняли эту дату.
Лишь в 1492 году Русская православная церковь официально утвердила празднование Нового года 1 сентября и ввела в ход привычный для нас календарь из 12 месяцев.
Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века. Откуда же взялся Дед Мороз? По поводу появления современного Деда Мороза существует несколько предположений. По одному из них создателем этого образа является немецкий художник Морис фон Швиндт. Он жил в Вене и писал декорации к опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Ему необходимо было изобразить «Господина Зимы», что он и сделал, нарисовав человека в тёплой шубе с большим меховым воротником и ёлкой под мышкой. Было это более 140 лет назад. Переехав в Мюнхен, художник вёл в сатирическом журнале рубрику «Приключения Деда Мороза», где Дед Мороз совершал разные добрые дела.
Как отмечается Славянский Новый год 14 сентября по древним народным традициям
В древности восточные славяне отмечали Новый Год в соответствии с природным циклом — весной. Из многих древних песен и обычаев1 славян известно, что они праздновали Новый год в первый весенний месяц торжеством в честь Лада – бога солнца, или с летнего солнцеповорота. Доподлинно известно, что у языческих славян, как и у других земледельческих народов, новый год начинался с началом весны, то есть с пробуждением новой жизни. Новый год для древних славян стал необходимостью – важным переходом, к которому постепенно начали переучиваться обеспеченные и бедные жители Руси.
Славянский языческий Новый год
Например, справиться с вредными привычками, перестать делать то, что не приносит радости, или начать делать то, на что никак не мог решиться.
Как встречали славянский Новый год На сегодняшний день церковное Новолетие в православной среде почти не отмечают, поэтому праздник можно назвать одним из самых незаметных в христианском календаре. Даже церковная служба проводится не в каждом приходе. Однако так было далеко не всегда. На Руси этот праздник нужно было провести по всем правилам. В конце августа уже заканчивались основные полевые работы, начинались домашние хлопоты.
Теперь принято было вести отсчёт, начиная с 1 января. Именно тогда появились современные традиции празднования Нового года. Но, как вы понимаете, они очень молоды и не являются исконно русскими — такими, как Новолетие.
Несмотря на то, что сегодня Новолетие не является всеобщим праздником, многие приверженцы старой веры не забывают о своём главном торжестве. Кроме того, 14 сентября также является и днём почитания святого Симеона Столпника. Согласно преданиям, этот святой прожил насыщенную столетнюю жизнь. Он старался помогать всем нуждающимся, лечил от физических и душевных недугов, предсказывал будущее и давал людям веру в лучшее. Святой Симеон Столпник. Икона, 1695 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Что можно и что нельзя Считается, что в Сёмин день или Новолетие очень хорошо заводить новые знакомства и вообще начинать новые проекты. Это праздник, который стоит у истоков всякого дела, а потому покровительствует смелым начинаниям и планам. Кстати, в старину в Симеонов день было принято устраивать свадьбы или же отправлять сватов. В Новолетие было принято водить хороводы, устраивать народные гуляния, веселиться.
Считалось, что таким образом человек может привлечь счастье в свою жизнь. Однако в традициях Новолетия можно увидеть и немало запретов. Категорически запрещалось в этот день ссориться и браниться.
А от стука его наступают трескучие морозы, реки сковывает лед, на окнах появляются узоры. Считалось, будто с ноября по март он такой силы набирается, что в гневе может устроить лютую стужу, от которой даже ломалось железо. Однако, несмотря на суровый характер, наказывал он только провинившихся.
Бог Зимы со своими помощниками У восточных славян Бог Зимы и Мороза представлен, как богатырь, сковывающий воду «железными» морозами. В народе их называли калинниками от слова «калить». Все это пошло от обычаев, связанных с кузнецами. Были и другие имена: Дед Трескун, Зимник, Студенец. Описывали Корочуна, как могучего сурового старика с седыми волосами и длинной бородой. Он ходил с посохом, в красивой теплой шубе.
Стоит заметить, что цвет шубы был непременно белого или синего цвета, но никак не красного. Седовласого старика представляли босиком и без головного убора. В сопровождении его были волки и медведи. Бог Корочун иногда упоминался, как отдельное божество, повелевающее морозами. Однако считалось, что и Корочун, и Морозко зимой хозяйничают вдвоем - покрывают озера коркой льда, управляют вьюгой, наметают снежные сугробы. И хоть они не были добрыми дедушками, все же злыми их не считали, как и всех Богов в язычестве.
Благодаря тому, что Русь всегда располагалась в полосе, где полгода длились холода, Боги Зимы были очень важны для людей. Славяне верили, что Бог Корочун помогает им выстоять в битвах, с помощью холодов и мороза. А ведь и правда, смогли бы мы пройти достойно Великую отечественную войну, Ледовое побоище, войну с Наполеоном, не будь у нас таких суровых зим? Суть его заключалась в следующем — накануне Рождества старший сын должен был выйти на крыльцо или выглянуть в окно и предложить отведать ложку киселя или кутьи. При этом нужно приговаривать: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес!